Что такое словесность 5 класс
Значение слова «словесность»
1. Устар. Художественная литература и устное народное творчество, а также совокупность литературных и фольклорных произведений какого-л. народа. История словесности. Русская словесность. Народная словесность. □ Маша хорошо знает русскую литературу — вообще здесь более занимаются словесностию, чем в Петербурге. Пушкин, Роман в письмах.
2. Устар. Филологические науки (лингвистика, стилистика, литературоведение и т. п.). Кафедра словесности. □ Фрейтаг был хорошим знатоком латинской стилистики. Он был профессором латинской словесности в Петербургском университете. Чернышевский, Повести в повести. || Название учебного предмета в дореволюционной средней школе, дававшего систематические знания по литературе. Второй урок по словесности был в пятом классе. Чехов, Учитель словесности.
3. перен. Разг. устар. Пустые слова, разговоры; слова, разговор вместо дела. Фразы о «социализме» у народников, о «социализации земли», уравнительности и т. п. — простая словесность, облекающая реальный факт стремления крестьян к полному равенству в политике и к полному уничтожению крепостнического землевладения. Ленин, О народничестве.
Источник (печатная версия): Словарь русского языка: В 4-х т. / РАН, Ин-т лингвистич. исследований; Под ред. А. П. Евгеньевой. — 4-е изд., стер. — М.: Рус. яз.; Полиграфресурсы, 1999; (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека
Применяется как замена слову «язык» — вне зависимости и для отделения понятия «языка» как органа пищеварения человека и животных.
Если используется как термин, значение рекомендуется искать непосредственно в тексте, где употреблено, так как полностью общепринятого значения в настоящее время не существует.
Также устаревшее название филологических наук.
СЛОВЕ’СНОСТЬ, и, мн. нет, ж. 1. Творчество, выражающееся в слове, как устном, так и письменном, словесное творчество. Теория словесности. || Совокупность произведений такого творчества какого-н. народа. Народная с. Устная с. История русской словесности. Взгляд на историю нашей словесности (заглавие статьи Пушкина). 2. Филологические науки (лингвистика, стилистика, литературоведение и пр.; устар.). Заниматься словесностью. 3. Слова, разговоры вместо дела (разг. шутл. пренебр.). Это только одна с. 4. Занятия с солдатами для изучения воинских уставов (дореволюц.). После словесности люди занимались на дворе приготовительными к стрельбе упражнениями. Куприн.
Источник: «Толковый словарь русского языка» под редакцией Д. Н. Ушакова (1935-1940); (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека
слове́сность
1. словесное творчество; творчество, выраженное в слове (устном или письменном)
2. совокупность произведений такого творчества какого-либо народа ◆ Словесность наша явилась вдруг в XVIII столетии… А. С. Пушкин, «Наброски статьи о русской литературе», 1799—1837 г.
4. учебный предмет, дающий систематические знания по литературе
Фразеологизмы и устойчивые сочетания
Делаем Карту слов лучше вместе
Привет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать Карту слов. Я отлично умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!
Спасибо! Я стал чуточку лучше понимать мир эмоций.
Вопрос: землепашество — это что-то нейтральное, положительное или отрицательное?
5 класс Урок №1 Введение. Понятие о словесности
Языковая цель.
Все учащиеся смогут: определить понятия «словесность», «фольклор»
Большинство учащихся смогут: выявить различия и сходства между фольклором и литературой; подготовить устное сообщение по теме урока, используя таблицу (или схему) как план.
Некоторые учащиеся смогут: преобразовать теоретический материал в виде рисунков и диаграмм
Ключевые слова и фразы: словесность, «изящная словесность», фольклор, литература
Просмотр содержимого документа
«5 класс Урок №1 Введение РМ»
Дорогой друг! В этом учебном году ты будешь знакомиться с русской словесностью. Весь курс V класса посвящен теме «Фольклор и литература». Ты узнаешь, что такое фольклор, какие он имеет особенности, жанры. Какое влияние оказал и оказывает на письменную литературу. Желаю тебе удачи и успехов. Пусть процесс познания будет для тебя интересен!
Понятие о словесности.
Нарисуйте «древо словесности», обозначьте его веточки.
Фольклор – искусство слова.
Дай пояснение следующим терминам:
Почему фольклор является особым видом творчества? Продолжи фразу.
Фольклор – особый вид искусства, т.к.
общее
Составьте диаграмму Венна
Подготовь устное сообщение на тему «Сходство и различия между фольклором и литературой», используя данную таблицу (или схему) как план.
Просмотр содержимого документа
«5 класс Урок №1 Введение»
Тема раздела, подраздела
Понятие о словесности. Фольклор и литература: сходство, различие, взаимосвязь.
5. ПО 1. понимать термины: художественная литература, фольклор, их отличие друг от друга
5. ПО 6. давать краткий и полный ответ на вопрос
5. ОС 1. участвовать в обсуждении произведения, выражая свои мысли и чувства
Все учащиеся смогут: определить понятия «словесность», «фольклор»
Большинство учащихся смогут: выявить различия и сходства между фольклором и литературой; подготовить устное сообщение по теме урока, используя таблицу (или схему) как план.
Некоторые учащиеся смогут: преобразовать теоретический материал в виде рисунков и диаграмм
Ключевые слова и фразы: словесность, «изящная словесность», фольклор, литература
Планируемое время и этапы
Здравствуйте, ребята! Я рада видеть ваши лица, ваши улыбки, и думаю, что этот день принесет вам радость, общение друг с другом
Создание ситуации для психологического настроя: чтение эпиграфа:
“Всем лучшим во мне я обязан книгам. ” (М.Горький)
Какие мысли вызывают у вас эти слова?
Какие книги читали накануне вечером в семье?
Что особенно поразило вас в прочитанном?
Какую книгу порекомендуете прочитать одноклассникам?
Знакомятся с эпиграфом урока, участвуют в водной беседе
Актуализация опорных знаний
Введение в тему урока
Учитель выводит таблицу на монитор и предлагает учащимся задание на соотнесение:
Соотнесите слова, данные в двух столбиках, чтобы у вас получились пословицы.
Б. Не красна книга письмом,
В. Кто много читает,
Г. Книга в счастье украшает,
5) а в несчастье утешает.
Учащиеся выполняют задание.
Ученики отвечают на вопросы, делают вывод
Слово учителя. Чтение с остановками.
— Вы, ребята, уже хорошо знаете, что такое волшебство и волшебники. Но волшебники существуют не только в сказках. Самое древнее волшебство — это волшебство слова. Самое древнее магическое действие заключается в умении давать вещам и явлениям имя.
— Послушайте удивительную историю о том, как обычное слово превратилось в поэтическое.
Давным-давно, когда люди еще одевались в звериные шкуры и жили в пещерах, к родному очагу вернулся Охотник. Ему сильно не повезло в тот день. Ни одна птица не подпустила его к себе так близко, чтобы он мог достать ее стрелой из своего лука, и ни один олень не позволил ему поразить себя копьем. Охотник знал, что в пещере ждут добычи. Он представил себе,
Какую брань обрушат па него голодные женщины, вспомнил презрительный взгляд Вождя, и ему стало горько.
Он вошел в пещеру с пустыми руками, встал около потухающего костра и заговорил. Охотник начал рассказывать о том, как в густом лесу встретил невиданного белоснежного зверя с единственным рогом и погнался за ним, как он ранил этого зверя и уже собирался добить его, но не сделал этого. Зверь на глазах превратился в прекрасного мужчину и стал упрекать
Когда Охотник закончил свой рассказ и с испугом посмотрел на людей своего племени, то не увидел в их глазах ни упрека, ни гнева. Люди смотрели на него с восхищением, а Вождь встал со своего места, отрезал большой кусок мяса и протянул его Охотнику.
Как вы думаете, за что Охотник получил награду?
Он заслужил её не обманом, а искусством. Ведь он не просто солгал людям. Он рассказал им одну из первых сказок. И накормили его именно за сказку.
Почему же ждавшие мяса люди согласились променять еду на выдумку находчивого Охотника?
Потому что в той пещере произошло великое волшебство. Сидевшие у костра люди вдруг увидели густой лес и странного белоснежного Единорога. Когда же перед их взором Единорог превратился в Лесного Бога, сердца их сжались, и они испугались за охотника. А ведь Охотник живой и невредимый стоял перед ними и продолжал свой рассказ. Это было чудом: люди слышали слова, а перед их глазами возникали целые картины удивительных событий. Есть слова, которые просто называют предмет или явление, обозначают действия людей, указывают на что-то. Услышав их, человек понимает сказанное. Но иногда слово действует не на разум, а на чувства. От некоторых слов сжимается сердце, к глазам подступают слезы. Потому что слово из обычного превратилось в поэтическое.
Приём «Лото с продолжением…»
Ученикам раздаются рисунки (см. Приложение).
Перед вами картинки и слова. Сформулируйте задачу: что вы должны сделать с этим исходным материалом? (соотнести рисунки и слова)
Какой рисунок остался без ответа?
Какой материал использует писатель, создавая произведение?
Докажите, что литература – это искусство слова.
Работа с учебником. Обсуждение материала.
Задание 1: заполните схему и устно дайте определение видам искусства слова.
Задание 2: нарисуйте «древо словесности», обозначьте его веточки.
Задание 3: составьте диаграмму Венна, расскажите о сходствах и различиях между фольклором и литературой.
Говорят, где они уже встречались с волшебством.
Словесность
Полезное
Смотреть что такое «Словесность» в других словарях:
словесность — См … Словарь синонимов
СЛОВЕСНОСТЬ — СЛОВЕСНОСТЬ, словесности, мн. нет, жен. 1. Творчество, выражающееся в слове, как устном, так и письменном, словесное творчество. Теория словесности. || Совокупность произведений такого творчества какого нибудь народа. Народная словесность. Устная … Толковый словарь Ушакова
Словесность — в широком смысле это совокупность всех произведений человеческого творчества, выраженных словами. Включает в себя не только литературу («изящная словесность»), но и прочие виды, например, устные произведения (фольклор), письма, дневники.… … Википедия
СЛОВЕСНОСТЬ — СЛОВЕСНОСТЬ, и, жен. 1. Художественное литературное творчество и словесный фольклор (книжн.). Изящная с. (устарелое название художественной литературы). Устная народная с. 2. Слова, разговоры, подменяющие дело (неод.). Все его обещания пустая с.… … Толковый словарь Ожегова
Словесность — совокупность произведений какого либо народа, устных и письменных; это творчество народа; как безымянное, так и авторское. Словесность объединяет все жанры: сказы и сказки, былины и летописи, комедии и трагедии, научные работы и учебники и т.д. В … Основы духовной культуры (энциклопедический словарь педагога)
Словесность — обиходный термин, в общем соответствующий более принятому в науке термину литература и столь же мало определенный, как и последний. По одним, понятие С. шире понятия литературы, так как литература (от латинского litterae письмена) есть… … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона
словесность — и, только ед., книжн. 1) Художественная литература и устное народное творчество, а также совокупность литературных и фольклорных произведений какого л. народа. Изящная словесность. История словесности. Различия во мнениях могут проходить в разных … Популярный словарь русского языка
Словесность — ж. 1. Творчество, выраженное в слове (как устном, так и письменном); словесное творчество. отт. Совокупность произведений такого творчества какого либо народа. 2. устар. Название филологических наук (лингвистики, стилистики, литературоведения и т … Современный толковый словарь русского языка Ефремовой
словесность — словесность, словесности, словесности, словесностей, словесности, словесностям, словесность, словесности, словесностью, словесностями, словесности, словесностях (Источник: «Полная акцентуированная парадигма по А. А. Зализняку») … Формы слов
словесность — слов есность, и … Русский орфографический словарь
Конспект урока по литературе «Понятие о словесности. Фольклор и литература: сходство, различие, взаимосвязь»
Описание разработки
Цели:
Обучающая: ознакомить учащихся с новым учебником, по которому им предстоит работа в течение года; дать понятие о словесности и ее функциях.
Развивающая: развить умения и навыки анализировать и синтезировать пройденный материал.
Воспитывающая: обратить внимание на нравственно-этическое воспитание учащихся, прививать уважительное отношение и любовь учащихся к слову.
Ход урока.
1. орг. момент.
Поздравление с началом учебного года, перекличка (знакомство с учащимися); знакомство с общей структурой курса 5 класса: 2 урока в неделю.
2. знакомство с учебником.
Программа по русской словесности в 5 классе включает одну большую тему – «Фольклор и литература». В этом году мы будем изучать фольклор его сходства и различия с литературой
Для урока нам, прежде всего, необходим учебник. Перелистаем его страницы. Обратите внимание на условные обозначения (с.2), оглавление: бегло определим, что нам предстоит изучить за год. Обратите внимание на подсказки (словарь терминов).
2) вопросы и задания
1. Кто авторы учебника?
2.Обратите внимание на содержание, на какие три крупных блока разделен учебник?
3. лекция с элементами беседы.
Молодцы! Поскольку мы уже познакомились с учебником мы можем начать работать по нашей теме.
Тема нашего урока на доске запишите ее в тетради «Понятие о словесности. Фольклор и литература: сходство, различие, взаимосвязь»В истории художественного развития человечества среди различных видов искусства – музыки, живописи, графики, скульптуры и других – особое место занимает искусство слова.
Оно зарождается в глубокой древности, когда люди начинают производить орудия труда и становятся мыслящими существами, когда возникает членораздельная речь.
Итак, прежде чем перейти к толкования термина словесность, давайте обратимся к его корню. Как вы думаете для чего нам дано слово? Какова роль его роль?
Люди рано осознавали силу слова, его способность воздействовать на окружающих. С самого начала слово было средством закрепления в памяти и передачи знаний и опыта людей, и в то же время оно было чем-то таинственным, требующим глубокого уважения, почтительного отношения и осторожности. Магическая сила слова заключается в его способности вызывать представления, образы.
При произношении слова в воображении появляются люди, предметы, далекие или вовсе не существующие. Весь многовековой опыт народа, его поэтическое восприятие природы содержится в языке, в словах.
На стр.3 дано стихотворение Н.Гумилева. сейчас я зачитаю его вам а вы в тетрадях запишите какие образы вы увидели. (опрашиваются несколько человек и записываются на доске)
Итак, поэт обращается к магической форме слова.
Хорошо. Откройте стр.3 учебников и найдите последний абзац который начинается со слов «Искусство слово по-другому называют …», внимательно прочитайте и составьте по 2-3 вопроса.
Рабочая программа по русской словесности 5 класс
Настоящая программа по элективному курсу для V класса создана на основе программы «Русская словесность. От слова к словесности.» под редакцией Р.И. Альбетковой. Программа по основам русской словесности для 5—9 классов соотнесена с программами по русскому языку и литературе. Вместе с тем в данной программе осуществляется специфический подход к явлениям. Если программа по русскому языку определяет изучение с т р о я яз ы к а, то программа по словесности — изучение у потребления я з ы к а. Если программа по литературе рассматривает произведения как создания определенных писателей, то программа по словесности — прежде всего как я в л е н и я искусства сло в а.
Программа «Русская словесность. От слова к словесности» предлагает последовательное освоение материала от класса к классу в соответствии с возрастными возможностями школьников, с уровнем их языкового и литературного развития.
Количество учебных часов в год – 35 ч.
Общая характеристика учебного предмета
Гуманизация современного образования потребовала не только сближения школьного преподавания русского языка и литературы и усиления их практической направленности, но и появления новых учебных предметов: словесности, стилистики, риторики. Разными путями все они ведут к одной цели: помочь ученику, творчески овладевая родным языком, осваивать духовный опыт человечества. В ряду этих предметов словесность занимает особое место и решает собственные задачи.
Словесность, в широком смысле слова, — это словесное творчество, способность описывать с помощью языка людей, предметы, картины, повествовать о человеческих поступках и событиях, выражать мысли и чувства в разговоре и письменно.
В узком смысле слова, собственно словесностью называется искусство слова, совокупность произведений устной народной словесности и произведений, созданных писателями. Словесностью мы называем также все науки о языке и литературе.
Говоря русская словесность, мы имеем в виду все произведения устного народного творчества и письменные произведения, созданные на русском языке, при этом мы рассматриваем язык как материал словесности, а все произведения — как явления словесного искусства. Рассмотрение я з ы к а как материала словесности и произведения как явления искусства с лова и есть специфический предмет изучения на уроках словесности. Иными словами, предмет словесности — рассмотрение богатейших фонетических, лексических, фразеологических, словообразовательных, грамматических ресурсов языка, различных форм словесного выражения содержания, специальных изобразительных средств языка — всего того, что позволяет языку служить материалом словесности, и рассмотрение произведения словесности как органического единства идейно- художественного содержания и словесной формы выражения содержания как явления искусства слова.
Предлагаемая программа представляет основы русской словесности, т.е. главные, исходные сведения о словесности, основные приемы словесного выражения содержания. Теоретические сведения рассматриваются в определенной системе. Естественно, что в программу по словесности вошел ряд понятий, которые изучаются в школе в соответствии с действующими программами по литературе и русскому языку. Но это не повторение и не механическое соединение сведений, изученных на уроках русского языка и литературы, на уроках словесности осуществляется особый подход к явлениям языка и литературы, рассмотрение их в новой системе.
В программе предлагается и создание учащимися собственного произведения — сказки, рассказа, сценки и др. Цель такого практического освоения словесности двоякая. Во-первых, совершенствуются читательские умения: пробуя свои силы в творчестве, стараясь найти самые яркие языковые средства выражения мысли, школьники учатся ценить художественные качества произведений, созданных писателями. Замечательный словесник-методист М. А. Рыбникова так называла этот путь: «от маленького писателя к большому читателю». Во-вторых, школьники учатся наиболее точно и ярко выражать средствами языка собственные мысли и чувства.
Требования к уровню подготовки учащихся
1. На уроках словесности ученик должен изучить законы употребления языка, его лексические, фонетические, словообразовательные, грамматические средства, формы словесного выражения содержания, своеобразие словесного выражения содержания в произведениях различных родов и видов — все, что выработано народом — творцом словесности — на протяжении веков его развития.
2. На уроках словесности, читая художественное произведение и рассматривая его в жанровородо-вой специфике, ученик должен овладеть умением самостоятельно постигать идейно-художественный смысл прочитанного через языковую ткань, идя от словесной организации к образу, сюжету, композиции, идее, учится осмысливать все компоненты содержания и формы во взаимосвязи и воспринимать произведение как целостное явление искусства слова.
3. На уроках словесности школьник должен научиться использовать опыт изучения языка как материала словесности и различных видов произведений словесности для выражения собственных мыслей и чувств, учится творческом у употреблению родного языка.