Что такое словесные портреты

Словесный портрет

Смотреть что такое «Словесный портрет» в других словарях:

Словесный портрет — Словесный портрет принятая в криминалистике система описания внешности человека с помощью стандартизованного набора характеристик. Первоначально разработана французским криминалистом Бертильоном, впоследствии усовершенствована и упрощена… … Википедия

СЛОВЕСНЫЙ ПОРТРЕТ — СЛОВЕСНЫЙ ПОРТРЕТ, описание человеческой наружности при помощи условного словаря, применяемое для целей розыска и идентификации в судебной медицине (см.). А. Бер тильоном был предложен метод описания наружности, при помощи к рого можно разыскать… … Большая медицинская энциклопедия

СЛОВЕСНЫЙ ПОРТРЕТ — в криминалистике система описания внешности человека в целях его идентификации … Юридический словарь

СЛОВЕСНЫЙ ПОРТРЕТ — в криминалистике метод описания наружности человека по показаниям свидетелей с целью его идентификации … Большой Энциклопедический словарь

Словесный портрет — (англ. verbal portrait) в криминалистике описание по определенным правилам наиболее устойчивых признаков внешности человека с использованием установленных терминов, применяемое в целях идентификации личности. В 80 х годах XIX в. французским… … Энциклопедия права

словесный портрет — в криминалистике метод описания наружности человека по показаниям свидетелей с целью его идентификации. * * * СЛОВЕСНЫЙ ПОРТРЕТ СЛОВЕСНЫЙ ПОРТРЕТ, в криминалистике метод описания наружности человека по показаниям свидетелей с целью его… … Энциклопедический словарь

словесный портрет — метод идентификации личности, основанный на описании внешности человека при помощи стандартных словесных обозначений … Большой медицинский словарь

Словесный портрет — в криминалистике метод описания наружности человека с целью его идентификации (См. Идентификация) по признакам внешности. Специально разработанная единая терминология С. п. основана на данных анатомии и антропологии. Признаки внешности… … Большая советская энциклопедия

Словесный портрет — система описания внешности человека в целях его розыска и идентификации по внешним признакам. Впервые была разработана Бертильо ном, существенно усовершенствована и упрощена Рейссом. Применяется в криминалистической регистрации, для розыска… … Криминалистическая энциклопедия

словесный портрет — в криминалистике система описания внешности человека в целях его идентификации. * * * (англ. verbal portrait) в криминалистике описание по определенным правилам наиболее устойчивых признаков внешности человека с использованием установленных… … Большой юридический словарь

Источник

Словесный портрет

Словесный портрет — принятая в криминалистике система описания внешности человека с помощью стандартизованного набора характеристик. Первоначально разработана французским криминалистом Бертильоном, впоследствии усовершенствована и упрощена Рейссом. Представляет собой текстовое описание, составленное в определённом порядке с использованием унифицированной терминологии и содержащее сведения об основных видимых анатомических и функциональных признаках, по которым данное лицо может быть выделено из числа прочих и опознано. Применяется в криминалистической регистрации, для розыска и идентификации скрывающихся и пропавших без вести лиц, а также при идентификации трупов.

Иногда выражение может применяться и к словесному описанию внешности человека, выполненному не в соответствии с формальными правилами построения словесного портрета.

Основные принципы

Словесным описанием внешности человека пользовались во все времена, однако основная проблема такого описания состоит в его не всегда достаточной информативности и однозначности. Не всегда в описании содержится достаточно сведений для однозначного выделения описываемого лица из окружающих, а автор описания и тот, кто им пользуется, могут вкладывать различный смысл в одни и те же слова, используемые при описании, что приводит к ошибкам. Кроме того, словесное описание, выполненное в произвольной форме, крайне неудобно для создания картотеки, пригодной для поиска. Французский криминалист Альфонс Бертильон, разработавший во второй половине XIX века широко известную систему идентификации преступников путём измерения размеров частей их тела (известной как «бертильонаж»), предложил стандартизовать набор признаков, который должно содержать словесное описание, и применяемую в описании терминологию, с тем, чтобы исключить влияние личных особенностей и восприятия свидетеля на точность идентификации. Развитие методики Бертильона и привело к появлению того словесного портрета, которым пользуются до настоящего времени.

Полный словесный портрет содержит следующие сведения:

Для каждого признака разработан набор словесных характеристик, позволяющий с приемлемой точностью указать значение признака. Размерные признаки могут указываться относительно некоторого «среднего». Например, средним для мужчины считается рост 168—175 см, соответственно, «низким» и «высоким» будет рост ниже нижней и выше верхней границы среднего. Размеры отдельных частей тела (лица) характеризуются в сравнении с другими частями тела (лица). Показатель «средний» соответствует наиболее типичным пропорциям описываемой части тела с другими частями, «маленький», «очень маленький», «большой» и «очень большой» указывают на непропорционально малые или большие размеры по отношению к другим частям тела.

Особые приметы имеют повышенную ценность в качестве идентифицирующих признаков, поэтому они описываются как можно подробнее.

Для удобства построения словесного портрета могут использоваться специальные бланки с перечислением требуемых параметров и возможных значений характеристик, или даже атласы, наглядно представляющие вид частей тела с указанием соответствующих терминов. Последние особенно удобны, когда необходимо составить словесный портрет со слов свидетелей.

Порядок описания и характеристики отдельных признаков внешности

Порядок описания словесного портрета идёт по принципу «от общего к частному», от организма в целом к отдельным деталям. Максимально подробно описывается голова, отдельно — лицо. Сначала описываются анатомические признаки, затем функциональные, отдельно — особые приметы, последними — дополнительные. Не все из перечисленных признаков используются во всех случаях.

Общие характеристики

Тело в целом

Голова

Брови

Глаза

Подбородок

Точное и подробное описание ушей имеет большую идентификационную ценность, так как разнообразие строения ушей у разных людей очень велико, у конкретного человека оно сохраняется всю жизнь, а изменить его без хирургического вмешательства невозможно. Также существенно то, что уши, как правило, можно без труда подробно рассмотреть, находясь сбоку от описываемого (в толпе, в зале и пр.) и не обращая на себя его внимания.

Волосы на голове

Плечи

Грудь

Спина

Особые приметы на теле

Для всех особых примет на коже максимально точно указывается положение на теле, форма, размер, цветовые особенности.

Функциональные признаки

Особые и броские приметы

Особые и броские приметы описываются максимально подробно. Необходимо указать их расположение, направление, степень выраженности, форма, размеры, цвет и пр.

Источник

Словесный портрет

Материал из CrimLib.info

Что такое словесные портреты. Смотреть фото Что такое словесные портреты. Смотреть картинку Что такое словесные портреты. Картинка про Что такое словесные портреты. Фото Что такое словесные портреты

Методика словесного портрета была предложена в конце XIX века Альфонсом Бертильоном.

Содержание

Правила описания внешности человека

Упорядоченное описание проводится по разработанным криминалистикой правилам описания внешности человека. Они основаны на таких принципиальных положениях, как системность отражения признаков, т.е. последовательное описание всех разработанных криминалистикой групп признаков внешности человека (общефизических, признаков строения отдельных элементов внешности, функциональных и т.д.), полнота их описания (отражение по возможности наибольшего количества признаков внешности человека), использование единой терминологии, и заключаются в следующем.

1. В ходе составления упорядоченного описания последовательно отражаются:

3. В описании при необходимости используются названия геометрических линий (прямая, выгнутая и т.д.) и фигур (овальная, прямоугольная и т. д.).

4. Размеры описываемых элементов должны рассматриваться и описываться относительно других элементов внешности и характеризоваться по ширине, длине, высоте, глубине, количеству и т.д.

5. Взаиморасположение элементов внешности, их положение определяются относительно вертикальных или горизонтальных плоскостей тела (вертикальное, наклонное, горизонтальное и т.д.).

6. При описании цвета глаз, волос и других анатомических особенностей внешности человека (пигментных и родимых пятен, родинок, прыщей и т.д.), а также сопутствующих признаков используют колористическую (цветовую) терминологию, например: красные прыщи, черные брови, рыжие волосы, черные брюки и т.д.

7. При описании применяют единые общепринятые в методе словесного портрета понятия и термины. Существенную помощь в этом может оказать классификация анатомических и общефизических элементов признаков внешности человека с унифицированной терминологией словесного портрета, разработанная специалистами ВНИИ МВД СССР.

8. Элементы внешности отражаются в ракурсах вид спереди (анфас) и вид сбоку (правый профиль), в положении стоящего во весь рост человека, со спокойными чертами лица, взглядом, устремлённым вперёд.

В соответствии с указанными правилами и с учетом, особенностей описания выявленных признаков составляется словесный портрет человека.

Особенности описания внешности человека по методу словесного портрета

Описание анатомических признаков внешности человека

Пол: мужской, женский.

Возраст. Определяется по документам, если их подлинность не вызывает сомнений; при их отсутствии или недоступности — «на вид», что обязательно отражается в описании либо по результатам проведённого освидетельствования.

Национальность. Указывается «на вид», например, похож на узбека, азербайджанца и т.д., либо на основании документов, отражающих гражданство данного, лица (паспорт и т.п.). Может быть указана и принадлежность к той или иной расе, которая также определяется «на вид» (негроидная, монголоидная и т.д.).

Рост. По возможности указывается в абсолютных числах, например, при описании трупа, в других случаях — в относительных, например: примерно метр семьдесят. Рост человека измеряется от самой высокой точки темени до подошв босых ног. При описании могут использоваться следующие термины: очень низкий (менее 150 см), очень высокий (более 190 см).

Телосложение. Определяется по степени развитости костно-мышечной системы человека с учётом жирового слоя и характеризуется как худощавое, плотное, коренастое, атлетическое и т.д.

Что такое словесные портреты. Смотреть фото Что такое словесные портреты. Смотреть картинку Что такое словесные портреты. Картинка про Что такое словесные портреты. Фото Что такое словесные портреты

Что такое словесные портреты. Смотреть фото Что такое словесные портреты. Смотреть картинку Что такое словесные портреты. Картинка про Что такое словесные портреты. Фото Что такое словесные портреты

Что такое словесные портреты. Смотреть фото Что такое словесные портреты. Смотреть картинку Что такое словесные портреты. Картинка про Что такое словесные портреты. Фото Что такое словесные портреты

Что такое словесные портреты. Смотреть фото Что такое словесные портреты. Смотреть картинку Что такое словесные портреты. Картинка про Что такое словесные портреты. Фото Что такое словесные портреты

Что такое словесные портреты. Смотреть фото Что такое словесные портреты. Смотреть картинку Что такое словесные портреты. Картинка про Что такое словесные портреты. Фото Что такое словесные портреты

Что такое словесные портреты. Смотреть фото Что такое словесные портреты. Смотреть картинку Что такое словесные портреты. Картинка про Что такое словесные портреты. Фото Что такое словесные портреты

Что такое словесные портреты. Смотреть фото Что такое словесные портреты. Смотреть картинку Что такое словесные портреты. Картинка про Что такое словесные портреты. Фото Что такое словесные портреты

Что такое словесные портреты. Смотреть фото Что такое словесные портреты. Смотреть картинку Что такое словесные портреты. Картинка про Что такое словесные портреты. Фото Что такое словесные портреты

Что такое словесные портреты. Смотреть фото Что такое словесные портреты. Смотреть картинку Что такое словесные портреты. Картинка про Что такое словесные портреты. Фото Что такое словесные портреты

Кожа. Описывается по виду (рельеф позволяет определять ее как гладкую, матовую, морщинистую, пористую, с прожилками и т.п.), состоянию (чистая, грязная, угреватая, прыщавая и т.п.), цвету (розовая, темная, серая, желтая и т.д.) и особенностям (наличие бородавок, пигментных пятен, веснушек и т.п.).

Голова. Описывается по высоте (относительно роста человека — малая, средняя, большая) и форме (по силуэту — округлая, куполообразная, яйцевидная, килевидная, уплощенная); если имеются, могут быть отмечены особенности, выражающиеся в существенных отклонениях от крайних значений указанных признаков (см. Рис. 1).

Лицо. Может быть охарактеризовано по конфигурации (округлое, овальное, треугольное, квадратное и т.д.), полноте (худощавое, полное, одутловатое), высоте и ширине (среднее, узкое, широкое), чертам лица в целом (средние, крупные, мелкие) (см. Рис. 2).

Лоб. Описывается его форма (плоский, выпуклый, извилистый и т.д.), высота (определяется относительно высоты лица, как высокий, средний и низкий), ширина, отмечаются лобные бугры, надбровные дуги, особенности, т.е. отклонения строения лба от нормы, такие, как скошенность лобной кости, наличие опухоли, отсутствие надбровных дуг и т.д (см. Рис. 4).

Брови. При их описании отмечают их контур (прямой, дугообразный, извилистый, ломаный и т.д.), длину (определяется относительно протяженности глазной щели), густоту, цвет, особенности (асимметричные, кустистые, выщипанные, нарисованные, подкрашенные и т.д.).

Глаза. Среди признаков глаз выделяются: строение глазной щели (миндалевидные, овальные, круглые, щелевидные и т.д.), цвет радужки (темные и светлые разных цветов), особенности (различные аномалии и патологические изменения — широко расставленные, асимметричные, косые, разноцветные, покрасневшие, с бельмом, катарактой и т.д.) и другие признаки (см. Рис. 5).

Ресницы. Отмечаются их выраженность (густые, длинные или короткие, редкие) и особенности (бесцветные, удлиненные, пушистые, накрашенные и т.д.).

Веки. Описываются по их положению (среднее, асимметричное и т.д.), форме и выраженности подглазных мешков (выпуклые, складчатые, сильно выраженные и т.д.), особенностям (косметическому оформлению, отвисанию складок верхнего или нижнего века и т.д.).

Скулы и щеки. Отмечается степень их выступания вперед, форма и особенности щек (пухлые, отвисшие, с прожилками, тонированные и т.д.).

Нос. Рассматриваются отдельные его элементы — переносье, спинка носа, основание носа, кончик его, крылья носа, ноздри, носовая перегородка, носогубная выемка по следующим признакам: величина, размер, ширина, контур, особенности и другие (см. Рис. 6).

Рот, губы, зубы. Важно описать размер, контур, положение углов рта, кайму губ, их особенности, величину и контур зубного ряда, вид прикуса, дефекты зубов, цвет эмали и другие признаки (см. Рис. 7).

Подбородок. Описывается по высоте, ширине, выступанию, контуру и особенностям (морщинистый, раздвоенный, с ямочкой, отвислый и т.д.).

Ушные раковины. Особое идентификационное значение имеют признаки, отличающие ушные раковины: величина, положение, оттопыренность, форма и контур, а также признаки частных ее элементов, таких, как завиток, противозавиток, козелок, противокозелок, межкозелковая выемка и мочка. При этом наибольшее значение имеют особенности этих признаков, описываемые с учетом атипичных проявлений (см. Рис. 8).

Шея. Описывается по высоте (определяется видимая ее часть от подбородка до плеч в соотношении с высотой лица и может характеризоваться как средняя, длинная или короткая), толщине (также определяется в анфас по соотношению видимого ее участка к ширине нижней части лица как толстая, средняя и тонкая), положению (в профиль определяется по степени отклонения видимой части шеи от вертикального положения и характеризуется как прямое, наклоненное вперед или отклоненное назад), виду поверхности кожи (гладкая, складчатая, жирная, мускулистая и т.д.), особенностям (отмечается, например» наличие кадыка, зоба и т.п.).

Плечи. При их описании отмечается ширина, которая определяется по соотношению ширины плеч и таза, что заметнее всего при наблюдении анфас, и могут быть охарактеризованы как узкие, средние и широкие, также их положение относительно горизонтали (прямые, опущенные, приподнятые) и особенности, т.е. заметные отклонения от отмеченных выше критериев либо кособокость, чрезмерная худоба, округлость и т.д.

Туловище. В целом описывается по длине (определяется по расстоянию от основания шеи до лобка и характеризуется как среднее — примерно равное длине ноги, длинное — заметное превышающее длину ноги, короткое) и особенностям строения, в качестве которых могут быть отмечены величины, значительно отличающиеся от указанных выше и описаны как огромное, маленькое, перекошенное.

Грудь. Могут быть отмечены форма (при наблюдении в профиль заметна выгнутость или впалость грудной клетки в отличие от плоской, встречаемой чаще всего), ширина (рассматривается относительно ширины таза) и особенности (сильное выступание мускулатуры, молочных желез, патологические деформации грудной клетки и т.п.).

Живот. Выступание этой части туловища относительно плоскости грудной клетки может быть описано как среднее, большое, малое. Дополнительно живот может быть охарактеризован как отвислый, мускулистый, гладкий и т.д.

Спина. Форма, контур или особенности спины также являются заметными признаками, характеризующими внешность человека. При этом по форме спина может быть выпуклая, т.е. сутулая, или плоская. Контур спины определяется схожестью с такими геометрическими фигурами, как трапеция, прямоугольник, конус. Наличие горба, сильно выступающих лопаток, заметного искривления позвоночника должны быть отмечены как особенности.

Талия. Может быть описана по длине (длинная или короткая), ширине (средняя, широкая, узкая), положению (высокая или низкая) и особенностям (заплывшая, осиная и т.д.).

Таз. Определяется по его наибольшей ширине на уровне тазобедренных суставов и может характеризоваться как средний, широкий, узкий, а также женский (у мужчин, если таз шире плеч), мужской (у женщин, если таз уже, чем плечи).

Руки. Описываются по длине (средние, длинные, короткие), толщине (тонкие, очень тонкие, толстые, очень толстые) и особенностям, характеризуемым как мускулистые, костистые, жилистые, парализованные, атрофированные и т.п. Могут быть отмечены такие дефекты, как отсутствие руки или ее части, укороченность руки, наличие протеза и пр.

Пальцы. При их описании отмечаются длина, которая определяется отношением длины среднего пальца к длине кисти (средние, длинные и короткие); толщина (описываются их крайние величины, например: очень тонкие или очень толстые пальцы) и особенности строения. Последние могут характеризоваться как искривленные, утолщенные, узловатые, волосатые, татуированные и пр.; может отмечаться наличие мозолей, рубцов, отсутствие пальцев или фаланг и т.п.

При выявлении могут описываться и другие анатомические признаки отдельных элементов внешности человека.

Описание функциональных признаков внешности человека

Осанка. При описании этого признака необходимо отразить привычное положение головы и тела человека. При этом голова может быть отклонена вправо или влево либо откинута назад, втянута в плечи. Осанка может быть охарактеризована как сутулая, прямая, сгорбленная и т.д.

Жестикуляция. Отмечаются особенности движения рук (перебирание четок, края одежды, носовою платка) или ног (притопывания пяткой ноги или постукивание носком ноги и т.п.), сопровождающие речь человека или выражение им каких-либо чувств.

Мимика. При ее описании отражается наиболее привычный и наиболее яркий способ выражения тех или иных чувств мимическими мышцами лица (ухмылка, поджимание губ, прищуривание глаз и т.п.), а также проявления мимики, вызванные некоторыми болезнями (например, тик).

Голос. Может быть охарактеризован с точки зрения его громкости, чистоты (звонкий, глухой и т.п.), особенностей звучания (сиплый, хриплый, басовитый и т.п.).

Речь. При ее описании отмечают словарный запас, стиль, дикцию, физические недостатки говорящего (гнусавость, шепелявость, картавость, заикание и т.п.), диалект (оканье или аканье т.п.), владение иностранными языками, музыкальные способности, употребление жаргонных слов и т.д.

Существенное идентификационное значение могут иметь и другие выявленные функциональные признаки внешнего облика человека, например, артикуляция, привычки и пр.

Описание сопутствующих признаков внешности человека

Одежда. При описании одежды необходимо указать признаки, которые возникли при ее изготовлении, а также в процессе использования. Признаками изготовления являются, например: вид, фасон, назначение одежды, размер, цвет, качество материала, вид застежек, дополнительная отделка и пр. При ношении одежды возникают признаки, характеризующие степень ее изношенности: потертости, разрывы, изменения первоначального цвета, следы ремонта и переделки, а также грязевые пятна, устойчивые складки, заломы, метки и т.п.

Обувь. Схожие с одеждой признаки имеет обувь и описывается по тем же критериям.

Описание особых и броских примет

Особые и броские приметы являются важнейшими идентификационными признаками, а поэтому должны быть детально охарактеризованы и тщательно описаны. Таковыми могут быть шрамы, татуировки, родимые пятна, врожденные и приобретенные уродства тех или иных частей тела, то есть это сравнительно редко встречающиеся признаки, которые зрительно легко обнаружить. При описании важно отмечать их местоположение, цвет, размер, форму, содержание (татуировки), выраженность и т.д.

При составлении описания внешности по методу словесного портрета необходимо исходить из принципа полноты. Однако это не означает, что в каждом случае выявления признаков необходимо всем им давать полные характеристики. При включении в описание тех или иных признаков следует исходить из целей составления портрета и включать в описание тот комплекс признаков, который будет максимально индивидуализировать составленный словесный портрет.

Источник

Криминалистическая габитоскопия

Понятие и общие положения криминалистической габитоскопии

В ходе раскрытия, расследования и предупреждения преступлений постоянно требуется установление личности преступников, потерпевших и свидетелей. Важная роль в этом отношении принадлежит использованию внешних признаков человека, которые индивидуальны и относительно устойчивы. Сведения о внешнем облике различных лиц следователь получает в ходе допросов при составлении субъективных портретов, исследовании фотографий, кино- и видео отображений и другим путем. Данные о внешности используется при розыске лиц, скрывшихся от следствия и суда, бежавших из мест заключения, пропавших без вести, при установлении личности трупа неизвестного человека и т.д. Все эти вопросы решаются с применением достижений криминалистической габитоскопии.

Основными предпосылками использования признаков внешности в практической деятельности являются индивидуальность внешнего облика человека, относительная устойчивость имеющихся признаков и рефлекторность, т.е. способность отражаться в мысленных образах, на фотоснимках, видеозаписях, в описаниях. В связи с этим, в криминалистике принято выделять субъективные и объективные способы отображения и фиксации признаков внешности человека. Субъективные способы основаны на том, что признаки внешности сначала отображаются в памяти человека, а затем преобразовываются либо в словесное описание (словесный портрет), либо в графическое воспроизведение образа (композиционный, комбинированный, синтетический, рисованный портрет, фоторобот и т.п.). Объективными способами фиксации являются фотографирование, кино- и видеосъемка, изготовление гипсовых или иных копий элементов внешности, воспроизведение признаков внешности погибшего человека по черепу его трупа.

Для наиболее полного отображения, фиксации, изучения и использования данных о внешности человека немаловажное значение имеет правильное понимание терминов «элементы» и «признаки» внешности. Под элементом внешности понимается любая, выделенная для изучения или наблюдения часть, деталь тела человека, любое проявление функций его организма, либо имеющаяся на человеке одежда, иные предметы, носимые им при себе. Это могут быть как отдельные анатомические части тела (лоб, рот), так и проявления динамики (жестикуляция, походка). Под признаками внешности понимают характеристики, особенности наблюдаемых элементов, либо внешнего облика человека в целом, которые выражаются через форму, величину, цвет, темп движения и другие показатели. Таким образом, элементы характеризуются, описываются признаками.

Решение задач установления личности человека по внешнему облику в большой степени зависит от правильной классификации элементов и признаков внешности. Данная классификация, проводимая по различным основаниям, кроме теоретического значения, призвана служить решению практических задач, стоящих перед следователем, оперативным работником, специалистом или экспертом.

Классификация должна обеспечивать четкий порядок при описании и исследовании элементов внешности и их признаков. В связи с этим, элементы и признаки внешности подразделяются по объему на общие и частные. Общие элементы, в большинстве своем, комплексные (лицо в целом, телосложение и др.) – состоящие из нескольких отдельных деталей – частных элементов (глаза, брови, рот, спина, конечности и т.п.). Данная классификация условна, поскольку один и тот же элемент может быть общим в одном отношении и частным – в другом. Так, например, нос является частным элементом по отношению к лицу в целом и общим по отношению к деталям носа (спинке, крыльям, кончику). Частные элементы, в основном, характеризуются формой, размерами, цветом, величиной, общие – взаимным расположением деталей, относительными размерами, относительным количеством.

Деление элементов и признаков внешности на общие и частные следует отличать от классификации по идентификационной значимости на групповые и индивидуализирующие. Групповые признаки свойственны группе людей (например, рассово-национальные признаки), индивидуализирующие – конкретным людям. Данная классификация имеет особое значение при идентификации человека по признакам внешности, поскольку при этом определяющее значение имеет степень индивидуальности идентификационных признаков.

По природе различают признаки и элементы внешности человека статические (анатомические, морфологические) – особенности строения тела человека, динамические (функциональные) – особенности движения тела человека (походки, мимики, жестикуляции), его голоса и речи, а также сопутствующие – элементы и признаки оформления внешности (косметика, украшения, одежда, очки и другие предметы).

Из числа элементов и признаков внешности выделяют редко встречаемые, особые признаки (приметы). Они могут быть, как врожденные (родимые пятна, аномалии тела), так и приобретенные (татуировка, шрам). Среди особых примет выделяются «броские» признаки, т.е. признаки которые легко запоминаются, яркие, «бросаются в глаза» человеку, наблюдавшему то, или иное лицо.

В зависимости от происхождения различают собственные и привнесенные элементы и признаки внешности. Собственные элементы и их признаки присущи человеку от природы. К собственным элементам и признакам внешности относятся: анатомические (морфологические) признаки наружного строения тела человека, его частей, покрова и функциональные, характеризующие человека в движении (жестикуляция, походка, осанка).

Для определения идентификационной значимости признака внешности человека существенное значение имеет деление на постоянные – присущие человеку в течении его жизни; и временные – которые могут появляться и исчезать; необходимые – наблюдающиеся у всех представителей; случайные – наличие которых необязательно; естественные – закономерно присущие человеку с рождения или появляющиеся с возрастом; искусственные – изменяющие внешность вследствие вмешательства извне и патологические – возникшие вследствие заболевания.

В габитоскопии большинство элементов характеризуются следующими признаками:

Функциональные (динамические) признаки характеризуются первичным описательным положением, характером движений:

Методика составления словесного портрета и его использование в следственной, оперативно-розыскной и экспертной деятельности

Метод словесного портрета – это систематизированное описание внешности человека при помощи специальной терминологии, по определенной методике, с соблюдением определенных правил. Использование данного метода вызвано необходимостью обеспечения единообразного понимания, последующего воспроизведения и сопоставления, описываемых признаков внешности.

В настоящее время метод словесного портрета широко используется:

Подробность описания элементов и признаков внешности, полнота их отображения зависят от различных объективных и субъективных факторов (целей наблюдения, обстановки, условий, времени суток, освещения, длительности наблюдения, правового положения лица – следователь, оперативный работник, эксперт-криминалист, потерпевший, свидетель, от способа восприятия – непосредственное наблюдение, фотоснимок, со слов других лиц).

Упорядоченное описание проводится по соответствующим правилам. Вначале указываются общефизические, затем анатомические, сопутствующие и функциональные элементы и их признаки.

Описание общефизических признаков производится в следующем порядке:

Этноантропологический тип (центральные, северные, южные, среднеазиатские европеоиды, центральносибирские, северовосточные, среднеазиатские монголоиды, уральско-поволжский тип).

Возраст (новорожденный; грудной, младенческий, раннего детства, первый период детства, дошкольный возраст; второй период детства, подростковый, юношеский период, молодой средний, пожилой, старческий возраст, долгожитель).

Рост (очень высокий, высокий, выше среднего, средний, ниже среднего, низкий, очень низкий).

Телосложение (среднее, плотное, коренастое, атлетическое, слабое, худощавое) и его особенности (очень плотное, очень слабое, очень худое).

Порядок описания частных элементов внешности можно представить в виде следующей таблицы:

Анатомические элементы и признаки описываются применительно к двум ракурсам (вид спереди, вид сбоку), положение головы должно быть ровным, мышцы лица в спокойном состоянии, волосы зачесаны назад и за ушные раковины, головной убор и очки – сняты. Описание проводится от «общего к частному» и «сверху – вниз», сначала описывают фигуру в целом, голову в целом, лицо в целом, затем – отдельные элементы лица (волосяной покров, лоб, брови, глаза, скулы, нос, рот, губы, подбородок, ушные раковины), кожа, шея, плечи, грудь, спина, руки, ноги.

При описании элементов внешности – указывается их форма (контур), величина, положение, цвет, количество, степень симметрии (в парных элементах), выраженность.

В сопутствующих элементах указывается: вид, размер, материя, назначение, особенности производства, признаки и характер износа одежды, ухода за одеждой, ремонта, следы посторонних веществ, особенности, выделяющие данные вещи.

Из функциональных элементов и их признаков описываются:

Особые приметы (броские) описываются как можно подробнее, определяется их точное месторасположение, степень выраженности, размеры, цвет, направление, форма.

Использование субъективных портретов и результатов фотопортретной экспертизы в следственной и оперативно-розыскной практике

Наиболее часто положения криминалистической габитоскопии в следственной и оперативно-розыскной практике используются в рамках составления субъективных графических портретов и фотопортретной экспертизы.

Субъективный графический портрет – это изображение внешних признаков человека, созданное по памяти участников уголовного процесса на основе их мысленного образа. Такой портрет может изготавливаться, как самим наблюдавшим лицом (при наличии навыков рисования), так и следователем, оперативным работником, экспертом-криминалистом, художником (по показаниям очевидцев).

Можно выделить следующие виды субъективных графических портретов:

– рисованный портрет, к которым можно отнести созданные художником на основе мысленного образа рисунки человека (как лица и фигуры, так и отдельных элементов внешности); – композиционные портреты (иногда называют составленными или синтетическими). Композиционно-рисованные или композиционнофотографические, те к которым относятся составленные на основе мысленного образа с помощью фрагментов изображений лиц (рисованных и фотографий) портреты разыскиваемых людей. Современное состояние технических средств дает возможность наиболее эффективно использовать компьютерные системы («фоторобот», «портрет») для составления композиционнорисованных и композиционно-фотографических портретов, так и комплексных с возможностью дорисовки различных элементов. Значительно реже стал использоваться ИКР-2 (идентификационный комплект рисунков) и его модификация «портрет» для изготовления композиционно-рисованных портретов и полипроекторы для изготовления композиционно-фотографических портретов; – в практике очень редко применяется «живой» портрет, составленный на основе мысленного образа с помощью грима по показаниям свидетеля, потерпевшего.

При составлении субъективного портрета должны изучаться и учитываться факторы как субъективного характера (личностные особенности очевидца, его память, образное мышление, состояние в момент восприятия), так и объективного содержания (условия восприятия, время суток, освещенность, время в течение которого наблюдалось лицо). Затем сотрудник, работающий с очевидцем, потерпевшим фиксирует произвольное их описание внешности лица, портрет которого создается и изготавливает рисованный, композиционный или комплексный портреты (уточняет, дорисовывает, доделывает отдельные элементы на основе показаний). Фиксация действий состоит в составлении справки с приложением в виде фототаблицы.

Важная роль в идентификации личности принадлежит фотопортретной экспертизе. Это один из наиболее сложных видов экспертного исследования. Его объектами являются фотоснимки живых лиц и трупов, черепа неизвестных лиц, посмертные маски, рентгеновские снимки головы или отдельных ее частей, киноленты, видеозаписи. Перед экспертом ставятся вопросы идентификационного характера:

1. Одно или разные лица изображены на представленных фотоснимках (кино-, видео кадрах)?

2. Одно или разные лица изображены на фотоснимках живого лица и трупа?

3. Не принадлежал ли череп неопознанного трупа лицу, чьи фотоснимки (рентгенограммы) представлены на экспертизу?

Портретная экспертиза проводится в ходе раскрытия и расследования преступлений при задержании лица, сходного с разыскиваемым, при установлении личности неопознанного трупа, для определения конкретного лица на представленных фотоснимках и др.

Эксперту необходимо представить (по возможности) большее количество фотографий, из которых он отбирает наиболее пригодные для дальнейшего исследования.

Данное экспертное исследование имеет несколько стадий.

При предварительном исследовании выясняются все влияющие на фотоснимок факторы. Могут быть запрошены дополнительные сведения и объекты.

При раздельном исследовании выявляются и описываются элементы и признаки внешности.

При сравнительном исследовании устанавливается совпадение и различие элементов и признаков внешности, выявленных выше, путем сопоставления (простое, с помощью разметки, координатных сеток, композиции), совмещения частей снимка и другого изображения, наложения (изображение лица на прозрачных фотоснимках накладывается на другой снимок).

На стадии оценки результатов формируются выводы о выявленных совпадающих или различающихся признаках. Они могут быть категорическими или предположительными, положительными либо отрицательными.

Сравнительное исследование фотопортретов может производиться следующими методами:

Методика экспертного исследования по установлению личности погибшего по его черепу предполагает совмещение диапозитива с фотографии разыскиваемого лица и фотографии черепа в одинаковом масштабе и ракурсе.

Иногда при раскрытии и расследовании преступлений прибегают к пластической реконструкции (скульптурному изображению) лица умершего по методу профессора М.М. Герасимова, по которому учитываются особенности морфологии костей черепа, их взаимозависимости с мягкими тканями черепа. Применяются методы реконструкции пластической (скульптурной) и графической реконструкции. Реконструкция лица по черепу позволяет воссоздать изображение человека лишь в достаточно приближенном к действительности виде, необходимом для установления и опознания личности. Реконструкция является объектом, производным по отношению к черепу, она имеет не только объективные, но субъективные данные, привносимые скульптором. Поэтому экспертное отождествление личности по результатам пластической реконструкции лица по черепу невозможно. Полученный портрет можно использовать только в целях узнавания разыскиваемого лица.

Таким образом, криминалистическая габитоскопия позволяет решать важнейшие задачи, возникающие в процессе предупреждения, раскрытия и расследования преступлений, связанные с отождествлением человека по его субъективным и объективным отображениям. Дальнейшее развитие криминалистической габитоскопии будет идти по пути всё более активного использования современных компьютерных технологий.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *