Что такое слово в литературе 9 класс кратко

storinka.click

Словарик литературоведческих терминов за 9 класс

Что такое слово в литературе 9 класс кратко. Смотреть фото Что такое слово в литературе 9 класс кратко. Смотреть картинку Что такое слово в литературе 9 класс кратко. Картинка про Что такое слово в литературе 9 класс кратко. Фото Что такое слово в литературе 9 класс кратко

Аллего́рия — изображение, при котором с помощью сравнения одного явления с другим создаётся конкретный образ, раскрывающий какое-то общее понятие.

Антите́за — средство художественного изображения, основанное на противопоставлении, контрасте между словами, образами, персонажами, композиционными элементами и т.д.

Байрони́зм — идейно-эстетическая концепция, которая проявилась в европейской литературе ХХ в. под влиянием творчества Байрона.

Байрони́ческий геро́й — образ романтического героя-бунтаря.

Балла́да — небольшое сюжетное стихотворение, в основе которого чаще всего лежит какой-то необычный случай.

Ба́сня — небольшое по объёму литературное произведение с поучительным смыслом, в котором в образах животных, предметов, разных природных явлений показываются человеческие отношения и характеры.

Были́ны — произведения устного народного творчества, созданные в форме песни-сказания, которые повествуют о героическом событии или каком-либо примечательном историческом факте. Стихотворная форма былин называется былинным стихом.

Ве́чные о́бразы — литературные образы, которые по глубине художественного обобщения выходят за пределы конкретных произведений и отображённой в них эпохи.

Гипе́рбола (от греч. слова — «преувеличение») — средство художественного изображения, основанное на преувеличении.

Гражда́нская ли́рика — лирические произведения, посвящённые раскрытию гражданской тематики.

Жанр — это исторически сложившийся вид литературного произведения с характерными для него художественными особенностями.

Зву́копись — в поэзии употребление одинаковых или похожих звуков, которые по своему звучанию напоминают изображаемое явление и тем самым помогают создать нужный образ.

Иде́я произведе́ния — основная мысль произведения, выраженная посредством художественных образов.

Изобрази́тельно-вырази́тельные сре́дства языка́ — средства художественного изображения в литературном произведении (эпитеты, сравнения, метафоры, олицетворения и др.).

Интерье́р — описание внутреннего вида помещения в художественном произведении, вещественное окружение литературного персонажа.

Исто́рико-литерату́рный проце́сс — процесс возникновения и существования литературно-художественного творчества со времён его основания и до настоящего времени.

Классици́зм — художественное направление в искусстве WM — начала ХІХ в., для которого характерно строгое соблюдение определённых норм и правил (наследование античных источников как высоких образцов искусства; строгое деление жанров на высокие и низкие; соблюдение правила трёх единств при написании драматического произведения: времени, места, действия).

Коме́дия — один из основных видов драмы, в котором комическими средствами развенчиваются негативные общественные и бытовые явления.

Компози́ция — построение художественного произведения, соотнесённость и взаимодействие всех его компонентов, расположение его частей в определённой последовательности.

Ли́рика — род литературы, в основе которого — чувства, настроения, переживания.

Лири́ческий геро́й — образ, чьи мысли, настроения, переживания и чувства нашли своё отображение в лирическом произведении.

Лири́ческое отступле́ние — отступление от сюжетной канвы произведения, в котором высказывается прямая авторская оценка событий или героев, его мыслей и чувств по поводу изображаемого.

Нове́лла — это небольшое по объёму прозаическое произведение, в котором изображается какой-либо необычный случай из жизни одного или нескольких персонажей.

Мета́фора (от греч. слова — «перенесение») — средство художественной речи, которое обозначает перенесение свойств одних предметов на другие по принципу их родства или контраста.

Миф — сказание, которое возникло в глубокой древности и отображает представления древних людей о мире, месте в нём человека, о происхождении всего живого на Земле, о богах и героях.

Моти́в в лири́ческом произведе́нии — характерные для поэта лирические темы, которые повторяются от произведения к произведению.

Ода — торжественное стихотворное произведение, восхваляющее отечество, высокие идеи, великие исторические события и государственных деятелей.

Олицетворе́ние — приём изображения, при котором неодушевлённым предметам приписывают свойства живых существ.

Па́фос худо́жественного произведе́ния — вдохновение, переживание душевного подъёма, вызванное определённой идеей, событием или картиной. Пафос — это своеобразная «душа произведения».

Пейза́ж — описание картин природы в художественном произведении.

Персона́ж — общее название любого действующего лица произведения, литературный герой.

Повесть — среднее по объёму прозаическое художественное произведение, в котором раскрывается несколько эпизодов из жизни литературного героя на фоне изображения судеб других персонажей.

Подте́кст — невысказанное прямо в тексте, но как бы вытекающее из отдельных реплик, деталей и пр. отношение автора к действующим лицам, их взаимоотношениям, сюжетным ситуациям.

Портре́т (от франц. слова — «изображение») — описание внешности персонажа в художественном произведении.

Поэма — стихотворное повествовательное произведение с развёрнутым сюжетом и ярко выраженной лирической оценкой того, о чём повествуется.

Расска́з — небольшое по объёму прозаическое произведение, в котором изображается какой-либо эпизод из жизни персонажа (иногда нескольких персонажей).

Реали́зм — художественное направление в литературе и искусстве, для которого характерно стремление к объективности и непосредственной достоверности изображаемого, исследование взаимосвязи между характерами и обстоятельствами, воспроизведение подробностей повседневной жизни, правдивость в передаче деталей.

Ритм — одинаковое чередование ударных и безударных слогов в строке.

Ри́фма — звуковые совпадения, созвучия в конце строк.

Романти́зм — литературное направление, сформировавшееся в европейской литературе в начале XIX в., для которого характерно углубление во внутренний мир личности, наличие романтического героя, остро реагирующего на окружающий мир, отвергающего несправедливые законы, царящие в нём.

Сати́ра — разновидность комического изображения, беспощадно осмеивающая несовершенство мира, человеческие пороки.

Сентиментали́зм — художественное направление в литературе и искусстве второй половины ХVШ в., для которого характерно эмоциональное восприятие окружающего мира с повышенным интересом к человеческим чувствам и переживаниям.

Соне́т — стихотворный лирический жанр из 14 стихов, построенный по строгой схеме: два четверостишия (катрены) и два трёхстишия (терцеты).

Сравне́ния — образные выражения, построенные на сопоставлении предметов или явлений, имеющих общие признаки.

Стихотво́рный разме́р — порядок чередования слогов в поэтической строке.

Строфа́ — группа строк (стихов) с определённым повторяющимся расположением рифм.

Сюже́т — развитие событий в художественном произведении. Выделяют такие основные элементы сюжета: завязка, развитие действия, кульминация, развязка.

Те́ма — то, о чём рассказывается в произведении, круг событий или явлений, описанных в нём.

Траге́дия — драматическое произведение, в котором изображаются исключительно острые жизненные конфликты, приводящие, как правило, к гибели персонажа.

Хара́ктер литерату́рного геро́я — нрав, внутренний мир героя, его особенности, проявляющиеся в поведении, в поступках, отношении к миру, к окружающим, самому себе.

Ха́йку (хо́кку) — жанр японской поэзии, лирическое нерифмованное трёхстишие, состоящее из 17 слогов, чередующихся по схеме: 5/7/5. Главной темой хайку является жизнь природы и человека в их неразрывном единстве на фоне круговорота времён года.

Хоре́й — двусложный размер стиха, в котором ударение падает на первый слог и другие последующие нечётные слоги.

Худо́жественная дета́ль — средство художественного изображения, которое помогает через определённую выразительную подробность представить созданную автором картину, предмет или характер.

Худо́жественный о́браз — форма отражения действительности в искусстве: предмет, явление или картина, творчески воссозданные в художественном произведении.

Эзо́пов язы́к — вынужденное иносказание в условиях отсутствия свободы слова или цензурного гнёта, художественная речь, насыщенная недомолвками и ироническими намёками.

Эпи́тет — образное определение, которое выделяет в изображаемом лице, предмете или явлении какую-либо характерную черту. Постоянный эпитет — закреплённое за каким-либо предметом образное определение.

Эпос — род литературы, в основе которого лежит повествование о каких-либо событиях.

Юмор — добродушный смех над несовершенством мира, человека, отдельных явлений жизни.

Ямб — двусложный размер стиха, в котором ударение падает на второй слог и другие последующие чётные слоги.

Источник

Романтизм

Что такое слово в литературе 9 класс кратко. Смотреть фото Что такое слово в литературе 9 класс кратко. Смотреть картинку Что такое слово в литературе 9 класс кратко. Картинка про Что такое слово в литературе 9 класс кратко. Фото Что такое слово в литературе 9 класс кратко Что такое слово в литературе 9 класс кратко. Смотреть фото Что такое слово в литературе 9 класс кратко. Смотреть картинку Что такое слово в литературе 9 класс кратко. Картинка про Что такое слово в литературе 9 класс кратко. Фото Что такое слово в литературе 9 класс кратко

Всего получено оценок: 351.

Всего получено оценок: 351.

Романтизм – направление в литературе, которое зародилось в Германии в 1790-е, а потом распространилось по всей Европе. Так что такое романтизм, и чем он отличается от других литературных течений?

Что такое романтизм?

Романтизм – литературное течение, которое развивалось с конца 18 века до середины 19 века. Романтизм пришел в Россию из Западной Европы – Англии, Франции, Германии. Самыми знаменитыми у нас зарубежными образцами романтизма являются “Паломничество Чайлд-Гарольда” Байрона, “Собор Парижской Богоматери” В. Гюго, “Крошка Цахес” и “Золотой горшок” Гофмана.

Романтизм в литературе приходит на смену сентиментализму, который к началу нового века исчерпал себя.

Суть романтизма – конфликт идеала с действительностью и его воплощение в одиноком герое, находящемся в непримиримом противоречии с окружающим его косным и консервативным обществом.

Особенности романтизма

Романтики выработали характерный для себя поэтический стиль, который соответствовал новому идейному содержанию направления: это стремление к живописности, экзотике, символике, повышенный гиперболизм, свободная лирическая композиция, усиленная метафоричность, общая эмоциональная выразительность.

Программа писателей-романтиков включает в себя: народность, самобытность, оригинальное преломление фольклорных традиций, борьбу с правилами классицизма.

Основными жанрами в романтизме являются баллада, лиро-эпическая поэма, психологическая повесть, элегия.

Что такое слово в литературе 9 класс кратко. Смотреть фото Что такое слово в литературе 9 класс кратко. Смотреть картинку Что такое слово в литературе 9 класс кратко. Картинка про Что такое слово в литературе 9 класс кратко. Фото Что такое слово в литературе 9 класс кратко

Что мы узнали?

Данная статья поможет школьникам кратко сформулировать определение романтизма, объяснить его особенности, а также назвать жанры, которые относятся к этому литературному течению.

Источник

Что такое романтизм: кратко и понятно

Автор: Guru · 28.08.2018

Важное место в мировом искусстве занимает эпоха романтизма. Это направление просуществовало достаточно небольшое количество времени в истории литературы, живописи и музыки, но оставило большой след в формировании тенденций, создании образов и сюжетов. Предлагаем подробнее ознакомиться с этим явлением.

Определение и значение термина

Романтизм – это художественное направление в культуре, характеризующееся изображением сильных страстей, идеального мира и борьбы личности с обществом.

Само слово «романтизм» вначале имело значение «мистический», «необычный», но позже приобрело несколько другой смысл: «иной», «новый», «прогрессивный».

История возникновения

Период романтизма приходится на конец XVIII века и первую половину XIX века. Кризис классицизма и излишняя публицистичность Просвещения привели к переходу от культа разума к культу чувства. Связующим звеном между классицизмом и романтизмом стал сентиментализм, в котором чувство становилось рациональным и естественным. Он стал своеобразным истоком нового направления. Романтики пошли дальше и полностью погрузились в иррациональные размышления.

Истоки романтизма стали зарождаться в Германии, в которой к тому времени было популярно литературное движение «Буря и натиск». Его приверженцы высказывали достаточно радикальные идеи, что послужило становлению среди них романтического бунтарского настроя. Развитие романтизма продолжилось уже во Франции, России, Англии, США и других странах. Основоположником романтизма в живописи считается Каспар Давид Фридрих. Родоначальником в русской литературе – Василий Андреевич Жуковский.

Основными течениями романтизма стали народно-фольклорное (основано на народном творчестве), байроническое (меланхолия и одиночество), гротескно-фантастическое (изображение нереального мира), утопическое (поиск идеала) и вольтеровское (описание исторических событий).

Основные черты и принципы

Главной характеристикой романтизма является преобладание чувства над разумом. Из реальности автор переносит читателя в идеальный мир или сам томится по нему. Отсюда еще один признак – двоемирие, создающееся по принципу «романтической антитезы».

Романтизм по праву можно считать экспериментальным направлением, в котором фантастические образы умело вплетаются в произведения. Эскапизм, то есть уход от реальности, достигается мотивами прошлого или погружением в мистику. В качестве средств для ухода от реальности автор выбирает фантастику, прошлое, экзотику или фольклор.

Отображение эмоций человека через природу является ещё одной особенностью романтизма. Если говорить о своеобразии в изображении человека, то часто он предстает перед читателем одиноким, нетипичным. Появляется мотив «лишнего человека», бунтаря, разочаровавшегося в цивилизации и сражающегося против стихии.

Философия

Дух романтизма был пропитан категорией возвышенного, то есть созерцанием прекрасного. Приверженцы новой эпохи пытались переосмыслить религию, объясняя ее, как ощущение бесконечности, и ставили идею необъяснимости мистических явлений выше идей атеизма.

Суть романтизма заключалась в борьбе человека против общества, преобладанием чувственности над рациональностью.

Как проявил себя романтизм

В искусстве романтизм проявился во всех сферах, кроме архитектуры.

В музыке

Композиторы романтизма по-новому смотрели на музыку. В мелодиях звучал мотив одиночества, большое внимание уделялось конфликту и двоемирию, с помощью личного тона авторы для самовыражения добавляли в произведения автобиографичность, использовались новые приемы: например, расширение тембровой палитры звука.

Как и в литературе, здесь появился интерес к фольклору, а в операх добавились фантастические образы. Основными жанрами в музыкальном романтизме стали ранее непопулярные песня и миниатюра, перешедшие из классицизма опера и увертюра, а также поэмные жанры: фантазия, баллада и другие. Самые известные представители этого направления: Чайковский, Шуберт и Лист. Примеры произведений: Берлиоз «Фантастическая история», Моцарт «Волшебная флейта» и другие.

В живописи

Что такое слово в литературе 9 класс кратко. Смотреть фото Что такое слово в литературе 9 класс кратко. Смотреть картинку Что такое слово в литературе 9 класс кратко. Картинка про Что такое слово в литературе 9 класс кратко. Фото Что такое слово в литературе 9 класс краткоЭстетика романтизма имеет свой неповторимый характер. Самый популярный жанр в картинах романтизма — пейзаж. Например, у одного из самых известных представителей русского романтизма Ивана Константиновича Айвазовского это бурная морская стихия («Море с кораблем»). Один из первых художников-романтиков, Каспар Давид Фридрих, ввел в живопись пейзаж от третьего лица, показав человека со спины на фоне таинственной природы и создав ощущение, что мы смотрим глазами этого персонажа (примеры произведений: «Двое, созерцающие луну», «Скалистые берега острова Рюгин»). Превосходство природы над человеком и его одиночество особенно чувствуется в картине «Монах на берегу моря».

Что такое слово в литературе 9 класс кратко. Смотреть фото Что такое слово в литературе 9 класс кратко. Смотреть картинку Что такое слово в литературе 9 класс кратко. Картинка про Что такое слово в литературе 9 класс кратко. Фото Что такое слово в литературе 9 класс краткоИзобразительное искусство в эпоху романтизма становилось экспериментальным. Уильям Тёрнер предпочитал создавать полотна размашистыми мазками, с почти незаметными деталями («Метель. Пароход у входа в гавань»). В свою очередь, предвестник реализма Теодор Жерико также писал картины, мало похожие на изображения реальной жизни. Например, на картине «Плот Медузы» умирающие от голода люди выглядят, как атлетически сложенные герои. Если говорить о натюрмортах, то все предметы на картинах постановочно расставлены и вычищены (Чарльз Томас Бейл «Натюрморт с виноградом»).

В литературе

Если в эпоху Просвещения за редким исключением отсутствовали лирические и лироэпические жанры, то в романтизме они играют главную роль. Произведения отличаются образностью, оригинальностью сюжета. Либо это приукрашенная реальность, либо это вовсе фантастические ситуации. Герой романтизма обладает исключительными качествами, оказывающими влияние на его судьбу. Книги, написанные два века назад, до сих пор пользуются спросом не только среди школьников и студентов, но и среди всех интересующихся читателей. Примеры произведений и представители направления представлены ниже.

За рубежом

Среди поэтов начала XIX века можно назвать Генриха Гейне (сборник «Книга песен»), Уильяма Вордсворта («Лирические баллады»), Перси Биши Шелли, Джона Китса, а также Джорджа Ноэла Гордона Байрона — автора поэмы «Паломничество Чайльд-Гарольда». Большую популярность получили исторические романы Вальтера Скотта (например, «Айвенго», «Квентин Дорвард»), романы Джейн Остин («Гордость и предубеждение»), поэмы и рассказы Эдгара Аллана По («Ворон», «Падение дома Ашеров»), рассказы Вашингтона Ирвинга («Легенда о Сонной Лощине») и сказки одного из первых представителей романтизма Эрнеста Теодора Амадея Гофмана («Щелкунчик и Мышиный король», «Крошка Цахес»).

Также известны произведения Сэмюэла Тейлора Колрижда («Сказания старого морехода») и Альфреда де Мюссе («Исповедь сына века»). Примечательно, с какой лёгкостью читатель попадает из реального мира в вымышленный и обратно, вследствие чего они оба сливаются в одно целое. Отчасти это достигается простым языком многих произведений и непринужденным повествованием о столь необычных вещах.

В России

Родоначальником русского романтизма считается Василий Андреевич Жуковский (элегия «Море», баллада «Светлана»). Со школьной программы всем знакома поэма Михаила Юрьевича Лермонтова «Мцыри», где особое внимание уделяется мотиву одиночества. Поэта не зря называли русским Байроном. Философская лирика Федора Ивановича Тютчева, ранние стихотворения и поэмы Александра Сергеевича Пушкина, поэзия Константина Николаевича Батюшкова и Николая Михайловича Языкова, — всё это оказало большое влияние на развитие отечественного романтизма.

Раннее творчество Николая Васильевича Гоголя также представлено в этом направлении (например, мистические повести из цикла «Вечера на хуторе близ Диканьки»). Интересно, что романтизм в России развивался параллельно с классицизмом и иногда эти два направления не слишком резко противоречили друг другу.

Источник

Литература. Основные понятия.

Абзац — отрывок текста от одной красной строки до другой.

Автобиография — произведение, в котором писатель описывает свою жизнь.

Автограф — собственноручно написанная автором рукопись произведения, письмо, надпись на книге, а также собственноручная подпись автора.

Авторская речь — иносказательное изображение отвлеченного понятия или явления действительности при помощи конкретного образа.

Акмеизм — литературное течение в русской поэзии нач. xx в.

Акростих — стихотворение, в котором начальные буквы строк образуют имя или фамилию, слово или фразу.

Аллитерация — повторение в стихах (реже в прозе) одинаковых, созвучных согласных звуков для усиления выразительности художественной речи.

Альманах — сборник литературных произведений различного содержания.

Амфибрахий — трехсложная стопа в русском силлабо-тоническом стихосложении, в которой ударение падает на второй слог.

Анакреонтическая поэзия — вид античной лирической поэзии: стихотворения, в которых воспевалась веселая, беззаботная жизнь.

Анапест — трехсложная стопа в русском силлабо-тоническом стихосложении с ударением на третьем слоге.

Аннотация — краткое пояснение к содержанию книги.

Аноним — 1) произведение без обозначения имени автора; 2) автор произведения, скрывший свое имя.

Антитеза — оборот поэтической речи, в котором для выразительности резко противопоставлены прямо противоположные понятия, мысли, черты характера действующих лиц.

Антология — сборник избранных произведений разных авторов.

Апострофа — оборот поэтической речи, состоящий в обращении к неодушевленному явлению как к одушевленному и к отсутствующему лицу как к присутствующему.

Архитектоника — построение художественного произведения, соразмерность его частей, глав, эпизодов.

Афоризм — мысль, изложенная кратко и точно.

Баллада — лиро-эпическое стихотворное произведение с ярко выраженным сюжетом исторического или бытового характера.

Басня — небольшое произведение с ироническим, сатирическим или нравоучительным содержанием.

Беллетристика — художественные прозаические произведения.

Белые Стихи — стихи, не имеющие рифмы.

Благозвучие (эвфония) — качество речи, заключающееся в красоте и естественности ее звучания.

Буриме — стихотворение, составленное по заранее заданным, часто необычным рифмам.

Бурлеск — шуточное повествовательное стихотворение, в котором возвышенная тема излагается иронически, пародийно.

Былина — русская народная повествовательная песня-поэма о богатырях и героях.

Вдохновение — состояние озарения, творческого подъема.

Версификация — система определенных правил и приемов построения стихотворной речи, Стихосложения.

Вирши — стихи на религиозные и светские темы с обязательной рифмой в конце строки.

Вкус Художественный — способность правильного восприятия, самостоятельного осмысления произведений искусства; понимание природы художественного творчества и умение анализировать художественное произведение.

Вольный стих — силлабо-тонический, обычно ямбический стих с неравным количеством стоп в стихотворных строках.

Воспоминания, или мемуары — произведения повествовательной литературы о прошлых событиях, написанные их участниками.

Вульгаризм — грубое слово, неправильный оборот, не принятый в литературной речи.

Вымысел — плод воображения, фантазии писателя.

Гекзаметр — стихотворный размер в античном стихосложении, в русском — шестистопный дактиль в сочетании с хореем.

Герой лирический — лицо в лирической поэзии, переживания, мысли и чувства которого выражены в стихотворении, от имени которого оно написано.

Гипербола — стилистическая фигура, заключающаяся в образном преувеличении изображаемого события или явления.

Гротеск — изображение человека, событий или явлений в фантастическом, уродливо-комическом виде.

Дактиль — трехсложная стопа в русском силлабо-тоническом стихосложении, содержащий ударный и два безударных слога.

Декадентство — одно из проявлений модернизма, для которого характерны проповедь бессодержательного искусства, мистика, крайний индивидуализм.

Детектив — произведение приключенческой литературы.

Детская литература — произведения разных жанров, предназначенные для детей.

Диалог — разговор двух или нескольких персонажей.

Дифирамб — произведение восхваляющего характера.

Дольник — трехсложный размер с пропуском одного-двух безударных слогов внутри строки.

Жанр — исторически сложившееся подразделение совокупности литературных произведений, осуществляемое на основе специфических свойств их формы и содержания

Житие — в древнерусской литературе повесть о жизни отшельника, монаха или святого.

Завязка — событие, с которого начинается развитие действия в произведении.

Заимствование — использование автором приемов, тем или идей другого писателя.

Идеализация — изображение чего-либо в лучшем, чем в действительности, виде.

Идейный мир произведения — область художественных решений. в него включаются авторские оценки и идеал, художественные идеи и пафос произведения.

Идиллия — стихотворение, в котором изображается безмятежная жизнь на лоне природы.

Имажинизм — литературное течение; имажинисты провозглашали основной задачей художественного творчества придумывание новых образов.

Импрессионизм — литературное течение; импрессионисты считали задачей искусства передачу непосредственных личных впечатлений писателя.

Импровизация — создание произведений без предварительной подготовки.

Инвектива — резкое обличение.

Инверсия — оборот поэтической речи, заключающийся в своеобразной расстановке слов в предложении, нарушающей обычный порядок.

Интрига — развитие действия в сложном сюжете произведения.

Ирония — скрытая насмешка.

Кантата — стихотворение торжественного характера, воспевающее какое-либо радостное событие или его героя.

Кантилена — небольшое стихотворение повествовательного характера, исполнявшееся под музыку.

Канцона — стихотворение, воспевающее рыцарскую любовь.

Карикатура — шутливое или сатирическое изображение событий или лиц.

Классицизм — литературное направление (течение) xvii — нач. хiх вв. в россии и западной европе, базировавшееся на подражании античным образцам и строгих стилистических нормативах.

Клаузула — заключительные слоги стихотворной строки, начиная с последнего ударного слога.

Кода — заключительный, добавочный стих.

Коллизия — столкновение, борьба действующих сил, вовлеченных в конфликт между собой.

Комментарий — истолкование, разъяснение смысла произведения, эпизода, фразы.

Композиция — структура художественного произведения.

Контекст — отрывок литературного произведения; необходимый для определения смысла взятых из него слов.

Контраст — резко выраженная противоположность черт, качеств, свойств человеческого характера, предмета, явления; литературный прием.

Конфликт — столкновение, лежащее в основе борьбы действующих лиц в художественном произведении.

Концовка — заключительная часть или эпилог литературного произведения.

Критика — сочинения, посвященные оценке, анализу и толкованию художественных произведений.

Крылатое слово — меткое выражение, ставшее поговоркой.

Кульминация — эпизод литературного произведения, в котором конфликт достигает критической точки своего развития.

Лаконизм — краткость в выражении мысли.

Легенда — в фольклоре устный, народный рассказ, в основе которого чудесное событие или образ.

Лейтмотив — образ или оборот художественной речи, повторяющийся в произведении.

Лубочная литература — дешевые по цене книги с картинками, которыми торговали странствующие коробейники.

Мадригал — лирическое произведение шутливо-комплиментарного или любовного содержания.

Мелодика стиха — интонационная его организация, повышения и понижения голоса, передающие интонационно-смысловые оттенки.

Метафора — использование слова в переносном значении для описания лица, предмета или явления.

Метод — основные принципы, которыми руководствуется писатель. художественными методами являлись реализм, романтизм, сентиментализм и др.

Метонимия — замена в поэтической речи названия, явлении, понятия или предмета другим, неразрывно связанным с ним в нашем сознании.

Метрическое стихосложение — система стихосложения, основанная на чередовании кратких и долгих слогов в стихе. таким является античное стихосложение.

Миниатюра — небольшое литературное произведение.

Миф — древнее сказание о происхождении жизни на земле, о природных явлениях, о подвигах богов и героев.

Многосоюзие (полисиндетон) — оборот поэтической речи; намеренное увеличение количества союзов в предложении.

Модернизм — направление (течение) в искусстве, противоположное реализму и характеризующееся отрицанием традиций, условностью изображения и экспериментаторством.

Монолог — речь действующего лица, обращенная к собеседнику или самому себе.

Моноритм — стихотворение с повторяющейся одной рифмой.

Мотив — в литературном произведении дополнительные, второстепенные темы, которые в сочетании с основной темой образуют художественное целое.

Мотивировка — зависимость всех элементов художественной формы произведения от его содержания.

Начальная рифма — созвучие, находящееся в начале стиха.

Неологизм — новое слово.

Новаторство — внесение новых идей, приемов.

Образ — художественное изображение в литературном произведении человека, природы или отдельных явлений.

Обращение — оборот поэтической речи, состоящий в подчеркнутом обращении писателя к герою своего произведения, явлениям природы, читателю.

Ода — хвалебное стихотворение, посвященное торжественному событию или герою.

Октава — строфа из восьми стихов, в которой первые шесть стихов объединены двумя перекрестными рифмами, а два последних — смежной.

Олицетворение (прозопопея) — прием, при котором неодушевленные предметы, животные, явления природы наделяются человеческими способностями и свойствами

Онегинская строфа — строфа, использованная а. с. пушкиным при написании романа «евгений онегин», состоящая из трех четверостиший и заключительного двустишья.

Памфлет — публицистическое произведение с явно выраженной обличительной направленностью и определенным социально-политическим адресом.

Параллелизм — прием поэтической речи, состоящий в сопоставлении двух явлений путем параллельного их изображения.

Пародия — жанр литературы, политически или сатирически имитирующий особенности оригинала.

Пасквиль — произведение с оскорбительным, клеветническим содержанием.

Пастораль — стихотворение, описывающее мирную жизнь пастухов и пастушек на лоне природы.

Пафос — ведущий эмоциональный тон произведения.

Пейзаж — изображение природы в литературном произведении.

Перенос (енжамбеман) — перенесение окончания законченного по смыслу предложения из одной стихотворной строки или строфы в следующую за ней.

Перифраз — замена названия предмета или явления описанием присущих ему существенных черт и признаков.

Персонаж — действующее лицо литературного произведения.

Повествователь — лицо, от имени которого ведется рассказ в эпических и лироэпических произведениях.

Поговорка — краткое образное выражение, не имеющее синтаксической завершенности.

Портрет — изображение в художественном произведении внешности персонажа.

Посвящение — надпись в начале произведения, указывающая на лицо, которому оно Посвящено.

Послание — литературное произведение, написанное в виде обращения к какому-либо лицу или лицам.

Послесловие — дополнительная часть произведения, в которой содержатся пояснения автора к своему творению.

Поучение — литературное произведение в форме речи познавательного характера.

Поэзия — художественное творчество в стихотворной форме.

Прибаутка — острое словцо или словосочетание.

Притча — назидательный рассказ о человеческой жизни в иносказательной или аллегорической форме

Проблема — вопрос, который исследуется писателем в произведении.

Проблематика — перечень проблем, затронутых в произведении.

Проза — художественное произведение, изложенное обычной (свободно организованной, а не стихотворной) речью.

Пролог — вступление в литературное произведение.

Прототип — реальный человек, чья жизнь и характер нашли отражение при создании писателем литературного образа.

Псевдоним — вымышленное имя или фамилия писателя.

Публицистика — совокупность художественных произведений, отражающих общественную и политическую жизнь общества.

Путешествие — литературное произведение, в котором повествуется о бывшем в действительности или вымышленном путешествии.

Развязка — положение действующих лиц, которое сложилось в произведении в результате развития изображенных в нем событий; заключительная сцена.

Размер стиха — число и порядок чередования ударных и безударных слогов в стопах силлабо-тонического стиха.

Рапсод — странствующий древнегреческий поэт-певец, певший под лиру эпические песни.

Редакция — один из вариантов текста произведения.

Ремарка — пояснение автора по поводу того или иного персонажа, обстановки действия, предназначенное для актеров.

Реплика — ответ одного персонажа на речь другого.

Рефрен — повторяющиеся стихи в конце каждой строфы.

Ритм — систематическое, мерное повторение в стихе определенных, сходных между собой единиц речи (слогов).

Рифма — совпадающие по звучанию окончания стихотворных строк.

Род литературы — деление по основополагающим признакам: драма, лирика, лироэпика, эпос.

Романс — небольшое лирическое стихотворение напевного типа на тему любви.

Рондо — восьмистишье, содержащее 13 (15) строк и 2 рифмы.

Рубаи — формы лирической поэзии востока: четверостишье, в котором рифмуется первая, вторая и четвертая строки.

Сарказм — язвительная насмешка.

Сатира — художественные произведения, в которых высмеиваются порочные явления в жизни общества или отрицательные качества отдельного человека.

Свободный Стих (верлибр) — стих, в котором произвольно количество ударных и безударных слогов; в его основе лежит однородная синтаксическая организация, определяющая однородную интонацию стиха.

Силлабическое стихосложение — в его основу положено одинаковое число слогов в стихотворной строке.

Силлабо-тоническое стихосложение — система стихосложения, которая определяется количеством слогов, числом ударений и их расположением в стихотворной строке.

Символизм — литературное течение; символисты создавали и использовали систему символов, в которые вкладывался особый мистический смысл.

Сказ — способ организации повествования, ориентированный на устную, часто простонародную речь.

Сказание (легенда) — художественное произведение, в основе которого лежит происшествие, имевшее место в действительности.

Слог — звук или сочетание звуков в слове, произносимое одним выдыханием; первичная ритмическая единица в стихотворной мерной речи.

Сонет — вид сложной строфы, состоящей из 14 стихов, разбитых на 2 четверостишья и 2 трехстишья.

Сравнение — определение явления или понятия в художественной речи при помощи сопоставления его с другим явлением, имеющим с первым общие признаки.

Стансы — малая форма лирической поэзии, состоящая из четверостиший, законченных по мысли.

Стилистика — раздел теории литературы, который изучает особенности языка произведений.

Стиль — совокупность основных идейно-художественных особенностей творчества писателя.

Стих — мерная, ритмически организованная, ярко эмоциональная речь.

Стихосложение — система построения мерной поэтической речи, в основу которой положена какая-либо повторяющаяся ритмическая единица речи.

Стопа — в силлабо-тоническом стихосложении повторяющиеся сочетания ударных и безударных слогов в стихе, которые определяют его размер.

Строфа — сочетание двух или нескольких стихотворных строк, объединенных системой рифм и общей интонацией или только общей интонацией.

Сюжет — основные эпизоды событийного ряда в их художественной последовательности.

Творческая история — история создания художественного произведения.

Творческий процесс — работа писателя над произведением.

Тема — объект художественного отражения.

Тематика — совокупность тем произведения.

Тенденция — идея, вывод, к которому стремится привести читателя автор.

течение литературное — творческое единство писателей, близких друг другу по идеологии, восприятию жизни и творчества.

Тип — художественный образ, в котором отражены основные характерные черты определенной группы людей или явлений.

Троп — оборот речи, состоящий в употреблении слова или выражения в переносном значении, смысле.

Урбанизм — направление в литературе, занятое преимущественно описанием особенностей жизни в большом городе.

Утопия — художественное произведение, повествующее о мечте как о реальном явлении, изображающее идеальный общественный строй без научного обоснования.

Фабула — расположение основных событий литературного произведения в их хронологической последовательности.

Фельетон — тип газетной статьи с высмеиванием пороков общества.

фигура стилистическая — необычной оборот речи, к которому прибегает писатель для усиления выразительности художественного слова.

Фольклор — совокупность произведений устного народного поэтического творчества.

Характер — художественный образ человека, обладающий ярко выраженными индивидуальными чертами.

Хорей — двухсложный стихотворный размер с ударением на первом слоге.

Хроника — повествовательное или драматическое литературное произведение, отображающее в хронологическом порядке события общественной жизни.

Цикл — ряд художественных произведений, объединенных одними и теми же действующими лицами, эпохой, мыслью или переживанием.

Частушка — небольшое произведение устной народной поэзии с шутливым, сатирическим или лирическим содержанием.

Эвфемизм — замена в поэтической речи грубых выражений более мягкими.

Эзопов язык — иносказательный, замаскированный способ выражать свои мысли.

Эклога — небольшое стихотворение, изображающее сельскую жизнь.

Экспозиция — вступительная, исходная часть сюжета; в отличие от завязки не влияет на ход последующих событий в произведении.

Экспромт — произведение, созданное быстро, без подготовки.

Элегия — стихотворение, пронизанное грустью или мечтательным настроением.

Эпиграмма — короткое остроумно-насмешливое или сатирическое стихотворение.

Эпиграф — короткий текст, помешенный в начале произведения и поясняющий замысел автора.

Эпизод — одно из связанных между собой событий в сюжете, имеющее более или менее самостоятельное значение в произведении.

Эпилог — заключительная часть произведения, кратко сообщающая читателю о судьбе героев.

Эпитет — образное определение.

Юмореска — небольшое юмористическое произведение в прозе или стихах.

Ямб — двухсложный размер в русском стихосложении, состоящий из безударного и ударного слога.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *