Хранение автомобилей в закрытых отапливаемых помещениях
Хранение в закрытых, отапливаемых помещениях
Тема 4.1. Хранение подвижного состава автотранспорта
Способы хранения автомобилей
Территория АТП должна примыкать к дороге общего пользования или к проезду или сообщаться с ними автомобильными дорогами. Она должна быть ограждена забором высотой не менее 1,6 м и освещаться в ночное время источниками искусственного света.
Для въезда (выезда) автомобилей должны быть устроены ворота. Если АТП имеет более 10 постов техобслуживания автомобилей или на предприятии предусмотрено хранение более 50 автомобилей, то в этом случае должно быть не менее двух ворот. У ворот должны быть установлены предупредительная надпись «Берегись автомобиля» и схема движения автомобилей по территории, освещаемые в ночное время. Ворота должны снабжаться фиксаторами открытого положения и запорами. для прохода людей на территорию в непосредственной близости от ворот необходимо устраивать калитку (дверь).
Минимальная ширина проездов при двустороннем движении транспортных средств должна быть 6 м, при одностороннем 3,0 м.
Пешеходные дорожки на АТП должны устраиваться с учетом наименьшего числа пересечений их с подъездными путями.
Покрытие должно быть твердое, а ширина не менее 1 м.
Способы хранения автомобилей.Под хранением подвижного состава автомобильного транспорта понимают способы содержания его на территории предприятия.
Распространение получили два способа хранения подвижного состава автомобильного транспорта — на открытых и закрытых стоянках.
Разновидностью хранения подвижного состава в неотапливаемых помещениях и под навесом считаются разновидностями того или иного способа размещения на предприятии.
В районах с температурой воздуха в зимний период ниже —15 °С открытые площадки для хранения автомобилей должны оборудоваться средствами, облегчающими пуск двигателя в холодный период года.
Организация хранения газобаллонных автомобилей на открытых стоянках (площадках) может быть такой же, как и бензиновых. Одиночные автомобили и автопоезда должны располагаться группами не более 200 единиц в одной партии. Разрыв между группами газобаллонных автомобилей должен быть не менее 5 м.
Смешанное хранение газобаллонных автомобилей с автомобилями других типов, например с карбюраторными и дизельными, в одной группе не допускается.
Расстояние от стоянок до зданий и сооружений в зависимости от степени их огнестойкости составляет 9—12 м, от стоянок до подземных резервуаров топливозаправочного пункта — не менее 9 м, а до площадки выдачи газа — не менее 10 м.
На открытых стоянках необходимо избегать прямого воздействия солнечных лучей на газовый баллон автомобиля, должно быть обеспечено хорошее естественное проветривание открытой стоянки. Площадки для хранения газобаллонных автомобилей на этих стоянках должны иметь твердое покрытие и уклоны в продольном направлении не более 1 %, в поперечном направлении 4 %. Автомобили с неисправной газовой аппаратурой должны храниться на этих площадках без газа в баллонах.
Хранение в закрытых, отапливаемых помещениях
Здания для хранения автомобилей по способу их расположения относительно уровня земли подразделяют:
• наземные и подземные;
• одноэтажные и многоэтажные
Одноэтажные стоянки более просты в строительстве, экономичны и поэтому имеют наибольшее распространение. В зависимости от эксплуатационных требований, предъявляемых к передвижению и маневрированию автомобилей при их установке на месте и выезде, они подразделяются на стоянки с внутренним проездом (рис. 1, а-г) и стоянки без внутреннего проезда (рис. 1, д-к).
Способы расстановки автомобилей в пределах стоянки могут быть классифицированы по следующим признакам:
по числу рядов:
• однорядные (см. рис. 1, а, б, в, г);
• двухрядные (см. рис. 1, д, е, ж, з);
• многорядные (см. рис. 1, в, к);
по углу установки автомобилей по отношению к оси проезда:
• прямоугольные (см. рис. 1, а, д);
• косоугольные (см. рис. 1, 6, е);
по условиям движения при установке на места хранения и выезда с них:
• тупиковые (см. рис. 1, а, б, в, г, д, ж, з);
• прямоточные (см. рис. 1, в, к).
Стоянки без внутреннего проезда обеспечивают независимый выезд или въезд через одни ворота каждого автомобиля (см. рис. 1, в, г).
Рис. 1. Схемы способов расстановки автомобилей на закрытых стоянках
Данная классификация охватывает наиболее распространенные расстановки автомобилей на стоянке.
В зависимости от степени изоляции каждого автомобиля или группы автомобилей друг от друга стоянки могут быть манежные и боксовые.
Манежная стоянка характеризуется свободным (без разделения перегородками) размещением автомобилей.
Строительство многоэтажных и подземных стоянок в большинстве случаев обусловливается ограниченными размерами земельного участка, отведенного под застройку гаража в крупных городах.
В боксовых стоянках, применяющихся в гаражах для автомобилей индивидуальных владельцев, каждый автомобиль или небольшая группа автомобилей разделяется перегородками (металлической сеткой с ячейкой 5 х 5 мм кирпич, блоки).
На многоэтажных (рис. 2 и 3) стоянках чаще всего применяют прямоугольную, однорядную, реже двухрядную (см. рис. 1) расстановку автомобилей с обеспечением выезда любого автомобиля.
В зависимости от способа перемещения автомобилей стоянки разделяют на немеханизированные, полумеханизированные и механизированные.
В закрытых помещениях для хранения автомобилей предусматривают общеобменную приточно-вытяжную вентиляцию для удаления СО и различных топливных испарений, а также газового топлива из-за возможных его утечек.
Вентиляцию проектируют из условий работы двигателя на жидком топливе.
В места хранения автомобилей в помещении и на посты (линии) ТО и ТР автомобили должны поступать после проверки герметичности системы питания с выработанным газом при закрытых расходных вентилях.
Хранение автомобилей в закрытых отапливаемых помещениях
План
1. Хранение автомобилей в закрытых отапливаемых помещениях
1.1 Сущность данного способа хранения
1.2 Способы расстановки автомобилей (ответ пояснить схемами)
1.3 Типы закрытых стоянок
2. Организация ТО на универсальных постах
2.1 Сущность метода
2.2 Оборудование поста (ответ пояснить планировкой поста)
2.3 Преимущества и недостатки метода
3. Организация производства ТО и ремонта автомобилей методом специализированных бригад
3.1 Сущность метода специализированных бригад
3.2 Структурная схема производства
3.3 Преимущества и недостатки метода
4. Организация ТР на специализированных постах на СТОА
4.1 Сущность метода
4.2 Технологический процесс ТР (ответ пояснить блок-схемой)
4.3 Оборудование постов (ответ пояснить планировкой)
5. Определить количество ремонтных рабочих в цехе топливной аппаратуры
Список использованной литературы
Хранение автомобилей в закрытых отапливаемых помещениях
Сущность данного способа хранения
Под хранением подвижного состава автомобильного транспорта понимают способы содержания его на территории предприятия.
Распространение получили два способа хранения подвижного состава автомобильного транспорта — на открытых и закрытых стоянках.
Хранение в закрытых, отапливаемых помещениях.
Здания для хранения автомобилей по способу их расположения относительно уровня земли подразделяют:
• наземные и подземные;
• одноэтажные и многоэтажные.
Одноэтажные стоянки более просты в строительстве, экономичны и поэтому имеют наибольшее распространение. В зависимости от эксплуатационных требований, предъявляемых к передвижению и маневрированию автомобилей при их установке на месте и выезде, они подразделяются на стоянки с внутренним проездом (рис. 1.1, а—г) и стоянки без внутреннего проезда (рис. 1.1, д—к).
Способы расстановки автомобилей (ответ пояснить схемами)
Способы расстановки автомобилей в пределах стоянки могут быть классифицированы по следующим признакам:
• однорядные (см. рис. 1.1, а, б, в, г);
• двухрядные (см. рис. 1.1, д, е, ж, з);
• многорядные (см. рис. 1.1, и, к);
— по углу установки автомобилей по отношению к оси проезда:
• прямоугольные (см. рис. 1.1, а, д);
• косоугольные (см. рис. 1.1, б, е);
— по условиям движения при установке на места хранения и выезда с них:
• тупиковые (см. рис. 1.1, а, б, в, г, д, ж, з);
• прямоточные (см. рис. 1.1, и, к).
Стоянки без внутреннего проезда обеспечивают независимый выезд или въезд через одни ворота каждого автомобиля (см. рис. 1.1, в, г).
Данная классификация охватывает наиболее распространенные расстановки автомобилей на стоянке.
Типы закрытых стоянок
В зависимости от степени изоляции каждого автомобиля или группы автомобилей друг от друга стоянки могут быть манежные и боксовые.
Манежная стоянка характеризуется свободным (без разделения перегородками) размещением автомобилей.
Строительство многоэтажных и подземных стоянок в большинстве случаев обусловливается ограниченными размерами земельного участка, отведенного под застройку гаража в крупных городах.
В боксовых стоянках, применяющихся в гаражах для автомобилей индивидуальных владельцев, каждый автомобиль или небольшая группа автомобилей разделяется перегородками (металлической сеткой с ячейкой 5×5 мм кирпич, блоки).
На многоэтажных (рис. 1.2 и 1.3) стоянках чаще всего применяют прямоугольную, однорядную, реже двухрядную (см. рис. 1.1) расстановку автомобилей с обеспечением выезда любого автомобиля.
В зависимости от способа перемещения автомобилей стоянки разделяют на немеханизированные, полумеханизированные и механизированные.
В закрытых помещениях для хранения автомобилей предусматривают общеобменную приточно-вытяжную вентиляцию для удаления СО и различных топливных испарений, а также газового топлива из-за возможных его утечек.
Вентиляцию проектируют из условий работы двигателя на жидком топливе.
В места хранения автомобилей в помещении и на посты (линии) ТО и TP автомобили должны поступать после проверки герметичности системы питания с выработанным газом при закрытых расходных вентилях.
Сущность метода
Существуют два метода организации технологического процесса ТО автомобилей: на универсальных и специализированных постах. Организация процесса технического обслуживания определяется технологическими особенностями каждого вида обслуживания, количеством рабочих постов и рабочих мест. Работы по каждому виду обслуживания могут проводиться двумя методами: на универсальных или специализированных постах. Уборочно-моечные и обтирочные работы, которые по своему характеру не могут выполняться на одном посту с регулировочными и смазочными работами, требуют выделения специального поста.
Метод обслуживания на универсальных постах заключается в выполнении всего комплекса работ данного вида технического обслуживания на одном посту (исключая уборочно-моечные работы) одной комплексной бригадой, включающей рабочих всех специальностей (слесарей, смазчиков, электриков) или рабочих универсалов высокой квалификации. При наличии нескольких универсальных постов работы могут выполняться последовательно перемещающимися с поста на пост специализированными бригадами или рабочими производственных участков. В этом случае на смежных постах поочередно работают бригады рабочих различных специальностей или рабочие производственных участков, которые после выполнения своей работы переходят с поста на пост.
2.2 Оборудование поста (ответ пояснить планировкой поста)
Рис.2.1 Схема тупикового расположения постов технического обслуживания: I — посты ЕО; II — посты ТО-1
Рис. 2.2 Схема технологической планировки универсального поста ТР
Расположение постов при такой организации обслуживания преимущественно тупиковое. Прямоточные универсальные посты применяют в виде проездных постов преимущественно для мойки автомобилей. Въезд автомобиля на пост осуществляется передним ходом, а съезд с поста – задним ходом. Универсальные проездные посты обычно применяют только для ТО автомобильных поездов и производства уборочно-моечных работ.
При обслуживании на нескольких универсальных постах, расположенных параллельно, продолжительность пребывания автомобилей на каждом посту может быть неодинаковой, однако необходимо, чтобы суммарная производительность постов (количество обслуживаемых автомобилей в единицу времени) обеспечивала расчетную программу по данному виду обслуживания.
Это положение допускает не только некоторое отклонение объемов работ от установленного норматива для данного вида технического обслуживания, но и различные объемы работ, т. е. разнотипность обслуживаемых автомобилей.
Сущность метода
Метод специализированных постов предусматривает выполнение всего объема работ технического обслуживания данного вида по каждому автомобилю на нескольких постах. При этом степень специализации постов зависит от характера работ, для выполнения которых требуется однородное оборудование и соответственная специализация рабочих (например, смазочные, электротехнические, крепежные работы.) Специализация постов может также ограничиваться числом выполняемых операций по данному виду работ или предусматривать совмещение однородных работ.
Метод специализированных постов в свою очередь может быть поточным и операционно-постовым.
При поточном методе объем работ данного вида технического обслуживания, выполняемых одновременно, распределяется по нескольким постам, расположенным в технологической последовательности с закреплением за каждым постом определенных операций и специализированных рабочих мест. Посты могут располагаться прямоточно по направлению движения автомобиля или в поперечном направлении.
Необходимым условием этого способа организации процесса обслуживания является одинаковая продолжительность пребывания автомобиля на каждом из постов, что достигается постоянным объемом работ, выполняемых на постах, и соответствующим количеством рабочей силы на них.
Нарушение установленных норм времени или объемов работ хотя бы на одном посту может вызвать непроизводительные простои на других постах и нарушение процесса поточного производства. Объем работ на постах может быть изменен только при условии изменения количества работающих на постах всего потока. Специализация постов обслуживания обусловливает специализацию рабочих.
Посты при поточном методе обслуживания чаще всего располагают по прямой линии, что обеспечивает наиболее короткий путь перемещения автомобиля с одного поста на другой. Совокупность постов при поточном методе обслуживания называется линией обслуживания.
При операционно-постовом методе обслуживания объем работ данного вида технического обслуживания распределяется также между несколькими специализированными, но параллельно расположенными-постами. за каждым из которых закреплена определенная группа работ или операций. При этом работы или операции комплектуются по виду обслуживаемых агрегатов и систем, например:
· 1-й пост — механизмы передней подвески и переднего моста
· 2-й пост — задний мост и тормозная система
· 3-й пост — коробка передач, сцепление, карданная передача.
Обслуживание автомобилей в этом случае выполняют на тупиковых постах. Продолжительность простоя на каждом из постов должна быть одинаковой при одновременной независимости постов.
Организация работ по такому методу обусловливает возможность специализировать оборудование, шире механизировать процесс и тем самым повысить качество работ и производительность труда.
Независимость установки автомобиля на каждый пост (и съезда с поста) при операционно-постовом методе делает организацию процесса более оперативной. Необходимость перестановки автомобилей с поста на пост вызывает большое маневрирование автомобилей, а следовательно, непроизводительную потерю времени, загазованность помещения отработавшими газами. Поэтому при данном методе целесообразно обслуживание автомобилей организовать в несколько приемов-заездов, распределив его на несколько дней.
Основными преимуществами поточного метода обслуживания являются сокращение трудоемкости и повышение производительности труда при одновременном улучшении качества технического обслуживания, снижение квалификации рабочих, лучшее использование производственных площадей и оборудования, повышение дисциплины труда и уменьшение себестоимости работ по обслуживанию.
Данный метод организации технического обслуживания нашел применение в крупных автохозяйствах при организации ЕО, ТО-1 и ТО-2.
При поточном методе автомобили могут перемещаться но постам обслуживания периодически или непрерывно. В первом случае процесс называется потоком периодического действия, во втором — потоком непрерывного действия.
Автомобили на поточной линии могут перемещаться с поста на пост: своим ходом (с периодическим пуском и остановкой двигателя); перекатыванием автомобилей па колесах по наклонной плоскости, вдоль которой расположена линия обслуживания; перекатыванием автомобилей вручную па роликовых тележках по рельсам: при помощи конвейеров.
Сущность метода специализированных постов состоит в том, что весь объем работ данного вида ТО распределяется по нескольким постам. Посты и рабочие на них специализируются либо по видам работ (контрольные, крепежные, смазочные и т. д.), либо по агрегатам, системам автомобиля. Кроме того, на АТП организуются отдельные специализированные посты, на которых производят определенные виды работ или операций независимо от вида ТО. Это могут быть:
— централизованные посты смазки;
— посты для контроля и установки передних колес;
— для контроля и регулировки тормозных качеств автомобиля;
— прокачки тормозной системы и т. д.
Метод специализированных постов может быть поточным и операционно-постовым (последний не получил широкого применения в практике). Поточный метод ТО является наиболее прогрессивным, но его применение дает технико-экономический эффект только для АТП с большим числом одно-марочного и однотипного подвижного состава.
При этом методе все работы выполняются на нескольких специализированных постах, расположенных в определенной технологической последовательности, совокупность которых называется линией обслуживания. Посты на линии обслуживания могут располагаться как прямоточно, т. е. по направлению движения автомобиля, так и в поперечном направлении.
В зависимости от характера работы поточных линий различают потоки непрерывного и прорывного (периодического) действия. Поток непрерывного действия применяется чаще всего на АТП при производстве ЕО, реже ТО-1. Потоки периодического действия в основном применяются на АТП для ТО-1, реже ТО-2.
Перемещение автомобилей по постам поточной линии может осуществляться своим ходом (с периодическим пуском н остановкой двигателей), перекатыванием вручную автомобилей, установленных на роликовых тележках по рельсам, при помощи конвейеров (напольных, подвесных), иногда кран балками и другими способами. Обслуживание на потоке имеет целый ряд достоинств по сравнению с методом универсальных постов.
Недостатком любой поточной линии является невозможность изменения объема работ на каком-либо из постов, если для этой цели не предусмотреть заранее резервных «скользящих» рабочих, включаемых в выполнение дополнительно возникших работ сопутствующего ремонта. Поэтому для сохранения рассчитанного такта линии следует в составе специализированной бригады предусматривать одного-двух слесарей-ремонтников, а также не полностью загруженного бригадира, общий резерв времени которых должен составлять примерно 15% всего объема работ на линии.
Наличие дополнительного поста (тамбура) на самой линии или отдельно от нее, на котором можно было бы завершить работы, по каким-либо причинам не выполненные на потоке, также позволяет сохранить ритмичность в работе поточной линии.
Список использованной литературы
План
1. Хранение автомобилей в закрытых отапливаемых помещениях
1.1 Сущность данного способа хранения
1.2 Способы расстановки автомобилей (ответ пояснить схемами)
1.3 Типы закрытых стоянок
2. Организация ТО на универсальных постах
2.1 Сущность метода
2.2 Оборудование поста (ответ пояснить планировкой поста)
2.3 Преимущества и недостатки метода
3. Организация производства ТО и ремонта автомобилей методом специализированных бригад
3.1 Сущность метода специализированных бригад
3.2 Структурная схема производства
3.3 Преимущества и недостатки метода
4. Организация ТР на специализированных постах на СТОА
4.1 Сущность метода
4.2 Технологический процесс ТР (ответ пояснить блок-схемой)
4.3 Оборудование постов (ответ пояснить планировкой)
5. Определить количество ремонтных рабочих в цехе топливной аппаратуры
Список использованной литературы
Хранение автомобилей в закрытых отапливаемых помещениях
Хранение авто
Практически любой частный автомобиль (кроме, наверное, такси) основную часть свой «жизни» проводит именно на хранении. Подсчитано, что при годовом пробеге в 15 тысяч километров в среднем автомобиль находится в движении менее одного часа в сутки.
24_chraneniyeИ именно при хранении происходит основное поражение автомобиля ржавчиной — на ходу кузов постоянно обдувается потоком воздуха, и коррозии практически не происходит. В свете вышесказанного уже не удивляет тот факт, что именно условия хранения в наибольшей степени определяют «продолжительность жизни» кузова, а значит — и автомобиля в целом.
Данная статья составлена на основе данных из популярной литературы и личного опыта автора, и не претендует на абсолютную непогрешимость выводов, между тем, надеюсь, что изложенные в ней соображения окажутся полезны для читателя.
МЕСТО ХРАНЕНИЯ
Если такие факторы, как климат или степень загазованности воздуха владелец автомобиля изменить не в силах (разве что, увезти машину на хранение в деревню), то выбор места и условий хранения — вполне в его власти.
Начнём пожалуй с самого распространённого способа — стоянки на улице, «под домом».
На самом деле, несмотря на внешнюю неприглядность и уязвимость для всякого рода гоп… эээ… криминального элемента, это так скажем не самый плохой вариант. Не потому, что он чем либо особо хорош — просто многие из остальных ещё хуже.
Несомненный плюс хранения под открытым небом — хорошая вентиляция. В сухую, тёплую погоду открыто стоящий автомобиль быстро просыхает — а, как известно, без присутствия влаги коррозии не происходит (поражающая кузов коррозия представляет собой электрохимический процесс, происходящий исключительно в присутствии воды; обычное окисление металла кислородом воздуха происходило бы намного медленнее и не смогло бы обусловить появление сквозной коррозии за несколько лет). А в мороз — быстро промерзает, что также если не полностью останавливает, то сильно замедляет коррозию.
Как нетрудно заметить, основную опасность для кузова представляют в таких условиях атмосферные осадки и конденсат, точнее — скопления воды в полостях, которая не имеет возможности испариться естественным путём, а также комки непросыхающей грязи на нижней поверхности кузова и колёсных арок, играющей роль великолепных рассадников коррозии. Поэтому необходимо неукоснительно следить за состоянием уплотнителей и при наличии течей через них регулярно удалять скапливающуюся влагу. Это относится в первую очередь к багажнику и подкапотному пространству, но нередко на старых автомобилях текут и уплотнители салона, и даже лобового и заднего стёкол — вплоть до лужи в салоне. Также заслуживают пристального внимания протекания через уплотнители боковых стёкол внутрь дверей. Попадание воды в моторный отсек как правило менее опасно, так как он хорошо прогревается и просыхает при движении автомобиля, кроме того, в нём часто присутствует налёт масла, играющий роль антикора. Однако при длительном хранении поражение коррозией возможно и здесь.
Кроме этого, следует периодически мыть автомобиль, особенно после эксплуатации по грунтовым дорогам; благо, в наше время автомойка с «керхером» перестала быть экзотикой, главное — проследить лично за тем, чтобы её работники не забыли направить струю устройства куда надо, то есть — на днище и колёсные арки, чтобы смыть комки грязи. К сожалению, это — палка о двух концах: есть риск, что господа автомойщики в приступе излишнего рвения просто повредят мощной струёй воды под давлением и без того не слишком хорошо себя чувствующее после N-цати лет службы защитное покрытие низа кузова… впрочем, если машина эксплуатируется в повседневном режиме — его так и так следует подновить, а лучше полностью заменить.
Особо оговорю, что казалось бы вполне логичное использование чехла при хранении на улице весьма не желательно. Во-первых, чехол — самая настоящая «теплица», под которой всегда тепло и влажно — идеальные условия для развития коррозии. Во-вторых, сам чехол пропитывается агрессивными химическими веществами, имеющимися в осадках, и после этого играет для кузова роль «компресса» с далеко не безвредными химикалиями. результат — отпечатывание фактуры чехла на окрашенных поверхностях кузова. Кроме того, при ветре чехол элементарно механически истирает краску, а зимой примерзает к кузову. Короче, вреда от него неизмеримо больше, чем сомнительной пользы. Приемлем разве что чехол из лёгкой водонепроницаемой ткани, надёжно закреплённый на достаточном расстоянии от кузовных панелей, и только на время дождей.
Вообще, следует отдавать себе отчёт в том, что, к сожалению, в климатических условиях большей части России кузов автомобиля при хранении на улице будет неминуемо поражаться коррозией — к этому надо быть готовым перед покупкой автомобиля в отсутствии гаража. Но при этом поражение его будет выборочным, в основном там, где скапливается и не просыхает поступающая с осадками вода, а также в местах, где защитное покрытие по той или иной причине повреждено — а следовательно, с ним можно достаточно успешно бороться.
Совет в случае, когда машину приходиться бросать под открытым небом, такой — заменить ВСЕ уплотнители на новые, прочистить щели для слива воды в дверях и порогах, сделать хороший антикор (особенно в полостях), пользоваться полиролью и после каждого дождя удалить скопившуюся влагу. В перманентно дождливое время и зимой — замазать все хромированные части и пороги мовилем (смывается бензином, керосином или специальным средством для удаления битумных пятен). Любые повреждения лакокрасочного покрытия и проявления коррозии следует устранять незамедлительно, даже если последствия ремонта с эстетической точки зрения выглядят хуже самих повреждений, причём ржавые язвочки следует зачищать до чистого металла на всей площади очага, а не просто вскрывать.
Это во всяком случае замедлит процесс коррозии, иногда настолько существенно, что кузов сможет протянуть в течение многих лет. Увы — не в лучшем визуальном состоянии: что либо поделать с разрушением краски из-за воздействия солнечного света (часто говорят о её выгорании, но на самом деле мало мальски современные краски выгорают как раз довольно слабо — как максимум чуть меняют свой оттенок; речь идёт именно о постепенном разрушении поверхностных слоёв краски под воздействием ультрафиолетового излучения, что обуславливает появление матового белёсого налёта, удаляемого только механически, полировкой — что, естественно, уменьшает толщину слоя краски и ухудшает его защитные свойства) и механического истирания переносимыми ветром песком и пылью при таком способе хранения практически невозможно.
Кроме того, категорически не следует ставить машину над открытой почвой или на грязь — только на асфальт или бетон. Гумусовые кислоты из земли — далеко не лучший друг металла. В крайнем случае, можно обильно посыпать место стоянки гравием, заложить кирпичом, бетонными плитами и т.п.
Очень хорошие результаты даёт использование навеса. Многие авторы называют такой способ хранения наилучшим из всех. Действительно — и хорошая вентиляция, и защита от осадков, и отсутствие доступа прямых солнечных лучей. Жаль, что воспользоваться этим способом может, пожалуй, лишь житель частного дома, а для обитателя многоэтажки это, так скажем, затруднительно.
Практически столь же хорош и дощатый сарай с большими щелями между досками — та же вентиляция. Главное, разумеется — чтобы не текла крыша и не был сырым пол.
Обычно в качестве наилучшего способа защиты машины от коррозии называют гараж. На самом деле это не совсем так. Часто даже — совсем не так.
Если гараж сырой (а большинство как металлических, так и не оштукатуренных кирпичных и блочных — именно такие), то для длительного хранения автомобиля они не подходят. Конденсат проникает в скрытые полости кузова, откуда он уже не удаляется в течение всей стоянки в гараже, в результате чего машина, стоящая в таком гараже без движения в течении нескольких лет, истлевает изнутри. Вытащенные из таких гаражей машины обычно оказываются в состоянии намного худшем, чем простоявшие много лет на улице — полная труха. Только правильно построенный гараж — построенный на сухом месте, с бетонированным полом, наглухо закрывающимися ямой и подвалом, оштукатуренными или, в случае металлического, обшитыми деревом или заложенными кирпичом стенами, а главное — хорошей вентиляцией, обязательно и приточной, и вытяжной — годиться для круглогодичного хранения машины и постановки её на консервацию.
Если же на стенах вашего гаража вы постоянно видите росу, металл в нём покрывается ржавой коркой, дерево — серой гнилью, бумага отсыревает, и тем более — если с потолка в сильный дождь течёт, а яма по весне превращается в бассейн — лучше используйте его только для ремонта или недолгих стоянок, а постоянно хранить машину перед домом. Во всяком случае, хуже, чем в нём, при стоянке на улице машине точно не будет (если не учитывать ситуации сугубо криминогенного характера).
Зимой я бы посоветовал перед постановкой в гараж на хранение автомобиль охладить в течении нескольких часов. При отрицательной температуре коррозия практически не идёт. Поэтому ваша задача — чтобы машина как можно скорее промёрзла. Если же поставить автомобиль в гараж тёплым, он нагреет воздух в гараже и после этого ещё долго не промёрзнет — соответственно, во всех влажных местах будет идти коррозия, пока он не промёрзнет. Кроме того, как мне кажется, снег с крыши гаража лучше не счищать — он играет роль теплоизолятора и не даёт гаражу прогреться на солнечных лучах.
Хуже всего же автомобилю в гараже в межсезонье, когда температура в течение дня колеблется между положительной и отрицательной, а на улице постоянная сырость.
Как ни странно, часто ещё хуже показывает себя на практике предмет вожделения многих автолюбителей — отапливаемый гараж. Дело в том, что годиться он по настоящему только для хранения автомобиля на консервации, в тщательно вымытом и подготовленном виде (о консервации см. ниже). В этом случае он действительно идеален, в его комнатных условиях — темноте и тепле — идеально сохраняется не только кузов, но и обивка, пластиковые детали, и так далее.
Использование же отапливаемого гаража для парковки автомобиля во время его эксплуатации обычно кузову только во вред. В тепле коррозия идёт намного быстрее, а из-за отсутствия вентиляции автомобиль может не просыхать в таком гараже неделями; кроме того — на холодный кузов автомобиля, поставленного на хранение в тёплый гараж, выпадают литры конденсата, так как воздух гаража тёплый и сырой, особенно если он построен неправильно и имеет плохую вентиляцию, что, во всяком случае, в России — отнюдь не редкость. Вытяжка в таком гараже должна работать в полную силу, чтобы не создавалось застоя воздуха.
Зимой к этому присоединяется соль, которая в тепле может уничтожить кузов поразительно быстро. На кузовах автомобилей, хранившихся в ведомственных отапливаемых гаражах, сквозные дыры появлялись на третий год, а после четырёх-пяти лет эксплуатации они годились только на списание. При стоянке же в мороз на открытом воздухе или в холодном гараже автомобиль довольно быстро остывает и коррозия если не прекращается, то сильно замедляется.
КОНСЕРВАЦИЯ
Консервацией называют постановку автомобиля на очень длительное хранение. Здесь приводится описание действий из широко распространённой книги «Автомобиль „Волга“ ГАЗ-21» за авторством В.И. Борисова. В квадратных скобках даны мои примечания.
КОНСЕРВАЦИЯ АВТОМОБИЛЯ
Под консервацией автомобиля понимается комплекс технических мер, обеспечивающих исправность автомобиля при длительном его хранении.
Наилучшая сохранность достигается при хранении автомобиля в чистом утепленном, темном помещении с температурой воздуха не ниже 5 °C и относительной влажностью 40—70 %. В этом случае воду из системы охлаждения не сливают, а аккумуляторную батарею и радиоприемник не снимают.
В качестве консервационной смазки для хромированных и неокрашенных частей автомобиля следует применять пушечную смазку [т.н. пушсало] или технический вазелин. Применять солидол для этих целей нежелательно, так как его надо заменять через каждые два месяца.
ПОДГОТОВКА АВТОМОБИЛЯ К КОНСЕРВАЦИИ
Перед длительным хранением автомобиля нужно выполнить следующее:
ОБСЛУЖИВАНИЕ АВТОМОБИЛЯ ПРИ КОНСЕРВАЦИИ
При длительном хранении автомобиля следует периодически производить его техническое обслуживание.
Один раз в два месяца необходимо выполнять следующие операции:
Снять брезент и осмотреть автомобиль. При обнаружении ржавчины пораженные участки очистить и закрасить или смазать.
Вывернуть свечи зажигания, залить в каждый цилиндр по 30 г масла для двигателя, включить первую передачу, провернуть коленчатый вал пусковой рукояткой на 10—15 оборотов и ввернуть свечи.
Повернуть рулевое колесо 2—3 раза в каждую сторону. Если в качестве консервационной смазки применялся солидол, удалить его и смазать свежим.
Один раз в четыре месяца заменить бензин в баке свежим, так как при длительном хранении из бензина выделяется смола.
ПОДГОТОВКА АВТОМОБИЛЯ К ЭКСПЛУАТАЦИИ ПОСЛЕ КОНСЕРВАЦИИ
Удалить промасленную бумагу и изоляционную ленту, которыми были заклеены детали автомобиля.
Удалить консервационную смазку.
Смазать все точки автомобиля согласно карте смазки.
Поднять давление в шинах до 1,7 кГ/см2.
Слить отстой бензина из бензинового бака.
Перед пуском двигателя залить по одной столовой ложке масла для двигателей в каждый цилиндр.
Проверить уровень масла в картере двигателя и слить лишнее масло.
Зарядить [аккумуляторную] батарею.