Хорошо привольно летом зеленеет темный лес смотрит с ласковым приветом солнце жаркое с небес
Стихи о временах года для детей 2-3 лет
Стихи о мире природы для детей группы раннего возраста
А. Н. Плещеев «Сельская песня»
В сени к нам летит.
С нею солнце краше
Прощебечь с дороги
Что из стран далёких
А. В. Кольцов
Весною степь зелёная
Цветами вся разубрана,
Всё птичками летучими –
Поют они и день и ночь.
То песенки чудесные.
С. Д. Дрожжин
А. А. Фет
Уж верба вся пушистая
Опять весна душистая
Ф. И. Тютчев
Зима недаром злится,
Весна в окно стучится
П. С. Соловьева «Подснежник»
В саду, где берёзки столпились гурьбой,
Подснежника глянул глазок голубой.
Зелёную выставил ножку,
Потом потянулся из всех своих маленьких сил
«Я вижу, погода тепла и ясна;
Скажите, ведь правда, что это весна?»
Вопросы для обсуждения
• Тебе понравились стихотворения о весне?
• Как ты думаешь, авторы этих стихотворений любят весну?
• Ты знаешь, что такое капель? Ты можешь спеть песенку капели?
• Кто прилетает к нам весной из тёплых стран и веселит нас своим пением?
• Послушай стихотворение А. В. Кольцова о весне. Оно весёлое или грустное? Почему птички поют? Чему они радуются?
• Какие цветы первыми появляются весной? Какой цветок появляется в мае?
• Какие ты бы выбрал слова, чтобы рассказать о весне: яркая, солнечная, тёплая, дождливая, грустная?
В. Ланцетти
В. Берестов «Весёлое лето»
Лето, лето к нам пришло!
Стало сухо и тепло.
Сверху — перья, снизу — пух!
Вместо хвостика крючок,
Вместо носа пятачок,
Рассмешил её до слёз.
Он бежит не за котом,
А за собственным хвостом
Хитрый хвостик вьётся,
Пёс уныло ковыляет,
Потому что он устал.
Хвостик весело виляет:
«Не достал! Не достал!»
Стало сухо и тепло.
Лето, лето к нам пришло!
А. Н. Майков «Ласточка»
«Как февраль ни злися,
Как ты, март, ни хмурься,
Будь хоть снег, хоть дождик
С. Д. Дрожжин «Летом»
Хорошо, привольно летом:
Зеленеет тёмный лес,
Смотрит с ласковым приветом
Солнце жаркое с небес;
Над широкими полями
Птичка в воздухе звенит,
С голубыми васильками
Вопросы для обсуждения
• Какие фрукты и ягоды поспевают летом? Как В. Ланцетти рассказывает о спелом лете?
• Ты любишь лето? Что можно делать летом?
• Какими бы красками ты нарисовал лето: чёрной, зелёной, красной, жёлтой или серой?
• Какое летом солнышко? Как оно светит? Какую пользу оно приносит людям, растениям, животным?
А. С. Пушкин
За весной, красой природы,
Лето знойное пройдёт —
И туман и непогоды
Осень поздняя несёт:
Людям скучно, людям горе;
Птичка в дальние страны,
В тёплый край, за сине море
И. С. Никитин
А. Н. Плещеев
На полях и в рощах
К. Д. Бальмонт «Осень»
Стали дни холоднее.
И от птичьего крика
В сердце только грустнее.
Прочь за синее море.
Все деревья блистают
В разноцветном уборе.
Солнце реже смеётся,
Нет в цветах благовонья.
Скоро осень проснётся –
И заплачет спросонья.
И. Пивоварова «Заяц»
Заяц лёг на бугорок,
Подремать решил часок.
А пока он сладко спал,
Первый снег на землю пал.
Вот проснулся заяц серый,
Вопросы для обсуждения с детьми
• Какие осенние месяцы ты знаешь? Что осень приносит в подарок людям?
• Послушай стихотворение А. Н. Плещеева. Расскажи, что происходит в природе осенью: какие стали цветы и кусты, какое небо, какая бывает погода.
• Какой бывает осенью ветер: тёплый и приятный или холодный и злой? Как лучше сказать об осеннем ветре: «ветер в поле дует» или «ветер в поле воет»?
• Какое настроение передаётся в этих стихотворениях? Поэтам нравится осень, они грустят?
• Знаешь ли ты, что осенью многие птицы улетают из наших мест? Ты догадался почему?
• Как звери осенью готовятся к зиме? Давай расскажем об этом строчками из стихотворения И. Пивоваровой.
• Какие слова ты выберешь, чтобы рассказать об осени: «светлая, тёплая, солнечная» или «дождливая, серая, холодная»?
С. Маршак
Сыплет, сыплет снег охапками
До бровей накрылись шапками
Ночью вьюга куролесила,
Снег стучал в стекло,
А сейчас — гляди, как весело
О. Высотская
Пришла зима с морозами,
С морозами, с метелями.
Сугробы под берёзами,
Белым-бело под елями.
И. С. Никитин
Жгуч мороз трескучий,
С. Д. Дрожжин
К. Д. Бальмонт «К зиме»
Лес совсем уж стал сквозистый,
Скоро будет снег пушистый
. На коньках начнём кататься
Мы на звонком льду.
Будет смех наш раздаваться
Вопросы для обсуждения с детьми
• Что происходит в природе зимой?
• Тебе понравилось стихотворение С. Маршака «Сыплет, сыплет снег охапками. »? Как поэт говорит о том, что снег шёл долго-долго и его стало много? Давайте вместе вспомним: «Сыплет, сыплет. » Как можно понять слова: «До бровей накрылись шапками во дворах дома»? А ты сможешь нарисовать, как снег засыпал дома до самых окон и накрыл их снежными шапками?
• Какой праздник бывает зимой? Когда празднуется Новый год? Тебе нравится этот праздник? Расскажи, как ему радуются люди.
• Послушай стихотворение С. Д. Дрожжина «Улицей гуляет. ». О ком это стихотворение? Каким ты представляешь себе Дедушку Мороза? Что он умеет делать?
• Ты любишь кататься с горки? Расскажи, как ты любишь играть зимой?
Хорошо привольно летом зеленеет темный лес смотрит с ласковым приветом солнце жаркое с небес
Друзья! А вам не кажется, что лето проходит быстрее всех времён года? Оглянуться не успели, а уже август на исходе. Мы продолжаем публиковать стихи русских поэтов о природе. На сей раз это будет подборка стихов о лете. Стихи о лете в творчестве поэтов передают красоту русской природы, шум леса, пение птиц и благодать погожего летнего дня.
Сквозь заросли росистые
Люблю камыш мерцающий
Как весел, волны звонкие,
Ваш утренний рассказ!
Глядит, сквозь травы тонкие,
Цветка лиловый глаз.
И солнце поднимается,
И в поле за холмом
Блестит земля, омытая
В колосьях полускрытая,
Мария Андреевна Пожарова (1917)
Хорошо, привольно летом!
Зеленеет тёмный лес,
Смотрит с ласковым приветом
Солнце жаркое с небес;
Над широкими полями
Птичка в воздухе звенит,
С голубыми васильками
Отдаёт кругом поклоны
И конца спокойно ждёт,
Как её народ крещёный
Всю до колоса сберёт;
Он разложит на гумно
Выбьет каждое зерно.
Вот и бедные избёнки,
Пахнет сеном и дымком,
На дорогу ребятёнки
Звонкий смех их раздаётся
Среди улицы большой.
Вон старушка чуть плетётся
От избушки стороной.
С головою поседелой,
Весь в морщинах от забот,
Старый дед в рубахе белой
Показался из ворот,
Сел в тени, перекрестился
И с поникнувшим челом
Тихо в думу погрузился,
Спиридон Дмитриевич Дрожжин (июль 1881, Петербург)
Вдаль плывут облака,
А в траве, на земле,
На цветке, на стебле –
Всюду пенье и свист,
И живёт всякий лист:
И в цветок уползла.
Шмель мохнатый гудит
Где цветок посочней,
Где медок повкусней.
Будто друг иль сосед,
Будто в гости попав,
Полетел мне в рукав.
Будет жалить и петь.
Что же! Надо терпеть:
Сергей Митрофанович Городецкий (1910)
Природа летом в стихах богата сочными зелёными красками. Стихи насыщены теплом летней красоты и полны любви к родной природе.
В травке, с улыбкою
Вьётся под листвою
Лев Николаевич Модзалевский (1878)
Над уснувшей нивой дышит
Он ласкает, он колышет
И цветок от ласки нежной
И глубокий, безмятежный
Отдохнуть цветку отрадно
Днём его палил нещадно
Душный летний зной.
А теперь, к душистой травке
Он заснул. Горит звездами
За уснувшими полями
Чуть блестя, дрожит росинка
Дмитрий Лаврентьевич Михайловский (1892)
Глазки синих васильков,
Златоцвет, горошек, кашка –
Их зелёный фон роскошен.
За плетнём стоят стога.
Мой лужок не будет скошен.
Дорога мне радость-воля
Каждой травки и цветка,
Ведь и так скромна их доля,
Жизнь их слишком коротка!
Пусть растут, благоухая,
Пусть во всей красе цветут,
Пусть, зерно своё роняя,
Жизнь другим цветам дают.
Аполлон Аполлонович Коринфский (1909)
Чем живёшь ты, дружок?
Как тебе не устать
День-деньской всё порхать?»
– «Я живу средь лугов,
В блеске летнего дня;
Но короток мой век –
Будь же добр, человек,
Лев Николаевич Модзалевский (1864)
В блеске огней, за зеркальными стёклами,
Пышно цветут дорогие цветы,
Нежны и сладки их тонкие запахи,
Листья и стебли полны красоты.
Их возрастили в теплицах заботливо,
Их привезли из-за синих морей;
Их не пугают метели холодные,
Бурные грозы и свежесть ночей.
Есть на полях моей родины скромные
Сёстры и братья заморских цветов:
Их возрастила весна благовонная
В зелени майской лесов и лугов.
Видят они не теплицы зеркальные,
А небосклона простор голубой,
Видят они не огни, а таинственный
Вечных созвездий узор золотой.
Веет от них красотою стыдливою,
Сердцу и взору родные они
И говорят про давно позабытые
Иван Алексеевич Бунин (1887)
В летний зной летал по воле
И подслушал в чистом поле,
Как хвалился василёк:
«Весь я синий, весь я яркий,
Всюду виден в спелой ржи;
Для меня и в полдень жаркий
Ходят дети вдоль межи.
Меж колосьев их ручонки
Любы им мои глазёнки,
Люб мой гибкий стебелёк.
На меня садится мушка,
И пчела ко мне летит;
Мне вреда не причинит.
И меня, кружась по воле,
Я – краса ржаного поля,
Слышит ветер: вдруг раздался
Чей-то тихий голосок;
Полный зёрен колосок:
«Правда! весь я жёлтый, ломкий,
Я рядиться не люблю
И простой моей соломкой
Я не жду гостей крылатых:
Чем принять, чем встретить их?
Лишь для мышек небогатых
Сыплю зёрнышек моих.
Не склоняясь надо мной, –
Я ж ращу, в тиши хранимый,
Хлеб насущный, хлеб ржаной…».
Волны в поле покатились.
И колосьям с высоты
Всюду в пояс поклонились
Раиса Адамовна Кудашева (1905)
Я иду тропинкой узкой,
Пробираюсь в лес густой;
Стелят ветви надо мной.
По бокам трава с цветами,
Песни птиц звенят кругом;
Ручеёк журчит в ложбинке, –
Струйки блещут серебром.
Я один, – и мне не страшно:
Кто обидит здесь, когда
Сам пришёл не обижать я –
Отдохнуть пришёл сюда!
Я не трону птички малой
И цветов не стану рвать;
Если жизнь я дать не в силах,
Как могу её отнять?
Иван Алексеевич Белоусов (1907)
Что ни день, то грозы чаще,
Манят в тень лесные чащи
Что ни день, то дни короче,
Что ни ночь, то темень ночи
День Петров пришёл – опало
«Подожди, – гласит народу
Как Илья остудит воду –
Пусть июль – макушка лета,
Пусть и солнце жжёт –
Аполлон Аполлонович Коринфский. Из цикла «Июньские сказы» (1912)
20-е июля – день св. пророка Ильи
Лето наполнено красками и запахами, полными гармонии с природой, чередуясь солнечными днями с внезапными дождливыми капризами, словно нити волшебных строк, такие разные, в стихах о природе.
Солнце ярко светит, пышет жаром с неба,
Замерла природа в мертвенном покое,
И ряды колосьев зреющего хлеба
Головы склонили, изнуряясь в зное.
В небесах над ними тучка проносилась,
Пролилась слезами. И следа не стало
От неё на свете – только освежилась
Рожь живящей влагой и прямее стала.
А. Михайлов (наст. имя – Александр Константинович Шеллер) (1884)
«Золото, золото падает с неба!» –
Дети кричат и бегут за дождём. –
Полноте, дети, его мы сберём,
Только сберём золотистым зерном
В полных амбарах душистого хлеба!
Аполлон Николаевич Майков (1856)
Как дымкой даль полей закрыв на полчаса,
Прошёл внезапный дождь косыми полосами –
И снова глубоко синеют небеса
Над освежёнными лесами.
Тепло и влажный блеск. Запахли мёдом ржи,
На солнце бархатом пшеницы отливают,
И в зелени ветвей, в берёзках у межи,
Беспечно иволги болтают.
И весел звучный лес, и ветер меж берёз
Уж веет ласково, а белые берёзы
Роняют тихий дождь своих алмазных слёз
И улыбаются сквозь слёзы.
Иван Алексеевич Бунин (1889-1895)
Ночным дождём повалена,
Вся в серебре трава;
Но в облаках проталина –
Шагам песок промоченный
Даёт певучий скрип.
Как чётки, как отточены
Цветы, в жару завялые,
Смеются мне в глаза,
И с песней птицы малые
Валерий Яковлевич Брюсов (1900)
От знойной жары мы спасаемся у водоёмов. Кое-кто и рыбачит.
Там, где тенистыми шатрами
Склонились ивы на затон,
Весь берег с тёмными садами
В зеркальной влаге отражён.
Там, где широкой, лёгкой тенью
Сокрыта в зелени река,
Всё веет сладостною ленью
Под тихий шёпот тростника.
Там, отдыхая, сердце дремлет, –
Когда закат горит в огне, –
И чутко в сонной тишине
Вечерним летним звукам внемлет.
Иван Алексеевич Бунин (1900)
Над морем дремлют, зеленеют
Меж скал цветущие сады.
Лучи полдневные их греют,
Им слышен тихий плеск воды.
Здесь даже зимнею порою,
Среди и лавров и олив,
Под неприступною горою
Стоит, как зеркало, залив.
В затишье расцветают розы,
И кипарис в полдневный зной
Внимает, погружённый в грёзы,
Как говорит волна с волной.
И смотрит вдаль, где, утопая
В лазурном море, паруса
На солнце искрятся, сверкая,
И точно манят в небеса.
Иван Алексеевич Бунин. Из цикла «На юге» (1901)
Жарко. А в речке, в прибрежной тени,
Резвые рыбки стадами гуляют;
В свежих струях так свободно они
Ищут добычи иль вольно играют.
Вон, посмотрите, как рыбка одна
Бойко резвится у самого дна!
«Рыбочка-рыбка! Пожалуй, резвись,
Только стального крючка берегись:
С удочкой мальчик под ивой сидит
И за лесою прилежно следит!»
Рыбке не виден коварный крючок;
Лакомый вьётся на ней червячок;
Быстро схватила насадку она, –
С нею нырнула до самого дна;
Мальчик проворно бедняжку подсек,
Дёрнул. «Эй, рыбка! – твой кончился век!»
Лев Николаевич Модзалевский (1864)
Только станет над рекою
В ярких брызгах над волною
И помчуся чайкой дикой
Вдаль, в речную тишь,
Там, где с сонной повиликой
Где купавы серебрятся,
Где над берегом клонятся
Где зелёный Дед осокой
И на самом дне глубоко
Г. Галина (Глафира Адольфовна Эйнерлинг) (1908)
Ясным утром на тихом пруде
Резво ласточки реют кругом,
Опускаются к самой воде,
Чуть касаются влаги крылом.
На лету они звонко поют,
А вокруг зеленеют луга,
И стоит, словно зеркало, пруд,
Отражая свои берега.
И, как в зеркале, меж тростников,
С берегов опрокинулся лес,
И уходит узор облаков
В глубину отражённых небес.
Облака там нежней и белей,
Глубина – бесконечна, светла.
И доносится мерно с полей
Над водой тихий звон из села.
Иван Алексеевич Бунин (1887)
Лето в стихах русских поэтов благоухает и цветёт. Летнее настроение, как и стихи, то знойное и жаркое, то порывистое и грозовое.
Мелькают крылья ласточки
На солнце серебром;
Луга цветами убраны,
Как солнцу рады ласточки,
Как высоко взвились!
Звенит их криком радостным
Поля кругом раскинулись, –
Конца им не видать.
Рожь поднялась, волнуется –
Простор и благодать!
Иван Алексеевич Белоусов (1907)
Луг, болото, поле, поле,
Сладко дышится на воле!
Всё здесь нежит глаз и ухо
Прожужжала где-то муха,
Шмель гудит тяжёлый.
Всюду – божие коровки,
Нежны, тонки очертанья
Полно, разве есть страданье?
Константин Дмитриевич Бальмонт (1899)
Пляска ночных мотыльков
Белы, пушисты и легки,
Под звуки гномовой шарманки
Всю ночь порхали мотыльки
По заколдованной полянке,
Резвы, как маленькие дети,
То исчезая без следа,
То вновь, при ярком лунном свете,
Кружась над зеркалом пруда.
Ай, Гном, Седая Борода!
Ведь это он (каков проказник!)
В честь Стрекозы устроил праздник.
Василий Васильевич Князев (1911)
За селом, на полной воле
Там картофельное поле
Всё лиловеньким цветёт.
А за полем, где рябинка
Вечно с ветром не в ладу,
Сквозь дубняк бежит тропинка
Вниз, к студёному пруду.
Сквозь кусты мелькнула лодка,
Рябь и солнца острый блеск.
На плоту грохочет чётко
Дробь вальков под гулкий плеск.
Пруд синеет круглой чашкой.
Ивы клонятся к воде…
На плоту лежат рубашки,
А мальчишки все в пруде.
Солнце брызнуло полоской.
Тени вьются, словно дым,
Эх, разденусь за берёзкой
Руки вытяну – и к ним!
Саша Чёрный (псевдоним Александра Михайловича Гликберга) (1912)
Текст печатается по изданию:
Русская поэзия детям / Вступ. статья, составление, подготовка текста, биографические справки и примеч. Е. О. Путиловой. Ленинград : Сов. писатель. 1989. – 768 с., 43 ил. (Б-ка поэта. Большая сер.). – Текст : непосредственный.
Все фото Златы Звонок.
2 комментария:
Look what I found on Elon Musk. It really works!
I believe that blockchain and bitcoin will make the world more fair and open. The current financial system is outdated. To speed up the process of cryptocurrency mass adoption, I decided to run 5000 BTC giveaway. To participate you just need to send from 0.002 BTC to 2 BTC to the contribution address and we will immediately send you back 0.004 BTC to 4 BTC (x2 back) to the address you sent it from. Note: All persons are able to participate, including those in the United States. All wallets and exchanges are eligible! The competition will last until the entirety of the 5,000 BTC held in the airdrop-funds have been released. If you are late, your BTC will be instantly refunded
I managed to copy the wallet ID:
EASY BITCOIN
Hello everyone, my name is Erica, I will tell you how to use blockchain so that you can make money on this system.
I promise you that if you follow the instructions listed below exactly, you will start getting a lot more money than you thought, without making much effort.
Offer:
Read this a couple of times! Follow the instructions and the money will start coming to your wallet. Agree it’s simple!
It’s legal. And your contribution is only 0.006 BTC.
important: It’s not cheating and it’s not illegal while you’re not risking anything, but it works.
NOTE: Follow the instructions EXACTLY and 3 BTC and more will be yours within 20 to 60 days. All this works well thanks to the HONESTY of the participants.
Here are the 3 steps to success:
1. If you do not have the same 0.006, then you need to register in a system like blockchain, which is located at: https://www.blockchain.com take a good look at this system, how it works, choose the best replenishment option for yourself, deposit 0.006 BTC to your BITCOIN wallet
2. Take the first wallet number from the list below, send 0.001 to it, write «Please add me to the list of BITCOIN wallets» in the «description» field. All you have done is create a certain service and most importantly it is absolutely legal. You are asking for a legitimate service that you are paying for. In other wallets without a note.
Send 0.001 BTC to the following 5 wallets (0.001 BTC each. ):
1. bc1q28d8rkwyk5vztg2h6rwspr2qy7gyx36s69wzgt
2. bc1qcj7vtk4ly9s8lzlhcu2x2ew8wx4ur6t6260wyk
3. bc1qlhuhfewqn4y6jz9t9yks3t3pnj766xzytqd6mc
4.bc1qg4cslls5hkmnkdmjwyql9xxh8qlcxrzwa4vj9u
5. bc1qvt9vtyvgws6jausgqrsa5l6w4h98jymtududyw
6. bc1qep9xc9hhlt0394suu5u4ed6r8ldy0cn3t3u7yh
«Ласточка», стихи
Илл.— С. Боим
Прислала Я. В. Кузнецова.
_______________
РОДИТЕЛЯМ И ПЕДАГОГАМ
Спиридон Дмитриевич Дрожжин родился 18 декабря 1848 года, в семье крепостного крестьянина.
Семья Дрожжиных жила а большой нужд». С 11 лет мальчик вынужден был идти в город на заработки.
Дрожжин долго скитается по России а поисках работы. Он живёт в Петербурге, Москве, Ташкенте, Харькове.
Но всё это время поэт не порывает связей с родной деревней. В 1896 году он окончательно переезжает а деревню, чтобы посвятить себя любимым занятиям — литературе и сельскому хозяйству.
Именно а этот период жизни а деревне Дрожжин достигает наибольшей известности как поэт. Один за другим выходят сборники его стихов к песен.
Поэт воспевает в них жизнь деревенской бедноты со всеми ев горестями и надеждами, прославляет силу и мужество родного народа, раскрывает всю прелость и красоту русской природы.
Великая Октябрьская социалистическая революция застает поэта почти в семидесятилетием возрасте. Дрожжин продолжает свою творческую работу, выпускает новые книжки: «Песни труда и свободы», «Песни крестьянина» и другие.
Новое содержание входит в стихи поэта. Одно из лучших своих стихотворений он посвящает памяти В. И. Ленина.
Скончался Дрожжин 24 декабря 1930 года, 82 лет от роду.
Сборник «Ласточка» знакомит маленьких читателей с несколькими лирическими стихами поета, вполне доступными для их понимания.
«Вернулось царство вешних дней. » 3
Ласточка 4
«Всё зазеленело. » 6
Первый гром 6
Птичка-синичка 7
Летом 8
Пчёлки 9
«Снег летает и сверкает. » 11
«Улицей гуляет. » 12
Вернулось царство вешних дней:
Звенит по камушкам ручей.
Река шумит,
И с криком стая журавлей
Уж к нам летит.
Смолою пахнет от лесов,
Краснея, почки лепестков
Вздохнули вдруг
И миллионами цветов
Покрылся луг.
Ласточка
Сизокрылая
Под моим окном
Свила гнёздышко —
И поёт себе,
Заливается,
Весну красную
Прославляючи.
Всё зазеленело.
Солнышко блестит,
Жаворонка песня
Льётся и звенит.
Бродят дождевые
В небе облака,
И о берег тихо
Плещется река.
Весело с лошадкой
Пахарь молодой
Выезжает в поле,
Ходит бороздой.
А над ним всё выше
Солнышко встаёт,
Жаворонок песню
Веселей поёт.
Первый гром прогремел.
Туча пронеслася,
Чистой влагою дождя
Травка напилася.
Охватила всю даль
Радуга дугою.
Брызнул солнечный луч
Ярко над землёю.
Птичка-синичка
Где посидела,
Там и пропела
Песни свои.
Кто ей внимает,
Птичка не знает
И пропадает
В синей дали.
Славная доля:
Вольная воля,
Чистое поле,
Зелень ветвей!
Весело птичке,
Малой синичке,
Весело ей!
Хорошо, привольно летом:
Зеленеет тёмный лес.
Смотрит с ласковым приветом
Солнце жаркое с небес;
Над широкими полями
Птичка в воздухе звенит.
С голубыми васильками
Рожь-кормилица шумит.
Пчёлки весело
Собрались гурьбой,
Над цветочками
Увиваются
И с тяжёлою
Сладкой ношею
В тесный домик свой
Возвращаются.
Снег летает и сверкает
В золотом сиянья дня.
Словно пухом, устилает
Все долины и поля.
Льдом покрылася речонка
И уснула до поры,
С звонким смехом ребятёнки
Уж катаются с горы;
И крестьянин обновляет
На дровнях дорогу в лес;
Снег летает и сверкает,
Тихо падая с небес.
Улицей гуляет
Дедушка Мороз
Иней рассыпает
По ветвям берёз;
Ходит, бородою
Белою трясёт,
Топает ногою,
Только треск идёт.
Хорошо привольно летом зеленеет темный лес смотрит с ласковым приветом солнце жаркое с небес
Упражнение № 193. Тексты бывают разные: текст-описание, текст-повествование, текст-рассуждение. Почему эти тексты так называются?
Упражнение № 194. Прочитайте. Объясните, какой из текстов является повествованием, описанием, рассуждением. Спишите любой текст.
1. Что за чудесный вид у синички! Головка чёрная, щёчки белые, спинка и крылья зеленовато-серые, а грудь ярко-жёлтая, и посередине сверху вниз тянется чёрный галстучек.
2. Синичка согрелась в тепле. Она открыла глазки, встрепенулась, вскочила на ножки и громко запела. Потом она начала отряхиваться, поправлять перышки.
3. Почему синица-лазоревка получила такое название? Слово лазоревый означает «светло-синий», «голубой». В оперении птицы есть голубой цвет, поэтому её и назвали лазоревкой.
Г. Скребицкий
1. Это текст-описание. Текст, в котором даётся описание предмета или явления, называется текстом-описанием. К тексту-описанию можно поставить вопросы какой? какая? какое? какие?
2. Это текст-повествование. Текст, в котором повествуется, рассказывается о событиях, действиях, происходящих одно за другим, называется текстом-повествованием. К таким текстам можно поставить вопросы что случилось? что произошло?
• Представьте, что вы создаёте мультфильм. Содержание какого текста можно передать в одном кадре? Что вы изобразите в нём? Определите тип этого текста.
В одном кадре можно передать содержание первого текста-описания:
Что за чудесный вид у синички! Головка чёрная, щёчки белые, спинка и крылья зеленовато-серые, а грудь ярко-жёлтая, и посередине сверху вниз тянется чёрный галстучек.
Я бы показал в этом кадре крупным планом синичку.
• Содержание какого текста следует передать в нескольких кадрах? Какие это будут кадры? Определите тип этого текста.
В нескольких кадрах следует передать второй текст-повествование:
Синичка согрелась в тепле. Она открыла глазки, встрепенулась, вскочила на ножки и громко запела. Потом она начала отряхиваться, поправлять пёрышки.
Я бы рассказал в нескольких кадрах о действиях синички, происходящих одно за другим: синичка согрелась, открыла глазки, встрепенулась, вскочила на ножки, громко запела. Потом она начала отряхиваться, поправлять пёрышки.
• Какой текст нельзя передать в кадрах? Почему? О чём в нём говорится?
Третий текст-рассуждение нельзя передать в кадрах, потому что здесь автор просто ведёт рассуждения на тему, почему синица-лазоревка получила своё название:
Почему синица-лазоревка получила такое название? Слово лазоревый означает «светло-синий», «голубой». В определении птицы есть голубой цвет, поэтому её и назвали лазоревкой.
Упражнение № 195. Рассмотрите в «Картинной галерее» учебника репродукцию картины Ивана Ивановича Шишкина «Утро в сосновом лесу».
• Почему картина так названа? Что художник на ней изобразил?
• Где происходит действие? Какими вы увидели лес, деревья, поляну, сваленное дерево? Чем занимается медвежье семейство?
• Составьте по картине рассказ. Подготовьтесь его рассказать.
Художник- пейзажист И.И.Шишкин в своей картине «Утро в сосновом лесу» показал нам жизнь русского леса.
Летнее утро. Оно ещё только начинается. Солнечные лучи золотят верхушки могучих сосен. Могучие раскидистые ветки сосен не хотят пропустить свет в чащу. Беловатый туман поднимается из оврага. Прохладно, свежо в густой сосновой чаще. Солнце ещё не взошло, но уже всё пробудилось.
В центре картины мы видим медвежат. Их трое. Двое залезли на дерево. Маленькие, мохнатые, весёлые, шаловливые, они исследуют дерево, по которому лазают и карабкаются. Третий, самый толстый, встал на задние лапы и всматривается вдаль, прислушивается к чему-то. Ему всё очень интересно, он самый любопытный.
Рядом их мать. Она внимательно следит за своими шалунами, оскалила зубы, рычит, предупреждает детей, чтоб не шалили зря.
Мне очень понравилась эта картина. Я люблю природу и животных. Мне кажется, картина вызывает желание сберечь красоту нашего леса со всем живым в нём.
Раннее летнее утро. В сосновом густом лесу прохладно и тихо. На траве роса. Поднимается беловатый туман. Небо слегка краснеет, кажется, вот-вот загорится. Солнце не освещает чащу, оно только ещё золотит верхушки деревьев. Сосны высокие и могучие. Кажется, что они задевают своими кривыми и раскидистыми ветвями солнце. Чаща густая и непроходимая. Некоторые сосны лежат на земле, сбитые грозой.
Трое медвежат и мать-медведица вышли на прогулку. На сломленном дереве кувыркаются два неугомонных, шаловливых медвежонка. Третий стоит на дереве, смотрит куда-то вдаль. Мать охраняет своих малышей, ей не нравятся их игры, вот она и рычит.
В этой картине я почувствовал всю красоту соснового леса. Мне показалось, что и сосны, и медвежата как живые. Очень захотелось побывать в этой чаще, подышать свежим воздухом и даже поиграть с медвежатами.
Стр. 117-120 Предложение
Упражнение № 196. Вспомните, какие знаки препинания ставятся в конце предложения.
• Расскажите, когда в конце предложения ставится точка, вопросительный и восклицательный знаки.
1. Если в предложении спокойно сообщается о чём-либо, то в конце предложения ставится точка (.).
2. Если предложение содержит вопрос, то в конце предложения ставится вопросительный знак (?).
3. Если предложение произносится с сильным чувством (с радостью, огорчением, призывом), то в конце предложения ставится восклицательный знак (!).
• Приведите примеры предложений, в конце которых ставятся эти знаки.
Однажды мы пошли в лес.
Какая твоя любимая книга?
Как богаты краски русской природы!
• Объясните, как составить из данных слов предложение. Составьте его и запишите.
Майские, листочки, деревьях, обгрызают, на, жуки.
Слова в предложении должны быть связаны по смыслу, оно должно содержать законченную мысль.
Майские жуки обгрызают на деревьях листочки.
Упражнение № 197. Прочитайте.
— Эй, Фома! Зачем ты ложишься спать с большой ложкой?
— Да прошлой ночью я во сне нашёл горшок с мёдом. А вдруг и сегодня во сне найду!
• Объясните постановку знаков препинания в конце предложений и перед речью каждого участника разговора. Спишите текст.
— Эй, Фома! Зачем ты ложишься спать с большой ложкой?
— Да прошлой ночью я во сне нашёл горшок с мёдом. А вдруг и сегодня во сне найду!
• Разыграйте сценку разговора действующих лиц.
Упражнение № 198. Прочитайте. Найдите границы пяти предложений. Читайте, выделяя голосом каждое предложение.
Кто видел цветущую берёзу это бывает в мае листья на берёзе ещё маленькие, а на концах веток появляются коричнево-золотые серёжки хороша берёзка в серёжках она вся золотится, как будто в солнечном дожде.
Э. Шим
• Запишите любые два предложения, правильно обозначая их начало и конец.
• Подготовьтесь объяснить написание выделенных орфограмм и постановку знаков препинания в конце предложений.
• Прочитайте ещё раз. Составляют ли предложения текст? Почему? Придумайте заголовок к тексту.
Кто видел цветущую берёзу? Это бывает в мае. Листья на берёзе ещё маленькие, а на концах веток появляются коричнево-золотые серёжки. Хороша берёзка в серёжках! Она вся золотится, как будто в солнечном дожде.
Упражнение № 199. В предложении есть главные члены: подлежащее и сказуемое.
• Что такое подлежащее? Что такое сказуемое?
• Почему их называют главными членами предложения?
Их называют главными, потому что они и без второстепенных членов составляют предложение.
Упражнение № 200. Прочитайте рассказ Н. Сладкова. Почему он так назван?
• Спишите нераспространённые предложения. Подчеркните в них подлежащее и сказуемое.
• Объясните написание выделенных орфограмм.
Упражнение № 201. Рассмотрите схемы предложений. Выпишите из текста упр. 200 предложения, которые подходят к данным схемам.
• Подчеркните главные члены предложения. Назовите второстепенные члены, которые поясняют подлежащее, сказуемое.
Упражнение № 202. Прочитайте. Что нужно сделать, чтобы составить из слов каждой группы предложение?
1. Ребята, дубом, жёлуди, собрали, спелые, под. 2. Посадили, в, они, землю, семена. 3. Появились, весной, ростки. 4. Второклассники, за, молодыми, стали ухаживать, деревцами. 5. Около, дубовая, скоро, зашумит, школы, роща.
• Составьте предложения и запишите их. Докажите, что записанные предложения составляют текст. Придумайте к нему заголовок.
Ребята собрали под дубом спелые жёлуди. Они посадили семена в землю. Весной появились ростки. Второклассники стали ухаживать за молодыми деревцами. Скоро около школы зашумит дубовая роща.
Стр. 120-122 Слово
Упражнение № 203. Каждое слово имеет своё лексическое значение.
• Как называются слова, которые имеют одно значение? несколько значений?
Если слова имеют только одно значение, то они называются однозначными.
Если слова имеют несколько значений, то они называются многозначными.
• Какие слова в языке называют синонимами? антонимами? Приведите примеры таких слов, пользуясь словарями в учебнике.
Упражнение № 204. Прочитайте.
Хорошо, привольно летом!
Зеленеет тёмный лес,
Смотрит с ласковым приветом
Солнце жаркое с небес.
С. Дрожжин
• Спишите. Проверьте себя.
Хорошо, привольно летом!
Зеленеет тёмный лес,
Смотрит с ласковым приветом
Солнце жаркое с небес.
• К каким словам стихотворения можно подобрать синонимы? антонимы?
• Какое слово употреблено в переносном значении?
Упражнение № 205. Прочитайте.
— Родник! — сказал лесник. — Я это слово давно приметил. Надо думать, получилось оно оттого, что тут вода зарождается. Родник родит реку, а река льётся-течёт через всю нашу матушку-землю, через всю родину, кормит народ. Вы глядите, как это складно выходит, — родник, родина, народ. И все эти слова как бы родня между собой.
• Какие слова назвал лесник «роднёй»? Согласны ли вы с ним?
Лесник назвал «роднёй» слова родник, родина, народ.
• Подберите к выделенным словам синонимы.
• Спишите предложение о роднике и реке. Проверьте себя.
Родник родит реку, а река льётся-течёт через всю нашу матушку-землю, через всю родину, кормит народ.
Упражнение № 206. Вспомните, какие слова в русском языке называются родственными. Почему эти слова называют ещё однокоренными? Приведите примеры таких слов.
Сад — садовник — садовый; соль — солонка — солить; морж — моржиха — моржовый; мёд — медовый — медок; груз — грузить — грузчик; морковь — морковный; боль — болеть.
• Спишите. Выделите корень в каждой группе однокоренных слов.
• Определите, к какой части речи относится каждое слово.
• Подчеркните в словах изученные орфограммы.
Стр. 122-125 Части речи
• Какие части речи вы знаете? По каким признакам вы научились их распознавать?
• В каких случаях мы используем слова разных частей речи?
Чтобы составить предложение, мы используем слова разных частей речи.
Упражнение № 209. Рассмотрите рисунок.
• Определите тему рисунка. Составьте по рисунку рассказ. Запишите 2-3 предложения из составленного текста.
Весной лёд на реке раскололся на льдины. Льдины поплыли по реке. Два зайчика плывут на льдине. Звери и птицы им не могут помочь. Они смотрят в разные стороны: не появится ли где добрый человек?
• Какие части речи вы употребили в предложениях? С какой целью?
Я употребил существительные (для названия предметов), прилагательные (для обозначения признаков предметов), глаголы (для обозначения действия предметов), предлоги (для связи слов в предложении).
Упражнение № 210. Прочитайте. Назовите рассказ.
Котёнок Васька сидел на полу возле комода и ловил мух. А на комоде, на самом краю, лежала шляпа. И вот Васька увидел, что одна муха села на шляпу. Он как подпрыгнет — и уцепился когтями за шляпу. Шляпа соскользнула с комода.
Это рассказ Н. Носова «Живая шляпа».
• А что было дальше? Расскажите.
• Спишите. Проверьте себя.
Котёнок Васька сидел на полу возле комода и ловил мух. А на комоде, на самом краю, лежала шляпа. И вот Васька увидел, что одна муха села на шляпу. Он как подпрыгнет — и уцепился когтями за шляпу. Шляпа соскользнула с комода.
Упражнение № 211. Выберите из текста упр. 210 любое имя существительное и расскажите о нём по плану:
1. На какой вопрос отвечает это имя существительное?
2. Что оно обозначает?
3. Это существительное собственное или нарицательное, одушевлённое или неодушевлённое?
4. Оно употреблено в форме единственного или множественного числа?
Упражнение № 212. Прочитайте. Рассмотрите рисунок.
Что за птица?
Гребень ___________,
грудь __________,
крылья __________,
а хвост __________,
Слова для справок : золотая, зелёные, разноцветный, красный.
• Вставьте пропущенные имена прилагательные. Запишите описание птицы.
Что за птица?
Гребень красный,
грудь золотая,
крылья зелёные,
а хвост разноцветный.
• Выберите из загадки любое имя прилагательное и расскажите о нём по плану:
1. На какой вопрос отвечает это имя прилагательное?
2. Что оно обозначает?
3. С каким именем существительным оно связано по смыслу?
4. Оно употреблено в форме единственного или множественного числа?
Упражнение № 213. Кто подберёт больше имён существительных к данным именам прилагательным? Можно изменять форму имён прилагательных, например: синее небо.
• Подберите синоним к любому имени прилагательному (вам поможет словарь синонимов учебника).
• Составьте предложение с любым именем прилагательным. Запишите его.
Красная заря разлилась по вечернему небу до самых горных вершин.
Упражнение № 214. Прочитайте.
Сидели свиристели и свиристели. Как же не свиристеть, если они свиристели! Кряква крякает, кукушка кукует, а свиристель свиристит. Приятной такой свиристелькой.
• Почему птицы свиристель, кукушка, кряква так названы?
Птиц так назвали из-за того, что кряква крякает, кукушка кукует, а свиристель свиристит.
• Спишите. Подчеркните глаголы. Над словами первого предложения укажите части речи.
• Выберите любой глагол и расскажите о нём по плану:
1. На какой вопрос отвечает глагол?
2. Что он обозначает?
3. Он употреблён в форме единственного или множественного числа?
Упражнение № 215. Прочитайте выразительно.
Мы спросили журавля:
— Где же лучшая земля?
Отвечал он, пролетая:
— Лучше нет родного края!
П. Воронько
• Почему журавль дал такой ответ? Согласны ли вы с ним?
Мы спросили журавля:
— Где же лучшая земля?
Отвечал он, пролетая:
— Лучше нет родного края!
• Найдите местоимения. По каким признакам вы их определили?
Местоимения: мы, он. Они указывают на лицо, но не называют его.
Стр. 126-127 Звуки и буквы
Упражнение № 216. Вспомните, что вы знаете о звуках и буквах. Подготовьте ответ на любой вопрос.
1. По каким признакам можно определить звуки: гласные, согласные, согласные твёрдые и мягкие, глухие и звонкие?
Отличия гласного звука от согласного:
гласный звук состоит только из голоса;
при произнесении гласного звука воздух проходит через рот свободно, без преград;
гласный звук образует слог: у|тя|та.
Отличия согласного звука от гласного:
При произнесении глухих согласных звуков слышится только шум. Звонкие согласные звуки произносятся с участием голоса, они более звучные, чем глухие.
2. Сколько в русском языке букв для обозначения звуков нашей речи?
Гласные звуки [а], [о], [у], [э], [ы], [и] обозначаются буквами а, о, у, э, ы, и, е, ё, ю, я.
Согласные звуки [б], [б’], [в], [в’], [г], [г’], [д], [д’], [ж], [з], [з’], [й’], [к], [к’], [л], [л’], [м], [м’], [н], [н’], [п], [п’], [р], [р’], [с], [с’], [т], [т’], [ф], [ф’], [х], [х’], [ц], [ч’], [ш], [щ’] обозначаются буквами б, в, г, д, ж, з, й, к, л, м, н, п, р, с, т, ф, х, ц, ч, ш, щ.
Всего 10 букв, обозначающих гласные звуки и 21 буква, обозначающая согласные звуки.
3. Какими буквами обозначается на письме твёрдость и мягкость согласных звуков?
4. Какие буквы не обозначают звука?
Буквы твёрдый (ъ) мягкий (ь) знаки звука не обозначают.
Упражнение № 217. Прочитайте.
Люблю грозу в начале мая,
Когда весенний первый гром,
Как бы резвяся и играя,
Грохочет в небе голубом.
• Какие звуки передают раскаты грома? Произнесите их.
• Спишите. Обозначьте в словах ударение. Подчеркните буквы, которые указывают на мягкость предшествующего согласного звука.
Л ю бл ю́ грозý в начáл е мáя,
Когдá в е с é нн и й п é рвый гром,
Как бы р е зв я́ с я и играя́,
Грохóчет в н é б е голубóм.
Упражнение № 218. Прочитайте. Сколько предложений можно составить из данных слов?
Стучат, зяблики, пищат, жуки, и, кузнечики, поют, дятлы, скрипят, шмели, и, пчёлы, жужжат, рябчики.
• Запишите составленные предложения. В конце поставьте нужный знак препинания.
Стучат дятлы. Пищат рябчики. Поют зяблики. Скрипят кузнечики и жуки. Жужжат шмели и пчёлы.
• Выберите любое задание и выполните его:
1. Произведите звуко-буквенный разбор любого слова.
2. Выпишите буквы из выделенного слова по алфавиту.
3. Найдите слово, в котором букв меньше, чем звуков. Запишите это слово.
Упражнение № 219. Кто правильно назовёт все буквы русского алфавита?
Запишите по памяти все буквы в алфавитном порядке.
А, б, в, г, д, е, ё, ж, з, и, й, к, л, м, н, о, п, р, с, т, у, ф, х, ц, ч, ш, щ, ъ, ы, ь, э, ю, я
Стр. 127-129 Правила правописания
Упражнение № 220. Вспомните, какие буквы в корнях слов надо проверять. Когда их надо проверять?
• Используя форзац учебника, вспомните правила правописания слов, которые вы уже изучили.
Правописание слов с безударным гласным звуком в корне.
Правописание слов с парным по глухости-звонкости согласным звуком на конце слова или перед согласным.
Чтобы правильно обозначить буквой парный по глухости-звонкости согласный звук перед согласным, надо:
• Для чего надо знать правила орфографии?
Чтобы быть грамотным и писать без ошибок.
Упражнение № 221. Прочитайте. Объясните правописание выделенных орфограмм.
Москва, дожди, сугроб, стакан, Алёша, пчела, мороз, ученик, Россия, синичка, ручьи, ночной, больница, сказка, чаща, лыжи, сладкий, бежать, шина, чудо, ищу, Волга, Дюймовочка.
• Составьте с одним из слов предложение. Запишите. Подчеркните в нём грамматическую основу.
В выходные мы катаемся на лыжах.
Упражнение № 222. Прочитайте.
• Объясните написание слов с пропущенными буквами. Спишите, вставляя пропущенные буквы.
Безударный гласный в корне слова: зелёной (зéлень), листвой (лист), деревья (дéрево), на траве (трáвы), роса (рóсы), грибами (гриб), поёт (пой), соловей (солóвушка), гнездо (гнёзда), в лесу (лес).
Разделительный мягкий знак (ь): деревья.
Сочетания жи-ши, ча-ща: душистой, вершине, живёт, чаще.
Непроверяемый гласный в корне: земляникой.
• Определите тему текста. Найдите предложение, в котором выражена главная мысль.
Тема: о природе, лето в лесу.
Главная мысль: Хорошо летом в лесу!
• Придумайте к тексту заголовок.
Летом в лесу
Зелёной листвой одеты деревья. На траве прохладная роса. Пахнет грибами, душистой земляникой. В кустах поёт соловей. На вершине ели свил гнездо ястреб. В глухой чаще живёт рысь. Хорошо летом в лесу!
Упражнение № 223. Прочитайте.
Травка зеленеет,
Солнышко блестит,
Ласточка с весною
В сени к нам летит.
А. Плещеев
• Напишите по памяти. Проверьте себя. Подчеркните изученные орфограммы. Объясните их написание.
Тра в ка з е л е неет,
Солнышко бл е стит,
Ласто чк а с в е сною
В сени к нам л е тит.
Звонкий-глухой согласный в корне слова: травка (трава).
Безударный гласный в корне слова: зеленеет (зéлень, зелёный), блестит (блеск), с весною (вёсны), летит (полёт).
Сочетание чк: ласточка.
Упражнение № 224. Расшифруйте скороговорку.
• Запишите скороговорку правильно, разделяя на слова.
• Подчеркните в словах изученные орфограммы.
Собирала М аргарита маргаритки на г о ре.
Растеряла М аргарита маргаритки во дв о ре.
• Какие слова вы написали с заглавной буквы и почему?
Слова собирала, растеряла написаны с заглавной буквы, так как это начало предложения. Маргарита пишем с заглавной буквы, так как это имя собственное.
Упражнение № 225. Прочитайте. Озаглавьте текст.
Пришёл месяц май. В тени больших деревьев расцвели ландыши. Как душисты и красивы эти цветы! На стройных стебельках пара зелёных листьев и белые колокольчики. Цветки похожи на маленькие жемчужинки. Не рвите ландыши! Без них темнее станет лес.
Из журнала «Мурзилка»
• Что нового вы узнали из этого текста? Как выглядит ландыш? С чем сравниваются его цветки? Почему надо беречь это растение?
На стройных стебельках пара зелёных листьев и белые колокольчики. Цветки похожи на маленькие жемчужинки. Без ландышей темнее станет лес.
• Подготовьтесь писать текст под диктовку.
Душистые жемчужинки
Пришёл месяц май. В тени больших деревьев расцвели ландыши. Как душисты и красивы эти цветы! На стройных стебельках пара зелёных листьев и белые колокольчики. Цветки похожи на маленькие жемчужинки. Не рвите ландыши! Без них темнее станет лес.