Что такое слова со значением оценки

Что такое оценочные слова в русском языке, примеры?

Что такое слова со значением оценки. Смотреть фото Что такое слова со значением оценки. Смотреть картинку Что такое слова со значением оценки. Картинка про Что такое слова со значением оценки. Фото Что такое слова со значением оценки

Что такое слова со значением оценки. Смотреть фото Что такое слова со значением оценки. Смотреть картинку Что такое слова со значением оценки. Картинка про Что такое слова со значением оценки. Фото Что такое слова со значением оценки

Большой пласт слов в русской лексике характеризуется наличием оценки, т.е. в семантике этих слов заложена характеристика, оценивание предмета, явления, признака, действия и т.д

Оценочный характер слову придают такие средства:

Что такое слова со значением оценки. Смотреть фото Что такое слова со значением оценки. Смотреть картинку Что такое слова со значением оценки. Картинка про Что такое слова со значением оценки. Фото Что такое слова со значением оценки

Что такое слова со значением оценки. Смотреть фото Что такое слова со значением оценки. Смотреть картинку Что такое слова со значением оценки. Картинка про Что такое слова со значением оценки. Фото Что такое слова со значением оценки

Что такое слова со значением оценки. Смотреть фото Что такое слова со значением оценки. Смотреть картинку Что такое слова со значением оценки. Картинка про Что такое слова со значением оценки. Фото Что такое слова со значением оценки

Что такое слова со значением оценки. Смотреть фото Что такое слова со значением оценки. Смотреть картинку Что такое слова со значением оценки. Картинка про Что такое слова со значением оценки. Фото Что такое слова со значением оценки

К эмоционально-оценочн­ ым относятся слова в русском языке относятся такие слова, которые помогают автору передать эмоциональную составляющею речи или письма, связанные с чувствами, эмоциями, ситуацией и прочее. Примером в данном случае могут послужить, как негативная оценка “коварные лазутчики”. Субъективные оценочные слова бывают как положительные, так и отрицательные. Гадкий и мерзкий это примеры негативной эмоциональной оценки в русском языке. К одному и тому же человеку можно отнестись по-разному использую оценочные слова, например, положительно “светловолосый”, и негативно “белобрысый”.

Что такое слова со значением оценки. Смотреть фото Что такое слова со значением оценки. Смотреть картинку Что такое слова со значением оценки. Картинка про Что такое слова со значением оценки. Фото Что такое слова со значением оценки

Степени наречий (и сравнительная, и превосходная) могут иметь те наречия, которые образованы от качественных имен прилагательных. Обычно это наречия на и .

Сравнительная степень наречий образуется так же, как такая же степень прилагательных. Необходимо уметь отличать степень одной части речи от другой. Как это сделать? По-моему, ответ на этот вопрос есть на данном сайте. Да нас он пока не касается.

Будем отвечать конкретно на заданный уважаемым автором вопрос.

Еще сравнительная степень наречий (как и прилагательных) может быть с приставкой по- (считается разговорным вариантом).

Покороче, потише, покруче, помедленнее, поважнее.

Уберите приставку по- и получите другие варианты той же степени сравнительной наречий.

Что такое слова со значением оценки. Смотреть фото Что такое слова со значением оценки. Смотреть картинку Что такое слова со значением оценки. Картинка про Что такое слова со значением оценки. Фото Что такое слова со значением оценки

Все слова в русском языке принято делить в зависимости от значения на три группы. К первой относят самостоятельные, или полнозначные слова, которые имеют самостоятельное значение и отвечают на вопросы.

Ко второй группе относят те слова, которые на вопросы не отвечают и самостоятельного значения не имеют. Это служебные части речи.

Что такое слова со значением оценки. Смотреть фото Что такое слова со значением оценки. Смотреть картинку Что такое слова со значением оценки. Картинка про Что такое слова со значением оценки. Фото Что такое слова со значением оценки

Буква «з» относится к тем звонким согласным, у которых есть фонетическая пара из числа глухих согласных. Это «с». Можно сказать, что пару образуют и буквы, и звуки, потому что они формируются по принципу, например: слышим звук [с], а пишем букву, которая как бы должна соответствовать звуку [з], то есть согласная «з». Я бы такие пары назвала в этом смысле «буквенно-звуковыми».

Итак, в русском языке найдётся не 5 и не 10 слов разных частей речи, а намного больше, в которых пишется «з», но слышится [с]. Это называется оглушением согласных. Звонкий [з] превращается в глухой [с]. Касается это как твёрдых (порез, сказка), так и мягких (резь) звуков. Такой процесс относят или к регрессивной ассимиляции (уподоблению соседних звуков), или к традиционному оглушению в конце слов. Причём, в русском языке данную традицию не назовёшь факультативной.

Написанная согласная «з», которая звучит глухо (как [с]), на практике часто проверяется при помощи так называемых проверочных слов.

Примеры слов, где пишем «з», а слышим «с» ([с]):

Отметим, что без проверочных слов примеры были бы несколько голословными, поскольку нам всегда следует объяснять написание тех слов, орфографию которых демонстрируем.

Источник

Пожалуйста, помогите. Что такое оценочная лексика??

Помимо стилистической окраски, слово способ­но выражать оценку различных явлений ре­альной действительности. Есть слова с положительной и отрица­тельной оценкой, ср. : отличный, прекрасный, превосход­ный, чудесный, изумительный, роскошный, великолепный – положительная оценка и скверный, гадкий, отвратительный, безобразный, наглый, нахальный, противный – отрицательная оценка.

Слова с положительной и отрицательной оценкой представлены во всех типах лексики. Так, книжной лексике принадлежат высокие слова, которые придают речи торжественность, а также выражают эмоциональ­но-экспрессивную оценку называемых понятий, например: прекрасно­душие, словеса, донкихотство – положительная оценка; педантич­ный, манерность, личина, продажный – отрицательная оценка.

В разговорной лексике также встречаются слова положительные: дочурка, голубушка, бутуз, смешинка и выражающие отрицательную оценку называе­мых понятий: мелюзга, ретивый, хихикать, бахвалиться [4].

В просторечии употребляются сниженные слова, ко­торые находятся за пределами литературной лексики. Среди них также могут быть слова, выражающие положительную оценку: работяга, башковитый, обалденный и отрицательное отношение говорящего к обозначаемым ими понятиям: рехнуться, хлипкий, ушлый и т. п.

Вы­бор стилистически окрашенной, в том числе оценочной, лексики нередко зависит от нашего отношения к тому, о чем мы говорим.

Помимо стилистической окраски, слово способ­но выражать оценку различных явлений ре­альной действительности. Есть слова с положительной и отрица­тельной оценкой, ср. : отличный, прекрасный, превосход­ный, чудесный, изумительный, роскошный, великолепный – положительная оценка и скверный, гадкий, отвратительный, безобразный, наглый, нахальный, противный – отрицательная оценка.

Слова с положительной и отрицательной оценкой представлены во всех типах лексики. Так, книжной лексике принадлежат высокие слова, которые придают речи торжественность, а также выражают эмоциональ­но-экспрессивную оценку называемых понятий, например: прекрасно­душие, словеса, донкихотство – положительная оценка; педантич­ный, манерность, личина, продажный – отрицательная оценка.

В разговорной лексике также встречаются слова положительные: дочурка, голубушка, бутуз, смешинка и выражающие отрицательную оценку называе­мых понятий: мелюзга, ретивый, хихикать, бахвалиться [4].

В просторечии употребляются сниженные слова, ко­торые находятся за пределами литературной лексики. Среди них также могут быть слова, выражающие положительную оценку: работяга, башковитый, обалденный и отрицательное отношение говорящего к обозначаемым ими понятиям: рехнуться, хлипкий, ушлый и т. п.

Вы­бор стилистически окрашенной, в том числе оценочной, лексики нередко зависит от нашего отношения к тому, о чем мы говорим.

Помимо стилистической окраски, слово способно выражать оценку различных явлений реальной действительности. Есть слова с положительной и отрицательной оценкой, ср. : отличный, прекрасный, превосходный, чудесный, изумительный, роскошный, великолепный – положительная оценка и скверный, гадкий, отвратительный, безобразный, наглый, нахальный, противный – отрицательная оценка.

Слова с положительной и отрицательной оценкой представлены во всех типах лексики. Так, книжной лексике принадлежат высокие слова, которые придают речи торжественность, а также выражают эмоционально-экспрессивную оценку называемых понятий, например: прекраснодушие, словеса, донкихотство – положительная оценка; педантичный, манерность, личина, продажный – отрицательная оценка.

В разговорной лексике также встречаются слова положительные: дочурка, голубушка, бутуз, смешинка и выражающие отрицательную оценку называемых понятий: мелюзга, ретивый, хихикать, бахвалиться [4].

В просторечии употребляются сниженные слова, которые находятся за пределами литературной лексики. Среди них также могут быть слова, выражающие положительную оценку: работяга, башковитый, обалденный и отрицательное отношение говорящего к обозначаемым ими понятиям: рехнуться, хлипкий, ушлый и т. п.

Выбор стилистически окрашенной, в том числе оценочной, лексики нередко зависит от нашего отношения к тому, о чем мы говорим.

Смотреть что такое «оценочный вопрос» в других словарях:
Оценка программ (program evaluation) — В исслед. по О. п. используются аналитические инструменты из соц. наук для исслед. соц. программ, выбираются критерии выполнения и оценивается эффективность программы. О. п. проводится с целью оказания помощи в принятии рациональных решений по… … Психологическая энциклопедия

Критика музыкальная — (греч. xritikn искусство судить, разбирать) изучение, анализ и оценка явлений муз. иск ва. В широком смысле К. м. входит в состав всякого исследования о музыке, поскольку оценочный элемент является неотъемлемой частью эстетич. суждения.… … Музыкальная энциклопедия

Моррис Чарльз — Чарльз Моррис и основания семиотики Жизнь и сочинения Чарльз Моррис (1901 1979) свою карьеру начал как инженер, затем через биологию и психологию пришел к философии. Докторскую диссертацию он защитил в Чикагском университет в 1925 г. Затем… … Западная философия от истоков до наших дней

Референдум — (Referendum) Референдум это всеобщее народное голосование по какому либо важному государственному вопросу Форма референдума, виды референдумов, процедура референдума, референдум в России, результаты референдума, местный референдум, референдум в… … Энциклопедия инвестора

Санкт-Петербург, город — I (Петербург, Петроград, Питер [В настоящей статье вместо слов С. Петербург допущены сокращения: СПб. и Пб.] столица России и резиденция Российского Императорского Дома. Судьбы местности нынешнего СПб. до 1703 г. В 1300 г. шведы поставили город… … Энциклопедический словарь Ф. А. Брокгауза и И. А. Ефрона

Лермонтоведение — ЛЕРМОНТОВЕДЕНИЕ, изучение жизни и творчества Л. Первые попытки осмысления творчества Л. начались уже в прижизненной критике, с выходом в свет «Стихотворений М. Лермонтова» (1840) и «Героя нашего времени» (1840, 1841). В 40 х гг. проза и поэзия Л … Лермонтовская энциклопедия

Законодательные запреты пропаганды гомосексуализма в России — Попытки законодательного запрета «пропаганды гомосексуализма» в России предпринимались как на федеральном, так и на региональных уровнях с 2000 х годов. По состоянию на 2012 год в России на федеральном уровне такого закона так принято и не было.… … Википедия

Демократическая партия США — (Democratic Party USA) История демократической партии США, создание и деятельность Информация о демократической партии США, история создания и деятельности партии Содержание Демократическая (Англ. Democratic Party) — одна из двух крупнейших … Энциклопедия инвестора

Платежный баланс — (Balance of payments) Платежный баланс это статистический документ, отражающий все внешнеэкономические операции данной страны Платежный баланс страны, методы и структура составления платежного баланса, отрицательное и положительное сальдо… … Энциклопедия инвестора

АТЕИЗМ — (греч. atheos отрицание бога: а отрицательная приставка, theos бог) безбожие, мировоззрение, отвергающее религию, т. е. веру в существование сверхъестественного мира (богов, духов, бессмертия души и т. д.). Поскольку существует множество различных… … Философская энциклопедия

Тоталитарная секта — Не следует путать с секта. Тоталитарная секта особый тип организации, для которой характерны авторитарные методы управления, ограничения прав человека для членов организации и деятельность которой представляет опасность для жизни и здоровья … Википедия.

Источник

Что такое слова со значением оценки

Что такое эмоционально экспрессивная лексика

Стилистические функции

Существует большая пропасть между восприятием романа или повести, научно-популярной статьи, официальных бумаг. Это происходит не только за счёт наличия интересного, увлекательного сюжета. Язык литературного произведения близок к привычному нам разговорному стилю.

Использование метафор с экспрессивной окраской играет важную роль при написании монологов и диалогов литературных героев. Без применения этого обширного ресурса русского языка текст художественного произведения напоминал бы скорее стенографию бытового диалога персонажей.

Виды эмоционально окрашенных слов

пренебрежительные (крохобор, малевать);

По типу оценки

По части речи

Русский язык отличается богатством экспрессивной лексики. Эмоционально-экспрессивная окраска свойственна словам разных частей речи.

Междометия называют самым эмоциональным пластом слов. Поэтому употребление экспрессивной лексики в жизни встречается повсеместно. Междометия не предусматривают какой-либо информационной нагрузки. Они предназначены для обозначения эмоционально сильного места в написанном в разговорном стиле произведении.

Однозначные слова

Многозначные слова

С суффиксами эмоциональной оценки

Матушка-гусынюшка,
Нянюшка-графинюшка,
Не упало ли добро?

Примеры использования эмоционально экспрессивной лексики

В разговорной лексике

Главные черты разговорной лексики – эмоционально экспрессивная окрашенность, непринуждённая манера общения. К ней относятся слова, разные по стилистической окраске, способу выражения.

В семантике некоторых выражений (например, баламут) уже заложена оценочность.

Оценочный оттенок других создаётся сложением основ, использованием суффиксов (домина, сынуля). Особая эмоциональная окраска может быть и у слов фамильярных (сыночек, дедуля и т. д.).

Границы между разговорной и просторечной лексикой подвижны и зыбки. К последней относятся слова, не встречающиеся в обыденном лексиконе большинства культурных людей (отродясь, авось, давеча). В эмоциональном плане просторечная лексика выглядит грубоватой.

Многим словам свойственна сильная экспрессия, резко отрицательное отношение к какому-либо явлению.

В литературе

Богатство русской эмоционально-оценочной лексики трудно переоценить. В произведении Максима Горького для обозначения глаз человека используется резкое, грубое слово: «Погоди, книгожора, лопнут зенки-то». Именно использование эмоционально окрашенной лексики позволило автору добиться желаемого эффекта. Слово «зенки» свидетельствует о неодобрительной оценке говорящего. Оно характеризуется как просторечное, грубое.

Обозначение в словарях

Советы для писателей по употреблению эмоционально окрашенных слов

В книжной лексике активно используются высокие слова, которые придают речи торжественность. Она богата и эмоционально-экспрессивными словами, способными выражать как отрицательную, так и одобрительную оценку тех или иных понятий.

При работе под текстом автор может менять его эмоциональный настрой, тем самым воздействуя на восприятие читателя. Экспрессивно оценочные слова – важный инструмент в руках писателя. Они помогают растрогать или рассмешить читателя, сформировать негативное отношение к какому-либо явлению, вызвать воодушевление. Грамотный подход предусматривает использование нескольких вариантов речи в рамках одного произведения – например, риторически-торжественной, шутливой лексики. В противовес им используются слова в нейтральном контексте (выражения, которые лишены яркой стилистической окраски).

Умелое употребление эмоционально-экспрессивной лексики важно для формирования индивидуального авторского стиля. Способность грамотно пользоваться такими приёмами отличает мастеров слова от начинающих авторов, в полной мере не чувствующих настроения героев, контекста. Редактура текста опытным специалистом поможет избежать ошибок на этом этапе. Услуги издательской платформы «ЛитРес: Самиздат» — оптимальное решение для воплощения самых смелых авторских замыслов.

Источник

Экспрессивно-оценочная лексика

Экспрессивно-оценочная лексика выражает чувства говорящего, его отношение к действительности. Оценка может быть положительной: благородный, отважный, и т.п. и отрицательной: презренный, трусливый.

На оценочность и стилистическую окраску слова также влияют: 1) контекст 2) интонация

Экспрессивность имеет более широкое значение, чем оценочность, потому что может выражать не только эмоции, чувства, но и понимание сферы использования слова (высокое, сниженное)

Подробное описание

Что такое слова со значением оценки. Смотреть фото Что такое слова со значением оценки. Смотреть картинку Что такое слова со значением оценки. Картинка про Что такое слова со значением оценки. Фото Что такое слова со значением оценки

Экспрессивно-оценочная лексика – слова, содержащие элемент оценки. Они выражают чувства говорящего, его отношение к действительности. Так, слова голубой, красный не несут в себе никакой оценки, они – нейтральны, а слова: лазурный, алый уже имеют оттенок высокой оценки, поэтической лексики, т.е. например, лазурные берега, алые паруса уместней употребить в стихотворениях, поэмах и в других книжных стилях. Оценка может быть положительной: благородный, отважный, гордиться и т.п. Может быть отрицательной: презренный, трусливый кичиться.

Следует разграничить понятия эмоциональности и оценки. Есть эмоциональные слова, не содержащие оценку и наоборот. Оценочные слова: хороший, плохой, веселый, грустный – не относятся к эмоциональной лексике.

Экспрессивность (выражение чувств, эмоциональность) может относиться к словам поэтическим (уста, воспевать), фамильярным (мыкаться, лоботрясничать), шутливым, ироническим (пассия, благоверный). Могут выражать также: неодобрительные (честолюбивый, педант), презрительные (подхалим), вульгарные (хапуга), бранные (хам) и др. Все эти пометы указываются в словарях

На оценочность и стилистическую окраску слова также влияют: 1) контекст 2) интонация.

Отличие экспрессивности от оценочности. Экспрессивность имеет более широкое значение, чем оценочность, потому что может выражать не только эмоции, чувства, но и понимание сферы использования слова (высокое, сниженное) глаза (нейтр.). – очи (высок. книжный стиль) гляделки (сниж.) – шары (груб. отриц.); прогнать (нейтр.) – изгнать (высок.), выставить (сниж.) – выпнуть (груб. отриц)

Источник

Конспект урока по родному (русскому) языку на тему: «Слова со специфическим оценочно-характеризующим значением». (5 класс)

План-конспект родного (русского) языка в 5 классе.

Тема. Слова со специфическим оценочно-характеризующим значением.

Предметные: познакомить учащихся со словами оценочно – характеризующим значением; Регулятивные: определять цель деятельности на уроке; Познавательные: формировать умения определять лексическое значение слов; Коммуникативные: формировать умение слушать и понимать речь других; Личностные: формировать познавательную инициативу в оказании помощи своим одноклассникам.

Оборудование: карточки, иллюстрации, портрет Пушкина.

Люблю я пышное природы увяданье,

В багрец и золото одетые леса…

I. Организационный момент

Прозвенел для нас звонок,

Ровно встали, подтянулись,

И друг другу улыбнулись.

II. Актуализация опорных знаний.

Ранняя осень, пришёл октябрь, над туманной землёй, багряный закат, золото листвы, шорох листьев, костёр рябины, осенняя аллея, разукрасить сад.

ΙΙΙ. Мотивация учебной деятельности.

Осень – очень красивое время года. Вы согласны со мной? Многие поэты, художники восхищались этим временем года, а великого поэта А.С.Пушкина осень вдохновляла на творчество.

Обратите внимание на слова, записанные в орфографической пятиминутке и отыщите там словосочетания и выражения, употреблённые в переносном значении.

-Как они называются? (художественные средства)

-Как вы понимаете слова эпиграфа?

-Какие чувства возникают?

-Какие слова помогают выразить чувства?

IV . Постановка цели и задач урока.

V. Усвоение новых знаний.

К эмоционально-оценочным словам относятся в русском языке такие слова, которые помогают автору передать эмоциональную составляющую речи или письма, связанные с чувствами, эмоциями, ситуацией и прочее… Примером может послужить как негативная оценка, так и позитивная. Оценочные слова бывают как положительные, так и отрицательные.

Сейчас посмотрите на иллюстрации, на которых изображены красоты нашей природы, какое впечатление они на вас произвели?

Подберите примеры оценки к тому, что видите ( прекрасная пора, золотая осень, река зеркальная…)

Посмотрите на портрет А.С.Пушкина, какие слова к нему напишем? ( гениальный, талантливый, умный…)

1.Это слова, содержащие оценку фактов, явлений, признаков, дающее однозначную характеристику людям, явлению природы, событиям.

Рассматривают иллюстрацию мачехи со сказки Пушкина «Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях»

-Какие слова подберём мачехе? Как её назовём (змея…)

2. Многозначные, нейтральные в основном значении, получающие качественно – эмоциональный оттенок при переносном употреблении слова: слон, медведь ( о человеке).

Записываем слова : сыночек, доченька, здоровань, детина, бородища, добренький, ладненький, красотище.

-С помощью Какой морфемы даём оценку словам? ( суффикс)

— Какие эмоции возникают при данных словах?

Положительные: сыночек, доченька,добренький, ладненький, красотище.

Отрицательные: здоровань, детина, бородища.

3. Слова с суффиксами и приставками надают оценочное значение.

VI. Закрепление материала.

Запишите и подберите слова, в которых отношение к предмету или явлению выражается грамматически: особыми суффиксами или приставками.

Нога, крыло, добрый, слон, кот, стол, круг, кровь, ромашка, рот, тетрадь.

Слова, в которых эмоциональное отношение к предмету или явлению выражается грамматически: особыми суффиксами и приставками.

Нога – ноженька, ножище;

Добрый – добренький, предобренький

Слон – слоник, слонище;

Ромашка – ромашечка, ромашище;

Тетрадь – тетрадочка, тетрадище.

Работа с текстом. Спиши и вставь пропущенные буквы, объясни орфограммы, обозначь слова с оценочно характеризующим значением. Продолжить рассказ.

Из корзиночк.. показалась мордо..ка с чёрн..ньким нос..ком, любопытными глаз..нками и стоячими у..ками. Это был барсуч..нок. Морд..чка у звер..ка была очень забавная. От носа к ушам т..нулись чёрные полосоч..ки. Борсуч..нок выбрался из корзины на диван. Какой же он был занятный!

3. Напиши сочинение – миниатюру по картине, используя эмоционально окрашенные слова.

-Какие слова с оценочно-характеризующим значением?

-На какие группы делятся?

VIII. Домашнее задание.

-Выписать с любого источника слова на изученную тему.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *