Французские авто в сша
«Хромое» наследие французских марок в США
Модели концерна PSA Group отлично продаются в Китае, а Renault в альянсе с Nissan и вовсе в глобальном масштабе подпирает колоссов Toyota, General Motors и Volkswagen Group. В свете этого нас мучает один вопрос: почему французские автомобили не продаются в США? Ведь это огромный потенциальный рынок, где необычные разноплановые модели французских линеек могли бы как минимум поконкурировать с Fiat. Попробуем разобраться в этой теме и найти несколько объяснений тому, почему французские автопроизводители не работают на американской земле.
Когда DS стал самостоятельным брендом с премиальными амбициями, французы опомнились и сейчас уже подтвердили возвращение в США. На данный момент в процессе становления находится штаб‑квартира концерна PSA Group в Атланте (штат Джорджия).
Теоретически у DS хорошие перспективы в Америке. Супермини DS3 Cabrio — очень кокетливая модель, а DS5 — самый авангардный семейный автомобиль в мире. Кроме того, Citroën C4 Cactus может дополнить этих двух своей неординарностью.
Дальше Peugeot. Горячие хэтчбеки Peugeot 208 GTI и 308 GTI — интересные альтернативы ST‑маньякам Fiesta и Focus. Что касается Renault, то кроссоверы Kadjar и семиместный Espace станут интересными предложениями для ищущих нечто за гранью предсказуемости.
С тех пор как Эдуард Деламар‑Дебуттевилль построил первый бензиновый автомобиль во Франции в 1884 году, французы усвоили иной подход к производству автомобилей по сравнению с остальным миром. И во всём мире любят причудливость французского автопрома!
Американцы начали пробовать французские машины на вкус через более или менее официальные каналы ещё в 30‑х годах. Экзотика типа Bugatti, Delahaye, Facel‑Vega и Talbot‑Lago не в счёт, так как у них был малый тираж. Сфокусируемся на святом трио, известном каждому.
Брошюра другого импортёра Campbell Motors рекламировала Traction Avant как «спорткар для семьи». Акцент делался на «невероятном перфомансе», «выдающейся управляемости» и «торсионной подвеске».
После войны в Нью‑Йорке и Лос‑Анджелесе была основана компания Citroën Cars Corporation. К 1956 году появилась небольшая дилерская сеть и департаменты по запчастям и ремонту. Тем не менее 2CV, DS и SM продавались плохо. Дело в том, что это были радикальные автомобили, и американцы опасались тратить свои деньги на такие непохожие на остальных машины. Истощённый и ослабший после двух десятилетий денежных потерь Citroën закрыл североамериканские операции в середине 70‑х.
Renault прибыл в Северную Америку во второй половине 40‑х годов с заднемоторным 4CV. Фердинанд Порше работал над этим карликом во время своего тюремного заключения во Франции. Неудивительно, что Renault 4CV по концепции был похож на Volkswagen Beetle. 4CV был дешёвым, потреблял 4,7 л/100 км и даже имел стилистические черты Plymouth.
К тому времени как Dauphine заменил 4CV, Renault был самым популярным французским автопроизводителем в США и Канаде. На протяжении 60‑х годов дела у Renault шли хорошо. Когда в 1976 году был представлен Le Car, марка начала катиться вниз. 1300 дилеров AMC (с которым у Renault было партнёрство) продавали эту модель, однако продавцы были больше заинтересованы в реализации моделей Pacer, Eagle и Jeep.
В начале 80‑х Le Car был официально признан провалом. Renault попытался исправить положение, переключившись на седаны — Renault Alliance и Renault Encore. Как оказалось, обе машины доставили много хлопот дилерской сети AMC. Даже титул лучшего автомобиля 1983 года по версии журнала Motor Trend Car не смог спасти продажи Alliance. К 1987 году Renault решил продать все свои североамериканские активы «Крайслеру» и никогда туда больше не возвращаться.
Peugeot опоздал на вечеринку. Его импорт начался лишь в 1958 году. Журнал Road & Track описал седан 403 как один из семи лучших автомобилей в мире. Лейтенант Коломбо из одноимённого телесериала ездил на кабриолете Peugeot 403 1959 года и частенько сталкивался с механическими проблемами. Хотя благодаря Коломбо Peugeot 403 неплохо продавался. Но его преемники 504, 505 и 304, к сожалению, нет.
Всё более скучная продукция сделала марку Peugeot некомпетентной в глазах американцев, и после нефтяного кризиса 1973 года ориентиры нации повернулись в сторону японского импорта. В 1986 году французский автопроизводитель продал 14 000 машин в США и Канаде, в 1990‑м — ещё более драматичные 4200. В 1991 году Peugeot сдался, хотя у него по‑прежнему есть офис в Мичигане.
Подъём французских марок в США и Канаде приписывается их своеобразию на фоне неэкономичных полноразмерных будничных пикапов. Однако французские машины не уникальны. Они просто странные, что не является маркетинговым аргументом на таком динамично развивающемся рынке.
Другая проблема в том, что у французов никогда не было крупных дилерских сетей. Fiat оказался умнее и предварительно купил Chrysler. Теперь он спокойно продаёт семейные модели, по большей части не имеющие прямых конкурентов.
Учитывая историю французских брендов в США, PSA Group должен будет потратить кучу ресурсов, чтобы вырастить DS на американской почве. Renault, кстати, до сих пор продаёт там автомобили через стратегическое партнёрство с Nissan. C каждым проданным в США Nissan и Infiniti «Рено» получает прибыль, не пошевелив пальцем. Renault первым понял, что для реализации машин в США необходимы японские мозги. Как бы то ни было, какая бы французская марка не вступила на американскую почву, мы всем им желаем удачи!
Renault Alliance: успех и провал французов на рынке США
Бизнес по производству и продаже автомобилей не может жить в рамках одного национального рынка – для успешного развития необходима экспансия. В общем-то, уже к 30-м годам прошлого века это стало совершенно очевидным – положительный пример подали General Motors, выкупившие к 1931 году немецкий Opel. Впрочем, основная эпоха трансконтинентальной экспансии началась уже после Второй мировой. Причем не только американцы шли на рынок Старого Света, но и наоборот. И если у немцев с переменным успехом затея удалась, то французы потерпели оглушительное поражение.
Floride – прощупывание почвы
В 1956 году руководящие «топы» Renault Фернан Пикар и Пьер Дрейфус изучали специфику автомобильного рынка США и перспективы для собственной марки в Америке. Дилеры подсказали, что наиболее востребованным и интересным для Штатов оказался бы довольно компактный (по американским меркам) кабриолет с ярким дизайном, который мог бы пользоваться успехом как у мужчин, так и у женщин.
Сейчас автомобильные историки склоняются к легенде, что во время званого ужина в резиденции губернатора штата Флорида и было принято окончательное решение о концепции автомобиля. На раннем этапе будущий Floride обозначался как Project R-1092, ну а своё название обрел именно благодаря месту, где Дрейфус и Пикар и придумали машину.
Дизайн французы заказали итальянскому кузовному ателье Ghia. Странно, казалось бы, но ничего удивительного: именно Ghia хорошо знало запросы и потребности американских потребителей, поскольку тесно сотрудничало с рядом американских автокомпаний. Именно поэтому для проекта пригласили сына руководителя отдела дизайна компании Chrysler Вирджила Экснера – старшего – молодого американца Вирджила Экснера – младшего. Он и разработал стильный и симпатичный облик, в котором органично переплелись высокий итальянский дизайн и американский аэрокосмический стиль пятидесятых годов.
Несмотря на то, что главный дизайнер Ghia итальянец Джованни Савонуцци создал полноразмерный глиняный макет, прототип строил «подрядчик» Ghia – дизайн-студия Пьетро Фруа. Причина уважительная: Ghia по условиям контракта с Volkswagen не имело права выполнить такой заказ.
После Парижского автосалона 1958 года Renault получило около 8 000 заказов на новинку. Год спустя, в 1959-м, её представили американцам на Нью-Йоркском международном автошоу – правда, под названием Caravelle. Тут удалось набрать еще больше заказов – 13 тысяч. Именно модель Floride и принесла широкую известность французской марке среди американских автомобилистов.
Le Car – настоящая экспансия
Однако активное наступление европейских автомобилей Renault на cевероамериканский рынок началось несколько позже – в семидесятые годы после больно ударившего по многолитровым «дредноутам» энергетического кризиса. Американский дилер марки – компания American Motors (AMC) позиционировала малолитражный Renault 5 как альтернативу другим «неамериканским» автомобилям вроде Volkswagen Rabbit и Honda Civic.
Креативщики АМС даже называли «пятерку» French Rabbit («французский кролик»). Модель вскоре обрела имя собственное – Le Car. Реклама акцентировала внимание потенциальных покупателей на том, что это наиболее популярный автомобиль Европы в своём классе. В Америке, конечно, за Le Car не выстраивались в многолетние очереди, но определенным спросом он пользовался. Ведь среди аналогов модель выделялась относительно высоким уровнем комфорта и плавности хода, а также неплохой экономичностью по меркам семидесятых годов – смешанный расход топлива составлял около 7,6 л на 100 км. В 1977 году Le Car с 1,4-литровым двигателем мощностью 55 л.с. даже считался лучшим в классе Showroom Stock Class C по версии SCCA (Sports Car Club of America).
В 1980 году модель претерпела фейслифтинг, получив новое оформление передней части, а годом позже гамму модификаций расширила пятидверная версия. Модель импортировали вплоть до 1982 года – до тех пор, пока в США не начали собирать Renault 9 и 11. Причем на базе европейских автомобилей были созданы оригинальные версии с кузовом купе и кабриолет, получившие названия GTA Coupe и GTA Convertible соответственно.
Примечательно, что один из муниципалитетов Вашингтонского полицейского департамента приобрел три автомобиля Le Car в качестве служебных, что сразу же нашло своё отражение в рекламе компании Renault за океаном.
Покупка AMC – закрепление на рынке
Активное продвижение марки Renault на рынке США началось после заключения соглашения с American Motors Corporation (AMC), контрольный пакет акций которой Renault приобрела в 1980 году, заодно получив в собственность и марку Jeep. «Девятка», которую собирали в Америке, даже получила собственное название Alliance и стала автомобилем года в США. Но и это еще не все – Альянсу даже удалось стать автомобилем… агента 007! В нескольких сюжетах очередного фильма про Джеймса Бонда суперагент ездит именно на «французско-американской» машине.
В первой половине восьмидесятых годов в США через дилеров AMC продавалось и эффектное купе Fuego. А вот открытая версия, разработанная кузовным ателье Heuliez для североамериканского рынка, из-за экономической нецелесообразности в производство не пошла, уступив место более доступным вариантам кабриолетов на базе Renault 11/Alliance.
Renault Fuego для рынка США
Renault Fuego Cabriolet от Heuliez
Открытая версия Renault Alliance
Седан Renault 21, хоть и совсем недолго, продавался дилерами АМС под названием Renault Medallion, а уже после «выкупа» марки АМС автомобиль вплоть до прекращения выпуска в 1989 году предлагался под собственным брендом АМС – Eagle Medallion. Универсальная версия «двадцать первой» на рынках США и Аргентины носила название Renault Nevada/Eagle Medallion Wagon.
Ресурсная база французской компании стала основой для разработки таких культовых «джипов», как Jeep Cherokee XJ (тот самый, что так ценили у нас бандиты в 90-е) и Grand Cherokee. А на платформе Renault 25 был также создан Eagle Premier, который в короткий период «сразу после развода» назывался Renault Premier, а с 1990 года был также известен как Dodge Monaco. Автомобиль был достаточно массовым: за пять лет выпущено около 140 тысяч «братьев» Renault/Eagle Premier и Dodge Monaco, хотя в России о них почти не знают.
К этим автомобилям имеет прямое отношение один из лучших инженеров Renault Франсуа Кастен, который переехал с семьей в США после приобретения AMC и стал главой инжинирингового отделения американского подразделения Renault. Когда в 1987 году корпорация Chrysler предложила французам обратно выкупить АМС, а те согласились по экономическим соображениям, Франсуа остался в США, возглавив аналогичную должность всего концерна Chrysler. В частности, под его руководством был создан суперкар Dodge Viper. Именно поэтому француз Кастен в 2010 году был включен в американский Automotive Hall of Fame (зал славы), что выражает его вклад в автомобильную промышленность США.
Закат и уход
Несмотря на то, что в начале восьмидесятых годов автомобили Renault Alliance сумели собрать достаточно наград от американских автомобильных изданий и конкурсов, к началу следующего десятилетия присутствие французской марки на одном из ведущих рынков планеты свелось к минимуму. Полностью рынок США компания покинула в 1992-м. Причина проста: французские машины уже не совсем вписывались в заокеанские стандарты и требования, да и не было в модельном ряду марки достаточно мощных и полноразмерных автомобилей, к которым привыкли в Штатах. К тому же и у французской компании в те времена дела шли совсем не гладко – только в 1996 году она понесла убытки в размере 2 миллиардов франков.
Ну а после «воссоединения» в один альянс с японским брендом Nissan руководство приняло решение окончательно «закрыть на замок» американский рынок для Renault, полностью сконцентрировав свои усилия в США только на продвижении Ниссана и лакшери-бренда Infiniti.
Президент альянса Renault-Nissan Карлос Гон, известный своими жесткими решениями по выходу из кризиса и преодолению убыточности непопулярными мерами, подтвердил, что Renault остаётся европейским брендом, нацеленным на целый ряд евразийских и латиноамериканских рынков, а вот Северная Америка стала перевернутой страницей в толстой книге истории марки. По простой причине – в этом просто нет экономической целесообразности. Как и 70 лет назад, миром нынче правят именно деньги.
P. S. Любопытно, что компания Renault USA все же существует. Но занимается она, как следует из информации на официальном сайте, долгосрочной арендой машин в Европе для туристов из США. Если вы американец и собираетесь в Европу более чем на 21 день, Renault предлагает выбрать одну из новых машин и кататься в свое удовольствие без ограничения пробега, обещая немалую выгоду по сравнению с арендной техникой. Что ж, предложение интересное, тем более что у себя дома шансов опробовать Renault в деле у американцев уже давно нет.
PSA официально объявил о возвращении французских автомобилей в США.
По материалам издания Automotive News
PSA вернется к продаже «Peugeot» в США к 2026 году, впервые с момента выхода на североамериканский рынок в начале 1990-х годов.
Планы французской автомобильной компании PSA по возвращению на американский рынок наконец начинают реализовываться. Компания возглавит свои усилия в Северной Америке с брендом Peugeot, имя, которое многие американцы могут узнать по последнему ограничению французской автомобильной компании на рынке США, которое закончилось в 1991 году. PSA не представило официальных сроков, когда она планирует снова начать продавать автомобили Peugeot, но Automotive News сообщает, что компания обсуждала 2026 год.
PSA впервые анонсировала план возвращения в США в 2016 году и постепенно раскрывает свое будущее здесь. После того, как компания запустила приложение для совместного использования автомобилей под названием Free2Move, стали распространяться сообщения о том, что PSA омологирует свои автомобили для рынка США, в том числе рассматривает возможность соблюдения наших стандартов безопасности и выбросов. PSA также приобрела европейский бренд Opel General Motors в 2017 году. Automotive News сообщает, что генеральный директор PSA Карлос Таварес заявил, что американские автомобили Peugeot будут выпускаться как в Европе, так и в Китае. PSA также внедряет другие бренды на новые мировые рынки, включая Citroën в Индии и Opel в России.
Пока слишком рано говорить о том, как будет выглядеть линейка Peugeot в Штатах, но мы можем посмотреть, что он продает в других местах, чтобы составить представление о линейке автомобилей. Модели кроссоверов 2008, 3008 и 5008 кажутся справедливыми ставками, хотя, учитывая время, это будет следующее поколение этих автомобилей, которое мы получим.
Привлекательный седан 508 и универсал (на фото ниже) выглядят так, как будто они могут быть конкурентами, подобными Audi A4, а новый маленький хэтчбек Peugeot 208 хорошо вписывается в инициативу PSA в отношении электрифицированных моделей, поскольку предлагает полностью электрический вариант.
План по возвращению остался в прошлом: Peugeot не выйдет на рынок США
Новый автогигант Stellantis намерен вложить силы и средства в развитие американской марки Chrysler на домашнем рынке.
Автомобили французского бренда Peugeot официально не представлены в Штатах в течение последних трёх десятков лет. Так, продажи машин стартовали в 1958-ом, но были завершены в 1991 году, после чего дилеры ещё несколько лет распродавали оставшиеся на складах Peugeot 405. Стоит отметить, что спрос на машины Пежо на этом рынке всегда был невысоким: так, пиковым годом для бренда стал 1984-ый, когда клиенты купили свыше 20 тыс. единиц. Для сравнения, в свой последний год в США бренд продал лишь 3555 экземпляров (на 16,6% меньше, чем годом ранее).
На фото: логотип марки Peugeot
На других рынках дела у Peugeot в тот момент шли куда лучше. Так, в Европе клиенты в том же 1991-ом приобрели свыше миллиона машин (что на 6% меньше, чем годом ранее). В числе причин невысоких результатов бренда в США оказались ограниченная дилерская сеть, а также жёсткая конкуренция с местными и японскими марками. В итоге французская марка покинула Штаты.
Позже несколько раз поднимался вопрос о возможном возвращении Пежо в США. Серьёзно об этом ещё в 2016 году заговорил Карлос Таварес, занимавший на тот момент пост генерального директора группы PSA. По его прогнозам, возвращение Peugeot на американский рынок стоило ожидать в начале 2023 года. В очередной раз тема обсуждалась в середине 2019-го, тогда план уже сместился: ожидалось, что у жителей Штатов доступ к французским машинам снова появится в 2026 году.
Недавно в Сети появился слух о том, что намерения Peugeot в отношении возвращения в США могут в очередной раз быть пересмотрены. Проблема, как оказалось, в недавнем слиянии группы PSA и итало-американского концерна Fiat Chrysler Automobiles. Напомним, в результате был образован новый мировой автогигант Stellantis, его генеральным директором стал Карлос Таварес.
На фото: логотип марки Chrysler
Изначально предполагалось, что как раз в результате слияния возвращение Пежо на американский рынок пройдёт проще. В частности, это помогло бы решить проблему со слабой дилерской сетью: так, компании, которые сейчас продают на территории США автомобили Jeep и Ram (марки ранее принадлежали FCA), теоретически могли бы предлагать на своих площадках и модели Peugeot.
Однако все эти предположения теперь остались в прошлом. Глава нового автогиганта Карлос Таварес, который сам ранее выступал за возвращение Peugeot в Штаты, теперь заявил, что этот вопрос не рассматривается. Как сообщает издание Car and Driver, топ-менеджер добавил, что в ближайшей перспективе тема не окажется на повестке дня.
Он пояснил, что силы, средства и инженерные ресурсы Stellantis намерен тратить на те бренды, которые уже сейчас представлены в США. Речь идёт в том числе о Chrysler, которому ещё совсем недавно предрекали скорую отставку. Так, по словам Карлоса Тавареса Крайслер является «одним из трёх исторических столпов» нового автогиганта, два других – Fiat и Peugeot.
При этом сейчас у Chrysler дела на домашнем рынке идут не очень: продажи машин бренда постепенно снижаются с 2016 года. Так, в 2020-ом дилеры реализовали в США в общей сложности 110 464 машины марки, что на 13% меньше, чем годом ранее. По сути, сейчас компания продает только Pacifica, Voyager и 300. Показатели марки заметно снизились после того, как из линейки ушёл Chrysler 200.
Почему в США нет французских автомобилей
Французские автомобильные бренды широко представлены в Украине. А вот в Соединенных Штатах Peugeot, Renault и Citroen откровенно недолюбливают. На аукционе подержанных авто вы не найдете ни одной такой машины. Почему так произошло? В AMERICA MOTORS попытались в этом разобраться.
Французская кампания в Америке
Renault Alliance, середина 1980-ых годов
Французский автопром в свое время успешно завоевывал Северную Америку. До конца 1980-ых такие модели “Рено” как Le Car, Alliance и Medallion пользовались определенным спросом. Однажды Renault даже засветился в фильме про Джеймса Бонда. Ресурсную базу французских автомобилей американцы использовали для создания легендарных Jeep Cherokee и Grand Cherokee. Французский след проглядывается и в культовом Dodge Viper.
В 90-ых все изменилось: к 1992 году галлы покинули этот рынок.
Причины отсутствия “Пыжиков” и “Рено” на американском рынке
Экономические. В борьбе за рынок французы оказались довольно пассивными и попросту проиграли борьбу японцам. Последние предлагали более безопасные и технологичные транспортные средства. В 80-ых французы к тому же завысили ценник на свою продукцию и клиенты попросту отвернулись от этих машин.
Психологические. Американцам, которые тяготеют к мощным RAM, Dodge и иже с ними, попросту не нравятся вычурные и “смазливые” французские машины. Которые к тому же часто очень компактны, в то время как американцы любят все большое. Их не прельщают даже люксовые спорткары Bugatti.
Французский автопром в США: текущая ситуация
Возвращение французов на рынок Штатов в последнее время обсуждается. Однако пока что для производителей Renault, Citroen и Peugeot этот шаг экономически нецелесообразен: он требует огромных инвестиций. Сегодня французы успешно выпускают свою продукцию для европейского рынка, а также для Латинской Америки. В Соединенные Штаты французы не рвутся и, откровенно говоря, их там никто никто и не ждет.