florina певица франция биография
Самая плохая в истории певица. Которая насладилась славой и умерла счастливой
Всё началось с сифилиса
Девочка по имени Флоренс родилась в семье богатого промышленника, в 1868 году. Её, как и всех приличных девочек, учили игре на пианино. Но если для других девочек эта игра была такой же занудной необходимостью, как чистописание и изучение хороших манер, то Флоренс в семнадцать лет заявила, что жизнь её будет связана с музыкой, и никак иначе. Желательно где-нибудь в Европе. К тому времени у неё было уже несколько блестящих концертов.
И тут поперёк её дороги препятствием к мечте рухнул отец. Он всячески пытался отговорить дочь от её затей и отказывался оплачивать любые дальнейшие занятия музыкой. Флоренс, однако, оказалась очень находчива. Нашла она себе — и очень быстро — мужа вдвое старше, который был согласен на многое ради молодой симпатичной жены. Так она стала Флоренс Дженкинс. Пара Дженкинс сразу после свадьбы уехала в другой город.
Брак оказался не слишком счастлив, несмотря на то, что мистер Дженкинс познакомил провинциальную жёнушку с шикарной Филадельфией, что оказалось ничуть не хуже Европы. «Многое», на что он был согласен, не включало в себя выдачу хороших сумм денег, и миссис Дженкинс зарабатывала уроками музыки.
Лекарство от сифилиса на основе ртути не только повредило Фостер слух, но и, похоже, не помогло, и болезнь перешла в скрытую хроническую форму. Известно, что Флоренс лишилась волос и ходила в парике. А ещё известно, что она вдруг приобрела такую самоуверенность, которую нельзя было ничем объяснить — кроме того факта, что порой именно такой эффект даёт сифилис, затрагивая мозг (обычно наряду с эротоманством или, в более мягкой форме, романтическими чаяниями).
Фостер в Нью-Йорке
Беда не приходит одна. Флоренс ещё и сломала руку. На карьере пианистки можно было полностью поставить крест. Флоренс всё ещё собиралась посвятить жизнь музыке, но ведь для этого были разные способы. Их становилось тем больше, что папа через некоторое время после развода умер, и на его наследство Флоренс с мамой уехали в Нью-Йорк.
Параллельно сама Флоренс Фостер готовилась открыть миру свой талант. Она договорилась об уроках вокала со знаменитой оперной певицей, которая предпочла сохранять инкогнито и взяла условием не раскрывать имя учительницы публике. Как зовут певицу, знали только Фостер и её бессменный управляющий (и возлюбленный) Бэйфилд. Флоренс ничуть не смущало, что после лечения сифилиса препаратами ртути слух у неё стал ещё хуже, да и голос красивым никто и никогда не называл. Она чувствовала, что создана для оперы.
Первый концерт Флоренс дала — наконец-то! — в свои сорок четыре года. Она заказала под него роскошное платье и сама оплатила зал, не смущаясь тем, что придут только знакомые и те участники «Клуба Верди», которые ей признательны за финансовую поддержку. Лиха беда — начало! И действительно, вскоре после этого концерта Фостер прославилась. О ней писали и говорили. И, хотя писали и говорили совсем не то, что ей хотелось, было очевидно: всё дело в зависти. Ох уж этот древний людской порок!
Когда сбываются мечты
Пение Фостер действительно было уникально для сцены: она сипела, елозила по нотам, просто фальшивила, трагически не совпадала в ритме с музыкальным сопровождением (хотя пианист обычно изо всех сил старался замедляться и ускоряться по мере её, скажем так, импровизации).
Кроме того, публику изумляла её дикция. Фостер не знала иностранных языков, но смело бралась за исполнение французской и итальянской классики. Помните фильм про девочек-двойников, которые подменили друг друга — одна в богатом доме, другая в детском лагере? И одна из них назвала Шопена — Чопином. Вот примерно такие трансформации происходили с каждым словом прославленных опер, когда до них добиралась Флоренс.
Тем не менее, Бэйфилд засыпал за кулисами свою нанимательницу и любовницу комплиментами и даже ради неё провёл имитацию свадебной церемонии — чтобы она не чувствовала себя падшей женщиной. Фостер в долгу не оставалась и оплачивала все счета Бэйфилда. Если своё пение она слышала идеально оперным, то отношения с явным жиголо — идеально романтическими.
В тридцать седьмом году пожилой звезде Нью-Йорка предложили записать альбом. К изумлению (и облегчению) работников студии, Форест даже не попыталась выбрать лучшую запись. Каждую песню она исполнила ровно по разу, сообщила, что получилось идеально с первой попытки и в продажу пойдёт именно это, и ушла. Кстати, эти пластинки стоят баснословных денег — они стали объектом коллекционирования. По слухам, держал одну пластинку у себя, например, Дэвид Боуи.
В сорок четвёртом состоялось почти невероятное: Фостер дала концерт в Карнеги-холле. По видимости, концерт был прощальным, и в том числе поэтому к его организации подошли очень тщательно. Флоренс всегда блистала на выступлениях своими нарядами, но тут перещеголяла саму себя. Вскоре после концерта она умерла — возраст взял своё. Но умерла, спев в Карнеги-холле. Что бы ни говорили всю её жизнь насмешники. Разве же не прекрасно — умереть такой счастливой?
Ализе (Alizee)
Ализе (Alizee), урожденная Ализе Жакоте (Alizee Jacotey). Родилась 21 августа 1984 года в Аяччо (Корсика). Французская певица, танцовщица и филантроп.
Ализе родилась 21 августа 1984 года в городе Аяччо.
В 4 года уже умела танцевать, вскоре начала обучаться танцам в корсиканской танцевальной школе École du Spectacle Monique Mufraggi.
В 1995 году участвовала в конкурсе, организованном французской авиакомпанией Air Outre Mer. Необходимо было нарисовать рисунок на корпусе самолета, изображенного на специальном бланке. Ализе победила в этом конкурсе, и, помимо выигранной ею поездки на Мальдивы, рисунок был изображен на самолете в полную величину, а самолет был назван ее именем.
В декабре 1999 года Ализе впервые участвовала в телевизионном музыкальном конкурсе под названием «Начинающая звезда», проходившем на французском телеканале M6. Первоначально девочка задумывала выступить на конкурсе с танцевальным номером, но, узнав, что в данной номинации могут участвовать только группы, решила участвовать в вокальной части конкурса и исполнила песню на английском языке. Не пройдя в следующий этап конкурса, Ализе вернулась на сцену «Начинающей звезды» через месяц, исполнила песню бельгийской певицы Аксель Ред «Ma Prière» и выиграла конкурс. Она получила свою первую музыкальную награду Meilleure Graine, как самая перспективная молодая певица.
После чего французская певица Милен Фармер и композитор Лоран Бутонна предложили Ализе начать вокальную карьеру. Юная певица согласилась работать в новом творческом коллективе, и спустя нескольких студийных прослушиваний, началась официальная карьера Ализе как исполнительницы песен.
19 мая 2000 года вышел дебютный сингл Ализе «Moi… Lolita», а 26 июля вышел ее первый видеоклип на эту песню. Клип был снят под руководством Лорана Бутонна за несколько дней, действие клипа происходило в одном из парижских ночных клубов под названием Les Bains Douches и в местечке под названием Санлис. Ализе предстает в образе соблазнительной Лолиты, деревенской девушки, попадающей в большой город.
Позже сингл Ализе использовался в рекламном видеоролике британского фильма «Хороший год». Клип сразу же принес славу певице, прочно закрепившись в десятке хитов на лучших хит-парадах и не покидая их в течение полугода, а копии сингла были проданы тиражом более миллиона экземпляров. 17 ноября певица получила свою первую музыкальную награду в номинации «Открытие года» по версии телеканала M6.
Далее для поддержки альбома был выпущен еще один сингл под названием L’Alizé, а 6 декабря был впервые показан видеоклип L’Alizé, снятый режиссером Пьером Стином. Это поспособствовало увеличению продаж альбома, хотя содержание самого клипа было простым.
24 апреля 2001 вышел третий сингл Ализе под названием Parler tout bas, а 25 апреля видеоклип, снятый под руководством Лорана Бутонна. Слова песни написаны на медленную музыку, а действие клипа является мрачными. Из-за чего клип был весьма неоднозначно принят телезрителями Франции.
В мае региональные отделения компании Universal Music в Нидерландах, Израиле и Японии выпустили локализованные версии альбома Gourmandises, общее количество проданных альбомов по всему миру превысило 4 миллиона копий.
Ализе в 2001 году прибыла в Россию для выступления на церемонии вручения музыкальной награды «Стопудовый хит», организованной российской радиостанцией Хит FM. Ализе также участвовала в пресс-конференции, а 3 июня дала интервью в эфире музыкального телеканала MTV-Россия, в программе «Дневной каприз».
25 июля был выпущен видеоклип под названием Gourmandises, снятый на одноименную песню из альбома Ализе. Режиссер клипа был Николас Хидироглу.
6 марта 2002 года французская певица получила премию World Music Award на церемонии, проходившей в Монте-Карло.
19 февраля на телеканалах M6 и MCM появился видеоклип на песню J’en Ai Marre. Клип был снят под руководством Оливье Мегатона в течение двух дней. Съемки происходили в Париже в двух версиях: на французском и английском языках. Действие клипа разворачивается в большом аквариуме, наполненном водой, внутри которого находится Ализе.
25 февраля вышел сингл Ализе на песню J’en Ai Marre, который пробыл на верхних строчках хит-парадов почти неделю. Сам сингл не обрел высокой популярности, однако видеозапись презентации нового сингла на телешоу Hit Machine являлтся одним из популярнейших неофициальных видеоклипов в исполнении певицы.
18 марта был представлен второй диск Ализе под названием «Mes Courants Électriques», продюсерами которого были все те же Милен Фармер и Лоран Бутонна. Альбом получил не менее огромный успех, чем предыдущий альбом, благодаря синглу J’en Ai Marre.
Французская версия альбома содержит 11 песен, а объем продаж Mes Courants Électriques был не столь высокий по сравнению с первым альбомом, во Франции он равен 700 тысячам копий, а мировые продажи диска достигли отметку в 2 млн. копий.
В конце марта 2003 года Ализе приняла участие в церемонии вручения наград Eurobest, на которой собрались победители музыкальных конкурсов из девяти европейских стран. На церемонии она исполнила песню Moi. Lolita.
21 мая вышел очередной видеоклип Ализе под названием J’ai Pas Vingt Ans. Клип снят под руководством Лорана Бутонна. В этом клипе певица показывает отличную хореографию, танцуя на сцене с группой танцоров под ритмичную танцевальную музыку с участием электрогитары.
Осенью началось ее первое концертное турне. 26 августа она дала семь концертов в парижском концертном зале «Олимпия», затем отправилась гастролировать по всей Франции, а затем дала концерты в Бельгии и Швейцарии.
1 октября был опубликован еще один видеоклип Ализе получивший название À Contre-courant. Клип снят режиссером клипа L’Alizé Пьером Стином в бельгийском городе Бинче. Съемки проходили на заброшенном заводе с участием циркового акробата, исполнявшего различные номера на канате. 7 октября вышел сингл на эту песню.
После окончания концертного турне, 4 октября Ализе выпустила двойной альбом Gourmandises/Mes Courants Électriques, в который вошли песни из двух ранее выпущенных альбомов.
17 января 2004 года французская певица дала свой заключительный концерт в концертном зале Парижа Le Zenith, устроив публике красочное шоу и исполнив свои семнадцать песен из двух альбомов. Начиная с февраля 2004 года, взяла творческий перерыв на неопределенный срок.
18 октября вышел концертный альбом, записанный в прямом эфире во время последнего концерта, под названием Alizée en concert. В это же время вышел сингл и видеоклип под названием Amelie m’a dit на еще одну медленную и лирическую песню исполнительницы. Клип составлен из различных отрывков выступлений певицы во время ее концертов.
3 апреля 2006 года веб-мастер одного из фан-сайтов певицы получил сообщение, написанное от руки и подписанное самой Ализе, гласившее о том, что певица работает над своим третьим альбомом.
7 июля того же года проходившее на французском телеканале Europe 2 шоу под названием Le JT de la musique объявило, что Ализе «больше не сотрудничает с ее бывшим продюсером и автором слов ее песен Милен Фармер» и в данный момент работает над созданием третьего альбома. Было также объявлено, что слова для новых песен пишет Жан Фок. Жереми Шатлен также был связан с новым альбомом, что он подтвердил в своем интервью.
В сентябре 2007 года Ализе подписала контракт с рекорд-лейблом RCA Records/Sony BMG, а 30 сентября вышел ее новый сингл Mademoiselle Juliette. 19 ноября был выпущен клип на этот сингл.
В период с 23 по 28 января 2008 французская исполнительница приняла участие в благотворительном концерте Les Enfoirés который прошел в Страсбурге в зале «Зенит». В марте Ализе впервые посетила Мексику.
18 мая Ализе начала большое турне Psychédélices Tour.
В январе 2009 года принимала участие в серии благотворительных концертов Les Enfoirés font leur cinéma. 18 апреля провела заключительный концерт Psychedelices Tour на острове Сан-Маркос.
В январе 2010 года в группе известных французских артистов участвовала в серии концертов Les Enfoires, прошедших в Ницце. 17 февраля вышел первый сингл из нового альбома Les Collines, на месяц позже вышел клип на эту песню. 29 марта состоялась презентация альбома «Une enfant du siècle». В новый альбом вошли 10 композиций. Несмотря на хорошие отзывы музыкальных критиков, альбом не показал высоких результатов продаж.
В 2011 году Ализе и другие звезды французской эстрады выступили с ежегодными благотворительными концертами Les Enfoires в южном городе Монпелье.
28 июня 2012 года был выпущен сингл Á cause de l’automne с нового альбома «5». В работе над диском принял участие Жан-Жак Гольдман.
Пятый студийный альбом певицы «5» вышел 25 марта 2013 года, но он снова провалился. Было продано менее 8000 экземпляров диска, и он поднялся лишь до 27 места в альбомных чартах. Осенью 2013 года приняла участие в 4-м сезоне французского аналога телешоу «Танцы со звездами» в паре с Грегуаром Лионе и одержала итоговую побед.
В 2015 году стала выступать как танцовщица. Работая в паре с мужем Грегори Лионе.
В конце августа 2018 года объявила о своем музыкальном возвращении на сцену за пределами Франции, в Польше и в Мексике. 14 ноября выпустила на цифровых платформах сборник хитов своих первых двух альбомов под названием Remixes.
Рост Ализе: 161 сантиметр.
Личная жизнь Ализе:
С 2003 по 2012 была в браке с Жереми Шатленом, с которым она встретилась на вручении награды Eurobest в 2003 году. У них есть совместная дочь Аннили (2005).
В 2016 году вышла замуж за танцора Грегуара Лионна, с которым она участвовала в шоу «Танцы со звездами-4».
Ализе и Грегуар Лионн
Занимается танцами, она отлично владеет навыками классических танцев, джазовых танцев, балета и фламенко. Увлекается футболом, болеет за клуб AC Ajaccio. Берет уроки по тайскому боксу для поддержания своей физической формы.
Дискография Ализе:
Синглы Ализе:
последнее обновление информации: 12.06.2021
Лысая певица с сифилисом. Как жила самая бездарная примадонна современности
Мэрил Стрип получила 20-ю номинацию на «Оскар» за главную роль в фильме об оперной певице «Флоренс Фостер Дженкинс». Лайф рассказывает о необычной судьбе и карьере Флоренс.
В 1934 году скульптор Флоренс Дарно после концерта зашла в гримёрку к 66-летней певице Флоренс Фостер Дженкинс и была поражена тем, что увидела. Примадонна, мгновение назад стоявшая на сцене в роскошном платье и с пышной причёской, сидела перед зеркалом совершенно лысая. Современники предполагали, что волосы у Дженкинс могли выпасть из-за сифилиса, с которым она боролась много лет. О Флоренс часто сплетничали в высшем обществе, и причина была прежде всего в том, что эта женщина, совершенно не умевшая петь, на протяжении многих лет настойчиво арендовала дорогие концертные залы, чтобы исполнять там сложнейшие оперные арии.
От благополучия к сифилису
Флоренс Фостер Дженкинс родилась 19 июля 1868 года в обеспеченной семье, проживавшей в штате Пенсильвания. Её отец, Чарльз Дорранс Фостер, работал адвокатом и был отпрыском богатых землевладельцев. Родители стремились всесторонне развивать Флоренс, поэтому с детства девочка занималась музыкой — она обучалась игре на фортепиано.
Сохранились свидетельства о том, что Флоренс очень быстро проявила невероятные способности, за что её считали вундеркиндом. Талантливому ребёнку организовывали концерты по всей Пенсильвании. А когда ей было 8 лет, она даже удостоилась чести сыграть перед президентом США Ратерфордом Бёрчардом Хейсом.
Несмотря на все успехи, отец не считал, что дочери следует посвятить свою жизнь музыке. Но Флоренс думала иначе. Она хотела продолжить обучение в Европе, за которое вполне мог заплатить её отец. Но Фостер категорически отказался это делать. Когда 17-летняя Флоренс окончила среднюю школу, она сбежала из дома с врачом Френком Торнтоном Дженкинсом. Они уехали в Филадельфию, где в 1885 году поженились. Отец Флоренс, узнав об этом, пришёл в ярость и лишил дочь наследства.
Коллаж © L!FE Фото: © nypl.org
Френк был на 16 лет старше Флоренс. Жили они бедно. Флоренс училась в Академии музыки и параллельно зарабатывала на жизнь уроками игры на фортепиано. Но самым страшным была не нищета. Френк заразил свою жену сифилисом. В 1902 году супруги расстались, при этом официально они не разводились. В 1916 году Френк Дженкинс умер, и Флоренс стала считаться вдовой.
В новом фильме о Дженкинс подразумевается, что именно из-за сифилиса у неё начались проблемы с руками, оборвавшие её карьеру пианистки. Но есть и другая версия, согласно которой Флоренс повредила руку после 1900 года во время путешествия с матерью в Нью-Йорк.
Спой, светик, не стыдись!
Флоренс, несмотря на травму, и не думала завершать свою музыкальную карьеру. Она решила, что отныне будет певицей. Её совсем не смущал тот факт, что она имела довольно специфический скрипучий и писклявый голос и далеко не всегда попадала в ноты.
Конечно, сложно себе представить, чтобы такую певицу кто-нибудь пригласил выступать в концертах или исполнять партии в операх. Но всё решили деньги. В 1909 году от болезни почек умер отец Флоренс, и она получила щедрое наследство. Дженкинс, не раздумывая, стала вкладывать все силы и большую часть средств в свою певческую карьеру.
Несколько лет она брала частные уроки у одной из меццо-сопрано из Метрополитен-оперы. А на сцену Флоренс впервые вышла в 1912 году. С этого момента Дженкинс регулярно арендовала залы в Нью-Йорке, а также в других городах: Питтсбурге, Ньюпорте, Бостоне и Вашингтоне.
Тайная свадьба
14 января 1909 года 41-летняя Дженкинс познакомилась с 34-летним британским актёром Сеном Клэром Бэйфилдом. После того как Флоренс получила наследство, Бэйфилд стал её компаньоном и концертным управляющим. Она сняла ему в Нью-Йорке квартиру, а сама жила в отеле Seymour.
Сен Клэр помогал Флоренс и с организацией музыкального Верди-клуба, открытого в 1917 году и названного в честь композитора Джузеппе Верди. Со временем число членов клуба достигло 400 человек.
По свидетельствам современников, менеджера и певицу связывали не только деловые, но и романтические отношения. Но, так как Флоренс не была официально разведена, они не могли сочетаться браком. Известно, что Бэйфилд и Дженкинс провели символическую свадебную церемонию в отеле Vanderbilt, свидетелями которой стали всего четыре человека. Сен Клэр подарил Флоренс обручальное кольцо своей бабушки, а она вручила ему золотое кольцо с голубым камнем, которое он носил на безымянном пальце левой руки.
Вероятно, Бэйфилд был с Дженкинс ради выгоды. Поговаривали, что между ними никогда не было интимной связи, потому что Флоренс боялась заразить его сифилисом. Их отношения продолжались до 1932 года, но и после Сен Клэр остался менеджером певицы. При этом тайно он начал встречаться с британкой Кэтлин Уэзерли.
Концерты для друзей
Флоренс всегда знала, что есть много людей, которые открыто смеются над её пением. Поэтому она довольно тщательно подбирала публику для своих выступлений. Слушателями чаще всего были её друзья и знакомые, а также члены клуба Верди. Они никогда не критиковали её выступления. Но слава о её концертах всё равно распространялась по Нью-Йорку. На насмешки Флоренс заявляла, что люди просто завидуют её таланту.
Костюмы для своих выступлений Флоренс иногда придумывала сама. Самым известным стало её шёлковое платье с блёстками, которое дополняли огромные крылья из картона.
Кстати, дизайнерам и костюмерам нового фильма про Дженкинс пришлось проделать огромную работу, чтобы воссоздать костюмы экстравагантной певицы. Но за свои старания они получили номинацию на «Оскар».
Дженкинс не стеснялась исполнять на концертах сложнейшие оперные арии, которые порой оказывались не по зубам и куда более талантливым оперным певицам. В её репертуаре были произведения Моцарта, Верди, Брамса, Штрауса.
В 1941 году, когда Флоренс было уже 73 года, она решила записать пластинку. На студии Meloton Recording все были шокированы её подходом к работе: певица отказалась настраивать микрофон и проводить акустические репетиции. Она просто один раз спела те произведения, которые хотела записать, и покинула студию. Пластинки, как и концерты, предназначались в основном для друзей. Но в итоге они стали достоянием общественности и сохранились до наших дней.
Одна из самых известных её записей — сложнейшая ария Царицы Ночи из второго акта оперы Моцарта «Волшебная флейта». Конечно, Флоренс исполнила её очень своеобразно.
А вот так поёт эту арию обладательница «Грэмми» за лучшую оперную запись Луция Попп:
В 1943 году Флоренс заявила знакомым, что впервые смогла взять самую высокую ноту фа. Причём, как утверждала она сама, это стало возможно после ДТП — такси, на котором она ехала, попало в аварию. Устроившего происшествие таксиста певица отблагодарила коробкой дорогих сигар. Правда, по утверждению её аккомпаниатора, пианиста Косме Макмуна, ни он, ни другие люди никогда не слышали, как Дженкинс брала эту ноту.
Провальное выступление
В 1944 году Флоренс Дженкинс решилась арендовать знаменитый Карнеги-холл, чтобы дать там сольный концерт. Как позже признается Сен Клэр Бэйфилд, он был против этой затеи, ведь в 76 лет даже самые выдающиеся певицы не могут похвастаться прекрасным состоянием голоса. Но Флоренс настояла на своём.
Вечером 25 октября в зале, вмещающем почти 3 тысячи зрителей, все места были заняты. На протяжении всего концерта зрители в голос смеялись над пением Дженкинс. Но сам факт насмешек по-прежнему не огорчал певицу. Настоящим ударом для неё стали язвительные отзывы критиков, напечатанные на следующий день в газетах.
Спустя пять дней после провального концерта у Флоренс случился сердечный приступ. 26 ноября она умерла в своём гостиничном номере в присутствии врача, горничной и одного из друзей. Дальние родственники Флоренс взяли на себя организацию похорон, на которых запретили присутствовать Сену Клэру Бэйфилду. Певицу похоронили рядом с её ближайшими родными в штате Пенсильвания.
Воробьиная оратория: как Эдит Пиаф дала голос ХХ веку
Маленькая женщина с большим голосом, прозванная в юности воробушком — и гордо пронесшая это имя через всю свою удивительную жизнь на сцене, — стала для Франции ХХ века не просто символом, а своего рода универсальным знаменателем культуры страны в общемировом контексте. Сегодня, 19 декабря, отмечается 105-я годовщина со дня рождения Эдит Пиаф — и «Известия» размышляют о ее роли в жизни каждого из нас.
Большая маленькая жизнь
Она родилась — так уж распорядилась судьба — спустя неделю после того, как по другую сторону Атлантики, в Хобокене, штат Нью-Джерси, на свет появился мальчишка по имени Фрэнк Альберт Синатра. Но если главному крунеру Америки была суждена долгая жизнь и карьера, продлившаяся большую часть столетия, Пиаф ушла в 47 лет — на пике славы и обожания публикой.
Жовиальный заокеанский сердцеед и хрупкая болезненная француженка, которую при всем желании трудно было назвать красавицей (физическую красоту ей заменяло невероятное обаяние и столь же уникальная артистическая харизма), стали как бы двумя сторонами эстрадной культуры ХХ столетия — оптимизм и тихая грусть, молодая Америка и молодящаяся Европа, романтика созидания и романтика разрушения.
Эдит Пиаф с композитором песни Non, je ne regrette rien
О жизни Эдит Пиаф написаны толстые книги и статьи в энциклопедиях, ей посвящены фильмы и стихотворения. Пересказывать ее биографию еще раз, пожалуй, было бы бессмысленно: желающие узнать даты и вехи могут справиться хотя бы и в википедии, любители душещипательных историй могут обратиться к многочисленным томам о Пиаф, не забывая, конечно, и ее собственные мемуары (кстати, вышедшие на русском еще в середине 1960-х, вскоре после смерти певицы). Отвыкшим от чтения можно рекомендовать хоть старый фильм Клода Лелуша «Эдит и Марсель», хоть более современную «Жизнь в розовом цвете» с неподражаемой Марион Котийяр. Всё же вспомнить, с чего начиналась жизнь одной из величайших певиц столетия, наверно, необходимо.
Прозревшая
Свое имя Эдит получила в честь английской сестры милосердия Эдит Кэвелл, расстрелянной немцами в октябре 1915 года, — по крайней мере так считает большинство биографов со слов своей героини. Звучит правдоподобно — тем более что отец Пиаф, цирковой акробат Луи Гассьон, ушедший добровольцем на фронт, специально испросил двухдневный отпуск, чтобы увидеть дочь. Мать, актриса-неудачница по имени Анита Майяр, особых чувств к ребенку не испытывала и отдала Эдит на воспитание своим родителям. Условия были ужасающие: бабушка, чтобы Эдит не мешала ей криками, часто подливала в бутылочку с молоком вино.
Вернувшийся с войны Гассьон, узнав, что жена бросила и его, и Эдит, забрал девочку и увез ее к своей матери, Леонтине Декан, в нормандский городок Верне. Там малышка была окружена всеобщей любовью и заботой, несмотря на несколько специфическую профессию мадам Леонтины — она содержала публичный дом.
Обитательницы заведения изливали на Эдит всю нерастраченную материнскую любовь, особенно когда выяснилось, что девочка совершенно ослепла. Врачи, на которых хватало денег, не могли сказать ничего определенного, и бабушка отправилась с внучкой в поисках исцеления на богомолье к св. Терезе Малой в Лизьё. Молитвами ли, природой ли, но через несколько дней после приезда в монастырь шестилетняя Эдит прозрела (заметим, что в 1997 году папа Иоанн Павел II провозгласил св. Терезу Малую Учителем Церкви; звание, которое кроме нее имеют еще лишь три женщины).
Вскоре Эдит пошла школу, но с учебой вскоре пришлось расстаться: добропорядочные буржуа категорически не желали, чтобы их дети сидели в одном классе с внучкой «мамаши Тин» (большинство из почтенных папаш Верне были прекрасно осведомлены о прозвище Леонтины и роде ее занятий на основании, так сказать, личного опыта).
Отец забрал ее с собой в Париж — выступать на улицах. Он показывал акробатические трюки, а она пела, точь-в-точь как Тибул и Суок из написанной в те же годы повести Юрия Олеши «Три толстяка». Впрочем, вместо наследника Тутти Эдит встретила Симону Берто, свою вероятную единокровную сестру (у матери Симоны не было полной уверенности на этот счет, а Луи не настаивал), ставшую ее верной компаньонкой до конца жизни.
Под крышами Парижа
Эдит и Симона пели дуэтом на парижских площадях, иногда удача улыбалась и их приглашали выступить в каком-нибудь ночном клубе на Монмартре. В 17 лет Пиаф первый раз влюбилась — плодом недолгого союза стала дочь Марсель, прожившая, увы, лишь два года. В 1933 году начинающая певица получила постоянный ангажемент в заведении «Жуан-ле-Пен» на площади Пигаль. Вскоре сестры могли позволить себе снять собственное жилье, комнату в отеле «В свете луны» на улице Андре-Антуан в 18-м округе.
Впрочем, Эдит продолжала петь и на улицах: «Родилась, как воробей, прожила, как воробей, умерла, как воробей». Так ее заметил Луи Леплан, хозяин кабаре «Жернис» на Елисейских Полях. Он дал работу 20-летней певице; он же и придумал ей ставший легендарным псевдоним: Piaf, «воробушек» на парижском жаргоне. Первые же концерты «малышки Пиаф» в заведении Леплана имели оглушительный успех; вскоре ее пригласили спеть в сборном концерте с великими звездами французского шансона — Морисом Шевалье и Мистангетт.
Концерт из цирка «Медрано» в феврале 1936-го транслировался по радио; слушатели со всей страны звонили в студию и требовали больше песен Пиаф. С того холодного дня она заняла свое место на вершине эстрадного олимпа — с которого не сходила уже никогда.
Эдит Пиаф (в центре) и Марсель Сердан прибывают в аэропорт Парижа, 1950 год
Удивительно, но песни Пиаф успешно пережили все музыкальные моды второй половины столетия; живы они и сейчас. Да и легенда о нескладной и рано умершей певице-воробушке по сей день довлеет над обширным рок-мортуарием «ушедших в 27 лет». Хочется подчеркнуть: есть много великих артистов, которых помнят по имени, но уже давно не перечитывают, не переслушивают, не пересматривают. Пиаф в этом отношении схожа со своим ровесником Синатрой — их песни продолжают слушать и в новой цифровой реальности XXI столетия.
К востоку от Немана
Особое отношение к Эдит сложилось у нас, в России. Она не успела приехать в СССР с концертами, но в 1960-е ее песнями заслушивалась интеллигенция. Но уже в следующее десятилетие для миллионов советских людей она была не просто знаменитой певицей из далекой Франции. Она была бестелесным голосом из радиоприемника в машине Штирлица — хотя полковник Исаев в принципе мог слышать Пиаф и живьем; она, как и многие другие французские артисты, выступала в Берлине во времена оккупации. Впрочем, мало кого из поклонников «Семнадцати мгновений весны» волновали такие частности и мало кто знал, что звучащая в фильме песня Non, je ne regrette rien («Нет, я ни о чем не жалею») была сочинена лишь через 11 лет после войны, а записана Пиаф и того позже.
Благодаря поистине народному сериалу Татьяны Лиозновой Эдит Пиаф и сама стала в Советском Союзе народной легендой — хотя вряд ли такой результат ожидался создателями эпопеи о разведчике с лицом Вячеслава Тихонова. Характерно, что единственный нормальный лонгплей певицы, легально доступный в СССР (если не считать двух десятидюймовок с аудиокомментарием Натальи Кончаловской, вышедших в середине 1960-х), — «Мир Эдит Пиаф», впервые появившийся на прилавках в 1972-м, за год до премьеры «Мгновений», моментально стал дефицитом. Тираж допечатывали до самой середины 1980-х — пластинку часто покупали только ради «той самой песни». Впрочем, купившие неизбежно открывали для себя и «Жизнь в розовом цвете», и «Падам, падам», и «Милорда» — подборка была при всех форматных ограничениях почти безупречной.
Эдит Пиаф в лагере для военнопленных во время Второй мировой войны, 1943 год
Она прожила короткую, но ослепительно яркую жизнь. Словно о ней написаны строки другой женщины, парижанки поневоле, столь же трагически и рано ушедшей из жизни: «Я дань платила песнями, Я дань взымала кольцами». Впрочем, русская поэтесса вряд ли успела обратить внимание на юную певичку, звезда которой начинала разгораться в Париже именно в те годы, когда Марина Цветаева собиралась обратно, на родину, навстречу смерти.
У Пиаф, поднявшейся с самого дна общества, было мало что общего с профессорской дочкой из Москвы, писавшей стихи с шести лет. Объединила их, никогда не встречавшихся в реальной жизни, общность духовных ценностей ХХ столетия — кровавого, полного войн и человеческих трагедий, но парадоксальным образом связавшего национальные культуры разных стран ненавидимыми «нитями». Символично, что совсем недавно спектакль «Диалог с Эдит Пиаф», посвященный памяти великой певицы, был показан именно в московском Доме-музее Марины Цветаевой. «Я пою не для всех — я пою для каждого», — говорила Эдит Пиаф. И это не было ни позой, ни преувеличением.