Что такое свойство в географии
Что такое свойство в географии
Оболочка Земли, в пределах которой взаимно проникают друг в друга и взаимодействуют нижние слои атмосферы, верхние части литосферы, вся гидросфера и биосфера, называется географической оболочкой (земной оболочкой) Все компоненты географической оболочки взаимодействуют друг с другом.
Резких границ географическая оболочка не имеет. Многие ученые считают, что ее мощность составляет в среднем 55 км. Географическую оболочку иногда называют природной средой или просто природой.
Свойства географической оболочки.
Только в географической оболочке присутствуют вещества в твердом, жидком и газообразном состоянии, что имеет огромное значение для всех процессов, происходящих в географической оболочке, и прежде всего для возникновения жизни. Только здесь у твердой поверхности Земли возникла сначала жизнь, а затем появились человек и человеческое общество, для существования и развития которого имеются все условия: воздух, вода, горные породы и полезные ископаемые, солнечное тепло и свет, почвы, растительность, бактериальный и животный мир.
Все процессы в географической оболочке происходят под воздействием солнечной энергии и в меньшей степени внутренних земных источников энергии. Таким образом, свойства географической оболочки : целостность, ритмичность, зональность.
Целостность ГО проявляется в том, что изменение одного компонента природы неизбежно вызывает изменение всех остальных. Эти изменения могут равномерно охватывать всю географическую оболочку и проявляются в некоторых ее отдельных частях, оказывая влияние на другие части.
Ритмичность природных явлений заключается в повторяемости сходных явлений во времени. Примеры ритмичности: суточные и годовые периоды вращения Земли; длительные периоды горообразования и изменения климата на Земле; периоды изменения солнечной активности. Изучение ритмов важно для прогнозов процессов и явлений, происходящих в географической оболочке.
Зональность – закономерное изменение всех компонентов ГО от экватора к полюсам. Она вызывается вращением шарообразной Земли с определенным наклоном оси вращения вокруг Солнца. В зависимости от географической широты солнечная радиация распределяется зонально и вызывает смену климатов, почв, растительности и других компонентов географической оболочки. Мировой закон зональности географической оболочки проявляется в ее разделении на географические пояса и природные зоны. На его основании проводят физико-географическое районирование Земли и отдельных ее участков.
Одновременно с зональными действуют и азональные факторы, связанные с внутренней энергией Земли (рельеф, высота, конфигурация материков). Они нарушают зональное распределение компонентов ГО. В любом месте земного шара зональные и азональные факторы действуют одновременно.
Круговорот веществ и энергии
Круговорот веществ и энергии — это важнейший механизм природных процессов географической оболочки. Существуют различные круговороты веществ и энергии: воздушные круговороты в атмосфере, земной коре, круговороты воды и др.
Для географической оболочки большое значение имеет круговорот воды, который осуществляется благодаря движению воздушных масс. Без воды не может быть и жизни.
Огромная роль в жизни географической оболочки принадлежит биологическому круговороту. В зеленых растениях, как известно, на свету из углекислого газа и воды образуются органические вещества, которые служат пищей для животных. Животные и растения после отмирания разлагаются бактериями и грибами до минеральных веществ, которые затем вновь поглощаются зелеными растениями.
Ведущая роль во всех круговоротах принадлежит круговороту воздуха в тропосфере, который включает всю систему ветров и вертикальное движение воздуха. Движение воздуха в тропосфере втягивает в глобальный круговорот и гидросферу, образуя мировой круговорот воды.
Каждый последующий круговорот отличается от предыдущих. Он не образует замкнутого круга. Растения, например, берут из почвы питательные вещества, а отмирая, отдают их значительно больше, так как органическая масса растений создается в основном за счет углекислого газа атмосферы, а не за счет веществ, поступающих из почвы.
Роль живых организмов в формировании природы.
Под влиянием живых организмов в воздухе стало больше кислорода и уменьшилось содержание углекислого газа. Зеленые растения — основной источник атмосферного кислорода. Другим стал состав Мирового океана. В литосфере появились горные породы органического происхождения. Залежи угля и нефти, большинство отложений известняков — результат деятельности живых организмов.
Конспект урока «Географическая оболочка«. Следующая тема: Природный комплекс
Свойства географической оболочки
Всего получено оценок: 426.
Всего получено оценок: 426.
Прежде чем говорить о строении и свойствах географической оболочки, необходимо понять, что такое географическая оболочка. «Отцом» данного термина является известный учёный-географ А. А. Григорьев, который ввёл его в 1932 году. В ней мы живём, она является нашим домом, а чтобы дом оставался прочным, нужно заботиться о нём, хорошо знать состав и разбираться в свойствах географической оболочки.
Строение географической оболочки
История развития планеты Земля неразрывно связана с формированием географической оболочки. Как известно, жизнь на Земле появилась не сразу. Тогда единая географическая оболочка состояла из трёх компонентов: литосферы, атмосферы и гидросферы. Но всё изменилось с появлением живых организмов. Их «рождение» определило появление нового слоя – биосферы. Таким образом, сегодня земной шар состоит из следующих оболочек:
Все вышеперечисленные оболочки существуют не изолированно. Они тесно соприкасаются друг с другом и взаимодействуют. Результатом такого близкого «соседства» оказалось невозможность определить их чёткие границы.
Атмосфера
До сих пор между учёными ведутся споры о границах географической оболочки. Рассмотрим часто приводимую в зарубежных и отечественных исследованиях теорию.
Первое – нижняя часть атмосферы. Её высота достигает 25-30 км. Она состоит из тропосферы (8-16 км)и нижних слоёв стратосферы (11-30 км). В них отмечается постепенное падение температуры, существование пыли вулканического происхождения, паров воды и живых организмов.
которые читают вместе с этой
Литосфера
К географической оболочке относится верхний слой литосферы – верхняя часть земной коры. Почему только верхняя?
Гидросфера и биосфера
Гидросфера – это совокупность всех водных запасов нашей планеты. К географической оболочке относится практически вся гидросфера. Исключение – незначительная часть, которая расположена на больших глубинах.
Биосфера по праву считается самой большой частью географической оболочки. Почему? Ответ на этот вопрос лежит в буквальном переводе данного термина с древнегреческого языка, где bios – жизнь, а schaira – шар. Иными словами, там, где есть жизнь, где возможна деятельность живых организмов, там и находится биосфера. То есть её границы совпадают с границами литосферы, гидросферы и атмосферы: жизнь есть до 4-5 км под землёй, на поверхности земного шара, в воде, на больших глубинах, и в воздухе, начиная с нижних слоёв и заканчивая на высоте 30 км.
Рис. 3 Границы биосферы
Основные свойства географической оболочки
Тесное взаимодействие всех составляющих географической оболочки (ГО) привело к возможности появления особых, присущих только ей свойств:
Что мы узнали?
Итак, географическая оболочка является важным объектом изучения географической науки. Под ней понимают тесное соприкосновение и взаимодействие атмосферы, литосферы, гидросферы и биосферы. Еще раз назовём основные свойства географической оболочки.
Благодаря такому ГО стало возможным разнообразие видов энергии, зарождение жизни на нашей планете, появление человека, развитие человеческого общества. Кроме того только в географической оболочке одно и то же вещество может пребывать в трёх состояниях: твёрдом, жидком и газообразном.
Данная статья поможет закрепить изученный материал по географии в 7 классе.
Урок по географии » Географическая оболочка и её свойства» (7 класс)
Конспект урока по теме « Географическая оболочка Земли и её свойства»
Цель: Способствовать формированию знаний о географической оболочке, ее свойствах
и о природных комплексах.
Тип урока : Урок изучения нового материала
— Сформировать представление о географической оболочке и ее свойствах;
— продолжить работу по обучению учащихся решать проблемные вопросы, обобщать материал и делать выводы;
-Создать условия для развития познавательной активности, интеллектуальных и творческих способностей учащихся.
— развивать познавательную активность, расширять кругозор, воспитывать бережное отношение к природе.
Формы организации : фронтальная, индивидуальная и групповая.
Средства обучения : учебники : «География: материки, океаны, народы и страны» Коринская В.А., Душина И.В., Щенев В.А., р аздаточный материал для индивидуальной и групповой работы, таблицы «Строение географической оболочки», «Природный комплекс зоны влажных экваториальных лесов и круговорот веществ в нем», «Природный комплекс зоны саванн и круговорот веществ в нем», атласы.
Сопоставлять границы географической оболочки с границами других оболочек Земли.
Обосновывать проведение границ.
Объяснять свойства географической оболочки.
Приводить примеры взаимодействия внешних оболочек Земли в пределах географической оболочки.
Анализировать, сравнивать и обобщать факты.
Уметь определять возможные источники необходимых сведений, производить поиск информации, анализировать и оценивать её достоверность.
Отстаивая свою точку зрения, приводить аргументы, подтверждая их фактами.
Уметь взглянуть на ситуацию с иной позиции и договариваться с людьми иных позиций.
Понимая позицию другого, различать в его речи: мнение (точку зрения), доказательство (аргументы), факты.
Самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности.
Выдвигать версии решения проблемы, выбирать из предложенных и искать самостоятельно средства достижения цели.
Сверять свои действия с целью и при необходимости исправлять ошибки самостоятельно.
В диалоге с учителем совершенствовать самостоятельно выработанные критерии оценки.
Оценивать собственные поступки и поступки других людей по отношению к природе.
Проявлять эмоционально-ценностное отношение к окружающей среде, воспитывать чувство долга- сохранить природу.
I . Организация класса, приветствие, создание доброжелательной рабочей обстановки в классе, проверка готовности рабочих мест.
— Проверим готовность рабочего места к уроку.
3. Актуализация знаний.
Какие оболочки Земли вы изучали? (биосферу, гидросферу, литосферу)
А какая из них твердая? (литосфера) Жидкая? (гидросфера) Газообразная? (атмосфера)
Назовите живую оболочку Земли. (биосфера)
А оболочки существуют отдельно друг от друга (нет, они взаимодействуют друг с другом)
– Что мы будем изучать на уроке? Какая тема урока? ( Географическая оболочка )
-Откройте тетради и запишите тему и план урока в тетрадь. Для этого откройте учебники, найдите §13. (Делают записи в тетради)
— На доске, ребята, вы видите, записан вопрос: «Чему сегодня я могу научиться на уроке?» Сформулируйте для себя цель, и запишите себе в тетрадь. В конце урока вы проверите, достигли ли вы своей цели. На столе у вас лежат листы самоконтроля. Не забывайте себя оценивать.
— Переходим к рассмотрению первого пункта плана – Строение географической оболочки.
— Из каких слоев состоит наша Земля? (Литосфера, атмосфера, гидросфера, биосфера)
— Молодцы, знаете. Когда наша планета сформировалась, 4,5 млрд.лет назад, одной из земных оболочек не было. Скажите, какая из земных оболочек появилась позже всех? (Биосфера)
— А сейчас, давайте ответим на вопросы в начале § 13. (Уч-ся читают и отвечают на вопросы)
-Закройте учебники. Используя те знания, которые мы вспомнили, попытайтесь ответить на вопрос. Что такое географическая оболочка? (Уч-ся пытаются ответить)
— Можно ли провести границы между земными оболочками? (Нет) Почему? (Потому что вещество одной оболочки проникает в другие)
-Границы географической оболочки выражены нечетко, поэтому ученые определяют их по-разному. Чаще всего считаю, что границы совпадают с границами распространения жизни.
— Приведите примеры, где вы это видели в природе. (Пытаются ответить)
— Давайте тогда попытаемся ответить на вопрос- что же такое географическая оболочка? (Если учащиеся затрудняются дать определение, то находят его в тексте и записывают в тетрадь)
-Географическая оболочка является самым крупным природным комплексом нашей планеты.
-Переходим к рассмотрению рисунка на доске. Перед вами рисунок «Строение географической оболочки». Давайте скажем, как же устроена географическая оболочка? (Один из уч-ся отвечает)
— Сделайте рисунок в тетрадях. Раскрасите его дома. ( Уч-ся зарисовывают)
— Выполнили? А теперь еще раз повторим части ГО.(Учитель показывает на доске, а уч-ся хором отвечают)
2. Свойства географической оболочки. – А теперь поговорим о свойствах географической оболочки. Это второй пункт нашего плана.
Учитель рассказывает о компонентах ГО, свойствах веществ.
-Любое явление существует и развивается благодаря, какому-то источнику энергии. Какому? Да, именно солнечное излучение дает Земле 99,8% всего получаемого тепла. Часть его отражается верхними слоями атмосферы, и где-то лишь 40% достигает земной поверхности.
— Какие природные процессы на Земле вызывает приток солнечной энергии? 1) Солнце нагревает поверхность суши: от нее нагревается воздух, образуются облака; поднимаясь вверх, воздух все больше охлаждается, образуются осадки.
2) Солнечные лучи нагревают поверхность океана, в результате испарения над его поверхностью образуются облака.
3) Солнечные лучи неравномерно нагревают земные участки, образуются области разного атмосферного давления, возникает ветер, воздушные массы начинают перемещаться.
4) Под влиянием солнечных лучей возникают тропические ураганы, смерчи, циклоны.
5) Все тела на поверхности нагреваются и охлаждаются, в результате происходит выветривание, изменяется рельеф Земли.
6) Только при солнечном свете зеленые растения поглощают углекислый газ и выделяют кислород.
-Какие еще горные породы являются для нас хранителями солнечного тепла прошлых лет? (Каменный уголь, нефть, газ, горючие сланцы)
Исходя из вышеперечисленных, можно сделать вывод: Все компоненты географической оболочки связаны между собой, благодаря круговороту веществ и энергии – это главный механизм природных процессов.
Итак, свойства географической оболочки запишем в тетради:
3) Зональность – закономерная смена природных комплексов при переходе от экватора к полюсам.
-Что такое географическая оболочка?
-Что такое природные ресурсы?
-Какие свойства характерны для географической оболочки?
Домашнее задание. П. 14, вопросы на странице 109. Составить схему природные ресурсы и их виды.
А теперь подведем итоги ( рефлексия ).
Географическая оболочка
Географическая оболочка — оболочка Земли, в пределах которой соприкасаются и взаимодействуют литосфера, гидросфера, нижние слои атмосферы, биосфера (с почвой. Это область активного взаимодействия всех оболочек. Такой оболочки нет ни у одной из планет Солнечной системы.
Географическая оболочка не имеет четких границ. Она охватывает первые километры земной коры и простирается до озонового слоя атмосферы. Это область, гед распространена и активно участвует в природных процессах вода (в разных состояниях) и где существуют живые организмы.
Область активного взаимодейстивия земных оболочек образует географическую оболочку — среду обитания человек.
Строение географической оболочки
Географическая оболочка — самый крупный природный комплекс на Земле. Она состоит из более мелких природных комлексов.
К крупным природным комплексам относятся: материки, океаны, пустыни, низменности, горы.
Небольшие природные комплексы: холмы, долины, реки, болота.
На Земле остается все меньше природных комплексов, не изменённых человеком. Измененные еловеческой деятельностью природные комплексы называеются антропогенными.
Свойства географической оболочки
Географическая оболочка обладает особыми свойствоми, которые появляются вследствие тесного взаимодействия между ее частфми. Перечислим их.
Целостность
Между компонентами географической оболочки обязательно происходит обмен вечществом и энергией — круговорот.
Ритмиченость
Процессы и явления в географической оболочке периодически, то есть ритмично, повторяются со временем.
Выделяют ритмиченость суточную, годовую, многовековую.
К процессам с суточной ритмичностью можно отнести колебания температуры в течение дня, смену дня и ночи.
К процессам с годовой ритмичностью относят смену времен года, обраазование муссонов, сезоннность хозяйственной деятельности человека.
Зональность
Зональность определяется географической широтой. В зависимотси от широт солнечные лучи падают по разным углом. От широты зависит количество света и тепла. С уменьшением тепла и света меняется климат, растительность, животный мир, почвы.
Размещение природных комплексов на Земле
Размещение большинства природных комплексов на Земле подчинено закону широтной зональности, то есть она размещаются на Земле в соответствии с широтной зональностью, высотной поясностью, особенностями земной поверхности.
Ответы на вопросы по теме: Географическая оболочка
Вопрос 1. Что такое географическая оболочка?
Географическая оболочка — это оболочка Земли, в пределах которой соприкасаются и взаиодействуют литосфера, гидросфера, нижние слои атмосферы, биосфера (с почвой).
Вопрос 2. Каковы границы географической оболочки?
Географическая оболочка не имеет четких границ. Она охватывает первые километры земной коры и простирается до озонового слоя атмосферы. Это область, где распространена и активно участвует в природных процессах вода и где сущестувуют живые организмы.
Вопрос 3. Каковы свойства географической оболочки
Важнейшие свойства географической оболочки — целостность, ритмичность и зональность.
Вопрос 4. Объясните, чем обусловлена географическая зональность природы Земли.
Географическая зональность природы Земли обусловлена географической широтой. В разных широтах солнечные лучи падают под разными углами. В результате количество света и тепла в целом убывает от экваториальных широт к полярным. Вместе с уменьшением света и тепла меняются климат, растительность и фивотный мир, почвы.
Вопрос 5. Что такое природная зона?
Природные зоны — зональные природные комплексы с разным сочетанием тепла и влаги, закономерно сменяющиеся от экватора к полюсам. О природных зонах России можно прочитать >> тут Почвенная карта Крыма
в) На полуострове насчитывается свыше 2500 видов растений. Равнинный Крым — сухая степь, ветер, безводье. Растения в большинстве своем низкорослые, иссохшие, жесткие, колючие — акация, туя, скумпия, редко — тополь. В мае зацветают тюльпаны, затем маки.
В горах растет можжевельник, лещина, кизил, дуб, граб, ольха, ясень, шиповник, держи-дерево, дикая яблоня и груша, алыча. На Южном берегу растения цветут круглый год. В октябре-ноябре зацветает мушмула, вторично распускаются розы, в декабре на южных горных склонах появляются дикие маргаритки; бледно-фиолетовый безвременник, коровяк и пижма, иногда подснежники. В январе в садах зацветает морозник, могут раскрыться венчики миндаля и галантуса. В феврале наступает время жасмина, жимолости, зимоцвета, крокуса, миндаля, в марте — дикого миндаля и кизила, левкоя и молочая, японской айвы, багряника и магнолии Суланжа с ее большими, одинокими, розовато-белыми бутонами. В апреле цветут сады, главное украшение которых — алыча, абрикос и персик. В мае — розы, тюльпаны, багряник, глициния, «золотой дождь». В июне распускается магнолия, появляются розовые венчики ленкоранских акаций, текома, олеандр, смолосемянник, лавровишня, юкка.
г) Птиц в Крыму более 200 видов. (орлы, скопы, могильники, беркуты, стервятники, черные грифы, орланы, сапсаны, филины, балобаны, белоголовые сипы, кулики, жаворонки, перепела, дрофы, стрепеты, чайки, крачки, утки, гуси, серые цапли, бакланы)
Что касается млекопитающих, то их в Крыму насчитывается около 60 видов. Они в основном в заповедниках, заказниках и горных районах (ласки, лисы, барсуки, куницы, зайцы и хорьки, благородные олени, дикие кабаны, лани, муфлоны). На побережье Крыма водятся 4 представителя морских животных: это тюлени-монахи и три вида дельфинов.
д) Современная преобразованность природы Крыма высока, что обусловлено как давним хозяйственным освоением полуострова, так и современным антропогенным воздействием. Средоохранные функции полноценно выполняют около 30 % территории, из них лишь 3–4 % площади полуострова, преимущественно в горных районах, занято естественными ландшафтами с сохранившейся коренной растительностью.
Описание природного комплекса Свердловской области
а) Свердловская область — крупнейший регион Урала. Область занимает среднюю и охватывает северную части Уральских гор, а также западную окраину Западно-Сибирской равнины.
б) Особенностью области является неоднородность почвенного покрова. На территории области выделено 35 генетических типов почв: от горно-тундровых и подзолистых на севере области до черноземов и черноземно-луговых на юге.
Преобладают подзолистые и дерново-подзолистые почвы (33,2% всего почвенного покрова), темно-серые почвы распространены на 20% территории. Серые и светло-серые почвы занимают 13,1%. Черноземы (наиболее плодородные почвы) встречаются небольшими массивами на юге и юго-западе области. В горной части распространены горно-таежные и горно-тундровые почвы.
в) Территория Свердловской области характеризуется двумя природными зонами. Юг занят лесостепями, а остальная часть области вмещается в себя таежную зону. Лес представляет собой главную особенность Свердловского края.
г) Фауна Свердловского края напрямую зависит от местонахождения в конкретной климатической зоне. Например, её представители в таежной зоне и в зоне степях кардинальным образом отличаются. Наиболее распространены в Свердловской области типичные сибирские представители. К ним относятся бурундуки, лесные хорьки, норка и сибирская косуля.
д) Природные комплексы Свердловской области испытывают интенсивное воздействие человека уже в течение нескольких столетий. Деятельность человека затрагивает в основном ведомые (слабые) компоненты природного комплекса: растительность, почвы, животный мир, воды. В нашей области антропогенные изменения природного комплекса довольно значительны.
Очень сильно изменена растительность, коренные леса заменились большей частью вторичными, производными. Это результат интенсивных рубок. В лесостепных районах преобладают распаханные земли. Изменилась численность зверей и птиц, как вследствие их прямого уничтожения, так и в результате изменения условий их обитания, загрязнения окружающей природной среды.