Химические факторы для водителя автомобиля
Химические факторы для водителя автомобиля
Заключение подготовлено экспертами «Гарантированного результата»
Вопрос:
Подготовка направления на прохождение предварительного медосмотра, для соискателя на должность водителя автомобиля.
Какие вредные факторы необходимо указать? И обязательно ли в направлении указывать название и адрес медицинского учреждения, в котором он будет проходить медосмотр?
По итогам проведенного анализа, предлагаем Вам правовую позицию по ситуации:
Вы вправе указать следующие факторы в направлении на предварительный медицинский осмотр соискателя:
Указанные выше факторы приведены согласно норм Приказа Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 12 апреля 2011 г. N 302н «Об утверждении перечней вредных и (или) опасных производственных факторов и работ, при выполнении которых проводятся обязательные предварительные и периодические медицинские осмотры (обследования), и Порядка проведения обязательных предварительных и периодических медицинских осмотров (обследований) работников, занятых на тяжелых работах и на работах с вредными и (или) опасными условиями труда» (Далее — Приказ №302н).
Законодательство не предусматривает унифицированной формы направления для прохождения предварительного медицинского осмотра для соискателя, либо работника (в частности, соискателя-водителя). Но Приказ № 302н предлагает форму направления для ознакомления. Данную форму Вы можете применять либо взять за основу.
На практике предлагается заполнять поле — медицинская организация, в которую будет направлен соискатель.
Правовое подтверждение предложенной позиции:
В соответствии с частью четвертой ст. 213 ТК РФ вредные и (или) опасные производственные факторы и работы, при выполнении которых проводятся обязательные предварительные и периодические медицинские осмотры, порядок проведения таких осмотров определяются уполномоченным Правительством РФ федеральным органом исполнительной власти. Большинство таких факторов и видов работ, при выполнении которых работники подлежат обязательному медицинскому осмотру, приведены в соответствующих перечнях, утвержденных приказом Минздравсоцразвития России от 12.04.2011 N 302н. (Далее – Приказ « 302н). В то же время из формулировки части четвертой ст. 213 ТК РФ не следует, что указанные перечни устанавливают исчерпывающий список категорий работников, которые подлежат обязательному медицинскому осмотру. (1*)
Наименования вредных производственных факторов перечислены в приложении N 1 к Приказу N 302н.
Вы можете указать следующие факторы в направлении на предварительный медицинский осмотр соискателя (водителя):
Для прохождения обязательного медосмотра (предварительного или периодического) нужно направление от организации-работодателя (п. 7 и 24 Порядка проведения обязательных предварительных и периодических медицинских осмотров, утвержденного приказом Минздравсоцразвития России от 12.04.2011 N 302н).
Унифицированного бланка направления нет. Организация вправе:
В бланке обязательно должны быть следующие поля:
В заключение отметим, что предложенная позиция по ситуации основана на анализе законодательства, аналитических материалов.
Ответ подготовил:
Эксперт правового центра «Гарантированный результат»
Компании ГАРАНТ
Волкова Наталья
тел. 37-43-82
Ответ прошел контроль качества:
Руководитель Экспертной группы «Гарантированный результат»
Боронникова Ирина
тел. 37-43-82
_________________________
(1*) Энциклопедия решений. Предварительный медицинский осмотр/Система Гарант, 2016 г.
(2*) Нужно ли возмещать работнику расходы на медосмотр (И.В. Касимов, журнал «Зарплата», N 7, июль 2015 г.)
(3*) Каких работников нужно направить на медосмотр (О.В. Говоров, «Зарплата», N 8, август 2014 г.)
Химические факторы для водителя автомобиля
4 Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 27 июня 2016 г. N 683-ст межгосударственный стандарт ГОСТ 33554-2015 введен в действие в качестве национального стандарта Российской Федерации с 1 апреля 2017 г.
6 ПЕРЕИЗДАНИЕ. Май 2019 г.
Информация о введении в действие (прекращении действия) настоящего стандарта и изменений к нему на территории указанных выше государств публикуется в указателях национальных стандартов, издаваемых в этих государствах, а также в сети Интернет на сайтах соответствующих национальных органов по стандартизации.
В случае пересмотра, изменения или отмены настоящего стандарта соответствующая информация будет опубликована на официальном интернет-сайте Межгосударственного совета по стандартизации, метрологии и сертификации в каталоге «Межгосударственные стандарты»
1 Область применения
2 Нормативные ссылки
В настоящем стандарте использованы нормативные ссылки на следующие межгосударственные стандарты:
ГОСТ 8.578 Государственная система обеспечения единства измерений. Государственная поверочная схема для средств измерений содержания компонентов в газовых средах
ГОСТ 12.1.007 Система стандартов безопасности труда. Вредные вещества. Классификация и общие требования безопасности
3 Термины и определения
В настоящем стандарте применены следующие термины с соответствующими определениями:
3.1 загрязняющее вещество; ЗВ: Химическое или биологическое вещество либо смесь таких веществ, которые содержатся в атмосферном воздухе и которые в определенных концентрациях оказывают вредное воздействие на здоровье человека и окружающую природную среду.
3.2 фоновое загрязнение: Содержание ЗВ в атмосферном воздухе.
Термины «загрязняющее вещество» и «вредное вещество» в рамках настоящего стандарта являются идентичными.
3.4 транспортное средство; ТС: Устройство на колесном ходу категорий L, M, N, предназначенное для перевозки людей, грузов или оборудования, установленного на нем.
3.5 тип транспортного средства в отношении содержания загрязняющих веществ в кабине водителя и пассажирском помещении: Транспортные средства, не имеющие существенных различий в отношении характеристик:
— изготовителя (производителя) ТС;
— типа ТС, установленного производителем;
— категории ТС (М или N);
— расположения двигателя для ТС категорий М, N;
— двигателя (тип топлива, рабочий процесс);
— положения выпускной трубы по отношению к кузову (кабине) ТС.
3.6 тип транспортного средства, установленный производителем: Тип транспортного средства, характеризующийся совокупностью одинаковых конструктивных признаков, зафиксированных в общем техническом описании.
3.7 обитаемое помещение: Внутренняя часть транспортного средства, используемая для размещения водителя (экипажа) и пассажиров (пассажирское помещение, салон, кабина, отделение водителя).
3.8 пассажирское помещение (салон): Основное внутреннее помещение транспортного средства, предназначенное для размещения только пассажиров либо пассажиров и водителя.
3.9 отделение водителя: Пространство, которое предназначено исключительно для пользования водителем и в котором расположены сидение водителя, рулевое колесо, органы управления, приборы и другие устройства, необходимые для управления ТС.
3.11 кузов: Часть конструкции транспортного средства, предназначенная для размещения и защиты пассажиров, груза или спецоборудования.
3.12 система климат-контроля: Совокупность устройств для поддержания в автоматическом режиме заданных тепловых условий в обитаемом помещении.
3.13 система очистки воздуха: Техническое средство, обеспечивающее очистку воздуха от загрязняющих веществ в обитаемом помещении транспортного средства.
3.14 средство измерений; СИ: Техническое средство, предназначенное для измерений, имеющее нормированные метрологические характеристики, воспроизводящее и/или хранящее единицу физической величины, размер которой принимают неизменным (в пределах установленной погрешности) в течение известного интервала времени.
3.15 зона дыхания: Пространство в радиусе до 50 см, расположенное в передней полусфере по отношению к лицу водителя (пассажира) ТС.
3.16 экспресс-анализ: Анализ загрязняющих веществ непосредственно в зоне нахождения анализируемого объекта методом прямого измерения.
3.17 лабораторный химический анализ: Анализ загрязняющих веществ, проводящийся с использованием стационарного газоаналитического оборудования.
3.18 пробоотборные устройства; ПУ: Аспирационные устройства (электроаспираторы, насосы), предназначенные для отбора проб воздуха.
3.19 пробоотборные трубки: Гибкие трубки (шланги), изготовленные из инертных материалов (силикона, фторопласта).
3.20 поглотительные емкости: Устройства, предназначенные для отбора проб воздуха, вместимостью не менее 0,1 дм [эластичные емкости (мешки), пипетки], изготовленные из газонепроницаемых инертных материалов (стекла, фторопластовой пленки, полиамида и др.).
3.22 концентрация загрязняющего вещества, мг/м : Массовая концентрация загрязняющего вещества.
3.23 методика измерений; МИ: Совокупность конкретно описанных операций, выполнение которых обеспечивает получение результатов измерений загрязняющих веществ с установленными показателями точности.
4 Номенклатура загрязняющих веществ и нормативные требования
4.1 Предельное содержание ЗВ в воздухе кабины водителя и пассажирского помещения ТС не должно превышать значений их предельно допустимых концентраций ().
4.2 Номенклатура ЗВ, регламентируемых настоящим стандартом, определяется типом двигателя.
Номенклатура ЗВ, значения их и типы двигателей ТС, в отношении которых осуществляется проверка, приведены в таблице 1.
, мг/м
Типы двигателей*, в отношении которых осуществляется проверка
Формальдегид
СОУТ для водителей
Нужно ли оценивать химический фактор на транспорте, работающем на месторождениях нефти, и газа? Как занятый на бурение и добыче, так и обслуживающий.
Что такое РММ? на транспорте обычно оксиды углерода и азота, углеводороды алифатические предельные + вещества с которыми работник может контактировать, например пыль зерновая у тракториста машиниста с/х производства
Знаки отличия
Что такое РММ? на транспорте обычно оксиды углерода и азота, углеводороды алифатические предельные + вещества с которыми работник может контактировать, например пыль зерновая у тракториста машиниста с/х производства
можно дополнительно измерить бензин или акролеин (так любят его Роспотребнадзор).
Знаки отличия
Нужно ли оценивать химический фактор на транспорте, работающем на месторождениях нефти, и газа? Как занятый на бурение и добыче, так и обслуживающий.
Что такое РММ? на транспорте обычно оксиды углерода и азота, углеводороды алифатические предельные + вещества с которыми работник может контактировать, например пыль зерновая у тракториста машиниста с/х производства
Ремонтно-механические мастерские. А разве сноска классификатора методики по СОУТ не отсекает у водителей химический фактор?
Знаки отличия
Ремонтно-механические мастерские. А разве сноска классификатора методики по СОУТ не отсекает у водителей химический фактор?
можно дополнительно измерить бензин или акролеин (так любят его Роспотребнадзор).
Не подскажете как с дизельным топливом быть? Его то вроде в приложениях по вредным веществам нет?
Не согласен с вами. Ведь, если у автомобиля превышения по тому же СО,- его, в принципе, не должны выпускать на работу. Не зря же сделано уточнение в классификаторе.
Знаки отличия
Не подскажете как с дизельным топливом быть? Его то вроде в приложениях по вредным веществам нет?
акролеин измеряйте ( Проп-2-ен-1-аль согласно ГН 2.2.5.1313-03).
или углеводороды алифатические.
Не согласен с вами. Ведь, если у автомобиля превышения по тому же СО,- его, в принципе, не должны выпускать на работу. Не зря же сделано уточнение в классификаторе.
вы не отследили начало диалога. Ответ «нет» соответствовал вопросу «А разве сноска классификатора методики по СОУТ не отсекает у водителей химический фактор?»
акролеин измеряйте ( Проп-2-ен-1-аль согласно ГН 2.2.5.1313-03).
или углеводороды алифатические.
Я понял к чему было ваше «нет». Но все равно считаю, что работа водителей не попадает под классификатор. они ведь не участвуют технологическом процессе связанном с выделением хим. веществ даже.
Знаки отличия
Я понял к чему было ваше «нет». Но все равно считаю, что работа водителей не попадает под классификатор. они ведь не участвуют технологическом процессе связанном с выделением хим. веществ даже.
Водитель лично, путем поворота ключа зажигания, запускает двигатель внутреннего сгорания автомобиля или другого транспортного (самоходного) средства (машины), работа которого сопровождается выделением химических веществ)))
Водитель лично, путем поворота ключа зажигания, запускает двигатель внутреннего сгорания автомобиля или другого транспортного (самоходного) средства (машины), работа которого сопровождается выделением химических веществ)))
Вот из классификатора: *(7) Идентифицируются как вредные и (или) опасные факторы только на рабочих местах при добыче, обогащении, химическом синтезе, использовании в технологическом процессе и/или химическом анализе химических веществ и смесей, выделении химических веществ в ходе технологического процесса, а также при производстве веществ биологической природы.
Вот из ГОСТа: Технологический процесс— это часть производственного процесса, содержащая целенаправленные действия по изменению и (или) определению состояния предмета труда.
И в каком процессе с выделением химических веществ участвует водитель?
И эта тема не по водителям вообще)) Может перейдем в соответствующую для дальнейших дискуссий, дабы не засорять здесь.
Знаки отличия
Вот из классификатора: *(7) Идентифицируются как вредные и (или) опасные факторы только на рабочих местах при добыче, обогащении, химическом синтезе, использовании в технологическом процессе и/или химическом анализе химических веществ и смесей, выделении химических веществ в ходе технологического процесса, а также при производстве веществ биологической природы.
Вот из ГОСТа: Технологический процесс— это часть производственного процесса, содержащая целенаправленные действия по изменению и (или) определению состояния предмета труда.
И в каком процессе с выделением химических веществ участвует водитель?
И эта тема не по водителям вообще)) Может перейдем в соответствующую для дальнейших дискуссий, дабы не засорять здесь.
Если так рассуждать, то транспортное средство- это, скорее, средство труда. А что касается фактора, то я все к тому, что в сноске подразумевались, скорее всего, процессы в промышленности(заводы и тд). Ведь ясно, что в кабине чего-либо превышения встречаются крайне и крайне редко.
Знаки отличия
Если так рассуждать, то транспортное средство- это, скорее, средство труда. А что касается фактора, то я все к тому, что в сноске подразумевались, скорее всего, процессы в промышленности(заводы и тд). Ведь ясно, что в кабине чего-либо превышения встречаются крайне и крайне редко.
А это и предмет и средство одновременно))) А по поводу превышения. знаете, всякое бывает))) Лично замерял, давно правда, превышение в кабине ГАЗ-53 по СО в 14 раз))) глаза резало, а водитель говорит, что привык уже))) Понятно, что автомобиль был неисправен, но это реальные условия труда работника)))
Знаки отличия
превышения встречаются крайне и крайне редко.
весьма часто встречается.
Знаки отличия
Ведь ясно, что в кабине чего-либо превышения встречаются крайне и крайне редко.
Так и шум в 80 дб не так уж и часто встречается.
Так и шум в 80 дб не так уж и часто встречается
На счет виброакустики из Минтруда разъяснение было.
Знаки отличия
На счет виброакустики из Минтруда разъяснение было.
7. В соответствии с Классификатором (Приложение №2 к Приказу Минтруда России от 24.01.14 г. №33н) виброакустические факторы идентифицируются как вредные и (или) опасные факторы только на рабочих местах, на которых имеется технологическое оборудование, являющееся источником указанных виброакустических факторов. Исключаются ли тем самым рабочие места водителей транспортных средств, а соответственно строительных и сельскохозяйственных машин, так как, опираясь на многолетний практический опыт работы, фактические уровни шума и вибрации на рабочих местах водителей и машинистов зачастую превышают нормативные значения?
Ответ: Оценка условий труда по виброакустическим факторам на рабочих местах водителей автотранспортных средств, строительных и сельскохозяйственных машин проводится аналогично стационарным рабочим местам, на которых присутствует оборудование, являющееся источником шума и вибрации.
Кроме того, при наличии виброакустических факторов идентификация и оценка условий труда проводится также в отношении рабочих мест, на которых заняты работники, использующие ручные инструменты, являющиеся источником соответствующих факторов.
Знаки отличия
7. В соответствии с Классификатором (Приложение №2 к Приказу Минтруда России от 24.01.14 г. №33н) виброакустические факторы идентифицируются как вредные и (или) опасные факторы только на рабочих местах, на которых имеется технологическое оборудование, являющееся источником указанных виброакустических факторов. Исключаются ли тем самым рабочие места водителей транспортных средств, а соответственно строительных и сельскохозяйственных машин, так как, опираясь на многолетний практический опыт работы, фактические уровни шума и вибрации на рабочих местах водителей и машинистов зачастую превышают нормативные значения?
Ответ: Оценка условий труда по виброакустическим факторам на рабочих местах водителей автотранспортных средств, строительных и сельскохозяйственных машин проводится аналогично стационарным рабочим местам, на которых присутствует оборудование, являющееся источником шума и вибрации.
Кроме того, при наличии виброакустических факторов идентификация и оценка условий труда проводится также в отношении рабочих мест, на которых заняты работники, использующие ручные инструменты, являющиеся источником соответствующих факторов.
Никакой суд ЭТО не примет в качестве обоснования
Охрана труда водителей | ЦПР Профи, статьи
Охрана труда водителей | ЦПР Профи, статьи
Ответы подготовлены Редакция сайта «МЦФЭР Охрана труда» https://www.trudohrana.ru
Управление транспортным средством связано с большим риском, как для самого водителя, так и для окружающих. Эта работа относится к видам профессиональной деятельности в условиях повышенной опасности. Рассмотрим основные вопросы обеспечения охраны труда водителей
К водителю транспортного средства, выполняющему эту работу, предъявляются дополнительные требования охраны труда, включающие в себя специальные требования по обучению, и допуску к самостоятельной работе, инструктажу по охране труда и периодической проверке знаний по охране труда.
В этой статье мы расскажем подробно, как обучить водителя транспортного средства охране труда, как проводить обязательные медицинские осмотры, указанные в 213 статье Трудового кодекса Российской Федерации, как осуществлять ежегодную проверку знаний требований охраны труда, как организовать стажировку на рабочем месте, сколько часов уделить стажировки и какие документы необходимо оформить.
Также в данной статье будет уделено пристальное внимание вопросам обеспечения водителя транспортного средства средствами индивидуальной защиты.
Итак, к выполнению работы по управлению транспортным средством допускается водитель транспортного средства не моложе 18 лет, прошедший медицинский осмотр, не имеющий противопоказаний по состоянию здоровья, имеющий необходимую теоретическую и практическую подготовку, прошедший вводный и первичный на рабочем месте инструктажи по охране труда и обучение по специальной программе, проверку знаний требований охраны труда квалификационной комиссией, и получивший допуск к самостоятельной работе. Водитель транспортного средства должен быть допущен к самостоятельной работе приказом руководителя организации. За водителем транспортного средства должно быть закреплено конкретное транспортное средство и инвентарные грузоподъемные приспособления. Не допускается передача транспортного средства другому водителю без письменного распоряжения руководителя транспортного подразделения или приказа руководителя организации.
Только после медицинского освидетельствования и обязательного психиатрического обследования работник допускается к проведению вводного инструктажа.
Работник подлежит обязательному предварительному медицинскому обследованию согласно Порядку проведения обязательных предварительных (при поступлении на работу) и периодических медицинских осмотров (обследований) работников, занятых на тяжелых работах и на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, утвержденному Министерством здравоохранения и социального развития РФ 12 апреля 2011 г. приказом № 302н.).
Обязательное психиатрическое обследование проводится в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.04.93 № 377 «О реализации Закона Российской Федерации «О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании».
Требования к обучению водителей по охране труда
Водитель, независимо от квалификации и стажа работы, не реже одного раза в три месяца должен проходить повторный инструктаж по охране труда; в случае нарушения требований безопасности труда, при перерыве в работе более чем на 30 календарных дней, он должен пройти внеплановый инструктаж. Повторный и внеплановый инструктажи проводятся по программе первичного инструктажа на рабочем месте, утвержденной руководителем организации. Программу первичного инструктажа на рабочем месте разрабатывает начальник транспортного цеха (участка), а согласовывает служба охраны труда. Неправильным является формальный подход к организации инструктажей. В журнале регистрации инструктажа на рабочем месте должна быть указана программа первичного инструктажа, номер и полное наименование инструкции по охране труда.
ПРИМЕР
Водитель транспортного средства во время, предшествующее его допуску к самостоятельной работе, должен быть ознакомлен со своей должностной инструкцией, инструкциями по охране труда для водителей, с технической документацией на автомобиль, с правилами по охране труда.
Продолжительность стажировки водителя зависит, прежде всего, от опыта работы на данном виде транспортных средств.
Если вы принимаете на работу водителя с большим стажем работы на грузовом автомобиле, и на новой работе он также будет ездить примерно на таком же типе транспортного средства, можно ограничиться 2-3 днями стажировки. В это время новый водитель транспортного средства освоит особенности движения, торможения, маневрирования, погрузочно-разгрузочных работ, ознакомиться с логистической схемой, принятой в данной организации.
Например, водитель транспортного средства может за три дня освоить GPS-навигацию, правила общения с диспетчером, какие-то специфические приемы, принятые на новом рабочем месте. А вот водитель, имеющий необходимую категорию управления транспортным средством, но минимальный опыт работы на погрузочно-разгрузочных работах, должен пройти усиленную стажировку, и если работодатель решит, стажировка может длиться и 14 смен. Ведь в конечном итоге руководитель организации несет ответственность за охрану труда в организации.
Если за эти 14 смен стажёр покажет неудовлетворительные знания и навыки безопасного управления транспортным средством, к самостоятельной работе не ондопускается. Издается приказ, в котором должно быть указано, что водитель транспортного средства не может быть допущен к самостоятельной работе, и такого водителя нужно будет уволить.
Многие возразят – ведь и предварительный медосмотр, и психиатрическое освидетельствование уже пройдены, деньги уплачены работодателем, как быть? Удерживать деньги с увольняемого запрещено. Потому что медосмотр и обучение оплачиваются работодателем согласно 212 статьей Трудового Кодекса РФ. Поскольку стажировка является важнейшим элементом обучения, весь период стажировки должен быть оплачен в полном объеме, несмотря на ее неудовлетворительный результат.
Обратите внимание – при обращении уволенного в прокуратуру, или в инспекцию по труду, Вашу организацию ждет внеплановая проверка. Во время этой проверки вы должны будете доказать, что водитель транспортного средства действительно необучаем. Слова к делу не пришиваются, поэтому стажировка, как и инструктажи, должна быть оформлена должным образом.
Программа первичного инструктажа водителей транспортных средств должна быть утверждена работодателем, на каждую стажировку должен быть издан приказ с указанием как наставника, так и количества дней или смен, так и приложен план проведения стажировки. План разрабатывает начальник транспортного цеха совместно с главным механиком, исходя из данных профессиональной подготовки и стажа водителя.
При этом руководство транспортного цеха должно сделать вывод, почему стажировка была неудовлетворительной. Возможно, вскроются недочеты при организации стажировки, такие как: отсутствие плана, выдача заведомо трудно выполнимых и редко встречающихся в практике операций, неумение донести до слушателя теоретические и практические знания и умения. В этом случае целесообразно доверять проведение стажировки на рабочем месте наиболее компетентным как с профессиональной, так и с этической точки зрения специалистам.
Водитель транспортного средства, успешно прошедший стажировку и допущенный к самостоятельной работе приказом по организации, должен знать: устройство и назначение эксплуатируемых автомобилей, требования безопасности при техническом обслуживании автомобилей, их деталей, узлов, агрегатов и приборов, безопасные приемы разборки, сборки, снятия и установки колес, назначение и свойства охлаждающих и тормозных жидкостей, масел и топлива, меры безопасности при работе слесарным инструментом, с электрооборудованием. Для этого у водителя должна быть группа по электробезопасности не ниже второй. Кто-то возразит, зачем вторая группа, если в штате есть свои автоэлектрослесари и т.д. Все дело в том, что на выезде возможны и часты ситуации, когда водитель вынужден проводить незапланированный ремонт ТС, в том числе и с использованием электроинструмента, или с подсоединением к сети электрического тока.
Если у водителя транспортного средства, помимо школьного аттестата и водительского удостоверения, нет другого профессионального образования, такой водитель должен быть направлен в учебный центр на 72-часовую подготовку по охране труда. Только после этой подготовки в этом учебном центре ему будет присвоена группа по электробезопасности. Внутри организации таким «школьникам» выдавать вторую группу запрещено Правилами по охране труда при эксплуатации электроустановок.
Предрейсовые медосмотры
Порядок проведения предрейсовых медосмотров указан в приказе Минздрава России от 15.12.2014 г. № 835н. Для проведения медосмотра внутри организации необходимо получение медицинской лицензии, или заключение договора с медицинской организацией, имеющей необходимую лицензию.
Вредные и опасные производственные факторы в работе водителя
Водитель транспортного средства, направленный для участия в несвойственных его профессии работах, должен пройти целевой инструктаж по безопасному выполнению предстоящих работ. К несвойственным его профессии работам относится работа в зоне влияния линии электропередачи и т.д. В этом случае работы проводятся по наряду-допуску, и водитель является членом бригады со второй группой по электробезопасности.
Водителю запрещается пользоваться инструментом, приспособлениями и оборудованием, безопасному обращению с которым он не обучен.
ПРИМЕР
Недавно произошел несчастный случай с водителем грузового автомобиля, который во время замены колеса получил тяжелую травму, так как использовал в работе домкрат, пользованию которому он не был научен. Комиссия установила, что при обучении по охране труда в программе инструктажа, обучения, стажировки и в экзаменационных билетах шла речь о пневматическом и гидравлическом домкратах, а машина была обеспечена только реечным и винтовым домкратами. Водитель транспортного средства, не умея пользоваться ни тем, ни другим домкратом, стал устанавливать винтовой домкрат и получил травму руки и предплечья.
Во время работы на водителя могут оказывать неблагоприятное воздействие, в основном, следующие опасные и вредные производственные факторы:
Для снижения воздействия вредных производственных факторов на водитель транспортного средства, водитель транспортных средств должен 1 раз в два года проходить периодический медицинский осмотр согласно пункту 27 приложения 2 к приказу № 302н.
Необходимо обеспечить проведение психиатрического освидетельствования водителей транспортных средств. Такое освидетельствование проводится также за счет средств работодателя.
Водитель во время работы должен пользоваться спецодеждой, спецобувью и другими средствами индивидуальной защиты от воздействия опасных и вредных производственных факторов.
Водителю необходимо помнить о токсичности химических веществ, входящих в состав топлива, масел, тормозной жидкости и др. и соблюдать правила личной гигиены, в том числе, перед приемом пищи необходимо тщательно мыть руки с мылом.
Для предупреждения возможности возникновения пожара водитель транспортного средства должен соблюдать требования пожарной безопасности сам и не допускать нарушения этих требований другими работниками; курить разрешается только в специально отведенных для этого местах.
Водитель обязан соблюдать режим труда и отдыха, трудовую дисциплину, правила внутреннего трудового распорядка; следует помнить, что употребление спиртных напитков, как правило, приводит к несчастным случаям.
Действия водителя в нештатных ситуациях
В случае заболевания, плохого самочувствия водитель транспортного средства должен сообщить о своем состоянии непосредственному руководителю и обратиться за медицинской помощью.
Если с кем-либо из работников произошел несчастный случай, то пострадавшему необходимо оказать первую помощь, сообщить о случившемся руководителю и сохранить обстановку происшествия, если это не создает опасности для окружающих.
Водитель транспортного средства должен уметь оказать первую помощь, пользоваться аптечкой первой помощи.
В случае обнаружения нарушений требований охраны труда, которые создают угрозу здоровью или личной безопасности, водитель транспортного средства должен обратиться к руководителю работ и сообщить ему об этом; до устранения угрозы следует прекратить работу и покинуть опасную зону.
Алгоритм действий водителя при аварийной ситуации
При несчастных случаях, указанных в статье 227 ТК РФ, работник обязан:
Водитель транспортного средства должен уметь оказывать первую помощь. Оказывая первую помощь при ранении, нельзя промывать рану водой, так как это препятствует заживлению раны, вызывает нагноение и способствует занесению в нее грязи с поверхности кожи. Первая помощь пострадавшему должна быть оказана немедленно и непосредственно на месте происшествия, сразу же после устранения причины, вызвавшей травму.
Аптечка должна находиться как в салоне автомобиля, так и в фургоне. Приказом Минздравсоцразвития РФ № 697н от 08.09.2009 был изменен состав дорожной аптечки: теперь он сокращен до минимума, из него исчезли многие препараты, которые ранее считались необходимыми, но по новым правилам оказались ненужными. Так, из перечня были вычеркнуты аспирин, нитроглицерин, валидол, нашатырь, анальгин, активированный уголь и зеленка — они были заменены универсальными перевязочными медицинскими средствами.
Средства, входящие в состав аптечки первой помощи (автомобильной), предусмотренные приложением № 1 при оказании первой помощи лицам, пострадавшим в результате дорожно-транспортных происшествий, рекомендуется применять следующим образом:
а) при оказании первой помощи лицам, пострадавшим в результате дорожно-транспортных происшествий, все манипуляции выполнять в медицинских перчатках (п.3.2 Состава аптечки);
б) при артериальном кровотечении из крупной (магистральной) артерии прижать сосуд пальцами в точках прижатия, наложить жгут кровоостанавливающий (п.1.1 Состава аптечки) выше места повреждения, с указанием в записке времени наложения жгута, наложить на рану давящую (тугую) повязку (п.1.2-1.9 Состава аптечки);
в) при отсутствии у пострадавшего самостоятельного дыхания провести искусственное дыхание при помощи устройства для проведения искусственного дыхания «Рот-Устройство-Рот» (п.2.1 Состава аптечки);
г) при наличии раны наложить давящую (тугую) повязку, используя стерильные салфетки (п.1.9 Состава аптечки) и бинты (п.1.2-1.7 Состава аптечки) или применяя пакет перевязочный стерильный (п.1.8 Состава аптечки). При отсутствии кровотечения из раны и отсутствии возможности наложения давящей повязки наложить на рану стерильную салфетку (п.1.9 Состава аптечки) и закрепить ее лейкопластырем (п.1.12 Состава аптечки). При микротравмах использовать лейкопластырь бактерицидный (п.1.10-1.11 Состава аптечки).
Срок годности аптечки всегда указывается на ее упаковке. Что касается срока годности повязок и бинтов, то они могут служить на протяжении долгих лет, а вот пластыри и жгуты разрешено использовать лишь в течение 5–6 лет. Дополнять аптечку лекарствами нельзя. Состав аптечек изменять запрещено.
Приложение 1. Состав аптечки первой помощи (автомобильной)
№ п/п | Наименование вложения | Нормативный документ | Форма выпуска (размеры) | Коли- чест- во (штук, упаковок) |
1 | Средства для временной остановки наружного кровотечения и перевязки ран | |||
1.1 | Жгут кровоостанавливающий | ГОСТ Р ИСО 10993-99 | 1 шт. | |
1.2 | Бинт марлевый медицинский нестерильный | ГОСТ 1172-93 | 5 м х 5 см | 2 шт. |
1.3 | Бинт марлевый медицинский нестерильный | ГОСТ 1172-93 | 5 м х 10 см | 2 шт. |
1.4 | Бинт марлевый медицинский нестерильный | ГОСТ 1172-93 | 7 м х 14 см | 1 шт. |
1.5 | ГОСТ 1172-93 | 5 м х 7 см | 2 шт. | |
1.6 | Бинт марлевый медицинский стерильный | ГОСТ 1172-93 | 5 м х 10 см | 2 шт. |
1.7 | Бинт марлевый медицинский стерильный | ГОСТ 1172-93 | 7 м х 14 см | 1 шт. |
1.8 | Пакет перевязочный стерильный | ГОСТ 1179-93 | 1 шт. | |
1.9 | Салфетки марлевые медицинские стерильные | ГОСТ 16427-93 | Не менее 16 х14см № 10 | 1 уп. |
1.10 | Лейкопластырь бактерицидный | ГОСТ Р ИСО 10993-99 | Не менее 4 см х 10 см | 2 шт. |
1.11 | Лейкопластырь бактерицидный | ГОСТ Р ИСО 10993-99 | Не менее 1,9 см х 7,2 см | 10 шт. |
1.12 | Лейкопластырь рулонный | ГОСТ Р ИСО 10993-99 | Не менее 1 см х 250 см | 1 шт. |
2 | Средства для сердечно-легочной реанимации | |||
2.1 | Устройство для проведения искусственного дыхания «Рот-Устройство-Рот» | ГОСТ Р ИСО 10993-99 | 1 шт. | |
3 | Прочие средства | |||
3.1 | Ножницы | ГОСТ Р 51268-99* | 1 шт. | |
3.2 | Перчатки медицинские | ГОСТ Р ИСО 10993-99 ГОСТ Р 52238-2004* ГОСТ Р 52239-2004* ГОСТ 3-88* | Размер не менее М | 1 пара |
3.3 | Рекомендации по применению аптечки первой помощи (автомобильной) | 1 шт. | ||
3.4 | Футляр | 1 шт. |
Ответы подготовлены Редакция сайта «МЦФЭР Охрана труда» https://www.trudohrana.ru
ЧИТАТЬ ДАЛЕЕ:
Про изменения 2021 года в области охраны труда:
Интересующие Вас вопросы по обучению уточняйте у наших специалистов по телефону 8 800 234-18-38, с помощью формы заявки или пишите на эл.почту: открыть страницу с контактами.
Приходите к нам обучаться, останетесь довольны!