Что такое словарь 4 класс
Конспект урока-игры по русскому языку 4 класс на тему «Словарные слова»
Екатерина Акимова
Конспект урока-игры по русскому языку 4 класс на тему «Словарные слова»
Конспект урока-игры в 4 классе по русскому языку на тему «Словарные слова»
Цели: расширение знаний школьников о разных видах словарей. Воспитание любви к родному русскому языку.
обогащение словарного запаса;
освоение орфоэпических норм;
развитие орфографической зоркости;
совершенствовать умение применять на практике приемы запоминания словарных слов
формировать понимание того, что слова с непроверяемыми написаниями нужно запоминать
совершенствование навыков обращения со справочной литературой.
представление о справочной литературе
цели обращения к словарям, структура словарей.
Тип урока: урок-игра
Оборудование: мультимедиапроектор, рабочее место учителя (компьютер, проектор, экран); интерактивная доска, рабочее место ученика; презентация к уроку; учебник «Русский язык» 4класс; толковые словари Ожегова С. И;, карточки для работы в группах, в парах; видео- физминутка
В ходе проведения урока были совершенствованы и сформированы умения,а именно:
• Самоопределение (мотивация учения);
• Совершенствование готовности и способности вести диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем.
• Нравственно-этическая ориентация, оценивание усваиваемого содержания, (исходя из социальных и личностных ценностей, обеспечивающее личностный моральный выбор.
• Совершенствование умения самостоятельно планировать свою деятельность для достижения поставленных целей, создавать алгоритм деятельности при решении проблем творческого и поискового характера;
• Формирование умения продуктивного общения и взаимодействия по совместной деятельности с одноклассниками, умения контролировать и корректировать результаты совместной деятельности, осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую помощь партнёру.
• Совершенствование умений использовать знакосимволические средства для создания модели изучаемых объектов и процессов схем решений учебно-познавательных и практических задач;
• Совершенствование умений выбирать наиболее эффективный способ решения задач в зависимости от конкретных условий.
• Закрепление знаний учащихся о словарных словах
Ход урока:
Организационный момент. Мотивация учебной деятельности
Приветствие, доброе пожелание, настрой на урок.
Добрый день, добрый час!
Как я рада видеть вас!
Друг на друга посмотрели
И тихонечко все сели!
Постановка учебной задачи
— Мы сегодня проведем необычный урок, урок-путешествие в страну словарных слов. Как вы думаете, почему мы отправляемся именно в эту страну?
-Словарные слова нужно знать наизусть как таблицу умножения, но таблица умножения занимает всего тетрадный лист, а словарных слов очень много, если соединить все словарные слова, можно составить словарь. К 5 классу вы должны знать около 200 словарных слов, а к 11классу 500 словарных слов. Это очень много и сложно выучить такое количество слов. Как же облегчить запоминание слов? Как лучше и быстрее запоминать слова? Как помочь нашей памяти?
— С какой целью мы отправляемся в путешествие?
Путешествуя, мы повторим словарные слова, узнаем новые способы запоминания слов.
На доске словарные слова, вы их должны записать по алфавиту,и вставить пропущенные буквы:
Поменяйтесь тетрадкой с соседом по парте, проверьте работу друг у друга.
Постановка учебной задачи
Первая станция «Словарная»
При работе над словарным словом, вам необходимо обращаться к определённой книге. Что это за книга? (словарь)
-Что такое словарь, сегодня известно каждому, с помощью словаря можно узнать значение слова, его происхождение, его произношение, написание, или нам нужно перевести это слова на другой язык, во всех этих случаях мы пользуемся самыми разными словарями.
В переводе с латинского языка словарь означает «собрание слов». В толковом словаре Д. Н.Ушакова сказано: «Словарь – книга, содержащая перечень слов, расположенных по тому или иному принципу (например, по алфавиту, с теми или иными объяснениями»
А какие словари знаете вы? (отвечают ребята):
— словарь иностранных слов
— словарь антонимов
— словарь синонимов
Все словари составлены в алфавитном порядке. Сейчас все чаще мы пользуемся словарями в электронном виде. Нужно всего лишь, в окне поиска, набрать нужное слово, и компьютер тут же выдаст разъяснение.
Давайте, ребята, остановимся на одном из самых интересных и старинных словарей. Посмотрите на его объем – это целых четыре тома. А создал этот словарь человек-легенда, который из 71 года своей жизни 50 лет посвятил собиранию слов и пословиц русского языка.
Вы догадались о ком речь? Я вам немного помогу.Он написал для вас сказки: «Девочка Снегурочка», «Старик Годовик».
Молодцы! Это Владимир Иванович Даль. (фото вывешивается на доску)
Невозможно рассказывать о словаре, не сказав о самом В. И. Дале.
(Детям даётся текст про В. И. Даля, из которого они сами находят информацию о жизни писателя. Рассказывают классу о прочитанном)
(«Жизнь его была очень неспокойной. Он был моряком, хирургом-окулистом, чиновником и писателем, естествоиспытателем и этнографом – изучал жизнь и быт народа. Он объехал русскую землю вдоль и поперек. Участвовал в двух войнах, имел боевые награды. Но где бы он ни был, чем бы не занимался, дело его жизни – собирание слов – всегда было с ним.
Собирать слова и выражения народного русского языка Даль начал с 1819 г. В 1861 г., за первые выпуски «Толкового словаря живого великорусского языка», Владимир Даль получил медаль Императорского географического общества и звание почетного академика.Даль радовался: «Спущен на воду мой корабль». Даль был хорошо знаком с А. С. Пушкиным, который часто использовал его пословицы в своих произведениях.»)
Ребята, мы с вами знаем о существовании разных словарей, как вы думаете, как Даль расположил пословицы в собрании «Пословицы русского народа» – в алфавитном порядке или как-то по-другому? Для удобства поиска нужной пословицы он расположил их по темам (180 тетрадей – 180 тем более 30 тысяч пословиц).
Проведём музыкальную физминутку.
Самостоятельная работа с самопроверкой.
Сегодня мы рассмотрим разные способы запоминания словарных слов.
Вторая станция «Картинный словарный диктант» (Работа в группа)
-Теперь вы пофантазируете и создадите свои рисунки на словарное слово. Безударную гласную нужно обрисовать так, чтобы вы её запомнили.
(Все слова записывают в словари и обозначают орфограммы)
Третья станция «Загадочная»
Ученики, так же в подгруппах загадывают загадки на словарные слова.
(Все слова записывают в словари и обозначают орфограммы)
Пятая станция «Ребус»
Каждая команда получает ребус Отгадывают зашифрованное слово. (ракета, осина, телефон, машина, трактор, малина, ягода)
(Все слова записывают в словари и обозначают орфограммы)
Давайте подведём итог всей работе.
–Ребята, что нового вы узнали сегодня на уроке?
-Какие способы запоминания словарных слов мы сегодня рассмотрели на уроке?
-Какой способ вам понравился больше всего?
-Довольны ли вы своей работой?
-Пригодятся ли вам знания, полученные на уроке в жизни?
Окончен урок, и выполнен план.
Спасибо, ребята, огромное вам.
За то, что упорно и дружно трудились,
И знания точно уж вам пригодились
Спасибо за урок!
Внеклассное занятие по русскому языку «Звонкие и глухие согласные в середине слова перед согласными и на конце слова» Внеклассное занятие по русскому языку » Звонкие и глухие согласные в середине слова перед согласными и на конце слова» Цель занятия: закрепить.
Конспект открытого урока по русскому языку в 3 классе «Устойчивые сочетания слов» ]Тема «Устойчивые сочетания слов» Цель: создать условия для открытия детьми новых знаний по теме урока Тип урока: урок открытия новых знаний.
Конспект урока по русскому языку в 3 классе «Написание существительных с суффиксом — ищ-» ГАПОУ СО «Саратовский областной педагогический колледж» Конспект урока русского языка на тему: «Написание существительных с суффиксом.
Конспект урока по русскому языку во 2 классе «Как мы используем алфавит?» по УМК «Школа России» Конспект урока по русскому языку. Тема: «Как мы используем алфавит?» Цель: повторить порядок букв в алфавите, названия букв. Планируемые.
Конспект урока по русскому языку во 2 классе «Общее понятие об однокоренных словах» Планируемые результаты: Личностные формирование устойчивой положительной самооценки, следствие в поведении моральным нормам и этическим.
Конспект урока по русскому языку «Сжатое изложение» в 8 классе Основная цель урока – научить писать сжатое изложение на материале публицистического текста. Пахнет хлеб и солнцем, и землёй, И слезой,.
Конспект урока по русскому языку «Ударение» во 2 классе Аннотация 1. Предмет: Русский язык 2. Класс: 2 класс 3. Тема урока: «Ударение» 4. Цель урока: создать условия для осмысления словообразующей.
Урок родного (русского языка) 4 класс по теме: «В гостях у словарей…Знакомство с разными видами словарей. Работа со словарями русского языка»
Урок развития умений и навыков. На уроке решаются следующие задачи:
1)Овладение первичными навыками использования словарей для извлечения информации, приемами выборочного и и изучающего чтения, анализа и сопоставления информации из разных источников.
2) Развитие умений работать со словарными статьями из разных словарей: толкового, синонимов, антонимов.
иностранных слов, анализировать их, определять наличие нескольких значений по специальным пометам в словарях.
3) Развитие умения точно и образно выражать свои мысли, обогащение словарного запаса детей, использование в своей речи слов- синонимов, антонимов, многозначных слов.
Просмотр содержимого документа
«Урок родного (русского языка) 4 класс по теме: «В гостях у словарей…Знакомство с разными видами словарей. Работа со словарями русского языка»»
Конспект урока родного русского языка.
Составила учитель начальных классов Сологубова Н.Б., группа 2
Класс 4 Предмет : «Родной русский язык»
Тема урока: «В гостях у словарей…Знакомство с разными видами словарей. Работа со словарями русского языка»
Тип урока: Урок развития умений и навыков.
1)Расширение представлений обучающихся о значении слова.
2)Овладение первичными навыками использования словарей для извлечения информации, приемами выборочного и и изучающего чтения, анализа и сопоставления информации из разных источников.
3) Развитие умений работать со словарными статьями из разных словарей: толкового, синонимов, антонимов.
иностранных слов, анализировать их, определять наличие нескольких значений по специальным пометам в словарях.
4) Развитие умения точно и образно выражать свои мысли, обогащение словарного запаса детей, использование в своей речи слов- синонимов, антонимов, многозначных слов.
5)Развитие умения работать в группе, в паре постоянного состава.
момент. Актуализация знаний.
Доброе утро, ребята! Я рада видеть вас. Улыбнемся друг другу и пожелаем успешной работы.
Всему название дано – и зверю, и предмету.
Вещей вокруг полным-полно, а безымянных нету.
И все, может видеть глаз – над нами и под нами,
И все, что в памяти у нас, – означено словами.
Одно – давно привычно нам, другое – незнакомо.
Слова, слова, слова…
Язык – и стар, и вечно нов!
И это так прекрасно –
В огромном море – море слов
Купаться ежечасно!
На уроках, особенно на уроках русского языка и литературы, по словам автора стихотворения, мы купаемся в море слов. А разве есть такое море? О чем же тогда говорит автор?
Итак, прослушав замечательное стихотворение и поразмышляв, я думаю, вы настроились на серьезную работу.
Откройте тетради, запишите число.
Придумайте и запишите однокоренные слова к слову слово.
Как много слов у вас получилось!
— Когда мне случалось спрашивать, много ли слов в составе русского языка, мне, хитро улыбаясь, отвечали: «Столько, сколько звезд на небе!» Это очень неверный ответ: видимых простым глазом звезд на небе не так уж много, около трех тысяч, а слов в нашем распоряжении – несравненно больше» Так пишет автор книги «Слово о словах» Лев Успенский.
Сколько же все-таки слов в нашем языке? «В словаре современного русского языка» (он состоит из 17 томов) более 120 тысяч слов. На
самом деле их гораздо больше, так как в словарях отмечаются далеко не все слова, которые есть в языке.
Читаете ли вы словари?
Познавательные УУД
1. Развиваем умения извлекать информацию из схем, иллюстраций, текстов.
2. Представлять информацию в виде схемы.
3. Выявлять сущность, особенности объектов.
4. На основе анализа объектов делать выводы.
5. Обобщать и классифицировать по признакам.
6. Ориентироваться на развороте учебника.
7. Находить ответы на вопросы в иллюстрации.
– Прочитайте текст в упр. 109 стр.67
Вывод: Какова его главная мысль?
(«Каждый культурный человек постоянно обращается к словарю».)
– Как она выражена: прямо или читается между строк?
Спрогнозируйте на основе этого текста тему урока. (Словари.)
– Какие вы знаете словари?
– Что можно узнать из словарей? (Предположения детей.)
Проверим ваши предположения в конце урока.
– Что мы сейчас с вами делали? (Формулировали тему урока)
Регулятивные УУД
1. Развиваем умение высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника.
2. Оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей.
3. Прогнозировать предстоящую работу (составлять план).
4. Осуществлять познавательную и личностную рефлексию.
1. Работа по учебнику.
– Найдите предложения, соответствующие схемам.
– Прочитайте 2-й абзац. О чём говорят знаки в конце предложений?
– Как называются такие предложения?
– Сегодня к нам в гости пришли словари. Они о себе расскажут, а вы догадайтесь, что это за словарь, какую информацию о слове вы можете получить в нём.
1) Моё назначение – объяснять, что означают слова. Самый большой из нас имеет 17 томов, в нём толкуются значения 120 тысяч слов. (Толковый словарь.)
2) Благодаря мне можно избежать повторения одного и то же слова, сделать речь точной, выразительной. Слова располагаются рядами. (Словарь синонимов.)
3) Моя словарная статья начинается парой слов, которые являются одной частью речи. Эти слова противоположны по значению. (Словарь антонимов.)
4) С моей помощью вы можете узнать о значении иностранных слов. (Словарь иностранных слов.)
– Умеете ли вы работать со словарём? Всю ли информацию вычитываете?
– В каком словаре можно узнать о многозначности слова?(В толковом)
– Назовите многозначные существительные.
Ребята, существуют и другие словари- орфографические, словари фразеологизмов, энциклопедические, этимологические.
Ребята зачитывают информацию о слове дружба в разных словарях:
-толковый словарь Ожегова;
-толковый словарь Даля;
-этимологический словарь (происхождение слов);
Составьте и запишите и 2-3 предложения о дружбе, подчеркните орфограммы.
Личностные результаты
1. Развиваем умения выказывать своё отношение к героям, выражать свои эмоции.
2. Оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией.
3. Формируем мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.
VРабота по теме урока
а)Работа с толковым словарем.
-В толковом словаре в конце учебника найди и прочитай статью о слове «гроза»
-Что могут обозначать числа 1 и2 в словарной статье?
-В каком значении может употребляться это существительное?
-Прочитайте предложения. В каком значении в них употреблено
слово «гроза»? Как вы это определили?
-Составьте и запишите два предложения с опорой на репродукции картин,где бы слово «гроза» употреблялось в прямом и переносном смысле:
чтобы слово гроза обозначало атмосферное явление, и в переносном значении, чтобы слово гроза употреблялось в значении чего- нибудь внушающего страх.
(Летом была сильная гроза. Пираты- гроза морей)
-Переносное значение является одним из значений многозначного слова.
-Какой вывод вы можете сделать?
-Какие слова называются многозначными?
Вывод: имена существительные употребляются в прямом и переносном значении. Существительные могут иметь не одно,а несколько значений. Переносное значение является одним из значений многозначного слова.
Все значения многозначного слова чем то похожи, имеют что то общее.
б) Работа со словарём синонимов.
– Что такое синонимы?
– Приведите примеры синонимов.
-Прочитайте отрывок из повести Л.Кассиля «Кондуит и Швамбрания».
С помощью каких слов автор передает гнев отца? В чем особенность
Этих слов? Какие знаки препинания решают ту же задачу?
-Найдите, назовите и выпишите слова –синонимы.
— Какие слова называются синонимами?
Вывод: синонимы –это слова одной и той же части речи,
отвечающие на один и тот же вопрос,близкие по значению.
-Какую роль в речи имеют существительные синонимы?
(Гроза, непогода, вихрь, ураган, циклон, смерч, тайфун)
В каком значении употребляются эти –слова-синонимы?
(Эти слова употребляются в переносном значении.)
В)Работа со словарем антонимов
-Выпишите антонимы –парами из пословиц.
Ученье свет,а неученье тьма.
Какого начало, таков и конец.
Не узнавши горя, не узнаешь и радости.
г)Игра: «Подбери слово».
Я называю слово,а ученики 1-ой и 3-ей группы придумывают
к нему синоним, а ученики 2-ой и 4-ой группы придумывают –антоним.
Родина- отчизна, отечество- чужбина.
Смелость-отвага, храбрость- трусость.
Доброта-добродушие, добросердечность, благодушие- злость
—Какие слова называются антонимами?
Вывод: антонимами называются слова, противоположенные по смыслу, являющиеся одной и той же частью речи, отвечающие на один и тот же вопрос.
Учитель: Сейчас вы побываете в роли знатоков, вы должны будете определить, в каких значениях употребляется в тексте слово угол.
(группы тянут листочки с заданиями)
После войны я снимал углы, в самые худшие годы.
Вдруг в углу газеты, обычно в правом верхнем, мне приписывали угол зрения, не совпадающий с верным.
(выступление групп, оценка экспертами)
Учитель: А сейчас я вам хочу проверить вашу эрудицию, для этого предлагаю вам задание, требующее индивидуального решения.
Задание: раскройте значение выделенных слов.
Как музыка звучат сейчас полузабытые слова – милосердие, благодеяние, покаяние, достоинство, совесть. (В.Г.Костомаров)
Оцените свою работу и работу членов вашей группы с помощью сигнальных карточек.
-Чем интересен был сегодняшний урок?
– Что мы сегодня делали? Какие умения развивали?
-Что у вас получилось лучше?
-В чем испытали трудность?
-Какое задание оказалось для вас легким
(трудным)?
-Где полученные знания пригодятся в жизни?
-Когда человек обращается к словарям?
Закончите предложение: Сегодня на уроке
К. Г. Паустовский писал: «Всякие мысли приходят иногда в голову, например, мысль о том, что хорошо бы составить несколько новых словарей русского языка (кроме, конечно, уже существующих общих словарей)… Думая об этих словарях, особенно о словаре «природных” слов, я делил на разделы слова: «лесные”, «полевые”, слова о временах года, о метеорологических явлениях, о воде, реках и озерах, растениях и животных”.
Составьте (по группам или индивидуально) словарики «лесных”, «полевых” или «снежных” слов (по выбору) к следующему уроку развития речи.
2.Напишите небольшое сочинение «Что я узнал из словарей о слове …”
Русский язык. 4 класс. Словарные слова.
Словарные слова.
А: акварель, аппарат, афиша, аппетит, аннотация, аккуратный, апельсин, аромат, аппликация, автомобиль, аллея, агроном, аптека
Б: богатство, багровый, бутерброд, балкон, биография, бассейн, багряный, берлога, билет, берег, беседа, багаж, бросить
В: влево, возвеличивать, вниз, велосипед, вокруг, волноваться, воин, волейбол, великан, викторина, вдруг, восемь, вблизи, воскресенье, великий, вверх, впереди, великолепный, вчера, вокзал, встретить, ветреный, выражать
Г: галерея, гражданин, горизонт, готов, грипп, герой, грамм, графин, грамматика
Д: дельфин, директор, дрессировщик, диалог, досуг, двенадцать, дрессировать, дельфинарий, дятел, двадцать
Е: ещё, ездить
Ж: желать, железо, желание, живопись
З: здесь, завтра, земледелие, забавный, заметить, знакомиться, заповедник
И: изморось, истина, извините, искусный, издалека, изложение, инженер, искусство, изображение, иногда, изморозь, инициатива, инструкция, исправить, иметь в виду, изображение
К: коллекция, костёр, камыш, кроссворд, кабинет, комета, корабль, календарь, калач, коричневый, коллектив, килограмм, кроссворд, конверт, картофель, километр, капитан, командир, коридор, кристалл, калина, коллекционер, кастрюля, как будто, комбайн, каникулы, костюм, коридор, красить, корреспондент
Л: лиловый, легко, лучше, лазить, локомотив
М: металл, матч, медаль, мелодия, медленно, молоток
Н: недоумевать, невзлюбить, натюрморт, неволить, направо, надежда, ненавидеть, негодовать, назад, налево, неделя, нарочно, неуклюжий
О: огонь, отечество, охотник, отчаяние, обида, оборона, одиннадцать, однажды, Олимпиада, овца, обаяние
П: правительство, портить, представление, профессия, привет, президент, портрет, печаль, пейзаж, путешествие, перрон, похожий, пассажир, помнить, происшествие, приятно, памятник, путешественник, председатель, пюре, прощай, прекрасно, понедельник, пятьдесят
Р: рюкзак, революция, равнина, растение, решать, район, расстояние, рано, рояль, решение
С: свитер, ссора, свобода, спокойно, сегодня, салют, спасибо, совсем, стадион, сумма, солдат, сейчас, секрет, ситуация, сверкать, спектакль, соревнование, сначала, сегодня, сметана, сеялка, семена, сверху, снова, среда, странный
Т: топорная, телеграмма, тренер, тревога, телефон, тайга, тысяча, топорище, тревожиться, тренировка, теперь, телепередача, торжественный, традиция
У: украсить, ураган
Ф: федерация, фантазия, фиолетовый, финиш, фойе
Х: хозяин, хобби, хлебороб, хозяйство
Ц: цитата
Ч: чемодан, честно, человек, через
Ш: шефствовать, шоссе, шестнадцать, шествовать
Э: экскаватор, экспресс, эскалатор, электричество, экипаж, экскурсия, электростанция