Что такое светская музыка
Жанры духовной и светской музыки
Давайте разберем некоторые жанры духовной и светской музыки. Для начала, дадим определения этим двум направлениям. Вы узнаете, что это такое и в чем отличие. После этого пройдемся по нескольким жанрам.
Духовная музыка
Духовная музыка предназначена для оздоровления души. Используются такие произведения в основном на службе в церквях. Поэтому некоторые ее еще называют церковной музыкой.
Вот небольшой список ее жанров:
· Литургия— пасхальное или рождественское богослужение. Исполняется хором, а также может дополнительно подключать отдельных солистов. Как правило в литургическую драму, вставлялись различные сцены событий со Священных писаний. Часто использовались элементы театрализации.
· Антифон— повторяющаяся музыка, исполняемая чередованием нескольких хоровых групп. К примеру, одни и те же стихи могут исполняться попеременно двум ликам. Антифоны бывают нескольких видов. Например, праздничные (по праздникам), степенные (воскресные), вседневные и так далее.
· Рондель— создавался на оригинальную мелодию в виде особой формы с очередным вступлением вокала на один и тот же мотив.
· Проприум— часть мессы, изменяющаяся в зависимости от церковного календаря.
· Ординариум— не измененная часть мессы.
Светская музыка
Светская музыка признана показать национальный характер различных культур. Описывался в основном главный образ и жизнь простого человека. Такое направление музыки было очень распространено среди бродячих музыкантов в средневековье.
Часто такие путники выступали при дворах королей, в замках феодалов и на улицах для простого люда. Среди музыкантов было много жанглеров, которые очень сильно нравились народу и знати.
Вот основные жанры светской музыки:
· Гильярда— выраженный ритмический рисунок с умеренно быстрым темпом. Может быть отдельной клавирной песней или частью инструментального цикла.
· Баллада— выше о ней мы говорили.
· Вильянсико— итальянская баллада с поэтическим текстом.
Теперь вы знаете, что такое жанры музыки, для чего нужны и какие они бывают. Мы рассмотрели лишь неполные списки определенных направлений и с неполным описанием.
Презентация по музыке на тему «Светская музыка» (7 класс)
Описание презентации по отдельным слайдам:
Тема урока Светская музыка. 7 класс
Вечные темы искусства и жизни Все искусства имеют единую основу – жизнь. Пока жив человек, он будет искать ответы на вопросы, что есть:
Прекрасное и безобразное
Любовь и ненависть
Вечные темы искусства и жизни Отношение к этим темам отображается в произведениях искусства, в том числе и в музыке. Но каждый из видов искусства живет по своим, определенным законам.
Светская музыка Наша русская культура развивалась несколько иначе, чем зарубежная. До своего расцвета она прошла очень большой путь развития. Началом русской музыки можно считать 9 век, когда появляются первые музыканты на Руси. Первые музыканты на Руси были скоморохи.
Светская музыка Вплоть до XVIII в. Светская музыка в нашем государстве не была профессиональной. Только с XIX в. русская музыка вступает на путь развития и во II четверти XIX в. наступает её расцвет. Опираясь на народную музыку и исторические события, русские композиторы создают национальную школу.
Светская музыка Основоположником русской классической музыки считается М. И. Глинка. Большое значение для русской светской музыки имело творчество музыкального сообщества, которое продолжало идею М. И. Глинки – сохранение и развитие русской национальной музыки.
Светская музыка Как называлось это сообщество? «Могучая кучка». Кто входил в «Могучую кучку»?
Балакирев М.А. (руководитель)
«Могучая кучка» Именно народные сказки, эпос, национальная история и народный быт становились источниками вдохновения для симфонических и вокальных произведений композиторов. Воплощением такого подхода стали оперы Бородина «Князь Игорь», Римского-Корсакова «Псковитянка», Мусоргского «Хованщина» и «Борис Годунов».
Светская музыка По способу исполнения музыкальные произведения подразделяются на: Вокальные и Инструментальные. А по условиям (месту) исполнения и восприятия на: Камерные и Симфонические
Вечные темы искусства и жизни Камерная музыка (от латинского camera-комната) начиная с XVI в. предназначалась для домашнего музицирования или для исполнения в небольших помещениях. Написанная для небольшого состава исполнителей, камерная музыка звучала в домашней обстановке или при дворах знатных вельмож
Светская музыка С середины XVIII в, активизируется светская концертная жизнь, свободная от влияния церкви. В творчестве венских композиторов-классиков – Гайдна, Моцарта, Бетховена и др. – сформировались классические виды инструментального ансамбля – соната, трио, квартет.
Светская музыка Инструментально-симфоническая музыка бывает: Программная Непрограммная
Светская музыка К программной музыке относятся произведения, написанные на какой-либо литературный сюжет, раскрывающийся в названии. К непрограммной музыке относятся – квартеты, квинтеты, сонаты, концерты, симфонии и др., не имеющие конкретных названий.
Светская музыка Разнообразны камерные вокальные и инструментальные миниатюры композиторов-романтиков XIX в. Ф. Шуберт, фортепианные песни без слов Ф. Мендельсона, каприсы Н. Паганини, вальсы, ноктюрны, прелюдии, баллады Ф. Шопена, романсы М. Глинки, пьесы П. Чайковского и многое другое. Слушание камерной музыки.
Курс повышения квалификации
Дистанционное обучение как современный формат преподавания
Курс повышения квалификации
Актуальные вопросы преподавания музыки в условиях реализации ФГОС
Курс повышения квалификации
Современные педтехнологии в деятельности учителя
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Номер материала: ДБ-123714
Не нашли то что искали?
Вам будут интересны эти курсы:
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.
Путин поручил не считать выплаты за классное руководство в средней зарплате
Время чтения: 1 минута
Росприроднадзор призвал ввести в школах курс по экологии
Время чтения: 1 минута
Учителя о ЕГЭ: секреты успешной подготовки
Время чтения: 11 минут
Учителям предлагают 1,5 миллиона рублей за переезд в Златоуст
Время чтения: 1 минута
В России утвердили новый порядок формирования федерального перечня учебников
Время чтения: 1 минута
Время чтения: 2 минуты
Подарочные сертификаты
Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.
Городские менестрели или восхитительные отроки? Какая светская музыка Средневековья дошла до наших дней
Вопреки распространенному мифу, светская музыка Средневековья — это далеко не только бродячие музыканты, более того, именно их произведения до нас практически не дошли. О том, какие записи средневековой светской музыки сохранились, рассказывает руководитель ансамблей Labyrinthus и Medievallica, худрук фестиваля средневековой музыки Musica Mensurata Данил Рябчиков.
«Светская музыка Средневековья была в основном музыкой бродячих музыкантов», — сообщает нам «Классическая музыка для всех: электронный путеводитель по истории музыки МГПУ». Схожего мнения, вероятно, придерживаются авторы фэнтези и сценаристы некоторых фильмов о Средневековье. В их произведениях музыкант в запыленной одежде входит в таверну с лютней наперевес и через какое-то время начинает играть и петь.
Читайте начало цикла статей
Не то чтобы такого не могло быть: среди документов средневековых городов можно найти немало запрещений для музыкантов играть на улице или в гостиницах и тавернах в вечернее и ночное время, ограничений для музыкантов на свадьбах или при входе в дома почтенных горожан. Значит, играли и в тавернах, а какие-то музыканты ходили (и бродили) между городами в поисках заработка. Вот только в рукописях X–XIV веков исполняемой ими музыки мы практически не найдем.
Секвенция Ноткера Заики (ок. 840–912) в исполнении Доминика Веллара и Ensemble Gilles Binchois
Сейчас, после 150 лет существования звукозаписи и почти 100 лет с изобретения микрофона, в эпоху ютуба и стриминга, уже сложно представить, что существовало время, когда далеко не вся музыка записывалась хотя бы каким-нибудь способом. Святой Исидор Севильский (ок. 560–636) считал, что «если в человеческой памяти звуки не удерживаются, то они погибают, поскольку записать их невозможно» («Nisi enim ab homine memoria teneantur soni, pereunt, quia scribi non possunt»). И даже после изобретения невменной нотации певцы и инструменталисты продолжали исполнять музыку по большей части наизусть, что порой вызывало сетования моралистов и музыкальных теоретиков. Так, неизвестный автор трактата «Диалога о музыке» (Dialogus de musica, ок. 1000) сокрушался, что «певцы посвящают более 50 лет своей жизни суете практики и изучения пения».
Один из самых ранних памятников западноевропейской нотации — прозула Psalle modulamina laudis, записанная переписчиком Энгилдео (Engyldeo), ок. 820–840
Невменная нотация в своем простейшем варианте появилась, вероятно, во второй четверти IX века. Но, несмотря на то что непрерывная история европейской нотации насчитывает уже более 11 столетий, между музыкой, существовавшей и звучавшей в то или иное время, и музыкой, записанной каким-либо вариантом нотации, существует разрыв. Для каких-то стилей и жанров он бывал невелик, для каких-то достигал гигантских размеров.
Почему музыке средневековых бродячих музыкантов не повезло с записью, мы поговорим несколько позже: для этого придется немного углубиться в историю изготовления нотных рукописей в Средневековье. А сейчас я бы хотел обратить ваше внимание на два других разрыва, которые существенно меняют для нас картину средневековой музыки.
Реконструкция профессора Сэма Баррета и ансамбля Sequentia метрических песен Боэция, сохранившихся в рукописи XI века
Ensemble Labyrinthus — Salve Symon Montisfortis, мотет из английской рукописи рубежа XIII–XIV веков. Реконструкция Данила Рябчикова
В итоге музыкальный мир, который ожидает найти в средневековых произведениях обычный слушатель или даже историк, знакомый с немузыкальными источниками XIII–XIV веков, может разительно отличаться от того, что они могут найти в «исторически информированных» записях.
Например, мы знаем, что существовали так называемые менестрельские школы — собрания профессиональных музыкантов, на которых происходил найм менестрелей, покупка инструментов, обучение новым песням и т. д. Мы знаем, что они проводились на Laetare — четвертое воскресенье Великого поста, в день, когда пост как будто прерывается и в литургии звучат интонации грядущего праздника Пасхи.
Мы знаем, что первая документально зафиксированная менестрельская школа состоялась в 1313 году в Ипре, а затем в 1318-м в Брюгге.
Мы знаем, что с 1360 по 1447 год они проводились регулярно и порой одновременно в разных городах, чаще всего на территории Фландрии и северной Франции, иногда — Германии. Мы знаем, что на эти собрания приезжали музыканты из Испании и Англии. Мы знаем, какие суммы города платили менестрелям и что делали, чтобы зазвать хороших иногородних и иноземных музыкантов. Но мы не знаем, увы, возможно, главного — каким же песням учились менестрели.
И это при том, что стать городским менестрелем означало для жонглера сделать неплохую карьеру. Ведь в Средневековье профессиональные музыканты чаще всего принадлежали к низшим слоям общества, а тут всё же стабильный заработок на уровне квалифицированного рабочего! И если уж музыка этих уважаемых профессионалов не сохранилась, что говорить об их более маргинальных коллегах?
Если вы запутались во всех этих менестрелях и жонглерах, то вы не одиноки. Средневековые авторы не руководствовались википедией и словарями, и сегодня их классификации профессий могут показаться странными. В эпоху раннего Средневековья всех представителей тогдашнего шоу-бизнеса обычно называли гистрионами (от лат. histrio, histriones), и лишь дополнительные уточнения могли объяснить, о ком именно шла речь — о музыканте, миме, актере или фокуснике.
Для времен Высокого Средневековья более характерен термин «жонглер» (старофр. jongleur, от лат. joculator): так в XII–XIII веках часто определяли именно музыкантов, но могли называть и актеров, и фокусников. Современное значение слово «жонглер», впрочем, окончательно получило лишь в конце XIX века. Кстати, словом «жонглер» в его латинском варианте (в форме Joculator Domini — «Жонглер Господень») называл себя святой Франциск Ассизский (1181/2—1226).
В середине XIII века зафиксировано применение слова «менестрель» по отношению к профессиональным музыкантам, а в XIV столетии оно уже будет одним из самых популярных обозначений музыкантов, состоящих на городской службе.
Слово «менестрель» происходит от лат. minister — буквально, служащий другому или другим. На латыни им и сейчас можно назвать, например, и официанта, и слугу.
Неудивительно, что на музыку таких маргиналов редко тратили столь дорогостоящую вещь, как рукопись.
До распространения в XV веке в Европе бумаги для рукописей использовался, как правило, пергамент. По крайней мере практически все дошедшие до нас музыкальные рукописи того периода — таковы. Для изготовления пергамента применялась кожа животных. Она тщательно вычищалась, вымачивалась и высушивалась, при этом ее сильно натягивали, так, чтобы она стала тоньше. Но всё равно редко когда из шкуры удавалось получить свыше четырех листов для рукописи большого формата.
Сама подготовка пергамента требовала немало времени и труда — разделка, вымачивание, сушка, отделка, плюс нужны были десятки, а порой даже сотни шкур животных. И это — только начало работы над рукописью! Затем изготовленные страницы отправлялись с скрипторий, где писцы разлиновывали их и заполняли текстом. В отсутствие электричества они могли трудиться только во время светового дня: при свечах это неэффективно и опасно. И лишь затем к работе приступали писцы, ответственные за музыкальную нотацию: большинство обычных писцов были недостаточно с ней знакомы. Поэтому порой до нас доходят рукописи без нот, но с оставленных для них местом. Нередко затем к работе приступали художники-миниатюристы.
Первая страница рукописи «Романа о Фовеле» (1317/18)
Средневековые музыкальные рукописи нередко представляли собой произведения искусства, и стоимость их во времена создания была, вероятно, просто сумасшедшей.
Может быть интересно
Тем удивительнее видеть средневековые рукописи со светской музыкой, созданные в небольших государствах, возникших во время Крестовых походов. Manuscrit du Roi / Chansonnier du Roi (Королевская рукопись / Королевский песенник, Bibliothèque nationale de France, Département des Manuscrits, Français 844) — один из главных памятников, донесших до нас музыку трубадуров и труверов, — был, вероятно, создан в Ахейском княжестве при Гильоме II де Виллардуэне , правившем в 1246–1278 годах.
Страница из рукописи Chansonnier du Roi c произведениями Li prince de le Mouree — князя Мореи, как иногда называли ахейского князя
Не скипетр и не держава были символами государственности для князя Ахейи, но рукопись со светской музыкой, которая ставила его государство на карту французской культуры. Ведь в Ахейе, как в Артуа, Лангедоке или Шампани, знали и пели светскую музыку на старофранцузском и староокситанском языках.
A chantar графини де Диа из Chansonnier du Roi, одна из нескольких дошедших до нас песен тробайриц (женщин-трубадуров), в исполнении Brigitte Lesne
Французские светские музыкальные жанры процветали и на Кипре в XIII–XV веках, в эпоху царствования там династии Лузиньянов. При короле Янусе (Жан II де Лузиньян, 1375–1432) был составлен Кипрский кодекс, или Туринская рукопись (Ms. Torino J.II.9), отразивший музыкальную практику кипрского королевского двора рубежа XIV–XV веков.
Рондо неизвестного автора Puis que je sui d’Amours loial servant из Кипрского кодекса в исполнении ансамбля Labyrinthus
Музыка труверов и трубадуров, французские лэ и рондо (с ударением на последний слог), мотеты XIII–XIV веков — тысячи дошедших до нас средневековых светских произведений — это прежде всего музыка дворцов и замков, а не таверн и городских площадей.
Впрочем, самые первые образцы европейской светской музыки донесли до нас не придворные, а монастырские источники IX–X веков. И монастырские же рукописи следующих трех веков сохранили многие десятки нотированных светских песен на латыни! Яркости их образов можно только удивляться.
Читайте также
O admirabile Veneris idolum в исполнении ансамбля Sequentia
А вот эта песня в нежнейшем переводе М. Л. Гаспарова:
Отрок, подобие прекрасной Венеры,
Всей чистоты людской затмивший примеры,
Бог да хранит тебя, Бог истинной веры,
Создавший землю, хлябь и звездные сферы!
Пусть не грозят тебе воры-лицемеры,
Пусть Клото выпрядет нить твою без меры!
«Храните отрока!» — молю не для вида,
А с сердцем искренним трех сестер Аида,
Клото, Атропу и ту, что Лахезида.
Будь тебе помощью Нептун и Фетида,
Когда ты пустишься по волнам Тезида!
Ах, уплываешь ты, горька мне обида:
Как буду жить, тебя потеряв из вида?
Кость материнская, земные каменья
Были материей людского творенья, —
Ах, не из них ли ты создан в день созданья,
Кого и слезные не тронут рыданья?
Без олененочка томлюсь, словно лань, я,
А ты лишь высмеешь все мои стенанья.
Тому, как же такие песни могли сочиняться, исполняться и записываться в средневековых монастырях, будет посвящен следующий рассказ.
Что такое светская музыка
Материалы к уроку 7 класс 3 четверть
Музыкальная драматургия – отражение музыкальных образов в движении, развитии, взаимосплетении и борьбе противоречивых начал (противоречий).
Способы развития музыки:
1. Повторение, повторы – трехчастная форма ( АВА), форма рондо (АВАСАДА), куплетная форма.
2. Варьирование – вариационная форма, сонатная форма (разработка, реприза).
Секвенция (от лат следование) – перемещение мотива, повторение последовательности звуков на разной высоте, в восходящем или нисходящем направлении.
Музыкальная культура развивалась во взаимодействии двух основных направлений: светского и духовного (церковного).
Светская музыка в своих истоках опиралась на народно-песенную, танцевальную культуру.
Духовная музыка всегда была связана с богослужением.
К сфере духовной музыки относят прежде всего вокальные или вокально-инструментальные произведения на тексты религиозного характера, исполняемые во время церковной службы
Написанная для небольшого состава исполнителей, камерная музыка звучала в домашней обстановке или при дворах знатных вельмож. Исполнителей, работавших в придворных ансамблях, называли камер-музыкантами. Постепенно камерная музыка стала исполняться не только в узком кругу знатоков и любителей музыки, но и в больших концертных залах.
Разнообразны камерные вокальные и инструментальные миниатюры композиторов-романтиков XIX в. К ним относятся песни Ф.Шуберта, фортепианные песни без слов Ф.Мендельсона, каприсы Н.Паганини, вальсы, ноктюрны, прелюдии, баллады Ф.Шопена, романсы М.И.Глинки, пьесы П.И.Чайковского и многое другое.
Камерная инструментальная музыка
И сейчас популярны этюды композиторов-романтиков, искусство которых проникает во все уголки человеческого сердца.
Лист стремился приблизить звучание фортепиано к звучанию оркестра. В его этюдах заложены принципы скрытой программности, образно-художественной живописной манеры изображения. Во времена Листа бытовало мнение о том, что многие этюды неисполнимы из-за их невероятной технической трудности.
Термин транскрипция (от лат. переписывание) означает переработку, переложение музыкальных проиведений. Транскрипции появились в XVI-XVII вв. как переложение нотных текстов для исполнения на других инструментах. В XIX в. транскрипции стали одним из наиболее популярных концертно-виртуозных жанров, имеющих самостоятельное художественное значение.
С одной из транскрипций русского композитора XIX в. М. Балакирева вы уже знакомы. Это фортепианная пьеса, написанная на тему известного романса М.И.Глинки «Жаворонок»
Лист боготворил музыку австрийского композитора Шуберта, видя в ней высшее выражение лирической поэзии в звуках. Среди фортепианных транскрипций Листа такие известные творения Шуберта, как «Лесной царь», «Серенада», «Форель», «Аве, Мария» и др.
Известный итальянский пианист и педагог Ферруччо Бузони (1866-1924) продолжил традицию создания транскрипций, оказав значительное влияние на развитие пианистического искусства Европы. В своих транскрипциях он, так же как и Лист, обращался к сочинениям многих композиторов.
Циклические формы инструментальной музыки
«Кончерто гроссо» А.Шнитке
Сюиты, инструментальные концерты, сонаты, симфонии относятся к циклическим формам музыки. К этим формам обращались как композиторы прошлого, так и наши современники.
Свой концерт композитор посвятил своим друзьям и первым исполнителям этой музыки скрипачам Гидону Кремеру и Татьяне Гринденко. «Сочиняя концерт, я не только слышал их, но и видел, как они играют. Их сценическое поведение доставляет слушателям и зрителям эстетическое наслаждение».
«Сюита в старинном стиле» А.Шнитке.
В 1-й половине XVIII в., когда клавирное искусство достигло своего расцвета, сюиты превратились в музыку для слушания. Их стали предварять прелюдии, в них включались инструментальные арии. Возникли сюиты, состоящие из программных пьес-картинок.
Во 2-й половине XVIII в., во времена Гайдна, Моцарта, Бетховена, сюита уже воспринималась как нечто старомодное. Хотя легкие развлекательные оркестровые сочинения венских классиков (дивертисменты, серенады) написаны в форме сюит, например знакомое вам «Рондо» из «Маленькой ночной серенады» В.А.Моцарта.
В XIX в. мода на сюиту возродилась. Русские композиторы XIX в. также сочиняли сюиты. Вам знакомы отдельные пьесы из фортепианной сюиты «Картинки с выставки» М.Мусоргского, симфонической сюиты «Шехерезада» Н.А. Римского-Корсакова, сюиты для оркестра «Моцартиана» П.И.Чайковского. У него же впервые появились сюиты из музыки балетов. Они стали звучать независимо от театра, как самостоятельные симфонические произведения. В XX в. возникли сюиты из кинофильмов.
— Г.П.Сергеева-Е.Д.Критская «Музыка» 7 класс;