Это лучше при личной встрече
Как проводить эффективные личные встречи
Практическое руководство для руководителей и подчиненных.
Насколько эффективны личные встречи, которые вы проводите?
Большинство руководителей скажут, что эффективность просто отличная. Однако исследование показало, что после личных встреч сотрудники часто остаются менее мотивированными, чем руководители. И меня это беспокоит.
Обычно такие встречи занимают 30-60 минут и проводятся между сотрудниками и руководителям с целью помочь первым достичь их целей. Если придерживаться этого определения, короткие отчеты о состоянии дел не считаются личными встречами. А вот беседы о жизненных успехах — считаются, поэтому они, безусловно, должны быть частью эффективного личного общения.
Даже если такая встреча будет сосредоточена на успехе сотрудника, в итоге выигрывают обе стороны: руководитель может напрямую повысить продуктивность коллектива, а сотрудник может донести свое мнение руководству.
На практике повысить эффективность работы — сложная задача, но и высказать честное мнение руководителю — тоже. А если и продуктивность не повышается, и сотрудник не чувствует, что его услышали, коммуникация ухудшается.
Участвовать должны обе стороны
После десяти лет опыта личных встреч со своими подчиненными в собственных компаниях теперь я провожу такие беседы с директорами компаний, получающих венчурные инвестиции, — в качестве коуча. Благодаря этому я смог понять, как добиться эффективности личных встреч и повысить итоговую продуктивность.
Итогом успешной личной встречи должны быть одно-два несложных действия, которые подчиненный может предпринять для развития собственных способностей и продвижения вперед в достижении своих целей.
Я экспериментировал с самыми разными форматами — от неструктурированных разговоров до набора формальных вопросов, — и мне кажется, что не так важен формат беседы, как то, что активно участвовать обязательно должны обе стороны. И в этом эссе я изложу некоторые принципы, которые помогут руководителям и подчиненным получать максимальную отдачу от встреч тет-а-тет.
Советы подчиненным
Большинство тренингов по проведению личных встреч нацелено на руководителей. Однако принято считать, что в центре внимания такой встречи — именно сотрудник. Поэтому и мы начнем отсюда.
1. Проясните свои цели и придерживайтесь их
Чтобы сосредоточиться на продуктивности, нужно знать, чего вы пытаетесь достичь. Но мало кто может ясно изложить свои цели.
Цели можно разделить на три категории:
Деловые цели. Чего вы пытаетесь достичь в нынешней должности и каким образом вы будете измерять успех? Обычно для структурирования деловых целей используют OKR (цели и ключевые результаты).
Профессиональные цели. Какие профессионально-технические и социальные навыки помогут вам улучшить продуктивность? Например — умение наделять коллектив ответственностью, проводить более интересные презентации.
Личные цели. Есть ли другие важные для вас цели, не входящие в указанные категории? Например, важно ли вам повышение по службе? Смена должности? Хорошая физическая форма?
Мы склонны уделять внимание в первую очередь краткосрочным деловым целям, поскольку они более срочные, однако для самореализации и мотивации в перспективе крайне важны овладение новыми навыками и достижение личных целей. Часто сотрудник раскрывает личные цели, только когда собирается увольняться — и руководителю остается лишь всплеснуть руками: «Что ж вы не сказали раньше!» Не надо так.
Деловые цели обычно обновляются каждые 6-12 недель, однако поведенческие и личные цели также необходимо регулярно обновлять. Я рекомендую каждые несколько месяцев проводить личные встречи, пересматривать и обновлять свои цели.
Помните: достижение целей — это ваша ответственность, а по сути — даже ваша работа. Руководитель может помочь, но мотивация и принятие мер — на вас. Если цели не определены на 100%, уделите время тому, чтобы прояснить их, и обсудите эту тему на следующей личной встрече.
2. Подготовьте отчет за период с предыдущей встречи
Тут никуда не денешься: чем лучше вы подготовитесь, чем лучше будет результат. К счастью, много времени на это не нужно. Все мои самые успешные директора перед каждым сеансом присылают мне отчет по своим действиям. Они серьезно относятся к продуктивности — и вы должны последовать их примеру.
Полезная информация, которую нужно включить в отчет:
Текущее положение по метрикам и ключевым проектам. Если вы уже готовите что-то к собранию с отчетом для команды — у вас эта информация уже будет.
Сводка о том, на что вы тратили время на прошлой неделе. Уделите полминуты: пролистайте календарь и посмотрите, на что ушло время — вы можете удивиться.
Отчет по действиям, предпринятым с момента последней встречи. Ответственность — ключевой момент, но подробно мы остановимся на этом позже.
Если вы потратите несколько минут на составление такого краткого отчета, это поможет ввести руководителя в курс дел и составить повестку для встречи.
3. Выберите для проработки вопрос, дающий максимальную отдачу
Повестка дня личной встречи — это два-три вопроса, которые вы хотите проработать с руководителем. Как правильно выбрать темы для обсуждения? Я рекомендую пройтись по следующим трем пунктам:
Поразмыслите над приведенной в отчете информацией. С какими проблемами вы столкнулись на прошлой неделе или можете столкнуться на следующей? Выделите основные. Что отнимает у вас больше внимания, чем должно?
Описание эмоционального состояния в произвольной форме, начинающееся со слов «Я чувствую, что…» Часто настоящие проблемы не появляются в отчете, потому что они сидят в голове. Перенеся чувства на бумагу, вы сможете прояснить, что (или кто) действительно вызывает у вас трудности.
Спросите себя: «Что можно было бы сказать руководителю, если не бояться последствий?» Это позволяет напрямую перейти к главной проблеме, которая часто связана с рабочими отношениями с руководителем. Высказывание обратной связи — сложная задача, поэтому я рекомендую прочитать статью «Как давать конструктивную обратную связь в сложных ситуациях».
При личных встречах обычно поднимаются следующие темы:
Обсуждение недавних трудностей по работе.
«Нагрузочное тестирование» какого-либо плана.
Лучшее понимание бизнес-стратегии.
Управление проблемными взаимоотношениями.
Обдумывание сложностей в коммуникации.
Работа с изолированностью и неуверенностью в себе.
Если вы боитесь, что открытость в отношении проблем, с которыми вы сталкиваетесь, будет означать слабость, — не волнуйтесь: я с уверенностью могу сказать, что признание собственных слабостей (особенно очевидных остальным) и деятельное их исправление — это признак сознательности и компетентности.
После того, как вы написали короткий отчет и составили список из двух-трех тем, которые нужно проработать, я рекомендую отправить всё это руководителю за день до запланированной встречи — тогда он успеет прочитать это и по необходимости подготовиться.
4. Примите установку на рост
Руководитель хочет, чтобы вы добились успеха, — это явная цель личных встреч, поэтому я рекомендую принять «установку на рост».
Вы должны быть открыты и активно искать новые возможности совершенствоваться. Спросите себя: «Как стать лучше в этой сфере?»
И есть две других установки, которых следует избегать: «Я хуже всех» и «Я лучше всех», — они блокируют рост, закрывают вам новые возможности и методы работы.
Хороший руководитель заставит вас выйти за рамки того, на что, как вам кажется, вы способны, а хороший сотрудник будет достаточно смел, чтобы взять ответственность на себя, выйти из зоны комфорта и попробовать что-то новое.
5. Попросите дать обратную связь… в смысле, «совет»
Большинство из нас не склонны к конфликтам и по возможности избегают обратной связи. Даже директора иногда избегают давать обратную связь некоторым своим руководителям (поверьте мне — я знаю).
Улучшение собственного образа в глазах руководителя — это главный секрет карьерного роста, но чтобы менять этот образ, нужно понимать, как вас видят.
Итак, как лучше просить у руководителя дать обратную связь? Во-первых, спросите мнение по конкретному, актуальному вопросу — например, о проведенном недавно собрании или выполненной задаче. Во-вторых, просите дать «совет», а не обратную связь. Исследования показывают, что в целях определения действенных улучшений просьба дать совет эффективнее, чем просто запрос «обратной связи».
А если ваш руководитель — хороший коуч, он обратит на это внимание и заставит разобраться в том, как можно стать лучше.
Советы руководителям
Вы, наверное, уже подумали, что руководители здесь легко отделаются. Что ж, вот советы руководителям, которые тоже хотят принимать активное участие в личных встречах.
1. Обеспечьте психологическую безопасность
Психологическая безопасность — это «общее убеждение в том, что коллектив находится в безопасности в отношении межличностных рисков». Другими словами, в ответ на открытость и честность подчиненного вы не должны злиться и нападать.
Нужно создать ощущение, что вы заодно. Но как установить такую связь? Правильную установку помогут сформировать следующие советы:
Признание. Что в отношении подчиненного вызывает у вас желание поблагодарить его?
Любопытство. Как себя чувствует ваш сотрудник?
Учет мнения. Что для подчиненного важно?
Уязвимость. Какие собственные слабые стороны вы пытаетесь исправить?
Уделите минуту тому, чтобы установить связь и показать заботу, — это поможет вам в будущем. Наладив коммуникацию, начните встречу с одного из следующих вопросов:
Над чем бы вы хотели поработать вместе?
Какие темы полезнее всего было бы обсудить сегодня?
Как провести это время с наибольшей пользой для вас?
2. Будьте готовы к роли коуча
Руководителю приходится примерять на себя самые разные роли. Иногда нужно быть лидером и рисовать четкую картину успеха, иногда — наставником: делиться навыками и опытом, особенно с новичками.
Но в большинстве личных встреч нужно как можно дольше быть в роли коуча — а коуч не дает ответов, и поэтому вы должны:
Задавать вопросы. Так вы наделяете сотрудника ответственностью, а не берете всё на себя.
Внимательно слушать. Слушайте, что и как вам говорят — и что остается невысказанным.
Синтезировать. Сжато обобщайте и проговаривайте услышанное.
Напоминать сотруднику о его целях. Мы все постоянно сами забываем о собственных целях.
Давайте сложные задачи. Так вы сможете вывести подчиненного из зоны комфорта.
Избавиться от привычки давать ответы — одна из самых сложных задач в коучинге команды. Однако если вы серьезно настроены на воспитание лидеров, вам придется прикусить язык.
Если вам интересно подробнее узнать о коучинге для руководителей и директоров, подпишитесь на мою новую серию статей по этой теме.
3. Оставьте место для эмоций
Когда я начинал работать коучем, мне казалось, что самая большая ценность меня как специалиста будет заключаться в предоставлении рекомендаций и новой информации… но я недооценил важность простого умения слушать. Возможно, и вы его недооцениваете.
Когда кто-то приходит к вам со своими проблемами, можно с уверенностью предположить, что этот человек много о них думал. Однако вполне вероятно, что он не проработал сопутствующие эмоции.
Если высказать эмоции и мысли, это поможет снизить их отрицательное воздействие. Слушая и не осуждая, вы укрепляете доверие, необходимое для того, чтобы подчиненный более критически проанализировал свои мысли и чувства. А это — прямая дорога к самосознанию.
Наше поведение определяется нашими эмоциями, поэтому любое достаточно длительное изменение поведения должно сопровождаться эмоциональным изменением.
4. Наделяйте ответственностью
Что значит наделить кого-либо ответственностью? Для меня это означает спросить «что случилось?», а затем копнуть глубже. Задавать такой вопрос может быть неприятно, поэтому часто мы этого не делаем.
В личной беседе не стоит расспрашивать обо всём, что произошло, — иначе встреча никогда не закончится. Нужно сосредоточиться на ключевых действиях, которые, по вашему мнению, важны для достижения целей подчиненного.
Для него эти ключевые действия могут быть очевидны — поэтому вам просто нужно спросить: «Что вы собираетесь предпринять в этом отношении до следующей встречи?» В других случаях можно дать трудную задачу, которая заставит сотрудника сделать то, за что он иначе не взялся бы. С вами могут согласиться или предложить что-то еще — но вы должны дать понять, что если подчиненный возьмется что-то предпринять, он обязуется сделать это.
Я рекомендую на каждую тему определить по одному действию, которое можно выполнить к следующей встрече, — таким образом подчиненный сможет держать вас в курсе, а вы сможете дополнительно мотивировать, спросив: «Я могу рассчитывать, что вы это сделаете?»
Записывая и отслеживая выполнение этих действий, вы окажете сотруднику услугу. Помните: предпринимаемые действия выбираются не с целью помочь руководителю — они нужны подчиненному. Я отправляю список с действиями подчиненным по почте — эти лишние пару минут позволяют избежать разговора вроде «но мне казалось, мы договорились о другом», толку от которого нет никому.
Но хотелось бы и предупредить: старайтесь не поддаваться соблазну решить проблему команды, с которой они могут разобраться сами, — и если после каждой личной встречи ваш список дел увеличивается, возможно, вы как раз этим и занимаетесь. Постарайтесь передать ответственность команде: сначала задайтесь вопросом, что команда может сделать сама, а уже после этого подумайте, что можете сделать вы.
5. Попросите дать обратную связь… в смысле, тоже «совет»
Если вы помогаете другим повысить продуктивность, вам тоже всегда будет чему поучиться. Поэтому будет полезно спросить подчиненного, в каких областях вы можете стать лучше.
что, по мнению сотрудника, вам следует делать иначе,
что бы он сделал на вашем месте,
что позволит вам стать лучше как руководителю (коучу)?
Ваш успех как руководителя определяется успехом команды — а значит, и успехом личных встреч с сотрудниками.
Как изменить подход к личным встречам
Если вы проводите личные встречи всегда одинаково, их продуктивность может снизиться: время от времени нужно что-нибудь менять. Обсуждайте эффективность бесед с каждым сотрудником — так вы сможете найти идеи, которые могут понравиться обеим сторонам.
Например, можно изменить частоту и продолжительность бесед: проводить их не еженедельно, а каждые две недели, не 30 минут, а час (или наоборот). Также можно поэкспериментировать с более строгими форматами — например, попробовать схему «продуктивность, отношения, лидерство и инновации» Билла Кэмпбелла или выбрать что-нибудь из множества доступных в Интернете шаблонов.
Любое изменение подхода — хорошая возможность перестроить личные отношения. Я делаю это, задавая три вопроса:
«Разрешаете ли вы мне по-прежнему быть вашем коучем?»
«Сможете ли вы рассказывать на личных встречах о самых больших трудностях?»
«Согласившись предпринять оговоренное действие, обязуетесь ли вы выполнить его?»
Пару слов о продолжительных беседах
Продолжительные встречи проводятся не так часто, как нужно было бы. Считается, что беседы должны быть покороче, чтобы с ними можно было быстрее покончить. Однако мой опыт говорит о том, что двухчасовые беседы могут коренным образом изменить ситуацию.
Первый час проходит обычным образом. И, когда вы оба уже достаточно освоитесь и расслабитесь, вдруг появится неловкость, покажется, что говорить уже не о чем, — и вы услышите волшебные слова:
«Не знаю, стоит ли поднимать этот вопрос, но…»
Длительные беседы наиболее полезны в случае накопленных за долгое время проблем, когда нужно сначала установить хорошую связь — и лишь после этого появится возможность затронуть какую-то определенную тему. Почти 80% моих бесед с клиентами длятся по два часа. Кроме того, с каждым сотрудником я провожу двухчасовые беседы каждый квартал.
До пандемии мы делали это вне офиса за бокалом чего-нибудь покрепче — сейчас приходится говорить по телефону.
Хорошие вопросы — залог хороших ответов
В начале своей карьеры коуча я работал с директором известной компании над проблемой, о которой понятия не имел. Мы рассмотрели ее со всех сторон, но к концу разговора ни он, ни я не знали, как подступиться к решению.
Мне уже казалось, меня уволят, поэтому к следующей сессии я ждал худшего — но, к моему удивлению, клиент был оптимистичен:
«Дэйв, у меня было озарение, — сказал он. — Я постоянно думал о вопросе, который вы задали. И через пару дней ответ пришел ко мне, пока я мылся в душе. Проблема решена!»
И это мое напутствие руководителям: неважно, что вы ощущаете по завершении встречи, неважно, насколько ясен план действий вам, и неважно, знаете ли вы решение. Единственное, что имеет значение, — это то, что ощущает ваш подчиненный, и какие вопросы остаются с ним.
Ваша команда найдет способ решения проблемы… если сосредоточится на правильных вопросах. Ваша задача — дать им такую возможность.
Об авторе
Привет, я Дэйв. Я занимаюсь коучингом директоров технических компаний, находящихся на первоначальном этапе финансирования и до выхода на IPO. Также я веду подкаст The Founder Coach Podcast, личный Substack и программу коучинга под названием Clarity, которая помогает основателям компаний улучшить коммуникативные навыки. До этого я был сооснователем трех компаний, получивших финансирование от венчурного капитала, и два года проработал в венчурном бизнесе. Подробнее — на моем сайте Dave-Bailey.com.
О переводчике
Перевод статьи выполнен в Alconost.
Alconost занимается локализацией игр, приложений и сайтов на 70 языков. Переводчики-носители языка, лингвистическое тестирование, облачная платформа с API, непрерывная локализация, менеджеры проектов 24/7, любые форматы строковых ресурсов.
Мы также делаем рекламные и обучающие видеоролики — для сайтов, продающие, имиджевые, рекламные, обучающие, тизеры, эксплейнеры, трейлеры для Google Play и App Store.
Что лучше: переписка или личная встреча
![]()
автор статьи:
Алексей Бабушкин,
эксперт по нетворкингу,
бизнес-тренер
Иногда возникает вопрос: ограничиться обменом писем и сообщений или встретиться вживую? Нужно ли тратить время на личную встречу или достаточно обойтись электронным письмом?
Будет ли эффективной онлайн-переписка или обязательно общаться с глазу на глаз?
Разберём плюсы и минусы личных встреч и дистанционного общения.
Почему личная встреча лучше переписки
1. Эмоции и энергетика
Ничто не заменит живого общения. Это непередаваемая атмосфера, заряжающая взаимной энергией, оставляющая приятное послевкусие состоявшейся встречи
2. Понять, что именно интересно собеседнику
При личном общении вам проще понять истинные мотивы и цели контрагента. Разобраться в деталях его интереса и намерениях
3. Поиск новых точек соприкосновения
Во время личной беседы разговор, как правило, идёт не только по обсуждаемому вопросу. Вы сможете узнать новые факты о своём визави, найти дополнительные общие интересы и темы для дальнейшего общения
4. Запоминаемость и узнаваемость
При личном контакте у вас лучше закрепляется зрительный образ собеседника, и он лучше запоминает вас. В дальнейшем вы проще узнаете друг друга при случайной встрече
5. Можно больше озвучить просьб
Общаясь лично, легче донести больше возможных вариантов и просьб. Это воспринимается более естественно. В отличии от переписки, это не выглядит списком требований и не пугает собеседника
6. Возможность подключения сразу нескольких участников
На встречу можно специально пригласить других людей, чтобы расширить сеть своих знакомств. Либо это может произойти случайно. В любом случае вы создадите дополнительные связи
При личном общении проще реализовать идею группового поиска решений. Будет сгенерировано больше спонтанных идей на основе разности опыта и знаний. У участников меньше возможностей на взвешивание и раздумье. В итоге не пропадут идеи, отметённые самокритикой при подготовке ответа в ходе переписке.
Плюсы в пользу переписки вместо личной встречи
1. Преодоление расстояний
С помощью электронных сообщений можно списаться с кем угодно из любого уголка страны и даже мира. Это безгранично расширяет возможности ведения переговоров.
2. Экономия времени, совмещение дел
При переписке не нужно тратить время на дорогу, искать подходящее вместо для встречи. Можно параллельно выполнять несколько дел или вести сразу несколько переговоров.
3. Все материалы под рукой
Находясь дома или в офисе у вас под рукой все необходимые документы. Не получится так, что вы что-то забыли на встречу, а для принятия решения понадобились дополнительные материалы, которых у вас нет.
4. Есть время обдумать, паузы
В отличии от личной встречи нет необходимости давать мгновенный ответ. Есть возможность хорошо обдумать предложение контрагента и свой ответ, чтобы по готовности написать сообщение.
5. Сохранение истории обсуждения
Вся переписка сохраняется у вас в истории. В любое время можете просмотреть ещё раз ход беседы, проанализировать. Уже не возникнет возражений: «Я такого не говорил!»
6. Возможности чата
Возможность подключения других участников, в том числе находящихся в другой локации. Можно отправить копию переписки, отдельные сообщения, дополнительные материалы коллегам, партнерам, юристам, консультантам, чтобы принять взвешенное, обдуманное решение.
7. Понять, нужно ли вам встречаться лично
При первой встрече, особенно с незнакомым человеком, можно заранее выяснить в чем состоит цель общения, понять взаимные точки пересечения интересов, наметить круг обсуждаемых вопросов, принять решение о целесообразности встречи.
Возможно вы найдете для себя и другие аргументы в пользу того или иного формата. В каждом отдельном случае важно оценить обстоятельства и принять взвешенное решение, которое даст максимальный результат.
Алексей Бабушкин, эксперт по нетворкингу
О чем говорить с девушкой
Как бы то ни было, существуют темы, на которые стоит говорить с девушкой при встрече, а от некоторых лучше отказаться.
О чем разговаривать с девушкой при знакомстве
Вы познакомились с девушкой и видите ее желание общаться – встает резонный вопрос: о чем поговорить? Отвечайте себе на этот вопрос, исходя из ситуации и места общения, это может быть встреча на улице, разговор по телефону или переписка в социальных сетях. Для каждого из случаев нужно подобрать наиболее выигрышные темы.
При личной встрече
Проще всего разговаривать с девушкой при личной встрече. Посмотрите по сторонам, возможно, в поле зрения попадет объект вашей беседы. Если встреча состоялась в парке, не забудьте оценить погоду. Выгодно будет звучать фраза «в такую погоду приятно прогуливаться по парку, вдвойне приятно делать это с тобой». После такой дежурной фразы с комплиментом переходите к выяснению тем, интересных спутнице. Спросите ее о кино, музыке, путешествиях, как только ее интересы станут вам известны, дальнейшее общение пойдет как по маслу.
По телефону
Разговаривать с девушкой по телефону может оказаться сложнее, чем вживую. Отсутствует зрительный контакт, поэтому в некоторых ситуациях будет сложно определить, интересна ли ей выбранная вами тема. Не бойтесь спрашивать напрямую о ее интересах, возможно, у нее есть темы, которые она хотела бы обсудить. Поддерживайте на протяжении разговора заинтересованность, даже если говорит она, не забывайте задавать вопросы и подогревать интерес к теме. А если говорить по телефону совсем сложно, пригласите ее на свидание, не забудьте упомянуть, как приятно общаться с ней вживую.
В Вконтакте или других соц. сетях
Общение в социальных сетях хорошо тем, что дает возможность обмениваться мгновенными сообщениями. Используйте это, чтобы узнать, как прошел ее день и чем она занята. Девушкам интересно рассказывать о своих буднях, а еще приятнее, если вы заинтересованы в их рассказе. В социальных сетях вы можете обсудить недавно вышедший фильм, скинув собеседнице ссылку на его трейлер. По такой же схеме вы можете делиться с ней новостями и там же их обсуждать. Не забывайте приправлять сообщения смайликами, упрощающими выражение ваших эмоций.
Используйте все возможные источники тем для вашего общения: интерьер ресторана, в котором ждете заказ, новости мира искусства, повседневные темы о разных мелочах, главное – следите за ее вовлеченностью в беседу и тогда сможете подобрать идеальную тему для общения.
Темы для бесед, когда гуляешь с девушкой
Свидание – отличный повод выяснить о партнере и его увлечениях как можно больше. Чтобы разговор не был похож на допрос и не омрачился неловким молчанием, возьмите на вооружение некоторые темы, которые точно скрасят прогулку.
Первое свидание
Первое свидание достаточно просто испортить неловкой темой, например, если вы начнете рассказывать о бывших девушках или мучить девушку своими расспросами о ее личной жизни.
Старайтесь выбирать нейтральные темы для беседы, например:
Не заводите разговор о проблемах, упоминая шаткое финансовое состояние, проблемы дома или на работе, постарайтесь, чтобы первое свидание прошло в позитивном ключе.
Когда вы наедине
Если вы оказались наедине, не пытайтесь сразу же склонить разговор к более интимному. Уединенность – отличное условие для общения на деликатные темы, доверить которые вы не можете никому. У вас возникнет отличная возможность выразить свою симпатию, пригласить на следующее свидание или сделать комплимент, в общем, сказать все, что неловко говорить в компании.
Когда гуляете в кругу друзей
В кругу друзей старайтесь вести себя достойно по отношению к девушке. Не отпускайте шутки в ее сторону и не говорите на сомнительные темы, вам важно показать, что с друзьями вы остаетесь таким же человеком, как и с ней. Можно похвалить при всех вашу спутницу, отметьте ее умение печь вкусное печенье или то, как она прекрасно поет – ей станет приятно. Старайтесь придерживаться тем, интересных как друзьям, так и спутнице. Следите за тем, чтобы ей не было скучно, пытайтесь включать ее в разговор.
В кругу друзей или наедине, вы должны проявлять участие и показывать себя с дружелюбной стороны. Подбор темы не составит труда, если вы прислушиваетесь к своей собеседнице и действительно заинтересованы в вашем общении.
Что интересного рассказать девушке о себе
Даже если вы считаете себя крайне интересным человеком и потрясающим собеседником, не спешите выкладывать девушке всю свою подноготную. Особенно это касается первых свиданий, проявите себя хорошим собеседником и не разговаривайте с девушкой только о себе, дайте возможность и собеседнице рассказать о своей жизни. Если она попросила рассказать о себе, у вас сразу пропадает вопрос, о чем же говорить с девушкой. Попытайтесь сделать свой рассказ интересным, не шаблонным и не похожим на ответы в анкете. Упомяните детство, расскажите про школу, университет, работу. Используйте своего кота в своих целях, сообщите, что воспитываете его в одиночку. Старайтесь сделать рассказ легким и непринужденным.
Нежелательно упоминать неприятные ситуации из жизни, рассказывать о трагических случаях и проблемах, эти темы лучше оставить на тот случай, ели вы действительно сблизитесь.
О чем не стоит говорить с девушками
Некоторые темы могут показаться собеседнице скучными, а некоторые способны и вовсе перечеркнуть ее интерес к вам. Выбирая какую-то из тем, старайтесь избавляться от излишней тавтологии и углубления в детали. Особенно это касается технических тем и, например, рассказа о вашей любимой спортивной команде. О своих интересах можно и нужно рассказывать, но не забывайте делать это живо и увлекательно.
Не ставьте девушку в неловкое положение, поднимая интимные темы. Лучше и вовсе отказаться от них, по крайней мере на первые несколько свиданий. Не углубляйтесь в свои проблемы, она вряд ли сможет помочь вам здесь и сейчас, а вызываемое у нее чувство жалости может оттолкнуть. Не обсуждайте бывших девушек – это правило, которое поможет избежать неловкого разговора. Тем более не сравнивайте собеседницу с вашей прошлой любовью, это сведет на нет все ваше общение.
Топ мужских ошибок при общении с прекрасным полом
Некоторые повадки и манера общаться может оттолкнуть девушку, сразу занесите их в стоп-лист и не используйте при общении:
Перед тем, как завести разговор, убедитесь, что вы знаете, о чем говорить и подумайте: приятно было бы вам пообщаться с собой? Если да, то смело встречайтесь с девушкой.
Не зацикливайтесь на каких-то определенных темах, старайтесь вносить в ваши диалоги больше разнообразия, для этого разнообразьте места встреч, изучите то, что нравится вашей девушке и проблема неловкого молчания на свидании обойдет вас стороной.
Имя существительное встреча относится к первому склонению как существительное рода женского, имеющее окончание а в падеже именительном числа единственного.
Предлог при служит для образования предложного падежа.
Окончание оказывается безударным, поэтому нужно просто вспомнить, какое же окончание имеют
такие существительные в предложном падеже.
Если не помнится, вызывает затруднение, то можно воспользоваться так называемыми опорными словами, которые имеют ударные окончания.
Для первого склонения такими опорными словами могут быть существительные стена, земля.
Вот и подставьте эти слова вместо сочетания при встрече с неясно выраженным окончанием.
При встрече знакомые люди улыбаются друг другу.
При эемлЕ никогда не пропадет человек, только работай на ней.
Оба слова стоят в предложном падеже, но в первом предложении окончание безударное, произносится и, во втором предложении совершенно чётко произносится в конце слова е, а окончания должны писаться одинаково и для существительных с безударными и ударными окончаниями.
Правильно писать ПРИ ВСТРЕЧЕ.
Все дело в том, что мы имеем дело с предложным падежом, так как можем задать вопрос «при чём?». В таком случае окончание может быть только «е». Все остальные варианты не подходят.
При встрече она растерялась.
Договоримся при встрече.
При встрече или при встречи как правильно писать, можно выяснить, если определить падежную форму существительного «встреча», которое изменяется по падежам и числам по типу первого склонения.
и. п. что? встреча, волнА
р. п. время чего? встречи, плеск волнЫ
д. п. готовлюсь к чему? к встрече, бегу наперерез волнЕ
в. п. планирую что? встречу, вижу волнУ
т. п. интересуемся чем? встречей, волнОй
п. п. скажу при чём? при встрЕче, о волнЕ.
Слово «при встрече» в форме предложного падежа правильно пишется с буквой «е» в окончании.
При встрече он обязательно расскажет нам о своем путешествии по морю.
А давайте просклоняем слово ВСТРЕЧА по падежам и выделим окончания:
В сочетании с предлогом ПРИ слово выступает в предложном падеже, а потому правильно выбрать окончание Е
при встрече.
Писать в данном случае необходимо с окончанием «е», то есть нужно писать таким образом: ПРИ ВСТРЕЧЕ. Такое написание объясняется тем, что здесь имеет место быть форма предложного падежа, образованию которого как раз-таки и способствует предлог «при».
Мы задаём вопрос таким образом «при чём?» «при встрече», а существительное в предложном падеже имеет окончание именно «е».
Правильным является только один вариант, «при встрече».
Это не телефонный разговор, давай лучше при встрече.
При встрече обсудим с вами детали договора.
Многое нужно было сказать, но при встрече с ней все слова вдруг разом вылетели из головы.
Правильно писать «ПРИ ВСТРЕЧЕ». А проверить это очень просто, нужно знать вопросы падежей при склонении существительных. Итак, при чем? это вопрос дательного падежа, а значит в окончании будет буква «-е».
Правильным будет лишь первый из предложенных автором вопроса вариант: при встрече.
Например: при встрече с неожиданностью, с трудностями, с опасностью.
Правильно: размешанный.
Примеры: крахмал, размешанный в холодном молоке, хорошо размешанный раствор/напиток.
2) В словаре есть глагол «размесить» (причастие: размешенный), но практически он используется редко. РАЗМЕСИТЬ, что. Перемешать и размять что-л. густое и вязкое. Р. тесто. Р. глину. В итоге мы имеем более однородную массу.
3) Итак, как различить глаголы «размешать и размесить»? Сначала надо размешать муку в молоке и получить тесто, а затем это тесто размесить до однородной массы. Но обычно оба эти этапа называют одним глаголом «замесить тесто.».
Написание глагольной формы «колышется» осложнено тем, что:
Нам необходима форма глагола, которая бы стала проверочной. Ею будет инфинитив. Ударение в неопределённой форме («колыхаться» либо, если мешает «-СЯ«, то «колыхать») попадает на «-АТЬ«. Это нужное место, которое определяет спряжение глагола (1-е спряжение).
Грамматический признак, который мы только что определили, не позволяет писать «колышится».
Например:
Так как прилагательного «радивый» нет сейчас в нашем языке, не используется совсем такое слово, то прилагательное нерадивый пишется слитно. Такое есть правило в русском языке.
Подробнее можно почитать в ответе.
чтобы дать ответ на вопрос про слитное/ раздельное написание (по)уже необходимо увидеть контекст, в котором это слово/ слова употребляются.
Это платье мне не очень идет, обычно я ношу платья поуже.
Он спустился к озеру по уже протоптанной местными жителями тропинке.
Правильно будет писаться «аварийно-спасательный»,потому что между словами можно поставить сочинительный союз «и»(аварийный и спасательный).Еще похожие примеры: англо-русский(английский и русский),научно-популярный(научный и популярный).
«Нет, я не хочу» — учим защищать личные границы на работе. И объясняем, что это такое
Обнять сотрудницу при встрече — это нормально? Написать по работе в выходной можно? А флиртовать в офисе? Мы спросили руководителей и экспертов.
Анна Гуридова для Skillbox Media
Зачем вообще придумали личные границы?
На самом деле границы есть в любых отношениях — и в семейных, и в дружеских, и в деловых. Но в каждом случае они разные. Если в семье принято целовать друг друга в щёчку при встрече, то такое же поведение с коллегой может обернуться конфликтом и обвинением в харассменте.
«Личные границы человека — это представление о том, где заканчивается он сам, то есть заканчиваются его чувства, желания, интересы, и начинаются другие люди. Это физическое и психическое ощущение отделённости от других, которое защищает и даёт возможность чувствовать себя безопасно в отношениях», — говорит психоаналитический психотерапевт Алексей Пережогин.
Наличие личных границ у каждого сотрудника создаёт атмосферу безопасности на работе. Мы составили гайд, который поможет разобраться в границах и обозначить их. Он будет полезен и управленцам, и подчинённым. Руководители «Яндекса» и коммуникационного агентства SETTERS рассказали о личном опыте выстраивания границ, эксперт hh.ru поделился своими рекомендациями, психотерапевт и психолог объяснили, как защитить свои границы, а юрист — как в этом поможет закон.
Как мне обозначить границы допустимого на работе?
На работе обычно устанавливают универсальные правила общения и взаимодействия. Они фиксируются в кодексе этики компании, на корпоративном портале, в рабочих чатах или при личном общении с сотрудниками.
Вот несколько пунктов, которые часто включают в такие правила:
1. Общение по работе только в рабочее время. От работы нужно отдыхать, чтобы не столкнуться с выгоранием. Поэтому стоит договориться с командой о том, что вы не обсуждаете рабочие вопросы в определённое время — например, с 19:00 и до 10:00, — а если сообщения придут в нерабочие часы, на них можно ответить позже. Это поможет не отвлекаться во время отдыха.
«В SETTERS почти у каждого в календаре выделено время под обед — час на то, чтобы сделать паузу, прогуляться, поесть. На этот час, если ситуация не с пометками SOS, HELP, ASAP, никто в здравом уме не поставит встречу или звонок», — поделилась HR-директор коммуникационного агентства SETTERS Екатерина Рудчик.
2. Никакой работы во время отпуска. Перед отпуском важно закончить срочные дела и информировать всех о том, с какого числа по какое вас не будет. Часть дел на это время можно передать другому сотруднику — и сказать остальным, к кому обращаться по всем вопросам.
«Наши сотрудники везде сообщают о том, что они находятся в отпуске. Например, если коллега захочет написать сообщение тому, кто сейчас отдыхает, система CRM предупредит, что человека нет на месте до определённого числа. А общих чатах в Telegram мы ставим аватарки, где крупным шрифтом пишем: „Я в отпуске до XX числа“», — уточнила Екатерина Рудчик.
3. Уважительное общение и отсутствие интимных контактов. Этот пункт универсален для всех видов личных границ. Но и такие моменты важно зафиксировать внутри коллектива, чтобы избежать неприятных случаев. Например, в кодексе этики сотрудников X5 Retail Group закреплено, что в компании неприемлемы оскорбления, унижения и насильственные физические действия сотрудников, ухудшающие моральную обстановку на рабочем месте.
4. Обсуждать только работу и общие темы — и не затрагивать личную жизнь. Даже если в коллективе вы дружески общаетесь с коллегами, не обязательно отвечать на вопросы о том, чем вы занимаетесь в выходные и что думаете о политической ситуации в стране. Во-первых, эта информация никак не поможет работать, а во-вторых, ей можно воспользоваться в корыстных целях — например, оклеветать человека или поделиться сведениями со СМИ. Если коллега пытается вывести на личный разговор, а вам этого совсем не хочется, нужно тактично сообщить, что вы не готовы обсуждать такие темы. А вот на вопросы по работе с удовольствием ответите. Но и тут не стоит забывать — только в рабочее время.
«Довольно часто руководители становятся жертвами провокаций и клеветы со стороны работников. В основном такими действиями хотят добиться повышения в должности или в заработной плате. Чтобы этого не допустить, нужно выстроить с подчинёнными строго рабочие отношения и не касаться вопросов личной жизни», — прокомментировал юрист Европейской юридической службы Олег Черкасов.
Все эти пункты — универсальные. Руководитель направления корпоративной культуры и внутренних коммуникаций hh.ru Ксения Степанова уверена, что «в прогрессивной команде отлично работает принцип взаимной договорённости, но особых привилегий из-за своего статуса не должен получать никто».
А если личные границы всё-таки нарушили?
Как считает психоаналитический психотерапевт Алексей Пережогин, такие проблемы возникают из-за разного отношения людей к личным границам. Например, одни не готовы уважать особенности других. При этом часто люди не могут прямо заявить о проблеме.
Психолог-консультант Дмитрий Дюков, автор Telegram-канала «Дима помогает», не раз провокационно высказывался в нём о границах допустимого и харассменте, что приводило к конфликтам. Дмитрий в разговоре со Skillbox Media подчеркнул, что не всегда можно контролировать ситуацию, порой «нарушитель личных границ заранее настроен на активные грубые действия и не намерен отступать после ваших возражений». Например, коллега продолжает встречать вас похабными комментариями даже после вашей просьбы прекратить это. В таких случаях нужно воздействовать на коллегу иначе — рассказать руководителю или сотрудникам полиции.
Универсальное решение конфликта из-за нарушения личных границ найти сложно — многое зависит от кодекса этики компании, характеров коллег, самой ситуации. Мы выбрали несколько ситуаций, с которыми чаще всего сталкиваются сотрудники и руководители, и попросили экспертов объяснить, как лучше действовать в каждой из них.
Ситуация №1
Внезапно позвонили или написали в нерабочее время. Что делать?
Если руководитель пишет/звонит сотруднику
Часто руководитель в силах самостоятельно решить возникший вопрос без участия сотрудников. Конечно, бывают и исключения: если ситуация критическая, стоит написать сотруднику и сразу объяснить суть дела, рассказать, почему возникла такая срочность.
А если дело всё-таки подождёт, Анастасия Дрокина из «Яндекса» советует поставить сообщение на отложенный постинг. Это поможет вам не забыть о задаче в рабочее время и не помешает отдыху сотрудника.
Если сотрудник пишет/звонит руководителю
Екатерина Рудчик предлагает уточнить подробности — может оказаться, что сотрудник зря паникует и вопрос на самом деле не такой важный и срочный. Если ситуация подождёт до рабочего времени, стоит сказать об этом сотруднику.
«Если сотрудник позвонил в нерабочее время со срочным вопросом, который без руководителя никак не решить, — c’est la vie, такое случается. К этому лучше относиться философски, пока такое поведение не становится доброй традицией. В случае если подобные ситуации случаются слишком часто, необходимо пересмотреть подход к процессам и вежливо напомнить о своём нерабочем времени и границах», — считает Ксения Степанова из hh.ru.
Конечно, если проблему не решить без вмешательства руководителя, нужно писать или звонить ему даже во время его отдыха. Это как минимум поможет не усугубить её, а как максимум — решить.
Ситуация №2
Сексуальное домогательство — что делать, если вы столкнулись с ним на работе?
Если руководитель нарушает личные границы сотрудника
«Любой подчинённый по отношению к руководителю находится в зависимом положении. Соответственно, если руководитель принуждает его вступить в половую связь, угрожая проблемами на работе — например, увольнением, — то совершает преступление по 133-й статье УК РФ — понуждение к действиям сексуального характера. Если же начальник угрожает применением физической силы либо непосредственно перешёл к её применению, то это уже как минимум покушение на изнасилование или совершение насильственных действий сексуального характера», — пояснил юрист Олег Черкасов.
К сожалению, как уточнил юрист, на практике жертвы насилия редко обращаются в правоохранительные органы, столкнувшись с подобным. Многие просто стесняются предавать огласке случившееся, а кто-то не хочет терять работу либо опасается осуждения со стороны коллег.
Если сотрудник нарушает личные границы руководителя
Ситуации домогательств в отношении руководителей со стороны работников — редкость. Причина в том, что у работников нет возможностей для давления на них, считает юрист Олег Черкасов.
«Впрочем, бывали случаи, когда сотрудники шли на шантаж своих руководителей — требовали вступить в половую связь, угрожая раскрыть определённые налоговые нарушения со стороны компании и, соответственно, руководителя. Чтобы этого не допустить, важно придерживаться сугубо деловых отношений. Кто-то также устанавливает камеры видеонаблюдения на рабочих местах».
Если вы столкнулись с сексуальным домогательством со стороны коллеги или руководителя, не стоит ждать, что ситуацию удастся уладить разговором. Нужно сразу сообщить о ней вышестоящему руководству и написать заявление в полицию. Даже если у вас нет прямых доказательств домогательства, вы всё равно имеете право подать заявление.
Ситуация №3
Объятия при встрече, флирт и лайки в социальных сетях — это тоже нарушение границ?
По реакции коллеги легко понять, как он воспринимает тот или иной жест. Руководителю важно быть эмпатичным, чтобы считывать подобные вещи, считает эксперт hh.ru Ксения Степанова.
«По моим скромным ощущениям, я самый злостный нарушитель личных границ в офисе, потому что часто обнимаю коллег. А если серьёзно, лучше спросить, будет ли комфортна человеку определённая форма взаимодействия. Очевидно, что каждый из нас может попасть в ситуацию, когда случайно были нарушены границы коллеги, а он об этом не сказал. Постарайтесь быть нейтральными в словах и действиях с малознакомыми коллегами, это позволит избежать неловких и дискомфортных ситуаций», — посоветовала руководитель HR-проектов «Яндекса» Анастасия Дрокина.
Психоаналитический психотерапевт Алексей Пережогин считает, что «если у вас сложились с кем-то из коллег товарищеские отношения, то, например, похлопывание по плечу от этого человека может быть чем-то естественным, но то же самое будет недопустимым в отношениях с другими коллегами». Поэтому важно учитывать личные границы разных людей, прислушиваться и присматриваться к их реакции на ваши действия.
Мы уточнили у психологов, что делать, если коллега активно проявляет интерес к вам — приглашает в кино, спрашивает, состоите ли вы в романтических отношениях, пишет комплименты в соцсетях. Если такая коммуникация доставляет вам дискомфорт, психотерапевт Алексей Пережогин советует сказать прямо: «Нет, я не хочу», «Я не буду». Психолог Дмитрий Дюков считает, что можно ответить и более осторожно: «Это плохая идея», «Не уверен(а), что это хорошая идея», «Не думаю, что это уместно обсуждать», «Это некомфортная тема для меня».
Умение отказывать — «суперполезный навык», уверена психолог Кристина Шестакова. «Если вы ощущаете неуверенность и боитесь отказать коллеге, обратитесь к психологу или психотерапевту, чтобы обсудить свои страхи», — советует она.
Что делать руководителю, если он узнал о нарушении личных границ в коллективе?
Напряжённые взаимоотношения в команде отражаются на процессе работы. Сотрудники могут просто недолюбливать друг друга, а могут конфликтовать, нарушая личные границы друг друга. Каждую ситуацию нужно рассматривать индивидуально.
Например, если работник сам рассказал вам о конфликте, лучше всего обсудить с участниками конфликта возможные пути его решения. Если коллеги по каким-то причинам не рассказывают о проблеме руководителю, то пригодится помощь третьей непредвзятой стороны — например, приглашённого медиатора. По мнению Ксении Степановой из hh.ru, медиация поможет разрешить практически любой конфликт без вмешательства руководителя в личные разногласия членов команды.
А точно ли я не нарушаю ничьи границы?
Все опрошенные Skillbox Media эксперты советуют проявлять эмпатию по отношению к своим коллегам, а также обращать внимание на их просьбы, рассказы и жалобы.
«Я часто наблюдаю ситуацию, когда руководитель пишет команде 24/7. А вдруг вы тот самый коллега, который нарушает личные границы?» Чтобы избежать этого, Анастасия Дрокина из «Яндекса» составила чек-лист для самопроверки. Вот он:
Вы пишете-звоните в нерабочее время, даже если это «просто уточнить»?
Вы внезапно присылаете коллегам свои личные фотографии из отпуска или с вечеринки?
Вы пишете или звоните в нерабочее время по нерабочим вопросам?
Вы регулярно напоминаете о необходимости отдыхать, но при этом во время отпуска не прерываете общение с сотрудниками?
К этому списку мы решили добавить ещё несколько пунктов:
Вы неоднократно пытаетесь узнать, состоит ли ваш коллега в отношениях, и каждый раз он уходит от ответа?
Вы можете в порыве чувств обнять коллегу, когда радуетесь какому-то событию на работе?
Если хотя бы в одном пункте вы ответили «да», советуем вернуться к приведённым в статье советам и описанным ситуациям. Поговорите с коллегами, узнайте — может, их что-то беспокоит.