Что такое слово в языке и речи
Что такое слово в русском языке?
Слово — строительный материал для выражения мыслей. Только человеку принадлежит уникальная возможность облекать свои мысли в слова. Слово неразрывно связано с мыслью.
Определение понятия
Слово — это смысловая единица речи, имеющая определенное звуковое и грамматическое оформление.
Слово — выражение мысли, и поэтому слово должно соответствовать тому, что оно выражает (Л. Н. Толстой).
Слова — это одежда наших мыслей… (М. Горький).
Слово рождается в труде, извечно с ним взаимодействует. Оно управляет деятельностью человека и является творцом и венцом всей мировой культуры. Без слова невозможно общение, жизнь человека и общества. Издавна известна безмерная сила слова, с которой вряд ли что может сравниться.
Давайте выясним, что такое слово в русском языке.
Внешнее и внутреннее в слове
Используя слова, человек оформляет свою речь. В русском языке слова существуют как готовые, исторически сложившиеся единицы речи. Каждый раз, чтобы что-то сказать, мы заново не воспроизводим их, а пользуемся словами, которые узнали с детства. Маленький ребенок приобщается к миру слов с помощью звучащей речи близких людей.
Слово — это, в первую очередь, определенный набор звуков. Ударение является одним из фонетических примет слова. Иногда только ударение различает слова:
Звуковая оболочка и ударение — это внешняя сторона. Слово звучит, его можно написать графически, используя буквы. С этой точки зрения слово вполне материально.
У слова есть и внутренняя сторона — смысл. Каждое слово, имея организованную звуковую оболочку, соотносится с определенным предметом действительности, признаком, действием и т. д.
К примеру, в слове «трава» гласные звуки в содружестве с тремя согласными, расположенными в строго определенном порядке, обладают значением «зеленое покрытие лужайки, состоящее из тонких ростков».
Стоит переставить или убрать хотя бы один звук, и слово станет бессмысленным набором звуков, потеряет свой смысл.
Значит, слово — это единство внешнего и внутреннего плана, звука и содержания. С этой точки зрения можно дать следующее определение:
Лексическое значение слова
Слово обладает номинативной функцией, то есть способностью называть что-то. Слова понадобились людям в процессе общения, чтобы именовать всё, с чем они соприкасаются в жизни.
К. Паустовский отмечал, что «для всего, существующего в природе, — воды, воздуха, облаков, солнца, дождей, лесов, болот, рек и озер, лугов и полей, цветов и трав — в русском языке есть великое множество слов и названий».
Кроме звуковой оболочки, слово имеет определенный смысл. Оно соотносится с определенной реалией действительности и служит для называния предметов и признаков, действий и состояний, количеств и качеств. Только некоторые служебные слова (частицы, предлоги, союзы) не обозначают понятий действительности.
Фонетическая оформленность слова неразрывно сочетается с его определенным внутренним смыслом.
Этот внутренний смысл, исторически закрепленный в слове, является его лексическим значением.
Лексическое значение — это смысловое содержание слова, его соотнесенность с определённым предметом или явлением действительности.
Можно утверждать, что в каждом слове содержится определённая информационная программа.
Например, многие знают и представляют, что обозначает слово «глаз». Глаз — это орган зрения у человека и у многих животных и птиц. С помощью глаза мы не только видим окружающий мир, но различаем цвета, день и ночь, а также можем читать, писать, рисовать, строить и пр. В лексическое значение слова «глаз», выраженного именно этим сочетанием четырех звуков, расположенных в строгом порядке, входят наиболее существенные индивидуальные признаки и свойства предмета, обозначенного этой лексемой.
Слова отличаются друг от друга своим лексическим значением. Лексическое значение у каждого слова своё.
В русском языке различают однозначные и многозначные слова. Однозначные слова (шарф, косинус, ночь) обладают только одним значением, а многозначные имеют несколько значений, которые с помощью цифр по порядку перечисляются в толковых словарях.
Слово и грамматическое значение
Кроме лексического значения, слово содержит грамматическое значение, общее для группы однотипных слов. Грамматическое значение — это общее значение слов как части речи.
Так, например ряд лексем (моряк, вокзал, стена) обладают грамматическим значением предметности и отвечают на вопросы: кто? что?
Общее грамматическое значение позволит объединить такие слова в один лексико-грамматический класс, который называется именем существительным. У слов с предметным значением можно указать морфологические категории рода, числа и падежа.
У слов «решать», «определить», «указать» преобладает значение действия. Эти слова отвечают на вопросы: что делать? что сделать?
В соответствии с общим грамматическим значением отнесем их к самостоятельной части речи — глаголу. Как глаголы, эти лексемы обладают морфологическими признаками вида, переходности, времени, наклонения, лица и числа и пр.
Таким образом, в русском языке слово обладает звуковой оформленностью, лексическим и грамматическим значением.
Приведем значение этого лингвистического термина, которое дает Википедия:
Слово — одна из основных структурных единиц языка, которая служит для наименования предметов, их качеств и характеристик, их взаимодействий, а также именования мнимых и отвлеченных понятий, создаваемых человеческим воображением.
Каждое слово состоит не только из звуков, а из минимальных значимых частей — морфем. В составе слов можно указать приставку, корень, суффикс, окончание, постфикс и соединительные гласные.
Сочетаемость слов
Строя высказывание, говорящие с легкостью оперируют словами, иногда не задумываясь об их сочетаемости.
В речи каждое слово употребляется в связи с его особенностями лексического значения, морфологическими свойствами и спецификой сочетания с другими словами в пределах высказывания.
Способность слова сочетаться с другими словами называется валентностью.
С этой точки зрения некоторые слова сочетаются свободно с другими лексемами, а другие обладают ограниченной, или узкой сочетаемостью. При свободной сочетаемости слова имеют многообразные и широкие связи с другими словами без каких-либо ограничений. Так, слово «ночь» сочетается со словами:
При ограниченной сочетаемости слова проявляют свою избирательность. Они соединяются в сочетание только с узко ограниченным кругом слов:
Признаки слова
Суммируя предыдущие рассуждения, укажем некоторые признаки слова:
Слова, обладая своим значением, являются строительным материалом высказывания, с помощью которого говорящий оформляет свою мысль. Каждое слово берет на себя выражение части смысла целого. В совокупности смысл речи складывается из значений отдельных слов, составляющих её. Слово является минимальным значимым элементом речи для выражения мыслей и общения между людьми.
Речь и язык
Важнейшим достижением человека, позволившим ему использовать общечеловеческий опыт, как прошлый, так и настоящий, явилось речевое общение, которое развивалось на основе трудовой деятельности.
Понятия речи, языка и слова
Язык – это система условных знаков, выработанная обществом в процессе исторического развития. Чаще всего под языком понимают систему вербальных (словесных) знаков, однако существует и, например, язык жестов, где условными знаками являются невербальные единицы.
Речь – это процесс применения языка данным конкретным субъектом, речь – это язык в действии.
Единицей речи и языка является условный знак, которым в наиболее распространенном виде речи – вербальной речи – является слово.
Слово в составе языка обладает значением, слово в составе речи – личностным смыслом. В соотношении объективного значения слова как единицы языка и субъективного смысла слова как единицы речи отражается соотношение языка и речи: язык объективен, существует независимо от каждого отдельно взятого человека, а речь субъективна и связана непосредственно с особенностями данного субъекта.
Функции языка
Функции речи
Две основные функции речи — коммуникативная и сигнификативная, благодаря которым речь является средством общения и формой существования мысли, сознания, формируются одна через другую и функционируют одна в другой.
Виды речи
Основными видами речи являются внешняя и внутренняя речь. Внешняя речь обращена к собеседнику или слушателям, а внутренняя речь является речью человека для самого себя и сопровождает функционирование когнитивных психических процессов.
Согласно другой классификации, различают звуковую речь и речь жестов, или кинетическую речь. Условными знаками языка звуковой речи являются звуки, условными знаками речи жестов – движения тела человека или отдельных его частей. Кинетическая речь сохранилась у человека с древних времен.
Выделяют так же монологическую и диалогическую речь. Монологическая речь – это чаще всего последовательное и связное изложение системы мыслей, знаний одним человеком. К формам монолога относятся объяснение, описание, рассказ, выступление, доклад, лекция. Диалогическая речь представляет собой обмен репликами между двумя общающимися сторонами. Она используется для обмена мнениями, согласования совместных действий.
Кроме того, речь классифицируют на устную и письменную. В большинстве современных языков и письменная, и устная речь является звуковой: знаки письменной речи выражают не непосредственное значение, а передают звуковой состав слов устной речи. Устная речь применяется в непосредственном общении людей и, как правило, служит целям текущей ситуации. Письменная речь изображается графически, с помощью письменных знаков, и позволяет длительно сохранять содержание речи в первоначальном виде.
И, наконец, различают активную (экспрессивную) и пассивную (импрессивную) формы речи человека. Активная (экспрессивная) форма речи – это речь говорящего, передающего информацию человека, пассивная речь – это речевая деятельность слушающего человека, принимающего информацию.
Его отличие от морфемы и предложения. Слово в языке и речи.
Лексикология (лексис – слово, выражения, логос – учение) – раздел науки о языке, изучающий слово и словарный состав языка в целом, его функционирование и развитие.
Предмет лексикологии составляют следующие вопросы:
1) Роль слова в структуре языка и текста;
2) Структура словарного состава языка (принципы объединения слов в различные группы);
3) Пути пополнения и развития словарного состава языка (изучение способов создания новых слов).
Лексикология (в зависимости от цели и задач).
Общая лексикология рассматривает общие вопросы, связанные со строением и функционированием словарного состава языков мира.
Частная лексикология изучает словарный состав какого-то отдельного языка.
Историческая лексикология описывает историю развития словарного состава языка в целом или отдельных групп языков.
Сопоставительная лексикология сопоставляет словарный состав разных языков с целью выявления из генетического родства или выявления общих закономерностей развития их словарного состава.
Прикладная лексикология (практическая) – вопросы лексикографией (составление словарей), с теорией перевода и так далее.
Слово – единица словарного состава языка (лексическая единица).
Слово – двусторонняя единица языка, обладающая планом выражения и планом содержания.
Слово выполняет номинативную функцию (называет явления и предметы действительности).
Слово обладает большей самостоятельностью (автономностью): позиционная и синтаксическая самостоятельность.
Позиционная самостоятельность – у слова отсутствует жесткая линейная связь со словами, соседними в речевой цепи, а также в возможности отделить слово от его соседей путем вставки другого слова или других слов. В широкой подвижности слова в предложении. Сегодня теплая погода. Погода сегодня теплая. Теплая погода сегодня.
Морфемы такой самостоятельностью не обладает. Например: учитель.
Синтаксическая самостоятельность – слово может выступать в качестве однословного предложения, и оно может быть членом предложения (только знаменательные части речи).
Слово – минимальная, относительно-самостоятельная, значащая единица языка, выполняющая номинативную функцию.
В отличие от предложения слово не может выполнять коммуникативную функцию, не обладает категориями предикативности и модальности.
Слово в языке и речи.
Единица языка – слово, единица речи – словоформы. Слово – инвариант. Словоформа – вариант.
Значение слова может быть более широким, чем понятие: значений может быть несколько, а понятие одно. Слов «ядро» выражает понятие: «внутренняя часть чего-либо», имеет несколько значений: 1) внутренняя часть плода, заключенная в твердую оболочку; 2) внутренняя, центральная часть чего-либо (ядро атома); 3) важнейшая часть клетки животного или растительного органа.
Значение может заключать субъективный или оценочный компонент (дочь – дочурка). Понятие всегда является объективным отражением действительности и не допускает эмоций субъективного подхода.
Значение может совпадать с понятием (в научных терминах).
Семасиология. Соотношение между значением и понятием, между словом как
Языковой единицей и понятием как мыслительной категорией (единицей логики и философии). Лексическое значение слова и его компоненты.
Соотношение между значением и понятием; соотношение между словом как единицей языка и понятием как единицей логики и философии.
Одно и то же слово может выражать несколько понятий. Это ведет к появлению таких лингвистических феноменов: омонимия, полисемия (многозначность) в языке.
Одно и то же понятие может быть выражено разными словами. Это ведет к появлению синонимии.
Понятие может не иметь однословного выражения.
В языке встречаются слова (междометия), которые не выражают понятий, а выражают эмоции.
В языке есть понятия, которые не имеют словесного выражения (для каких-то понятий нет слова).
С развитием общества, содержание понятий может измениться, а слово (лексема) остается в неизменном виде. Будильник – монах, который будил всех, а сейчас, будильник – это часы.
Лексическое значение слова – исторически образовавшаяся связь между звучанием слова и отображением предмета или явления в нашем сознании, обозначенного данным словом.
Компоненты лексического значения слова
u В ядро значения слова входят следующие компоненты:
Соотношение между компонентами
u Центром лексического значения, его основным и обязательным элементом являются денотативный и сигнификативный компоненты.
u Остальные компоненты – лингвистический, коннотативный, прагматический – располагаются на периферии значения, конкретизируя и уточняя его в определённой речевой ситуации.
Денотативный компонент значения
u Денотативный (отлат. denotatum «отмеченное, обозначенное») или предметный компонент соотносит слово с теми или иными явлениями действительности: предметами, качествами, действиями, отношениями, процессами и др.
u Обозначенный словом предмет называют денотатом, или референтом (от англ. to refer – “отсылать, иметь отношение”). Денотаты– образы реальных или воображаемых предметов или явлений, воплощённых в словесную форму.
Например, представление о сидящем на скамейке старом человеке (денотат) может быть охарактеризовано лексическими понятиями: старец, дед, старик и т.д.
u В логике, как и в языке, имеют место денотаты, которые не соответствуют никаким реальным предметам. Такого рода объекты Б. Спинозаназывал словесными существами, так как «они не принадлежат ни разуму, ни воображению и могут быть выражены только словами. Например, слово «химера». Можно построить словосочетание «квадратный круг», но его никоим образом нельзя себе представить и ещё менее познать».
Сигнификативный компонент
u Сигнификативный (от лат. significatum – «обозначаемое») компонент соотносит слово с обозначаемым им понятием.
u Сигнификат– понятие, воплощённое в словесную форму.
Например, представление о сидящем на скамейке старом человеке (денотат) может быть охарактеризовано лексическими понятиями (сигнификатом): старец, дед, старик и т.д.
u Сигнификатили лексическое понятие включает в себя определённый лимитированный набор характеристик образа, поскольку лексическое понятие не должно быть перегружено. Охват бесконечного числа образов делало бы данное понятие недоступным мысли.
Лингвистический компонент
u Лингвистический компонент вытекает из отношения слов к другим словам языка. Это аспект значения слова также называют значимостью.
u Значимость слова зависит от его места в системе языка:
Коннотативный компонент
u Коннотативный(от лат. con – «вместе» и notatio – «обозначение») компонент значения придаёт слову дополнительную информацию эмоционально-оценочного, экспрессивного и стилистического характера.
u Коннотации– «со-значения», «эмоциональные и стилистические «добавки»», придающие слову особую окраску.
Например,слова «отец» и «мать» помимо значения степени родства имеют ещё со-значения (коннотации) любви к человеку.
u Коннотации могут бытьнационально-специфичными.
Например,
Прагматический компонент
u Прагматический (от греч. pragmatos – «дело, действие») компонент характеризует слово через его восприятие конкретным носителем языка.
u Различное восприятие одного слова может быть связано с мировоззрением человека, его возрастом, полом, образованием, видом деятельности и т.д.
Что такое слово в языке и речи
Язык как система знаков
Фердинанд де Соссюр (1957-1913), великий швейцарский лингвист, оказавший огромное влияние на лингвистику XX века, предложил свою знаковую теорию языка. Ниже излагаются основные положения этого учения.
Язык можно сравнить с другими системами знаков, такими, например, как азбука для глухонемых, военные сигналы, формы учтивости, символические обряды, оперение самцов, запахи и т.д. Язык только наиважнейшая из этих систем.
Американский семиотик Чарльз Моррис (1901-1979), последователь Чарльза Пирса, выделял три раздела семиотики:
Некоторые системы знаков
Семафорная азбука, принятая на флоте
Знаки Зодиака
Языковой знак
Обе эти стороны знака имеют психическую сущность, т.е. идеальны и существуют только в нашем сознании.
Акустический образ по отношению к понятию в некоторой степени материален, так как он связан с реальным звуком.
Доводом в пользу идеальности знака служит то, что мы можем говорить сами с собой не двигая ни губами, ни языком, произносить звуки про себя.
Знаковая теория предполагает 4 компонента процесса обозначения.
В нижеследующем примере участвуют следующие компоненты:
Деревья могут быть разными, нет двух абсолютно одинаковых берез, произносим слово дерево мы тоже все по-разному (разным тоном, с разным тембром, громко, шепотом и т.д.), пишем также различно (ручкой, карандашом, мелом, разным почерком, на пишущей машинке, компьютере), но двусторонний знак в нашем сознании у всех одинаков, так как он идеален.
Английские лингвисты Чарльз Огден (1889-1957), Айвор Ричардс (1893-1979) в 1923 году в книге «Значение значения» (The Meaning of Meaning) наглядно представили знаковое отношение в виде семантического треугольника (треугольника референции):
Основание треугольника изображено прерывистой линией. Это означает, что связь между словом и предметом не обязательна, условна, и она невозможна без связи с мыслью и понятием.
Функции языка
Основные функции языка следующие:
Коммуникативная функция
Язык как средство общения между людьми. Это основная функция языка.
Мыслеформирующая функция
Язык используется как средство мышления в форме слов.
Когнитивная (гносеологическая) функция
Язык как средство познания мира, накопления и передачи знаний другим людям и последующим поколениям (в виде устных преданий, письменных источников, аудиозаписей).
Функции речи
Наряду с функциями языка существуют и функции речи. Роман Осипович Якобсон (1896-1982), русский и американский лингвист (это о нем писал Маяковский в стихотворении о Нетте, пароходе и человеке: …«напролет болтал о Ромке Якобсоне и смешно потел, стихи уча…») предложил схему, где описаны факторы (компоненты) акта коммуникации, которым соответствуют отдельные речевые функции языка.
Примером акта коммуникации может служить начало романа в стихах «Евгений Онегин», если лектор его декламирует студентам: «Мой дядя самых честных правил, когда не в шутку занемог…»
Отправитель: Пушкин , Онегин, лектор.
Получатель: читатель, студенты.
Сообщение: размер стиха (четырехстопный ямб).
Контекст: сообщение о болезни.
Коммуникативная (референтивная) функция
Соответствует контексту, который понимается как предмет сообщения, иначе называемый референтом. Это функция передачи какого-либо сообщения, ориентации на контекст сообщения. В процессе коммуникации она самая важная, так как передает информацию о предмете. В тексте эту функцию подчеркивают такие, например, фразы: «как сказано выше», «внимание, микрофон включен» и различные ремарки в пьесах.
Экспрессивная (эмотивная) функция
Соответствует отправителю, т.е. отражает отношение говорящего к высказываемому, прямое выражение чувств отправителя. При использовании экспрессивной функции важно не само сообщение, а отношение к нему.
Ф.М. Достоевский в «Дневнике писателя» описывает случай, когда пятеро мастеровых содержательно поговорили, произнеся поочередно с разной интонацией одну и ту же нецензурную фразу.
Эта функция заметна в анекдоте, где отец жалуется на невежливость сына в письме: «Мол, написал: „Папа, вышли денег.“ Нет, чтобы „Папа, вышли денег“ (с просительной интонацией)».
Адресант и отправитель не всегда могут совпадать. Например, у индейского племени чинуков слова вождя перед народом повторяет специально выделенный служитель.
Поэтическая (эстетическая) функция
Подобные стихи писали К. Бальмонт , В. Хлебников
, О. Мандельштам
, Б. Пастернак
и многие другие поэты.
Эстетическая функция часто используется и в художественной прозе, а также в разговорной речи. Речь в таких случаях воспринимается как эстетический объект. Слова принимаются как что-то или прекрасное или безобразное.
Долохов в романе «Война и мир» с явным удовольствием произносит слово «наповал» об убитом не потому, что он садист, а просто ему нравится форма слова.
У Чехова в рассказе «Мужики» Ольга читала Евангелие, и многого не понимала, но святые слова трогали ее до слез, а слова «аще» и «дондеже» она произносила со сладким замиранием сердца.
Апеллятивная (директивная) функция
Соответствует получателю сообщения, на которого ориентируется говорящий, пытаясь тем или иным образом воздействовать на адресата, вызвать его реакцию. Грамматически это часто выражается повелительным наклонением глаголов (Говори!), а также звательным падежом в архаичных текстах (человече, сыне), например в молитве на церковнославянском : «Отче наш, иже еси на небеси …Хлеб наш насущный даждь нам днесь.»
Фатическая функция (контактоустанавливающая)
В языке для этих целей имеется большое количество фраз-клише, которые используются при поздравлениях, в начале и конце письма, причем они, как правило, не несут буквальной информации.
«Дорогой сэр! Я считаю, что вы подлец и негодяй, и отныне порываю с вами полностью и окончательно.
С уважением, Ваш мистер Пампкин.»
Часто, когда мы не знаем, о чём говорить с человеком, но молчать просто неприлично, мы говорим о погоде, о каких-либо событиях, хотя нас они могут и не интересовать.
Мимо нас к реке идет односельчанин с удочкой. Мы обязательно скажем ему, хотя это очевидно: «Что, на рыбалку?»
Все эти фразы легко предсказуемы, но их стандартность и легкость использования позволяют установить контакт и преодолеть разобщенность.
В одном из её рассказов есть прекрасный образец фатической беседы двоих влюбленных, которым слова практически не нужны.
Наименее болтливы в этом отношении индейцы чинуки. Индеец мог прийти в дом к другу, посидеть там и уйти без единого слова. Уже сам факт, что он потрудился прийти, был достаточным элементом общения. Не обязательно беседовать, если нет нужды что-либо сообщать. Налицо отсутствие фатического общения.
Метаязыковая функция
Соответствует коду, т.е. предметом речи служит сам код. Это язык о «языке». Метаязыковая функция предполагает проверку канала связи, выясняется, понятен ли язык, особенно в разговоре с иностранцами. При этом часто прибегают к толкованиям слов и выражений («Вы понимаете, что я имею в виду?», «Что вы хотите сказать?»). Метаязыковую функцию выражают, например, вводные клише: «так сказать», «как говорят хиппи». Кавычки тоже отражают эту функцию. Эта функция реализуется в высказываниях о языке, лекциях по языкознанию, в грамматиках, словарях и т.д.