Что такое словесное искусство

словесное искусство

Смотреть что такое «словесное искусство» в других словарях:

риторика — ▲ искусство ↑ красноречие риторика теория ораторского искусства. ритор. риторизм. риторичный. риторический. апострофа. элоквенция. риторическое обращение. риторическое восклицание. гомилетика. см. словесное искусство … Идеографический словарь русского языка

художественная литература — ▲ искусство ↑ литература словесность. изящная словесность. подтекстовка. стилистика. стилист. чтиво. песнь песней. | каллиопа. имажинизм. см. изображение, поведение … Идеографический словарь русского языка

лаконизм — ▲ словесное искусство ↑ заключаться в чем, отсутствие, ненужный, слово < > … Идеографический словарь русского языка

ДИАЛЕКТИКА — ДИАЛЕКТИКА (ἡ διαλεκτικὴ sc. τέχνη, от глаг. διαλέγομαι разговаривать, беседовать, рассуждать), искусство вести беседу, спор; в различных контекстах термин диалектика использовался как синоним 1) риторики, 2) логики, 3) философии. Софисты … Античная философия

Литература — Содержание и объем понятия. Критика домарксистских и антимарксистских воззрений на Л. Проблема личного начала в Л. Зависимость Л. от социальной «среды». Критика сравнительно исторического подхода к Л. Критика формалистической трактовки Л.… … Литературная энциклопедия

Рим — I Древний (лат. Roma), город, возникший (согласно античному преданию, в 754/753 до н. э.) из группы поселений, к середине 3 в. до н. э. подчинивший себе весь Апеннинский полуостров; в дальнейшем средиземноморская держава, включавшая… … Большая советская энциклопедия

Рим Древний — (лат. Roma), город, возникший (согласно античному преданию, в 754/753 до н. э.) из группы поселений, к середине 3 в. до н. э. подчинивший себе весь Апеннинский полуостров; в дальнейшем ‒ средиземноморская держава, включавшая западную и юго… … Большая советская энциклопедия

Древняя Греция — История Греции Доисторическая Греция (до XXX в. до н. э.) … Википедия

Римская литература — I. Эпоха республики 1. Древнейший период. 2. Литература III II вв. до н. э. 3. Литература периода гражданских войн. II. Эпоха перехода к империи («век Августа»). III. Эпоха империи. Библиография. I. ЭПОХА РЕСПУБЛИКИ. 1. ДРЕВНЕЙШИЙ ПЕРИОД.… … Литературная энциклопедия

Песня — 1. Определение. 2. Поэтика и язык песни. 3. Звуковая сторона песни. 4. Социальные функции песни. 5. Песни различных социальных групп. 6. Бытование песни. 7. Жизнь песни. «Народная» и «художественная» песни. 8. Основные моменты в изучении песни.… … Литературная энциклопедия

Источник

Что такое словесное искусство

Тема 2. Словесно-художественное творчество как научная проблема: литература художественная, произведение, текст

I. Cловари

1) Sierotwiński S. Słownik terminów literackich. “Текст. 1. Комплекс графических знаков, выражающих содержание произведения. 2. Произведение в отличие от приложений, таких, как введение, комментарий, указатели, иллюстрации и т. п.” (S. 277). “Текст литературный. 1. Текст произведения с признаками мастерства, литературности. 2. В издательском деле — текст литературного произведения в отличие от введения, комментария, библиографии и т. п. 3. В систематике письменности, относящейся к науке о литературе, — литературные произведения, становящиеся предметом изучений в отличие от зафиксированных результатов исследований, т. е. работ теоретических, исторических и критических (учебников, монографий, статей, рецензий и т. п.)” (S. 278). 2) Гиндин С.И. Текст // ЛЭС. С. 436. “Т. 1) письменная или печатная фиксация речевого высказывания или сообщения в противоположность устной реализации; 2) выраженная и закрепленная посредством языковых знаков (независимо от письм. или устной формы их реализации) чувственно воспринимаемая сторона речевого, в т.ч. литературного, произв.; 3) минимальная единица речевой коммуникации, обладающая относит. единством (целостностью) и относит. автономией (отдельностью). Т. во 2-м значении, являющийся одним из аспектов Т. в 3-м значении (а именно, его «планом выражения»), служит отправной точкой всех филол. процедур. Организации худож. лит. Т. присуща особая сложность и полифункциональность, в нем активно используются те аспекты и ярусы структуры (см. Структурная поэтика), к-рые в других видах речевой коммуникации остаются ненагруженными, иррелевантными, а в результате структура худож. Т. приобретает многослойность со специфич. неиерархич. соотношениями между слоями. Будучи созданным, Т. вступает в сложные отношения со своими возможными читателями (слушателями) и с другими Т., функционирующими в данном обществе («диалогические отношения», по М.М. Бахтину)”.

III. Специальные исследования

Текст и художественный мир

1. Сравните определения понятий “произведение” и “текст” в справочной и учебной, а также в специальной научной литературе. В какой степени в них объяснена эстетическая природа произведения? Приписывается ли качество “художественности” в первую очередь тексту или произведению? 2. С какой целью многие исследователи стремятся разграничить последние два понятия и по каким критериям проводится такое разграничение? 3. Сравните определения понятия “художественность” (литературы) в тех же источниках. Можно ли считать при этом синонимами следующие близкие друг другу термины: вымысел и творчество, мастерство и форма, единство и цельность (целостность), “поэтичность” (или “артистизм”) и художественность? 4. В каких случаях и каким образом по отношению к художественному произведению разграничиваются понятия “целостность” и “системность”?

Источник

Понятие языка словесного искусства

Понятие языка словесного искусства

Если пользоваться понятием «язык искусства» в том значении, которое мы ему условились придавать выше, то очевидно, что художественная литература, как один из видов массовой коммуникации, должна обладать своим языком. «Обладать своим языком» — это значит иметь определенный замкнутый набор значимых единиц и правил их соединения, которые позволяют передавать некоторые сообщения.

Но литература уже имеет дело с одним из типов языков — естественным языком. Как соотносятся «язык литературы»[22] и тот естественный язык, на котором произведение написано (русский, английский, итальянский или любой другой)? Да и есть ли этот «язык литературы», или достаточно разделить содержание произведения («сообщение»; ср. наивный читательский вопрос: «Про что там?») и язык художественной литературы как функционально-стилистический пласт общенационального естественного языка?

Чтобы уяснить себе этот вопрос, поставим перед собой следующую весьма тривиальную задачу. Выберем следующие тексты: группа I — картина Делакруа, поэма Байрона, симфония Берлиоза; группа II — поэма Мицкевича, фортепианные пьесы Шопена; группа III — поэтические тексты Державина, архитектурные ансамбли Баженова. Теперь зададимся целью, как это уже неоднократно делалось в различных этюдах по истории культуры, представить тексты внутри каждой из групп как один текст, сводя их к вариантам некоторого инвариантного типа. Таким инвариантным типом для первой группы будет «западноевропейский романтизм», для второй — «польский романтизм», для третьей — «русский предромантизм». Само собой разумеется, что можно поставить перед собой задачу описать все три группы как единый текст, введя абстрактную модель инварианта второй ступени. (32)

Если мы поставим перед собой такую задачу, то нам, естественно, придется выделить некоторую коммуникативную систему — «язык» — сначала для каждой из этих групп, а затем и для всех трех вместе. Предположим, что описание этих систем будет производиться на русском языке. Ясно, что в данном случае он выступит как метаязык описания (оставляем в стороне вопрос о некорректности подобного описания, поскольку неизбежно моделирующее влияние метаязыка на объект), но сам описываемый «язык романтизма» (или любой из частных его подъязыков, соответствующий указанным трем группам) не может быть отождествлен ни с одним из естественных языков, поскольку будет пригоден для описания и несловесных текстов. Между тем полученная таким образом модель языка романтизма будет приложима и к литературным произведениям и на определенном уровне сможет описывать систему их построения (на уровне, общем для словесных и несловесных текстов).

Но необходимо рассмотреть, как относятся к естественному языку те структуры, которые создаются внутри словесных художественных конструкций и не могут быть перекодированы на языки несловесных искусств.

Художественная литература говорит на особом языке, который надстраивается над естественным языком как вторичная система. Поэтому ее определяют как вторичную моделирующую систему. Конечно, литература — не единственная вторичная моделирующая система, но рассмотрение ее в этом ряду увело бы нас слишком далеко в сторону от нашей непосредственной задачи.

Сказать, что у литературы есть свой язык, не совпадающий с ее естественным языком, а надстраивающийся над ним, — значит, сказать, что литература имеет свою, только ей присущую систему знаков и правил их соединения, которые служат для передачи особых, иными средствами не передаваемых сообщений. Попробуем это доказать.

В естественных языках сравнительно легко выделяются знаки — устойчивые инвариантные единицы текста — и правила синтагматики. Знаки отчетливо разделяются на планы содержания и выражения, между которыми существует отношение взаимной необусловленности, исторической конвенциональности. В словесном художественном тексте не только границы знаков иные, но иное и само понятие знака.

Нам уже приходилось писать, что знаки в искусстве имеют не условный, как в языке, а иконический, изобразительный характер.[23] Положение это, очевидное для изобразительных искусств, применительно к словесным влечет за собой ряд существенных выводов. Иконические знаки построены по принципу обусловленной связи между выражением и содержанием. Поэтому разграничение планов выражения и содержания в обычном для структурной лингвистики смысле делается вообще затруднительным. Знак моделирует свое содержание. Понятно, что в этих условиях в художественном тексте проис(33)ходит семантизация внесемантических (синтаксических) элементов естественного языка. Вместо четкой разграниченности семантических элементов происходит сложное переплетение: синтагматическое на одном уровне иерархии художественного текста оказывается семантическим на другом.

Но тут следует напомнить, что именно синтагматические элементы в естественном языке отмечают границы знаков и членят текст на семантические единицы. Снятие оппозиции «семантика — синтактика» приводит к размыванию границ знака. Сказать: все элементы текста суть элементы семантические — означает сказать: понятие текста в данном случае идентично понятию знака.

В определенном отношении это так и есть: текст есть целостный знак, и все отдельные знаки общеязыкового текста сведены в нем до уровня элементов знака.

Таким образом, каждый художественный текст создается как уникальный, ad hoc сконструированный знак особого содержания. Это на первый взгляд противоречит известному положению о том, что только повторяемые элементы, образующие некоторое замкнутое множество, могут служить передаче информации. Однако противоречие здесь кажущееся. Во-первых, как мы уже отмечали, созданная писателем окказиональная структура модели навязывается читателю уже как язык его сознания. Окказиональность заменяется универсальностью. Но дело не только в этом. «Уникальный» знак оказывается «собранным» из типовых элементов и на определенном уровне «читается» по традиционным правилам. Всякое новаторское произведение строится из традиционного материала. Если текст не поддерживает памяти о традиционном построении, его новаторство перестает восприниматься.

Образующий один знак, текст одновременно остается текстом (последовательностью знаков) на каком-либо естественном языке и уже поэтому сохраняет разбиение на слова — знаки общеязыковой системы. Так возникает то характерное для искусства явление, согласно которому один и тот же текст при приложении к нему различных кодов различным образом распадается на знаки.

Одновременно с превращением общеязыковых знаков в элементы художественного знака протекает и противоположный процесс. Элементы знака в системе естественного языка — фонемы, морфемы, — становясь в ряды некоторых упорядоченных повторяемостей, семантизируются и становятся знаками. Таким образом, один и тот же текст может быть прочтен как некоторая образованная по правилам естественного языка цепочка знаков, как последовательность знаков более крупных, чем членение текста на слова, вплоть до превращения текста в единый знак, и как организованная особым образом цепочка знаков более дробных, чем слово, вплоть до фонем.

Правила синтагматики текста также связаны с этим положением. Дело не только в том, что семантические и синтагматические элементы оказываются взаимообратимыми, но и в другом: художественный текст выступает и как совокупность фраз, и как фраза, и как слово одновременно. В каждом из этих случаев характер синтагматических связей различен. Первые два случая не нуждаются в комментариях, зато на последнем следует остановиться. (34)

Будет ошибочным полагать, что совпадение границ знака с границами текста снимает проблему синтагматики. Рассмотренный таким образом текст может распадаться на знаки и соответственно синтагматически организовываться. Но это будет не синтагматика цепочки, а синтагматика иерархии — знаки будут связаны, как куклы-матрешки, вкладываемые одна в другую.

Подобная синтагматика вполне реальна для построения художественного текста, и если она непривычна для лингвиста, то историк культуры легко найдет ей параллели, например в структуре мира, увиденного глазами средневековья.

Для мыслителя средневековья мир — не совокупность сущностей, а сущность, не фраза, а слово. Но это слово иерархически состоит из отдельных, как бы вложенных друг в друга слов. Истина не в количественном накоплении, а в углублении (надо не читать много книг — много слов, — а вчитываться в одно слово, не накоплять новые знания, а толковать старые).

Из сказанного вытекает, что словесное искусство хотя и основывается на естественном языке, но лишь с тем, чтобы преобразовать его в свой — вторичный — язык, язык искусства. А сам этот язык искусства — сложная иерархия языков, взаимно соотнесенных, но не одинаковых. С этим связана принципиальная множественность возможных прочтений художественного текста. С этим же, видимо, связана не доступная никаким другим — нехудожественным — языкам смысловая насыщенность искусства. Искусство — самый экономный и компактный способ хранения и передачи информации. Но искусство обладает и другими свойствами, которые вполне достойны привлечь внимание специалиста-кибернетика, а со временем, может быть, и инженера-конструктора.

Обладая способностью концентрировать огромную информацию на «площади» очень небольшого текста (ср. объем повести Чехова и учебника психологии), художественный текст имеет еще одну особенность: он выдает разным читателям различную информацию — каждому в меру его понимания, он же дает читателю язык, на котором можно усвоить следующую порцию сведений при повторном чтении. Он ведет себя как некоторый живой организм, находящийся в обратной связи с читателем и обучающий этого читателя.

Вопрос о том, какими средствами это достигается, должен волновать не только гуманитара. Достаточно себе представить некоторое устройство, построенное аналогичным образом и выдающее научную информацию, чтобы понять, что раскрытие природы искусства как коммуникационной системы может произвести переворот в методах хранения и передачи информации.

Читайте также

3. Понятие текста

3. Понятие текста Текст и внетекстовые структуры Определение понятия «текст» затруднительно. Прежде всего, приходится возражать против отождествления «текста» с представлением о целостности художественного произведения. Весьма распространенное противопоставление

Понятие текста

Понятие текста В основу понятия текста, видимо, удобно будет положить следующие определения.1. Выраженность. Текст зафиксирован в определенных знаках и в этом смысле противостоит внетекстовым структурам. Для художественной литературы это в первую очередь выраженность

Понятие персонажа

Понятие персонажа Таким образом, в основе построения текста лежит семантическая структура и действие, представляющее всегда попытку преодоления ее. Поэтому всегда даны два типа функций: классификационные (пассивные) и функции действователя (активные). Если мы вообразим

3. О НАРОДНОСТИ ЯЗЫКА

3. О НАРОДНОСТИ ЯЗЫКА В народности формы и содержания — самая суть литературы взявшего власть народа, одно из проявлений партийности. Эта истина известна всякому. Теперь не найдёшь сочинителя, самого далёкого от жизни рабочих и крестьян, от труда вообще, кто признался бы в

1 Деление искусства на виды. Изобразительные и экспрессивные искусства

1 Деление искусства на виды. Изобразительные и экспрессивные искусства Разграничение видов искусства осуществляется на основе элементарных, внешних, формальных признаков произведений[249]. Еще Аристотель отмечал, что виды искусства различаются средствами подражания

Понятие «семиосфера»

Понятие «семиосфера» Все разнообразные научные интересы объединялись в исследованиях Лотмана в феномене культуры. Понятие «текст культуры» универсально. Этот подход позволил создать новаторское направление в культурологии, включив в нее литературоведение,

Пластичность словесного описания

Пластичность словесного описания Натуралистический подход к изображению человека несколько ограничил писателя: его персонажи реагируют на мир однолинейно, поступки и решения всегда детерминируются «натурой» и ситуацией. Но в целом грандиозный замысел Золя получил

Понятие классицизма

Понятие классицизма Во-первых, практически не подвергается сомнению то обстоятельство, что классицизм – это один из реально существовавших в истории литературы художественных методов (иногда его еще обозначают терминами «направление» и «стиль»), то есть понятие

Бурлеск как эстетическая категория литературы переходного периода и форма словесного творчества

Бурлеск как эстетическая категория литературы переходного периода и форма словесного творчества Характерной чертой литературного процесса 1770-1780-х гг. стало возникновение большого количества жанров-контаминаций, соединяющих и перекрещивающих в себе устойчивые

1. Возврат языка

1. Возврат языка Вся система сеток, которая налагалась в ходе анализа на последовательность представлений все эти хитросплетения оказались ныне отвергнутыми столь решительно, что трудно даже восстановить, как эта система вообще могла

1. ПОНЯТИЕ СИНКРЕТИЗМА

1. ПОНЯТИЕ СИНКРЕТИЗМА Синкретическое (комплексное, нерасчлененное) представление различных семантических и грамматических признаков в одном слове — древнейший способ познания и отражения мира в языке, способ, восходящий к эпохе мифологического мышления, когда в

Источник

Раздел 1. Словесное искусство в системе культуры.

ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ ТЕОРЕТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ

Раздел 1. Словесное искусство в системе культуры.

1. Словесное искусство как форма культуротворческой деятельности. Роль слова в мифе и ритуале. Место словесного языка среди знаковых систем культуры. Язык как материал словесного творчества. Понятие просодии. Зависимость литературного процесса от особенностей языка. Понятие текста. Система выразительных средств литературы. Словесное искусство в устной и письменной культуре: фольклор и литература как две основные разновидности словесного творчества. Особенности творческого процесса в фольклорной и литературной сферах. Роды и виды словесного искусства. Эпос, лирика, драма. Проблема жанра в теории словесного искусства. Жанровая система фольклора и литературы. Проблема авторства. Поэзия и проза как основные формы словесности. Их важнейшие характеристики. Понятия метра, ритма, рифмы. Метрический, силлабический, силлабо-тонический способы стихосложения. Поэтика как наука о словесном творчестве. Стилистика. Проблема перевода литературного текста. Перевод как диалог культур. Возможные подходы к изучению литературного произведения. Принципы культурологического анализа произведений словесности.

Раздел 2. Словесность в культуре Древнего Востока.

2.Роль словесного искусства в культуре Древнего Египта. Моноязыковая среда древнеегипетской культуры. Иероглифическое письмо. Сакральное содержание произведений словесности, связь с заупокойным культом. Целостность мира архитектонических искусств и их взаимосвязь с иероглифической письменностью: египетские драмы-мистерии. «Тексты пирамид», автобиографические надписи вельмож, сборники поучений, сказки, гимны, любовная лирика.

Своеобразие словесности Древнего Двуречья. Сосуществование различных языков в культуре Месопотамии. Священный брак как центральный сюжет словесного искусства шумеров. Подчеркивание связи нескольких элементов как основной структурный и композиционный прием шумерской поэзии. Повторы и длинноты: особая временная среда шумерских текстов. Аккадское словесное творчество. Заклинания. Вавилонская словесность. Эпос о Гильгамеше. Стилевые и композиционные особенности.

Древнееврейская словесность. История еврейского народа в зеркале ветхозаветных текстов. Состав Ветхого Завета. Пятикнижие и пророческие книги. Стихотворные, ритмизованные прозаические и прозаические тексты. Рождение прозы. Словесное творчество как служение Богу. Диалогизм библейских текстов. Отсутствие пластически-объективирующих описаний, поэтики экфрасиса, речевых характеристик персонажей.

«Внутрижизненность» словесности Ближнего Востока. Мудрец и пророк как типы субъекта словесного творчества. Отсутствие понятия индивидуального авторства. Феномен авторитета.

3.Периодизация и основные жанры древнеиндийской литературы. Общая характеристика санскрита. Художественные ценности древнеиндийской цивилизации. Своеобразие индийской мифологии и религии. Ведийская традиция: гимны и заклинания. Образ поэта-риши. Буддийский священный канон. Героический эпос: поэмы «Махабхарата» и «Рамаяна». Стилистические особенности, тематические блоки. Понятие дхармы в древнеиндийском эпосе. Концепция нравственного выбора и сверхличного долга.

Раздел 6. Словесность в культуре мусульманского Востока.

22. Своеобразие культуры ислама. Преемственность средневековой культуры мусульманского Востока по отношению к эллинизму. Картина мира в Коране. Особенности мусульманского художественного мышления. Символизм как творческий метод. Искусство рукописной книги: каллиграфия и миниатюра. Плеяда художественных индивидуальностей: Фирдоуси, Рудаки, Хосров, Хайям, Руми, Джами, Навои.

Раздел 8. Литература Просвещения и романтизма.

27. Просветительство как всеевропейское интеллектуальное движение. Программа обновления жизни на основании законов разума и справедливости. Отражение просветительской картины мира в литературе. Активная позиция художника. Интерес к личности в ее социальном бытии. Подчеркнутая концептуальность литературы. Дидактизм. Жанровая свобода. Преобладание прозаических жанров над поэтическими. Роман как форма, наиболее отвечающая просветительским задачам познания и адекватного изображения жизни. Многообразие типов романа. Интерес к полному и документально точному воспроизведению действительности. Принцип типизации. Противоречивость идейных установок просветителей.

Литература английского Просвещения. «Робинзон Крузо» Дефо: элементы романа-путешествия, автобиографического приключенческого романа, романа воспитания. Проблема формирования человеческой личности и формирующих ее условий. Человек и цивилизация. Жизненное кредо Робинзона. Роль описания бытовых мелочей в романе. Прославление созидательного труда. Сатирико-фантастический роман Свифта «Путешествие Гулливера» и идеи релятивизма в культуре Просвещения. Иная версия «робинзонады»: человек в мире безумия и нелепости. Композиция книги. Полемика с социально-историческим оптимизмом «Робинзона» Дефо. Критика человеческой природы как таковой. Самокритика разума в романе: образы йеху и гуигнгнмов.

Эпистолярные романы Ричардсона («Памела», «Кларисса Гарлоу», «История сэра Чарльза Грандисона»). Расширение сферы романа: интерес к частной жизни, исследование человеческих чувств. Движение страсти по приказу добродетели.

Просветительский реализм Филдинга. «История Тома Джонса, найденыша». Перипетии и ситуация узнавания. Вопрос о человеческой природе: поиск «средней линии» между концепциями Свифта и Ричардсона. Отказ от идеализации героя, полнокровность его характера. Металитературные элементы текста: открытый диалог автора с читателем, разрушение иллюзии реальности, обнажение художественной условности повествования. Концепция юмора в романе.

Французское Просвещение. «Персидские письма» Монтескье. Тема Востока как проявление интереса к иной цивилизации, к экзотике. Проблема свободы. Просветительский классицизм: традиции и новаторство. Трагедии Вольтера («Заира», «Магомет»). Проблема религии в драматургии Вольтера. «Заира»: открытие эпохи трагической чувствительности. Философские повести Вольтера («Кандид», «Простодушный» и др.): пародия на авантюрный роман греческого типа. Проблема мирового зла. Герои как «рупоры» идей. Столкновение различных концепций действительности. Испытание философских идей реальностью: познание посредством опыта. Полемика с Руссо: гибель «естественного» человека в борьбе с конкретным злом. Присутствие автора в тексте и управление судьбой героев. Язык и стиль повестей Вольтера.

Литературное творчество Дидро: «изнанка» просветительского сознания. «Племянник Рамо»: диалог Философа и Шута. Противоречивость образа Племянника Рамо и его победа в споре. Проблема искусства и таланта. «Жак-фаталист»: новизна художественного метода. Хаотичность действительности и текста. Сближение эпоса и драмы. Проблема фатализма. Отношения хозяина и слуги. Дидро как реформатор французской драматургии («мещанская драма»).

«Мемуары» и комедийный театр Бомарше.

28. Смена философских акцентов в культуре позднего Просвещения. Сентиментализм: культ добродетели и чувствительности сердца. Представления о взаимоотношениях чувства и разума. Отрицание примата разума и рассудочной логики в познании мира и человека. Усложнение просветительской концепции характера. Вопрос о способе изображения человеческой природы.

Английский сентиментализм. Религиозно-философская проблематика «кладбищенской» поэзии. «Ночные думы» Юнга. Романы Стерна («Жизнь и мнения Тристрама Шенди, джентльмена», «Сентиментальное путешествие по Франции и Италии»). Субъективное сознание как исходный пункт его творчества. Эмоциональная атмосфера романов. Изображение прихотливой смены настроений и психологических полутонов. Искусство скрытого намека. Чувствительность как предмет иронии (сентиментализм и «постсентиментализм»). Доброта и эгоизм героев. Значение индивидуального в человеке: «эстетика конька». «Чудаки» Стерна. Демонстративное отречение от всех литературных правил и норм. Смешение традиционных типов повествования. Обнажение всех художественных приемов. Возможность наблюдения за процессом написания романа. Фрагментарная форма изложения. Нарушение хронологии. Графическое изображение творческого метода автора в «Тристраме Шенди». Принцип ассоциации идей. Нарочитый беспорядок в структуре романа как воплощение логического замысла и как модель мыслительного процесса.

Альтернативное направление во французской литературе XVIII в.: выход за пределы просветительской идеологии. Творчество Прево («История Манон Леско»). Парадоксальный, «иррациональный» характер Манон: сочетание высокого и низменного, прекрасного и вульгарного. «Опасные связи» Ш. де Лакло.

29. Просвещение в немецкой культурной среде. Тяготение к отвлеченным теоретическим проблемам. Лессинг: драматургия («Эмилия Галотти», «Натан Мудрый») и литературная критика («Лаокоон»). Движение «Бури и натиска». Бунтарский индивидуализм, культ чувства и природы. Ранее творчество Гете: любовная лирика, философские оды, драма «Гец фон Берлихинген». Символизм «предметной» поэзии Гете. Эпистолярный роман «Страдания юного Вертера»: немецкий вариант сентиментализма. Пафос страдания и жертвы. Кризис мятежного титанизма. Образы Гомера и Оссиана. Раннее творчество Шиллера: лирика, драмы «Разбойники», «Коварство и любовь». Лирика 1780-х гг.: «Ода к радости», «Боги Греции».

Веймарский классицизм – заключительный этап немецкого Просвещения. Содружество Гете и Шиллера. Отказ от индивидуального бунтарства, подчинение объективным законам. Обращение к принципам античного искусства («благородная простота и спокойное величие»). Влияние теории Винкельмана и философии истории Гердера. Творчество Шиллера веймарского периода: труды, посвященные проблемам эстетики, философская лирика, баллады, классические трагедии. Трилогия «Валленштейн». «Мария Стюарт», «Орлеанская дева», «Вильгельм Телль». Характерные особенности драматургии Шиллера.

Творчество Гете после переезда в Веймар. Замысел романа «Театральное призвание Вильгельма Мейстера». Драмы веймарского периода: «Эгмонт», «Ифигения в Тавриде», «Торквато Тассо». «Римские элегии», «Коринфская невеста» – защита языческого жизнеутверждающего начала. Воспитательный роман «Годы учения Вильгельма Мейстера». Изменение первоначального замысла: обращение героя от театральной деятельности к практической. Влияние воспитательного романа Гете на романтический роман. «Западно-восточный диван»: идейно-художественные особенности позднего поэтического сборника Гете.

30. Русская литература XVIII в. Переходный характер литературы Петровского времени: движение от барокко к классицизму. Творчество Феофана Прокоповича. Литература 1730-50-х гг: формирование классицизма. Восприятие европейских традиций и национальное своеобразие. Формирование мировоззренческой платформы русского Просвещения. Социально-политическая и эстетическая программа просветителей. Теория просвещенного абсолютизма. Пафос государственного строительства и общественных преобразований. Тематика и жанровая система русского классицизма. Одическая и сатирическая поэзия. Интерес к событиям современности. Литературная деятельность Кантемира, Тредиаковского, Ломоносова, Сумарокова. Этапы реформы стихосложения. Упорядочение литературного языка. Теория трех языковых «штилей» (Ломоносов). Период 1760-х – начала 1770-х: журнальная сатира (Новиков), повесть (Чулков). Выдающиеся писатели конца XVIII в. Фонвизин и его роль в становлении русской национальной комедии. Комедия «Недоросль» как вершина русской драматургии XVIII в. Классицистические принципы и элементы гротеска. Поэзия Державина: начало дворянского периода отечественной литературы. Образы Петра и Фелицы в державинских одах. Монументальное видение России. Философские раздумья о Боге и человеке («Бог»). Образная система и особенности стиля Державина. Развитие русского сентиментализма. Радищев: «бунтовщик хуже Пугачева». «Путешествие из Петербурга в Москву»: философская, социальная, эстетическая проблематика. «Чувствительный путешественник» в российской культурной реальности. Эмоциональный строй произведения и тема чувствительности. Структура текста. Сентиментализм в творчестве Карамзина: повесть «Бедная Лиза». Писатель как «сердца наблюдатель по профессии». Чувство как главный двигатель творческого процесса. Стиль повести. Языковая реформа Карамзина: отрицание ломоносовского принципа «трех штилей», ориентация на «средний» слог. Крылов: новаторский характер басен и их глубокая связь с драматургией. Двуплановость смысла басен. Особенности стиха Крылова.

31. Романтизм как тип творчества, художественный метод и стиль в европейской культуре. Значение философии Фихте и Шеллинга для теории романтизма. Представления романтиков об интеллектуальной и творческой деятельности. Искусство как священная игра, отдаленно воспроизводящая бесконечную игру мироздания. Переоценка мировой литературной традиции. Отказ от художественных принципов классицизма. Формулировка оппозиции классического и романтического начал в культуре. Критика литературной нормативности как таковой. Интерес ко всему уникальному и неповторимому. «Категорический императив гениальности» (Ф.Шлегель). Конфликт «гения» и «толпы». Самоощущение романтиков: дух избранничества и пророческий тон. Конфронтация с действительностью. Ситуация двоемирия. Романтическая ирония – «настроение», которое с высоты оглядывает все вещи, бесконечно возвышаясь над всем обусловленным, включая и «собственное свое искусство, и добродетель, и гениальность» (Ф.Шлегель). Новое понимание природы языка. Интерес к мифологии, собирание и изучение фольклора. Идеализация Средневековья. Принцип историзма.

Новое открытие греческого мифа в творчестве Гельдерлина: ощущение «варварских» истоков греческой красоты. Образ Эллады как прошлого, настоящего и будущего человечества. Лирический герой Гельдерлина: подвиг внутреннего освобождения. «Гиперион, или Греческий отшельник»: проблема миросозидающей, исторической и политической активности человека. Спор о целях и средствах изменения мира. Образ Диотимы. Идея «эксцентрического» пути. «Смерть Эмпедокла»: проблема взаимоотношений человека и природы, его исторической деятельности, непосредственности знания. Тема жертвы и вторичного рождения. Особенности лирики Гельдерлина.

Образы античной мифологии в драматургии Клейста («Пентесилея»). Патологическое и неестественное. Страсть к кровавым и отталкивающим подробностям.

Фантастический мир Гофмана. «Фантазии в манере Калло», «Ночные рассказы», «Серапионовы братья» – вершина романтической новеллистики в Германии. Ирония над современным жалким состоянием человека. Антикосмическое существо уютного бюргерского быта и его фантасмагорическая изнанка. Гротеск у Гофмана. Мотив власти вещей над человеком. Образы, передающие жизнь, лишенную жизни: куклы и автоматы. Переплетение двух миров: проявление космической жизни в мертвых вещах быта. Иррациональные ужасы, разрушающие уютные филистерские представления о мире. Музыкальная стихия произведений Гофмана. Образ Иоганнеса Крейслера. «Житейские воззрения кота Мурра»: романтический образ мира и художественная структура романа. Атмосфера княжеского двора. Проблема любви и искусства. Тема гениальности и духовной свободы. Проблема душевного разлада. Романтическая ирония Гофмана.

Творчество Г.Гейне как явление переходного периода.

32. Литература английского предромантизма. «Песни Оссиана» Дж. Макферсона. Переосмысление понятий прекрасного и возвышенного (Э.Бёрк). Зарождение и основные мотивы «готического» романа. «Замок Отранто» Г.Уолпола. Поэзия Блейка: «Песни невинности», «Песни опыта», «Бракосочетание рая и ада», «пророческие поэмы». Творчество Блейка в контексте традиции пророческой поэзии. Концепция Воображения и творчества. Романтический мифологизм («трансцендентальный реализм»), «эмблематические» персонажи. Представления Блейка о Добре и Зле и персонификации этих понятий в его поэзии.

Поэты «озерной школы»: литературные манифесты, стихотворения, поэмы. Теоретические размышления и поэзия Кольриджа: «Сказание о старом мореходе», «Кристабель», фрагмент «Кубла Хан». Байрон и байронизм: открытие одинокого, разочарованного, опустошенного героя-скитальца, но наделенного воинствующим вольнолюбием, духом противоречия, язвительности и презрения по отношению к «толпе» («Чайльд-Гарольд»). Титаническая («восточные поэмы») и демоническая («Манфред», «Каин») ипостаси байронической личности. Тотальный конфликт с миром и разлад с самим собой. Шелли: лирика, символическая драма «Освобожденный Прометей». Образ Прометея: проблема свободного жизнетворчества и переустройства мира. Китс: «Изабелла, или Горшок с базиликом», «Канун святой Агнесы», «Ода о греческой вазе», «Ода к соловью». Эстетическая проблематика поэзии Китса: «Гиперион», «Ламия». В.Скотт как создатель жанра исторического романа («Квентин Дорвард»).

33. Французский романтизм. Тесная связь с современностью, внимание к политическим вопросам. Идея рока: следование судьбе как сохранение целостности собственной личности. Романтическая фантастика: повести Нодье и Готье. Религиозная линия: Шатобриан, Ламартин, Виньи, Нерваль. Тема «мировой скорби».

Тема «болезни века» в творчестве Мюссе: «Исповедь сына века». Романы Жорж Санд («Консуэло»). Искусство как высшая сфера действительности. Искусство и любовь: различные способы сосуществования мужской и женской души в творчестве.

34. Своеобразие американского романтизма. Становление американской национальной литературы. Взаимодействие с европейской художественной мыслью: отказ от прямого подражания. Осмысление уникального исторического опыта нации, лишенной древних корней. «Американская мечта». Императив оригинальности и самобытности. Внимание к американскому типу сознания, общества, культуры. Цель – постижение американского как существенно другого по сравнению с европейским. Обостренное чувство новизны. Идея демократии. Философские идеи Эмерсона и Токвиля. Идея органической целостности бытия. Эмпирическое и трансцендентное, достоверное и воображаемое, интуиция и рационализм и литературе американского романтизма. Проблема свободы личности и связанные с ней противоречия. Личность и общество. Социальная и экзистенциальная проблематика. Взаимодействие просветительского рационализма и мистицизма.

Авантюрно-приключенческие романы Купера. Тема продвижения цивилизации на запад. Индейцы и белые: столкновение двух типов сознания. Натти Бампо как носитель нравственного начала. Поэзия вольной природы и героического подвига. Стремительное развитие сюжета.

«Романтический роман» Готорна: «Алая буква». Проблематика вступительного очерка. Контраст «Таможни» и основного текста. Анализ пуританской психологии. Романтическое отчуждение Эстер. Аллегории и символы в романе.

Развитие жанра короткого рассказа, впитавшего в себя местные легенды, сказки, исторические анекдоты (В.Ирвинг, Н.Готорн), и исполненного пафоса освоения Нового Света и связанных с ним коллизий. Новеллистика По. Противоречия творчества По. Романтическая поэтика смешения фантастики с реальностью. Серия «страшных рассказов», построенных на психологических казусах и кошмарах («Тайна Мари Роже», «Черный кот», «Сердце-обличитель»). Проблематика художественного творчества («Проклятие дома Ашеров») и тема летаргии. Мотив двойника. По как основатель жанра детектива («Убийство на улице Морг»). Поэзия По. Стихотворение «Ворон» и авторский его анализ.

Роман Мелвилла «Моби Дик, или Белый Кит». Мифологические и библейские мотивы. Образы кита и океана. Богоборчество капитана Ахава: «Я – само обезумевшее безумие». Структура романа.

Лирика Уитмена («Листья травы»). Воспевание отдельной личности и космического братства людей. Слияние лирического героя с вселенской жизнью. Грандиозные символы. Библейская ритмика и проповеднический пафос стихов. Противоречия индивидуализма и веры в «американскую мечту»: появление трагических мотивов.

35. Романтизм в России. Жанр романтической элегии. Развитие жанра баллады (Жуковский). Роль оригинального творчества и переводов Жуковского в истории русского романтизма. «Героическая» поэзия романтиков-декабристов (Рылеев, Кюхельбекер, Бестужев-Марлинский). Русская романтическая поэма: Гнедич, Пушкин, Рылеев, Козлов, Баратынский, Подолинский, Лермонтов. Типический образ героя и структура конфликта: общая схема и варианты ее интерпретации. Роль романтического начала в творчестве Пушкина: «южные поэмы», романтическая лирика, «маленькие трагедии», «Дубровский», «Египетские ночи», «Пиковая дама». «Южные поэмы» Пушкина: темы романтического отчуждения, любви, свободы. «Цыганы» как «высшее и самое полное цветение русского романтизма» (Анненков). Ирония над романтическим сознанием в «Евгении Онегине». «Мцыри» и «Демон» Лермонтова как завершение развития жанра романтической поэмы. Образ романтического героя во вселенском масштабе. Романтизм в лирике и прозе Лермонтова. Русский байронизм. «Герой нашего времени»: романтические и реалистические элементы. Структура романа.

Романтизм Гоголя: оживление фольклорных традиций («Вечера на хуторе близ Диканьки», «Вий»). Осознание расколотости, раздвоения мира. Романтическая трактовка специфической петербургской темы («Петербургские повести»). Диссонансы петербургской жизни. Повесть «Портрет» в контексте эстетических раздумий Гоголя. Сатирическая манера в произведениях Гоголя: деформация обыденного мира, издевка над обывателями. Элементы романтизма в «Мертвых душах».

Русская романтическая повесть (Бестужев-Марлинский, Погодин, Полевой, Одоевский) и роман (Одоевский). «Русские ночи» Одоевского: композиция, философская проблематика, художественные особенности.

Примерный перечень вопросов к зачетам

(в основном вопросы предполагают общую характеристику указанной литературной традиции и анализ какого-либо принадлежащего к ней текста по выбору студента)

1. Понятие словесного творчества.

2. Литература и фольклор.

3. Литература Древнего Египта и Месопотамии.

4. Древнееврейская литературная традиция (тексты Ветхого Завета).

5. Типологическое сопоставление традиций древневосточной словесности и античной литературы.

6. Общая характеристика древнегреческой литературы.

7. Древнегреческий эпос: поэмы Гомера.

8. Древнегреческий эпос: поэмы Гесиода.

9. Древнегреческая лирика.

10. Древнегреческая трагедия: творчество Эсхила.

11. Древнегреческая трагедия: Софокл и Еврипид.

12. Древнегреческая комедия.

13. Древнегреческая проза.

14. Древнеримская литература: общая характеристика.

15. Древнеримская лирическая поэзия.

16. Древнеримский эпос (Вергилий «Энеида», Овидий «Метаморфозы»).

17. Жанр романа в античной литературе.

18. Рефлексия по поводу словесного творчества в античной культуре («Поэтика» Аристотеля, «Наука поэзии» Горация).

19. Общая характеристика литературы западноевропейского Средневековья.

20. Книги Нового Завета.

21. Латинская литература Средневековья.

22. Средневековый эпос: кельтские скелы.

23. Германский средневековый эпос.

24. Французский и испанский средневековый эпос.

25. Рыцарский роман.

26. Лирика вагантов.

27. Лирика трубадуров и миннезингеров.

28. Городская средневековая литература.

29. Творчество Данте.

30. Общая характеристика литературы Византии.

31. Анализ произведения византийской литературы.

32. Общая характеристика русской средневековой литературы.

33. Анализ произведения русской средневековой литературы.

34. Общая характеристика литературы стран ислама в эпоху Средневековья.

35. Анализ произведения литературы мусульманских стран эпохи Средневековья.

36. Общая характеристика литературы Возрождения.

37. Литература итальянского Ренессанса.

38. Литература немецкого Возрождения.

39. Литература французского Возрождения.

40. Творчество Шекспира.

41. «Дон Кихот» Сервантеса.

42. Постренессансное состояние европейской литературы.

43. Маньеризм и барокко в итальянской и испанской литературе.

44. Литература английского, немецкого, французского барокко.

45. Литература европейского классицизма.

46. Русская литература XVII в.

47. Отражение просветительского сознания в литературном процессе.

48. Литература раннего и зрелого Просвещения во Франции (Монтескье, Вольтер, Дидро).

49. Литература раннего и зрелого Просвещения в Англии (Дефо, Свифт, Филдинг).

50. Литература английского и французского сентиментализма.

51. Литература немецкого Просвещения.

52. Творчество Гете («Страдания юного Вертера», «Фауст», лирика).

53. Литература русского Просвещения.

54. Философские и эстетические основы романтизма.

55. Романтизм в немецкой литературе.

56. Литература английского романтизма.

57. Литература французского романтизма.

58. Литература американского романтизма.

59. Романтизм в русской литературе.

60. Реализм как художественный метод литературы эпохи Позитивизма.

61. Реализм во французской литературе первой половины XIX в.

62. Реализм во французской литературе второй половины XIX в.

63. Реализм в английской литературе.

64. Реализм в русской литературе XIX в.

66. Лирика Верлена, Рембо, Малларме.

67. Явление декаданса в литературе.

68. Английский эстетизм.

69. Литература русского «серебряного века».

70. Модернистское сознание в литературе.

71. Основные направления в западноевропейской литературе первой половины XX в. (футуризм, экспрессионизм, дадаизм, сюрреализм).

72. Литература «потока сознания».

73. Творчество Ф. Кафки.

74. Интеллектуальная проза Т.Манна и Г.Гессе.

75. Литература экзистенциализма.

76. Литература абсурда.

77. Французский «новый роман».

78. Американская литература XX в.

79. Отечественная литература советского периода.

80. Постмодернистское сознание в литературе.

81. Анализ произведения литературы постмодернизма.

РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА

История английской литературы. М.-Л., 1943-58.

История немецкой литературы. В 3-х тт. М., 1985-86.

История немецкой литературы. В 5-ти тт. М., 1962-76.

История литературы США. Т. 1-3. М., 1999-2000.

История русской литературы. В 10-ти тт. М.; Л., 1941-1955.

Андреев Л.Г. История французской литературы. М., 1987.

Де Санктис Ф. История итальянской литературы. Т. 1-2. М.,

Эко У. Сказать почти то же самое. Опыты о переводе. СПб., 2006.

Сартр Ж.-П. Что такое литература? – СПб., 2000.

К разделу 1.

К теме 1:

Белинский В.Г. О разделении поэзии на роды и виды // Белинский В.Г. Избранные сочинения. М.-Л., 1949.

Пропп В.Я. Фольклор и действительность. М., 1976.

Богатырев П.Г. Вопросы теории народного искусства. М., 1971.

Левинтон Г.А. Замечания к проблеме «литература и фольклор» // Труды по знаковым системам, VII. Уч. зап. Тартуского гос. Университета. Вып. 365. Тарту, 1975. С. 76-87.

Томашевский Б.В. Теория литературы. Поэтика. М., 1996.

Томашевский Б.В. Поэтика. М., 1996.

Томашевский Б.В. Стих и язык. М.-Л., 1959.

Жирмунский В.М. Теория литературы, поэтики, стилистики. Избранные труды. Л., 1977.

Жирмунский В.М. Теория стиха. Л., 1975.

Гаспаров М.Л. Очерк истории русского стиха. М., 2000.

Веселовский А.Н. Историческая поэтика. М., 1989.

Лотман Ю.М. Структура художественного текста // Лотман Ю.М. Об искусстве. – СПб., 2000.

Историческая поэтика: Литературные эпохи и типы художественного сознания. М., 1994.

Поливанов Е.Д. Общий фонетический принцип всякой поэтической техники // Вопросы языкознания. 1963, № 1.

Тодоров Ц. Поэтика // Структурализм: «за» и «против». М., Прогресс, 1975. – С. 47-114.

К разделу 2.

Поэзия и проза Древнего Востока. М., 1973.

Литература Востока. Сб. ст. Вып.1. Петербург, 1919.

К теме 2:

Аверинцев С.С. Греческая «литература» и ближневосточная «словесность» (Противостояние и встреча двух творческих принципов) // Типология и взаимосвязь литератур древнего мира. М., 1971.

Тексты пирамид. СПб, 2000.

Лирика Древнего Египта. М., 1965.

От начала начал. Антология шумерской поэзии. СПб, 1997.

Я открою тебе сокровенное слово: Литература Вавилона и Ассирии. М., 1981.

Лирическая поэзия Древнего Востока. М., 1984.

Библия. Ветхий Завет.

От Бытия до Откровения. Пятикнижие Моисеево. М., 1993.

Мень А. Исагогика. Курс по изучению Священного Писания. Ветхий Завет. М., 2000.

Фрезер Д. Фольклор в Ветхом Завете. М., 1989.

Грейвс Р., Патай Р. Иудейские мифы. Екатеринбург, 2005.

Библия в культуре и искусстве. Материалы научной конференции «Випперовские чтения – 1995». Вып. XXVIII. М., 1996.

Беленький М.С. О мифологии и философии Библии. М., 1977.

Косидовский З. Библейские сказания. М., 1966.

Келлер В. Библия как история. М., 1998.

Библия: литературные и лингвистические исследования. М., 1998.

К теме 3:

Махабхарата. Рамаяна. М., 1974.

Невелева С.Л. Махабхарата. Изучение древнеиндийского эпоса. М., 1991.

Серебряков И.Д. Столепестковый лотос. Антология древнеиндийской литературы. М., 1996.

Кравцова М.Е. Поэзия Древнего Китая. Опыт культурологического анализа. СПб, 1994.

Малявин В.В. Китайская цивилизация. М., 2000.

К разделу 3.

История греческой литературы / Под ред. С.Соболевского. М.-Л., 1946-1960.

Тронский И.М. История античной литературы. 4 изд. Л., 1983.

Круазе А. и М. История греческой литературы. 1916.

Зелинский Ф.Ф. Древнегреческая литература эпохи независимости. Изд. «Огни», 1919.

Античная литература / Под ред. А.Лосева и А.Тахо-Годи. 4 изд. М., 1986.

Радциг С.И. История древнегреческой литературы. М., 1970.

Анпеткова-Шарова Г.Г., Чекалова Е.И. Античная литература. Л., 1989.

Чистякова Н.А., Вулих Н.В. История античной литературы. М., 1971 и 1972.

Коган П.С. Очерки по истории древних литератур. Т.1. Греческая литература. Гиз., 1923.

Поэтика древнегреческой литературы. М., 1981.

Аверинцев С.С. Греческая «литература» и ближневосточная «словесность» (Противостояние и встреча двух творческих принципов) // Типология и взаимосвязь литератур древнего мира. М., 1971.

Аверинцев С.С. Образ античности. СПб., 2004.

Гаспаров М. Об античной поэзии. Поэты. Поэтика. Риторика. СПб, 2000.

Античная поэтика. М., 1991.

Снелль Б. Греческая метрика. М., 1999.

Денисов Я.И. Основания метрики древних греков и римлян. М., 1888.

Лосев А.Ф. Эллинистически-римская эстетика 1-2 вв.н.э. М., 1979.

Античная научно-художественная литература. Памятники поздней античной научно-художественной литературы II-V века. Переводы. М., 1964.

История римской литературы / Под ред. Соболевского. Т. 1-2. М., 1959-1962.

История римской литературы / Под ред. Н.Дератани. М., 1954.

История римской литературы. М., 1959. Тт. 1-2.

Модестов В.И. Лекции по истории римской литературы. 1988. Дополнение – 1905.

Покровский М.М. История римской литературы. 1942.

Поэтика древнеримской литературы: жанры и стиль. М., 1989.

Фрейденберг О.М. Миф и литература древности. М., 1998.

Фрейденберг О.М. Поэтика сюжета и жанра. М., 1997.

Ницше Ф. Рождение трагедии из духа музыки // Ницше Ф. Сочинения. Т.1. М., 1990.

Хрестоматия по античной литературе. В 2-х частях. М., 1965.

Боннар А. Греческая цивилизация. Т.1. От Илиады до Парфенона. М., 1992. Т.2. От Антигоны до Сократа. М., 1991. Т.3. От Еврипида до Александрии. М., 1991.

Преображенский П.Ф. В мире античных идей и образов. М., 1965.

Гринцер П.А. Две эпохи литературных связей // Типология и взаимосвязи литератур древнего мира. М., 1971.

К теме 4:

Гомер. Илиада. М.-Л., 1935.

Гомер. Илиада. Л., 1990.

Война мышей и лягушек. М., 2000.

Лосев А.Ф. Гомер. М., 1960.

Шталь И.В. Художественный мир гомеровского эпоса. М., 1983.

Тренчени-Вальдапфель И. Гомер и Гесиод. М., 1956.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *