Что такое святая земля

Святая Земля в Иерусалиме

Что такое святая земля. Смотреть фото Что такое святая земля. Смотреть картинку Что такое святая земля. Картинка про Что такое святая земля. Фото Что такое святая земля

Святыни Санкт-Петербурга Новый год

16 МЕСТ 4 дня / 5 ночей

Что такое святая земля. Смотреть фото Что такое святая земля. Смотреть картинку Что такое святая земля. Картинка про Что такое святая земля. Фото Что такое святая земля

Поездка в Дивеево Новый Год

5 МЕСТ 2 дня / 1 ночь

Что такое святая земля. Смотреть фото Что такое святая земля. Смотреть картинку Что такое святая земля. Картинка про Что такое святая земля. Фото Что такое святая земля

РОЖДЕСТВО НА АФОНЕ По монастырям

2 МЕСТА можно улететь 8.01

Что такое святая земля. Смотреть фото Что такое святая земля. Смотреть картинку Что такое святая земля. Картинка про Что такое святая земля. Фото Что такое святая земля

Божественная литургия в Оптине Новогодняя

Что такое святая земля. Смотреть фото Что такое святая земля. Смотреть картинку Что такое святая земля. Картинка про Что такое святая земля. Фото Что такое святая земля

Поездка в Дивеево Рождество Христово

7 МЕСТ 2 дня / 1 ночь

Что такое святая земля. Смотреть фото Что такое святая земля. Смотреть картинку Что такое святая земля. Картинка про Что такое святая земля. Фото Что такое святая земля

Встреча Рождества в Годеново

Что такое святая земля. Смотреть фото Что такое святая земля. Смотреть картинку Что такое святая земля. Картинка про Что такое святая земля. Фото Что такое святая земля

Рождество в Оптиной Пустыни

5 МЕСТ 2 дня / 1 ночь

Что такое святая земля. Смотреть фото Что такое святая земля. Смотреть картинку Что такое святая земля. Картинка про Что такое святая земля. Фото Что такое святая земля

Что такое святая земля. Смотреть фото Что такое святая земля. Смотреть картинку Что такое святая земля. Картинка про Что такое святая земля. Фото Что такое святая земля

Что такое святая земля. Смотреть фото Что такое святая земля. Смотреть картинку Что такое святая земля. Картинка про Что такое святая земля. Фото Что такое святая земля

Что такое святая земля. Смотреть фото Что такое святая земля. Смотреть картинку Что такое святая земля. Картинка про Что такое святая земля. Фото Что такое святая земля

Что такое святая земля. Смотреть фото Что такое святая земля. Смотреть картинку Что такое святая земля. Картинка про Что такое святая земля. Фото Что такое святая земля

Что такое святая земля. Смотреть фото Что такое святая земля. Смотреть картинку Что такое святая земля. Картинка про Что такое святая земля. Фото Что такое святая земля

Что такое святая земля. Смотреть фото Что такое святая земля. Смотреть картинку Что такое святая земля. Картинка про Что такое святая земля. Фото Что такое святая земля

Что такое святая земля. Смотреть фото Что такое святая земля. Смотреть картинку Что такое святая земля. Картинка про Что такое святая земля. Фото Что такое святая земля

Что такое святая земля. Смотреть фото Что такое святая земля. Смотреть картинку Что такое святая земля. Картинка про Что такое святая земля. Фото Что такое святая земля

Что такое святая земля. Смотреть фото Что такое святая земля. Смотреть картинку Что такое святая земля. Картинка про Что такое святая земля. Фото Что такое святая земля

Источник информации:
Монахиня Мариам (Юрчук)
Путеводитель по Святому Граду Иерусалиму Том I
Путеводитель по Святой земле Том II
Русская Духовная Миссия 2018 год.
(Данные книги можно заказать в нашем паломническом центре)

Святая Земля, ставшая колыбе­лью христианской веры, навсегда останется дорогой и близкой сердцу каждого православного человека.

Названия Святой Земли

Эта священная земля на протя­жении веков имела много названий: Земля Ханаан, Земля Обетованная, Земля Израиля, Палестина, Святая Земля, часто ее называют также Пятым Евангелием. Дословное выражение «Святая Земля» как место особого Божия присутствия встречается в Священном Писании Ветхого Завета у пророка Захарии (Зах.2:12), в книге Исход (Исх.3:5) и в двух неканонических книгах, отражавших народное употребление этого названия: книге Премудрости Соломона (Прем. 12:3) и Второй Маккавейской книге (2Макк.1:7).

В Ветхом Завете встреча­ются также и многие другие ее наименования: «земля ев­реев» (Быт.40:15) «пределы Израильские» (1Цар.11:3), «земля Израилева» (1Цар.13:19), «земля сынов Израилевых» (Нав. 11:22) «Иудейская земля» (Иер.39:10; Неем.5:14), «Иудея» (Иер.3:8; 3:10; 2Пар.35:24), «земля Господня» (Ис. 14:2; Ос.9:3), или просто «зем­ля» (евр. Eretz ). В книгах Нового Завета она именуется: «земля Израилева» (Мф.2:20), «земля обе­тованная Аврааму» (Евр. 11:9), од­нако подчеркивается, что Авраам и другие патриархи были на этой земле «странниками и пришельца­ми» и искали отечества небесного (Евр.11:14; Евр.11:16).

Греческие писатели, начиная с Геродота, называли эту землю Палестина (древ-евр. «Филистия», дословно «вторгшие­ся») или Сирия Палестинская, что соответствует некоторым ее би­блейским названиям в Священном Писании, где «Ханаан» и «земля Филистимская» являются иногда синонимами: «И жил Авраам в земле Филистимской, как стран­ник, дни многие» (Быт.21:34), «Ханаан, земля филистимская» (Соф.2:5), «Восклицай Мне, зем­ля Филистимская!» (2Цар.8:2; Пс.59:10; Ис. 14:29 и др.). Однако чаще всего выражение «земля Филистимлян» означает прибреж­ную полосу между Яффой и Газой, где жили филистимляне со времен патриарха Авраама (Быт.21:34).

В Священном Писании сообща­ется об этой стране, что она изобилует Божиими дарами и опи­сывается как «земля хорошая и пространная, где течет молоко и мед» (Исх.3:8; Иер.11:5), одна­ко иногда говорится о ней как о «земле пустой, иссохшей и без­водной» (Пс.62:2). Эта библейская «тучная земля» (Неем.9:25) наполняется водою от дождя небесного и именуется «прекрасной страной» (Дан.8:9), «вожделенной землей, прекраснейшим наследием мно­жества народов» (Иер.3:19), и землей, «драгоценнейшей всех у Тебя» (Прем. 12:7).

Святая Земля была обещана Богом ветхозаветным патриархам и их потомкам, т.е. библейскому народу Израиля, который полу­чил ее после Исхода из Египта. Однако, согласно свидетельству Священного Писания, она принад­лежит исключительно Богу и на­зывается Его «наследием, уделом» (1Цар.26:19; 2Цар.14:16) и «землей Господней» (Ис. 14:2), и по этой причине ее «не должно прода­вать навсегда, ибо Моя земля: вы пришельцы и поселенцы у Меня» (Лев.25:23).

География Святой Земли

Определение географических границ территории Святой Земли различается в разных местах Священного Писания. Самые об­ширные ее пределы даны в обето­вании патриарху Аврааму: «. от реки Египетской до великой реки, реки Евфрата» (Быт. 15:18), но чаще всего говорится, что это «зем­ля Хананеев» (Исх.3:17; Числ.34:2) и «Аморреев» (Втор. 1:7), что оз­начает вхождение в нее части территории восточнее реки Иордан (Числ.32:1; Втор.2:24; Нав.13:8-33).

В пророческом видении эта страна уподоблена хорошо огороженному и защищенному ви­нограднику (Ис.5:1). Ее морские берега были лишены хороших га­ваней, а по Иордану, единствен­ной судоходной реке, невозможно было проплыть ни на корабле, ни на парусном судне. Избранный народ жил здесь, по выражению пророка Иезекииля, «на вершине земли» (Иез.38:12), а Иерусалим в историческом смысле был по­ставлен «среди народов» (Иез.5:5) V для того, чтобы, когда исполнит­ся время, слово спасения, начи­ная с Иерусалима, смогло бы рас­пространиться во все части света и «даже до края земли» (Ис.2:3; Деян. 1:8).

По характеру поверхности Святая Земля является плоского­рьем, пересечённым глубокими долинами и ущельями, по кото­рым в зимнее время стремительно несутся дождевые потоки. Горы и равнины чередуются с плодород­ными землями и засушливыми пу­стынями. На самом севере раски­нулась зеленая цветущая Галилея, граничащая с Ливаном, которая традиционно делится на Верхнюю и Нижнюю. От Ливанских гор и Ермона на севере тянутся по обеим сторонам Иордана огромные горные отроги на всем протяжении территории страны. С западной стороны долины Иордана они известны под названием Кармильских и Ефремовых гор, на востоке соседствуют с ней Галаадские и Аваримские горы в земле Моавитской. Горные высоты прерываются обширными плодородными равнинами. Самой урожай­ной считается Изреельская доли­на, или, по-другому, Ездрелонская долина, тянущаяся от горной гря­ды Кармила на западе до Иордана на востоке. На севере она грани­чит с холмами Галилеи и самарий­скими, или Евремовыми горами. С древнейших времен эта равнина служила главным боевым полем всех исторических битв как в ветхозаветные, так и новозаветные времена.

Крупнейшей рекой в стране яв­ляется Иордан, который течёт с се­вера на юг, берёт начало у подно­жия горы Ермон, протекает через Тивериадское озеро (Галилейское, Кинерет) и, наконец, впадает в Мёртвое море. В нижнем течении она является естественной грани­цей между Израилем и Иорданией. В библейские времена реки были более полноводными, сейчас они совсем незначительны и обычно пересыхают летом. Исключение составляют реки Киссон (евр. поток Кишон), длиной 13 км, и Ме-Иаркон (евр. воды Яркона), длиной 26 км, впадающие в Средиземное море.

Прибрежная долина пролегает вдоль средиземноморского побере­жья с песчаной береговой линией протяжённостью 190 км. Ее окайм­ляют плодородные земли, которые уходят примерно на 40 км вглубь страны. Вдоль Средиземного моря сосредоточена в основном вся про­мышленность, сельское хозяйство и туристические объекты государства.

Вытянутая с севера на юг по­лоса между Иудейскими горами, Мёртвым морем и западным бере­гом реки Иордан носит именова­ние Иудейской пустыни. Эта пей­зажная холмистая пустыня в древности являлась одним из центров монашеского движения и служила убежищем для повстанцев. В наши дни здесь расположено несколько православных монастырей, в ней живут бедуины и еврейские посе­ленцы.

К югу от Мертвого моря до Эйлатского залива располагается часть Аравийской пустыни назы­ваема также Арава. Она характер­на засушливым и жарким клима­том, однако достаточно плотно покрыта растительностью. На юге она граничит с самой большой пу­стыней Негев, занимающей почти половину территории страны.

— на юге. В основном выделяются три зоны: средиземноморская, пустынная и горная,

— климат в которых плавно переходит от умеренного до тропического. Разнообразие климата вызвано близостью моря у его западных границ, наличием пустыни и слож­ным рельефом на востоке.

Осадки выпадают лишь с конца октября, усиливаются в декабре-феврале и совершенно прекращаются в марте-апреле. Дожди иногда выпадают с градом, а в гористых местах бывает и снег (Пс. 147:5). Он обычно появляется два-три раза в год на высотах нагорий, но быстро тает, удерживаясь несколько дней лишь на северной части Голанских высот, и лежит плотным покровом в один-два метра только на горе Ермон.

Источник

Святая Земля

Что такое святая земля. Смотреть фото Что такое святая земля. Смотреть картинку Что такое святая земля. Картинка про Что такое святая земля. Фото Что такое святая земля

Святая Земля — часть территорий современного Государства Израиль (до 1948 года — Палестины). Является центром трёх авраамических религий: иудаизма, христианства и ислама.

Содержание

В иудаизме

В христианстве

Что такое святая земля. Смотреть фото Что такое святая земля. Смотреть картинку Что такое святая земля. Картинка про Что такое святая земля. Фото Что такое святая земля

Святая земля — общее европейское наименование Иерусалима и окружающих его территорий. Географически отождествляется с Палестиной. Название возникло из-за размещения на этих землях основных христианских святынь, которые являлись следами проходивших здесь событий священной (библейской) истории или были как-то с ними связаны (например: Гефсиманский сад, Голгофа и т. д.).

Представления европейцев о Святой земле

Обитатели средневековой Европы совершали паломничества в Святую землю и торговали с ней. Тем не менее знания европейцев о Палестине отличались многочисленными преувеличениями. По словам римского папы Урбана II «земля та течёт молоком и мёдом» (слова из его речи на Клермонском соборе, где было объявлено о начале крестовых походов). Представления об изобилии и богатсве Святой земли объясняются мифологическими представлениями христиан. (Подобные представления имеются и в иных религиях.) Они были убеждены, что Святая земля (и прежде всего Иерусалим) как центр христианства и центр мира противопоставляется всем остальным землям как периферии мира. И если в Европе (на периферии) бывает голод, болезни, засуха и несправедливость, то в центре мира всё наоборот. Там благостно, земля плодородна, царит покой и справделивость. Именно в этом заключается одна из причин массовости крестовых походов.

История Святой Земли

История крестовых походов формировалась под предлогом восстановления контроля над христианскими святынями на Святой Земле.

До крестовых походов единственными обладателями Святых мест являлись церковные общины Востока — греко-православная, армянская, сирийско-якобитская, коптская и абиссинская; после крестовых походов Святые места перешли в руки римско-католиков, или латинян.

Когда, в 1187 г., Иерусалим вновь был занят мусульманами, султан Саладин овладел как ключами Гроба Господня, так и прочими Святыми местами, и лишь впоследствии постепенно удалось латинянам и грекам, пользуясь благоприятными обстоятельствами, получить право владения Святыми местами.

В 1230 т. папа Григорий IX назначил францисканцев стражами Святых мест. С XVI века Франция стала защитницей римско-католической церкви на Востоке и добилась от Порты подтверждения прав францисканцев на владение Святыми местами. Между латинянами и греками с давних пор происходило соперничество по поводу различных льгот и преимуществ, которыми пользовались последователи обоих исповеданий при посещении Святых мест. Споры их затрудняли Порту, которая решала дела то в пользу одной, то в пользу другой стороны и часто вызывала неудовольствие обеих.

В 1740 г. Франция добилась от султана для латинской церкви новых привилегий, в ущерб православию; но затем, при равнодушии французов к религиозным делам, грекам удалось получить от визирей большую часть церкви Св. Гроба, церковь в Вифлееме и один из трех ключей от пещеры, где родился Иисус.

Когда, в 1808 г., церковь над Гробом Господним сгорела, греки взяли на себя сооружение нового храма и сделались единственными владельцами большей его части. В XIX в. Россия выступает в качестве покровительницы всех греко-православных христиан на Востоке и предъявляет требование на обладание ключом от церкви Св. Гроба. Этому воспротивилась Франция, которая в 1850 г. потребовала, на основании договора 1740 г., чтобы католическому духовенству была возвращена большая церковь в Вифлееме, с правом поставить там новую звезду, переменить ковры в вертепе и вообще иметь в исключительном владении гробницу Пресв. Богородицы и камень помазания; вместе с тем Франция присваивала себе право сделать необходимые починки в большом куполе церкви Воскресения и восстановить в ней все, как было до пожара 1808 г. Вследствие возражений России, Порта обещала грекам дать право совершать литургию в церкви Вознесения, до того времени принадлежавшей исключительно католикам; грекам предоставлено было также возобновить купол без вмешательства католиков, но последним было разрешено отправлять службу в вертепе Гефсимании, и они получили право, наравне с греками и армянами, иметь ключи от юго-вост. и сев. врат большой Вифлеемской церкви. Вскоре, однако, Турция, под влиянием Франции, уклонилась от исполнения данных России обещаний. Это вызвало прекращение дипломатических сношений между Россией и Турцией, а затем восточную войну 1853—55 г, вследствие неудачного исхода которой требования России остались неисполненными.

В 1868—69 гг. Россия, вместе с Францией, возобновила купол над Св. Гробом, после чего и Россия получила право владения церковью Св. Гроба.

К началу XX века различные права на церковь Гроба Господня выглядели следующим образом: султан считался владельцем земли под церковью и воздуха над церковью; ключи от церкви находились в руках мусульман; они же охраняли здание церкви и наблюдали за порядком внутри здания. Церковь образовывала общую собственность (condomimum) шести вероисповеданий; главными собственниками являлись три привилегированных вероисповедания в Иерусалиме — латиняне, греки и армяне; меньшие права имели копты, якобиты и эфиопы. Церковь в Вифлееме принадлежала грекам; что касается пещеры, то на неё предъявляли притязание как восточная церковь, так и латиняне.

Вообще, в вопросе об обладании Святыми местами следует различать общее владение, исключительное владение и право пользования. Берлинский конгресс 1878 г. постановил, что относительно Святых мест должно быть сохранено status quo.

Начиная с 60-х годов XX века территория Святой Земли является предметом арабско-израильского конфликта.

Источник

Святая земля: история и эсхатология

Святой Землей называется территория нынешнего Израиля, или Палестина. Дословно выражение святая земля встречается у пророка Захарии (Зах. 2,12) и в книге Премудрости Соломона (12,3), где она названа и землей драгоценнейшей для Бога из всех других («земля, драгоценнейшая всех у Тебя») (Прем. 12,7).

Название же Палестина, по-древнееврейски Paleseth, означает землю Филистимлян, которые в конце XIII века до Р.Х. заняли эту территорию и дали ей название, о чем позднее и сообщает греческий историк Геродот.

В Новом Завете она назывется землей Израилевой и землей Иудейской (Мф. 2,20; Ин. 3,22), а также землей обетованной, которую патриарх Авраам «получил в наследие» от Бога («имел получить в наследие») и «верою обитал он на земле обетованной, как на чужой» (Евр.11,8-9). В этих последних словах содержится высший исторический, метаисторический смысл Святой Земли, но об этом позднее.

Это ключевое место на стыке старых континентов нашей планеты Земли было населено с древнейших времен и представляет собой очаг цивилизации. Для Европы эта территория в действительности была прежде всего Востоком. Была и осталась, так как, несомненно, без этого настолько ей Ближнего Востока нет и самой Европы.

В географическом отношении саму Святую землю Палестину составляют разные области. В центральной части это Иудейская равнина, или, по-библейски, Ездрилон. Она тянется от пустыни Негев, или Негиб, на юге, т.е. от Синайского полуострова, до горы Кармил на северозападе и до горы Ермон на севере, то есть до горной цепи Ливана и Антиливана. Высота этого центрального плато достигает более, чем 1000 метров над уровнем моря, а у Мертвого моря оно опускается на 420 метров ниже этого уровня. К западу от центральной части находятся низменности, спускающиеся до берегов Средиземного моря, в то время как восточную часть Палестины составляет долина реки Иордан, несущей свои воды от Дана (источника под горой Ермон) и Галилейского озера до Мертвого моря. Восточная сторона этой долины, носящая название Заиорданье (Трансиордания), примыкает к Сирийской и Аравийской пустыням.

Климат в Палестине разнообразный: средиземноморский, пустынный и горный, и таково же плодородие ее земли. Оно варьируется от изобилия до скудости, и поэтому в Библии эта земля называется и «землей, хорошей и пространной, где течет молоко и мед», и «землей пустой, иссохшей и безводной» (Исх.3, 8; Пс.62,2). Географическое и климатическое разнообразие Палестины как-будто предсказывало сложность ее истории, о которой мы скажем еще несколько слов.

Праотец еврейского народа патриарх Авраам приходит в эту землю в XIX веке до Р. Х. (около 1850 года до Р. Х.) из Месопотамии, из Ура Халдейского (Шумерского) в южном течении Евфрата. По призыву Божию он отправляется оттуда через Харран (севернее Евфрата), откуда затем пришел и патриарх Иаков, первым названный именем Израиль (одна из этимологий «Тот который видел Бога», «который стал лицом к лицу с Богом») (Быт. гл. 32, 28), по которому и весь еврейский народ получил имя Израи.. Аврааму и его потомству Богом была обещана земля Ханаан, названная так по своим тогдашним жителям. По этому обетованию Божьему эта земля и названа землей обетованной, как об этом напоминает великий иудей и великий христианин Павел из Тарса ( Евр.11,9).

После сорокалетнего скитания по пустыне израильский народ под предводительством Иисуса Навина поселилися в Палестине (ок. 1200 года до Р. Х.). Следующие два века охватывает период Судей, а затем наступает эпоха Царей. Примерно в 1000 году до Р. Х. сильный и славный царь Давид, поэт, музыкант и пророк, занимает ставший потом столицей Израиля Иерусалим. С этого времени на протяжении веков Святой Город Иерусалим становится символом всей Палестины как Святой Земли и символом Земли и всего человечества вообще.

Иерусалим к тому же был древним хананейским городом. Еще в древнеегипетских текстах (ок. 1900 года до Р. Х.) он упоминается как Urusalem. Приблизительно в то же время, когда патриарх Авраам пришел в Ханаан, Иерусалим был городом Мелхиседека, царя Салимского, чье имя по Библии означает «царь правды и царь мира» (Быт. 14; Евр. 7), что опять же является признаком великого будущего, то есть мессианской эсхатологии. Древнейшими житилями Иерусалима, начиная приблизительно с 3000 года до Р. Х., были амореи и хеттеи, которые звались еще евусеями; у них позднее Давид и отнял Иерусалим (это название скорее всего значит жилище мира, но история показывает, что мир его таков, какова и вся история земли и рода человеческого). В Иерусалиме Давид построил царскую башню на Сионе, самом высоком месте Святого Города, а его сын Соломон воздвиг великолепный храм Божий, на горе Мориа. Здесь, по преданию, праотец Авраам, по Божией заповеди, хотел принести в жертву сына своего Исаака, а поблизости расположена гора Голгофа, на которой принесен был в жертву за человечество Иисус Христос, Сын Божий.

Примерно в 700 году ассирийцы, заняв северную часть Палестины, осаждили Иерусалим, но захватить и покорить город смог только вавилонский царь Навуходоносор в 587 году до Р. Х. Месяц спустя военноначальник Навузардан разорил Храм и Святой город и увел иудеев в вавилонское рабство. Спустя пятьдесят лет (538 год до Р. Х.), персидский царь Кир захватил Вавилон и разрешил израильтянам вернуться из плена на родину. Тогда же был восстановлен и Храм и город под руководством Зоровавеля и Ездры. В 333 году до Р. Х. Палестину занял Александр Македонский, и для нее начался эллинистический период, продлившийся до 63 года до Р. Х., когда Иерусалимом завладел римлянин Помпей. Римо-византийское правление в Палестине продлилось вплоть до прихода в 637 году мусульман.

Время Христа в Палестине и Иерусалиме отражено в Евангелиях и Деяниях святых апостолов. Сегодняшние святые места в Святой Земле в большинстве случаев представляют собой географию биографии Христа, как это заметил еще святой Кирилл Иерусалимский. Палестина и Иерусалим являются материализованной (опредмеченной) земной биографией Христа, земной топографией Его небоземной биографии. Это, помимо всего прочего, подтверждают и современные археологические исследования и находки на территории Палестины, которые в последние годы совместно делают христианские и израильские археологи и библеисты.

Римские завоеватели разрушили многие библейские памятники и следы ветхозаветного и христианского времени в Святой Земле: сын Веспасиана военноначальник Тит в 70 году разорил Иерусалимский храм (в 73 году была захвачена и известная по трагедии еврейского народа крепость Мецанда = Масада на берегу Мертвого моря); в 133 году император Адриан полностью разорил Иерусалим и на его месте основал новый город «Элия Капитолина» (с храмом Юпитера на месте храма Яхве!).

Количество христиан в Палестине постоянно росло, и особенно оно увеличивалось со времени провозглашения свободы христианства при Константине Великом (известным Миланским эдиктом 313 года о религиозной терпимости). Святая царица Елена, мать Константина, отправилась в 326 году из Ниша [5] и Никомидии в Святую Землю и начала там большие работы по обновлению святых мест. С помощью Константина она воздвигла в Палестине десятки храмов, в местах рождества (ее базилика в Вифлееме существует и по сей день), жизни, подвигов и страданий Спасителя (храм Воскресения на Гробе Господнем, с пристройками, существует и сейчас). Недавно на мозаичном полу одной из церквей в Палестине открыта карта этой страны с запечатлеными на ней храмами-задужбинами [5] этих первых христианских императоров святых Константина и Елены. Позднейшая традиция задужбинарства, у византийских и сербских правителей, и у правителей других христианских народов, берет свое начало из Святой Земли. Строительство Елены в Святой Земле продолжила императрица Евдокия, жена Феодосия II, а также император Юстиниан. Император Ираклий в 628 году возвратил захваченный персами Честной Крест Христов, обретенный в свое время святой царицей Еленой и почитаемый всеми христианами испокон веков.

Благочестивое паломничество на Святую Землю продолжалось непрерывно на протяжении столетий и, с переменами и трудностями, приносимыми каждой исторической эпохой, сохраняется и поныне. (Одна из древнейших книг посвященных паломничеству, «Описание путешествия по святым местам» Этерии, IV век). Наиболее значительные и аутентичные святые места до настоящего времени принадлежат православной Иерусалимской Патриархии, Сионской «Матери всех Церквей» Божиих, а затем римо-католикам, коптам, протестантам и др.

В 637 году арабы-мусульмане заняли Иерусалим, а затем наследники завоевателя халифа Омара на месте Соломонового и Юстинианового храма воздвигли две и ныне существующие мечети, которые, так же как и двухтысячилетний православный храм Воскресения и храм Гроба Господня на Голгофе, новообразованное еврейское государство Израиль не трогало. С конца XI до XIII века западные христиане, крестоносцы, временно освобождали Иерусалим, но при этом сильно грабили его и другие святые места, так что даже инициатор крестовых походов папа Иннокентий III критиковал их за разграбление святынь, которые мусульмане по крайней мере в известной степени уважали. Впрочем, папа переступил и через это и поставлял по порабощенному православному Востоку своих марионеточных униатских «патриархов».

От арабов владычество в Палестине перешло к сельджукам, затем к мамлюкам и в конце концов к османам. Только в 1917 году турецкая власть была окончательно удалена из Палестины, а управление передано англичанам, которые известным образом поспособствовали евреям в образовании в 1948 году нынешнего государства Израиль. В конце XIX века основанное в Швейцарии Сионистское движение переместилось в Иерусалим. Незадолго до этого царская Россия основала в Палестине Русское Палестинское общество для изучения Святой Земли, что в свое время сделали также и западные римо-католики и протестанты, библейско-археологические школы которых в Иерусалиме пользуются сейчас мировой известностью. Православная Иерусалимская Патриархия имеет в Иерусалиме свою «семинарию Честного Креста».

И сейчас в центре внимания жителей Святой Земли и всего мира находятся прежде всего святые места. По сути, вся Палестина это одно большое святое место. Здесь материализована (опредмечена) многовековая библейская история, в определенной мере вся наша ветхозаветно-новозаветная цивилизация, материальная и духовная культура Европы и европеизированных народов мира. Об этих святых местах достаточно написано в наше время, и все существенное в основном известно. Каждая из этих святынь имет свою особую духовную значимость, многогранное наследие, которое можно ощутить и пережить только на месте событий. Это был бы дейсвительно особый персональный рассказ о каждом из святых мест и об их вновь пережитой истории, но мы не будем останавливаться на этом. Лишь коротко кое-что скажем об историософском значении Святой Земли и Иерусалима в рамках иудеохристианской духовной традиции, то есть на основании библейско-христианского видения мира и человечества.

Если пойдем от Священного Писания, от Библии как преимущественно палестинской географо-исторической книги, то увидим, что уже в самом названии Ханаана землей обетованной Аврааму и его потомству (Евр. 11, 9) в действительности заключается больше простой географии и голой истории. Лучше сказать: в этом названии уже содержится и эсхатологическая история, и эсхатологическая география Святой Земли.

А именно, Аврааму и потом Давиду обещана и дана в наследство земля Израилева, как кротким (= искренним и честным перед Богом и людьми). Ибо в Библии сказано: «кроткие наследуют землю» (Пс. 36,11). И все-таки и праотец Авраам, и царь и пророк Давид, при всем этом наследовании земли, жили на ней с сознанием и ощущением того, что они пришельцы и временные поселенцы. (Пс.38, 13: «ибо странник (= временный поселенец) я у Тебя и пришлец, как и все отцы мои»; Евр.11,14: «Ибо те, которые так говорят, показывают, что они ищут отечества»). Эти же слова Ветхого Завета повторяет и Христос в Новом Завете: «Блаженны кроткие, ибо они наследуют землю» (Мф. 5,5). Эти ветховетные и новозаветные слова о наследовании земли апостол Павел и Григорий Нисский толкуют как наследие эсхатологическое, то есть наследие Небесной Земли и Небесного Иерусалима (Гал.4, 25-30; Евр.11, 13-16; Беседа 2-я на Блаженства святителя Григория Нисского).

Такое парадоксальное эсхатологическое видение и восприятие не является отрицанием истории, а, напротив, есть осмысление и преображение истории, закваска истории метаисторией, то есть эсхатологией. Это своеобразный суд над историей, но одновременно и спасение истории от зла и греха, от смертного и тленного в ней, это евангелькая истина о том, что «пшеничное зерно, пав в землю», должно умереть, но не затем, чтобы погибнуть, а дабы оно «принесло много плода» (Ин. 12, 24).

Сербскому читателю это будет понятней, если мы напомним, что именно такое толкование нашей человеческой истории и географии дал христианский народный, православный гений, когда Косовское определение святого князя Лазаря назвал выбором Царства Небесного. Напомним, что говорится в сербской народной песне Косовского цикла:

«Полетела птица сокол серая
от святыни от Ерусалима»

Итак, если мы соединим наивеличайшего ветхозаветного пророка Исаию и наивеличайшего христианского апостола Иоанна и воедино свяжем их подлинно библейское, пророческое видение Святой Земли и ее истории как символа всей земли и истории рода человеческого, то это и будет единственно библейское, ветхозаветно-новозаветное видение, послание и благовестие о Христоцентричном движении и подвиге преображения этого неба и этой земли в Новое Небо и Новую землю (Ис. 65,17; Откр. 21,1-3), что, по сути, одна единая всесоборная Скиния (Дом, Церковь) Бога с людьми и людей с Богом. Небо на земле и земля на Небе.

Святая Земля Израиль и Святой Город Иерусалим принадлежат всему человечеству, и в земном и в Небесном Царстве.

[2] По техническим причинам использована латинская транслитерация

[3] В интернациональной Encyclopedia of Jewis History (1986, Израиль; 1989, Франция) на стр. 63 написано: «Иудеи под византийским законом:1) Иудеям было запрещено жить в Иерусалиме и посещать его, кроме 9 апреля; обращать других в свою веру; иметь рабов, особенно христиан; участвовать в управлении; жениться на христианках; строить новые синагоги; ремонтировать старые синагоги, кроме тех случаев, когда они могут обрушиться.2) Иудеям разрешалось: сохранять свою веру и собираться в синагогах; судиться по своим делам перед иудейскими судами; старейшины общин были освобождены от налогов; глава Синедриона признавался главой иудеев».

[5] Специфическое сербское название и понятие. «Задужбиной» назывался храм или монастырь строившийся «за душу» ктитора еще при его жизни и служивший впоследствии его усыпальницей.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *