Экономика 8 класс обществознание все самое главное
Что такое экономика
Экономика — это наука об использовании людьми ресурсов для производства различных товаров и услуг, их распределения, обмена и потребления.
В понятие экономики входит и возникающая при этом совокупность общественных отношений.
Экономическая наука изучает прежде всего экономические потребности и способы их удовлетворения. На этом строятся ее основные понятия:
а) экономические потребности — недостаток чего-либо, необходимого для поддержания жизнедеятельности и развития личности, предприятия (фирмы) и общества в целом;
б) экономические блага — средства удовлетворения потребностей — товары и услуги, с их помощью удовлетворяются потребности;
в) ресурсы (или факторы производства), используемые для производства экономических благ. Сюда относятся все природные, людские и произведенные человеком ресурсы, необходимые для создания товаров и оказания услуг;
г) экономический выбор — предпочтение наилучшего из вариантов использования ресурсов, когда достигается максимальное удовлетворение потребностей при определенных затратах;
д) производственные возможности — возможности общества по производству экономических благ при эффективном использовании всех имеющихся ресурсов и передовой технологии.
В общественной и частной жизни люди и шага ступить не могут, не затрагивая экономических отношений. Договариваясь о работе, покупая товары на рынке, считая свои доходы и затраты, требуя выплаты зарплаты и даже собираясь в гости, мы — прямо или косвенно — касаемся экономики.
Вы еще не появились на свет, а ваши родители уже задумываются, во что им обойдется содержание ребенка, хватит ли семейного дохода на то, чтобы не просто одеть, прокормить, отдать вас в школу (сегодня многие из них частные), но еще и поставить «на ноги». Но вы выросли, и отныне все заботы по содержанию семьи ложатся на ваши плечи. Возвращаясь уставшим с работы, вы все же облегченно вздыхаете: главное, что она есть. А миллионы других людей не имеют и ее.
Символом и главным двигателем экономики выступают деньги. Под их наличие или отсутствие выстраиваются наши желания, потребности, интересы. Наличие денег делает нас довольными и успокоенными, а их отсутствие ведет к неудовлетворению, а порой к отчаянию и преступлению.
Мы испытываем разочарование в магазине, где нам приглянулась очень нужная, но дорогая по нашим доходам вещь.
Много неприятностей доставляет нам и инфляция, когда цены растут, а заработная плата — нет. Мы чувствуем, как многое, что мы могли бы позволить себе буквально вчера, сегодня становится просто недоступным.
Не только люди, но и целые общества зарабатывают и тратят. То, что общество заработало за год, именуется национальным доходом, а то, что заработали за то же самое время люди, — семейным доходом. И семейный, и национальный доход — главные виды ресурсов.
РЕСУРСЫ (от франц. ressource — вспомогательное средство) — денежные средства, ценности, запасы, возможности, источники средств, доходов (например, природные ресурсы, экономические ресурсы).
Африканские бушмены, живущие впроголодь и с пользой расходующие свои немногочисленные природные ресурсы, стоят намного ближе к пониманию того, что такое экономика, нежели самая большая по территории и природным запасам держава мира Россия, бездумно расходующая дефицитные ресурсы, но так и не сумевшая поднять население на более высокий уровень жизни. Редкость — важнейшее качество ресурсов.
Экономика и ее роль в жизни общества. (обществознание 8 класс)
Самый ТОП в обществознании
Здесь все, что надо знать
по обществознанию
Экономика и ее роль в жизни общества. (обществознание 8 класс)
Человек каждый день сталкивается с различными потребностями, такими как удовлетворение жажды, голода, безопасность, тепло и т.д. Под потребностями понимают материальные блага, находящиеся в обществе в ограниченном количестве и удовлетворяющие потребности людей.
Однако, как уже было сказано, потребности людей безграничны, а материальные блага ограничены. Также ограничены и ресурсы, с помощью которых создаются те самые материальные блага. Такие ресурсы иногда еще называют факторами производства. к ним относятся: труд, капитал, земля и предпринимательские способности. Труд это физические и умственные усилия человека. Под капиталом понимается здания, сооружения, сырье, станки и деньги. Земля включает в себя все природные ресурсы производства, а предпринимательские способности это способность организовать производство и управлять им.
Человек, как мы выяснили живет в мире, где его потребности превышают имеющиеся ресурсы. Поэтому, людям необходимо заниматься производством благ, для удовлетворения своих потребностей. Экономика как раз изучает это самое производство. Отвечает на важнейшие вопросы производителей.
Экономика помогает человеку как удовлетворить свои потребности, так и стать успешным человеком, найти свое призвание, самореализоваться. Благодаря открытиям в производственной среде идет в перед и наука. Новые технологии в экономике плавно перетекают в другие важнейшие сферы общественной жизни, такие как медицина, образование и т.д.ф
Таким образом, чем более развита экономика в обществе, тем более это общество удовлетворено в своих потребностях. Тем оно более счастливо себя чувствует. Если же в обществе спад экономики, то общество не получает полностью необходимые ей блага и начинает себя в чем-то сдерживать, накапливая недовольство и негатив, который в свою очередь в будущем может вылиться в конфликтные столкновения.
8 класс экономика
Просмотр содержимого документа
«8 класс экономика»
Что такое экономика?
От др.-греч. οἶκος «дом, хозяйство; хозяйствование» + νόμος «ном, территория управления хозяйствованием; правило, закон»; буквально «правила ведения домашнего хозяйства»)
Экономика — совокупность наук о ведении хозяйства, вид социальной науки, изучающий взаимоотношение людей в процессе производства, потребления, распределения и обмена товаров или услуг.
Потребности и ресурсы
Подумайте и распределите потребности, изображённые на фотографиях, на три группы : социальные, духовные и физиологические
все ресурсы, которые используются для производства товаров и услуг
те, которые люди получают путем простого присвоения
Капитал(все средства производства, используемые человеком)
-недостаточность имеющихся в распоряжении людей ресурсов для производства благ, способных удовлетворить возрастающие потребности человека и общества
Свободные и экономические блага
Например, свободным благом является воздух-человек свободно вдыхает его, даже не задумываясь об этом.
это блага, которые могут потребляться в неограниченном количестве.
В связи с их ограниченностью, каждое экономическое благо имеет цену .
К этим благам можно отнести как производимы людьми предметы(мебель), так и услуги(труд врача, учителя)
Желанные, но ограниченные по количеству товары и услуги.
Впишите нижеперечисленные примеры в одну из двух столбцов таблицы:
Пошив одежды в ателье, вода из родника, мороженое, занятия в театральном кружке, энергия ветра, ремонт квартиры, дожди, проезд в автобусе, освещение улиц, морская вода, лес, благоприятная почва, работа повара в ресторане, производство бытовой техники, песчаный пляж, выпуск газеты, производство обуви
Главные вопросы экономики
Главные вопросы экономики
Для кого производить?
Способы повышения эффективности производства
Внедрение новой техники и новых технологий
Экономное расходование ресурсов
Повышение квалификации работников
Что такое экономические системы?
Экономические системы -совокупность организационных способов согласования экономической деятельности людей для решения главных вопросов экономики (что, как и для кого производить)
Типы экономических систем
Выделяют 4 типа экономических систем. Рассмотрим каждый из них
— право коллективной собственности
— натуральное хозяйство(ненатуральное хозяйство)
Такая экономическая система, в которой традиции и обычаи определяют практику использования ограниченных ресурсов.
Она является самой древней. При традиционной экономике земля и капитал находятся в общем владении.
Допускается контроль со стороны государства
-ограниченная роль государства
система, основанная на частной собственности, свободе выбора и конкуренции, опирающаяся на личные интересы, ограничивает роль правительства.
Свобода выбора становится основой конкуренции.
-контроль над производством со стороны государства
-преобладание (господство) государственной собственности на средства производства;
-административные методы управления.
Вид экономической системы, при которой материальные ресурсы находятся в государственной собственности и распределяются правительством.
Правительство обязывает отдельных лиц и предприятия действовать в соответствии с централизованным экономическим планированием.
-центром социально-экономического развития страны при смешанной экономике является личность
-на производство включается как частная, так и государственная собственность
Для данного производства характерны след. Виды хозяйств:
-мелкий, средний и крупный бизнес
Смешанная экономическая система – это система, основанная на частной собственности и свободном предпринимательстве, регулируемая государством.
1)Многообразие форм собственности
2)Централизованное распределение ресурсов
1)Преобладание частной собственности на средства производства
2)Регулирование производства при помощи обычаев
4)Интенсивное развитие промышленности и торговли
1)Производство новой модели автомобиля
2)Выявление закономерностей развития рынка труда
3)Прогнозирование спроса на товары
4)Изучение закономерностей изменения предложения недвижимости
1)Верно только А 3)Верны оба суждения
2)Верно только Б 4)Оба суждения неверны
А. Проблема ограниченности экономических ресурсов может быть полностью решена с применением достижений современной науки
Б. Ограниченность экономических ресурсов связана с их недостаточностью для удовлетворения растущих потребностей общества
Презентация по обществознанию на тему «Экономика» (8 класс)
Обращаем Ваше внимание, что c 1 сентября 2022 года вступают в силу новые федеральные государственные стандарты (ФГОС) начального общего образования (НОО) №286 и основного общего образования (ООО) №287. Теперь требования к преподаванию каждого предмета сформулированы предельно четко: прописано, каких конкретных результатов должны достичь ученики. Упор делается на практические навыки и их применение в жизни.
Мы подготовили 2 курса по обновлённым ФГОС, которые помогут Вам разобраться во всех тонкостях и успешно применять их в работе. Только до 30 июня Вы можете пройти дистанционное обучение со скидкой 40% и получить удостоверение.
«Начало учебного года современного учителя»
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
Курс повышения квалификации
Профилактика синдрома «профессионального выгорания» у педагогов
Курс повышения квалификации
Методика преподавания истории и обществознания в общеобразовательной школе
Курс повышения квалификации
Основы общей и педагогической психологии в деятельности педагога образовательного учреждения
«Домашнее обучение. Лайфхаки для родителей»
Рабочие листы и материалы для учителей и воспитателей
Более 2 500 дидактических материалов для школьного и домашнего обучения
Описание презентации по отдельным слайдам:
Учитель обществознания и истории ГБОУ СОШ № 340
Балавенская Екатерина Владимировна
Основателем науки «экономика» считают древнегреческого философа Аристотеля
Экономика –
это наука об использовании людьми ресурсов для производства различных товаров и услуг, их распределения, обмена и потребления
Что такое экономика и зачем ее изучают в школе?
Система хозяйствования,
включающая отрасли
материального производства
(промышленность, сельское
хозяйство, транспорт и т. д.)
и нематериальной сферы
(образование, культура,
здравоохранение и т. д.),
обеспечивающая общество
материальными и
нематериальными благами.
Наука, которая исследует,
как люди в условиях
ограниченности ресурсов
удовлетворяют постоянно
растущие потребности.
Экономика играет огромную роль в жизни общества. Она обеспечивает
людей материальными условиями существования – продуктами
питания, одеждой, жильем и иными предметами потребления.
Основные ресурсы экономики
Труд
физические и интеллектуальные усилия, затрачиваемые людьми при создании товаров и услуг
Природные ресурсы, естественные блага, необходимые при создании товаров и услуг, т.е. все, что используется в натуральном виде (земля, воздух, леса, полезные ископаемые)
Земля
Капитал
Созданные человеком ресурсы, используемые для производства товаров и услуг и приносящие доход
Предпринимательская деятельность
Управленческие и организаторские навыки, используемые в процессе производства
Информация
Знания и сведения, накопленные человечеством и необходимые для его жизнедеятельности
Зачем нужна экономика на сегодняшний день?
В первую очередь, потому что она тесно связана с теми проблемами, которые появляются у каждого из нас. Каждый день нас волнует множество вопросов: квартирная плата, не подорожал ли хлеб, проценты в кредитовании, домашние ремонты. И много других проблем. Мы живем с вами в стране, а это значит, что у нее есть своя политическая и экономическая деятельность. Экономическая деятельность страны имеет влияние на каждого из нас – это наши зарплаты, цены на рынке, цены на энергоресурсы. Сегодня нас интересуют вопросы о том, повысится ли пенсионный возраст, будут ли выведены из тени зарплаты, станет ли в нашей стране больше рабочих мест? Экономика внедряется и в проблемы глобального характера. Они заключаются в том, что есть страны, в которых рост населения несет угрозу ее благополучному существованию, хватит ли продукции для того, чтобы был накормлен народ. Этот список можно еще продолжать долго. Очень много остается открытых вопросов, которые нужно еще изучать и анализировать. Поэтому, сколько еще будет существовать человечество, столько экономика будет ведущей наукой, которая используется теоретически и на практике. С каждым днем одни вопросы решаются, а другие появляются вновь. Человечество стремиться к лучшей жизни, а значит, нужно искать методы достижения этой цели, что не возможно без экономики.
Вывод:
Экономика это:
Общественные отношения, связанные с хозяйственной деятельностью людей.
Хозяйство того или иного района, страны, группы стран или всего мира.
Научная дисциплина, изучающая какую-либо область хозяйственной жизни общества.
Вся та деятельность людей, которая связана с обеспечением материальных условий их жизни.
Основные понятия экономики
9 класс, 11 класс, ЕГЭ/ОГЭ
Определение экономики
Термин «экономика» разделяют на два значения:
Если кратко, то экономика — это система, которая охватывает производство, продажу, распределение, а также потребление товаров и услуг.
Основная проблема экономики — ограниченность доступных нам ресурсов и постоянный рост потребностей людей.
Функции экономической теории:
Существует два уровня экономики:
Основные вопросы экономики:
Основные понятия экономики
Производство — процесс изготовления материального блага с помощью факторов производства, которое имеет определенную ценность в данных обстоятельствах.
Распределение ресурсов — предоставление ограниченных ресурсов разным субъектам производственной деятельности. Если речь идет о распределении прибыли, то подразумевается передача готового товара или денежного эквивалента совладельцам предприятия.
Потребление — это конечный этап цикла товара или услуги, их использование для удовлетворения нужд и потребностей человека.
Потребность — это необходимость в чем-либо для поддержки и развития жизни человека и общества в целом. Удовлетворение потребностей — главный мотив для реализации экономической деятельности.
Блага — средства, с помощью которых можно удовлетворить потребности. Выделяют три категории благ:
Экономические блага — это ограниченные средства, которые необходимы для удовлетворения потребностей людей. Для приобретения экономических благ нам приходится отказываться от других благ. Чтобы их создать, нужны определенные затраты.
Свободные блага — блага, которые существуют в открытом неограниченном доступе. Например, солнечный свет, воздух, вода в реке.
Капитал — совокупность созданных человеком ресурсов производства. Капитал бывает двух видов:
Приглашаем на уроки подготовки к ЕГЭ по обществознанию для учеников 10 и 11 классов!
История экономики
В первобытном обществе уровень экономического развития был низким, а именно на грани физического выживания. Сначала первобытные люди охотились и занимались собирательством, но в результате неолитической революции появилось земледелие и животноводство. Развитие общества привело к разделению труда и социальному неравенству, появились социальные страты и государство, а позже — рабовладение.
Постепенно развивался товарообмен, который появился в форме натурального обмена, а затем превратился в торговлю с помощью денег. В Древнем мире и Средневековье преобладало натуральное хозяйство.
В конце XV века началась эпоха Великих географических открытий, которая привела к формированию мировой экономики и эпохе первоначального накопления.
В последней четверти XVIII века началась промышленная революция, которая привела население к деятельности в сфере промышленности. Преобладающим общественным строем стал капитализм — так происходил процесс перехода от традиционного общества к современному, от аграрного к индустриальному обществу.
В XX веке в некоторых странах образовалась административно-командная экономика. В остальных странах развивалась рыночная экономика. Во второй половине XX века началась научно-техническая революция, в результате которой индустриальное общество стало превращаться в постиндустриальное.
Типы экономики
Тип экономической системы страны зависит от того, как в ней распределяются ресурсы. Таких видов экономики выделяют четыре.
Традиционный тип экономики
Самый древний вид экономики в мире — традиционная экономика, по которой некоторые страны действуют до сих пор. В основном это страны мира, в которых преобладает сельское хозяйство. При этом типе системы экономика государства тратит больше, чем получает.
Командный тип экономики
Командную экономическую систему еще называют централизованной или командно-плановой. Такая экономика была основанием для коммунистической философии. Она действует так: у государства есть план экономического развития, согласно которому производства выпускают товары и услуги. Этот план диктует, что производить, в каких объемах и за какую цену продавать. Так, например, было в СССР.
Рыночный тип экономики
Рыночную экономику еще называют свободной, так как при ней фирмы и домашние хозяйства действуют в собственных интересах. Этот тип экономики противоположен командной, когда прибыль получает центральное правительство.
В чистой рыночной экономике нет государственного вмешательство, правительство отделено от рынка. На деле это не всегда так: в мире не существует ни одного вида рыночной экономики в чистом виде.
Смешанный тип экономики
Смешанная экономика — это комбинация разных типов экономических систем, чаще всего — рыночной и командной экономики. Чаще всего рынок свободен от государственного регулирования, кроме нескольких ключевых отраслей: транспортной, оборонной и железнодорожной.
Экономический рост
Экономический рост — это увеличение объема выпуска товаров и услуг в определенной экономической системе.
Экономический рост — это долгосрочная тенденция. Краткосрочные колебания в рамках теории экономического роста не изучают, они относятся к теории деловых циклов.
В отличие от экономического развития, экономический рост — это количественный показатель. Под объемом выпуска товаров и услуг обычно понимают реальный ВВП.
Валовой внутренний продукт (ВВП) — это рыночная стоимость всех произведенных в стране товаров и услуг, которые предназначены для потребления, а не для производства других товаров или услуг. ВВП можно рассчитать как общий доход граждан, компаний и государства за определенный период.
Экономический рост тесно связан с ростом общего благосостояния: продолжительности жизни, качества медицинского обслуживания, уровня образования, сокращением продолжительности рабочего дня и других факторов.
Крупнейшие экономики мира в 2020 году по размеру ВВП
Место
Страна
ВВП (триллионы долларов США)
Три основные теории экономики
В развитие экономической теории внесли существенный вклад три деятеля:
Рассмотрим отдельно подход каждого из них.
Теория Адама Смита
Адам Смит провел глубокий анализ мира деловых отношений и пришел к выводу, что каждый человек в обществе действует в собственных интересах и может производить и покупать товары и услуги, которые ему необходимы. Этот механизм саморегулирования Смит назвал невидимой рукой рынка.
Например, кондитер, пекарь или мебельщик производят такое количество тортов, хлеба или стульев, которое посчитают нужным. А каждый клиент покупает столько тортов, хлеба или стульев, сколько нужно ему. Все это происходит без согласования друг с другом и без разрешения государства. Получается свободная рыночная экономика в действии.
На этом умозаключении Смит основал классическую экономику. Главная идея классической экономики: отношение правительства к рынку основано на принципах справедливости и позволяет невидимой руке рынка направлять каждого в своих экономических стремлениях, создавать наибольшее благо для наибольшего числа людей и тем самым стимулировать экономический рост.
Теория Карла Маркса
Немецкий философ, экономист и политолог Карл Маркс смотрел на капитализм с пессимистической точки зрения. При свободном рынке Маркс видел нестабильность, борьбу и упадок.
Маркс полагал, что когда капиталист (человек с деньгами и организационными способностями) создает средства производства, стоимость товаров образуется через труд угнетенных рабочих.
В своей работе «Капитал» Маркс заявил, что капиталист получает прибыль через эксплуатацию труда, без доплат рабочей силе за ту ценность, которую она производит.
Эксплуатацию труда Маркс считал фундаментом классовой борьбы и основой капитализма, но также утверждал, что эксплуатация может стать смертью капитализма. Экономист был уверен, что по мере увеличения предприятий разделение и борьба будут усиливаться.
Маркс был убежден, что общество придет к системе из двух классов, в которой будут лишь несколько богатых капиталистов и огромное количество обездоленных рабочих. В будущем, по мнению Маркса, наступит падение капитализма и общество начнет плавно идти к коммунизму. При коммунизме рабочие будут владеть средствами производства, и им не придется использовать свой труд для получения прибыли.
Учение Маркса оказало огромное влияние на многие общества, в том числе и на СССР в XX веке.
Теория Джона Кейнса
Во времена Великой депрессии в США миллионы людей потеряли свои сбережения и работу, уровень безработицы достиг 25%. Никто не понимал, как страна сможет выйти из депрессии, многие стали сомневаться в невидимой руке рынка Адама Смита и считали то время концом капитализма.