День славянской письменности и культуры классный час 5 класс

Классный час «Славянская культура и письменность»

Цель: Расширять знания и представления учащихся об истории возникновения славянской письменности и его роли в развитии человечества.

Оборудование: презентация “Славянска письменность”, презентация к песне, плакаты: Глаголица, Кириллица, Кирилл и Мефодий, книги с славянскими буквами для сказки, декорация леса, мелодия “Звуки леса”, музыкальная подборка для оформления сказки, гимн Кириллу и Мефодию, карточка с заданием по Глаголице, маски сказочных героев,

Звучат звуки леса, природы.

Прекрасно однажды в России родиться. (Слайд 1)
Под утренний звон золотого овса!
Твоё появленье приветствуют птицы, (Слайд 2)
Сверкают, на солнце, искрясь, небеса.
Пока озабочены снами твоими, (Слайд 3)
Ромашки гадают о новой судьбе
И ветром достойное ищется имя –
Кукушка пророчит бессмертье тебе. (Слайд 4)
Ещё и усы не подкручивал колос –
Уже для тебя начались чудеса:
Тебе ручеёк предлагает свой голос, (Слайд 5)
А лён зацветающий – дарит глаза, (Слайд 6)
Свой смех-колокольчик, (Слайд 7)
Роса – свои слёзы,
Причёску – густая, волнистая рожь,
И статность тебе обещает берёза: (Слайд 8)
Когда пожелаешь,–
Тогда и возьмёшь.
Спешит к тебе каждый с особенным даром: (Слайд 9)
Бери, примеряй, запасайся, владей.
А плата. какая?
Расти благодарным
Да будь всюду верным
России своей.

Исполняется песня: “У моей России длинные косички…”. (Презентация к песне.)

Учитель: “Ученье – свет, а не ученье – тьма” – эта известная всем пословица как нельзя лучше подходит для описания событий, происходящих на Руси после принятия христианства. Новая, светлая вера принесла с собой иную культуру и главное – образование и грамотность.

Учитель: Сегодня мы поговорим о нашей истории, о возникновении славянской письменности. Ежегодно 24 мая в России отмечается День славянской письменности и культуры. Без культуры, грамоты, письменности не может жить народ, государство. Как называется наше государство?

Тома в обложке синей,
Знакомые тома,
В них бьётся пульс России,
В них вечна жизнь сама.
Страница за страницей…
На всё найдёшь ответ.
Нет, им не запылиться
И через много лет.

Учитель: Много лет назад Россия называлась иначе – Русь, а населяли её славяне, наши далекие предки. Это люди, которые жили много-много лет тому назад. Предки называли себя славянами, от них ведет начало Русь. А это значит, что славяне – славный народ. Славяне были крепкими, выносливыми, трудолюбивыми. Каждый их день был полон трудовых забот. В те времена лес был полон дичи, реки богаты рыбой. Мужчины были охотниками и рыболовами, а женщины готовили пищу, разводили огороды, ткали, шили и пряли.

Учитель: Славяне много трудились, но любили, и веселиться, любили петь песни и водить хороводы. А вы любите веселиться?

Карусель для малышей
Это приключение!
Карусель для малышей –
Это – развлечение!
Мы закружим карусельку
И получится веселье!
С песней, с музыкой, с игрой!
Как нам весело с тобой!

Учитель: Все у славян складывалось хорошо. Но одно огорчало их – не было у них грамоты, азбуки, не знали они букв и не могли ни писать, ни читать.

Письменность – это настоящее сокровище, которым овладел человек. Так в древности, люди обменивались информацией, посылая друг другу различные предметы. Получалось громоздко и не особенно понятно. Когда люди поняли, что обмениваться предметами-посланиями – дело хлопотное, они стали эти предметы рисовать.

Учитель: Такие изображения были найдены на стенах пещер, в которых когда-то жили древние люди. Это первые шаги человека к созданию письменности. Постепенно люди стали заменять рисунки символами.

Учитель: Надписи делались на камнях, скале, на доске. Конечно, переносить такие “письма” на расстояния было неудобно, и понять эти знаки можно было по-разному. Шло время. Постепенно от рисунка люди перешли к знакам, которые стали называть буквами.

Учитель: Первая знаковая письменность называлась Глаголицей. Как вы думаете, почему она так называлась? (От ст. – славянского глаголь – слово, речь) одна из двух славянских азбук, более древняя, чем кириллица. Так зародилась письменность. Посмотрите на глаголицу. На что похожи эти буквы? (на значки). У меня есть пословица зашифрованная Глаголицей. Вам интересно, что это за пословица? Давайте попробуем её расшифровать.

Дети расшифровывают пословицу.

Учитель: Прочитайте, что у вас получилось.

Дети: “Сначала аз да буки, а там и науки”.

Учитель: О чем говорится в этой пословице?

Учитель: Что помогло вам понять, о чем там написано? (Знание букв и умение читать.) А вот наши предки грамоты не ведали, не умели книги читать и письма писать.

Учитель: И явились на Русь два просветителя, братья мудрые Кирилл с Мефодием. Жили они на границе государства Византии из славянских земель в городе Солуни. Дома два брата говорили на славянском языке, а в школе обучение шло только на греческом. Младший брат Кирилл мечтал написать книги, понятные славянам, а для этого нужно было придумать славянские буквы. Прошли годы. Братья выросли, выучились. Но мечта создать славянскую азбуку покидала младшего брата. Он много работал. И вот азбука была готова. Но придумать — это полдела. Надо перевести с греческого языка на славянские книги, чтобы славянам было что читать. Это казалось очень трудным делом, и один Кирилл не смог с ним справиться. Ему стал помогать старший брат Мефодий. Кирилл и Мефодий выполнили великое дело! Это событие произошло в 863 году. И придумали Кирилл с Мефодием буквицы, а из них составили азбуку. Как называется эта азбука?

Учитель. А почему она так названа?

Дети: По имени Кирилла, одного из её создателей.

Учитель: Каждая буква в древней славянской азбуке была особенной. Она имела имя. Послушайте, как звучит старинная азбука: аз, буки, веди, глаголь, добро, земля, люди. Названия букв должны были напоминать людям о таких словах, которые забывать нельзя: добро, земля, люди, покой.

Сначала славяне писали на бересте – березовой коре. Буквы выцарапывали специальными заостренными палочками.

(Слайд 22) Потом книги изготавливались из телячьей кожи. Над созданием книг трудились много мастеров, это был очень тяжелый труд, поэтому книга была дорогой и ценной.

Учитель: А какие же раньше были школы? Как вы думаете? Чему в них учили?

(Слайд 24) В Древней Руси школы появились принятия христианства (988 г.) князь Владимир приказал отдавать “на книжное учение” детей “лучших людей”. Учились дети при церкви. Обучение в ней велось на родном языке, учили чтению, письму, основам христианского вероучения и счету. Образование ценилось очень высоко. Хорошо образованных людей летописи называли “книжными мужами”. Дети заучивали буквы, многократно повторяя их, также они заучивали и молитвы.

(Слайд 25) Дети учились один год, потому что главной задачей было научить их читать и писать. Дети учились прилежно, а те кто не выполнял урок, ленился, наказывали физически. (ставили в угол на колени, на горох, били по рукам и спине специальными розгами). Со временем школы стали общественными организациями и преподавали в них учителя. Обучение было четырехгодичным. С развитием науки и просвещения школы стали развиваться, в них появились дополнительные предметы и обучение проходило дольше. Сколько лет сейчас вы учитесь? Какие у вас предметы? А что вам помогает получать знания? (Книги.)

Хорошая книга, мой спутник, мой друг,
С тобой интересным бывает досуг.
Ты учишь правдивым и доблестным быть,
Природу, людей понимать и любить.
Тобой дорожу я, те6я берегу.
Без книги хорошей я жить не могу!

Ведь без книги, как без света,
Как без доброго совета,
Мы без книги, как без рук,
Книга – это первый друг!

Кто с книгой по жизни шагает,
Кто с нею умеет дружить,
Тому эта книга всегда помогает
Учиться, работать и жить.

Учитель: Какие самые первые произведения слышит маленький ребенок? (Сказку.) Предлагаем вашему вниманию сказку “Колобок”.

Дети одевают головные уборы.

День славянской письменности и культуры классный час 5 класс. Смотреть фото День славянской письменности и культуры классный час 5 класс. Смотреть картинку День славянской письменности и культуры классный час 5 класс. Картинка про День славянской письменности и культуры классный час 5 класс. Фото День славянской письменности и культуры классный час 5 класс

В деревеньке у опушки
Старичок жил со старушкой.
Попросил он как-то раз,
Чтобы испекла сейчас
Ему бабка колобка.
Взяв немного молока,
Да еще муки, сметаны,
Бабка тесто без изъяна
Замесивши, колобка
Испекла для старика.
Положила на окошко,
Остудился чтоб немножко.

Колобок же скок, да скок,
Прыгнул прямо за порог,
По дорожке – наутек,
Покатился во лесок.

Вскоре видит он: вприпрыжку
Зайчик скачет, в лапках – книжка.
Тут румяный испугался,
Зайцу песню петь собрался:

Не губи ты жизнь мою!
Хочешь, – песенку спою?

Ты морковка, иль капуста?
Я их сразу съел бы с хрустом.
Ну, а колобков совсем
Я давно уже не ем!
В школе я учусь, глупышка,
Вот, смотри, какая книжка!

Заяц показывает колобку книжку со славянской азбукой.

Ой, какие тут значки,
Точки, палочки, крючки!

Это буквы, колобок!
Например, такой значок
Называют буквой “Аз”,
“А” – читается. Сейчас
Надо дальше мне идти,
Ты попозже приходи!

Подожди чуток, зайчишка,
Покажи еще мне книжку
И скажи, зачем она,
Для чего тебе нужна?

Это – азбуки славянской
Буквы, чтоб уметь читать.
Нужен сей язык прекрасный,
Чтобы Бога прославлять.
Вот “Глагол”, а вот “Добро”,
Это – “Веди” и “Зело”,
А вот это – “Малый юс”…
Ну, прощай, я тороплюсь!

Дальше поскакал зайчонок,
А навстречу, – медвежонок!

Колобок (со страхом).

Ты меня не ешь, медведь,
Могу песенку я спеть!

Ты не бойся, колобок,
У меня есть пирожок,
Да и очень я спешу,
В школу я теперь хожу.

И ты, Миша, учишься?
С вами не соскучишься!
Буквы ваши хороши,
Покажи их, не спеши!

Покажу я для науки:
Вот “МыслЕте”, это – “Буки”,
Это – “Ижица” и “Пси”,
Вот “Земля”, “Живете”, “Кси”.
Ладно, тороплюсь, бегу…

Крикнул Миша на бегу.
Покатился колобок
Дальше, дальше во лесок,

Страшно стало вдруг, темно,
И тропинки нет давно…
Закатился на пенек
И заплакал колобок.

Заблудился, видно, я…
Ох, горька судьба моя!

Видит, в темноте горящий
Взгляд, – крадется волк из чащи.

Ох, я бедный колобок,
Слопает меня злой волк!

И совсем я волк не злой!
Хочешь, подружусь с тобой?
В школе я теперь учусь,
Учат там добру! Не трусь!

Буквы, волк, ты учишь тоже?
Мне покажешь ты их, может?

Что же, можно показать,
Например, вот это – “Ять”,
Это – “Слово” и “Покой”,
Это – “Рцы”… А ну, постой!
В школе ты учиться сам
Может хочешь? Адрес дам!
Вон, иди до той сосны,
Там направо ты сверни…
И увидишь ты дорожку,
Прокатись по ней немножко,
Поднимись на бугорок,
Там увидишь теремок.
Школа там для всех зверей,
Ты иди туда скорей,
В школе мудрая сова
Учит всех, о ней молва
Добрая всегда идет,
Любит совушку народ.
Ласкова ко всем она,
Рассудительна, умна.
Ты, румяный, к ней ступай,
Ну, а я – домой, прощай!

Волк убежал, показалась сорока.

Когда волк уж был далёко,
Стала стрекотать сорока.

Ну, какой же волк нахал!
Ведь он все тебе наврал!
Лучше слушай ты меня:
В этой школе – западня,
Если вдруг туда пойдешь,
Ломаный не дам я грош
Я тогда за жизнь твою.
Возвращайся, говорю!

Нет, домой мне хода нет,
Ведь съедят же на обед!

Хорошо, пойдем со мной,
Колобочек милый мой,
Звала меня к себе лиса,
К ней дойдем за полчаса!

Что ж, давай тогда пойдем
Мы с тобою в лисий дом.

Уходят, сорока отстала немного и рассуждает:

Вот иду себе, не чаю,
Что же нам сегодня к чаю…
Оказалось, – колобок!
Ох, доверчивый, дружок!
Справимся, ведь, с колобком
Мы с лисицею вдвоем!

Уходят, прибегает зайчик.

Я все слышал! Ах, сорока!
С колобком она жестоко
Хочет нынче обойтись,
Болоболка! Берегись!
Побегу сову искать,
Друга надо выручать!

Убегает. С другой стороны неторопливо идет сова, вскоре прибегает запыхавшийся зайчик.

Ох, сова! Беда стряслась,
Расскажу я все сейчас!
Та болтливая сорока,
Что ты выгнала с урока,
Обманула колобка,
Съест его наверняка!
Они сейчас к лисице в дом
Направляются вдвоем.

Время нам нельзя терять,
Надо к ним скорей бежать!

Убегают, с другой стороны выходят колобок с сорокой, идут, напевая песню.

Колобок и сорока (поют).

Где ты, глупая сова,
Нас догонишь ты едва!
Колобок не дурачок,
Не попался на зубок!

Их догоняют сова и заяц.

Погоди, постой, сорока!
Ты куда спешишь? Далёко?

Вот лиса придет сейчас,
Не останется от вас
Ни пера, ни даже пуха,
То-то! Будет вам наука!
Будешь, совушка, ты знать,
Как с уроков выгонять!

Эх, сорока-белобока,
Выгнала ведь я с урока,
Потому, что ты болтала
И учиться не желала!
Я простить тебя готова,
Коль учиться будешь снова,
Всем ведь интересней жить,
Если с грамотой дружить!
В школе станем мы добрее,
Образованней, умнее.
Да и веселей у нас,
Возвращайся ты в свой класс!
А лиса, как я узнала,
За границу убежала.
Ей в другом лесу милей,
Здесь никто не дружит с ней!

Что-то не пойму никак,
Кто мне друг, а кто мне враг?

Верить болтунам нельзя!
Мы с совой твои друзья!

Сорока (с плачем, сначала – колобку, потом – сове).

Ты прости меня, сороку,
Что тебя я сбила с толку,
Слопать я тебя хотела!
Вот такое, братец, дело…
И тебе, сова, я каюсь,
Вот увидишь, я исправлюсь!
Я молчать теперь сумею,
Клюв я пластырем заклею.
Уроки буду я учить,
Не хочу невеждой жить!

Я хочу учиться тоже,
И меня возьмете, может?

Ну конечно, колобок!
Завтра в школу на урок
Ты с рассветом приходи,
Не опаздывай, гляди!
Очень, очень рада я, –
Вместе мы теперь, друзья!
Появляются медведь и волк

Вот хотели я и волк
Вас спросить, – как колобок?
Он лисице и сороке
Не попался на зубок?

Нет, сорока с нами снова,
Искупить она готова
Всю вину… А колобок
Завтра тоже – на урок.

Снова дружно лес живет,
Веселись лесной народ!
Нашу песню запевай,
Колобок нам подпевай!

Все берутся за руки и поют заключительную песню на мелодию “Улыбки”:

Рано утром солнышко встает,
Отправляется в свой путь по небосводу,
Мы ж в лесную школу для зверей
Отправляемся в любое время года!

В нашей школе нам тепло,
Нам со школой повезло,
Здесь так весело и дружно всем зверятам,
И учиться нам легко,
Если на душе светло,
Медвежатам, и волчатам, и зайчатам!

Нас славянской учат азбуке,
Стать добрее эти буквы нам помогут,
Ведь на этом чудном языке
Обращаются в молитвах люди к Богу!

Учитель: 43 буквы-сестрицы смотрят на вас с этого старинного свитка и приглашают к дальнейшему знакомству.

Мы благодарны просвещенью, наука – солнце, душу грей,
Рукой отцов благословлённый иди в историю смелей.
К апостолам высокославным любовь святая глубока
Дела Кирилла и Мефодия в России будут жить века.
И будет славить Русь родная святых апостолов славян…
И сладким звуком их имен, свои молитвы оглашая,
Из века в век, из рода в род, она их память соблюдает!

Звучит гимн Кириллу и Мефодию.

Я люблю свой родной язык!
Он понятен для всех,
Он певуч,
Он, как русский народ, многолик,
Как держава наша, могуч.

Он – язык луны и планет,
Наших спутников и ракет,
На совете за круглым столом
Разговаривайте на нём:
Недвусмысленный и прямой,
Он подобен правде самой.

Учитель: Уважаемые гости и дети наш классный час подошел к концу, спасибо за внимание!

Источник

Сценарий классного часа для обучающихся 5-7 классов, посвящённый Дню славянской культуры и письменности

Обращаем Ваше внимание, что в соответствии с Федеральным законом N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, организовывается обучение и воспитание обучающихся с ОВЗ как совместно с другими обучающимися, так и в отдельных классах или группах.

Обращаем Ваше внимание, что c 1 сентября 2022 года вступают в силу новые федеральные государственные стандарты (ФГОС) начального общего образования (НОО) №286 и основного общего образования (ООО) №287. Теперь требования к преподаванию каждого предмета сформулированы предельно четко: прописано, каких конкретных результатов должны достичь ученики. Упор делается на практические навыки и их применение в жизни.

Мы подготовили 2 курса по обновлённым ФГОС, которые помогут Вам разобраться во всех тонкостях и успешно применять их в работе. Только до 30 июня Вы можете пройти дистанционное обучение со скидкой 40% и получить удостоверение.

Столичный центр образовательных технологий г. Москва

Получите квалификацию учитель математики за 2 месяца

от 3 170 руб. 1900 руб.

Количество часов 300 ч. / 600 ч.

Успеть записаться со скидкой

Форма обучения дистанционная

МБОУ «Уваровщинская сош»

в п. Краснослободский

Открытый классный час для обучающихся 5-7 классов,

посвящённый Дню славянской культуры и письменности

Тема: « День славянской культуры и письменности»

Учитель – Кузнецова С.С.

Дата проведения – 24.05. 2018

Тема: «День славянской культуры и письменности»

Цель: воспитание бережного отношения к истории русского языка и отечественной культуре.

· актуализировать знания обучающихся о святых Кирилле и Мефодии;

· формировать знания учащихся о славянской письменности;

· укреплять уважение, любовь к русскому языку;

· способствовать сохранению подлинной языковой культуры;

· способствовать развитию межпредметных связей тех учебных дисциплин, содержание которых позволяет решать задачи духовно-нравственного воспитания школьников.

— Здравствуйте, ребята. Какой праздник отмечает сегодня весь славянский народ? (День славянской культуры и письменности.) Да, сегодня мы будем говорить об этом празднике, истории его возникновения, о жизни и деятельности великих Кирилла и Мефодия, которых мы чествуем в этот день, и о создании ими первых славянских азбук…Но, обо всем по порядку. Начать наше занятие я предлагаю с видеоролика «Как учился грамоте Алеша Пешков» (По повести М. Горького «Детство»)

СЛАЙД № 2 (видеоролик)

Ребята, что вы можете вспомнить о повести М. Горького «Детство». (Автобиографическое произведение.) Верно, а значит, таким образом учился грамоте сам М. Горький (А. М. Пешков). Что, по-вашему, позволило будущему писателю стать известным человеком? (Ответы детей.) Действительно, трудолюбие, любознательность, интерес к чтению помогли Алеше Пешкову стать известным писателем, мудрым человеком. А с чего все начиналось? (Ответ детей.) С той самой азбуки, которую он читает в видеоролике с дедом. А как называется эта азбука? (Ответ детей.) Верно, кириллица и глаголица являются первыми славянскими азбуками. О них нам расскажет Бабкин Александр (5 класс)

Глаго́лица — одна из первых (наряду с кириллицей) славянских азбук. Предполагается, что именно глаголицу создал славянский просветитель св. Константин (Кирилл) Философ для записи церковных текстов на славянском языке.

-Ребята, а вы заметили, как учит буквы Алеша Пешков со своим дедом? (Ответ детей.) Верно, они громко называют буквы, выкрикивают их. Интересно, почему? Об этом нам расскажет Злобина Анна (5 класс).

Есть такая пословица «Азбуку учат во всю избу кричат». В «Толковом словаре живого великорусского языка» В. И. Даля дается толкование ее смысла. В Древней Руси учебников ещё не было, обучение шло по церковным книгам, приходилось заучивать наизусть огромные тексты-псалмы – поучительные песнопения. Названия букв заучивались наизусть. При обучении чтению сначала назывались буквы первого слога, затем произносился этот слог; потом назывались буквы второго слога, и произносился второй слог и так далее, и только после этого слоги складывались в целое слово,

како, наш, иже – КНИ, глаголь, аз – ГА.

Вот так было трудно учиться грамоте!

— Ребята, а что значит пословица «Аз да буки, а там и науки»? (Ответы детей.) Действительно, знание наук, успех в их изучении начинается с элементарного: со знания алфавита, умения читать, писать. А благодаря кому у нас появилась письменность, первая азбука? (Ответы детей.) Верно, давайте вспомним о жизни и деятельности святых равноапостольных Кирилла и Мефодия.

Сообщение ученика (Филаткин Илья, 5 класс):

Кирилл и Мефодий, славянские просветители, создатели славянской азбуки, проповедники христианства, первые переводчики богослужебных книг с греческого на славянский язык. Кирилл и его старший брат Мефодий родились в г. Солуни в семье военачальника.

Мать мальчиков была гречанкой, а отец – болгарином, поэтому с детства у них было два родных языка – греческий и славянский. Характеры братьев были очень схожи. Оба много читали, любили учиться.

Сообщение ученика (Половинкина Кристина, 5 класс):

Кирилл (827-869 г.) До принятия в 869 году монашества именовался Константином. Когда Константину было 7 лет, он увидел вещий сон: «Отец собрал всех красивых девушек Солуни и приказал избрать одну из них в жёны. Осмотрев всех, Константин выбрал прекраснейшую; её звали София (по-гречески мудрость)». Так ещё в детстве он обручился с мудростью: для него знания, книги стали смыслом всей жизни. Константин получил блестящее образование при императорском дворе в столице Византиии – Константинополе. Быстро изучил грамматику, арифметику, геометрию, астрономию, музыку, знал 22 языка. Был библиотекарем. Интерес к наукам, упорство в учении, трудолюбие – всё это сделало его одним из самых образованных людей Византии. Не случайно его за великую мудрость прозвали Философом.

Сообщение ученика (Баранова Дарья, 5 класс):

Мефодий (815-885 г.) До принятия монашества именовался Михаилом. Мефодий рано поступил на военную службу. 10 лет был управителем одной из населённых славянами областей. Около 852 года он принял монашеский постриг, отказавшись от сана архиепископа, стал игуменом монастыря Полихрон на азиатском берегу Мраморного моря.

В Моравии его на два с половиной года заточили в темницу, в лютый мороз возили волоком по снегу. Просветитель не отрекся от служения славянам, а в 874 году был освобожден Иоанном VIII и восстановлен в правах епископства. Папа Иоанн VIII запретил Мефодию совершать Литургию на славянском языке, но Мефодий, посетив в 880 г. Рим, добился отмены запрета. В 882-884 жил в Византии. В середине 884 Мефодий вернулся в Моравию и занимался переводом Библии на славянский язык.

— Ребята, давайте найдем на карте те географические объекты, которые в своих сообщениях называли выступающие и знание которых нам потребуется при просмотре следующего видеоролика: Византия (Византийская империя), г. Константинополь (раньше его еще называли Царьградом, теперь г. Стамбул), Моравия, Киевская Русь, г. Солунь (сейчас г.Салоники, в Греции). А теперь мы посмотрим видеоролик «Повесть временных лет. Просвещение славян. Кирилл и Мефодий» и узнаем или вспомним (если кто-то уже знает) историю создания славянской грамоты Кириллом и Мефодием.

СЛАЙД № 11 (видеоролик)

Ребята, что нового вы узнали из этого ролика? (Ответы детей.) Какие же ценности в своей жизнедеятельности Кирилл и Мефодий считали ключевыми? (Ответы детей.)

Верно. Трудолюбие, нравственный подвиг, образование, интерес к прошлому, творчество. О нравственном подвиге этих великих людей славяне будут помнить всегда, об этом свидетельствуют факты.

Сообщение ученика (Катаев Михаил, 7 класс):

Возрождение славянского праздника.

Уже в IX – X веках на родине Кирилла и Мефодия стали зарождаться первые традиции прославления и почитания создателей славянской письменности. Но скоро римская церковь стала выступать против славянского языка, называя его варварским. Несмотря на это, имена Кирилла и Мефодия продолжали жить среди славянского народа, а в середине XIV века официально их причислили к святым.

В России было по-иному. Память славян-просветителей праздновалась уже в XI веке, здесь никогда их не считали еретиками, то есть безбожниками. Широкие празднества славянского слова начались в России в начале 60-х годов прошлого века.

В праздник славянской письменности 24 мая 1992 года в Москве на Славянской площади состоялось торжественное открытие памятника святым Кириллу и Мефодию работы скульптора Клыкова Вячеслава Михайловича.

Праздник в честь Кирилла и Мефодия — государственный праздник в России (с 1991 года), Болгарии, Чехии, Словакии и Республике Македонии. В России, Болгарии и Республике Македонии праздник отмечается 24 мая; в России и Болгарии он носит имя День славянской культуры и письменности, в Македонии — День Святых Кирилла и Мефодия. В Чехии и Словакии праздник отмечается 5 июля.

— Подвиг Кирилла и Мефодия воспевают во многих городах

СЛАЙДЫ № 14 – 19 (памятники Кириллу и Мефодию)

-Ребята, к какому выводу вы пришли в ходе нашего занятия? (Ответы детей.)

Действительно, историю своей Родины, своего языка надо знать, надо помнить о тех людях, которые способствовали их становлению и развитию; надо быть грамотным человеком, чтобы состояться в жизни как личность. А вот что бывает, когда человек не желает учиться, несерьезно к этому относится…

СЛАЙД № 20 (видеоролик «Как учился грамоте Митрофанушка» (по комедии Д. И. Фонвизина «Недоросль»)

СЛАЙД № 21 (видеоролик « Чему научился Митрофанушка»)

— Ребята, вам стыдно за Митрофанушку? (Ответы детей.)

Наше занятие мне хочется закончить словами И.А.Бунина:

Источник

«Через века несущие свет»: Познавательный час, посвященный празднованию Дня славянской письменности и культуры

«Через века несущие свет»: познавательный час, посвященный празднованию Дня славянской письменности и культуры
Цели урока:

1.Познакомить с событиями жизни Кирилла и Мефодия, составителями славянской азбуки.

2.Прививать детям любовь к родному языку, родному слову, отечественной истории.

3.Воспитывать уважительное отношение учащихся к трудам христианских проповедников Кирилла и Мефодия, создавших первую славянскую азбуку.

4.Эстетическое и нравственное воспитание.

1.Познакомить учащихся с истоками создания славянской азбуки и ее создателями.

2.Способствовать воспитанию уважительного отношения к букве, алфавиту, слову.

3.Воспитывать потребность совершать добрые поступки и сопоставлять их с деяниями святых.

Оборудование: экран, компьютер, презентация к уроку, портрет Кирилла и Мефодия, азбука; книжная выставка «День славянской письменности и культуры».

Ход урока.

В России, как и в других славянских государствах, широко отмечается День славянской письменности и культуры. Для многих народов славянских государств объединяющим фактором является православная религия и связанная с ней духовная сфера и культура.

Истоки славянской письменности возвращаются к Святым равноапостольным братьям Кириллу и Мефодию, которые принесли на славянскую землю письменность, тем самым приобщили многомиллионные славянские народы к мировой цивилизации, мировой культуре. Славянская письменность была создана в IX веке, около 862 года.

Братья Кирилл и Мефодий выросли в знатной семье, жившей в греческом городе Солуни. Мефодий был старшим из семи братьев, Константин – самым младшим. Мефодий был в военном звании и являлся правителем в одном из подчиненных Византийской империи славянских княжеств, болгарском, что дало ему возможность научиться славянскому языку.

Будущие славянские просветители получили прекрасное воспитание и образование. Константин с младенчества обнаружил необычайные умственные дарования. Обучаясь в солунской школе и еще не достигнув пятнадцати лет, он уже читал книги глубокомысленнейшего из отцов Церкви IV века – Григория Богослова. Слух о даровитости Константина достиг Константинополя, и тогда он был взят ко двору, где учился вместе с сыном императора у лучших учителей столицы Византии. У знаменитого ученого Фотия, будущего Константинопольского патриарха, Константин изучал античную литературу. Константин учился у лучших учителей Константинополя и в совершенстве постиг все науки своего времени и многие языки, получив за свой ум и выдающиеся познания прозвание Философ. Постигал он также философию, риторику, математику, астрономию и музыку.

В 862 г. к византийскому императору в Константинополь прибыли послы от моравского князя (Моравия – это часть современной Чехии). Византия была носительницей христианской веры. Так вот, моравский князь просил, чтобы в его земли пришли проповедники, которые могли бы рассказать о христианстве на славянском языке.
Братья Кирилл и Мефодий отправились в Моравию, где вели просветительскую работу, проповедуя вместе с христианством законы нравственности, человеколюбия, добра и справедливости. Как известно, знания можно получить не только от учителя, но и из книг. Славяне, которым проповедовали братья, не понимали по-гречески и не могли читать христианские греческие книги. А своих книг славяне вовсе не имели, потому что не было букв, которыми можно было записать славянскую речь. Говорить говорили, а записать речь не могли. Вот братья и придумали буквы, чтобы ими записать слова, понятные славянам. Некоторые буквы Кирилл позаимствовал из греческого алфавита, некоторые изобрел вместе с братом… Получилась удобная азбука, которой мы пользуемся до сих пор. Конечно, кое-что изменилось: несколько букв утрачено за ненадобностью, многие стали проще в написании. Но основа современной русской азбуки принадлежит Кириллу. Русские ученые-книжники всегда чтили братьев-просветителей, которые научили нас «составляти письмена азбуковные». В честь создателя русская азбука называется кириллицей.
«Буквы должны быть красивыми и простыми, чтобы рука писала легко, без задержек, словно пела», — сразу решили братья.
И хотя с тех пор состав нашей азбуки несколько раз менялся, начертания букв остались прежними. Значит, справились братья с задачей.
Но потрудиться им пришлось немало. День за днем стояли братья бок о бок и длинными палками чертили на песке различные знаки. Стирали их, писали новые. Наконец все 43 буквы славянской азбуки были созданы. Братья написали разные слова из славянского языка: «бор», «широкий», «юный», «живой». Греческой азбукой эти слова написать было невозможно, потому что у греков отсутствовали буквы для обозначения звуков «б», «ж», «ю», «ш», равно как и для звуков «з», «у», «ц», «ч», «щ» и «я». Все эти звуки в созданном алфавите записывались новыми буквами.
14 февраля 869 года Константин Философ, названный в монашестве Кириллом, умер. Создатель славянской письменности и первый учитель славянских народов похоронен в Риме, в храме Святого Климента, рядом с мощами верного ученика апостола Петра. Храм Святого Климента сохранился и по сей день. Он находится недалеко от Колизея и на фоне современных зданий выглядит скромно: кирпичные стены его давно уже потемнели от времени. В начале 20 века место, где покоятся мощи святого равноапостольного Кирилла, болгарские художники украсили прекрасной мозаикой. Здесь постоянно лежат живые цветы. Их приносят самые обыкновенные люди – все, кому посчастливилось приехать в Рим и кто хранит в душе своей благодарность первому учителю славянских народов.
Мефодий умер 6 апреля 885г. в Моравии. Он пережил брата на 16 лет. Христианская церковь причислила Кирилла и Мефодия к лику святых.
Во времена славянского князя Владимира принял русский народ православную веру. И пришли на Русь учителя из Болгарии. Были они учениками учеников Кирилла и Мефодия. В Новгороде, в столичном городе Киеве, в других городах стали люди постигать грамоту. Русь спешила украсить свои города православными храмами, а для этого срочно потребовались архитекторы, инженеры-строители, художники-иконописцы. Все знания христианского мира стали доступны русскому человеку. В монастырях изучали и философию, и географию с математикой. Историки-летописцы Никон Великий и мудрый Нестор создавали «Повесть временных лет», записывали старинные предания. И каждый, кто учился славянской грамоте, хранил в памяти имена первых учителей — Кирилла и Мелодия.
В 1578 году первопечатник Иван Федоров, автор первой русской печатной «Азбуки», решил переиздать ее и поместил туда статью о Кирилле и Мефодии. Как будто первопечатник через века протянул руку первоучителям земли русской… В течение многих лет дети учились читать по этой книге.

Я знаю, что вы все сегодня готовились к этому библиотечному уроку, и, поэтому, хочу представить вашему вниманию вопросы викторины. Итак, начинаем.

Викторина

«Вопросы древности – ответы современности»

1.Кто создал славянскую азбуку? (Кирилл и Мефодий)

2.Какой год считается годом возникновения славянского письма и книжного дела? (863)

3.Почему Кирилла и Мефодия называют «Солунскими братьями»? (Место рождения братьев-просветителей город Солунь в Македонии)

4.Какое имя в миру до монашеского пострига носил Кирилл?(Константин)

5.Кто был старшим братом: Кирилл или Мефодий? (Мефодий)

6. Как называлась первая книга, написанная кириллицей? (Остромирово Евангелие»)

7.Кто из братьев был библиотекарем, а кто воином? (Кирилл – библиотекарь, Мефодий – военачальник,)

8.Как называли Кирилла за ум и прилежание? (Философ)

9.Какой город на Руси стал центром славянского книгопечатания и местом основания Кирилло-Мефодиевского общества? (Киев)

10.Каким письмом были написаны первые славянские письменные памятники? (Глаголицей)

11.Какой язык является древнейшим литературным языком? (Славянский)

12.Назовите произведения Древней Руси, написанные на древнерусском языке.

13.В чьё царствование славянская азбука была изменена – упрощена.(Петра 1)

14.Сколько букв в кириллице было до Петра Первого? (43 буквы)

15.Сколько букв стало в современной азбуке? (33 буквы)

16.Кто был первопечатником на Руси? (Иван Фёдоров)

17.Как называлась первая печатная книга? («Апостол»)

18.Какая азбука старше: кириллица или глаголица? (Глаголица)

19.Какие буквы придумали в 18 веке для звуков, не существовавших в старославянском языке? (ё, й)

20.Когда отмечается День славянской письменности? (24 мая)

Конкурс «Литературные анаграммы»

Переставьте буквы так, чтобы в предложенных словах получились литературные термины, или имена писателей, или имена книжных персонажей

МОТ – (единица собрания сочинений)

ТОРБА – (русская детская писательница)

ОПЕР – (инструмент писателя)

РИНГ – (русский писатель)

НЕРВ – (французский писатель)

Конкурс «Пословицы»
1. Ответьте на вопросы, используя пословицы

Какое слово и кошке приятно?

Что свет, а что тьма?

2. Подберите антонимы

Речь хороша короткая, а веревка ________.

Болен – лечись, а _____ – берегись.

Родная сторона – мать, а чужая – ___________.

У спорого кузнеца руки черные, да хлеб _______.

Славянский народ помнит своих первоучителей Кирилла и Мефодия, памятники которым установлены во многих городах (София, Москва, Одесса и мн. др.). О равноапостольных Кирилле и Мефодии, об их просветительском подвиге вспоминают славяне каждый год 24 мая. День славянской письменности и культуры – это дань памяти тем, кто более 1000 лет назад составил славянский алфавит и подарил нам возможность читать и писать. Письменность помогает народу сплотиться, осознать свое духовное и историческое единство. Поэтому в День славянской письменности и культуры – в день памяти равноапостольных Кирилла и Мефодия – мы вспоминаем о том, что живем в стране, которой гордимся, которую есть за что любить, и что каждый из нас является носителем многовековой культуры русского языка.
И в заключение хочу напомнить вам русскую пословицу «Мир освещается солнцем, а человек – знанием». Не забывайте и вы, ребята, об этом. На этом наша беседа заканчивается.

Источник

Разработка классного часа «Основатели славянской письменности» (5 класс)

Обращаем Ваше внимание, что в соответствии с Федеральным законом N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, организовывается обучение и воспитание обучающихся с ОВЗ как совместно с другими обучающимися, так и в отдельных классах или группах.

Обращаем Ваше внимание, что c 1 сентября 2022 года вступают в силу новые федеральные государственные стандарты (ФГОС) начального общего образования (НОО) №286 и основного общего образования (ООО) №287. Теперь требования к преподаванию каждого предмета сформулированы предельно четко: прописано, каких конкретных результатов должны достичь ученики. Упор делается на практические навыки и их применение в жизни.

Мы подготовили 2 курса по обновлённым ФГОС, которые помогут Вам разобраться во всех тонкостях и успешно применять их в работе. Только до 30 июня Вы можете пройти дистанционное обучение со скидкой 40% и получить удостоверение.

Столичный центр образовательных технологий г. Москва

Получите квалификацию учитель математики за 2 месяца

от 3 170 руб. 1900 руб.

Количество часов 300 ч. / 600 ч.

Успеть записаться со скидкой

Форма обучения дистанционная

Классный час «Основатели славянской письменности»

· познакомить учащихся с историей создания славянской азбуки;

· показать значение научного и просветительского подвига Кирилла и Мефодия, создателей азбуки;

· развивать у учащихся интерес к родной истории, к родному языку;

· воспитывать у учащихся чувство патриотизма, уважения к истории и традициям нашей Родины, гражданственности;

· способствовать развитию у школьников мировоззренческих убеждений на основе осмысления ими исторических событий, умения прослеживать связь истории и современности;

· развивать у учащихся умения анализировать информацию, представленную в разных знаковых системах (текст, иллюстрация, схема, аудиовизуальный ряд).

24 мая отмечается важный праздник, тесно связанный с историей и культурой России — День славянской письменности и культуры.

У славянской письменности совершенно удивительное происхождение. Благодаря целому ряду исторических свидетельств нам известно о начале славянской письменности и о ее создателях — святых Кирилле и Мефодии.

Еще в старые времена славянские народы праздновали память святых братьев Кирилла и Мефодия, однако позже празднование было забыто под влиянием различных исторических и политических обстоятельств. В начале девятнадцатого века происходило возрождением славянских народностей, и вместе с этим обновилась и память о славянских первоучителях. И в 1863 году на Руси было принято постановление о праздновании памяти святых Кирилла и Мефодия 11 мая (24 мая по новому стилю).

Славянская письменность была создана в IX веке, около 862 года.

Братья Кирилл и Мефодий выросли в знатной семье, жившей в греческом городе Солуни. Мефодий был старшим из семи братьев, Константин — самым младшим. Мефодий был в военном звании – «стратиг» – и являлся правителем в одном из подчиненных Византийской империи славянских княжеств, болгарском, что дало ему возможность научиться славянскому языку.

Будущие славянские просветители получили прекрасное воспитание и образование. Константин с младенчества обнаружил необычайные умственные дарования. Обучаясь в солунской школе и еще не достигнув пятнадцати лет, он уже читал книги глубокомысленнейшего из отцов Церкви IV века — Григория Богослова. Слух о даровитости Константина достиг Константинополя, и тогда он был взят ко двору, где учился вместе с сыном императора у лучших учителей столицы Византии. У знаменитого ученого Фотия, будущего Константинопольского патриарха, Константин изучал античную литературу. Константин учился у лучших учителей Константинополя и в совершенстве постиг все науки своего времени и многие языки, получив за свой ум и выдающиеся познания прозвание Философ. Постигал он также философию, риторику, математику, астрономию и музыку. Константина ожидала блестящая карьера при императорском дворе, богатство и женитьба на знатной красивой девушке. Но он предпочел удалиться в монастырь на гору Олимп к Мефодию, брату своему, — рассказывает его жизнеописание, чтобы беспрестанно творить молитву и заниматься благочестивыми размышлениями.

Однако не удавалось Константину подолгу проводить время в уединении. Как лучшего проповедника веры, защитника Православия его часто посылали в соседние страны для участия в диспутах. Поездки эти были весьма успешными для Константина.

Вся жизнь Константина была наполнена частыми трудными, тяжкими испытаниями и напряженной работой. Это подорвало его силы, и в 42 года он сильно заболел. Незадолго перед кончиной он принял монашество с именем Кирилл и тихо скончался в 869 году. Случилось это в Риме, когда братья в очередной раз приехали искать у папы Римского поддержки в главном своем деле — распространении славянской письменности. Перед смертью Кирилл говорил брату: «Мы с тобою, как два вола, вели одну борозду. Я изнемог, но ты не подумай оставить труды учительства и снова удалиться на свою гору».

Мефодий пережил брата на 16 лет. Терпя лишения и поношения, он продолжал великое дело — перевод на славянский язык Священных книг, проповедь православной веры, крещение славянского народа. Преемником себе он оставил лучшего из своих учеников, архиепископа Горазда, и около двухсот обученных им священников — славян.

С принятием христианства на Русь пришла и славянская азбука. И в Киеве, и в Новгороде, и в других городах стали создавать школы для обучения славянской грамоте. Явились в Русской земле учителя из Болгарии — продолжатели дела Кирилла и Мефодия.

Кирилл и Мефодий, создавая славянскую азбуку, брали за образец свою, греческую, но многое им пришлось придумать и самим. Дело в том, что в русском и болгарском языках было больше согласных звуков, чем у греков, и нужны были значки для обозначения этих согласных. В греческом алфавите 24 буквы, в славянском–43. Название букв похоже, но полностью не совпадает.

Если прочесть названия первых букв греческого алфавита, возникает вопрос: а почему он так назван? Ответ напрашивается сам собой: альфа + бета(вета) =алфавит. Так сегодня мы называем всякое порядковое сочетание букв любого языка. А теперь прочитаем название букв славянского алфавита. Догадались, почему книга, по которой вы учились читать, называется Азбукой?

Новый алфавит получил название «кириллица» по монашескому имени Константина. Славянская азбука была составлена на основе греческой, существенно изменив ее, чтобы передать славянскую звуковую систему. Были созданы две азбуки — глаголица и кириллица. Изначально существовало твердое убеждение, что только три языка являются достойными для богослужения и написания церковных книг (древнееврейский, греческий и латинский). Папа Римский после представления братьями нового алфавита утвердил богослужение на славянском языке, а переведенные братьями книги приказал положить в римских церквах и совершать литургию на славянском языке.

До наших дней дошло так называемое азбучное Послание. Текст составлен и названий букв славянского алфавита. Название каждой буквы несет определенный смысл.

Азъ буки веде. Глаголъ добро есте. Живите зело, земля, и, иже како люди, мыслите нашъ онъ покои. Рцы слово твердо — укъ фъретъ херъ. Цы, черве, шта ъра юсъ яти!

Рассмотрим три первые буквы азбуки — Аз, Буки, Веди.

Буки (букы) — ’буквы, письмена’.

Объединяя названия первых трех букв Азбуки, получаем следующую фразу:

Аз буки веде — я знаю буквы.

Объединяются во фразы и все последующие буквы Азбуки:

Глагол — ’слово’, причем не только изреченное, но и написанное.

Добро — ’достояние, нажитое богатство’.

Есть (есте) — 3-е л., ед.ч. от глагола ’быть’.

Глагол добро есте: слово — это достояние.

Современный перевод ПОСЛАНИЯ:

Я знаю буквы. Письмо — это достояние. Трудитесь усердно, земляне, как подобает разумным людям — постигайте мироздание! Несите слово убежденно — знание — дар Божий! Дерзайте, вникайте, чтобы сущего свет постичь!

Праславянская Азбука — это первый в истории современной цивилизации учебник. Человек, прочитавший и понявший азбучное Послание, овладевает не только универсальным методом хранения информации, но и приобретает способность передачи накопленного знания — т.е. становится Учителем.

А знаете ли вы, как учили грамоте на Руси?

Вот небольшой отрывок из книги замечательного преподавателя-филолога Н.Н.Ушакова:

«В короткие зимние дни ученики собирались в школу ещё затемно. Занятия начинались с семи и продолжались с двухчасовым обеденным перерывом до самой «вечерни». После занятий ученики убирали помещение, приносили чистой воды и уходили домой, когда на улице наступала темнота. Так от темна до темна шли уроки в древнерусской школе. Уроками их можно назвать очень условно. Каждый получал от учителя персональное задание: один делал первые шаги — зубрил азбуку, другой перешёл уже к складам, третий читал «Часослов». И всё следовало выучить «на зубок» — «вызубрить». Заданий на дом не давали, да и когда их было делать, если весь день проходил в «училище». Заучить надо было всё во время занятий. Учили вслух. Каждый своё. Недаром пословицу сложили: «Азбуку учат — во всю избу кричат».

Кириллица просуществовала практически без изменения до времён Петра Великого. При нём были внесены изменения в начертания некоторых букв, а 11 букв были исключены из алфавита.

В 1918 году кириллица потеряла ещё четыре буквы: ять, и (i), ижицу и фиту.

Сейчас мы с вами пишем на бумаге. И книги у нас печатаются на бумаге. А в древности бумаги не было, и чтобы передать свои мысли другим людям, наши предки использовали пергамент. Что такое пергамент? Это тонкая, очищенная от волос телячья или козья кожа. Ее натирали мелом, чтобы снять жир, затем очищали пемзой, чтоб она была ровной, затем по линейке нарезали из нее листы одинаковой величины. Каждый лист разлиновывали на 16 строчек и делили лист пополам, потому что пергамент был очень дорогой, и на листе надо было поместить как можно больше текста.

День славянской письменности и культуры классный час 5 класс. Смотреть фото День славянской письменности и культуры классный час 5 класс. Смотреть картинку День славянской письменности и культуры классный час 5 класс. Картинка про День славянской письменности и культуры классный час 5 класс. Фото День славянской письменности и культуры классный час 5 класс

Первые книги старались сделать красивыми. Весь текст писали черными чернилами, а первую большую букву текста изображали красной краской- киноварью. Она делалась в два-три раза больше остальных букв и часто украшала изображениями цветов или зверей. Такая заглавная буква называлась буквица. А по ее окраске и сама строка получила название красная строка.

Страницы книг украшались красочными рисунками. Заканчивалась каждая глава рисунком в рамке, как и заставка (рисунок в начале главы). Закончив писать книгу, ее страницы складывали вместе, прошивали кожаным шнурком и затем заключали в переплет.

Древние книги, написанные на пергаменте в 20-40 страниц весили несколько килограммов. На одну книгу требовалось от 10 до 20 шкурок, поэтому стоила она дорого. Для лучшей сохранности книги одевали в обложку из двух тонких дощечек, каждую из которых оклеивали кожей, бархатом или серебряной тканью, украшали полудрагоценными камнями и эмалевыми иконами. Книга считалась семейным сокровищем и передавалась от отца к сыну и внуку. В случае пожара наши предки выносили из горящего дома детей, иконы и книги.

Через двести лет после принятия христианства Русь уже имела богатую и разнообразную письменную литературу. Это были первые исторические сочинения – летописи. По каждому году велись записи о событиях в стране, о том, кто и где построил новый город, кто в нём княжил, с кем воевал, удачно ли. Имелись сведения о солнечных затмениях, наводнениях, землетрясениях, пожарах, эпидемиях чумы, холере, о голоде. До нас дошла такая летопись, написанная монахом Киево–Печёрской лавры Нестором, называется она «Повесть временных лет». Эта первая история нашей страны была написана от руки, писал ее монах Нестор в течении 5-7 лет.

На пергаменте писали мирные и торговые договоры, на пергаменте были записаны и первые наши законы – Русская правда и Поучение Владимира Мономаха детям.

Создавались книги о путешествиях («Хождения игумена Даниила в святую землю»), писали жизнеописания святых («Жития Бориса и Глеба», «Жития Александра Невского»). Писали и воинские повести – «Слово о полку Игореве».

Но для письма наши предки использовали не только дорогой пергамент. На стенах церкви Святой Софии в Киеве нацарапаны имена людей, которые обращались к Богу за помощью, просили у него милости, защиты. На донышке глиняного кувшина мастер–гончар писал свое имя, а кузнец–ювелир писал на серебряном блюде писал свое имя и имя того, кому это блюдо или чаша принадлежат.

Для повседневных нужд наши предки вместо дорогого пергамента использовали тонкий слой березовой коры, на нем острой костяной или железной палочкой выцарапывали буквы. Таких берестяных грамот в Новгороде Великом нашли более 600. Но на бересте писали и в Смоленске, и в Москве, и в других городах.

На бересте записывали торговые сделки, посылали письма с просьбой доставить ту или иную забытую дома вещь; жених спрашивал, можно ли засылать сватов; школьники писали шуточные записки. Все это свидетельствует, что наши предки были людьми высокой культуры

В качестве закрепления можно предложить разгадать кроссворд.

По вертикали:
1. Столица Древней Руси. (Киев)
3. Название города в Македонии, где родились святые братья Константин и Мефодий — просветители славян. (Солунь)
5. Совокупность букв русского языка. (Азбука)
6. Имя константинопольского патриарха во времена жизни святых братьев Константина и Мефодия. (Фотий)
8. Глава области в Византийской империи во времена жизни святых братьев. (Стратиг)
9. Что означает греческое слово «София »? (Мудрость)

По горизонтали:
2. Вид живописи по сырой штукатурке. (Фреска)
4. Писчий материал, который использовали во времена святых Кирилла и Мефодия. (Пергамент)
6. Как звали Константина в народе? (Философ)
7. Какое имя было у святого Кирилла до принятия монашества? (Константин)
9. Как звали византийского императора, который отправил Константина на проповедь к славянам? (Михаил)
10. Имя князя, при котором Русь приняла крещение. (Владимир)
11. Свод правил (Канон).

Источник

Разработка классного часа на тему «День славянской письменности и культуры»

Методическая разработка может быть использована для проведения классного часа на тему: День славянской письменности и культуры

Просмотр содержимого документа
«Разработка классного часа на тему «День славянской письменности и культуры»»

К ДНЮ СЛАВЯНСКОЙ ПИСЬМЕННОСТИ И КУЛЬТУРЫ

По широкой Руси – нашей матушке
Колокольный звон разливается.
Ныне братья святые Кирилл и Мефодий
За труды свои прославляются

Работа со славянской азбукой

Кирилл и Мефодий на основе греческого письма создали Первый Славянский Алфавит и перевели Евангелие на славянский язык.

Создатели славянской письменности писали и переводили евангельские проповеди, притчи, апостольские послания и богослужебные тексты, просвещали славян в Моравии.

Константин получил блестящее образование при императорском дворце в столице Византии – Константинополе. Быстро изучил грамматику, арифметику, геометрию, астрономию, музыку, знал 22 языка. Он стал одним из самых образованных людей Византии, за великую мудрость его прозвали Философом. Окончив курс наук, Кирилл стал патриаршим библиотекарем, затем преподавал в университете философию. Знания, полученные во время обучения, не остались лежать мертвым грузом.

После создания Азбуки братья приступили к переводу церковных книг на язык славян. А когда первые книги были переведены с греческого языка на славянский, они с просветительской миссией направились в Моравию. Деятельность братьев быстро вышла за пределы, указанные им византийским

В 863 году зазвучало слово Божие в моравских городах и селениях на родном, славянском языке. Началось славянское летописание!

В течение трех лет Кирилл и Мефодий трудились в Моравии. Они воспитали немало учеников, которые внесли большой вклад в историю славянской письменности и культуры. Всю жизнь солунские братья посвятили учению, знаниям, служению славянам, не придавая значения почестям и славе, терпя порой злобу, клевету, гонения.

Константину не суждено было вернуться на родину. Когда они приехали в Рим, он тяжело заболел, принял монашеский постриг, получил имя Кирилл и через несколько часов скончался. С этим именем он и остался жить в светлой памяти потомков. Похоронен в Риме.

Мефодий позже занимался переводческой, просветительской работой, был учителем до самых последних дней. Умер и похоронен в Моравии.

После смерти великих братьев их ученики претерпели гонения. Папа Римский запретил изучение славянского языка. Дело Кирилла и Мефодия, несмотря на упорную и длительную борьбу в течение многих лет, претерпело неудачу у западных славян, которые по-прежнему используют латинскую азбуку, но зато новая азбука для славян прочно утвердилось в Болгарии, а оттуда была перенесена в Сербию, Румынию и на Русь.

Ученики Кирилла и Мефодия открывают свои школы, и к концу IХ века уже тысячи людей читают и пишут на старославянском языке.

Каждая буква кириллицы была особенной. Она имела имя: А – аз, Б – буки, В – веди, Г – глаголь, Д – добро, Е – есте, Ж – живете, З – зело, земля, Л – люди,

М – мыслете, П – покой, Р – рцы, речь, С – слово, Т – твёрдо…

Славянский алфавит просуществовал на Руси неизменным более семи столетий. Его создатели постарались, чтобы каждая буква первой русской азбуки была простой и четкой, легкой для письма.

Лишь в царствование Петра Первого славянская азбука была заменена «гражданской», были внесены изменения в алфавит. Царским указом велено было упростить правописание и отменить некоторые буквы.

Во 2-й половине 18-го столетия русский алфавит пополнился новыми буквами, которых не было в славянской азбуке.

В начале 20-го века в России возникла потребность в упрощении алфавита и правописания. Такая реформа была проведена в 1918 году. Указом Наркома Просвещения упраздняются буквы: “десятеричное”, “ять”, “фита”, “ижица”, и твёрдый ” на конце слов.

1.Кто создал славянскую азбуку? (Кирилл и Мефодий)

2.Какой год считается годом возникновения славянского письма и книжного дела? (863)

3.Почему Кирилла и Мефодия называют «Солунскими братьями»? (Место рождения братьев-просветителей город Солунь в Македонии)

4.Какое имя в миру до монашеского пострига носил Кирилл?(Константин)

5.Кто был старшим братом: Кирилл или Мефодий? (Мефодий)

6.Кто из братьев был библиотекарем, а кто воином? (Кирилл – библиотекарь, Мефодий – военачальник)

7.Как называли Кирилла за ум и прилежание? (Философ)

8.Какой город на Руси стал центром славянского книгопечатания и местом основания Кирилло-Мефодиевского общества? (Киев)

10.В чьё царствование славянская азбука была заменена «гражданской»

(По Указу Петра Первого)

11.Сколько букв стало в современной азбуке после революции? (33 буквы)

12.Какие буквы придумали в 18 веке для звуков, не существовавших в старославянском языке? (ё, й)

13.Назовите великого русского учёного, создавшего «теорию 3-х штилей» (Ломоносов)

14.К какому алфавиту восходит кириллица? (К греческому уставному письму)

15.Назовите первый датированный письменный памятник древнерусского языка (Остромирово Евангелие)

Работа со славянской азбукой

Обучающимся предлагается написать предложение, используя кириллицу.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *