Что такое слово в древнерусской литературе определение кратко
Слово в древнерусской литературе
Полезное
Смотреть что такое «Слово в древнерусской литературе» в других словарях:
Слово [в древнерусской литературе] — СЛОВО (в древнерусской литературе) см. Проповедь. Литературная энциклопедия. В 11 т.; М.: издательство Коммунистической академии, Советская энциклопедия, Художественная литература. Под редакцией В. М. Фриче, А. В. Луначарского. 1929 1939 … Литературная энциклопедия
Слово (жанр) — Данные в этой статье приведены по состоянию на конец XIX века (требуется перевод в современные единицы измерения). Вы можете помочь, обновив информацию в статье … Википедия
слово — 1) основная единица языка, служащая для наименования предметов, лиц, процессов, свойств. Рубрика: язык. Изобразительно выразительные средства Целое: лексика Прочие ассоциативные связи: знак, значение слова … Терминологический словарь-тезаурус по литературоведению
слово — (3) 1. Высказывание; то, что сказано: Тогда великыи Святъславъ изрони злато слово слезами смѣшено, и рече: О моя сыновчя, Игорю и Всеволоде! 26. Отъвѣщашя ему июдеи: „Мы законъ имаамъ и по закону нашему дължънъ есть умрѣти, яко сынъ божии творить … Словарь-справочник «Слово о полку Игореве»
Слово на Лазарево воскресение — – апокриф, возникший на русской почве на рубеже XII–XIII вв. Он связан с евангельским рассказом о воскрешении Лазаря (Иоанн, XI). И. П. Еремин считал С. русским по происхождению и «сотканным из целого ряда апокрифических мотивов, комбинация… … Словарь книжников и книжности Древней Руси
Слово о полку Игореве — «СЛОВО О ПОЛКУ ИГОРЕВЕ» лир. эпическая поэма, замечательный памятник художественной литературы древней Руси (XIIв.). «С. о п. И.» было открыто в составе рукописного сборника, найденного в Ярославском Спасском монастыре А.И.Мусиным Пушкиным в 1795 … Литературная энциклопедия
Слово о лживых учителях — – русская переработка сочинения псевдо Златоуста «Слово о лжепророках и лжеучителях, и об еретиках, и о знамениях кончины века сего», известного в Древней Руси в составе Златоструя (см.: PG, t. 59, 1859, col. 553–568; Aldama J. A. de. Repertorium … Словарь книжников и книжности Древней Руси
Слово о полку Игореве — Титульный лист первого издания (1 … Википедия
Слово о Полку Игореве — единственный в своем роде драгоценный памятник древнейшей русской поэзии, как художественной, так и народной. Оно до сих пор остается не вполне разъясненным со стороны происхождения и текста. Это небольшая историческая поэма, записанная или… … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона
Слово (жанр)
В настоящем списке указаны наиболее популярные анонимные слова, так как слова, принадлежащие известным авторам, упомянуты под именами этих последних. Слова и сказания исторические и апокрифические указаны только главнейшие (исторические притом — только такие, которые встречаются как отдельные статьи). Сначала перечислены сочинения, более устойчиво надписываемые Сказаниями, затем те, которые чаще озаглавливаются Словами. Жития святых, иногда называемые сказаниями и словами, здесь не указаны. Отдельные исторические сказания весьма часто вставлялись составителями летописных сводов в их труды.
Кроме вошедших в летописи, до нас дошло в рукописных сборниках большое количество благочестивых сказаний о монастырях, об особенно чтимых иконах. Наиболее замечательные из них:
«Сказание о чудесах Владимирской иконы Божией матери», в составлении которого И. Забелин («Археологические известия и заметки», 1895, № 2) признает участие вел. кн. Андрея Боголюбского. Издание Импер. общества древней письм.
* «Сказание (Повесть) о явлении чудотворного образа пречистыя Богородицы на Тихвине» — изд. Имп. общ. люб. др. письм., 1888.
* «Сказание о явлении иконы пресвятой Богородицы во граде Казани».
«Сказание об иконе Пресвятой Богородицы Одигитрия (Фёдоровския)».Перечисление наиболее чтимых икон находим в «Росписи св. иконам разным явлениям Пресв. Богородицы нашея и присно Девы Мария в разных градех и местех и в разных годех», напечатанной Белокуровым в «Чтен. Общ. ист. и др.» (1893, 1); в этой Росписи находятся и краткие сказания об иконах.
Слово (жанр)
(требуется перевод в современные единицы измерения).
«Слово» в древнерусской литературе — наиболее употребительное заглавие сочинений, иногда заменяемое другими: Сказание, Повесть, Поучение. Иногда Слово опускается в заглавии, но подразумевается; например, Об Антихристе, О письменех и т. п. Словами назывались в древнерусской литературе, как поучения и послания церковного характера, так равно и сочинения светского характера (например Слово о Полку Игореве).
В настоящем списке указаны наиболее популярные анонимные слова, так как слова, принадлежащие известным авторам, упомянуты под именами этих последних. Слова и сказания исторические и апокрифические указаны только главнейшие (исторические притом — только такие, которые встречаются как отдельные статьи). Сначала перечислены сочинения, более устойчиво надписываемые Сказаниями, затем те, которые чаще озаглавливаются Словами. Жития святых, иногда называемые сказаниями и словами, здесь не указаны. Отдельные исторические сказания весьма часто вставлялись составителями летописных сводов в их труды.
Кроме вошедших в летописи, до нас дошло в рукописных сборниках большое количество благочестивых сказаний о монастырях, об особенно чтимых иконах. Наиболее замечательные из них:
Перечисление наиболее чтимых икон находим в «Росписи св. иконам разным явлениям Пресв. Богородицы нашея и присно Девы Мария в разных градех и местех и в разных годех», напечатанной Белокуровым в «Чтен. Общ. ист. и др.» (1893, 1); в этой Росписи находятся и краткие сказания об иконах.
Содержание
Слова о монастырях
Многие древние монастыри, начиная с Печерского, сохранили исторические сказания. Таковы, например,
Слова исторические
Сказание имеет характер самостоятельного литературного произведения. Оно вышло из среды братии Троицкого монастыря. Сказание издано в XIII т. «Русской исторической библиотеки». Оценка его дана С. Платоновым, в книге: «Древнерусские сказания и повести о смутном времени» (СПб., 1888).
Поведание и Задонщина полны анахронизмов, преувеличений, и в художественном отношении стоят неизмеримо ниже «Слова о Полку Игореве». Разбор сказания в ст. С. Тимофеева (в «Журнале Мин. нар. просв.», 1885, № 8 и 9).
Слова против языческих верований и обрядов
Слова и поучения, направленные против языческих верований и обрядов (числом 7, в том числе слово некоего христолюбца и ревнителя по правой вере, из Паисиева сборника XIV в.), изданы Тихонравовым в «Летоп. рус. литер. и древн.» (1862, т. IV). Новое издание ряда подобных поучений в III вып. «Памятн. древнерусской церк.-учительн. литературы», А. Пономарева.
«Слово» как вид произведения в древнерусской словесности
Самым ранним из дошедших до нас самобытных произведений Древней Руси считается «Слово о законе и благодати» митрополита Илариона. В месте с этим произведением к числу известных и влиятельных древних «слов» относятся «Слово о полку Игореве» и «Слово Даниила Заточника». Три знаменитых «слова» можно считать прообразами для сотен «слов», украсивших русскую словесность.
Представлениями о божественной природе слова, о его предназначенности к богопочитанию и прославлению Бога как Творца всего сущего определяется особенная, подчеркнутая обращенность содержания древнерусских «слов» как вида словесных произведений к прославлению Бога, славословию Бога, богословию о божественном происхождении мира и человека, о творческом Промысле Божием, отраженном в истории. С тем же связано и сильно выраженное в «словах» молитвенное начало. Неслучайно «Слово Даниила Заточника» в другой, вероятно, более поздней, редакции названо «Молением…». «Слова» – это молитвенное общение прежде всего с Богом, но в то же время и с людьми: с одной стороны, с выдающимися, святыми, почитаемыми за образец, с другой – с обычными, которых «слово» призвано духовно-нравственно возвышать и просвещать. И слава воздается в «словах» не только Богу, но и людям, как творению Божиему.
В древнерусских «словах» прежде всего рассматривается история русского народа и нравственное состояние русского человека, однако в соотнесении с мировой историей и сущностью человека вообще. В среде народа при этом усматривается вождь, князь, которому, как представителю своего народа перед Богом, воспевается особенная слава. Кроме того, в «словах» прославляется и вся целокупность тварного естества, окружающая человека природа, особенно природа родная, русская – тоже как творение Божие, пронизанное божественной волей, одушевленное божественным творческим замыслом и Промыслом о его развитии. Вместе с тем природа рассматривается одушевленной и по причастности к ее составу бесчисленных духов, душ, наделенных духовным самосознанием. В этом ключе преображается, переосмысляется языческое почитание природных стихий, явлений (сам переход от языческого к христианскому почитанию природы запечатлен в «Слове о полку Игореве»).
Изначально «слово» – это звучащая устная речь, прославляющая изображаемое в ней, слывущая в людях. Отчасти с этим связана относительная краткость древнерусских слов, их ограниченность условиями единовременного произнесения и восприятия. Будучи записанными, «слова» все равно изначально предназначались для произнесения и восприятия на слух. Это именно речь, проистекающая из уст, как река вытекает из устья в море бытия.
Вместе с тем считалось, что слово как высший дар Божий способно выражать бесконечную тонкость, изощренность и глубину Божией Премудрости. При смиренном стремлении к немногословию, «слова», по причине того же смирения, оказываются весьма витиеватыми в своем ритмико-образном составе – именно в желании передать как можно глубже и точнее (и в этом смысле смиреннее) открывающуюся человеку Премудрость Бога. Вот почему словесно-образная ткань «слов» всегда оказывается на пределе возможностей устного выражения и восприятия на слух. И тут древнерусским книжникам на помощь приходит почти обязательное письменное запечатление их «слов» – в духе особенного православно-славянского отношения в диалектике устного и письменного слова, рассматриваемых в некой симфонии, согласии. Письменное запечатление «слова» изначально подразумевается, учитывается, и само первичное звуковое выражение рассматривается как начало такого запечатления средствами вещественного мира. Прообразом тому является Сам Бог, Который Своим Словом творит вещественный мир как некую запись Слова, книгу бытия.
«Слово» как словесный вид отличается исключительной весомостью и емкостью содержания. Данная особенность предопределяется исходной обращенностью к Богу как Творцу мироздания в целом. Событийный ряд в «слове» не является основой повествования. Он краток, обычно сведен к какому-то одному событию, более или менее выдающемуся, случившемуся давно или недавно. Избранное событие служит отправной точкой для широких историософских и духовно-нравственных рассуждений о судьбах мира и своего народа, о месте отдельного человека в мировой истории. Таким отправным событием может стать чудесное происшествие, празднуемое Церковью в определенный день, крещение Руси, поход князя, иное событие из жизни князя, например строительство храма, вообще текущее правление князя, события церковной, монастырской жизни, нашествие врагов и т.п.
Понимаемое как выражение живой души и Божиего Духа (принятого во вдохновении), «слово» представляется как нечто неповторимо целостное, чудесно преображающее дробность составляющих его частей, которые относятся к целому «слову», подобно неким «буквам». Целостность боговдохновенного «слова» должна оберегаться от искажающих изменений, и внешне она выражается в красоте, слаженности, неповторимой ритмичности повествования. Каждое «слово» стремится выражать предстояние человека, народа перед Богом не только во времени, но и в вечности.
[1] Лихачев Д.С. Поэтика древнерусской литературы. Изд. 3-е, доп. М.: Наука, 1979. С. 58.
[2] Григорий Дьяченко, священник, магистр. Полный церковно-славянский словарь (с внесением в него важнейших древнерусских слов и выражений). М.: Издательский отдел Московского патриархата, 1993. [Снимок с издания 1900 г.]. С. 612–613.
[3] «Словом коснуться Бога дерзаем – не от скудости нищего нашего разума, но делами твоими себе пример получив. И с преподобным Мефодием скажем ».
[4] Памятники литературы Древней Руси: XII век. М., 1980. С. 408–410.
[6] Из 15 главы «Пчелы» по раннему списку, изданному в книге: Семенов В. Древняя русская «Пчела» по пергаменному списку. СПб., 1893. См.: Древняя русская литература. М., 1980. С. 69.
СЛОВО В ДРЕВНЕРУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ
Слово в древнерусской литературе — наиболее употребительное заглавие сочинений, иногда заменяемое другими: Сказание, Повесть, Поучение. Иногда С. опускается в заглавии, но подразумевается; напр., Об Антиxpucте, О письменех и т. п. Словами назывались в древней русской литературе как поучения и послания церковного характера, так равно и сочинения светского характера (напр. С. о Полку Игореве). В настоящем списке указаны наиболее популярные анонимные С., так как С., принадлежащие известным авторам, упомянуты под именами этих последних. С. и сказания исторические и апокрифические указаны только главнейшие (исторические притом — только такие, которые встречаются как отдельные статьи). Сначала перечислены сочинения, более устойчиво надписываемые Сказаниями, затем те, которые чаще озаглавливаются Словами . Жития святых, иногда называемые сказаниями и словами, здесь не указаны. Отдельные исторические сказания весьма часто вставлялись составителями летописных сводов в их труды (ср.). Кроме вошедших в летописи, до нас дошло в рукописных сборниках большое количество благочестивых сказаний о монастырях, об особенно чтимых иконах. Наиболее замечательные из них: 1) Сказание о чудесах Владимирской иконы Божией матери, в составлении которого И. Забелин («Археол. известия и заметки», 1895, № 2) признает участие вел. кн. Андрея Боголюбского. Издание Импер. общества древней письм. 2) Сказание (Повесть) о явлении чудотворного образа пречистыя Богородицы на Тихвине — изд. Имп. общ. люб. др. письм., 1888. 3) Сказание о явлении иконы пресв. Богородицы во граде Казани. 4) Сказание об иконе Пресв. Богородицы Одигитрия (Федоровския). Перечисление наиболее чтимых икон находим в «Росписи св. иконам разным явлениям Пресв. Богородицы нашея и присно Девы Мария в разных градех и местех и в разных годех», напечатанной Белокуровым в «Чтен. Общ. ист. и др.» (1893,1); в этой Росписи находятся и краткие сказания об иконах. Многие древние монастыри, начиная с Печерского, сохранили исторические сказания. Таковы, напр., Повесть о Псковском-Печерском монастыре, составленная в XVII в. (см. Ключевский, «Древнерус. жития святых», М., 1871, стр. 249, 415), и Сказаниe о Суздальском Спассо-Евфимиевском мон. (рукоп. Евф. мон.). Сказание Aфpoдumиaнa, см. Сказание о Акире премудром и о сыне его Анадоне и о царсmвии царя Синагрифа Алевицкого и Анзорского — повесть восточного происхождения, перешла в славянские литературы при посредстве греческой. Изд. во II вып. «Памятников стар. рус. литературы» Кушелева-Безбородка; исслед. Пыпина, «Очерк стар. повестей и сказок русских» в «Учен. зап. Акд. наук», 1856, кн. IV. Статьи А. Д. Григорьева в «Археологич. изв. и зам.», 1898, № 11—12, и в «Юбилейном сборнике В. Миллера» (М., 1900). Сказание о белом клобуке (издано в «Памятн. старин. рус. лит.», вып. I и отд. СПб., 1861). Составление его приписывается в рукописях Дмитрию греку-толмачу, которого посылал архиеп. Геннадий в Рим для составления расчета пасхалий на 8-ю тысячу лет. Несомненно, что это сказание есть оригинальное новгородское сочинение, составленное с патриотическою целью возвеличения Новгорода в противовес притязаниям Москвы. Белому клобуку усваивалось значение как бы символа автокефального епископа (см.). Ср. заметку Н. М. Павлова в «Археологич. известиях и заметках» (1895, 4) и статью Д. Ф. Кобеко в «Известиях отд. рус. яз. Акад. наук», 1897, II, кн. 3, С. 617—619). Сказание о Вавилонском царстве, византийского происхождения, касается преемственности власти над миром, полученной Византией от Вавилона; изд. во II вып. «Памятн. старин. рус. литер.» Кушелева-Безбородко, в «Летоп. русск. литер. и др.», Тихонравова, 1859—60, т. III, кн. 5. Исследования: А. Веселовского, «Отрывки византийского эпоса в русск. Повести о Вавил. царстве» (в III т. «Славян. сборника» 1876); И. Жданов, «Повести о Вавилоне и Сказание о князех Владимирских» (в кн. «Рус. былевой эпос», СПб., 1895); А. Веселовского, «Сказание о Вавилоне, скинии и св. Граале» («Изв. рус. отд. Акад. наук», 1896, т. I, кн. 4). Сказание о великих князех Владимирских, по исследованиям И. Н. Жданова, явилось между 1480 и 1522 гг., т. е. значительно позже тех событий, которые составляют главное его содержание (присылка греческим императором венца Владимиру Мономаху). Одна из редакций С. — «Послание о Мономаховом венце» — надписывается именем Спиридона-Саввы, современника вел. кн. Василия Ивановича. Составителем первоначальной редакции С. проф. Жданов считает Пахомия Серба. С. является документом большой политической важности, явившимся во время значительного усиления власти московских государей и принятия ими защиты православия после падения Византийской империи. См. И. Жданов, «Русский былевой эпос» (СПб., 1895, гл. 1: «Повести о Вавилоне и С. о князех Владимирских»; в прилож. помещено самое С.). Сказание об Индийском царстве послание пресвитера Иоанна (см.) к императору Мануилу. Исследования: Н. Баталина (1879, из «Филол. зап.») и В. Истрина (М., 1893). Иное сказание занимает видное место в числе повествований о Смутном времени. Обыкновенно оно в рукописях следует за сказанием Авраамия Палицына. Присвоенное С. наименование «Иное» дано ему первым его издателем, И. Д. Беляевым («Временник Общ. ист. и древн. росс.», кн. XVI). С. распадается на следующие отделы: 1) повесть о времени Бориса Годунова и Самозванца, 2) собрание правительственных грамот о свержении самозванца и воцарении Шуйского, 3) повествование о движении Болотникова, 4) повесть о видении в Успенском соборе в 1606 г. 5) летописные заметки, тождественные с Хронографом 2 ред., о взятии Тулы Шуйским и о событиях до избрания Михаила Федоровича, и 6) летописные заметки о времени царя Михаила до вступления на престол Алексея Михайловича. Сказание имеет характер самостоятельного литературного произведения. Оно вышло из среды братии Троицкого м-ря. Сказание издано в XIII т. «Русской исторической библиотеки». Оценка его дана С. Платоновым, в книге: «Древнерусские сказания и повести о смутном времени» (СПб., 1888). Сказание краткое о подвигах инока Геннадия — раскольничье сочинение из истории Выгорецкого м-ря. Как исторический источник, не всегда отличается достоверностью. Библиографические указания у П. Смирнова, «Внутренние вопросы в расколе в XVII в.» (СПб., 1898, стр. CXIX). Сказания о Мамаевом побоище: 1) Сказание летописное («Полное собр. русск. летоп.», IV, 75—83; VI, 90—98; VIII, 34—42). Как сказание чисто историческое, оно свободно от грубых анахронизмов и почти не заключает в себе народных и художественных элементов. Мамай представлен противником христианской веры. Преп. Сергию не приписывается той значительной роли, как в Поведании. 2) «Поведание (Сказание) о Мамаевом побоище» явилось не ранее конца XV в. Автор его, рязанец Софроний, был знаком с «Словом о Полку Игореве» и подражал ему. 3) «Задонщина или Слово о вел. кн. Димитрии Ивановиче и брате его кн. Владимире Андреевиче, како победиша супостата своего царя Мамая» — не всегда удачное подражание «Слову о Полку Игореве» (напр.: О Доне, Доне, быстрая река, прорыла еси горы и течеши в землю Половецкую, прилелей моего господина); из последнего выписываются часто целые страницы. Поведание и Задонщина полны анахронизмов, преувеличений, и в художественном отношении стоят неизмеримо ниже «Слова о Полку Игореве». Разбор сказания в ст. С. Тимофеева (в «Журнале Мин. нар. просв.», 1885, № 8 и 9). Сказание Мефодия Патарского о царстве языка последних времен — известно было уже первоначальному летописцу. Сочинение апокрифическое, неправильно присвояемое Мефодию. См. В. Истрин, «Откровение Мефодия Патарского и апокрифические видения Даниила» (М., 1897); Лавров, «Апокрифические тексты» (СПб., 1899; «Сборн. отд. Акад. наук», т. 67). Сказание и беседа премудрого и чадолюбивого отца, предание и поучение сыну, снискательна от различных писаний богомудрых отец и премудрого Соломона и Иисуса сына Сирахова и от многих философ искусных муже о женской злобе — напечатано по рукоп. Румянц. музея Костомаровым (в «Памятник. старинной русской литер.» вып. II). Списки указаны в прил. X к «Отчету» Имп. общ. любител. древней письм. за 1877 г. Сказание о князьях русских — встречается в хронографах и разнообразных сборниках. Изд. в «Изборнике» А. Попова (М., 1869). См. Лопарев. «Описание рук. Имп. общ. любит. древн. письменности» (I, 155). Сказание о молодце и о девице — памятник XVII—XVIII в., в диалогической форме. Это один из немногих дошедших до нас образцов «прохладной» простонародной литературы; он интересен особенно по своему языку; изд. X. Лопаревым в «Памятник. древн. письм.» (1894, № 99). Сказание о птицах небесных (в иных списках: Совет птичий, Сказание о птицах, Слово о птицах) — памятник народно-сатирический, встречающийся в рукописях сравнительно поздних (XVII—XVIII в.), хотя по языку и некоторым указаниям он может быть отнесен ко времени более раннему. Подобные сказания известны и в других литературах, не исключая древних и восточных. Птицы собираются на совет, и каждая из них говорит о своих свойствах. Птицы великие гордятся своею силою и властью; птицы малые находятся в рабском подчинении у великих, выражая лишь изредка свой протест. Малым птицам остается утешение — вера и сознание, что и великим птицам не уйти суда Божия (ср. «ни хитру, ни горазду, ни птицю горазду суда божия не минути» в Слове о Полку Игореве). Заморские птицы отвечают на запрос русских птиц, что за морем все птицы большие, все птицы меньшие, т. е. все равноправны. Сказания о птицах изучены и изданы X. Лопаревым в «Памятниках древн. письм.» (1896, № 116). См. И. Франко в «Записках товарищ. Шевченка», 1897, т. XXX). Сказание о распрях на Керженце — известно в двух редакциях и издано в «Матер. для ист. раскола», т. VIII. В С. излагается история распри, происходившей в конце XVII в. по поводу писем Аввакума, в которых он полемизировал против Федора по догматическим вопросам. Эти «спорные письма» Аввакума отвергаются многими расколоучителями. Библиографич. указания у П. Смирнова: «Внутренние вопросы в расколе в XVII в.» (СПб. 1898, стр. XCVI—XCIX). Сказание и повесть, еже содеяся в царствующем граде Москве, и о растриге Гришке Отрепьеве и о похождении его — сохранилось в двух редакциях: пространной и сокращенной. С. состоит из набора отдельных известий. Более достоверным является начало, дающее, например, точные хронологические показания о смерти некоторых Шуйских. Рассказ о появлении и приключениях Самозванца в Польше носит легендарный характер; он отличается и по языку, удержавшему кое-какие полонизмы. Рассказ о действиях Самозванца в Москве основан на официальных и других данных, не всегда достоверных и точных. Издано С. в XIII т. «Русск. историч. библиотеки»; оценка его — в вышеуказанной книге С. Платонова. Сказание о Самозванце (точнее: О изведении царского семени, и о смятении земли, и о прелести некоторого растриги чернеца. ), относимое в середине XVII в., издано С. Ф. Платоновым в «Памятн. древн. письм.» (1895, № 109). Заключает в себе некоторые оригинальные подробности (напр. об устроенном Самозванцем aде, под которым одни разумеют театр, другие — подвижную крепость). Сказание о Сивилле пророчице — апокриф, обыкновенно заключающий в себе предсказания о рождении и учении Христа, о распространении христианства и падении иудейства, также о кончине мира, о появлении Антихриста. Эти предсказания даются царю Соломону. См. А. Веселовский, «Опыты по истории развития христианской легенды» («Журн. М. Н. Пр.», 1870, ч. 178 и 179); Е. Карский, «Западно-русск. сказание о Сивилле пророчице по рукоп. XVI в.» (Варшава, 1898, из «Варш. унив. изв.», 1898). Сказание о Сивилле пророчице изд. в галицком журн. «Жите и слово» (1895, I). Сказание о Соломоне (апокриф) — изданы в III вып. «Памятн. стар. рус. литер.», в I т. «Памятников отреченной литер.» Тихонравова и др. История развития сказаний о Соломоне рассмотрена обстоятельно в соч. Веселовского: «Из истории литер. общения Востока и Запада» (СПб., 1872). Ср. его же «Новые данные к истории Соломоновских сказаний» (в XL т. «Зап. Акд. наук», 1881); Ф. Кудринский, «Сказание (малорус.) о царе Соломоне» («Киев. старина», 1897). Сказание о страстях Господних — исследовано Ф. Булгаковым (в «Памятн. древн. письм.», 1878—79) и С. Соловьевым («Историко-литер. этюды. К легендам об Иуде предателе», Харьков, 1895). Сказание о табаке («Сказания от книги, глаголемыя Пандон, о хранительном былии, мерзком зелии, еже есть траве табаце, откуду бысть, и како зачатся, и рассеяся по вселенней, и всюду бысть») — русское сочинение XVII в.; издано во II вып. «Памятн. стар. рус. литер.» Кушелева-Безбородка. Легенда довольно нелепая по содержанию и форме. Сказание о святынях Царьграда, изданное Л. Н. Майковым под загл. «Беседы о святынях Царяграда» (СПб., 1890), вызвало статьи Г. С. Дестуниса («Журн. Мин. нар. просв.», 1890, № 9), И. Е. Троицкого («Визант.временник», 1894, т.1), Д. Ф. Кобеко («Известия рус. отд. Акад. наук», 1897, II, кн. 3, 611—628; кн. 4, 1037—1042), X. M. Лопарева (там же, 1898, III, кн. 2). Сказание очень важно для уяснения топографии Константинополя. Сказание о создании церкви св. Софии в Царьграде — основано на греческих источниках. Появление его относят ко времени до 1200 г. Издано, с предисловием К. Герца и Ф. Буслаева, в «Летопис. русской литерат. и древн.» Тихонравова (1859, т. II), затем архим. Леонидом в «Памятниках древней письменности» (СПб., 1889, № 78). Этим сказанием пользовался паломник еп. Антоний; ср. «Книга паломника Антония архиепископа новгородского» (под редакцией X. Лопарева, «Православный Палестинский сборник», СПб., 1889, вып. 51). Сказание о Царьграде, от кого создан бысть, и почему назвася Византия и от кого прозвася Царьград — сходное с помещенным в Воскресенской летописи, издано под ред. В. Яковлева (в книге «Сказания о Цариграде», СПб., 1868). Кроме слова, в этой же книге помещены четыре повести о Царьграде. Сказание о царстве государя и вел. кн. Феодора Иоанновича — компилятивное сочинение; основано на Милютинском житии царевича Димитрия и других повестях. Многие подробности баснословного характера; исторического значения сказание не имеет. Издано в XIII т. «Русской историч. библиотеки». Сказание о Щилове монастыре, иже в великом Новегороде — издано (по двум редакциям) в «Памятник. стар. русск. литерат.», вып. I. Относится, вероятно, к XIV в. Оно направлено против резоимания (ростовщичества). Особая редакция его издана в I т. «Опис. рукоп. Общ. любит. древн. письм.» (стр. 3 0 2—308). См. Петухов, «Очерки из литерат. истории синодика» (СПб. 1895, стр. 147—149). Сказание о явлении и о сотворении честного и животворящего креста Господня что в Муромском уезде на реке на Унже — издано в «Памятн. стар. рус. литер.» Кушелева, вып. I (под заглавием «Легенда о Марфе и Марии»). Исследование Буслаева в «Летоп. рус. литер. и древн.» (т. III, кн. 5). Слова и поучения, направленные против языческих верований и обрядов (числом 7, в том числе слово некоего христолюбца и ревнителя по правой вере, из Паисиева сборника XIV в.), изданы Тихонравовым в «Летоп. рус. литер. и древн.» (1862, т. IV). Новое издание ряда подобных поучений в III вып. «Памятн. древнерусской церк.-учительн. литературы», А. Пономарева. Слова на господские праздники (числом 12), находящиеся в древних списках Пролога, «суть весьма краткие и простые поучения, которые отчасти говорят о значении праздников, отчасти предлагают нравоучение слушателям, заимствованное от сего значения» (Е. Голубинский). О них см. митр. Макарий, «История рус. церкви» (т. III); Е. Петухов, «Материалы и заметки по древней литер.» (Киев, 1894). Слова на неделе Постной Tpиoдu, находящиеся в «Златой Цепи» XIV в. и Сборнике Царского (Уварова) XIV в. — русские сочинения домонгольского времени. Изданы (отчасти) в ст. А. Горского: «О древних словах на св. Четыредесятницу» («Прибавл. к твор. свв. отцов», ч. XVII), отчасти в Златоусте Почаевской печати 1795 г. Слова » на поучение ко всем крестьянам» (т. е. христианам) сохранились в «Златой Цепи» XIV в. (рук. Троицкой лавры) и друг. списках. Всех слов 8: о князех, о друзех, о страсе, о челяди, о тайне, о снех, о смирении, о храборьстве. Митр. Макарий приписывает их еп. Сарскому Матвею, арх. Филарет — митр. Кириллу I (1222—1233). Ко времени домонгольскому относят их И. Срезневский и Е. Голубинский. Ни в одном из 8 слов нет упоминания о татарах. Изд. в «Москвитянине» (1851, кн. 2) и в «Историч. христ.» Буслаева. Слово в неделю всех святых (рукопись Румянц. музея) несправедливо приписывается митроп. Клименту, XII в. Издано в кн. Никольского: «О литературных трудах Климента Смолятича» (СПб., 1892). Слово в субботу сыропустную (известное в рукоп. Румянц. музея) приписывается без убедительных доказательств митр. Клименту, ХП в. В нем ублажается убитый в 1147 г. князь Игорь. О древности поучения свидетельствует выражение: «новопросиявшая в Руси Печера». Изд. в кн. Н. Никольского, «О литературных трудах Климента Смолятича» (СПб., 1892). Слово и откровение св. апостолов — издано Буслаевым в «Летоп. рус. литер. и древност.» (т. III, 3—6). Оно направлено против почитания ложных богов (Перуна, Хорса, Дыя, Траяна и иных). Архиеп. Филарет относит слово ко времени домонгольскому. Слово на перенесение мощей преславнаго Климента, историческую имуще беседу, представляет эпизодический материал для истории Крыма в IX в. Самое слово относит обретение мощей к 861 г. Автором его мог быть св. первоучитель славянский Кирилл, участвовавший в открытии мощей св. Климента и составивший похвальное ему слово на греческом языке. Кем сделан перевод этого слова (самим Кириллом, Мефодием или другим лицом) — сказать трудно. Во всяком случае это слово — один из древнейших и замечательных памятников славянской письменности. Изд. в «Кирилло-Мефодиев. сборнике» (М., 1865), а в отрывке — X. Лопаревым в I т. «Описания рукописей Имп. общ. любит. древней письменности» (1892, стр. 42—45). Слово на перенесение мощей святаго отца нашего Николая, архиепископа Мирскаго, в Бар граде — памятник русской литературы конца XI в. Источники его, вероятно, были греческие и перешли на Русь из итальянских и греческих монастырей. Изд. И. Шляпкиным в «Памятн. древн. письм.» (1881, X). Одновременно со словом появилось житие Николая и описание его чудес, последнее принадлежит русскому автору. Таковым архим. Леонид признает Ефрема, еписк. Переяславского, правившего Киевской митрополией с 1091 по 1096 г. и установившего чествование памяти св. Николая («Памятн. древн. письм.», 1887, № 72). Быть может, Ефрему принадлежит и С. на перенесение мощей. Слово некоего христолюбца и ревнителя по правой вере относится, по всей вероятности, ко времени домонгольскому. Оно указывает на двоеверие русских, продолжающих почитать Перуна и других богов и совершающих им моления; автор обличает бесовские игры, «еже есть плясание, гудение, песни мирские». Изд. Н. Тихонравовым в «Летопис. русск. литературы и древн.» (т. IV) и Ф. Буслаевым в «Исторической хрест.». Об Антихристе и тайном царстве его — весьма важный источник для первоначальной истории раскола. В одних списках приписывается священномученику Феоктисту, бывшему в изгнании в Соловецком монастыре и умершему там при Никоне; в других — Спиридону. См. П. Смирнов, «Внутренние вопросы в расколе в XVII в.» (СПб., 1898). Слово писано как ответное послание, при Алексее Михайловиче, человеком, пользовавшимся большим авторитетом в расколе; оно отмечает некоторые нестроения и распри в самом расколе. Издано впервые Смирновым. Слово о бражники како вниде в рай (в иных списках, общ. люб. др. письм. Q XVIII: «О пьянстве») — повесть, защищающая пьянство; издана в «Памятник. старин. русс. литер.» Кушелева-Безбородка (вып. II). О буквах сиречь о словах — издано М. Петровским в «Памятн. древн. письменности» (СПб., 1888, № 73). Слово о Варваре разбойнице, како приведе его Бог на покаяние — славянский перевод греческого жития, издан X. Лопаревым в I т. «Описания рукописей Имп. общества любителей древней письменности». Исследование жития у И. Н. Жданова, «Русский былевой эпос» (СПб., 1895). Пространное житие св. Варвара издано у А. Яцимирского, «Из славянских рукописей» (М., 1898). Слово о властелях и судиях, емлющих мзду и неправду судящихся — признается за русское сочинение. См. Розенкампф, «Обозрение Кормчей»; Востоков, «Описание рукописей Румянц. музея». Слово о вере христианской и жидовской — издано Тихонравовым в «Летоп. русс. литер, и древн.». Слово о Димитрии купце, зовом по реклу Басарге — издано в II вып. «Памятников стар. русс. литературы» Кушелева-Безбородко. Явилось под влиянием греч. источников. Исслед. А. Пыпиным в его «Очерке стар. повестей и сказок русс.» (1858). Слово и дивна повесть Динары царицы Иверскаго властодержца Александра, како победи Перского царя Адрамелеха. Изд. во II вып. «Памятн. старин. русс. литер.» Кушелева-Безбородка; исслед. Пыпиным в «Очерке литер. истории стар. повестей и сказок русс.» (1858). Слово о женах злых и самовольных — перевод приписываемого Иоанну Златоусту «Слова на усекновение главы Иоанна Предтечи». Пользовалось большой популярностью в старой русской письменности, вызывая даже подражания (напр. рус. слово «На праздник Иоанна Предтечи о женах», в рукоп. ХVI в. Троицкой лавры). Оказало влияние на одну из редакций «Моления» Даниила Заточника, в которой встречаются дословные обильные цитаты из него. Издано вместе с греч. текстом и несколькими русскими подражаниями «о злых женах» в ст. М. Сухомлинова «О псевдонимах в древней русской словесности» (IV т. «Известий II отдел. Акад. наук» и отд. СПб., 1855). Воспроизведено по рукоп. XV в. в издании Имп. общества люб. древн. письм. (1877, № 10). Слово (повесть) о премудрых женах (Како жена мужа прелукавила. Како баба диавола обманула и т. п.) — изд. А. Афанасьевым в «Летоп. русс. литер. и древн.» (1863, т. V). Таких слов много в польских фацециях, переведенных на русский язык. Несколько их издано Ф. Булгаковым в «Памятн. древн. письмен.» (1878—79). О знамениях небесных — издано в «Библиографич. материалах» А. Н. Попова (М., 1881, № XII). Слово о великом Иоанне, архиепископе великаго Новгорода, како был во единой нощи из Новагорода в Иерусалим град и паки возвратися в великий Новгород тояже нощи — легенда, свидетельствующая о власти святителя над диаволом, который уносил на себе Иоанна в Иерусалим и привез его обратно. Изд. в I вып. «Памятник. стар. рус. литер.» Кушелева-Безбородко. Слово о лжи и клевете — издано М. Сперанским в «Библиографических материалах» А. Попова (М., 1889). В рукоп. (XIV в.) оно приписано Иоанну Златоусту, но на самом деле является сокращением русского «Поучения о спасении души». Изд. А. Поповым в «Первом прибавлении к описанию рукоп. Хлудова». Слово о некоем купце — новгородского происхождения, издано по рукописи XVII в. в I вып. «Памятник, стар. русс. литер.». В С. рассказывается о разрешении Богородицы воспользоваться ризою ее иконы, данной этому купцу. Слово о некоем старце — несколько загадочное сочинение, написанное или переписанное в 1640 г. Оно заключает в себе рассказ о действительном событии — пленении в Крыму черкашенина (малоросса) Сергия Михайлова — и фантастическое сказание о пути из Крыма в Константинополь, Иерусалим и Египет. С. найдено и издано X. Лопаревым в «Сборнике отд. русского языка Акад. наук» (СПб., 1890). Слово о немеческом прельщении, како научи их Гугнивый Петр ереси — направленное против латинян; без сомнения, греческого происхождения, хотя греческий источник пока не найден. Встречается (в разных редакциях) в Толковой Палее, в хронографе первой редакции, в Первоначальной Летописи; вошла также в слово Феодосия против латинян. Петр Гугнивый — личность легендарная. См. А. Попов, «Обзор полемических соч. против латинян» (М., 1875); А. Павлов, «Критич. опыты по истории древнейшей греко-русск. полемики» (СПб., 1878); А. Яцимирский, «Из славянских рукописей» (М., 1898). О писменех — сочинение черноризца Храбра, древнейшее свидетельство об изобретении славянской азбуки. Изд. Ягичем в I т. «Исследований по рус. языку» (СПб., 1895). Слово о погибели русския земли — памятник XIII в. Дошло до нас только в небольшом отрывке, представляющем начало С. Судя по началу, С. представляло собою прекрасный памятник древней русской письменности, свидетельствующий о том, что знаменитое Слово о Полку Игореве (см. ниже) было не единственным эпическим литературным произведением, отразившим в себе современное народное самосознание и сохранившим некоторые черты народной поэзии. С. найдено и издано X. Лопаревым в «Памятниках древн. письм.» (1892, № 84). Ср. И. Жданов, «Рус. былевой эпос» (СПб., 1895). Слово о посте велицем и о Петрове говенье и о Филиппове — арх. Филаретом признается за русское сочинение. Направлено против чародейства, волхованья и т. п. Изд. в «Правосл. собеседнике» (1859, № 3). Слово о правой вере Иоанна Дамаскина в переводе Иоанна экзарха болгарского (рукопись синодальной библиотеки XII в.) — один из важнейших памятников славянской письменности. См. Калайдович, «Иоанн, экзарх болгарский». Изд. в «Чтениях Общ. истории и древн.» (1877, IV). Слово о пресвитере Тимофее, впавшем в тяжек грех — относится ко времени царя Иоанна Грозного. Это одно из самых трогательных, исполненных драматического элемента повествований в древней русской литературе написано простым, но сильным языком, по всей вероятности современником рассказанного происшествия. Издано в I вып. «Памятников старин. рус. литер.» Кушелева-Безбородко. С. о рожении князя Михаила Васильевича (Скопина Шуйского) написано современником; автор знает имена действующих лиц и сохранил много мелких подробностей. Рассказ о погребении Скопина носит на себе черты книжного эпического творчества; рассказ об отравлении и смерти князя сохранил старинную былину даже с соблюдением ее стихотворного склада. Оценку слова см. у С. Платонова: «Древн. рус. повести и сказания о Смутн. времени» (СПб., 1888). Слово о русальях — повесть легендарного характера, приписывается в рукописях св. Нифонту, еп. Новгородскому XII в. Изд. в I вып. «Памятн. старин. рус. литер.» Кушелева-Безбородко, под заглавием: «О бесовском князе Лазионе». Слово о среде и пятке, встречающееся в Измарагде позднейшей редакции, решает волновавший русскую церковь еще в XII в. вопрос о почитании этих дней. Важный материал для истории народных суеверий. Исследования Порфирьева, издавшего слово в «Правосл. собесед.» (1859, № 2), и Веселовского («Опыты по ист. развития христианск. легенды», «Журн. Мин. нар. просв.», 1877, февр.). Предполагают, что слово явилось в Новгороде в конце XV в., во время распространения ереси жидовствующих. А. Карнеев, «Вероятный источник слова о среде и пятке» («Журн. Мин. нар. просв.», 1891, № 9). Слово о христолюбивом купце — издано Костомаровым в I вып. «Памятн. старин. рус. литер.» (легенда об умерщвленном младенце). Слово похвальное св. Клименту Римскому, сказанное при обновлении Десятинной церкви в Киеве, в которой находились мощи святого. Слово, по отзыву проф. Голубинского, «очень хорошее, дающее подозревать в авторе настоящего оратора, в роде Кирилла Туровского». Издано, не вполне, в «Киевлянине» (М., 1 8 50) и в III ч. «Ист. церкви» Макария. Относится к домонгольскому периоду. Слово похвальное на перенесение святых страстотерпец Бориса и Глеба XII в.; проповедник (нам неизвестный) скорбит о братоубийственных войнах князей, особенно о призывании ими на помощь «поганых» и о нарушении младшими князьями крестного целования. Издано X. Лопаревым в «Памятник. древн. письменности» (1894, № 98); исследование о нем П. Голубовского в I т. «Трудов Археографической комиссии Московск. археологического общества» (1898). Слово (притча) о хмеле — шутливое сочинение русского происхождения; напечатано во II вып. «Памятник, стар. русс. литер.». О царcmвии небесном и о воспитании чад — издано Е. В. Петуховым в «Памятн. древн. письм.» (1893, № 93). См. Платонов, в «Ж. М. Н. Пр.», 1893. Слово о святом nampиapxе Феостирикте; основано на греческих источниках, быть может, даже переведено с греч. Патриарх Феостирикт — лицо вымышленное. Изд. X. Лопаревым в «Пам. древней письм.» (1893, № 94).
Смотреть что такое СЛОВО В ДРЕВНЕРУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ в других словарях:
СЛОВО В ДРЕВНЕРУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ
наиболее употребительное заглавие сочинений, иногда заменяемое другими: Сказание, Повесть, Поучение. Иногда С. опускается в заглавии, но подразумеваетс. смотреть
- Что такое слово в древнерусской литературе кратко
- Что такое слово в древнерусской литературе определение