Что такое словарное слово в русском

Что такое словарное слово? Примеры и формы словарных слов

На русском языке разговаривают более 260 млн человек в разных странах мира. Показателем грамотности является знание более 400 правил правописания. Но часто лингвисты называют русский языком исключений, так как сотни страниц орфографического словаря предлагают просто запомнить отдельные термины и выражения. Они не поддаются никаким правилам грамматики и не могут быть проверены.

Тема статьи – словарные слова, примеры их написания и запоминания. Сколько их всего? Какое количество необходимо знать, чтобы сдать успешно экзамен за 9 класс по русскому языку, носящий обязательный характер?

Что такое словарное слово в русском. Смотреть фото Что такое словарное слово в русском. Смотреть картинку Что такое словарное слово в русском. Картинка про Что такое словарное слово в русском. Фото Что такое словарное слово в русском

Что такое словарное слово

Его часто называют «непослушным», ибо написание вызывает трудности не только у детей, но и взрослых. Нет однокоренных слов, которые могли бы помочь проверить вызывающую сложности орфограмму. Ни одно из правил русского языка невозможно применить для того, чтобы пояснить, почему пишется именно та, а не иная буква. Есть только один способ писать грамотно – запомнить данные слова, используя свойства памяти. Заучить их, как таблицу умножения или теорему по математике. Только по итогам за 1-3 класс дети должны использовать 200 словарных слов. Их количество к завершению обучения исчисляется тысячами.

Список составляется лингвистами с учётом того, какие из них являются наиболее популярными и употребляемыми в лексиконе большинства русскоговорящих граждан. Он постоянно пополняется новыми заимствованными словами. Постепенно уходят в прошлое и утрачиваются те значения, которые ранее были крайне востребованными. Например, «колхоз», «октябрёнок». Сегодня подрастающее поколение чаще употребляет понятия: «компьютер», «фломастер», «презентация». Понимание, что такое словарное слово, невозможно без знания, почему и каким образом формируются исключения.

Что такое словарное слово в русском. Смотреть фото Что такое словарное слово в русском. Смотреть картинку Что такое словарное слово в русском. Картинка про Что такое словарное слово в русском. Фото Что такое словарное слово в русском

Причины их появления

Что такое словарное слово в русском. Смотреть фото Что такое словарное слово в русском. Смотреть картинку Что такое словарное слово в русском. Картинка про Что такое словарное слово в русском. Фото Что такое словарное слово в русском

Как запомнить

Чтобы избежать ошибок в диктантах и контрольных работах, с учениками постоянно проводится словарная работа. После изучения правил исключения выписываются в отдельную тетрадь, на дом задаётся определённое их количество для изучения. Творческие педагоги в начальной школе применяют четыре способа, помогающие детям учиться с удовольствием:

В старших классах орфограммы можно собирать по темам, по буквам алфавита, повторяя их написание. При необходимости глубокого изучения языка, можно познакомиться с историей происхождения слова.

Что такое словарное слово в русском. Смотреть фото Что такое словарное слово в русском. Смотреть картинку Что такое словарное слово в русском. Картинка про Что такое словарное слово в русском. Фото Что такое словарное слово в русском

Разбор примера

Среди металлической посуды, используемой для приготовления пищи, человек часто пользуется кастрюлей. В ней удобно готовить на открытом огне и в духовом шкафу. Её признаками являются: высокие бортики, цилиндрическая форма и наличие двух ручек. Слово – сложное для написания. Ударение падает на второй слог, орфограммой является первая буква «а». Проверить её невозможно. Формы словарного слова включают в себя существительные и прилагательные: «кастрюлька», «кастрюльный», «кастрюлечка». Нигде первая буква не находится под ударением, поэтому правописание необходимо запомнить. Можно использовать метод миниатюр, потому что сама орфограмма напоминает расширяющуюся книзу кастрюльку.

Этимология слова такова: оно пришло из немецкого языка (kasserolle), но само заимствовано из французского – casse, что переводится, как сковородка с ручкой. Именно поэтому при написании используется буква «а».

Как проверить написание

Существует множество орфографических словарей, где собрано до трёх тысяч сложных слов. Как понять, что себя следует проверить именно таким образом? Для этого следует подобрать однокоренные слова, используя разнообразные его формы. Если с их помощью орфограмму проверить невозможно, значит, следует обратиться к словарю.

Например, «шеренга», орфограмма в первом слоге. Производными могут быть только существительные, их можно подобрать 13, но это всё изменение слова по падежам и числам. Нигде буква «е» под ударением не стоит. Это поясняет, что такое словарное слово. Его правописание следует запомнить и уточнить в орфографическом словаре.

Источник

Правописание словарных слов

теория по русскому 🐻 орфография

Словарные слова – это слова, правописание которых не подчиняется правилам русского языка. Их можно проверить только по словарю, а отработать – только на практике, например, с помощью словарного диктанта.

Словарные слова можно разделить на следующие группы:

Список часто встречающихся словарных слов

Приводим список наиболее популярных словарных слов, встречающихся в школьной программе.

А: абажур, аббревиатура, абзац, абонемент, абориген, абстрактный, авангард, авантюра, автограф, автострада, агентство, адвокат, адекватный, адъютант, ажиотаж, айсберг, академия, акварель, акклиматизация, альманах, аннотация, аномалия, антагонизм, апартаменты, аплодисменты, апелляция.

Б: багаж, бадминтон, базар, баллада, баллон, баррикада, бархат, бассейн, батальон, безалаберный, без толку, белиберда, бельэтаж, бетон, биография, бойкот, бриллиант, бюллетень.

В: ва-банк, вакансия, варежка, ватрушка, велеречивый, веранда, вермишель, вернисаж, вестибюль, ветеринар, винегрет, виолончель, в обнимку, в обтяжку, вожжи, впопыхах.

Г: габариты, гардероб, гарнизон, генеалогия, гигиена, гипербола, горизонт, градация, грамм, грейпфрут, грипп, группа, гуашь.

Д: дезертир, декларация, дефицит, диктант, дилетант, директива, диссертация, диссонанс, дифирамб, досконально, достопримечательность.

Е: еретик.

Ж: жакет, жасмин, желатин, жокей, жонглёр, жужелица, жюри.

З: замуж, запанибрата, запятая, здоровье, здравствуйте, зодиак.

И: Иван-да-марья, игнорировать, идиллия, идиома, иероглиф, иждивенец, иллюзия, иллюминация, иллюстрация, интеллигентный, инъекция, искусный, исподтишка.

К: кавычки, каламбур, калейдоскоп, календарь, каллиграфия, калькулятор, каморка, карнавал, касса, катастрофа, коварный, колдовать, колонна, колоннада, комбинезон, комментарий, компетентный, компоновать, компромисс, конференция, конфорка, корифей.

Л: лабиринт, ландшафт, линолеум.

М: магнолия, мажорный, майонез, макулатура, мандарин, манипуляция, маскарад, массаж, медальон, меридиан, металл, метаморфоза, метафора, меценат, миллион, мотивировать, мэрия.

Н: наваждение, навзничь, навзрыд, наизусть, наискосок, наперегонки, нарцисс, небылица, невтерпёж, неологизм, ничтожный, ностальгия.

О: оазис, обелиск, обличительный, объект, овладевать, озон, оккупация, оранжерея, оригинальный, орфограмма, орфография, орфоэпия.

П: павильон, палисадник, панорама, папоротник, параграф, парадокс, парашют, пассажир, пейзаж, периферия, пескарь, пессимист, под мышкой, поролон, предварительный, пресса, престиж, привередливый, привилегия, примитивный, приоритет, притча, пропаганда.

Р: рафинад, реабилитация, регламент, резиденция, ремарка, реставрировать.

С: семинар, сертификат, сиреневый, стипендия, стремиться, суверенитет.

Т: тамада, танцор, темперамент, теория, тушёнка, тушь.

У: уездный, университет, ураган, утрамбовать.

Ф: фейерверк, фельдъегерь, фестиваль, филармония, философ, фонтан.

Х: халат, хлестать, хлёсткий.

Ц: целлофан, целлюлоза, ценность, центнер, циклон, цыган, цыкать, цыплёнок.

Ч: часовня, чемпион, четыреста.

Ш: шаблон, шампиньон, шарада, шасси, шеренга, шпаргалка.

Э: эвкалипт, эволюция, эвфемизм, эгида, эквивалент, экзамен, эксперимент, экспонат, экстремальный, элемент.

Ю: юннат, юный.

Я: явственный, ядреный, якобы, январский, яство, ятаган.

Источник

Словарные слова

Что такое словарное слово в русском. Смотреть фото Что такое словарное слово в русском. Смотреть картинку Что такое словарное слово в русском. Картинка про Что такое словарное слово в русском. Фото Что такое словарное слово в русском Что такое словарное слово в русском. Смотреть фото Что такое словарное слово в русском. Смотреть картинку Что такое словарное слово в русском. Картинка про Что такое словарное слово в русском. Фото Что такое словарное слово в русском

Всего получено оценок: 148.

Всего получено оценок: 148.

В данной статье рассмотрим, что такое словарные слова, почему они получили такое название, в каких словарях можно посмотреть правила написания словарных слов, каковы причины появления в русском языке словарных слов.

Определение

Словарные слова – это слова, не подающиеся существующим правилам правописания, которые нельзя проверить, а можно лишь запомнить или проверить по словарю.

Словарные слова противопоставляются словам, которые пишутся в соответствии с определенными орфографическими правилами.

Суть термина

Словарные слова получили такое название из-за того, что такие слова фиксируются в орфографических словарях, в которых уделяется внимание правописанию слов.

Из этого следует, что все словарные слова русского языка можно посмотреть в орфографических словарях русского языка. Список всех словарных слов огромен.

Орфографический словарь – это словарь, содержащий перечень слов в их нормативном написании.

Словарные слова, которые часто используются в повседневной жизни, как правило, с легкостью запоминаются. Более сложные и редкоупотребляемые слова, как правило, находят в орфографических словарях для их правильного написания.

Причины появления

В русском языке существует огромное количество слов, которые нельзя проверить. Это связано с тем, что эти слова пишутся в соответствии с историческим принципом русского языка, то есть они пишутся так, как сложились правила их написания исторически.

Некоторые словарные слова связаны с заимствованием из других языков, которые имеют собственные законы правописания.

Как запомнить словарные слова

Чтобы правильно писать словарные слова, нужно обращаться к истории языка, так как многие этимологические справки могут помочь написать словарное слово; нужно строить в собственном сознании ассоциативные связи того явления, которое названо словарным словом, и того явления, которое названо словом, в написании которого нет никаких трудностей; нужно писать словарные слова и проговаривать их, чтобы увидеть разницу в написании и произношении.

Примеры

Никак нельзя проверить гласную «о» в слове «огурец». Транскрипция выглядит так: [агур’ец]. Однако пишется не «а», а «о». Проверить данную гласную нельзя. Чтобы не ошибиться в написании слова, его нужно запомнить.

Такие редкоупотребляемые слова, как «бонбоньерка», не требуют обязательного запоминания, так как при необходимости их написание можно посмотреть в орфографическом словаре.

Что такое словарное слово в русском. Смотреть фото Что такое словарное слово в русском. Смотреть картинку Что такое словарное слово в русском. Картинка про Что такое словарное слово в русском. Фото Что такое словарное слово в русском

Что мы узнали?

Словарные слова – это слова, не подающиеся существующим правилам правописания, которые нельзя проверить, а можно лишь запомнить или проверить по словарю. Словарные слова получили такое название из-за того, что они фиксируются в орфографических словарях, в которых уделяется внимание правописанию слов. Появление в русском языке словарных слов связано с историческим принципом русского языка и с заимствованием. Для правильного написания словарных слов, их нужно заучивать, обращаться к этимологии слов, строить ассоциативные связи, сравнивать написание и произношение, при необходимости обращаться к орфографическим словарям.

Источник

Что такое словарное слово в русском

Что такое словарное слово в русском. Смотреть фото Что такое словарное слово в русском. Смотреть картинку Что такое словарное слово в русском. Картинка про Что такое словарное слово в русском. Фото Что такое словарное слово в русском

Что такое словарное слово в русском. Смотреть фото Что такое словарное слово в русском. Смотреть картинку Что такое словарное слово в русском. Картинка про Что такое словарное слово в русском. Фото Что такое словарное слово в русском

Что такое словарное слово в русском. Смотреть фото Что такое словарное слово в русском. Смотреть картинку Что такое словарное слово в русском. Картинка про Что такое словарное слово в русском. Фото Что такое словарное слово в русском

Что такое словарное слово в русском. Смотреть фото Что такое словарное слово в русском. Смотреть картинку Что такое словарное слово в русском. Картинка про Что такое словарное слово в русском. Фото Что такое словарное слово в русском

Что такое словарное слово в русском. Смотреть фото Что такое словарное слово в русском. Смотреть картинку Что такое словарное слово в русском. Картинка про Что такое словарное слово в русском. Фото Что такое словарное слово в русском

Интересно о Словарном слове

Что такое словарное слово в русском. Смотреть фото Что такое словарное слово в русском. Смотреть картинку Что такое словарное слово в русском. Картинка про Что такое словарное слово в русском. Фото Что такое словарное слово в русском

Автор работы награжден дипломом победителя I степени

В школе на уроках русского языка мы узнаем много новых слов. Слова называют предметы, явления, признаки, действия. Весь мир отражается в словарном составе языка. Русский язык самый богатый по запасу слов. Правописание большинства слов можно объяснить правилом, например, безударная гласная в корне слова, непроизносимые согласные, парные согласные в середине или конце слова, разделительный твердый и мягкий знак. Но есть также и слова, правописание которых нельзя проверить правилом. Это словарные слова. Написание таких слов надо запоминать. Но как же их запомнить, и не делать ошибки в написании?

Правописание словарных слов вызывает много трудностей не только y школьников, но и y взрослых. Мне нравится изучать русский язык в школе. Когда знаешь орфографические правила, и умеешь их применять при написании слов, то совсем нетрудно писать правильно и грамотно. Но есть слова, которые нельзя проверить, и их приходится запоминать. Таких слов в русском языке не мало. Мне не всегда легко дается запоминание таких слов. Мне стало интересно, а как проще запомнить словарные слова.

Улучшится ли качество написания словарных слов, если использовать разные техники.

Разнообразить и сделать интереснее и проще процесс запоминания словарных слов.

Узнать, что такое словарное слово

Познакомиться со способами запоминания словарных слов.

Найти интересные способы запоминания словарных слов.

Провести эксперимент в школе среди одноклассников, используя нестандартные техники запоминания словарных слов.

Создать лэпбук о словарных словах.

2. Основное содержание

2.1. Что такое словарное слово

2.2. История словарных слов

Русский язык, как и любой другой, имеет свою историю. Со временем в языке появляются новые слова, а некоторые уходят из употребления и поэтому теряется связь между родственными словами, которые некогда были проверочными. Так появляются словарные слова. Зная историю своего языка, можно объяснить написание многих слов. Например, с первого класса мы заучиваем, что «жи, ши» пиши с буквой «и». Оказывается, раньше буквы «ж» и «ш» обозначали мягкие согласные звуки и соответственно писались с гласными переднего ряда, в данном случае «и» [12 ]. Знать историю своего языка – это здорово, но на такие исследования уходит много времени, а учить словарные слова надо регулярно, поэтому приходится их просто запоминать.

2.3. Классические способы запоминания словарных слов

Обычно в школе знакомятся с новыми словарными словами по следующей схеме:

1. Чтение словарного слова

2. Объяснение значения слова.

3. Орфографическая работа над словом:
— постановка ударения, выделение зеленым цветом трудной буквы,
— звукобуквенный анализ слова,
— деление слова на слоги и для переноса.

4. Заучивание правописания данного слова:
— подбор однокоренных слов,
— составление словосочетания, предложения с этим словом,
— подбор синонимов, антонимов, загадки, поговорки с данным словом.

5. Запись слова в орфографический словарик [7 ].

2.4. Игровые способы запоминания словарных слов

Психологами доказано, что знания, усвоенные без интереса, не становятся полезными — это мертвый груз. Существует много способов запоминания слов, и в своем проекте я хотел бы остановиться на более эффективных, которые не только разнообразят урок, внесут элементы игры, а также сделают процесс запоминания словарных слов более интересным и привлекательным.

К словарному слову, которое нужно запомнить, необходимо добавить слово или даже несколько, где проверяемая буква находится в сильной позиции [11 ].

Например, слово ВОРОТА. Нужно запомнить букву О.

Придумываем ассоциации: слова ГОЛ и ВОЛК. ВОЛК-забивака — это символ олимпиады 2018. ГОЛ забивают мячом в ворота. Представляем эту картину: волк забивает мячом гол в футбольные ворота. Акцентируем здесь внимание на том, что слова «гОл» и «вОлк» подсказывает нам нужную букву, так как в этих словах она находится в сильной позиции (приложение 1 рис. 2.1).

2.4.2. Мнемосистемные «связи»

1) запоминание происходит легче, если человек мысленно представляет себе предметы, явления или действия, которые обозначают слова;
2) объединенные в группы предметы должны «оживать», «двигаться»,

Словарные слова: ПОГОДА, ДОРОГА, ОГОРОД, ОВОЩИ, ГОРОХ, МОРКОВЬ, ОГУРЕЦ, ПОМИДОР, РАСТЕНИЕ, КАПУСТА, КАРТОФЕЛЬ, можно оживить в целом рассказе.

2.4.3. Наглядно-образный способ запоминания

Суть этого способа состоит в том, что ребенок, для того чтобы запомнить слово, выполняет рисунки на буквах, которые вызывают трудность при написании. Не секрет, что все дети любят рисовать. Для начала необходимо выяснить, понятен ли смысл слова детям. Затем отметить буквы, которые могут вызвать трудности при написании. Записать слово печатными буквами. Сделать рисунки на «трудных» буквах, опираясь на смысл слова [2 ]. Например:

Шофер – это человек, который сидит за рулем автомобиля. Соответственно разрисовываем букву «О» как руль (приложение 1 рис. 2.3).

Шоссе – это дорога, по которой мчатся автомобили. А без колес машина не поедет. Разрисовываем букву «О» как колесо машины. На шоссе обязательно должна быть разметка. Двойная прерывистая линия дорожной разметки обозначает границы полос движения. Маскируем удвоенную «СС» под двойную прерывистую (приложение 1 рис. 2.4).

А какой же хоккей без хоккеистов и клюшек? (приложение 1 рис. 2.5)

Изографы – это картинки, на которых слово зашифровано буквами. Этот способ предполагает, что из всех букв слова составляется его образ, т. е. мы рисуем предмет буквами, из которых состоит слово [4 ].

На картинке-изографе «трактор» у трактора вместо колес гусеницы. Гусеницу изображаем буквой «О», что автоматически исключает букву «А» (приложение 1 рис. 2.6).

Я провел опрос среди одноклассников с целью выяснить, какие способы ребятам понравились больше всего (приложение 2). Опрос показал, что больше всего ребятам понравились те способы запоминания, где можно было рисовать, разрисовывать буквы или составлять из букв картинку (приложение 1 рис. 2.9). Ученики, которым больше пришлись по душе способ «мнемосистемные связи» и «ассоциации», очень любили сочинять и рассказывать истории. Каждый нашел для себя подходящий именно ему способ запоминания словарных слов.

После проделанной работы мне захотелось систематизировать все методы интересным и наглядным способом. Я решил сделать лэпбук на тему «Способы запоминания словарных слов». Как-то на уроке русского языка моя учительница, Татьяна Павловна, рассказала нам про лэпбук. Меня очень заинтересовала это самодельная папка-раскладушка, которая состоит из множества наклеенных картинок, карманчиков, вкладок, объемных аппликаций, открывающихся дверок. А самое главное, что весь материал подается в виде рисунков, небольших текстов, схем, графиков, стишков, игр (приложение 1 рис. 2.10). Особенно мне понравилось придумывать разные кармашки, прятать слова в окошечках и разрисовывать буквы (приложение 1 рис. 2.11). У меня много друзей в начальных классах, и я с удовольствием рассказывал ребятам из других классов, как интересно учить словарные слова. И мой лэпбук очень мне в этом помогал (приложение 1 рис. 2.12).

В результате нашего исследования я пришел к следующим выводам:

Нестандартные методы запоминания повышают интерес детей к изучению русского языка.

Наглядно-образные способы запоминания словарных слов способствуют более качественному запоминанию словарных слов.

Ребята, которые запоминали словарные слова нестандартными способами, допускали меньше ошибок в словарных диктантах.

После проведенного эксперимента ребята показывают более успешные результаты в написании словарных диктантов. Запоминание словарных слов превратилось из скучного заучивания в увлекательное занятие, так как каждый ученик открыл для себя подходящий именно ему способ запоминания словарных слов.

4. Список использованных источников

Алексеев Ф.П. Словарные слова в картинках с правилами – М.: Издательство АСТ, 2017 – 96 с.

Беленькая Т.Б. Мнемотехника для начальной школы. Тренируем

память: Учебное пособие / Т.Б. Беленькая – Москва: Феникс, 2014. – 39 с.

Козаренко В.А. Все о способах запоминания / В.А. Козаренко. –

М.: Издание, 2015. – 219 с.

Кужанкулова Г. Р., Боязитова Р. Н., Ерёмина Н. А. Словарная работа по русскому языку в начальных классах // Молодой ученый. — 2016. — №12. — С. 883-885.

Лёвушкина О.Н. Словарная работа в начальных классах

– М.: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 2003. – 345 стр.

Львов М.В. Правописание в начальных класса –

М.: Просвещение, 2014. – 236 с.

Любич В.А. Мнемотехника как система запоминания новых слов

на уроках русского языка в школе / В.А. Любич, //– Москва: Русский язык в школе. – 2015. –№8. – С.13-18

Саблина Н. П. Буквица славянская. Поэтическая история азбуки с азами церковнославянской азбуки – М.: Благотворительный фонд «Покров», 2013 – 192 с.

Словарные слова в картинках под ред. Анашина Н.Д. – М.: Издательство АСТ, 2016 – 47 с.

2.4. Игровые способы запоминания слов

Рисунок 2.1. Волк забивает гол

2.4.2. Мнемосистемные «связи»

Р исунок 2.2 Словарные слова на тему «растения»

2.4.3. Наглядно-образный способ запоминания

Р исунок 2.5 Хоккей

Р исунок 2.6 Изограф «Трактор »

Р исунок 2.7 Учить словарные слова интересно

Рисунок 2.8 Результаты словарного диктанта после эксперимента

Источник

Что такое словарное слово в русском

Введение

А.Шибаев

Проблема:

Я задал вопрос себе: «Существуют ли приемы, облегчающие запоминание словарных слов?»

Цель:

Выяснить и изучить приемы запоминания словарных слов

Задачи исследования:

Изучить написание словарных слов, используя специальную литературу;

Узнать, что такое этимология;

Познакомиться с этимологическим словарем русского языка и научиться пользоваться им;

Выяснить, как знание этимологии помогает запоминать словарные слова;

Выяснить способы запоминания словарных слов;

Провести эксперимент по написанию словарных слов в классе и показать, как можно запоминать словарные слова;

Подготовить рекомендации по запоминанию словарных слов;

Подготовить мини-словарик «Ох уж эти словарные слова!».

Объект исследования: словарные слова учебника «Русский язык» для 4 класса (УМК «Гармония») и другие словарные слова

Предмет исследования: способы проверки и запоминания словарных слов

Участники исследования: одноклассники.

Методы исследования:

Анкетирование (опрос) с последующей статистической обработкой и анализом полученных данных;

Работа со словарями: изучение, сравнение, обобщение;

Гипотеза исследования:

Я предполагаю, что некоторые словарные слова можно запомнить, не повторяя многократно, а зная их происхождение и используя приемы запоминания слов.

В ходе своих исследований я хотел бы заглянуть в тайны русского языка и открыть секреты рождения слов, узнать, как правильно писать словарные слова и как можно быстро их запомнить.

Глава 1. Теоретическая часть исследования. Этимология и другие способы запоминания слов. 1.1 Что такое этимология?

В современной языковедческой практике термин «этимология» употребляется в следующих значениях:

раздел языкознания, изучающий происхождение слов;

совокупность исследовательских приемов, направленных на раскрытие происхождения слова, а также сам результат этого раскрытия;

Средние века ничего не добавили в развитие интересующей нас науки. Происхождение многих слов трактовалось наивно и беспочвенно. В последующие века количество несостоятельных этимологий, основанных на фантазии их авторов, не уменьшалось. Так, например, русский поэт и филолог В. К. Тредиаковский (XVIII в.) считал, что название страны Норвегия — это искаженная форма от слова Наверхия (потому что, по его мнению, она расположена наверху, на севере). А Италия объяснялась им как Удалия, так как она удалена от России.

Но наука развивалась, и языкознание в свете многих учений продвигалось вперед. Появившаяся в конце XVIII века работа Гердера «Исследование о происхождении языка» выступила против бытующего тогда мнения о божественном возникновении и неизменяемости языка.

Учёные редко сочиняют новые слова, но иногда им приходится это делать, когда они изобретают что-то новое! Ведь надо же это как-то назвать?

Скажем, синтетические материалы появились в текстильной промышленности сравнительно недавно. Пока не было нейлона, естественно, не было и слова для обозначения этого вида искусственного волокна. Но вот одна английская фирма стала производить новое синтетическое волокно, у которого пока ещё не было никакого названия. Как же назвать этот новый вид продукции? И вот фирма объявляет… конкурс на лучшее название для выпускаемого ею волокна. На конкурс было представлено 350 слов. Победа была присуждена слову nylon [нáйлэн] ‘нейлон’’. С тех пор (конец 20-х годов XX века) это слово вместе с новым синтетическим материалом быстро распространилось по всему земному шару. В ряду таких современных «синтетических» названий, как нейлон, капрон, поролон и т. п., вполне в духе эпохи звучит и слово лавсан. История возникновения этого слова совсем особая. Название этому новому виду синтетического волокна было дано по имени той лаборатории, где это волокно было впервые получено. Слово лавсан представляет собой сокращение от названия: Лаборатория высокомолекулярных соединений Академии наук (СССР).

Писатели тоже сочинили много слов. Многие слова, к которым мы привыкли и считаем их давно и самостоятельно образовавшимися в русском языке, в действительности появились не так давно и не сами по себе, а при помощи наших поэтов и писателей. Они эти слова придумали, а нам они так понравились, что остались в русском языке надолго. Например, историк, публицист, прозаик, поэт Николай Карамзин придумал слово «промышленность». Он образовал его от слова «промышлять», то есть производить. А придуманное слово прижилось, и мы его сейчас повседневно используем. Карамзин исследовал возможности русского языка, его выразительность. Великий реформатор обогатил нашу лексику замечательными словами, аналогов которым ранее в нашей стране не существовало. А теперь кажется, что они были всегда: «впечатление», «влияние», «трогательный», «занимательный», «моральный», «эстетический», «сосредоточить», «эпоха», «сцена», «гармония», «катастрофа», «будущность». Крайне впечатляющий набор, не правда ли?

Сегодня происхождение слов можно узнать с помощью специального словаря, который называется этимологический. Назначение этимологического словаря — дать информацию о происхождении (этимологии) слов. Знакомясь с этим словарем, можно выяснить, в каком языке появилось слово, как оно менялось на протяжении длительного времени, в каком языке зафиксировано.

Язык — общественное явление. Возникновение слова и его жизнь в языке — изменения его произношения (и написания), значения, форм (спряжения или склонения), сохранение его в течение многих веков или исчезновение, или замена другим словом — связаны. С одной стороны, с историей языка, а с другой стороны — с жизнью народа-носителя языка, с развитием его материальной и духовной культуры, с природными условиями его обитания, с его социальным развитием, контактами с другими народами.

1.2 Словарные слова и этимология.

Каждый человек хотел бы писать без ошибок. Одним это дается легко (это называется «врожденной грамотностью»). Другие вынуждены тратить уйму времени и сил на овладение грамотным письмом. И если для написания одних слов существуют четкие правила, то другие слова никаким правилам не подчиняются и запоминать их приходится только путем многократных повторений (словарные слова).

Среди множества слов есть слова, являющиеся исключениями из правил, а также слова, для которых правила в принципе существуют, но применять их крайне сложно, например, слова, заимствованные из других языков. Даже взрослые, вполне образованные люди начинают испытывать неуверенность в правильности написания того или иного слова при составлении важных документов, писем и вынуждены прибегать к помощи орфографических словарей. Однако есть слова, усвоение правописания которых обычными способами затруднено, но может быть существенно облегчено с помощью этимологии.

Этимология сообщает массу удивительных фактов об обычных на первый взгляд словах. В самом деле, казалось бы, какая может быть связь между компотом и композитором? Разве что некоторые композиторы любят компот больше, чем другие напитки? Однако оказывается, что латинский глагол ponere («класть, ставить») является этимологическим корнем обоих слов. Более того, и этимологическая приставка у них абсолютно одинаковая: тоже латинская приставка ком-, синонимичная русской со- в словах сотрудник, сочувствие. Композиторбуквально значит «составитель, сочинитель», а компот – «сложенное вместе» (из разных фруктов и ягод). Факты интересны, но точку ставить рано. Оказывается, этимологическими родственниками композитора и компота (причем и со стороны корня, и со стороны приставки) являются также композиция (буквально «состав»), компонент («составная часть чего-либо»), компоновка («составление целого из частей»), компоновать.

Вот так к увлекательному рассказу получаем весомое облегчение правописания: возможность проверить безударные гласные в таких сложных, серьезных словах с помощью обычного компота.

Поцелуй в старину был не выражением любви или привета, а ритуальным пожеланием здоровья и удачного возвращения из похода (сравним со словесным пожеланием вернуться целым и невредимым). Первоначально поцелуйбыл только формой повелительного наклонения глагола поцеловать. Ну, а целиной называется еще не паханная, не тронутая земля. Это слово образовано с помощью того же суффикса, что и равнина.

А вот черепаха получила название по твердому, как череп, панцирю. А само слово череп первоначально значило «глиняный осколок, черепок». Значение «костяная оболочка головы» появилось позже, и было явно ироничным (как и у слова котелок в значении «голова»). Черепица («кровельный материал») названа так потому, что первоначально делалась из глины, да и по форме она напоминает черепок.

Интересно происхождение слова волк. Волк получил такое имя потому, что он свою жертву волочит, то есть тянет, тащит по земле. А волоками раньше называли участки суши между двумя судоходными реками или мелководья, через которые корабли надо было медленно, с трудом волочить (вспомните картину И.Е. Репина «Бурлаки на Волге» или название города Вышний Волочек). Поэтому во всех этих словах на месте непроверяемой гласной необходимо писать букву «о».

Сергей Островой в своем стихотворении «Первородство» так рассказал об этимологическом анализе.

К словам привыкаешь день ото дня,А они первородного смысла полны..И когда я слышу: – Извини меня! –Это значит: – Исключи меня из вины!У слова цвет своего огня.Свое первородство. Свои рубежи.И когда я слышу: – Обереги меня! –Это значит: – Берегами меня окружи!У слова есть корни. И есть родня.Оно не подкидыш под сирым кустом.И когда я слышу: – Защити меня! –Это значит: – Спрячь меня за щитом!Вслушайся. Вникни. Не позабудь.У слова свой норов. Свое нутро.И если ты в эту проникнешь суть –Слово тебе сотворит добро.

Таким образом, этимология значительно упрощает написание некоторых трудных, словарных слов.

1.3 Ассоциации и графические образы-помощники в запоминании слов.

Метод ассоциаций — это основной метод развития памяти, который необходимо освоить обязательно. Без этого метода невозможно представить себе ни одну технику запоминания, так же, как невозможно представить математику без цифр. Что же такое ассоциация? Ассоциирование — это в широком смысле связывание чего-то с чем-то. То есть ассоциация — это такая связь между двумя или более явлениями (предметами, ощущениями, идеями, словами и т.п.) при которой актуализация одного из них влечет за собой появление другого. Так, например, когда вы видите идущего с зонтом человека — вы вспоминаете о дожде (иными словами, зонт ассоциируются с дождем), а когда вас спросят, с чем у вас связана зима, вы, скорее всего, скажете, что со снегом и морозом. И тем не менее ассоциации у разных людей очень отличаются друг от друга.

Если попросить нескольких людей ответить первым пришедшим в голову словом на слово «красный» (иначе говоря, спросить, с каким словом ассоциируется у него слово «красный»), можно услышать такие ответы: «мак», «флаг», «помидор», «черный» и др. Данные различия связаны, прежде всего, с индивидуальным опытом каждого человека.

На самом деле, создание ассоциаций для запоминания — это целое искусство. Знаменитый американский психолог и философ Уильям Джеймс (1842—1910) заметил: «Искусство хорошей памяти — это искусство сотворения многочисленных и разнообразных связей с любыми сведениями, которые мы хотим запомнить. «. Ассоциации играют важнейшую роль в запоминании словарных слов. Как это происходит? Для того, чтобы правильно написать орфограмму, нужно создать ассоциативный образ между запоминаемым словом и словом, в написании которого вы не сомневаетесь. Созданный яркий ассоциативный образ поможет вспомнить написание данного словарного слова. Ассоциативная связь может устанавливаться по разным признакам.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *