Что такое словарь для чего нужны словари

То, что вы, возможно, не знали о словарях в лекции «Словари: мифы и реальность»

Словари – одно из самых древних и самых известных достижений мировой лингвистики. Но насколько распространённые представления о словарях соответствуют реальности? Кто составляет словари? Как это делалось прежде и что изменилось в новую, компьютерную эпоху? Всё ли знают словари – а если нет, то кто знает лучше их? Всегда ли стоит доверять словарям, можно ли обойтись совсем без них и что ждет словари в будущем?

Как возникли и развивались словари

Первые подобия словарей появились в XXV веке до н.э. у шумеров. Это были так называемые глоссы: на полях рукописей выписывались значения незнакомых слов. Ну а первый известный нам полноценный словарь, представляющий собой отдельную книгу, появился в Китае в XX веке до н.э. Называется он Erya (爾雅 [Ěryǎ]) и состоит из 2094 словарных статей. Всего в нем растолковываются 13 113 иероглифов, написанных на 19 пянях – связках из 20-30 бамбуковых планок, размером 1 см на 20-40 см. Современные наиболее полные словари китайского языка содержат толкования около 60 000 иероглифов, а образованные носители китайского языка за свою жизнь выучивают в среднем около 10 000 иероглифов. Так что, несмотря на древность, словарь Erya можно назвать достаточно полным. Так как в китайском языке нет алфавита, словарные статьи в нем упорядочены по тематике: термины родства, жилища, утварь, музыкальные инструменты, небесные тела, территории, возвышенности, горы, воды, травы, деревья, насекомые, рыбы, птицы, дикие животные, домашние животные.

Примерно в 100 году н.э. появился Shuōwén Jiězì – первый словарь, где иероглифы были разбиты по ключам: группировка производится по базовым графическим элементам иероглифов, что упрощает поиск толкований иероглифов в тех случаях, когда даже примерное значение слова неизвестно. Словарь содержит 9353 иероглифов, известен его автор: Сюй Шень.

Что такое словарь для чего нужны словари. Смотреть фото Что такое словарь для чего нужны словари. Смотреть картинку Что такое словарь для чего нужны словари. Картинка про Что такое словарь для чего нужны словари. Фото Что такое словарь для чего нужны словари

Самый ранний из дошедших до нас рукописных славянских словарей – это так называемый азбуковник. Он был создан в 1282 в качестве приложения к Кормчей книге и содержа толкования 174 слов. Ну а самый первый печатный словарь был издан в 1596 году в качестве приложения к грамматике Лаврентия Зизания.

Что такое словарь для чего нужны словари. Смотреть фото Что такое словарь для чего нужны словари. Смотреть картинку Что такое словарь для чего нужны словари. Картинка про Что такое словарь для чего нужны словари. Фото Что такое словарь для чего нужны словари

В нем содержится перевод 1061 слова со старославянского языка на древнерусский.

Расцвет лексикографии

На протяжении большей части истории своего существования, словари были литературой исключительно для профессионалов, и среди простых людей не пользовались особой популярностью, да и не были особенно доступны. Тот бум словарей, который наблюдается сейчас, стал проявляться только в середине двадцатого века, когда стало понятно, что словарь не просто книга, в которой разъясняются непонятные слова, а в некотором роде проводник культуры. Один из опросов, проводившихся в 90-е годы в Великобритании, показал, что хотя бы один толковый словарь есть в 90% британских семей. Больше, чем поваренные книги (70%) и Библия (80%).

Как составляются словари

Первый этап составления словаря – сбор словника, набор слов, которые будут в него входить. Далее нужно составить определения всех этих слов. Делать это, базируясь только на своих знаниях (интроспекция) – не самый эффективный способ, хотя какая-то часть работы производится и таким образом. Более полную картину можно получить путем опросов носителей языка. Также информация получается при помощи экспериментов на носителях языка. И четвертый метод – это корпусные исследования.

До тех пор, пока компьютеры не обрели широкого применения, определения записывались на карточки, из них составлялись картотеки. Труднее всего было находить примеры применения слов в художественной литературе. Академик А. А. Зализняк высказывался об этом следующим образом: «Нынешним молодым людям уже трудно представить себе, что эта работа делалась вручную. «Это же немыслимый абсурд – делать такую работу без компьютера», – доводилось мне слышать. В действительности рабочим инструментом были четыре хлебных лотка, раздобытых в соседней булочной; в каждый входило по 25 тысяч карточек из тонкой бумаги».

С распространением компьютера появилась возможность составлять корпуса языка: наборы текстов доступных для поиска и грамматической разметки. Теперь найти самые разные варианты применения того или иного слова можно буквально за пару секунд. Это произвело настоящую революцию в работе над словарями.

Корпус отличается от электронной библиотеки тем, что в нем отсутствует доступ к полным текстам, его нельзя просто читать. Но при этом там есть мощный полнофункциональный поиск, ориентированный именно на лингвистические исследования. Самый большой корпус русскоязычных текстов – это национальный корпус русского языка. Он включает в себя более 500 миллионов слов. В нем содержатся самые разные тексты, включая примеры устной речи, которые раньше были совсем уж труднодоступны.

Чего не хватает словарям

Посмотрев лекцию до конца, вы узнаете, какие бывают принципы составления словарей, какие еще проблемы сегодня возникают перед составителями словарей, и как их пытаются решить.

Источник

Его Величество Словарь

Почему словари – это не скучные книги с большим объёмом информации, а незаменимые помощники в учёбе и развитии

Обычно первая встреча со словарём происходит в школе. Во всяком случае, так было во времена до широкого распространения Интернета. Тогда приходилось обращаться за разъяснением затруднений к словарям. Огромной популярностью пользовался «Большой энциклопедический словарь», где можно было получить дополнительные сведения из всех областей современного знания. По вопросам правописания чаще прибегали к помощи орфографических справочников, которых обычно в семье было несколько. А при подготовке к урокам английского языка в качестве помощника частенько привлекался англо-русский словарь. Вот и всё общение с Его Величеством Словарём. Но так уважительно, пожалуй, в те времена словарь никогда бы не назвали. Просто не задумывались о значении этой книги в своей жизни.

«Вселенная в алфавитном порядке»

Широко известно высказывание французского писателя Анатоля Франца: «Словари – это вся вселенная в алфавитном порядке!» Но есть продолжение этого высказывания: «Если хорошенько подумать, словарь – это книга книг. Он включает в себя все другие книги, нужно лишь извлечь их из неё». Нельзя не согласиться с этим высказыванием! Ведь словари отражают уровень развития нации в области материальной и духовной культуры.

Почему же наши современники всё реже листают словари в поиске ответа на волнующий вопрос? В эпоху Интернета ответ очевиден: за информацией большинство из нас обращается ко всемирной паутине. Такой путь проще, потому что доступнее и не требует никакого специального навыка. Не заставляет трудиться. Сложно оспаривать это. Тем не менее, он, этот путь, возможно, и приемлем в каких‑то случаях. Но всё же, если это касается детей, то здесь следует отчётливо понимать: лёгкость доступа к информации экономит время, но при этом расслабляет, отучает (или не приучает) маленького человека трудиться ради получения знаний. А это уже становится опасным!

В соцсетях уже давно с большим ажиотажем пользователи обсуждают одну историю. Она настолько популярна, что стала уже притчей во языцех. Быть может, вы тоже о ней слышали. Как‑то первоклассникам дали задание проиллюстрировать известное четверостишие Пушкина из романа «Евгений Онегин»:

Бразды пушистые взрывая,

Летит кибитка удалая.

Ямщик сидит на облучке

В тулупе, в красном кушаке.

Кибитку дети представили в виде летательного аппарата (НЛО), причём у некоторых она была в форме куба (КУБитка). Этот НЛО летит и взрывает фантастических пушистых зверьков под названием «бразды» (бедные животные!). А чудовищный ямщик уже вырыл глубокую яму, чтобы этих «браздов» закопать. Жуть!

Что такое словарь для чего нужны словари. Смотреть фото Что такое словарь для чего нужны словари. Смотреть картинку Что такое словарь для чего нужны словари. Картинка про Что такое словарь для чего нужны словари. Фото Что такое словарь для чего нужны словари

Другие ученики назвали кибитку «птичкой, летящей с Кубы и крыльями поднимающей снег»; «поездом, который очень быстро едет, и поэтому снег летит вверх и вниз» и даже «кибернетической, шустрой тёткой». Ямщик, по их мнению, оказался «дядей, профессия которого – таскать ящики»; человеком, роющим ямы, вероятно, карликом, «потому что сидит на чем‑то маленьком и прячется в ямку».

Реакция пользователей на эту историю выразилась в многочисленных громко хохочущих смайликах и поднятых вверх пальцах.

LOL, нечего сказать!

На ум приходят до боли знакомые строки Михаила Лермонтова:

Всё это было бы смешно,

Когда бы не было так грустно…

Словари бывают разные

На предложение учителя поискать в словаре непонятное слово ученик часто отвечает: «Зачем нам словарь, когда есть Google?!». Ох уж этот всемогущий поисковик! Панацея для всех страждущих. Достаточно произнести волшебное заклинание: «Ok, Google…», и секреты всего мира падут к твоим ногам.

Безусловно, интернет – основной источник информации для современных людей. Справедливости ради отметим, что в сети встречаются авторитетные источники с достоверной информацией. Но не каждый школьник будет искать именно их. Первыми в списке поискового запроса обычно идут самые популярные страницы у пользователей. К сожалению, к популярным вряд ли отнесешь электронные версии словарей.

«Ну и что? – продолжает возражать школьник. – Посмотрю я, как слово пишется или произносится, а если мне надо проект по истории или по химии сделать, чем мне эти ваши словари помогут?»

Невольно вспоминается эпизод из кинофильма «Девчата», когда Тося Кислицына в ответ на замечание о том, что из картошки можно приготовить только жареную и пюре, начинает, как из пулемета, обстреливать критика многочисленными названиями блюд: картофель фри, картофель пай, пирожки с грибами, с мясом, с капустой; картофельные оладьи, соус грибной, соус томатный; картофельный рулет, картофельная запеканка; картофель тушёный; картофель молодой отварной с укропом, шаньги. Кстати, о том, что представляют из себя многие блюда, лесоруб Вася Зайцев понятия не имеет, тут как раз ему словарь бы и пригодился.

Недаром Дени Дидро тонко подметил: «На самом деле, цель энциклопедии – собрать знания, рассеянные по свету, привести их в систему, понятную для людей ныне живущих, и передать тем, кто придёт после нас, с тем, чтобы труд предшествующих веков не стал бесполезным для веков последующих, и чтобы наши потомки, обогащённые знаниями, стали добрее и счастливее, и чтобы мы не канули в вечность, не сумев послужить грядущим поколениям».

Особенно интересными являются словари-«библиотеки», которые включают в себя сразу несколько словарей. Например, «Малый словарь русского языка». В него входят «Орфографический словарь», «Этимологический словарь» и «Словарь иностранных слов». Кроме того, «Орфографический словарь» дополняют небольшие справочники о трудных случаях правописания.

В тематических словарях слова объединены по определённым темам. В картинных словарях значения слов, также сгруппированных по каким‑либо общим темам, раскрываются с помощью иллюстраций. Однако языковой материал в этих словарях ограничен в основном определённой лексикой. Этот список можно продолжать бесконечно: лингвистических словарей очень много и в каждом из них можно найти нужную информацию.

Вопрос в том, как научиться находить необходимые сведения?

Помочь ребенку понять, зачем нужны словари и как ими пользоваться – одна из задач обучения в школе. Ведь недаром умение самостоятельно добывать знания – ключевой метапредметный результат обучения, требуемый ФГОС общего образования.

Работа со словарем – один из этапов формирования словарной культуры, являющейся важным показателем уровня развития личности. Словарная культура выступает основой информационной грамотности.

Словари используются для общего знакомства с научным материалом, при изучении терминологии определенного раздела по предмету. С их помощью сравниваются и даются объяснения значений слов. Словарь используется для справок при чтении художественной литературы, особенно в ходе анализа языка художественных произведений. Словарь является главным помощником в работе над культурой собственной речи: многие слова выписываются, запоминаются, цитируются в сочинениях, в устных выступлениях.

Игры со словарями

Но порой интерес к слову возникает стихийно.

На одной из перемен дети и учитель бурно обсуждали предстоящие летние каникулы. Школьники делились своими планами на ближайшие три месяца. В разговоре прозвучала фраза: «На курорт отдыхать поедем». У детей вдруг возник вопрос: на курорте отдыхают или лечатся? С помощью словаря выяснили, что это слово заимствовали из немецкого языка в конце XIX века. Так в Германии называли местность с целебными природными свойствами («кур» — лечение, «орт» — место). Получается, что на курорте лечатся, а не отдыхают.

Так случайно возникла игра на тему «Летние слова». На следующий день ученики делились своими «открытиями»:

1. Дачей до XIX века называли владение, подаренное князем своему подданному.

2. Слово галька образовано от известного ранее ГАЛЯ (то же, что и голый), что означало «маленький круглый камень». Ничего общего данное слово с женским именем не имеет.

3. В основе слова гусеница лежит прилагательное usenъ, имеющее значение «волосатый» и восходящее к существительному «ус». Буквально это слово означает «покрытая усами».

4. Слово комар произошло от основы, обозначающей «шелест», «треск» (специфический шум от крыльев насекомых). Удивительным стало то, что это слово исторически является родственным слову «шмель».

Эта игра длилась до конца учебного года.

Другой пример. На уроке истории ученики прочитали фрагмент летописи. Их внимание привлекло предложение: «Мстислав ужика сый Роману от племени Володимеря, прироком (нареченного) Мономаха». Употребление слова ужик вызвало недоумение.

В «Толковом словаре живого великорусского языка» Владимира Даля знакомое всем слово УЖИК имеет ещё одно совсем непривычное для нас значение – родня, родственник.

Ужик – ужика, южик, южика – этим термином обозначалась в славянском языке совокупность всех членов родства и свойства. Происходит от слова уже, верёвка и родственно со словом узы, откуда узел. Однокоренным словом является и слово суженый.

Можно поиграть в игру «Кто быстрее найдет слово в словаре». Или открыть словарь на определённой странице, изучить значение представленных там слов и рассказать о том, какое слово или его значение больше всего удивило или оказалось незнакомым.

«Самый необычный словарь», «Словарь, поразивший меня», «Словарь – мой друг и помощник», «Словари 21 века», «К словарю – за информацией!», «Различные виды и типы словарей», «Толковые словари» и другие – интересные темы для проектной или исследовательской деятельности учащихся.

Но использование словарей, конечно, не должно ограничиться только уроками русского языка. На занятиях по другим учебным предметам при объяснении материала обычно вводится не изученная ранее специальная терминология, новые слова, обогащающие речь учащихся. Каждый учитель, объясняя тему урока, проводит работу со специальным словарём. Например, на уроках биологии при объяснении новых терминов можно порекомендовать ребятам обратиться к «Словарю биологических терминов и понятий» под редакцией Нины Шишкинской, а на уроках математики – к «Математическому энциклопедическому словарю». Изучение общественно-политической лексики на уроках обществознания с помощью «Словаря по обществознанию» под редакцией Юрия Петрунина поможет ученику сформировать своё мировоззрение, правильно воспринимать политическую обстановку в стране и в мире. А изучение терминологии на уроках химии позволит на начальном этапе анализировать состав лекарственных препаратов, рекомендованных врачом, поможет же в этом «Толковый словарь по химии и химической технологии, основные термины» под редакцией Юрия Лебедева. Несомненно, использование словарей во взаимосвязи с учебником позволяет учащимся лучше усваивать программный материал.

Родители также играют важную роль в приучении ребенка к словарю. Вначале следует обращаться к словарю не только тогда, когда возникает необходимость, но и просто для того, чтобы рассмотреть картинки, повторить алфавит, посмотреть, как устроена книга. Затем на своём примере показать, как пользоваться словарём, и делать это как можно чаще.

Если ребёнок поймет, что словарь – это не толстая скучная книга с огромным объемом информации, а незаменимый помощник, то работа с ним войдёт у него в привычку.

В 1988 году Иосиф Бродский, российский и американский поэт, лауреат Нобелевской премии по литературе, выступил перед выпускниками Мичиганского университета в Анн-Арборе с речью, в которой перечислил шесть заповедей счастливой жизни человека. Одна из них звучала так:

«И теперь, и в дальнейшем, я думаю, имеет смысл заботиться о точности вашего языка. Старайтесь расширять свой словарь и обращаться с ним так, как вы обращаетесь с вашим банковским счетом. Уделяйте ему много внимания и старайтесь увеличить свои дивиденды. Цель здесь не в том, чтобы способствовать вашему красноречию в спальне или профессиональному успеху – хотя впоследствии возможно и это, и не в том, чтобы превратить вас в светских умников. Цель в том, чтобы дать вам возможность выразить себя как можно полнее и точнее; одним словом, цель – ваше равновесие. Ибо накопление невыговоренного, невысказанного должным образом может привести к неврозу. С каждым днём в душе человека меняется многое, однако способ выражения часто остается одним и тем же. Способность изъясняться отстает от опыта. Это пагубно влияет на психику».

Поэтому хотелось бы, чтобы Его Величество Словарь стал настольной книгой каждого из нас.

Дмитрий Поляков,

кандидат педагогических наук, заместитель директора Старооскольского института развития образования;

Оксана Филонова,

учитель русского языка и литературы политехнической школы № 33 г. Старый Оскол

Источник

Основные словари русского языка. Виды словарей

Что такое словарь для чего нужны словари. Смотреть фото Что такое словарь для чего нужны словари. Смотреть картинку Что такое словарь для чего нужны словари. Картинка про Что такое словарь для чего нужны словари. Фото Что такое словарь для чего нужны словари

Что такое словарь для чего нужны словари. Смотреть фото Что такое словарь для чего нужны словари. Смотреть картинку Что такое словарь для чего нужны словари. Картинка про Что такое словарь для чего нужны словари. Фото Что такое словарь для чего нужны словари

Что такое словарь для чего нужны словари. Смотреть фото Что такое словарь для чего нужны словари. Смотреть картинку Что такое словарь для чего нужны словари. Картинка про Что такое словарь для чего нужны словари. Фото Что такое словарь для чего нужны словари

На Земле проживают тысячи наций, которые говорят на разных языках и диалектах, но объединяет все языки оно — СЛОВО. Слова любого языка, в том числе русского, великого и могучего, как говорил И. С. Тургенев, невероятно многогранны, просты и сложны одновременно. А потому по течению времени было создано множество словарей, характеризующих слова, их функции и значение.

Приглашаем сегодня в путешествие со словами русского языка, объединенные в отдельные домики — словари.

Oдним из caмыx извecтныx и пoпyляpныx тoлкoвыx cлoвapeй cчитaeтcя «Toлкoвый cлoвapь вeликopyccкoгo языкa», cocтaвлeнный B.И. Дaлeм. Пepвoe издaниe этoгo cлoвapя пoявилocь нa cвeт в 1863—1866 гг. B этoм тpyдe пpивoдитcя бoлee 200 тыcяч cлoв и oкoлo 30 тыcяч пocлoвиц.

Давайте, узнаем, как В.И.Даль описывает, скажем, слово «счастье»:

А вот так характеризует слово «счастье» автор «Большого толкового словаря» С. И. Ожегов:

Что такое словарь для чего нужны словари. Смотреть фото Что такое словарь для чего нужны словари. Смотреть картинку Что такое словарь для чего нужны словари. Картинка про Что такое словарь для чего нужны словари. Фото Что такое словарь для чего нужны словари

Орфографический словарь

Орфографический словарь сужен своим функциональным значением. Он акцентирует внимание на правильном написании слова. С такими словарями обязательно сталкиваются учащиеся начальной школы. Орфографический словарь — это правописание простых и сложных слов русского или иного языка:

АДАПТАЦИЯ

Фразеологический словарь

Фразеологический словарь — это словарь, содержащий устойчивые выражения и словосочетания. Сюда же относятся крылатые фразы, пословицы и поговорки.

Шаг за шагом

Делать что-л.
Постепенно, последовательно, поэтапно.

Подразумеваются действия, связанные с однонаправленным перемещением в пространстве или времени. Имеется в виду, что лицо или группа лиц, реже — предмет (Х) совершает действие (Р), поступательно, неуклонно осуществляя свою деятельность, вспоминая или прогнозируя её осуществление. Преимущественно об умственной деятельности. реч. стандарт.

Что такое словарь для чего нужны словари. Смотреть фото Что такое словарь для чего нужны словари. Смотреть картинку Что такое словарь для чего нужны словари. Картинка про Что такое словарь для чего нужны словари. Фото Что такое словарь для чего нужны словари

Словарь синонимов

Словарь синонимов, а также омонимов и антонимов содержит перечень слов, соответственно теме того или иного словаря. Например, из словаря синонимов русского языка — слов разных по звучанию, но одинаковых по смыслу:

Синонимы к слову «любознательный»

Антонимы — слова противоположные по смыслу и звучанию:

Антонимы к слову «лентяй»

Омонимы — это слова, одинаковые по звучанию и написанию:

Омонимы к слову «ласка» (5 букв)

2. доброе, приветливое отношение, обращение:
«Согреть душу лаской»
«Ласковый теля двух маток сосёт»

ласка II небольшое хищное пушистое млекопитающее семейства куньих

Этимологический словарь

Этимологический словарь раскрывает этимологию слов и морфем, содержит информацию о фонетических и семантических изменениях слова во времени, углубляется в историю рождения того или иного слова или словосочетания:

Азбука

Это слово скалькировано (то есть составлено по аналогии с другим словом) с греческого слова алфавит, которое образовано из названия двух первых букв греческого алфавита – «альфы» и «беты». Слово азбука составлено из старых названий двух первых букв русского алфавита – «аз» (современное «а») и «буки» (современное «бэ»). Любопытно, что одно из названий азбуки – абевега: принцип тот же.

Словарь афоризмов

Афоризм — это яркое выражение, характеризующее что-либо. Это лаконичное, яркое изречение, заключающее в себе законченную мысль, отличающуюся меткостью и неожиданностью суждения. Часто идет параллельно с цитатами и имеет своего автора:

«Не оставляйте на завтра то, что можно сделать сегодня» (Бенджамин Франклин )

Энциклопедии и справочники — тоже разновидности словарей. И словарь трудных слов, словарь А.С.Пушкина, словарь диалектов, словообразовательный, жаргонный и многие другие — все это типы словарей русского языка.

Вся эта сокровищница слов и знаний позволяет нам стать умнее и мудрее, расширить знания, уровень интеллекта и языковую культуру. Привычка пользоваться словарями – одна из самых полезных среди тех, которые может приобрести человек, получающий серьезное образование.

Смотрите также:

Любознательных и любящих читать детей!

С пожеланиями успехов,

Приглашаем посмотреть увлекательный ролик на нашем видеоканале «Мастерская на радуге»

Источник

Какую пользу приносят словари?

Автор статьи
Погодина Людмила Ивановна,
учитель русского языка и литературы
МОАУ «Средняя школа №3» города Бузулука Оренбургской области

Что такое словарь для чего нужны словари. Смотреть фото Что такое словарь для чего нужны словари. Смотреть картинку Что такое словарь для чего нужны словари. Картинка про Что такое словарь для чего нужны словари. Фото Что такое словарь для чего нужны словари

В современном мире красивая и насыщенная речь говорит о культуре и хорошем образовании. Богатый словарный запас слов свидетельствует о высоком уровне интеллектуального развития человека. Общество воспринимает человека с богатым словарным запасом как умную и творческую личность. Люди с богатым словарным запасом быстрее получают работу, успешнее продвигаются вверх по служебной лестнице, к ним вообще чаще и внимательнее прислушиваются.

Русская пословица гласит: «Хромое слово – кривая речь». Как известно, с пословицей нельзя спорить, она народная мудрость. Для того чтобы красиво говорить, понимать прочитанные тексты, нужно знать много слов, умело с ними обращаться. По подсчётам учёных, в русском языке белее 500 000 слов. Вряд ли можно найти человека, в лексиконе которого было бы столько слов. И всё же каждому человеку необходимо стремиться пополнять свой словарный запас.

Один из путей пополнения своего лексикона – обращение к словарям, энциклопедиям и справочникам. Знаменитый писатель Анатоль Франс, французский романист и литературный критик, лауреат Нобелевской премии по литературе говорил: «Словарь – это вся Вселенная, расположенная в алфавитном порядке». Слова называют всё то, что когда-то было увидено, осмыслено, понято человеческой цивилизацией о существовании нашей Вселенной и о роли человека в ней. А словарь, как вместилище и классификатор этих понятий, может считаться вселенной в мини-варианте.

Словари помогают нам правильно писать и произносить слова, расширяют кругозор, приобщают к культуре. Действительно, без чтения словарей, без систематической, регулярной работы с ними не может обойтись человек, профессионально связанный со словом: писатель, журналист, языковед, диктор радио, учитель-словесник, современный школьник… Для большинства же людей словарь – это справочник, в котором при необходимости можно найти те или иные сведения: как пишется слово, что оно значит, как употребляется. При этом человек, конечно же, читает словарь, но не все слова подряд, а нужные ему страницы, касается ли это, скажем, «Большого энциклопедического словаря» или «Толкового словаря русского языка» С.И. Ожегова и Н.Ю. Шведовой.

В мире существуют тысячи словарей всевозможных видов и назначений. Они могут отвечать и запросам широкого круга читателей, и узких специалистов. А самое главное, принимая подсказку словаря, мы не смущаемся, не стыдимся, а гордимся тем, что удалось избежать ошибки и получить новые сведения. Есть словари необыкновенные, среди них словарь В.И.Даля.

О пользе словарей и о необходимости иметь их в своей личной библиотеке говорил академик Д.С. Лихачёв. Обращаясь к молодым читателям, Дмитрий Сергеевич писал: «Свою библиотеку не надо делать слишком большой, не надо заполнять ее книгами «одноразового чтения». Такие книги надо брать в библиотеке. Дома должны быть книги повторного чтения, классики (и притом любимые), а больше всего справочники, словари, библиография. Они могут иногда заменить целую библиотеку». Из этих слов известного учёного-академика становится понятным то, как важны словари и справочники.

Сейчас существует великое множество книжных словарей, и в любой читающей семье они, конечно же, есть. Особенно важно и детей приучать пользоваться словарями. Это, несомненно, благотворно скажется на развитии речи ребёнка, пополнит его словарный запас.

Как же начать работать со словарями? Не нужно забывать, что словари бывают энциклопедические и лингвистические. В чем же разница между ними? Главное различие в том, что энциклопедические словари описывают мир вещей, а словари лингвистические – мир слова. «Вселенную», то есть мир вещей, описывают именно энциклопедические, а в словарях лингвистических содержатся сведения о словах – о том, что они значат, как склоняются или спрягаются, как сочетаются друг с другом в предложении, и т.п. Конечно, чтение любого авторитетного словаря, энциклопедического или лингвистического, повышает эрудицию человека.

Известно, что чаще всего мы обращаемся к орфографическому словарю, узнаём о верном написании слова. Хотя и другие словари могут дать нам не только сведения о правописании слова, но и многое другое.

Словарь заимствованных слов также поможет при обогащении лексикона. В русский язык много слов приходит из других языков. У нас они адаптируются иногда настолько, что мы сразу и не можем сказать, из какого языка они пришли. Например, всем знакомое слово арбуз в русском языке известно с XV века. Данное слово является восточным заимствованием, как и в некоторых других славянских языках: болгарском, сербохорватском.

В русский язык слово попало из тюркских, вероятнее – из татарского, и изначально в форме с «х» – харпуз, где, как и в других восточных языках, восходит к персидскому xarbuza – «дыня», а дословно – «ослиный огурец», образованному от хег (хага) – «осел» и bucina – «огурец».

Из восточных языков, через русский, татарский и арабские языки, слово распространилось в западноевропейские: немецкий, английский, французский и т.д.

«Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка» автора Чудинова А.Н. позволит нам узнать значение привычного нам слова «газета».
Газета (франц. gazette). Издание, выходящее периодически отдельными листами; название свое получила от итал. слова gazetta, мелкая венецианская монета, которую обыкновенно за нее платили. Морякам, путешественникам нужны были сведения, или как мы говорим информация, так появились первые листки с новостями. За один листок надо было платить одну монету. Так монета подарила название источнику информации.

Разговор о словарях безграничен. Научившись пользоваться этими книгами, можно бесконечно полюбить их и согласиться с С.Я. Маршаком:

Усердней каждый день смотрю в словарь:
В его столбцах мерцают искры чувства.
В подвалы слов не раз сойдёт искусство,
Держа в руке свой потайной фонарь.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *