Факторы определяющие простои в ремонте автомобиля
Приложение А (справочное). Факторы, влияющие на ТО и обеспечение ТО
Приложение А
(справочное)
Факторы, влияющие на ТО и обеспечение ТО
А.1 Общие положения
Настоящее приложение представляет информацию по факторам, влияющим на ТО и обеспечение ТО. Для сложных систем ТО и обеспечение ТО нельзя полностью и окончательно определить до этапа эксплуатации и ТО из-за факторов, которые могут повлиять на ТО и обеспечение ТО на различных этапах жизненного цикла. Изменения в ТО и обеспечении ТО могут продолжаться до конца жизненного цикла изделия. Эти факторы могут быть результатом изменений в ТО и обеспечении ТО на различных стадиях жизненного цикла, которые осуществляют владельцы, операторы и потребители. Могут потребоваться изменения типа или частоты проведения профилактических работ, или характера обеспечения ТО.
А.2 Применение к сложным системам
Для многих сложных систем ТО и обеспечение ТО необходимо определить на стадии проектирования и разработки с учетом конкретных условий эксплуатации и требований сложных систем. Это может потребовать изменения ил и усиления концепции ТО, установленной изготовителем изделия. Позднее на этапе эксплуатации и ТО могут быть другие причины для изменения ТО и обеспечения ТО или может возникнуть потребность в реализации других факторов для повышения их эффективности.
Примеры сложных систем, требующие рассмотрения изменений концепции ТО в течение жизненного цикла, включают в себя:
— химические перерабатывающие заводы;
— нефте- и газодобывающие и перерабатывающие предприятия;
— основное строительное оборудование (например, отопление, вентиляция и кондиционирование воздуха), оборудование безопасности и специализированное оборудование;
— парки автобусов, автомобилей и такси;
— промышленные газовые турбины, используемые для сжатия и производства энергии;
— газовые заправочные станции.
А.3 Факторы на этапе проектирования
А.3.1 Общие положения
Есть факторы, которые необходимо учитывать при проектировании, а первоначальный изготовитель не может их предвидеть. Многие изделия могут использоваться для самых различных вариантов применения и ситуаций, так что соответствующие ТО и обеспечение ТО могут иметь существенные различия. Такие факторы могут стать известными и учитываться только на этапе проектирования сложных систем. На основе этих факторов может оказаться целесообразным и обоснованным обеспечить передовые системы мониторинга или установить дополнительные изделия для минимизации последствий воздействия этих факторов на ТО и обеспечение ТО.
А.3.2 Условия эксплуатации
Такие изделия, как насосы и компрессоры, должны эксплуатироваться в различных условиях с учетом используемого типа жидкости, давления, температур и потоков. Если требовательность к условиям эксплуатации высока, может возникнуть необходимость в более активном ТО. Для минимизации этих эффектов может потребоваться совершенствование материалов или ограничение объемов эксплуатации. Если условия эксплуатации менее сложны или если в проекте есть избыточность, может быть обоснованны м более низкий уровень ТО и обеспечения ТО по отношению к уровню, рекомендованному изготовителем.
Для некоторых изделий, требующих источника топлива или энергии, качество топлива или энергии будет влиять на ТО и обеспечение ТО. Например, применение менее дорогостоящего, но более грязного топлива для газовой турбины может увеличить объем и частоту необходимого ТО.
А.3.3 Условия окружающей среды
Условия окружающей среды, влияющие на ТО и обеспечение ТО, включают в себя температуру воздуха и давление, влажность и наличие таких загрязнителей, как песок, соль, сера, или других химических веществ. Сложная система может, при необходимости, функционировать в окружающих условиях, превышающих рекомендованные изготовителем изделий. В таких случаях может возникнуть необходимость в установке изделий, минимизирующих воздействие условий окружающей среды.
А.3.4 Местоположение и тип эксплуатации
Сложная система может располагаться в отдаленном от ресурсов ТО и обеспечения ТО районе. Объект может быть необслуживаемым и управляться и эксплуатироваться дистанционно. Такие факторы могут определять концепцию ТО, предусматривающую более высокую степень мониторинга или замены изделий.
Требуемая готовность и эксплуатационные параметры сложной системы имеют большое значение для необходимого ТО и обеспечения ТО. Для систем с максимальной готовностью проектирование должно включать в себя достаточную избыточность, позволяющую выполнять ТО изделий в процессе эксплуатации. Для важных изделий это не всегда представляется возможным из-за их стоимости, и более высокий уровень ТО и обеспечения ТО является оправданным. Представляется также целесообразным установка или обеспечение более широких условий мониторинга. Критичность изделия является также основанием для более высокого уровня ТО и обеспечения ТО.
Требуемая готовность может зависеть от графика эксплуатации. Изделие может эксплуатироваться в определенные периоды времени (корабль в море или поезд в определенные часы в течение дня). Это ограничивает время или условия для возможности выполнения ТО. Такой объект, как газовая турбина, может использоваться на корабле, поезде или наземном объекте. При ситуации с основной нагрузкой необходимая готовность может составлять около 100%, причем для максимизации готовности будет необходима оперативная замена основных изделий. При максимальных нагрузках или применении резервирования эксплуатация будет носить неустойчивый характер, так что для обеспечения ТО потребуется более гибкий подход.
А.4 Факторы на этапе эксплуатации и ТО
А.4.1 Общие положения
Факторы на этапе эксплуатации и ТО будут зависеть отчасти оттого, является ли применяемая сложная система:
— новой системой, требующей достаточных ресурсов, необходимых для ТО и обеспечения ТО;
— дополнением к уже существующей системе, по отношению к которой используется уже выполняемое ТО и поддержка ТО;
— дополнением к уже существующим системам или изменением существующих систем, где используются новые технологии или они расположены в других местах и, следовательно, требуют новых ресурсов для ТО и обеспечения ТО.
А.4.2 Профилактическое и корректирующее ТО
Пользователи и операторы могут выбрать выполнение таких различных задач профилактического ТО, как регулярная замена изделия или компонента, мониторинг условий эксплуатации или проверки выполняемых функций. Если последствия отказа являются приемлемыми, может быть обоснованным применение корректирующего ТО. Если система мониторинга условий эксплуатации уже применяется или есть в наличии, то ее использование представляется экономически целесообразным, однако в других ситуациях она может быть весьма дорогостоящей, так что наиболее разумным является регулярная замена изделий или компонентов. На частоту профилактического ТО могут влиять методы, применяемые к другим изделиям, или ограничения, связанные со сроками выполнения ТО.
Улучшения технологий ТО, например мониторинг условий и использование опыта эксплуатации изделий, могут привести к изменениям содержания профилактических работ.
А.4.3 Обеспечение ТО
Ресурсы, уже используемые для обеспечения ТО, будут влиять на выполненные дополнения или изменения существующих систем. Как правило, если возможно, применяются уже существующие методы ТО и обеспечения ТО. В особенности это относится к случаям, когда существующие системы дополняются другими системами, которые включают специалистов по ТО, материалы и запчасти, инструмент, вспомогательное оборудование, средства ТО, документацию и информационные системы.
Если политика пользователя или оператора предусматривает заключение субконтракта на выполнение части или всей работы по ТО и обеспечению ТО, то она, вероятно, будет распространяться и на любые новые дополнения к системе. Это будет зависеть от типа и доступности имеющихся ресурсов обеспеченности ТО для пользователя или оператора. Кроме того, это будет зависеть от требуемой готовности системы и необходимого объема ТО.
Обеспечение ТО может быть изменено и улучшено на этапе эксплуатации и выполнения ТО посредством таких изменений, как:
— лучшие материалы и запчасти;
— новое вспомогательное оборудование;
— готовность внешних средств обеспечения ТО;
— новая политика заключения контрактов или субконтрактов на выполнение части или всей работы по ТО и обеспечению ТО.
А.4.4 Требования к безопасности и законодательные требования
Любые требования к безопасности или законодательные требования, применяемые к системе, будут определять такие аспекты ТО и обеспечения ТО, как:
— тип и частоту работ по ТО;
— квалификацию персонала, ответственного за ТО;
— средства ТО, сертифицированные для выполнения ТО или ремонта;
— материалы или запчасти, которые могут быть использованы;
— документацию, которая должна вестись или предоставляться.
Откройте актуальную версию документа прямо сейчас или получите полный доступ к системе ГАРАНТ на 3 дня бесплатно!
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Положение о техническом обслуживании и ремонте подвижного состава автомобильного транспорта (утратило силу на основании приказа Минтранса России от 31.08.2020 N 344)
УТВЕРЖДЕНО
Министерством автомобильного
транспорта РСФСР
20 сентября 1984 года
Положение о техническом обслуживании и ремонте подвижного состава автомобильного транспорта
____________________________________________________________________
Утратило силу на основании
приказа Минтранса России от 31 августа 2020 года N 344
____________________________________________________________________
Положение определяет основы обеспечения работоспособности подвижного состава в процессе его эксплуатации. В нем изложены принципы системы технического обслуживания и ремонта автомобилей, основы организации и управления. Приведены соответствующие нормативы и методы их корректирования с учетом условий эксплуатации. Положение содержит направления взаимодействия организаций и предприятий автомобильного транспорта, промышленности и авторемонтного производства по повышению надежности и безопасности движения подвижного состава, снижению расхода трудовых и материальных (в первую очередь топливно-энергетических) ресурсов, защите окружающей среды от воздействия автомобильного транспорта.
В настоящем Положении нашли отражение повышение технического уровня подвижного состава, совершенствование форм и методов организации технического обслуживания и ремонта, изменения условий эксплуатации, происшедшие с момента принятия Положения о техническом обслуживании и ремонте подвижного состава автомобильного транспорта, утвержденного Министерством автомобильного транспорта РСФСР в 1971 году, а также достижения науки и техники на автомобильном транспорте и передовой опыт автотранспортных предприятий.
В условиях применения новой системы планирования и экономического стимулирования внедрение Положения предусматривает развитие инициативы работников автомобильного транспорта по совершенствованию организации производства технического обслуживания и ремонта, по внедрению прогрессивных технологических процессов, средств механизации и автоматизации, контроля и диагностирования технического состояния подвижного состава, по учету нормативами местных условий эксплуатации, а также по развитию социалистического соревнования в повышении качества, надежности и эффективности работы автомобильного транспорта.
Положение разработано Государственным научно-исследовательским институтом автомобильного транспорта (НИИАТ) Министерства автомобильного транспорта РСФСР при участии: Центрального ордена Трудового Красного Знамени научно-исследовательского автомобильного и автомоторного института (НАМИ) Министерства автомобильной промышленности СССР, Всесоюзного научно-исследовательского института безопасности дорожного движения (ВНИИБД) Министерства внутренних дел СССР, Государственного автомобильно-транспортного научно-исследовательского и проектного института (ГосавтотрансНИИпроект) Министерства автомобильного транспорта Украинской ССР, научно-производственного объединения Автотранстехника (НПО Автотранстехника) Министерства автомобильного транспорта Белорусской ССР, НПО Казавтотранстехника Министерства автомобильного транспорта Казахской ССР, НПО Узавтотранстехника Министерства автомобильного транспорта Узбекской ССР, Московского автомобильно-дорожного института (МАДИ), Киевского автомобильно-дорожного института (КАДИ) и Тюменского индустриального института (ТИИ) Министерства высшего и среднего специального образования СССР, Ульяновского территориального объединения автомобильного транспорта и Ленинградского производственного объединения пассажирского автобусного транспорта N 3 Министерства автомобильного транспорта РСФСР.
Для оперативного учета изменений конструкции подвижного состава и условий его эксплуатации в Положении предусматриваются две части.
Первая часть, содержащая основы технического обслуживания и ремонта подвижного состава, определяет систему и техническую политику по данным вопросам на автомобильном транспорте. В первой части устанавливаются: система и виды технического обслуживания и ремонта, а также исходные нормативы, регламентирующие их; классификация условий эксплуатации и методы корректирования нормативов; принципы организации производства технического обслуживания и ремонта подвижного состава и другие основополагающие данные.
Вторая часть включает нормативы по моделям конкретных семейств автомобилей, в том числе: виды технического обслуживания и ремонта; периодичности технического обслуживания; перечни операций и трудоемкости; межремонтные пробеги; распределение трудоемкости по видам работ; химмотологическую карту и другие материалы, необходимые для планирования и организации технического обслуживания и ремонта.
Вторая часть разрабатывается в виде отдельных приложений к первой части и утверждается Министерством автомобильного транспорта РСФСР по мере изменения конструкции автомобилей, условий эксплуатации и других факторов, приводящих к отклонению фактических нормативов от исходных, установленных первой частью Положения. Примерное содержание второй части Положения приведено в прил.1.
1.1. Эффективность работы автомобильного транспорта базируется на надежности подвижного состава, которая обеспечивается в процессе его производства, эксплуатации и ремонта:
совершенством конструкции и качеством изготовления;
своевременным и качественным выполнением технического обслуживания (ТО) и ремонта;
своевременным обеспечением и использованием нормативных запасов материалов и запасных частей высокого качества и необходимой номенклатуры;
соблюдением государственных стандартов* и Правил технической эксплуатации.
* В частности, ГОСТ 25478-82 «Автомобили грузовые и легковые, автобусы, автопоезда. Требования безопасности к техническому состоянию. Методы проверки».
1.3. Нормативы технического обслуживания и ремонта, учитывающие условия эксплуатации, установлены на основе межотраслевой оценки достигнутого уровня надежности производимого в стране подвижного состава.
1.4. Настоящее положение издано в соответствии с Уставом автомобильного транспорта РСФСР и является обязательным для всех расположенных на территории РСФСР организаций и предприятий* независимо от ведомственной подчиненности, эксплуатирующих подвижной состав и производящих его техническое обслуживание и ремонт, разрабатывающих нормативно-техническую документацию и осуществляющих подготовку персонала, за исключением организаций и предприятий Министерства обороны СССР, Комитета государственной безопасности СССР и Министерства внутренних дел СССР.
Примечание. Настоящее Положение не распространяется на легковые автомобили, принадлежащие гражданам.
Техническое обслуживание новых и капитально отремонтированных автомобилей и агрегатов в период обкатки (начальный период эксплуатации) производится согласно указаниям автомобильных, моторных и авторемонтных заводов.
Техническое обслуживание и ремонт автомобильных шин производятся в соответствии с действующими Правилами эксплуатации автомобильных шин, утверждаемыми в установленном порядке.
ФАКТОРЫ,ОПРЕДЕЛЯЮЩИЕ ПРОСТОИ ВТОИ РЕМОНТЕ
Поддержаниеработоспособностииремонтавтомобилясвяза- нысегопростоямивзонеТОиТР.Снижение временинерабоче- госостоянияавтомобиляпутемоптимальнойорганизациипроиз- водственного процессаТОиремонтаявляетсяважнойзадачей, решениекоторойдолжно осуществлятьсясучетомфакторовпро- стоявТОиремонтеавтомобиля.
режимработызониучастков;технология работпоТОиремонту; стабильностьтрудовыхколлективов;системаобеспечениярабо- чихместзапаснымичастями.
Уровеньмеханизации технологических процессовТОиТРоказы-
производственныхзониучастковираспределениеработвовреме- нисуток.Достаточноэффективнойявляетсяорганизациявыполне- нияТО-1внерабочеедляавтомобиля(межсменное)время,что
6 8 10 12 14 16 18S м2
Рис.31.1.Влияниеобеспеченности производственной площадьюS на коэффициент технологической готовности (КТГ)автобусногопарка
Изменение показателейпроизводственноrо процессавзависимости отуровнямеханизации процессовТОиТР
Показатели | Уровеньмеханизации,% |
20* | |
ктг | |
ТрудоемкостьТОиТР | |
Расходзапасныхчастей |
•При уровне механизации 20%коэффициент технической готовности (КТГ)
ниизатратнаТОиТР(насодержание ночных,межсменныхбри- гадТОиТРиобеспечениеихпроизводства)можетиметьместоих снижение наединицувыполненнойработы.
Вместестемпростойавтомобилядажепримногодневноможи- даниинеобходимойдеталииагрегата(вслучаезначительныхпро- стоевпопричинезадержкипоставкинеобходимыхзапасныхчас- тей)будет примежсменномвременипроизводстваТО-2илиТР существенноснижен.
ТехнологияработпоТОиремонту.Своевременноеикачествен- ное выполнение ТОобеспечиваетвысокуютехническуюготов- ностьавтомобильногопарка(рис. 31.2) иснижаетпотребностьв ремонте.На низкоекачествоТОиТРавтомобилейоказываютвли- яние нарушение периодичности выполнения работТОиневы- полнениерегламентныхработТО-1иТО-2требуемойноменкла- туры. Нарушениепериодичности,невыполнениеполногообъема ТОприводяткувеличениюслучаевремонта.
Если отклонение от соблюдения периодичности всторону уменьшенияпроведенияТО-2отрицательносказываетсянатех-
60 70 80 90 100 110 120 ТО-2, %
Рис.31.2.Влияние соблюдения нормативной периодичности ТО-2,%,
Условия присвоения категории качества технологическому процессу
Категория качества технологического процесса | Показатели | |
трудозатрат | качества* | |
Высшая | Всепоказателилучше нормативныхзначений | Должныбытьсоблюдены требования№2. 1О |
Первая | Всепоказателихуже нормативныхнеболее чемна15% | Должныбытьсоблюдены требования№2,5,6,9 |
Вторая | Всепоказателихуженор- мативныхболеечемна 15% | Должныбытьсоблюде- нытребованияNo5,6 |
•наличие вАТОотраслевой нормативно-технической документации;
•наличие документации натехнологические процессы ТО-2;
•соответствиетребованиям разработоктехнологических картнарабочиеместа;
• соответствиетехнической документации установленным нормам;
•наличие расчета производственной программы;
•наличие технологических карт нарабочие места;
• соответствие рабочей документации симеющейся вПТО;
•наличие оборудования всоответствии стехнологической картой нарабочее место;
•полнота выполнения операций;
•соответствие рекомендаций последовательности ивыполнения перечня опе-
нической готовности автобусов,тои слишком частоепроведение технических воздействий большого прироста КТГнедает.
Целями рационального технологического процесса ТО иТР
являютсяобеспечениекачественноговыполненияопераций, по- вышениепроизводительности труда·и уровнянадежностипод- вижного состава.Технологический процесс ТОиТРможно оце- нитьприсвоениемемуопределеннойкатегориикачества(табл.31.2).
мыТОиремонта автомобилей является возможность поддержа- ния ихработоспособности практически прилюбой укомплекто-
ванностиштатаобслуживающегоперсонала, что существенновли- яетнауровеньтехнической готовности автомобилей.
Практика показывает, чтоеслименьшая численность рабочих
ТО резко снижает коэффициент технической готовности, то и
большая численность (свыше 15%)ощутимого прироста недает. Использование болееквалифицированных рабочих существенно сокращает потребность вних.
Глава32
Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого.
Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰).
Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций.