Что такое сверстник ровесник наперсник
Значение слова «сверстник»
Источник (печатная версия): Словарь русского языка: В 4-х т. / РАН, Ин-т лингвистич. исследований; Под ред. А. П. Евгеньевой. — 4-е изд., стер. — М.: Рус. яз.; Полиграфресурсы, 1999; (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека
СВЕ’РСТНИК [сн], а, м., чей и кого с кем. Человек одинакового с кем-н. возраста, однолеток. Мы с ним сверстники. Его с. Мой с. [От «верста», означавшего встарину также «возраст».]
Источник: «Толковый словарь русского языка» под редакцией Д. Н. Ушакова (1935-1940); (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека
све́рстник
1. человек одинакового с кем-либо возраста; ровесник ◆ Сверстники мои переженились, разъехались, и я фактически был один. А. Н. Рыбаков, «Тяжёлый песок», 1977 г. (цитата из НКРЯ)
2. перен. устар. человек, равный с кем-либо по званию, положению, стажу работы и т. п. ◆ Последний оказался его знакомым по Петербургу и чуть даже не сверстником по службе в другом ведомстве. Г. П. Данилевский, «Беглые в Новороссии», 1862 г. (цитата из НКРЯ)
Делаем Карту слов лучше вместе
Привет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать Карту слов. Я отлично умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!
Спасибо! Я стал чуточку лучше понимать мир эмоций.
Вопрос: ставок — это что-то нейтральное, положительное или отрицательное?
Чем же отличаются сверстники от ровесников? Об этом мы поговорим в статье.
Происхождение слова «сверстник»
Вам будет интересно: Площадь боковой поверхности правильной призмы треугольной, четырехугольной и шестиугольной
Если со сверстниками мы разобрались, то теперь примемся за ровесников.
И в чем же отличие?
Хотя, подождите. Разницу можно найти в значении. Ведь у слова «сверстник» их два.
Положение обязывает
Если обратиться к толковому словарю, то мы увидим подтверждение данных слов. Раньше так именовали человека, равного с кем-либо по званию и положению.
Вот в чем разница между сверстником и ровесником.
Много сверстников
В институте ситуация иная. Порой, в группе учатся «разношерстные» студенты. Здесь можно встретить и ровесников, и тех, кто на пару лет старше или младше.
Морфемный состав
Теперь обратимся к ровеснику. И что мы видим:
Фонетический состав
А теперь побеседуем об их фонетическом составе. Начнем, пожалуй, с ровесника.
А что со сверстником делать? С ним по той же схеме работаем.
Составляем предложения
А теперь, после всех разборок, немного передохнем. И составим предложения со словом «сверстник». О синонимах не забудем тоже.
Они ровесники, найдут темы для обсуждения;
В кругу моего общения нет ровесников;
Мы с тобой одногодки, ты в курсе?
Мы с Татьяной одних лет;
Эти ребята с одного года.
Вот такие предложения у нас получились. Глядишь, в разгар учебного года, пригодятся школьникам. Голову ломать не надо, взял и написал.
Подводя итоги
Теперь читатели знают, откуда произошли эти названия. Отличий, как выяснилось, между ними нет. Разве что, у слова «сверстник» два варианта значения. И то, второй считается устаревшим.
Повзрослев, мы не часто сталкиваемся со сверстниками. В окружении появляются люди, более старшие или младшие по возрасту. А ровесники остаются где-то там, в стенах школы, и иногда, университета.
Значение слова «ровесник»
Источник (печатная версия): Словарь русского языка: В 4-х т. / РАН, Ин-т лингвистич. исследований; Под ред. А. П. Евгеньевой. — 4-е изд., стер. — М.: Рус. яз.; Полиграфресурсы, 1999; (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека
РОВЕ’СНИК, а, м., чей или с кем. Человек одинакового возраста с кем-н. Он мой р. Мы с ним ровесники. Ровесники годами, близкие родственники, они почти никогда не разлучались. Тургенев.
Источник: «Толковый словарь русского языка» под редакцией Д. Н. Ушакова (1935-1940); (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека
рове́сник
1. человек одинакового возраста с кем-либо, сверстник
Делаем Карту слов лучше вместе
Привет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать Карту слов. Я отлично умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!
Спасибо! Я стал чуточку лучше понимать мир эмоций.
Вопрос: рецептурный — это что-то нейтральное, положительное или отрицательное?
Ассоциации к слову «ровесник»
Синонимы к слову «ровесник»
Предложения со словом «ровесник»
Цитаты из русской классики со словом «ровесник»
Сочетаемость слова «ровесник»
Понятия, связанные со словом «ровесник»
Искусство — форма творчества, способ духовной самореализации человека посредством чувственно-выразительных средств (звука, пластики тела, рисунка, слова, цвета, света, природного материала и т.д.)Американский поэт и исследователь инвалидности Джим Феррис считает, что люди с ограниченными возможностями в своем литературном творчестве стремятся описывать не саму инвалидность, а своё восприятие мира. При этом, по его мнению, не бывает двух инвалидов с одинаковым опытом и восприятием мира, из чего проистекает.
Правильное написание
Нужно запомнить, что слово «ровесник» пишется без буквы «т». Точно так же следует писать и его женский род — однокоренное «ровесница».
Непроизносимый согласный
Многие допускают ошибку из-за орфограммы непроизносимого согласного звука в корне. В ряде слов русского языка между двумя гласными присутствует сочетание согласных «-стн-«, причём при произношении согласный звук «т» практически не слышится, что и вызывает путаницу. К примеру, к таким словам относятся:
Но наличие непроизносимого согласного в корне можно проверить подбором другой формы этого же слова или другого родственного слова, где этот согласный произносится очень чётко и ясно. То есть: местность — место, областной — область, участник — участие, крёстная — крест, честный — честь, страстный — страсть. Некоторые исключения невозможно проверить этим способом. К примеру, «лестница»: для него проверочным будет «лесенка», но здесь нет непроизносимого согласного, хотя в самом слове пишется буква «т». Эти случаи просто нужно запомнить.
Существуют также и слова, в которых нет непроизносимого согласного в корне. В них легко допустить ошибку и поставить в их середину букву «т». К ним относятся:
Их тоже можно проверить, подобрав к ним их другую форму или родственное слово: чудесный — чудесен, чудеса; вкусный — вкус, вкусен; ужасный — ужас, ужасен; небесный — небеса; интересный — интересен, интерес; словесник, словесность — старинное «словеса».
В редких случаях проверить написание невозможно: подобные исключения тоже необходимо запомнить.
Разбор по составу
Подобным образом следует разобрать по составу и существительное «ровесник»: поняв, как оно образовано и из каких частей состоит, можно определить и то, почему оно так пишется.
Кроме того, следует знать, что «ровесник» — это одушевлённое существительное мужского рода и второго склонения. Оно состоит из восьми букв (трёх гласных и пяти согласных) и трёх слогов, ударение падает на второй слог (гласную букву «е»).
Происхождение и значение
Истоки правописания можно найти и в этимологии. Согласно этимологическому словарю Крылова, происхождение слова «ровесник» связано с прилагательным «ровесный», то есть «равный по годам». В некоторых источниках говорится, что оно происходит от слова «весна», ведь в старину Новый год начинался 1 марта, поэтому свой возраст люди считали не по годам, а по вёснам. Следовательно, ровесник — это равный по годам (по вёснам) человек.
Помимо этого, можно встретить объяснения, что это существительное происходит от слова «вес» — «равновесный». Это означает, что ровесник — равный по весу, а не по вёснам, человек.
Из этого следует, что проверочные слова «ровесник» — «весна» или «вес». По этому же принципу можно проверить и его синонимы «сверстник» и «сверстница», чтобы не ошибиться и не написать «сверсник» или «сверсница». Оно восходит к общеславянскому «верста», которое в старину служило мерой не только расстояния, но и возраста. В нём отчётливо слышится звук «т», поскольку следующим за ним стоит гласный звук. С помощью такой проверки можно написать правильно: «сверстник».
Между этими двумя синонимами — «ровесник» и «сверстник» — нужно видеть отличие и не путать их: в одном из них не пишется непроизносимая согласная буква «т», в другом — пишется.
Тем не менее во многих источниках указывается, что слова «ровесник» и «сверстник» являются словарными и, соответственно, исключениями. В настоящее время считается, что они не состоят в родстве с существительными «весна», «вес» и «верста». Ведь язык крайне изменчив, и лексическое значение тех или иных слов тоже со временем меняется с течением человеческой жизни: сейчас уже никто не считает годы по вёснам и не использует «версту» в значении меры возраста.
Однако исключительно для запоминания можно использовать мнемонику, соотнося их с этими проверочными словами. Другими проверочными для «ровесник», позволяющими легче запомнить правописание, могут быть «ровный», «ровня», «ровен», в которых тоже нет буквы «т».
Примеры использования
Зная, в каких предложениях используется слово, можно лучше понять его лексическое значение и, следовательно, правописание. Несколько примеров словоупотребления:
Неправильные варианты
Следует внимательно посмотреть на неправильное написание, чтобы видеть разницу между правильным и неправильным вариантами и впредь не допускать ошибок. Неправильные варианты не встречаются в книгах, литературе и других источниках, поэтому выглядят крайне непривычно. Итак, ни в коем случае нельзя писать следующим образом:
Полезные мелочи
1. Запомним во что бы то ни стало
И все-таки именно правописание заботит учителей русского языка больше всего. Знать орфографические правила и уметь их применять, как всем известно, недостаточно. Очень уж много исключений, словарных слов. Ученики должны узнавать «опасные» слова и помнить, как именно надо их писать. С помощью смешных стишков, экскурсов в историю языка, мнемонических фраз мы, если можно так выразиться, апеллируем к сознанию наших подопечных. Но как им хочется писать, не задумываясь, автоматически – и правильно! Мы помогаем им запоминать: пишем трудные слова на доске, выделяем размером и цветом важные буквы – включаем зрительную память. А опытные учителя, и не только в начальной, но и в средней школе, не пренебрегают и слуховой памятью, скандируют по нескольку раз трудные слова сами и вместе с классом – хором. Утрированная артикуляция с выговариванием даже непроизносимых согласных тоже поможет грамотному письму. А чтобы запомнить, как пишется выражение во что бы то ни стало, к скандированию прибавим еще отбивание ритма: ; произнесем слова внятно хором, хлопая в ладоши.
2. Кто как растет
Слова сверстник и ровесник можно разучивать по-разному. Обратившись к этимологическим словарям, расскажем детям, что оба эти слова образованы с помощью суффикса -ик от исчезнувших прилагательных со значениями, соответственно, одинаковый по возрасту и одинаковый (ровный) по годам; но дальние родственники их живут и здравствуют в современном языке. У слова сверстник это – существительное верста, а у слова ровесник – прилагательное ровный и существительное ровня. Слово весна ни в каком родстве с ровесником не состоит, но, честно предупредив об этом учеников, все же предложим им для запоминания глуповатые стишки – цель оправдывает средства.
Сверстник вырастет с версту.
Рос ровесник всю весну (на всю строчку – ни одной буквы т!).
3. Уж сколько раз твердили миру.
Безударные личные окончания глаголов – неиссякаемый источник орфографических ошибок. Учительский фольклор сохранил несколько вариантов зарифмованного перечня глаголов не на -ить, относящихся ко второму спряжению (как справедливо написал в нашу газету Виктор Михайлович Селезнев из Воронежской области, лучше избегать названия «глаголы-исключения», потому что дети в таком случае запоминают все наоборот: считают, что эти глаголы второго спряжения, но как исключения пишутся с гласными е и ю в окончаниях):
Гнать, дышать, держать, зависеть,
Видеть, слышать и обидеть,
А еще смотреть, вертеть,
Ненавидеть и терпеть.
Смотреть, терпеть, обидеть,
Зависеть, ненавидеть,
Видеть, слышать, гнать,
Вертеть, дышать, держать.
А вот Надежда Анатольевна Давыдова говорит, что некоторым детям и взрослым эти плохо зарифмованные строчки не помогают. Она в детстве навсегда запомнила перечень нужных глаголов, потому что учительница рассказала историю с двумя участниками. Один гонит, тяжело дышит, держит, обидит, другой слышит обиду, видит, зависит; первый вертит, смотрит; второй ненавидит и терпит.
4. Падежи – с пеленок
Иногда маленьким школьникам трудно запомнить названия падежей и принятый порядок их следования. Здесь тоже может помочь немудрящий стишок, в котором первые буквы слов – подсказка:
Иван родил девчонку,
велел тащить пеленку.
5. Не мытьем, так катаньем
Бывает так, что ученики, изучив правило, не перестают делать ошибки, при этом горячо уверяя, что «учили». Тогда полезно перейти к «методу косвенного запоминания»: учитель как будто перестает обращать внимание на больной вопрос, однако мягко, но настойчиво включает трудные слова на давно изученное правило в текстовые примеры при освоении совсем других тем.
Вот образцы примеров и заданий.
Утром над горным озером все еще ярко огоньки-звездочки горели.
Задание. Подчеркните буквы, обозначающие звук [о] в сильной позиции, одной чертой, в слабой – двумя. Последнее слово разберите по составу.
На западе отсверкали зарницы, а на рассвете разлилась над заливом румяная заря.
Задание. Подчеркните буквы, обозначающие звук [а] в сильной позиции, одной чертой, в слабой – двумя.
6. Перед тем как сварить.
В русском языке много слов с затемненным составом; ошибки в них неизбежны. Таково и слово предварительно. Ученики твердо пишут в его корне букву о и на вопрос учителя «Что же, это слово родственно слову вор?» не смущаясь отвечают: «Наверное. ».
Чтобы дети писали это слово правильно, Татьяна Николаевна Арбузина предварительно рассказывает такую историю.
Надоело людям, жившим в каменном веке, есть сырое мясо. Решили они его сварить и задумались: с чего начать? Оказалось, что нужно добыть огонь, найдя кремневый камень или сделав трут; собрать сухой хворост; изобрести посуду и т.д. То есть перед варкой еды необходимо произвести множество действий предвАрительных.