Что такое свободный корень
§ 10. Свободные и связанные корни
Непроизводные основы, выступающие в качестве основной структурной и смысловой части слова, неодинаковы по своей морфемной самостоятельности.
Свободными корнями являются такие непроизводные основы, которые способны выступать не только в составе производных основ родственных слов, но и вне их, образуя в таком случае в соединении с окончаниями целое слово.
Отношения между производными основами, содержащими внутри себя свободные основы, и соответствующими им непроизводными (ср.: завезти—везти, подоконник — окно и т. д.) являются отношениями последовательной производности. Свободные непроизводные основы с точки зрения своих возможностей реализовать себя аналогичны словам с прямым, номинативным значением.
Связанные корни представляют собой такие непроизводные основы, которые известны только в составе производных основ родственных слов и неизменно выступают в связи либо с теми или иными «нефлексийными» аффиксами, либо с другой основой. Так, связанными являются нрпроизводные основы ул-, слад-, анарх-, тряп-, прек-, шиб-, дород-, пт-, чал-, бод- и т. п., реализующие себя как значимые части слова лишь в связи с определенными основообразующими аффиксами и основами (ср.: переулок, улица; сладкий, сладость; анархия, анархосиндикализм; тряпка, тряпье; упрекать, попреки; расшибать, ушибить; дородство, дородный; птица, пташка; причал, отчалить; бодать, боднуть и т. д.). Отношения между производными основами, содержащими в себе связанные основы, можно охарактеризовать как отношения равнопроизводности. По характеру проявления в слове связанные корни напоминают слова с фразеологически связанным значением, также несвободные по употреблению в качестве отдельных единиц в предложении: чревато (последствиями), закадычный (друг), прищурить (глаза) и т. д.
Связанные непроизводные основы появляются в языке, во-первых, в результате утраты исходного слова, имевшего свободную основу. По этой причине связанными стали, например, непроизводные основы скуд- (в скудный, скудость), завид- (взавидовать, зависть), пал- (в палец, беспалый), нз- (в вонзить, пронзить), после того как из русского литературного языка ушли слова скудыи «скудный», завада «зависть», палъ «палец», ньзти «пронзить».
В-третьих, причиной появления связанных непроизводных основ является усложнение основы, если оно обусловлено заимствованием лов, находящихся между собой в отношении равнопроизводности (ср.: энтузиаст — энтузиазм, импортировать — экспортировать, диктант — диктовать, эгоист — эгоизм и т. д.), а также процессы словообразования по аналогичным образцам в русском языке (ср.: бензин — бензовоз, суверенитет — суверенный, нигилист — нигилизм, акмеизм — акмеист и др.).
Следует иметь в виду, что, кроме связанных корней, наблюдается также и явление связанности их отдельных форм. Однако эти разные по своему характеру факты необходимо четко дифференцировать. Нельзя, например, считать связанными корни пас- (в писать), звіз звать), жж-, жиг- (в жжение, обжигать) и т. п. Ведь они известны также и в виде пиш- [пишу), зов-(зов, зову), жг- (жгу), имея в этих случаях свободный характер.
СВОБОДНЫЕ И СВЯЗАННЫЕ КОРНИ
Корневая и аффиксальная морфемы русского языка
Корень слова.
В составе членимой основы выделяются два типа морфем, различающихся по их назначению и степени иерархической зависимости: 1) корневые морфемы и 2) аффиксы (служебные морфемы). Например, в основе слова переброск-а выделяются три морфемы: пере-брос-к-, одна из которых корневая — брос- и две аффиксальные: приставка пере- и суффикс -к-. Корневая морфема является главной, обязательной частью основы слова. Служебные морфемы лишь дополняют ее. Определение корня связано с известными трудностями. Традиционно корень слова определяется в лингвистической литературе с семантической точки зрения: «Корень — это морфема с основным лексическим значением слова», «корень является носителем идеи, определяющей лексическое значение слова» (Диброва Е. И., с 462).
Не менее распространенным является и определение корня как общей части родственных слов. В обеих академических грамматиках сделана попытка структурного определения корня через понятие основы слова: «Корневой морф — это морф, обязательно наличествующий в каждой словоформе и могущий полностью материально совпадать с основой». Однако в «Русской грамматике» признается ведущая роль корня в выражении лексического значения слова. Структурные признаки корня устанавливаются составителями обеих грамматик путем противопоставления его аффиксам: 1) корень обязателен для словоформы, аффиксы могут в ней и отсутствовать, 2) корень может совпадать с основой слова, аффиксы не допускают возможности такого совпадения. Однако второй из выделенных признаков не относится к бесспорно различительным. Этому препятствует, с одной стороны, наличие в языке связанных корней типа роб-к-ий, роб-е-ть, роб-ость, за-лож-и-тъ, от-лож-и-ть и др., не существующих без сопровождающих их аффиксов, а с другой — совпадение некоторых аффиксов (правда, опосредованное, через служебные слова), приставок типа без-, на-, от-, не- и др. с предлогами и частицами.
В школьной практике корень определяется по двум признакам: 1) регулярной повторяемости в составе словообразовательного гнезда, 2) характеру выражаемого значения: «Общая часть родственных слов, в которой заключено их основное значение, называется корнем» (Бабайцева В.В., Чеснокова Л.Д.).
Корень является обязательной, далее неделимой частью основы. Без корня слово существовать не может. И если основа состоит из одной морфемы, то такая основа равна корню: ног-.а, рук-а, вед-ут. Корень и основа совпадают и в нечленимых словах__с_ отсутствующими аффиксами словоизменения типа: кафе вдруг, оченъ, уже, как, где и др.
Обязательное наличие корневой морфемы для каждого слова обусловлено двумя причинами: 1) первостепенной ролью корня в выражении лексического значения, 2) центральным положением его в составе словообразовательного гнезда. Предметно-логический характер корня определяется, с одной стороны, особенностями отражения в слове реального предмета, его процессуального признака или характерного свойства, а с другой — принадлежностью слова к той или иной части речи. В связи с этим различают следующие виды значения корня: 1) предметное (книг-а, дерев-о, рог-0), 2) процессуальное (нес-ти, игра-ть, беречь-О), 3) признаковое, подразделяемое на качественный (желт-ый, зелен-ый) и количественный (четыр-е) признак. Степень конкретности лексического значения корня не одинакова: она может быть большей и меньшей. Менее конкретны слова со значением процессуального и качественного признака, у которых корневая морфема может выражать лишь общую идею обозначаемого понятия. (Ср. стен-а, стол-0, но светл-ый-, уч-ений-е, разум-н-ый.) Особое место в этом отношении занимают местоименные корни, имеющие отвлеченное указательное значение (я-0, мн-е, тот-0, чт-о). Они не обозначают предметов и их признаков, а лишь привлекают к ним внимание собеседника.
В материальном (звуковом) отношении корень — это неделимая часть основы, состоящая из ряда фонем (реже — одной фонемы), способная подвергаться формальным видоизменениям. Традиционно различают два вида таких изменений: 1) позиционные (обусловленные ныне действующими фонетическими законами) и 2) исторические чередования, сохранившиеся в языке от очень давнего времени и вызываемые в прошлом фонетическими причинами. Примером первых из них могут служить чередования твердых/мягких, звонких/глухих согласных [д/д’], [д/т] в словах годовой, годичный, год: [гъд-ав-ой, гад’ийч-н-ый, гот], а также чередования гласных [ъ-о- ] в составе той же морфемы, вызываемые разным положением по отношению к ударению.
К историческим чередованиям корня относится, например, чередование заднеязычных согласных г, к, х сшипящими ж, ч, ш в корнях имен существительных с уменьшительным суффиксом -ок: друг — дружок, сук — сучок, стих — стишок. Чередование корневых звуков к—ч имеет место перед окончаниями личных форм глагола пеку —печёшь. О независимости таких чередований от звукового окружения корня свидетельствует тот факт, что оба чередующихся звука во всех приведенных примерах находятся перед морфами одинакового звучания, т.е. в одной и той же фонематической позиции. Такие виды формальных различий корневой морфемы не нарушают ее смыслового единства, поскольку представленные видоизменения связаны с одним и тем же понятием об определенном промежутке времени.
СВОБОДНЫЕ И СВЯЗАННЫЕ КОРНИ
По степени морфемной и семантической самостоятельности различают свободные и связанные корни.
Свободными называются корни, способные выступать самостоятельно, вне сочетания со служебными (кроме флексии) морфемами или другими корнями. Например: стен-а, окн-о зим-а, езд-а, лес-о-степъ-0. В этом случае слово представляет собой сочетание корневой_морфемь с окончанием, в неизменяемых словах типа здесь, вчера — основу, которая совпадает с корнем.
К связанным относятся корни, выступающие только в соединении со служебными морфемами (в том числе и нефлексийными) или другими корнями в составе членимой (производной) основы. Такие корни отличаются от свободных корней, поэтому их принято называть р а д и к с о и д а м и (лат. ‘корень’ и греч. ‘подобный’): вдобавок (в-до-бав-ок), ввергнуть (в-верг-ну-ть), завет (за-вет-0), навык (на-вык-0), надеть, одеть (на-/о-де-ть) и др. Особенности их употребления вызваны тем, что слова со связанными корнями не имеют параллельной нечленимой основы. Так, например, при наличии ряда повторяющихся слов с корнем -бав-: добавить, добавка, добавочный, прибавка, разбавить и др. — в современном русском языке нет ни одного слова, где бы корень –бав— выступал самостоятельно.
Образование слов со связанными корнями вызвано разнообразными изменениями слова в процессе исторического развития языка. Так, например, в словах палец и солнце корневые морфемы с точки зрения современного сознания употребляются лишь в сочетании со словообразовательными_аффиксами;_пал-ец-0, паль-чик-0; солн-ц-е, солн-еч-н-ый, солн-ышк-о, солн-ц-е-пёк-0. Однако в первом из этих слов — палец явление связанности корня вызвано утратой исходного слова палъ, употреблявшегося прежде в аналогичном значении как слово с нечленимой основой, а во втором — солнце — расхождением смысловых связей с однокорневым словом соль, от которого оно образовано. Связанные корни отличаются от свободных корней рядом признаков: они 1) не употребляются в качестве нечленимых основ; 2) характеризуются частой повторяемостью в рядах одноструктурных образований. Это особенно ясно в производных словах с приставками и суффиксами: на-де-ть, о-де-ть, пере-о-де-ть, раз-де-ть, при-о-де-ть; ото-й-ти, подо-й-ти, по-й-ти, со-й-ти; до-каз-а-ть, за-каз-0, на-каз-0, при-каз-0, с-каз-0, с-каз-а-ть, у-каз-0, у-каз-а-ть и т.д.; 3) имеют затемненное для современного восприятия значение, подобно словам в составе фразеологически связанных единиц: ни зги не видно, балясы, лясы,точить, кромешныйад, попасть впросаки т.д.
Частая повторяемость связанных корней не препятствует образованию слов с единичными связанными корнями, называемыми уникальными, типа бужен-ин-а, смород-ин-а, мал-ин-а, членение которых осуществляется по остаточному принципу. Выделение связанных и уникальных корней при морфемном анализе состава слова часто вызывает затруднения, в особенности в тех случаях, когда от этимологического корня остаются один-два звука типа об-у-ть, раз-у-ть, об-у-в-0-0, с-ня-ть, в-ня-ть, от-ня-тий-е.
Дата добавления: 2016-01-18 ; просмотров: 19215 ; ЗАКАЗАТЬ НАПИСАНИЕ РАБОТЫ
§ 186. Свободные и связанные корни
Морфемы различаются по характеру сочетаемости и особенностям употребления в языке. По сравнению со словом морфемы, как уже отмечалось, несамостоятельны, однако эта несамостоятельность может проявляться по-разному.
1) корневые морфемы могут совпадать со словом (здесь, где);
2) корни в сочетании с формообразующими аффиксами могут составлять словоформу (лес, несу, пел);
3) корни, наконец, могут вступать в разнообразные сочетания со словообразующими аффиксами (лесник, перенести, запевать).
В зависимости от характера функционирования в языке и особенностей сочетаемости с аффиксами все корни делятся на свободные и связанные.
Связанные корни — это корни, которые употребляются в составе основ только в сочетании со словообразовательными аффиксами; ср.: обуть — разуть; прибавить — убавить — добавка.
При определении типа корня (свободный / связанный) необходимо учитывать возможную вариативность корневой морфемы и привлекать все морфы, ее представляющие. Так, например, учет морфа пищ- (пиши, пишет) позволяет квалифицировать корень в словах писать, написать как свободный; свободным при учете морфов сух-, суш-, сох- признается и корень слова засыхать.
Среди связанных корней много заимствованных компонентов. Ряд их носит интернациональный характер; см., например, такие корневые морфемы, как био- (от греч. ‘жизнь’) — биология, биография, биостанция; бронх(о)- (от греч. ‘горло’) — бронхит, бронхиальный, бронхоскопия. Сочетаясь с аффиксами или другими корневыми морфемами, связанные компоненты интернационального характера могут частично изменять свое значение, сужать или расширять его. Так, например, связанный корень баро- восходит к греческому слову baros со значением ‘тяжесть’. В составе слов он реализует значение «атмосферное давление»: барограф, барометр, барокамера.
Появление связанных корней в языке вызывается следующими основными причинами:
русском языке является связанным, он приобрел такой характер после выхода из употребления слова вой (‘воин’) со свободным корнем;
2) заимствованием слов из других языков; так, например, в заимствованных словах оккупация, оккупант, оккупировать, пришедших к нам в язык из немецкого, выделяется корень оккуп-, который является связанным, это объясняется его неисконным характером, появлением в русском языке в сравнительно поздний период, когда ряд заимствований адаптировался и приобрел членимость;
3) семантическими изменениями слов и, соответственно, выделяемых в них корней. Корень cmpoj-, например, в русском языке является свободным (строю). Тот же корень выделялся и в существительном настроение. Однако в 20— 30-е гг. XIX в. под влиянием немецкого слова Stimmung эта лексическая единица приобрела современное значение ‘душевное состояние’ (приподнятое настроение, унылое настроение). Корни в словах настройка (аппарата) и настроение (человека), таким образом, разошлись в современном русском языке по значению и могут быть признаны омонимичными. В результате семантических изменений и возник связанный корень cmpoj-, который представлен, например, также в словах расстроить, расстроиться, настрой.
СВОБОДНЫЕ И СВЯЗАННЫЕ КОРНИ
Лекция № 3-4 Корневая и аффиксальная морфемы русского языка
1. Корень слова. Свободные и связанные корни.
2. Суффикс. Суффиксы лексические и грамматические; реальные и нулевые; синонимия, антонимия и омонимия суффиксов.
4. Постфиксы. Интерфиксы.
Корень слова.
В составе членимой основы выделяются два типа морфем, различающихся по их назначению и степени иерархической зависимости: 1) корневые морфемы и 2) аффиксы (служебные морфемы). Например, в основе слова переброск-а выделяются три морфемы: пере-брос-к-, одна из которых корневая — брос- и две аффиксальные: приставка пере- и суффикс -к-. Корневая морфема является главной, обязательной частью основы слова. Служебные морфемы лишь дополняют ее. Определение корня связано с известными трудностями. Традиционно корень слова определяется в лингвистической литературе с семантической точки зрения: «Корень — это морфема с основным лексическим значением слова», «корень является носителем идеи, определяющей лексическое значение слова» (Диброва Е. И., с 462).
Не менее распространенным является и определение корня как общей части родственных слов. В обеих академических грамматиках сделана попытка структурного определения корня через понятие основы слова: «Корневой морф — это морф, обязательно наличествующий в каждой словоформе и могущий полностью материально совпадать с основой». Однако в «Русской грамматике» признается ведущая роль корня в выражении лексического значения слова. Структурные признаки корня устанавливаются составителями обеих грамматик путем противопоставления его аффиксам: 1) корень обязателен для словоформы, аффиксы могут в ней и отсутствовать, 2) корень может совпадать с основой слова, аффиксы не допускают возможности такого совпадения. Однако второй из выделенных признаков не относится к бесспорно различительным. Этому препятствует, с одной стороны, наличие в языке связанных корней типа роб-к-ий, роб-е-ть, роб-ость, за-лож-и-тъ, от-лож-и-ть и др., не существующих без сопровождающих их аффиксов, а с другой — совпадение некоторых аффиксов (правда, опосредованное, через служебные слова), приставок типа без-, на-, от-, не- и др. с предлогами и частицами.
В школьной практике корень определяется по двум признакам: 1) регулярной повторяемости в составе словообразовательного гнезда, 2) характеру выражаемого значения: «Общая часть родственных слов, в которой заключено их основное значение, называется корнем» (Бабайцева В.В., Чеснокова Л.Д.).
Корень является обязательной, далее неделимой частью основы. Без корня слово существовать не может. И если основа состоит из одной морфемы, то такая основа равна корню: ног-.а, рук-а, вед-ут. Корень и основа совпадают и в нечленимых словах__с_ отсутствующими аффиксами словоизменения типа: кафе вдруг, оченъ, уже, как, где и др.
Обязательное наличие корневой морфемы для каждого слова обусловлено двумя причинами: 1) первостепенной ролью корня в выражении лексического значения, 2) центральным положением его в составе словообразовательного гнезда. Предметно-логический характер корня определяется, с одной стороны, особенностями отражения в слове реального предмета, его процессуального признака или характерного свойства, а с другой — принадлежностью слова к той или иной части речи. В связи с этим различают следующие виды значения корня: 1) предметное (книг-а, дерев-о, рог-0), 2) процессуальное (нес-ти, игра-ть, беречь-О), 3) признаковое, подразделяемое на качественный (желт-ый, зелен-ый) и количественный (четыр-е) признак. Степень конкретности лексического значения корня не одинакова: она может быть большей и меньшей. Менее конкретны слова со значением процессуального и качественного признака, у которых корневая морфема может выражать лишь общую идею обозначаемого понятия. (Ср. стен-а, стол-0, но светл-ый-, уч-ений-е, разум-н-ый.) Особое место в этом отношении занимают местоименные корни, имеющие отвлеченное указательное значение (я-0, мн-е, тот-0, чт-о). Они не обозначают предметов и их признаков, а лишь привлекают к ним внимание собеседника.
В материальном (звуковом) отношении корень — это неделимая часть основы, состоящая из ряда фонем (реже — одной фонемы), способная подвергаться формальным видоизменениям. Традиционно различают два вида таких изменений: 1) позиционные (обусловленные ныне действующими фонетическими законами) и 2) исторические чередования, сохранившиеся в языке от очень давнего времени и вызываемые в прошлом фонетическими причинами. Примером первых из них могут служить чередования твердых/мягких, звонких/глухих согласных [д/д’], [д/т] в словах годовой, годичный, год: [гъд-ав-ой, гад’ийч-н-ый, гот], а также чередования гласных [ъ-о- ] в составе той же морфемы, вызываемые разным положением по отношению к ударению.
К историческим чередованиям корня относится, например, чередование заднеязычных согласных г, к, х сшипящими ж, ч, ш в корнях имен существительных с уменьшительным суффиксом -ок: друг — дружок, сук — сучок, стих — стишок. Чередование корневых звуков к—ч имеет место перед окончаниями личных форм глагола пеку —печёшь. О независимости таких чередований от звукового окружения корня свидетельствует тот факт, что оба чередующихся звука во всех приведенных примерах находятся перед морфами одинакового звучания, т.е. в одной и той же фонематической позиции. Такие виды формальных различий корневой морфемы не нарушают ее смыслового единства, поскольку представленные видоизменения связаны с одним и тем же понятием об определенном промежутке времени.
СВОБОДНЫЕ И СВЯЗАННЫЕ КОРНИ
По степени морфемной и семантической самостоятельности различают свободные и связанные корни.
Свободными называются корни, способные выступать самостоятельно, вне сочетания со служебными (кроме флексии) морфемами или другими корнями. Например: стен-а, окн-о зим-а, езд-а, лес-о-степъ-0. В этом случае слово представляет собой сочетание корневой_морфемь с окончанием, в неизменяемых словах типа здесь, вчера — основу, которая совпадает с корнем.
К связанным относятся корни, выступающие только в соединении со служебными морфемами (в том числе и нефлексийными) или другими корнями в составе членимой (производной) основы. Такие корни отличаются от свободных корней, поэтому их принято называть р а д и к с о и д а м и (лат. ‘корень’ и греч. ‘подобный’): вдобавок (в-до-бав-ок), ввергнуть (в-верг-ну-ть), завет (за-вет-0), навык (на-вык-0), надеть, одеть (на-/о-де-ть) и др. Особенности их употребления вызваны тем, что слова со связанными корнями не имеют параллельной нечленимой основы. Так, например, при наличии ряда повторяющихся слов с корнем -бав-: добавить, добавка, добавочный, прибавка, разбавить и др. — в современном русском языке нет ни одного слова, где бы корень –бав— выступал самостоятельно.
Образование слов со связанными корнями вызвано разнообразными изменениями слова в процессе исторического развития языка. Так, например, в словах палец и солнце корневые морфемы с точки зрения современного сознания употребляются лишь в сочетании со словообразовательными_аффиксами;_пал-ец-0, паль-чик-0; солн-ц-е, солн-еч-н-ый, солн-ышк-о, солн-ц-е-пёк-0. Однако в первом из этих слов — палец явление связанности корня вызвано утратой исходного слова палъ, употреблявшегося прежде в аналогичном значении как слово с нечленимой основой, а во втором — солнце — расхождением смысловых связей с однокорневым словом соль, от которого оно образовано. Связанные корни отличаются от свободных корней рядом признаков: они 1) не употребляются в качестве нечленимых основ; 2) характеризуются частой повторяемостью в рядах одноструктурных образований. Это особенно ясно в производных словах с приставками и суффиксами: на-де-ть, о-де-ть, пере-о-де-ть, раз-де-ть, при-о-де-ть; ото-й-ти, подо-й-ти, по-й-ти, со-й-ти; до-каз-а-ть, за-каз-0, на-каз-0, при-каз-0, с-каз-0, с-каз-а-ть, у-каз-0, у-каз-а-ть и т.д.; 3) имеют затемненное для современного восприятия значение, подобно словам в составе фразеологически связанных единиц: ни зги не видно, балясы, лясы,точить, кромешныйад, попасть впросаки т.д.
Частая повторяемость связанных корней не препятствует образованию слов с единичными связанными корнями, называемыми уникальными, типа бужен-ин-а, смород-ин-а, мал-ин-а, членение которых осуществляется по остаточному принципу. Выделение связанных и уникальных корней при морфемном анализе состава слова часто вызывает затруднения, в особенности в тех случаях, когда от этимологического корня остаются один-два звука типа об-у-ть, раз-у-ть, об-у-в-0-0, с-ня-ть, в-ня-ть, от-ня-тий-е.
АФФИКСАЛЬНЫЕ МОРФЕМЫ
Аффиксы (лат. ‘прикрепленный’) по месту относительно корня делятся на: приставки (префиксы), суффиксы, окончания (флексии), постфиксы и интерфиксы.
Все перечисленные аффиксы образуют по этому признаку противопоставление. Приставка, располагаясь в начале слова перед корнем, противопоставлена окончанию, занимающему в словоформе конечную позицию, и постфиксам, которые стоят после окончания. Нейтральное положение — в середине основы — занимают интерфиксы.
Помимо местоположения аффиксы могут быть рассмотрены с точки зрения: 1) выполняемой ими функции, 2) характера выражаемого значения, 3) особенностей структуры, 4) степени регулярности и продуктивности.
Приставка / п р е ф и к с (лат. ‘прикрепленный спереди’) — аффикс, который находится перед корнем и выражает словообразовательное и/или грамматическое значение. Обычно приставка располагается перед корнем, но может находиться перед другой или другими приставками, если их в слове несколько, например: без-раз—мерный, пере-на-сытитъ, по-раз-мыслитъ, по-на-вы)-дер-гиватъ,по-при-за—думаться и т.д. Большинство приставок по своему происхождению исконно русские. Приставок иноязычного происхождения немного, из них наиболее употребительными являются а-, анти-, архи-, интер-, наи-, ультра-: а-моралъный, анти-общественный, архи-сложный, интер-вокалъный, наи-больший, ультра-консервативный.
Приставки, как правило, выполняют словообразовательную функцию. Они служат для образования новых слов, например: вы-полнить (план)—> пере-вы-полнить; группа —>под-группа; ныне —> от-ныне. При этом приставка присоединяется к производящему слову в целом и не изменяет его принадлежности к той или иной части речи. Глагол выполнить, принимая приставку пере-, остается в системе этой части речи (выполнить — пере-выполнить), точно так же, как имена существительные, прилагательные и наречия в этом случае не изменяют своих свойств (школьный — при-школъный; ныне — от-ныне).
Приставки наиболее продуктивны в образовании глаголов. Образуя новое слово, приставки существенно не изменяют его лексического значения, а лишь вносят в него дополнительные оттенки смысла. Так, в префиксальных глаголах во-гнатъ, вы-гнать, до-гнатъ, при-гнатъ, со-гнатъ, ото-гнатъ и др. приставка оказывает влияние не на характер перемещения, а указывает на различия в направлении движения (внутрь, изнутри наружу, до определенного пространственного предела, вниз, от предмета и т.д.). В именах прилагательных, существительных и некоторых наречиях приставка изменяет не признак, заложенный в слове, а выражает степень его проявления (часто высшую), отрицание признака: пре-добрый, наи-лучший, рас-краса-вица, без-лунный, не-умный, до-нельзя, за-светло и др.
Несмотря на то что словообразовательное значение приставок имеет лишь дополнительный (характер, оно обладает относительной самостоятельностью, поскольку не зависит от влияния флексии и не выражает грамматических свойств слова. Это объясняется, с одной стороны, препозитивным положением приставок по отношению к корневой морфеме, а с другой — их происхождением, исторически связанным с первообразными предлогами, которые являются самостоятельными словами, хотя и служебными. И до сих пор еще сохранилась звуковая и семантическая соотнесенность между приставкой и предлогом, без участия которого многозначная приставка не может конкретизировать своего значения. Так, приставка до- способна выразить значение ‘достижения пространственного (или временного) предела’ только в сочетании с предложно-падежной формой до- + имя существительное, например: добежать до дверей, доехать до города, дожить до весны. При отсутствии такой формы приставочный глагол выражает иное значение — ‘доведение действия до его конца, завершение его’.
Этим обусловлены некоторые структурные особенности приставок:
1) в отличие от словообразовательных суффиксов они присоединяются не к производящей основе слова, а к слову в целом;
2) при этом приставки не изменяют частеречной принадлежности нового слова по сравнению с тем, от которого оно образовано, и не могут программировать его лексико-грамматические свойства.
Обычно выделение приставок при морфемном анализе слова не вызывает затруднений. Трудности в этом отношении возникают в двух случаях: 1) при смешении структуры сложных приставок типа недо-, обез-/обес- с простыми приставками, из сочетания которых они образованы (не- + до-, не- + без-/бес- и т.д.); 2) при неразличении синхронного и диахронического подходов к морфемному анализу слова, т.е. в случаях выделения приставок в тех словах, где они
могут быть выделены лишь этимологически, типа вос-питание, при-лежный, с-ведение и др.
Известные трудности представляют и префиксальные глаголы со связанными корнями типа вос-прет-ить, вос- прещ-ается. В первом случае при выделении морфем в слове следует принимать во внимание: а) характер словообразовательного значения сложных и простых приставок, б) возможность сочетаемости простых приставок с производящими словами. Так, например, в словах типа недо-развитый, недо-ношенный, недо-оценка, недо-спать и в ряде других выделяется сложная приставка недо-. Об этом свидетельствует ее словообразовательное значение ‘недостаточной степени проявления действия или признака’, реализуемое в данных образованиях, а также невозможность сочетаемости приставки до- с рядом приведенных слов (до-развитый, до-оценка, до-спать и т.д.). Во втором случае трудности при морфемном анализе возникают из-за полной или частичной утраты префиксальной или корневой морфемой своего значения. Так, например, в слове сведение, несмотря на возможность сопоставления его с однокоренными словами, приставка не выделяется, так как ее словообразовательное значение уже не осознается.
Суффикс.
Суффикс (лат. ‘прикрепленный’) — это аффикс, находящийся перед окончанием и служащий для образования новых слов и/или их грамматических форм.
Суффиксы располагаются обычно после корня, но могут находиться и после другого или других суффиксов, общее количество которых в словоформе иногда достигает 3—4. Ср., например: изда-тель-0, дач-н-ый, гост-и-ть, но по-след-ова-тель-О, послед-ова-тель-ниц-а, послед-ова-тель-н-ость-0- В абсолютном конце словоформы суффиксы могут быть только у неизменяемых слов: полезн-о, вызыва-ющ-е
Занимая позицию перед окончанием, суффиксы характеризуются рядом структурных особенностей:
2) способностью суффиксов вместе с окончанием предопределять отнесенность слова к той или иной части речи, тому или иному типу склонения или спряжения. Так, например, суффикс -ниц(а) со значением ‘вместилища для чего-нибудь (сосуд, ящик, коробка)’ — черниль-ниц(а), хлеб-ниц(а), сахар-ниц(а) — предопределяет отнесенность слова к именам существительным ж. рода, ед. числа, им. падежа. Суффикс -ск(ий) в словоформах свет-ск(ии), сенат-ск(ий) указывает на принадлежность их к именам прилагательным, а суффикс -ну- в словоформах типа толкнуть, крикнуть относит их к глаголам I спряжения;
3) в отличие от приставок суффиксы присоединяются не к слову в целом, а к основе словоформы. Этим в свою очередь объясняется их способность изменять частеречную принадлежность вновь образованного слова. Так, имя существительное дружба образовано от глагола дружить (друж-и-тъ — друж-б-(а)); имя прилагательное длинный от основы существительного длина путем присоединения суффикса -н (длин-а — длин-н-(ый)), а мотивирующей основой для суффиксальных глаголов красн-е(ть), бледн-е(ть) послужили имена прилагательные красный, бледный. Возможны и случаи, при которых присоединение суффиксов к производящей основе оставляет производное слово в составе той же части речи: газета —> газет-чик-О, водяной —> водян-ист-ый, семь —» сем-ер-о.
По функции суффиксы подразделяются на словообразовательные и словоизменительные.
Выполняя словообразовательную функцию, суффиксы, в отличие от приставок, изменяют лексическое значение производного слова, хотя, как и все аффиксы, имеют по сравнению с корнем дополнительное, более отвлеченное значение. Так, от основы имен существительных гардероб, газета с помощью суффикса -щик/-чик образованы новые слова той же части речи, но с иным значением: не предметности, а лица по отношению к объекту, орудию действия: гардеробщик, газетчик.
Словообразовательное значение суффиксов по степени отвлеченности не однородно. Оно может быть общим, типовым и частным. Так, общее словообразовательное значение суффикса -телъ/-итель ‘носитель отношения к действию’ подразделяется на два частных значения: а) ‘лицо, производящее действие’: преподава-тель-О, учи-тель-О, спас-итель-0; б) ‘учреждение, организацию, осуществляющие данное действие’: отправи-тель-О, заготови-тель-О. В современном русском языке суффиксы преимущественно словообразовательные.
Тесной связью суффиксов с окончаниями объясняются те трудности, которые возможны при выделении суффиксов в условиях графического изображения слова. Ср., например: голуб-ей, но семей-0 (голуб’-0, голуб‘-и, голуб’-ей; но сем-й-а, сем-й-и, семей-0; человеч-ий-0, но висяч-ий (висяч висяч-его, висяч-ему. В основе словоформы притяжательных прилагательных м. рода, ед. числа, им. падежа (человечий) появляется беглый звук [и], отсутствующий в других ф_ор-мах слова (ср. человек-0, человеч-ий-0, но человеч’-й-его, человеч’-й-ему). Дополнительные трудности создаются при одинаковом графическом изображении разных аффиксов слова — окончаний и суффиксов (ср. сем-ей-О и голуб-ей.
4.Термин постфикс (от лат.— ‘после’ и — ‘прикрепленный’) употребляется по отношению к особой разновидности аффиксов, находящихся после окончания в абсолютном конце слова.
Словоизменительный постфикс -те в формах повел, наклонения выражает грамматическое значение мн. числа: пиши-те, смотри-те, не забывай-те.
В слове может быть два постфикса, следующих друг за другом. Это наблюдается в глаголах повел, наклонения мн. числа: задумай-те-сь, не переговаривай-те-сь.
Терминоминтерфикс (от лат.’между’ и ‘вставленный’) в лингвистической литературе объединяются связанные между собой, но не тождественные понятия: 1) «межморфемные прокладки» (Е.А.Земская), играющие в структуре слова чисто соединительную функцию, и 2) соединительные гласные о, е в составе сложных слов, стоящие, по мнению некоторых исследователей, в одном ряду с суффиксами и префиксами.
Спорным остается и вопрос о способах членимости слова с асемантическими элементами. Исходя из положения о безостаточном членении всех значимых единиц языка (слов, морфем и предложений), большинство ученых полагают, что членение слова нужно производить без остатка. На этом основании интерфиксы должны отойти или к основе слова, которая при этом подвергается наращению, или суффиксу.