Что такое словесное творчество
Словесное творчество детей дошкольного возраста
Елена Коробкова
Словесное творчество детей дошкольного возраста
В основе словесного творчества лежит восприятие произведений художественной литературы, устного народного творчества, в том числе и малых фольклорных форм (пословицы, поговорки, загадки, фразеологизмы) в единстве содержания и художественной формы.
Условия успешного формирования словесного творчества
проведение систематической работы по развитию речи детейи обучению их родному языку:
расширению словарного запаса, овладению грамматическими нормами и совершенствованию звуковой культуры речи (звукопроизношения и общих речевых навыков, развитию связной речи — диалогической (в общении) и монологической (в пересказе и составлении собственного рассказа);
своевременное развитие активного восприятия художественного слова;
воспитание поэтического слуха и совершенствование навыков выразительного чтения.
Словесные игры, то есть такие, в которых основное внимание уделяется речевому общению, словам и действиям, считаются самыми трудными из обучающих, особенно для младших дошкольников. Логическое и абстрактное мышление у детей четвёртого года жизни ещё не сформировано, они мыслят на основе действий с предметами, непосредственного восприятия образов «здесь и сейчас». Однако и в этом возрасте возможны игры на основе речи.
Игры без использования наглядности
Словесные игры для детей возрастас 3-4 лет бывают двух видов: с опорой только на речь и с частичным использованием наглядного материала или предметов.Среди игр первого вида различают:
*обыгрывание литературных произведений и фольклора;
Во всех трёх вариантах таких игр есть общее правило — они проводятся на основе хорошо знакомого детям текста
Детский фольклор используется : во время адаптации,в режимных моментах, в игре,в совместной деятельности
Примеры проводимых игр с детьми в группе:
1)«Добавь словечко». Развивать внимание, формировать первое представление о рифме. Воспитывать интерес к художественному слову, фольклору.
3) Пальчиковые игры «Моя семья», «Лодочка», «Апельсин», «Пальчик-мальчик»,
«Солнышко», «Черепаха» и т. п
Без наглядности проводим и упражнения на развитие речевого дыхания, формирование правильного звукопроизношения и артикуляции «Песенка комара, пчёлки, паровозика», «Послушный язычок», «Скажи, как я». «Часики», «Лошадка», «Качели» и т. п
Кроме обычных словесных игр, в работе с детьми мы используем дидактические игры с опорой на наглядность (предметы, предметные и сюжетные картинки).
«Кто где спрятался?» Активизировать употребление в речи предлогов, закрепить названия мебели, развивать связную речь, умение высказать свои мысли.
«Мамы и детёныши» «Большой — маленький» «Паровозик»
Подвижные игры, игры с хоровым произнесением слов, такие как «Гуси-гуси», «Надувайся, пузырь», «Каравай» «У медведя во бору». «Вот сидит лохматый пес»
«По мотивам саамских сказок». Творчество детей старшего дошкольного возраста (лепка, аппликация, рисование) Добрый день,уважаемые коллеги и гости моей странички!Сегодня я хочу вам рассказать о том,как мы знакомились с устным народным творчеством.
«Утро весны». Беседа и художественное творчество детей старшего дошкольного возраста Зима недаром злится Прошла ее пора Весна в окно стучится И гонит со двора. Ф. И. Тютчев Интеграция образовательных областей. «Познавательное.
Детский мастер-класс «Цветы в подарок маме». Коллективное художественное творчество детей старшего дошкольного возраста Приближается праздник День Матери,который отмечается в России в последнее воскресенье ноября,в этом году это дата выпала на 26 число. Мы.
Коллективное творчество детей старшего дошкольного возраста по теме «Грибы» «Грибная полянка» и «Грибы опятки маленькие ребятки» В процессе художественного творчества с детьми, очень важное место занимают коллективные.
Конспект ООД с воспитанниками СДС старшего дошкольного возраста «Творчество художника Юрия Васнецова» с презентацией В рамках проекта «Я, моя семья, мой город, моя страна» я познакомила воспитанников с творчеством некоторых известных писателей и художников,.
Летнее творчество детей старшего дошкольного возраста. Панорамная композиция (коллажирование) «Бабочки-красавицы» Идея создания яркой картины для украшения группы пришла сама собой,на улице моросили дожди и хотелось чего-то яркого и весёлого. Мы с ребятами.
Проект «Журналисты» для детей старшего дошкольного возраста на тему «Здоровье и безопасность детей дошкольного возраста» Цель: Формирование основ безопасного поведения в быту, социуме, природе. Задачи: Закреплять умение соблюдать правила пребывания в детском.
Творчество детей младшего дошкольного возраста к празднику 23 февраля Скоро праздник, посвященный Дню защитника отечества. Скоро Вся страна будет поздравлять Защитников нашей Родины. Это праздник наших пап,.
Устное народное творчество в развитии речевой активности детей среднего дошкольного возраста Для свободного владения речью, ребенок, прежде всего, должен обладать достаточно большим запасом слов, овладение родным языком является.
Устное народное творчество в развитии речевой активности детей старшего дошкольного возраста Успех в современном обществе, в первую очередь приходит к тому, кто хорошо говорит. Речь не является врожденной способностью человека, она.
Курсовая работа на тему»Словесное творчество дошкольника»
Министерство образования, науки и молодежной политики
ГБПОУ «Дзержинский педагогический колледж»
Словесное творчество дошкольника
Руководитель: Цускман Е.Е.
дисциплин высшей категории
Глава 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ СЛОВЕСНОГО ТВОРЧЕСТВА У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА……………….
1.1 Роль словесного творчества в жизни ребенка дошкольного возраста…………. ………………………………………………………….
1.2 Особенности и основные этапы развития словесного творчества у детей дошкольного возраста …………………………..……………………
Глава 2. СОВРЕМЕННЫЕ МЕТОДИКИ РАЗВИТИЯ СЛОВЕСТНОГО ТВОРЧЕСТВА У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА………………..
2.1 Факторы, влияющие на развитие словесного творчества……………
2.2 Приёмы и методы развития словесного творчества дошкольников…
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ……………………….
Творческое начало в человеке, его потребность в общении и созидании возникают и начинают развиваться в дошкольном возрасте. Развитие словесного творчества значительно увеличивает возможности ребенка, изменяет его взаимоотношения с окружающими. речь, являясь средством общения, помогает ребенку усвоить формы сотрудничества с окружающей социальной средой, тем самым актуализировать процесс личностного развития. Речь не передается по наследству, овладев речью, человек находится в прямой зависимости от окружающей речевой среды.
Дошкольный возраст можно рассматривать, как период интенсивного развития творческих возможностей человека. В данном возрасте возникают все виды художественной деятельности, первые их оценки, первые попытки самостоятельного сочинения. К наиболее сложному виду творческой деятельности ребёнка можно отнести словесное творчество.
В соответствии с федеральным государственным образовательным стандартов дошкольного образования (Приказ Минобрнауки РФ от 17.10.2013 г. № 1155) содержание образовательной программы дошкольной организации должно обеспечить развитие личности и способностей детей в различных видах творчества и охватывать структурные единицы, представляющие определённые образовательные области, в том числе и речевое развитие, которое включает владение речью как средством общения и культуры; обогащение активного словаря; развитие речевого творчества.
В дошкольной педагогике и детской психологии такими учёными, как В.В. Гербова, Л.М. Гурович, Р. И. Жуковская, А.В. Запорожец, Е.Е. Зубарева, О. С. Ушакова было отмечено, что среди различных видов художественной творческой деятельности словесному творчеству отводится особое место как жизненно важной, коммуникативной и социально-личностной функции, формирование которой происходит в процессе деятельности под влиянием среды, в том числе художественной.
В трудах указанных специалистов отмечено, что словесное творчество – это естественный способ, который помогает освоить лексическое богатство родного языка, осмыслить разнообразие грамматических форм. Активное словесное творчество благотворное влияет на развитие речи и воображения, что в дальнейшем существенно повлияет на успешность обучения ребенка.
Актуальность проблемы данного исследования определяется уникальными возможностями старших дошкольников в речевом творчестве, в частности, в области сочинительства собственных загадок, сказок, небылиц, стихов, однако, для формирования такого творчества необходимо создание оптимальных педагогических условий, способствующих наиболее полному раскрытию творческого потенциала личности ребенка дошкольника.
Проблеме развития словесного творчества детей-дошкольников посвятили труды такие специалисты, как: З.Г. Сахипова, Н.А. Стародубова, Е.И. Тихеева, О.С. Ушакова, Н.С. Карпинская, Л.Б. Фесюкова.
На основе изученных исследований был сформирован научный аппарат исследования.
Цель исследования – изучить теоретические основы развития словесного творчества у детей дошкольного возраста.
Объект – это процесс формирования интереса детей дошкольного возраста к словесному творчеству.
Предмет – процесс развития словесного творчества у детей дошкольного возраста.
Для достижения цели и (подтверждения гипотезы) были определены следующие задачи исследования:
— изучить особенности детского интереса к словесному творчеству у детей дошкольного возраста;
— определить роль словесного творчества в жизни ребенка дошкольного возраста;
— исследовать различные методики для ознакомления детей со словесным творчеством;
В соответствии с целью и поставленными задачами в курсовой работе были использованы следующие методы исследования: анализ психолого-педагогической, изучение специальной литературы и обобщение педагогического опыта, анализ понятийно терминологической системы и др.
Практическая значимость курсовой работы заключается в применении материала в представленной курсовой работы для подготовки и проведения занятий с детьми в ДОУ. Также представленные материалы могут быть применимы при разработке курсов повышения квалификации педагогических работников и разработке лекций для студентов вузов.
Глава 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ СЛОВЕСНОГО ТВОРЧЕСТВА У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
1.1 Роль словесного творчества в жизни ребенка дошкольного возраста
Одной из главных особенностей развития речи дошкольника лет является детское словотворчество.
Реализация индивидуальности ребенка происходит в процессе социально коммуникативного, познавательного, речевого, художественно эстетического и физического развития. Особую роль в речевом развитии дошкольника играет творчество. Авторы федеральных государственных образовательных стандартов дошкольного образования впервые ввели понятие «развитие речевого творчества» дошкольника, подчеркивая тем самым эволюционные изменения содержания данного термина.
Словесное творчество – появление новых слов в речи ребенка, которое составляет одну из важнейших особенностей речевого развития.
Отметим, что представители различных научных школ рассматривали такие виды речевого творчества, как словотворчество. Понимание того, что это интегративный вид деятельности ребенка, что существуют и другие, более сложные виды словесного творчества, пока отсутствует
С. Н. Цейтлин в своих трудах отмечает, что потребность в словесном творчестве ребенка дошкольного возраста возникает прежде всего как стремление компенсировать незнание общеупотребительного слова или вследствие ситуативной потребности обозначить содержание, не имеющее в языке однословного наименования. При дефиците речевого опыта словесное творчество позволяет ребенку дошкольного возраста на каждом из этапов речевого развития решать коммуникативные задачи [20].
Словесное творчество – явление детской речи, которое состоит в том, что в ходе повседневного общения или игры дети спонтанно включают в свою речь слова такой структуры, которая не используется в языке окружающих и тем самым не может быть имитационно усвоена ребенком.
Особое место в личностном развитии данного возрастного периода занимает процесс культур творчества, и развитие речевого творчества дошкольника возможно в процессе приобщения детей к разным видам социальной культуры [2]. Бесспорно, самые первые годы ребенка являются наиболее сензитивными (чувствительными, восприимчивыми) для развития речи.
Несомненно, наличие творческой составляющей в становлении речи малыша обогащает и социализирует его с самого раннего детства.
Воспитывая ребенка дома до трех самых значимых для его развития лет, не все родители достаточно внимательны к его речи. Некоторые хотят развивать детскую речь, но не готовы к этой деятельности, другие и не подозревают о существовании речевого творчества, а при его проявлениях не знают, как на это реагировать. Эта проблема, бесспорно, является одной из основных в развитии творческой личности дошкольника.
Детское словотворчество – то есть сам процесс создания ребенком новых для него слов, которые зачастую так умиляют взрослых, характерен для младшего дошкольного возраста. В возрасте пяти-шести лет ребенок уже запоминает достаточно много основных речевых оборотов, которые используют взрослые, и потребность в формировании собственных новых слов угасает естественным образом. Поэтому детское словотворчество это результат аналитики, логики и работы памяти.
Детское словотворчество нужно поощрять, а не считать явлением, отрицательно воздействующим на ребенка. Следует стимулировать придумывание детьми уникальных слов, а также осознанное переосмысление уже знакомых слов. Словотворчество – естественный способ освоить лексическое богатство родного языка, осмыслить разнообразие грамматических форм. Активное словопроизводство способствует развитию речи и воображения, свидетельствует о творческой личности ребенка. И наоборот, небрежное, невнимательное отношение родителей, взрослых к речи детей является причиной конца любого творчества.
К концу дошкольного возраста способность к словотворчеству начинает угасать. Исчезают безвозвратно удивительные, полные особого смысла детские слова. Кроме того, к старшему дошкольному возрасту у ребенка появляется критическое отношение к себе и своим ошибкам. Поэтому дети начинают стесняться и скрывать свои языковые эксперименты. Главной причиной перемен является так называемый «кризис 7 лет», наиболее значимым признаком, которого считается утрата детской непосредственности. Однако словотворчество угасает не у всех детей, достигших критического возраста семи-восьми лет. Настоящие таланты благополучно минуют этот рубеж. Грамотное отношение взрослых к детскому словотворчеству способствует развитию у детей не только речевых, но интеллектуальных способностей. И как знать, может быть, из сегодняшнего маленького фантазера вырастет замечательный писатель или поэт, а может, просто талантливый нестандартно мыслящий человек.
1.2 Особенности и основные этапы развития словесного творчества у детей дошкольного возраста
Важной характеристикой детского словотворчества является ориентация ребенка на языковую систему. Период активного использования всех возможностей системы при полном или почти полном игнорировании нормы считается наиболее продуктивным и творческим в развитии речи ребенка. Главным приобретением этого периода является развитие у ребенка тонкого языкового чутья [13].
К пяти-шести годам словотворчество в речи детей начинает угасать. Это связано со снижением природного чутья к языку. Отмечается стремление ребенка говорить так, как говорят взрослые. Связать угасание детского словотворчества можно с тем, что ребенок уже довольно прочно усваивает грамматические формы и свободно их использует.
Если первоначально механизм словотворчества используется ребенком непроизвольно и неосознанно, то мере расширения когнитивно-языкового опыта происходит постепенное осознавание и намеренное использование словотворчества в различных ситуациях общения.
Словотворчеству способствует развитие детского художественного творчества, в котором можно выделить три этапа.
На первом этапе роль педагога заключается в организации тех жизненных наблюдений, которые влияют на детское творчество. Если ребенку предстоит отразить жизненные впечатления в сказке, рассказе, то его надо учить образному видению окружающего, т.е. восприятию, имеющему эстетическую окраску. Образное видение должно быть целостным: ребенок должен рассматривать явление не изолированно, а в его многосторонних связях. Это воспитывает у него умение находить соотношение между различными предметами и явлениями. Наблюдения детей помогают развитию комбинаторных способностей. Важно, чтобы они осознали, что некоторые явления могут быть изменены и преобразованы.
Второй этап – сам процесс детского творчества. Он непосредственно связан с возникновением замысла, с поисками художественных средств. Чтобы ребенок непринужденно и свободно выражал себя в творчестве, он должен владеть простейшими художественными средствами. Задача педагога – помочь ему в этом.
Третий этап – завершающий, который характеризуется созданием новой продукции. На этом этапе ребенок начинает интересоваться качеством продуктов своего творчества и испытывает эстетическое удовольствие, стремясь придать им завершенность. Но переживания дошкольника становятся еще полнее, если он убеждаются в том, что его работа интересна не только ему, но и окружающим. Поэтому столь важен анализ детской продукции, проводимый педагогом.
В основе творческого рассказывания лежит процесс переработки и комбинирования представлений, отражающих реальную действительность, и создание на этой основе новых образов, действий, ситуаций, не имевших ранее места в непосредственном восприятии. Единственным источником комбинаторной деятельности воображения является окружающий мир. Поэтому творческая деятельность находится в прямой зависимости от богатства и разнообразия представлений, жизненного опыта, дающих материал для фантазии.
Речевое развитие включает: владение речью как средством общения и культуры, обогащение активного словаря, развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи, развитие речевого творчества, развитие звуковой и интонационной культуры речи, знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание текстов различных жанров детской литературы.
Одним из условий успеха детей в творческой деятельности является постоянное обогащение опыта детей впечатлениями из жизни. Эта работа может иметь разный характер в зависимости от конкретного задания: экскурсии, наблюдения за трудом взрослых, рассматривание картин, альбомов, иллюстраций в книгах и журналах, чтение книг [8].
Таким образом, несмотря на то, что полного единства в научных взглядах на природу и механизмы детского словообразования и словотворчества на сегодняшний день не достигнуто, тем не менее, все исследователи без исключения подчёркивают огромную значимость словесного творчеств, которое по мнению учёных, психологов, психолингвистов, является одним из ярких показателей творческого развития. При нормальном речевом развитии ребёнка и специальных педагогических условиях образования, его словарь увеличивается как в количественном, так и в качественном отношении. Одновременно с этим у детей постепенно формируется навык словообразования, который тесно связан со словотворчеством.
Поскольку словотворчество благоприятствует совершенствованию всех сторон личности ребенка, то в необходимости развития этой способности нет сомнения, однако должна быть помощь со стороны взрослого в этом развивающем и увлекательном процессе.
Глава 6 Словесное творчество
Самое высокое поэтическое устремление зарождается в потребности ребенка стать тем, суть чего он жаждет понять, а затем выразить это понимание во внешней форме.
6.1. Освоение родного языка как творческий процесс
Взрослый человек, изучая новый язык, обращается к словарю. Он пользуется его поддержкой постоянно, чтобы с наибольшей точностью определить значение того или иного иностранного слова. Ребенок, погруженный в стихию родного языка, не имеет такой опоры. Он может использовать исключительно собственные ресурсы, чтобы активно впитать звуки соответствующего языка, вычленить из общего потока группы фонем, научиться их воспроизводить и, что самое сложное, связывать с определенными феноменами в окружающем его мире, многие из которых являются мысленными конструкциями, не представленными в предметах. Более того, многие слова многозначны и вмещают в себя спектр совсем не близких смыслов. Например, слово «хороший» родители применяют после самых разных действий ребенка. А слово «добро» применяется и к высшим духовным ценностям, и к низменным вещам. Без сомнения, каждый, познавший первый язык, в момент его освоения был творческой личностью.
Согласно Л. С. Выготскому [39], путь от мысли к слову у ребенка происходит как движение мотива, порождающего какую-то мысль, к оформлению самой мысли, к опосредованию ее сначала во внутреннем слове, затем в значениях внешних слов и, наконец, в словах.
Внутренняя речь ребенка представлена вербальной сетью, охватывающей все слова используемого человеком языка. Слова в ней, различные по смыслу и произношению, находятся в разной степени взаимной удаленности или близости. Особенности индивидуального функционирования сети определяют многие речевые характеристики человека, например, специфику «семантических полей» (то есть количество смыслов, описывающих данное слово), синонимию, антонимию слов, их податливость к заменам, понимание многозначных слов, словесные ассоциации. Эта сеть формируется у ребенка в процессе освоения языка с учетом частоты и эмоциональной окрашенности слов, используемых окружающими. Вербальная сеть играет важную роль при формировании внешней речи, повторении предложений, так как смысловой семантический подбор слов в предложении происходит в пространстве сети с использованием ее связей [177].
Грамматическая структура, на основании которой слова организуются в предложение, согласно Н. Хомскому (1972), возникает у ребенка благодаря восприятию им весьма ограниченных и некачественных языковых данных (каждый из окружающих ребенка людей говорит не литературным, а разговорным языком, совершая специфические для каждого ошибки, усвоенные ими еще в детстве). Эта грамматическая структура не является результатом обучения, она врожденная. Используя эту внутренне присущую конструкцию, каждый малыш заново изобретает, воссоздает язык, на котором впоследствии говорит.
Он способен это сделать, так как бессознательное человека, возможно, структурировано как язык [89]. Бессознательное ребенка более открыто ему, чем взрослому, поэтому малыш точнее применяет правила языка, чем взрослый, и именно поэтому первому труднее даются исключения из правил. Вспомните, что говорят дети, играя между собой. Приступая к игре, мальчишка говорит партнеру: «Давай я был…», предполагая, что в игре он будет исполнять ту или иную роль. Но любой взрослый на его месте построил бы иную фразу. Памятуя о том, что игра еще только начнется, он воспользовался бы будущим временем: «Я буду…». Но именно ребенок грамматически точно выбирает сослагательное наклонение, которое применяется в ситуациях возможности (и в котором всегда реализуется прошедшая форма), зная, что игра – не реальность, а вымысел. Именно сослагательное наклонение трудно дается взрослому при освоении нового языка, тогда как ребенок пользуется им и в прямом, и в переносном смысле, «играючи».
У ребенка есть прирожденные психофизиологические предпосылки к освоению человеческой речи. Первые ее проявления – крик и плач новорожденных – одновременно, как мы уже упоминали в 5-й главе, свидетельствуют о том, что в мире появился еще один певец-музыкант. Именно они при нормальном развитии ребенка превратятся в дальнейшем в устную речь: они связаны с субъективным состоянием малыша и выражают это состояние с помощью доступных на этом этапе ребенку средств [177].
Эти первые варианты готовности к общению сигнализируют взрослому скорее о негативном состоянии ребенка. Но уже через два месяца возникает комплекс оживления, свидетельствующий о радости, которую испытывает малыш, научившийся к этому возрасту предвидеть удовольствие от общения. На приближение взрослого он отвечает улыбкой на лице, сиянием глаз, движением всех частей его маленького тельца и, безусловно, звуками. Эти первые звуки называются гулением, гуканием, а когда они становятся более сложными – лепетом. На слух они воспринимаются как гласноподобные звуки, близкие к нейтральным гласным взрослых [87]. Эти вокализации генетически закреплены и практически не различаются у детей, рожденных в разных уголках планеты, вне зависимости от того, на каком языке говорят близкие люди. Наследственную обусловленность этих звуков доказывает и тот факт, что гулят и лепечут как нормально слышащие, так и глухие от рождения дети [177].
Эти вокализации позволяют ребенку разработать аппарат звукопроизнесения. В течение первого года жизни его связки несколько опускаются, что создает условия формирования речи, так как увеличивается объем колеблющегося при произнесении слов воздуха.
Творческая активность ребенка на этом этапе заключается в возможности предугадать желание взрослого и в максимально точной форме повторить это [22]. Одновременно стремление матери видеть в ребенке понимающее существо усиливает вероятность взаимопонимания.
Вокализации ребенка все усложняются, его лепет переходит в разговор-пение, о котором уже упоминалось в 5-й главе [177]. Он имитирует не смысловую сторону речи взрослых, а ее мелодический аспект, позволяя устанавливать наиболее точный эмоциональный контакт с близкими.
До года ребенок воспринимает слово не как определенный набор звуков, а как комплекс раздражителей, ощущаемых им одновременно со словом: положением своего тела, наклоном и мимикой лица матери, интонацией ее голоса, цветовыми и звуковыми событиями обстановки комнаты. Лишь постепенно он вычленяет сами слова, проявляя реакцию только на них. Слово связывается с большим количеством раздражителей, что приводит к тормозной реакции на менее постоянные раздражители. После первого года жизни ребенок реагирует на слова как на самодостаточные раздражители, хотя они еще не имеют четкой предметной соотнесенности, а обозначают ситуацию в целом. Ребенок использует слова как целые предложения. Например, «би-би» для малыша этого возраста (до двух лет) может обозначать все виды машин, а также поездку на них. В дальнейшем происходит членение первоначально более широких отношений между словом и тем, что оно обозначает, вплоть до полной специализации слов [84].
Данный текст является ознакомительным фрагментом.
Продолжение на ЛитРес
Читайте также
Глава 7 Игра и творчество
Глава 7 Игра и творчество Мы играем не потому, что мы бываем детьми, но нам именно для того и дано детство, чтобы мы могли играть. К. Гросс 7.1. Игра в мире животных и человека Игра не является прерогативой исключительно человека. Играют все высшие животные [102]. Чем выше на
Глава 8 Творчество как эффективная адаптация
Глава 8 Творчество как эффективная адаптация Аспекты вещей, которые особенно важны для нас, скрыты от нас из-за их простоты и привычности. Мы не способны видеть нечто, поскольку оно всегда перед нами. Реальные основания вещей не поражают людей вообще. И это означает, что мы
Словесное содержание
Словесное содержание Представление проблемы. Почему человек приходит к вам? Какова его цель?[7] Нуждается ли человек в помощи с проблемой взаимоотношений? Он одинокий, подавленный, обессиленный? Ищет ли он работу? Чувствует ли он духовный голод? Нуждается ли он в помощи с
Повседневное творчество / преднамеренное творчество
Глава 9. Адаптация и творчество
Глава 9. Адаптация и творчество Интеллект«Всякий умный человек знает, что такое интеллект… Это то, чего нет у других!» (McNemar, 1964). Из этого шуточного высказывания становится ясно, что определений интеллекта, наверное, не меньше, чем людей, которые пытаются такие определения
Глава I Творчество и воображение
Глава I Творчество и воображение [18]Творческой деятельностью мы называем такую деятельность человека, которая создает нечто новое, все равно будет ли это созданное творческой деятельностью какой-нибудь вещью внешнего мира или известным построением ума или чувства,
Словесное Айкидо
Словесное Айкидо Айкидо — боевое искусство, созданное не для нападения, а для эффективного ухода от удара, используя заданную силу и направление противника против него самого.Один из основных принципов техники айкидо таков: если противник толкает тебя, то ты просто
Словесное Самбо
Словесное Самбо Шутка в тему: Мастер боевого самбо, просматривая камасутру, заметил, что из 73-х поз удобно выходить на болевой прием. Словесное самбо тоже очень эффективный и в то же время легкий в освоении стиль словесной обороны, позволяющий сбить с толку противника
Словесное Каратэ
Словесное Каратэ Словесное каратэ — это нанесение ударов в слабые места противника, которыми являются его психокомплексы: страх чего-либо, чувство вины, личное достоинство и т. п. Приемы словесного каратэ в нашем обществе используют в разных сферах. Например, начальник к
Глава 3 Творчество – не проблема, решение проблем – не творчество
Глава 3 Творчество – не проблема, решение проблем – не творчество Между творчеством и решением проблем есть одно существенное отличие. Решать проблемы означает уничтожать их, а творить – означает привносить в мир нечто новое. Как правило, нас учат решать проблемы,
Глава 5 Курс на творчество
Глава 5 Курс на творчество Структура творческого процесса Конфигурация творческого процесса отличается от установки, в рамках которой мы пользуемся обстоятельствами или боремся с ними. Его структура предполагает не колебания, а законченное движение. Образ жизни