Что такое священная война в исламе
Глава 12. Джихад
Некоторые сравнительные военные образы Мухаммед явно позаимствовал из Пятикнижия, например: «Аллах повелевает вам стойко стоять перед врагом, лишь только в два раза превосходящим вас. Если же среди вас сто терпеливых, стойких верующих, они победят двести неверных, а если среди вас тысяча верующих, они победят две тысячи нечестивцев с помощью и по воле Аллаха» (К.8:66). (Сравни «Пятеро из вас прогонят сто, и сто из вас прогонят тьму» ( Лев.26:8 ; Втор.32:30 ; Нав.23:10 )).
Некоторые называют еще третий вид джихада – освободительный. Наименование этой разновидности джихада говорит само за себя. Он имеет место в той ситуации, когда «неверные» оккупировали исламские земли, т.е. фактически носит наступательный характер. В случае призыва к джихаду человек становится джихадообязанным и не может отказаться от его выполнения. Такое происходит, например, если имам мобилизовал всех мусульман, если воины вступили в сражение, если был мобилизован какой – то конкретный человек, если был нарочито вызван человек искусный в каком – нибудь виде сражения (стрельба, рукопашный бой, верховая езда и т.д.)
Джихад является обязательным также для солдат регулярной армии. Считается, что торговцы, в чьих вещах может быть необходимость и которые армия не может взять с собой, тоже обязаны присутствовать на джихаде. Начало боевых действий считается событием, обязывающим к джихаду. Также если мусульмане осадили вражескую крепость, то они не могут отступить до победного конца: «Когда вы встретите на поле сражения тех, кто не уверовал, и они будут наступать на вас превосходящим вас числом, не бегите от них и не подставляйте спины их саблям! Тот, кто в тот день обратит тыл к неверующим и побежит от них, за исключением тех, кто совершает маневр или хочет соединиться с другим отрядом, чтобы усилить его, тот навлечет на себя гнев Аллаха, и ад будет его убежищем» (К.8:15,16).
В вопросах джихада считаются авторитетными мнения только тех мусульманских лидеров, которые хорошо разбираются не только в военной тактике, но и в политике. Мнения и советы простых людей в расчет не берутся.
Ибн Таймийя считает, что оптимальным джихадом является сражение с двумя категориями врагов: «неверными» и теми, кто отказывается от выполнения обязательных предписаний шариата. «Неверным» (кяфиром) считается всякий, кто, услышав призыв Мухаммеда, сознательно отказался принять ислам. Считается, что в каждом «неверном» присутствует ненависть к исламу: «В их сердцах болезненная зависть и ненависть к верующим, а также испорченная вера» (К.2:10). При этом зимми (покровительствуемые), то есть те, которые выплачивают джизью, в расчет не берутся, поскольку откупаются от участия в боевых действиях. Даже если «неверные» произнесли шахаду (свидетельство), но организовывают боевые действия против «правоверных», все равно с ними необходимо воевать. Вообще «неверным» считается любой немусульманин, воюющий с мусульманами.
Ко второй группе врагов ислама относятся те, кто оставляет намаз, не выплачивает закят, вводит нововведения (бида), обращается к суду тагута (тагут – правление несправедливого царя, суд продажного судьи, угнетение людей, поклонение деньгам и т.д.) К ним также относятся предатели – перебежчики, воюющие на стороне противника, даже если они до этого читали шахаду. Со всеми этими людьми необходимо воевать при условии, что они относятся (образовали) к группе, способной воевать и обороняться. Но того, кто не создавал никаких формирований, просто нужно обязать к выполнению необходимых предписаний, без необходимости воевать с ним.
В случае если часть мусульман вышла из повиновения имаму по каким – то религиозным причинам, например, ложно толкуя что – то из законов шариата, то имаму не разрешается первому начинать с ними сражение. Если же они первые начали нападение, то имам все равно не обязан воевать с ними. В этой ситуации, ввиду того, что ни в Коране, ни в сунне не оговаривается подобная ситуация, он может поступить по своему усмотрению, с учетом интересов всех мусульман. Оптимальным считается попытка примирения с оппозицией путем разумных доводов и доказательств. Если случится так, что после состоявшегося примирения представитель одной группы убьет представителя другой, то будет казнен только убийца.
Подготовка к эффективному проведению джихада также является обязанностью мусульман. Считается, что любое дело, без которого невозможно осуществить какое – либо обязательное (фард) предписание ислама, становится обязательным (фард).
Подготовка контингента включает в себя духовное воспитание личного состава, воспитание в себе богобоязненности. Самым лучшим и ценным воином считается религиозный и храбрый. Ниже него идет только религиозный, еще ниже по достоинству идет только храбрый. Ниже всех стоит воин, не отличающийся ни своей религиозностью, ни своей храбростью. Все подозрительные личности, вселяющие сомнения и выступающие как потенциальная проблема, должны быть отстранены от участия в военных действиях.
Если в ходе джихада имеет место ультиматум, то он объявляется до начала боевых действий. Содержание ультиматума бывает разное в зависимости от того, к кому он обращен. Если ультиматум обращен к неверующим, не имеющим знаний об исламе, то им предлагается принять ислам. Если же он объявлен вероотступникам, то они призываются к возврату в лоно ислама и выполнению всех обязательных предписанйй шариата. Причем, в случае их согласия с этими условиями, необходимо наглядно убедиться в их исполнении, а не удовлетворяться одними словами.
Существует несколько категорий лиц, которых запрещается (впрочем, как всегда с оговорками) убивать во время джихада. В обычной ситуации муджахид не должен убивать беззащитных и неспособных к войне людей, например: женщин, детей, стариков, слепцов, тяжело больных (кроме тех, которые пострадали в результате войны против мусульман), а также монахов – отшельников, которые никаким образом не помогали в проведении агрессии против мусульман. Лиц, принадлежащих ко всем перечисленным категориям, в обычных условиях убивать запрещено. Однако в ситуации тотальных боевых действий, когда нет возможности контролировать направление огня, убивать вышеперечисленных людей не запрещено. Также муджахид не может останавливаться перед уничтожением поименованных категорий лиц, если они являются помехой какого – нибудь результативного маневра (обстрел катапультой, ночной набег и т.д.) Даже если «неверные» держат в заложниках кого – либо из перечисленных лиц или кого – то из самих муджахидов, и при этом существует опасность для лагеря мусульман, то муджахидам разрешается убивать даже заложников, чтобы добраться и до самих врагов.
Разрешается добивать раненых противников, способных после своего выздоровления вести войну против «правоверных». Что касается уродования трупов противников, то хотя и рекомендуется воздерживаться от этого, но в отместку «неверным» это делать дозволяется. Также нет греха, в целях достижения победы религии Аллаха, разрушать вражеские строения и вырубать посадки.
Разговоры про мусульманскую Европу слышатся уже давно и прогнозы прозорливых аналитиков на эту тему весьма не утешительные. То, что Европу уже сегодня называют «мусульманской колонией» сейчас ни для кого не секрет. Марк Стайн в своей книге «Америка в одиночестве: Конец мира, каким мы его знаем», предсказывает погибель Европы. По его словам, значительная часть западного мира и большинство европейских стран не выживет в XXI веке, так как будет исламизирована. Благодаря географической близости Европы, ее тяжелой демографической ситуации и частым кризисам, именно ислам окажется главным «поставщиком новых европейцев». Автор призывает американцев не повторять европейских ошибок и возлагает большие надежды на Америку, призвание которой, – распространить западную цивилизацию на новые места, и с помощью достаточного количества убежденных союзников остановить погружение мира в новый средневековый примитивизм, выразителем которого и являлся во все времена ислам.
Мухаммад Ар – Раввас Аль – Кальаджи. Несколько строк из фикха шейх – уль – Ислама ибн Таймийи. httр://hunafai.wordpress.com/
Православные богословы об исламе. Н.П.Остроумов. Исторический очерк взаимных отношений между христианством и мусульманством. М.2006г. «Имперская традиция». С.15
В Исламе существуют 4 основные вида джихада :
Так, от Абу Зарра, да будет доволен им Аллах, передаётся, что посланник Аллаха ﷺ сказал:
أفضلُ الجهادِ أن يُجاهدَ الرَّجلُ نَفسَه وهواهُ
Со слов ‘Укъбы бин ‘Амира передается, что пророк ﷺ сказал:
الْمُجَاهِدُ مَنْ جَاهَدَ نَفْسَهُ فِي طَاعَةِ اللَّهِ
« Муджахид — это тот, кто борется со своей собственной душой, чтобы подчиниться Аллаху » (Ибн Мубарак в «Муснад» 29, Ахмад 23328, Ибн Хиббан 4862. Достоверность хадиса подтвердил Албани в «ас-Сильсиля ас-сахиха» 549).
Аллах сказал в Кур’ане:
إِنَّ الشَّيْطَانَ لَكُمْ عَدُوٌّ فَاتَّخِذُوهُ عَدُوًّا
«Поистине, шайтан — ваш враг, так относитесь же к нему, как к врагу» (35:6)
وَٱلَّذِينَ جَٰهَدُواْ فِينَا لَنَهْدِيَنَّهُمْ سُبُلَنَا ۚ وَإِنَّ ٱللَّهَ لَمَعَ ٱلْمُحْسِنِينَ
«А тех, которые усердствуют ради Нас, Мы непременно поведём Нашими путями. Поистине, Аллах — с делающими наилучшее» (29:69)
Так, Аллах говорит в Кур’ане:
فَلَا تُطِعِ ٱلْكَٰفِرِينَ وَجَٰهِدْهُم بِهِۦ جِهَادًا كَبِيرًا
ٱدْعُ إِلَىٰ سَبِيلِ رَبِّكَ بِٱلْحِكْمَةِ وَٱلْمَوْعِظَةِ ٱلْحَسَنَةِ
«Призывай на путь Господа твоего мудростью и добрым назиданием и веди спор с ними наилучшим образом» (16:125)
وَجَٰهِدُواْ فِى ٱللَّهِ حَقَّ جِهَادِهِۦ ۚ هُوَ ٱجْتَبَىٰكُمْ وَمَا جَعَلَ عَلَيْكُمْ فِى ٱلدِّينِ مِنْ حَرَجٍ
«Ведите борьбу ради Аллаха должным образом. Он избрал вас и ничуть не стеснил вас в религии» (22:78)
يَٰٓأَيُّهَا ٱلَّذِينَ ءَامَنُواْ هَلْ أَدُلُّكُمْ عَلَىٰ تِجَٰرَةٍ تُنجِيكُم مِّنْ عَذَابٍ أَلِيمٍ
تُؤْمِنُونَ بِٱللَّهِ وَرَسُولِهِۦ وَتُجَٰهِدُونَ فِى سَبِيلِ ٱللَّهِ بِأَمْوَٰلِكُمْ وَأَنفُسِكُمْ ۚ ذَٰلِكُمْ خَيْرٌ لَّكُمْ إِن كُنتُمْ تَعْلَمُونَ
«О вы, которые уверовали! Указать ли вам на торговлю, которая спасёт вас от мучительных страданий? Веруйте в Аллаха и Его посланника и боритесь на пути Аллаха не щадя своего имущества и самих себя. Так будет лучше для вас, — если только вы знаете» (61:10-11)
إِنَّمَا ٱلْمُؤْمِنُونَ ٱلَّذِينَ ءَامَنُواْ بِٱللَّهِ وَرَسُولِهِۦ ثُمَّ لَمْ يَرْتَابُواْ وَجَٰهَدُواْ بِأَمْوَٰلِهِمْ وَأَنفُسِهِمْ فِى سَبِيلِ ٱللَّهِ ۚ أُوْلَٰٓئِكَ هُمُ ٱلصَّٰدِقُونَ
«Верующие только те, которые уверовали в Аллаха и Его посланника, а потом не испытали сомнений и боролись на пути Аллаха не щадя своего имущества и самих себя. Они суть правдивые» (49:15)
3) Усердие во всех вещах, которые приносят пользу людям : помогать родителям, заниматься благотворительностью в пользу нуждающихся и так далее.
Абдуллах ибн ‘Амра, да будет доволен им Аллах, рассказал:
« Однажды к пророку ﷺ пришел какой-то человек и попросил у него разрешения принять участие в [вооруженном] джихаде.
« А живы ли твои родители? »
Этот человек сказал :
Тогда пророк ﷺ сказал :
Те мусульмане, которые бросают без поддержки своих родителей и уезжают воевать в другие страны — поступают против Сунны!
Так, имам Бухари, одну из глав своего «Сахих» назвал: «Глава о том, что джихад совершается с разрешения родителей ».
Передаётся от АбдуЛлаха ибн Умара, что однажды к посланнику Аллаха ﷺ пришел человек и сказал :
جِئْتُ أُبَايِعُكَ عَلَى الْهِجْرَةِ وَتَرَكْتُ أَبَوَيَّ يَبْكِيَانِ
« Я хочу присягнуть тебе, что совершу хиджру, хотя оставил своих родителей в слезах ».
Посланник Аллаха ответил :
ارْجِعْ عَلَيْهِمَا فَأَضْحِكْهُمَا كَمَا أَبْكَيْتَهُمَا
« Возвращайся к ним и развесели их, как ты заставил их прежде плакать » (Абу Дауд 2528).
Передаётся от Абу Саида аль-Худри, что к посланнику Аллаха ﷺ прибыл, совершив хиджру из Йемена, один человек, и посланник Аллаха спросил у него :
هَلْ لَكَ أَحَدٌ بِالْيَمَنِ
« У тебя остался кто-нибудь в Йемене? »
Посланник Аллаха сказал :
ارْجِعْ إِلَيْهِمَا فَاسْتَأْذِنْهُمَا، فَإِنْ أَذِنَا لَكَ فَجَاهِدْ وَإِلَّا فَبِرَّهُمَا
« Вернись к ним и попроси разрешения, и если они разрешат, то переселяйся, а если нет, то поступай по отношению к ним хорошо » (Абу Дауд 2530).
Передаёт АбдуЛлах ибн Амр Ибн аль-‘Ас, что как то к посланнику Аллаха ﷺ прибыл один человек и сказал ему :
أُبَايِعُكَ عَلَى الْهِجْرَةِ وَالْجِهَادِ أَبْتَغِي الْأَجْرَ مِنَ اللَّهِ
Посланник Аллаха сказал :
فَهَلْ مِنْ وَالِدَيْكَ أَحَدٌ حَيٌّ؟
« А жив ли кто-то из твоих родителей? »
نَعَمْ، بَلْ كِلَاهُمَا
فَتَبْتَغِي الْأَجْرَ مِنَ اللَّهِ؟
« Ты хочешь получить награду от Аллаха? »
Тот человек ответил :
(Тогда) посланник Аллаха сказал :
فَارْجِعْ إِلَى وَالِدَيْكَ فَأَحْسِنْ صُحْبَتَهُمَا
« Вернись к своим родителям, живи с ними и совершай по отношению к ним благо » (Муслим 2549).
وَأَنَا آمُرُكُمْ بِخَمْسٍ اللَّهُ أَمَرَنِي بِهِنَّ، السَّمْعُ وَالطَّاعَةُ وَالجِهَادُ وَالهِجْرَةُ وَالجَمَاعَةُ، فَإِنَّهُ مَنْ فَارَقَ الجَمَاعَةَ قِيدَ شِبْرٍ فَقَدْ خَلَعَ رِبْقَةَ الإِسْلَامِ مِنْ عُنُقِهِ إِلَّا أَنْ يَرْجِعَ
« Я приказываю вам ещё 5 вещей, которые мне Приказал Аллах, чтобы я вам сообщил об этом:
Поистине, кто отошёл от джамаата на пядь [на небольшое расстояние], тот снял со своей шеи (с себя) ярмо Ислама, пока он не вернётся (обратно) » (Тирмизи 2863, хадис достоверный).
Фитна — فِتْنَةٌ — это искушение, когда людям посредством физического давления не разрешают принимать и исповедовать Ислам.
Фасад — فَسَادٌ — это порча, когда среди людей нет безопасности и они подвергаются различным притеснениям.
Зульм — ظُلْمٌ — это несправедливость.
К этому виду джихада относятся все способы войны : политика, открытое вооруженное противостояние, экономическое давление, гибридная война и так далее.
Настоящий мусульманин должен думать не только о себе, но и о том, каким образом он может помочь укрепить Ислам.
Однако, бывает так, что словами и в индивидуальном порядке навести порядок и установить права людей не удается. Именно в таких случаях Аллах приказывает общине мусульман (джамаату) под началом правителя прибегнуть к крайним мерам.
إِنَّ اللَّهَ اشْتَرَى مِنَ الْمُؤْمِنِينَ أَنفُسَهُمْ وَأَمْوَالَهُم بِأَنَّ لَهُمُ الْجَنَّةَ يُقَاتِلُونَ فِي سَبِيلِ اللَّهِ فَيَقْتُلُونَ وَيُقْتَلُونَ وَعْدًا عَلَيْهِ حَقًّا فِي التَّوْرَاةِ وَالْإِنجِيلِ وَالْقُرْآنِ وَمَنْ أَوْفَى بِعَهْدِهِ مِنَ اللَّهِ فَاسْتَبْشِرُوا بِبَيْعِكُمُ الَّذِي بَايَعْتُم بِهِ وَذَلِكَ هُوَ الْفَوْزُ الْعَظِيمُ
«Поистине, Аллах выкупил у верующих их души и имущество в обмен на рай. Они сражаются на пути Аллаха, убивая и погибая. Он обещал и обязался [вознаградить их] в Торе, Евангелии и Коране. А кто выполняет свои обещания лучше, чем Аллах? Возрадуйтесь же сделке, которую вы заключили. Это и есть великий успех» (9:111)
Посланник Аллаха ﷺ сказал:
وَتَكَفَّلَ اللهُ لِمَنْ خَرَجَ فِي سَبِيلِهِ لَا يُخْرِجُهُ إِلَّا جِهَادٌ فِي سَبِيلِي وَتَصْدِيقٌ بِرُسُلِي بِأَنْ تَوَفَّاهُ أَنْ يُدْخِلَهُ الْجَنَّةَ، أَوْ يَرْجِعَهُ إِلَى مَنْزِلِهِ الَّذِي خَرَجَ مِنْهُ، نَائِلًا مَا نَالَ مِنْ أَجْرٍ أَوْ غَنِيمَة
В дальнейшем мы обязательно разберём вопрос ведения вооруженного джихада более подробно. Крайне важно, чтобы мусульмане знали, какие цели и условия установил Шариат для ведения джихада, и не попадали под влияние различных террористических организаций, которые, умело пользуясь разжиганием эмоций и невежеством братьев, призывают их принять участие в боевых действиях в горячих точках, что чаще всего не имеет никакого отношения к тому джихаду, который приказан Аллахом.
Джихад: 6 фактов о священной войне
Понятие джихада очень многогранное и очень сложное, в общем означающее «усилие на пути Аллаха». Причем обычное для немусульман понятие джихада, которое ассоциируется с вооруженной борьбой, — это лишь один, не самый главный аспект. Само понятие джихада значительно шире.
2. Виды джихада
В зависимости от ситуации, в которой находился мусульманский мир, становились актуальными те или иные грани джихада. Даже если мы посмотрим на пророка Мухаммеда, то в начале своей деятельности он делал упор на мирном джихаде, на том, чтобы своим примером вдохновлять — даже когда на него были гонения, он не призывал к вооруженному отпору.
4. Субъект и объект джихада
Ислам как религия без церковной организации и по большому счету без духовенства — это религия мусульманских ученых-богословов.
Здесь он, возможно, специально это делал, чтобы заострить и привлечь внимание остального исламского мира, или преследовал какие-то другие политические цели. В любом случае объявление джихада не находится в его компетенции.
6. Разночтения в интерпретации
Правила джихада общие для всех. Конечно, в частностях могут быть какие-то особенности и свои понимания, но это не касается основных понятий. В основном по поводу джихада есть консенсус о том, что это в первую очередь духовное совершенство, а также об основных правилах ведения вооруженного джихада. Эти правила основаны на том, что говорил Мухаммед, и на том, как это на практике исполнялось во времена первых четырех праведных халифов.
Различные интерпретации появляются как вследствие наличия разных мнений среди исламских ученых, так и из-за их приверженности разным религиозным традициям. Потому что ислам как религия без церковной организации и по большому счету без духовенства — это религия мусульманских ученых-богословов. Их мнение очень многое значит. Причем один богослов может быть влиятелен среди определенной части мусульман и абсолютно не иметь никакого влияния на другую часть. Поэтому здесь действительно очень многое зависит от местной традиции интерпретаций различных шариатских норм и представлений или от конкретной личности этого самого богослова.
Газават: священная война мусульман
Вопросы войны и мира актуальны во все времена. Это связано с тем, что человечество регулярно сталкивается с политическими, этническими или религиозными конфликтами, которые нередко приводят к боевым действиям.
В исламском мире основной разновидностью вооруженной борьбы считается «джихад меча» («малый джихад») – священная война, которую ведут мусульмане с напавшими на них агрессорами. Однако существует и другая разновидность борьбы за веру, практикуемой мусульманскими народами – газават.
Слово «газават» в переводе с арабского языка означает «военный поход», «набег». За участие в такой борьбе человек наделялся почетным титулом «гази», то есть борец за веру.
Наиболее широкое распространение это понятие получило в эпоху колониализма, когда многие мусульманские народы вели борьбу за независимость. Для поднятия местного населения на борьбу с колонизаторами активно использовались лозунги национального и религиозного характера, включая и призывы к газавату. Носителями этого почетного звания были султаны Османской империи, крымские ханы, крупные военачальники, командующие армиями и так далее. Однако на практике далеко не всегда обладатели данного титула руководствовались религиозными соображениями. Например, одним из «гази» был первый президент Турецкой республики Мустафа Кемаль Ататюрк, удостоенный этого титула за победу над греками в Битве при Сакарье.
Отличия газавата от джихада
Относительно соотношения обоих видов священной войны в исламе существует две основные точки зрения. Одни исследователи считают, что газават – это фактически синоним малого джихада. Сторонники такой позиции уверены, что газаватом может считаться та война, которая ведётся с соблюдением всех правил джихада. В данном случае газават действителен только в том случае, если мусульмане вынуждены вступить в вооруженную борьбу по причине вторжения извне иной угрозы. Фактически в данном случае титул «гази» приравнивается к титулу «муджахид» и несёт в себе исключительно благое.
Вторым отличием газавата от джихада служит источник принятия решения. Перед тем, как вступить в вооружённую борьбу, руководство племени, города или государства должно вынести соответствующее решение. Принятие решения о начале джихада возлагается исключительно на высшее духовное лицо, каковым может быть верховный муфтий, шейхуль-ислам или иной священнослужитель высшего ранга. Это объясняется тем, что именно духовный лидер, обладая большими знаниями в области религии, способен адекватно оценить возможность и необходимость начала вооружённой борьбы. Решение об объявлении газавата может принять не только духовное лицо, но и светский правитель. Исторически эта точка зрения подкрепляется конкретными примерами, когда вожди племён или ханы отдельных государств объявляли газават своим врагам.
Газават в современном мире
Понравился материал? Отправь его братьям и сестрам по вере и получи саваб!
Джихад: определение, виды и история
Однако вряд ли у кого-то получится остаться просто сторонним зрителем этих грозных процессов, отголоски бури все чаще докатываются до «цивилизованного» мира в виде взрывов и расстрелов ни в чем не повинных людей.
В настоящее время в общественном сознании между понятием «джихад» и преступлениями, творящимися от имени ислама, практически стоит знак равенства. Но отвечает ли это действительности или подобное мнение – это просто стереотип, навязанный средствами массовой информации?
Виды джихада
Это понятие одно из самых сложных и многогранных в исламе.
Следует отметить, что в исламе существует огромное количество интерпретаций относительно джихада меча: когда его можно применять, при каких условиях, а также о его методах и задачах.
То есть, в теории все выглядит довольно мирно и весьма благопристойно, но на практике термин «джихад» чаще всего все-таки употребляется в отношении борьбы с неверными.
Не следует забывать и исторический контекст, в котором это понятие применялось. Пророк Мухаммед действительно делал упор на мирные стороны джихада, но после этого последовали столетия активной экспансии мусульман (отнюдь не мирной) и борьба с многочисленными врагами, которые угрожали исламскому миру. Здесь можно вспомнить и монгольское нашествие в Средние века, которое стало настоящим потрясением для мусульман, и Крестовые походы, предпринятые против Востока Европой. Именно в этот период призыв к джихаду стал одним из основных мобилизационных факторов для последователей пророка Мухаммеда.
В них запрещается убийство и наказание мирных граждан, особенно женщин, стариков, детей и священников. Также в этих правилах говориться о соблюдении соглашений и договоров с неприятелем и стремлении к скорейшему прекращению конфликтов.
История джихада
Несколько слов следует сказать о значении слова «моджахед». Его также можно трактовать по-разному. В широком смысле моджахед – это человек, чьи усилия или борьба подходит под одно из определений джихада. Моджахед должен вести свою борьбу ради славы Аллаха, а не для денег, честолюбия или мести. Это определение подходит не только воину, но и священнику или учителю, которые несут знания или слово Бога людям. Даже мать, правильно воспитывающая своего ребенка, — это тоже моджахед. Однако не слишком корректно так называть террористов в Сирии или Афганистане, которые режут безоружным заложникам головы или заживо сжигают людей.