Что такое словесная информационная модель
Конспект по теме «Словесная модель»
Словесные модели — одна из разновидностей знаковых моделей. Из самого названия следует, что такие модели создаются с помощью слов на обычном языке.
Словесные модели мы составляем в жизни постоянно. Словами мы описываем различные объекты, процессы, ситуации, происходящие в жизни, свои размышления. Важно понять следующее: то, что описано словами, уже является моделью, потому что словесное описание — это более или менее точное отражение оригинала.
Словесная модель — это письменное или устное представление ин формационной модели средствами разговорного языка
Постановку задачи создания словесных моделей диктует сама жизнь. С момента появления письменности человечество использовало словесные модели для хранения информации. И до сих пор словесное описание объекта является одним из первоначальных шагов при его исследовании.
Цели моделирования определяются постановкой задачи:
четкое выражение мыслей;
Наиболее знакомый вам пример словесных моделей — это информация в учебниках. В учебнике по истории вы найдете примеры моделей исторических событий. В учебнике по географии описаны природные процессы, происходящие на Земле, а также основные географические объекты. Именно из учебников вы впервые получили объяснение многих явлений, которые наблюдали до этого в жизни, но не понимали, почему так происходит. Произведения художественной литературы — это тоже словесные модели, как правило, придуманные автором. Человек, читая рассказ, создает по описанной модели мысленный образ. У разных людей могут возникнуть разные образы. Когда на уроках литературы мы обсуждаем то или иное произведение, то мы как бы корректируем образы, созданные каждым, и пытаемся понять, что хотел выразить автор.
Словесные модели могут описывать ситуации, события, происходящие в жизни, с целью их осмысления и использования опыта.
С помощью словесных моделей описывают также и процессы. Очень часто словесная модель какого-либо процесса составлена в виде алгоритма с пронумерованными шагами. В нем четко выделены действия и объекты, над которыми они совершаются.
Однако нельзя забывать о пользе и наглядности графической информации. Поэтому в книгах, учебниках словесные модели дополняются рисунками, диаграммами, таблицами.
Основа словесной модели — это мысленная (вербальная) модель. Выразить свои мысли и логику рассуждений способен только человек.
При создании словесной модели важно уметь ясно и понятно строить фразы, выделять ключевые моменты, правильно пользоваться терминологией, ссылаться на известные теоретические факты.
Что может стать инструментом для создания словесной модели? В древности это были папирусы и перья. Потом — типографские станки и пишущие машинки. Для описания моделей на компьютере используют клавиатуру и специальные программы, называемые текстовыми процессорами. Инструментарий текстового процессора позволяет представить текст в удобной для восприятия форме. Если необходимо дополнить словесную модель рисунком, то текстовый процессор предоставляет возможность вставить в текст графическое изображение, созданное в графических средах.
Создание словесных моделей в среде текстового процессора.
Составьте словесную модель в среде текстового процессора — протокол проведения классного собрания, посвященного подготовке новогоднего вечера. Отразите в модели, какие вопросы рассматривали, что решили.
Пример протокола классного собрания
ПРОТОКОЛ собрания 9 «А» класса от 10.12.08
ПОВЕСТКА ДНЯ: Подготовка к новогоднему вечеру.
РЕШИЛИ: Провести новогодний вечер 25.12.08 г.
Знаковые модели. Словесные модели
Урок 2. Информатика 9 класс ФГОС
В данный момент вы не можете посмотреть или раздать видеоурок ученикам
Чтобы получить доступ к этому и другим видеоурокам комплекта, вам нужно добавить его в личный кабинет, приобрев в каталоге.
Получите невероятные возможности
Конспект урока «Знаковые модели. Словесные модели»
К видам информационных моделей по способу представления относятся: образные модели, знаковые модели и смешанные модели. Образные
модели – это зрительные образы объектов, которые зафиксированы на каком-либо носителе. Примерами образных моделей являются рисунки в учебниках, фотографии, чертежи и так далее. Знаковые модели – это модели, которые представлены в виде текста, формул или программ на специальном языке программирования. К знаковым моделям относятся словесные описания, формулы в учебниках математики, физики и прочие. Смешанные модели – это модели, в которых одновременно используются образные и знаковые модели. Смешанные модели включают в себя таблицы, графики, диаграммы и так далее.
Сегодня мы рассмотрим словесные модели. Словесные модели – это описания предметов, явлений, событий, процессов на естественных языках. Естественный язык – это язык, предназначенный для общения людей. Важно, чтобы этот язык понимали все люди, участвующие в общении.
Существуют разнообразные стили словесных описаний. Различают разговорный и книжный стили. Разговорный стиль чаще всего используется в общении для передачи своих мыслей, эмоций, чувств, всего, что нас окружает (например, отдых на выходных с родителями или друзьями). Это происходит на одном из естественных языков (русский, английский и так далее). Таким образом, разговорный стиль служит для общения между людьми.
Книжный стиль можно разделить на подкатегории:
Сегодня на уроке мы более подробно рассмотрим художественный стиль. Он используется в произведениях художественной литературы. С помощью этого стиля автор воздействует на чувства и воображение читателя, передаёт свои чувства, мысли, использует все богатство лексики. После прочтения, человек анализирует литературное произведение, выделяет в нем объекты и их свойства, отношения между героями, связи между событиями и так далее.
Например «Какая прекрасная пора — зима! Закружило, завьюжило. Морозы сковали водоёмы. Застыли берёзы в белоснежной бахроме, поблёскивают мохнатые шапки на соснах, искрятся припорошённые снегом шишки на ветвях елей. Кругом студёная тишь. Кусается морозный воздух. Снежный покров надёжно укрыл землю. Выходишь из елового сумрака — дух захватывает: такое сияние снега, неба, солнца! Просто чудо!».
В данном тексте мы можем видеть, как автор старается передать все свои эмоции и чувства по отношению к этой поре года.
Или же ещё один пример:
· Ты красива, как фотомодель!
· Ты ленивый словно тюлень!
· Ты покраснела как рак!
· По небу плыли белые, как сахарная вата, облака.
· Этот холм будто дворец, возведённый самой природой.
В данных высказываниях используются сравнения.
Третий пример основывается на использовании инверсий. Инверсия – это использование обратного порядка слов для усиления тех или иных фрагментов и придания словам особой стилистической окраски.
· Боязнь потери к темной стороне привести может.
· Решать сам буду, кого в обучение брать.
· Если раз ступишь на тёмную тропу, навсегда она твою судьбу определит.
Как говорилось ранее, словесные модели – это описания предметов, явлений, событий, процессов на естественных языках.
Сам же естественный язык, предназначенный, прежде всего, для повседневного общения, имеет целый ряд своеобразных черт:
· Многозначность – почти все слова имеют не одно, а несколько значений;
· Использование слов в прямом и переносном смысле;
· Использование синонимов, омонимов и пр.
Это всё придаёт общению выразительность, но вместе с тем мешает при создании многих информационных моделей, где нужна точность и однозначность.
· Знаковые модели – это модели, которые представлены в виде текста, формул или программ на специальном языке программирования.
· Словесные модели – это описания предметов, явлений, событий, процессов на естественных языках.
· Естественный язык – это язык, предназначенный для общения людей.
Знаковые информационные модели. Словесные (научные, художественные) описания
Урок 16. Информатика 6 класс ФГОС
В данный момент вы не можете посмотреть или раздать видеоурок ученикам
Чтобы получить доступ к этому и другим видеоурокам комплекта, вам нужно добавить его в личный кабинет, приобрев в каталоге.
Получите невероятные возможности
Конспект урока «Знаковые информационные модели. Словесные (научные, художественные) описания»
· стили словесных описаний.
На прошлом уроке мы с вами узнали, что к видам информационных моделей по способу представления относятся: образные модели, знаковые модели и смешанные модели.
Образные модели – это зрительные образы объектов, которые зафиксированы на каком-либо носителе. Примерами образных моделей являются рисунки в учебниках, фотографии, чертежи и так далее.
Знаковые модели – это модели, которые представлены в виде текста, формул или программ на специальном языке программирования. К знаковым моделям относятся словесные описания, формулы в учебниках математики, физики и прочие.
Смешанные модели – это модели, в которых одновременно используются образные и знаковые модели. Смешанные модели включают в себя таблицы, графики, диаграммы и так далее.
На данном уроке разберёмся более подробно со знаковыми моделями, а точнее с моделями, которые представлены в виде текста. Такие модели называются словесными описаниями.
Словесные описания являются широко распространёнными и часто используемыми моделями. Обычно, мы используем их в общении для передачи своих мыслей, эмоций, чувств, всего, что нас окружает. Это происходит на одном из естественных языков (русский, английский и так далее).
Словесные модели описывают ситуации (например, отдых на выходных с родителями), события (например, из истории), процессы (например, в природе фотосинтез).
Словесные описания могут быть выполнены в разных стилях. Различают разговорный и книжный стили. Разговорный стиль, как вы уже, наверное, догадались, служит для общения между людьми. Книжный стиль делится на научный, официально-деловой, публицистический и художественный.
Сегодня более подробно мы рассмотрим научный и художественный стили.
Научный стиль используется для передачи точной научной информации. К важным качествам научного стиля относятся логичность и чёткость. Данный стиль обычно используется в научных статьях, учебниках, энциклопедиях и так далее. При использовании данной модели используется большое количество слов-профессионализмов.
Следующая модель – это художественные описания. Данный стиль используется в произведениях художественной литературы. Он воздействует на воображение и чувства читателя, передаёт мысли и чувства автора, использует все богатство лексики. После прочтения, читатель анализирует литературное произведение, выделяет в нем объекты и их свойства, отношения между героями, связи между событиями и так далее.
Рассмотрим несколько примеров художественного текста.
Первый: Лейтенант шёл по жёлтому строительному песку, нагретому дневным палящим солнцем. Он был мокрым от кончиков пальцев до кончиков волос, все его тело было усеяно царапинами от острой колючей проволоки и ныло от сводящей с ума боли, но он был жив и направлялся к командному штабу, который виднелся на горизонте метрах в пятистах.
В данном тексте автор воздействует на воображение читателя, подробно описывая детали.
Или же второй пример:
• Ваня готов был лопнуть от смеха.
• Его грызла совесть, долго и коварно.
• Настроение у него было ужасным, и на душе скребли кошки.
Для большей красочности в данных предложениях используются метафоры. Метафоры – это слова или выражения в переносном смысле.
Перед подведением итогов теоретической части, необходимо обратить внимание на важные особенности естественного языка. Итак, Естественный язык, предназначенный, прежде всего, для повседневного общения, имеет целый ряд своеобразных черт:
• почти все слова имеют не одно, а несколько значений;
• часто встречаются слова с неточным и неясным содержанием;
• значения отдельных слов и выражений зависят не только от них самих, но и от их окружения (контекста);
• распространены синонимы, слова разные по звучанию, но одинаковый смыслу, и омонимы, слова, одинаковые по звучанию, но разные по смыслу;
• одни и те же предметы могут иметь несколько названий и так далее.
• Знаковые модели –это модели, которые представлены в виде текста, формул или программ на специальном языке программирования.
• Словесные описания – это модели, представленные в виде текста.
• В словесных описаниях ситуации, события, процессы приводятся на естественном языке.
• Стили словесных описаний: разговорный и книжный.
• Книжный стиль делится на научный, официально-деловой, публицистический и художественный.
Перейдём к практической части нашего урока.
1. Открыть текстовый документ «Очень-очень вкусный пиpor.docx».
2. Заменить многоточия на слова, подходящие по рифме.
3. Сохранить документ под именем «Пирог».
Откроем текстовый редактор Microsoft Word. Затем откроем документ Очень-очень вкусный пирог с помощью вкладки файл, открыть. Далее указываем путь к своей рабочей папке, выбираем необходимый документ и нажимаем открыть.
Далее допишем необходимые слова. Для заполнения второй строки необходимо удалить многоточие. Ставим курсор в конец второй строки. Многоточие можно выделить двумя способами: Первый. Нажать левую клавишу мыши, и провести курсор. Второй. Нажать и удерживать клавишу Shift и на клавиатуре нажать на клавишу стрелки влево. Теперь нажимаем клавишу Del и пишем слово, подходящее по рифме. Или же можно выделить многоточия одним из вышеприведённых способов и просто набрать нужное слово. В данном случае это «позвал». Таким же образом заполняем остальные строки.
Сохраним документ при помощи вкладки файл, сохранить как, указываем путь к своей рабочей папке, даём имя файлу Пирог и нажимаем кнопку сохранить.
Давайте сами создадим «фигурный» стих в виде Ёлки.
Итак, второе задание:
1. Открыть текстовый документ «Стих.с1осх».
2. Оформить стих в соответствии с образцом в виде ёлки.
3. Сохранить документ под именем «Ёлка».
Приступим к выполнению. Откроем текстовый редактор Microsoft Word. Далее при помощи вкладки Файл, открыть, откроем необходимый документ. Для начала расположим весь стих по центру. Для этого выделим весь текст с помощью комбинации клавиш Ctrl+A и на вкладке главная, в группе абзац выберем «Выровнять по центру». Далее смотрим расположение слов. В первой строке находится предлог «На», ставим после него курсор и нажимаем клавишу Enter. Видим, что оставшаяся часть строки перескочила на следующую. Таким же образом переносим слова «детских ёлках» и «чудеса блестят в иголках». Обратите внимание, что слово «чудеса» написано в примере с маленькой буквы, а в стихотворении с большой.
Для исправления есть 3 способа:
Первый: поставить курсор перед большой буквой ч и нажать клавишу Del, затем ввести маленькую букву.
Второй способ: поставить курсор после большой буквы ч, нажать клавишу Esc и допечатать маленькую букву.
Третий способ: выделить большую букву ч и ввести маленькую. Остальную часть стихотворения оформить аналогичным образом.
Сохраним документ при помощи вкладки файл, сохранить как, указываем путь к своей рабочей папке, даём имя файлу Ёлка и нажимаем кнопку сохранить.
Подведём итоги практической части урока. Сегодня мы научились:
• выделять символы двумя способами;
• оформлять «фигурные» стихи;
• заменять не нужный символ на другой, необходимый нам тремя различными способами.
Словесные информационные модели. (7 кл)
6.1 Словесные информационные модели. (7 кл)
Большинство моделей представляет собой системы объектов, обладающие существенными свойствами оригинала, необходимыми для исследования в данной ситуации. Так, образные модели (рисунки, фотографии) состоят из отдельных элементарных частей системы. При векторном рисовании это отдельные фигуры – примитивы (овал, линия, точка, прямоугольник, кривая и т. п.), соединённые вместе в единый рисунок. При растровом рисовании рисунок строится из отдельных частей – одноцветных точек (пикселей). Вместе эти элементы составляют целостную картину – отражают внешний вид объекта-оригинала, показывают взаимосвязи и взаимное расположение его частей.
Знаковые модели являются системой взаимосвязанных между собой знаков. Это схемы, планы, тексты… Знаковые текстовые модели называют словесными информационными моделями. Словесная модель состоит из отдельных элементов – слов, взаимосвязанных между собой по смыслу. В свою очередь слова состоят из элементов – букв, связанных между собой правилами правописания. Слова являются подсистемами для текста и надсистемами для букв. Текст в целом является моделью – описанием оригинала. Он может отражать различные свойства описываемого объекта. Качество словесной информационной модели зависит от правильности написания слов, точности их подбора, правильности соединения слов в предложения и порядка следования слов и предложений в тексте.
Словесные модели могут описывать ситуации, события, процессы. Множество словесных моделей содержится в школьных учебниках, энциклопедиях. Словесными описаниями мы пользуемся в общении (в письмах, при разговоре…) Для построения этих моделей мы используем обычный привычный нам разговорный язык.
Есть некоторые особенности у разговорных языков:
• Многозначность, синонимия, омонимия – одно и то же слово может иметь несколько значений, несколько слов могут иметь один и тот же смысл, одно и то же значение.
• Слова могут быть использованы и в прямом, и в переносном смысле.
Эти особенности делают человеческую речь выразительной, красочной, эмоциональной. Но их наличие делает невозможным использование разговорного языка во многих науках, при создании словесных (знаковых) информационных моделей для точных наук. Математика, химия, информатика и др. науки на основе разговорного языка создают свой, формализованный научный язык, содержащий множество терминов (слов, свойственных только данной науке). Формализованный – значит не имеющий многозначности, синонимов, омонимов. В формализованном языке за каждым словом закреплено ровно одно значение и смысл.
Словесные описания весьма разнообразны, они могут быть выполнены в разных стилях. Прежде всего, различают разговорный и книжный стили. Книжный стиль имеет следующие разновидности: научный, официально-деловой, публицистический, художественный.
Научный стиль используется для передачи точной научной информации. Наиболее важными качествами научного стиля являются логичность и четкость изложения. В текстах научного стиля присутствует большое количество слов-профессионализмов, терминов.
Художественный стиль – это стиль художественных произведений. Его основное назначение – воздействовать на читателя или слушателя с помощью образных средств языка (сравнений, метафор, эпитетов и др.)
Официально-деловой стиль используется при оформлении документов.
Публицистический стиль используется при написании статей, заметок в журналах и газетах.
Работа со словесными информационными моделями (историческими, биологическими, географическими, художественными и иными текстами-описаниями) требует вдумчивого отношения к прочитанному. Чем лучше оформлен текст, чем лучше он отформатирован, тем легче его читать и анализировать.
Этапы создания словесной знаковой информационной модели (текстовой модели):
Запустить программу – текстовый редактор и создать в ней текстовый документ. Набрать текст. Отредактировать текст. Вставить рисунки, таблицы (если нужно) Отформатировать текст. Сохранить текст на диск. Напечатать текст (если нужно)
Правила набора, редактирования, форматирования текста.
Правила помогают делать текст удобочитаемым, однородным, более доступным и понятным.
1. Предложения следует начинать с большой буквы, а завершать точкой.
Несмотря на то, что правило кажется совершенно очевидным, нарушается оно очень часто.
Первое предложение. Следующее предложение.
Первое предложение Следующее предложение
Первое предложение, Следующее предложение.
первое предложение. следующее предложение.
2. Не следует писать слова ВСЕМИ БОЛЬШИМИ БУКВАМИ
Большие буквы следует использовать в качестве первой буквы предложения, имени собственного, географического названия, а также большими буквами могут быть записаны аббревиатуры, например СССР или ДОСААФ. Во всех остальных случаях следует писать маленькими буквами.
Начало предложения, ГОЭЛРО. Иванов, Петров. В России.
Собрание СОЧИНЕНИЙ. Рассказы о ТЕАТРЕ. ИВАНОВ, петров, германия.
Первый. Второй. Третий!
первый, второй; третий
первый: второй, третий?
4. Между цифрами и словами нужно вставлять пробел.
5. Римские цифры следует набирать латинскими буквами. В Древнем Риме, где были изобретены римские цифры, говорили на латинском языке, и писали латинскими буквами.
6. Пробелы с кавычками и скобками.
Перед открывающей кавычкой или скобкой и после закрывающей кавычки или скобки пробел нужен. После открывающей кавычки, скобки и перед закрывающей пробел не нужен. Иначе компьютер может оставить скобку или кавычку на одной строке, а слово перенести на следующую.
(первый), «Второй»
первый (второй), третий «четвертый»
( первый ), » Второй «
первый(второй), третий»четвертый»
На старых пишущих машинках не было скобок ( и ). В компьютерах они есть. Используйте их. Не используйте дробь / как заменитель скобки. Если вам нужно написать что-то через дробь, используйте прямую дробь /, а не обратную \:
8. Апострофы и кавычки
Используйте апостроф ‘ или кавычки » там, где они требуются
О’Генри, Student’s
Windows для «чайников»
О. Генри, Student, s
Windows для,,чайников»
9. Клавиша Enter вводит невидимый символ конца абзаца и нажимается только в конце абзаца, чтобы завершить набранный абзац и перейти на новую строчку.
Если необходимо завершить (разорвать) строчку внутри абзаца, используется сочетание клавиш Shift+ Enter.
10. Компьютер подчёркивает красной волнистой линией слова, отсутствующие в словаре. Не все подчёркнутые слова являются ошибочными. Не все слова, содержащие ошибки, могут оказаться подчеркнуты компьютером. Для быстрого исправления ошибок в набранных словах используйте встроенный словарь. Для этого 1ПКМ по подчёркнутому компьютером слову и из списка предлагаемых верных вариантов 1ЛКМ выберите нужный, если он там есть.
Клавиша Delete (Del) стирает символы справа от курсора, а клавиша Backspace ( ← )- слева
11. Для создания отступов красной строки используют вешки на линейке разметки, а не пробелы. Вешки не должны быть на полях.
12. Выравнивание абзацев по левому краю, по центру, по правому краю выполняется соответствующими кнопками на панели инструментов. Пробелами ничего не выравнивают.
13. Выделение текста различными цветами должно быть уместным и обоснованным.
14. Сохраняйте документ не только после окончания работы с ним, а и в середине работы (примерно каждые 10 минут). Это убережёт вас от случайной потери выполненной работы и облегчит её восстановление. Перед первым сохранением проверяйте имя файла, его тип и место расположения (используйте команду «Сохранить как…»). Промежуточные сохранения можно выполнять командой «Сохранить», не спрашивающей имени файла. При этом старое содержимое сохраняемого вами файла будет стёрто, а на его месте сохранится новая версия.
1. Какие модели называют словесными?
2. Из чего состоит словесная модель?
3. Что является надсистемой для предложения в тексте?
4. Что является подсистемой для предложения?
5. Что могут описывать словесные модели?
6. Где мы используем словесные модели?
7. Каковы особенности разговорных языков?
8. Какой язык называют формализованным?
9. Каковы стили словесных описаний? Ответ изобразите схемой.
6.2 Математические модели.
После капитального ремонта бассейн «Дельфин» буквально преобразился: просторные раздевалки и душевые сверкают новеньким кафелем, захватывает дух от вида замысловатой горки и пятиметровой вышки, манит голубая гладь водных дорожек. Но самое главное, строители переделали систему водоснабжения бассейна. Раньше бассейн наполнялся водой из одной трубы. На это уходило 30 часов. Теперь строители подвели еще одну трубу, которая наполняет бассейн за 20 часов. Представляете, как мало времени теперь потребуется для наполнения бассейна, если включить обе эти трубы!
Данный текст представляет собой заметку из газеты – информационную текстовую публицистическую модель бассейна «Дельфин». Построим из данной текстовой модели математическую. Если отбросить информацию, несущественную с точки зрения математики, то условие задачи можно сформулировать так:
Через первую трубу бассейн наполняется за 30 часов, через вторую трубу — за 20 часов. За сколько часов бассейн наполнится через обе трубы?
Решим эту задачу, записав её решение в общем виде, то есть формулой.
Примем за 1 весь объем бассейна, искомое время обозначим через t.
Тогда 1 труба за 1 час заполнит 1/30 часть бассейна. 2 труба за 1 час заполнит 1/20 часть бассейна.
Вместе они за час заполнят (1/30 + 1/20) часть.
За t часов заполнится весь бассейн, то есть (1/30 + 1/20) * t = 1
В общем виде обозначим время заполнения бассейна через каждую из труб А и В соответственно. Тогда формула примет вид:
Полученная формула является математической моделью решения задачи.
С подобными моделями вы часто будете встречаться не только на уроках математики, но и на уроках физики, химии, информатики.
Модели, построенные с помощью математических понятий и формул, называются математическими.
Следует учесть, что одна математическая модель может соответствовать нескольким задачам.
Например, две ниже приведенные задачи совершенно не похожи на первый взгляд, но имеют одинаковую математическую модель (в виде формулы для их решения).
а) Первая бригада может выполнить задание за А дней, а вторая — за В дней. За сколько дней обе бригады выполнят задание, работая вместе?
б) Два велосипедиста одновременно направились навстречу друг другу из двух сел. Первый мог бы проехать расстояние между селами за А минут, второй — за В минут. Через сколько минут они встретятся?
1. Что представляет собой математическая модель?
2. Может ли одна модель соответствовать нескольким оригиналам?