Окончание или флексия (лат. flixio – сгибание) – это значимая часть слова, которая изменяется и является формообразующей. Окончание служит для связи слов в предложении или словосочетании и указывает на отношения между словами, выражая грамматическое значение.
Грамматическое значение окончаний разных частей речи.
Окончания глаголов прошедшего времени указывают на их число, лицо и род:
прочитанный – прочитанная – прочитанных
Окончание – это исключительно формообразующая морфема, которая не придает слову никаких дополнительных значений.
Окончания бывают материально выраженными и нулевыми.
Нулевое окончание – это окончание изменяемых слов, которое не выражается звуками при произношении и буквами на письме, но при этом передает определенное грамматическое значение. Нулевое окончание может быть показателем определенного рода или падежа, например:
Существуют неизменяемые слова и формы слов, которые не имеют окончаний и системы грамматических свойств. К таким словам и формам относятся:
— несклоняемые существительные, чаще иностранного происхождения: такси, пальто
— притяжательные местоимения, которые обозначают принадлежность третьему лицу: её, его, их
— несклоняемые прилагательные: бордо, хаки
— формы простой сравнительной степени: добрее, выше, красивее
— служебные части речи
Такие слова имеют связи с другими словами с помощью смысловых отношений, а нулевое окончание никак не обозначается на письме.
Учим русский язык Полезные справочные и занимательные материалы по русскому языку.
Окончание.
Окончание – изменяемая значимая часть слова, которая образует формы слова и служит для связи слов в словосочетании и предложении. Эта формообразующая морфема выражает грамматические значения рода, лица, числа и падежа.
Не все слова имеют окончание. Оно есть только у изменяемых слов. Бывает, что окончание у слова есть, но его не видно и не слышно, т.е. оно не выражено буквами и звуками – это нулевое окончание. Кроме того, окончание не всегда стоит в конце слова. В слове может быть два окончания. Иногда, чтобы выделить окончание приходится использовать фонетическую транскрипцию.
Окончание – это формообразующая морфема, которая выражает грамматические значения слова (род, лицо, число, падеж), а не лексические значения как словообразовательные морфемы.
От формообразующих суффиксов окончание отличается характером выражаемого им грамматического значения.
Окончание могут иметь только изменяющиеся части речи (склоняемые, спрягаемые или изменяющиеся по родам и числам):
Чтобы выделить окончание, надо изменить форму слова :
Часть слова, которая изменяется при изменении формы слова, является окончанием.
Окончание не входит в основу слова, так как имеет только грамматическое значение.
Концы слов разных частей речи могут быть одинаковыми, но их окончания различны, т.е. слова имеют разное морфемное строение. Примеры:
Внимание! Глаголы второго лица мн.ч. настоящего и будущего числа и формы повелительного наклонения этих глаголов могут совпадать, но имеют разное морфемное строение,т.е. имеют два варианта морфемного разбора:
В глаголах первого спряжения безударное окончание -(ете) по звучанию совпадает по звучанию с повелительным наклонением, но пишется по-другому:
выпрыгн-и-(те) (повелит.накл.) – выпрыгн-(ете) (первое спряжение (прыгнуть), второе лицо, мн.ч.).
С помощью окончания образуются формы изменяемых слов.
Окончание выражает различные грамматические значения частей речи:
Кроме различения форм слова, окончания иногда выполняют смыслоразличительную функцию:
хлеб(а) – хлебные злаки и хлеб(ы) – выпеченные из муки изделия; мужи – мужья, зубы – зубья, листы – листья.
Иногда по окончанию легко определить не только форму, но и часть речи. Например:
Неизменяемые слова не имеют окончаний:
Неизменяемые части речи
Примеры
деепричастия
видя, слыша, собирая, умываясь
наречия
наголо, весело, лучше, по-немецки, во-первых, невтерпёж, замуж
Внимание!Отсутствие у слова окончания графически не обозначается. При морфемном и словообразовательном разборе нельзя ставить знак нулевого окончания! Все слово входит в основу.
Деепричастия и наречия – неизменяемые части речи, поэтому окончаний не имеют. Не путайте суффиксы деепричастий и наречий с окончаниями прилагательных. Окончания прилагательных можно изменять:
Нулевые окончания
Склоняемые или спрягаемые (изменяемые!) части речи в некоторых формах могут иметь нулевое окончание. Нулевое окончание не выражено звуком и не обозначено буквой на письме. Обнаружить его можно, изменяя формы слова. Если при изменении формы слова появляется окончание, выраженное буквами и звуками, то э Нулевое окончание передает определенное грамматическое значение:
стол(), конь() – Им. п., муж.род, второе склонение; туч(), луж(), мам() – значение родительного падежа мн.ч.
При изменении формы таких слов после основы появляется выраженное (звуками, буквами) окончание.
Нулевые окончания имеют:
Примеры
существительные мужского рода ед.числа 2 склонения в именительном и винительном падежах:
глаголы прошедшего времени мужского рода ед.ч. в изъявительном и сослагательном наклонении:
пел(), пел() бы – пел(а), умыл()ся – умыл(а)сь;
десять() – десят(и), десять(ю)
Внимание!Необходимо различать слова с нулевым окончанием и неизменяемые слова, т.к. в слове с нулевым окончанием оно указывается при морфемном разборе слова, а в неизменяемых словах – нет (нет окончания)!
Окончание может находиться внутри слова:
Два окончания в слове.
В сложных словах возможно выделение двух окончаний:
Но, в сложных существительных и прилагательных, которые пишутся слитно, после первого стоит соединительная гласная, а не окончание: сам-о-лет(), красн-о-кож(ий).
Окончание выделяется по звуковому составу
с помощью транскрипции, так как написание не отражает морфемного состава слова:
лис-ий(), волч-ий(), медвеж-ий(), где –ий является суффиксом и есть нулевое окончание. При склонении беглый –и– из суффикса выпадает, остается суффикс, который звучий как[й’], а на письме передается разделительным мягким знаком: лись(его) [лис’-й-‘(ива)], волчь(его) [волч’-й’-(ива)], медвежь(его)[м’эдв’эж-й’-(ива)] – в транскрипции звучит суффикс [й’] и окончание.
ЗАПИШИ СЛОВА В ТРИ СТОЛБИКА 1) СЛОВА С ОКОНЧАНИЕМ?
ЗАПИШИ СЛОВА В ТРИ СТОЛБИКА 1) СЛОВА С ОКОНЧАНИЕМ.
2)СЛОВА С НУЛЕВЫМИ ОКОНЧАНИЕМ.
3) СЛОВА НЕ ИМЕЮЩИЕ ОКОНЧАНИЯ ПОГОДА.
КЕНГУРУ МЁД КОФЕ ЗВЕРИ.
Запиши слова в три столбика : 1) слова с окончанием, выраженным звуками 2) слова с нулевым окончанием 3) слова, не имеющие окончания погода, туман, луг, звезды, вечер, пальто, листва, медведь, кенгуру?
Запиши слова в три столбика : 1) слова с окончанием, выраженным звуками 2) слова с нулевым окончанием 3) слова, не имеющие окончания погода, туман, луг, звезды, вечер, пальто, листва, медведь, кенгуру, мед, кофе, звери.
Запиши слова в 3 столбика : 1)слова с окончанием, выраженным звуками ; 2) слова с нулевым окончанием ; 3)слова, не имеющие окончания?
Запиши слова в 3 столбика : 1)слова с окончанием, выраженным звуками ; 2) слова с нулевым окончанием ; 3)слова, не имеющие окончания.
Помогите три слова : из пяти звуков и шести букв и три слова из приставки, корня, окончания?
Помогите три слова : из пяти звуков и шести букв и три слова из приставки, корня, окончания.
Невзрачный вид несмотря на то не решив вопроса не кто иной, как он нисколько не способный дом невысок нелепый наряд идти незачем обратиться не к кому ничуть не интересный рассказ недосмотреть за ребенком не просохший после дождя далеко не убедительны..
1.Окончание – это морфема, которая обычно стоит в конце слова и которая указывает на связь данного слова с другими словами. Окончание выражает значения рода, числа, падежа, лица.
Окончание часто называют изменяемой частью слова.
Это значит, что изменение окончания не приводит к изменению лексического значения слова.
Окончания не участвуют в словообразовании. Это всегда формообразующие морфемы. Они используются при образовании форм одного и того же слова.
2. Окончания выражают грамматические значения:
3. Окончание может быть выражено одним или несколькими звуками.
Но окончание может быть и нулевым. Нулевое окончание не выражено звуком и на письме не обозначено буквой, однако именно отсутствие материально выраженного окончания имеет определённое грамматическое значение, например: нож □ – нулевое окончание указывает на мужской род, единственное число, именительный падеж.
Нулевые окончания обнаруживаются в следующих формах:
у существительных в форме именительного падежа, единственного числа, мужского рода (2 склонения) и женского рода (3 склонения);
у части существительных в форме родительного падежа, множественного числа;
у кратких прилагательных в форме единственного числа, мужского рода;
у глаголов в форме прошедшего времени, единственного числа, мужского рода;
В формах типа предгорий, блюдец мы наблюдаем подобное явление. Только здесь присутствует ещё и беглость гласных (и, е).
окончания в сложных числительных, где окончания следуют за каждым корнем.
Правописание окончаний определяется частеречной принадлежностью слова и поэтому будет рассмотрено при характеристике соответствующих частей речи.
5.Основа – это часть слова без окончания. Основа является носителем лексического значения данного слова.
Чтобы выделить основу, надо отделить окончание.
Значок основы – квадратная скобка снизу:
Основа слова может быть равна корню.
Кроме корня, основа может включать приставки и суффиксы.
6. При склонении и спряжении основа может меняться – сокращаться или увеличиваться.
7. Поскольку в русском языке есть несколько постфиксов, то есть суффиксов, которые могут располагаться после окончаний, то основа некоторых форм слов может быть разорванной.
Следует различать основу конкретной формы слова и основу слова (при словообразовании).
Основа конкретной формы слова представлена частью слова без окончания.
Основа слова определяется по начальной форме слова. Она включает в себя корень, приставки и словообразовательные суффиксы и постфиксы. Формообразующие суффиксы и постфиксы в словообразовательную основу включаться не будут.
1. Из выделенного предложения выпишите:а) слова, не имеющие окончания: ежеминутно, почерпая, выбирая, имея.б) слова с нулевым окончанием: беспределен, жизнь, возможность.в) слова с формально выраженным окончанием: тоны, оттенки, все, переходы, звуков, самых, твёрдых, может, живой, нежных, мягких, одной, стороны, высокие, слова, языка,церковно-библейского, другой, стороны, выбор, меткие, названья, бесчисленных, своих, наречий, рассыпанных, нашим, провинциям.Дальше выписывайте сами – это примитивно просто. Грамматическое значение окончаний тоже определите сами.Окончания имеют значения числа, падежа, рода, лица, например, в слове БЕСПРЕДЕЛЕН нулевое окончание имеет значение единственного числа, мужского рода, а в слове ВОЗМОЖНОСТЬ – значение единственного числа, винительного падежа; в существительном ТОНЫ окончание имеет значение множественного числа, именительного падежа, а в глаголе МОЖЕТ – единственного числа, 3 лица.2. Родственные слова:✔ живой, жизнь;✔ высоки, высоты;✔ выбирая, на выбор;✔ может, возможность;✔ переходы, восходить
Упр. 1. Запишите несколько примеров слов, образованных: а) приставочным способом; б) суффиксальным способом; в) приставочно-суффиксальным способом; г) способом сложения.
Упр. 2. Прочитайте текст и выполните задания.
Необыкновенный язык наш есть еще тайна. В нем все тоны и оттенки, все переходы2 звуков от самых твердых до самых нежных и мягких; он беспределен и может, живой как жизнь, обогащаться ежеминутно2, почерпая, с одной стороны, высокие слова из языка церковно-библейского2, а с другой стороны, выбирая на выбор меткие названья из бесчисленных2 своих наречий, рассыпанных по нашим провинциям, имея возможность таким образом в одной и той же речи восходить до высоты, не доступной никакому другому языку, и опускаться до простоты, ощутительной осязанью непонятливейшего человека, — язык, который сам по себе уже поэт. (Н. В. Гоголь)
1. Из выделенного предложения выпишите: а) слова, не имеющие окончания; б) слова с нулевым окончанием; в) слова с формально выраженным окончанием. Укажите для последних двух групп слов, какое грамматическое значение имеют окончания.
2. Найдите в тексте родственные слова. Сгруппируйте их в соответствии со значением корня.
3. Найдите слова, которые образованы суффиксальным, приставочным и приставочно-суффиксальным способами словообразования. Укажите, от каких слов они образованы.
4. Сделайте морфемный и словообразовательный разбор указанных слов.
Упр. 5. Запишите несколько примеров слов, образованных: а) приставочным способом; б) суффиксальным способом; в) приставочно-суффиксальным способом; г) способом сложения.
Упр. 6. Прочитайте текст и выполните задания.
Необыкновенный язык наш есть еще тайна. В нем все тоны и оттенки, все переходы2 звуков от самых твердых до самых нежных и мягких; он беспределен и может, живой как жизнь, обогащаться ежеминутно2, почерпая, с одной стороны, высокие слова из языка церковно-библейского2, а с другой стороны, выбирая на выбор меткие названья из бесчисленных2 своих наречий, рассыпанных по нашим провинциям, имея возможность таким образом в одной и той же речи восходить до высоты, не доступной никакому другому языку, и опускаться до простоты, ощутительной осязанью непонятливейшего человека, — язык, который сам по себе уже поэт. (Н. В. Гоголь)
1. Выпишите: а) слова, не имеющие окончания; б) слова с нулевым окончанием; в) слова с формально выраженным окончанием.
2. Найдите в тексте родственные слова. Сгруппируйте их в соответствии со значением корня.
3. Найдите слова, которые образованы суффиксальным, приставочным и приставочно-суффиксальным способами словообразования. Укажите, от каких слов они образованы.
4. Сделайте морфемный и словообразовательный разбор указанных слов.
Упр. 7. От данных существительных, называющих лиц по месту жительства, образуйте наименования жителей противоположного пола (мужского или женского) и множественного числа. Образец: англичанин — англичанка, англичане, немка — немец, немцы.