Хороший плохой злой клинт иствуд
Все отзывы о фильме Хороший, плохой, злой
Рецензия «Афиши» на фильм
В самый разгар американской Гражданской войны из разных мест, но в одном направлении движутся Хороший (Иствуд), безымянный вольный стрелок с весьма своеобразным чувством справедливости, Злой (Уоллак), мексиканский беспредельщик, находящийся в розыске по всем штатам, и Плохой (Ван Клиф) — примкнувший к северянам наемник-садист с улыбкой кобры и глазами ангела. В последней дуэли они сойдутся у безымянной солдатской могилы, где зарыт ящик с золотом.
Заключительную часть «долларовой» трилогии Леоне следует, строго говоря, считать приквелом: иствудовский Человек Без Имени облачается в знакомое по предыдущим сериям и ни разу не стиранное пончо только в финале. Но как ни тасуй серии, «Хороший…» все равно останется квинтэссенцией спагетти-вестерна, фильмом во всем избыточным, циничным, кровавым, а в самых неожиданных и жестоких местах — еще и невероятно смешным. «Есть два сорта людей: у одних заряжены пистолеты, другие копают… Ты — копаешь». Бесчестная и неопрятная погоня за сокровищем оборачивается полнокровной одиссеей Дикого Запада, каким он, понятно, никогда не был, но навечно запомнился по блистательной подделке, во много раз превосходящей «аутентичные» американские первоисточники. И при слове «вестерн» после Леоне в ушах будет звучать уже не бренчание корневого кантри, а истеричная тема Эннио Морриконе, для которой маэстро перевел в нотные знаки истошный вой хитрого, тощего и вечно голодного техасского койота.
Лучшие отзывы о фильме «Хороший, плохой, злой»
Фильм Леоне про США времён войны Севера и Юга похож на фильм Тарковского «Сталкер» в смысле самостоятельности и далёкого ухода от всех возможных первоисточников и образцов, если в данном случае за первоисточник считать американский вестерн. Наверняка Тарковский этот фильм с его длинными и неподвижными планами, смотрел очень внимательно.
И конечно Хороший, который начинает с того, что сначала спасает Мерзкого от напавших на него охотников за головами, потом сам за деньги сдаёт его в руки закона, после чего на Мерзкого вешают все местные «глухари», Хороший спасает его от виселицы, перестрелив верёвку, делит с ним деньги, полученные за его сдачу, повторяет этот трюк сколько-то раз, а потом бросает Мерзкого со связанными руками среди пустыни. Такой вот противоречивый, который «Хорошим» может называться лишь на фоне остальных двух. Изначально в роли безымянного Хорошего Леоне видел Генри Фонду или Чарльза Бронсона, но на них ему не хватало денег, поэтому он обратился к Иствуду, который к тому времени успел исполнить роль в телесериале «Сыромятная плеть» о жизни перегонщиков скота.
Иствуд вёл себя нагло, откровенно вмешивался в работу Леоне и диктовал свои условия. Так или иначе, на «долларовой трилогии» он сделал себе имя, позже только укрепил свои позиции, сыграв Грязного Гарри, но настоящих вершин достиг именно как режиссёр, продолжая при этом исполнять главные роли, но уже подчиняясь лишь самому себе. Леоне не заплатил актёрам, участвовавшим в сложнейшем озвучании фильма, все диалоги записывались после съёмок отдельно, как не заплатил и режиссёру озвучания. Вероятно из-за этого Иствуд больше у него никогда не снимался, зато в следующем фильме Леоне «Однажды на диком западе» снялись его любимые Фонда и Бронсон.
Трое главных персонажей — очень одинокие люди, меньше всего становится известно про Плохого, кроме того, что у него за плечами богатая история ассасина. Они блуждают по жизни, не привязанные к какому-либо месту. У каждого его дом — седло. И это важная часть американского менталитета, уловленная итальянцем. Американцы очень мобильны, в том числе по сравнению с европейцами, и тем более — по сравнению с русскими.
Кое в чём «Долларовая трилогия», которую завершает фильм «Хороший, плохой, злой», опередила своё время и предвосхитила сегодняшние тенденции в кинопроизводстве и культуре вообще. Итальянский режиссёр снимал фильмы с американскими актёрами в Испании, в местности, где почти никто не говорил по-английски. Серджо Леоне совсем не говорил по-английски, никто из американцев не говорил по-итальянски. Только Илай Уоллак объяснялся с режиссёром на плохом французском, который он немного знал. Сам Иствуд общался с режиссёром с помощью переводчицы-польки, говорившей на множестве языков, а английский выучившей от американских солдат в конце Второй Мировой.
В XIX веке архитекторы обратились к старине и древности. Они посмотрели на древнюю архитектору несколько отстранённо, не как на святыни, которые можно только воспроизводить, не отступая ни на йоту. Они попытались анализировать архитектурное наследие, вычислить какие-то формулы, они осуществили синтез этого наследия. Так появился стиль Ар-нуво, новое искусство, оно же модерн. В Марфо-мариинской обители, которая непосвящённому покажется невероятно древней, Щусев использовал элементы из разных древне-русских архитектуцрных традиций, которые не имели шансов встретиться в одном здании тогда, когда эти традиции были живы. С этим созвучно то, что Леоне сделал с вестерном, скрестив американское кино с японским, добавив итальянского неореализма, и сняв это в Испании и Италии. Получилось мощно.
Кинократия. «Хороший, плохой, злой» Серджио Леоне
Фильм, который вначале все встретили прохладно, особенно критики, из-за предвзятого отношения к такому специфическому жанру как спагетти-вестерн, а сейчас картина устойчиво входит в десятку лучших авторитетных рейтингов, причем не только в своем жанре, но и среди кино всех времен и народов. На экраны картина вышла в 1966 году, однако вплоть до 80-х кинокритики были безжалостны по отношению к «Хорошему, плохому, злому» – называли ленту жестокой, циничной и аморальной, а еще упрекали в отсутствии ярко выраженных положительных героев. Спустя годы поклонники разобрали фильм на цитаты и отдельные кадры, а известная мелодия Эннио Морриконе с завывающим койотом стала одной из самых узнаваемых в мировом кино.
Большую «долларовую трилогию» завершает история об утраченном конфедератами золоте и трех персонажах — искателях приключений, претендующих на большой куш, преодолевающих бескрайние пески Дикого Запада (на самом деле юга Испании) в пространстве охваченного войной штата Нью-Мексико. Это большое и опасное путешествие — Плохого (Ли Ван Клиф), Хорошего (Клинт Иствуд) и Злого (Илай Уоллак) за золотом, информация о нахождении которого добывается кровавыми расправами и случайным стечением обстоятельств — существенно повлияло на эстетику мирового кино. Квентин Тарантино и другие известные режиссеры упоминают о «Хорошем, плохом, злом» как о фильме, оказавшем сильное влияние на их творчество. «Бесславные ублюдки» Тарантино явно пропитаны эстетикой спагетти-вестернов Серджио Леоне, тут вам и герои с темным прошлым, и акцент на крупных кадрах, обыгрывание деталей и жестокость, бьющая через край, вкупе с цинизмом героев-одиночек — все то, за что полюбили когда-то спагетти-вестерны Леоне и что было недооценено критиками, однако популяризировалось спустя годы другими мастерами жанра.
Если попытаться сравнить «Хороший, плохой, злой» с каким-нибудь современным кино, то мы не увидим сверх-динамичных сцен. В картине Леоне вы обнаружите неторопливый ход событий — медленные, словно плывущие кадры, следуют за движением персонажа, порой с большой дистанции, и такие же неспешные диалоги героев. Режиссерский почерк Леоне — это камера, внимательно провожающая взглядом шпоры преступника, а после наблюдающая еще минуту за перешагиванием героев. Даже перестрелки в фильме поданы в непривычно выдержанной манере без сотен выстрелов в секунду.
Кроме того, в его картинах есть еще одна закономерность — подчеркнутая ирреальность происходящего. Классический вестерн имеет жесткую кинематографическую форму с отсылкой на исторические события, тогда как фильмы Леоне, наоборот, не имеют четкой временной и локационной привязки. О героях практически ничего неизвестно, кроме редких намеков об их темном прошлом. Они наделяются сверхспособностями комиксовых персонажей-типажей: быстрый стрелок, ловкий плут и так далее, делая их практически неуязвимыми для вражеских пуль и невероятных испытаний.
Итальянская школа кино в послевоенном мире считалась второй по значимости после Голливуда. Многие известные картины того периода в 50−60-е («Лоуренс Аравийский», «Клеопатра») были созданы совместно итальянскими и американскими студиями. Итальянские режиссеры и актеры воспитывались на совместном опыте с американскими коллегами и явили миру настоящие шедевры. Вот как это происходило — под банальный сюжет о мифическом герое приглашались один-два известных голливудских актера и вокруг них выстраивался сюжет. Так случилось и с «Хорошим, плохим, злым» — на встрече с представителями американской киностудии United Artists в Риме Серджио Леоне и сценарист Лучано Винченцоне представили новый сюжет в рамках «долларовой трилогии», который был принят.
Понятно, почему американцы дали столь ясный ответ, ведь две другие части «За пригоршню долларов» (1964), «На несколько долларов больше» (1965) прошли с успехом в европейском прокате и отбили все вложенные средства, поэтому санкционировать «Хорошего, плохого, злого» было делом почти предрешенным. Если в первых фильмах пришлось экономить на всём (даже лаконизм героев и непритязательность декораций были последствиями ограниченности в средствах), то продолжение сотрудничества с United Artists и хорошие кассовые сборы от первых двух частей дали Леоне возможность развить свои идеи в завершающем трилогию фильме.
На встречу с американскими инвесторами создатели будущего шедевра пришли всего с парой написанных строк, но уже к началу запуска съемок в наличии был готов внушительный материал, добытый Винченцоне в американской исторической библиотеке Конгресса США, где неутомимый сценарист выискивал оригинальные факты времен гражданской войны — будущую основу для сценария. «Я хотел развенчать мифы и стереотипы о войне… показать всю её абсурдность», — вспоминал Леоне. Первый вариант сценария был написан за 11 дней (на итальянском языке), в основном Винченцоне. Он утверждал, что практически не вкладывался в этот сценарий и писал его «спустя рукава», а в дальнейшем переключился на совместную работу с другим итальянским режиссером, Пьетро Джерми.
Гражданская война — тема очень щепетильная для рядового американца, и в данном фильме режиссер показал ее изнутри такой, какая она есть, глазами посторонних людей, решающих свои меркантильные интересы. Серджио Леоне визуализировал известный жестокий конфликт с неожиданной для, в чем-то, комедийного фильма, стороны. Конечно, можно поставить в упрек режиссеру некоторую циничность характеров героев, когда трио искателей приключений не считается с ценностью человеческой жизни и при этом сами осознают глупость братоубийственной войны. В его военном конфликте нет однозначно хороших янки и плохих конфедератов, но есть искалеченные судьбы людей и страна, оказавшаяся на перепутье своего исторического выбора — в этом заключается особенность кинематографа Серджио Леоне. За столь смелое видение важного для рядовых американцев исторического момента его картины стали культовыми и любимыми на все времена.
Второй охотник за головами: Эй, амиго! Ты знаешь, что ты такой красавчик, что стоишь две тысячи долларов?
Блондинчик (из-за спин охотников): Ага, только вы не похожи на тех, кому они достанутся.
2. Видишь ли, мой друг, все люди делятся на два сорта: те, у кого револьвер заряжен, и те, кто копают. Так что — копай.
3. Если работаешь, чтобы жить — зачем убиваться на работе?
12 потрясающих фактов о «Хорошем, плохом, злом»
Это заключительный фильм «Долларовой трилогии» знаменитого Серджио Леоне, автора самых известных спагетти — вестернов за всё время существования этого жанра. Он сделал суперзвездой Клинта Иствуда и изменил представление о жанре в целом. Итак, вашему вниманию предоставляется дюжина фактов о создании и процессе съёмки этой легендарной картины.
1. Историю фильма придумали на встрече.
В конце 1965 года фильмы «За пригоршню долларов» и «На несколько долларов больше» ещё не были доступны в США, но об их успехе там уже были наслышаны. Надеясь воспользоваться шумихой, Серджио Леоне и автор сценария Луциано Винчензони пригласили двух крупных американских «бизнесменов» в Рим. Они рассматривали возможность показа второго фильма в Америке.
Артур Крим и Арнольд Пикер определённо были заинтересованы и согласны заплатить около 900 000 долларов за американские права (сумма для тех лет грандиозная, учитывая, что Клинт Иствуд еще не был широко известен).
Пикер поинтересовался: думали ли авторы о следующей картине, которая дополняла бы эти два фильма? В ауре общего замешательства, Винчензоне быстро сымпровизировал. «Я не знаю как, но сразу увидел постер в своей голове: Il buono, il brutto, il cattivo. Хороший, плохой, злой» — поделился сценарист. «Это история о трёх преступниках, которые во время гражданской войны заняты поиском сокровищ». На основе такого краткого сюжета американцы согласились финансировать фильм и, в конечном счёте, все 3 фильма были показаны в Америке уже в течение года.
2. Съемки задержали из-за финансовых требований Иствуда
Клинт изначально был согласен на съёмку третьего фильма, но остался разочарованным после прочтения сценария. Главным образом по причине того, что будет делить главную роль с двумя другими талантливыми актёрами. По мнению Иствуда, увеличение актёрского состава вытесняло его из фильма.
Переговоры о его роли в третьем фильме не были успешны. Его агенты всячески работали над возвращением актёра к съёмкам. Что интересно, так это сам факт малоизвестности актёра, ведь фильмы ещё не вышли в Америке. Однако агенты смогли договориться на оплату его труда в размере 250 000$ за фильм (что превышает весь бюджет съёмок «За пригоршню долларов»). Также ему отошли ещё 10% прибыли от продажи билетов в момент выхода фильма в Америке. Конечно, в итоге он согласился на роль.
3. Увидев лишь минуту предыдущего фильма, Илай Уоллак сказал «Да!».
На роль Туко («Плохой») Леоне планировал взять актёра Джана Марию Волонте, который уже исполнил роли злодеев в двух предыдущих фильмах. Но, по мнению режиссёра, он совершенно не подходил для комедийной роли. Серджио позвал Илая Уоллака, увидев его работу в «Великолепной семёрке». Актёр был настроен скептически к созданию вестерна, ещё и под руководством итальянского режиссёра. Но после просмотра всего минуты фильма «На несколько долларов больше» согласился на эту роль.
4. Серджио Леоне не говорит на английском и не общался лично с Иствудом
К весне 1966 года Серджио снял уже 2 фильма с Иствудом, один фильм с Ван Клифом. Шел процесс создания третьего фильма с другим американским актёром — Илаем Уоллоком. Леоне в общении с актёрами пользовался услугами переводчика. Однако, Уоллак, как и режиссёр, в совершенстве владеет французским, поэтому они использовали его для общения.
5. Леоне провел огромную исследовательскую работу.
В стремлении сделать фильм максимально достоверным Серджио Леоне отправился в Америку для изучения исторических документов в Библиотеке Конгресса. Некоторые его вопросы приводили архивариусов в замешательство: мало кто запрашивал материалы о поражении северян. Также он использовал фотоснимки легендарного фотографа Мэтью Брэди. К сожалению, несмотря на приложенные усилия фильм не совсем достоверен. Чего стоит та сцена, где герои используют динамит для взрыва моста. Во времена Гражданской войны такого взрывного устройства ещё не существовало.
6. Знаменитый мост был разрушен дважды.
7. Иствуд ненавидел свои сигары
«Человек без имени» — персонаж Клинта Иствуда — был легко узнаваем благодаря вечной сигаре во рту. Это было невероятно проблемно для актёра, учитывая его приверженность к здоровому образу жизни. Леоне настаивал на этой черте персонажа Иствуда, и поэтому ему приходилось курить краткими эпизодами. Подобное принуждение часто сопровождалось плохим самочувствием и полуобморочным состоянием.
8. Уаллак пострадал трижды за время съемок
Леоне стремился сделать сцену, где Туко освобождается от пут наручников под движущимся поездом, максимально достоверной и доверил актёру самому справиться с этим. Уоллак согласился и в первом же дубле подножка проезжавшего поезда едва не снесла актёру голову. Так как герою удалось освободиться, Илай отказался от повторения сцены, и она вошла в фильм именно в таком виде.
На этом проблемы актёра не закончились. В кульминации фильма, когда Туко раскапывает мешки с золотом, команда для придания веса подложила бутылки с кислотой. Но ничего Уоллоку сказано не было, особенно то, что на этикетках была надпись известного бренда лимонной газировки. Илай уже хотел сделать глоток, как, к счастью, осознал свою ошибку.
9. Технически это приквел
Внимательные зрители «Долларовой трилогии» могли заметить, что это отнюдь не финальный фильм. «Хороший, плохой, злой» занимает своё законное место перед двумя последующими фильмами. На что есть свои подсказки: Иствуд в последних сценах приобретает своё знаменитое пончо, которое носит в фильмах «За пригоршню долларов» и «На несколько долларов больше».
10. «Злой» и «плохой» были перепутаны в первом трейлере
В финальном трейлере Туко обозначен как «Злой», а персонаж Ван Клифа — как «Плохой». В оригинальном трейлере для американского релиза «Глаза Ангела» был представлен как «Злой», а Туко — «Плохой».
11. Иствуд отклонил предложение сняться в четвертом фильме.
К концу фильма «Хороший, плохой, злой» Иствуд планировал завершить работу с Леоне, известным перфекционистом. Более того, он планировал основать собственную кинокомпанию. Серджио Леоне даже прилетел в Лос Анджелес, чтобы убедить его сняться в роли Гармоники (которого сыграл Чарльз Бронсон) в фильме «Однажды на Диком Западе», но Клинт Иствуд не был заинтересован.
12. Джон Уэйн не долюбливал Иствуда