Дайте характеристику мужику марею прокомментируйте детали его портрета и речи какие лучшие качества

Каталог файлов

Родная (русская) литература

Тема. И. С. Тургенев. « Сфинкс»: особенности стихотворения в прозе. Ф. М. Достоевский. «Мужик Марей»: нравственные уроки рассказа.

В XIX веке в обществе шла бурная дискуссия о возможных путях развития России. Остро стояла проблема взаимоотношений между двумя основными сословиями — помещиками и крестья­нами. Более половины крестьян к середине XIX века были крепостными, их судьба целиком зависела от волн помещиков.

За освобождение крестьян выступали многие общественные деятели. Русские писатели первыми показали образованной ча­сти общества, что крестьянство — это не «тёмные безграмотные мужики», а люди, с христианским смирением переносящие страдания и потому достойные сочувствия и уважения. Писате­ли видели в крестьянах наиболее яркое выражение русского характера, считали их хранителями исконно русского образа жизни.

Ф. М. Достоевский в рассказе «Мужик Марей» показал, что за внешней грубостью крепостного мужика скрывается нежная ду­ша и внутренняя доброта. Л. Н. Толстой писал, что больше всего любит в русском народе «его мужицкую смиренную, терпеливую, просвещённую истинным христианством душу». И. С. Тургенев в сборнике «Записки охотника» рассказал о сметливости и доброте русского мужика. Он доказал, что пагубное влияние крепостниче­ства не разрушило в простом народе врождённого чувства пре­красного и веры в высшую справедливость.

В 1861 году крестьяне получили свободу, но споры о дальней­шем развитии государства не утихали. Продолжали своё противо­стояние западники — сторонники сближения с западной цивили­зацией — и славянофилы — убеждённые в необходимости поиска исконно русского пути. На этом фоне обозначился важный во­прос: чего же хотело русское крестьянство? В стихотворении в прозе «Сфинкс» И. С. Тургенев размышляет о том, что русский народ, подобно мифическому сфинксу, хранит в себе загадку, ко­торую непросто разгадать.

Писатели и философы XIX века утверждали, что в русском крестьянине уживалось много крайностей: покорность со стихий­ным свободолюбием; слабохарактерность с отчаянной смелостью и готовностью к самопожертвованию во имя Родины; хозяйствен­ность с отсутствием интереса к материальному комфорту; трудо­любие с леностью, мужество с мягкостью и душевностью; доброта и человечность со вспышками ярости и жестокости; низменное с возвышенным. Эту тайну русской души пытались постичь многие Русские писатели.

Знакомство с писателями

Иван Сергеевич Тургенев (1818 — 1883) — один из всемирно извест­ных классиков русской литературы, произведения которого во многом определили её развитие.

Впечатления детства и зрелые размышления о пагубном влиянии крепостного права не только на угнетённых крестьян, но и на их господ нашли отражение в сборнике очер­ков и рассказов «Записки охотника». Это произведение писатель считал важнейшим в своём творчестве, в нём Тургенев воплотил «аннибалову клятву» — обет бороться с крепостным правом, которое он ненавидел с юных лет.

В последние годы жизни смертельно больной писатель, живу­щий далеко от Родины, написал цикл «Стихотворения в прозе». Среди стихотворении в прозе выделяется стихотворение «Сфинкс», в котором писатель говорит о загадочной душе русского мужика и всего русского народа.

Познакомившись на каторге с са­мыми разными людьми, Достоевский понял, что задача писателя — разгадывать тайны человеческой души. Именно об этом он размыш­ляет в своих великих романах. Писатель пытается разобраться в поступках и помыслах людей самых разных сословий, его волнует состояние русского общества. Журнал стал зеркалом впечатлений и мнений писателя по важнейшим вопросам современной ему общественно-политической и культурной жизни Европы и России. Писатель стремился угадать в современном общественном «хаосе» приметы «нового сознания», облик «наступающей будущей России честных люде, которым нужна одна лишь правда». В «Дневнике писателя» был опубликован рассказ «Мужик Марей», который вы прочитаете.

Чтение рассказа «Сфинкс» (с. 149-150).

Первичное закрепление. Размышляем над прочитанным. С. 152

Ø Какие смысловые части можно выделить в стихотворении в прозе И. С. Тургенева?

Ø Кого автор сравнивает со сфинксом? Что служит основанием такого сравнения?

Ø Объясните, с кем вступает в полемику автор в заключительной строке текста: «Увы! не довольно надеть мурмолку, чтобы сделаться твоим Эдипом, о всероссийский сфинкс!»

Ø Можно ли утверждать, что И. С. Тургеневу сфинксом представлялась Россия? Как вы думаете, считал ли Тургенев свою «аннибалову клятву» выполненной?

Ø Как вы понимаете слова Ф. М. Достоевского: «Для Европы Рос­сия — одна из загадок Сфинкса. »?

Чтение рассказа «Мужик Марей» (с. 155-160).

Первичное закрепление. Размышляем над прочитанным. С. 161

Ø В чём особенности композиции рассказа Ф. М. Достоевского?

Ø Какие противоположные черты русского национального характе­ра воплотились в каторжниках и в мужике Марее? Обоснуйте свой от­вет.

Ø С какими чувствами автор говорит о своём пребывании на каторге в начале повествования? Почему в остроге ему вспомнились события раннего детства? Почему писателю было важно показать взгляд на мир глазами ребёнка?

Ø Дайте характеристику мужику Марею. Прокомментируйте детали его портрета и речи. Какие лучшие качества человека проявились в этом образе? Подтвердите свои мысли цитатами.

Домашнее задание. С. 149-150; 155-160 – читать, пересказывать.

Написать отзыв о прочитанных произведениях

Источник

Урок.Подготовка к написанию сочинения по тексту Ф.М.Достоевского «Мужик Марей». «Человек есть тайна”. 11 класс.

Обращаем Ваше внимание, что в соответствии с Федеральным законом N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, организовывается обучение и воспитание обучающихся с ОВЗ как совместно с другими обучающимися, так и в отдельных классах или группах.

Обращаем Ваше внимание, что c 1 сентября 2022 года вступают в силу новые федеральные государственные стандарты (ФГОС) начального общего образования (НОО) №286 и основного общего образования (ООО) №287. Теперь требования к преподаванию каждого предмета сформулированы предельно четко: прописано, каких конкретных результатов должны достичь ученики. Упор делается на практические навыки и их применение в жизни.

Мы подготовили 2 курса по обновлённым ФГОС, которые помогут Вам разобраться во всех тонкостях и успешно применять их в работе. Только до 30 июня Вы можете пройти дистанционное обучение со скидкой 40% и получить удостоверение.

Урок. Подготовка к написанию сочинения по тексту Ф.М.Достоевского «Мужик Марей». «Человек есть тайна”. 11 класс.

Цели: 1) вспомнить, какие требования предъявляются к заданию27; проанализировать текст, выделить проблему текста, примеры, которые нужно прокомментировать; поработать над связкой между примерами и ее комментарием; выделить позицию автора, подобрать примеры для обоснования своей позиции;

«Человек есть тайна. Её надо разгадать; и ежели будешь её разгадывать всю жизнь, то не говори, что потерял время. Я занимаюсь этой тайной, ибо хочу быть человеком”.

1.Вступительное слово о Ф.М.Достоевском

11 ноября исполняется 200 лет со дня рождения Фёдора Михайловича Достоевского — великого русского писателя, отчаянно азартного игрока и человека, который пережил великие взлёты и падения. Он с ходу вознёсся на литературный олимп, вскоре попал на каторгу, откуда возврата в высшее общество быть уже не может, но сумел вернуться, чтобы писать великие романы ради расплаты с долгами, которых он наделал, проигрывая гонорары за написание других великих романов.

Достоевский — единственный в российской истории человек, который смог проделать путь из каторжан в национальные гении.

Это событие(юбилей) имеет большое значение не только для любителей творчества Достоевского, но и для всей страны, ибо сложно переоценить тот вклад, который внёс писатель, как в отечественную, так и в мировую культуру.

По данным ЮНЕСКО, Достоевский сегодня – один из самых цитируемых и переводимых русских авторов в мире. Его художественное наследие анализируется литературоведами, изучается современными школьниками и студентами, по произведениям писателя ставят спектакли, снимают кинофильмы. В то же время, ни об одном из классиков литературы не высказано столько противоречивых суждений.

Сегодня на уроке мы с вами поработаем с текстом Ф. М.Достоевского «Мужик Марей»

Рассказ был напечатан в 1876 году в февральском выпуске «Дневника писателя», чьим единоличным автором и был Достоевский. Уникальный проект позволил писателю вступить в прямое общение с современниками прежде всего с позиций гражданина. Он не боялся публично высказывать свои убеждения, делиться своим жизненным опытом, обсуждать злободневные проблемы, внимательно прислушиваясь к читательским откликам. Потребность в диалоге с современностью всегда была характерной чертой Достоевского, поэтому журнальное дело («Время», «Эпоха», «Гражданин») и публицистика были важной частью его творческой деятельности. Некоторые художественные произведения были напечатаны именно на страницах «Дневника…» («Мальчик у Христа на ёлке», «Сон смешного человека», «Кроткая»). Вот и «Мужик Марей» возникает в контексте авторских размышлений о народной судьбе

2.Чтение и восприятие текста:

Определяем тему текста: В тексте говорится о встрече девятилетнего мальчика с крепостным мужиком Мареем, которая изменила отношение ребенка к простому русскому крестьянину. Автор вспоминает историю с волком, страх перед которым заставил его искать помощи у Марея.

Ребенок вдруг осознал, как внешность может не соответствовать внутреннему миру человека, его доброму и отзывчивому характеру.

Работаем с примерами-иллюстрациями:

-Выделяем доминанты (Марей, мальчик), ключевое событие – встреча с волком.

Тезис 1 Ребенок-Марей до истории с волком

Будучи ребенком, не общался с крепостными, побаивался их.

Тезис 2 Ребенок-Марей после истории с волком

Марей оказался добрым, сострадательным человеком, совсем не страшным. Он попытался успокоить ребенка

— Марей – наш крепостной лет пятидесяти, плотный, довольно рослый, с сильною проседью в тёмно-русой бороде.

— немного знал его, но до того почти никогда не случалось мне заговорить с ним

-мало общался с крепостными

— эти чужие, с грубыми лицами и узловатыми руками мужики казались мне опасными, разбойными людьми

тавление: Однако, но, совсем иначе, совсем по-другому

напуганный голос, уцепился одной рукой за его соху, а другою за его рукав,

— я весь трясся и ещё крепче уцепился за его зипун

— Но я не крестился: углы моих губ вздрагивали

Какому тут волку быть! – бормотал он, ободряя меня

— Он смотрел с беспокойною улыбкою, видимо боясь и тревожась за меня.

Полно, родный

— протянул руку и вдруг погладил меня по щеке

— улыбнулся он мне какою-то материнскою и длинною улыбкой

а я те вослед посмотрю. Уж я тебя волку не дам!

я пойду, − сказал я, вопросительно и робко смотря на него

он всё точно так же ласково улыбается.

— когда я был далеко и уже не мог разглядеть его лица, чувствовал, что он всё точно так же ласково улыбается. (страха больше не было)

-взрослым понял, « каким глубоким и просвещённым человеческим чувством было наполнено сердце грубого, зверски невежественного человека и какая тонкая нежность таилась в нём».

могу смотреть на этих несчастных каторжников совсем другим взглядом и что вдруг исчезли всякий страх и всякая ненависть в сердце моём.

Ребенок не предполагал, какими человечными могут быть эти крепостные крестьяне, сколько доброты и ласки скрывается в них.

мальчик оценивал крепостных лишь по внешности, по тому, какими он их видел, ведь знал он о них немного.

Мальчик, чувствуя заботу и теплоту, уже не боится Марея, а только робко и вопросительно смотрит на него. Спокойно стало на душе ребёнка, открывшего для себя, что за внешней суровостью скрывается нежная душа человека

Спустя 20 лет на каторге вспоминает его. Его доброта и нежность помогли писателю совсем по-другому посмотреть и на несчастных каторжан.

Комментарий связки: Два примера противопоставлены друг другу. Они дают возможность увидеть, как меняется отношение одного человека к другому, как раскрываются внутренние качества людей через их поступки, как ошибочным может быть мнение о том, что крепостные люди «опасные и чужие»

Позиция автора: Нельзя судить о человеке, оценивая лишь его внешние качества (облик и поведение). Нужно уметь заглянуть в человеческое сердце, где может жить доброта, умение сочувствовать и любить.

Всегда ли можно судить о человеке по его внешнему облику и поведению? Может ли за грубой внешностью(поведением), скрываться доброе сердце?

Моя позиция и ее обоснование: С автором сложно не согласиться… Действительно..

умение понимать людей, ценить их по делам и поступкам, видеть лучшее в каждом – это очень важно. Внешность может быть неприглядной в силу природных данных, да и трудные жизненные обстоятельства часто отражаются на ней.

1) Наташа Ростова, Марья Болконская, Пьер Безухов, Элен Безухова «Война и мир»

2) Сонечка Мармеладова «Преступление и наказание»

6) В.Гюго «Собор Парижской богоматери» Квазимодо

Источник

Конспект урока родной (русской) литературы для 8 класса по произведениям И. С. Тургенева «Сфинкс» и Ф. М. Достоевского «Мужик Марей»

Обращаем Ваше внимание, что в соответствии с Федеральным законом N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, организовывается обучение и воспитание обучающихся с ОВЗ как совместно с другими обучающимися, так и в отдельных классах или группах.

Обращаем Ваше внимание, что c 1 сентября 2022 года вступают в силу новые федеральные государственные стандарты (ФГОС) начального общего образования (НОО) №286 и основного общего образования (ООО) №287. Теперь требования к преподаванию каждого предмета сформулированы предельно четко: прописано, каких конкретных результатов должны достичь ученики. Упор делается на практические навыки и их применение в жизни.

Мы подготовили 2 курса по обновлённым ФГОС, которые помогут Вам разобраться во всех тонкостях и успешно применять их в работе. Только до 30 июня Вы можете пройти дистанционное обучение со скидкой 40% и получить удостоверение.

Предмет: Родная (русская) литература

Учитель: Танашевич А.А.

Урок 12. И. С. Тургенев. « Сфинкс»: особенности стихотворения в прозе. Ф. М. Достоевский. «Мужик Марей»: нравственные уроки рассказа.

Тип урока: урок открытия знаний.

Цели: п ознакомиться с содержанием произведений И. С. Тургенева « Сфинкс», Ф. М. Достоевского «Мужик Марей»; проанализировать особенности поднимаемых проблем.

Научиться понимать текст; производить самостоятельный и групповой анализ фрагментов текста

Познавательные: уметь узнавать, называть и определять объекты в соответствии с содержанием (формировать умения работать по алгоритмам). Регулятивные: применять метод информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств. Коммуникативные: формировать навыки коллективного взаимодействия при самодиагностике

Формирование навыков взаимодействия в группе по алгоритму выполнения задачи при консультативной помощи учителя

Назови мне такую обитель.

Я такого угла не видал,

Где бы сеятель твой и хранитель.

Где бы русский мужик не стонал?

1. Организационный момент.

2. Актуализация знаний.

· Проверка домашнего задания: С. 138-140 – прочитать, пересказывать.

3. Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.

· С. 143 учебного пособия

В XIX веке в обществе шла бурная дискуссия о возможных путях развития России. Остро стояла проблема взаимоотношений между двумя основными сословиями — помещиками и крестья­нами. Более половины крестьян к середине XIX века были крепостными, их судьба целиком зависела от волн помещиков.

За освобождение крестьян выступали многие общественные деятели. Русские писатели первыми показали образованной ча­сти общества, что крестьянство — это не «тёмные безграмотные мужики», а люди, с христианским смирением переносящие страдания и потому достойные сочувствия и уважения. Писате­ли видели в крестьянах наиболее яркое выражение русского характера, считали их хранителями исконно русского образа жизни.

Ф. М. Достоевский в рассказе «Мужик Марей» показал, что за внешней грубостью крепостного мужика скрывается нежная ду­ша и внутренняя доброта. Л. Н. Толстой писал, что больше всего любит в русском народе «его мужицкую смиренную, терпеливую, просвещённую истинным христианством душу». И. С. Тургенев в сборнике «Записки охотника» рассказал о сметливости и доброте русского мужика. Он доказал, что пагубное влияние крепостниче­ства не разрушило в простом народе врождённого чувства пре­красного и веры в высшую справедливость.

В 1861 году крестьяне получили свободу, но споры о дальней­шем развитии государства не утихали. Продолжали своё противо­стояние западники — сторонники сближения с западной цивили­зацией — и славянофилы — убеждённые в необходимости поиска исконно русского пути. На этом фоне обозначился важный во­прос: чего же хотело русское крестьянство? В стихотворении в прозе «Сфинкс» И. С. Тургенев размышляет о том, что русский народ, подобно мифическому сфинксу, хранит в себе загадку, ко­торую непросто разгадать.

Писатели и философы XIX века утверждали, что в русском крестьянине уживалось много крайностей: покорность со стихий­ным свободолюбием; слабохарактерность с отчаянной смелостью и готовностью к самопожертвованию во имя Родины; хозяйствен­ность с отсутствием интереса к материальному комфорту; трудо­любие с леностью, мужество с мягкостью и душевностью; доброта и человечность со вспышками ярости и жестокости; низменное с возвышенным. Эту тайну русской души пытались постичь многие Русские писатели.

4. Работа по теме урока.

1) Первичное усвоение новых знаний.

· С. 144 учебного пособия.

История слова крестьянин вызывает споры. Наиболее распространено мнение, что оно восходит к греческому слову «христианин», последователь Христа. Филолог и писатель

До 1917 года крестьяне — это низшее податное сословие, которое составляло абсолютное большинство населения. После революции сословия исчезли. Слово «крестьянин» стало употребляться в значении «сельский житель, основным занятием кото­рого является земледелие или животноводство». Это значение сохраняется и сейчас, однако чаще о нашем современнике из деревни или села мы говорим сельский житель.

1) Какие черты характера формировал в мужчине крестьянский быт?

2) Какие качества русского крестьянина «не подлежат пересмотру»? Какими качествами вы бы продолжили список В. М. Шукшина (см. ру­брику «Из первых уст» на с. 142)?

3) Как вы думаете, почему многие русские писатели в своих произ­ведениях обращались к образу русского крестьянина? Что их в нём привлекало? Какие произведения о крестьянах вы читали?

4) Какие пословицы отражают положение крестьянина в эпоху кре­постного права?

5) Какие из пословиц можно использовать как примеры, подтверж­дающие противоречивость русского характера?

6) Какие пословицы, с вашей точки зрения, не утеряли своего значе­ния для современного человека?

· Знакомство с писателями

v С. 146-147. Иван Сергеевич Тургенев (1818 — 1883) — один из всемирно извест­ных классиков русской литературы, произведения которого во многом определили её развитие.

Впечатления детства и зрелые размышления о пагубном влиянии крепостного права не только на угнетённых крестьян, но и на их господ нашли отражение в сборнике очер­ков и рассказов «Записки охотника». Это произведение писатель считал важнейшим в своём творчестве, в нём Тургенев воплотил «аннибалову клятву» — обет бороться с крепостным правом, которое он ненавидел с юных лет.

В последние годы жизни смертельно больной писатель, живу­щий далеко от Родины, написал цикл «Стихотворения в прозе». Среди стихотворении в прозе выделяется стихотворение «Сфинкс», в котором писатель говорит о загадочной душе русского мужика и всего русского народа.

Ганнибалова (Аннибалова) клятва — крылатое выражение, означающее твёрдую решимость бороться с кем или чем-либо и победить, клятву сделать нечто делом всей своей жизни.

Когда Ганнибалу было девять лет, его отец Гамилькар взял его с собой в Испанию, где хотел возместить своему городу потери, понесённые в ходе Первой Пунической войны. Перед отправлением в поход отец приносил жертвы богам, а после жертвоприношения он позвал к себе Ганнибала и спросил, хочет ли он отправиться с ним. Когда мальчик с радостью согласился, Гамилькар заставил его поклясться перед алтарём, что он всю жизнь будет непримиримым врагом Рима.

Сфинкс (др.-греч. сфинга, собств. душитель» — переосмысление древнеегипетского названия сфинкса «шепсес анх» — «живой образ») — зооморфное мифическое существо.

В древнеегипетском искусстве — животное с телом льва, головой человека или (реже) — головой сокола или барана.

В древнегреческой мифологии — чудовище с человеческой головой, лапами и телом льва, крыльями орла и хвостом быка, персонаж легенды об Эдипе.

Познакомившись на каторге с са­мыми разными людьми, Достоевский понял, что задача писателя — разгадывать тайны человеческой души. Именно об этом он размыш­ляет в своих великих романах. Писатель пытается разобраться в поступках и помыслах людей самых разных сословий, его волнует состояние русского общества. Журнал стал зеркалом впечатлений и мнений писателя по важнейшим вопросам современной ему общественно-политической и культурной жизни Европы и России. Писатель стремился угадать в современном общественном «хаосе» приметы «нового сознания», облик «наступающей будущей России честных люде, которым нужна одна лишь правда». В «Дневнике писателя» был опубликован рассказ «Мужик Марей», который вы прочитаете.

2) Первичная проверка понимания.

Ø Чтение рассказа «Сфинкс» (с. 149-150).

3) Первичное закрепление. Размышляем над прочитанным. С. 152

Ø Какие смысловые части можно выделить в стихотворении в прозе И. С. Тургенева?

Ø Кого автор сравнивает со сфинксом? Что служит основанием такого сравнения?

Ø Объясните, с кем вступает в полемику автор в заключительной строке текста: «Увы! не довольно надеть мурмолку, чтобы сделаться твоим Эдипом, о всероссийский сфинкс!»

Ø Можно ли утверждать, что И. С. Тургеневу сфинксом представлялась Россия? Как вы думаете, считал ли Тургенев свою «аннибалову клятву» выполненной?

Ø Как вы понимаете слова Ф. М. Достоевского: «Для Европы Рос­сия — одна из загадок Сфинкса. »?

4) Первичная проверка понимания.

Ø Чтение рассказа «Мужик Марей» (с. 155-160).

5) Первичное закрепление. Размышляем над прочитанным. С. 161

Ø В чём особенности композиции рассказа Ф. М. Достоевского?

Ø Какие противоположные черты русского национального характе­ра воплотились в каторжниках и в мужике Марее? Обоснуйте свой от­вет.

Ø С какими чувствами автор говорит о своём пребывании на каторге в начале повествования? Почему в остроге ему вспомнились события раннего детства? Почему писателю было важно показать взгляд на мир глазами ребёнка?

Ø Дайте характеристику мужику Марею. Прокомментируйте детали его портрета и речи. Какие лучшие качества человека проявились в этом образе? Подтвердите свои мысли цитатами.

5. Подведение итогов урока. Рефлексия.

В начале раздела был сформулирован вопрос: почему Н. А. Не­красов назвал русского мужика «сеятелем» и «хранителем»? Как вы ответите на него после изучения произведений великих русских писа­телей XIX века? Аргументируйте свою точку зрения.

6. Домашнее задание. С. 149-150; 155-160 – читать, пересказывать. Учебник:

Источник

Достоевский мужик марей конспект урока

Второй день светлого праздника Пасхи на каторге. 29-летний рассказчик, тоже каторжник, пытаясь отвлечься от скотской, пьяной обстановки, вспомнил себя 9-летним дворянским мальчиком, в деревенском имении. Тогда он любил природу, запахи леса. Однажды ему послышался крик, что рядом волк. Мальчик кинулся за защитой к 50-летнему крепостному крестьянину Марею, пахавшему неподалеку.

Тот с материнской нежной улыбкой успокоил, перекрестил ребенка, робко коснулся его дрожащих от страха губ. И смотрел вслед, пока мальчик шел к дому. Эта встреча осталась в сердце. Рассказчик иначе, с добром, взглянул на грубых, невежественных каторжников вокруг. В каждом из них может быть тот Марей.

Сюжет

После Пасхи на каторге все пьют и дерутся. У 29-летнего рассказчика-каторжника ненависть к этим мужикам. Вдруг он вспоминает, как в 9 лет он, барчук, решил в деревне, что где-то близко волк. И спрятался за мужика Марея, крепостного крестьянина. Тот, как мать, успокоил ребенка. Рассказчик понимает, что и среди каторжников могут быть такие Мареи.

Отзыв

Рассказ учит человечности, видеть в людях и событиях жизни хорошее, не сдаваться, думать не только о себе, но и о других, судить о людях по поступкам, а не внешности и статусу, быть благодарным, справедливым, терпеливым, чутким.

Предмет: Родная (русская) литература

Учитель: Танашевич А.А.

Тип урока: урок открытия знаний.

Научиться понимать текст; производить самостоятельный и групповой анализ фрагментов текста

Познавательные: уметь узнавать, называть и определять объекты в соответствии с содержанием (формировать умения работать по алгоритмам). Регулятивные: применять метод информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств. Коммуникативные: формировать навыки коллективного взаимодействия при самодиагностике

Формирование навыков взаимодействия в группе по алгоритму выполнения задачи при консультативной помощи учителя

Назови мне такую обитель.

Я такого угла не видал,

Где бы сеятель твой и хранитель.

Где бы русский мужик не стонал?

1. Организационный момент.

2. Актуализация знаний.

3. Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.

· С. 143 учебного пособия

В XIX веке в обществе шла бурная дискуссия о возможных путях развития России. Остро стояла проблема взаимоотношений между двумя основными сословиями — помещиками и крестья­нами. Более половины крестьян к середине XIX века были крепостными, их судьба целиком зависела от волн помещиков.

Писатели и философы XIX века утверждали, что в русском крестьянине уживалось много крайностей: покорность со стихий­ным свободолюбием; слабохарактерность с отчаянной смелостью и готовностью к самопожертвованию во имя Родины; хозяйствен­ность с отсутствием интереса к материальному комфорту; трудо­любие с леностью, мужество с мягкостью и душевностью; доброта и человечность со вспышками ярости и жестокости; низменное с возвышенным. Эту тайну русской души пытались постичь многие Русские писатели.

4. Работа по теме урока.

1) Первичное усвоение новых знаний.

· С. 144 учебного пособия.

1) Какие черты характера формировал в мужчине крестьянский быт?

3) Как вы думаете, почему многие русские писатели в своих произ­ведениях обращались к образу русского крестьянина? Что их в нём привлекало? Какие произведения о крестьянах вы читали?

4) Какие пословицы отражают положение крестьянина в эпоху кре­постного права?

5) Какие из пословиц можно использовать как примеры, подтверж­дающие противоречивость русского характера?

6) Какие пословицы, с вашей точки зрения, не утеряли своего значе­ния для современного человека?

· Знакомство с писателями

v С. 146-147. Иван Сергеевич Тургенев (1818 — 1883) — один из всемирно извест­ных классиков русской литературы, произведения которого во многом определили её развитие.

Ганнибалова (Аннибалова) клятва — крылатое выражение, означающее твёрдую решимость бороться с кем или чем-либо и победить, клятву сделать нечто делом всей своей жизни.

В древнеегипетском искусстве — животное с телом льва, головой человека или (реже) — головой сокола или барана.

В древнегреческой мифологии — чудовище с человеческой головой, лапами и телом льва, крыльями орла и хвостом быка, персонаж легенды об Эдипе.

2) Первичная проверка понимания.

3) Первичное закрепление. Размышляем над прочитанным. С. 152

Ø Какие смысловые части можно выделить в стихотворении в прозе И. С. Тургенева?

Ø Кого автор сравнивает со сфинксом? Что служит основанием такого сравнения?

4) Первичная проверка понимания.

5) Первичное закрепление. Размышляем над прочитанным. С. 161

Ø В чём особенности композиции рассказа Ф. М. Достоевского?

Ø Какие противоположные черты русского национального характе­ра воплотились в каторжниках и в мужике Марее? Обоснуйте свой от­вет.

Ø С какими чувствами автор говорит о своём пребывании на каторге в начале повествования? Почему в остроге ему вспомнились события раннего детства? Почему писателю было важно показать взгляд на мир глазами ребёнка?

Ø Дайте характеристику мужику Марею. Прокомментируйте детали его портрета и речи. Какие лучшие качества человека проявились в этом образе? Подтвердите свои мысли цитатами.

5. Подведение итогов урока. Рефлексия.

6. Домашнее задание. С. 149-150; 155-160 – читать, пересказывать. Учебник:

“Человек есть тайна. Её надо разгадать;
и ежели будешь её разгадывать всю жизнь,
то не говори, что потерял время.
Я занимаюсь этой тайной,
ибо хочу быть человеком”.
Ф.М. Достоевский

Региональный конкурс методических материалов

Методическая разработка урока по родной (русской) литературе

Гришина Елена Николаевна

учитель русского языка и литературы

Методическая разработка урока родной литературы (русской)

Цель урока: раскрыть на конкретном примере цели человеческой жизни.

“Человек есть тайна. Её надо разгадать;

и ежели будешь её разгадывать всю жизнь,

то не говори, что потерял время.

Я занимаюсь этой тайной,

ибо хочу быть человеком”.

Урок комплексного применения знаний.

— развитие навыков самостоятельного обобщения полученной информации, умения анализировать, сравнивать, оценивать полученную информацию;

— развитие духовно-нравственных качеств обучающихся;

— развитие умения работы с текстом как источником информации;

— развитие умений делать выводы и умозаключения;

-развитие умения работать в группе по решению общих задач;

— развитие умения использования устной речи для аргументации, отстаивания своей точки зрения;

— использование литературоведческих знаний при анализе художественного произведения.

Портрет Ф.М. Достоевского. Выставка его произведений. (Виртуальная выставка – на слайдах презентации). Тема урока на слайде или доске. Презентация.

— Ребята, вглядитесь в фотопортрет незнакомого человека, попробуйте “разгадать” его жизнь и характер. (На доске фиксируются впечатления ребят).

Дайте характеристику мужику марею прокомментируйте детали его портрета и речи какие лучшие качества. Смотреть фото Дайте характеристику мужику марею прокомментируйте детали его портрета и речи какие лучшие качества. Смотреть картинку Дайте характеристику мужику марею прокомментируйте детали его портрета и речи какие лучшие качества. Картинка про Дайте характеристику мужику марею прокомментируйте детали его портрета и речи какие лучшие качества. Фото Дайте характеристику мужику марею прокомментируйте детали его портрета и речи какие лучшие качества

Объяснение учащимися смысла эпиграфа.

Знакомство с подобранными учащимися афоризмами о душе и выявление их смысла.

Удивительно, что может сделать один луч солнца с душой человека. Ф.М.Достоевский.

Плохо, когда человеку недостает разума, но плохо вдвойне. Когда ему недостает души. С.Джонсон

Лишь беда души великой благородство испытывает. Шиллер

…мы любим не человека, а его свойства. Спиноза. (Если провести работу по подготовке афоризмов заранее, то все они могут высвечиваться на слайдах).

Острог – работа слабого ученика с толковым словарем.

Каторжник, анекдот. На слайдах – толкование слов

Дневник – вопрос к классу. Ведет ли кто-нибудь дневник? Зачем человеку вести дневник?

— Какие чувства вы испытали, закончив чтение рассказа?

(Учащиеся говорят о том, что чувства разные: и неприязнь образа жизни каторжников, и жалость к мальчику, удивление поступкам простого мужика)

— Как писатель определяет жанр своего произведения?

Может прозвучать два ответа. (После ответа учащихся – высветить их на слайдах презентации)

Анекдот. Похоже ли данное повествование на анекдот? Нет.

— А такое определение жанра подходит. Почему? (Создается проблемная ситуация) Сразу учащимся сложно ответить на этот вопрос. Поможет анализ текста.

Учитель. Познакомимся с рассказом, чтобы понять, удалось ли нам увидеть главное в человеке. Первое ключевое слово рассказа — встреча. Где она состоялась?

(В уединённом поле девятилетний мальчик, барчонок, встретился с крепостным мужиком.)

Учитель. Многие исследователи отмечали знаменитое вдруг у Достоевского. Если суммировать их наблюдения, то можно выделить несколько общих позиций.

На что указывает “вдруг” в предложении?

1. На этот раз мне вдруг припомнилось почему-то одно незаметное мгновение из моего первого детства, когда мне было всего девять лет от роду, — мгновенье, казалось бы, мною совершенно забытое, но я особенно любил тогда воспоминания из самого первого моего детства.

Сюжетный переход из реальной жизни в воспоминания детства.

2. Вдруг, среди глубокой тишины, я ясно и отчётливо услышал крик: “Волк бежит!” Я вскрикнул и вне себя от испуга, крича в голос, выбежал на поляну, прямо на пашущего мужика.

Смена душевного состояния мальчика.

3. Он протянул руку и вдруг погладил меня по щеке.

Неожиданное проявление ласки.

4. …тут испуг соскочил совсем, и вдруг откуда ни возьмись бросилась ко мне наша дворовая собака Волчок. С Волчком-то я уж вполне ободрился и обернулся в последний раз к Марею…

Смена душевного состояния мальчика.

5. Я вдруг очнулся и присел на нарах и, помню, ещё застал на лице моём тихую улыбку воспоминания.

Обратный переход из воспоминаний в реальную действительность.

6, 7. Встречаясь с ним потом изредка, я никогда даже с ним не заговаривал, не только про волка, да и ни об чём, и вдруг теперь, двадцать лет спустя, в Сибири, припомнил всю эту встречу с такою ясностью, до самой последней черты. Значит, залегла же она в душе моей неприметно, сама собой и без воли моей, и вдруг припомнилась тогда, когда было надо…

Совокупное “вдруг” как единство “тогда” и “теперь”, их неожиданное сближение.

8, 9. И вот, когда я сошёл с нар и огляделся кругом, помню, я вдруг почувствовал, что могу смотреть на этих несчастных совсем другим взглядом и что вдруг, каким-то чудом, исчезла совсем всякая ненависть и злоба в сердце моём.

Избыточное “вдруг” в одной фразе как необъяснимая смена душевного состояния взрослого героя.

По ходу наблюдений учителем делаются комментарии, расширяющие контекст восприятия рассказа.

— Какова роль пейзажа в данном рассказе?

(Учащиеся зачитывают две картины описания природы:

Вторая картина природы – из воспоминаний о детстве: август в деревне, конец лета, нежелание мальчика возвращаться в город, день холодный.)

Говоря о Достоевском, мы должны иметь в виду то значение, которое он придавал нерасторжимой связи человека со своей матерью-землёй. В рассказе один человек пашет землю, другой её изучает. Герой-повествователь отождествляется с автором и сюжетно, и концептуально. Сильное и цельное впечатление детства героя-мальчика (в 9 лет) вновь переживается героем-повествователем (в 29 лет) и воплощается в художественную картину автором (в 55 лет). На сюжет детских воспоминаний наслаивается опыт каторги, который преобразуется в авторском восприятии в символичную картину собственной судьбы. Всё вышесказанное позволяет нам в конкретных сценах видеть обобщённые образы.

Второе “вдруг”, сигнализирующее о внезапной опасности, позволяет нам увидеть сближение барчонка и мужика как символическое.

Третье “вдруг”. Почему сказано “вдруг погладил”? Это движение, неожиданное для мальчика или нехарактерное для мужика? Может, автор хочет столь знаковым для него словом “вдруг” заострить наше внимание на жесте мужика? Ведь это единственное “вдруг”, связанное с Мареем, все остальные касаются происходящего с героем-повествователем. В истории встречи это центральное “вдруг”, вокруг которого зеркально отражаются сюжетные переходы и смены душевного состояния мальчика. Схематично картина выглядит так.

1. каторга — детство
(настоящее — прошлое)

2. “вне себя от испуга”
из-за волка

3. “вдруг погладил меня
по щеке”

4. “тут испуг соскочил совсем”
благодаря собаке Волчку

5. детство — каторга
(прошлое — настоящее)

Вывод: Именно после общения с мужиком изменяется душевное состояние мальчика. Перемена эта носит контрастный характер, подчёркнутый оппозицией “волк” — “Волчок”, хищник — дворовый пёс, испуг — ободрение. Следовательно, особая значимость происходящего именно в момент встречи не вызывает сомнения. Запомним это наблюдение.

Ласковый мужик, зовущий под своё благословение. Мужик Марей, по-матерински нежно утешающий барчонка, и его односельчане, зверски убивающие барина — отца. Неожиданность проявления добра в невежественно-грубом простолюдине. Только Бог видит, каким может быть сердце человека…

Но в остроге “глубокое и просвещённое человеческое чувство”, проявленное крепостным, вдруг открылось во всей красоте исстрадавшейся душе героя и преобразило её. Это-то чудо преображения и знаменует двойное употребление “вдруг” в последнем абзаце. Хронотоп Пасхи, заданный в рассказе, определяет религиозный характер нравственного обновления. Духовное прозрение (“я вдруг почувствовал, что могу смотреть на этих несчастных совсем другим взглядом”) и душевное исцеление (“исчезла совсем всякая ненависть и злоба в сердце моём”) стали важной вехой не только в судьбе повествователя, но и в судьбе писателя. “Может быть, там, наверху, т.е. Самому Высшему, нужно было меня привести на каторгу, чтобы я там… узнал самое главное, без чего нельзя жить… и чтобы это самое главное я… другим сообщил…”1.(Ф.М. Достоевский).

3. Завершением работы со словом “вдруг” и становится вывод о главном событии рассказа, связанном с духовным воскресением героя-повествователя.

4. Работа над композицией рассказа.

Учитель: обратимся к композиции рассказа, в абзацном членении которого чётко выделены главные микротемы. Определите, какая тема задаётся в каждом абзаце (записи в тетради).

I. Вступление. Определение темы рассказа — о народе.

II. Каторга. Описание пьяного разгула каторжников и собственного состояния.

III. Воспоминания детства. Живой интерес к жизни природы.

IV. Воспоминания детства. Встреча с мужиком Мареем.

V. Воспоминания детства. Понимание мужика.

VI. Каторга. Собственное преображение. Понимание народа.

Первый абзац является своеобразным переходом от статьи к рассказу. Достоевский часто упрекал “любителей народа” в незнании его истинной жизни, сам же считал свой каторжный опыт бесценным, дающим право говорить о понимании народной души.

Во втором абзаце живая, но изуродованная душа народа и показана во всём безобразии. Светлый праздник Пасхи оттого и отзывается мраком души, что у героя истерзано до болезни сердце от вида пьяного народного разгула. Одиночество героя объясняется не только невыносимостью и отвратительностью происходящего, но и убеждённостью самого автора в существовании пропасти между высшим сословием и простым народом.

Далее описывается, что происходило с арестантом, когда он в год раза два напивался пьяным. В рассказ вошла лишь часть впечатлений, касающаяся физической мощи героя и жестокости его усмирения. Тема же возможного насилия Газина над детьми в контексте главных событий рассказа (Марей подбадривает ребёнка и этим спасает взрослого) не могла прозвучать. Однако противопоставление Газин–Марей уместно, как полярное проявление силы: злой, разрушительной и доброй, исцеляющей. Зверское избиение Газина “шестью здоровыми мужиками” красноречиво дорисовывает безобразную картину пьяного разгула, создавая отрицательный портрет народа, “с клеймами на лице и хмельного”. Грубости, зверскому невежеству противопоставлена женственная нежность. Зло борется с добром в сердце народном.

Встреча героя с поляком происходит тогда, когда “в сердце моём загорелась злоба”. Герой-дворянин и поляк равно далеки от народа, для обоих мучителен пьяный разгул, но сходное чувство злой ненависти их не сближает, каждый одиноко переживает “праздник”, а сказанные по-французски слова поляка мешают “мечтать и думать”, мешают почувствовать тихую радость светлого дня.

Третий, четвёртый, пятый абзацы. Освобождение от мрачного взгляда на мир и на человека, как мы уже видели, наступает после благодатного воспоминания.Какой же силы и глубины должен был быть переворот в душе, чтобы увидеть Марея в “обритом и шельмованном мужике”.

— Почему в минуту тяжелого душевного состояния герой-рассказчик вспомнил свое детство? (Детство – самая беззаботная пора в жизни человека, ловля лягушек, букашек, ящериц. На всю жизнь герой сохранил в себе запах березняка.) На слайдах картины русской природы средней полосы России.

— Какова роль уточнения, что воспоминания о детстве пришли к герою во второй день светлого праздника?

— Является ли тема роли детства главной в этом рассказе? Аргументируйте свой ответ. (Главным в рассказе является встреча мальчика с мужиком Мареем.)

Шестой абзац. Возникновение поляка в самом финале подчёркивает уникальность русского опыта, обладающего таким бесценным сокровищем, как народная вера. Ибо сияющий светлой любовью взгляд мужика и стал олицетворением Христовой веры, коснувшейся теперь и сердца героя-повествователя.

Новая схема помогает увидеть взаимосвязь всех фрагментов рассказа.

1. Вступление. Определение тематики: о народе

2. Каторга:
состояние народной души;
“всё это до болезни истерзало меня”

3, 4, 5. Воспоминание:
целительное воздействие мужика

6. Каторга:
понимание народной души; “пошёл, вглядываясь в лица”

Вывод: Как видим, композиция подсказывает нам, что на первое место в рассказе выходит именно тема народа, вглядывание в самое сердце народной души, воплощённой в Марее. Сердцевина рассказа опять обращена к образу крепостного крестьянина. Мы ранее уже отмечали особую значимость происходящего в сцене встречи. Сюжетный и смысловой центры совпадают.

5. Только теперь внимательнее вглядимся в образ Марея. Попробуем увидеть то сокровенное, что воплощено в этом герое.

Первое упоминание о Марее — “одиноко пашет мужик”, “пашет круто в гору и лошадь идёт трудно”. Словосочетание “пашущий мужик” сродни исполненному предназначению: крестьянин призван трудиться на земле. Заострим внимание учащихся на формуле Достоевского “крестьянин = христианин”. Как они понимают мысль писателя? Как этимология слова “крестьянин” помогает увидеть эту связь? Как проявляется в рассказе то обстоятельство, что Марей — крещёный, то есть христианин?

Мы убедились и в том, насколько целительным оказалось воздействие Марея на героя. Какая же духовная сила заключалась в мужиковском благословении. Откуда она в крепостном мужике?

Учитель: В портрете Марея нет никаких выразительных деталей, которые бы подчёркивали особенности его внешности, зачитаем описание.

(“. мужик лет пятидесяти, плотный, довольно рослый, с сильною проседью в тёмно-русой окладистой бороде”)

Учитель: Слово “красота” важное для Достоевского. Повсеместно цитируемое изречение “Красота спасёт мир” возникает сегодня в самых неожиданных рекламных контекстах, становится расхожей истиной. Что же сам писатель вкладывал в понятие красоты? Это прежде всего образ Божий в человеке.

— О каком высоком образовании русского народа говорил Константин Аксаков? И в этом с ним согласен Ф.М.Достоевский. (На слайде – портрет Аксакова)

Несвобода крепостного Марея, как мы видим в рассказе, не охладила порывов его сердца. Но и сердце героя-повествователя отозвалось на зов Христовой правды в условиях каторги, той же несвободы! Мужика и дворянина сближают мучительные обстоятельства жизни, которые они преодолевают. Так страдание сближает человека со Христом, потому что Бог с теми, кто страдает.

7. Как в Марее проявляется образ Божий?

Учитель: Перечитайте те строки, в которых отражена любовь к ближнему. Почему именно нежная, материнская улыбка врезалась в память героя? Не странно ли сочетание нежности, материнской ласки с тёмно-русой окладистой бородой? Есть во всех этих характеристиках какая-то загадка, разрешить которую поможет имя героя.

Автор намеренно акцентирует наше внимание на имени — “не знаю, есть ли такое, но его все звали Мареем”. В действительности, как мы узнаём из примечаний, среди крепостных, принадлежавших Достоевским, крестьянина с таким именем не было. Само же имя Марей является просторечной формой от имени Марий, женское имя — Мария, для христиан — имя Богородицы. Попробуем соединить имя и “материнскую улыбку”, пашущего мужика и христианина воедино, воспользовавшись символами народной поэтики. Образ матери святой земли, исцеляющей и спасающей своих детушек, дорог русскому человеку. Но православное народное сознание неразрывно связывает два образа: “Богородица — Великая Мать сыра земля есть”.

Значит, в сцене с Мареем образ земли-кормилицы таинственно преобразуется в Силу благословляющую и исцеляющую. Олицетворением любви христианской (= крестьянской), неразрывно с землёю связанной, в народном сердце живущей, и становится образ мужика Марея.

Учитель: Вернемся к определению жанра. Почему этот рассказ – заключительная часть трактовки о народе.

— Расскажите о состоянии героя, находящегося на каторге, после воспоминаний о Марее. (из сердца исчезла ненависть и злоба)

— Какие нравственные уроки вы получили в результате анализа рассказа?

(В любом человеке следует прежде всего видеть человека. В человеке важна его внутренняя составляющая. Помощь, жалость, любовь способны изменить человека)

— Согласны ли вы с высказыванием Сенеки, которое стало темой нашего сегодняшнего урока? (Да, почему. Нет, почему.)

— Можете ли вы привести примеры из своей жизни, когда чужое неравнодушие вам в чем-то помогло?

Дайте характеристику мужику марею прокомментируйте детали его портрета и речи какие лучшие качества. Смотреть фото Дайте характеристику мужику марею прокомментируйте детали его портрета и речи какие лучшие качества. Смотреть картинку Дайте характеристику мужику марею прокомментируйте детали его портрета и речи какие лучшие качества. Картинка про Дайте характеристику мужику марею прокомментируйте детали его портрета и речи какие лучшие качества. Фото Дайте характеристику мужику марею прокомментируйте детали его портрета и речи какие лучшие качества

Эпиграфом к уроку стали строки из письма брату, написанные Достоевским в молодости, но определившие его позднее творческое кредо: “Человек есть тайна. Её надо разгадать; и ежели будешь её разгадывать всю жизнь, то не говори, что потерял время. Я занимаюсь этой тайной, ибо хочу быть человеком”. Сам же урок назван по началу этих строк — “Человек есть тайна”.

На первом этапе урока, озвучив эпиграф, попробуем вглядеться в фотопортрет незнакомого человека (см. справа) и предложим ученикам “разгадать” его жизнь и характер. На доске можно фиксировать впечатления ребят.

В результате обсуждения вариантов останавливаемся на тех авторских словах, в которых личность героя увидена наиболее масштабно, обобщённо (“вид сверху”): “Встреча была уединённая, в пустом поле, и только Бог, может, видел сверху, каким глубоким и просвещённым человеческим чувством и какою тонкою, почти женственною нежностью может быть наполнено сердце иного грубого, зверски невежественного крепостного русского мужика, ещё и не ждавшего, не гадавшего тогда о своей свободе”. Перечитаем ещё раз это сложное предложение, вобравшее в свой синтаксический состав три простых предложения, каждое из которых знаменует отдельную тему: тему встречи, соединённую с ней тему божественного взгляда и тему человеческого сердца (зависимую от него!): [ ], и [ ], (каким). Изъяснительное придаточное уточняет, что именно открывается взору — странное сочетание женственной нежности с грубостью и невежественностью. Оформить тематическое единство можно через ключевые слова: встреча; только Бог видел, каким может быть сердце; женственная нежность — грубость, зверское невежество.

Первое ключевое слово — встреча. Где она состоялась? Ответ, казалось бы, очевиден: в уединённом поле. Девятилетний мальчик, барчонок, встретился с крепостным мужиком. Но ведь “об Марее я тогда очень скоро забыл”. В сознании ребёнка встреча не отпечаталась, однако залегла неприметно в его душе. Сокровенный смысл “приключения” раскрылся уже на каторге, двадцатидевятилетнему арестанту, “само собой”. “Тогда” и “теперь” оказались необъяснимо связаны между собою, “тогда забыл” — “теперь припомнил”. Истинная встреча (встреча с истиной, сретение) состоялась в пространстве воспоминаний “здесь и сейчас”. Прошлое проросло в настоящем удивительным прозрением. Школьникам достаточно оппозиции “тогда забыл” — “теперь припомнил”, чтобы почувствовать многозначность ключевого слова и выйти за пределы конкретного восприятия в духовное пространство2. Несложно им будет найти и ответ на вопрос, почему же “теперь припомнил”? — “Вдруг”.

Многие исследователи отмечали знаменитое вдруг у Достоевского3. Если суммировать их наблюдения, то можно выделить несколько общих позиций: высокая частота словоупотребления; функции сюжетного перехода или смены состояния героя; сближение значений вдруг — неожиданность, странность. В картине мира, создаваемой художником, есть место непредсказуемости, иррациональности. “Это вдруг в его мировидении идёт, несомненно, от Писания, ибо многое важнейшее происходило в Священной Истории вдруг, как всякое истинное чудо Божие, как проявление воли Божией”4.

Неслучайность вдруг очевидна (неслучайность случайного!). Попробуем и мы, вооружившись карандашами, найти все “вдруг” на страницах рассказа. Для экономии времени можно воспользоваться возможностями компьютера и с помощью функции поиска, встроенной в браузер (Правка → Найти на этой странице), быстро обнаружить все девять (!) вдруг на двух-трёх страницах. Бросается в глаза тот факт, что, возникнув в момент воспоминаний, вдруг постепенно усиливает воздействие и звучит мощным аккордом в финале. После изучения роли всех вдруг мы приходим к следующим выводам (см. таблицу).

На что указывает “вдруг” в предложении?
1. На этот раз мне вдруг припомнилось почему-то одно незаметное мгновение из моего первого детства, когда мне было всего девять лет от роду, — мгновенье, казалось бы, мною совершенно забытое, но я особенно любил тогда воспоминания из самого первого моего детства.Сюжетный переход из реальной жизни в воспоминания детства.
2. Вдруг, среди глубокой тишины, я ясно и отчётливо услышал крик: “Волк бежит!” Я вскрикнул и вне себя от испуга, крича в голос, выбежал на поляну, прямо на пашущего мужика.Смена душевного состояния мальчика.
3. Он протянул руку и вдруг погладил меня по щеке.Неожиданное проявление ласки.
4. …тут испуг соскочил совсем, и вдруг откуда ни возьмись бросилась ко мне наша дворовая собака Волчок. С Волчком-то я уж вполне ободрился и обернулся в последний раз к Марею…Смена душевного состояния мальчика.
5. Я вдруг очнулся и присел на нарах и, помню, ещё застал на лице моём тихую улыбку воспоминания.Обратный переход из воспоминаний в реальную действительность.
6, 7. Встречаясь с ним потом изредка, я никогда даже с ним не заговаривал, не только про волка, да и ни об чём, и вдруг теперь, двадцать лет спустя, в Сибири, припомнил всю эту встречу с такою ясностью, до самой последней черты. Значит, залегла же она в душе моей неприметно, сама собой и без воли моей, и вдруг припомнилась тогда, когда было надо…Совокупное “вдруг” как единство “тогда” и “теперь”, их неожиданное сближение.
8, 9. И вот, когда я сошёл с нар и огляделся кругом, помню, я вдруг почувствовал, что могу смотреть на этих несчастных совсем другим взглядом и что вдруг, каким-то чудом, исчезла совсем всякая ненависть и злоба в сердце моём.Избыточное “вдруг” в одной фразе как необъяснимая смена душевного состояния взрослого героя.

Говоря о Достоевском, мы должны иметь в виду то значение, которое он придавал нерасторжимой связи человека со своей матерью-землёй, и те призывы вернуться к “своей почве”, к народным, национальным началам, с которыми он выступал в своих публикациях. В рассказе один человек пашет землю, другой её изучает. Каждый занят своим делом, однако юному “естествоиспытателю”, стегающему лягушек, вскоре предстоит покинуть деревню и скучать за французскими уроками. Достоевский лично выстрадал судьбу русских скитальцев, русских европейцев, оторвавшихся от родной почвы, заплутавших в лабиринтах человеколюбивых идей. Герой-повествователь отождествляется с автором и сюжетно, и концептуально. Сильное и цельное впечатление детства героя-мальчика (в 9 лет) вновь переживается героем-повествователем (в 29 лет) и воплощается в художественную картину автором (в 55 лет). На сюжет детских воспоминаний наслаивается опыт каторги, который преобразуется в авторском восприятии в символичную картину собственной судьбы. Всё вышесказанное позволяет нам в конкретных сценах видеть обобщённые образы.

Предложим ученикам задуматься над третьим “вдруг”. Почему сказано “вдруг погладил”? Это движение, неожиданное для мальчика или нехарактерное для мужика? Может, автор хочет столь знаковым для него словом “вдруг” заострить наше внимание на жесте мужика? Ведь это единственное “вдруг”, связанное с Мареем, все остальные касаются происходящего с героем-повествователем! В истории встречи это центральное “вдруг”, вокруг которого зеркально отражаются сюжетные переходы и смены душевного состояния мальчика. Схематично картина выглядит так (см. внизу).

1. каторга — детство
(настоящее — прошлое)
2. “вне себя от испуга”
из-за волка
3. “вдруг погладил меня
по щеке”
4. “тут испуг соскочил совсем”
благодаря собаке Волчку
5. детство — каторга
(прошлое — настоящее)

Именно после общения с мужиком изменяется душевное состояние мальчика. Перемена это носит контрастный характер, подчёркнутый оппозицией “волк” — “Волчок”, хищник — дворовый пёс, испуг — ободрение. Следовательно, особая значимость происходящего именно в момент встречи не вызывает сомнения. Запомним это наблюдение.

И обратим внимание на важное сходство.

Ласковый мужик, зовущий под своё благословение… Волк Пугачёв, милующий Петрушу Гринёва. Архип-кузнец, со злобной улыбкой взирающий на пожар и спасающий не людей, а кошку… Мужик Марей, по-матерински нежно утешающий барчонка, и его односельчане, зверски убивающие барина — отца (Фёдору Достоевскому было восемнадцать лет, когда случилась, по одной из версий, эта трагедия)5. Неожиданность проявления добра в невежественно-грубом простолюдине. Только Бог видит, каким может быть сердце человека…

Но в остроге “глубокое и просвещённое человеческое чувство”, проявленное крепостным, вдруг открылось во всей красоте исстрадавшейся душе героя и преобразило её. Это-то чудо преображения и знаменует двойное употребление “вдруг” в последнем абзаце. Хронотоп Пасхи, заданный в рассказе, определяет религиозный характер нравственного обновления. Духовное прозрение (“я вдруг почувствовал, что могу смотреть на этих несчастных совсем другим взглядом”) и душевное исцеление (“исчезла совсем всякая ненависть и злоба в сердце моём”) стали важной вехой не только в судьбе повествователя, но и в судьбе писателя. “Может быть, там, наверху, т.е. Самому Высшему, нужно было меня привести на каторгу, чтобы я там… узнал самое главное, без чего нельзя жить… и чтобы это самое главное я… другим сообщил…”6 (Ф.М. Достоевский).

Завершением работы со словом “вдруг” и финалом первого урока становится вывод о главном событии рассказа, связанном с духовным воскресением героя-повествователя.

Для ответа на этот вопрос необходимо обратиться к композиции рассказа, в абзацном членении которого чётко выделены главные микротемы. Попросим учеников определить, какая тема задаётся в каждом абзаце, дав им время на работу с текстом и в тетради. Их наблюдения не всегда точны, но в процессе беседы общими усилиями мы можем прийти к определённым выводам.

I. Вступление. Определение темы рассказа — о народе.

II. Каторга. Описание пьяного разгула каторжников и собственного состояния.

III. Воспоминания детства. Живой интерес к жизни природы.

IV. Воспоминания детства. Встреча с мужиком Мареем.

V. Воспоминания детства. Понимание мужика.

VI. Каторга. Собственное преображение. Понимание народа.

Освобождение от мрачного взгляда на мир и на человека, как мы уже видели, наступает после благодатного воспоминания (третий, четвёртый, пятый абзацы). Какой же силы и глубины должен был быть переворот в душе, чтобы увидеть Марея в “обритом и шельмованном мужике”! Возникновение поляка в самом финале (шестой абзац) подчёркивает уникальность русского опыта, обладающего таким бесценным сокровищем, как народная вера. Ибо сияющий светлой любовью взгляд мужика и стал олицетворением Христовой веры, коснувшейся теперь и сердца героя-повествователя.

Новая схема помогает увидеть взаимосвязь всех фрагментов рассказа (см. внизу).

1. Вступление. Определение тематики: о народе
2. Каторга:
состояние народной души;
“всё это до болезни истерзало меня”
3, 4, 5. Воспоминание:
целительное воздействие мужика
6. Каторга:
понимание народной души; “пошёл, вглядываясь в лица”

В зависимости от подготовленности класса можно предложить прокомментировать её, внося возможные коррективы.

Как видим, композиция подсказывает нам, что на первое место в рассказе выходит именно тема народа, вглядывание в самое сердце народной души, воплощённой в Марее. Сердцевина рассказа опять обращена к образу крепостного крестьянина. Мы ранее уже отмечали особую значимость происходящего в сцене встречи. Сюжетный и смысловой центры совпадают.

Только теперь внимательнее вглядимся в образ Марея. Попробуем увидеть то сокровенное, что воплощено в этом герое.

Первое упоминание о Марее — “одиноко пашет мужик”, “пашет круто в гору и лошадь идёт трудно”. Картина нелёгкого труда, переданная глаголами настоящего времени, создаёт впечатление всегда работающего народа: “Я почти всех наших мужиков знаю, но не знаю, который это теперь пашет, да мне и всё равно…”

Русская литература в лице Некрасова, Толстого, Салтыкова-Щедрина всегда призывала уважать крестьянский труд. Тяжесть крестьянского труда нашла отражение как в былинных формах древности (соху Микулы Селяниновича не могут сдвинуть тридцать богатырей), так и в современном языке, описывающем работу до седьмого пота как “пахоту”. (“Пахать — работать много и на совесть” как переносное значение даёт Толковый словарь С.И. Ожегова и Н.Ю. Шведовой.)

Красота образа… Как десятиклассники понимают эти слова? В портрете Марея нет никаких выразительных деталей, которые бы подчёркивали особенности его внешности: “мужик лет пятидесяти, плотный, довольно рослый, с сильною проседью в тёмно-русой окладистой бороде”. Скорее всего они заговорят о красоте души — и будут правы. Только слово “красота” настолько важное для Достоевского, что требуется учительский комментарий. Повсеместно цитируемое изречение “Красота спасёт мир” возникает сегодня в самых неожиданных рекламных контекстах, становится расхожей истиной. И пусть ученики имеют в виду тот смысл, который вкладывал сам писатель в понятие красоты: это прежде всего образ Божий в человеке.

Как в Марее проявляется образ Божий? Пусть ученики вновь перечитают те строки, в которых отражена любовь к ближнему. Почему именно нежная, материнская улыбка врезалась в память героя? Не странно ли сочетание нежности, материнской ласки с тёмно-русой окладистой бородой? Есть во всех этих характеристиках какая-то загадка, разрешить которую поможет имя героя.

Автор намеренно акцентирует наше внимание на имени — “не знаю, есть ли такое, но его все звали Мареем”. В действительности, как мы узнаём из примечаний, среди крепостных, принадлежавших Достоевским, крестьянина с таким именем не было. Само же имя Марей является просторечной формой от имени Марий, женское имя — Мария, для христиан — имя Богородицы.

Значит, в сцене с Мареем образ земли-кормилицы таинственно преобразуется в Силу благословляющую и исцеляющую. Олицетворением любви христианской (= крестьянской), неразрывно с землёю связанной, в народном сердце живущей, и становится образ мужика Марея.

Обычно на изучение биографии писателя отводится два часа. Современные информационные источники (учебники, справочники, Интернет) дают учащимся увлекательную возможность самостоятельно познакомиться с событийной канвой жизни и творчества писателя. Изучение биографии и письменный ответ в тетради на вопрос “Какие события в жизни писателя вы считаете важнейшими?” станут предварительным домашним заданием перед первым уроком. Знание биографии писателя поможет ученикам увидеть автобиографичность рассказа.

1 Текст рассказа вы найдёте в качестве приложения к интернет-версии статьи. — Прим. ред.

4 Дунаев М.М. Вера в горниле сомнений: Православие и русская литература в ХVII–ХХ веках. М., 2003. С. 343.

5 Мочульский К.В. Достоевский. Жизнь и творчество. М.: Республика, 1995. С. 221.

6 Цит. по: Фудель С.И. Наследство Достоевского. М.: Русский путь, 1998. С. 83.

7 Крестьянин — крещёный человек (Толковый словарь В.Даля). Заимствовано из греческого, где christianos означает “христианин”. Под воздействием слова “крест” обрело свою сегодняшнюю форму. Со временем изменилось и значение, придя к сегодняшнему — “сельский житель, занятый главным образом землепашеством” (Этимологический словарь Крылова).

8 Зеньковский В.В. История русской философии. Л.: ЭГО, 1991. Т. 1. Ч. 2. С. 231.

Источник

Каталог файлов

Родная (русская) литература

Тема. И. С. Тургенев. « Сфинкс»: особенности стихотворения в прозе. Ф. М. Достоевский. «Мужик Марей»: нравственные уроки рассказа.

В XIX веке в обществе шла бурная дискуссия о возможных путях развития России. Остро стояла проблема взаимоотношений между двумя основными сословиями — помещиками и крестья­нами. Более половины крестьян к середине XIX века были крепостными, их судьба целиком зависела от волн помещиков.

За освобождение крестьян выступали многие общественные деятели. Русские писатели первыми показали образованной ча­сти общества, что крестьянство — это не «тёмные безграмотные мужики», а люди, с христианским смирением переносящие страдания и потому достойные сочувствия и уважения. Писате­ли видели в крестьянах наиболее яркое выражение русского характера, считали их хранителями исконно русского образа жизни.

Ф. М. Достоевский в рассказе «Мужик Марей» показал, что за внешней грубостью крепостного мужика скрывается нежная ду­ша и внутренняя доброта. Л. Н. Толстой писал, что больше всего любит в русском народе «его мужицкую смиренную, терпеливую, просвещённую истинным христианством душу». И. С. Тургенев в сборнике «Записки охотника» рассказал о сметливости и доброте русского мужика. Он доказал, что пагубное влияние крепостниче­ства не разрушило в простом народе врождённого чувства пре­красного и веры в высшую справедливость.

В 1861 году крестьяне получили свободу, но споры о дальней­шем развитии государства не утихали. Продолжали своё противо­стояние западники — сторонники сближения с западной цивили­зацией — и славянофилы — убеждённые в необходимости поиска исконно русского пути. На этом фоне обозначился важный во­прос: чего же хотело русское крестьянство? В стихотворении в прозе «Сфинкс» И. С. Тургенев размышляет о том, что русский народ, подобно мифическому сфинксу, хранит в себе загадку, ко­торую непросто разгадать.

Писатели и философы XIX века утверждали, что в русском крестьянине уживалось много крайностей: покорность со стихий­ным свободолюбием; слабохарактерность с отчаянной смелостью и готовностью к самопожертвованию во имя Родины; хозяйствен­ность с отсутствием интереса к материальному комфорту; трудо­любие с леностью, мужество с мягкостью и душевностью; доброта и человечность со вспышками ярости и жестокости; низменное с возвышенным. Эту тайну русской души пытались постичь многие Русские писатели.

Знакомство с писателями

Иван Сергеевич Тургенев (1818 — 1883) — один из всемирно извест­ных классиков русской литературы, произведения которого во многом определили её развитие.

Впечатления детства и зрелые размышления о пагубном влиянии крепостного права не только на угнетённых крестьян, но и на их господ нашли отражение в сборнике очер­ков и рассказов «Записки охотника». Это произведение писатель считал важнейшим в своём творчестве, в нём Тургенев воплотил «аннибалову клятву» — обет бороться с крепостным правом, которое он ненавидел с юных лет.

В последние годы жизни смертельно больной писатель, живу­щий далеко от Родины, написал цикл «Стихотворения в прозе». Среди стихотворении в прозе выделяется стихотворение «Сфинкс», в котором писатель говорит о загадочной душе русского мужика и всего русского народа.

Познакомившись на каторге с са­мыми разными людьми, Достоевский понял, что задача писателя — разгадывать тайны человеческой души. Именно об этом он размыш­ляет в своих великих романах. Писатель пытается разобраться в поступках и помыслах людей самых разных сословий, его волнует состояние русского общества. Журнал стал зеркалом впечатлений и мнений писателя по важнейшим вопросам современной ему общественно-политической и культурной жизни Европы и России. Писатель стремился угадать в современном общественном «хаосе» приметы «нового сознания», облик «наступающей будущей России честных люде, которым нужна одна лишь правда». В «Дневнике писателя» был опубликован рассказ «Мужик Марей», который вы прочитаете.

Чтение рассказа «Сфинкс» (с. 149-150).

Первичное закрепление. Размышляем над прочитанным. С. 152

Ø Какие смысловые части можно выделить в стихотворении в прозе И. С. Тургенева?

Ø Кого автор сравнивает со сфинксом? Что служит основанием такого сравнения?

Ø Объясните, с кем вступает в полемику автор в заключительной строке текста: «Увы! не довольно надеть мурмолку, чтобы сделаться твоим Эдипом, о всероссийский сфинкс!»

Ø Можно ли утверждать, что И. С. Тургеневу сфинксом представлялась Россия? Как вы думаете, считал ли Тургенев свою «аннибалову клятву» выполненной?

Ø Как вы понимаете слова Ф. М. Достоевского: «Для Европы Рос­сия — одна из загадок Сфинкса. »?

Чтение рассказа «Мужик Марей» (с. 155-160).

Первичное закрепление. Размышляем над прочитанным. С. 161

Ø В чём особенности композиции рассказа Ф. М. Достоевского?

Ø Какие противоположные черты русского национального характе­ра воплотились в каторжниках и в мужике Марее? Обоснуйте свой от­вет.

Ø С какими чувствами автор говорит о своём пребывании на каторге в начале повествования? Почему в остроге ему вспомнились события раннего детства? Почему писателю было важно показать взгляд на мир глазами ребёнка?

Ø Дайте характеристику мужику Марею. Прокомментируйте детали его портрета и речи. Какие лучшие качества человека проявились в этом образе? Подтвердите свои мысли цитатами.

Домашнее задание. С. 149-150; 155-160 – читать, пересказывать.

Написать отзыв о прочитанных произведениях

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *