Что такое свойства личности ответ

Психология & Мотивация & Саморазвитие

Что значит личность?

Личность – основное понятие не только в психологии, но и социологии и философии. Да и в повседневной жизни часто можно услышать «одиозная личность», «интересная личность». Что же означает этот термин? Об этом будет рассказано в этой статье.

Определение понятия

Что такое свойства личности ответ. Смотреть фото Что такое свойства личности ответ. Смотреть картинку Что такое свойства личности ответ. Картинка про Что такое свойства личности ответ. Фото Что такое свойства личности ответ

Так как феномен личности предмет изучения не только психологии, но и других гуманитарных наук однозначного определения у термина нет. Для наилучшего понимания, что же собой представляет личность, ниже будут приведены три основных определения.

Личность – набор индивидуальных качеств человека (мышление, воля и так далее), определяющих его поведение в обществе, говорящих о его ценностях, жизненном опыте, стремлениях.

Другими словами психологическое отличие одного индивида от другого характеризуют его личность.

Личность можно определить в качестве субъекта социума с набором ролей (социальных и личностных), определенными привычками и опытом.

Под этим термином также понимают человека полностью ответственного за все аспекты своей жизни.

Структура личности

Что такое свойства личности ответ. Смотреть фото Что такое свойства личности ответ. Смотреть картинку Что такое свойства личности ответ. Картинка про Что такое свойства личности ответ. Фото Что такое свойства личности ответ

Для лучшего понимания термина стоит рассмотреть ее структуру.

Структуру личности можно понимать как взаимодействие ее составных частей (характер, стремления, воля, способности, эмоции). Эти части (компоненты) характеризуют человека, их можно назвать ее чертами. Для структурирования этих определяющих личность черт выделяют следующие уровни:

Низший уровень – это психические особенности человека определенные половой принадлежностью, возрастом, врожденными качествами.

Второй уровень подразумевает индивидуальные особенности, зависящие от врожденных качеств и их развития (память, мышление, способности, восприятие окружающего мира).

Третий уровень формируется в течение жизни и связан с социализацией. Он определяет индивидуальный опыт (знания, полученные в течение жизни, привычки, навыки).

Высший уровень отражает мировоззрение, склонности, убеждения, особенности характера, так называемую направленность личности. Высший уровень наиболее зависит от социальной среды, в которой происходит становление личности. Сильное влияние на формирование этого уровня оказывает воспитание. Эта структура дает обобщенное представление о личности. Каждый человек многогранен и различия между людьми на каждом уровне рассмотренной выше структуры обусловлены индивидуальным опытом, убеждениями, характером, знаниями. Эта многогранность и индивидуальность часто становится причиной, по которой сложно понять оппонента, избежать конфликтных ситуаций.

Для лучшего понимания окружающих и самого себя необходимо иметь представления о характеристиках личности, обладать осознанностью и наблюдательностью.

Основные характеристики

В психологии под характеристиками личности понимаются те психические явления, благодаря котрорым индивид проявляет себя в общении с окружающими и повседневной деятельности. Выделяют следующие основные характеристики личности:

Способности

Когда речь заходит об успехах и достижениях человека (например, учеба в школе), то критерием оценки этого успеха принято считать способности.

Способности можно назвать свойствами души, объединяющими все психические процессы и состояния человека. Также под ними понимается совокупность все навыков индивида, благодаря которым им успешно выполняются те или иные действия. Проще говоря, способности – это и умение что-либо делать отлично, например, рисовать, и испытывать сильные чувства, например, любовь или сострадание.

Способности делят на:

Сложные и простейшие способности

К простейшим относят врожденные способности, основанные на деятельности органов чувств, элементарная двигательная активность. Например, способность различать цвета, звуки, ходить, сидеть и так далее.

Под сложными способностями понимаются умения связанные с человеческой культурой (написание картин, способность решать непростые задачи по физике и тому подобное). Это не врожденные способности они социально обусловлены.

Практические и теоретические способности

Под практическими способностями понимают способность индивида ставить и решать задачи, требующие действий в определенных ситуациях.

Теоретические способности определяют абстрактное и логическое мышлением, умение решать теоретические задачи.

Учебные и творческие способности

Под учебными способностями понимают, то насколько хорошо человек обучается новому, усваивает знания, приобретает навыки.

Творческие способности определяют умение индивида генерировать новые идеи, производить духовные и материальные ценности.

Общие и специальные способности

Под общими способностями понимаются те способности, что есть у каждого человека (общие умственные, двигательные). Но они развиты у всех по-разному. И именно от этого зависят успехи в тех или иных областях.

Специальные способности можно определить как специфические способности, которые есть не у каждого индивида. Как правило, они требуют врожденных задатков. Это могут быть музыкальные, актерские или литературные способности.

Коммуникативные и предметно-деятельностные способности

Коммуникативные способности отвечают за умение общаться и взаимодействовать с другими людьми. Они позволяют находить общий язык, делать межличностные оценки.

Предметно-деятельностные способности отвечают за взаимодействие индивида с неодушевленными предметами.

Все способности взаимодополняющие и оказывают влияние друг на друга. Гармоничное развитие человека не возможно без сочетания всех перечисленных групп способностей.

Воля – это то, что позволяет индивиду управлять своими действиями и психикой. Это осознанный контроль над своим поведением, осознанное влияние на окружающую действительность.

Признаками воли можно назвать следующие факторы:

Воля главный помощник человека в достижении поставленных целей, то качество, которое помогает ему развиваться и расти как личность. Именно воля помогает человеку преодолевать жизненные трудности, даже тогда когда кажется, что цель не достижима.

Темперамент

Темперамент – это те свойства психики, отвечающие за ее процессы и состояния человека.

Выделяют следующие основные типы темперамента, определенные еще Гиппократом:

Для меланхолика характерна напряженная внутренняя жизнь. Люди с таким темпераментом обычно мрачно настроены, ранимы, с повышенным уровнем тревожности. Они сдержаны в общении, быстро утомляются, пасуют перед трудностями.

Холерики вспыльчивые, импульсивные люди, настойчивые. Они с трудом сдерживают эмоции, но быстро успокаиваются, если добиваются своего. Такие люди верны своим интересам и стремлениям.

Флегматики работоспособны и терпеливы, прекрасно умеют держать себя в руках. Это хладнокровные люди, которых сложно вывести из душевного равновесия, но если это происходит, то им трудно успокоится. Обладатели флегматического темперамента с трудом приспосабливаются к новому и нелегко избавляются от старых привычек.

Сангвиники веселые оптимистичные, коммуникабельные люди, любящие пошутить. Они открыты новому и легко подстраиваются под изменения, в работе дисциплинированы и способны держать эмоции в «узде».

Это общая и неполная классификация, дающая общие представления о темпераменте.

Нужно понимать, что человек может сочетать черты разных темпераментов и, что в чистом виде эти типы встречаются не часто.

Характер

Под характером в психологии понимают то, каким образом человек взаимодействует с другими людьми и миром. Он формируется в зависимости от социальных условий, в которых находится и воспитывается индивид.

Характер проявляется в реакции на поступки других людей, в манерах самого человека. Множество черт характера можно объединить в три группы:

Как не сложно догадаться волевые черты характера определяют волю человека и сопутствующие ей качества (упорство, целеустремленность, уступчивость).

Деловые черты это то, как ведет себя индивид в процессе работы (добросовестность, лень, ответственность, склонность к прокрастинации).

Коммуникативные черты определяют, то насколько контактен и общителен человек, то, как он общается с окружающими (открытость, доброта, вежливость, грубость, замкнутость).

Эмоции

Эмоции в психологии определяются как индивидуальные переживания, возникающие при удовлетворении (неудовлетворении) жизненно важных потребностей. Они могут приятными или нет.

Человек способен испытывать разнообразные эмоции, но к основным относят следующие:

Простейшие эмоции их проявление связано с удовлетворением физиологических потребностей.

Аффектами можно назвать сильные кратковременные эмоции, имеющие.

Под чувствами психологи понимают переживания индивида вызванные неким объектом.

В эмоциональном плане люди сильно отличаются друг от друга. Эти отличия состоят в разной интенсивность и направленность, длительности переживания эмоций.

Эмоции влияют на принятия решений, конкретные действия. Именно поэтому важно контролировать свои переживания.

Мотивация

Мотивация – это комплекс причин, которыми можно пояснить поведение индивида. Она зависит от таких факторов:

Мотив определяет целенаправленность поведения. В его основе лежит либо психологический или физиологический порыв.

Стимул может быть внутренним или внешним фактором. Под его воздействием индивид стремится достигнуть некой цели, решит задачу. Мотив и стимул совместно управляют поведением человека.

Потребность можно понимать как состояния, в котором для нормального функционирования как психического, так и физического не хватает чего-либо.

Под побуждение в психологии понимают не полностью осознанное, возможно не до конца определенное стремление к чему-либо индивида.

Намеренье – осознанное продуманное решение, в основе которого лежит желание совершить некое действие.

Мотивация – это то благодаря чему человек не стоит на месте в своем развитии. Важно понимать, что для каждого человека «движущая сила» будет своя. И то, что мотивирует одного, может совершенно не «вдохновлять» другого.

Личность сложное и многогранное понятие. Но базовые знания о нем помогут лучше понимать себя и окружающих выстраивать более гармоничные отношения.

Суть понятия личности

Основателем психологии личности принято считать Уильяма Джеймса. Ему принадлежит философская теория прагматизма, из которой вышли многие современные направления психологии.

Джеймс – первый трансперсональный психолог. Согласно его теории, личность – взаимодействие инстинктов и привычек с волевыми качествами человека.

Однако сам термин «личность» принадлежит Н. М. Карамзину. В его понимании личность – хозяин судьбы, жизни, богатый духовно и обладающий своеобразием человек, отвечающий за свои поступки. Исходя из этого, можно утверждать, что личностью не рождаются, а становятся.

Для того чтобы стать личностью, нужно приложить немало усилий:

Становление человека как личности – результат его социализации. Чем больше человек воспримет и усвоит информации, ценностных ориентаций, традиций, тем более развитой личностью он станет.

Понятие личности тесно связано с понятием индивида и индивидуальности:

Но что интересно: человек может быть индивидуальностью, но при этом не быть личностью. Каждый человек уникален, но не каждый становится личностью.

Таким образом, если мы говорим о человеке как о личности, то подразумеваем социальный элемент в нашей природе. В то время как при обсуждении человека как индивида большую роль играет биологический элемент.

Процесс формирования личности – целостный и взаимосвязанный процесс формирования потребностей, интересов, мировоззрения, убеждений и идеалов конкретного человека.

Структура личности

В структуру личности входит направленность, темперамент, характер, способности, особенности протекания познавательных процессов и чувств.

Направленность личности

В ее состав входят:

Направленность определяет активность личности и уровни ее развития. Основной компонент направленности личности – мировоззрение (система взглядов на развитие общества, природы, сознания, убеждений). Подробнее об этом элементе можно прочитать в статье «Направленность личности – что это в психологии».

Темперамент

Это совокупность индивидуальных особенностей личности, характеризирующих динамическую и эмоциональную сторону ее деятельности и поведения. Подробнее о темпераментах можно прочитать здесь.

Характер

Комплекс индивидуальных, наиболее выраженных, устойчивых черт характера. Через них проявляется отношение человека к действительности. От характера зависит поведение.

Способности

Это свойства психики и ее систем, выраженные в разной мере. От них зависит успешность освоения и выполнения деятельности.

Мотивационно-потребностная сфера как основа личности

Потребности – побудительная сила деятельности личности.

Потребность в познании мира – самая важная для личности. Она высвобождает человека из плена страхов, непонимания и суеверий, позволяет быть творцом жизни.

Не менее значимы для личности и другие духовные потребности:

Развитие потребностей (от низших к высшим) – условие развития личности.

Аспекты личности

Личность можно рассматривать в 3 категориях:

Через анализ этих аспектов можно охарактеризовать внутренний мир человека.

Личность – это представитель конкретного общества или социальной группы, занимающийся конкретным видом деятельности, осознающий свое отношение к окружающему миру и имеющий определенные индивидуально-психологические особенности.

Сложности понимания человека как личности

Сложность четкого представления и описания феномена личности состоит в неоднозначности теории. Можно выделить следующие проблемные позиции:

Личность характеризуется системой ее сознательных отношений. В последнее время стало популярно говорить не только о влиянии социального и биологического фактора, но и о роли ситуации как сдерживающего элемента личности.

Послесловие

Несмотря на то, что большинство ученых придерживаются мнения о том, что личностями становятся, а не рождаются, вопрос о том, все ли люди – личности, продолжает собирать вокруг себя споры и неоднозначные мнения.

В итоге каждый сам выбирает, к какой стороне в этих вопросах относится он. На мой взгляд, к каждому человеку (особенно актуально для детей раннего возраста при воспитании) можно относиться как к потенциальной личности, то есть давать несколько очков фору. Однако это возможно до тех пор, пока человек не докажет обратное.

ТолкованиеПереводСвойства личности характерные признаки поведения, выражающиеся как его качественная сторона, имеющие тенденцию к устойчивому проявлению, повторяемости (воспроизводимости) в сходных ситуациях, четкой выраженности (узнаваемости). В то же время свойства личности способны к изменениям, усилению или затуханию. Они формируются посредством накопления индивидуального опыта в процессе воспитания и образования. Качества личности отличаются от свойств своей кратковременностью и ситуативностью. Условно можно сказать, что личностные качества у?же свойств и входят в них как часть в целое. Различают типичные свойства личности, например, возрастные, и особенные, т.е. индивидуальные.

Источник

Личность и ее психические свойства

Психические свойства личности — это фундамент ее психологической структуры, а также ее содержания. К ним относятся направленность, способности, характер и темперамент.

Направленность — одно из основных свойств личности в психологии

Направленность личности — психологическое свойство, выражающее ее потребности, мотивы, восприятие окружающего мира, жизненные установки/цели, а также деятельность.

Человек является существом социальным, поэтому он неразрывно связан с той социальной средой, в которой он живет и без которой невозможно его существование. Ведь все необходимое для своей жизнедеятельности он получает от общества — для этого им ведется целенаправленная деятельность, в ходе которой он руководствуется определенными целями/задачами.

Человеческая деятельность и то, какие поступки совершает личность в обществе, неизменно имеют субъективную определенность и всегда выражают то, что требует удовлетворения. Действия также являются проявлением качеств личности, которые сложились в результате воспитания и в процессе ее жизнедеятельности. То есть, в процессе их совершения проявляется отношение человека к обществу в целом и к собственной деятельности в частности.

Именно направленность выражает в интегрированном виде многие из способностей личности, описанных выше. Можно сказать, что в ней фокусируется основной смысл ее действий и поведения.

Потребности личности — это выражение ее нуждаемости в чем-либо.

Любой живой организм нуждается в конкретных условиях/средствах для жизни, которые предоставляются ему окружающей средой. Например, растение испытывает нужду в солнечном свете, воде, тепле, питательных веществах. Человек также нуждается в определенных условиях для своей жизнедеятельности. Например, ему требуется пища, общение с окружающими, знания, развлечения и многое другое.

Если потребности животных имеют относительно стабильный характер и ограничены чаще всего только биологическими нуждами, то потребности человека постоянно меняются на протяжении его жизни: общество неизменно создает для своих членов новые потребности, которых не было у предыдущих поколений.

В этом непрекращающемся обновлении большую роль играет общественное производство: оно изготавливает все новые предметы потребления, создавая тем самым новые потребности человечества. В потребностях личности выражаются ее характер и степень зависимости от конкретных условий существования. Помимо этого, внешняя обстановка способна актуализировать те или иные человеческие потребности.

К особенностям потребностей относятся:

Человеческих потребностей великое многообразие и чаще всего их делят на:

Мотивы — внутренние силы человека, связанные с осознанными, осмысленными и прочувствованными его потребностями. Они побуждают его к определенным действиям, появляются при наличии нужды или недостатка в чем-либо, отражая при этом начальный этап психической и физической активности.

Мотивацией называют побуждение к деятельности, которое ведется конкретным мотивом, а также процесс выбора оснований для действий конкретной направленности.

Мотивация сопровождается определенными переживаниями и эмоциями, как положительными, так и отрицательными. Также присутствует определенное напряжение психофизического характера — то есть процесс сопровождается состояниями возбуждения/взволнованности, прилива/упадка сил.

Условно мотивы можно подразделить на низшие ( к ним относят биологические) и высшие (социальные). К биологическим мотивам относят влечения и желания личности, которые чаще всего отражают ее физиологические потребности. Социальными мотивами являются интересы и убеждения человека, его идеалы, которые играют значительную роль в жизни.

Мотивация имеет собственную физиологическую основу. В ходе перерастания потребностей в мотивацию активизируется центральная нервная система, а также другие потенциалы организма. Сама мотивация активизирует работу соответствующих функциональных систем, в первую очередь афферентный синтез и акцептор результатов действия. Она формирует такое состояние функциональной системы, как предпусковая интеграция, которая обеспечивает готовность организма к выполнению нужной деятельности. Вследствие этого повышается тонус симпатической нервной системы, что приводит к усилению вегетативных реакций и возрастанию поисковой активности в человеческом организме. Помимо этого возникают субъективные эмоциональные переживания, чаще всего негативного характера до момента удовлетворения потребности. Все вместе создает оптимальные условия для достижения желаемого.

За счет своего многообразия различные потребности очень часто присутствуют одновременно, побуждая тем самым личность к различным действиям и из-за этого при осуществлении необходимого действия важную роль играет доминирующее мотивационное возбуждение. А. А. Ухтомский сформулировал принцип доминанты, согласно которому в каждый определенный момент времени превалирует та мотивация, в основе которой лежит наиболее важная потребность.

Помимо этого, возбуждение подкорковых центров, отвечающих за мотивацию, при возникновении накапливается до критического уровня, пройдя который клетки начинают посылать определенные разряды, сохраняя активность до момента удовлетворения потребности. Это и есть проявление нейронных механизмов мотивации.

Человеком потребности испытываются двояко: и как переживания действительных нужд, которые требуют своего неотложного удовлетворения, и как осознание своих потребностей в форме различных представлений. Подобное осознание является условием для формирования интересов в виде качественно особых личностных мотивов.

Интересами называют мотивы личности, которые выражают ее специальную направленность на познание конкретных явлений окружающей действительности и определяют ее как относительно постоянную склонность к определенным видам деятельности.

Интересы обладают следующими особенностями:

Помимо этого интерес определяется скоростью возникновения и относительной легкостью поддержания внимания, имеющего произвольный характер. Сюда же относится любопытство в качестве начальной стадии возникновения интереса, этому присущ только общий эмоциональный тон процесса познания при неимении четкого избирательного отношения к его объектам. В процессе дальнейшего становления с сохранением эмоциональных проявлений познавательных потребностей и с обогащением их разнообразием, интерес начинает приобретать четкую и постоянную направленность на конкретный объект познания. Интерес всегда имеет конкретность: он может проявляться к определенным предметам, деятельности, явлениям и так далее.

Направленность интереса чаще всего зависит от склонностей/способностей личности. Интересным становится только то, что является новым для человека: старое же и давно известное, не будучи выставлено в новом свете или иных сочетаниях, является малоинтересным, быстро надоедает и может привести к пресыщению и утомлению нервно-психического характера. В то же время, не все новое способно вызывать интерес, а только то, что имеет связи с уже известным или представляет хоть какую-то значимость для деятельности личности. Исходя из этого, в качестве обязательного условия возникновения интереса выделяют предварительные знания и практический опыт в конкретной деятельности.

Если рассматривать все стороны жизни и типы деятельности человека, то интересы, на которые могут распространится его познания могут представлять обширное многообразие.

Интересы должны формироваться направленно. Для этого необходимо показывать значимость полученных данных от объекта интереса для познания непосредственно объекта и получения важных знаний, необходимых для деятельности человека.

В основе личностной мотивации лежит лежит мировоззрение человека, которое представляет собой систему уже сложившихся убеждений, научных взглядов на природные явления, общество и личностные отношения, которые приобрели статус его внутреннего достояния и прочно укрепились в сознании в форме конкретных жизненных целей, интересов, позиций и отношений. Мировоззрение отдельно взятого человека всегда определяется той исторической эпохой, в которой он живет и общественным сознанием. В обществе, в первую очередь, происходят изменения материальных жизненных условий, производительных сил и производственных отношений. Только после них начинает меняться людское мировоззрение.

Полнота содержания личности вместе с ее базовыми психологическим особенностями определяются:

Установками личности называют ее внутреннюю настроенность на реализацию определенной деятельности или же на торможение своей активности.

Установки обладают важным функциональным значением, выступая в качестве состояний готовности, которые позволяют человеку эффективнее заниматься конкретной деятельностью. К основным функциям этих установок относят:

К целям относят наиболее значимые для человека предметы, объекты, задачи и явления, достижение и обладание которыми являются существом его жизнедеятельности.

Цели способствуют реализации личностных потребностей, выступая в качестве образов конечного результата проводимой деятельности.

Типы темперамента и их влияние на психические особенности личности

Темперамент — психическое свойство личности, которое характеризуется динамикой протекания психических процессов. Через темперамент отражаются динамические характеристики человеческой деятельности/поведения. Это выражается не только в конечном результате, но и в процессе деятельности.

По мнению И. П. Павлова темпераментом является генотип, то есть прирожденная (природная) особенность нервной системы.

В настоящее время в психологии используют следующие особенности проявления темперамента:

Темперамент является результатом по-особому организованной высшей нервной деятельности в коре головного мозга человека, процесс формирования которой протекает под влиянием разной степени соотношения двух базовых нервных процессов — возбуждения (функциональной активности нервных клеток и центров коры головного мозга) и торможения (затухание активности тех же элементов).

Возбуждение и торможение характеризуются силой, уравновешенностью и подвижностью. Сила этих процессов характеризует человеческую нервную систему с точки зрения ее способности выдерживать возбуждение либо очень длительное, либо очень сильное без перехода в запредельное торможение. Уравновешенность нервных процессов говорит об особенности соотношения процессов возбуждения/торможения личности. Подвижность базовых нервных процессов — это их способность сменять друг друга в быстром режиме. Для ВНД человека характерны различные сочетания этих параметров.

Тип нервной системы относится к понятию физиологического характера, а темперамент — к психологическому. Темперамент — это психологическое проявление комплекса свойств высшей нервной деятельности. По классификации И. П. Павлова существует 4 ярко выраженных типа ВНД, на основе которых выводят 4 вида темперамента.

Представители различных темпераментов по-разному проявляют психологические свойства личности в процессе деятельности или общения с окружающими. Сангвиники и флегматики отличаются уравновешенностью в такого рода отношениях, редко вступают в межличностную конфронтацию, всегда дают трезвую оценку своему месту и роли в групповых и социальных процессах. В противовес им холерики отличаются конфликтностью, часто стремятся выяснить отношения с другими людьми, не терпят стороннего группового или авторитарного давления, проявляя в то же время высокую степень общительности и социальной активности. Меланхолики выделяются своей малообщительностью, также им присущи боязнь расширить свой круг общения, болезненная реакция на неудачи в социальном общении/взаимодействии.

Как на психологические особенности личности влияют характер и способности

Характером называют психическое свойство личности, которое определяет ее линию поведения и выражается в отношении к окружающей среде, труду, другим людям, а также к самой себе. Характер является совокупностью относительно устойчивых и постоянно проявляющихся черт, а также качеств личности (интеллектуальных, волевых, эмоциональных), которые обусловливают особенности индивидуальных и социальных сторон ее поведения, а также взаимодействия с окружающими.

Знать характер, означает правильное и четкое восприятие тех существенных черт личности, которые проявляются в ее поступках согласно определенной логики и внутренней последовательности.

То, что характер складывается из большого разнообразия черт, не означает, что он является просто их механической суммой. Эти связанные между собой черты формируют целостную структуру, которая может быть рассмотрена в общепсихологическом и типологическом аспектах, а также в аспекте индивидуальных особенностей. Также в структуру характера входят следующие существенные и взаимосвязанные между собой черты, являющиеся общими для всех людей:

Чертами характера определяются психологические особенности человека.

Характер имеет тесную связь с направленностью, и это проявляется в активном избирательном отношении человека к требованиям реальности, что в свою очередь оказывает влияние на деятельность самой личности.

На характер человека и его поведение в социуме также накладывают отпечаток особенности его темперамента. Но то, какая именно из сторон станет его чертой, решается условиями формирования характера. Несмотря на то, что его формирование происходит под влиянием общественных условий в результате деятельности, характер является проявлением целостной личности, поэтому следует всегда представлять ее индивидуальное развитие на протяжении жизни.

Между чертами характера человека и его физиологией имеется определенная связь. Еще в самом начале развития науки психологии появились типологии, в которых рассматривались индивидуально-психологические и социально-психологические особенности человека. Они представлялись как результат влияния телосложения на характер. На основании этого выделялись следующие человеческие типы.

От 20 до 50% людей имеют настолько заостренные и слишком развитые некоторые черты характера, что в итоге создается их «перекос», иначе — акцентуация. Степень характерной акцентуации может быть самой разной: от легкой, которую могут заметить только близкие до крайней степени, при наличии которой встает вопрос о возможности психопатии (болезненного уродства характера при сохранении интеллектуальных качеств личности) и нарушаются взаимоотношения с другими людьми. Помимо этого психопаты могут представлять серьезную социальную опасность.

Но в отличии от явной психопатии, характерные акцентуации проявляются не постоянно и со временем могут полностью сгладиться, придя к нормальным показателям.

Чаще всего подобные акцентуации выявляются у юношей и лиц подросткового возраста — от 50 до 80% случаев. Реже они наблюдаются у взрослых, так как именно периоды подросткового возраста и юности являются наиболее критическими для формирования характера, проявления неповторимости и индивидуальности личности. Но с годами акцентуации могут не только сглаживаться, но и усиливаться, что может привести к появлению неврозов и психопатии.

На основе акцентуации выделяют 12 типов личности, с которыми многие люди нередко сталкиваются в практическом опыте.

Способности — психическое свойство личности, которое отражает проявление особенностей, позволяющих успешно заниматься и овладевать конкретным видом деятельности (или несколькими видами).

При равных внешних условиях разные люди с неодинаковой эффективностью приобретают знания, навыки и умения. Например, один усваивает информацию сразу, второму же требуется время на заучивание. Один способен достичь главного уровня мастерства, второй, сколько бы ни старался, не может подняться выше среднего. Также существуют такие виды деятельности, когда для успешности человеку требуются определенные способности. Это, например, искусство или спорт.

Способности разделяются на специальные и общие. К специальным относятся возможности развития отдельных процессов психики и личностных качеств для определенного вида деятельности (профессиональные, например, развитие педагогической внимательности для педагога). Общие способности — благоприятные возможности для развития психических способностей личности, которые являются одинаково важными для различных видов деятельности (например, находчивость или сообразительность).

Одаренностью называют сочетание способностей общего и специального типа, которые свойственны определенному человеку.

Одаренность обуславливает особую степень успешности деятельности личности в конкретной области, выделяя его среди прочих лиц, которые обучаются этой деятельности, либо выполняют ее на равных условиях.

Талант — это высокая степень одаренности, которая реализовывается человеком в конкретной области.

Талант выражается в очень высоком уровне развития качеств, а также в особом своеобразии проявляемых личностью индивидуальных особенностей.

Гениальностью называют высокий уровень одаренности, который выражается в результатах, достигнутых одновременно в нескольких областях деятельности.

Творчество гения имеет значение для общества в историческом и неизменно положительном значении. Гениальность отличается от таланта в первую очередь тем, что гений создает в области своей деятельности эпоху.

При рождении у каждого человека формируются определенные задатки — то есть предпосылки его способностей. В качестве них выступают врожденные анатомо-физиологические особенности организма, которые способствуют облегчению развития способностей. Задатки являются многозначными — на основе одного могут формироваться несколько способностей. Это определяется окружающей средой, характером требований, предъявляемых к деятельности, которую выбрала личность. Например, имеется задаток — подвижная нервная система. Оно способна помочь развить многие способности в видах деятельности, которые связаны с необходимостью иметь быструю реакцию на смену ситуации, активной перестройкой на новые действия, изменением темпа работы и тому подобным.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *