Фрэнсис бэкон считал что наилучшее доказательство в науке дает
Реферат на тему: Индуктивный метод Ф. Бэкона
Содержание:
Введение
И все же потомкам он известен прежде всего как выдающийся философ-материалист и основоположник экспериментальной науки. История, как это часто бывает, сделала строгий, но в конечном итоге справедливый отбор, подчеркнув непреходящее творческое наследие мыслителя и политика и оставив в тени другие аспекты его деятельности, многие из которых казались современникам (и действительно были) не менее важными. важный.
На мой взгляд, Бэкон как личность интересен прежде всего тем, что видел цель научного познания не в созерцании природы, как это было в Античности, и не в постижении Бога, согласно средневековой традиции, а означает, что должно приносить пользу и пользу человечеству. Он стремился подчинить природу человеку, но для этого человек должен изучить ее законы и научиться применять свои знания в реальной практике.
Фрэнсис Бэкон был выдающейся фигурой своего времени. Словно предвидя свою посмертную славу, он написал: Что касается моего имени и памяти обо мне, то я передам их милосердным человеческим слухам, чужим народам и будущим векам.
Жизнь и творчество Фрэнсиса Бэкона
Фрэнсис Бэкон родился 22 января 1561 года. Он провел детство в лондонской резиденции своего отца, York House, на берегу Темзы, рядом с дворцом королевы. Расположение York House довольно точно отражало то место, которое семья Бэкон занимала в придворной иерархии Элизабет Тюдор.
Отец Фрэнсиса Николас Бэкон был типичным примером новой знати, которая сменила старую аристократию и заняла ключевые позиции в политической жизни Тюдоровской Англии. Н. Бэкон успел получить в то время высшее образование: окончил Колледж Корпус-Кристи в Кембридже со степенью бакалавра гуманитарных наук, изучал право в лондонской юридической корпорации Grays-Inn, а на досуге читал произведения древнегреческих философов.. Н. Бэкон достиг очень высокого уровня в области юридической и государственной карьеры. В течение 20 лет он служил лордом-хранителем Печати, одним из высших чинов елизаветинского двора. Н. Бэкон пользовался благосклонностью и дружбой всемогущего советника королевы Уильяма Сесила.
Мать Фрэнсиса, урожденная Энн Кук, была самой образованной женщиной своего времени. Она свободно говорила на латыни, древнегреческом, итальянском и французском языках. Фанатичная пуританка, Энн Бэкон поддерживала личные контакты и переписку с ведущими кальвинистскими теологами Англии и континентальной Европы. Она отвечает за перевод на английский язык ряда теологических трактатов.
Весной 1573 года, после завершения домашнего обучения, 12-летнего Фрэнсиса и его брата Энтони, которому исполнилось 15 лет, отправили в Кембридж, Тринити-колледж. Именно здесь, в стенах Тринити-колледжа, Бэкон впервые осознал бесплодие схоластических студий, освященных авторитетом Аристотеля, причесанных в соответствии с философскими вкусами самих схоластов. Это негативное отношение к средневековому аристотелизму Бэкон сохранял на протяжении всей его жизни. И, возможно, именно в эти годы его впервые посетила смелая идея пересмотра всей системы человеческих знаний. Обучение в Тринити-колледже пришлось прервать из-за чумы, бушевавшей в Англии с лета 1574 года. В 1576 году Фрэнсис и Энтони вошли в гостиницу Серый. Но уже через несколько месяцев его отец пытается зачислить 15-летнего Фрэнсиса в посольство Великобритании во Франции. Жизнь в Париже, посещение Блуа, Тура, Пуатье, непосредственное участие в выполнении дипломатических поручений способствовали расширению кругозора молодого дипломата.
В 1584 году Бэкон был впервые избран в Палату общин от Малькомба (Дорсет), а затем регулярно заседал там. Начало его парламентской деятельности совпало с резким обострением борьбы против католических заговоров в стране и за рубежом, принявшей характер борьбы за национальную независимость страны перед лицом европейской католической реакции. Угроза иностранного вторжения способствовала временной консолидации различных социальных групп в английском обществе. Сведений о парламентской деятельности Бэкона в этот период крайне мало. Его имя упоминается в парламентских документах 1584 и 1586 годов среди ораторов, выступавших на суде над Марией Стюарт, а также среди членов специальной комиссии, созданной в связи с обсуждением этого вопроса.
Логически продолжая свое этическое учение, Бэкон выводит его за рамки отношений между отдельными индивидами и распространяет его на социальную жизнь в целом. Уже в издании 1597 года появились эксперименты О партиях и Об искусстве переговоров, в которых Бэкон затронул чисто политические проблемы. В издании 1612 года резко увеличилось количество политических экспериментов. Бэкон был знаком с Экспериментами Монтеня, впервые опубликованными в 1580 году, и находился под их влиянием. Природу этого влияния, соотношение шкалы Монтеня и Бэкона хорошо показал А. И. Герцен. Во Франции в XVI веке, как он писал, сформировался особый, практико-философский взгляд на вещи. свободный взгляд, основанный на жизни, на самосознании и на учете прошлых событий, частично на ассимиляции, на долгом, живое исследование древних писателей; Этот взгляд стал простым и прямым для взгляда на жизнь, он требовал от него материалов и советов. Монтень был в некотором отношении предшественником Бэкона, а Бэкон был гением этого взгляда.
Стремясь объединить мысль и вещи, Ф. Бэкон сформулировал принципы новой философской и методологической позиции. Новая логика противопоставляется не только традиционной аристотелевской концепции мышления, ее органону, но и средневековой схоластической методологии, которая отвергала значение эмпиризма, придаваемого чувственно воспринимаемой реальности. Согласно Карлу Марксу, Ф. Бэкон является основателем английского материализма и всей современной экспериментальной науки и у Бэкона, как своего первого создателя, материализм все еще таит в себе в наивной форме зародыши всестороннего развития. Материя улыбается всему человеку своим поэтическим и чувственным блеском.
Бэкон как представитель материализма
Бэкон противопоставлял рассуждения о Боге доктрине естественной философии, которая основана на эмпирическом сознании. Как материалист-эмпирик, Бэкон (наряду с Гоббсом, Локком, Кондильяком) утверждал, что чувственный опыт отражает в знании только объективно существующие вещи (в отличие от субъективно-идеалистического эмпиризма, который признавал субъективный опыт единственной реальностью).
В отличие от рационализма (Декарт) в эмпиризме рационально-познавательная деятельность сводится к разного рода комбинациям материала, который дается в опыте, и интерпретируется как ничего не прибавляющее к содержанию знания.
Здесь эмпирики столкнулись с неразрешимыми трудностями в выявлении исходящих компонентов опыта и реконструкции на этой основе всех типов и форм сознания. Для объяснения реально происходящего когнитивного процесса эмпирики вынуждены выходить за рамки сенсорных данных и рассматривать их вместе с характеристиками сознания (такими как память, активная деятельность ума) и логическими операциями (индуктивное обобщение), обращаться к категориям логики. и математика для описания экспериментальных данных как средства построения теоретических знаний. Попытки эмпириков обосновать индукцию на чисто эмпирической основе и представить логику и математику как простое индуктивное обобщение чувственного опыта полностью потерпели неудачу.
Концепция опыта в философии Ф. Бэкона
Индуктивный метод
С помощью дедуктивного метода мышление переходит от очевидных предложений (аксиом) к конкретным выводам. Этот метод, по мнению Бэкона, неэффективен, он не очень подходит для познания природы. Каждое знание и каждое изобретение должны основываться на опыте, то есть переходить от изучения отдельных фактов к общим принципам. И этот метод называется индуктивным. Индукция (что в переводе означает руководство) была описана Аристотелем, но последний не придавал ей такого универсального значения, как Бэкон.
Метод обучения
Бэкон выступает против тех людей, чьи умы пленены и запутаны привычками, кажущейся целостностью вещей и обычных мнений, которые не видят острой необходимости, в том числе во имя созерцания целого, целого, в расчленении целостного. картина природы, целостный образ вещи.
Третье требование метода заключается в следующем. Поиск простых начал, простых естеств, объясняет Бэкон, вовсе не означает, что мы говорим о конкретных материальных явлениях или просто о частных телах, об их конкретных частицах. Задача и цель науки намного сложнее: нужно открыть форму данной природы, или истинное различие, или производящую природу, или источник происхождения (поскольку это те слова, которые у нас есть, которые ближе всего подходят к обозначению. этой цели). По сути, речь идет об открытии закона и его разделов (именно это содержание Бэкон вкладывает в понятие форма ) и такого закона, который мог бы служить основой как для знания, так и для деятельности.. Но если простое есть одновременно закон, сущность, форма (и только по этой причине оно является абсолютным, то есть основанием для понимания и объяснения относительного), то оно не совпадает с реальное расчленение объекта: простое есть результат особого мысленного, интеллектуального вскрытия.
Высоко осознавая необходимость реальных эмпирических исследований, овладения различными методами разложения и выявления неоднородности целого, признавая, что разделение и разложение тел необходимо. Но как мы можем предотвратить опасность, исходящую от лавины эмпирических экспериментов? Как построить мост от эмпирического к философскому, теоретическому содержанию?
Заключение
Реферат на тему: Философия Бэкона
Содержание:
Введение
Целью данной работы является анализ научного метода познания, предложенного Ф. Бэконом.
На мой взгляд, выбранная мной тема актуальна, так как постепенно, с древних времен, развивалась методология познания, формировались методы научного и социального познания. Со временем эти методы конкретизировались каждой эпохой, одним из таких периодов является философия Ф. Бэкона.
Фрэнсис Бэкон и его основные идеи
Биография Фрэнсиса Бэкона
Фрэнсис Бэкон родился в Лондоне 22 января 1561 года. Его отец, сэр Николае Бэкон, служил лордом-хранителем Великой печати при королеве Елизавете, и поэтому Фрэнсис был представлен двору еще мальчиком.
В марте 1626 года он экспериментировал с курицей, но простудился. Умер Ф. Бэкон в Хайгейте близ Лондона 9 апреля 1626 г.
Основные идеи философии Фрэнсиса Бэкона
Деятельность Ф. Бэкона как мыслителя и писателя была направлена на популяризацию науки, указание на ее первостепенное значение в жизни человечества, на выработку нового целостного взгляда на ее структуру, классификацию, цели и методы исследования. Идея Великого Восстановления Наук пронизывала его философские сочинения, провозглашаемые им со смыслом, завидной настойчивостью и энтузиазмом.
Взгляды Фрэнсиса Бэкона
Наука Фрэнсиса Бэкона
Именно в трудах Ф. Бэкона практическая направленность современной науки нашла наиболее яркое и последовательное выражение. Он писал: Уровень знаний далек от процветания и великих достижений; человеческому уму должен быть открыт новый путь, разительно отличающийся от всего, что было известно ранее, и, кроме того, он должен всеми средствами помочь уму взять над природой вещей власть, которая принадлежит ему по праву. начало предисловия Великое восстановление наук (1620 г.)
Ф. Бэкон очень четко характеризует значение, призвание и задачи науки во введении к Великому восстановлению наук: И, наконец, я хотел бы призвать всех людей помнить об истинных целях науки, чтобы они не делайте этого ради себя. духа, не ради каких-то научных споров, не ради пренебрежения остальным, не ради корысти и славы, не ради власти, не ради других низкие намерения, но для того, чтобы сама жизнь была полезной и успешной. Это призвание науки подчиняется как ее руководству, так и методам работы.
Реставрация, грандиозный план полной реорганизации всех наук, должна была состоять из шести частей:
При Ф. Бэконе складывается новая когнитивная ситуация. Для него характерно следующее: Куча экспериментов разрослась до бесконечности Кириленко Г.Г., Шевцов Е.В. Философия Европейской философии XVII-XVIII веков, Ф. Бэкон ставит задачи:
Ф. Бэкон выступает против преобладающих предрассудков в отношении науки, чтобы придать научным исследованиям высокий статус. Именно с Ф. Бэкона началась резкая смена ориентации в европейской культуре. Наука из подозрительного и праздного времяпровождения в глазах многих постепенно становится важнейшей, престижной областью человеческой культуры. В этом отношении многие ученые и философы современности идут по стопам Ф. Бэкона: вместо схоластических знаний, оторванных от технической практики и познания природы, они ставят науку, все еще тесно связанную с философией, но находящуюся в центре внимания. в то же время на основе специальных экспериментов и экспериментов.
Ф. Бэкон видел свой главный вклад в теорию и практику науки в обновлении философско-методологической основы науки. Он считал науки соединенными в единую систему, каждая часть которой, в свою очередь, должна быть тонко дифференцирована. Хотя сам Ф. Бэкон знал, что шестая часть плана ему не под силу, остальные разделы Реставрации в той или иной степени были выполнены им самим.
Классификация системы наук
В зависимости от познавательных способностей человека (таких как память, разум и воображение) Ф. Бэкон разделил науки на три большие группы:
Философия, прежде всего, делится на два больших блока: учение о природе, или натурфилософия, и первая философия (учение об общих аксиомах наук). Первый блок включает:
Антропология делится на собственно человеческую философию (которая включает психологию, логику, теорию познания и этику) и гражданскую философию (то есть политику). В то же время Бэкон считал, что науки, изучающие мышление (логика, диалектика, теория познания и риторика), являются ключом ко всем другим наукам, поскольку они содержат ментальные инструменты, которые дают разуму инструкции и предостерегают его от заблуждений.
Полная классификация наук Ф. Бэкона не оставляет без внимания ни одну область знаний, которая существовала тогда или даже возможна в будущем. Однако это был только проект, набросок, который сам Ф. Бэкон не реализовал и не мог полностью реализовать. Но тот же Гегель с благодарностью отмечал: Этот очерк, несомненно, должен был произвести фурор среди современников. Очень важно иметь перед глазами упорядоченную картину целого, о которой раньше не думали.
Предвкушение природы и интерпретация природы
Следовательно, продолжает Бэкон, наука и человеческие возможности совпадают, потому что незнание причин препятствует достижению результата, а природой можно руководить, только подчиняясь ей; то, что в теории составляет разум, на практике становится правилом. Итак: вы можете влиять на явления, то есть активно вмешиваться в них, но только при условии, что известны причины их возникновения. Механик, математик, алхимик и маг имеют дело с природой и пытаются понять ее явления, но, отмечает Бэкон, все они, по крайней мере до настоящего времени, занимаются этим не очень активно и с небольшим успехом. Мы восхищаемся возможностями человеческого разума, но не пытаемся оказать ему реальную помощь. И такая помощь нужна уму, потому что природа бесконечно выше чувства и разума в утонченности своих проявлений. Что касается науки своего времени, Бэкон считает, что она полностью пропитана аксиомами, наспех сформулированными на основе нескольких недостаточных примеров, которые никоим образом не раскрывают реальность и служат лишь для разжигания бесплодных споров.
Поэтому нужно было не вводить новое в старое, а провести полное обновление знаний, начиная с самых основ науки. Это неотложное и важное дело состоит из двух этапов:
Теория идолов
Задачу вооружить человека методами получения новых знаний Ф. Бэкон считает гораздо более важной. Его решение он дает в произведении Новый Органон. Существенным препятствием на пути развития реальных знаний являются предрассудки, укоренившиеся, укоренившиеся или даже врожденные идеи и вымыслы, которые способствуют тому, что мир в нашем сознании не полностью адекватно отражается.
Ф. Бэкон называет эти представления идолами. Учение об идолах, по мнению Ф. Бэкона, является важным средством преодоления этих представлений. Об отношении науки, идолов к новой логике и новому методу познания он говорит: Наука идолов относится к объяснению природы как наука софистических доказательств к обычной логике.
Чтобы распознать идолов, нужно от них избавиться. Но какие они? Есть четыре вида идолов, осаждающих человеческий разум.
Ощущения обманывают нас, у них есть границы, за которыми мы больше не воспринимаем предметы. Наивно руководствоваться только чувствами. Ум помогает, но ум часто дает искаженную картину природы (это похоже на кривое зеркало). Разум приписывает природе ее свойства (антропоморфизм) и цели (телеология).
Кумиры рода не только природные, но и врожденные. Они исходят из естественного несовершенства человеческого разума, которое проявляется в том, что предполагает больший порядок и баланс в вещах, чем те, что в них есть.
Идолы пещеры происходят из особой природы души и тела человека, его воспитания и привычек или других случайностей. Мало кто из тех, кому удается оставаться посередине, т.е. не пренебрегать справедливым в учениях древних, и не забывать об этом в связи с открытиями современных ученых.
По словам Бэкона, квадратные идолы являются наиболее ужасными из всех, потому что они укоренены в уме благодаря сочетанию слов и имен. Люди верят, что их разум доминирует над словом, но бывает также, что слова обращают свою силу против разума, что делает философию и другие науки софистичными и бездействующими. Идолы, проникающие в сознание с помощью слов, бывают двух видов: либо это названия несуществующих вещей (например, судьба, вечный двигатель и т. д.), либо это названия вещей, которые существуют, но запутанные и неопределенные, неуместным образом абстрагированные. Ф. Бэкон уделяет больше внимания, но не находит (за исключением последовательного выполнения правил новой индукции) эффективного способа их преодоления. Поэтому кумиры рынка он определяет как самых вредных.
Освободив разум от идолов, а дух от поспешных ожиданий, человек, по мнению Ф. Бэкона, может обратиться к изучению природы.
Проблема человека и природы в философии Ф. Бэкона
Он ориентирует науку на поиск истины не в книгах, а в поле, в мастерской, в кузнице, словом, на практике, в непосредственном наблюдении и изучении природы. Его философию можно назвать своеобразным возрождением античной натурфилософии с ее наивной верой в незыблемость истин фактов, с постановкой в центр всей философской системы природы. Однако, в отличие от Бэкона, натурфилософия была далека от того, чтобы ставить перед человеком задачу преобразования и подчинения природы; Натурфилософия сохраняла трепетное преклонение перед природой. Таким образом, центральной проблемой философии Ф. Бэкона можно назвать проблему взаимоотношений человека и природы, которую он решает в русле утилитаризма, можно сказать, что именно с него начинается европейский утилитаризм, что наиболее ярко проявляется. в философии прагматизма (Джеймс, Дьюи, Парсонс).
Обоснование эмпирического метода, теории индукции и анализа фактов, препятствующих сенсорному познанию.
Из античных философов Ф. Бэкон высоко ценит только древнегреческих материалистов и натурфилософов. Он приветствует их метод глубокого и тонкого проникновения в тайны природы и подчинения своего разума природе вещей, анализа природы. Поэтому Анаксагор с его гемеомериями и особенно Демокрит с его атомами часто цитируются им как авторитеты. Несмотря на свою непримиримую враждебность к перипатетикам и схоластике, Бэкон не полностью освобождается от их влияния, и в развитии основной концепции своей метафизики едва ли идет дальше, чем трансформация перипатетической теории форм как вечных и неизменных природных сущностей.
Ф. Бэкон не сомневался, что силлогизм содержит некоторую математическую достоверность. Такая логическая организация порочных концепций может служить для консолидации и сохранения ошибок, поскольку она создает иллюзию достоверности и свидетельства там, где нет ни того, ни другого. Это мысль Ф. Бэкона и причина, по которой он считал, что аристотелевская логика скорее вредна, чем полезна. Позже он выразит более терпимое отношение к возможностям аристотелевской логики.
Эмпирический метод и теория индукции
Особенности трактовки индукции Бэконом, связывающие логическую часть учения Ф. Бэкона с его аналитической методологией и философской метафизикой. Во-первых, средства индукции предназначены для выявления форм простых свойств или природ, как их называет Ф. Бэкон, на которые разлагаются все конкретные физические тела.
Так, Ф. Бэкон рассматривал индукцию как метод развития фундаментальных теоретических понятий и аксиом естествознания или, как он сам выражался, натурфилософии. Теория индукции тесно связана с его философской онтологией, с аналитической методологией, с учением о простых природах или свойствах и их формах, с концепцией различных типов причинной зависимости. Сам Ф. Бэкон отмечает, что логика должна исходить не только из природы ума, но и из природы вещей, и пишет о необходимости видоизменить метод открытия в зависимости от качества и состояния объекта, который мы расследуют.
Заключение
По словам Ф. Бэкона, состояние науки в его эпоху было ужасным, никто не занимался системным анализом, системными экспериментами, и поэтому открытия происходили как бы случайно, без методологических исследований. Ф. Бэкон предложил метод исследования, который он подробно описал в труде Новый Органон и который мог полностью заменить методы познания, предложенные Аристотелем в его труде Органон.
Именно метод Ф. Бэкона послужил основой для развития направления индуктивной логики в философии, что особенно ярко нашло отражение в трудах Джона Милля. Кроме того, следует отметить, что Ф. Бэкон призывал к постоянному изучению природы на основе эксперимента, что подтолкнуло развитие естествознания в 17 веке и помогло в организации многих научных сообществ, а также заложило фундамент. по классификации наук, принятой в энциклопедической энциклопедии. Учение Ф. Бэкона стало чрезвычайно влиятельным и смогло повернуть развитие науки, создав предпосылки для формирования материалистического учения.
Метод против идола. Как Фрэнсис Бэкон боролся с предрассудками и заложил основания современной науки
Когнитивные искажения придумали не современные психологи — английский философ Фрэнсис Бэкон описал их еще в начале XVII века. Но его заслуги этим не ограничиваются: он первым обратился к систематической разработке и использованию новых технологий, благодаря чему возникла идея научно-технического прогресса, а также создал последовательную методологию экспериментальных исследований. Историк философии Константин Бандуровский — о том, как Бэкон, стремясь построить справедливое общество, стал создателем современной науки.
Фрэнсис Бэкон (1561–1626) считается создателем как нововременного эмпиризма, так и проекта научно-технической революции в целом. Именно он выдвинул лозунг НТР: «Знание — сила» (Scientia potentia est). Общество, в котором мы с вами живем, во многом использует то, что открыл Бэкон и вдохновленные им ученые.
Однако в последние десятилетия всё чаще задается вопрос: действительно ли общество, основанное на приоритете науки и технологии, может решить все человеческие проблемы, а не создать еще и новые? Мы разочарованы в научно-техническом прогрессе. Но можно ли обвинять Бэкона в недостатках современного общества? Или его ученики и последователи не очень хорошо поняли те идеи Бэкона, о которых мы все, кажется, слышали, вроде критики идолов или принципов улучшенной индукции? На мой взгляд, эти (и другие) идеи до сих пор обладают сильным критическим и креативным потенциалом.
Читайте также
Проблема построения более справедливого общества волновала многих древних мыслителей. Выдвигались идеи полного преобразования общества (Платон, Мор, Маркс) или постепенных улучшений при помощи политических преобразований. Бэкон придумал третий путь.
В молодости Бэкон пытался изменить общество политическим путем. Его карьера была блестящей. В 20 лет он становится членом Палаты общин, затем Палаты лордов. При покровительстве короля Якова I он становится лордом-канцлером и лордом-хранителем Большой печати (примерно соответствует постам министра юриспруденции и премьер-министра). В 1618 году ему присвоен титул барона Веруламского, а в 1621-м — виконта Сент-Олбанского.
Бэкон стремился использовать свое высокое положение для того, чтобы добиться перемен в сложной политической жизни страны. Так, он занимался вопросом созыва нового парламента и подготовил проект, согласно которому в «хорошо обустроенный Дом» нужно ввести «самых честных, благородных и достойных людей, каких только можно найти», которые были бы «независимыми от влиятельных персон». Однако в 1621 году недоброжелатели обвинили Бэкона в коррупции и угрожали ему бессрочным заточением в Тауэр и огромным штрафом. Только покровительство короля позволило Бэкону избежать этого.
Слева: Питер Тиллеманс. Заседание Палаты общин, ок. 1709 г. Источник. Справа: Николас Хиллиард. Портрет Ф. Бэкона в 18-летнем возрасте. Источник
Однако, будучи глубоко погруженным в политические хитросплетения, Бэкон уделял много времени наукам и философии. Он убедился, что существующее общество невозможно преобразовать при помощи политических проектов, скорее сама политическая жизнь затянет человека в пучину коррупции. Но, может быть, наука и основанные на ней технологии смогут сделать общество богаче, а значит, создадут основу для более справедливого устройства?
В потенциале науки Бэкона убеждали «великие китайские изобретения» (Дж. Нидэм). Даже, казалось бы, самые простые открытия могут привести к революции в обществе:
Может быть интересно
Однако эти и подобные им открытия происходят совершенно случайно, и люди долгое время не могут осознать их взрывной потенциал. Компас (Ло Пань) изобрели в Китае еще при династии Сунь, в 1044 году, однако он долгое время использовался для ориентации строений и захоронений в практике фэншуй.
До сих пор племена на севере Вьетнама, ведущие традиционный образ жизни, на Новый год запускают изобретенные их предками бамбуковые ракеты, по следу которых определяется, что ожидает людей в будущем.
Бумага и печать также известны китайцам с начала II и IX веков, но они использовались для ритуальных целей. При входе в буддистские храмы мы крутим валики с вырезанными молитвами, прообраз типографского валика, и делаем с детьми фигурки оригами, бывшие когда-то сакральными символами.
Слева: Сложный китайский компас Ло Пань может иметь множество дисков и делений, но используется в практике феншуй. Японское оригами выглядит как детская забава, однако в древности бумага была дорогой и использовалась в сакральной практике: носи приносили удачу, а бабочки символизируют жениха и невесту на свадьбе по синтоистскому обряду. Справа: Оригами. Источник
Любой человек может случайно наткнуться на истину, но чаще всего даже не сможет ее опознать или понять, зачем она нужна.
Бэкон сравнил такого человека со свиньей, которая может случайно нарисовать пятачком букву А в навозной жиже, но не сможет написать ничего осмысленного. Вот если бы создать институты, систематически занимающиеся открытиями и внедрением их в жизнь!
Читайте также
Так зарождается проект «Великое восстановление наук», в шести частях. Бэкон, занятый сложными политическими делами, успел реализовать только две части, и то не до конца. Сохранились также отдельные наброски других частей.
Первая часть, «О достоинстве и об усовершенствовании наук», была издана на английском в 1605 году и в дополненном виде на латыни в 1623-м. В ней Бэкон создает классификацию человеческой деятельности, выделяя три отрасли, в основании которых лежат главные способности человека:
Историю, основанную на памяти. История повествует не только о фактах общества (гражданская), но и о фактах природы (естественная). В свою очередь, три раздела естественной истории изучают обычную природу, свободную, развивающуюся по собственным законам, исключительные явления, утрачивающие свою естественность (монстров), и плоды человеческих рук. А гражданская история включает в себя историю наук и искусств, историю церкви и собственно историю гражданских институтов, таких как правление.
Поэзию (имеется в виду искусство вообще), основанную на воображении и говорящую, как и история, о единичных предметах, но с преувеличениями и произволом. Бэкон, сам занимавшийся поэзией и драматургией, высоко ценил искусство, в том числе применительно к науке. В его трактатах мы встретим гравюры, сделанные по его указаниям, а также многочисленные метафоры и параболы.
Древние люди, обладавшие сильным воображением, но еще не развитым разумом, выражали свои идеи в форме поэтических мифов, которые таят в себе мудрость (Бэкон дает расшифровку 27 мифов в трактате «О мудрости древних»). Но и современный человек, открывая что-то новое, должен облекать свои идеи в параболическую форму для лучшего восприятия.
В «Новом Органоне» Бэкон также активно использует прием афоризма, который уподобляет кинжалу, разрубающему сложные узлы. Афоризм также хорош в силу своей фрагментарности, и у читателя возникает желание достроить его, тем самым стимулируется его мысль, утверждается активная читательская позиция.
Философию, основанную на разуме. Она «имеет дело не с индивидуумами и не с чувственными впечатлениями от предметов, но с абстрактными понятиями, выведенными из них, соединением и разделением которых на основе законов природы и фактов самой деятельности занимается эта наука».
Эти три отрасли генетически связаны друг с другом. Человек сначала запоминает нечто, потом обрабатывает в фантазии, затем анализирует и приводит в порядок.
В третьей части, посвященной «естественной и опытной истории», Бэкон планировал обобщить свои наблюдения над явлениями природы. Далее от фактов, классифицированных в предыдущей части, Бэкон собирался взойти по «лестнице разума» к их причинам и следствиям. В пятой и шестой частях он хотел подвергнуть критике расхожие «первичные» философские мнения, основанные на гипотезах и спекуляциях («О предварительных посылках философии»), а затем изложить «вторичную философию», разыскивающую истину при помощи опыта и индукции.
Гравюры из различных сочинений Бэкона. На фронтисписе из «Нового Органона» Геркулесовы столпы символизируют ограничения, за ними открытый океан, куда на всех парусах устремляется корабль, означающий смелость, авантюризм и чувство опасности. Корабль также является очень сложным техническим устройством, плодом множества усилий, требующим слаженной работы команды. Его сопровождают дельфины, символ помощи, оптимизма и дружелюбия. Отметим, что колонны сдвинуты от центра постаментов, что вызывает ощущение расступающихся столпов. Впоследствии мотив столпов использовался и в изданиях других трудов Бэкона, но не столь выразительно. Источники: 1, 2, 3.
Самый значительный труд Бэкона — вторая часть, «Новый Органон». Название полемически направлено против формальной силлогистической логики Аристотеля, изложенной в его «Органоне».
Бэкон возненавидел силлогистику еще в 16 лет, во время учебы в Кембридже. Он не скупится на ругань в адрес Аристотеля. Подозрительная сохранность его трудов, в то время как большая часть трудов античных философов до нас не дошла, объясняется их легковесностью: после кораблекрушения волны выносят самые легкие доски. А еще тем, что Аристотель, подобно оттоманскому султану, не мог успокоиться, не уничтожив всех братьев-философов своей силлогистикой, чтобы обеспечить собственный приоритет.
В противовес дедуктивной логике Аристотеля Бэкон создает проект усовершенствованной индуктивной логики, которая и должна стать органоном, то есть инструментарием, новой эмпирической науки.
Но прежде чем приниматься за исследование природы, нам нужно очистить разум от многочисленных предубеждений, идолов, «которые осаждают умы людей». Читая описания идолов у Бэкона, понимаешь, что современный человек не освободился от них, а только прибавил более технологические способы манипуляции сознанием: фейки, политический пиар, агрессивную рекламу. И анализ идолов, произведенный Бэконом, оказывается для нас еще более актуальным, чем для его современников.
Бэкон классифицировал и описал четыре типа таких идолов.
Idola tribus (идолы рода) коренятся в самой человеческой природе. Наши ограниченные чувства и интеллект, сама позиция человека на земле заставляют нас видеть мир определенным образом, который мы принимаем за естественный. Но глядя на мир в телескоп или в инфракрасном спектре, взмывая в небо как птицы или открывая подземный мир, мы выходим за ограничения нашей природы. Также и ум человека имеет склонности, вызывающие когнитивные искажения:
Список подобных искажений можно продолжать, ведь «страсти пятнают и портят разум бесконечным числом способов, иногда незаметных», и современные психологи перечисляют десятки вариаций, однако основные из них, по сути, описаны Бэконом.
Idola specus (идолы пещеры) : каждый человек заперт в собственной пещере, которая «ослабляет и искажает свет природы». Она создана из наших врожденных особенностей, воспитания, круга чтения, опыта и впечатлений. По своим наклонностям люди бывают пристрастны к старому или новому, придают большее значение различиям или сходствам. Находясь в этой пещере, мы зарываемся в себя, преувеличиваем важность своих желаний и проблем, возвеличиваем личные достижения, вместо того чтобы выйти в «большой и общий мир».
Idola fori (идолы рынка) : но если мы выходим из наших пещер, мы зачастую попадаем не в большой мир, а на рыночную площадь, где толпятся люди, наполненные своими предрассудками и заражающие ими других. Часто всё самое плохое и нелепое оказывается схожим в разных людях и усиливается в результате их общения.
— слова, обозначающие несуществующие вещи (например, судьба);
— слова со смутным значением, охватывающие разные вещи. Например, влажность — это «и то, что легко распространяется вокруг другого тела; и то, что само по себе не имеет устойчивости; и то, что движется во все стороны; и то, что легко разделяется и рассеивается; и то, что легко соединяется и собирается; и то, что легко течет и приходит в движение; и то, что легко примыкает к другим телам и их увлажняет; и то, что легко обращается в жидкое или тает, если перед тем пребывало твердым». Поэтому при рассуждении мы можем незаметно подменять одно значение другим, и у нас получится, что воздух не влажен, а пламя, мелкая пыль или стекло — влажны.
Idola theatri (идолы театра) порождены догматическими философскими системами. Схоласты, оторванные от реальности, придумывают модели мира, своего рода умственные театры, где разыгрывают сценки с различными силами и элементами, как режиссер играет облаками и молниями из фанеры. Так, мы можем делать различные предположения о свойствах эфира — элемента, из которого, согласно Аристотелю, состоит надлунный мир. Причем, как и в театре, наиболее слажены и красивы именно вымышленные объяснения, а не правдивые истории.
Лучшим способом изучения реального мира является непосредственное наблюдение и эксперимент, на основании которых мы делаем выводы при помощи индукции. Однако этот метод отягощен принципиальным пороком: истинные выводы дает только полная индукция, охватывающая все возможные случаи. Но в науке, изучающей весь мир, полная индукция практически невозможна. Поэтому наука оперирует более или менее вероятными выводами. Чтобы индукция давала нам более истинные выводы, необходимо улучшить ее. Бэкон предлагает три способа улучшения индукции, призывая других ученых развивать индуктивный метод и далее.
Может быть интересно
Эти методы позволяют выявить многообразные корреляции: одинокие, мигрирующие, явные, скрытые, составляющие, единоформные, пропорциональные, монадные, отклоняющие и т. д.
Ведьмы стоят на коленях перед королем. Гравюра из «Демонологии» короля Якова I, 1597. Источник. Монограмма короля, объединившего Англию и Шотландию: роза и чертополох. Покровитель Бэкона Яков I, «английский Соломон», был высокообразованным человеком, поэтом и мыслителем. Он присвоил шекспировской труппе статус королевской, руководил переводом Библии (King James Version) и авторизировал его. Однако он прославился и как автор «Демонологии» — пособия по розыску и допросу ведьм. Многих ведьм он сам отправил на костер. Возможно, именно из практики инквизиции, использующей крест как способ выявления ведьм, Бэкон заимствовал термин «инстанция креста»
Применение комбинации этих методов позволит найти «решающий опыт» (instantia crucis, позже это стали называть еxperimentum crucis), буквально «проба крестом», которая однозначно показывает, какая из двух противоречащих гипотез верна, подобно кресту на развилке дорог.
Например, выясняя природу тяготения, мы можем выдвинуть различные гипотезы: либо тяжелые тела тяготеют к центру Земли в силу их собственной природы («в силу схематизма»), либо их притягивает земная масса («в силу симпатии»). Бэкон предлагает такой решающий опыт:
«Нужно взять часы из числа таких, которые приводятся в движение свинцовыми гирями, и другие часы из числа тех, которые приводятся в движение сжатием железной пружины, и тщательно испытать их, чтобы ни одни не шли быстрее или медленнее других. Затем часы, движущиеся посредством гирь, надо поместить на вершину какого-нибудь высочайшего храма, а другие часы оставить внизу и тщательно заметить, не пойдут ли часы, расположенные на высоте, медленнее, чем раньше, вследствие уменьшения силы тяготения. Этот же опыт нужно сделать и в глубоко вырытых под землей шахтах: не пойдут ли часы этого рода быстрее, чем обычно, вследствие увеличения силы тяготения. И если обнаружится, что сила тяготения уменьшается на высоте и увеличивается под землей, то за причину тяготения надо будет принять притяжение телесной массой Земли».
«Новый Органон» остался незаконченным. Изучив индукцию, Бэкон планировал создать и теорию новой дедукции, которая заключалась бы в том, что, анализируя общие положения, сделанные на основе опыта, мы переходили бы к идеям новых опытов, тем самым замыкая круговое движение от единичных фактов к общим законам, и наоборот.
Бэкон умер в своем имении в 1626 году, занимаясь экспериментированием. Ему не удалось создать железное стекло или противовирусные апельсины, но есть одно изобретение, оплаченное ценой его жизни, которым мы пользуемся до сих пор.
Бэкон пытался заморозить тушку курицы, набивая ее снегом, простудился и умер. В последнем письме он с торжеством написал, что опыт удался.
Читайте также
В конце жизни, опозоренный и удалившийся в ссылку в свое имение, он пишет как завещание фантастическую утопию «Новая Атлантида». Само название книги носит полемический характер. «Атлантида» — это фантастическая страна, в которой Платон (в диалогах «Тимей» и «Критий») разместил свое идеальное общество. Он, как и другие авторы-утописты, полагал, что такое общество можно создать на основе справедливого (в смысле распределительной справедливости) устройства. Так считал и другой английский политик с более печальной судьбой (он был казнен) — Томас Мор, создавший «Утопию».
Бэкона, как и Мора, удручало бедственное положение народа в Англии, в которой, по словам Мора, «овцы съели людей». В парламенте он выдвигал билль против огораживания и за возвращение земель людям. Но он не разделял коммунистических идеалов прежних утопистов. Только развитие науки и промышленности сможет создать изобилие, делающее воровство и зависть бессмысленными. Лишь на основе этого можно решать моральные и политические проблемы.
Как и Платона, упразднившего частную собственность и семью для чиновников и стражей, его удручала коррупция в обществе. В его «Новой Атлантиде» коррупционеры презрительно именовались «дважды оплаченными». Но исходя из своего опыта Бэкон понимал, как трудно устоять перед «подарком», когда ты весь в долгах.
Атлантида Платона. Источник
Новая Атлантида Бэкона. Источник
Блаженная жизнь на острове Бенсалеме (на иврите «сын целостности») обеспечивается системой научных исследований и их воплощения. Члены ордена «Дом Соломона» неустанно собирают информацию о природе различных вещей, о причинах и скрытых силах, с целью расширения власти человека над природой.
Познав различные свойства, сыновья и дочери Бенсалема могут сами производить вещества с заданными параметрами: стекло, прочное как сталь, которым покрывают сады; плоды с необходимым вкусом и полезными свойствами, в том числе красные апельсины, своим запахом предохраняющие от заражения (которые нам сейчас очень пригодились бы); синтетические драгоценные камни.
Бенсалемцы могут продлевать жизнь и даже оживлять. Их деятельность распространяется на все сферы: как на земле, так и под землей, под водой и в небе. Они изучают и копируют движения птиц, рыб и змей. Они могут предсказывать «повальные болезни, моровую язву, нашествия саранчи, недороды, грозы, землетрясения, наводнения, кометы, погоду и тому подобное».
Бэкон подробно описывает сложную структуру этого ордена, состоящую из «торговцев светом», привозящих знания со всего мира (своего рода интернет-провайдеры), похитителей, выделяющих ценную информацию (то, чего нам не хватает в интернете), охотников за секретами, пионеров-изыскателей, компиляторов, дарителей (воплощающих идеи в жизнь), светочей, намечающих новые горизонты, истолкователей, возводящих эмпирические данные в принципы и законы. Не пренебрегают они и научной этикой — вредные и опасные открытия надежно скрываются как от простых людей, так и от правителей.
По существу, это проект научного общества, который вдохновил последователей Бэкона, Самуэля Хартлиба и Роберта Бойля, на создание Лондонского королевского общества, ставшего центром новой науки.
Лондонское королевское общество, основанное в 1660 году. Лозунг на гербе — Nullius in verba («Ничего со слов») — можно считать выражением принципа эмпирического познания. На столе булава, символ королевского покровительства. Источники: 1, 2, 3
Последователи Бэкона взяли у него убежденность во всемогуществе познания, его визионерское видение идеального общества, то, что уже не вдохновляет нас. Однако они в значительной мере пренебрегли главными элементами его философии — критицизмом по отношению к собственным предрассудкам и обоснованием своих суждений. Именно эти части Бэкона важны в современном мире, полном обмана и самообмана.
Может быть интересно
Оригинальная личность Бэкона и его жизнь порождали в массовом сознании мифы о его магических способностях и конспирологические теории. Согласно одной из них, Бэкон был членом «Общества розенкрейцеров» (обратите внимание на розу и монограмму RS на гравюре из «Новой Атлантиды»!) и распространял тайные знания в зашифрованном виде под псевдонимом Шекспир.
Используя разработанный Бэконом метод шифровки, основанной на двоичном коде, многочисленные энтузиасты пытались найти тайные послания в пьесах Шекспира.
«Бэконианцы» также накладывали портреты Шекспира и Бэкона, показывая их идентичность. В 1916 году в Чикаго даже состоялся суд, на котором судья Ричард Татхилл признал за Бэконом авторство пьес Шекспира. Это вызвало возмущенную реакцию, из-за которой решение было отменено.
Слева: Сатирическое изображение участников «Шекспировского процесса» из газеты Chicago Tribune, April 22, 1916. Источник. Справа: Результат наложение портретов: Бэкспир. Источник
Идеи Бэкона живут и в современной массовой культуре: утопиях, компьютерных и учебных играх и даже в музыке. Проект создания справедливого общества становится сюжетом и для компьютерной игры, и для реалистического проекта города в океане, и для школьной игры, имитирующей выборы, и даже для обсуждения того, какой должна быть семья или налоги.
Автор экспериментальной техно-музыки Efdemin создал в 2019 году лонгплей New Atlantis, вдохновленный Бэконом. В одном из треков использован текст Бэкона «Дом звуков»: «Есть у нас дома звука для опытов со всевозможными звуками и получения их. Нам известны неведомые вам гармонии, создаваемые четвертями тонов и еще меньшими интервалами, и различные музыкальные инструменты, также вам неизвестные и зачастую звучащие более приятно, чем любой из ваших; есть у нас колокола и колокольчики с самым приятным звуком. Слабый звук мы умеем делать сильным и густым, а густой — ослабленным или пронзительным; и можем заставить дрожать и тремолировать звук, который зарождается цельным. Мы воспроизводим все звуки речи и голоса всех птиц и зверей. Есть у нас приборы, которые, будучи приложены к уху, весьма улучшают слух. Есть также различные диковинные искусственные эхо, которые повторяют звук многократно и как бы отбрасывают его, или же повторяют его громче, чем он был издан, выше или ниже тоном; а то еще заменяющие один звук другим. Нам известны также способы передавать звуки по трубам различных форм и на разные расстояния».
Реферат на тему: Ф.Бэкон. (Новый Органон). Мысли о знании и науке
Содержание:
Введение
И все же потомкам он известен прежде всего как выдающийся философ-материалист и основоположник экспериментальной науки. История, как это часто бывает, сделала строгий, но в конечном итоге справедливый отбор, подчеркнув непреходящее творческое наследие мыслителя и политика и оставив в тени другие аспекты его деятельности, многие из которых казались современникам (да и не были) менее важно.
Фрэнсис Бэкон был выдающейся фигурой своего времени. Словно предвидя свою посмертную славу, он написал: «Что касается моего имени и памяти обо мне, то я передам их милосердным человеческим слухам, чужим народам и будущим векам».
Жизнь и творчество Фрэнсиса Бэкона
Фрэнсис Бэкон родился 22 января 1561 года. Он провел детство в лондонской резиденции своего отца, York House, на берегу Темзы, рядом с дворцом королевы. Расположение York House довольно точно отражало то место, которое семья Бэкон занимала в придворной иерархии Элизабет Тюдор.
Мать Фрэнсиса, урожденная Энн Кук, была самой образованной женщиной своего времени. Она свободно говорила на латыни, древнегреческом, итальянском и французском языках. Фанатичная пуританка, Энн Бэкон поддерживала личные контакты и переписку с ведущими кальвинистскими теологами Англии и континентальной Европы. Она отвечает за перевод на английский язык ряда теологических трактатов.
Весной 1573 года, после завершения домашнего обучения, 12-летнего Фрэнсиса и его брата Энтони, которому исполнилось 15 лет, отправили в Кембридж, Тринити-колледж. Именно здесь, в стенах Тринити-колледжа, Бэкон впервые осознал бесплодие схоластических студий, освященных авторитетом Аристотеля, причесанных в соответствии с философскими вкусами самих схоластов. Это отрицательное отношение к средневековому аристотелизму Бэкон сохранял на протяжении всей его жизни. И, возможно, именно в эти годы его впервые посетила смелая идея пересмотра всей системы человеческих знаний. Обучение в Тринити-колледже пришлось прервать из-за чумы, бушевавшей в Англии с лета 1574 года. В 1576 году Фрэнсис и Энтони вошли в гостиницу «Серый». Но уже через несколько месяцев его отец пытается зачислить 15-летнего Фрэнсиса в посольство Великобритании во Франции. Жизнь в Париже, посещение Блуа, Тура, Пуатье, непосредственное участие в выполнении дипломатических поручений способствовали расширению кругозора молодого дипломата.
В 1584 году Бэкон был впервые избран в Палату общин от Малькомба (Дорсет), а затем регулярно заседал там. Начало его парламентской деятельности совпало с резким обострением борьбы против католических заговоров в стране и за рубежом, принявшей характер борьбы за национальную независимость страны перед лицом европейской католической реакции. Угроза иностранного вторжения способствовала временной консолидации различных социальных групп в английском обществе. Сведений о парламентской деятельности Бэкона в этот период крайне мало. Его имя упоминается в парламентских документах 1584 и 1586 годов среди ораторов, выступавших на суде над Марией Стюарт, а также среди членов специальной комиссии, созданной в связи с обсуждением этого вопроса.
Стремясь объединить «мысль и вещи», Ф. Бэкон сформулировал принципы новой философской и методологической позиции. «Новая логика» противопоставляется не только традиционной аристотелевской концепции мышления, ее органону, но и средневековой схоластической методологии, которая отвергала значение эмпиризма, придаваемого чувственно воспринимаемой реальности. Согласно Карлу Марксу, Ф. Бэкон является основателем «английского материализма и всей современной экспериментальной науки» и «у Бэкона, как своего первого создателя, материализм все еще таит в себе в наивной форме зародыши всестороннего развития. Материя улыбается всему человеку своим поэтическим и чувственным блеском.
Бэкон как представитель материализма
Бэкон противопоставлял рассуждения о Боге доктрине «естественной» философии, которая основана на эмпирическом сознании. Как материалист-эмпирик, Бэкон (вместе с Гоббсом, Локком, Кондильяком) утверждал, что чувственный опыт отражает в знании только объективно существующие вещи (в отличие от субъективно-идеалистического эмпиризма, который признавал субъективный опыт единственной реальностью).
В отличие от рационализма (Декарт) в эмпиризме рационально-познавательная деятельность сводится к разного рода комбинациям материала, который дается в опыте, и интерпретируется как ничего не прибавляющее к содержанию знания.
Здесь эмпирики столкнулись с неразрешимыми трудностями в выявлении исходящих компонентов опыта и реконструкции на этой основе всех типов и форм сознания. Для объяснения реально происходящего когнитивного процесса эмпирики вынуждены выходить за рамки сенсорных данных и рассматривать их вместе с характеристиками сознания (такими как память, активная деятельность ума) и логическими операциями (индуктивное обобщение), обращаться к категориям логики. и математика для описания экспериментальных данных как средства построения теоретических знаний. Попытки эмпириков обосновать индукцию на чисто эмпирической основе и представить логику и математику как простое индуктивное обобщение чувственного опыта полностью потерпели неудачу.
Великое восстановление наук
Бэкон выступает против преобладающих предрассудков относительно науки, чтобы придать научным исследованиям высокий статус. Именно с Бэкона началась резкая смена ориентации в европейской культуре. Наука из подозрительного и праздного времяпровождения в глазах многих постепенно становится важнейшей, престижной областью человеческой культуры. В этом отношении многие ученые и философы современности идут по стопам Бэкона: вместо схоластических знаний, оторванных от технической практики и познания природы, они ставят науку, все еще тесно связанную с философией, но в то же время на основе специальных экспериментов и экспериментов.
Однако Бэкон видел свой главный вклад философа в теорию и практику науки в обновлении философской и методологической основы науки. Он считал науки соединенными в единую систему, каждая часть которой, в свою очередь, должна быть тонко дифференцирована.
Классификация системы наук и роль философии
Онтология Фрэнсиса Бэкона
«Новый органон»
Учение о призраках
Призраки этого рода, по Бэкону, присущи человеческому познанию, которое стремится «смешивать свою природу с природой вещей», из-за чего вещи появляются «в искаженном и обезображенном виде». Что это за призраки? Бэкон считал, что человеческий разум склонен приписывать вещам больше порядка и единообразия, чем он действительно может найти в природе. Человеческий разум, кроме того, придерживается когда-то принятых положений, стремится искусственно приспособить новые факты и данные к своим собственным или широко распространенным убеждениям. Человек обычно уступает тем аргументам и доводам, которые сильнее поражают его воображение. Бессилие разума проявляется еще и в том, что люди, не задерживаясь должным образом на изучении отдельных причин, спешат к общим объяснениям, не проясняя одно, хватаются за знание другого. «Человеческий разум жаден. Он не может ни остановиться, ни оставаться в покое, но разбивается все дальше и дальше». Разум по своей природе склонен разрезать природу на части и флюид считать постоянным. Человеческий разум тесно связан с миром чувств. Отсюда, согласно Бэкону, наносится огромный «ущерб» знанию.
Пещерные призраки возникают потому, что свойства души разных людей очень разнообразны; одни любят частные науки и исследования, другие более склонны к общим рассуждениям; «Одни умы склонны почитать древность, другие охвачены любовью к восприятию нового». Эти различия, обусловленные как индивидуальными наклонностями, так и воспитанием и привычками, существенно влияют на познание, затемняя и искажая его. Таким образом, само по себе отношение к новому или старому отвлекает человека от познания истины, ибо последнее, как убежден Бэкон, «следует искать не в удаче какого-либо времени, которое непостоянно, а в свет опыта природы, которая вечна».
Призраки рынка возникают из-за неправильного использования слов и имен: слова могут обратить свою силу против разума. Затем, подчеркивает Бэкон, наука и философия становятся «софистическими и бездействующими», «громкие и торжественные» аргументы перерастают в словесные перепалки. В этом случае зло, возникающее из-за неправильного употребления слов, бывает двух видов. Во-первых, имена даются несуществующим вещам, и в отношении этих вымыслов, вымыслов, создаются целые теории, такие же пустые и ложные. В этой связи Бэкон упоминает слова и концепции, порожденные суевериями или возникшие в основном русле схоластической философии. На какое-то время вымыслы становятся реальностью, и это их парализующий эффект на познание. Однако от таких призраков легче отказаться: «для их искоренения достаточно постоянного опровержения и устаревания теорий». Но есть, во-вторых, более сложные призраки. Это те, которые происходят от «плохих и невежественных абстракций». Здесь Бэкон имеет в виду расплывчатость значения, связанного с рядом слов и научных концепций, которые нашли широкое практическое и научное применение.
Речь идет о создании новых социальных и в то же время индивидуальных установок, новых принципов подхода к изучению и развитию науки, об обеспечении тех социально-психологических условий, которые отнюдь не являются самодостаточными, но необходимы и желательны как исходные. и предварительные. И в этом смысле значение теории призраков Бэкона выходит далеко за рамки конкретных исторических задач, породивших ее. Он также содержит общий социальный контент. Бэкон справедливо полагает, что личные, индивидуальные интересы, склонности, вся система привычек и стремлений оказывают определенное и часто негативное влияние на деятельность данного человека в науке и в некоторой степени на развитие знания в целом.
Концепция опыта в философии Ф. Бэкона
Индуктивный метод
С помощью дедуктивного метода мышление переходит от очевидных предложений (аксиом) к конкретным выводам. Этот метод, по мнению Бэкона, неэффективен, он не очень подходит для познания природы. Каждое знание и каждое изобретение должны основываться на опыте, то есть переходить от изучения отдельных фактов к общим принципам. И этот метод называется индуктивным. Индукция (что в переводе означает «руководство») была описана Аристотелем, но последний не придавал ей такого универсального значения, как Бэкон.
Метод обучения
Бэкон выступает против тех людей, чьи умы «пленены и запутаны привычками, кажущейся целостностью вещей и обычных мнений», которые не видят острой необходимости, в том числе во имя созерцания целого, целого, в расчленении целостного картина природы, целостное изображение вещи.
Второе требование метода, конкретизирующее специфику самого расчленения, гласит: расчленение не самоцель, а средство для выделения простейшего, легчайшего. Бэкон характеризует это требование в двух смыслах. Сначала нужно разложить единую целостную вещь на «простые натуры», а затем вывести из них. Во-вторых, предмет рассмотрения должен быть простым: «конкретные тела в том виде, в каком они открываются в природе в обычном русле».
Третье требование метода заключается в следующем. Поиск простых начал, простых естеств, объясняет Бэкон, вовсе не означает, что мы говорим о конкретных материальных явлениях или просто о частных телах, об их конкретных частицах. Задача и цель науки намного сложнее: нужно «открыть форму данной природы, или истинное различие, или производящую природу, или источник происхождения (поскольку это те слова, которые у нас есть, которые ближе всего подходят к обозначению. этой цели). По сути, речь идет об открытии закона и его разделов (именно это содержание Бэкон вкладывает в понятие« форма ») и такого закона, который мог бы служить «основой как для знания, так и для деятельности». Но если простое есть одновременно закон, сущность, «форма» (и только по этой причине оно является абсолютным, то есть основанием для понимания и объяснения относительного), то оно не совпадает с реальное расчленение объекта: простое есть результат особого мысленного, интеллектуального «вскрытия».
Высоко осознавая необходимость реальных эмпирических исследований, овладения различными методами разложения и выявления неоднородности целого, признавая, что «разделение и разложение тел необходимо». Но как мы можем предотвратить опасность, исходящую от лавины эмпирических экспериментов? Как построить мост от эмпирического к философскому, теоретическому содержанию?
Заключение
Классический эмпиризм
Фрэнсис Бэкон
Обычно родоначальником современного научного мышления считается Фрэнсис Бэкон (1561–1626), хотя Галилео Галилей, физик, философ, математик, астроном, проложил пути к созданию современного естествознания.
Бэкон имел знатное происхождение — родился в семье лорда-хранителя печати (на современном языке — министра юстиции), учился в Кембридже на юриста, какое-то время работал адвокатом, был членом английского парламента и сам был лордом-хранителем печати и лордом-канцлером английского парламента. Однако карьера Бэкона не была успешной. Его обвинили во взяточничестве, дело дошло до короля, и Бэкона посадили в тюрьму.
Правда, вскоре он был освобожден, но к политике он утрачивает интерес и решает заняться философией, точнее естествознанием (собственно философию Бэкон не любил, понимая под этим определением философию схоластическую и противопоставляя ей свободное исследование природы). Как повествуют биографы, Бэкон настолько активно занимался исследованием природы, что от этого и погиб: проводя опыты по замораживанию, он простудился и умер.
Среди произведений Бэкона выделяется одно большое — «О достоинстве и приумножении наук», которому Бэкон посвятил большую часть своей жизни. Главное же его произведение называется «Новый органон» (понятно, что само заглавие предполагает противопоставление того метода, который создает Бэкон, старому, аристотелевскому, который, как мы помним, излагался в логических работах Аристотеля, совокупно называемых «Органоном»).
У Френсиса Бэкона есть и другие работы, в частности, несколько эссе, в которых он писал о мудрости древних; каждое из этих эссе посвящено некоему богу или герою: «Орфей, или Философия», «Пан, или Природа», «Нарцисс, или Себялюбие. В то время становились популярными разного рода описания идеальных государственных устройств (уже вышел «Город солнца» Ф.Кампанеллы, «Утопия» Т.Мора), и Бэкон пишет свою утопию — «Новая Атлантида», где описывает мифическое, выдуманное государство, в котором люди посвятили все свои силы изучению природы и на основе сделанных ими открытий могут жить комфортно, не напрягая себя тяжелым физическим трудом.
В работе «О достоинстве и приумножении наук» Бэкон указывает, что человечество накопило слишком много лишних знаний. Особенно преуспело в этом Средневековье. Схоластика приложила много усилий к тому, чтобы обогатить человечество совершенно не нужными ему знаниями. В этом плане Бэкон делит всю историю человечества на три этапа: молодость, зрелость и старость. Молодостью являлась античность, а старостью — время Бэкона, время подведения итогов и создания серьезных научных систем.
Главным исходным пунктом для Ф.Бэкона является природа. Первая афоризм «Нового органона» так и гласит: «Человек, слуга и истолкователь природы, столько совершает и понимает, сколько постиг в ее порядке делом или размышлением, и свыше этого он не знает и не может». Знаменитый третий афоризм гласит: «Знание и могущество человека совпадают, ибо незнание причины затрудняет действие» (афоризм, который в краткой форме звучит так: «Знание — сила»).
Поэтому только из понимания того, что человек не превосходит природу, а является ее частью, ее слугой и может быть лишь ее толкователем, и вытекают основные положения философии Бэкона: вся наука должна быть собственно экспериментальной, даже те науки, которые всегда строились на рассудочных началах. Среди последних Бэкон перечисляет психологию, историю, поэзию.
Ф.Бэкон строит классификацию наук на основе познавательных способностей человека. Таких способностей три: память, воображение и рассудок. Каждая из наук может быть отнесена к одной из трех познавательных способностей человека. Память порождает исторические науки (история, по Бэкону, является архивом фактов и должна копить для человечества то, что недоступно прямому наблюдению). Должны быть истории природных и человеческих фактов. Историю фактов Бэкон противопоставляет истории систем (собственно, истории философии). По Бэкону, история систем — совершенно бесполезное занятие. Воображение порождает такую науку, как поэзия.
Науки могут быть теоретическими и прикладными. Первые исследуют и открывают законы как формы чистого действия, и на основе этих законов или проявлениях этих законов в конкретных случаях (как в физике) создаются прикладные науки. Скажем, прикладную физику Бэкон называет механикой, а прикладную метафизику — магией (не в колдовском, а сугубо научном смысле; у Пико делла Мирандолы был термин «естественная магия», за неимением других терминов философы часто должны были использовать уже имеющиеся определения, в которые они вкладывали совершенно иной смысл. Если сейчас мы под магией понимаем нечто иное, то это не значит, что Пико делла Мирандола или Ф.Бэкон были сторонниками колдовской магии).
В свою классификацию Бэкон по примеру Аристотеля не включает математику, которая не входит в классификацию, поскольку является инструментом для всех наук.
Дедукция — метод, основанный на том, что из некоей умопостигаемой общей истины выводятся частные конкретные случаи. По Бэкону, нужно идти обратным путем: набрав частные случаи, т.е. факты, обобщать их и приходить к общим правилам, на основе которых открывать законы, т.е. формы чистого действия. Это индуктивный метод. Во второй части «Нового органона» Бэкон разрабатывает этот метод, а в первой строит критику, чтобы выбросить различный мусор из голов людей.
Но есть и другие ошибки, не приведшие к созданию истинной науки. Здесь Бэкон предлагает свое учение об идолах. Человеческое сознание загружено четырьмя видами идолов: идолами рода, идолами пещеры, идолами рынка и идолами театра. Эти образные названия хорошо отражают суть учения Бэкона.
Идолы рода (идолы племени) — это идолы объективные, которых мы не можем избежать и которые можем только учитывать, и идолы, которые мы создаем сознательно и которых можем и должны избегать, если будем их знать. Идолы рода происходят от самой природы человека. Возникают они от смешения различных познавательных способностей, в том числе от наложения чувств (как эмоций и ощущений) на разум.
С точки зрения наложения эмоций на разум Бэкон указывает, что человек всегда стремится найти в природе больше порядка, чем в ней есть. Он переносит порядок своей собственной души, свою собственную целесообразность на природу. В человеке есть свой порядок, своя целеполагающая деятельность, но это еще не значит, что эту свою особенность человек должен переносить на природу. (Попутно замечу, что немногим позднее Р. Декарт, призывал, наоборот, искать в природе порядок даже там, где он не виден).
Чувства, т.е. ощущения, также накладывают отпечаток на разум, поскольку, перенося особенности своей познавательной природы на человеческий рассудок, они также мешают разуму прийти к обобщениям и осмыслению фактов. Идолы пещеры возникают на основе личной индивидуальности каждого человека. Каждый из нас имеет свой талант, свое воспитание, каждый привык к определенному образу жизни, его интересует определенная профессия. То есть человек смотрит на мир как бы из своей пещеры.
Идолы рынка создаются (сознательно или бессознательно) самим человеком. Возникают они из-за общения при помощи слов. Слова создаются людьми, и многие из этих слов бессмысленны. Большинство философских терминов относятся именно к этим бессмысленным словам. Существуют три вида слов: истинные слова, ничего не обозначающие слова и плохо образованные слова. Большинство философских терминов относятся к ничего не обозначающим словам, многие научные термины являются словами плохо образованными и потому мешают человеку познать истину. Бэкон ругает аристотелевскую силлогистику и противопоставляет ей новую логику.
Силлогистика и вообще дедукция, по Бэкону, обладают лишь проясняющей способностью. При помощи дедуктивных методов, в частности при построении силлогизмов, человек может лишь объяснить то, что он уже знает, — открыть новые знания при помощи дедукции невозможно. Эта логика может быть логикой доказательства того, что уже известно, а нужно развивать не логику доказательства, а логику открытия.
Идолы театра созданы засильем авторитетов. Человек имеет слабость преклонятся перед авторитетами, которые, как актеры на сцене театра, подавляют человека своим талантом. Поэтому люди доверяют гениальным философам, создавшим свои системы, и подвергаются их воздействию, поэтому некоторые философские системы, в частности системы Платона и Аристотеля, особенно вредны, потому что своей мощью, красотой и логичностью подавляют человека и отвлекают его от поиска истинной картины мира.
Все ложные философские и научные учения Бэкон делит на три типа: софистические, эмпирические и суеверные. К софистическим Бэкон относит все философские системы и единственного досократика — Пифагора. Эмпирические ложные учения создаются алхимиками — людьми, которые слишком большое значение придают единичным случаям, не пытаясь их обобщить, классифицировать. Суеверны те учения, которые пытаются основываться на религиозных истинах, в том числе и христианской.
Действительно, мы часто видим, как человек, нахватавшийся научных фактов, считает, что он знает все, что наука доказала, что Бога нет. А истинный ученый, пришедший к вершинам научной истины, всегда в той или иной степени религиозен, хотя и не обязательно исповедует именно православную веру. Поэтому наука, по Бэкону, должна служить религии, доказывая бытие Бога исходя из анализа мира. Это единственная ниточка, связывающая науку с религией. В этом смысле в классификацию наук Бэкон включает то, что он называет экспериментальной теологией (теологией, которая основывается на знании мира).
Бэкон предлагает образное описание трех различных путей развития науки и философии: путь паука, или путь догматика (любой догматик, как паук, плетет из своего разума паутину философской системы), путь муравья (путь эмпирика, который только собирает факты, не делая из них выводов) и истинный путь — путь пчелы, которая собирает факты, как нектар с цветов, сносит их в улей и рассортировывает по сотам. Так же и истинный ученый собирает факты, классифицирует их, обобщает и приходит к открытию законов.
Опыты, по Бэкону, бывают двух типов: плодоносные и светоносные. Нужно ценить светоносные опыты, которые могут помочь поставить другие опыты. Они не дают сразу результаты, как плодоносные опыты. Такие опыты дают свет для лучшего понимания и обобщения других опытов.
Бэкон многое сделал для развития науки в духе создания индуктивной логики. Индуктивное, опытное познание сталкивается со множеством трудностей. Эти сложности вытекают из того, что существует два вида индукции (что было известно еще во времена Аристотеля) — полная и неполная. Полная индукция, или индукция по перечислению, означает примерно следующее. У меня в комнате, скажем, есть столько-то книг (100). Я их взвешиваю и обнаруживаю, что все они весят от 100 до 500 граммов. Я делаю вывод: все книги, находящиеся в комнате, весят не больше 500 и не меньше 100 граммов. Это абсолютно истинное утверждение, как, понятно, и абсолютно бесполезное для науки.
Очевидно, что интерес для науки может представлять лишь неполная индукция, построенная на обобщении ряда фактов. Берем, скажем, один кирпич, который весит четыре килограмма, а потом второй и третий, которые весят столько же, и делаем вывод: все кирпичи весят четыре килограмма. Чем больше данных собрать, тем больше вероятность того, что этот вывод будет истинным. Но эта истина не абсолютна, а вероятностна, ибо всегда среди тех кирпичей, которые я не видел, может найтись такой, вес которого отличается от четырех килограммов. Любое количество фактов, как бы много их ни было, не сможет привести человека к уверенности в истинности выдвинутого обобщения.
Все это было известно еще до Бэкона, и он предлагает различные методы построения неполной индукции, чтобы ее выводы были правомерными. Здесь, в частности, Бэкон предвосхитил методологию современной социологии, применяющей различного рода выборки. Бэкон предостерегает, приводя много полезных примеров того, как пользоваться индуктивным методом. Однако как бы замечательно ни были построены его таблицы, индукция всегда будет давать статистическую вероятность, но не точную и полную истину. Своими трудами Бэкон помог распространению науки, однако не явился ее созидателем.