jagdpanzer e 100 в реальной жизни

Немецкий сверхтяжелый танк Е-100 (6 фото + 4 видео)

История разработки

Разработкой новых образцов бронетехники в Германии занимались особые исследовательские группы. Одна из них, руководимая главным конструктором отдела испытаний танкового вооружения Управления вооружений вермахта, Генрихом Эрнстом Книпкампом, была образована в мае 1942 года. В основу её работы были заложены личные инициативы конструктора, подкреплённые изучением опыта боевого применения ранее созданных боевых машин.

Разработка группой Книпкампа танка Е-100 стартовала в июле 1943 года. Она проводилась в городе Фридберге, на проектной и производственной базе компании Adlerwerke. Следует отметить, что работы над созданием новых сверхтяжёлых танков в Третьем рейхе фактически дублировались по причине давней конкуренции в среде танкостроителей. Параллельную разработку осуществляла компания Фердинанда Порше, сверхтяжёлый танк которой носил название Maus.

В условиях острейшего дефицита сырья Гитлер в 1944 году приказал свернуть подобные разработки, однако в отношении танка Е-100 приказ фюрера не был исполнен. Пусть и медленными темпами, но работа над машиной были продолжены вплоть до стадии предсерийного опытного образца. Единственный прототип сверхтяжёлого танка изготавливался на заводе компании Henschel.

jagdpanzer e 100 в реальной жизни. Смотреть фото jagdpanzer e 100 в реальной жизни. Смотреть картинку jagdpanzer e 100 в реальной жизни. Картинка про jagdpanzer e 100 в реальной жизни. Фото jagdpanzer e 100 в реальной жизни

Немецкая линейка Е-серии

jagdpanzer e 100 в реальной жизни. Смотреть фото jagdpanzer e 100 в реальной жизни. Смотреть картинку jagdpanzer e 100 в реальной жизни. Картинка про jagdpanzer e 100 в реальной жизни. Фото jagdpanzer e 100 в реальной жизни

Основные параметры конструкции

Корпус

jagdpanzer e 100 в реальной жизни. Смотреть фото jagdpanzer e 100 в реальной жизни. Смотреть картинку jagdpanzer e 100 в реальной жизни. Картинка про jagdpanzer e 100 в реальной жизни. Фото jagdpanzer e 100 в реальной жизни

Башня (оборудование)

Броневая защита

Экипаж

Вооружение

В истории реального прототипа Е-100 до установки вооружения дело так и не дошло, хотя вопрос о том, какие именно боевые модули ставить на эту машину, прорабатывался долгое время. Разработчики от концерна Krupp предусматривали для оснащения сверхтяжёлого танка целых три варианта основного орудия, в числе которых был вариант САУ со 173-миллимитровой пушкой.

Пушка калибром 128 мм KwK 44 L/55 предполагалась как первоначальная версия, своим происхождением обязанная зенитному орудию аналогичного калибра. В дополнение к ней 75-миллиметровое орудие KwK44/1 L/70 предназначалось для поражения пехоты вне укрытий и слабозащищённой техники противника. Боезапас снарядов калибра 128 мм составлял 50 выстрелов, калибра 75 мм — 100 выстрелов.

Пушка KwK 44 L/38 и пулемет

Основным вооружением серийных Е-100 решено было сделать 150-миллиметровую танковую пушку KwK 44 L/38. Именно на такой версии главного калибра пушки для сверхтяжёлых танков настаивал Гитлер. Компания Krupp ещё в начальный период Второй мировой войны смогла произвести 150-миллиметровое орудие с начальной скоростью полёта снарядов в 600-800 м/с, базируемое на железнодорожной платформе. Но все попытки адаптировать свою конструкцию для танкового вооружения оказались безуспешными.

>> Также оказалось невозможным для крупповского концерна доработать интеграцию в танковую башню Е-100 единого немецкого пулемёта MG34. Пулемёт в модификации MG42 калибра 7,92 мм предполагался лишь для перевозки в укладке танка.

Технические характеристики

jagdpanzer e 100 в реальной жизни. Смотреть фото jagdpanzer e 100 в реальной жизни. Смотреть картинку jagdpanzer e 100 в реальной жизни. Картинка про jagdpanzer e 100 в реальной жизни. Фото jagdpanzer e 100 в реальной жизни

Ходовая часть

Огромный вес тяжёлого немецкого танка диктовал особый подход к разработке его ходовой части. Решение, использованное в Е-100, было сделано конструкторами из компании MAN и впоследствии признано одним из наиболее удачных элементов всего этого проекта. Хотя подвеска получилась в итоге более сложной и дорогой в изготовлении, что в условиях испытываемого Германией дефицита ресурсов стало серьёзным препятствием при создании танка.

Ходовая часть машины в качестве опоры имела 8 катков диаметром 900 мм с каждого борта. Направляющие колёса располагались спереди, ведущие — сзади, с применением зубового зацепления. Как и для всей тяжёлой немецкой броне техники, предусматривалось два варианта гусениц: транспортировочные шириной 55 см и боевые шириной 100 см. Метровые гусеницы позволили снизить удельное давление на грунт до показателя 1,4 кг/кв. см.

Двигатель и трансмиссия

Силовой агрегат прототипа представлял собой 12-цилиндровый бензиновый двигатель Maybach HL-230 P30 мощностью 700 л.с. в сочетании с коробкой передач Maybach OG 401216В. Мощности такого двигателя для гигантской 140-тонной машины было явно недостаточно. В будущие серийные образцы Е-100 намеревались ставить двигатель Maybach с индексом 234 и предполагаемой мощностью в 1200 «лошадей», но наладить производство таких двигателей в Германии 1945 года было возможно лишь теоретически.

В борьбе за снижение избыточной массы танка конструкторы были вынуждены отказаться от торсионной подвески. Новая внешняя система подвески на основе пружин Бельвилля снизила параметры бортовой раскачки. Машина получила комбинированную трансмиссию, бортовые редукторы были очень компактно размещены в моторном отделении, что сделало доступ к ним более удобным. Отсутствие торсионных валов также позволило установить эвакуационные люки для экипажа в днище танка.

Габариты и вес

jagdpanzer e 100 в реальной жизни. Смотреть фото jagdpanzer e 100 в реальной жизни. Смотреть картинку jagdpanzer e 100 в реальной жизни. Картинка про jagdpanzer e 100 в реальной жизни. Фото jagdpanzer e 100 в реальной жизни

Достоинства и недостатки

В числе достоинств сверхтяжёлого немецкого танка Е-100 специалистами отмечены:

* Крепчайшая лобовая бронезащита;
* Прочная броня по бортам за счёт достаточной толщины боковых сторон башни и броневых экранов;
* Удачная конструкция подвески;
* Серьёзные ударные характеристики основной пушки;
* Наличие достаточно эффективного вспомогательного орудия.

* Огромный вес;
* Ограниченная подвижность;
* Слабые динамические характеристики мотора;
* Недостаточно защищённый лоб башни;
* Низкая скорость поворота башни;
* Длительное время перезарядки основного орудия.

>> В целом комплекс недостатков Е-100 существенно перевешивал его впечатляющие, но не столь уж многочисленные достоинства.

Применение в боевых условиях Второй мировой войны

jagdpanzer e 100 в реальной жизни. Смотреть фото jagdpanzer e 100 в реальной жизни. Смотреть картинку jagdpanzer e 100 в реальной жизни. Картинка про jagdpanzer e 100 в реальной жизни. Фото jagdpanzer e 100 в реальной жизни

Тот факт, что танк Е-100 не был доведён до стадии выпуска готовой машины, позволяет говорить о возможностях его боевого применения только с чисто теоретических позиций. Задыхающаяся от нехватки ресурсов Германия не могла воплотить такой проект в действительность, при том, что даже серийное производство сверхтяжёлых танков не могло изменить ход и закономерный итог Второй мировой войны.

Основной задачей танка E-100, как и подобных ему машин тяжёлого класса, является продавливание направления, избранного для атаки или контрудара. Но в любом случае сверхмощному танку должна была требоваться поддержка. В ближнем бою он не только почти бесполезен, но и крайне уязвим.

Для стремительных атак и прорывов такая техника совершенно не подходит. Перестрелка на средних дистанциях с превосходящим численностью противником также не может быть эффективной, прежде всего из-за долгой перезарядки орудия. Фактически, только в дальних перестрелках E100 танк мог бы обеспечить достаточно успешный конечный результат схватки с противником.

Судьба реального недостроенного предсерийного образца танка Е-100 после захвата английскими войсками была в целом короткой и печальной. Летом 1945 года машина была переправлена в Великобританию, где после тщательного, но не особо продолжительного изучения спустя несколько лет была порезана на металлолом.

Источник

Сотый лишний

jagdpanzer e 100 в реальной жизни. Смотреть фото jagdpanzer e 100 в реальной жизни. Смотреть картинку jagdpanzer e 100 в реальной жизни. Картинка про jagdpanzer e 100 в реальной жизни. Фото jagdpanzer e 100 в реальной жизни

Немецкие танки серии E («Entwicklung», то есть «проект») являются объектами особого поклонения среди любителей немецкой бронетанковой техники. Наиболее почитаемой среди них является самая тяжёлая из «проектных» машина E-100. Наряду с Pz.Kpfw.Maus, этот танк зачастую называется тем самым чудо-оружием, которое должно было дать возможность Третьему рейху переломить ход Второй мировой войны. На самом же деле, этот танк очень сильно переоценён. Более того, «каноничная» история его создания полна ошибок и недоговорок. Даже внешний вид танка, ставший достоянием истории благодаря работам Вальтера Шпильбергера, не соответствует тому, что должно было получиться в реальности.

Тигромышь

В июне 1942 года фирма Porsche представила проект сверхтяжёлого танка Pz.Kpfw.Maus. Исходно танк сильно отличался от того, что в итоге было изготовлено в металле. Внешне машина напоминала увеличенный в размерах тяжёлый танк Pz.Kpfw.Lowe разработки концерна Krupp. Исходный проект должен был весить около 120 тонн, а в качестве вооружения на нём использовалась 149-мм пушка длиной 37 калибров. В течение июня по требованию Гитлера у проектируемого танка была усилена броня, а также установлена дополнительная башня с 75-мм пушкой. Этот проект, весивший уже 140 тонн, было решено снова переделать. Фактически речь шла о совершенно новом танке, в котором от первоначального проекта Pz.Kpfw. Maus мало что осталось.

Если для детища Porsche новые веяния означали переделку, то для конкурента, танка Pz.Kpfw. Lowe, смена курса стала роковой. Проект танка, который разрабатывался Krupp с 1941 года, закрыли в июле 1942 года. Нельзя сказать, что Krupp остался у разбитого корыта: для Pz.Kpfw.Maus концерн разрабатывал башню, орудие, да и корпусное производство всё равно было бы налажено в Эссене. И всё же в концерне полагали, что у них есть шанс наверстать упущенную выгоду и взять реванш за проигрыш Pz.Kpfw. Lowe.

Подобный «ход конём» концерн Krupp проворачивал не раз. За 6 лет до описываемых событий Krupp, изначально выбранный в качестве изготовителя башни для среднего танка B.W. (будущий Pz.Kpfw.IV), смог добиться разрешения на изготовление двух прототипов своего танка и в итоге обставил конкурента в лице B.W. конструкции Rheinmetall. Вот и сейчас под предлогом упрощения Krupp собирался делать «кашу из топора», то есть танк из башни. Cтоит сразу отметить, что под «Тигром» подразумевался Pz.Kpfw.Tiger II, который как раз в этот момент находился в стадии проектирования. На это недвусмысленно указывает масса танка, который собирались использовать в качестве «донора» для новой машины – 65 тонн.

Уже к середине ноября проект альтернативного сверхтяжёлого танка был готов. Неофициально проект получил обозначение Tiger-Maus («Тигр-Мышь»); также в документах NARA он упоминается как Krupp-Maus. В отличие от конструкторского бюро Фердинанда Порше, в Krupp не стали закрывать корпусом ходовую часть. Вместо этого было принято весьма оригинальное решение, позволявшее одновременно сделать танк шире железнодорожного габарита и при необходимости в этот самый габарит вписываться. Во-первых, танк, аналогично Pz.Kpfw.Tiger и Tiger II, получил транспортные гусеницы. Во-вторых, для защиты бортов были разработаны массивные экраны, которые в транспортном положении снимались. Крановое оборудование при монтаже и демонтаже экранов крепилось непосредственно на башне. Проект предлагался в двух вариантах, причём на чертеже W 1671, судя по описанию, башню переместили в кормовую часть корпуса. К слову, в это же время башня «уехала» назад и у детища Porsche (чертёж K 3385 от 14 ноября 1942 года).

«Реванш» у Krupp не задался с самого начала. Даже простые расчёты подсказывали, что для 150-тонного Tiger-Maus даже при форсировании двигателя до 1000 л.с. максимальная скорость не превысит 20 км/ч. В случае же использования штатного Maybach 230 картина была бы ещё более печальной. Удельная мощность составила бы всего 4,51 л.с. на тонну. Для сравнения, английский пехотный танк Infantry Tank Mk.I, имевший удельную мощность 5,98 л.с. на тонну, быстрее 13 км/ч не разгонялся. Примерно такую же скорость прогнозировали и для Tiger-Maus со штатными агрегатами от Pz.Kpfw.Tiger II. Одним словом, комиссия, в которую, кстати, входил и Фердинанд Порше, увидела в проекте Krupp больше недостатков, чем достоинств.

Начался лихорадочный поиск иной силовой установки, более мощной, чем HL.230. Потенциально подходили двигатели, которые планировалось использовать для Pz.Kpfw.Maus. Проблема была в том, что ни один из них не был в серийном производстве, а это убивало главную изюминку Tiger-Maus – быстроту постановки на конвейер. Похожие проблемы были с трансмиссией и другими агрегатами. Всё это усугублялось тем, что с каждым месяцем за счёт роста толщины брони масса проектируемой машины росла, и в ноябре достигла 170 тонн.

30 ноября 1942 года был подготовлен эскизный проект (чертёж W 1674) 170-тонного Tiger-Maus. Масса шасси составила 122 тонны, из них 82 тонны приходилось на непосредственно корпус. В качестве силовой установки предполагалось использовать мотор MB.507, тот же, что и на Pz.Kpfw.Maus. Концепция применения бортовых экранов осталась на месте. На танке планировалось использовать опорные катки с диаметром 650 мм, то есть меньшим, чем на Tiger II.

Итог рассмотрения проекта 1 декабря 1942 года, в котором принимал участие Генрих Книпкамп, один из ключевых людей в 6-м Управлении Вооружений, оказался неутешительным. В таком виде Tiger-Maus был не нужен, поскольку полностью была загублена сама идея быстрого запуска танка в серию. При массе в 170 тонн об использовании двигателя, механизма поворотов, трансмиссии и иных элементов от Tiger II можно было забыть. Единственным разумным решением оказалось снижение массы за счёт уменьшения толщины бортовой брони.

Уже спустя неделю, 7 декабря 1942 года, концерн Krupp представил новую версию проекта (чертёж W 1677). Масса Tiger-Maus снизилась до 130 тонн, диаметр опорных катков достиг 800 мм и сравнялся с теми, что использовались на Pz.Kpfw.Tiger II. Согласно расчётам, максимальная скорость должна была достигать 23 км/ч, но учитывая удельную мощность 5,4 л.с. на тонну, это выглядело чересчур оптимистично. Одновременно был подготовлен альтернативный вариант (чертёж W 1681) с кормовым расположением башни.

Комиссия, рассмотревшая проекты 8 декабря 1942 года, сразу отмела вариант с кормовым расположением башни. Что касается основного варианта, то он был встречен положительно, поскольку в нём использовалось множество компонентов от Tiger II. В качестве подвески для танка утвердили торсионы, и к осени 1943 года ожидалось изготовление первого прототипа.

Радость Книпкампа и Krupp оказалась недолгой. Уже 15 декабря Гольцгауэр, после ряда консультаций в OKH (Oberkommando des Heeres, верховное командование сухопутных войск), принял решение – должна остаться лишь одна «мышь». Окончательную точку в истории поставил Гитлер, который вполне справедливо посчитал, что детище Порше имеет больше перспектив. Tiger-Maus ушёл в забвение. Но лишь для того, чтобы снова вернуться под новым обличием.

Арийский ребрендинг

В начале марта 1944 года компания Adlerwerke из Франкфурта-на-Майне представила чертёж 021A38300 с проектом сверхтяжёлого танка E-100. Этот проект должен был стать наиболее тяжёлым танком в E-серии, программа по которой была инициирована Книпкампом в апреле 1943 года (по другим данным, E-100 начали разрабатывать в июне 1943 года). Концепция предусматривала, что машины серии E имели ходовую часть, элементы которой находились снаружи корпуса. Собственно говоря, коллектив Adlerwerke под руководством главного конструктора Карла Йеншке (Karl Jenschke) занимался лишь ходовой частью, причём не только E-100, но также E-50 и E-75. На это стоит обратить особое внимание, поскольку часто Adlerwerke приписывают полную разработку E-100, E-50 и E-75, что не соответствует действительности.

Согласно чертежу, танк, вооружённый спаркой 149-мм и 75-мм пушек, должен был иметь боевую массу 140 тонн. Предполагалось два варианта силовой установки. По первой версии, танк оснащался двигателем Maybach 230 мощностью 700 л.с., а трансмиссия и механизмы поворота заимствовались у Pz.Kpfw.Tiger II. Ориентировочная скорость предполагалась на уровне 23 км/ч. Второй вариант должен был иметь некий новый 1200-сильный двигатель Maybach. Не было конкретики и по трансмиссии с механизмом поворота для него. Крайне оптимистично выглядит максимальная скорость – 40 км/ч, особенно если учесть удельную мощность 8,57 л.с. на тонну. Изюминкой танка было использование уже знакомых нам съёмных бортовых экранов и транспортных гусениц при перевозке по железной дороге.

Максимальная скорость 23 км/ч, съёмные экраны, использование двигателя, трансмиссии и механизма поворотов от Tiger II… ничего не напоминает? Да-да, никакой ошибки, перед нами практически всё тот же Tiger-Maus, но с ходовой частью от Adlerwerke. Вместо торсионной подвески теперь предлагается пружинная, а диаметр катков увеличен до 900 мм. Авторы чертежа даже поленились поменять башню. Точно такую же башню имел Pz.Kpfw. Maus на чертеже K 3387 от 1 января 1943 года. В таком виде башня просуществовала чуть больше двух недель, после чего её вновь переделали. А здесь мы видим башню более чем годичной давности, более того – с орудием 15 cm KwK L/37, от которого окончательно отказались в марте 1943 года.

То, что на самом деле новый танк является фактически вытащенным из нафталина проектом более чем годичной давности, Книпкамп особо и не скрывал. Первоначально, правда, он убедил Гольцгауэра в том, что это другая машина, и занимается ею другая фирма. В реальности за проектом стоял Krupp, а из небытия Tiger-Maus вытащили в связи с размораживанием программы серийного производства Pz.Kpfw.Maus. Логика Книпкампа была вполне понятной: в лице E-100 получалась более простая и лёгкая (по сравнению с Pz.Kpfw.Maus) машина сверхтяжёлого класса.

Другое дело, что такой башни, как на чертеже 021A38300, танк точно не получил бы. Мало того, что от 149-мм пушки отказались ещё в марте 1943 года, сама башня за прошедшее время сильно изменилась. Уже в марте 1944 года Krupp начал работу над новой башней, более известной как башня Maus II. От округлой формы лобовой части отказались, башня получилась более технологичной, а орудия (128-мм KwK L/55 и 75-мм KwK L/36) разместили одно над другим. Ещё одним важным изменением стала установка дальномера. E-100 также должен был получить такую башню, но с массой, сниженной до 35 тонн. Уменьшение массы более чем на 10 тонн достигалось за счёт снижения толщины бортов башни до 80 мм.

Несмотря на рвение со стороны Книпкампа и Krupp, E-100 не рассматривали как палочку-выручалочку. Во-первых, весной 1944 года опытный образец Pz.Kpfw.Maus уже вовсю катался на полигоне под Бёблингеном, там же шла сборка второго образца. E-100 же предстояло ещё спроектировать и собрать. Во-вторых, компоненты для танка конструкции КБ Фердинанда Порше к тому моменту уже были относительно освоены. Таким образом, идея быстрой постановки конкурирующего танка на производство за счёт использования уже имеющихся серийных агрегатов от Tiger II становилась отчасти неактуальной. В-третьих, разница в весе танков в 140 и 189 тонн уже не столь большая, и для них в любом случае требовались специальные платформы. В-четвёртых, по уровню защиты, особенно по толщине бортовой брони, Pz.Kpfw. Maus превосходил конкурента. Одним словом, острой необходимости в новом танке не было.

Всё, чего удалось добиться лоббистам проекта E-100, – это разрешения на изготовление опытного образца с массо-габаритным макетом башни. Его удалось получить на фоне перспектив шасси E-100 в качестве базы для противотанковой САУ с двумя вариантами вооружения (15 cm StuK L/63 и 17 cm StuK L/53). Насколько можно судить, изначально возникла идея просто установить новые пушки в штатную башню, но выяснилось, что такой номер не пройдёт. Pz.Kpfw. Maus в качестве базы не подходил, поскольку его корпус был слишком высоким. В итоге было принято решение проектировать Sturmgeschütz E-100. Для обкатки решений для будущего самоходного шасси опытный танк и строился, но можно предположить, что Krupp и Книмкамп ещё лелеяли надежду протолкнуть свою машину как замену Pz.Kpfw.Maus.

10 июля 1944 года Гитлер отдал приказ об остановке работ по сверхтяжёлым танкам и САУ. Распоряжение выполнили, но частично. В конструкцию Pz.Kpfw.Maus продолжали вносить различные изменения, вплоть до замены бензинового мотора на дизельный. Работы прекратились только после того, как оба прототипа перевезли в Куммерсдорф, где Порше и компания уже не могли заниматься доводкой своего детища. С E-100 ситуация была ещё более комичной: если Порше втихую только доводил свои танки, то создатели конкурирующей машины втихую её собирали.

В качестве площадки для сборки был выбран полигон Henschel в Хаустенбеке, неподалёку от Падерборна. Выбор этого места не случаен: в основном на E-100 использовались агрегаты Tiger II, так что Henschel была заинтересованной стороной в проекте. В виду сложной обстановки на фронтах и перегруженности предприятий, занятых по программе E-100, работа по сборке опытного шасси шла крайне медленно. По состоянию на январь 1945 года, корпус был в основном готов, как и наполнение моторного отделения. Частично оказалась собрана и ходовая часть, но поскольку Adlerwerke смогла выделить всего трёх человек, а пружины отправили в неизвестном направлении, подвеска была не готова. Судя по состоянию E-100 на конец войны, пружин так и не дождались.

В мае 1945 года незаконченное шасси E-100 оказалось в руках союзников. Американцы ограничились изучением захваченных в Хаустенбеке машин. Что же касается англичан, то у них были другие планы. Надо сказать, что к моменту захвата E-100 оказался частично разукомплектован самими немцами. Англичанам, похоже, удалось найти пропавшие пружины, поскольку уже летом 1945 года ходовую часть удалось собрать, и шасси выкатили из ангара наружу.

Собрав все имеющиеся элементы, англичане погрузили шасси E-100 на сверхтяжёлый трейлер, и машина отправилась в сторону Туманного Альбиона. Вместе с E-100 англичане вывезли и массу других машин. Уже в Англии на танк установили гусеницы, но информация о том, что он проходил ходовые испытания, не соответствует действительности. До начала 50-х годов E-100 находился в танковой школе в Бовингтоне, а позже его продали на металлолом, как и большинство машин, приехавших из Хаустенбека.

Источник

Е-100 – последний стальной гигант Гитлера

В начале 1943 года Германия начала терпеть неудачи на всех фронтах. Поражения под Сталинградом и в Африке, подтолкнули Гитлера на создание «чудо-оружия». Идея гигантизма у немецких конструкторов, занимающихся военными разработками, коснулись практически всех видов вооружения.

Не обошла гигантомания стороной и танкостроение. Одним из самых колоссальных проектов третьего рейха в части разработки бронетехники явился танк Е-100.

Е-серия

Е-100 являлся довершением серии разработок бронетехники под аббревиатурой «Е», проектирование которых начались во второй половине Второй мировой войны.

jagdpanzer e 100 в реальной жизни. Смотреть фото jagdpanzer e 100 в реальной жизни. Смотреть картинку jagdpanzer e 100 в реальной жизни. Картинка про jagdpanzer e 100 в реальной жизни. Фото jagdpanzer e 100 в реальной жизни

Е-серия состояла из следующих прототипов бронетехники:

Прототип являлся прямым конкурентом проекта «Maus». Но технологии, применяемые в проектировании танка, его конструкторские решения имели большие шансы на воплощение и пуск проекта в серию, чем у детища Фердинанда Порше.

Конструкторское бюро Э. Книпкампа

Весной 1942 года в Германии было организовано исследовательское бюро под руководством Э. Книпкампа, задачей которого являлась проектирование новых видов танков и САУ с учётом опыта применения за истекший период войны.

Создание группы инициировано самим Книпкампом, но продвижение проектов шло со скрипом по причине того, что массивная часть средств направлялась на работу по созданию и модернизации военной техники в соответствии с требованиями вермахта. Но, несмотря на ограниченность в ресурсах, конструкторам удалось получить результат.

Разгар деятельности бюро Книпкампа начался достаточно поздно – во второй половине Второй мировой войны, в то время, когда страны Оси начали терпеть поражения на всех фронтах.

Разработка и изготовление

В июле 1943 года в городе Фридберг предприятием Adler начата работа по проектированию Е-100. В дальнейшем данная компания занималась производством танка. Ввиду острого недостатка ресурсов в 1944 фюрер приказал остановить разработки тяжёлых танков, таких как Е-100 и «Maus». Но, в отличие от предприятия Порше, которое заморозило проектирования «мышонка», на заводе компании Хенкель, хоть и достаточно медленно, но все же продолжался процесс изготовления Е-100.

jagdpanzer e 100 в реальной жизни. Смотреть фото jagdpanzer e 100 в реальной жизни. Смотреть картинку jagdpanzer e 100 в реальной жизни. Картинка про jagdpanzer e 100 в реальной жизни. Фото jagdpanzer e 100 в реальной жизни

В начале 1945 года были изготовлены следующие компоненты: бронекорпус, ходовая и силовая установка. Башня не была готова к моменту проведения испытания, и её заменили макетом, имеющим такую же массу и габариты.

Проект был захвачен британскими частями весной 1945 года. Есть несколько фотографии с позирующими на фоне стального гиганта союзниками. Через несколько месяцев прототип был передислоцирован в Великобританию, где после проведения исследований, он был списан и отправлен на резку металла.

Конструкция

Проектирование Е-100 было проведено по стандартной немецкой схеме: с кормовым размещением двигателя и монтирования трансмиссии в лобовой части. Бронированию танка придавалось очень большое значение: лоб корпуса имел бронирование толщиной 200 мм с рациональными углами наклонов верхних листов в 600 и нижних листов в 500.

Борта были защищены броневым листом толщиной 120 мм, а дополнительно установленные наружные экраны ещё больше увеличивали бронезащиту.

Кормовое бронирование составляло 150, дно танка было усилено бронелистами толщиной 80 мм. Масса Е-100 должна была составлять в итоге порядка 140 тонн.

Проект башни Е-100 имел три варианта. Первый вариант предусматривал монтаж башни «Maus», второй вариант под названием Mausturm II был изготовлен на заводе Крупп с 80 мм бронелистами, установленными под наклоном. Третий вариант остался неизвестным, так как чертежи башни оказались уничтоженными, а макет башни не был выпущен.

В процессе разработки танка появлялось несколько проектов вооружения. Изначально в башню планировалась установить пушку KwK 44L/55 калибром 128, в дальнейшем было принято решение увеличить калибр орудия и установить 150 мм KwK 44L/48. Под это орудие и разрабатывался второй видбашни с наклонными броневыми листами. Правда, после доработок пушки смогли монтировать 150 мм артсистему в башню Maus. Рассматривалась возможность монтажа на прототип артиллерийской системы KwK 44 калибром 173 мм.

Экипаж составлял 6 человек, с размещением механика-водителя, радиста, командира в корпусе и двух заряжающих с наводчиком в танковой башне.

При проектировании шасси танка был учтён большой вес машины. От стандартной схемы, с применяем торсионов, пришлось отказаться и установить пружины Бельвиля. Установка пружин была довольно дорогостоящим удовольствием, хотя позволяла не только сэкономить место на корпусе танка, но и упростила возможность проведения ремонтных работ в полевых условиях, особенно по сравнению с серийной тяжёлой бронетехникой панцерваффе.

Для уменьшения удельного давления танка на грунт, предполагался монтаж гусениц, ширина которых составляла 1000 мм, что позволило снизить давление до 1,4 кг/см2. Однако габариты не позволяли производить транспортировку Е-100 железнодорожным транспортом, так как размер платформ не позволял произвести загрузку машин.

Для проведения транспортировки по железной дороге на Е-100 устанавливались специальные гусеницы шириной 550 мм. Проведение работ по монтажу-демонтажу гусениц занимало много времени и доставляло массу неудобств.

jagdpanzer e 100 в реальной жизни. Смотреть фото jagdpanzer e 100 в реальной жизни. Смотреть картинку jagdpanzer e 100 в реальной жизни. Картинка про jagdpanzer e 100 в реальной жизни. Фото jagdpanzer e 100 в реальной жизни

Е-100 планировалась оснастить силовой установкой Maybach HL 230P30, мощностью в 700 л.с., с дальнейшей заменой Maybach HL234, мощность которого составляла уже 1200 л.с. По мнению разработчиков, силовая установка позволяла Е-100 разгоняться до 40 км/ч. Но, проект двигателя так и не попал в производство, хотя мощности тоже было недостаточно для 140 тонного гиганта. Расход топлива составлял 1000 литров на 100 км.

ТТХ Е-100

Оригинальная конструкция машины Е-100 не имеет аналогов. Ближайшим конкурентом по массе и габаритным является немецкий же танк Maus, построенный (до разной степени готовности) в нескольких экземплярах. При этом оба образца «чудо-оружия» представляли собой тупиковую ветвь развития в танкостроении.

MausЕ-100
Длина корпуса, мм90208700
Ширина корпуса, мм37004480
Высота, мм36303320
Клиренс, мм570570
Масса, т.180140
Бронирование, ммЛоб 200
Борт 185
Корма 180
Лоб 240
Борта 120
Корма 150
Вооружение128 мм KwK-44 L/55,
75-мм KwK-40
128 мм KwK 44 L/55, 75 мм KwK 37 L/24
или 150 мм KwK 44 L/38
или 173 мм KwK 44
Мощность двигателя, л/с1080 или 1250700
Максимальная скорость, км/ч2023
Запас хода, км186120
Расход топлива, л/100 км14001000
Давление на грунт, кг/см21,311,4

Е-100 во многом превосходил прямого конкурента танк «Maus». Так, благодаря броневым листам расположенными под разными углами наклона, Е-100 имел лучшую защищённость, чем «мышонок», при этом масса стала намного меньше.

jagdpanzer e 100 в реальной жизни. Смотреть фото jagdpanzer e 100 в реальной жизни. Смотреть картинку jagdpanzer e 100 в реальной жизни. Картинка про jagdpanzer e 100 в реальной жизни. Фото jagdpanzer e 100 в реальной жизни

Стремление проектировщиков к унификации узлов машины и простота монтажа запасных частей, позволяли танку иметь неплохие шансы на запуск в серию.

Но, несмотря на это, проект Е-100 так и остался незавершённым, по причине своей дороговизны и нехватки ресурсов.

Истощённая Германия, теснимая союзниками, не могла себе позволить транжирить стратегические материалы, даже для создания такого чудо-танка.

На завершающем этапе Второй мировой войны в Германии при изготовлении боевых машин больше внимание стало уделяться небольшим истребителям танков, не требующим больших затрат. Такой машиной стал «Hetzer», серийный выпуск которого был начат в 1944 году.

Видео

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *