Что такое словарный состав 5 класс
Лексика
Всего получено оценок: 336.
Всего получено оценок: 336.
В данной статье, предназначенной для учеников 5 класса, рассмотрим, что такое лексика, чем данный термин отличается от термина «лексикология», какие пласты лексики бывают в русском языке.
Определение
Лексика – это совокупность слов языка, словарный состав.
Термин «лексика» греческого происхождения: «lexikos» – «относящийся к слову».
Лексика и лексикология
Раздел языкознания, который занимается изучением лексики, называется лексикологией. Это значит, что наукой, изучающей слова с точки зрения их смыслового значения, является не лексика, а лексикология.
Лексика не является разделом языкознания и тем более не является наукой.
Классификации лексики
Лексика по значению бывает однозначная и многозначная. Некоторые слова могут иметь только одно лексическое значение, некоторые – два и более.
По происхождению слова бывают исконно-русскими и заимствованными. Исконно-русскими являются те слова, которые возникли в самом русском языке, заимствованными – слова, пришедшие в русский язык из других языков.
По происхождению также выделяют старославянизмы.
По употреблению лексика в русском языке бывает общеупотребительной и ограниченной в употреблении. Общеупотребительной является лексика, использующаяся всеми носителями русского языка, независимо от их профессии или места жительства. К ограниченной лексике относятся: профессиональная (слова, употребляемые людьми определенной профессии), диалектная (слова, употребляемые жителями той или иной местности) и жаргонная (слова, употребляемые в узком, социально ограниченном кругу людей).
По смысловым отношениям лексика делится на синонимы (слова со схожим значением), антонимы (слова с противоположным значением), омонимы (слова, одинаковые по звучанию и написанию, но разные по значению) и паронимы (слова, сходные по звучанию, но разные по значению).
С точки зрения истории языка лексика делится на историзмы (слова, обозначающие названия предметов и явлений, которые вышли из обихода), архаизмы (слова, вышедшие из употребления, но замененные новыми словами) и неологизмы (новые слова).
Что мы узнали?
Лексика (греч. lexikos – относящийся к слову) – это совокупность слов языка, словарный состав. Лексика не является наукой или разделом языкознания. Разделом языкознания, занимающимся изучением лексики, является лексикология. Лексика делится на различные пласты: по значению (однозначные и многозначные слова); по происхождению (исконно-русская, заимствованная, старославянская); по употреблению (общеупотребительная и ограниченная в употреблении (профессиональная, диалектная, жаргонная)); по смысловым отношениям (синонимы, антонимы, омонимы, паронимы); с точки зрения истории языка (историзмы, архаизмы, неологизмы).
Что такое словарный состав 5 класс
Ле́ксика (от др.-греч. τὸ λεξικός — «относящийся к слову», от ἡ λέξις — «слово», «оборот речи») — совокупность слов того или иного языка, части языка или слов, которые знает тот или иной человек или группа людей.
Что изучает лексика?
Лексика сама по себе ничего не изучает. Лексика – это словарный состав языка, стилистического пласта, конкретного текста или множества текстов. Изучением лексики занимается лексикология, и именно этот раздел языкознания имеют в виду, упоминая о научных изысканиях в этой области.
Итак, лексика – совокупность слов. Можно говорить о лексике языка (вообще любого, не только русского), лексике художественного произведения (к примеру, “Войны и мира” Толстого), лексике Бродского, лексике медиков, даже о “лексике подворотни”.
Минимальная лексическая единица – это слово. Аспектов изучения слов в языкознании много, и лексикология ориентирована на изучение их значения, происхождения, исследование динамики словарного состава, отражения действительности в словаре. Так, лексикология рассматривает причины появления неологизмов и способы их образования, процессы устаревания слов и выпадения их из активного словаря, разбирает значения фразеологических оборотов и сочетаний.
Лексическое значение – важнейший признак слов как самостоятельных единиц, которые выполняют номинативную функцию в языке: называют предметы и явления действительности. Лексика объединяет слова именно по значению, так же она и структурируется: образуются группы слов, сформированные по определенным характеристикам, — к примеру, антонимы. Формальные признаки слов тоже учитываются: так объединяются омонимы и паронимы.
Лексика живого языка очень динамична и пластична, в ней постоянно появляются новые слова, а иные переходят из активного словаря в пассивный – тот, которым мы не пользуемся, но значения слов понимаем.
Лексикология включает в себя разделы, изучающие слова и словосочетания в разных аспектах. Так, семантика исследует смысловые значения единиц языка, фразеология – устойчивые речевые обороты, этимология – происхождение слов и выражений, ономастика изучает имена собственные, в том числе имена и фамилии людей, лексикография – теорию и практику составления словарей, ономасиология – разбирает процессы наименования в направлении от явления или предмета к слову, его обозначающему.
Лексика – что это такое, какая она бывает и как легко в ней разобраться
Лексика – это слова.
Сразу даю 5 терминов. Лексика – это слова. Абсолютно все, которые есть в нашей речи. Лексикология – это наука, которая занимается их изучением. Лексикон – это словарный запас отдельного человека, у меня он одного объема, у вас другого, у вашей соседки третьего.
Лексиколог – ученый, который занимается изучением лексики. Лексикограф – человек, который работает со словарями – создает их, корректирует. Лексикография – наука о словарях.
Теперь подробнее о лексике, то есть о словах.
Основные понятия лексики
Лексема – это то же самое, что и слово. Только более солидно и «по-научному».
Лексическое значение – что означает то или иное слово. Лексическое значение есть только у самостоятельных слов, служебные слова (предлоги, союзы, частицы) его не имеют.
Пример – что такое «храм»? Сразу представляется величественное здание, где происходят богослужения, например православный храм, буддийский храм и т. д.
Что такое «наслаждение»? Уже более сложно определить, но все равно вы понимаете, что это слово значит, можете его описать. Например, это когда «Оох, как же круто-то… Оох, наконец-то, ммм». Вот что-то типа такого.
А что такое «чтобы»? Ничего. В голове ничего не рисуется, значения никакого нет. Потому что это союз, служебная часть речи.
Слова редко бывают «однозначными». Большинство лексем в русском языке – многозначные, то есть у них несколько значений. Например, слово «предмет» – это может быть какая-то «штука» типа стола или кастрюли, а может быть «учебный предмет» – тот же русский или биология.
Синонимы – слова, у которых значение близкое, но написание разное. Например, дом, хата. Полностью одинаковых значений не бывает, всегда есть какое-то различие.
Антонимы – слова с противоположным значением: добрый – злой, да – нет.
Омонимы – слова, которые пишутся одинаково, а обозначают разные вещи: ключ может быть скрипичным, а может быть от двери. Есть тонкая разница между омонимами и многозначными словами, разберем ее в отдельной статье.
Паронимы – близкие по звучанию слова. Короче, такие, которые вы постоянно путаете. Например, адресат и адресант.
Варваризмы – от слова «варвар», то есть чужеземец. Это слова, которые в наш язык еще не вошли. Например, во фразе «какой месседж хочешь послать?» – «какое сообщение хочешь послать», «месседж» – варваризм.
Историзмы – слова, которые называют что-то, что существовало раньше. Например, боярин, холоп – сейчас нет ни тех, ни других.
Архаизмы – слова, которые использовались раньше для называния каких-то предметов, а сейчас заменились на другие. Мы сейчас говорим «жизнь», а раньше говорили «живот», сейчас говорим «глаз», раньше говорили «око».
Неологизмы – новые слова, которые кто-то выдумал, а другие еще не особо подхватили. Совсем недавно слово «лайкнуть» было неологизмом, да и «твитнуть» тоже. Сейчас они уже достаточно популярные.
Есть еще интересное понятие – концепт. Оно сложное, в школе о нем не говорят. Концепт – не совсем лексика, это то, что связывает слово и все наши мысли, воспоминания, ассоциации, которые «просыпаются» в голове, когда мы его слышим. У меня была дипломная работа по концепту «город» в творчестве Дины Рубиной, поэтому я обязательно напишу про него отдельный текст.
Какой бывает лексика
Исконной и заимствованной. Исконные слова – те, которые были созданы в определенном языке, например «мать», «дом», «сын», «овца».
Заимствованные были взяты одним языком из другого: абажур (из французского), шаурма (из турецкого), фельетон (тоже из французского).
Заимствованные слова сохраняют «приметы» заимствования, то есть черты, по которым мы можем угадать их «нерусскость». Это может быть удвоенная согласная: палладий, ванна, буква «ф»: фокус, фургон, фартук, две гласных подряд – виолончель, аэроплан.
Бывает так, что слова заимствуются через несколько языков. Например, было в арабском старое-старое сочетание слов «эмир аль-бахр» – «владыка моря». Когда голландцы стали плавать по морю, они взяли это выражение и сделали свое слово – «Admiraal». А когда Петр I начал создавать флот, он его заимствовал у голландцев. Вот и появился русский «адмирал».
Общеупотребительной и ограниченного употребления. Общеупотребительные слова могут понять все: овраг, спать, мам, еда, любить.
Лексику ограниченного употребления используют отдельные группы людей, остальные ее не понимают. Отсюда вот такие группы:
Нейтральная и стилистически окрашенная. Нейтральная – когда вы не чувствуете какой-то книжности или, наоборот, разговорности. Например: «приятно смотреть». Стилистически окрашенная – когда такое чувство есть – «очей очарованье» – очень возвышенно, «офигенно так, что аж зенки вылупил» – разговорно.
Современная и устаревшая. Устаревшая включает историзмы и архаизмы, про которые я писал выше.
Это моя первая статья про лексику. Буду развивать тему, писать новые тексты и ставить ссылки. Увидимся.
Волжский класс
Боковая колонка
Рубрики
Видео
Книжная полка
Малина для Админа
Боковая колонка
Опросы
Календарь
Пн | Вт | Ср | Чт | Пт | Сб | Вс |
---|---|---|---|---|---|---|
« Ноя | ||||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | ||
6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 |
13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 |
20 | 21 | 22 | 23 | 24 | 25 | 26 |
27 | 28 | 29 | 30 | 31 |
Ладыженская Т. А. 5 класс. Учебник №1. Контрольные вопросы и задания, с. 190
Контрольные вопросы и задания.
1. Что такое лексикология?
Лексикология — раздел науки о языке, изучающий лексику. Лексика (от греч. lexikos — относящийся к слову). Слова языка образуют его словарный состав, или лексику (лексический состав). Каждое слово что-то обозначает. Например, слово ельник означает «лес, состоящий из одних елей». Это его лексическое значение. Лексические значения слов разъясняются в толковых словарях.
2. Чем отличаются многозначные слова от однозначных?
Слова, имеющие одно лексическое значение, называются однозначными. Слова, имеющие несколько лексических значений, называются многозначными.
3. Приведите примеры слов с переносным значением.
Сахарные речи; дикий нрав; пёстрый слог;дорога жизни; холодное сердце; время летит.
4. Приведите примеры омонимов.
ключ от квартиры — из-под земли бьёт ключ;
заставить полку книгами — заставить трудиться;
строевой лес — строевой командир.
5. Покажите на одном-двух примерах, что синонимы обозначают одно и то же, но по-разному.
Путь и дорога, смелый и храбрый, пылать и полыхать.
6. Что такое антонимы?
Антонимы — это слова одной и той же части речи с противоположным лексическим значением.
7. С какой целью используются в речи слова с переносным значением и синонимы?
Синонимы более точно и образно выражают мысль, позволяют избежать повторов одного и того же слова, служат средством выражения смысловой связи между предложениями. Слова с переносным значением более образно выражают мысль, используются в тексте как художественно-выразительные средства (метафора, олицетворение).
8. Что такое паронимы?
Паронимы — это однокоренные слова, сходные по звучанию и написанию, но разные по значению или употреблению.
Конспект урока в 5 классе «Как пополняется словарный состав русского языка»
Урок русского языка в 5 классе по теме:
Как пополняется словарный состав русского языка.
Цели и задачи урока.
• дать понятие о русском словообразовании и заимствовании
• способствовать усвоению и углублению знаний учащихся по основным разделам лексики;
познакомить со старославянизмами
• повышать творческую активность учащихся, развивать интерес к изучению языка;
• совершенствовать грамматический строй речи, обогащать словарный запас языка учащихся.
• воспитание осознанной потребности в знаниях, чуткости и внимательности к слову.
I. Организационный момент. Самоопределение к деятельности.
Включение детей в деятельность на личностно-значимом уровне.
Постановка проблемной ситуации. Приветствие учителя.
Текст 1 (заимоствования)
Салют, аудиторы. Меня зовут Валентина Владимировна.Как коуч информирую вас о сегодняшнем месседже. Какой будет хедлайнер вы поймете чуть позже. А пока вербализуем паттерн. Дедлайн близко, нужно спешить.Наш креативный коворкинг носит форму интерактива и инфографики. Драйвером служат интенции к познанию и амбиции быть лучшими. Энтертеймента(развлечение) и дольче виты на сегодня не выйдет.Записываем концептуальный нарратив сегодняшнего урока…
Что? Ничего не понятно? Как так, я же говорила на русском языке. Ну ладно. Давайте попробуем по-другому.
Гой-еси добры молодцы и красны девицы, бурсы и школяры. Все в нашей горнице-светлице я очами вижу собрались, ажно (так что) баять пора. Балакать (говорить) будет о басе (красоте) языка. Вестимо выдюжить вам будет не трудно, ибо не горазды вы лытать (уклоняться) от дела. Привыкли вы уже хранить паче зеницы ока язык свой, дабы вотще (напрасно) он не пропал и фортеции в учении достичь.
Что и так не понятно? Что же такое происходит? Может, вы мне скажете, почему не поняли меня ни первый раз, ни второй?
В стране родного языка
Не всё известно нам пока,
Но путешествовать начнём
И сами до всего дойдём
Откройте тетради, запишите число, классная работа.
II. Актуализация знаний.
Предлагаю вам загадку, чтоб пошло всё по порядку.
Если буду я молчать, как сможешь ты меня понять?
А выручить меня готово любимое, родное … ( Слово! )
И снова мы говорим о словах.
Учитель. Может уже кто-то догадался, о каком разделе русского языка мы продолжим речь сегодня на уроке?
(Слайд 3) На слайде вопросы:
1) Для чего служат слова?
2) Что обозначают слова?
3) Как называется раздел русского языка, изучающий словарный состав?
4) Что такое лексическое значение слова?
5) Сколько лексических значений может быть у слова, и как называются слова в зависимости от количества лексических значений?
Учащиеся отвечают на вопросы, заполняя таблицу.
1) Для чего служат слова?
2) Что обозначают слова?
3) Как называется раздел русского
Языка, изучающий словарный состав?
Раздел русского языка, изучающий словарный состав, называется
4)Что такое лексическое значение слова?
Лексическое значение – это …
5) Сколько лексических значений может быть у слова, и как называются слова в зависимости от количества лексических значений?
У слова может быть …и … лексических значений. Такие слова называются … и
Обменяйтесь листками. Проверка осуществляется через взаимопроверку. (Правильные ответы высвечиваются на слайде 4.
1) Для чего служат слова?
Слова нужны для общения.
2) Что обозначают слова?
Слова обозначают предметы, действия, признаки, количество и др.
3) Как называется раздел русского
Языка, изучающий словарный состав?
Раздел русского языка, изучающий словарный состав, называется
4)Что такое лексическое значение слова?
Лексическое значение – это главный смысл, о котором мы думаем, когда слово произносим.
5) Сколько лексических значений может быть у слова, и как называются слова в зависимости от количества лексических значений?
У слова может быть одно и несколько лексических значений. Такие слова называются однозначные и многозначные.
Учитель. Где мы можем найти толкование лексического значения слова?
Ученик. Толкование лексического значение слова мы можем найти в толковом словаре.
А умеете ли вы собирать слова из букв?
Учитель. Расставьте запутавшиеся буквы по своим местам так, чтобы у вас получились слова. (РГУД – ГВАР)
Ученик. Получились слова ДРУГ-ВРАГ (клик мышкой)
Учитель. Как называются эти слова?
Ученик. Эти слова называются антонимами.
Учитель. Что называется антонимами.
Ученик. Антонимы – это слова с противоположным лексическим значением.
Учитель. Нам нужно объяснить лексическое значение этих слов. Но вначале вспомним способы объяснения лексического значения слова.
Ученики. Существует несколько способов толкования лексического значения слова: краткое толкование, подбор синонимов, подбор однокоренных слов, рисунок.
Учитель. Что называется синонимами?
Ученик. Синонимы – это слова, близкие по лексическому значению.
Учитель. Объясните лексическое значение слов при помощи синонимов.
Ученики. Друг – товарищ, приятель
Враг – недруг, противник, неприятель
Учитель. Устно составьте словосочетания со словами ДРУГ-ВРАГ.
Ос..нь по л..су шагает:
Будто пламень лес горит,
Ясень листья осыпает;
Дуб нахмуренный ст..ит.
С каждым часом всё желтей.
Буйный ветер, нал..тая,
Расплетает косы ей.
Самопроверка. (Орфография слайды 7-13)
Учитель. А это что за картинки? Кто догадался, какой термин из раздела Лексика зашифрован на каждой из этих картинок?(Слайд 15.)
-А что мы называем фразеологизмами?
Ученик. Фразеологизмы – это устойчивые сочетания слов.
Учитель. По картинкам попробуйте определить, какой фразеологизм здесь зашифрован. Объясните значение фразеологических оборотов.Я буду называть вам фразеологизм, Ваша задача- объяснить его смысл.
Валится из рук (не получается);
Клевать носом (засыпать);
Вставлять палки в колёса (мешать);
Водить за нос (обманывать);
Бросать слова на ветер (обещать напрасно);
Намылить шею (победить, наказать, избить);
Вдолбить в голову (настойчиво объяснить что-либо)
Учитель. Молодцы, ребята! Я вижу, что путешествие по стране «Лексика» проходит у вас успешно, но конец еще не близок. Мы с вами не заглянули в самые отдаленные её уголки. Продолжить наше путешествие я предлагаю с прослушивания предложения: (Слайд 16)
« Надел боярин доху, сел в пролетку да и был таков. А крестьянин, путаясь в зипуне и постоянно перематывая лапти, еще долго плелся по столбовой дорожке».
Скажите, ребята, все ли из встретившихся вам слов употребляются в современном русском языке?
Ученик. Здесь встретились слова, которые в современном русском языке не употребляются. (Ученик одно за другим называет эти слова. На слайде 16 они подчёркиваются)
Учитель. Что с ними случилось?
Ученик. Они исчезли из языка.
Учитель. Почему они исчезли из нашего языка?
Ученик. Слова исчезли из языка, так как исчезли предметы, которые они называют.
3. Объяснение нового материала.
Учитель. И какой вопрос в связи с этим напрашивается? Сформулировав вопрос, мы сформулируем тему урока.
Ученики. (Учащиеся формулируют тему устно, а затем тему в тетради «Как пополняется словарный состав русского языка» ) (Слайд 17)
Учитель. Можете предположить, за счёт чего пополняется словарный состав русского языка.
Ученики высказывают свои версии, которые записываются учителем на доске.
Учитель. Что помогает нам добывать новые знания на уроках?
Ученик. Новые знания на уроках нам помогает добывать учебник.
Учитель. Откроем учебники на стр. 89 и поработаем с теоретическим материалом под цифрой 3. (Слайд 18) Какой первый способ пополнения лексики?
Ученик. Первый способ пополнения лексики – словообразование. (В тетради делается запись – словообразование) (Слайд 18, клик мышкой)
Учитель. Читаем материал под цифрой 4. Назовите второй путь пополнения лексики.
Учитель. Если я вам скажу, что вы (Слайд 19) можете говорить на многих иностранных языках, вы мне поверите?
Учитель. А вы знаете, как (Слайд 21) отличить заимствованное слово от исконно русского? Ответ на этот вопрос вы найдете в учебнике на стр. 98.
После прочтения учащиеся называю эти признаки:
А) слова начинаются с гласной А или Э (Слайд 21, клик мышкой);
Б) сочетания в корнях КЕ, ХЕ, ГЕ, ПЮ, БЮ, ВЮ, МЮ, КЮ(Слайд 21, клик мышкой);
В) наличие в слове буквы Ф (Слайд 21, клик мышкой);
Г) соседство двух и более гласных в корне (Слайд 21, клик мышкой).
4. Закрепление изученного материала.
Учитель. На слайде (Слайд 22) даны слова. Докажет, что эти слова заимствованные.
Учитель А сейчас — синтаксическая разминка + физкультминутка. Если буду называть заимствованное слово, делайте хлопок в ладоши над головой, русское слово – стук ногой. Потренируемся: акция, город. Молодцы. А теперь выполняем движения не только правильно, но и быстро.
Учитель. Молодцы, научились отличать заимствованные слова от исконно русских, а сейчас я хочу проверить, сможете ли вы верно подобрать к заимствованным словам их русские синонимы. Найдите к каждому слову левого столбика синоним из правого столбика, соедините их чертой (Слайд 23)
Слова для справок: Образец, бедствие, запах, изъян, испытание, снимок, мечтатель
Учащиеся записывают в тетради к заимствованным словам русские синонимы.
Правильность выполнения проверяется по таблице на слайде (Слайд 24)
Учитель. Многие писатели выступали против заимствованных слов. Среди противников употреблениях иностранных слов в русском языке были (Слайд 25) И.С. Тургенев, В.Г.Белинский, М.М. Ломоносов, Н.С. Лесков и многие другие. Так, например, Н.С. Лесков утверждал: (Слайд 26) «Я не считаю хорошим и пригодным иностранные слова, если только их можно заменить чисто русскими или более обруселыми. Надо беречь наш богатый и прекрасный язык от порчи».
Учитель. В истории русского языка есть примеры, когда иностранные слова пытались заменить выдуманными русскими. Посмотрите, что из этого получилось. (Слайды 27-30).
Учитель. А как вы, ребята, относитесь к заимствованиям?
Ученики приходят к выводу, что с любым словом нужно обращаться БЕРЕЖНО.
Учитель. Что нового мы узнали сегодня на уроке?
Ученик. Сегодня на уроке мы узнали, как пополняется словарный состав русского языка и узнали способы, при помощи которых можно отличить заимствованное слово от русского.
После путешествия, пусть даже самого маленького, надолго в памяти остаются впечатления и эмоции. Так и в учебе. Ваше желание получить новые знания открывает для вас новые горизонты. А теперь настало время оценить свою работу на уроке: выберите звездочку подходящего цвета и напишите на ней, чему вы научились на уроке.( Анализируют работу на уроке через самооценку, выбирают звездочки соответствующего цвета
(На краю стола каждого ученика прикреплены звездочки трех цветов: желтые, голубые, красные. На оборотной стороне каждого написано: Голубые (Мне захотелось…)
Желтые (Я узнал, что…
Красные (Теперь я могу…)
Учитель выбирает несколько звездочек и просит ребят зачитать их.
-Вы сегодня работали не покладая рук, и я очень рада, что урок вам понравился. На уроке не было ни одного ученика, который бы бил баклуши или работал спустя рукава. Молодцы! Спасибо за работу!
Упр. 274,275 (задание повышенной сложности).