Финская система образования лучшая в мире почему

Why Finland’s Higher Education System Is the Best in the World

Финская система образования лучшая в мире почему. Смотреть фото Финская система образования лучшая в мире почему. Смотреть картинку Финская система образования лучшая в мире почему. Картинка про Финская система образования лучшая в мире почему. Фото Финская система образования лучшая в мире почему

Finland’s education system is regarded as one of the best in the world, and other nations are striving to emulate its structure of well-paid teachers, plenty of recess time, and less emphasis on homework and tests. The country’s higher education system also sets an example, especially since Finland is one of the few nations left in the world where its own citizens receive higher education completely free (foreign students still have to pay tuition fees, but they are significantly less than those paid in other countries). The Finnish pavilion at this year’s Venice Architecture Biennale paid tribute to this with an exhibition in Finland’s public library buildings and their role in education.

Финская система образования лучшая в мире почему. Смотреть фото Финская система образования лучшая в мире почему. Смотреть картинку Финская система образования лучшая в мире почему. Картинка про Финская система образования лучшая в мире почему. Фото Финская система образования лучшая в мире почему

A part of Finnish culture

Education is a strong part of Finnish culture from pre-school years into adulthood. Children in Finland don’t begin formal education until they reach seven years old, but they do still begin early education through ‘forest schools’ and outdoor play. Primary and secondary education aren’t as strict as they are in other nations, but getting a good early education is still viewed as an important step.

Финская система образования лучшая в мире почему. Смотреть фото Финская система образования лучшая в мире почему. Смотреть картинку Финская система образования лучшая в мире почему. Картинка про Финская система образования лучшая в мире почему. Фото Финская система образования лучшая в мире почему

Many adults in Finland also continue their lifelong education through evening classes or regular trips to the library (Finland has a higher rate of library usage than any other country). Just as free access to information in libraries is an integral part of Finnish culture, so is developing knowledge through free higher education.

Финская система образования лучшая в мире почему. Смотреть фото Финская система образования лучшая в мире почему. Смотреть картинку Финская система образования лучшая в мире почему. Картинка про Финская система образования лучшая в мире почему. Фото Финская система образования лучшая в мире почему

Lack of classism

Classism is also far less prominent in Finland, which again extends to education. For many centuries Finland was a primarily arable country and education wasn’t a priority for those who worked on farms in remote communities. University was viewed as something only for the upper classes or intellectuals.

Финская система образования лучшая в мире почему. Смотреть фото Финская система образования лучшая в мире почему. Смотреть картинку Финская система образования лучшая в мире почему. Картинка про Финская система образования лучшая в мире почему. Фото Финская система образования лучшая в мире почему

Today just as people of any background, social class, and income level can gain equal access to information at libraries, they can do the same thing at universities. This takes away a barrier that many other countries face where people from working class backgrounds grow up knowing they won’t be able to go to university or embark on a high-paying career, which requires a university education. Attitudes like these can lead to higher levels of crime, substance abuse, depression, and racial divides. Free higher education is especially important in Finland since there are more jobs, such as teaching or journalism, that require a master’s degree at the entry level – as opposed to only a bachelor’s degree or no degree at all in other countries.

Финская система образования лучшая в мире почему. Смотреть фото Финская система образования лучшая в мире почему. Смотреть картинку Финская система образования лучшая в мире почему. Картинка про Финская система образования лучшая в мире почему. Фото Финская система образования лучшая в мире почему

Love of learning

This free access to education means that students in Finland can attend university not just to get ahead in their careers but also for the reason that universities exist in the first place – learning for learning’s sake. While picking up important life skills, students can also read up on a range of subjects at the university library or take elective classes for everything from politics to pop culture, to gain a deeper understanding of the world. They can study what they love without the fear of entering the workforce deep in debt.

Источник

20 фактов о финских школах, которым можно позавидовать

Школьное образование в Финляндии считается одним из самых качественных в мире. Финские школы в рейтинге стран-лидеров по успеваемости занимают 15 место. При этом, их методы обучения, в отличие от южнокорейской системы, гуманны и направлены на комфорт учеников. Расскажем вам про самые интересные факты о финских школах, которые доказывают, что образование может быть хорошим и без зубрёжки и запретов.

Финская система образования лучшая в мире почему. Смотреть фото Финская система образования лучшая в мире почему. Смотреть картинку Финская система образования лучшая в мире почему. Картинка про Финская система образования лучшая в мире почему. Фото Финская система образования лучшая в мире почемуРейтинг стран основан на трёх показателях: нобелевские лауреаты, уровень IQ и уровень школьной успеваемости

Правила школы

1) Финские дети не выстраиваются в линейку с букетами гладиолусов в руках. Ведь в Финляндии нет праздника знаний или дня, с которого бы начинался учебный год. В каждой школе это происходит в разные дни. Как правило, в середине августа.

2) Учителя не работают много лет в одной школе. Они часто меняют место работы. Например, столичный учитель может некоторое время преподавать в деревне, и наоборот.

3) Ученики сами выбирают дополнительные предметы и составляют расписание. Также они могут выбрать учителя, у которого хотят учить предмет.

4) Ученики обращаются к учителям на «ты», по имени или просто «учитель».

5) Все учебники, канцелярия и дополнительные принадлежности выдаются школьникам бесплатно. Они оставляют свои вещи в личных шкафчиках. Поэтому вы не встретите финского школьника с рюкзаком, который больше, чем сам ребёнок.

6) Всех учеников младшей школы на переменах выпускают гулять на территорию школы. И это обязательно. Неважно, идёт дождь или держится двадцатиградусный мороз.

7) Мобильные телефоны не запрещены, но пользоваться ими на уроке не положено. При этом школы оснащены техникой. Ученикам выдаются планшеты и ноутбуки для работы в классе.

8) Нет школьной формы. В финских школах не запрещают ученикам самовыражаться. Они могут носить любую одежду, делать яркий макияж и причёски.

9) Еда в школьной столовой бесплатная, разнообразная и неограничена порционно.

10) Кроме рождественских каникул зимой у детей есть свободная от учёбы неделя, предназначенная для поездок на лыжные курорты.

Русская школа vs. Финская школа

Учебный процесс

11) В Финляндии принята шкала оценивания от четырёх до десяти. Тесты, написанные на четвёрку, необходимо пересдавать. За активность на уроке учеников не поощряют.

12) Учителя на уроках не вызывают к доске и редко дают индивидуальные задания. Чаще всего, школьники работают над заданиями и проектами в группах.

Финская система образования лучшая в мире почему. Смотреть фото Финская система образования лучшая в мире почему. Смотреть картинку Финская система образования лучшая в мире почему. Картинка про Финская система образования лучшая в мире почему. Фото Финская система образования лучшая в мире почему

14) Списывать не принято. Никто из финских школьников не решится на это. Редкие случаи, когда учителя ловят кого-то, заканчиваются переводом ученика в другую школу. Финские ученики приучены работать своей головой. Даже когда преподаватель покидает класс во время контрольной, все спокойно продолжают писать работу.

15) В финских школах преподают религию. Ребёнок изучает историю и традиции той конфессии, к которой принадлежит. Также, перед рождеством, школьники посещают храмы и поют в хоре.

16) На уроке музыки ученики сами выбирают инструменты, разучивают современные композиции и играют то, что нравится.

17) У финских школьников есть урок, на котором учитель рассказывает про различные профессии и что нужно, чтобы стать тем или иным специалистом.

18) Все ученики в финских школах изучают шведский язык.

Толерантность

20) В финских школах отсутствует дискриминация по цвету кожи, вероисповеданию или сексуальной ориентации. Также в школах проводится анкетирование, чтобы узнать, сколько детей относят себя к ЛГБТ-сообществу. Эта тема в финских школах не табуируется. Детям объясняют, что все люди имеют равные права.

Источник

Финские школы: мифы в международной прессе, особенности контекста и новые технологии

Вместо предисловия: Электронная промышленность, леса, машиностроение — ключевые статьи экспорта Финляндии. Тем не менее образование – еще одна сфера, которая, пожалуй, даже шире известна простым смертным, в силу своей B2C направленности и благодаря многочисленным публикация в прессе, электронных медиа и упоминаниям в родительских чатах, сопровождающихся обычно чем-то в духе «и когда у нас все так будет» или «наши-то так точно не сделают» — в зависимости от степени оптимистичности родителя. В статье, расскажу о том, что по факту происходит в школах Финляндии и с системой среднего образования. Без деталей и постараюсь по делу.

Финская система образования лучшая в мире почему. Смотреть фото Финская система образования лучшая в мире почему. Смотреть картинку Финская система образования лучшая в мире почему. Картинка про Финская система образования лучшая в мире почему. Фото Финская система образования лучшая в мире почему

Ключевые выводы:

1. Для таких стран, как Казахстан или Россия, экспорт образовательной системы общеобразовательных школ практически невозможен и нерелевантен на национальном уровне, хотя возможна реаппликация отдельных программ и элементов в рамках как государственных, так и частных инициатив.

2. Наиболее экспортабелен и универсален финский опыт в сфере развития «кросс-предметных навыков» детей и наделения школ полномочиями в модификации программы.

3. На протяжении последнего десятка лет наблюдается постепенное падение уровня финских школьников относительно международных конкурентов, что признает финское руководство. Новые учебные программы, призванные вернуть Финляндии статус «лидера в образовании» запущены только во второй половине 2016 года, поэтому говорить о их результативности еще очень и очень рано.

Про Финляндию, которая не Казахстан. Да и не Россия.

Начинайте с географии и демографии. Говоря о том, насколько переносим опыт чего бы то ни было – один из первых вопросов, который стоит себе задать – а чем отличаются страны, города, люди – те, чей опыт мы берем и те, кто его использует. Специфика Финляндии, как страны, весьма примечательна:

— Маленькое население. Всего в стране 5.5 миллионов человек, причем живут они концентированно на юге, на очень небольшой территории.
— Крайне гомогенное население. 89% населения – это этнические финны, 5.5% — шведы. Проблемы с различными религиозными течениями и верованиями тоже по сути нет.
— Незначительная разница в доходах населения.
— По статистике 2008 года, 1/3 школ – меньше чем на 50 учеников; всего 4% — это школы на 500 и более.

А теперь сравните это со средним количеством в 336 учеников на школу в Казахстане, разнообразным по этническому составу населением, которое значительно разнится в зависимости от области и существенно отличается по уровню дохода.

Вполне резонно предположить, что уже это одно ограничивает возможность полного переноса финской системы в наши реалии, хотя и не говорит о том, что нельзя использовать отдельные ее элементы в изоляции, встраивая в национальные планы.

Финская система образования лучшая в мире почему. Смотреть фото Финская система образования лучшая в мире почему. Смотреть картинку Финская система образования лучшая в мире почему. Картинка про Финская система образования лучшая в мире почему. Фото Финская система образования лучшая в мире почему

Откуда растут ноги «финской системы образования» периода лидерства в PISA

Из 1980-1990-ых годов, по большей части. Основные изменения, привнесенные в тот момент:

— Одинаковая школьная программа и бесплатные для всех школы.
— Качественно обученные преподаватели в начальной школе.
— Степень «преподавателя» открывала двери не только для работы в школе, но и в государственном и частном секторе, что снимала лимиты профессии и позволяла расти дальше.
— Развитие культуры доверия преподавателям.

Результатом этого периода стало лидерство Финляндии в рейтинге PISA – сначала в 2000, потом 2003, 2006 и позиции в топ 5 в другие периоды. В 2013 году в Business Insider появилась другая статья. Про то, что сейчас Финляндия – только 12-ая в списке. И про то, что с этим делать.

Сложности финских школ

“Неожиданное положение в качестве глобального образовательного лидера и образца для подражания отвлекли Финляндию от фокуса на постоянном совершенствовании и обновлении. Некоторые утверждают, что сосредоточенность на объяснении прошлых успехов для тысяч туристов и сферы образовании отвлекли финов от разработки собственной системы. Другие говорят, что популярность PISA стимулировала другие страны изменить свои учебные программы. Эти страны взяли вопросы PISA и начали формировать уроки на основе этих вопросов, что подняло средний уровень ответов» — так объяснил ситуацию Паси Салберг на презентации результатов PISA.

Финская система образования лучшая в мире почему. Смотреть фото Финская система образования лучшая в мире почему. Смотреть картинку Финская система образования лучшая в мире почему. Картинка про Финская система образования лучшая в мире почему. Фото Финская система образования лучшая в мире почему

Если кратко, основными сложностями текущей системы являются:

— Низкий интерес к науке у школьников. 65% учеников показали плохие результаты по этому направлению. 2/3 из них – мальчики.
— Большая разница в успехах мальчиков и девочек. Девочки, в целом, показывают значительно лучшие результаты (примечание автора: долго пыталась понять – почему и чем грозит – но не поняла.
— Минимальная в абсолютах, но растущая, относительно прошлых лет, разница между школами.
— Отсутствие мотивации у успевающих детей. В Финляндии – своя уравниловка и большой фокус на то, чтобы никто не остался позади. К сожалению, это приводит к тому, что талантливым ребятам в школе может быть очень и очень скучно.

Свежие реформы. Совсем свежие.

«Я все еще верю в нашу систему образования» — говорит министр образования и культуры Финляндии и готовит план реформ. Те, что касаются 1-6 классов – были представлены в августе 2016. Программы для 7-9 классов – по плану в 2017, 2018, 2019.

Что в них сохраняется:

— равный доступ к образованию для всех
— значительный фокус на обучение педагогов
— ответственность и свобода на уровне отдельных школ и районов

Финская система образования лучшая в мире почему. Смотреть фото Финская система образования лучшая в мире почему. Смотреть картинку Финская система образования лучшая в мире почему. Картинка про Финская система образования лучшая в мире почему. Фото Финская система образования лучшая в мире почему

— Добавление кросс-дисциплинарного модуля в обязательную программу. В рамках него ребята решают задачи, которые не относятся исключительно в одному предмету, а дают возможность применить разные знания. Интересно, что именно по этому поводу министерство образования и культуры даже выпустило отдельный релиз, полностью посвященный мысли «нет, мы не отказываемся от предметов в школе, мы просто добавляем кросс-дисциплинарный модуль. Медиа-ресурсы, которые говорят про отмену предметов в финских школах – неправы».
— Введение тьютора для каждой школы. Задача тьютора – помогать с использованием новых педагогических практик и продвигать использование новых цифровых технологий.
— LUMA-программа, с задачей стимулирования изучения математики и естественных наук, начиная с детского сада и до университетского уровня. Фокус в программе делается на обучение на конкретных жизненных примерах и в естественной среде (природа, предприятие и тп).
— Multiliteracy (знание нескольких языков) для возможности изучения предметов на этих языках

Финская система, однозначно входит в топ и я ни в коей степени не хочу преуменьшать ее значимость, однако, пытаясь переложить ее на местные реалии – всегда стоит задавать себе 2 вопроса:

1. А на сколько эти вещи релевантны в моей среде?
2. А те ли это вещи, которые вывели Финляндию в лидеры?

Источник

Почему финские школы — лучшие в мире: отрывок из книги «Почти идеальные люди»

Кто платит за образование в Финляндии? Сколько получают местные учителя? Нравится ли в школе самим финнам? «Афиша Daily» публикует фрагмент книги «Почти идеальные люди» — работы журналиста Майкла Бута о повседневной жизни скандинавов, которая выйдет в издательстве «Эксмо» в июле.

Английский писатель и журналист, автор The Independent on Sunday, Condé Nast Traveller, Monocle и Time Out. Прожил в Дании более 10 лет

Самое прославленное достижение Финляндии после окончания холодной войны — ее система образования. Но от самих финнов мы бы никогда об этом не услышали. На то, что лучшие школы на свете находятся в Финляндии, обратили внимание иностранцы.

Раз в три года, начиная с 2000-го, ОЭСР публикует международный рейтинг систем образования, который считается наиболее точным и авторитетным. В нем собраны данные об оценках учащихся из 70 стран мира по математике, литературе и естественным наукам. В каждом из рейтингов Финляндия оказывается либо первой, либо в числе первых по всем областям знания. Недавно журнал The Atlantic назвал ее «лидирующей образовательной сверхдержавой Запада».

Много лет подряд педагоги со всех концов света слетаются в Финляндию, чтобы выяснить секреты ее успеха. Можно предположить, что финны заваливают свои школы государственными деньгами. Но нет: затраты страны в пересчете на одного учащегося не выше, чем в среднем по странам — членам ОЭСР. Финские учителя получают примерно такую же зарплату, как и их коллеги в других европейских странах (то есть примерно на 20 процентов меньше, чем в США).

Нет, нет, и снова нет (хотя я не располагаю результатами анализов их завтраков). Количество учеников в классе не меньше, чем обычно в Скандинавии — от двадцати до двадцати трех. Так же, как и в остальной Северной Европе, школа начинается с семи лет. Поскольку многие женщины работают, а дошкольные учреждения недороги (оплата зависит от дохода семьи), большинство детей посещает их с самого раннего возраста. Но настоящие школьные уроки начинаются только с семи лет. До шестнадцатилетнего возраста экзамены и тесты почти отсутствуют; на дом задают сравнительно немного; школьные оценки не публикуются; в среднем ребенок проводит в школе около четырех часов в день. Отдельных школ для особо одаренных здесь нет.

Все вполне по-скандинавски, и все же в области образования Финляндия опережает своих соседей по региону. Один мой датский приятель фыркнул в ответ на мои восторги по поводу финских школ и заметил, что в финском высшем образовании все обстоит не так здорово. В этом есть доля правды, и, тем не менее, более 95 процентов финских детей старше шестнадцати продолжают получать знания в тех или иных учебных заведениях. Шведы тоже злятся, что их бывшая колония опережает их по столь знаковым показателям. По их мнению, финнам просто повезло с однородным составом населения и сравнительно небольшим числом иммигрантов.

Самих финнов слегка озадачило их лидирующее положение в первых рейтингах PISA (программа оценки успеваемости ОЭСР). Сначала они предположили, что это некий изъян системы PISA, и даже сейчас некоторые из них скептически настроены по этому поводу.

«Наша школьная система хороша в смысле равных возможностей для всех, но я не принимаю всерьез разговоры про лучшее в мире финское образование. Я не верю отчетам PISA, — сказал мне журналист Хекки Аиттокоски. — Финские школы не хуже и не лучше любых других в Западной Европе, но у нас намного меньше иммигрантов и не так много учеников из малообеспеченных семей. Кроме того, родной язык для 99 процентов учеников — финский или шведский, а вот, скажем, в Германии 10 процентов школьников из турецкоязычных семей. По крайней мере это мое видение».

«На это я отвечу, что не только не-иммигранты финны учатся лучше не-иммигрантов шведов, но и дети финских иммигрантов учатся лучше детей шведских иммигрантов», — так сказал мне профессор Патрик Шейнин, декан факультета поведенческих наук Университета Хельсинки (он занимается развитием человеческого потенциала финнов). «Шведские претензии к PISA несостоятельны. Есть страны, где больше иммигрантов, чем в Швеции, но с лучшей, чем там, образовательной системой, а есть страны, где иммигрантов меньше, а результаты хуже».

Самый поразительный аспект финского образования состоит в том, что его успехи равномерно распределены между учебными заведениями. Это страна с наименьшей величиной изменчивости показателя успеваемости: разница между лучшими и худшими школами составляет всего 4 процента. В таких странах, как Сингапур, Тайвань и Гонконг, которые также находятся в числе мировых лидеров образования, лучших учеников направляют в специальные школы для одаренных детей. Изменчивость показателей успеваемости внутри одной отдельно взятой школы там невелика, но если сравнить показатели нескольких школ, особенно из разных регионов, то расхождения окажутся очень существенными. А вот в Финляндии не имеет особого значения, где ходит в школу ваш ребенок — в лапландской глубинке или в пригороде Хельсинки. Скорее всего, его успеваемость будет одинаковой везде.

В недавнем опросе Гэллапа на тему внутренней миграции финны оказались на третьем месте после новозеландцев и американцев по вероятности переезда из одного города в другой в течение пятилетнего периода. Шейнин считает, что в этой связи равный уровень школ имеет важнейшее значение. «На каждую сотню учащихся приходится несколько тех, кто переходит из одной школы в другую. Если в результате переездов и смены школ образуется серьезный пробел в математике, то это большая проблема». Секрет, по его словам, состоит в неукоснительном и строгом следовании школьной программе, которая предполагает индивидуальные занятия с отстающими учениками (такую дополнительную помощь ежегодно получает примерно треть финских школьников).

Не менее важны внимание и ресурсы, предназначенные тем, кто учит. «У нас по всей стране необычайно много курсов повышения квалификации учителей», — говорит Шейнин. В Финляндии работа учителя считалась престижной с момента зарождения образовательной системы во второй половине девятнадцатого века. Это объяснялось той ключевой ролью, которую играли учителя в формировании национального самосознания и обретении страной независимости.

Вспоминая кучку психопатов и социофобов, которые руководили моим образованием, я восхищаюсь тем, что в Финляндии учителя давно превратились в национальных героев. Они работают на переднем крае создания у граждан образа успешной и процветающей родины.

«Учителями становились те, кто хотел быть первопроходцем, нести в страну свет знаний. Поэтому учительство до сих пор считается почетным занятием», — говорит Шейнин. Прежде образование давало практические жизненные навыки вроде заготовки леса или шитья. Но теперь учителей стали называть «светочами народа», освещающими путь к независимости Финляндии.

Более четверти выпускников высших учебных заведений рассматривают карьеру учителя в числе приоритетных вариантов. В отличие от США или Великобритании, где полуграмотный соискатель на должность — обычное дело, в Финляндии в школьные учителя идут лучшие из студентов.

«Вспомните-ка своих учителей», — предлагает Шейнин. Меня передергивает. «Вот именно! — смеется он. — Разве такой опыт приведет вас к мысли стать учителем? Конечно, нет. А вот если вы учились у умного, обаятельного и опытного профессионального педагога, ваш настрой может оказаться иным».

В Финляндии попасть на курсы повышения квалификации учителей бывает труднее, чем на магистерские программы для юристов или врачей. Обычно конкурс там составляет десять и более человек на место. Пару лет назад на магистерскую программу в Университете Хельсинки было подано 2 400 заявок на 120 мест. С 1970 года все финские учителя обязаны получать магистерское образование, оплату которого субсидирует государство. «Все финские учителя получают высшее образование на основе научных исследований. Их учат не только преподавать, но и критически осмысливать свою деятельность», — говорит Шейнин.

Несмотря на героическую роль, сыгранную учителями в истории Финляндии, образование в стране на самом деле было таким же плохим, как и у нас, пока не появилось обязательное магистерское образование для педагогов. Это стало краеугольным камнем успеха.

«Дайте учителям возможность получать магистерскую степень», — ответил Шейнин на мою просьбу посоветовать что-то другим странам. Но это же огромные деньги, возразил я. «А как можно решить эту проблему, не потратив денег? В противном случае в университеты будут поступать только те, чьи семьи достаточно богаты, чтобы оплатить учебу. Эти люди вряд ли станут учителями, они скорее пойдут по стопам своих родителей. В Финляндии в университете может учиться любой желающий. Нужно, чтобы учителями становились толковые ребята из рабочих семей. Ведь на самом деле Великобритания тратит больше денег, а результаты там хуже. Нужно выбирать лучших студентов и финансировать их учебу, а не тратить уйму усилий на тех, кто учится кое-как».

Другая теория объясняет высокую успеваемость финских детей, особенно в младших классах, простотой языка. Известно предположение американского журналиста Малколма Гладуэлла о том, что китайские детишки успешнее в математике, поскольку их система исчисления логичнее, проще и лаконичнее по сравнению с англоязычной и многими другими. Возможно, то же относится и к финскому языку. «Ребенок выучивается читать и писать примерно в шесть лет, и этот навык остается с ним навсегда. Разумеется, словарный запас увеличивается, но новые слова просто падают в копилку», — сказал мне знакомый финн, когда я поделился с ним этой теорией.

Дает ли эта простота некую лингвистическую фору финским детям? Ведь если не разбираться с глагольными формами будущего времени, можно сэкономить кучу сил. Финские школы с обучением на шведском языке показывают результаты на уровне среднеевропейских. Шведский сложнее, и, очевидно, его освоение длится дольше.

Есть еще одна важная причина высокой успеваемости в Финляндии. Это все то же равноправие. В Финляндии нет двухуровневой системы образования и частных школ. Все финское школьное образование финансируется государством. Поэтому Финляндия смело может заявить миру, что равноправие здесь начинается со школьной скамьи.

Итак, учителя счастливы, PISA счастливы, родители счастливы, а финская экономика явно выигрывает от того, что получает трудовые ресурсы, способные деятельно помогать ее диверсификации. А что дети? Они-то как себя чувствуют?

Перед моей поездкой в Финляндию ВОЗ опубликовала данные опроса о том, насколько довольны или недовольны своей учебой школьники разных стран мира. К удивлению многих, из доклада следовало, что финским детям учиться нравится меньше всех. Еще в 2006 году ОЭСР опубликовала примерно такой же доклад. В нем говорилось, что шведские детишки больше любят школу, чем финские, и, несмотря на более высокие экзаменационные оценки, финские ученики уступают шведским в навыках самовыражения.

«Вопрос звучал так: «Вам очень нравится учиться в школе?» — и понятно, что утвердительно ответили лишь немногие, — объясняет Шейнин. — Наши исследования показывают: дети считают, что учиться «нормально». Если попросить человека в допубертатном или в пубертатном возрасте оценить свое отношение к чему угодно, то, скорее всего, ответом будет «нормально». Добавьте к этому характерную для финнов меланхоличность… Из отчета ВОЗ мы также узнали, что финские ребята среди первых ответили утвердительно на вопрос: «Считаете ли вы, что школа важна?» Понятно, что если сравнивать их со странами, где альтернатива школе — улица, то утвердительных ответов будет еще больше».

В 2006 году тоже случилось событие, потрясшее всю Финляндию, но оно, к счастью, обошлось без фатального исхода. В мае того года восемнадцатилетний Калле Холм сжег дотла главную финскую святыню — собор пятнадцатого века в городе Порвоо, на ступенях которого царь Александр I провозгласил в 1809 году финскую автономию.

Я спросил Шейнина, что он думает по поводу школьной стрельбы. Связано ли это с финской системой образования? Он считает, что нет, и называет других виновных: «Веками мы смотрели на вас [британцев и американцев]. Ваши литература, искусство, культура служили нам образцами. А теперь, особенно с распространением интернета, Соединенные Штаты превратились в ролевую модель, на которую ориентируется финская молодежь. Сами посудите, почему это не случилось лет пятьдесят назад? Очень просто: только особо одаренный псих мог додуматься до такого сам».

«Вы считаете, что это слепое копирование Америки? И нет никакой связи ни с трудностями в учебе, ни с темными сторонами финской души?» — уточнил я.

«В наши дни любой, кто считает себя членом какой-нибудь темной секты, может найти себе единомышленников по всему миру. А у финнов есть склонность искать объекты для подражания, — сказал Шейнин. — Не знаю, как у вас, но в моей юности были откровенно черные полосы. Думаю, надо следить за коммуникацией между учителями, школьными психологами и школьными врачами. Похоже, здесь бывают проблемы».

Спустя пару дней я был в торговом центре Kamppi в Хельсинки и обратил внимание на группу подростков у входа в магазин для скейтбордистов. Широко улыбаясь и стараясь не походить на грязного извращенца, я подошел поближе и объяснил, что собираю материал об образовательной системе их страны. Мне интересно узнать, что думают на этот счет «обычные» школьники. Могу ли я задать им несколько вопросов? Под длинными челками скрывались два мальчика и девочка, которые сначала поискали возможный путь к бегству, а затем в полной панике уставились друг на друга.

Мне следовало бы сообразить, что классическая финская необщительность, помноженная на одинаковые для всего мира подростковые страхи, не поможет оживленной беседе. Большинство их ответов состояло из пожиманий плечами, неловких отговорок и хмыканья. («Скажите, как вы относитесь к школе?» — «Мм, ну это… Гы, да нормально все!»). Единственный вывод из этого краткого не-общения с представителями финского юношества: финские подростки так же ершисты и подвержены гормональным всплескам, как и любые другие.

Источник

О финской системе образования

Беседа с Надеждой Карвонен, школьным педагогом из Хельсинки

Правда ли, что финская школа лучшая в мире? Правда ли, что все проблемы в образовании в стране Суоми решены окончательно и бесповоротно? Чем по праву может гордиться финская школа, и что может, а то и должна перенять у нее школа российская, если хочет вернуть себе прежний высокий статус? А чего перенимать никак не стоит? Об этом наш разговор с преподавателем хельсинкской школы Надеждой Карвонен.

Финская система образования лучшая в мире почему. Смотреть фото Финская система образования лучшая в мире почему. Смотреть картинку Финская система образования лучшая в мире почему. Картинка про Финская система образования лучшая в мире почему. Фото Финская система образования лучшая в мире почему

Полезная безотчетность в действиях

– Надежда Николаевна, какие предметы вы ведете в средней школе?

– Специальность педагога я получила в Финляндии. Имею право работать учителем начальных классов и преподавать математику и физику в средней школе. Дополнительное образование дало возможность работать специалистом по коррекционной педагогике: сейчас я преподаю в классе, где учатся дети с проблемами социально-эмоционального характера. Приходится вести почти все предметы программы средней школы.

– Как чувствует себя учитель в финской школе? Я имею в виду на уроке.

– Свободно. У него есть свобода действий.

– Что, и отчеты не пишете?

– Абсолютно. Но в 2016 году сами писали программы развития образования. Министерство образования дало основное направление развития, и каждая школа на основе этих направлений создавала свою программу. Эта программа, составленная учителями-предметниками, выносилась на всеобщее обсуждение. Родители имели право внести свои идеи и пожелания.

– Судя по жалобам педагогов в России, главное, что мешает их работе, – это необходимость составлять отчеты. По словам наших учителей, это просто ужас: большая часть времени, сил, фантазии убивается отчетами. Я знаю, как себя чувствует учитель даже после одного проведенного урока. А если прибавить радость предвкушения заполнения бумажек в вышестоящую инстанцию, это всё. Здесь же, в Финляндии, такого нет. Почему?

– Так всегда здесь было: доверие учителю. И в педагогический университет большой конкурс. Поступить учиться на учителя очень трудно. Эта специальность пользуется уважением.

– Исторически?

– То есть изначально учитель здесь пользуется уважением?

– Да. B принципе, это уважаемая профессия. И молодые действительно хотят идти учиться на учителя. Конкурс большой на самом деле.

– Считать себя неудачником, если ты пошел в «пед», здесь не будут?

– Нет. Такого здесь нет.

– Коснусь стереотипов, точнее – мнений, которые часто слышу: финское образование – земной рай, что-то неимоверно умное, прогрессивное. Разумеется, критическим улыбкам есть место. Тем не менее: что отличает финское образование, и что позволяет ему быть одним из самых уважаемых в мире? Отсутствие тотального контроля и ненужной отчетности – уже огромный плюс.

– Хочу подчеркнуть, что это мое частное мнение, основанное на моем личном опыте. Одно из главных качеств, мне кажется, это творческая свобода учителя. Учитель сам решает, в каком порядке и каким образом он будет преподавать какую-либо тему.

Учитель сам решает, в каком порядке и каким образом он будет преподавать

– Тут требуется пояснение. Не «от балды» же он учит.

– Нет, конечно. Есть программа обучения, и в ее рамках он будет преподавать. A как он будет преподавать – это его дело.

– Научить таблице умножения, предположим?

– Можно и на улице это делать: например, на дерево карабкаться и считать веточки-иголочки – если он уверен, что это поможет его ученикам действительно выучить таблицу умножения.

– Важен результат, а не отписки?

Айпадовое поколение

– Каково отношение к ученикам в школе?

– Уважительное. Каждый ребенок – личность, достойная уважения. Нельзя ни в коем случае ребенка обзывать, трогать, он неприкосновенная личность.

– Ученики не злоупотребляют своим положением? Я сужу по Германии. Там часто пользуются бесправием учителя и устраивают провокации.

– Здесь пока такого нет. Хотя бывают конфликты в школе, естественно. Учителей обижают, и, бывает, учителя детей обижают. Но это всё идет на словесном уровне. В таких ситуациях важна поддержка педагогического коллектива и ректора школы. Она есть.

– Как к вам дети обращаются? Просто по имени?

– Да, по имени, но без отчества. «Надежда Николаевна» – от этого я уже отвыкла. Да и нет в Финляндии отчеств.

– Детей вы тоже по имени называете?

– Да. А фамилий я даже не помню, честно говоря.

– Всё ли так ладно, действительно ли финская школа – рай земной?

– Нет, конечно. Везде свои плюсы и минусы. Сейчас слишком увлеклись компьютеризацией. В первом классе практически не учат детей писать. Я считаю, что это катастрофа. Вырастет поколение, которое не умеет писать. Научные исследования показывают, что развитие тонкой (мелкой) ручной моторики влияет на развитие мышления.

Тут слишком увлеклись компьютеризацией. В первом классе практически не учат писать

– То самое клиповое мышление получается?

– Получается. «Лайки» вместо букв. У каждого первоклассника айпад. Как это отразится на нынешних первоклашках – время покажет. Потом, может, вернутся к письму. Сейчас учитель может сам решать, насколько он хочет учить писать.

– А есть у него такая возможность – научить письму, или он связан по рукам и ногам гаджетами?

– Да, прописи есть в магазинах. Учитель может решить, в каком объеме учить своих детей. А если он не хочет учить их писать, то минимум – немного писать печатными буквами. Буквы-то они будут знать: надо их нажимать на айпаде. Но практики письма у них не будет. Лекции писать ручкой на бумаге они уже не смогут.

– Это плохо?

– Я не знаю. Мир меняется. Для нас это дико, а для них это естественно. Кто знает, что будет через 20 лет, когда они пойдут в университет. Даже через 10 лет. Может, уже не будет бумаги.

– Вы преподаете в школе уже 20 лет. По вашим наблюдениям, дети изменились? Ментальность их стала другой?

– Чем характеризуются эти изменения?

– Сейчас приходят в школу дети, которые живут в компьютере. Конечно, не все.

– Потерянные дети?

– Вроде бы у ребенка есть папа и мама. Но ребенок идет и просит: «Папа, папа!» – а папа в компьютере, в телефоне. Он даже не реагирует на ребенка. Ребенок растет без близкого контакта с родителями. Детям не хватает живого внимания, участия. Если раньше дети спали с любимыми игрушками, то теперь – с телефонами. Общались и играли с реальными друзьями, то теперь с виртуальными.

– Это беда. Дигитализация страны и общества.

– Но так не везде, должна сказать, тут многое зависит от семьи. В семьях, где родители занимаются с детьми, нет такого.

Семья и школа: необходимо соработничество

Если раньше дети спали с любимыми игрушками, то теперь – с телефонами

– По мнению родителей и учителей, катастрофа русской школы началась среди прочего и с того, что она отказалась от воспитательной функции. Мы «предоставляем услуги». В Финляндии как?

– Школа не должна воспитывать детей. Я тоже так считаю. Это не моя задача. Я – учитель. Обычные воспитательные вопросы – этим должна заниматься семья.

– Естественно, семья должна воспитывать, никто не спорит. Но вспомните советскую школу: там воспитанию правил поведения в обществе уделялось большое внимание.

– Школа, будучи общественным институтом, должна, конечно, готовить добропорядочных граждан. Но она выполняет свою функцию, а воспитанием человека, взращиванием в нем духовных ценностей должна все-таки заниматься семья, по моему убеждению.

– Умение жить в коллективе – тут без школы не обойдешься.

– Да, согласна. Но воспитание этого умения должно проходить при участии семьи. Обязательна совместная работа с родителями. У нас тоже проходят собрания. Помню, какими были собрания в России: классный руководитель собирает родителей и не очень хорошо говорит о детях: Петров – ужасный лентяй, Иванов сделал то и то, Сидоров вел себя так и так… Здесь такого не бывает. Общее собрание, общие вопросы, знакомство. Оно проходит осенью, и всё: больше не бывает. Когда возникает потребность, учитель или классный руководитель встречается с родителями ребенка персонально, причем вместе с ребенком. За спиной ребенка ни о чем не говорит. Как я могу говорить о нем без него? Я приглашаю родителей, мы разговариваем, обсуждаем наши дела, трудности, успехи, планы на год. Весной мы встречаемся второй раз и обсуждаем, как у нас всё прошло. Есть план обучения. У каждого ребенка он индивидуальный. Раз в год проводится День открытых дверей – открытые уроки для родителей. И вообще школа в Финляндии – открытое учреждение: родители могут присутствовать на уроках в любое время.

Когда ребенка «колбасит»?

Школа в Финляндии – открытое учреждение: родители могут присутствовать на уроках в любое время

– Вы упомянули, что являетесь педагогом по коррекционному обучению. Кому требуется такое обучение? Что это за дети?

– Это дети, у которых есть проблемы в обучении, а могут быть и другие проблемы, неврологические. Для детей, которые не могут учиться в большом классе по тем или иным причинам, организуют маленькие группы. В таком классе может быть 10 человек, больше нельзя. Со мной работает помощник. При необходимости с классом работают также куратор, психолог и социальные работники.

– У таких ребят задержка в развитии?

– Нет, они учатся по общей программе. Просто в большой группе они учиться не могут. Те, у кого задержка в развитии, учатся в спецклассах. Там индивидуально, у каждого свое.

А у меня те, у кого социальные проблемы: в семье плохо, например. Или гиперактивность, синдром Аспергера, аутизм в легкой форме. Но интеллектуальное развитие у этих ребят нормальное. Но в большой группе они просто не могут учиться. Или фобии какие, или в семье развод, и ребенок переживает очень сильно.

– Часто бывает?

– К сожалению, да. Редкость, если ребенка из целой семьи так трясет. А вот если развод, то у ребенка обычно проблемы. Разводы – страшная штука, это тяжело, дети страдают. Особенно в подростковом возрасте страдают.

– Разводов сейчас много?

Языкастые финны

– Какие плюсы финского среднего образования вы еще можете назвать?

– В финской системе образования что хорошо: ребенок с седьмого класса начинает сам выбирать предметы. Весной можно выбрать три предмета на восьмой и девятый класс. Еще очень хорошо, что большое внимание уделяется изучению иностранных языков. Финны хорошо знают языки.

– Им приходится. Не все в состоянии понять финский. Хотя он очень красивый.

– Это понятно. Помимо родного финского языка учат обязательно шведский. Английский все знают. Это ненормально, если не знаешь английский. Дополнительно учат французский, немецкий, испанский. Еще есть выбор, если учителя найдутся.

– Русский?

– Русский мало кто берет. Хотя на востоке страны учат активно – ведь приезжает много туристов из России. Немецкий любят, испанский, французский. Очень много программ по обмену, много иностранцев приезжает, гостей. Идет живое общение с Европой, со всем миром.

Еще не «спрашивают параграфы», как было в российских школах. С одной стороны, это было хорошо: нас учили выступать перед коллективом, учили говорить. Здесь такого нет. Здесь беседуют по теме. К доске вообще не вызывают.

– Классный журнал есть?

– У учителя маленький блокнотик. Такого явления, как журнал, где надо писать тему урока и прочее, нет.

– А дневники?

– Есть электронный дневник, «WILMA» называется. В электронном виде. Электронный родственник прежнего российского журнала. Это возможность связи между школой и родителями. Существуют телефонные приложения – связь мгновенная. Учителя, если успевают, отмечают тему урока и домашние задания. У учеников упрощенный вариант WILMA.

Родители не ходят в школу. Мне редко пишут письма. Может, боятся писать? Особенность: никто и никогда не спрашивает, где и кем работают родители.

Учите Православие! (Opetelkaa Ortodoksisuutta!)

– А как обстоит дело с преподаванием христианства в финских школах? Цитирую слухи: «Финляндия – одна из самых страшных стран, где христианство на грани исчезновения; здесь запрещают преподавание Православия в школах». Это правда или нет?

– Нет, такого не слышала.

– Могут ли мои дочь или сын, если они живут в Финляндии, выбрать для себя преподавание Православия?

– Да, разумеется. Православие – официальная религия Финляндии. Обязанность города или поселка – предоставить обучение. Даже если один ученик, найдется преподаватель. Не обязательно профессиональный, но он будет.

– То есть будет приезжать местный священник и рассказывать? Никаких гонений и притеснений в этом смысле?

– Никаких. Кстати, настоятель Никольского прихода в Хельсинки отец Николай Воскобойников ведет «Основы Православия» на русском языке для русскоязычных детей.

– Это занятия в воскресной школе?

– Нет, это специальный школьный предмет. И оценка равносильна школьной.

Трудности первой пятилетки

– Знаю, что в Финляндии сейчас очень много иммигрантов из теплых стран. Это уже сильная община? С этими реалиями финской школе тоже приходится считаться?

– Отдельная культура, отличная от финского менталитета. Разница большая?

– Конфликты есть в школах?

– Не знаю. Зависит от того, когда и по какой причине ребенок приехал. Это у всех, почти у всех. Стадию отторжения, т.н. «культурного шока», проходят почти все переехавшие.

– Именно – отторжение?

– Да, и тяжелое. «Мое – не мое». Те, кто ругает всё финское, обычно переехали недавно. Всё ругают в Финляндии – настолько всё чужое, непонятное. Первые пять лет ругают. Потом начинают привыкать и понимать. У меня тоже был такой период. Детям трудно, потеряв знакомую среду и друзей, быстро начинать всё сначала. На непонятном языке учиться. А учиться не хочется.

Цена времени

– Вы преподаете много предметов – литературу тоже?

– Да. Здесь несколько усеченное понятие литературы. Не как у нас. У них очень интересно: учитель решает, как вести обучение родному языку. Нет отдельного предмета «финский язык» и «финская литература». Всё вместе называется «финский язык». И учитель сам решает, как он будет вести обучение. И дети могут влиять на выбор читаемой на уроках литературы. Бывает и такое преподавание: восьмиклассники лежат на диванах и читают книжки по желанию.

– А хорошо быть учителем финского языка?

– Когда как. Например, грамматика седьмого класса занимает всего лишь один раздел в годовой программе.

– А сочинения дети пишут?

– Пишут, но не так много. А вот в старших классах начинается настоящая учеба. Там начинается настоящее выжимание, если ты ничего не делал.

Серьезная учеба начинается в старших классах. Но средняя школа не готовит детей к этому

– Стресс случается у учеников?

– Да, настоящий. Там математика, физика, химия на серьезном уровне. Средняя школа не совсем готовит детей к этому.

– Получается серьезный минус.

– Конечно, минус. К некоторым только к концу школы приходит понимание, что надо учиться, надо работать всерьез. Если ты не учился хотя бы наполовину серьезно, то всё, время ушло. Седьмой-восьмой класс – время переходного возраста. А у мальчишек это напряженное время, сами знаете.

– Да мне и в мои сорок с гаком не полегчало…

– Так или иначе, этот переходный возраст выпадает на самое ответственное время, когда нужно вовсю готовиться к старшей школе. Ну, и оценки у парней летят. Девочки обычно стараются и в результате поступают, куда хотят. А мальчишки проигрывают. Хоть и умницы, но конфликты переходного возраста могут быть серьезными. Еще компания попадется в классе не самая благопристойная – и начинается… Вот это беда.

– После 10–11-го классов как поступают в вузы, по какому принципу? Как мы раньше, в институт экзамены сдают? Или же по результатам местного ЕГЭ?

– Я не очень владею информацией в этой области. Сейчас обновлены правила приема в высшие учебные заведения. Баллы за ЕГЭ учитываются при поступлении. А как поступают? Среди прочего, например, абитуриентам надо читать книги, которые не связаны со школьной программой. На вступительном экзамене задают вопросы по ним с тем, чтобы увидеть, насколько абитуриент способен к самостоятельному обучению. По итогам экзамена и собеседования принимается решение. Я сама прошла это три раза. Закончила здесь три университета. Бесплатно. Высшее образование в Финляндии очень демократично, доступно для всех желающих.

– Предположим, я поставил целью выучить финский язык. Мое желание и усердие будет оправданно? Я добьюсь своего?

– Конечно, при желании и трудолюбии.

Благодарность России и храму

– Я обратил внимание: у эмигрантов, не беженцев, из России, бывшего Советского Союза появляется вдруг высокомерное пренебрежение к стране, из которой они уехали.

– Да, встречалось, и это грустно. Но сейчас, мне кажется, этого всё же меньше.

– Чем вызвано это забугорное плебейское высокомерие?

– Не знаю. Обиды? А что плохого Россия сделала? Дала образование, воспитала – разве это плохо? Жизнь складывается у всех по-разному. Да, уехали по разным причинам. Поливать Родину грязью – штука недостойная. К счастью, в моем окружении такого нет. У нас в приходе, как дома. Много молодых, много детей. Всё по-семейному.

Мы все – эгоисты

– Уверен: идей у вас много. Что хотите сделать со своими учениками в ближайшее время?

– Я хочу попробовать их в дом престарелых отвести. К старикам. Помочь на прогулке, почитать газету, просто пообщаться. Это, кстати, одно из того, что я советую делать: вести детей туда, где они могут помочь кому-то, почувствовать свою ответственность за кого-то, попытаться научиться осознанно делать добро.

Обязательно надо вести детей туда, где они могут помочь кому-то, почувствовать свою ответственность за кого-то

– Чтобы они видели, что бывают разные люди?

– Чтобы учились отдавать немного себя. Мы же все, в большей или меньшей мере, – эгоисты. А тут, на мой взгляд, появляется прекрасная возможность побороться с самим собой, таким любимым.

– Не уверен, но предполагаю, что если русский учитель поведет свой класс в дом престарелых или в интернат, он замучается потом давать объяснения и оправдания: мол, «нанес психотравму» ученикам.

– Сочувствую российским коллегам, если это так. А здесь это не только можно – это приветствуется. Очень надеюсь, что российское образование не утратит свои традиции, вернет себе свой статус, свое достоинство. Очень нам всем этого желаю.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *