Что такое словарный порядок
Что такое словарный порядок
Лексикографический порядок ( dictionary order, lexicographical order ) — отношение линейного порядка на множестве слов над некоторым упорядоченным алфавитом.
естественный порядок на неотрицательных целых числах в любой позиционной системе счисления, записанных в разрядной сетке фиксированной длины (000, 001, 002, 003, 004, 005, …, 998, 999)
порядок слов в словаре. Предполагается, что буквы можно сравнивать, сравнивая их номера в алфавите. Тогда лексикографический порядок — это, например, А
Лексикографический (словарный) порядок — способ упорядочивания и сортировки слов, который обычно используется в словарях, энциклопедиях и алфавитных указателях. Он основан на правилах, которые позволяют сделать поиск нужной информации проще и быстрее.
В основе лексикографического порядка лежит алфавит. Слова, начинающиеся на букву «а», предшествуют словам, начинающимся на букву «б». Слова, начинающиеся на «ан», идут раньше слов, начинающихся на «ар», и так далее.
При сортировке учитываются все буквы.
Если все буквы более короткого слова совпадают с началом более длинного слова, то короткое слово предшествует длинному. Например, слово «бар» идет раньше, чем «бармен».
Нет четкого правила, различающего буквы «е» и «ё». Например, слово «ёлка» может предшествовать слову «ель».
Если два слова различаются только тем, что в одном из них есть буква «е», а в другом — «ё», то слово с буквой «е» идет первым. Например, «всё» должно стоять после слова «все».
Слова, включающие в себя дефис или пробел, упорядочиваются так, как если бы они писались слитно. Например, «иван-да-марья» стоит перед «иванник», а слово «по возвращении» идет после «повзводно».
В полном имени человека первой всегда идет фамилия, а имя, отчество и звание пишутся после нее через запятую. Например, «Павлов, Иван Петрович, академик», «Ньютон, Исаак».
Имена древних римлян упорядочиваются по третьему имени (cognomen), а первые два пишутся после него через запятую, как если бы это были имя и отчество. Например, «Цезарь, Гай Юлий», «Цицерон, Марк Туллий».
В японских именах фамилия всегда предшествует имени. Иногда имя отделяют от фамилии запятой, например, «Камидзё, Тома».
Китайские имена упорядочиваются так, как если бы они писались слитно. Например, «Мао Цзе-дун» следует после «маори», а «Сунь Ятсен» — после «Сунна».
Иностранные имена и названия упорядочиваются без артикля. Если артикль необходим, он пишется после слова через запятую, например, «Sorcerer’s Apprentice, The, 2010».
Обратный словарь — словарь, в котором слова отсортированы в алфавитном порядке по конечным буквам.
Для удобства поиска выравнивание списка слов в таком словаре идет не по левому, а по правому краю.
Обратный словарь помогает изучать языки, имеющие суффиксальную агглютинацию, в которых конец слова несёт бо́льшую грамматическую нагрузку, чем начало. Такие словари полезны при изучении словообразования (суффиксального, постфиксального), особенностей строения конца слов. В компьютерной лингвистике они используются как основа для составления и проверки словарей словоформ. Обратный словарь также может быть использован в качестве словаря рифм.
Порядок расположения слов в этих словарях обычный – «прямой» алфавитный, только алфавитное расположение устанавливается исходя из букв конца слова начиная с последней.
Фрагмент для буквы А:
Фрагмент для буквы Ч:
хрыч
сыч
ульч
ключ
бирюч
мяч
Родоначальниками обратных словарей считаются средневековые арабские классические словари XIII-XIV вв.
В Европе в XVIII в. обратный алфавитный порядок слов использовался при составлении словарей рифм (рифмовников). В конце XIX – начале XX вв. появились собственно лингвистические обратные словари. Это были обратные словари древних индоевропейских языков: латинского, древнегреческого, санскрита, тохарского, древнеперсидского и старославянского.
Первые обратные словари русского языка появились за рубежом: в 1958 г. – в Берлине (под редакцией Г. Бильфельдта), в 1958-1959 гг. – в Висбадене (словарь Р. Греве, Г. Крёше под редакцией М. Фасмера).
Первым в СССР является «Обратный словарь русского языка» (научные консультанты А. А. Зализняк, Р. В. Бахтурина, Е. М. Сморгунова) (М., 1974), содержащий около 125 000 слов. Машинная обработка материала и вычислительные работы проводились в Вычислительном центре АН СССР.
Больше всего слов в любом «прямом» – толковом или орфографическом – словаре русского языка начинается на букву п. На П начинается много приставок (пере-, перед-, по-, под-, подо-, после-, пра-, пре-, пред-, предо-, при-, про-, противо-). В 17-томном словаре на долю п приходится три тома!
А на какую букву оказывается больше всего слов в обратном словаре? На ту, которой не начинается ни одно слово, а именно: на ь – «мягкий знак»! На й – начинаются слова только в виде исключения, но ею кончаются все прилагательные и большинство причастий.
Эрратив (от лат. errare в значении «ошибаться») — слово или выражение, подвергнутое нарочному искажению носителем языка, владеющим литературной нормой, для придания особого эффекта.
Термин был введён в науку филологом Гасаном Гусейновым.
Эрративы можно разделить на первичные и вторичные.
Первичный эрратив искажает письменную форму, воспроизводя (обычно искажая и её) устную форму слова («как слышыцца, так и пишыцца»; этот эффект сложнее повторить, например, в белорусском языке, где фонетический принцип письма используется гораздо шире).
Вторичные эрративы представляют собой обычно труднопроизносимую гиперкоррекцию предполагаемого первичного эрратива.
Эрративы нередко используются в создании товарных брендов и названий, зачастую из-за невозможности зарегистрировать нормативную форму (Blu-Ray, Linkin Park и т. д.)
Словарный порядок. Дефис и апастроф
Конспект урока по информатике в условиях реализации ФГОС
«Словарный порядок. Дефис и апостроф »
Тип урока: урок изучения нового материала.
Форма урока: фронтальная работа с классом.
Метод урока: объяснительно-иллюстративный.
Цель урока: познакомить учащихся со словарным порядком; дать четкое понятие, что такое дефис и апостроф.
— научить учащихся строить слова в алфавитном порядке;
— рассказать учащимся об дефисе и апострофе;
— научить учащихся различать дефис и апостроф.
— развивать познавательные интересы:
— развивать интерес к предмету, информационной культуры;
— сформировать УУД (личностных, регулятивных, познавательных);
— развивать способность анализировать и обобщать, делать выводы.
— воспитание усидчивости, самостоятельности, интереса к предмету;
— привить навык индивидуальной работы;
— развитие коммуникативных УУД.
Оборудование: интерактивная доска , презентация, учебник, тетрадь, карточки с заданиями.
Изложение нового материала.
Итог урока, рефлексия.
Информация о домашнем задании.
Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества со сверстниками.
Личностные: психологическая готовность учащихся к уроку, самоопределение
Изложение нового материала
— Сегодня на уроке мы познакомимся с новой и очень интересной темой, а вот с какой вам нужно догадаться самим. У меня на доске вы видите картинку. Что на ней изображено и какие вам приходят мысли, глядя на это изображение?
— Правильно, открываем тетради и записываем тему урока «Словарный порядок. Дефис и апостроф» (Т, Д).
Словарь – это цепочка слов (Т, Д). Слова в словаре стоят в словарном порядке сверху вниз. Как узнать, какое из двух слов в словаре идет раньше?
— Посмотрим на первые буквы слов. Если они у слов разные, то раньше в словаре идет то слово, у которого первая буква идет раньше в алфавитной цепочке. Эти слова идут в словарном порядке :
(Т, Д)
Если у двух слов первые буквы одинаковы, надо посмотреть на вторую букву у каждого слова. Если они разные, то раньше в словаре идет то слово, у которого вторая буква идет раньше в алфавитной цепочке. Может получиться, что у двух слов одинаковое начало. Тогда надо найти первую букву, которой эти слова различаются: раньше в словаре идет то слово, у которого буква идет раньше в алфавитной цепочке.
Может получиться так, что одно слово – это начало другого. Тогда короткое слово идет раньше. Вот пример словаря – цепочки слов, слова в которой стоят в словарном порядке:
(Т, Д)
Урок информатики в 3 классе по теме «Словарный порядок. Дефис и апостроф»
Описание презентации по отдельным слайдам:
дом дед дед, дом долгоногий, долгоносик долгоногий, долгоносик
а п т е в е т г р я д и г о л л о д о п у ш р у ч х о л ш а п щ е п о т
заглавная О заглавная А и е
среда понедельник вторник вторник пятница
Курс повышения квалификации
Дистанционное обучение как современный формат преподавания
Курс повышения квалификации
Педагогическая деятельность в контексте профессионального стандарта педагога и ФГОС
Курс повышения квалификации
Современные педтехнологии в деятельности учителя
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Урок информатики в 3 классе по теме «Словарный порядок. Дефис и апостроф». УМК «Школа России», часть 2, авторы А.Л. Семёнов, Т.А. Рудченко.
Данный урок по календарной сетке идёт четвёртым по счёту. Данная презентация поможет при объяснении нового материала и отработке полученных знаний. В данном уроке идёт отработка знаний алфавитного порядка.
Номер материала: ДБ-530039
Не нашли то что искали?
Вам будут интересны эти курсы:
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.
Учителя о ЕГЭ: секреты успешной подготовки
Время чтения: 11 минут
Ученые изучили проблемы родителей, чьи дети учатся в госпитальных школах
Время чтения: 5 минут
Большинство родителей в России удовлетворены качеством образования в детсадах
Время чтения: 2 минуты
Учителя о ЕГЭ: секреты успешной подготовки
Время чтения: 11 минут
Путин поручил не считать выплаты за классное руководство в средней зарплате
Время чтения: 1 минута
Дума приняла закон о бесплатном проживании одаренных детей в интернатах при вузах
Время чтения: 1 минута
В российских школах могут появиться «службы примирения»
Время чтения: 1 минута
Подарочные сертификаты
Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.
Дефис и апостроф. Словарный порядок.
Урок «Словарный порядок. Дефис и апостроф»
На уроках русского языка ребята уже пользовались словарями. И в нашем курсе детям приходилось работать с цепочками слов, расположенными в словарном порядке. Например, во 2 классе ребята решали большую серию задач на работу с учебным словарём. Ни в одной из этих задач не требовалось расположить слова в словарном порядке, тем не менее дети к настоящему моменту приобрели некий опыт, который на этом уроке им предстоит систематизировать и обобщить.
В первой части листа определений содержится общее описание правила словарного порядка. Первый абзац наверняка будет понятен практически всем. Второй и третий абзацы нужно обсудить подробно. При этом можно опираться на пример словарика справа. Так, во время обсуждения можно спросить детей, почему слово ДОЛ идёт раньше слова ДОЛГ, почему слово ДОЛГИЙ идёт раньше слова ДОЛГОВЕЧНОСТЬ и т. д. В каждом из случаев ребёнок должен пояснить, на какое правило из листа определения он опирается и по какой букве идёт упорядочение.
Дальше в задачах цепочку слов, упорядоченных в словарном порядке, мы будем называть словарём.
Может показаться странным, что мы вводим внутрисловные знаки после того, как дети выполнили проект «Знакомство с русским текстом» (в курсе 2 класса). На самом деле этот лист определений обобщает и систематизирует тот опыт и ту информацию, которые ребёнок уже получил. В традиционных школьных курсах вопрос о статусе дефиса и апострофа обходят стороной. Полагаем, что знание этих знаков и умение их использовать — необходимый элемент языковой культуры. Мы также считаем необходимым, чтобы ребёнок твёрдо уяснил себе не только чисто графические различия между дефисом и тире, но и различие в их статусе: если тире относится к знакам препинания, то дефис по своим функциям скорее похож на букву, чем на знак препинания. Действительно, если знаки препинания ставят между словами и предложениями, то дефис существует только внутри слова. Поэтому его и называют внутрисловным знаком.
Графически апостроф — это запятая вверху строки, содержательно не имеющая ничего общего ни с запятой, ни с каким-либо другим знаком препинания. Так же как и дефис, апостроф существует только внутри слова, выполняя функции буквы. Апостроф чаще встречается в иностранных словах (именах собственных). Одно время он использовался в русском языке вместо твёрдого знака, но об этом говорить детям пока нет необходимости (конечно, если никто из них сам не вспомнит, что у него на доме написано «ПОД’ЕЗД № 2»). Встречаются и «авторские» использования апострофа, например когда «изоб’ажают ка’тавость»; нас такая функция апострофа не интересует. Есть небольшая вероятность того, что кто-то из детей сталкивался с одинарными кавычками — ‘ ’. Полиграфисты называют такие кавычки марровскими. Если такой вопрос возникнет, следует объяснить, что правая марровская кавычка и апостроф — это совсем разные знаки и похожи они случайно (кавычки — парный знак и не внутрисловный).
Таким образом, формально говоря, дефис и апостроф можно отнести к символам алфавита, хотя традиционно алфавит считается состоящим только из букв. Именно поэтому на этом листе определений доопределяется (и расширяется) наше понятие «слово»: в курсе 2 класса слово определялось как любая цепочка букв, и в результате некоторые слова русского языка по нашему определению словами не являлись. Теперь это противоречие снимается — теперь все слова русского языка являются словами и с точки зрения понятий курса информатики. Обратное, конечно же, по-прежнему остаётся неверным. Поэтому основным понятием в задачах остаётся понятие слова как произвольной цепочки букв (и дефиса с апострофом). Если в задаче требуется построить слово, являющееся частью языка, используется выражение «слово русского языка».
Во второй части листа определений тоже имеется небольшой словарь. Выбирая из него пары слов, вы можете проверить, все ли дети правильно понимают, как упорядочиваются слова с дефисом и апострофом. На самом деле для каждого слова с дефисом или апострофом его место в цепочке будет таким же, как если бы в слове этих знаков просто не было. Именно это имеется в виду в тексте листа определений, где говорится, что эти знаки при упорядочивании слов не учитываются.
Список используемой литературы: Поурочные разработки Издание разработано при поддержке Отдела теории алгоритмов и математических основ кодирования Вычислительного центра им. А.А. Дородницына Российской академии наук (заведующий отделом — к.?ф.-м.?н. В.?А. Варданян) Москва «Просвещение» Институт новых технологий 2012
словарный порядок
Смотреть что такое «словарный порядок» в других словарях:
Порядок на мономах — Эту статью следует викифицировать. Пожалуйста, оформите её согласно правилам оформления статей. Линейный порядок на пространстве одночленов … Википедия
Дат. — Датский язык Самоназвание: Dansk Страны: Дания, Гренландия, Германия, Фарерские острова Официальный статус: Дания, ЕС Регулирующая организация: Dansk Sprognævn ( Датский языковой комитет … Википедия
Датский — язык Самоназвание: Dansk Страны: Дания, Гренландия, Германия, Фарерские острова Официальный статус: Дания, ЕС Регулирующая организация: Dansk Sprognævn ( Датский языковой комитет … Википедия
Азбуковники — – памятники древнерусской лексикографии. Старшие из словарей, выполненных в типе А., относятся ко времени не ранее второй половины XVI в. Начальный этап сложения А. связан с преобразованием разнородных по содержанию сборников XV–XVI вв. в… … Словарь книжников и книжности Древней Руси
Датский язык — Самоназвание: Dansk Страны … Википедия
История немецкого языка — берёт своё начало в раннем средневековье, когда начинают контактировать между собой языки древних германцев, создавая почву для образования общего языка. Более раннее развитие немецкого языка напрямую связано с развитием прагерманского языка,… … Википедия
ЗЛО — [греч. ἡ κακία, τὸ κακόν, πονηρός, τὸ αἰσχρόν, τὸ φαῦλον; лат. malum], характеристика падшего мира, связанная со способностью разумных существ, одаренных свободой воли, уклоняться от Бога; онтологическая и моральная категория, противоположность… … Православная энциклопедия
БИБЛИЯ. IV. ПЕРЕВОДЫ — Переводы Б. На древние языки Арамейские таргумы Арамейский таргум иудейский перевод Б. (ВЗ) на арамейский язык. Существительное « » в постбиблейском евр. и арам. означает «перевод», глагол « » (арам. ) «переводить, объяснять» (единственный раз в… … Православная энциклопедия
Японское имя — В этой статье не хватает ссылок на источники информации. Информация должна быть проверяема, иначе она может быть поставлена под сомнение и удалена. Вы можете … Википедия
Нганасанский язык — Самоназвание: ня’’ сиәде næʔ Страны: Россия … Википедия