Физически выносливый хорошо сложенный агатос умный с твердым характером
Физкультура для всех:
для детей и взрослых
Основные этапы истории физической культуры и спорта
Физическая культура при первобытнообщинном строе
Физические упражнения в первобытном обществе были самым тесным образом связаны с трудовыми процессами, культовыми обрядами, с воспитанием, искусством и военным делом. Физическая культура начала складываться на определенном уровне экономического и общественного развития в эпоху верхнего палеолита, т. е. около 50 тысяч лет назад. Более совершенные орудия труда, а также возникновение родовых объединений дали людям возможность не ограничивать свою деятельность изготовлением предметов, служащих удовлетворению самых примитивных жизненных потребностей. Появляются украшения, произведения искусства. Людям этой эпохи уже были известны музыка и культовые танцы. Но вряд ли эти танцы можно считать первыми физическими упражнениями. С еще меньшей вероятностью они были началом всех других форм физических упражнений. Однако решающее значение имело понимание людьми того обстоятельства, что охотник должен уметь быстро бегать, осторожно подкрадываться к пугливой дичи, быть сильным в борьбе с крупным зверем, а при встрече с осторожным и быстрым животным должен ловко и без промаха поразить цель. Поэтому охотнику необходимо было постоянно тренироваться, развивать силу, ловкость, меткость. При изготовлении снарядов для метания приходилось совершать пробные броски. Такого рода упражнения стали неотъемлемой частью подготовки подрастающего поколения к выполнению тех задач, которые ставила перед ними жизнь в орде, роду, племени.
Пещерные и наскальные изображения эпохи палеолита свидетельствуют о тесной связи физических упражнений с трудом. На этих рисунках мы видим, как охотники бегают, прыгают, танцуют, но чаще всего метают, причем в качестве метательных снарядов служат орудия охоты и рыбной ловли: различного рода булавы, каменные топоры, копья с каменными наконечниками и без них, дротики и бумеранги.
Таким образом, в первобытном обществе и дети, и взрослые принимали участие в играх с мячом и палками. Победа в состязании приносила славу племени, а победители награждались призами.
Соревнования по бегу, прыжкам, метаниям, плаванию становятся особенно популярными в последний период первобытнообщинного строя, в эпоху военной демократии для подготовки к вооруженной борьбе.
Физическая культура при рабовладельческом строе
Рабовладельческий строй — первая историческая форма классового общества. Появление различий и противоречий между умственным и физическим трудом, рост товарного производства, развитие торговли и т.д. порождали различия в размерах собственности, вели к формированию классов.
Имущие круги, задававшие тон в политической жизни, создавали государства, призванные защищать их интересы.
Физические упражнения в этот период имели классовый характер и были прикладными по назначению. Рабы не имели права заниматься физическими упражнениями. Свободные (средние слои и бедняки) лишь в такой степени могли приобщаться к физической культуре, какая устраивала рабовладельцев.
Развитие специализации в области физического воспитания, совершенствование техники и методики выполнения физических упражнений, крупномасштабные игры и празднества, купания и лечебная гимнастика-все это свидетельствует о более высокой ступени физического развития. Постепенно наибольшее распространение наряду с танцами получили стрельба из лука, фехтование, борьба, кулачные бои, плавание, конные состязания.
Обратимся к античной эпохе. В те времена Греция состояла из великого множества мелких рабовладельческих городов-государств (полисов), главными из которых были Афины и Спарта.
В отличие от Спарты в Афинах еще с древних времен наряду с земледелием и животноводством получили значительное развитие ремесло и торговля. К концу VI в. до н.э. Афины превратились в рабовладельческое демократическое государство, в котором главенствующую роль играли не аристократы-земледельцы, а торговцы и финансисты с участием средних слоев. В V веке до н. э. афинская демократия достигла наивысшего расцвета в экономике, политике и культуре. Материальные предпосылки этого расцвета создавались бесчисленными рабами, которые подвергались самой жестокой эксплуатации.
Афинская гимнастика была образцом для других городов-государств. Физическое воспитание как часть военного воспитания, сложившегося на последних этапах первобытного общества, в период расцвета Афин получило дальнейшее развитие благодаря возникновению нового аспекта воспитания, получившего наименование калогатия (калос-«физически выносливыи, хорошо сложенный», агатос — «умный, с твердым характером»), В соответствии с этим гимнасии, школы для сыновей представителей богатой верхушки, были образцами гармоничного сочетания физического воспитания с моральным и духовным. Вершиной гимнастики был агон (состязание) всех уровней: от каждодневных занятий в форме соревнований до крупных агонов и состязания в присутствии публики.
Второе крупнейшее античное государство — Спарта — прославилось исключительно жестокой эксплуатацией государственных рабов (илотов) и полусвободных (периэков) господствующим классом-спартиатами. Угнетенные слои часто восставали против угнетателей, поэтому постоянная боеготовность была для господствующего меньшинства жизненной необходимостью. Спартиаты сохранили милитаристское физическое воспитание конца первобытного строя, придав ему характер муштры и дрессировки. Военную подготовку проходили и дочери спартиатов.
В период упадка городов-полисов классический идеал воспитания калогатии поблек, центр тяжести под влиянием греческой софистики сместился в сторону одностороннего интеллектуального воспитания. Правда, все еще проводились крупные игры, подобные тем, которые имели место в Олимпии, но участвовали в них исключительно профессиональные атлеты. Так агонистика, служившая максимальному развитию физических, духовных и моральных качеств, превратилась в атлетику, античный профессиональный спорт.
Физическая культура Древнего Рима испытывала влияние воинственности римского государства. В семейном воспитании преобладали физические упражнения с ярко выраженным военным уклоном. На Марсовом поле регулярно проводились военные игры и занятия по строевой подготовке, в которых принимали участие сыновья полноправных граждан старше 18 лет. Традиционные римские игры-пуди происходили не на стадионе, а на цирковой арене. Это были прежде всего состязания боевых колесниц и бои гладиаторов. Гладиаторами были рабы, специально обученные различным приемам ведения боя. В одной из школ гладиаторов боевую подготовку получил Спартак, выдающийся борец против рабства и угнетения. В период Римской империи превращение массовой армии в армию наемников сделало излишним всеобщее военно-физическое воспитание. Римляне не видели практической пользы в греческой гимнастике. Для физического воспитания не оказалось места и в школьной системе того времени. В жизни взрослого населения физические упражнения также не играли никакой роли; к ним прибегали разве только с лечебными целями, да ради развлечения.
Физическая культура при феодализме
В захватнических государствах, строившихся на основе феодализированных позднеантичных отношений, германцы создавали строй военной демократии, и физическое воспитание служило им в этом существенной предпосылкой. К началу нашей эры среди германских племен были распространены разнообразные соревнования по бегу, плаванию, метанию копья, по борьбе, стрельбе из лука, упражнения с секирой. Популярностью пользовались скачки и лапта. В плавании и нырянии особенно больших успехов достигли северные германцы. Об этом говорится в северогерманских сагах. Зимой германцы бегали на лыжах, особенно популярным был бег на длинные дистанции.
Таким образом, в этих условиях крестьяне были лишены возможности осуществлять регулярные физические занятия. Но древние народные традиции сохраняются. На праздниках крестьяне меряются силой, состязаются в ловкости. Наиболее распространенными развлечениями становятся бег, игра в кегли, хождение по канату, лазание по шесту за призом, борьба и конные состязания.
Эпоха Возрождения
Возникнув в Италии, гуманизм как движение в культурной жизни распространился на Францию и Германию, отчасти также и на Англию. Большинство гуманистов составляли не только ученые, занимавшиеся античной культурой, но и педагоги, выступавшие против религиозно-схоластической системы образования. Идеалом Возрождения был образ гармоничного человека, способного к достижению высоких результатов во всех областях жизни. Поиски античного образца привели итальянских и немецких гуманистов к греческой гимнастике, которая заняла определенное место в теоретических изысканиях в области воспитания. Подробное описание античной гимнастики дал итальянский врач X. Меркуриалис в своем шеститомном труде «Де арте гимнастика» («О гимнастическом искусстве»), вышедшем в свет в 1569 г. Ф. да Фельтре предпринял первые практические шаги. По образцу греческой гимнастики он в городе Мантуе основал школу «Каза джокоза» (Дом радости), где рационально сочетались теория и практика физического воспитания. Немецкие гуманисты создавали учебники. Так, Н. Винман в 1538 г. издал книгу «Пловец, или Об искусстве плавать», а Я. Камерариус в 1544 г. выпустил книгу «Диалог о гимнасиях». Попытки Г. В. Лейбница связать науки с практической жизнью и сделать их доступными для самых широких кругов были продолжены его учениками. Критерий пользы стал основным принципом и в области воспитания. Стала очевидной малая эффективность одностороннего духовного воспитания. Ученик Лейбница И. Г. Зульцар в 1745 г. в сочинении «Попытка рассудительных умозаключений относительно воспитания и наставления детей» выдвинул идею интенсивного физического воспитания. Еще большее значение для развития физического воспитания в Германии имели идеи наиболее значительных представителей европейского просвещения. В книге Локка «Некоторые мысли о воспитании детей» (1693 г.) уже говорится о физических упражнениях как об эффективном средстве воспитания. Но на первый план английский медик и философ выдвигает идею укрепления здоровья. Особенно значительным было воздействие великого революционного французского педагога Руссо, который в своем педагогическом сочинении «Эмиль, или О воспитании» (1762 г.) подчеркивал роль близкого к природе воспитания в укреплении здоровья молодого поколения; поэтому в более поздних работах он требовал создавать такие общедоступные школы, в которых физическое воспитание должно занять прочное место. Заслуга филантропизма состоит в создании перехода к практике, в формировании новой системы физического воспитания, в которой нашли свое отражение идеи французской буржуазной революции 1789 г.
Свой педагогический идеал филантрописты видели в гармонически развитом человеке-деятельном, уверенном в своих силах, равно развитом духовно и физически. Крупнейшие представители этого направления Базедов, Бардт, Кампе, Трапп, Вийом и Зальцман придавали большое значение физическому воспитанию. И. Б. Базедов (1724-1790 гг.), опиравшийся на идеи Руссо, считал физические занятия важной и полноправной частью системы воспитания. В своем произведении «Об элементарном» Базедов описал множество физических упражнений. Наибольшую известность получило пятиборье из школы в Дессау, включавшее в себя бег, прыжки, «переноску груза», сохранение равновесия и лазание. Базедов рекомендовал такие народные упражнения, как борьба, метание мяча, гребля, плавание и пешие походы. Его филантропин в Дессау был первой общедоступной немецкой школой с регулярными физическими занятиями под руководством штатных учителей, которые также вели занятия и по другим предметам. Это были первые школьные учителя физкультуры.
По образцу школы в Дессау создавались школы и в других местах. Наиболее значительным явлением была основанная в 1784 г. К. Зальцманом школа в Шнепфентале близ Готы. С 1785 по 1839 г. в этой школе работал Гутс-Мутс.
Иоганн Кристоф Фридрих Гутс-Мутс своей теоретической и практической деятельностью определил современное физическое воспитание как неотъемлемый элемент общего воспитания.
Книга Гутс-Мутса «Гимнастика для юношества», вышедшая в свет в 1793 г., явилась не только основополагающим трудом в физическом воспитании, но и вошла в фонд педагогической науки в целом. В основе книги-личный опыт автора, результаты его работы с многочисленными литературными источниками. По сути дела, это первое систематизированное методическое пособие по вопросам физического воспитания в школе. В понятие «гимнастика» Гутс-Мутс включил все важнейшие с точки зрения педагогики физические упражнения. Он стремился с помощью своей системы развивать у детей не только физическую силу, выносливость, ловкость, но и моральные качества: мужество, упорство в достижений цели, силу воли. Идеи Гутс- Мутса служили общественному прогрессу, ибо главной целью он считал воспитание всесторонне образованных, физически и духовно гармонично развитых людей.
Особого внимания заслуживает тот факт, что Гутс-Мутс стремился соединить воспитание с производительным трудом. Поэтому «ручной труд» Г утс-Мутс включал в свою систему как третью разновидность педагогических физических упражнений наряду с гимнастикой и играми.
Творчество Гутс-Мутса явилось серьезным вкладом в создание и развитие массового физкультурного движения.
Герхард Ульрих Антон Вист также является классиком немецкого физического воспитания. В 1786 г. он создал крупное произведение по вопросам физического воспитания. Однако ему не удалось найти возможности внедрить физические занятия в школьную программу. В 1794 г. вышел первый том его «Опыта энциклопедии физических упражнений», второй том увидел свет в 1795 г., а третий-в 1818. «Система физических упражнений» (второй том «Энциклопедии») у Виста с педагогической и методической точек зрения лишь немногим отличается от учения Гутс-Мутса; правда, у Виста физические упражнения подвергнуты более строгой классификации с позиций общего естествознания и медицины. Вист выдвинул идею создания внешкольных общедоступных гимнастических заведений. Гимнастика Виста в первую очередь предназначалась для молодых представителей трудовых слоев народа.
Как историк Вист исследовал множество источников, а как естествоиспытатель он попытался объяснить отдельные физические упражнения общими физико-механическими закономерностями. Тем самым он заложил основы научной теории движений.
Фридрих Людвиг Ян. также внес большой вклад в дело развития физической культуры. Его система физического воспитания вошла в историю немецкой физической культуры как одно из самых значительных достижений.
В 1811 г. Ян открыл в Хазенхайде близ Берлина первую гимнастическую площадку. Цель Яна состояла в том, чтобы «…с помощью гимнастики воспитать физически крепких защитников Родины». Он соединил физические упражнения из гимнастических систем Гутс-Мутса и Виста с играми на открытом воздухе, а также с быстро развивавшимися упражнениями на снарядах (перекладина, параллельные брусья, конь). Совместно с Фризеном, Эйселеном и Дюрре он создал характерную методику и организационные формы занятий гимнастикой.
физически выносливый хорошо сложенный агатос умный с твердым характером
Физически выносливый хорошо сложенный агатос умный с твердым характером
Сила. Красота. Здоровье запись закреплена
Можно считать, что история фитнеса началась еще в эпоху палеолита. Пещерные и наскальные изображения того времени изображают людей, которые прыгают, бегают или танцуют. Но чаще всего — метают булавы, дротики, бумеранги и копья. Так охотники развивали силу, ловкость и меткость. Постепенно чисто практические тренировки обретали новый смысл — на рисунках последнего периода первобытнообщинного строя запечатлены соревнования между разными племенами, и даже вручение призов победителям!
Но классической родиной и спорта, и фитнеса считается все же античная Греция. В V веке до н.э. в Афинах царила система воспитания мальчиков из богатых семей под названием калогатия. В переводе с греческого «калос» означает «физически выносливый, хорошо сложенный», а «агатос» — «умный, обладающий твердым характером». Она породила афинскую (греческую) гимнастику, которая легла в основу многих более поздних комплексов упражнений. Нельзя не упомянуть и спортивную систему, принятую в Спарте: этот крупнейший греческий полис отличался острым противостоянием рабов и их угнетателей. Это предполагало постоянную боевую готовность правящего класса и необходимость поддержать отличную физическую форму. Поэтому сыновья (и даже дочери!) рабовладельцев проходили специальное обучение, граничащее с муштрой и дрессировкой.
Интересные факты: Пифагор вписал свое имя не только в теорию математики, но и в историю фитнеса: он был известным кулачным бойцом. Врач Гиппократ считался непревзойденным борцом и наездником, призы за участие в различных агонах (состязания) получали трагики Софокл и Еврипид, философы Платон и Сократ.
Но классической родиной и спорта, и фитнеса считается все же античная Греция. Именно в Греции появился первый фитнес-клуб! Не так давно его обнаружили археологи: в Гераколовых пещерах, находящихся на юге Пелопонесского полуострова, сохранились даже первые «тренажеры». Судя по всему, они представляли собой простейшие устройства, использующие каменные противовесы. И, тем не менее: еще до нашей эры фитнес собирал людей в специально отведенных для этого местах!
На Востоке также развиваются новейшие «фитнес-направления»: примерно в 250 году до н.э. в Индии появилась йога, а в Китае, через своеобразное осмысление учения Конфуция, гимнастика ушу. В обоих случаях в основе упражнений лежало не стремление к физическому совершенству, а возможность избавиться от душевных и телесных недугов.
Конечно, говоря об истории фитнеса, нельзя не вспомнить игры в Олимпии. Они проводились несколько веков — с 776 года до н.э до 393 года н.э. Сначала участие в них было доступно каждому, а затем эти соревнования породили новую специальность — профессиональный спортсмен.
Запретил Олимпийские игры римский император Феодосий I. В 390 году римляне приняли христианство, и греческие соревнования с культом телесной красоты оказались пережитками язычества. Возродиться Олимпийские игры — смогли лишь 15 веков спустя, в 1896 году — уже как соревнования исключительно профессиональных спортсменов.
Спасибо рыцарям — эти благородные представители человечества не забывали про физическую активность.Во всеобщей греческой гимнастике римляне тоже не видели особой практической пользы. Физические упражнения в начале нашей эры обязаны были выполнять лишь военные. Затем массовая армия в Римской империи превратилась в армию наемников, и о спорте и фитнесе в империи стали вспоминать все реже. А самыми известными соревнованиями были так называемые пуди — проходили они на цирковой арене, и отношение к ним было соответствующим. История фитнеса приходит в упадок. Вот только термы, которые римляне, как и многое другое, «позаимствовали» у греков, остались прежними. В них можно было и помыться, и позаниматься физическими упражнениями под присмотром специально обученного «инструктора».
Гуманизм, возникнув в Италии и распространившись на Францию, Германию и Англию, оживил историю фитнеса и заставил человечество вспомнить о греческой гимнастике. Ее подробное описание привел в своем труде «О гимнастическом искусстве» итальянский врач Иеронима Меркуриала — в 1573 году.
В других странах история фитнеса тоже не стоит на месте: например, швед Пер Генрик Линг пытается популяризировать сразу три гимнастических программы: образовательную, военную и лечебную. А в Англии Арчибальд Макларен, простой студент медицинского института, доказывает, что периодического участия в играх недостаточно, чтобы быть здоровым человеком. Он предлагает различные фитнес-программы для разных типов «клиентов» и утверждает, что с помощью упражнений можно бороться со стрессом! И уже в конце XIX века американка Кэтрин Бичер разработала систему опять же гимнастических упражнений — они выполнялись под музыку и сильно напоминали современную аэробику.
ФИТНЕС КАК ПОЛИТИКА
в 70-х годах, хореограф Джекки Соренсен предлагает соотечественникам заняться аэробными танцами.А в XX веке Америку покорил бодибилдинг. В том виде, в котором он существовал тогда, этот вид спорта заставлял спортсменов увлекаться анаболическими стероидами. Они помогали наращивать мышечную массу, но буквально уродовали мужчин, и, уж тем более, женщин.
Был и еще ряд причин, по которым история фитнеса начала развиваться стремительно: американская нация начинала страдать ожирением. Да и данные медицинской статистики огорчали: росло число молодых людей, признанных негодными к службе в армии. А исследование 1956 года показало, что 60% детей не в состоянии выполнить ни одного из простейших физических тестов. Любопытно, что в Европе эта цифра на тот момент составляла всего лишь 9%.
В результате президент Джон Кеннеди настаивает на необходимости развития фитнеса в стране. Появляются программы доктора Кена Купера, считавшего лучшей профилактикой болезней выполнение упражнений, следование правильной системе питания и поддержание эмоционального равновесия. Моника Бекман основывает такое направление, как джаз-гимнастика. А чуть позже, в 70-х годах, хореограф Джекки Соренсен предлагает соотечественникам заняться аэробными танцами. Эта программа предполагает прыжки, наклоны, бег, махи конечностями, различные танцевальные движения и шаги. В народе направление начинают называть аэробикой. Она становится сверхпопулярной благодаря телевизионным урокам. А ведут их такие звезды, как Джейн Фонда, Марлен Шарель, Синди Ром и другие красавицы. Примерно тогда же появилось и само слово фитнес, произошедшее от английского глагола To Fit — соответствовать, быть в хорошей форме. С тех пор слово громко звучит по всему миру.
В нашей стране история фитнеса началась благодаря первым видеомагнитофонам — вместе с ними из-за границы просочились и уроки на видеокассетах. Но и до этого никто бы не смог сказать, что «в СССР доступного спорта нет»! В 30-е годы XX века массовые спартакиады были делом привычным, а то и обязательным. В 50-70 годы широкое распространение получила производственная гимнастика. В последующие десятилетия ее незаслуженно забыли, но теперь многие специалисты считают входившие в нее упражнения основой здорового образа жизни. А спортивные секции и клубы для детей и взрослых были доступны каждому. Даже если ты не стремился к олимпийским достижениям, то поиграть в свое удовольствие в волейбол или поплавать в бассейне мог всегда!
Перестройка унесла эту возможность, и история фитнеса опять изменилась: спорта в мире рейтинг топ 10″ rel=»dofollow»>спорт стал уделом избранных. Зато в городских подвалах начали открываться так называемые «качалки» — подпольные тренажерные залы. Оборудование в них оставляло желать лучшего, да и тренеры порой даже не предполагались. Цели тренирующихся тоже демонстрировали реалии времени: «качалки» печально известны как места встреч рэкетиров и прочих криминальных личностей, подбиравших себе «бойцов». К тому образу жизни, который принято называть здоровым, все это, конечно, не имело отношения.
Существовал вариант и «для девочек» — шейпинг-клубы. Такое направление фитнеса, как шейпинг, существует и по сей день. Но тогда в этих заведениях занимались, что называется, кто во что горазд. Все зависело от тренера, возможностей помещения и представлений о прекрасном самих участниц процесса.
ИСТОРИЯ ФИЗКУЛЬТУРНО-СПОРТИВНОГО
СЕРВИСА ЗА РУБЕЖОМ
Физкультурно-спортивный сервис в античную эпоху. Сословный характер физкультурно-спортивного сервиса в Средневековье. Новые виды физических упражнений (16-17 вв.). Спорт и развитие физкультурно-спортивного сервиса в 18-19 вв. Социально-культурная роль физкультуры и спорта в 20 веке.
Физкультурно-спортивный сервис – это предоставление услуг, удовлетворяющих потребность в движении, развитии физических способностей, в укреплении здоровья, в соревновании и достижениях.
В основе физической культуры (как части общей культуры общества) лежит биологическая потребность человека в двигательной активности и потребности общественной жизни, всегда предъявляющей определенные требования к уровню физического развития человека.
Уже в первобытных обществах исследователи отмечали обряд инициации, связанный с переводом юношей в возрастную группу взрослых мужчин. Готовясь к посвящению, юноши усиленно тренировались в беге, прыжках, лазании, метании, выдерживали пищевые запреты, принимали участие в охоте. Пещерные и наскальные рисунки той эпохи изображают охотников, преследующих дичь. В качестве метательных снарядов используются булавы, каменные топоры, копья, дротики и бумеранги. Ясно, что успех в такой охоте достигался благодаря хорошей физической подготовке охотников.
К инициации молодежь готовили специально выделенные родом старейшины, которых можно считать первыми тренерами-наставниками. Так уже в глубокой древности осознаются возможности физических упражнений как средства формирования сознания, укрепления здоровья, подготовки к практической жизни.
В древневосточных обществах государство ставит своей задачей формирование типа человека, годного для защиты власти и завоеваний.
Однако уже тогда «верхи» общества пользовались услугами учителей верховой езды, рукопашного боя, специалистов по лечебной гимнастике. При раскопках Кносского дворца на Крите (2 тысячи лет до нашей эры) археологами обнаружены помещения для занятий физическими упражнениями – предшествие современных спортивных и тренажерных залов.
В Древнем Китае с 7 века до нашей эры начинается формирование ушу – своеобразной гимнастики, одной из сторон которой было оздоровительное направление. Дыхательная гимнастика тай-чи соединяла тренировку дыхания с физическими упражнениями, обеспечивала психологическое воздействие и физическое развитие. Занятия по выстроенной в определенной последовательности программе обязательно проходили под руководством учителя, наставника.
В Древней Индии с начала 2 тысячелетия до нашей эры складывается хатха-йога – система физических упражнений и духовного совершенствования. И здесь характерная черта: занятия проводит гуру – духовный наставник, учитель.
В Европе в эпоху античности появляются принципиально новые особенности в предоставлении физкультурно-спортивных услуг.
· упражнения в подвижных играх, в которых под наблюдением воспитателей участвовали дети до 7 лет;
· обучение в палестре – частной гимнастической школе, а затем в гимнасии – государственном воспитательном заведении;
· занятия орхестрикой – упражнениями, сформировавшимися из ритуальных танцев и необходимыми для развития ловкости, красоты движений.
Каждый свободный гражданин Афин стремился отдать мальчиков в возрасте 12-16 лет в палестру, где с подростками работал педотриб – учитель гимнастики. Гимнастика понимается как педагогический процесс, целенаправленный на системное осуществление физических возможностей человека, т.е. полное развитие его физических качеств и телесно-двигательных способностей.
В 16 лет юноши переходили в гимнасии – государственное воспитательное учреждение, где специально подобранная система физических упражнений и методических приемов служила гармоническому развитию и укреплению здоровья. Физические упражнения, часто выполняемые под музыку, использовались для выправления осанки, улучшения походки, воспитания пластичности движений, силы и выносливости. Многие занятия в гимнасиях проходили в форме соревнований учащихся в физической подготовке, что соответствовало принципу состязательности, которым была пронизана вся жизнь античного общества.
Во главе гимнасий стояли так называемые «софронисты» (люди, заботящиеся о добродетели). Спорт в Афинах имел целью научить человека владеть собой, соблюдать правила честной игры, возвышать дух. Отметим, что самостоятельное значение спорта как средства всестороннего развития личности было осознано в Европе не ранее 19 века.
История и организация Олимпийских игр древности достаточно хорошо известны. Свидетельства античных авторов, статуи и изображения на вазах помогают воссоздать картину Игр.
Отметим некоторые, наиболее существенные для темы физкультурно-спортивного сервиса аспекты:
· наличие группы организаторов (элланодиков) из числа аристократических семей Элиды, одного из полисов древней Эллады, которые за 10 месяцев устанавливали дату проведения игр, оповещали полисы с помощью специальных вестников (теоров), устанавливали священное перемирие на время игр;
· длительный период предварительных тренировок участников в специальных тренировочных центрах под руководством опытных тренеров;
· наличие правил, которые определяют ход игр в целом, характер спортивной борьбы и помогают судейской коллегии выявить победителей;
· традицию, согласно которой олимпионик (победитель) должен был публично благодарить своего тренера;
· комплексный характер праздника, который привлекал до 40-50 тыс. человек и был местом встречи и переговоров правителей; «симпозиумом» для историков, философов; местом проведения конкурсов для певцов, поэтов, танцоров; ярмаркой для торговцев;
· участие победителей в празднествах на своей родине (торжественный въезд, пиры, хвалебные оды, памятники), имевших целью пропаганду физической культуры и спортивных состязаний.
Таким образом, в античной Греции физкультурно-спортивные услуги населению предоставлялись на основе соединения государственных, общественных и частных начал, что стало характерным и для современных условий.
Молодежь из знатных семей имела возможность любительских занятий физкультурой на Марсовом поле – своего рода спортплощадке для подвижных игр и гимнастики.
В императорском Риме состязания в физической подготовке становятся зрелищем, а гладиаторы – своего рода профессионалами спорта, участвующими в поединках на аренах, в представлениях морских битв (навмахии), в сражениях с дикими зверями.
В римской античности нужно также отметить услуги, предоставляемые с начала 2 века до нашей эры своеобразными учреждениями отдыха – термами, своего рода древнеримскими фитнес-клубами.
Термы – это комплекс, включающий в себюя бани (несколько помещений с разной температурой), двор для солнечных ванн, помещения для массажа, залы для бесед, бассейны и палестры – залы для гимнастических упражнений. В 4 веке нашей эры в Риме было около 1000 терм. Некоторые термы имели зрительские места для наблюдения за гимнастическими играми. В термах свободные граждане за умеренную плату проводили свободное время, пользуясь и физкультурно-спортивными услугами.
Отметим также, что к эпохе античности относится сооружение первых стадионов – открытых сооружений для атлетических состязаний и тренировок.
Стадион в Олимпии – первый из стадионов древности, имевший трибуны для зрителей. Овальная форма трибун, удобная для зрителей, сидящих в одном ряду, сохранялась в римскую эпоху и дошла до наших дней. Амфитеатры Древнего Рима – прообраз спортивно-зрелищных комплексов современности.
Европейское средневековье (5-15 вв.) также вносит свои акценты в предоставление физкультурно-спортивных услуг.
Крестьянство – наиболее многочисленный слой средневекового общества удовлетворяло потребность в двигательной активности, прежде всего, в силу характера своего повседневного труда. Однако на праздниках обязательно присутствовали физические игры и состязания в ловкости, силе, лазании по шесту и канату. Крестьяне не пользовались услугами, организовали и развлекали себя сами.
В эпоху зрелого европейского средневековья (12-15 вв.) усиливается роль городов. Горожане, в основном – ремесленники, организуют фехтовальные и стрелковые союзы, в которых приглашенные сообща наставники готовили горожан к самообороне от феодалов.
В период средневековья зарождаются многие новые виды спортивных игр: на средневековых ярмарках в Германии играли в кегли, с 14 века появляется бейсбол в Англии, гольф в Дании. Эти игры все больше воспринимаются как развлечение, занятие, доставляющее удовольствие, что таит новые возможности для организации физкультурно-спортивного сервиса.
В 15-16 вв. в Европе усиливается интерес к античному наследию, в том числе и к греческой гимнастике. Стала очевидной малая эффективность одностороннего духовного воспитания, за что всегда ратовала церковь. Итальянский просветитель Витторино де Фельтре (1378-1466) организует в Мантуе (Италия) школу «Каза джакоза» («Дом радости»), где по образцу греческой гимнастики рационально сочетались умственное и физическое воспитание, причем физическое воспитание имело целью не военную подготовку, а укрепление здоровья и развитие физических возможностей человека.
В 16-17 вв. общественный интерес к сфере физкультурно-спортивного сервиса возрастает. Повсеместно возникают новые возможности и варианты физических упражнений и игр. На смену фехтованию на мечах приходит шпага и рапира, совершенствуется гимнастика, в Англии зарождается бокс. Из Дании в Англию и Нидерланды проникает гольф, в Швейцарии и Германии появляются прыжки в воду, в Нидерландах – управление парусами как спорт. Окончательно создается система конной выездки, школа верховой езды.
Таким образом, ко второй половине 17 века в Европе создаются предпосылки для развития физкультурно-спортивного сервиса нового времени.
В новое время (17–18 вв.) происходит дифференциация потребностей в физкультурно-спортивных услугах и, соответственно, возникают новые услуги.
Швейцарский педагог И.Песталоцци (1746-1827) предложил аналитическую методику физического воспитания детей с использованием специальных упражнений, направленных на развитие физических качеств и телесно-двигательных способностей.
Пропаганда занятий спортивного характера создает массовое физкультурное движение. Потребители и любители физкультурно-спортивных услуг объединяются в общества и клубы по спортивным интересам. Все шире практикуется организация соревнований разного уровня и масштаба, появляются учреждения, предоставляющие спортивно-оздоровительные услуги.
Вот некоторые даты и факты, иллюстрирующие вышесказанное.
1700 г. – открыт каток для катания на роликах (Англия).
1715 г. – организованы первые соревнования по академической гребле (Англия).
1719 г. – проходит первый чемпионат Англии по боксу.
1733 г. – в Норвегии растет популярность лыжного спорта, создаются войсковые лыжные отряды.
1742 г. – организуется конькобежный клуб в Эдинбурге (Шотландия).
1763 г. – прошли официальные соревнования по бегу на коньках и фигурному катанию (Англия).
1767 г. – организованы военно-спортивные лыжные состязания в Христиании (Норвегия – ныне Осло).
1775 г. – создан яхт-клуб (Англия), организована регата, вручены призы победителям.
1786 г. – Ж.Бальма (Франция) покорил Монблан, положив начало современному альпинизму.
1793 г. – выходит из печати первый учебник по физическому воспитанию «Гимнастика для молодежи» И.Гутса-Мутса (1759-1839, Германия).
В 19 в. получили дальнейшее развитие основные тенденции, возникшие в предыдущий период. Потребность в физкультурно-спортивных услугах возрастает, и предприимчивые люди, улавливая это, создают новые возможности удовлетворения потребностей, новые услуги. Так Фридрих Ян (1778-1852), немецкий гимнаст, в 1811 г. открывает первую гимнастическую площадку близ Берлина для физических упражнений и гимнастики на снарядах (перекладина, брусья, бревно). Это в полном смысле слова учреждение физкультурно-спортивного сервиса.
В первой половине 19 века складывается шведская система физического воспитания Пера Линга (1776-1839) – основоположника общеразвивающей шведской гимнастики. П.Линг и его сын Я.Линг (1820-1886) классифицировали упражнения по анатомическим признакам, ввели в гимнастику новые предметы, разного размера лестницы и бревна. В основу физических упражнений был положен анатомический признак: каждое упражнение целенаправленно способствует развитию какой-нибудь части тела: рук, ног, брюшного пресса. Этой же системы придерживался и П.Ф.Лесгафт (1837-1909).
Со второй половины 19 века в Европе и Северной Америке начинается формирование современного соревновательного спорта как системы организации и проведения соревнований и учебно-тренировочных занятий. Цель соревнований – выявление и унифицированное сравнение достижений людей в определенных видах физических упражнений, уровня их физического развития.
Во второй половине 19 в. существовавшие ранее виды спорта получают международное распространение:
· создаются национальные и международные организации;
· изобретаются новые виды спорта, особенно на рубеже 19-20 вв.;
· возникают условия для возрождения Олимпийского движения (1896).
В 20 в. физкультурно-спортивный сервис становится частью образа жизни каждого человека в самых разных формах:
· массовый самодеятельный спорт;
· физкультура и спорта в мире рейтинг топ 10″ rel=»dofollow»>спорт как учебный предмет в школах, других учебных заведениях;
· спорта в мире рейтинг топ 10″ rel=»dofollow»>спорт высших достижений как зрелище, предмет всеобщего интереса;
· спорта в мире рейтинг топ 10″ rel=»dofollow»>спорт как форма и основа международных связей.
Предоставление физкультурно-спортивных услуг влияло и на другие сферы жизни общества. В начале 20 века у модельеров одежды возникает понятие «спортивный стиль». Появляется «костюм для гимнастики», «для велосипеда», «для тенниса». Требование функциональности, свойственной спортивному костюму, распространяется на всю одежду.
После 1945 г. в Европе и Америке возникает новое направление физкультурно-спортивного сервиса – фитнес (от англ. to be fit – быть в форме, или fitness – пригодность, соответствие, приспособленность) – система оздоровления и коррекции фигуры путем регулярных тренировок под руководством специальных инструкторов.
Начиная с 60-х гг. 20 века во всех развитых странах ощущается коммерциализация спорта. Радио, кино, телевидение сделали исключительно популярными зрелищные виды спорта. Прибыли от рекламы, включаемой в трансляцию передач со спортивных мероприятий, высокие доходы фирм, производящих спортивное снаряжение, сделали спорта в мире рейтинг топ 10″ rel=»dofollow»>спорт предметом интереса финансистов и предпринимателей.
В результате возникла развитая структура физкультурно-спортивного сервиса: бассейны, стадионы, гимнастические залы, корты, манежи и другие спортивные сооружения. Сегодня все они, как правило, предоставляют посетителям спортивно-оздоровительные услуги.
Сформировался профессиональный спорт. Звезды спортивной жизни стали предметом торговли. Крупнейшими коммерческими предприятиями стали летние и зимние Олимпийские игры.
Составной частью физкультурно-спортивного сервиса стало изготовление одежды для спортивных занятий, а также устная, печатная, наглядная пропаганда и информация о спорте, спортсменах. Вся эта многокомпонентная структура призвана удовлетворять потребности современного человека в физкультурно-спортивных услугах, и является неотъемлемой частью социально-культурного сервиса.
1. В этой части учебного пособия студентам предлагается самостоятельно проследить на основе приведенных исторических сведений постепенное формирование различных сторон явления, которое сегодня получило название «спортивно-оздоровительный сервис».
ВОПРОСЫ ДЛЯ ПОВТОРЕНИЯ И САМОПРОВЕРКИ
1. Какие аргументы можно привести в пользу мнения о том, что в эпоху античности появляются принципиально новые особенности в предоставлении физкультурно-спортивных услуг?
2. Какие аспекты сервиса характерны для Олимпийских игр античного времени?
3. Какие социально-культурные потребности средневековье?
4. Какие тенденции в развитии физкультурно-спортивного сервиса обнаруживаются в 18 веке в Европе?
5. Каковы особенности физкультурно-спортивного сервиса в Западной Европе и Америке в 19 веке?
6. Выделите основные составляющие сферы физкультурно-спортивного сервиса за рубежом в 20 веке.
История фитнеса: от палеолита до наших дней
Само слово «фитнес» родилось относительно недавно — в 70-е годы двадцатого века в США. Но фактически история фитнеса насчитывает тысячи лет! В разные века хорошая физическая форма культивировалась, становилась предметом восхищения и, наконец, просто помогала выживать.
Наука и фитнес неразделимы в истории
Можно считать, что история фитнеса началась еще в эпоху палеолита. Пещерные и наскальные изображения того времени изображают людей, которые прыгают, бегают или танцуют. Но чаще всего — метают булавы, дротики, бумеранги и копья. Так охотники развивали силу, ловкость и меткость. Постепенно чисто практические тренировки обретали новый смысл — на рисунках последнего периода первобытнообщинного строя запечатлены соревнования между разными племенами, и даже вручение призов победителям!
Но классической родиной и спорта, и фитнеса считается все же античная Греция. В V веке до н.э. в Афинах царила система воспитания мальчиков из богатых семей под названием калогатия. В переводе с греческого «калос» означает «физически выносливый, хорошо сложенный», а «агатос» — «умный, обладающий твердым характером». Она породила афинскую (греческую) гимнастику, которая легла в основу многих более поздних комплексов упражнений. Нельзя не упомянуть и спортивную систему, принятую в Спарте: этот крупнейший греческий полис отличался острым противостоянием рабов и их угнетателей. Это предполагало постоянную боевую готовность правящего класса и необходимость поддержать отличную физическую форму. Поэтому сыновья (и даже дочери!) рабовладельцев проходили специальное обучение, граничащее с муштрой и дрессировкой.
Интересные факты: Пифагор вписал свое имя не только в теорию математики, но и в историю фитнеса: он был известным кулачным бойцом. Врач Гиппократ считался непревзойденным борцом и наездником, призы за участие в различных агонах (состязания) получали трагики Софокл и Еврипид, философы Платон и Сократ.
Пещера — первый фитнес клуб
Именно в Греции появился первый фитнес-клуб! Не так давно его обнаружили археологи: в Гераколовых пещерах, находящихся на юге Пелопонесского полуострова, сохранились даже первые «тренажеры». Судя по всему, они представляли собой простейшие устройства, использующие каменные противовесы. И, тем не менее: еще до нашей эры фитнес собирал людей в специально отведенных для этого местах!
На Востоке также развиваются новейшие «фитнес-направления»: примерно в 250 году до н.э. в Индии появилась йога, а в Китае, через своеобразное осмысление учения Конфуция, гимнастика Конг Фу. В обоих случаях в основе упражнений лежало не стремление к физическому совершенству, а возможность избавиться от душевных и телесных недугов.
Конечно, говоря об истории фитнеса, нельзя не вспомнить игры в Олимпии. Они проводились несколько веков — с 776 года до н.э до 393 года н.э. Сначала участие в них было доступно каждому, а затем эти соревнования породили новую специальность — профессиональный спортсмен.
Запретил Олимпийские игры римский император Феодосий I. В 390 году римляне приняли христианство, и греческие соревнования с культом телесной красоты оказались пережитками язычества. Возродиться Олимпийские игры — смогли лишь 15 веков спустя, в 1896 году — уже как соревнования исключительно профессиональных спортсменов.
Во всеобщей греческой гимнастике римляне тоже не видели особой практической пользы. Физические упражнения в начале нашей эры обязаны были выполнять лишь военные. Затем массовая армия в Римской империи превратилась в армию наемников, и о спорте и фитнесе в империи стали вспоминать все реже. А самыми известными соревнованиями были так называемые пуди — проходили они на цирковой арене, и отношение к ним было соответствующим. История фитнеса приходит в упадок. Вот только термы, которые римляне, как и многое другое, «позаимствовали» у греков, остались прежними. В них можно было и помыться, и позаниматься физическими упражнениями под присмотром специально обученного «инструктора».
Гуманизм, возникнув в Италии и распространившись на Францию, Германию и Англию, оживил историю фитнеса и заставил человечество вспомнить о греческой гимнастике. Ее подробное описание привел в своем труде «О гимнастическом искусстве» итальянский врач Иеронима Меркуриала — в 1573 году.
В других странах история фитнеса тоже не стоит на месте: например, швед Пер Генрик Линг пытается популяризировать сразу три гимнастических программы: образовательную, военную и лечебную. А в Англии Арчибальд Макларен, простой студент медицинского института, доказывает, что периодического участия в играх недостаточно, чтобы быть здоровым человеком. Он предлагает различные фитнес-программы для разных типов «клиентов» и утверждает, что с помощью упражнений можно бороться со стрессом! И уже в конце XIX века американка Кэтрин Бичер разработала систему опять же гимнастических упражнений — они выполнялись под музыку и сильно напоминали современную аэробику.
Фитнес как политика
А в XX веке Америку покорил бодибилдинг. В том виде, в котором он существовал тогда, этот вид спорта заставлял спортсменов увлекаться анаболическими стероидами. Они помогали наращивать мышечную массу, но буквально уродовали мужчин, и, уж тем более, женщин.
Был и еще ряд причин, по которым история фитнеса начала развиваться стремительно: американская нация начинала страдатьожирением. Да и данные медицинской статистики огорчали: росло число молодых людей, признанных негодными к службе в армии. А исследование 1956 года показало, что 60% детей не в состоянии выполнить ни одного из простейших физических тестов. Любопытно, что в Европе эта цифра на тот момент составляла всего лишь 9%.
В результате президент Джон Кеннеди настаивает на необходимости развития фитнеса в стране. Появляются программы доктора Кена Купера, считавшего лучшей профилактикой болезней выполнение упражнений, следование правильной системе питания и поддержание эмоционального равновесия. Моника Бекман основывает такое направление, как джаз-гимнастика. А чуть позже, в 70-х годах, хореограф Джекки Соренсен предлагает соотечественникам заняться аэробными танцами. Эта программа предполагает прыжки, наклоны, бег, махи конечностями, различные танцевальные движения и шаги. В народе направление начинают называть аэробикой. Она становится сверхпопулярной благодаря телевизионным урокам. А ведут их такие звезды, как Джейн Фонда, Марлен Шарель, Синди Ром и другие красавицы. Примерно тогда же появилось и само слово фитнес, произошедшее от английского глагола To Fit — соответствовать, быть в хорошей форме. С тех пор слово громко звучит по всему миру.
Сначала — «качалка», затем — цивилизация!
В нашей стране история фитнеса началась благодаря первым видеомагнитофонам — вместе с ними из-за границы просочились и уроки на видеокассетах. Но и до этого никто бы не смог сказать, что «в СССР доступного спорта нет»! В 30-е годы XX века массовые спартакиады были делом привычным, а то и обязательным. В 50-70 годы широкое распространение получила производственная гимнастика. В последующие десятилетия ее незаслуженно забыли, но теперь многие специалисты считают входившие в нее упражнения основой здорового образа жизни. А спортивные секции и клубы для детей и взрослых были доступны каждому. Даже если ты не стремился к олимпийским достижениям, то поиграть в свое удовольствие в волейбол или поплавать в бассейне мог всегда!
Перестройка унесла эту возможность, и история фитнеса опять изменилась: спорта в мире рейтинг топ 10″ rel=»dofollow»>спорт стал уделом избранных. Зато в городских подвалах начали открываться так называемые «качалки» — подпольные тренажерные залы. Оборудование в них оставляло желать лучшего, да и тренеры порой даже не предполагались. Цели тренирующихся тоже демонстрировали реалии времени: «качалки» печально известны как места встреч рэкетиров и прочих криминальных личностей, подбиравших себе «бойцов». К тому образу жизни, который принято называть здоровым, все это, конечно, не имело отношения.
Существовал вариант и «для девочек» — шейпинг-клубы. Такое направление фитнеса, как шейпинг, существует и по сей день. Но тогда в этих заведениях занимались, что называется, кто во что горазд. Все зависело от тренера, возможностей помещения и представлений о прекрасном самих участниц процесса.