Что такое связный текст 5 класс русский язык
Урок развития речи в 5-м классе на тему «Что такое текст?»
Ход урока
1. Речевая разминка. Реализация домашнего задания
Начнем разминку с подготовленного дома “бинома фантазии”, тренирующего воображение, развивающего речь. Итак, чей “бином фантазии” будет интересней сегодня? Рука – береза. Сочиняя “биномы фантазии”, вы придумывали маленькие тексты. А что такое текст? Сегодня на уроке мы попытаемся выяснить это.
2. Формирование новых понятий, умений, навыков
1. Повторение понятия текста
Задание 2: Пронумеруйте предложения. Можно ли поменять их местами? Почему?
Повадился медведь в деревню ходить. Чуть стемнеет – косолапый тут как тут. Решили охотники поймать зверя. Привезли они ловушку, мёдом обмазали, зерна насыпали. А Мишка всё съел и был таков.
Задание 3: Прочитайте запись. Почему её трудно читать? Найдите границы предложений.
Однажды мальчик и дельфин купались в море и играли друг с другом вдруг мальчик оказался верхом на дельфине тот не сбросил седока и взял направление к берегу.
2. Индивидуальное задание: сообщение ученицы о красной строке.
Задание: послушайте сообщение и запишите в тетрадь, что такое красная строка, зачем она нужна. (Красная строка – это отступ в начале строки, с помощью которого выделяем каждую новую часть, т.е. новую мысль)
3. Упражнение “Понаблюдайте”
а) Работа с учебником. § 100
Задание: прочитайте материал учебника и ответьте на вопросы. Какая группа предложений является текстом? Почему нельзя назвать текстом два других высказывания? Что такое текст?
б) Устное лингвистическое изложение по видимому тексту.
Задание: прочитайте два определения и § 100 , найдите общие признаки текста. Расскажите, что такое текст. Чем отличается текст от предложения? Запишите признаки текста и запомните их.
Текст имеет свои черты, не свойственные предложению. Отдельные части текста объединяются не только союзами и союзными словами, но и другими средствами: использованием синонимов, местоимений или повтором одних и тех же слов, некоторых словосочетаний и предложений.
Текст – это цельность и завершённость, а предложения часто этими свойствами не обладают.
Содержание текста – это описание фактов, событий, места действия и времени протекания этого действия, рассуждения автора, движения сюжета и т.п. Текст – это выражение основной мысли, идеи произведения. Текст может быть и очень большим (например, роман), и очень маленьким (например, справка).
Энциклопедический словарь юного филолога. Языкознание
Текст – это сочетание предложений, связанных по смыслу и грамматически.
Основные средства грамматической связи предложений в тексте – порядок предложений, порядок слов в предложениях, интонация и др.
В тексте предложения связаны не только общей темой, нои определённой идеей, основной мыслью.
Тема – это то, о чём говорится в тексте.
Основная мысль текста – это то, к чему он призывает, чему учит, ради чего он написан.
Е. Никитина. Русская речь. 5 класс
3. Беседа по содержанию прочитанного
4. Знакомство с опорной схемой.
Расскажите о тексте, опираясь на схему
(Текст – это несколько предложений, связанных по смыслу и грамматически.
Смысловая связь осуществляется благодаря тому, что предложения в тексте объединены темой. Это единство темы поддерживается лексикой на одну тему, повторами, однокоренными словами, синонимами, наличием заголовка. Тема – это то, о чём говорится в тексте. Но в тексте выделяется самое главное. Это основная мысль – то, что говорится о данной теме.
Грамматическая связь создаётся благодаря определённому порядку предложений, порядку слов, интонации, трёхчастной структуре.)
5. Работа с текстом
Задание: прочитайте небольшой рассказ Валентина Катаева.
В лесу стоял старый пень. Пришла бабушка с сумкой, поклонилась и пошла дальше. Пришли две маленькие девочки с кузовками, поклонились пню и пошли дальше. Пришёл старик с мешочком, кряхтя, поклонился пню и побрёл дальше.
Весь день приходили в лес разные люди, кланялись пню и шли дальше.
Возгордился старый пень и говорит деревьям:
– Видите, даже люди, и те мне кланяются. Пришла бабушка – поклонилась, пришли девочки – поклонились, пришёл старик – поклонился. Ни один человек не прошёл мимо меня, не поклонившись. Стало быть, я здесь в лесу у вас самый главный. И вы тоже мне кланяйтесь.
Но деревья молча стояли вокруг него во всей своей гордой осенней красоте.
Рассердился старый пень и ну кричать:
– Кланяйтесь мне! Я ваш царь!
Но тут прилетела маленькая быстрая синичка, села на молодую берёзу, ронявшую по одному свои золотые зубчатые листочки, и весело защебетала:
– Ишь, как расшумелся на весь лес! Помолчи! Ничего ты не царь, а обыкновенный старый пень. И люди вовсе не тебе кланяются, а ищут возле тебя опёнки. Да и тех не находят. Давно уже всё обобрали.
7. Работа с текстом
Членение текста на микротемы и составление плана. Определения стиля речи
Текст делится на абзацы – микротемы. Когда мы пишем изложение, то всегда составляем план. Теперь вы будете знать, что в плане столько пунктов, сколько микротем.
4. Итоги урока
Понравился ли вам рассказ – притча В.П. Катаева? Имеет ли он отношение к нам? Что нового о тексте вы узнали на уроке?
Связный текст
Когезия (связность текста) — свойство элементов текста, характеризующее их связь с другими элементами текста.
На уровне текста в целом когезия приводит к новой его особенности — цельности, или когерентности, текста.
Смотреть что такое «Связный текст» в других словарях:
СПЛОШНОЙ СВЯЗНЫЙ ТЕКСТ ДОКУМЕНТА — согласно параграфу 2.4.3 ГСДОУ, – текст в виде грамматически и лексически согласованной информации об управленческих действиях и применяемой при составлении правил, положений, писем, распорядительных документов. Согласно ДР 191–98 «Методические… … Делопроизводство и архивное дело в терминах и определениях
ТЕКСТ (ОФИЦИАЛЬНОГО) ДОКУМЕНТА — 1) согласно параграфу 2.4.1 ГСДОУ, – выраженное средствами делового языка содержание управленческих действий; 2) согласно ГОСТ Р 51141–98 «Делопроизводство и архивное дело. Термины и определения», – информация, зафиксированная любым типом письма… … Делопроизводство и архивное дело в терминах и определениях
Дискурс — Связный текст в совокупности с социокультурным (экстралингвистическим) контекстом (социальным, культурным, психологическим, прагматическим и др.); речь как компонент, участвующий во взаимодействии людей. Если социокультурный контекст, в котором … Словарь социолингвистических терминов
дискурс — (нем. Diskurs, франц. discours, англ. discourse) 1) Первоначальное значение – разумное размышление 2) Затем термин стал применяться в значении диалог. 3) Дискурс – это связная речь в устной и письменной форме. В данном случае анализ сосредоточен… … Словарь лингвистических терминов Т.В. Жеребило
Дискурс — (от франц. discours речь) связный текст в совокупности с экстралингвистическими прагматическими, социокультурными, психологическими и другими факторами; текст, взятый в событийном аспекте; речь, рассматриваемая как целенаправленное социальное… … Лингвистический энциклопедический словарь
дискурс — 1. Произвольный фрагмент текста, состоящий более чем из одного предложения или независимой части предложения. Часто, но не всегда концентрируется вокруг некоторого опорного концепта; создает общий контекст, описывающий действующие лица, объекты,… … Толковый переводоведческий словарь
ГЛАГОЛИЦА — древнейший из слав. алфавитов, созданный равноап. Кириллом (Константином) Философом, возможно в сотрудничестве с братом равноап. архиеп. Мефодием, не позднее весны 863 г. Первоначально азбука, вероятно, носила название «кириллица» («коуриловица») … Православная энциклопедия
Фестский диск — Фестский диск уникальный памятник письма, предположительно минойской культуры эпохи средней или поздней бронзы. Его точное назначение, а также место и время изготовления достоверно неизвестны. Некоторые учёные подвергают сомнению его… … Википедия
Метод нарезок — … Википедия
Актуальное членение предложения — выделение в предложении частей, которые различаются характером коммуникативной нагрузки. В первую, тематическую, часть предложения включается, как правило, информация из уже реализованной части текста. При этом в старой информации выделяется и в… … Педагогическое речеведение
Презентация по русскому языку на тему «Составление связного текста» (5 класс)
Описание презентации по отдельным слайдам:
Составление связного текста Урок русского языка в 5 классе (развитие речи) Автор учитель русского языка МАОУ «СОШ №17» г.Березники Шишкина Лариса Евгеньевна © Ольга Михайловна Носова
Урок-практикум по составлению связного текста. Цели: закрепить на практике знания детей о правилах составления текста; развивать речь и воображение учащихся на основе произведений русских писателей; совершенствовать орфографическую и пунктуационную зоркость обучающихся. © Ольга Михайловна Носова
Дадим движение рассказу, исходя из первой строчки – зачина. 1 ряд: В маленькой комнатке на светлом половичке копошились … 2 ряд: По ночам часто плакал во сне Фунтик – маленькая рыжая такса. 3 ряд: Кот спал весь день, свернувшись на старом кресле. Придумайте второе предложение (письменно). © Ольга Михайловна Носова
Побеседуем. Как можно дальше разработать сюжет? В маленькой комнатке на светлом половичке копошились … Кульминация Все предложения объединены Развитие единой темой и главной мыслью действия Развязка Завязка Экспозиция © Ольга Михайловна Носова
Побеседуем. Как можно дальше разработать сюжет? По ночам часто плакал во сне Фунтик – маленькая рыжая такса. Кульминация Развитие Действия Развязка Завязка Экспозиция © Ольга Михайловна Носова
Побеседуем. Как можно дальше разработать сюжет? Кот спал весь день, свернувшись на старом кресле. Кульминация Развитие Действия Развязка Завязка Экспозиция © Ольга Михайловна Носова
Составьте план по понравившемуся началу рассказа. Помните о важности первого и последнего предложения. Не отходите от темы и главной мысли текста. Придумайте заголовок. © Ольга Михайловна Носова
Домашнее задание. Написать маленький рассказ, продолжая первое предложение (по выбору). © Ольга Михайловна Носова
Подведём итоги. Интересно ли было вам оказаться в художественной лаборатории? Интересно ли было самому сочинять? О каких правилах нужно помнить сочиняя свой текст? © Ольга Михайловна Носова
Курс повышения квалификации
Дистанционное обучение как современный формат преподавания
Курс повышения квалификации
Специфика преподавания предмета «Родной (русский) язык» с учетом реализации ФГОС НОО
Курс профессиональной переподготовки
Русский язык и литература: теория и методика преподавания в образовательной организации
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Номер материала: ДБ-341133
Не нашли то что искали?
Вам будут интересны эти курсы:
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.
В Хабаровском крае введут уроки по вакцинации в некоторых школах и колледжах
Время чтения: 1 минута
Дума проведет расследование отклонения закона о школьных онлайн-ресурсах
Время чтения: 2 минуты
Путин поручил не считать выплаты за классное руководство в средней зарплате
Время чтения: 1 минута
Учителям предлагают 1,5 миллиона рублей за переезд в Златоуст
Время чтения: 1 минута
В России утвердили новый порядок формирования федерального перечня учебников
Время чтения: 1 минута
Минпросвещения планирует выделить «Профессионалитет» в отдельный уровень образования
Время чтения: 2 минуты
Подарочные сертификаты
Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.
Методические рекомендации «Связный текст на уроках русского языка».
«Связный текст на уроках русского языка» .
Введение. Художественный текст как средство интеграции уроков русского языка и литературы.
Текст на уроках русского языка.
Требование, которым должны отвечать тексты как дидактический материал урока.
Принципы отбора предложений как дидактического материала урока.
О месте и методической необходимости работы над текстом на уроках русского языка.
Методы и приемы работы над текстом на уроке.
Текст на уроках русского языка
Изучение раздела «Лексика» в 5 классе.
Изучение раздела «Лексика» в 6 классе
Повторение и обобщение знаний учащихся по лексике в 9 классе.
Заключение. Эффективность использования текстов на уроках русского языка.
Введение. Художественный текст как средства интеграции уроков русского языка и литературы.
Человек в разных жизненных и речевых ситуаций соприкасается не только с разговорным стилем, но и с научным, официально-деловым, публицистическим, художественным. В зависимости от задач и условий общения он должен уметь строить свои устные и письменные высказывания в соответствующем стиле. Следовательно, на уроках русского языка должны использоваться тексты всех стилей.
Задача школы – научить своих питомцев владеть всеми средствами родного языка, поэтому преподавание русского языка должно вестись на материале текстов всех стилей, чтобы ученики получили представление о стилистическом разнообразие и богатстве нашего языка.
Использование текстов того или другого стиля способствует более успешному решению тех или других задач изучения родного языка. Например, публицистические тексты помогают углубить связь уроков русского языка с жизнью, научные – дисциплинируют мысль детей, развивают их логическое мышление! А художественные тексты помогают утолить «информационный голод», художественная литература, художественные тексты являются эффективным средством развития образного мышления. Однако реально это только в том случае, если тексты, используемые на уроках русского языка, отвечают определенным требованиям.
Текст на уроках русского языка.
Требования, которым должны отвечать тексты как дидактический материал урока.
На уроках русского языка текст – средство обучения русскому языку детей и подростков, а у каждого возраста – свой уровень знаний и возможностей. Текст должен быть доступен пониманию детей определённого возраста, не требовать дополнительных пространных пояснений, которые могут увести класс в сторону от основных целей.
Текст на уроках русского языка – средство обучения русскому языку; следовательно, источником его должна быть русская литература, произведения, написанные на русском языке, а не переводные. «Текст (в отличие от языка как системы средств) никогда не может быть переведён до конца, ибо нет потенциального единения». 1
Грамотное использование художественного текста на уроке предполагает бережное отношение к нему. Нельзя в тексте бесцеремонно сокращать предложения, исключать из него слова, потому что «они не на изученные правила» А между тем с нарушением этого, казалось бы, само собой разумеющегося требования мы встречаемся на многих страницах пособий, адресованных учителю.
Учитель должен стремиться к тому, чтобы художественные произведения или отрывки из них звучали на уроках русского языка без изменений и искажений, в отдельных случаях можно использовать монтаж художественного текста, но при сохранении в нём единства содержания и стиля.
Текст на уроке русского языка используется в учебных целях, поэтому он должен быть достаточно насыщен изучаемыми явлениями языка, изучаемыми орфограммами, пунктограммами.
Одним из важнейших условий успешности работы на уроках русского языка является комплексное решение задач обучения этому сложнейшему школьному предмету: на каждом уроке должно быть овладение лингвистической теорией, формирование на ее основе орфографических и пунктуационных навыков, развитие речи. Текст, используемый в качестве дидактического материала, должен заключать в себе наибольшие возможности для комплексного решения задач обучения русскому языку.
Художественные тексты для занятий по языку могут быть как прозаическими, так и стихотворными. Правда, в истории методики было немало возражений против использования на уроках русского языка стихотворных текстов, «перлов высокой поэзии», прелесть которой якобы «блекнет от прикосновения грамматического анализа, как цветок, сорванный в целях ботанического изучения». 2 Такую точку зрения встречаем в работах В.Я. Стрюнина, Л.И. Поливанова, К.П. Шульгина, Е.И. Тихеевой. Но мы знаем, что стихотворные тексты широко использовали и рекомендовали для уроков Ф.И. Буслаев, Н.Г.Чернышевский, К.Д. Ушинский, И.И. Срезневский.
В современной методике использование стихотворных текстов на уроках русского языка считается целесообразным, но следует помнить, что анализ их не должен быть измельченным, назойливым.
В некоторых случаях при наборе языкового материала для урока целесообразно отдать предпочтение именно стихотворному тексту, а не прозаическому.
Например, обратимся к сборнику стихов Овсея Дриза. В сборнике стихов есть такая миниатюра:
Сверкает яркий луч
Это прекрасная иллюстрация к известному пунктуационному правилу: в неполном предложении при отсутствии сказуемого ставиться тире. В крошечном стихотворении – четыре примера на изучаемое правило. Вряд ли найдется такой же текст такого же объема и также «густо» насыщенный необходимыми конструкциями, как это стихотворение. Выучить такое стихотворение легко. Несомненно, стихотворные тексты удобнее, чем прозаические для письма по памяти или самодиктантов.
И прозаические, и стихотворные тексты должны пробуждать в детях добрые чувства, формировать высокие нравственные качества. Воспитательная ценность урока русского языка во многом зависит от того, какой текст используется на нём в качестве дидактического материала
Желательно, чтобы тексты, звучащие на уроке, представляли собою образцы всех основных функционально-смысловых типов речи: повествования, описания, рассуждения; ученики будут обращаться к ним при подготовке сочинений таких же типов.
В методике под словом текст понимается не только основной материал какого- либо сочинения, документа, но и относительно законченный фрагмент из него, сложное синтаксическое целое, даже отдельные предложения, понятные вне контекста, поэтому необходимо сказать о принципах отбора предложений как дидактического материала урока.
Принципы отбора предложений как дидактического материала урока.
автосемантичность (то есть предложения должны быть понятными вне контекста);
в) единство стиля и формы.
Предложения при записи нумеруются; в старших классах указываются их авторы. Примеры правильной подборки предложений к уроку будут приведены далее.
В заключение данной части работы хочется подчеркнуть: на уроках русского языка должны использоваться не любые тексты, а первоклассные, образцовые, обладающие высоким речеразвивающим потенциалом.
О месте и методической необходимости работы над текстом
на уроках русского языка.
Когда уместна работа над текстом на уроках русского языка?
Решение этого вопроса зависит от характера программного материала и от стадии его изучения.
Если грамматические категории, а также орфографические и пунктуационные правила, изучения которых предстоит на данном этапе, в какой-то степени уже знакомы учащимся и не затрудняют их, то работа над связным текстом возможна и во время объяснения нового материала.
Как правило, в это время наблюдений и выводов используются отдельные слова и предложения, потому что их можно расположить в таком порядке, который облегчит восприятие и запоминание материала. Когда внимание надо сосредоточить на изучаемых грамматических категориях или правилах правописания при первичном закреплении только что объясненного материала, тоже уместна работа над отдельными словами и предложениями.
Составляя тематические и поурочные планы, учитель должен помнить, что разбор и конструирование отдельных слов и предложений не самоцель; работа над отдельными словами и предложениями – это подготовка к тому, чтобы ученики «видели» и правильно употребляли изучаемые категории в связной речи. Поэтому на следующих этапах закрепления, а также обобщения изученного материала связный текст не только уместен, но и необходим.
Понятно, что систематическая последовательная работа над текстом на уроках русского языка возможна при условии, что в распоряжении учителя такие тексты есть.
В действующих учебниках русского языка их явно недостаточно.
Например, по теме «Лексика» в учебнике Т.А. Ладыженской и другие для 5 класса из 47 упражнений на материале связных текстов только 13, в учебнике М.Т.Баранова и других для 6 классов из 44 упражнений на материале связного текста 21. В «Сборнике задач и упражнений», входящем в комплекс В.В.Бабайцевой, из 140 упражнений на материале художественных текстов только 37.
Работа написана на основе изучения соответствующей лингвистической, психалого-педагогической, методической и учебной литературы, а также теоретического осмысления своего опыта, опыта коллег учителей-словесников и анализа уроков.
Методы и приемы работы над текстом на уроках русского языка.
Устные иллюстрации – чтение учителем или заранее подготовившимися учениками (желательно наизусть, иногда на музыкальном фоне) таких текстов, в которых употреблены изучаемые единицы языка, грамматические категории, конструкции, формы.
Для того, чтобы не перезагружать учащихся, целесообразно давать для заучивания наизусть по литературе такие произведения или отрывки из них, которые впоследствии можно будет использовать и для грамматических занятий.
При подборе текстового материала для заучивания наизусть и письма по памяти надо учитывать, какие темы изучены, какими орфографическими и пунктуационными навыками ученики уже владеют: нет смысла давать для этого вида работ такие тексты, в которых дети вынуждены только механически заполнять знаки препинания, не умея объяснить их.
Каждое произведение или отрывок, предназначенный для письма по памяти, предварительно разбирается как со стороны орфографии и пунктуации, так и композиции его; внимание учащихся обращается на последовательность в изображении событий, поступков людей, в описании картин природы; то, что ученики учат наизусть, всегда должно быть для них образцом стройной выразительной и точной речи.
Такой вид работы настойчиво рекомендовал
Ф.И. Буслаев, К.Д. Ушинский и другие крупные методисты.
Подбирается небольшой, обычно стихотворный, легко запоминающийся текст.
Текст записывается на доске до урока; в ходе анализа учащиеся запоминают его, а затем пишут по памяти.
Этот вид работы легко вписывается в контекст любого урока, занимает мало времени и обогащает речь детей классическими образцами конструкций, оборотов, выразительных средств; способствует развитию их внимания и памяти.
Текст на уроках русского языка по теме «Лексика».
изучение раздела «Лексика» в5-6 классах
Для удобства примем следующий порядок изложения материала:
лингво-методический комментарий к тексту.
Тема. Лексическое значение слова.
Задание. Озаглавьте текст. Определите, какого он стиля? Спишите, укажите у выделенных слов их лексические и грамматические значения.
Задание. Назовите слова, лексическое значение которых вам не совсем ясно.
Уточните значения этих слов с помощью словаря.
Закат налился темной кровью,
и потемнела бирюза.
Сначала было предгрозовье,
потом как грянула гроза!
Запишите текст по памяти. Объясните постановку знаков препинания в первом предложении. Данный текст закрепляет у школьников навык работы с толковым словарём.
Поэт называет бирюзой небо, потому что оно до грозы было таким же голубым, как бирюза.
Тема. Многозначные слова.
Выборочный диктант с грамматико-лексическим заданием.
Задание. Выберите из текста стихотворения словосочетания глагол ставить + сущ.; указать в каком значении употреблен глагол ставить в каждом из словосочетаний (или предложений, если иметь в виду текст стихотворения)
Пять рабочих ставят дом,
ставит опыт агроном
(он растит такую рожь –
с головой в неё уйдешь).
Ставит счетчики монтер,
ставит фильмы режиссёр.
(Снял он сказку «Колобок»,
чтобы ты увидеть мог!)
Мама ставит пироги
А диагноз ставит врач:
«Просто насморк. Спи, не плачь!»
Если кончился рассказ,
ставить точку в самый раз.
Ставить дом – строить;
Ставить опыт – проводить (эксперимент);
Ставить фильмы – снимать (фильм);
Ставить пироги – замесить (тесто);
Ставить диагноз – определить (болезнь);
Ставить точку – закончить (предложение).
Данный текст способствует развитию мышления и речи детей.
Тема. Прямое и переносное значение слов.
Задание. Прочитайте выразительно стихотворение. Назовите слова, употребленные в переносном значении. Запишите стихотворение по памяти.
Говорят: часы стоят,
Говорят: часы спешат,
Но немного отстают.
Мы смотрели с Мишкой вместе,
А часы висят на месте.
Слова могут употребляться в речи в прямом и переносном значении.
В данном тексте слова стоят, спешат, идут, отстают (о часах) употреблены в переносном значении.
Диктант с грамматическим заданием.
— Подчеркните прилагательные, употреблённые в переносном значении.
— Пользуясь словарем, объясните значение слов лазоревый, коралловый, сапфировый.
Настали чудесные солнечные февральские дни. Утром, как всегда, я вышел побродить вокруг усадьбы и понаблюдать. В природе творилось нечто необычное. Казалось, что она праздновала какой-то небывалый праздник лазоревого неба, жемчужных берез, коралловых веток и сапфировых теней на сиреневом снегу.
Текст способствует предупреждению нежелательного стереотипа в употреблении слов (небо голубое; березы белые ; тени серые и чёрные; снег белый и т.д.), развивает речь учащихся.
1. Возникший или сделанный из кораллов. Коралловый остров.
2. Ярко – красный, цвета коралла. Коралловые губы.
1.Сделанный из драгоценного камня – сапфира.
2. Синий или зелёный, цвета сапфира. Сапфировый блеск снега. Тема. Омонимы.
Задание. Найдите в данных стихах омонимы. Что они обозначают?
Потеряла Алёнушка ключ.
На опушке искала – не видно.
Вдруг журчащий увидела ключ.
Да не этот ей нужен, как видно.
2) Суслик выскочил из норки
и спросил у рыжей норки:
3)На виду честного люда
Трусит с горки съехать Люда
С горки сами мчатся сани.
В данных текстах учащиеся находят слова, одинаковые по звучанию и написанию, но разные по лексическому значению (ключ, норка, лисичка)
1. Металлический стержень особой формы для отпирания и запирания замка. Запереть на ключ.
2. Приспособление для отвинчивания или завинчивания гаек, откупоривания, завода чего – нибудь. Гаечный ключ.
3. перен. То, что служит для разгадки, понимания чего – нибудь. Ключ к шифру.
4. Знак в начале нотной строки, определяющий значение нот (спец.) Скрипичный ключ.
Ключ, 2 – а, м.р. Бъющий из земли источник, родник. Вода бъёт ключом.
Норка, 1 – и, ж.р. Хищный пушной зверёк из семейства куниц с коричневой блестящей шерстью.
Норка, 2 – и, ж.р. Углубление под землёй с выходом наружу, вырытое животным и служащее ему жилищем.
Лисичка, 1 – и, ж.р. Хищное млекопитающее из семейства собачьих с длинным пушистым хвостом.
Лисичка, 2 – и, ж.р. Съедобный гриб желтого цвета.
Задание. Представьте себе, что наконец – то сбылась какая- то ваша заветная мечта, вы спешите домой или к друзьям поделиться своей радостью. Расскажите об этом, употребляя глаголы – синонимы в порядке нарастания силы действия, например: радоваться, ликовать, бежать, мчаться, нестись, лететь.
Текст способствует развитию речи школьников, закреплению темы «Синонимы»
Вот пример текста, составленный учеником.
Получить в подарок велосипед было моей давней мечтой.
Когда в субботу после уроков я шел домой, соседка тётя Маша спросила меня: «Алёша, не именинник ли ты сегодня? Только сейчас твой папа вернулся из магазина с красивым велосипедом ». Я обрадовался и побежал домой. Действительно, у порога меня ждал новенький велик. Я ликовал! Это был замечательный подарок!
Уже вечером я носился на своём велосипеде наперегонки с ребятами.
Задание. Прочитайте стихотворение. На каком лексическом приеме оно построено?
— Что мудрым делает юнца?
— Что делает мальчишкой мудреца?
В данном тексте учащиеся выделяют антонимические пары:
юнец – мудрец, горе – радость.
Это текстовые антонимы.
Задание. Спишите текст, вставляя по смыслу пропущенные антонимы.
Погода очень изменчива. Потоки теплого и _______ (холодного) воздуха перемещаются с места на место, дует ветер. Ветер бывает ________ (тёплый) и холодный, сухой, и ________ (влажный). Влажный ветер приносит осадки.
Наблюдая за погодой, люди научились предсказывать её изменения. Например, когда подует ветер с севера, обычно становится холоднее. Ветер стал дуть с ____ (юга) – можно ждать потепления.
Текст способствует развитию мышления и речи учащихся. Дети учатся подбирать к исходным словам антонимичные пары: теплый – холодный, сухой – влажный, север – юг.
Тема. Профессиональная лексика.
Устная работа с текстом с последующим заданием.
Задание. Прочитайте, выпишите слова профессиональной лексики, обратившись к словарям, объясните их значение.
Изобретение книгопечатания – одно из удивительных творений человеческого ума. Столетия не пощадили многих казавшихся современникам непревзойдёнными изобретений, основные же принципы книгопечатания остаются неизменными на протяжении веков.
Тема. Заимствованные слова.
Задание. Выпишите слова с пропущенными буквами. Среди них есть заимствованные слова. Подчеркните их (Проверьте свой ответ по толковому словарю).
Русские императоры и календарь.
Некоторые месяцы к…лендарного года древн…е римляне называли именами богов и императоров. В честь полково…ца и государственного де…теля. Древнего Рима Юлия Цезаря, при котором была пров…дена первая р…форма к…лендаря, сед…мому месяцу дали имя юлиус. В…сьмой месяц был назван в честь первого римского имп…ратора Октавиана. Сенат присвоил ему звание августус, что значит «великий», и месяц получил название августус. Названия этих месяцев попали в греческий язык, а из него их заимствовали наши пре…ки в форм… июль, август.
Данный текст позволяет расширить кругозор школьников. Они узнают, что многие слова, часто употребляемые в повседневной речи, оказывается,
заимствованы из других языков; император (из латинского); календарь (из латинского); август (из греческого); июль (из греческого).
Тема. Многозначность и учёт многозначности слова в контексте.
Многозначное слово в каждом из своих значений по-разному сочетается с другими словами. Например, когда глагол идти используется в прямом значении, то естественно указать направление или способ движения: иду домой, в магазин; идём пешком, быстро, медленно и т.п. Если же говорят о часах, то указывают не направление, а характер действия: часы идут хорошо, плохо (нельзя сказать часы идут домой). В значении «быть к лицу» этот глагол должен иметь обязательное дополнение в дательном падеже без предлога (кому идёт): Платье Вам идёт. В значении «расходоваться» глагол употребляется с дополнениями в винительном падеже с предлогом на : На костюм идёт три метра ткани.
Словообразовательные связи у многозначного слова также различны: разным значениям соответствуют производные. Если речь идёт о глухом человеке, то этот физический недостаток называют глухотой, если же говорят о глухом согласном, употребляют другое название свойства – глухость. Прилагательному глухой в значениях, которые проявляются в сочетаниях глухая стена, глухой лес, не может соответствовать ни то ни другое существительное: не говорят глухота стены, глухость леса (но говорят лесная глушь).
(«Энциклопедия для детей».Том 10. «Языкознание. Русский язык».)
Беседа по вопросам.
Сколько тезисов в этом тексте?
Как они связаны по смыслу и структурно?
Какими примерами доказывается справедливость этого тезиса?
Текст развивает речь учащихся, закрепляет и углубляет знания школьников о многозначных словах.
Задание. 1. Запомните с первого чтения и запишите по памяти синонимический ряд со словами коричневый.
Коричневый, кофейный, шоколадный, каштановый, карий.
2. В следующем отрывке поставьте на месте точек слова из того синонимического ряда, который вы записали.
В зале нас встретил юноша лет семнадцати, … глаза его смотрели приветливо. Волнистые … волосы были аккуратно причесаны. Белая с широким отложным воротником рубашка подчеркивала красоту его … загара. Тщательно отутюженные … брюки гармонично сочетались с легкими … цвета туфлями.
В зале нас встретил юноша лет семнадцати. Карие глаза его смотрели приветливо. Волнистые каштановые волосы были аккуратно причесаны. Белая с широким отложным воротником рубашка подчеркивала красоту его шоколадного загара. Тщательно отутюженные коричневые брюки гармонично сочетались с легкими кофейного цвета туфлями.
Устная работа с текстом с последующим
Задание. Прочитайте первую строфу стихотворения Н. Рубцова «Букет».
Составьте предложения, синонимичные:
В глухих лугах его остановлю.
Той девушке, которую люблю.
Текст развивает речь учащегося, углубляет знание по лексике по синтаксическим синонимам.
Я буду долго мчаться на велосипеде.
Нарву цветов и подарю букет любимой девушке.
Задание. Укажите стилистическую окрашенность синонимов в следующем тексте.
И очи – вовсе не гляделки!
Одним доступна глубина,
Данный текст закрепляет у учащихся навыки употребления синонимичных слов в различных стилях речи.
Уста, очи – книжный стиль.
Губы, гляделки – разговорный стиль
Диктант с последующим лексическим заданием.
Задание. 1) объяснить все значения слова «земля»;
2) выписать из текста глаголы – синонимы.
Родной землёй мы называем тот край, где родились и выросли, если даже он покрыт болотами и песками. Русской землёй издревле именуют мою большую родину, хотя пашен на ней в десяток раз меньше, чем лесов. И планету свою люди числят Землёй, несмотря на то, что две трети её поверхности залито водами. Наверное, всё это потому, что хлеб наш насущный даёт нам земля – тоненький почвенный слой, ничем не знаменитый дар, накопленный природой за долгие тысячелетия. Землёй – матушкой, землёй – кормилицей приравнены друг к другу, объединены несчётные человеческие судьбы и поколения, миллиарды людей связывали, связывают и будут ещё столетия связывать с землёй свои начала и концы.
Родная земля – тот край, где родился;
Русская земля – Россия;
Земля – почвенный слой.
Глаголы синонимы: называть, именовать, числить, приравнивать, связывать.
Систематическая работа над связным текстом:
дает большие возможности слить в единый процесс обучение и воспитание;
помогает изжить элементы формализма в обучении языку;
развивает логическое и образное мышление учащихся;
формирует их способность распределять внимание, то есть направлять его одновременно на несколько видов деятельности;
создает возможность правильно сочетать на уроке произвольное и непроизвольное внимание;
расширяет кругозор учащихся;
способствует развитию их связной речи, то есть более успешному решению основной задачи изучения русского языка в школе.
Алферов, А.Д. Родной язык в средней школе./ А.Д.Алфёров.- М., 1999.-308 с.
Бахтин, М.М. Проблема в тексте: в кн.: Эстетика словесного творчества./М.М.Бахтин.- М., 1996.-411с.
Величко, Л.И. Работа над текстом на уроках русского языка./Л.И.Величко.- М., 1993.- 246 c.
Гамзатов, Р.Г. О любви я пою: Лирика./Р.Г.Гамзатов.- М., 1998.- 512с.
Голуб, И.Б. Путешествие по стране слов./И.Б.Голуб.- М., 1992.- 400с.
Купалова, А.Ю. Русский язык: Практика: Сборник задач и упражнений для 5 класса общеобразовательного учебного заведения./А.Ю.Купалова.- М., 2009.-175с.
Купалова, А.Ю. Текст на занятиях родным языком (сборник упражнений)./А.Ю.Купалова.- М., 2009.-183с.
Никитина, Е.И. Связный текст на уроках русского языка./ Е.И. Никитина.- М.,1966.- 328с.
Никитина, Е.И. Уроки русского языка в 8 классе: Книга для учителя./Е.И.Никитина,- М., 1980.-278с.
Никитина, Е.И. Русская речь: учебное пособие по развитию связной речи для 5-7 классов./Е.И.Никитина.- М.,2009.-304 с.
Никитина, Е.И. Уроки развития речи: К учебному пособию «Русская речь. 5-7 классы»: 5 класс./Е.И.Никитина.- М., 1999.-83с.
Петровский, А.В. Психология/А.В.Петровский.- М.,1992.- 512с.
Пришвин, М.М. Дорога к другу./М.М.Пришвин.- М., 1978- 175с.
Разумовская, М.М. Русский язык./М.М.Разумовская.- М.,2009. – 219с.
Фридман, Л.М.Психологический справочник учителя./Л.М.Фридман.- М.,1997.- 228с.
Чернышев, В.И. Избранные труды. Обучение русскому правописанию./В.И.Чернышев.- М., 1970.- 2т.
Шкатов, Л.А. Подумай и ответь: Занимательные задачи по русскому языку/Л.А.Шкатов.- М., 1999.- 96с.