Что такое свистулька у мальчиков
Интегрированное занятие «Птичка-свистулька»
Анжела Казибекова
Интегрированное занятие «Птичка-свистулька»
Познакомить детей с историей появления свистульки.
Познакомить детей с особенностями духовых музыкальных инструментов. Развивать ретроспективный взгляд на происхождение духовых музыкальных инструментов.
Развивать слух, творчество, чувство ритма в узоре, мелкую моторику.
Воспитывать любознательность, интерес к музыке и традициям.
Подводить к образной оценке готовых работ.
Словарь: духовые, музыкальные, свистулька.
Компьютер, деревянные и глиняные свистульки, ватные палочки, краски, политра.
Предварительная работа: рассказ детям «Волшебная синичка»
Ход занятия:
Дидактическая игра «Музыкальный мешочек»
Воспитатель: Дети, послушайте загадку и постарайтесь ее отгадать.
Птичку в руки я беру,
Тихо дую в неё «Ту-у-у».
Это птичка не простая-
А из дерева, расписная. (свистулька)
Воспитатель: Чтобы получить звук, в эти инструменты нужно дуть. Именно поэтому они и называются духовыми.
В давние-давние времена, когда человек еще не умел делать музыкальные инструменты, ему все-таки хотелось слышать музыку. Вот и приходилось древнему человеку извлекать звуки, дуя в морскую раковину, в камышовый стебель, в рога животных. Шло время, человек становился все более мудрым и умелым. Он научился делать духовые музыкальные инструменты из дерева и глины. Взгляните на эти две свистульки. Как вы думаете, какая из них сделана из дерева, а какая из глины? (Ответы детей).
Часто глиняные свистульки делают в виде каких-нибудь существ. Вот эта свистулька, сделана в виде птички.
Просмотр видеоролика (История игрушки – свистульки)
Свистулька — древнейший Русский народный духовой музыкальный инструмент. Появилась она очень-очень давно.
Длинными холодными месяцами женщины деревни собирались по большим избам, ставили перед собой корзину с глиной, а потом, не спеша, за разговорами да песнями лепили игрушки. В руках мастериц появлялись петухи и зайцы, собаки и медведи. С тех пор так и повелось – старшие женщины учили своих дочерей лепить игрушку.
Мастерицы делали игрушку из целого куска глины, долго ее перед этим размягчая. Затем лепили туловище животного, ножки, шею, головку.
Затем простой деревянной палочкой, заточенной на конце, делали два незаметных отверстия и обжигали игрушки в печи. Самое приятное занятие для мастериц – раскраска игрушек.
Как я уже отметила, по форме свистульки могли быть самыми разнообразными, но традиционно их лепят в форме птиц
Подвижная игра «Стайка»
Мы играем в стайку
Стайка, полетай-ка! (бежать на носочках по кругу друг за другом)
Полетели птички,
Птички – невилички. (размахивать руками, как крыльями)
Птички летают,
Сели птички на дорожку, (присесть, повернувшись лицом в круг,
Поклевали птички крошки: (стучать указательными пальчиками, как клювами, по полу)
Потом песенку споем» (встать лицом в круг)
Ти-ди-ди Ви-фи-фи, зи-си-си
Дыхательная гимнастика. Упражнение «Подуйка»
Цель игры: научить ребенка играть на деревозвучных инструментах; стимулировать развитие дыхательных путей, легких; снимать психическое напряжение. Научить воспроизводить контрастные степени громкости.
Воспитатель: Какой замечательный оркестр у нас с вами получился! А теперь я вам предлагаю разукрасить свистульку. Это не так сложно, как лепить её. Давайте внимательно посмотрим на свистульку (воспитатель показывает детям образец). Какую форму имеет голова?
Воспитатель: Какую форму имеет туловище свистульки?
Воспитатель: правильно ребята!
Пальчиковая игра «Птичка»
Разукрасим»Пптичку- свистульку»
— А сейчас, я вас всех приглашаю в нашу художественную мастерскую. Ребята, у вас у каждого в руках есть птичка– свистульки. Посмотрите наши птички белые и скучные, давайте превратим их в настоящие музыкальные расписные яркие игрушки! Подумали? А теперь приступайте к рисованию. Старайтесь, чтобы ваши работы были аккуратными. Не набирайте кисточкой много краски. Лишнюю воду с кисточки промакивайте о салфетку.
Воспитатель: Посмотрите, какие чудесные птички-свистульки у вас получились!
Вы сегодня не только узнали много нового об этих игрушках-забавах, но и научились их разукрашивать. Давайте организуем выставку и покажем ваши работы родителям. Я думаю, что им это очень понравится!
Спасибо за внимание.
— Мама, в деревню пришел бродячий торговец, — радостно рассказывал мальчик. — У него полный ящик свистулек. Есть овечки, есть коровки, а больше всего глиняных и деревянных птичек. Стоят всего копейку.
— Сынок, у нас нет денег даже на хлеб, осталась одна картошка, — ответила мама.
— Тогда я не пойду на праздник весны,—расстроился мальчик. — Все дети будут соревноваться в игре на свистульках, а я не смогу. Победитель получит большой пряник.
Мама улыбнулась и хитро спросила:
— А как же синичка, которую ты зимой спас от мороза? На празднике все дети будут отпускать птичек на волю, а кто отпустит нашу птичку?
— Цвинь-цвинь, — звонко пропела синичка на подоконнике. — Хорошо, — согласился мальчик. — Все покупают птиц у торговца, чтобы на празднике их отпустить, а у меня своя синичка есть.
На следующий день был праздник весны. Мама разбудила сына пораньше и вручила ему испеченного из теста румяного жаворонка.
— Мама, откуда ты муку взяла? — удивился мальчик.
— У соседки заняла, обещала ей летом огород прополоть, — ответила мать.
На празднике было весело. Все дети надели своих жаворонков на длинные палочки и с пригорков подбрасывали их как можно выше к солнышку.
Потом жаворонков съедали, но не целиком. Головку жаворонка надо было оставить для домочадцев или для домашней скотины, чтобы к ним пришло здоровье и благополучие. Мальчик оставил для своей мамы половину жаворонка. Когда испеченные жаворонки были съедены, а живые птички выпущены на волю, наступила очередь музыкальных состязаний, песен и хороводов.
Первыми состязались в игре на свистульках дети. Ярко раскрашенные глиняные и деревянные свистульки нежно звенели и резко свистели. Дети старались подражать птичьим трелям. Мальчик побрел прочь.
— Цвинь, цвинь, — вилась над ним его синичка.
— Лети в лес, ты теперь свободна, — махнул мальчик рукой.
Но синичка не улетела, а села на плечо мальчика. Он хотел взять птичку и подбросить ее в воздух, но вдруг увидел, что в его руке не живая синичка, а глиняная свистулька. Синенькая, с желтым цветком на грудке и с черными глазками. Сбоку на ней, как и положено, было несколько дырочек, а в хвостике отверстие для вдувания воздуха.
Крепко зажав свистульку в руке, мальчик побежал обратно на праздник.
Вечером он рассказал маме:
— Моя свистулька пела, как настоящая синичка. Меня все время просили играть на ней. Дали большой пряник, а еще вот это.
Мальчик разжал ладошку и показал медную монетку.
— А где же твоя чудо-свистулька? — улыбнулась мама.
— Это была не чудо-свистулька, а чудо-синичка. Когда я подошел к нашему дому, глиняная птичка вдруг ожила в моей руке, вспорхнула и улетела.
— Синичка отплатила тебе добром за добро, — задумчиво проговорила мама.
Спасибо за внимание.
Интерактивная игра «Один лишний». Из четырёх инструментов нужно выбрать лишний, не отвечающий признакам оставшихся. нтерактивная игра «Один лишний» поможет ребёнку закрепить классификацию музыкальных инструментов и их названия в игровой форме. В игре.
История одного предмета: игрушки-свистульки
Бытуя с древнейших времен, игрушка занимала большое место в жизни любого общества. Ведь именно с игрушки начинается познание мира человеком.
Свистулька – одна из очень старых, повсеместно и широко распространенных игрушек, превращающихся в умелых руках в музыкальный народный инструмент. Форма свистулек разнообразна: птицы, лошади, собаки, кошки и другие животные.
На Руси свистульки появились не позднее X века. Они представляют сбой сочетание простейшего музыкального инструмента (свистка-гудушника, свистка-сопелки) и скульптурного изображения какого-либо зооморфного, а возможно, и мифологического персонажа. Лепилась такая игрушка на пальцах из одного куска глины. Основное искусство мастера заключалось в создании ее полой звуковой части – свистка. Секрет чистого и насыщенного звука зависел от ряда причин и, прежде всего, от правильного расположения воздуходувного канала в мундштуке и находившегося под ним отверстия для выхода части воздуха.
Удивительное дело, но, пролежав сотни лет в земле, эти игрушки и сегодня поражают звонким и объемным звучанием, значительно отличаясь от своих современных аналогов. Причем в зависимости от размера полой части игрушки звук мог быть высоким пронзительным или более низким басовитым.
В древности звучащие глиняные изделия служили средством общения с духами и являлись предметами культов, участвуя в религиозных ритуалах. В языческие времена глиняная игрушка была магическим инструментом, способным вызвать ветер и вместе с ним дождь, отпугнуть нечистую силу. Однако этому нет прямых доказательств.
Археологические находки, включая самые ранние обнаруженные русские свистульки, являлись детской забавой. Они имели грубое оформление мундштука, плавающую интонацию и маленький диапазон, поэтому не могли быть инструментами для полноценного музицирования. Тем не менее, они участвовали в некоторых ритуалах, но именно в качестве игрушки, а не звучащего инструмента. Например, на вологодских свадьбах использовали игрушечных коней, зайцев и птиц из глины: их ставили на свадебный стол на подносе для сбора денег у гостей.
Есть версия, что игрушка переманивает на себя хворь. Возможно, свистульки выполняли обережную функцию – своим шумом и свистом они отгоняли от ребенка злых духов. Однако, на наш взгляд, основная функция детской свистульки – тренировка легких и артикуляционного аппарата ребенка. На это значение указывает их повсеместная распространенность и устойчивое бытование.
На Руси свистулька почти всегда сопровождала гончарный промысел. Любой горшечник мог сделать глиняный свисток, даже если производство глиняной игрушки не было обыкновением в данной местности. Веселый, звонкий свист и музыкальные трели глиняных соловьев всегда раздавались на всех ярмарках – сразу было понятно, куда идти за новой крынкой или макитрой. Свистулька привлекала к гончару покупателей.
Постепенно изготовление глиняной игрушки развивалось, к нему привлекались жены и дети мастеров. В некоторых промыслах производство игрушки обособляется от гончарного, обретает самостоятельность. И сегодня игрушка продолжает существовать даже там, где потребность в глиняной посуде исчезла вместе с умением обращаться с гончарным кругом.
Методическая разработка исследовательского проекта по музыкальному воспитанию дошкольников «Загадочная свистулька» Видео
Наталья Воротникова
Методическая разработка исследовательского проекта по музыкальному воспитанию дошкольников «Загадочная свистулька» Видео
Методическая разработка исследовательского проекта с старшими дошкольниками
«Загадочная свистулька«
2. (Слайды мини музея «Русская игрушка»)
3. (Слайды разных видов свистулек)
4. (Слайды заготовок свистулек)
5. (Слайды изготовления свистулек)
1-я девочка: Как же и почему звучат свистульки?
Оказывается их можно разделить на несколько групп:
-Свистулька с внутренней полостью,
— фигурка с прилепленным свистком и
— водяная свистулька.
В первом случае сама игрушка формируется вокруг полости, причем, чем больше у неё места внутри, тем ниже звук, а чем меньше — тем выше, звонче. И, наконец, водяная свистулька дает переливчатую трель, если в нее налить воды.
Мы предлагаем посмотреть видео, познакомиться со звучанием свистулек.
1. Свистулька глиняная.
2. Свистулька трелевая водяная.
3. Свистулька деревянная.
(Показать свистульки в живую во время просмотра видео)
6. (Слайды свистулек)
(Наливают воду в свистульку и показывают как она звучит)
7. (Экран настраивается для видео оркестровки)
(На экране оркестровка, дети играют на свистульках, зрители хлопают)
Дидактическая книга «В гостях у Григория и Аксиньи». Методическая разработка по патриотическому воспитанию дошкольников Дидактическая книга «В гостях у Григория и Аксиньи» Одной из важнейших задач, реализацию которой необходимо начинать с дошкольного возраста,.
Книга как продукт познавательно-исследовательского проекта Процесс приобщения к чтению детей раннего возраста будет осуществляться успешно, если использовать нетрадиционные методы, приемы и современные.
Методическая разработка детского проекта на тему: «Я хочу здоровым быть!» ФИО автора: Алтаева Ирина Александровна. Должность: воспитатель. Место работы: структурное подразделение «Детский сад № 70» ГБОУ ООШ № 23.
Методическая разработка на тему «Правовое воспитание дошкольников» «Правовое воспитание дошкольников» «Знать свои права и уметь за них бороться– значит, быть сильным. Уважать права других – значит, быть.
Методическая разработка проекта «Птицы — наши друзья» для детей 4–5 лет Методическая разработка проекта на тему «Птицы – наши друзья» для детей 4-5 лет Актуальность проекта: Мир, в котором мы живем, становится.
Методическая разработка «Сюжетно-ролевые игры в жизни старших дошкольников» Особое значение ДОУ придается предметно-игровой среде,т. к. основным видом деятельности ребенка является игра. Большое разнообразие игр детей.
Воспитание любви к родному краю у детей среднего и старшего дошкольного возраста «Маленькая Родина все равно большая, ведь она единственная». Ж. Ренар. Моя малая Родина… У каждого человека она своя, но для всех является.
Методическая разработка «Воспитание мультфильмами» ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ 1. Развитие логического мышления – для того, чтобы создать свой мультфильм, нужно продумать его сюжет, выбрать декорации,.
Методическая разработка «Зрительные гимнастики в стихах для дошкольников с нарушением зрения» Пояснительная записка ЗРЕНИЕ – самый мощный источник наших знаний о внешнем мире – пожалуй, одно из наиболее сложных, удивительных и прекрасных.
Конспект образовательной деятельности по краеведению в средней группе «Свистулька — народный музыкальный инструмент»
Надежда Щербакова
Конспект образовательной деятельности по краеведению в средней группе «Свистулька — народный музыкальный инструмент»
Цель: продолжать формировать интерес к музыкальному народному творчеству липецкого края.
Задачи:-воспитывать чувство гордости за земляков-народных умельцев;
-познакомить детей со свистулькой,как народным русским музыкальным инструментом,
-развивать художественные способности детей,
— познакомить с росписью романовских игрушек,свистулек.
-музыкальный центр;
-романовские игрушки,свистульки;
-фигурки игрушки-свистульки для росписи;
-краски,кисточки,баночки с водой,салфетки.
-Дети,я знаю,что вы любите слушать музыку,петь. А сегодня я приглашаю вас посмотреть музыкальную сказку,присаживайтесь поудобней,смотрите и слушайте!
(показ видеозаписи из передачи знакомство с русскими народными инструментами в «Спокойной ночи,малыши).
-Дети,а вы знаете где и кто делает такие красивые глиняные свистульки (ответы детей).
-Эти игрушки,свистульки делают наши земляки,они живут в селе Романово,совсем недалеко от нашего города Липецка. Самым первым мастером был Иван Федорович Гункин (показ фото).Мастер сам добывал глину,лепил игрушки,свистульки,затем обжигал их в специальной печи,чтобы они стали крепкими,покрывал глазурью и продавал на ярмарке,а на вырученные деньги кормил семью.
После него осталось много учеников,которые до сих пор делают глиняные игрушки. В селе,где живут мастера,открыт музей Романовской игрушки (показ фото музея).Эти игрушки побывали на выставке в разных странах,прославляя наш липецкий край,они были и в Китае,в Италии,Польше,эти игрушки можно увидеть на выставках в городе Москва,в Санкт-Петербурге. А мы с вами можем полюбоваться ими в нашем Липецком музее народно-прикладного искусства,расположенного на площади Авиаторов.
-Дети,как вы думаете,почему игрушки называют романовскими (ответы)
-Из чего сделаны они?
-Какие музыкальные народные инструменты вы знаете (деревянные ложки,балалайка,гармонь,бубенцы,колокольчики,дудочка).
-Зачем народ делал музыкальные инструменты?
-Да,эти инструменты помогали людям отдыхать после тяжелой работы,под их звучание можно было петь,плясать,просто слушать. А еще,раньше считали,что звуками свистулек можно вызвать дождь,ветер,изгнать злых духов из дома. И только врачи считают,что когда ребенок свистит,он развивает свои легкие,восстанавливает дыхание. В настоящее время,свистулька стала сувениром.
-Давайте сейчас поиграем с вами в игру «Что звучит»(за ширмой воспитатель играет на ложках,стучит в бубен,звенит колокольчиком,бубенцами и т. д.)Дети должны угадать и правильно назвать звучащий инструмент.
Воспитатель в конце игры обращает внимание детей на глиняную свистульку (показ образца).Каждая свистулька имеет свое звучание,которое зависит и от качества глины,а еще от количества дырочек на ней,чем больше дырочек,тем больше звуков она издает. Воспитатель предлагает поиграть на свистульках детям.
-Дети,давайте пройдем в нашу мастерскую,распишем наши вылепленные ранее игрушки-свистульки (из соленого теста).
-Чтобы игрушки были похожи на романовские,нужно расписывать их определенными красками. Это краски красного,желтого,синего,зеленого цвета. Мы будем рисовать с вами полоски,точки,елочки кончиком кисти (показ образца).
Воспитатель оказывает индивидуальную помощь детям.
-Какие красивые получились работы,давайте сделаем выставку романовской игрушки для наших родителей».
Всем спасибо за старание.
Фоторепортаж «Шоколадная выставка» Уважаемые коллеги,приглашаю вас вместе со мной посетить «Шоколадную выставку»,которая проходила в нашем замечательном городе Липецке. Выставка.
Кружок по интересам для детей средней группы «Народный умелец» КРУЖОК ПО ИНТЕРЕСАМ ДЛЯ ДЕТЕЙ СРЕДНЕЙ ГРУППЫ «НАРОДНЫЙ УМЕЛЕЦ» ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Программа работы кружка предусматривает ознакомление.
Мастерим свистульку из акации вместе с детьми
Кто не помнит душистые гроздья цветков акации? Этот сладкий аромат вызывает ощущение по-настоящему детской эйфории: лето, каникулы, смех и свист. А ведь было время, когда из каждого двора доносились писки, трели и кваканье этих незамысловатых свистулек из акации! Только кто же вспомнит, как их сделать? Оказывается, есть и инструкция, и фото, и видео. Как говорится, было бы желание.
Что такое эти свистульки, и кому они сегодня могут понадобиться?
Свистульки изготавливают из стручков-плодов древовидного кустарника желтой акации. Ее цветки со сладким запахом привлекают не только пчел со всей округи, но и цепкие ручки ребятишек. В конце июля — начале августа деревья дают плоды. Можно набрать целую горсть бобов разных размеров. Каждый из них в итоге будет звучать по-особому.
У современных детей, искушенных морем игрушек и всевозможных гаджетов, нет таких простых славных развлечений, которым когда-то посвящали свое свободное время их родители. Но это вовсе не означает, что их это не заинтересует. Мамам и папам нужно обязательно рассказывать о своем детстве, о забавах и игрушках тех лет. А почему бы и не смастерить вместе с ними свистульку из акации? Это не просто привьет интерес ребенка к простой и полезной игре, но и подарит родителям массу приятных воспоминаний.
Взрослому, который озадачился изготовлением свистульки из акации, нужно вспомнить все нюансы процесса и обязательно попробовать на практике, прежде чем научить этому мастерству ребенка. Дети часто бывают неуверенными в себе, бросают то, что у них не получается. Продемонстрируйте им процесс изготовления свистульки несколько раз, будьте терпеливы, проявляйте заинтересованность, делитесь воспоминаниями, приятными эмоциями, и у вас все получится!
Пошаговая инструкция
Чтобы вспомнить счастливые минуты детства многое не потребуется: умелые руки и дерево акации во дворе. Вот несколько шагов, следуя которым можно сделать такую свистульку:
Важно! Бытует мнение, что горошины акации ядовиты, но это не совсем так. Их химический состав изучен недостаточно, но известно, что после термической обработки, они становятся пригодны для пищи. Однако их вкус горький, что для людей абсолютно не привлекательно.
Внимание! Открывать нужно более выпуклую сторону стручка.
Как научиться свистеть
Свистулька из акации готова, но теперь пришло время овладеть навыком «игры» на ней. Острая часть помещается в рот под углом 90 градусов. Губами необходимо зажать место раскрытого шва. Теперь можно дуть. Извлечь звук получится не сразу и не у всех. Важные условия для художественного свиста:
Как видно из инструкции, нюансов немало. Объясните, что для всего нужна сноровка, даже для того, чтобы извлекать из свистульки звуки. Зато когда ребенок овладеет этим нехитрым искусством, то радости не будет предела. Уже через час знакомые дети будут мастерить свистульки и пищать с их помощью на все лады.
В процессе такой простой игры развивается и масса полезных личностных качеств, например, умение помогать другим, делиться. Наверняка во дворе найдется малыш, который сам не сможет сделать свистульку из акации. Пусть ваш гуру свистулек сделает ему парочку, это очень поднимает самооценку. Вот увидите, все гаджеты будут забыты, а дети начнут с удовольствием проводить летнее время на свежем воздухе, да к тому же развивать легкие.
А как Вы в детстве делали свистульки?