Что такое свободный диктант по русскому языку

ЧУДО-УПРАЖНЕНИЕ: СВОБОДНЫЙ ДИКТАНТ

В нашем сообществе мы уже обсуждали вопрос, как научить ребёнка писать изложение, рассматривали специальный алгоритм, некоторые наши читатели уже им воспользовались и прислали свои отзывы. Очень рада, что мои советы и приёмы помогают. Мы уже говорили о том, что изложение — это специальное речевое упражнение — письменный пересказ текста. Чтобы ему научить, нужно начинать с устного пересказа и письма по памяти (в 1-м классе), а во 2-м классе добавить предварительное письменное упражнение — свободный диктант. Что такое свободный диктант? Помню, после экзамена по методике преподавания русского языка на четвёртом курсе в МПГУ заведующий нашей кафедрой Михаил Трофимович Баранов рассказал, как его студентка на вопрос о том, что такое свободный диктант, ответила: «Это когда учитель диктует, а ученик хочет пишет, а не хочет — не пишет». На самом деле, конечно, свободный диктант — это совсем другое. Это чудо-упражнение! Оно сочетает в себе изложение, диктант и письмо по памяти. Начинать писать свободные диктанты можно уже в конце 2-го класса, а в 3-м рекомендуется проводить их как можно чаще. Это очень эффективное комплексное обучающее упражнение.

КАК ПРОВЕСТИ СВОБОДНЫЙ ДИКТАНТ? Надо для первого раза выбрать текст из двух абзацев, в каждом абзаце не больше трёх коротких предложений. В предложениях должны быть слова с изученными орфограммами, тогда это будет и упражнение в правописании. И вообще тексты для свободных диктантов должны быть короткие, меньше по объёму, чем тексты для изложения.

1. Ребёнок слушает текст, следит по книге, озаглавливает текст. 2. Ребёнок слушает 1-й абзац. Проводим его анализ. 4. Ребёнок слушает 2-й абзац. Проводим его анализ. 5. Ребёнок слушает 1-й абзац и записывает так, как запомнил. Затем слушает 2-й абзац и тоже записывает, как запомнил. То есть, получается, что мы диктуем текст, но не по предложениям, а по абзацам, а ребёнок записывают, как запомнил, — излагает содержание абзаца. А поскольку абзац короткий и мы его проанализировали, получается почти письмо по памяти. Если ребёнок научится писать свободные диктанты, с изложением он будет справляться гораздо лучше. Покажу на примере, как можно провести свободный диктант во 2-м классе (лучше начинать во втором полугодии).

ПОДГОТОВКА 1. Послушай текст, следи по книге. О чём он? Озаглавь текст. Напиши заглавие в тетради. Тихо зимой в лесу. На снегу у куста большой след. Вот ещё следы. А если это медведь? Нет, медведь спит. На пеньке я вижу птичку. Это дрозд? Нет, это клёст. У него особый клюв. Он похож на клещи.

9. Закрой текст. Послушай ещё раз 1-ю часть. Напиши так, как запомнил. 10. Послушай ещё раз 2-ю часть. Напиши так, как запомнил. ПРОВЕРКА

11. Проверь свою запись: найди и обозначь в словах все знакомые орфограммы. Проверь абзацы, большую букву в начале и знаки в конце предложений. 12. Открой текст и сравни со своей записью: сколько в 1-м абзаце предложений? А у тебя? Сравни предложения. Твои могут отличаться, их может быть меньше или больше, но вместе они должны передавать тот же смысл. Так же сравни 2-ю часть в тексте и у себя. Если заметил ошибки в словах, исправь. 13. Оцени свою работу: что получилось хорошо, а что не очень хорошо. Расскажи, чему тебе нужно научиться.

Источник

Свободный диктант как средство развития связной речи

Что такое свободный диктант по русскому языку. Смотреть фото Что такое свободный диктант по русскому языку. Смотреть картинку Что такое свободный диктант по русскому языку. Картинка про Что такое свободный диктант по русскому языку. Фото Что такое свободный диктант по русскому языку

Свободный диктант как средство развития связной речи

I. АКТУАЛЬНОСТЬ ИССЛЕДОВАНИЯ

Развитие речи — большая и сложная область мето­дики русского языка. По вопросам развития речи име­ется большая методическая литература. И, тем не менее, развитие речи как определенная область теории методики только начинает складываться.

Вопросами развития речи занимались многие языко­веды: В. А. Добромыслов, В. И. Чернышёв, А. В. Текучёв, Л. Щерба, Т. А. Ладыженская, и другие.

Считаю, что обучение связной речи поможет ученикам овладеть разумными типами и формами высказываний, а также коммуникативными умениями. Думаю, что с по­мощью свободных диктантов можно ввести в речевую прак­тику учащихся определенную лексику и разнообразные синтаксические конструкции, развивать творческое вооб­ражение. Это первый этап по овладению навыками напи­сания эссе, а затем и сочинений разных жанров. Свободные диктанты не нашли ещё должного применения на практике.

II. ЦЕЛИ ИССЛЕДОВАНИЯ

Выяснить эффективность использования свободных диктантов для развития творческого воображения.

III. ИСХОДНАЯ КОНЦЕПЦИЯ

Изучив опыт работы Т. А. Ладыженской, С. П. Бе­лицкой, Л. Н. Виноградовой

Что такое свободный диктант по русскому языку. Смотреть фото Что такое свободный диктант по русскому языку. Смотреть картинку Что такое свободный диктант по русскому языку. Картинка про Что такое свободный диктант по русскому языку. Фото Что такое свободный диктант по русскому языку

Содержимое разработки

Свободный диктант как средство развития связной речи

I. АКТУАЛЬНОСТЬ ИССЛЕДОВАНИЯ

Развитие речи — большая и сложная область мето­дики русского языка. По вопросам развития речи име­ется большая методическая литература. И, тем не менее, развитие речи как определенная область теории методики только начинает складываться.

Вопросами развития речи занимались многие языко­веды: В. А. Добромыслов, В. И. Чернышёв, А. В. Текучёв, Л. Щерба, Т. А. Ладыженская, и другие.

Считаю, что обучение связной речи поможет ученикам овладеть разумными типами и формами высказываний, а также коммуникативными умениями. Думаю, что с по­мощью свободных диктантов можно ввести в речевую прак­тику учащихся определенную лексику и разнообразные синтаксические конструкции, развивать творческое вооб­ражение. Это первый этап по овладению навыками напи­сания эссе, а затем и сочинений разных жанров. Свободные диктанты не нашли ещё должного применения на практике.

II. ЦЕЛИ ИССЛЕДОВАНИЯ

Выяснить эффективность использования свободных диктантов для развития творческого воображения.

III. ИСХОДНАЯ КОНЦЕПЦИЯ

Изучив опыт работы Т. А. Ладыженской, С. П. Бе­лицкой, Л. Н. Виноградовой, В. А. Флеровой по методике развития речи, решила использовать свободные диктанты как средство развития связной речи, т. к. свободный дик­тант позволяет непосредственно перейти от диктанта к из­ложению, являясь промежуточной работой между ними.

С диктантами его сближает то, что текст прослуши­вается учениками не только целиком, как в изложении, но и по частям. С изложением — то, что он не записы­вается под диктовку, а пересказывается свободно. Дик­тантом этот вид работы можно назвать только условно.

IV. ОПИСАНИЕ ТЕХНОЛОГИИ

Свободный диктант — это диктант, при котором текст диктуется по частям, а ученик не дословно, а свободно воспроизводит услышанное (прочитанное учителем). Свободный диктант требует большой самостоятельности и активности от учеников. Текст выбирается таким об­разом, чтобы он легко делился на части.

Первый раз читаю весь текст целиком, далее провожу работу над незнакомыми словами и словами трудного на­писания, затем читаю текст ещё раз. После вторичного прочтения, учащиеся пересказывают услышанное, от­вечают на вопросы учителя, выясняют главную мысль текста, количество частей, кратко пересказывают их. После чтения каждой отдельной части и пересказа, уче­ники самостоятельно записывают то, что запомнили.

Первый свободный диктант можно провести устно, второй — из двух, трех частей. По мере работы в даль­нейшем тексты усложняются.

Методисты советуют брать для свободных диктантов тексты описательного характера, так как рассуждения за­поминаются труднее.

V. НАУЧНАЯ ГИПОТЕЗА

Если свободные диктанты проводить в системе, то можно преодолеть основной недостаток ученических изложений: неполноту и непоследовательность передачи содержания, развить творческое воображение. Это явля­ется и подготовительной работой к будущим сочинениям, а не пустому их переписыванию из Интернета.

VI. ЗАДАЧА ИССЛЕДОВАНИЯ

Обобщить теоретический материал по теме.

Разработать критерий отслеживания результатов.

Подобрать методические приложения.

VII. ЦЕЛЕСООБРАЗНОСТЬ РАБОТЫ

Привлекательность работы со свободным дик­тантом состоит в том, что используется текст с занима­тельным, познавательным содержанием. И самое главное, по моему мнению, при работе над свободным диктантом ученик получает образец для подражания, следовать ко­торому легче, чем при описании изложения, так как текст диктуется по частям. У учащихся появляется уверенность в своих силах, значительно повышается интерес к работе, появляется возможность творчески проявить себя.

Цель учителя — донести до учащихся содержание и основную мысль текста.

Цель ученика — запомнить содержание, главную мысль и отметить трудные места, максимально прибли­женно к тексту записать его.

Источник

Чудо-упражнение: свободный диктант

В нашем сообществе мы уже обсуждали вопрос, как научить ребёнка писать изложение, рассматривали специальный алгоритм, некоторые наши читатели уже им воспользовались и прислали свои отзывы. Очень рада, что мои советы и приёмы помогают.

Мы уже говорили о том, что изложение — это специальное речевое упражнение — письменный пересказ текста. Чтобы ему научить, нужно начинать с устного пересказа и письма по памяти (в 1-м классе), а во 2-м классе добавить предварительное письменное упражнение — свободный диктант.

Что такое свободный диктант? Помню, после экзамена по методике преподавания русского языка на четвёртом курсе в МПГУ заведующий нашей кафедрой Михаил Трофимович Баранов рассказал, как его студентка на вопрос о том, что такое свободный диктант, ответила: «Это когда учитель диктует, а ученик хочет пишет, а не хочет — не пишет».

На самом деле, конечно, свободный диктант — это совсем другое. Это чудо-упражнение! Оно сочетает в себе изложение, диктант и письмо по памяти. Начинать писать свободные диктанты можно уже в конце 2-го класса, а в 3-м рекомендуется проводить их как можно чаще. Это очень эффективное комплексное обучающее упражнение.

КАК ПРОВЕСТИ СВОБОДНЫЙ ДИКТАНТ?

Надо для первого раза выбрать текст из двух абзацев, в каждом абзаце не больше трёх коротких предложений. В предложениях должны быть слова с изученными орфограммами, тогда это будет и упражнение в правописании. И вообще тексты для свободных диктантов должны быть короткие, меньше по объёму, чем тексты для изложения.

1. Ребёнок слушает текст, следит по книге, озаглавливает текст.
2. Ребёнок слушает 1-й абзац. Проводим его анализ.
3. Ребёнок слушает 2-й абзац. Проводим его анализ.
4. Ребёнок слушает 1-й абзац и записывает так, как запомнил. Затем слушает 2-й абзац и тоже записывает, как запомнил.

То есть, получается, что мы диктуем текст, но не по предложениям, а по абзацам, а ребёнок записывают, как запомнил, — излагает содержание абзаца. А поскольку абзац короткий и мы его проанализировали, получается почти письмо по памяти.

Если ребёнок научится писать свободные диктанты, с изложением он будет справляться гораздо лучше.

Покажу на примере, как можно провести свободный диктант во 2-м классе (лучше начинать во втором полугодии).

1. Послушай текст, следи по книге. О чём он? Озаглавь текст. Напиши заглавие в тетради.

Тихо зимой в лесу. На снегу у куста большой след. Вот ещё следы. А если это медведь? Нет, медведь спит.
На пеньке я вижу птичку. Это дрозд? Нет, это клёст. У него особый клюв. Он похож на клещи.

6. Закрой текст. Послушай 2-ю часть. Сколько в ней предложений? (Тоже пять.)
7. Перескажи 2-ю часть текста.
8. Открой и перечитай 2-ю часть. В каких словах можно допустить ошибки? Подчеркни орфограммы-буквы, объясни. Устно подбери проверочные слова, где это нужно.

9. Закрой текст. Послушай ещё раз 1-ю часть. Напиши так, как запомнил.
10. Послушай ещё раз 2-ю часть. Напиши так, как запомнил.

11. Проверь свою запись: найди и обозначь в словах все знакомые орфограммы. Проверь абзацы, большую букву в начале и знаки в конце предложений.
12. Открой текст и сравни со своей записью: сколько в 1-м абзаце предложений? А у тебя? Сравни предложения. Твои могут отличаться, их может быть меньше или больше, но вместе они должны передавать тот же смысл. Так же сравни 2-ю часть в тексте и у себя. Если заметил ошибки в словах, исправь.
13. Оцени свою работу: что получилось хорошо, а что не очень хорошо. Расскажи, чему тебе нужно научиться.

Источник

Исследовательская работа на тему: «Свободный диктант как средство развития связной речи»

Что такое свободный диктант по русскому языку. Смотреть фото Что такое свободный диктант по русскому языку. Смотреть картинку Что такое свободный диктант по русскому языку. Картинка про Что такое свободный диктант по русскому языку. Фото Что такое свободный диктант по русскому языку

Рубрика: 3. Система образования

Дата публикации: 03.03.2014

Статья просмотрена: 377 раз

Библиографическое описание:

Каракасиди, О. В. Исследовательская работа на тему: «Свободный диктант как средство развития связной речи» / О. В. Каракасиди. — Текст : непосредственный // Проблемы и перспективы развития образования : материалы V Междунар. науч. конф. (г. Пермь, март 2014 г.). — Т. 0. — Пермь : Меркурий, 2014. — С. 39-41. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/101/5200/ (дата обращения: 18.12.2021).

I. АКТУАЛЬНОСТЬ ИССЛЕДОВАНИЯ

Развитие речи — большая и сложная область методики русского языка. По вопросам развития речи имеется большая методическая литература. И, тем не менее, развитие речи как определенная область теории методики только начинает складываться.

Вопросами развития речи занимались многие языковеды: В. А. Добромыслов, В. И. Чернышёв, А. В. Текучёв, Л.Щерба, Т. А. Ладыженская, и другие.

Считаю, что обучение связной речи поможет ученикам овладеть разумными типами и формами высказываний, а также коммуникативными умениями. Думаю, что с помощью свободных диктантов можно ввести в речевую практику учащихся определенную лексику и разнообразные синтаксические конструкции, развивать творческое воображение. Это первый этап по овладению навыками написания эссе, а затем и сочинений разных жанров. Свободные диктанты не нашли ещё должного применения на практике.

II. ЦЕЛИ ИССЛЕДОВАНИЯ

Выяснить эффективность использования свободных диктантов для развития творческого воображения.

III. ИСХОДНАЯ КОНЦЕПЦИЯ

Изучив опыт работы Т. А. Ладыженской, С. П. Белицкой, Л. Н. Виноградовой, В. А. Флеровой по методике развития речи, решила использовать свободные диктанты как средство развития связной речи, т. к. свободный диктант позволяет непосредственно перейти от диктанта к изложению, являясь промежуточной работой между ними.

С диктантами его сближает то, что текст прослушивается учениками не только целиком, как в изложении, но и по частям. С изложением — то, что он не записывается под диктовку, а пересказывается свободно. Диктантом этот вид работы можно назвать только условно.

IV. ОПИСАНИЕ ТЕХНОЛОГИИ

Свободный диктант — это диктант, при котором текст диктуется по частям, а ученик не дословно, а свободно воспроизводит услышанное (прочитанное учителем). Свободный диктант требует большой самостоятельности и активности от учеников. Текст выбирается таким образом, чтобы он легко делился на части.

Первый раз читаю весь текст целиком, далее провожу работу над незнакомыми словами и словами трудного написания, затем читаю текст ещё раз. После вторичного прочтения, учащиеся пересказывают услышанное, отвечают на вопросы учителя, выясняют главную мысль текста, количество частей, кратко пересказывают их. После чтения каждой отдельной части и пересказа, ученики самостоятельно записывают то, что запомнили.

Первый свободный диктант можно провести устно, второй — из двух, трех частей. По мере работы в дальнейшем тексты усложняются.

Методисты советуют брать для свободных диктантов тексты описательного характера, так как рассуждения запоминаются труднее.

V. НАУЧНАЯ ГИПОТЕЗА

Если свободные диктанты проводить в системе, то можно преодолеть основной недостаток ученических изложений: неполноту и непоследовательность передачи содержания, развить творческое воображение. Это является и подготовительной работой к будущим сочинениям, а не пустому их переписыванию из Интернета.

VI. ЗАДАЧА ИССЛЕДОВАНИЯ

1. Обобщить теоретический материал по теме.

2. Разработать критерий отслеживания результатов.

3. Подобрать методические приложения.

VII. ЦЕЛЕСООБРАЗНОСТЬ РАБОТЫ

Привлекательность работы со свободным диктантом состоит в том, что используется текст с занимательным, познавательным содержанием. И самое главное, по моему мнению, при работе над свободным диктантом ученик получает образец для подражания, следовать которому легче, чем при описании изложения, так как текст диктуется по частям. У учащихся появляется уверенность в своих силах, значительно повышается интерес к работе, появляется возможность творчески проявить себя.

Цель учителя — донести до учащихся содержание и основную мысль текста.

Цель ученика — запомнить содержание, главную мысль и отметить трудные места, максимально приближенно к тексту записать его.

Источник

Свободный диктант – средство подготовки к написанию изложения

Что такое свободный диктант по русскому языку. Смотреть фото Что такое свободный диктант по русскому языку. Смотреть картинку Что такое свободный диктант по русскому языку. Картинка про Что такое свободный диктант по русскому языку. Фото Что такое свободный диктант по русскому языку

– учитель высшей категории

МОУ СОШ № 000 г. Челябинска

Свободный диктант – средство подготовки к написанию изложения.

Формирование навыков, необходимых для успешной практической деятельности (умение изложить содержание прочитанного или услышанного, законспектировать лекцию, статью, написать отчёт, чётко сформулировать свои мысли, составить план и тезисы доклада), может быть осуществлено только на основе развития мышления и речи учащихся в процессе обучения. Именно поэтому необходимо систематически развивать у школьников умение связно излагать свои мысли, используя разные виды изложений и сочинений, а также свободные диктанты.

Свободный диктант – это диктант, при котором учитель диктует текст по частям, а ученики не дословно, а свободно воспроизводят прочитанное. С помощью свободных диктантов можно ввести в речевую практику учащихся определённую лексику и разнообразные конструкции, формировать навыки правописания.

Свободный диктант является прекрасным средством подготовки учащихся к овладению навыкам, необходимым при изложении целого текста. Систематическое проведение такой работы помогает преодолеть основной недостаток ученических изложений: неполноту и непоследовательность передачи содержания. Кроме того, свободный диктант воспитывает и развивает внимание и память учащихся.

Сравнительно небольшой объём отрывков, на который расчленяется текст свободного диктанта, их смысловая законченность позволяют учащимся при внимательном прослушивании успешно воспроизводить содержание своими словами.

Систематическое проведение свободных диктантов вырабатывает школьников важное в жизни умение отбирать в процессе прослушивания основное, отсеивать второстепенное. Умение выделить главное, становить логические связи и передать своими словами содержание прослушанных отрывков (объём которых постепенно увеличивается) – вот тот фундамент, который закладывается свободными диктантами для изложений.

На начальном этапе работы по проведению свободных диктантов нужно подбирать такие тексты, которые доступны воображению и переживанию ребёнка. Основные темы этих диктантов: жизнь детей, животных, описания природы. Текст должен быть связным, легко члениться на абзацы и своим содержанием воспитывать детей.

В 6–7 классах можно использовать описательные тексты для проведения свободного диктанта. Важно, чтобы подобранные тексты были доступны, интересны детям и являли собой образец в языковом отношении.

Объём текста должен быть таким, чтобы можно было отвести время на необходимую подготовительную работу и чтобы сам диктант писался без спешки. Учитывая уровень подготовки класса, психофизические возможности детей и необходимость проведения подготовительных упражнений, целесообразно использовать текст для свободного диктанта в полтора раза больше контрольного.

В процессе работы над обучающим свободным диктантом в классе проводится чтение текста, его смысловой анализ, речевая, орфографическая и пунктуационная подготовка, диктовка текста по абзацам. В работе над некоторыми текстами можно включать вступительное и заключительное слово учителя, дополнительную творческую работу учащихся.

В подготовительной работе к свободному диктанту два основных момента: 1) анализ содержания и языка текста; 2) предупреждение орфографических и пунктуационных ошибок. И если первый момент – обязательный этап, предваряющий свободный диктант, то орфографическую и пунктуационную подготовку можно проводить по-разному в зависимости от уровня сложности подобранного текста и вида свободного диктанта (предупредительный, объяснительный, проверочный): либо перед написанием свободного диктанта, либо за 2-3 дня до него, либо частично до урока и на самом уроке.

Вступительное слово учителя может иметь характер краткой справки, в которой сообщаются сведения, необходимые для понимания текста, или подготовку к эмоциональному восприятию текста.

Первичное чтение всего текста должно возбудить интерес детей к содержанию, вызвать у них эмоциональный настрой. Так как при проведении свободного диктанта ставится задача обогащения речи учащихся определённой лексикой и различными синтаксическими конструкциями, то при чтении по абзацам можно подчеркивать голосом те или иные слова, словосочетания, предложения, которые желательно ввести в речевую практику детей.

Чтобы помочь детям в осмыслении текста, необходимо ставить такие вопросы, которые помогли бы учащимся понять обусловленность основных действий. Много вопросов задавать не нужно, с помощью 1-2 вопросов выяснить, как дети поняли основное содержание текста. Вопросы по содержанию и языку текста иногда целесообразно ставить к отдельным абзацам, их можно ставить до их чтения и после него. В первом случае предлагаются вопросы, которые заставят детей обратить внимание на язык текста и употребить определённые языковые средства. Если вопрос ставится после чтения абзаца, то нужно прочесть его ещё раз, чтобы восстановить в памяти учащихся его целостное восприятие.

В некоторых текстах встречаются незнакомые детям слова. Выяснение их значения помогает понять содержание. Целесообразно спросить: «Какие слова вам непонятны?»

Работа над текстом только тогда принесёт свои плоды, когда смысловой анализ будет сочетаться с языковым. С этой целью рассматриваются средства, с помощью которых автору удаётся подчеркнуть основную мысль, ярко описать тот или иной факт.

При анализе языка текста можно давать такие задания:

1) Выбрать из текста слова, которые характеризуют отношение автора к…

2) Выбрать из текста слова, с помощью которых описывается….

3) В какой форме используются глаголы в данном тексте? С какой целью?

4) Какую роль играют вводные слова в тексте?

5) Подберите синонимы к слову. Объясните, почему автор употребляет данное слово из ряда близких по значению?

Можно предлагать для использования речевые модели, но не обязывать учащихся применять их в работе.

Орфографическая и пунктуационная подготовка складывается из повторения соответствующих правил и выполнения упражнений.

В соответствии с написаниями, которые имеются в тексте диктанта, составляются упражнения, например:

а) объяснить правописание выделенных букв;

б) подобрать проверочные слова;

в) расставить знаки препинания;

г) смоделировать предложение по заданной схеме;

д) закончить начатое предложение (по содержанию текста);

е) заменить одну конструкцию другой;

ж) заменить один из глаголов деепричастием и т. п.

В целях предупреждения орфографических ошибок необходимо выписывать на доске имеющиеся в тексте незнакомые учащимся слова с непроверяемыми орфограммами, отдельные слова на неизученные правила, а также собственные наименования.

Практиковать свободные диктанты нужно начинать с 5 класса, буквально с первых дней – при повторении изученного в начальных классах. Изначально брать тексты адаптированные и интересные по содержанию. Постепенно усложняя работу и выполняя её систематически, мы приходим к 9 классу с прочно сформированными умениями написания изложения.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *