Что такое святость определение

Значение слова «святость»

Что такое святость определение. Смотреть фото Что такое святость определение. Смотреть картинку Что такое святость определение. Картинка про Что такое святость определение. Фото Что такое святость определение

Источник (печатная версия): Словарь русского языка: В 4-х т. / РАН, Ин-т лингвистич. исследований; Под ред. А. П. Евгеньевой. — 4-е изд., стер. — М.: Рус. яз.; Полиграфресурсы, 1999; (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека

СВЯ’ТОСТЬ, и, мн. нет, ж. 1. В религиозных представлениях — то, что присуще святому (см. святой в 1, 2, 3, 4 и 6 знач.). Начальник таможни догадался, должно быть, что я глуп до святости, и отпустил меня.

2. чего. Отвлеч. сущ. к святой во всех знач., кроме 3 и 5. С. жизни. С. договоров. Для вас не существует постоянства, нет святости обещаний. Гончаров.

Источник: «Толковый словарь русского языка» под редакцией Д. Н. Ушакова (1935-1940); (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека

свя́тость

1. свойство по значению прилагательного святой

Делаем Карту слов лучше вместе

Что такое святость определение. Смотреть фото Что такое святость определение. Смотреть картинку Что такое святость определение. Картинка про Что такое святость определение. Фото Что такое святость определениеПривет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать Карту слов. Я отлично умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!

Спасибо! Я стал чуточку лучше понимать мир эмоций.

Вопрос: саморегулирование — это что-то нейтральное, положительное или отрицательное?

Источник

Что есть святость?

Для человека, который имеет хотя бы минимальную связь с Церковью, привычно повторяющееся здесь понятие – слово “святой”. Человек постоянно слышит это слово на всех богослужениях. Тропари повторяют во всех временах и лицах глагол “освящать” и существительное “освящение”, а во время чтения отрывков из Апостола христианин с удивлением слышит обращенное к нему возглашение “братья святые”.

Что такое святость определение. Смотреть фото Что такое святость определение. Смотреть картинку Что такое святость определение. Картинка про Что такое святость определение. Фото Что такое святость определение

Божественная воля есть “освящение наше” (1 Фес. 4:3), и мы должны быть святы, потому что свят Бог (1 Петр. 1:16). Таковы два основополагающих начала, на которых христиане строят с Богом отношения веры, начиная бороться, чтобы получить спасение (2 Тим. 2:10).

Упомянутые выше побуждения – компас для христиан, и они являются не требованиями Бога, а неким “терапевтическим курсом”. Именно так Церковь понимает Божественные заповеди – не как предписания военной дисциплины, но как стимул для свободного выбора и согласия на постепенное излечивание и восстановление нашего духовного здоровья.

К несчастью, большинство современных христиан мыслит иначе, считая святых, чьи имена вспоминаются и повторяются в многочисленных храмах, воздвигнутых в их честь, чем-то чуждым для себя и видя в них неких древних полубогов, с которыми они связаны лишь тем, что просят у них здоровья – величайшего из благ – благополучия домашнего хозяйства и детей и – почему бы и нет? – немного денег на загородный дом и вторую машину. Иными словами, они вступают со святыми в некие языческие торговые взаимоотношения. Дары – свечи, просфоры, масло, освящение артоса, иконы – перестали быть выражением любви и расположения, превратившись в некое “умасливание” для достижения своих целей.

В то время как святость – это всецелое принятие воли Бога на всех этапах своей жизни и в каждое ее мгновение. Где бы человек не находился, во всех вопросах и решениях будет проявляться избранное им направление жизни. Любая среда – семейная, рабочая или социальная – станет полем для проверки на “святость”. Фраза “не бойтесь, ибо я боюсь Бога” (Быт. 50:19) останется вечным критерием жизни каждого христианина.

Что такое святость определение. Смотреть фото Что такое святость определение. Смотреть картинку Что такое святость определение. Картинка про Что такое святость определение. Фото Что такое святость определение

Если человек не вступает в доверительные отношения с Богом, это означает обесценивание миссии Христа и отрицание Церкви. Не для того Христос пришел в мир, чтобы создать среди стольких религий еще одну и учредить формы и мотивы нового культа. Христос пришел в мир и стал человеком, чтобы мы “имели жизнь и имели с избытком” (Ин. 10:10). Иными словами, или Христос есть жизнь и образ жизни, являющийся живоносным и животворящим, или нет причин, чтобы интересоваться еще одним религиозным воззрением.

Сердца всех людей хотят жить. Наша молодежь пишет этот призыв на стенах: “Делай больше, чем просто существуй, – живи”. Именно это Христос, ставший человеком, принес в мир – возможность унаследовать вечную жизнь. Все Евангелие от Иоанна с предельной ясностью говорит об этой жизни. “Слушающий слово Мое и верующий в Пославшего Меня имеет жизнь вечную” (Ин. 5:24). “Верующий в Сына имеет жизнь вечную; а не верующий в Сына не увидит жизни” (Ин. 3:36).

Не может существовать двух жизней, поскольку не существует второго Христа. Христос есть жизнь, и человек познает Его и подчиняется Ему, вдохновляясь Его словом сейчас, чтобы фраза “перешел от смерти в жизнь” (Ин. 5:24) стала действовать сейчас, а не после смерти.

Что такое святость определение. Смотреть фото Что такое святость определение. Смотреть картинку Что такое святость определение. Картинка про Что такое святость определение. Фото Что такое святость определение

Таким образом, святость – это труд обретения жизни. Это жертва послушания животворящей заповеди Христа, воздвигающего мертвых от гробов, страстей и греха. Это свобода от самообмана корыстной любви и нелегкое принятие искренней любви жертвы Христа. Это любовь Креста, на котором и посредством которого христиане распинают в себе “ветхого человека”, его страсти и желания, дабы не распинать своего ближнего. Это осознание того, что Христос умер “за жизнь мира” (Ин. 6:51).

Феодосий Мартзухос,
протосинкелл митрополии Никополи и Превезы
Перевод с новогреческого: редакция интернет-издания “Пемптусия”

Источник

СВЯТОСТЬ

Свя́тость (гр. άγιότης, лат. sanctitas), одно из фундаментальных понятий христианского учения. Его основной смысл состоит в причастности человека Богу, его обоженности в его преображении под действием благодати Божией. В преображенном человеке восстановлена его неповрежденная грехом природа, его соединение с Богом как “чада Божиего”.

Основой этого восстановления является Боговоплощение, восприятие Христом человеческой природы. Поскольку во Христе человеческая природа была обожена, это открыло путь к Богу и для всего человечества: христиане, следуя Христу, соучаствуют в его Божестве по благодати и становятся святыми.

В Первом Соборном послании апостола Петра он, обращаясь к христианам, говорит: “Но вы – род избранный, царственное священство, народ святый, люди взятые в удел. Некогда не народ, а ныне народ Божий; некогда непомилованные, а ныне помилованные” (1 Пет. 2, 9-10). Вхождение в святость совершается через Христа: “Но, по примеру призвавшего вас Святого, и сами будьте святы во всех поступках; ибо написано: будьте святы, потому что Я свят” (1 Пет. 1, 15-16).

Это понимание христиан как народа Божиего основывается на словах самого Христа, сказанных Им Его ученикам: “В тот день узнаете вы, что Я в Отце Моем, и вы во Мне, и Я в вас” (Ин. 14, 20); Христос “тем, которые приняли Его, верующим во имя Его, дал власть быть чадами Божиими” (Ин. 1, 12). Имея в виду именно это понимание святости, апостол Павел обращается к христианским общинам как к собраниям святых: “Всем находящимся в Риме возлюбленным Божиим, призванным святым” (Рим. 1, 7); “всем святым во Христе Иисусе, находящимся в Филиппах” (Флп. 1, 1); “находящимся в Ефесе святым и верным во Христе Иисусе” (Еф. 1, 1); “церкви Божией, находящейся в Коринфе, со всеми святыми по всей Ахаии” (2 Кор. 1, 1).

Понимание христианской общины как общины друзей Божиих, “святого народа” с наибольшей полнотой выразилось в литургической жизни древней церкви, поскольку именно Евхаристия была центром и основой этой жизни, основой богослужения и основой учения.

Как писал св. Ириней Лионский (+ ок. 200 г.), “наше учение согласно с Евхаристией, и Евхаристия, в свой черед, подтверждает наше учение”. В древнейших дошедших до нас евхаристических молитвах говорится о “народе святом”, который стяжал для Отца Христос, Сын Божий (например, в евхаристической молитве, приведенной в “Апостольском предании” св. Ипполита Римского, описывающем римскую литургическую практику III в.). Этот “святой народ” отождествляется с общиной, участвующей в богослужении и причащающейся Телу и Крови Христовым. Евхаристическая молитва, приводимая в “Учении двенадцати апостолов” (“Дидахе”, не позднее II в.), завершается словами: “Кто свят (άγιός), тот пусть подходит, а кто нет, тот пусть кается. Маранафа (Господь грядет). Аминь” (гл.Х).

Представление о святости причащающейся общины сохраняется и в современном чине православной литургии, когда священник после чтения “Отче Наш” и перед причащением возглашает: “Святая святым (Τά άγια τοîς άγίοις)”, на что община (хор) отвечает словами: “Един Свят, Един Господь, Иисус Христос, во славу Бога Отца. Аминь”, – Святые Дары (“Святая”) даются святым, и их святость есть святость Христа, с Которым они соединяются в причастии (свидетельство о возгласе “Святая святым” имеется в катехитических сочинениях св. Кирилла Иерусалимского 348 г.).

Данный момент евхаристической службы заключает в себе определенную богословскую концепцию святости. Евхаристия есть соединение верующих (верных) с Богом, осуществление Царствия Божия в историческом бытии, движущемся к этому Царствию. Во время причастия вечность преображенного бытия Царствия Небесного, пакибытия, реально присутствует во временном бытии, в земной жизни церковной общины. Верующие предстоят Богу вместе с небесными силами и таинственно изображают херувимов (“Иже херувимы тайно образующе. ”). Причастие требует очищенности от греха (именно отсюда происходит позднейшее соединение таинства покаяния с причащением), которое и дается благодатью евхаристического богослужения. Вхождение верующих в вечность, в пакибытие, подготовленное их очищением, и образует их святость. Святость, таким образом, есть принадлежность к вечной жизни, причастность Божеству, предвосхищение в этом бытии грядущего пакибытия.

Из того же понимания исходила древняя церковь и в почитании в качестве святых отдельных лиц. В качестве святых почитаются те, чья причастность к Богу была явлена церкви как достоверный факт, спасение которых (т.е. вхождение в Царствие Небесное) обнаружилось еще теперь, до Страшного Суда. К таким лицам относились первоначально апостолы, об избранности которых для вечной жизни сказал сам Христос (Ин. 17, 21-24). К ним причислялись также ветхозаветные пророки и патриархи, о святости которых свидетельствовало Св. Писание. Таков же был взгляд и на мучеников, поскольку, согласно представлениям древней церкви, совершенный мучениками подвиг сразу же открывал перед ними Царствие Небесное. О причастности к Богу свидетельствовал дар чудотворения, который получал почивший святой. Канонизация святых, развившаяся со временем во вполне формальную процедуру, и составляет по своей сути церковное удостоверение в причастности святого к Богу.

Святой открывает путь к Богу и в этом качестве выступает как заступник за людей перед Богом, как своего рода посредник между Богом к людьми. Развитие почитания святых накладывается здесь на мощный пласт религиозных и социо-культурных представлений позднеантичного общества (равно как впоследствии на отчасти сходные представления других народов, переживающих христианизацию). Святой в своей функции защитника и заступника исполняет ту же миссию, которая в языческом мировосприятии приписывалась демонам (или другим мифологическим существам), охраняющим человека или весь его род и играющим роль посредника между человеком и высшими силами. Соответственно, культ святых отвечал тому ожиданию покровительства и защиты, которое было прочно укоренено в социо-культурной структуре позднеантичного общества, к святым обращались с молитвой в тех же случаях, когда ранее приносили жертвы богам и просили о помощи у героев. Именно это перенесение функций обусловливало в конечном итоге то закрепление различных сфер влияния за отдельными святыми, которое столь характерно как для западного, так и для восточного средневековья и обычно относится на счет так наз. “народной” религиозности.

С самого начала, однако, в христианском понимании святости выделяются определенные моменты, принципиально чуждые языческим культам. Святость человека соотнесена с человечеством Бога-Слова, со следованием по пути, проложенному страданиями и крестной смертью Христа. Поэтому все раннехристианские авторы настаивают на том, что мученики сделались причастными Богу именно благодаря своим вполне человеческим страданиям и мученической кончине. Близость к Богу в соединении с человечностью и обеспечивает святым возможность быть посредниками между Богом и людьми. Для языческих верований характерно, напротив, представление о непроходимой грани, отделяющей высшие силы от всего, сохраняющего человеческую природу, в частности, и от обожствляемых героев.

Вместе с тем, языческие верования приписывали посредничество между высшими силами и человеком прежде всего посредствующим духам (гениям, демонам или – в других системах – иным “низшим” духам). В христианстве аналогом этих верований является представление об ангелах-хранителях. Призывание святых в качестве посредников указывало на кардинальный пересмотр подобных представлений о миростроении. Наряду с ангелами, посредниками становились люди, сделавшиеся благодаря своему подвигу причастниками Божества. Заступничество святого и близость к нему (которая в силу почитания мощей выражалась во вполне конкретных и осязаемых формах) вводили верующего в близость к Богу и создавали религиозные переживания, практически не известные язычеству. Бл. Августин [1] прямо противопоставляет путь к Богу через святых мучеников, которые богами не являются, но получили милость Божию своей добродетельной жизнью и кончиной, языческому обращению к демонам, которые могут быть добрыми и злыми, – ложному спиритуализму язычества противостоит здесь антропологизм христианства, основанный на вере в воплощение Бога-Слова.

Как писал св. Иоанн Златоуст, “ненапрасно бывают приношения за усопших, ненапрасно моления, ненапрасно милостыни: все это установил Дух Святой, желая, чтобы мы получили пользу друг через друга”. Равным образом и святые, родившись через свое успение к вечной жизни, продолжают пребывать в церковной общине и могут выступать молитвенниками за нее и за отдельных верующих, обращающихся к ним за заступничеством.

В учении о святости, таким образом, содержится преодоление противостояния вещественного и духовного, тварного и нетварного, т.е. основных оппозиций, которые в дохристианских представлениях выступали как абсолютные границы, разделяющие божественное и человеческое, смертное и бессмертное. Святые, оказываясь “друзьями Божиими” и заступниками за людей перед Богом, соединяются в этом действовании с ангелами, т.е. бесплотными, невещественными силами; тем самым преодолевается оппозиция вещественного (материального, телесного) и духовного и вещественность перестает быть препятствием для соединения с Божеством. Вместе с тем святые являются теми тварными существами, которые приобщены к Богу, т.е. нетварному началу, и тем самым соединяют тварное человечество с нетварным Божеством. Эти элементы учения о святости формируются в последовательную богословскую систему, в полном объеме сформулированную в VII-VIII вв. преп. Максимом Исповедником и св. Иоанном Дамаскиным. Развивая учение о Божественных энергиях, они говорят о проникновении этих энергий в человеческую природу и о святости как результате такого проникновения. Поскольку в святости преодолевается противостояние духовного и вещественного, святые спасаются “телесно” (σωματιχώς), т.е. Божественными энергиями оказывается пронизана как их плоть, так и их образы (иконы). Это учение обосновывает почитание святых вообще, равно как и такие его формы, как поклонение мощам и иконам святых.

Русская Церковь усваивает себе те представления о святости, которые сложились в святоотеческой традиции. Учение о святости и обоснование почитания святых не раз излагались русскими духовными авторами, обличавшими еретические движения протестантского типа. К такого рода обличительным сочинениям относится “Просветитель” преп. Иосифа Волоцкого, “Камень веры” Стефана (Яворского). Развитие православного богословия святости можно видеть в учении преп. Серафима Саровского о стяжании Св. Духа.

Источник

Святость

Свя́тость – 1) одно из суще­ствен­ных Боже­ских свойств; 2) высо­кая сте­пень духов­ной при­част­но­сти (бли­зо­сти) Богу.

Можно выде­лить три уровня свя­то­сти:

«Назы­вая Бога святым, мы испо­ве­дуем, что Он совер­шенно чист от вся­кого греха, даже не может согре­шать, и во всех своих дей­ствиях совер­шенно верен нрав­ствен­ному закону, а потому нена­ви­дит зло и любит одно только добро и во всех своих тво­ре­ниях». (мит­ро­по­лит Мака­рий. Пра­во­славно-дог­ма­ти­че­ское Бого­сло­вие)

Святым назы­ва­ется чело­век по при­чине его при­част­но­сти Все­свя­тому Богу, в силу соеди­не­ния с Ним, соуча­стия в Его все­со­вер­шен­ной Жизни.

Свя­тость есть един­ство чело­века с Духом Гос­под­ним ( 1Кор.6:17 ), пре­бы­ва­ние бла­го­дати Свя­того Духа в чело­веке. Свя­тость – дар Божий, обре­та­е­мый чело­ве­ком по дей­ствию Боже­ствен­ной бла­го­дати. Но для полу­че­ния этого дара чело­век должен при­ло­жить усилия. Эти усилия состоят в борьбе со своими гре­хов­ными стра­стями. В ходе этой борьбы хри­сти­ан­ский подвиж­ник полу­чает бла­го­дать (силу), пре­об­ра­жа­ю­щую его повре­жден­ную грехом при­роду. Свя­тость есть пре­об­ра­же­ние, обо­же­ние пад­шего чело­ве­че­ского есте­ства дей­ствием Боже­ствен­ной бла­го­дати.

Свя­тость хри­стиан – не в без­греш­но­сти, а в стой­ком и после­до­ва­тель­ном отвра­ще­нии к греху.

прот. Геор­гий Бело­ду­ров:
Бог нас посы­лает в мир с опре­де­лен­ными зада­чами, для реше­ния кото­рых Он дает нам силы и таланты. Но если мате­ма­ти­че­ские спо­соб­но­сти или музы­каль­ный слух есть не у всех, то есть такой талант, кото­рый есть у каж­дого. Это талант жить свято!

мит­ро­по­лит Сурож­ский Анто­ний:
Святой — это чело­век, кото­рый открылся Богу и через кото­рого Бог как бы дей­ствует и сияет. И я думаю, что многие святые ника­ких чудес не тво­рили, но сами были чудом.

свт. Фила­рет Мос­ков­ский
«Каждый хри­сти­а­нин должен нахо­дить для себя закон, обя­зан­ность и побуж­де­ние непре­менно сде­латься святым. Если же вы живете без ста­ра­ния и без надежды быть свя­тыми – вы хри­сти­ане лишь по имени, а не по суще­ству, а без свя­то­сти никто не увидит Гос­пода, то есть не достиг­нет веч­ного бла­жен­ства… Верно слово, что Хри­стос Иисус пришел в мир спасти греш­ни­ков. Но мы обма­ны­ва­емся, если думаем, что спа­семся, оста­ва­ясь греш­ни­ками. Спа­сает Хри­стос греш­ни­ков тем, что дает им сред­ство сде­латься свя­тыми».

свя­щен­но­му­че­ник Онуф­рий (Гага­люк):
«Дости­же­ние свя­то­сти – это удел не одних лишь мона­хов, как неко­то­рые думают, к свя­то­сти при­званы и семей­ные люди, обла­да­ю­щие вся­кими про­фес­си­ями, живу­щие в миру. Потому что запо­ведь о совер­шен­стве и свя­то­сти дана не одним лишь мона­хам, а всем людям».

Источник

СВЯТОСТЬ

Полезное

Смотреть что такое «СВЯТОСТЬ» в других словарях:

Святость — (праслав. svętъ, svętъjь[1]) одно из наиболее фундаментальных понятий христианства. Святое являющееся Богом или Божественным, происходящее от Него, отмеченное Его присутствием или действием Божественной Благодати, посвященное Ему в… … Википедия

святость — крепость, истинность, незыблемость, праведность, священность, идеальность, благочестие, нерушимость, нерасторжимость, благодатность, благочестивость, величественность, возвышенность, неразрывность Словарь русских синонимов. святость 1. см.… … Словарь синонимов

СВЯТОСТЬ — СВЯТОСТЬ, святости, мн. нет, жен. 1. В религиозных представлениях то, что присуще святому (см. свято1 в 1, 2, 3, 4 и 6 знач.). «Начальник таможни догадался, должно быть, что я глуп до святости, и отпустил меня.» А.Тургенев. 2. чего. отвлеч. сущ.… … Толковый словарь Ушакова

святость — СВЯТОСТЬ, праведность СВЯТОЙ, праведный … Словарь-тезаурус синонимов русской речи

Святость — Святость ♦ Sainteté Нравственное или религиозное совершенство. В абсолютном выражении cвойственна только Богу, если он существует, но в широком смысле приложимо к людям, достигшим единения с Богом или неукоснительно исполняющим нравственный… … Философский словарь Спонвиля

СВЯТОСТЬ — СВЯТОСТЬ, одно из центральных понятий религии; в теистических религиях сущностная характеристика Бога и косвенно также людей, установлений и предметов, запечатлевающих в себе присутствие Божества. Противоположность святости грех. В христианстве… … Современная энциклопедия

СВЯТОСТЬ — одно из центральных понятий религии; в теистических религиях сущностная характеристика Бога и косвенно также людей, установлений и предметов, запечатлевающих в себе присутствие Божества. Противоположность святости грех … Большой Энциклопедический словарь

святость — СВЯТОЙ, ая, ое; свят, свята, свято. Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. 1949 1992 … Толковый словарь Ожегова

Святость — СВЯТОСТЬ, одно из центральных понятий религии; в теистических религиях сущностная характеристика Бога и косвенно также людей, установлений и предметов, запечатлевающих в себе присутствие Божества. Противоположность святости грех. В христианстве… … Иллюстрированный энциклопедический словарь

святость — чистота; отделение от греха А. Темы в Библии СВЯТОСТЬ как тема Левита: Лев 19:12 Б. Святость Бога 1. В Ветхом Завете свят: Пс 98:3,5,9 назван Святым Израилевым: Пс 21:4; Ис 30:11,12,15 Дух свят: Ис 63:10 имя свято: Пс 110:9 престол св … Библия: Тематический словарь

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *