Ильин был самым умным не только в нашем классе а также во всей школе

ЕГЭ. Русский язык. Задание 8. Грамматические ошибки. Вариант 3

ЕГЭ. Задание 8. Вариант 3

Просмотр содержимого документа
«ЕГЭ. Русский язык. Задание 8. Грамматические ошибки. Вариант 3»

Установите соответствие между предложениями и ошибками, в которых они допущены.

А) нарушение связи между подлежащим и сказуемым
Б) ошибка в построении предложения с однородными членами
В) неправильное построение предложения с косвенной речью
Г) нарушение в построении предложения с причастным оборотом
Д) нарушение в построении предложения с несогласованным приложением

1) Мистер Томпсон спросил, правильно ли я понял то, что вы сказали.
2) Мы пригласили на этот праздник людей, интересующимся нашим проектом.
3) Человек должен быть не только добрым и отзывчивым, а также справедливым и честным,

хоть это и бывает сложно.
4) Присутствующие в зале зрители заметили, что актер, играющий главную роль, перепутал

текст.
5) Многие из тех, кто имели некоторые причины интересоваться его судьбой, слишком мало

могли узнать о нем за всё это время
6) Читая интересную книгу, возникает непреодолимое желание встретиться с главными героями.
7) Согласно подсчетов в этом городе проживает миллион человек.
8) Недавно в журнале “Андромеде” я прочитал интереснейшую статью о новом созвездии,

открытом учеными.
9) В романе “Обломов” главным героем является не только Обломов, но и его лень.

А) нарушение связи между подлежащим и сказуемым
Б) нарушение в построении предложения с несогласованным приложением
В) Неправильное употребление падежной формы существительных и местоимений с предлогом
Г) нарушение в построении предложения с причастным оборотом
Д) ошибка в построении предложения с однородными членами

1) Согласно результатов экзаменов он был лучшим не только в классе, но и в школе.
2) Он умел говорить не только по-английски, но и писать статьи по-немецки.
3) Он спросил, что смогу ли я помочь ему в этом нелегком деле.
4) Прочитанная книга на досуге не только дает человеку новые знания, но и заставляет

задуматься о серьезных вопросах и воспитывает душу.
5) Многие из тех, кто бывал в прекрасных Тбилиси, были поражены красотой местных пейзажей.
6) Все, кто участвовал в конкурсе, получили памятные подарки.
7) Хотя он знал все ответы на поставленные преподавателем вопросы, но не смог

сформулировать свои мысли правильно.
8) Те, кто пропустят пощечину и не вызовет на дуэль, подлецы.
9) По прибытии в Барселону он первым делом осмотрел местные пляжи.

А) неправильное употребление падежной формы существительного и местоимения с предлогом и без
Б) нарушение видо-временной соотнесенности глагольных форм
В) нарушение связи между подлежащим и сказуемым
Г) нарушение в построении предложения с причастным оборотом
Д) ошибка в построении предложения с однородными членами

1) Ученые выяснили, что не только люди, но и животные способны распознавать своё

отражение в зеркале.
2) Калитин заявил, что я не согласен с обвинениями, выдвинутыми в мой адрес.
3) Вася был очень голодным и жадно смотрел на стол, облизывая ложку, поскольку

приготовленная каша мамой еще не остыла,
4) Хорошо отдохнув, он вернулся с деревни в город.
5) На минуту Арсений остановился, задержал дыхание и идет дальше.
6) Никто из проживающих точно не скажут, когда будет горячая вода.
7) В фильме “Зеркало” Тарковский хотел показать сложность человеческой души.
8) Многие из тех, кого вы знаете, знакомы с этим загадочным человеком.
9) Он любил и интересовался искусством с самого раннего детства, поэтому был частым

А) неправильное построение предложения с деепричастным оборотом
Б) ошибка в построении СПП
В) нарушение в построении предложения с причастным оборотом
Г) ошибка в построении предложения с однородными членами
Д) нарушение управления

1) Прочитав статью, я стал еще больше гордиться за свою школу.
2) В журнале “Литературный мир” недавно появилась статья о творчестве великого поэта С.

Есенина.
3) Он спросил, что знаю ли я, где можно купить роман “Война и мир”.
4) Прочитав книгу, мне стало грустно.
5) Если бы не чувство привязанности к этой капризной особе, то я бы давно уже отправился в

кругосветное путешествие.
6) Жители Курильских островов до сих пор не могут оправиться после цунами, обрушившейся

в прошлом месяце.
7) На праздник пришли все учащиеся, преподаватели, родители и дети.
8) Вопреки несбывшимся желаниям он твердо верил в то, что на его улице когда- нибудь

будет праздник.
9) Пересмотрев огромное количество шедевров кинематографа, Ежевикин решил, что его

1) Немногие из моих знакомых, кто прогуливали школу, стали успешными людьми.
2) Профессор отметил, что до чего ленивы его студенты, но вопреки своему недовольству решил дать им еще один шанс исправить оценки.
3) Только узнав тонкости гончарного дела, он решил взяться за серьезную работу.
4) Автор романа с уверенностью утверждает, что “я никогда бы не стал писать это произведение, если бы не был уверен в его важности для поколения”.
5) Пораженный этой новостью, он быстро ходил по комнате, не понимая, что делать.
6) Распахнулся занавес, включился свет, и люди в зале встали и аплодировали.
7) В “Аргументах и фактах” вышла обличительная статья о министре образования.
8) Фрукты, овощи и яблоки давно известны благодаря своим полезным свойствам.
9) В поэме “Мертвых душах” Гоголь отразил своеобразие человеческих характеров.

Источник

Русский язык. Литература

Рубрики

Июль 2022

ПнВтСрЧтПтСбВс
123
45678910
11121314151617
18192021222324
25262728293031

Top-5 за сегодня

Top-5 за всё время

Peклaмa

Поиск

8 задание — 5 баллов

Размещено 19.09.19 в рубрике 11 класс, ЕГЭ

A) нарушение связи между подлежащим и сказуемым
Б) неправильное построение предложения с косвенной речью
B) нарушение в построении предложения с причастным оборотом
Г) нарушение в построении предложения с несогласованным приложением
Д) неправильное употребление падежной формы местоимения с предлогом.

1) В журнале «Юности» была впервые опубликована повесть Б. Васильева «А зори здесь тихие».
2) Мы знаем писателей, благодаря которых оживают страницы истории.
3) Романы Толстого и Достоевского инсценировались кинорежиссерами США, Франции, Италии, Японии.
4) Нравственные, этические нормы должны быть переняты нами из опыта великих мастеров прошлого.
5) Александр Николаевич Островский — знаменитый русский писатель и драматург, оказавший значительное влияние на развитие национального театра.
6) В «Песне про купца Калашникова» М.Ю. Лермонтова отражены поэтические размышления не столько об эпохе Ивана Грозного, сколько о своей современности, о правах человеческой личности.
7) Всем с детства знакома история Маугли, воспитанного волчьей стаей и сражающемся с тигром Шерханом.
8) Никто из декабристов не ожидали никаких милостей от царя.
9) Тарас Бульба сказал сыновьям, что «поедете в Запорожскую Сечь и будете сражаться с ляхами».

2/
Установите соответствие между грамматическими ошибками и предложениями, в которых они допущены: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.

А) нарушение связи между подлежащим и сказуемым
Б) ошибка в построении предложения с однородными членами
В) неправильное построение предложения с косвенной речью
Г) нарушение в построении предложения с причастным оборотом
Д) нарушение в построении предложения с несогласованным приложением

1) Мистер Томпсон спросил, правильно ли я понял то, что вы сказали.
2) Мы пригласили на этот праздник людей, интересующимся нашим проектом.
3) Человек должен быть не только добрым и отзывчивым, а также справедливым и честным, хоть это и бывает сложно.
4) Присутствующие в зале зрители заметили, что актер, играющий главную роль, перепутал текст.
5) Многие из тех, кто имели некоторые причины интересоваться его судьбой, слишком мало могли узнать о нем за всё это время
6) Читая интересную книгу, возникает непреодолимое желание встретиться с главными героями.
7) Согласно подсчетов в этом городе проживает миллион человек.
8) Недавно в журнале “Андромеде” я прочитал интереснейшую статью о новом созвездии, открытом учеными.
9) В романе “Обломов” главным героем является не только Илья Ильич, но и его лень.

3/
ГРАММАТИЧЕСКИЕ ОШИБКИ

А) нарушение связи между подлежащим и сказуемым
Б) нарушение в построении предложения с несогласованным приложением
В) Неправильное употребление падежной формы сущ. и мест. с предлогом
Г) нарушение в построении предложения с причастным оборотом
Д) ошибка в построении предложения с однородными членами

1) Согласно результатов экзаменов он был лучшим не только в классе, но и во всей школе.
2) Он умел говорить не только по-английски, но и писать статьи по-немецки.
3) Он спросил, что смогу ли я помочь ему в этом нелегком деле.
4) Прочитанная книга на досуге не только дает человеку новые знания, но и заставляет задуматься о серьезных вопросах и воспитывает душу.
5) Многие из тех, кто бывал в прекрасных Тбилиси, были поражены красотой местных пейзажей.
6) Все, кто участвовал в конкурсе, получили памятные подарки.
7) Хотя он знал все ответы на поставленные преподавателем вопросы, но не смог сформулировать свои мысли правильно.
8) Те, кто пропустят пощечину и не вызовет на дуэль, подлецы.
9) По прибытии в Барселону он первым делом осмотрел местные пляжи.

4.
А) неправильное построение предложения с деепричастным оборотом
Б) ошибка в построении сложного (сложноподчиненного) предложения
В) нарушение в построении предложения с причастным оборотом
Г) ошибка в построении предложения с однородными членами
Д) нарушение управления

1) Прочитав статью, я стал еще больше гордиться за свою школу.
2) В журнале “Литературный мир” недавно появилась статья о творчестве великого поэта С. Есенина.
3) Он спросил, что знаю ли я, где можно купить роман “Война и мир”.
4) Прочитав книгу, мне стало грустно.
5) Если бы не чувство привязанности к этой капризной особе, то я бы давно уже отправился в кругосветное путешествие.
6) Жители Курильских островов до сих пор не могут оправиться после цунами, обрушевшейся в прошлом месяце.
7) На праздник пришли все учащиеся, преподаватели, родители и дети.
8) Вопреки несбывшимся желаниям он твердо верил в то, что на его улице когда-нибудь будет праздник.
9) Пересмотрев огромное количество шедевров кинематографа, Ежевикин решил, что его призвание – режиссура.

5.
А) неправильное построение предложения с косвенной речью
Б) нарушение в построении предложения с несогласованным приложением
В) ошибка в построении сложного (сложноподчиненного) предложения
Г) нарушение видо-временной соотнесенности глагольных форм
Д) нарушение связи между подлежащим и сказуемым

1) Немногие из моих знакомых, кто прогуливали школу, стали успешными людьми.
2) Профессор отметил, что до чего ленивы его студенты, но вопреки своему недовольству решил дать им еще один шанс исправить оценки.
3) Только узнав все тонкости гончарного дела, Михаил решил взяться за серьезную работу.
4) Автор романа с уверенностью утверждает, что “я никогда бы не стал писать это произведение, если бы не был уверен в его важности для поколения”.
5) Пораженный этой новостью, он стал быстро ходить по комнате, не понимая, что предпринять.
6) Внезапно распахнулся занавес, включился свет, и люди в зале встали и аплодировали.
7) В “Аргументах и фактах” вышла обличительная статья о министре образования.
8) Фрукты, овощи и яблоки давно известны благодаря своим полезным свойствам.
9) В романе “Мертвых душах” Гоголь отразил своеобразие человеческих характеров

6.
А) нарушение видо-временной соотнесённости глагольных форм
Б) нарушение связи между подлежащим и сказуемым
В) ошибка в построении предложения с однородными членами
Г) нарушение в построении сложного предложения
Д) неправильное построение предложения с деепричастным оборотом

1) Когда Печорин видит Бэлу, он захотел её украсть.
2) Продавец разъяснил о том, что покупатель не прочитал инструкцию и испортил телефон.
3) Музыка к драме «Маскарад» была заказана Хачатуряну, который успел проявить себя как яркий театральный композитор, прекрасно чувствующий сцену.
4) В своей комедии «Горе от ума» Грибоедов обличил и высмеял чиновную Москву — фамусовых, скалозубов, молчалиных.
5) Сведений о первом показе зрителям сцен из «Маскарада» в 1852 году до нас дошло мало.
6) Слушая музыку к драме «Маскарад», вальс звучал в моей душе.
7) Драма «Маскарад» написан М.Ю. Лермонтовым в 1835 году.
8) Женившись на Нине, Арбенин сознательно порывает с прошлым.
9) Об успехе не только пьесы, а также и спектакля писали петербургские газеты спустя полтора года после премьеры.

Источник

Переход к информационному обществу. Дорога в будущее

В истории развития цивилизации произошло несколько информационных революций — преобразований общественных отношений из-за кардинальных изменений в сфере обработки информации. Следствием подобных преобразований являлось приобретение человеческим обществом нового качества.

Первая революция связана с изобретением письменности, что привело к гигантскому качественному и количественному скачку. Появилась возможность передачи знаний от поколений к поколениям.

Вторая революция (середина XVI в.) была вызвана изобретением книгопечатания, которое радикально изменило индустриальное общество, культуру, организацию деятельности.

Третья революция (конец XIX в.) была обусловлена изобретением электричества, благодаря которому появились телеграф, телефон, радио, позволяющие оперативно передавать и накапливать информацию в любом объеме.

Четвертая революция (70-е гг. XX в.) связывается с изобретением микропроцессорной технологии и появлением персонального компьютера. На микропроцессорах и интегральных схемах создаются компьютеры, компьютерные сети, системы передачи данных (информационные коммуникации). Этот период характеризуют три фундаментальные инновации:

Последняя информационная революция выдвигает на первый план новую отрасль — информационную индустрию, связанную с производством технических средств, методов, технологий для производства новых знаний. Важнейшими составляющими информационной индустрии становятся все виды информационных технологий, особенно телекоммуникации. Современная информационная технология опирается на достижения в области компьютерной техники и средств связи.

Информационная технология — процесс, использующий совокупность средств и методов сбора, обработки и передачи данных (первичной информации) для получения информации нового качества о состоянии объекта, процесса или явления. Усложнение индустриального производства, социальной, экономической и политической жизни, изменение динамики процессов во всех сферах деятельности человека привели, с одной стороны, к росту потребностей в знаниях, а с другой — к созданию новых средств и способов удовлетворения этих потребностей.

Бурное развитие компьютерной техники и информационных технологий послужило толчком к развитию общества, построенного на использовании различной информации и получившего название информационного общества.

Японские ученые считают, что в информационном обществе процесс компьютеризации даст людям доступ к надежным источникам информации, избавит их от рутинной работы, обеспечит высокий уровень автоматизации обработки информации в производственной и социальной сферах. Движущей силой развития общества должно стать производство информационного, а не материального продукта. Материальный же продукт станет более емким информационно, что означает увеличение доли инноваций, дизайна и маркетинга в его стоимости.

Здесь изменятся не только производство, но и весь уклад жизни, система ценностей, возрастет значимость культурного досуга по отношению к материальным ценностям. По сравнению с индустриальным обществом, где все направлено на производство и потребление товаров, в информационном обществе производятся и потребляются интеллект, знания, что приводит к увеличению доли умственного труда. От человека потребуется способность к творчеству, возрастет спрос на знания.

Материальной и технологической базой информационного общества станут различного рода системы на базе компьютерной техники и компьютерных сетей, информационной технологии, телекоммуникационной связи.

В реальной практике развития науки и техники передовых стран в конце XX в. постепенно приобретает зримые очертания созданная теоретиками картина информационного общества. Прогнозируется превращение всего мирового пространства в единое компьютеризированное и информационное сообщество людей, проживающих в электронных квартирах и коттеджах. Любое жилище будет оснащено всевозможными электронными приборами и устройствами. Деятельность людей будет сосредоточена на обработке информации, а материальное производство и производство энергии будет возложено на машины.

При переходе к информационному обществу возникает новая индустрия переработки информации на базе компьютерных и телекоммуникационных информационных технологий.

Ряд ученых выделяют характерные черты и критерии перехода:

решена проблема информационного кризиса, т. е. разрешено противоречие между информационной лавиной и информационным голодом;

Существует опасность разрыва между “информационной элитой” (людьми, занимающимися разработкой информационных технологий) и потребителями.

Деятельность отдельных людей, групп, коллективов и организаций сейчас все в большей степени начинает зависеть от их информированности и способности эффективно использовать имеющуюся информацию. Прежде чем предпринять какие-то действия, необходимо провести большую работу по сбору и переработке информации, ее осмыслению и анализу. Отыскание рациональных решений в любой сфере требует обработки больших объемов информации, что подчас невозможно без привлечения специальных технических средств.

Возрастание объема информации особенно стало заметно в середине XX в. Лавинообразный поток информации хлынул на человека, не давая ему возможности воспринять эту информацию в полной мере. В ежедневно появляющемся новом потоке информации ориентироваться становится все труднее. Подчас выгоднее стало создавать новый материальный или интеллектуальный продукт, нежели вести розыск аналога, сделанного ранее. Образование больших потоков информации обуславливается:

Как результат — информационный кризис, который имеет следующие проявления:

Эти причины породили весьма парадоксальную ситуацию: в мире накоплен громадный информационный потенциал, но люди не могут им воспользоваться в полном объеме в силу ограниченности своих возможностей. Информационный кризис поставил общество перед необходимостью поиска путей выхода из создавшегося положения. Внедрение компьютеров, современных средств переработки и передачи информации в различные сферы деятельности послужило началом нового эволюционного процесса, называемого информатизацией, в развитии человеческого общества, находящегося на этапе индустриального развития.

Информатизация общества — организованный социально-экономический и научно-технический процесс создания оптимальных условий для удовлетворения информационных потребностей и реализации прав граждан, органов государственной власти, органов местного самоуправления, организаций, общественных объединений на основе формирования и использования информационных ресурсов. Информатизация общества является одной из закономерностей современного социального прогресса. Этот термин все настойчивее вытесняет широко используемый до недавнего времени термин “компьютеризация общества”. При внешней схожести этих понятий они имеют существенное различие.

При компьютеризации общества основное внимание уделяется развитию и внедрению технической базы компьютеров, обеспечивающих оперативное получение результатов переработки информации и ее накопление.

При информатизации общества основное внимание уделяется комплексу мер, направленных на обеспечение полного использования достоверного, исчерпывающего и своевременного знания во всех видах человеческой деятельности.

Таким образом, “информатизация общества” является более широким понятием, чем “компьютеризации общества”, и
направлена на скорейшее овладение информацией для удовлетворения своих потребностей. Информатизация на базе внедрения компьютерных и телекоммуникационных технологий является реакцией общества на потребность в существенном увеличении производительности труда в информационном секторе общественного производства, где сосредоточено более половины трудоспособного населения. Так, например, в информационной сфере США занято более 60 % трудоспособного населения, в СНГ — около 40 %.

В настоящее время все страны мира в той или иной степени осуществляют процесс информатизации. Неправильно выбранная стратегия информатизации или ее недостаточные динамизм и мобильность могут привести к существенным изменениям во всех сферах жизни страны. Как известно, первая страна, которая начала информатизацию, — это США. Другие промышленно развитые страны мира, поняв перспективность и неизбежность этого направления, достаточно быстро сориентировались и стали наращивать темпы внедрения компьютеров и средств телекоммуникаций.

В большинстве развитых стран понимают, что без чрезвычайных усилий отставание в области информационных и коммуникационных технологий может стать необратимым для их развития в целом. Руководители некоторых стран “третьего мира” с нарастающей тревогой наблюдают за все большим отставанием их от промышленно развитых стран, осуществляющих информатизацию. Это может привести к тому, что страна будет восприниматься как сырьевой придаток сообщества информационно и промышленно развитых стран. Это в полной мере относится и к России.

В любой стране понимают в той или иной мере неизбежность и необходимость претворения в жизнь идей информатизации общества. Многие страны имеют национальные программы информатизации с учетом местных особенностей и условий. Однако при создании и внедрении таких программ следует опираться на опыт передовых стран, учесть их успехи и неудачи, отразить в них существующие и перспективные тенденции информатизации.

Результатом процесса информатизации является создание информационного общества, где манипулируют не материальными объектами, а символами, идеями, образами, интеллектом, знаниями. Если рассмотреть человечество в целом, то оно в настоящее время переходит от индустриального общества к информационному.

Для каждой страны движение от индустриального этапа развития к информационному определяется степенью информатизации общества.

Одной из отличительных особенностей жизни в современном обществе является гигантское развитие средств массовой информации. Поставленные современными научно-техническими разработками на качественно новый уровень и объединенные средствами связи в мировые информационно-коммуникационные сети, они оказывают чрезвычайно сильное влияние на психологию громадной массы людей во всем мире. Особенно сильно и отчетливо это обнаруживается в наиболее развитых странах Западной Европы, США, Японии, Великобритании. С помощью средств массовой информации возможно манипулирование общественным мнением, создание необходимых психологических предпосылок для формирования политических решений в различных сферах деятельности.

Развитию средств массовой информации во многом способствует процесс информатизации общества. Появление новых технических средств, информационных технологий и др. обеспечивает своевременный сбор, накопление, оперативную обработку и передачу информации в любую точку мирового пространства. Как следствие, становится возможным принятие оперативных решений и целенаправленных воздействий на общество. Это одна из причин, вследствие которых правительства наиболее передовых стран в последние годы стали уделять большое внимание развитию информационной сферы производства. Наряду с позитивным влиянием информатизации общества на средства массовой информации существует и негативное. Так, ряд ученых во многих странах заявляют, что технический прогресс в сфере массовой коммуникации служит в некоторых случаях социальному регрессу общества, так как порой разрушает веками создаваемые социальные коммуникационные связи.

Средства массовой информации также могут оказывать влияние на процесс информатизации общества, рекламируя новые информационные продукты и услуги, формируя общественное мнение о приоритетности этого процесса по сравнению с другими, о первостепенной важности проводимых мероприятий по его интенсификации, о роли информационной сферы в модели будущего.

В период перехода к информационному обществу необходимо подготовить человека к быстрому восприятию и обработке больших объемов информации, овладению им современными средствами, методами и технологией работы. Кроме того, новые условия работы порождают зависимость информированности одного человека от информации, приобретенной другими людьми. Поэтому уже недостаточно уметь самостоятельно осваивать и накапливать информацию, а надо научиться такой технологии работы с информацией, когда подготавливаются и принимаются решения на основе коллективного знания. Это говорит о том, что человек должен иметь определенный уровень культуры по обращению с информацией. Для отражения этого факта был введен термин “информационная культура“.

Информационная культура — умение целенаправленно работать с информацией и использовать для ее получения, обработки и передачи компьютерную информационную технологию, современные технические средства и методы.

Для свободной ориентации в информационном потоке человек должен обладать информационной культурой как одной из составляющих общей культуры. Информационная культура связана с социальной природой человека. Она является продуктом разнообразных творческих способностей человека и проявляется в следующих аспектах:

Неотъемлемой частью информационной культуры являются знание новой информационной технологии и умение ее применять как для автоматизации рутинных операций, так и в неординарных ситуациях, требующих нетрадиционного творческого подхода.

Необходимо начать овладевать информационной культурой с детства. Для вузов социальным заказом информационного общества следует считать обеспечение уровня информационной культуры студента, необходимой для работы в конкретной сфере деятельности. Причем наряду с изучением теоретических дисциплин информационного направления много времени необходимо уделить компьютерным информационным технологиям, являющимся базовыми составляющими будущей сферы деятельности. Качество обучения должно определяться степенью закрепленных устойчивых навыков работы в среде базовых информационных технологий при решении типовых задач сферы деятельности.

В информационном обществе центр тяжести приходится на общественное производство, где существенно повышаются требования к уровню подготовки всех его участников. Поэтому в программе информатизации следует особое внимание уделить информатизации образования как направления, связанного с приобретением и развитием информационной культуры человека. Это ставит образование в положение “объекта” информации, где требуется так изменить содержание подготовки, чтобы обеспечить будущему специалисту не только общеобразовательные и профессиональные знания в области информатики, но и необходимый уровень информационной культуры.

Повсеместное внедрение персонального компьютера во все сферы народного хозяйства, новые его возможности по организации “дружественной” программной среды, ориентированной на пользователя, использование телекоммуникационной связи, обеспечивающей новые условия работы специалистов, применение информационных технологий для самой разнообразной деятельности, постоянно растущая потребность в специалистах, способных ее осуществлять, ставят перед государством проблему по пересмотру всей системы подготовки на современных технологических принципах. В нашей стране решение этой проблемы находится на начальной стадии, поэтому целесообразно учесть опыт наиболее развитых стран, где этот процесс уже получил значительное развитие.

Источник

ЧЕТЫРЕХУРОВНЕВАЯ МОДЕЛЬ МЫШЛЕНИЯ

В конце 60-70-х гг. XX в. в отечественной психологии исследовательский интерес в значительной мере начал концентрироваться вокруг различных аспектов исследования творчества (Я. А. Пономарев, Н.Г. Алексеев, Э.Г. Юдин, И.Н. Семенов и др.). Именно в этом контексте создавалась первоначально модель мышления, условно названная затем четырехуровневой. Исходный материал для построения Ч.м.м. составил анализ решений задач на сообразительность. В этих задачах привычные, как бы само собой разумеющиеся приемы действия не давали ожидаемого результата и для получения правильного ответа надо было найти новое, субъективно неожиданное основание. Вот пример подобной задачи: «Часы отбивают 6 ударов за 6 секунд. Сколько времени уходит на 12 ударов?» Внешняя ее простота весьма обманчива, в чем легко убедиться, приложив для решения определенные усилия.

По данной Ч.м.м. мыслительный процесс представляет собой одновременное движение по четырем качественно не сводимым друг к другу уровням: операциональному, предметному, рефлексивному и личностному.

Операциональный уровень. Природа объектов этого уровня задается его названием, мысль фиксируется на отдельных конкретных действиях либо на связках этих действий (операциях). Решая, напр., арифметическую задачу, человек («в уме» или на бумаге) складывает, вычитает, делит и умножает, а также учитывает, в какой последовательности это сделать. Аналогично и в шахматах, когда, напр., идет конкретный просчет к.-н. варианта. Перемещение фигур («в уме» или непосредственно на доске) играет ту же роль для решения шахматной задачи, что и арифметические операции для решения математической. Наличие любой операции легко установить по характерным признакам: сокращенность, авто – матизированность и преобразование. Понять первый признак легко, сопоставив ход конем начинающим игроком и уже сложившимся шахматистом. В первом случае действие развернуто, надо отсчитать нужное количество клеток, вспомнить о возможности перепрыгивания через свои или чужие фигуры и т.д., во втором – все эти соображения свернуты, слиты в одно действие, не требующее для своего осуществления никаких усилий. Повторяющееся сокращенное действие становится автоматизированным (второй признак). Такое действие может включать в себя несколько шахматных ходов, автоматизированными могут быть стереотипные комбинации и жертвы, маневры отдельными фигурами и т.д. Сокращенное, автоматизированное действие ведет к тем или иным преобразованиям материала (трейтий признак); характер преобразуемого материала может быть при этом каким угодно. Т.о., операции (операциональный уровень движения мысли) будут иметь место в тех случаях, когда осуществляются сокращенные, автоматизированные действия по преобразованию к.-л. материала. Мышление отнюдь не исчерпывается движением по этому уровню, но он играет в нем большую роль, обеспечивая реальное достижение конкретного результата. Так, для шахматистов пробелы на операциональном уровне работы (напр., невозможные ходы, грубые подстановки при расчете в уме на третьем и четвертом ходах) могут оказаться весьма серьезным препятствием в росте спортивных результатов.

Предметный уровень. Здесь объектом выступает сама действительность, с к-рой сталкивается человек, решающий нек-рую задачу. Движение мысли направлено на ее анализ, на максимально полное и адекватное ее понимание в существенных в данном случае особенностях. В сознании думающего (решающего задачу) преднамеренно или непреднамеренно возникают отдельные представления, фрагменты знания, относящиеся к задаче. Данный процесс направлен на построение модели ситуаций задачи. Такая модель дает возможность выработать на ее основе правильный, приводящий к нужному результату план действий. В психологии имеется лаконичное выражение, довольно точно передающее смысл движения мысли на данном ее уровне – построение ориентировочной основы действия. Так, при решении математической задачи вхождение в ее условие, выделение основных зависимостей между заданными величинами, прикидка необходимых для решения формул характеризуют движение мысли на предметном уровне. Для шахмат этому соответствует процесс общей оценки позиции, припоминание различных «тематизмов», принципов разыгрывания стандартных ситуаций, выделение характерных особенностей позиции и т.д. Характер движения на предметном уровне, как правило, заключается в отнесении имеющихся по данному предмету знаний к ситуации задачи. Идет как бы прикидка, при помощи чего, опираясь на что, можно овладеть ситуацией, достичь поставленной цели. Характерными признаками, позволяющими установить, что мысль движется на предметном уровне, служат высказывания, в к-рых описывается либо сама ситуация (проблема) в ее содержательном аспекте, либо знания, необходимые для разрешения ее.

Рефлексивный уровень. Под рефлексией понимают процесс самопознания субъектом внутренних психических актов и состояний. По каким признакам можно судить о наличии рефлексивных процессов? Как правило, рефлексия начинается с сомнения (что не следует отождествлять с неуверенностью как определенной личностной чертой), возникающего, когда привычные приемы действия «не срабатывают». Действие, к-рое почему-либо не получается, не может быть выполнено, должно быть остановлено, чтобы стать объектом рассмотрения. В речи (речевой продукции испытуемого, когда мы имеем экспериментальную ситуацию) эквивалент остановки действия – его фиксация. Именно фиксации выступают формальным признаком перехода на рефлексивный уровень движения мысли, начала движения на нем. Специально выделяя и указывая, как он собирается поступать, в связи с чем, человек тем самым как бы выносит свое действие, его характер на собственное рассмотрение, делает объектом внимания. Заметим, что при очевидности действия и отсутствии затруднения ему это просто не нужно. Второй формальный признак (фиксируемый в речи)

движения на рефлексивном уровне – это вопросы, к-рые начинают задавать испытуемые экспериментатору или сами себе. Вопрос, как правило, уже направлен на выяснение причин затруднения или ошибок. Вопрос предваряет оценку правильности или неправильности своего действия в ходе решения нек-рой задачи. В оценке как бы подытоживается результат работы мысли на рефлексивном уровне. В личностном плане фиксации, вопросы, оценки, вытекающие из них установки на изменение типа действования образуют то особенное «состояние души», о к-ром говорил И. Кант, разъясняя специфику рефлексии. В настоящее время принято говорить о «рефлексивном выходе»; последним словом подчеркивается перевод процессов мышления в иную плоскость, на себя, что и выражается в фиксациях, вопросах (в т. ч. прежде всего повернутых к себе) и оценках. Учитывая сказанное, нетрудно представить поле действия рефлексивных процессов в мышлении шахматиста. Они сконцентрированы (непосредственно в самом процессе игры) в контроле над собственной деятельностью, к-рая к тому же все время должна соотноситься с действиями соперника.

Личностный уровень. Вводя рассматриваемую Ч.м.м., необходимо иметь в виду, что мыслит не нек-рое абстрактное, счетно-решающее устройство, а конкретный человек со всеми индивидуальными особенностями, и это должно быть учтено в представлении о механизме мышления. Отношение человека к решаемой задаче, отношение к себе в процессе решения есть важная составляющая самого этого процесса – органическая его часть, конструктивный элемент, без к-рого нет системы, нет работающего механизма мышления. Объектом внимания на данном уровне выступает, следовательно, сам действующий человек. Направление мысли на «этот объект» обеспечивает возможность связи решения данной, в каждом конкретном случае ограниченной, задачи со всем предшествующим опытом действования, проводить кажущиеся невозможными параллели, связывая несвязы – ваемое, сопоставляя несопоставимое. В движении на личностном уровне обнаруживается собственно специфика человеческого подхода к решению интеллектуальных задач, его отличие от процессов (последовательности операций), реализуемых компьютером. В нем наиболее выпукло выступают достоинства и недостатки индивидуального мышления. Имеется группа показателей, позволяющих установить переход мысли на этот уровень. Характерно возникновение самооценок, характеристик себя в ситуации решения задачи – от предельно простых (типа «я не знаю» или «подобные задачи я уже решал») до дифференцированных («трудно перейти от одного к другому» или «найдешь изюминку, подъем чувствуется»). Спектр самооценок очень широк, анализ их характера (где и когда они возникают, их тип) дает много информации об организованности мышления. Тесно связаны с самооценками мотивировки. В них акцентируется подоснова и план возможного действия, а также отношение к нему: «интересно посмотреть», «это не может быть верным», «сначала надо прикинуть, а уж потом рассчитывать» и т.п. В мышлении на личностном уровне появляются др. люди: ссылки на авторитет, на прецедент решения той или иной задачи, происходит как бы мысленное обращение к чужому опыту. Заканчивая характеристику личностного уровня, подчеркнем две основные функции, выполняемые им в общем движении мысли. Во – первых, личностный уровень – «источник энергии», в нем заложены факторы продолжения (прекращения) начатого действия, им же определяется степень вовлеченности в действие, глубина самоотдачи в процессе его проведения. Во-вторых, на этом уровне осуществляется подключение решаемой задачи ко всему ранее накопленному опыту, т.к. при переходе на личностный уровень происходит выход за границы конкретной ситуации, обусловленной решаемой задачей.

Чтобы лучше представить ход движения мышления по рассматриваемой модели, движение по выделенным уровням и переходы с одного из них на другой, проанализируем один протокол задачи «Часы», текст к-рой приводился выше. Испытуемый – студент МГУ. С задачей он справился успешно, решив ее за 15 мин. Протокол приведен с нек-рыми сокращениями.

Испытуемый: «И это вся задача… Простенькая пропорция… Даже представлять не надо… Двенадцать секунд… Верно?»

Уже в этом небольшом фрагменте мысль пробежала по всем четырем уровням. Начало чисто личностное, через отношение к условию задачи просматривается собственная самооценка, она довольно высока, ее смысл – разве для меня эта задача, какая здесь может быть трудность. Это сыграло отрицательную роль: не вдумываясь в условия, испытуемый реализовал поверхностное, первое пришедшее на ум решение. Им фиксируется знание о пропорции (предметный уровень), к-рое, как ему кажется, поможет решить задачу. Знание актуализирует соответствующие операции (операциональный уровень), последние предельно свернуты, сокращены – ответ выдается «в уме». Легкость получения ответа порождает сомнение, отсюда возникает вопрос (рефлексивный уровень).

Экспериментатор: «Длительность времени самого удара не учитывается». /

Весьма примечательная и часто повторяющаяся ситуация: мысль с нек-рым нарастанием рефлексивной составляющей идет как бы по кругу. Все отчетливее фиксируется, уже как необходимость, важность продумывания своего способа работы. Операция повторяется замедленно, чтобы ее можно было представить, прочувствовать, как бы прослушивая в речи. Получение старого результата приводит к отрицанию использованного способа действия как неподходящего. Ищется новое предметное основание действия: прослушивание ничего не дало, попробуем увидеть. Рисунок в подобных ситуациях представляет собой знакомое замещение условия задачи, выделяющее ее скелет. Самим фактом намерения нарисовать осуществлен переход в новое состояние (содержание), осуществлен сдвиг к новому представлению предметного уровня.

Испытуемый: делает быструю зарисовку – линию с черточками ударов. Здесь проявляется операциональный уровень движения мысли, но характер операций уже другой.

Испытуемый: смотрит на рисунок. «О! а интервалов – то пять… Как я сразу этого не сообразил».

В восклицании фиксируется сравнение двух различных приемов отсчета: по ударам и по интервалам между ними. Это чисто рефлексивный ход мысли, когда сопоставляются два различных приема работы. Ведь само по себе это сопоставление не входит в решаемую задачу, оно надстраивается над ней, лежит в иной плоскости, плоскости анализа собственных мыслительных процессов.

Испытуемый: «Удар, его «толщина» значения не имеет… время, значит, уходит на интервал… подсчитаем… шесть секунд, пять интервалов… 6/5 секунды… а сколько интервалов на двенадцать ударов?» (Смотрит на рисунок. На один меньше… 11… осталось только перемножить… ответ – 13,2 секунды… Я был уверен, что решу».

Идет бурное продвижение на предметном уровне: всплывает, но уже в измененной функции, представление о «толщине», оно нужно для выделения модели (т.е. решение задачи)

необходимое (для данного человека) звено в переходе к «толщине» интервала. Как только правильная модель была создана, включается операциональный уровень. В движении по нему возникает перерыв, взгляд на рисунок. Определенное предметное движение мысли, формулирующее правило, что число интервалов на единицу меньше. Окончательное решение задачи на операциональном уровне. С психологической т.зр., представляют интерес заключительные слова. На первый взгляд, они к решению никак не относятся. Думается, что это не так. Аффективная концовка, подчеркивая завершение дела, характеризует значение для данного испытуемого личностного уровня движения мысли. Это как бы заранее строимая зарядка на будущее. Функция личностного уровня как энергетического потенциала проступает здесь очень отчетливо.

Мы кратко описали содержательные особенности Ч.м.м.: содержание движения мысли на четырех выделяемых уровнях, обусловленность переходов мысли с уровня на уровень, общий механизм «зацикливание – блокада». Были приведены отдельные иллюстрации и пояснения, в т.ч. и относящиеся к шахматам.

Источник

Компьютерная проблема 2000 года

Наступил 2000-ый год — год, вызвавший огромное количество споров и разговоров. Мало кто не слышал об ожидаемой проблеме грядущего тысячелетия; пресса сделала из этого целую сенсацию, тонны бумаги исписаны многочисленными обзорами, советами, предположениями. К сожалению, часто кроме пустых и расплывчатых разговоров да громких слов дело дальше не заходило. При этом данная проблема, в зависимости от темперамента журналиста, представлялась или концом света, или забавным происшествием, или проблемой, практически уже решенной.

Конец света из проблемы 2000 года (также обозначается как Y2k bug, Y2k-проблема; Y2k — обозначение 2000 года в Западных странах — Year 2 kilo) просто раздули поклонники жёлтых сенсаций. Паникёры всех мастей, не понимая ни сути, ни серьёзности проблемы, призывали строить избушки в чащах и запасаться дровами.

В своей работе я попытаюсь рассказать о проблеме-2000: о том, в чем заключается эта проблема, чего от нее ожидали, и что произошло.

Почему возникла проблема 2000 года?

Дело в том, что значения во многих компьютерных системах фиксируются в виде двузначных чисел; однако для полного выражения года той или иной даты требуется четыре цифры. Многие системы были разработаны исходя из молчаливого предположения того, что первые две цифры года — это 19. Поэтому, когда часы отсчитают время после 31/12/1999, программы и системы, основанные на этом предположении, не смогут правильно функционировать. Таким образом, имеется потенциал возникновения серьезных проблем при сравнении дат или проведении расчетов. Например, еще до наступления злополучного года некоторые компьютеры отказывались принимать кредитные карты, потому что они не могли опознать дату окончания срока действия, выраженную числом “00” (из-за отсталости России нас эта проблема не затронула, т. к. аппараты, работающие с кредитными карточками, появились у нас относительно недавно, и эта ошибка была в них ликвидирована).

Существует несколько причин, почему двухзначное число, а не четырехзначное обозначение годов являлось для программистов обычным стандартом: высокие затраты на хранение информации и экономия места, технические ограничения ранних версий компьютеров и системного программного обеспечения, простота вычислений и т. п. Фактически 20 – 30 лет назад, когда закладывались стандарты обработки дат, серьезно не задумывались о 2000 годе.

Существует множество причин, по которым могут возникнуть сбой или отказ компьютерной системы. Это и компьютерные вирусы, и внезапное отключение питания, ошибки оператора, пожар и т. д.

Коренным отличием проблемы-2000 являлось то, что сбои могли произойти сразу во множестве систем в один и тот же момент времени, т. е. чрезвычайные ситуации могли возникнуть повсеместно и одновременно. Когда солдаты идут в ногу — мост может обрушиться. Так и резонанс компьютерных сбоев мог привести к катастрофическим последствиям. Именно поэтому данная проблема получила статус общемировой

Петер де Яагер, системный программист, специализирующийся на проблеме 2000 года, описал ее как “самый крупный вызов, с которым сталкиваются системщики за всю жизнь”. Проблема 2000 года создает серьезную опасность для большинства промышленных, финансовых и сервисных секторов экономики.

Возможные ее последствия:

Отказы и сбои в работе систем управления воздушным транспортом. Компьютер, ведающий воздушными коридорами, может неправильно понять обнуление года и в лучшем случае просто прекратит свою работу, а в худшем — возьмет произвольную дату. Например, оператор сверился с компьютером и в 1999 году в 22:00 предоставил воздушный коридор для полета, затем компьютер отметил у себя в памяти, что коридор занят и им нельзя пользоваться, но после того, как часы пробили полночь и у машины обнулилась дата, он может взять тот год, от которого изначально писалась программа, например 1991. Если оператор запросит у компьютера сведения о данном коридоре в 2000 году, машина ответит, что коридор свободен, и нетрудно догадаться, что может произойти, если два самолета полетят друг другу навстречу в одном коридоре.

Отказы автоматизированного оборудования, приводящие к сбоям в работе электростанций. Стоит только представить, что целые города могут остаться без электроэнергии только из-за того, что компьютеры, управляющие электростанциями, окажутся не в состоянии воспринять критическую дату.

Прекращение производства продукции на предприятиях, использующих оборудование с автоматическим управлением. Можно представить, к каким экономическим потерям приведет даже однодневное простаивание завода или предприятия

Остановка работы коммунальных предприятий, поставляющих воду. Думаю, мало кого порадовала бы перспектива хотя бы на день остаться без воды, и если для пищи ее и можно, в крайнем случае, купить, то для гигиенических нужд ее уже не найти, да и понижение температуры в домах до нуля малоприятно.

Электроэнергия и газ, вследствие сбоев в работе оборудования, не будут поставляться в дома. Оставшись без электричества и газа, людям пришлось бы серьезно задуматься над тем, как приготовить пищу. Разве что на улице на костре, или на печке-буржуйке.

Проблемы в банковской среде. Проблемы могут возникнуть у пользователей кредитных карт, которые благодаря своему удобству пользуются огромной популярностью на Западе и в последнее время получают распространение у нас. Какие же тут могут быть проблемы?

Кредитные карты привязаны к конкретной дате, скажем, к 2010 году, а после 2000 года ее владелец не сможет больше ею пользоваться, т. к. действие карточки прекратится сразу же после наступления критической даты. На банки сразу же обрушится шквал жалоб и недовольств, но это не существенно по сравнению с тем, что может произойти, если кому-нибудь придет в голову взять кредит в банке перед 2000 годом. Предположим, что банковская сеть окажется не готовой, тогда в лучшем случае кредитованная сумма попросту потеряется, а в худшем может случиться так, что банк окажется должен своему должнику. Звучит абсурдно, но технически такое вполне вероятно.

Неполадки с автомобилями. Современный автомобиль не может существовать без микроэлектроники. В некоторых моделях есть даже своя локальная сеть. Опять же, отсталость России сыграет на руку пользователям отечественных автомобилей, т. к. абсолютное большинство из них не оснащено каким-либо электронными устройствами, а те, которые все же оснащены, не представляют угрозы, поскольку электроника там управляет лишь режимами работы и не связана с системной датой.

Проблемы в космической отрасли. В космосе находится огромное количество спутников разных стран. Это и спутники связи, и спутники ориентации, и спутники-шпионы, в том числе научные спутники, которых в космосе великое множество. И все спутники оснащены компьютерами, которые нуждались в срочном исправлении ошибок. Неприятность в том, что не все спутники можно перепрограммировать с Земли. Эта проблема сильно волновала как наших, так и зарубежных ученых, занимающихся исследованием космоса. Ожидаемые последствия были самые разнообразные, начиная временным выходом спутника из строя и заканчивая потерей ориентации и возможным его падением на Землю.

Кстати, при всех средствах и времени, затраченных на Y2K-исправление компьютерного обеспечения, некоторые лекарства против “вируса тысячелетия” могут принести больше вреда, чем пользы. В то самое время, когда чуть ли не каждая крупная компания во всем мире тратит миллионы долларов на приобретение нового оборудования, резистентного к Y2K-вирусу, эксперты беспокоятся, как бы эти меры противодействия сами не привели к отказу чувствительных компьютеров. Занятно, что компании, кровно заинтересованные в том, чтобы защитить свой бизнес от неполадок, необдуманно подвергают его опасностям перехода на новые системы.

Подготовка к проблеме

О грядущей проблеме серьезно задумываться стали не так давно. В 1997 году о ней практически ничего не было слышно, а если и обращали внимание, то серьезно не воспринимали. Так, в июне 1997 года влиятельная в российских деловых кругах газета “Коммерсантъ Дейли” в статье под названием: “Михаил Горбачев не несет ответственности за компьютерный апокалипсис 2000 года” писала: “мысль о том, что в начале второго тысячелетия компьютеры всего мира взорвутся, не сумев переварить цифру 2000, человеку, хоть немного знакомому с работой персональных компьютеров, кажется абсурдной”.

Тем не менее, хочу привести вырезку из документа, касающегося решения проблемы 2000 на государственном уровне:

О запросе депутата Государственной Думы

Федерального Собрания А. Д. Венгеровского

На 2.12-18/1956 от 25.12.97

В Правительстве Российской Федерации рассмотрен запрос депутата Государственной думы Федерального Собрания А. Д. Венгеровского о мерах, принимаемых Правительством Российской Федерации по решению проблемы обработки дат при переходе к 2000 году (далее — “Проблема 2000”).

Работы по изучению отрицательных последствий, которые могут возникнуть в результате некорректной обработки дат в компьютерных системах при наступлении 2000 г., начаты в апреле 1996 г. Роскоминформом, который поручил Московскому научно-исследовательскому институту “Интеграл” изучить масштабы проблемы и подготовить план соответствующих мероприятий. Тогда же было проведено межведомственное совещание, на котором обращено внимание руководителей министерств и ведомств на важность “Проблемы 2000”.

Было признано, что проблема является серьезной и важной и что ее решение может потребовать определенных затрат. После реорганизации органов федеральной исполнительной власти координация действий по решению “Проблемы 2000” была возложена на Госкомсвязи России и образованную в нем Государственную комиссию по информатизации. Для сравнения — в США официальная правительственная подкомиссия по решению проблемы “Y2K” — так именуется в США рассматриваемая проблема — была образована в феврале 1997 г.)”.

Однако в прессе постоянно мелькали скептические замечания и зачастую противоречивые сведения, и люди, читающие эти достаточно известные издания, строили неверные и нечеткие представления о сути проблемы-2000, поэтому при рассмотрении разрешения проблемы необходимо учитывать человеческий фактор.

Одним из ключевых звеньев для формирования программы действия по решению проблемы 2000 года в России являются отношения, сложившиеся в России между основными группами специалистов по информатике. Таких групп всего три: руководители, ответственные исполнители и программисты.

Руководители — директора, президенты, вице-президенты и т. д. — как правило, не осознавали угрозу проблемы 2000 года, связанные с компьютерами, для своего бизнеса. Отсутствие доступной и понятной информации по этому вопросу в публичных и специализированных изданиях, которые они регулярно читают, способствовали еще большему упущению проблемы. Но, несмотря на это, именно руководители формируют планы развития предприятий и выделяют необходимые финансовые и материальные ресурсы. По роду своих занятий руководители не имеют представления о деталях реализации автоматизированных систем своих предприятий, — их интересуют бизнес-функции этих систем.

Ответственные исполнители — начальники управлений и отделов автоматизации — о проблеме 2000 слышали, но воспринимают ее как нечто абстрактное, что их не затронет. Ответственные исполнители загружены текущей работой, озабочены сроками и сиюминутными задачами. Но эти люди имеют хоть и ограниченную, но реальную возможность воздействия на руководителей.

Программисты — люди, отлично понимающие внутреннее устройство автоматизированных систем, обладают неимоверной изобретательностью и массой идей, но в условиях развития бизнеса конкретных предприятий и, как правило, ограниченного временного и финансового ресурсов не могут физически заниматься проблемой-2000 даже в рамках эксплуатируемого ими программного обеспечения.

Подготовка разных отраслей

Газпром, крупнейшая российская компания, утверждала, что все проблемы, связанные с 2000 годом, сняты новым программным обеспечением систем мониторинга, управления и коммуникаций, и констатирует обеспечение, насколько ей известно, всех мониторинговых и управляющих систем транспортировки газа новыми компьютерами.

Перебои с подачей электричества на АЭС могут вызвать остановку реакторов. В июне Россия объявила, что отсоединит свою энергосеть от украинской для страховки от последствий Y2K-сбоев на Украине.

Федеральная Служба Авиации заявила, что новые самолеты находятся в Y2K-соответствии, а в старых применяются аналоговые, то есть, недатачувствительные системы. В июне 1999 Служба объявила об Y2K-готовности 126 из 128 гражданских диспетчерских организаций, однако реальное тестирование проведено не более чем в 20 таких организациях.

Управление морскими перевозками частично зависит от информационных систем. К сожалению, в большинстве из них работа либо просто не проводилась, либо проведена в недостаточных размерах.

Ввиду стремления к автоматизации обширной железнодорожной сети в России Y2K-отказы в этой отрасли могли иметь серьезные последствия. Тем не менее, Госкомсвязь высоко оценила подготовку Министерства Путей Сообщения и выразила уверенность в бесперебойном движении поездов в период смены дат.

Декрет президента Ельцина от 02.07, в частности, уполномочил Центральный Банк производить денежные начеты на банки и финансовые организации, не представившие доклада о проведении Y2K-подготовки.

Самый крупный банк РФ Сбербанк заявил, что не будет обслуживать клиентов два дня, начиная с 29.12.99.

Системы водоснабжения мало компьютеризованы. Мосводоснабжение объявило, что подготовилось к смене дат, и выразило уверенность, что никаких неприятностей не будет.

Действия по решению проблемы

К весьма эффективной технологии безболезненного перехода в 2000 год относится нижеописанная технология.

Авиакосмическая компания McDonnell Douglas получила патент США на программный способ Y2K-коррекции, известный под названием “windowing”, или “прорубание окна”, что дает право на взыскание роялти с корпораций, использующих указанный способ при Y2K-подготовке. Компания передала патентные права изобретателю способа Брюсу Дикенсу, юристы которого вступили в контакт с крупными корпорациями, требуя лицензионных выплат, однако аналитики утверждают, что владелец патента не увидит желаемых денег, потому что еще в 60-е годы подобная технология использовалась для устранения проблем с программным обеспечением, работавшим с последней цифрой дат.

Итак, суть заключается в следующем: “обмануть” компьютер и заставить его понимать года, оканчивающиеся на цифры от “00” до “29”, как даты, принадлежащие XXI веку, в то время как большие “оставить” в XX веке. Эту технологию в преддверии грядущей Проблемы 2000 года в мире использовали девять из десяти компаний различных уровней. Способ позволяет алгоритмизировать вычисление интервалов по коду источника, вводя только процедуру сравнения с гранью. Само двузначное обозначение года при этом не требует исправления, поэтому “прорубание”, менее трудоемко, чем дописывание до четырехзначного. Есть и очевидный минус данного решения — его временность, ведь технология лишь отодвигает решение проблемы на некоторый срок, но не исчерпывает ее полностью.

Встречались порой достаточно интересные и оригинальные решения. Так, 24 декабря в мечетях султаната Бруней прошли специальные церемонии. Это, конечно, не могло вызвать повышенного интереса, если бы не одна деталь: в своих молитвах верующие (коих около 170 тыс. человек) просили Аллаха о том, чтобы страну миновали беды и катаклизмы, связанные с проблемой 2000 года.

Проблемы, связанные с 2000-м годом, всплывали порой еще до его наступления. Хочу привести для примера несколько реальных случаев, которые порой были даже забавны.

Так, первый Y2K-конфуз федеральное правительство США испытало задолго до Нового Года, когда владельцы автомобилей и грузовиков моделей 2000 года получили извещения, что их новенькие машины зачислены как “безлошадные повозки”. Несмотря на миллионы долларов, потраченные на приведение федеральных ЭВМ в Y2K-соответствие, компьютеры Службы госсекретаря спутали номер модели с годом выпуска, ошибочно приняли “00” за 1900 и присвоили суперсовременным машинам титул “безлошадных повозок”, то есть антиквариата, выпущенного ранее 1916 года, с соответствующим размером налогообложения. Именно так объясняет представитель Службы, ведающей выдачей водительских прав и технических паспортов, недоразумение, с которым столкнулись 800 владельцев легковых автомобилей и около 1200 трейлеров.

В июне 1999 года компьютер, запутавшийся в датах, неверно управлял системой отвода нечистот, что привело в итоге к выбросу на улицы одного из южнокалифорнийских городов более 4 миллионов галлонов дурнопахнущей жидкости. Правда, жители этого городка вряд ли склонны шутить на эту тему.

В Филадельфии более 500 человек получили повестки из суда, обязывающие их явиться в суд в 1900 году. Управление Социальной Защиты США предупредило 30000 человек о том, что их пенсионные удостоверения подлежат замене, так как в 1900 году срок их действия истекает.

Из-за ошибки 2000 года как минимум 500 жителей штата Пенсильвания в США были вызваны в суд 1900 года. Председатель суда сказал: “Несмотря на то, что было сделано, это все-таки произошло”. Повестки были присланы один раз, и представители суда заверили, что такого больше не произойдет.

Были, к сожалению, и неприятные случаи. В некоторых больницах, к примеру, было обнаружено оборудование, на работе которого перевод года скажется фатально. Один из оптовых торговцев продуктами питания потерял большое количество товара, поскольку компьютер списал несколько партий товаров по причине истекшего срока годности. Нетрудно догадаться, что срок годности истекал только в 2000 году, который программа интерпретировала как 1900.

Теперь о прямых последствиях Y2K. Большим производствам и технологическим процессам в целом проблема оказалась не очень страшна. Химические и металлургические заводы не взлетели на воздух, телефоны дают гудок, электростанции трудятся, обеспечивая нас энергией. Есть и вода, и продукты. Спутники по-прежнему в космосе, лифты работают. Просто кто-то сделал деньги на очередной желтой сенсации.

Что же произошло? Безусловно, сейчас можно подводить только очень предварительные итоги, поскольку, в соответствии с точкой зрения специалистов, большая часть проблем проявится в финансово-учётной сфере, и может выйти не одномоментно, а постепенно, по мере возобновления компаниями деловой активности.

Многие специалисты по Y2K отметили, что счётчики (осталось столько-то дней или секунд до 2000 года), в изобилии представленные в Интернете, попали в очень забавные ситуации. Можно подумать, будто это шоу нарочно устроено создателями страниц, но посетители сайтов, связанных с проблемой-2000, имели возможность насладиться фразами вроде “44000 минут до встречи 2000 года в Улан-Уде” 1 января 2000 года.

Правда, не стоит недооценивать то, что мы миновали, и последствия чего будем теперь ещё долгое время разгребать. Проблема-2000 вызвала смены дат на 1910, 1900, 1920 и 192000 не только на веб-серверах, но и на некоторых бытовых устройствах, которым от этого легче не стало. Из комичных событий стоит отметить отказ анализаторов содержания алкоголя в выдыхаемом водителем воздухе в Гонг-Конге.

Проблемы с коммуникациями, которые, впрочем, носили некатастрофический характер:

пейджинговые операторы испытывали проблемы, связанные со сменой дат на некоторых рабочих станциях, особенно на местах операторов, принимающих звонки. Возможно, часть сообщений была задержана или потеряна;

служба коротких сообщений операторов сотовой связи цифровых стандартов (SMS GSM) испытывала серьёзные задержки с доставкой SMS и с ложными сообщениями отправляющим о невозможности доставки, о сбоях, и пр.

Короткий опрос ряда крупных компаний в Москве в первые рабочие дни нового года, который, конечно, не претендует на полноту, показал одну любопытную вещь. Никто не заявил (разговор шёл в основном с хорошо знакомыми людьми, а не в режиме интервью), что проблем не обнаружено. Но опрошенные упоминали лишь о “небольших глюках”, над которыми либо работа идёт вовсю, либо уже завершена.

Очевидно, что хорошая подготовка и международная координация позволили человечеству предотвратить крупные неприятные последствия проблемы-2000. В этом смысле вопрос “а почему ничего не случилось?” подобен удивлению человека, всю жизнь следящего за своим здоровьем, посещающего спортзал, непьющего, некурящего, и т. д., почему и по достижении среднестатистического возраста первого инсульта он чувствует себя по-прежнему превосходно. Да потому, что знал и готовился!

По результатам исследования компании Cap Gemini America Inc, проведенных в конце 1999 года, три четверти американских компаний столкнулись с проблемой-2000 на практике, правда, 98% пострадавших отделались легким испугом, в короткий срок устранив проблему или найдя обходные пути решения текущих задач. В основном, возникшие ошибки касались неправильных финансовых расчетов (92%), в 84% обработка информации просто не выполнялась, 38% ошибок привели к трудностям в обслуживании клиентов и 34% закончились проведением неправильных движений товаров.

В новогоднюю ночь страна прошла всеми своими 10 часовыми поясами через основную критическую дату проблемы 2000 года. Прохождение временного рубежа основными системами жизнеобеспечения и процессами непрерывного цикла оказалось настолько скучным и неярким событием, что проблему постигло мгновенное забвение со стороны и средств массовой информации, и пользователей информационных систем, то есть каждого из нас, если, конечно, не найдутся те подводные камни, которые не обнаружились в новогоднюю ночь.

Нередки высказывания, общий смысл которых таков: “Ну вот. 2000-ый год настал, а ничего не взорвалось, нигде не пропало электричество. Деньги, выбитые на решение проблемы-2000, потрачены зря”. Мне абсолютно непонятна данная позиция. Надо понимать, что если бы что-то произошло, то деньги не были бы потрачены зря? Или хоть оно взрывайся, хоть нет — всё равно деньги растрачены впустую?

Например, если вам сообщили, что дом заминирован, и вы потратили деньги на вызов сапёров, были ли они потрачены зря? А если была найдена хоть одна мина? А если хоть одна мина была не найдена и взорвалась? Что, разве есть сомнения в том, что ошибки двухтысячного года были найдены? Разве не была часть из них упущена? Разве не возникло в связи с этим проблем? Так что с формулировкой “денег на проблему-2000 потрачено слишком много” я категорически не согласен.

Кстати, будет интересно узнать, что правительством США были законсервированы три компьютера, не исправленные для нормального перехода в 2000-ый год. Все три в новогоднюю ночь успешно вышли из строя. Это произвело глубокое впечатление на официальных лиц.

Теперь хочу рассмотреть, какие выводы необходимо сделать из проведённой работы, и какие отрицательные/положительные моменты подготовки России к 2000 году оказались наиболее очевидны.

Безусловно, решение проблемы 2000 года принесло значительную пользу многим российским организациям. Во-первых, те, кто в течение 1990-х занимался внедрением новых информационных технологий, наращивал или с нуля строил сложные сети, получили возможность провести своего рода “капитальную инвентаризацию”. Y2K оказался для руководства возможностью остановиться, взять передышку в постоянной гонке на выживание, постоянной гонке технического прогресса и получить хорошее представление о своей системе в целом. О том, как эта система функционирует, как она реагирует на те или иные сбои или сложные внешние условия. Годами техника закупалась бессистемно, по разовым запросам, чтобы быстро закрыть ту или иную “горящую” потребность, и система в целом разрасталась бесконтрольно, с повышающимися рисками. Причём здесь я имею в виду не только систему в смысле техническом, но и организационный строй, отлаженность взаимодействия различных специалистов и подразделений и их готовность решать принципиально новые проблемы. Такое новое видение системы в целом в некоторых случаях позволило наблюдать в действии известный закон диалектического материализма о переходе количества в качество — само понимание системы приводило людей к неожиданным решениям, существенно улучшающим работу организации. То есть Y2K потребовал действительно много чисто организационных, я бы даже сказал, административных усилий, которые не были чрезмерными или напрасными — они имеют универсальное значение и будут теперь использоваться многие годы для решения многих других вопросов.

Во-вторых, повсеместное использование этого вопроса, имеющего сложную техническую природу, для выбивания из напуганного начальства бюджетов на обновление аппаратно-программных средств привело к цепочке явлений, которые сложно расценить иначе как положительные.

Техника у многих российских компаний и госведомств теперь современная, очень хорошая и производительная. Сократилась доля пиратского программного обеспечения и ПО с неясной природой (написанное 5 или 20 лет назад давно забытыми местными умельцами), в особенности среди организаций инфраструктуры, государственных органов, прочих “ключевых” клиентов программного рынка. СМИ в последнее время вынуждены были признать — слухи о смерти рынка технологий в России вследствие августовского обвала сильно преувеличены. Недавно писали, что объём рынка информационных технологий в 1999 году оказался рекордным! Он легко превзошёл не только год 1998-й, но и “безмятежный предкризисный” 1997-й. Львиная доля прироста продаж пришлась как раз на закупку новой техники и программ под решение проблемы 2000 года. Согласитесь, такая серьёзная поддержка одному из наиболее передовых и цивилизованных сегментов отечественного бизнеса в трудное послеобвальное время — явление, безусловно, положительное.

А бесплатное обучение у специалистов мирового класса и денежная поддержка в эпоху, скажем так, прохладных отношений страны с мировым финансовым сообществом, — это однозначный и бесспорный плюс.

Российское правительство приобрело ценный опыт взаимодействия и координации различных ведомств для решения поставленной задачи.

Проблема-2000 действительно существовала, а потенциально существует и до сих пор, но благодаря весьма эффективным и своевременным мерам крупных неприятностей удалось избежать.

К сожалению, это не единственная ошибка, связанная с датами, но по масштабу она уникальна, во всяком случае, на данный момент, и ее решение — бесспорная заслуга людей.

Технологические решения проблемы 2000 года. М.: Винити, 1999.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *