Что такое святки и когда их празднуют
Святки — что это за праздник? История с традициями и обрядами
В христианской традиции есть особый праздничный период, который длится с Сочельника (с момента появления первой звезды) до Богоявления включительно.
Этот особый период называется Святками и приурочен он к зимнему солнцестоянию.
Праздничный период, длящийся 12 дней, имеет как христианские, так и языческие традиции.
Святки — что это за праздник и как его отмечают
Двенадцать дней после празднования Рождества вплоть до начала Крещения называются святыми днями, поскольку они освящены особыми традициями, связанными с прославлением Христа.
В этот период люди ходят в гости к родственникам, пожилым и больным людям, дарят подарки с наилучшими пожеланиями.
К этому моменту пост уже закончен, люди готовят разнообразную еду, накрывают праздничный стол, празднуют всей семьёй и угощают близких и друзей.
Рождественские праздники всегда начинались с обрядов колядования. Молодежь переодевалась в костюмы и обходила всю деревню с особыми рождественскими песнями.
Коляда и Овсень, персонажи славянских песен, должны были дать крестьянам богатый урожай и семейное счастье, а также изгнать из поселения злых духов. Поэтому раньше колядники старались обойти как можно больше домов, исключая те дома, где кто-либо умер.
Также люди устраивали шумные мероприятия, разводили костры, играли в различные игры. У девушек раньше в это время было принято гадать.
Согласно поверьям, злые силы бродят по земле восемь дней после рождения Иисуса Христа и пугают прохожих. Поэтому люди придумали традицию одевать страшные маски, чтобы пугать и развлекать всех, кого встретили по пути.
Ряженье — ещё одна традиция, проводимая во время Святок. Это, своего рода, развлекательные представления, во время которых люди переодевались и изменяли свой облик так, чтобы никто их не узнал. В таком виде они устраивали сцены и игры, чтобы веселить народ. Эта забава сохранилась ещё с языческих времён.
Во многих культурах зимнее солнцестояние считается началом нового астрономического года. С этого момента дни становятся длиннее, а древние люди считали, что это означает рождение Нового года.
Они думали, что в этот период вся судьба на предстоящий год определяется. Поэтому к Святкам относились с особым уважением и вниманием.
Первая неделя Святок называется святой неделей и включает в себя празднование Рождества. Вторая неделя называется «страшной».
Славянские народы считали, что злые силы особенно опасны в эту неделю. Этот период включает в себя всевозможные гадания, а также прогулки и игры на свежем воздухе.
Славяне все это время пировали до крайности, в надежде, что следующие 12 месяцев будут плодотворными. Для русских крестьян, которые круглый год трудились на полях.
Празднование становилось долгожданным перерывом от изнуряющей работы, ведь во время Святок не принято было работать, заниматься рукоделием и шитьем, заключать бракосочетание и т.д.
История праздника Святки кратко
Святки — христианский праздник, но к нему присоединились различные традиции со времен язычества. Все эти традиции унаследованны от предков.
Так, до того момента, как было принято христианство в Древней Руси, Святки назывались праздником Святовита (по славянской мифологии, это был бог войны и победы).
Также бытует мнение, что это слово имеет корни от старославянского «Святки», что означает — «душа предков».
Любимое популярное развлечение этого периода — наряжаться и ходить колядовать с песнями. Коляда (древний языческий бог) символизировал начало новой жизни и обновление природы. Церковь не могла искоренить эти традиции, поэтому приняла обряд колядования, слегка изменив его: в песнях стали упоминать Иисуса и восхвалять его.
В ночь на Коляду люди зажигали огонь, устраивали пляски и песнопения, катили с горы горящее колесо. Дети ходили со звездой ручной работы (она символизировала восходящее солнце) по деревням.
Стучали в двери, поздравляли всех, пели народные праздничные песни — «колядки» и получали за это подарки. У песен «колядок» нет авторов, так как они были сочинены народом, но они всегда добрые и искренние.
Что можно и нельзя делать на Святки
В святочные дни существуют поверья о том, что можно и нужно делать и о том, чего делать категорически не рекомендуется.
Так, не желательно на протяжении этих дней заниматься подсчётом денег (особенно, мелких), чтобы не навлечь на семью неудачи и беды. Также раньше нельзя было в Святки заниматься шитьем и вязанием.
Считалось, что это может навлечь лишние хлопоты. Наконец, многие верили, что если в этот период совершить крупную сделку либо купить что-то ценное или крупное, то нечистая сила все обязательно испортит.
Разумеется, Церковь считает, что в подобные поверья не стоит верить, так как они необоснованные.
Считается хорошим признаком на протяжении Святок дарить подарки знакомым, друзьям и близким, а заодно и получать подарки. Это поможет привлечь в свою семью достаток.
Единственное, чего по мнению Церкви не стоит делать во время Святок – это проводить гадания и подобные ритуалы. Это грешное занятие, для верующих вообще неприемлемо заниматься подобными делами.
Лучше вместо этого праздновать святые дни с родными и близкими, гулять и устраивать различные зимние развлечения, например, катания с горок и создание снеговиков всей семьёй.
Какого числа Святки в 2021 году
По традиции, Святки празднуются в одно время – это период с Сочельника до Богоявления. Поэтому, в 2021 году праздники приходятся на период с 6 января по 19 января (по новому стилю).
Длительность Святок составляет 12 дней, то есть, весь рождественский период.
Традиции и обряды на Святки по дням
Раньше в дни Святок были определенные традиции, которые соблюдало все население от мала и до велика. Дети тоже зачастую участвовали во многих обрядах.
6 января
Этот день называется Сочельником, или Святым вечером. С самого утра люди начинают готовиться к празднику: приготавливают еду (12 блюд), приводят в порядок дом, кормят скотину (если есть), возвращают долги.
При этом важно, чтобы в этот день вся семья была в сборе, так как было раньше поверье, что если член семьи в Сочельник отсутствует, то весь год у него будет суматоха. Для умерших ставили блюдца с узваром и сочивом на окно.
В вечернее время семья выходила на улицу, чтобы изучать звёзды. Если небо было звездным, то по примете весь год будет плодородным.
После того, как в небе появлялась на первая звезда, можно было садиться за стол. Начинать трапезу нужно было с сочива.
7 января
День празднования Рождества раньше был насыщен традициями: приготовление пышного стола, «посевание», выпекание калачей и изготовление различных фигурок из теста.
Также в этот день раньше подбирали особую одежду: одна должна быть новой и светлой.
13 января
Этот день называют Щедрым вечером. Раньше обязательно устраивали пир, готовили праздничные блюда из мяса (в частности, из свинины) и устраивали народные гуляния – щедровки. Рекомендовалось в этот день готовить щедрую кутью и накрывать богатый стол.
14 января
В ночь на 14 число празднуется Старый Новый год. Принято было, чтобы мужчины с утра проводили обряд «посевания».
Хозяйки же старались избавиться от старой и ненужной одежды – сжигали её. Также женщины брали в этот день три свечи и обходили с ними дом, чтобы изгнать из дома все плохое и увести беды подальше.
18 января
«Живица-Сочельник», «Водяная Коляда», «Крещенский Сочельник» — это все относится к названиям этого дня. Основные традиции и обряды – запастись в полночь крещенской водой, приготовить голодную кутью, очиститься от грехов, нырнув в прорубь.
В этот день завершаются святочные веселья и колядования. Раньше девушки в этот день гадали на замужество с помощью кутьи.
19 января
Богоявление и Крещение Господне. Этот день сохранил важную традицию – приготовление кутьи и соблюдение строгого поста. Нельзя заниматься домашними работами и нельзя с кем-либо ссориться.
Употребление алкоголя в этот день тоже под запретом. Девушки проводили активно обряд красоты: умывались в освящённой воде, чтобы весь год не было проблем с красотой и кожа оставалась чистой.
Народные приметы и поверья на праздники Святки
Существовала раньше примета, связанная с охотой во время Святок: считалось, что того, кто охотился, в ближайшем году будет ждать беда.
Пасмурная погода, метель и сильный снегопад на Крещение – знак, что урожай будет хорошим и плодородным. Если же погода в Крещение ясная, то хорошего урожая можно не ждать.
Если каша на Старый Новый год получилась особенно вкусной, то считалось, что в семье будет удача и благополучие.
Звёздное небо с 13 на 14 число знаменовало предстоящий богатый год.
Старинные святочные гадания
В это странное время завеса между миром людей и миром сверхъестественного становится тоньше, а магия усиливается. Поэтому раньше во время Святок были распространены всевозможные гадания.
Обычно это делали девушки, которые пытались узнать о своем суженом. Существовало много способов узнать будущее: по воску, яблокам, карточкам, глядя в зеркало.
Молодые девушки собирались ночью в бане и снимали крестик, чтобы узнать, за кого они выйдут замуж и как скоро. Ясной ночью можно было сделать и такой ритуал: взять зеркало и повернуть его к небу так, чтобы оно отражало луну.
Далее нужно пристально смотреть на него, пока изображение не начнет размываться и размножаться. Количество маленьких лун в зеркале показывало, насколько большой будет семья.
Раньше часто предсказывали будущее с помощью свечного воска и чаши с водой. По каплям воска определяли будущее.
Основные гадания можно было разделить на три группы: гадания на урожай, на семью и на любовь.
Во времена Святок любовные ритуалы были самым популярным способом развлечения для многих юношей и девушек. Несмотря на то, что Церковь не одобряла (и до сих пор не одобряет) подобные действия.
Молодые люди все равно гадали всеми возможными способами. И сегодня некоторые тоже гадают на Святки, так как уверены, что в этот период можно получить ответ на любой вопрос.
Elena
Друзья, понравилась статья! Поделитесь ею с друзьями! Всего один клик по кнопке соц. сетей, и готово! Это поможет мне сделать сайт еще более полезным и интересным для Вас!
Один комментарий:
Мы тоже соблюдаем в семье святочные традиции. Ходим в гости к родным, колядуем, гадаем о погоде на предстоящий год и, конечно же, освящаем воду на Крещение.
Святки 2022, какой это праздник, когда проходит, что готовить
Святки – двенадцать дней «от звезды и до воды», между появлением первой звезды на Рождество и крещением воды 19 января. Святки часто упоминаются в классической литературе, есть даже такое понятие «святочные рассказы». Пришло время узнать про них и нам. За новыми знаниями о Святках мы обратились к книгам и архивам. Одним из главных источников стали произведения Ивана Николаевича Божерянова, русского искусствоведа и автора популярных исторических изданий второй половины XIX в.
Святки, что значит это слово и почему у него нет единственного числа
Святки – слово древнерусское, означающее «святой». Святки также называли святыми вечерами. В это время был воспрещён пост и совершение таинства брака, то есть венчание.
У слова нет единственного числа – а как иначе, если это не один день, а праздничное время, «связанное с празднованием Рождества и Крещения и сопровождающееся гаданием, пением колядок, переодеванием» (согласно толковому онлайн-словарю Т. Ф. Ефремовой).
Святки 2022, когда проходят
В 2022 г., как и традиционно, начало Святок приходится на ночь с 6 на 7 января. Они захватывают два зимних праздника – Рождество (7 января) и Старый Новый год или Васильев день (14 января), а заканчиваются ночью с 18 на 19 января.
Святки, история появления праздника и какое отношение к Святкам имеют скоморохи
Само празднование Святок, вероятно, пришло к нам из Древней Греции. При переходе старого года в новый, мужчины переодевались в женские платья, а женщины – в мужские. Византийский император Константин VII Багрянородный, правивший в конце I в. писал, что такие развлечения происходили в его присутствии и с его одобрения. Участники зимних празднеств в масках и вывернутых наизнанку шубах бегали, прыгали, шумели, ударяя жезлами в щиты под исполнение звучных песен. Всё это продолжалось до самого крушения Византии в 1204 г.
Позже празднества перешли в Италию и дополнили, а потом и сместили древнеримский праздник в честь рождения солнца, который справлялся в Риме именно 24-25 декабря и тоже отличался общим весельем, переодеваниями и разнообразием масок.
Такие маскарады не одобрялись представителями христианской церкви, которые считали маски изобретением язычества. Возможно, что праздник Рождества Христова был назначен на 25 декабря (по юлианскому календарю и по старому стилю) именно для того, чтобы противопоставить великий христианский праздник языческому рождению солнца.
О Святках на Руси было известно давно. Упоминания о Святках встречаются, например, в «Кормчей книге», сборнике церковных и светских законов издания XIII в. А в церковном сборнике «Стоглав», составленном в 1551 г. святочные гадания и суеверия обличались как языческие обычаи.
Интересно, что Иван Грозный вместе с опричниками одобрял зимний «маскарад». Известен случай, когда князь Михаил Репнин отказался надеть маску и растоптал её ногами, в ответ на это разгневанный царь приказал казнить князя. У Ивана Васильевича при дворе была даже специальная должность – мастер рожечник, готовивший для зимних забав маски, которые в то время называли рожами. По расходным книгам Казённого приказа 1584 г. мастерам рожечникам даже отпускалось сукно и деньги.
Под влиянием Лжедмитрия I и поддерживающих его поляков январские маскарады сделались обычным явлением при дворе и в народе. Главную роль в них играли скоморохи, называемые также плясцами-сквернословами. Во второй половине XVI в. скоморохов было так много, и они набрали такую силу, что некоторые объединялись в ватаги разбойников по 30, а иногда и 100 человек. С этими безобразиями удалось справиться только митрополиту – и возвеличивание скоморохов сменилось гонениями на них. В 1648 г. во времена царствования Алексея Михайловича (отца Петра I) был принят указ об уничтожение скоморохов и их бесчинств. Тех, кто приглашал скоморохов на Святки, даже домашние, отлучали от церкви.
Последний раз против масок на Святки восстал патриарх Московский Иоаким. В его указе от 24 декабря 1684 г. говорится, что многие «применяют косматые и иные бесовские ухищрения и образы на себя одевающиеся».
Святки, кулинарные правила и особое праздничное меню
Поскольку начало Святок связано с появлением первой звезды на Рождество, уместно вспомнить исторический анекдот, который лёг в основу знаменитого в 90-е года рекламного ролика. Итак, Александр Васильевич Суворов, известный своей набожностью, был приглашён на ужин Императрицей Екатериной II. Он сел за накрытый стол и ничего не ел – до первой звезды. Императрица заметила это и что-то шепнула стоявшему за ней камер-лакею. Спустя минуту на золотом подносе принесли бриллиантовую звезду св. Александра Невского, снятую с одного из платьев Её Величества. Екатерина II пожаловала её Суворову, сказав: «Видишь-ли звезду?! Вот теперь кушай». Бывший на ужине князь Потёмкин воскликнул: «Так просветится свет твой пред людьми!».
На само Рождество, согласно «Домострою» подавали лебедей, потрохов лебяжьих, гусей верчёных, куропаток, поросят, баранину печёную, уху курячью, солонину с чесноком, лёгкое лося в рассоле, лапшу, колдуны и щи. В ходу было и много выпечки. Известно, что в 1663 г. на рождественский стол царице Марьи Ильиничне, жене Алексея Михайловича, было подано 426 перепечей. На Святки был также обычай на следующий день после Рождества носить в церковь пироги.
В XVII столетии в Москве и по другим городам накануне Рождества славили плуг, а в Васильев вечер – накануне Нового года – заговаривали каши и засевали зерно.
Кашу варила обычно старшая женщина в доме, приносившая для неё из амбара крупу. Воду приносил старший мужчина. Затирание (приготовление) каши сопровождалось символическим причитанием и потому, какой она получилась, судили об урожае будущего года и вообще о счастье. Красная (с запечённой корочкой) каша предвещала счастье, белая – беды.
Обряд засеивания (посеивания) зерна совершали обычно мальчишки. В Малороссии по дому или по улицам с мешками, наполненными зерном, они шли, приговаривая: «На счастье, на здоровье, на новый рок (год)! Роди, Боже, жито, пшеницу». В Центральной России с лукошками или мешками, полными зёрен, ходили дети, а иногда взрослые парни и девушки. Они пели песни, рассеивал по домам зерно и получали в подарок начинённые кишки, желудки и свиные ноги, специально приготовленные к этому дню. В костромской губернии поющие исполняли: «свинку да боровка выдай для васильева вечерка».
Зёрна, полученные во время святочного обряда, берегли до весны. Славяне верили, что они обладали особой природной силой и станут началом отличного урожая.
Святки, хождение по гостям, пирушки, смотрины и девичье веселье
В городах и сёлах святочные ночи посвящались разъездам по гостям и пирушкам для поддержания родственных отношений, поиска невест и суженных. Бояре праздновали Святки особо торжественно. Для празднования «девичьего веселья» выбирали дом побогаче, где была девушка, вступившая в возраст невесты. Хозяйка выбранного дома начинала посещать родных, а потом принимала старых и малых – всех, у кого были просьбы, и старалась их выполнить или как-то иначе отметить приходящих. В первый святочный вечер к выбранному дому тянулись «поезда» (украшенные повозки/сани), в которых везли девушек погостить. В первых санях ехала матушка с дочкой и её лучшей подругой, во вторых – нянюшки, подарки и домашний скарб на время прибывания в гостях. Чем длинней был «поезд», тем большего почёта заслуживали гости. Матушки оставляли своих дочерей в доме, и съехавшиеся девушки и дочка хозяйки сразу признавались подружками. После приезда, на следующий день они спали до обеда, а потом рассказывали всем виденные сны и просили их отгадывать и трактовать. Затем все вместе пили взвар или «изварец» (особый горячий напиток, похожий на сбитень). Чуть позже на завтрак столы накрывались разными яствами. Девушки, согласно правилам, могли еду только пригубить, боясь зорких глаз нянюшек, которые могли разнести сплетни об обжорстве и прожорливости девиц.
Днём ворота дома запирались, чтобы никто не мог помешать девичьему веселью: катанию с горок и снежкам. Потом были святочные игры, на которые приглашали братьев. Всякая гостья предполагала в чужом брате суженого, поэтому особым успехом пользовалась игра «сижу посижу». В ней нередко девушкам приходилось – по правилам игры – сидеть на коленях у чужого брата, а также была популярна игра «коза и слепой козёл» – вариация жмурок, тоже включающих прикосновения.
Вечером за одним столом собирались гости разных возрастов и социального статуса. Угощать гостей начинали сразу, как только они приезжали. Хозяин на деревянных подносах выносил наливки: на смородине, яблоках, рябине. Он называл каждого гостя по имени и просил его откушать, а хозяйка стояла сзади и кланялась гостям в пояс. Молодые девушки пили квас, вишнёвку или «годовалый мёд». Вслед за напитками хозяйка обносила гостей закусками. В это время в доме появлялись ряженые, часто среди них были молодые мужчины, которых не приглашали в гости – им тоже хотелось увидеть самых завидных невест. Они украшали себя уборами медведей или коз, за неимением масок парни натирали лица сажей.
Когда ряженные отплясали «камаринского», поучаствовали в шуточных боях, в центр гостиной вносили стол, и старая нянюшка ставила на него блюдо с водой. Гости усаживались, напротив блюда обязательно устраивалась сваха. Нянюшка клала на стол кусочки хлеба, соль и угольки – так начиналось пение святочных песен, и девушки приступали к гаданию.
Святки, время разгульное, праздное и предназначенное для гаданий
В целом, время святок на Руси не бывало спокойно – об этом сообщают сохранившиеся жалобы шуян, жителей города Шуя, находившегося сейчас в Ивановской области. Так в одном из прошений к царскому двору говорится, что после Рождества Христова в первое воскресенье Потеха Васильев, Курдюк, сын Иванов, Семён Микулин да Савелий с товарищами на кобылках ходили и с крестьян шапки срывали. В послании к Михаилу Фёдоровичу, первому из династии Романовых, сообщалось, что «25 декабря разбили нас, сирот твоих, разбойники; деньги, платье, лошадей, свиные туши и всякую рухлядь – всё поймали и нас мучили; в лицо, государь, их не знаем».
До конца XIX в. в шуйском уезде в народе ходили рассказы о старинных страшных разбойниках. Бедун, Рудак и Пуг особо свирепствовали на Святки. В то время хотя разбойники и чародеи остались только в русских сказках, знахари, ворожеи и гадалки всё ещё были очень популярны. Кстати, некоторые исследователи полагают, что слово «гадание» произошло от слова «гад». Так назывался персонаж семитской мифологии, бог удачи, которому поклонялись иудеи, сирийцы, арабы, вавилоняне и другие жители Северной Африки и Юго-Западной Азии. Под именем этого бога мог быть почитаем Юпитер. В арабской астрологии считалось, что именно он приносит человеку большую удачу.
Считалось, что на Святки черти бегают по ночам, поэтому в старину это время считалось удобным для гадания. Александр Сергеевич Пушкин написал в «Евгении Онегине»: «Настали Святки. То-то радость! Гадает ветреная младость». Гадать можно было в любой день Святок, но самыми лучшими считается крещенский Сочельник и канун Васильева дня (сейчас это день перед Старым Новым годом). Даже сами Святки делились на две части: «добрые вечера» (от Рождества до Васильева вечера) и «страшные вечера» (с ночи под Новый год и до Крещения).
Вообще самая актуальная тема для гадания – замужество. Выйдя на улицу в один из святочных вечеров, девушки стучали ложкой в окно чужого дома. Если на этот звук отзывался мужчина, значит девушка станет женой, если более любопытной будет женщина, значит ей быть при папе и маме ещё год.
Девушки на выданье узнавали имя будущего жениха, спрашивая, как зовут одного из мальчишек, которые участвовали в обряде засеивания зерна. У них будущие невесты даже могли своровать горсть пшеницы или овса. Зерном они посыпали крыльцо дома, чтобы во сне увидеть своего суженого, пришедшего его собирать.