Что такое словарный диктант 6 класс по русскому
Словарные диктанты для 6 класса
Словарные диктанты для 6 класса.
Привинтить, присесть, приморский, прескверный, приклеить, прибрежный, пришкольный, прежадный, преграда, приплыть, премилый, преступник, приусадебный, прискакать, прилечь, престрогий, приподнять, прикрикнуть, притянуть, прекрасный.
2. НЕ с существительными.
Неряха; неправда; невежда; не друг, а враг; ненастье; не счастье, а горе; невольник: неаккуратность;, нерешительность; непогода; неприязнь; не удача, а беда,; невнимательность; недруг; неточность.
3. Буквы Ч и Щ в суффиксе существительных – ЧИК (- ЩИК).
Грузчик, барабанщик, приказчик, переписчик, банщик, рамщик, извозчик, доносчик, стекольщик, компьютерщик, летчик, сварщик, помощник, попутчик, кладчик, разведчик, докладчик, пильщик, атомщик, каменщик.
4. Гласные в суффиксах существительных –ЕК и –ИК.
5.Одна и две буквы Н в суффиксах прилагательных.
Каменный, лебединый, ветреный, серебряный, туманный, сонный, деревянный, стеклянный, ответственный, станционный, карманный, конный, оловянный, традиционный, сменный, кожаный, глиняный, производственный, соломенный, лунный.
Резкий, ткацкий, киргизский, молодецкий, узбекский, казацкий, одесский, матросский, вязкий, плоский, русский, зверский, французский, таджикский, узкий, черкесский, детский, донецкий, немецкий, иркутский.
7.Дефисное и слитное написание сложных прилагательных.
Желто-синий, юго-западный, русско-английский, железнодорожный, левобережный, русскоязычный, тянь-шаньский, мясо-молочный, красноармейский, желто-зеленый, иссиня-черный, изжелта-красный, судоремонтный, хлопчатобумажный, десятиэтажный, седоволосый, темно-синий, семнадцатилетний, билого-химический, двухкомнатный.
8. Слитное и раздельное написание НЕ и НИ в отрицательных местоимениях.
Никого, не с кем, некого, нечего, не у кого, ни с чем, никто, ничей, никому, ни о чем, ни на чем, не о чем, никакой, ни для чего, ни от кого, ни перед чем, некому, ни для кого.
Словарные диктанты со спецификацией, 6 класс Русский язык
Содержимое разработки
Словарный диктант № 1
Морфема, морфология, орфография, орфограмма, грамматика, лингвистика, фонетика, пунктуация, орфоэпия, словосочетание, омонимы, однородные члены, диалог, монолог, алфавит, суффикс, окончание, филология.
Назначение диагностической работы: словарный диктант проверяет усвоение слов с непроверяемыми и труднопроверяемыми орфограммами.
Количество слов для словарного диктанта: словарный диктант включает 18 слов с непроверяемыми орфограммами.
Структура диагностической работы: диагностическая работа состоит из слов для записи под диктовку.
обнаруживать орфограммы, правильно писать слова с непроверяемыми и труднопроверяемыми написаниями,
Оценивание словарного диктанта
0 ошибок – отметка «5»
1-2 ошибки – отметка «4»
3-4 ошибки – отметка «3»
5-7 ошибок – отметка «2»
8 и более ошибок – отметка «1»
Примечание: Отличная оценка не выставляется при наличии более 3 исправлений.
Словарный диктант № 2
Словарные слова из учебника, изученные на момент проведения диктанта.
Багряный, коллекция, пичужка, бордовый, типография, искусство, поражать, экономить, перила, терраса, солдат, профессионализм, профессиональный, иллюстрация, экскаватор, обиход, пиджак, реформа, исследование, командировка
Назначение диагностической работы: словарный диктант проверяет усвоение слов с непроверяемыми и труднопроверяемыми орфограммами.
Количество слов для словарного диктанта: словарный диктант включает 20 слов с непроверяемыми орфограммами.
обнаруживать орфограммы, правильно писать слова с непроверяемыми и труднопроверяемыми написаниями,
Оценивание словарного диктанта
0 ошибок – отметка «5»
1-2 ошибки – отметка «4»
3-4 ошибки – отметка «3»
5-7 ошибок – отметка «2»
8 и более ошибок – отметка «1»
Примечание: Отличная оценка не выставляется при наличии более 3 исправлений.
Словарный диктант № 3
Словарные слова из учебника, изученные на момент проведения диктанта.
Каморка, богатырь, дощатый, орнамент, живописный, картинный, декоративный, прибыть (на работу), пребывать ( на работе), прийти, приказать, пригласить, присутствовать, примерять, примирять, приготовить, приспособить, приобрести, пригодиться, привыкать.
Назначение диагностической работы: словарный диктант проверяет усвоение слов с непроверяемыми и труднопроверяемыми орфограммами.
Количество слов для словарного диктанта: словарный диктант включает 20 слов с непроверяемыми орфограммами.
Структура диагностической работы: диагностическая работа состоит из слов для записи под диктовку.
обнаруживать орфограммы, правильно писать слова с непроверяемыми и труднопроверяемыми написаниями,
Оценивание словарного диктанта
0 ошибок – отметка «5»
1-2 ошибки – отметка «4»
3-4 ошибки – отметка «3»
5-7 ошибок – отметка «2»
8 и более ошибок – отметка «1»
Примечание: Отличная оценка не выставляется при наличии более 3 исправлений.
Рекомендации для учителя «Словарные диктанты» (5-6 класс)
Словарные диктанты для учащихся 5-го и 6-го классов.
Словарные диктанты тренируют память. Важно регулярно проводить подобные диктанты на уроках русского языка. Особенно важно внедрить такаю работу в систему образовательного процесса. Лучше, если и в домашнюю работу учащиеся будут получать задание со словарными словами:
1. Выписать слова и подчеркнуть орфограммы;
2. Выписать слова на определенную орфограмму;
Это делается для того, чтобы дети не только запоминали новые слова и правильное их написание, но и умели видеть в них «проблемные» орфограммы. Чем чаще на уроках учитель проводит такую работу и проверку, тем легче учащимся будет с такими словами на контрольных срезах знаний. Нет необходимость выделять на уроке или в домашней работе много времени. Достаточно взять от 5 до 10 слов для 5 класса, от 8 до 12 – для 6 класса и т.д. Тем самым на уроке в можете добавлять по 2-3 новых словарных слова к нескольким уже пройденным и изученным ранее, для повторения и систематизации.
Ниже приведены примеры готовых диктантов для уроков контроля.
1.Всегда, никогда, рассвет, орфограмма, шёпот, цифра, бумажка, щука, лестница, плуг.
2. Опасный, циркуль, апельсин, айсберг, дождь, колосья, велосипед, маршрут, грустный, хоккей.
3. Прелестный, до свидания, громадный, грамотный, профессия, во все стороны, вокзал, звёздный, прекрасный.
5. Берёзка, масштаб, ногти, почерк, матч, честный, известный, устный, здравствуй, пожалуйста.
6. Фотоаппарат, коллекция, гербарий, ненастный, вьюга, чехол, невзлюбить, айсберг, арена, баскетбол.
7. Лёгкий, скользкий, сельдь, просьба, шефский, везти груз, вести за руку, ходьба, баскетбол, футбол.
8. Рюкзак, окрестность, стрекоза, бинокль, теннис, участник, телевизор, словосочетание, недолюбливать.
9. Местный, счастливый день, вязкий, тростник, поздно, шоссе, завтрак, островки, кросс, ровесник.
10. Сверстник, подъём, ружьё, барьер, гиппопотам, диван, телефон, с тех пор, стадион, в то время.
Словарные диктанты (6 класс)
Диктант 1. Тема «Лексика и фразеология»
Поражать воображение, исчезает вдали, неизвестный солдат, изобретение книгопечатания, палитра и мольберт художника, поласкать ребёнка, работать спустя рукава, антонимы и синонимы, медвежья услуга, экономить средства, бордовая свёкла, обедаем на террасе, диалектные слова, жаргонное выражение, бить баклуши, особенности профессии, архаизмы и историзмы, ракетная техника, атмосфера Венеры, тришкин кафтан, реформа календаря.
Диктант 2. Тема «Словообразование»
Натирает паркет, легкоатлетические состязания, растительный мир, просьба о помощи, командир корабля, роскошь интерьера, богатырская мощь, шедевр архитектуры, бесцельное существование, подражать чужим голосам, сгореть от стыда, номер квартиры, ошеломить противника, растереть краски, это тебя касается, утренняя заря, генерал-лейтенант, искусство живописи, аккуратно разложить салфетки, вежливое обхождение, ракета-носитель, резчик по кости, великолепное зрелище.
Диктант 3. Тема «Гласные в приставках»
Преподаватель математики, сверхинтересный фильм, непреодолимая преграда, приоткрыть дверь, примерять пальто, телефон приятеля, приклеить почтовую марку, пренеприятное известие, не прикоснуться к пище, прекрати притворяться, обыграть в шахматы, притормози у будки, собака сыщика, презирать негодяя, предыдущая глава, принять к сведению, изыскивать средства, пристанционный буфет, примирять спорщиков.
Диктант 4. Тема «Имя существительное»
Троллейбусное депо, в пламени свечи, спросил об имени и фамилии, вождь племени, маляр-штукатур, злостный курильщик, нога в стремени, обходчик путей, страховой агент, заявление Анастасии Никитичны, зачинщики беспорядков, факты истории, с полным выменем, договорённость о продолжении, очки миссис Хадсон, лихой извозчик, писатель-деревенщик.
Диктант 5. Тема «Правописание гласных в суффиксах существительных»
Кусочек, зайчонок, кирпичик, горошек, мешочек, девчонка, пальчик, ларёчек, носочек, сачок, галчонок, ларчик, ноченька, каблучок, ежонок, кружочек, мышонок, овражек, корешок, сухарик, лодчонка, родничок, личико, песочек, бочонок, творожок, порожек, старичок, фонарик.
Диктант 6. Тема «Имя прилагательное»
Счастливого пути, о раннем взрослении, нисколько не нужный, гигантский скачок, серо-зелёный оттенок, свежего воздуха, искусный мастер; не далёк, а близок; заячья избушка, зловещим предзнаменованием, неряшливая одежда, похож на отца, дальневосточное направление, юго-западный ветер, нездоровый румянец, садово-огородные культуры, легче лёгкого, громадный айсберг, талантливый пианист; не горький, а сладкий; далеко не глупый.
Диктант 7. Тема «Правописание суффиксов прилагательных»
Ветреный вечер, костяная нога, ключевой водицей, клюквенный морс, кольцевая автодорога, истинная дружба, французские фильмы, кухонная утварь, ослиное упрямство, в ежовых рукавицах, орлиный взгляд, парчовое одеяние, иссиня-чёрные волосы, стеклянная посуда, отечественная продукция, январские концерты, юная девушка, ткацкий станок, безветренный день, современное оборудование, кожаная курточка, свиное сало, чугунная сковорода, индусские обычаи.
Диктант 8. Тема «Имя числительное»
Столетний дуб, шестьдесят километров, пятиэтажный дом, двенадцать минут, восемнадцатая квартира, до девяноста градусов, в полутора миллиметрах, двести шестьдесят восемь миллионов, семью девятыми объёма, полтораста коробок, к обеим сторонам, тридцать шесть шагов, миллиард человек, прибыть в одиннадцать часов, семнадцать тысяч четыреста экземпляров, с семерыми щенками, пятьюдесятью четырьмя годами, шестнадцати сантиметров, полутораста тоннами, к двумстам сорока шести прибавить восемьдесят, восемьюстами тринадцатью центнерами, десятеро школьников, в две тысячи девятом году.
Диктант 9. Тема «Местоимение»
Скучаю по вас, никакой, кого-нибудь нарисуй, ни с чем, зайти к нему, ничто, кое с кем, спросил его, забрал у неё, что-либо слышал, самого лучшего, сколько-нибудь, некто в чёрном, несколько страниц, кое-кто придёт, чего-то не хватает, некого винить, никому не скажу, не с чем сравнить, их мнение, другого учебника.
Диктант 10. Тема «Глагол»
Напишешь строчку, не могу дозвониться, поскорее выйдите из вагона, сжигает бумаги, лучше подготовиться, развеваться на ветру, посеял бы, начинать сначала, не ешьте на ходу, поскользнуться на льду, пользоваться биноклем, рассчитаем время, записывать на диктофон, изредка посещает, грохочет по мостовой, приготовьте яичницу, ему нездоровится, позвонит в квартиру, попробовать салат, предостеречь от опасности, прогоним грустные мысли, приклеим объявление, крутит педали велосипеда.
Диктант 11. Контрольный словарный диктант
Карточки для словарного диктанта по русскому языку (6 класс)
Задания: 1) подготовиться к написанию под диктовку; 2) подчеркнуть слова с чередующейся гласной в корне.
В поздн… осень, над туман… землёй, исчезают (в)далеке, к ближн… берегу, услышиш(?) пение, б…гряный закат, известить о побед…, р…стут на опушк…, р…сточки картофеля, подр…сла морковь.
Задания: 1) письменно объяснить выбор орфограмм в словах; 2) подчеркнуть слова с чередующейся гласной в корне.
Про…вить г…роизм, чествовать солдата, посв…тить жизнь, часть те(р,рр)итории, легендарный экипа…, орден на кител…, вернуться с товарищ…м, чу(?)ствовать опас(?)ность, теряться (в)далеке, проб…раться меж…й.
Задания: 1) устно объяснить выбор орфограмм в словах с пропусками и скобками, подготовиться к написанию под диктовку; 2) подчеркнуть слово с чередующейся гласной в корне.
Задания: подготовиться к записи под диктовку.
Мебельный магазин, паркетная доска, большой шкаф, стойкие красители, прибрать дом, застеклить окно, знакомый интерьер, каморка Герасима, узкая кровать, керосиновая лампа, ветхий диван, вешалка в коридоре.
Задание: подготовиться к написанию под диктовку; с помощью словаря объяснить значение слова интерьер.
Интерьер ж и лой комнаты, д е коративные р а стения, осв е щать под ъ езд, труженики стройки, ц и ферблат сте нн ых ч а сов, з а н а вески на мета лл ическом к а рнизе, ц и новка на полу, п а ркетный пол, г а рдеро б в к о ридоре, р о сточки ц и трусовых в г о ршо чк ах, т е л е визор на тумбо чк е.
Задание: подготовиться к записи под диктовку.
Пр…остановить посадку растений, пр…крыть листьями, пр…касаться к шиповнику, пр…липать к ногам, пр…ключение на дорожке, пр…выкать к темноте, бе…прерывное наблюдение, пр…одолеть пр…пятствия, пр…бывать в хорошем настроении, пр…кращать полив, пр…образить участок.
Задание: вставить пропущенные буквы и письменно объяснить их написание.
К…снуться абажура, искусственные р…стения, пр…крепить к карнизу, выг…реть на солнце, выт…рать ежедневно, бл…стеть на стеклк, а(к,кк)уратная девочка, небез…звестная гимнастка, пр…бить на стену, пр…седать слегка, пр…подняться на ц…почки, пр…кратить движение, пр…ятное ощущение от бахромы.
Задание: вставить пропущенные буквы и письменно объяснить их написание.
Задания: 1) подготовиться к записи под диктовку; 2) подчеркнуть слова с чередующейся гласной в корне.
Пр..плыть к пристан. пр..кратить строительство, пр..готовить к переправе, пр..мер для подражания, пр..творить мечту в жизнь, вел..колепный э..земпляр, к..снуться заг..ревшего плеча, пол..жить в рю..зак, предотвратить агре(с,сс)ию, пр..к..саться к стрем..н. не видно плам..ни.
Задание: вставить пропущенные буквы, письменно объяснить их написание.
Встретиться на площадк. построиться на площад. до поры до врем..н. к знам..н.. полка, зовём по им..ни отчеству, мчаться по шоссе на такси, зайти в соседнее кафе, крупный шимпанзе, увидеть конферансье, о регистрации автомобиля, отл..жить из-за (не)погоды.
Задания: 1) подготовиться к написанию под диктовку.
(Не)аккуратность в работе, укрываться плащ..м, праздн..чный наряд, игрушечный петуш..к, вкусный пирож..к, шустренький бельч..нок, четырёхлапый друж..чек, дырявая шапч..нка, резиновый мяч..к, (не)распол..жение к (не)поседе,перевод..ик с немецкого языка, сбор..ик винограда.
Задания: вставьте пропущенные буквы и графически объясните написание орфограмм.
Задание: подготовиться к написанию под диктовку.
Волч ь я нора, иску с ный резчик по дереву, с талантл и выми умельцами, художеств енн ые промыслы, прост и раться за пределы округа, расст и латься по земле, кратч а йшая дорога, бе з жалостный огонь, пр и мятая трава, ра нн ие сумерки, на те рр итории России, природа С еверного У рала.
Задания : устно объяснить правописание выделенных орфограмм, записать под диктовку.
Задание: подготовиться к написанию под диктовку.
(Сельско)хозяйственный журнал, (юго)восточный ветер, (трёх)метровый слой, (садово) огородный инвентарь, заг..реть под лучами солнца, киргиз(к,ск)ий скакун, казац..ая бурка, (русско)немецкий словарь, румя(н,нн)ое лицо, комари(н,нн)ый укус, безветре(н,нн)ый день, соломе(н,нн)ая крыша, це(н,нн)ая вещь, осе(н,нн)ий пейзаж, иску(с,сс)тве(н,нн)ое полотно.
Задание: запишите, вставляя пропущенные буквы и раскрывая скобки.
Далеко (не)удачный ответ; (не)лёгкий, а тяжёлый предмет; совсем (не)удобная дорога, отнюдь (не)единственное решение, (не)устойчивая погода, камыш..вые зар..сли, ветре..ый день, отечестве(н,нн)ый продукт, оси(н,нн)ое гнездо, (санитарно)гигиенические требования, шес..надцатый вагон, оди…адцать часов, ми(л,лл)ион роз, сем..сот бассейнов.
Задание: устно объясните правописание слов и подготовьтесь к написанию под диктовку.
Задание: подготовиться к написанию под диктовку.
Первый понедельник месяца, встретиться в субботу, городская олимпиада, миллион зрителей, основная трасса, запереть дверь на ключ, барабанная дробь, замираешь от предчувствия победы, приблизиться ко мне, из девяноста спортсменов, в восемнадцатом пассажирском вагоне.
Задание: подготовиться писать под диктовку.
Общественно полезный труд, общественно-политическая газета, дорожить каждой секундой, написать расписку, вывезти тонны снега, девятнадцать километров, семьсот страниц, сгруппировать орфограммы, символическая точка, расстилаться передо мной, коллекция орденов и медалей, музыкальный инструмент, какая-нибудь мелочь.
Задание: подготовиться к написанию под диктовку.
Расположиться под каким(либо) деревом, коснуться его плеча, ко…екция инструментов, касаться кого(то), приблизиться кое(к)чему, не возр..жать против прису..ствия, противоречить себе, (не)сколько и(л,лл)юстраций к книге, служащие типографии, биография и(с,сс)ледователя, великолепный орнамент.
Задание: объяснить правописание слов, записать под диктовку; подчеркнуть все местоимения.
Полтораст… страниц, Олимпийские игры, подзаголовок в книге, закупить спортинвентарь, порасспрашивать кое(у)кого, ни(с)чем не сравнить, не(на)кого рассчитывать, (не)большая терраса, какие(либо) растения, художественные иллюстрации, рассуждение на тему, сэкономить пятьдесят рублей.
Задания : объяснить правописание слов, записать под диктовку; сделать морфемный разбор слова порасспрашивать.
Лакомиться мёдом, питаться в общественной столовой, трапезничать с гостями из Индии, памятник исследователю Арктики, убедительные аргументы, художественное полотно, снимать с чьего-то плеча, тренировать участников спартакиады, расположиться в сарае, поднимать в высоту, разгорелся на поляне, присутствовать на обсуждении.
Задания: пользуясь толковым словарём, раскройте значение слова трапезничать ; сделайте морфемный разбор слова разгорелся ; выпишите словосочетание, соответствующее схеме глагол + сущ. ; над переходными глаголами напишите букву П, над непереходными – Н.
Приблизиться к бассейну, общественно полезный труд, пребывать в гараже, прекратить работу, прибыть на трассу, искусный рассказчик, приобрести профессию, юный командир, великолепная биография, одиннадцатый троллейбус, торопиться на трибуну, заводской конвейер, миллиард звёзд, присмотреться к мальчонке.
Задание: подготовьтесь к написанию под диктовку.
Принимать участие в экскурсии, направьтесь к противоположному берегу, съезжать с кручи, помочь товарищу, сберечь силы, на вид огромен и могуч, оказать помощь, построить шалаш, прикоснуться к решётке, ветреная погода, деревянный щит, глиняный горшок, не тревожьте уснувших.
Задания: подготовьтесь к написанию под диктовку; подчеркните глагол в повелительном наклонении.
Укладывать необходимые книги, использовать в работе, рассчитывать на помощь старшего брата, проверьте сочинение, отметьте недочёты в изложении, нездоровится после похода в лес, будьте любезны, девятьсот задач, расспрашивать о происшествии, езда на велосипеде, касаться педалей, советовать приготовить салат из фасоли.
Задание: над глаголами напишите, в каком наклонении они использованы.
Задания: объясните правописание буквы Ь в глаголах; подготовьтесь записывать под диктовку.
Жить в деревн. проехать мимо деревн. остановиться в (не)решительности, пр..обрести (не)большую книж..нку, говорить пр..небрежительно, величестве(н,нн)ый монумент, на свеж..м воздух. под тяж..лыми, свинц..выми тучами, (не)продолжительное (не)настье, под соломе(н,нн)ой крышей, серебря(н,нн)ый лу(н,нн)ый лучик, (северо)западный ветер, пять тысяч(?) километров, восем(?)сот тонн, спросить кое(у)кого.
Задание: перепишите, объясняя правописание букв-орфограмм.