Хорватия путешествие на авто
Хорватия
Хорватия — это изумительные пляжи Адриатики, где чистейшая вода в окружении сосен и скал так притягивает туристов со всего мира. И это восхитительное побережье очень хочется неспешно исследовать, путешествуя на автомобиле. Для организации самостоятельной поездки в Хорватию на машине мы подготовили всю эту информацию: маршрут, виза, дороги, парковки, особенности ПДД и многое другое.
Столица Республики Хорватия — Загреб. Язык — хорватский. Многие жители Хорватии знают немецкий или английский, в Истрии распространен итальянский язык,а русский язык хорваты неплохо понимают. Разница во времени между Загребом и Москвой — 2 часа, Хорватия переходит на летнее время. Валюта — куна (HRK), в 1 куне — 100 лип. Одна куна стоит примерно 9 руб. Валюту можно поменять в банке, в обменных пунктах, на почте, в отеле, в торговых центрах — курс почти не различается, но некоторые банки и обменные пункты могут брать комиссию.
Маршрут Москва — Хорватия (Загреб)
Маршрут в Хорватию (в Загреб и далее на побережье) на автомобиле из Москвы можно построить через Белоруссию, Польшу, Словакию и Венгрию. На маршруте предстоит как минимум две ночевки — можно остановиться в Люблине после перехода белорусско-польской границы и в Будапеште. Таким образом, вся дорога займет три дня (примерно 2020 км до Загреба). Для более комфортного путешествия в Хорватию лучше сделать дополнительную остановку на ночь в Минске. Приблизительная стоимость бензина и дорожных расходов для легковой машины на весь путь в одну сторону — 270 евро (согласно расчетам ViaMichelin).
Виза в Хорватию для путешествия на машине из России
Между Россией и Хорватией существует визовый режим. Но так как автопутешествие предполагает транзит по другим странам ЕС, то потребуется шенгенская многократная виза. При этом в Хорватию разрешён въезд с шенгенской мультивизой. Поэтому, если такая виза есть — смело отправляйтесь в автопутешествие. Если нет — запрашивайте в Визовом центре Венгрии или Визовом центре Польши. Но если конечной целью путешествия вы указываете Хорватию, то сначала необходимо получить хорватскую визу. Благо, ставят её довольно быстро — примерно за 5 рабочих дней. Подробно о нюансах получения шенгенской визы для путешествия по Европе на машине и про маршрутный лист читайте здесь.
Дороги в Хорватии
Замечательные автомагистрали Хорватии, конечно же, платные. При въезде на платный участок выдаётся талон, в котором отмечен пункт въезда, а при съезде с автомагистрали на основании пройденного расстояния производится оплата. Точную стоимость каждого участка можно посмотреть на сайте хорватских автодорог. Ориентировочная стоимость участка от границы с Венгрией до Дубровника — 35 евро, до полуостров Истрия — 15 евро. Принимаются наличные (и куны, и евро) и кредитные карты. Платным также будет проезд по тоннелям Sveti Ilija, Učka и мосту Крк.
АЗС в Хорватии работают с 07.00 до 19.00 (или 20.00) ежедневно, летом — до 22.00. Бензоколонки на главных международных трассах работают круглосуточно.
Горные и прибрежные дороги Хорватии проходят по очень живописным местам. Две такие дорогие входят в двадцатку самых красивых дорог Европы. Одна из них — трасса Риека — Пула или Route 66 протяжённостью 100 км. Она проходит вдоль залива Кварнер и по пути автопутешественники могут увидеть поразительно живописные районы, а также исторические достопримечательности, например, римские развалины в Пуле.
Вторая очень красивая дорога — это Адриатическое шоссе E65 протяжённостью 500 км, которое тоже проходит вдоль побережья, начинаясь в Риеке и уходя в Дубровник. Шоссе проходит через прекрасные лесистые острова, живописные деревушки и старинные города. Самым красивым местом здесь считается подножие горы Велебит…
Парковки в Хорватии
В столице платные парковочные места делятся на три зоны — красную, жёлтую и зелёную. В красной зоне (она в центре и стоит дороже) можно парковаться не дольше, чем на 1 час, в жёлтой — на 2 часа и в зелёной — на 3. Парковочные талоны покупают в паркоматах и кладут на приборную панель под лобовое стекло. На более длительный срок машину можно оставить в многоместном подземном паркинге. В других городах Хорватии можно ориентироваться по разметке — синяя означает платную парковку, жёлтая — места для общественного транспорта, а белая — добро пожаловать. По воскресеньям парковаться в Хорватии можно бесплатно.
Отели в Хорватии
Автопутешественникам удобнее всего будет устроиться в отеле, гостевом доме или апартаментах с бесплатной частной парковкой, чтобы спокойно оставлять машину и наслаждаться безмятежным отдыхом. Бронировать такие отели для ночёвок во время автопутешествия лучше с помощью сервиса, подтверждения из которого принимаются визовыми центрами при оформлении визы, например, этого:
В Хорватию на авто 2019/часть 1
Всем, привет!
Предлагаю Вашему вниманию небольшой отчетик о нашем путешествии.
Осенью по плану отпуск и нужно было выбраться с семьей на море. Думали сначала оформить поездку через турфирму. Посмотрели, вспомнили Турцию, немного скривились. Во-первых, что-то не зашла она у нас, а во-вторых, мы давно уже никуда не ездили на нашем боевом коне. Не долго думая решили, в отпуск едем на равчике. А вот в какие теплые края отправиться, вот здесь возник вопрос.
Сразу скажу, что наш юг мы вообще не рассматривали, я до сих пор в кошмарном сне вспоминаю ту поездку, тогда нам отдохнуть не получилось, ребенок вместе с мамой весь отпуск провели в больничке, долбанный ротовирус. Так что он был сразу исключен из поисков.
После поиска и обсуждений куда ехать, выбор пал на Хорватию. Заранее скажу, что наши ожидания оправдались сполна, полнейший восторг, как от моря, так и от климата вообще, просто супер. Сюда реально хочется вернуться и не один раз.
Отпуск был запланирован на первую половину сентября, в нашем распоряжении всего лишь 16 календарных дней, из них самые трудные – это переезд из точки А в точку Б. Учитывая расстояние порядка 3 т. км., нужно уложиться в 2 световых дня и одну ночь. Каждый день нужно проезжать не менее 1,5 тысяч км. Состав экипажа 3 человека – Я, супруга и доча (5 лет). Машину водим оба, так что в дороге постоянно менялись.
Ну что, выбор сделан и понеслась подготовка к путешествию, а именно выбор маршрута (остановки, ночевки, платные дороги, заправки и прочее). Как по мне, это один из самых важных этапов планирования путешествия. Все остальное уже априори подготовлено, так что рассказывать про подготовку виз, автомобиля, дорожной аптечки и сбора шмурдяка не буду, все это можно найти в интернете.
Часть 1 — Дорожная (подготовка к путешествию)
За пару месяцев до старта начал более подробно изучать маршрут, чтобы выбрать оптимальный вариант. Для этого было перелопачено довольно много информации с профильных сайтов, основной —
forum.onliner.by/viewtopic.php?t=220083 (отзывы, маршрут, связь и прочая информация).
Из Москвы не так уж и много маршрутов, их всего парочка. Если нужно относительно быстро добраться, то вариантов больше нет.
Для построения маршрута пользовался google.мaps, который на выбор предоставил мне 2 варианта.
Маршрут №1:
Москва – Минск – ПП Берестовица — Bobrowniki (Бобровники) — Белосток – Варшава – Лодзь – Честохова — Краков – Гливице – Острава – Брно – Вена – Грац – Марибор – Загреб — Подгора
Приблизительный пробег составляет порядка 2 745 км. Именно его советует googlе. По расстоянию не намного больше Маршрута 2, дороги более качественнее, но и больше платных дорог — Польша, Чехия, Австрия, Словения, Хорватия. Первая часть этого маршрута мне в принципе знакома, я уже ездил по нему в Австрию и Словакию.
Маршрут №2
Москва – Минск – ПП Брест — Terespol (Тересполь) или Домачево- Sławatycze (Словатыче) – Люблин – Жешув – Кошице – Будапешт — Загреб — Подгора
По отзывам это один из наиболее популярных вариантов. Минимальное расстояние, минимум платных дорог (Венгрия и Хорватия, маленький участок в Словакии можно объехать), 2-х полосные дороги только в Польше.
Из недостатков, которые отмечались в отчетах – это польский участок, много населенных пунктов, плотный трафик днем. Подтверждаю данную информацию, реально польский участок тормозит движение, что от Люблина, что от Варшавы через Радом.
Выбирая между маршрутами, было очень сложно определиться по какому из них все-таки ехать. Ведь, по первому маршруту больше стран, соответственно, больше расходы на платные дороги, но время прохождения спецучастков должна быть выше. Второй маршрут по расходам более привлекательный, но траффик может все испортить.
Основное отличие именно в Польше, ведь Маршрут 2 проходит по обычным дорогам и это даже не шоссе, что в свою очередь может реально затормозить передвижение. По Маршруту 1 я уже ездил в 2018 году и скорость передвижения от Белостока до Варшавы была нормальная, даже с учетом ремонтов на дороге в тот период времени. Сейчас ремонт на этом участке практически отсутствует, так что вероятность попасть в затор маловероятна.
В итоге, после обсуждений был выбран Маршрут 2. Но мы его решили немного скорректировать, а именно, в части передвижения по Польше. Отправную точку взял от объездной дороги Минска (М1), недалеко от Барановичи (здесь проще было определиться в каком месте переходить границу) и прожил маршруты в следующем порядке:
Маршрут 1-2:
— объездная дорога Минска (М1) – Берестовица — Bobrowniki (Бобровники) – Белосток – Варшава (S8 или Е67) – Радом (S7 или Е77) – Жевуш (9 или Е371)
Данный маршрут чутка дальше, но можно выиграть время за счет скоростной трассы от Белостока до Варшавы, при хорошем стечении обстоятельств, данный отрезок проходится за 2 часа, но далее опять попадаешь на обычные дороги.
Маршрут 2-2:
— объездная дорога Минска (М1) – (Брест — Terespol (Тересполь)) или Домачево- Sławatycze (Словатыче) – Влодава (816) – Люблин (82) – Жевуш (19)
По маршруту 2-2 также можно проехать двумя дорогами, в зависимости от перехода границы – это через Бяла-Подляска (2 или Е30), этот вариант как бы не рассматривал, в отзывах читал, что траффик здесь очень плотный и можно потерять много времени и по дороге 63 в объезд Радзынь-Подляский с выездом на дорогу 19 и S19, либо через Влодава с выездом на дорогу 82, которая ведет прямо до Люблина, ну а далее уже по дороге 19 на Жешув.
Вообще в Польше дорожная сеть хорошо развита, поэтому при наличии информации о пробках на дорогах можно построить оптимальный маршрут (можно использовать этот сайт — mapa.targeo.pl/, в онлайн режиме показывает информацию о заторах)
Из полученных данных видно, что маршрут 2-2 получается короче как по расстоянию, так и меньше по времени. Но эти данные не подтверждают, что по маршруту 1-2, согласно расчетам можно проехать быстрее. Доверять этим данным большого смысла нет, за исключением расстояния между точками. Поэтому окончательный маршрут выстраивался с учетом конкретной обстановки на трассе и с учетом перехода границы между Белоруссией и Польшей.
После предварительного выбора маршрута, нужно было собрать информацию о прохождении границы Беларусь – Польша. Вот здесь на самом деле рулетка, сколько ездил, всегда по-разному. Поэтому решил еще раз предварительно ее изучить, т.е. собрать информацию об очередях. Читая отзывы наткнулся на отчет, решил воспользоваться скрином для наглядности.
Всего существует 5 пограничных переходов между Беларусью и Польшей, через которые можно проехать на легковом автомобиле. Все эти переходы перечислены ниже:
— Брузги — Kuźnica (Кузьница)
— Берестовица — Bobrowniki (Бобровники)
В Брестской области аж три международных пункта пропуска через которые можно попасть в Польшу на легковом автомобиле.
— Варшавский мост (Брест — Terespol (Тересполь))
— Домачево- Sławatycze (Словатыче)
— Песчатка — Połowce (Половце)
Более подробно об этих переходах и очередях можно узнать на сайтах
belarusborder.by/, Сайт белорусского пограничного комитета
gpk.gov.by/situation-at-the-border/
Можно воспользоваться графиком очередей по каждому из пунктов пропуска
gpk.gov.by/situation-at-the-border/charts/bruzgi/
видео
gpk.gov.by/situation-at-the-border/
— Сайт польского погранкомитета на русском языке
granica.gov.pl/?v=ru
Также информацию можно отслеживать с помощью чата в Телеграмм
При пересечении границы, не лишним будет знать в какие дни в Польше запрет торговли, от этого очень сильно зависит очереди. Если в воскресенье запрет, то в субботу на всех участках будет трешь, в первой половине дня в сторону Польши, а во второй половине дня в обратном направлении. Информацию почерпнул здесь —
forum.awd.ru/viewtopic.php?f=1079&t=340557
Ну вроде с переходом границы разобрались, далее переходим к поиску возможного места для ночевки. На этом этапе воспользовался сайтом ViaMichlin. Не знаю как ВАМ, а мне в нем удобно смотреть, нажимаешь иконку «отели» и на карте вдоль маршрута появляется куча точек, остается только выбрать подходящую. Возможно есть и другие сайты где также есть возможность искать отели по маршруту, я, например, пробовал искать в googlе, мне не понравилось.
На данном этапе в наши задачи не входил поиск конкретного места ночевки, нужен был просто список подходящих отелей по маршруту. Бронирование было в онлайн режиме, походу движения, т.к. ночевка зависела от срока и времени прохождения границы. Поэтому, поиск и составления списка подходящих отелей делал, начиная от границы, причем по обоим доп/маршрутам. Еще раз повторюсь, точки на карте отображаются вдоль маршрута, просто подобрали для себя подходящие варианты и выписали их на отдельный лист с координатами и адресом (сразу скажу, что список получился внушительный, порядка 6 листов, в отчете будут указаны уже только места остановок по факту)
Ну что, с отелями мы определись. Теперь же нужно определиться с заправками по предполагаемому маршруту.
Не секрет, что цены на бензин в Европе довольно кусачие и многие, вернее большая часть автолюбителей пытается минимизировать данную расходную часть. Хотя, наверняка есть те, кто просто едет, подошел момент, заехал и заправился, не исключаю, что такой поход тоже имеет место быть, ведь можно заправляться на автобане и не думать о стоимости бензина в принципе и не думать о поиске более дешевых заправок, что это пустая трата времени, что экономии практически нет. Все это имеет место быть, ведь каждый сам решает как строить маршрут своего путешествия.
Просто я с этим не согласен и на своем личном опыте (хотя он и не такой большой) проверил, что цены на бензин влияют от местоположения заправок на трассе, имею ввиду именно забугорную часть маршрута, Россию и Беларусь в расчет не берем.
Для меня однозначно есть опредмеченные плюсы в том, что я заранее выбираю заправки в процессе общего планирования и подготовки маршрута, ведь лишние несколько евро с бака не помешают, а учитывая, что это будет не одна заправка, экономия получится существенная. Помимо финансовой части, такой подход несет в себе массу преимуществ, например:
— в процессе движения не нужно принимать решения, заправиться здесь, или проехать еще немного дальше;
— не возникают вопросы, когда же будет следующая заправка, ведь появляется право выбора заправок, уменьшается количество лишних остановок на маршруте.
Да, сам поиск заправок по маршруту отнимает какое-то время, потому что маршрут может быть не один, соответственно, нужно пересмотреть несколько вариантов по всем возможным вариантам, все это выписать, сохранить координаты предполагаемых заправок и в последствии в зависимости от маршрута уже выбирать заправки. А учитывая, что как таковой карты заправок по Европе практически нет (возможно я плохо искал), приходится искать в каждой отдельно взятой стране или же в том месте, где по определенному пробегу (смотрю информацию в бортовом компьютере, в среднем закладываю не больше 500 км) планируется заправка.
И так, для поиска заправок использовал, карты Гугл, Яндекс, также ViaMichlin и www.dkv-euroservice.com/DKVMaps/ (но есть один нюанс, показывает дизель, но у меня проблем не было, на всех заправках бензин присутствует, у данного ресурса есть мобильное приложение).
В России основными заправками которыми пользуюсь являются Газпромнефть, в Беларусии выбрал местную компанию.
Кстати, в Беларусии для поиска заправок использовал сайты azs.belorusneft.by/beloil-map/?lang=ru# и www.gpnbonus.by/nashiazs, можно на карте выбрать местоположение заправки и также можно узнать на каких заправках есть свободный доступ в интернет.
В Польше и Венгрии можно и нужно заправляться исключительно на заправках возле торговых центров Ашан. Сразу скажу, что в Польше у меня финт с заправками не получился, а может оно и к лучшему, так как это было воскресенье, в этот день был запрет торговли и все большие торговые центры закрыты. Возможно заправки и работают, но сказать не могу. По дороге встретилась заправка с хорошей ценой бензина, до Ашана оставалось порядка 40 км. Подумали, что испытывать судьбу не стоит и заправились. Так что, кто поедет, обязательно обращайте внимание при планировании маршрута в части запрета торговли в Польше. В эти дни реально ничего не работает, полнейшая пустота возле больших супермаркетов, реально не по себе, особенно, после московского муравейника.
Сами заправки можно найти оф.сайтах магазина, в каждой стране свой сайт.
Я же здесь выложу основные точки, где есть заправки с учетом моего маршрута.
Ашан в Польше с АЗС:
— Auchan Białystok Hetmańska
Hetmańska 16 15-727 Białystok время работы 06:00 22:00
GPS 53°08’01.1″N 23°07’08.3″E или 53.133626, 23.118977
— Auchan Białystok Produkcyjna
Produkcyjna 84 15-680 Białystok время работы 06:00 22:00
GPS 53°09’34.3″N 23°05’47.5″E или 53.159532, 23.096521
— Auchan Warszawa Modlińska
Modlińska 8 03-216 Warszawa время работы 06:30 22:30
GPS 52°17’39.2″N 20°59’59.9″E или 52.294221, 20.999965
— Auchan Warszawa Wola
Górczewska 124 01-460 Warszawa время работы 07:00 22:30
GPS 52°14’28.7″N 20°55’38.7″E или 52.241307, 20.927426
— Auchan Piaseczno
Puławska 46 05-500 Piaseczno время работы 06:00 22:00
GPS 52°05’38.7″N 21°01’12.0″E или 52.094088, 21.020011
— Auchan Lublin Al. Witosa
Al. Witosa 32 a 20-315 Lublin
GPS 51°13’48.7″N 22°36’55.8″E или 51.230205, 22.615494
— Auchan Rzeszów Krasne
Krasne 20B 36-007 Rzeszów
GPS 50°02’20.9″N 22°03’55.8″E или 50.039138, 22.065504
Ашан в Венгрии с АЗС:
— Miskolc, József Attila u. 87, 3527 Венгрия
(GPS 48°06’22.4″N 20°50’11.8″E или 48.106219, 20.836619)
— Budaörs, Baross u. 89, 2040 Венгрия
(47°27’20.8″N 18°56’49.6″E или 47.455788, 18.947097)
— Székesfehérvár, Unnamed Road, 8000 Венгрия
(47°09’03.1″N 18°25’58.1″E или 47.150854, 18.43281
Немного о дорогах и оплате за проезд
Основную информацию о дорогах в Европе можно почерпнуть отсюда — autotraveler.ru/
Что касается дорожной обстановки по маршруту. Я изучал информацию с сайтов тех стран, где пролегал мой маршрут
— Польша mapa.targeo.pl/
— Словакия www.zjazdnost.sk/map/view.html или www.cdb.sk/
— Венгрия www.utinform.hu/
— Хорватия www.hak.hr/en#temporary-t…fic-signals-for-roadworks
Дополнительно:
— Чехия www.dopravniinfo.cz/Default.aspx?lang=en
— Австрия www.asfinag.at/traffic/traffic-infos/
— Словения www.promet.si/portal/map/portal.aspx?lng=EN
Россия — трасса М-1, довольно хорошего качества, есть небольшой платный участок из Москвы, в объезд Одинцово. Как бы и сказать-то больше нечего, а забыл, на ней уж очень много камер, особенно добивают камеры по средней скорости.
Беларусь — все та же М-1, но разница с Россией колосальная, причем в лучшую сторону по всем аспектам. Дорожное полотно хорошего качества, правда есть местами ремонт, но он локальный и проблем не создает при движении. Ограничение 120 км/ч, минимум камер (есть мобильные камеры). Как таковые платные дороги отсутствуют.
Польша – автострады в своем большинстве новые, качество их отличное. Есть скоростные дороги, ничем не хуже автобана, за исключением мест для отдыха и ограничением скоростного режима. А вот обычные дороги могут быть очень разными, есть хорошие, а есть и слегка подубитые. Но в целом, даже за пределами больших населенных пунктов, так сказать в деревеньках, везде уложен асфальт. Трафик по обычным дорогам очень плотный, постоянные ограничения скорости, есть камеры. В текущее время очень активно ведется ремонт различных участков дорог, поэтому лучше заранее узнать участки с ремонтом и спланировать маршрут, чтоб их объехать. В Польше платные дороги действуют по системе «въехал, взял талончик, выехал — оплатил». Оплата зависит от расстояния.
Сколько стоит проехать по Хорватии на машине
Я трижды была в Хорватии и когда-нибудь поеду туда снова. Там чистое и прозрачное море, красивые города и приятный климат.
Когда я в первый раз приехала в Хорватию в 2015 году, там все было намного дешевле, чем в курортных городах Италии. Со временем цены подросли. В 2019 году мы съездили туда впятером — трое взрослых и двое детей — и провели там 18 дней.
От редакции
Да, мы знаем, что сейчас в шенгенскую зону не попасть из-за коронавируса. Но все равно опубликуем эту статью, чтобы поностальгировать о прошлых поездках и, возможно, спланировать будущие.
На пятерых за 18 дней в 2019 году мы потратили около 520 тысяч рублей
Kn — хорватские куны, национальная валюта Хорватии
Как я составляла маршрут
Обычно я нахожу место, куда хочу съездить, а потом строю маршрут. Вот список основных достопримечательностей и городов Хорватии, которые меня интересовали:
Вместе с ребенком нельзя попасть одновременно в Истрию, на Плитвицкие озера и побережье материковой Хорватии — все эти места слишком далеко друг от друга. Поэтому мне пришлось разбивать путешествие на несколько лет.
В результате у меня получились такие маршруты:
Все эти города можно объехать за одно путешествие, но с детьми это сделать тяжело. Вот как эти маршруты выглядят на карте:
Из перечисленных выше мест я бы не советовала посещать Водице, Биоград-на-Мору и парк Корнати. Вранское озеро — место симпатичное. У его берегов расположено много кемпингов, там приятно поплавать и погулять в сосновом лесу, но, по сути, это обычное озеро. Тратить целый день на него точно не стоит. А вот все остальные места из списка мне понравились.
Перед путешествиями я бронировала отели в трех городах, откуда потом ездила в другие. Например, в третью поездку я бронировала отели на острове Крк, в Ровине и Опатии. На Крке я жила меньше всего и передвигалась только по острову, из Ровиня ездила в Пулу и Пореч, а из Опатии — в Риеку.
Я бронирую отели так, чтобы каждый переезд был не длиннее 200 километров и чтобы в конце путешествия подъехать как можно ближе к аэропорту.
В Хорватии много красивых мест и городов, многие из которых вошли в список всемирного наследия Юнеско. Расскажу подробнее о нескольких местах, которые мне больше всего запомнились.
Заповедник «Плитвицкие озера»
У парка есть несколько входов, можно заходить в любой — большинство маршрутов круговые. При входе можно взять карту парка с нанесенными маршрутами.
Заповедник огромный, но заблудиться в нем тяжело, поскольку везде толпы туристов. Зайти не туда практически невозможно — на всех поворотах стоят значки с номерами маршрутов.
Многие маршруты завязаны на переезд из одного пункта в другой на лодке. Стоимость проезда включена в цену билета. Хочу предупредить: в середине дня придется простоять в очереди около часа, чтобы сесть на лодку.
Национальный парк Крка
Это еще одно место в Хорватии, где вокруг одна вода. Я не советую посещать Крка и Плитвицкие озера сразу друг за другом, а то ощущения могут размазаться. После Плитвицких озер парк Крка может показаться маленьким — тут всего семь водопадов. Самых больших три: Скрадинский бук высотой 45,7 м, Манойловац — 59,6 м, Рошки-слап — 25,5 м.
При входе в парк дают буклет с вариантами маршрутов. От входа до водопадов недалеко, но этот путь идет по горе — можно дойти туда пешком или доехать на автобусе, стоимость проезда включена в билет. На обратном пути на выход выстраивается большая очередь к автобусам, потому что никто не хочет подниматься пешком в гору.
В парке можно взять билет с одной из трех дополнительных экскурсий и сплавать на корабле по парку и долине реки Крки. Мы плавали на остров Висовац, где стоит францисканский монастырь. Прогулка получилась интересной, но заняла два часа. До водопада Рошки-слап тоже придется плыть на лодке, путешествие займет примерно четыре часа. Лодки отплывают строго по расписанию.
Шибеник
Шибеник — небольшой город на берегу залива. Пляж в Шибенике — мелкая галька, песком тут и не пахнет. В других городах Хорватии вода чище, видимо, за счет того, что она там более проточная, но купаться тут вполне можно.
Город можно поделить на две части: старую и новую. В старом городе полно кафешек под открытым небом и узких улочек, проходят концерты и костюмированные парады. В новой части расположены частные дома, в одном из которых мы и жили.
В Шибенике больше всего меня поразил католический собор Святого Иакова, который включен в список всемирного наследия Юнеско. Он стоит на возвышении рядом с набережной — с залива на него открывается очень красивый вид. Снаружи он украшен 74 скульптурами — головами в натуральную величину. Вход в собор — резная арка с фигурами по кругу. Собор этот действующий, и любой желающий может спокойно попасть внутрь.
стоит вход в крепость Святого Николая
В Шибенике красиво, но еще это хороший перевалочный пункт: оттуда можно быстро добраться до Сплита, Трогира, Задара, парка Крка и других красивых мест.
Это маленький, тихий и очаровательный город, настоящая находка. Он расположен у подножья горы, поэтому с моря или пляжа смотрится изумительно. Хозяйка отеля рассказала нам на ломаном русском, что в городе особый климат за счет гор: нет сильных ветров, редко бывает духота и изнуряющая жара.
стоит вход в крепость Стари Град
Пула — город у моря на полуострове Истрия. Он знаменит благодаря своей сохранившейся арене, где регулярно проводят концерты. Амфитеатр Пулы — это памятник древнеримской архитектуры. К сожалению, внутренняя часть амфитеатра не сохранилась.
С расписанием мероприятий, которые проходят в Пуле и на ее арене, можно ознакомиться на официальном сайте города. Там проходят фестивали, ярмарки, карнавалы и концерты. Мне не повезло: в те дни, что я там была, интересных выступлений не было.
стоит вход в храм императора Августа
Еще в Пуле можно посмотреть на францисканский монастырь, венецианскую крепость Каштел и уменьшенную копию города под открытым небом.
Сплит
Это город на берегу полуострова Марьян, его центральная часть внесена в список всемирного наследия Юнеско.
Основная достопримечательность Сплита — дворец Диоклетиана, вход туда свободный. Это настоящий город в городе: его территория, огороженная стенами из белого камня, занимает три гектара. Фасады стен неплохо сохранились за исключением южной стороны, которую омывало море.
Территория дворца поделена на две части: жилую и императорскую. В центре находится перистиль — открытое пространство, окруженное колоннами. Недалеко от него раньше была огороженная ложа императора, в которой он появлялся в особо торжественные моменты. Сейчас в перистиле проходят театральные постановки и концерты под открытым небом. По бокам разложены подушки и организованы кафе, официанты разносят напитки.
Еще в Сплите мне понравился храм Святого Дуэ, или Сплитский собор, древнейший действующий католический храм. На его башню можно подняться — оттуда открывается прекрасный панорамный вид.
Куда я не советую ехать
Водице. Я туда поехала только потому, что оттуда можно быстро добраться до водопада Крка и Корнати. Такого переполненного пляжа, как в Водице, я еще ни разу не видела. Чтобы найти место, пришлось пройти несколько сотен метров. Туалет там платный, душ тоже. В Хорватии есть места, где на пляже намного меньше народу.
Водице — город новый, тут глазу не за что зацепиться, везде частный сектор — современные однотипные постройки. Город настолько не впечатлил меня, что у меня ни осталось ни одной фотографии.
Путешествие до архипелага заняло больше двух часов в одну сторону. Когда мы приплыли туда, меня ждало разочарование. На острове есть несколько достопримечательностей — крепость, вилла, древнехристианская церковь Святой Марии, средневековые укрепления, но наша лодка причалила далеко от них. По сути, экскурсия состояла только из поездки на дальний пляж. Да, там очень чистая вода, но тратить больше четырех часов на дорогу только ради нее не стоит.
В 2013 году Хорватия вошла в Евросоюз, поэтому теперь в нее можно въехать по шенгенской визе. Но страна не входит в Шенгенскую зону, поэтому если оформить визу в Хорватском визовом центре, то по ней можно будет въехать только в Хорватию, Болгарию, Кипр и Румынию.
У Хорватии есть анклав — часть территории, которая отделена от основной Боснией и Герцеговиной. В 2020 году туристы из России могут въезжать в Боснию и Герцеговину без визы. То есть теоретически можно легко проехать из одной части Хорватии в другую. Я туда не ездила — это далеко.
Вот какие документы нужны для хорватской визы:
Согласие на обработку персональных данныхPDF, 214 КБ
Когда ехать
За теплым морем в Хорватию надо ехать в июле и августе. А если хочется, чтобы народу было поменьше, то в первых числах сентября, правда, вода уже может быть прохладной.
В Хорватии мало песчаных пляжей, в основном галька. Я советую перед поездкой в город проверять пляжи на «Гугл-картах» — смотреть, где они находятся и как выглядят. На обустроенных пляжах обычно есть душ, кабинка для переодевания и кафе, где можно перекусить. На необустроенных пляжах ничего этого нет. Например, на городском пляже в Ровине были сплошные валуны, а спуститься к морю можно было только по лесенке, это неудобно.
Песчаные пляжи есть в основном на островах. Самый знаменитый — Золотой рог, расположенный на мысе острова Брач. Свое название он получил из-за своей изогнутой формы.
Как добраться
Самолетом. В Хорватию из Москвы летают регулярные рейсы до Загреба, Сплита и Дубровника. Полет занимает примерно три часа. Если соберетесь в Истрию, то лучше всего лететь до Загреба — он находится недалеко от побережья. Если поедете в континентальную часть, то лететь надо в Сплит.
В Хорватии есть и другие аэропорты, до которых можно долететь с пересадками, — в Пуле, Риеке и Задаре. Но с детьми ехать куда-либо с пересадками трудно.
стоил один взрослый авиабилет из Москвы в Загреб и обратно в 2019 году
Р » loading=»lazy» data-bordered=»true»>
На машине. До Хорватии можно доехать на автомобиле. Расстояние от Москвы до Загреба — почти 2300 км, а до Сплита — 2680 км. Ехать больше суток.
У меня есть знакомые, которые ездили в Хорватию на машине. По дороге туда они два раза останавливались, чтобы переночевать: первый раз — в Беларуси, а второй — в Праге.
На автобусе. Есть различные автобусные туры в Хорватию. Обычно они стартуют от Бреста, куда можно приехать поездом. От Бреста до Сплита 1630 км, дорога займет примерно 17 часов.
Еще есть совмещенные авиатуры от Будапешта. Туристы прилетают в Будапешт, а оттуда до Хорватии уже рукой подать — 751 км, или 7 часов езды. Многие люди ездят в такие туры, и им нравится, но с детьми я не решусь на длинные переезды.
Жилье
Я всегда бронирую отели на «Букинге». Смотрю апартаменты, расположенные в шаговой доступности от центра города и пляжа.
В Хорватии я столкнулась с тем, что хозяева часто вешают один кондиционер на все апартаменты, — этого мало. Я предпочитаю апартаменты, в которых есть как минимум два кондиционера, поэтому всегда внимательно читаю описание жилья.
Аренда автомобиля и транспорт
По моим маршрутам можно было проехать и на общественном транспорте, но я предпочла арендовать автомобиль: поезда в Хорватии ходят нечасто. А еще мне хотелось путешествовать в своем темпе и не подстраиваться под расписание общественного транспорта. В Т—Ж уже есть статья о том, как арендовать автомобиль в Европе, так что здесь расскажу об этом вкратце.
Машину я арендую по принципу «где сегодня дешевле, там и возьму». Ищу на сайтах агрегаторов, а затем перепроверяю цены на сайтах контор, которые выдал агрегатор. Иногда дешевле арендовать машину через агрегатор, а иногда — на официальном сайте проката. В Хорватии работают почти все известные международные конторы: Sixt, Avis, Europcar, Hertz, Green Motion и другие, поэтому выбор машин тут большой.
Агрегаторы, на которых можно сравнить цены на аренду автомобилей:
Economy Bookings,
Rentalcars.com,
Europcar
За все свои переезды на поездах и автобусах я заплатила бы не более 17 000 Р за пятерых, но ехать пришлось бы долго. Например, дорога на общественном транспорте из Загреба до острова Крк с пересадкой заняла бы больше 5 часов, а я доехала на машине всего за 2,5 часа.
Деньги
Деньги можно везти в евро или долларах — обменять эти валюты на куны легко. Рубли тоже можно обменять, но курс будет невыгодным.
В Хорватии не везде принимают карточки. За мороженое в уличных ларьках, в сувенирных лавках и на продуктовых рынках всегда приходилось платить наличными. Несколько раз мы сталкивались с тем, что в ресторанах не было терминалов.
В курортных городах Хорватии полно кафешек, пиццерий и итальянских ресторанов. Мы часто ели чевапчичи — это жареные мясные колбаски, национальное блюдо стран Балканского полуострова. Чевапчичи пришлись по вкусу моим детям. Другое изумительное блюдо — салат с осьминогами. В разных городах его готовят по-разному : где-то осьминога просто нарезают с зеленью и оливковым маслом, а в другом месте в салат добавляют вареный картофель.
В 2019 году цены в кафе были примерно следующие:
Из продуктов мы часто покупали кукурузу или макароны с сосисками. Я такую пищу не очень люблю, зато дети гарантированно ее едят.
Язык и люди
Официальный язык в Хорватии — хорватский. Его алфавит основан на латинском, так что ценники в магазинах прочитать нетрудно, например sir — сыр, jabuka — яблоко, voda — вода, sok — сок. А еще он относится к славянской группе индоевропейской системы языков, поэтому русскоговорящим людям будет понятно, о чем говорят хорваты.
Молодое поколение в Хорватии хорошо знает английский язык, а старшие неплохо говорят по-русски — они изучали его в советское время. В одну из поездок мы вызывали врача ребенку по страховке, и она сразу сказала, чтобы я говорила по-русски. Сама она говорила на хорватском, но я ее понимала, несмотря на медицинские термины.
Народ в Хорватии гостеприимный и открытый, любит поговорить. Люди старшего поколения часто спрашивали меня про Россию. С одной из хозяек апартаментов я разговорилась, и выяснилось, что ее родная сестра живет в Москве со мной по соседству — было приятно поговорить о родных краях.
Итоги
Я люблю Хорватию за ее природу, чистейшее море и добродушных хозяев. А еще там красивые города и заповедники, в которые мне хочется возвращаться, и нет такой изнуряющей жары, как в соседней Италии.
Для меня Хорватия — это идеальное место для отдыха с детьми, поэтому я обязательно приеду сюда снова.