Что такое сведение и мастеринг

Введение в мастеринг звукозаписей

Формально, мастеринг — это процесс подготовки и переноса записанной фонограммы на какой-либо носитель для последующего тиражирования. Традиционно, мастеринг был процессом переноса записей с магнитной ленты на мастер-диск на фонографическом станке для дальнейшего производства виниловых пластинок. Запись в буквальном смысле нарезалась на лаковой основе тончайшим резцом, кстати, именно отсюда взялся термин про «нарезку» компакт-дисков. Станок был очень дорогостоящим и далеко не все даже крупные студии могли позволить себе нарезать диски самостоятельно на своем оборудовании.

Кроме этих чисто технических лимитов, нужно ориентироваться на «средний проигрыватель» — тяжело объяснить покупателю, который принес диск обратно в магазин с претензией «не звучит», что это не изготовитель виноват, а стоит улучшить домашнюю технику и немного заняться акустикой помещений — это бизнес, нельзя «подставлять» производителя проигрывателей и рабочих, делавших последний ремонт у этого покупателя.

Добавляем ко всей этой мешанине причин неприспособленность микшерных комнат большинства студий для мастеринга в плане контроля и психологическую невозможность звукорежиссеров делать мастеринг самим — много часов достигая максимально «того самого» звучания, очень трудно будет потом его осознанно портить, подгоняя под все технические требования.

Все эти и многие другие причины привели к появлению отдельных мастеринг-домов и профессии мастеринг-инженера — человека с хорошим слухом и обширным опытом работы, профессионального искателя компромисса.

С появлением CD-DA, станок был заменен АЦП и записывающим устройством, а болванку для штампования стали изготавливать цифровым способом. Формат CD снял большинство технических ограничений винила, CD-записывающие устройства уже более чем доступны. Многие студии стали отказываться от услуг мастеринг-домов, в основном, по экономическим причинам, а те, в свою очередь, были вынуждены сильно снизить расценки, чтобы стимулировать приток заказов, а это опасно сокращением затрат на техническую часть.

Студия мастеринга

Очевидно, что студия мастеринга должна значительно отличаться от студии записи и сведения. В первую очередь — контролем, так как это последний рубеж перед тем, как запись пойдет в продажу, когда еще можно обнаружить брак. С другой стороны, контроль в студии мастеринга должен быть максимально приближен к тем аппаратам и условиям, в которых предположительно будет прослушиваться запись, поэтому обычно в мастеринг-студиях стоят как минимум 3 пары мониторов — основные высококачественные, малые высококачественные и так называемый cheap-котроль (иногда называют еще шит-контролем), то есть нечто, радикально отличающееся от первых двух, но наиболее близкое к «средней системе». Если студия предназначена не только для мастеринга дисков, то набор мониторов может быть еще больше.

Еще первое, что привлечет внимание не знакомого с мастерингом человека — отсутствие огромной студийной микшерной консоли, каналов на 96, которая для многих является символом большой и хорошей студии — в мастеринговых студиях микшерный пульт если и ставят, то небольшой, размеры помещения также более скромные.

Зато на мастеринговых студиях в изобилии различные приборы финальной обработки звука — эквалайзеры и компрессоры, несколько видов генераторов дитера (специальный шум, добавление которого к цифровой записи минимизирует шумы квантования, делая запись более приятной на слух).

Процесс современного мастеринга

В последние годы, с быстрой миграцией музыки с больших дорогих студий с высококвалифицированным персоналом на маленькие «артистические», основанные на DAW (digital audio workstation, цифровая звуковая рабочая станция) студии, процесс традиционного мастеринга стал меняться. Многие из студий хорошо подходят для создания и записи музыки, но они обычно не приспособлены для точного сведения, из-за акустического оформления, техники или персонала (любая комбинация перечисленного). В результате мастеринг-студии все чаще стали сталкиваются с треками, которые хорошо звучат в музыкальном смысле, но акустически не сбалансированы, например, слишком низкий по уровню вокал или «гудящий» бас. В таких случаях мастеринг-инженер моментально попадает в серию компромиссов, потому что все уже смешано: если поднять вокал многополосной динамической обработкой, то гитарная партия в том же диапазоне тоже вылезет, точно также если прибрать гудящий бас эквалайзером, то бочка уйдет вместе с ним. Чем больше ошибок присутствуют в принесенном миксе, тем больше компромиссов возникает.

Разработанное и быстро освоенное индустрией в 2005 году решение этой проблемы — деление микса на четыре или больше частотных диапазона. Артист/звукорежиссер приносит трек на мастеринг в виде нескольких синхронизированных треков (файлов), названных делениями (separations), каждое деление — это отдельная группа инструментов, таким образом мастеринг-инженер может изменять сведение без компромиссов. Дополнительные преимущества этого метода — не нужны «альтернативные» миксы, не нужны дорогостоящие дополнительные сессии «вспоминания» микса или ремикса — потому как миксы больше не отвергаются студией мастеринга. В принципе любой относительно «близкий» микс может быть вылечен и улучшен, к тому же конечный продукт обычно звучит чище и детальнее за счет, кроме всего прочего, микширования на оборудовании более высокого класса с мастеринговым студийным клоком с низким джиттером.

Возможный недостаток метода — слишком много свободы для мастеринг-инженера для изменения микса — например, относительная громкость гитары и вокала. Поэтому обычно предоставляется еще и копия оригинального сведения как ориентир для инженера, чтобы мастер наследовал исходные музыкальные пропорции. Тут стоит заметить, что при традиционном мастеринге эти пропорции очень часто меняются из-за компрессоров и/или лимитеров, особенно когда люди хотят получить «громкий» CD (к сожалению, очень распространенная практика, часто называемая «войной громкости»). В экстремальных случаях микс может измениться весьма заметно — пики у инструментов с большим динамическим диапазоном будут срезаны, а мягкие партии будут усилены. Некоторые партии могут провалиться, а другие сильно подняться по громкости вокруг них, особенно если неверно применяются многополосные динамические процессоры.

Профессиональные мастеринг-инженеры имеют значительный опыт в балансировании эффектов увеличения громкости и полноты с сохранением наиболее близкого к оригиналу звучания — это область компромисса, которая требует тренированного слуха и значительного технического знания. Если прокрадется ошибка, то даже великий альбом, полный нетленок будет иметь качество «записано дома» против «куплено в магазине».

При мастеринге с делениями, когда громкость трека нежелательно увеличивается — можно это исправить без компромисса, так как основные музыкальные элементы обычно на разных треках. Может показаться, что это лучший способ всех времен и народов, повторюсь — могут быть проблемы в случае неопытного мастеринг-инженера, также не надо путать этот метод мастеринга со «сведением во время мастеринга».

Что такое сведение и мастеринг. Смотреть фото Что такое сведение и мастеринг. Смотреть картинку Что такое сведение и мастеринг. Картинка про Что такое сведение и мастеринг. Фото Что такое сведение и мастеринг

Непосредственно процедура

Процесс мастеринга сильно зависит от материала, обычно мастеринг включает в себя следующие шаги:

Пример возможных действий во время мастеринга:

Немного об уровнях

Несмотря на то, что производители записи не имеют возможности напрямую влиять на громкость воспроизведения их треков у конечного пользователя, все равно в недалеком прошлом с появлением CD была «война за громкость» — каждый старался, чтобы именно его компакт звучал наиболее громко при одинаковых настройках проигрывателя, правда, есть и объективная причина — уход от шумов.

В аудиопроизводстве принято измерять среднюю громкость в RMS — Root Mean Square (среднеквадратическое значение), чем больше значение RMS, тем громче звук.

Это параметр, наиболее близко отражающий восприятие громкости трека слушателем, но нет гарантии, что разные треки с одинаковым RMS будут восприниматься одинаково. Восприятие сильно зависит от частотного диапазона сигнала, насыщенности фонограммы.

Иногда, в погоне за RMS допускают незначительный клиппинг сигнала, однако в этом случае добавляются искажения и уменьшается панч.

Софт, подходящий для мастеринга

Мастеринг можно делать и без компьютера, но в современном мире наиболее разумно все-таки его применить. Это список профессионального софта и программно-аппаратных решений, предназначенных для мастеринга:

Полностью программные, думаю, в особом представлении не нуждаются, так как знакомы большинству читателей:

Статья не претендует на полноту, но надеюсь, что слово «мастеринг» стало более понятным для читателя, а в конечном итоге все решает опыт работы.

PS. На сладкое — цитата с одного профессионального форума: «Мастеринг в России придумал Субботин, чтобы разводить на деньги доверчивых артистов. И психовоздействие на артиста оказывается столь сильным, что результат продолжает артисту нравиться даже через достаточно большое время».

Источник

Что такое профессиональное сведение и мастеринг трека

06 октября, 2019

Что такое сведение и мастеринг. Смотреть фото Что такое сведение и мастеринг. Смотреть картинку Что такое сведение и мастеринг. Картинка про Что такое сведение и мастеринг. Фото Что такое сведение и мастеринг

Что такое сведение и мастеринг. Смотреть фото Что такое сведение и мастеринг. Смотреть картинку Что такое сведение и мастеринг. Картинка про Что такое сведение и мастеринг. Фото Что такое сведение и мастеринг

Что такое сведение трека?

Качественное звучание Вашего произведения – это полпути к успеху. И порой для того, чтобы добиться такого звучания, требуется вложить времени ещё больше, нежели чем на написание самой композиции. Так что если Вы уже прошли огонь, то теперь нам предстоит вода и медные трубы – сведение музыки. Что это такое, из каких этапов состоит процесс доведения записей до качественного звучания, какие существуют приёмы и особенности, мы рассмотрим в данной статье.

Итак, в программе обработки звука, у Вас есть некоторое количество звуковых дорожек. Обычно, каждая из них – это партии определенного инструмента, добавленные сэмплы или живые записи.

Что такое сведение и мастеринг. Смотреть фото Что такое сведение и мастеринг. Смотреть картинку Что такое сведение и мастеринг. Картинка про Что такое сведение и мастеринг. Фото Что такое сведение и мастеринг

Ключевые этапы сведения

Предлагаем рассмотреть процесс сведения и мастеринга музыки более детально. Начнём со сведения. Во-первых, советуем особо не заниматься регулированием громкости, панорамы, эффектов и прочего до данного этапа. Сначала сфокусируйтесь на творчестве, а со звуком разберётесь потом. Но вот у нас есть готовый музыкальный набросок, состоящий из разных дорожек – что с ним делать?

Первый этап – баланс

Первым этапом мы должны достигнуть “звукового дзэна”, то есть баланса громкости всех элементов. Здесь мы соотносим их между собой, понимая, какие хотелось бы выделить и сделать громче, вывести на первый план, а какие выполняют второстепенную, вспомогательную роль, или задают общую атмосферу. Восточная мудрость говорит о том, что дорожек множество, а Путь один. Это означает, что каждому – своя громкость.

Второй этап – панорамирование

На втором этапе, отрегулировав громкость, мы занимаемся определением расположения всех дорожек в виртуальном пространстве, то есть панорамированием. Обычно современные композиции записываются в стерео-формате (за исключением музыки к фильмам, играм или интерактивным шоу). Это означает, что Вам предстоит какие-то звуки оставить в центре, а некоторые слегка или полностью сместить вправо или влево. Когда элементы правильно размещены по пространству композиции, то каждый находится на своём месте, и они не забивают друг друга, то есть лучше различимы для слушателя. В целом, принято основной барабан, партии баса, лидирующий инструмент, а также вокальные записи, размещать по центру, в то время как остальным звукам находят место, отличное от центра.

Есть ещё специфика психоакустических эффектов, позволяющих, играясь с фазовыми сдвигами частот, смещать инструменты не только вправо или влево, но и «вниз» и «вверх» (посмотрите, к примеру, VST – плагин PSP Pseudostereo). Панорамирование – ключ к созданию объёмного звучания.

Третий этап – динамическая обработка

Третий шаг мы совершаем в сторону динамической обработки. Обрабатывая растения, порой их требуется «подкормить» витаминами, и они начинают расти и плодоносить. Также и с дорожками. Есть такие технологии в нашем распоряжении, как компрессор, флэнжер, хорус, фэйзер и другие. Все они являются эффектами, позволяющими достигать необычного, креативного или просто адекватного звучания инструмента.

Конечно, с каждым из них стоит быть аккуратным, ведь можно сделать звучание дорожки плоской или наоборот, избыточно объёмной. Компрессия позволяет выровнять звучание по громкости или создать эффекты, связанные с динамикой инструмента. Остальные вышеперечисленные эффекты построены на игре с фазами и частотами, позволяя добиться нестандартного и нелинейного проявления звучания.

Четвертый этап – эквализация

Как усилить полезное и отбросить ненужное в треке? Конечно, используя эквализацию. Это наш четвертый шаг. Эквалайзер – это устройство, позволяющее регулировать частоты обрабатываемого материала – поднять одни и заглушить другие. Нам необходимо убрать лишние призвуки, резонансы, а также избежать конфликтов, когда одни элементы могут частотно перекрывать другие.

Сейчас существуют отличные программы в формате VST-плагина (вроде TDR Nova), позволяющие осуществить задачу эквализации инструмента на автоматической основе. Плагин в течении нескольких секунд вслушивается в проигрываемую дорожку и автоматически корректирует негармоничные частоты. По опыту можем сказать, что очень много резонансов располагается в районе 500 и 800 Гц, 1-2, 4 и 6-8 кГц.

Пятый этап – пространство

На пятом этапе мы обсуждаем вопрос пространства и времени. Нет, речь ни о квантовой физике. Мы работаем с реверберацией, то есть формируем пространственный объём инструменту – он находится у нас в комнате, холле, храме, пещере, или, может быть, под водой? В то время, как эффект дилэя (delay), позволяет создавать эхо, то есть задержки во времени, которые могут быть произвольными или подчиняться ритму композиции. Этот этап крайне важен, так как позволяет «скрасить» инструменты, добавить им особого объёма.

Шестой этап – эксперимент

Крайний шаг в этапе сведения – это нелинейная обработка. Речь идёт о нестандартных, интересных эффектах, которые Вы можете регулировать ручками midi-клавиатуры по ходу пьесы. Так, может меняться пространство реверберации, панорама перемещаться то влево, то вправо и так далее. Экспериментируйте! Интересные эффекты всегда запоминаются и выделяют Вас из толпы.

Седьмой этап – коррекция

И, конечно, отметим, что после завершения одного этапа сведения, Вы можете возвращаться на время к предыдущим. Это происходит ввиду того, что, к примеру, наложенный эффект изменит его громкость, и её придётся регулировать повторно. Сведение – живой процесс, он обладает некоторыми алгоритмами, но всё же в центре него располагаетесь именно Вы.

Что такое сведение и мастеринг. Смотреть фото Что такое сведение и мастеринг. Смотреть картинку Что такое сведение и мастеринг. Картинка про Что такое сведение и мастеринг. Фото Что такое сведение и мастеринг

Что такое мастеринг?

Итак, что такое мастеринг трека и чем он отличается от сведения? Когда сведение готово, мы приступаем к финальной обработке аудио – файла, то есть работаем уже не с отдельными дорожками, а с готовым соединенным воедино материалом. Это и называется мастерингом, в ходе которого достигается должный уровень трека, приемлемый для выпуска на цифровых и физических носителях. Используются эффекты для мастеринга музыки. В большинстве случаев звукорежиссеры используют многополосный компрессор/лимитер, многополосный эквалайзер, психоакустический процессор или расширитель панорамы, плагин для дизеринга и другие эффекты. За мастерингом обычно обращаются к профессионалам, так как процесс требует определённых знаний, дорогостоящего оборудования и качественного помещения.

Но при большом таланте и опыте, мастеринг можно сделать и в домашних условиях.

Имеется специфика мастеринга треков, связанная со стилем музыки, а также носителем, на котором будет издан материал. Для цифровых продаж необходимо одно звучание, для виниловых пластинок – другое. Громкость и эквализация финального микса классической музыки значительно отличается от танцевальной электронной, и так далее. В центре внимания – среднеквадратическая громкость (RMS), то есть то, насколько громко звучит композиция.

В последние пару десятилетий она всё повышается и повышается, многие мастеринг – инженеры стараются сделать музыку звучащей настолько громко, насколько это возможно, что, к сожалению, сильно отражается на динамике и качестве композиций. В отличии от коммерческой музыки, на радио и телевидение данная проблема решена при помощи стандартов громкости, которая меряется параметрами True Peak и LUFS.
Есть также понятие пред-мастеринга, когда Вы доводите звучание до в целом приемлемого уровня при помощи компрессии или лимитера и косметических правок эквалайзером. Такой вариант оптимален для общего прослушивания или направления трека музыкальному лейблу.

Важные выводы

Для начала, советуем ориентироваться на качественные коммерческие записи, которые Вам нравятся (так называемые «референсы»). Сопоставьте частотный диапазон, громкость и другие параметры Вашей композиции и тех, на которые ориентируетесь. Набравшись опыта, можно прийти к собственному звучанию, уникальному и выделяющему из списка музыкантов.

Если Вы хотите глубже познать процесс, занимаясь с профессиональным преподавателем и получить сертификацию, то можете обратиться в Stereoschool, где предоставляются курсы сведения и мастеринга, а также помощи в доработке произведений и поддержке в написании и издании музыкальных альбомов.

Ждем вас на наших занятиях. Подарок каждому студенту – журнал о music production “Future Music”

Источник

Сведение и мастеринг звука – что это и зачем нужно

Запись инструментов и вокала на студии – это только первый шаг в создании песни. После подбора наиболее удачных дублей и тюнинга вокала трек отправляется на сведение и мастеринг.

О том, что это такое и для чего это нужно, мы расскажем в статье.

Основные этапы сведения звука

Упрощенно, сведение – это процесс микширования записанных дорожек и создание из них законченной песни с собственным характерным звучанием.

В процессе сведения можно выделить несколько основных этапов:

ВАЖНО! О записи и сведении

Не думайте, что сведение «все вытянет». Если запись изначально сделана некачественно, то и конечный результат будет плохим.

Инженер работает только с тем материалом, который у него есть. Он не сможет убрать клиппинг, поправить недотянутые бэнды и сделать яркой и четкой бубнящую гитару.

Поэтому, прежде чем отдавать записанный материал на сведение, убедитесь, что он звучит так, как вы задумали.

Подготовка к сведению

Прежде чем начать сводить трек, к этой работе необходимо подготовиться. Неважно, будете ли вы заниматься микшированием самостоятельно или наймете для этого профессионала. Описанные ниже действия в любом случае нужно выполнить.

Проверьте записанный материал.

Установка музыкального баланса

Хороший звукоинженер выстраивает каждый новый микс с нуля. Для этого он создает новый пустой проект в DAW, где задает темп песни и ее тональность. И только после этого начинает применять плагины и эффекты.

Перед началом работы выставьте все настройки громкости и панорамирования в нулевое положение. Этот процесс называется нормализацией. Обратите внимание, так нужно поступить со всеми инструментами. И солирующими, и выполняющими роль подложки. Нужный уровень громкости для каждой дорожки будет установлен на этапе динамической обработки.

ВАЖНО! Следите за уровнями

Проверьте, чтобы ни одна дорожка не перегружалась. Если нужно, понизьте уровень громкости на 3 – 12 дБ. Не бойтесь, что трек будет звучать тихо. На следующих этапах громкость будет увеличена.

Панорамирование инструментов

Вторым этапом сведения является расположение инструментов в виртуальном звуковом пространстве. Жестких правил панорамирования нет. Каждый звукоинженер решает это задачу по-своему. Но в современной музыке принято располагать бочку, бас и вокал по центру. Остальные инструменты разводят по каналам.

С помощью панорамирования звукоинженеры решают следующие задачи:

Более подробно о расположении звуков в виртуальном пространстве вы можете почитать в статье “Основы панорамирования. Расположение звуков в виртуальном пространстве“.

Эквализация и динамическая обработка

Главная задача эквализации – избежать частотных конфликтов. Например, чтобы бас и бочка звучали вместе, а не перекрывали друг друга.

Обратите внимание, эквализация нужна не для кардинального изменения частотного баланса, а лишь для подчеркивания нюансов в звучании композиции.

То есть эквалайзером вы лишь немного корректируете звук.

На рисунке ниже изображены примерные частотные диапазоны различных инструментов.

Что такое сведение и мастеринг. Смотреть фото Что такое сведение и мастеринг. Смотреть картинку Что такое сведение и мастеринг. Картинка про Что такое сведение и мастеринг. Фото Что такое сведение и мастерингЧастотные диапазоны музыкальных инструментов

ВАЖНО! О низкочастотных звуках

На этапе работы с эквалайзером у каждого инструмента уберите все частоты до 50 Гц (для баса – до 20 Гц). В этом диапазоне нет «полезных» звуков. Это позволит вам убрать все низкочастотные «артефакты» и избавит ваш микс от «грязи» и «бубнежа».

После эквализации проводится динамическая обработка компрессором и лимитером. С помощью компрессора производится корректировка динамического диапазона как отдельных инструментов, так и звучания всего трека.

Используя компрессор, звукорежиссер может сделать звучание резким и хлестким или, наоборот, мягким и грувовым.

При работе с компрессором нужно быть очень внимательным. Любая ошибка в настройках может полностью развалить микс или сделать его плоским и пережатым. Применять компрессор нужно осторожно и только там, где это действительно необходимо.

На этапе динамической обработки звука можно добавить модуляционные эффекты (хорус, тремоло, флэнжер, фэйзер, энвелоп фильтр и т.д.).

Формирование акустического пространства

Следующий этап сведения – пространственная обработка. Другими словами, создание объемного, живого звучания композиции.

Дело в том, что в реальности источники звука находятся от нас на различном расстоянии. Соответственно мы слышим их с определенной задержкой и несколько размытыми. Этот эффект нужно использовать при микшировании. Для этого применяются эффекты реверберации и задержки (дилея).

С их помощью вы формируете пространство и объем вашей композиции.

Никаких правил в применении пространствнных эффектов не существует. В разных жанрах музыки они используются в разном соотношении. Например, в ambient ревер нередко выкручивают на максимум. В то время, как в экстремальных жанрах рок-музыки ревер почти не используют.

Во многих DAW существуют готовые пресеты реверберации и дилея. На первых порах лучше использовать их.

Артистическая обработка

Последним шагом сведения является артистическая обработка композиции.

На этом этапе происходит работа с художественными нюансами, добавляются разные «фишки» для украшения трека. Например, «пинг-понг» дилей для гитары или эффекты вамми и дисторшна на вокале.

На этом этапе все зависит от вашего вкуса и фантазии. Но не стоит переусердствовать, потому что лишние эффекты могут испортить композицию.

Что такое мастеринг?

После сведения трек отправляется на мастеринг.

Основная цель мастеринга – финальная обработка готовой композиции и ее подготовка к тиражированию на физических и цифровых носителях. На этом этапе создается мастер-копия трека.

До наступления цифровой эры треки мастерились под стандарты звучания виниловых пластинок и аудио-кассет. Сегодня мастеринг делается с учетом требований интернет-площадок. Например, для корректной работы в iTunes треки мастерятся с некоторыми нюансами.

На этапе мастеринга звукорежиссер добавляет последние штрихи в музыкальное полотно. Это может быть обработка плагинами для эмуляции аналогового звучания, подъем или понижение громкости.

Заключение

Сведение и мастеринг – это по большому счету творческий процесс. Нет единых стандартов для любой композиции. Вы можете свести и отмастерить трек вопреки всем устоявшимся нормам, если того требует художественный замысел.

Поначалу лучше всего работать по референсам, копируя стиль и звучание ваших любимых артистов. Разобравшись в процессе, вы уже сможете самостоятельно выстраивать микс.

Ниже представлено видео, в котором наиболее понятно показано, как сведение и мастеринг влияют на конечное звучание песни.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Что такое сведение и мастеринг. Смотреть фото Что такое сведение и мастеринг. Смотреть картинку Что такое сведение и мастеринг. Картинка про Что такое сведение и мастеринг. Фото Что такое сведение и мастеринг
Что такое сведение и мастеринг. Смотреть фото Что такое сведение и мастеринг. Смотреть картинку Что такое сведение и мастеринг. Картинка про Что такое сведение и мастеринг. Фото Что такое сведение и мастерингЧто такое сведение и мастеринг. Смотреть фото Что такое сведение и мастеринг. Смотреть картинку Что такое сведение и мастеринг. Картинка про Что такое сведение и мастеринг. Фото Что такое сведение и мастеринг