Каббала это самая сильная магия
Что такое Каббала простыми словами
Здравствуйте, уважаемые читатели блога KtoNaNovenkogo.ru. Возможно, вы и сами подметили, что в последние годы все чаще стали попадаться люди, не на шутку увлеченные каббалой.
Некоторые из них просто берут пример со знаменитостей и публичных людей, оказавшихся на слуху в том числе и за счет своих не совсем традиционных предпочтений в верованиях или убеждениях (типа саентологии, например).
Но нас интересует именно каббалистика, поскольку ничтожно малая часть современников имеет хоть какое-то понятие об этом древнем учении.
Кто-то считает каббалистов сектой, кто-то – последователями запрещенного подвида религии, а есть и такие, кто утверждает, что это своего рода духовная практика или некое тайное знание, связанное с колдовством и магией.
Каббалу принято считать религиозным учением на стыке мистики и философии.
Она пронизана эзотерическими практиками (благодаря чему и вызывает такой интерес у современников), но при этом остается органичной частью иудаизма. Одна из «программ-максимум» каббалы – совершенствование человека через познание божественной природы.
Каббала — это мистическое течение в иудаизме, по сути — способ читать и понимать Тору; в ее основе лежит представление о том, что текст Торы можно интерпретировать на четырех разных уровнях, высший из которых как раз и раскрывается посредством особенных мистических практик. В частности, особое внимание в каббале отводилось комбинаторике и интерпретации скрытой символики букв и слов.
Последователи уверены, что каббала – это все же наука, потому что в ее основе лежит достаточно обширная система знаний о мироздании.
А поскольку одним из базовых звеньев мироздания является человек, то при помощи каббалы мы можем постичь не только то, что позволяют наши ощущения благодаря всем нашим органам чувств, но и то, что нам через эти чувства не доступно.
Суть каббалы как учения включает в себя множество позиций и объектов познания, но мы остановимся на кратком обзоре ключевых особенностей.
Каббалисты верят, что любая душа стремится к просветленному состоянию, которое в иудаизме имеет свое название – гмар тиккун (или тиккун олам).
В иврите этот термин трактуется как состояние окончательного исправления мироздания, конечный итог полного исправления всех свойств мира и, как следствие, – полное единение/слияние с творцом.
В духовной практике это означает, что любые попытки достичь просветления вынуждают душу снова и снова воплощаться в этом мире, и длиться это будет до тех пор, пока душа не выполнит истинную свою задачу или не достигнет понимания чего-то крайне важного. В этой трактовке отчетливо видны «остаточные следы» влияния буддизма (это что?).
Структура каббалы: от скрытого до явного
Определить конкретную точку отсчета истории появления каббалы довольно проблематично.
Тем не менее, как указывается в большинстве источников, в этом учении явно прослеживаются древние оккультные практики вавилоно-персидской магии, влияние философских течений Древней Греции и Египта, а также отголоски некоторых постулатов раннего христианства.
Сами каббалисты утверждают, что их учение существует более четырех тысячелетий, однако Википедия в своей пояснительной статье называет другое время зарождения каббалы – это приблизительно конец XII — начало XIII веков.
То есть, при том, что массовое распространение в Европе это эзотерическое течение получило только в XVI веке, упоминания о каббале к тому моменту насчитывали почти четыре сотни лет.
Возможно, причина столь длительного «инкубационного периода» кроется в названии этой практики: само слово «каббала», означающее «получение, принятие», подразумевает непосредственную передачу знаний от учителя к ученику. А отсутствие ранних записей обусловлено устным форматом такой передачи.
Однако наиболее существенной частью каббалистического учения является усвоение письменной составляющей, изложенной в еврейских священных книгах – Торе и Талмуде.
Считается, что человек должен постичь мудрость писания на четырех уровнях:
Священный текст при этом воспринимается как своеобразная дорожная карта, по разметкам которой можно двигаться к безоблачному будущему для всего человечества и каждой отдельной личности. Нужно лишь суметь правильно прочитать заложенное в нем божественное откровение, а для этого необходимо тщательно все изучить.
Что касается структуры этой системы знаний, то еврейские исследователи формально подразделяют каббалу на два ответвления.
Первое из них – течение умозрительное, основанное на древнем сочинении «Зоар», опубликованном только в XIII веке испанским рабби и уважаемым каббалистом Моше да-Леоном. Второе – прикладное, которое чаще называют каббалой действия, или каббалой маасит.
Теософское учение, основанное на «Зоаре», содержит множество философских идей, получивших свое развитие еще в эпоху поздней античности – например, гностицизм и неоплатонизм. Однако сфера его интересов строится не только вокруг изучения мироздания, но и вокруг его сотворения неизречимым божеством.
Зоар разделяет мир на три пласта:
А вот прикладная ветвь каббалы вызывает и недоумение, и искреннее любопытство у обывателей XXI века. Изначально каббала маасит была посвящена расшифровке священных книг в поисках откровения свыше: если использовать верный ключ, можно получить новое послание или прозреть будущее.
Постепенно эта и без того мистическая каббала действия превратилась в магическую методику, практиковавшую обращение к разным именам Бога. Современные каббалисты видят в этом легитимный способ вернуться к занятиям эзотерикой.
Каббалистическая жизнь
В основе всех каббалистических практик всегда лежало строгое выполнение предписаний иудаизма. Сегодня в этом плане начинают превалировать несколько иные факторы.
Так, например, медитация позволяет очистить разум от дурного содержимого, дает более глубокое понимание своей духовной сути и физического тела, а также наделяет человека способностью воспринимать окружающий мир не органами чувств, а душой.
Многие из знаковых для каббалы учителей обращали внимание на критичность значения образа жизни. Причем их рекомендации нередко принимали кардинально противоположную форму и допускали:
Наглядным примером второго варианта является хасидизм, обретший немалую популярность как раз в XIII веке. В его основе лежит тезис о божественном присутствии в каждом объекте или событии.
Поэтому хасиды стараются быть милосердными и радостными, демонстрировать любовь к окружающим: пение и танцы для них – один из форматов служения.
Вместо заключения
Несмотря на то, что неофиты все более настойчиво стремятся называть каббалу наукой, приверженцы традиций отметают подобные поползновения, расценивая их как попытку разделить иудаизм и каббалистическое учение – то есть уйти от базовой духовной составляющей.
Схожие тренды то и дело проявляются во многих философских ответвлениях мировых религий – сегодня и христианство, и ислам неизбежно подпадают под влияние модных тенденций.
Из-за этого дальнейшее распространение каббалы систематически критикуется. Новые сторонники ищут не просветления, а избавления от скуки. Их привлекают поверхностные знания, мистический флер и магнетизм магических практик.
Но ведь оригинальная каббала – это ключ к пониманию иудаизма как единого гармоничного учения. Стоит ли вступать в «секту каббалистов» ради моды, если сама религия чужда и неинтересна?
Удачи вам! До скорых встреч на страницах блога KtoNaNovenkogo.ru
Эта статья относится к рубрикам:
Комментарии и отзывы (4)
Меня удивляет, почему так много знаменитостей увлечено каббалой. Это мода или что?
Каббала такая же наука как и астрология, да пусть голливудские звёзды верят во что хотят, лишь бы не пропагандировали эту странную религию.
Не, думаю, что с Вам многие не согласятся. Хотя.
Спасибо! Хорошая статья. Творческих успехов!
Евреи – один из самых поразительных и загадочных народов в мире. Мало того, что они внесли огромнейший вклад в науку и культуру, а их вероучение дало основу для двух мировых религий, так они ещё и создали каббалу – таинственное учение о структуре Вселенной и связи Бога с человеком. Как и каждая эзотерическая традиция, учение каббалы имеет два аспекта: теоретический и практический. Первый является метафизическим объяснением сложной каббалистической системы мироздания. Второй включает в себя методы воздействия на это самое мироздание и именуется магией каббалы.
Теория магии каббалы
Основа магии каббалы – вера в священное значение букв еврейского алфавита. Согласно учению каббалы, Бог при сотворении Вселенной руководствовался символами, которые впоследствии были даны «богоизбранному народу» в качестве букв и цифр. По преданию, Господь открыл тайное значение знаков самому Моисею при встрече с ним на горе Синай. Впоследствии Моисей, послушав совет Иеговы, сделал это знание тайным. Это был очень рассудительный поступок, поскольку магия каббалы может дать человеку силу божественного творения и власть изменять мироздание по собственному усмотрению.
В центре магии каббалы стоит понятие об именах всего сущего. Имена эти, соответственно, должны быть произносимы на иврите, иначе они не дадут никакого результата. Суть этих имен в магии каббалы – получение власти над живой и неживой природой, поскольку всё в ней имеет свои собственные тайные названия. Например, если каббалист сможет узнать сокровенное имя определённого человека, то он получит огромную власть над этим человеком. То же самое можно совершить со стихиями или природными явлениями. Чтобы узнать эти имена, нужно сначала овладеть истинным значением древнееврейского алфавита. А это вовсе не так-то просто, поскольку магию каббалы невозможно досконально изучить только по книгам. Представители ортодоксального учения каббалы утверждают, что для его познания необходимо быть евреем и иметь хорошего наставника, который сможет открыть тайны букв и чисел. Вот тут возникает основное противоречие между магией каббалы и каббалой как метафизическим знанием: пророки и учителя каббалы строго настрого запрещали ученикам использовать каббалу в магических целях, для них каббала – это только способ познать Всевышнего и она должна быть использована лишь в качестве теории. Практическое использование скрытых значений еврейских букв или магии каббалы – занятие очень греховное и ни один ортодоксальный учитель каббалы его не поддерживал. Но это вовсе не помешало менее принципиальным учителям ввести в обиход магию каббалы.
Практика магии каббалы
В чисто практическом плане магия каббалы предполагает использование словесных магических формул, которые слагаются с помощью сложных вычислений скрытого значения того или иного слова, а также с помощью составления аббревиатур из молитвенных фраз на иврите. Самый популярный метод в магии каббалы – это создание так называемых камей. Камеи – это амулеты, которые можно сделать из любого символического материала. Магической силой такой амулет наделяется только при условии прочтения над ним магического слова или формулы. Созданные таким образом талисманы могут обладать огромной силой и наделять своего владельца любыми желанными качествами.
Вместе с тем, магия каббалы предполагает разные ритуалы и обряды. Присутствие этих обычных магических методов в каббале объясняется синтезом каббалистического учения со средневековой алхимией и раннехристианскими гностическими учениями. Использование этих ритуалов тоже весьма неоднозначно, так как они не признаются классической каббалой и были созданы людьми, жаждущими извлечь из каббалы личную пользу, а не божественное знание.
Каббала — что это простыми словами
Знакомое «на слуху» «каббала», не всегда оказывается до конца понятым и осознанным. Услышанное многими это кабалистическое слово, возможно даже и не раз, оно вызывает массу вопросов и недопонимания.
Запутанные определения и термины понятия «каббала» не дают четкого ответа и соответственно становятся еще более далеки от осмысления. В этой статье мы постараемся максимально простыми словами и объяснениями разобраться в вопросах что такое каббала, в чем ее основы и суть, кто такие каббалисты и всех наводящих доводов, касающихся религиозно-мистического течения.
Тайное становится явным
Каббала простыми словами: термин, суть
Все когда нибудь слышали выражение «попал в кабалу», обозначающий что-то не очень хорошее.
В русском происхождении «кабала» берет корни с Древней Руси и означает попасть в должники, то есть «быть в кабале» у кого-то.
Другой источник — словарь Даля, связывает «каббалу» с иудаизмом, где имело место мистическое течение с применением магии и соответствующих обрядов. Именно об этом значении «каббалы» будет подробно написано в этой статье.
Слово «каббала», или «получать» обозначает откровение от Бога, полученное евреями и переданное грядущим поколениям. Определение каббалы варьируется в зависимости от традиций и целей последователей, от его религиозного происхождения как неотъемлемой части иудаизма.
Каббала — это совокупность эзотерических учений, призванных объяснить взаимосвязь между неизменным, вечным и таинственным.
Суть каббалы в истинном смысле ивритских писаний, который был скрыт от масс и известен только духовно подготовленным к его принятию. Каббала использует специальные практики, основанные на способах читать и понимать древние писания.
Суть каббалистов — найти скрытый смысл в писаниях. Но для этого необходимы соответствующие знания и методы.
Каббала — это широчайшая область, включающая мистическую и практическую составляющую еврейских традиций.
Каббала поможет понять древнееврейские тексты
Каббала: что говорит Википедия
Каббала, из области эзотерики, является традицией с скрытым знанием информации из «Торы» (с иврита «учение», «закон»)— пятикнижие иудейского традиционного закона, божественного откровения.
Знать. Искать. Постигать.
Каббала в исторической ретроспективе
Ещё в библейские времена существовал еврейский мистицизм. По легенде именно Бог раскрыл Адаму эти тайны ещё в раю. Учёные и исследователи находят первоисточники термина «каббала» начиная с XII века, когда он стал распространённым (до этого учения назывались по другому). Именно в это время каббалисты были приняты частью еврейской культуры. Слово «каббала» пришло для обозначения тех, кто считал, что лишь немногие избранные получили тайное знание от Бога об «истинном» значении писаний.
Каббала развивалась среди еврейских общин в Вавилонии, Италии, Франции и Испании. В Провансе 1180 году появилась первая книга каббалы «Бахир» (Книга яркости), в которой приведены масса цитат из «Сефер Йецира» (Книги творения) с объяснениями процесса Божественного созидания. В этот период появлялись различные учения, с использованием мистицизма и тайных знаний, спрятанные от широких масс. Создавались небольшие группы людей с доступными для них учениями.
Уже в XIII веке каббала быстро распространилась и стала популярной в Европе, а позже эзотерические учения стали общепринятыми.
В 1280 году появилась книга «Зоар»— основной источник знаний каббалистов, которая особенно остро обрела своё влияние после изгнания евреев из Испании, так как отвечала потребностям людей эпохи того времени, нуждающимся в избавлении и спасении. Кабала стала популярной, потому что открыла подход к религии, который казался более приятным, немедленным и менее сдержанным.
В XV веке среди христиан образовалась так называемая «христианская каббала». Многие книги переводились на латынь, в которых просматривалось сходство каббалы и христианской веры. В эпохе Возрождения основоположником данного течения стал Пико делла Мирандола. Христианские каббалисты просматривали в каббале раскрытие тайных учений Пифагора и Платона. Компонент христианской культуры в итоге породил ещё одну концепцию «каббалы».
За все время и географию каббала впитывала в себя различные моменты из философских и мистических учений. Особенно отчётливо прослеживается связь с:
Они стали основой каббалистического видения мироздания.
Книга «Зоар», где главный смысл: нет ничего кроме Творца и его творений, — это внутренняя часть «Торы», считается основой каббалы. Написанный на средневековом арамейском и средневековом иврите, «Зоар» призван направлять каббалистов в их духовное путешествие, помогая им достичь большего уровня связи с Богом.
В 1530 году израильский Цфат стал центром каббалы, где учения стали общедоступными с образовавшимися многочисленными группами, изучающими каббалу. В XVII веке интерес к каббале сменялся то практико-магическими задачами, то опять теоретическими.
В XVIII веке полностью исчезла традиция «христианской каббалы».
Историки иудаизма выделяют множество школ еврейского эзотеризма, каждая из которых имеет свои уникальные интересы и убеждения. Великий известный учитель того времени рабби М. Кордоверо («РАМАК») внес большой вклад в каббалу, обладающий огромным мышлением и силой толкований, как и его ученик — И. Лурия («АРИ»).
Их работы стали ценными источниками знаний для каббалистов.
Существует многочисленное количество отличительных мистических школ, которые можно дополнительно классифицировать на основе мастеров и учеников. Большинство мистических движений обязаны сочинениям более ранних школ, добавляя свои новаторские интерпретации и новые системы мышления к существующим.
Каббала широко используется, внутри иудаизма, формируя основы мистического религиозного толкования. Вне иудаизма его писания читаются не по традиционным канонам организованной религии.
Каббала стремится не только определить природу Вселенной и человека, но и цель существования. В ней также представлены методы содействия пониманию этих концепций и, таким образом, достижению духовной реализации.
«Дыхание становится камнем; камень – растением; растение – животным; животное – человеком; человек – духом; дух – богом»
Каббала сегодня: взгляд с разных сторон
На сегодняшний день популярность религии и мистики растёт, независимо от национальности, возраста, и других социальных принадлежностей. Последователей каббалы можно найти как из простых слоев населения, так и знаменитостей. «Горячий культ» красной нити можно увидеть на многих запястьях, в том числе и «звездных» : Мадонна, Э. Катчер, Д. Мур, Д. Бэкхем, В. Райдер и другие.
За последние несколько лет каббала завоевала огромный резонанс, что даже ученые, ранее скептически относившиеся к еврейскому мистицизму, начали относится к ней как к самостоятельному явлению. В английских школах внедряются программы духовного развития. Центры по изучению каббалы сегодня открыты по всему миру. Книжные полки магазинов переполнены изданиями на эту тему.
Сформировавшийся интерес вызывает неоднозначную реакцию у еврейских раввинов, не одобряя такой подход в поверхностной популяризации, так как это не является настоящей каббалой.
Они не признают никакой связи между настоящими учениями и нынешней фальсификацией.
Кроме того суррогат этого явления на сегодняшний день преподносится многими людьми в виде готовых практических пособий по основам мироздания. В популярной культуре принято упрощать ее истинную сущность, ограничивать рамками понимания, искажать, давай простые однозначные ответы на философские сложные вопросы.
Отношение церкви к каббале
Возрожденный интерес к каббале проявляется как среди евреев, так и среди других. Хотя еврейское происхождение делает его уникальным, каббала по существу является оккультизмом, несовместимым с библейским Богом, создавшим мир из ничего, а не из Самого Себя.
Каббала имеет пантеистическую характеристику, где Бог и Его творение — одно целое, что противоречит Библейским писаниям.
Вдохновленные каббалисты стремятся найти скрытый смысл в писаниях с помощью каббалистических методов, что в принципе, можно применять практически к любому произведению, черпая из него перевернутую интерпретацию.
Каббалистический метод толкования не признан в Библии, ни оправдан ею.
Тем не менее нельзя отрицать того факта, что каббала — это яркий и таинственный феномен исторической важности.
«Дерево жизни»
Философия каббалы
Каббала «тайное знание» — является частью еврейской традиции, которая имеет дело с сущностью Бога, независимо от того, влечет ли это за собой священный текст, опыт или то, как все работает. Каббалисты полагают, что истинное знание и понимание этого внутреннего, таинственного процесса достижимо, и благодаря этому знанию может быть достигнута близость с Богом.
Каббала учит, что человек должен отказаться от обычного мышления, которое заставляет его считать, что материя и дух являются отдельными явлениями.
Почти ко всем формам еврейского мистицизма относятся 3 аспекта
Следственный аспект включает поиск скрытой реальности Вселенной для тайного знания о ее происхождении и организации. В еврейской традиции есть 3 способа получения эзотерических знаний:
Все еврейские мистическо-эзотерические традиции перенимают, расширяют философские и даже научные идеи своего времени.
Эмпирический аспект каббалы включает в себя действенный поиск, а не просто знания о Боге: напрямую, интуитивно. В большом желании и цели встречи с Ним, они придерживаются глубоко нравственных и духовных жизненных принципов, расширяя сферу своей религиозной практики за счет ежедневных занятий.
Практическая составляющая каббалы включает ритуалы для обретения силы и осуществления изменений в нашем и небесных мирах. Эта сила генерируется выполнением заповедей, управлением силами зла и добра, а также иными, с использованием сверхъестественных энергий. Практический аспект каббалы реализует человеческий потенциал быть сотворителем с Богом.
«Дерево сфирот» — основополагающая основа каббалистов
Каббала — «дерево жизни»
Каббала считается «деревом с десятью листьями» — сфиротами, соединенными 22 дорожками, взятых из каждой буквы ивритского алфавита.
Эти десять сфирот связаны по схеме, которая показывает десять добродетелей, через которые Бог проистекает в наш уровень реальности, и, наоборот, как люди могут подняться обратно и достичь Его.
Внешне похожая на ДНК, она содержит неисчерпаемую информацию. Некая матрица, с помощью которой Бог сотворил мир. Арканы — энергетические каналы, соединяющие 10 следующих сфирот:
Даат, который не пронумерован, но является центральным местом единства остальных десяти.
Такая система представляет одно целое, или формулу совершенного существа Адама, где каждая часть тела соответствует определенной сфироте. Наполненный светом Всевышнего (сефиротами) как стеклянный сосуд, он вдребезги разбился на мелкие кусочки, и разделился на две части: верхнего и нижнего мира. Задача каббалистов собрать все кусочки, тем самым вернуть душу в небесный дом.
Каббала же является вспомогательным средством в мистическом понимании зашифрованного смысла.
«Потому что все оттенки смысла Умное число передает».
Методы каббалы: практическая сторона
Каббала начиналась как устная традиция, и верующие прослеживают её происхождение обратно в «Тору», а следовательно, и к прямой связи с Богом.
В «Торе» есть два основных аспекта. Первый — это мудрость Всевышнего, а второй — ее дарование в мир человека для оказания позитивного влияния: «делай добро», «уклонись от зла», не через указательные заповеди, а советы. Открытая часть Торы — это «древо познания добра и зла», скрытая — «древо жизни», которая содержит информацию о Боге и Его Творении, называется Каббала.
Пятикнижие «Тора» написано на «языке ветвей». Если любое описание предполагает понимание человеком на человеческом языке, то в высшем мире нет названий для передачи напрямую, поэтому каббалисты используют это язык. «Язык ветвей» — подразумевает процесс, когда божественные корни рождают в человеческом мире вещи и действия, как следствие или ветви. Таким языком, а не буквальным, стоит понимать писания, представленные божественными заповедями.
Принято считать что не однозначно интерпретировать тексты можно 4-х различных уровнях, и высшим из которых являются мистические практики.
Загадочный смысл приписан формам и звукам древних ивритских букв. Символы из букв и цифр в каббале играют особое значение. Подход каббалы мистический и очень субъективный, используя такие вещи, как, например, нумерология, для поиска «скрытого» смысла.
Применяя различные методы: перебор чисел и букв, замена местами букв в различном порядке, можно из одних слов получить совершенно иные, познав из этого невероятные вещи.
Главные методики каббалистов, применимые для ивритских текстов:
Темура — «замена» букв, с целью изменения смысла «Торы»;
Гематрия считает численные значения букв, слов и фраз в целом;
Нотарикон — развертывание слов в фразы и наоборот посредством нумерологии.
Таким образом мекубаль (каббалист-практик) способен расшифровать тайное и предвидеть события будущего. С помощью методов в каббале возможно познать и почувствовать тайный от человека, скрытый высший уровень, управляющим человеческим миром.
Если человек обладает истинными знаниями, об основах этого процесса, он, откроет новое понимание более обобщенных, глубинных законов, движущих природой и человеком, как ее частью.
Истина где-то рядом
Связь каббалы с оккультизмом
Многие приравнивают каббалу к чёрной магии с негативным оттенком.
Каббалистические учения были посвящены магии букв и цифр еще начиная с XVI века, применяя термин «фантастической» или «магической». Современные мифы о тайном магическом учении евреев удачно закладывались еще в Серебрянном веке, где появлялись лекции или курсы, например, по соединению карт Таро, астрологических знаков и каббалы. Каббалистические материалы этой эпохи и сыграли, свою роль в видении каббалы как некой самой сильной магии.
Действительно, в магии каббалы задействуют имена. Когда узнав настоящее ивритское имя человека можно получить власть над ним. Это связано также со стихиями и природными явлениями живой и неживой природы.
Только понимая истинные значения алфавита древних евреев, которые недостаточно познать только из книг, а прибегая к помощи истинного наставника, можно открыть эти значения букв и цифр. Тайные знания доступны для избранных и только для познания Всевышнего и постижений теории.
Направления практической кабалистики, зачастую проявляется не только в устных заклинаниях именами ангелов, а написании этих имён на камнях. Со временем вокруг этого развилась целая коммерческая империя амулетов, талисманов, символов. Сюда же следует отнести обрывки из астрологии, хиромантии, разные формы загадывания в будущее и другие.
Но тем не менее, в обход этому, многие пытаются открыть для своей выгоды оккультные практики каббалы с использованием магических слов, по формулам сложенным из скрытых вычислений в аббревиатуры, молитвенные фразы.
Ритуалы и обряды каббалы не воспринимаются всерьёз классическим учением каббалы и были придуманы людьми которые жаждут выгоды а не знаний.
Людей, гоняющихся за всякого рода “именами”, “заклинаниями” и “талисманами” предостерегают каббалистические авторитеты. Мудрецы наложили запреты на использование их. Только самые праведные евреи, и в крайних случаях, несут ответственность за практическую работу.
По легенде о создании Голема (человечка из глины). Когда скрытое имя Бога было написано на статуе, она ожила и стала расти. От испуга человек, написавший имя, быстро стер его и статуя опять превратилась в кусок омертвевшей глиняной скульптуры.
Звезда Давида
Символы и значения каббалы
Главный знак каббалы — это гексаграмма или масонская печать с центром древа Сфирот — тиферетом.
Звезда Давида наиболее широко признанный еврейский символ идентичности. В каббале он имеет два значения: символ господства Бога над вселенной во всех шести направлениях (Вверх, Вниз, Север, Юг, Восток, Запад) и дихотомии (разделение, раздвоенность), неотъемлемые для человеческого существования: добро против зла, физический мир против духовных сфер и т.д. Бытует мнение что он способен менять пространство вокруг хозяина, замедлять или ускорять время.
Также таинство печати Соломона помогает открыть временной портал или вызвать неземное существо.
Традиция гласит, что конкретная структура Звезды Давида, которая была вдохновлена шестиугольным щитом короля Давида, привлекает защиту и хорошее состояние.
«Зоар», который является основной книгой каббалы, указывает, что когда еврей прикрепляет мезозоя к их двери, Бог защищает дом от вредных сил. Это символ защиты, предупреждает зло, за которым наблюдает Бог.
Чаи. На иврите Чаи означает «живой». Символ, состоящий из ивритских букв символизирует благотворительность, богатство и долголетие. Его численное значение — 18, это соответсвует «Дереву Жизни», предполагающим интеллект и влияние.
Да будет слово…
Итак, каббала…
Подводя итоги, стоит отметить значения каббалы в нашей жизни.
Каббала привлекательна для эзотерического мира и для тех, кто ищет мистическую символику в познании смысла мироздания. Созданная из потребности людей в высших силах, каббала позволила ощутить близость с Богом.
Покрытая тайнами и мистикой, с помощью методов доступных только истинным, она привлекает ещё больше поклонников, зачастую не понимающих ее истинной сути, а ищущих поверхностные корыстные выгоды. Тем самым более запутывает реальные исторические исследования, так как представляет собой немного общего от истинной сути.
На самом деле это сложная, с глубинным философским смыслом и практических методах «полученная традиция». С ее помощью можно постичь не только часть нашего мира, воспринимаемую нами при помощи пяти органов чувств, но еще и тот объем мироздания, который нам в этих ощущениях не доступен.
Фантастическая каббала и ее роль в истории русского оккультизма: великое тайное учение или успешное шарлатанство?
Эти тексты не обращены к простым смертным:
Гностическая апперцепция рассчитана на элиту:
Ибо, говоря словами Библии, незачем метать жемчуг перед свиньями1.
Камаль Жумблатт, из интервью газете «Ле Жур»
Твои: манифесты не ясны и не прозрачны. Это утробное урчанье, а прикидывается речью. Сколько народу разбирало эту речь, столько раз находили в ней что хотели: Поэтому тысячи дураков поверят в ваш план, их вера будет крепче меди: Никто не слушал Земмельвайса, когда тот говорил врачам дезинфицировать руки перед тем, как браться за рожениц. Он говорил неинтересно. Люди охотнее верят в лосьоны против лысины. Люди инстинктивно чувствуют, что в таком лосьоне сочетаются взаимоисключающие реальности, что в нем отсутствует логика и отсутствует честность. Но так как им говорили, что Бог загадочен и неизъясним, нелогичность – это именно то качество, которое, по их мнению, приличествует Богу. Нелогичное для них означает – близкое чуду. Вы придумали лосьон против лысин. Мне не нравится, это плохая игрушка2.
Умберто Эко. «Маятник Фуко».
Роль эзотерической философии, мистики и оккультизма в русской культуре в последнее время все больше привлекает внимание исследователей-литературоведов. Однако если история спиритуализма в России или мистическая доктрина Елены Блаватской уже достаточно исследованы, Каббала и ее роль в русской культурной истории изучены еще недостаточно. Американские ученые, за небольшим исключением, этой темой серьезно не занимаются. В России же, наоборот, наблюдается повышенный к ней интерес, но интерес этот почти всегда спекулятивный, политический и часто связан с антисемитизмом. Примером такого подхода может служить книга Владимира Острецова, где автор доказывает, что «своей отравой мертвого символизма и примитивной чувственности Каббала вошла в сердца юношей XVIII века и повлияла на развитие всего дальнейшего устройства России»3. Острецов утверждает, что в поисках магических тайн масонские писатели Херасков и Лопухин обратились к черной магии древних сионистов, называющих себя великой Белой Расой, цель которой – завоевание всего мира и которая в конце концов и привела Россию «к революции, развалу и масонскому правлению Ельцина и Чубайса». Острецов пытается доказать, что каббалисты считали себя великой тайной расой, обладающей могучим тайным учением, и связывает этот факт с «известным всему миру желанием евреев обладать мировым господством». Для Острецова Каббала приравнивается к магии, причем к негативной – черной магии. Однако, несмотря на то, что среди европейских каббалистических текстов действительно можно встретить и те, что посвящены магии букв и цифр (например, «Шимушей Техилим» – «Применение псалмов в магических целях»), в литературе классической Каббалы, говоря словами известного ученого Гершома Шолема, эти тексты «играли совершенно подчиненную роль. То, что действительно заслуживает названия Каббалы, имеет очень отдаленное отношение к магическим методам». В то же время И. Лопухин, яркий деятель новиковского масонства конца XVIII столетия в своей книге «Внутренняя церковь» прямо говорит, что «Каббала учит человека свету божьему, а самая нижняя жатва злобному духу Антихристову суть упражняющиеся в гнусной ворожбе и гаданиях, алхимии и колдовстве»4. Развивая свои идеи, Острецов достаточно цитирует оригинальные – как он утверждает – каббалистические тексты, которые прямо говорят о превосходстве Белой Расы над всеми другими. Проблема в том, что текст, который цитирует Острецов, появился лет на сто позже возникновения кружка Новикова и на тысячу лет позже подлинных классических текстов еврейской Каббалы. Более того, написан он не евреем, но французом – мистиком и оккультистом начала XIX века, взявшим псевдоним Елифас Леви.
Слово «Каббала» происходит от ивритского слова, в переводе означающего «традиция». Каббала – еврейская эзотерическая философия, которая сложилась в III – IV вв. новой эры и была развита в XII – XV вв. в Испании и Палестине. Главная идея Каббалы – это идея, что Бог есть по сути ни что иное как сгусток бесконечного света (на иврите зохар). Идея эта питает главную теорию Каббалы – теорию создания мира через свет. Согласно появившейся в Испании в середине XII столетия книге «Зохар», Бог создал мир потоком своей собственной энергии, льющейся на землю в виде бесконечного Божьего света. Свет этот доходил до земли постепенно – не как единый поток, а скорее как цепочка световых импульсов. Каждый новый день творения в Каббале рассматривается как ступенька, как отдельный импульс (на иврите сфира), а сам источник света – Всевышний – как сфира полноты или, как называет ее еврейский средневековый мистик Исаак Лурия, плерома, т.е. сам Бог. Согласно этой теории, первым существом, возникшим из потока света, был Адам Кадмон – «предвечный человек». Библейская история о падении Адама интерпретируется в «Зохаре» аллегорически. «Зохар» говорит, что до падения Адам не был человеком в земном понимании этого слова и выглядел как стеклянный сосуд, наполненный Божьим светом. В момент падения сосуд разбился, и кусочки его разлетелись по всему миру – подобно осколкам троллева зеркала в сказке Андерсена. С этого момента мир сфирот разделился на две части: на верхний и нижний (прямое отражение верхнего, но с обратным знаком). Сфирот нижнего мира, мира зла, на иврите называются клиппот, что значит скорлупки, шелуха. Главная задача каббалистического учения – через молитву и праведную жизнь вернуть душу мистика в ее небесную обитель, в цельность первозданного человеческого образа, то есть собрать в своей душе как можно больше потерянных осколков, хранящих Божий свет первозданного сосуда.
Каббала утверждает, что молитва чрезвычайно важна для мистической практики, потому что Божий свет Зохар всегда демонстрирует себя в нашем мире через Божье слово – знаменитый Логос, широко известный благодаря первым строкам Евангелия от Иоанна: «В начале было Слово, и Слово было у Бога, и Слово было Бог». Согласно мистике Каббалы, в процессе создания мира Бог называл имена предметов и эти абстрактные названия стали реальными предметами в нашем мире. Каждой из двадцати двух букв еврейского алфавита соответствует число. Эти-то буквы и числа и являются магической силой, сотворившей мир. Более ранний, чем «Зохар», каббалистический манускрипт середины VII столетия «Сефер Ецира» утверждает, что сама Тора есть по сути развернутая аллегория имени Бога. Мир сфирот, – говорит одна из глав этой книги, – это сокрытый мир языка, через который Бог обозначил сам себя. Процесс жизни в Боге может истолковываться как процесс речи. Используя слова одного из главнейших специалистов по истории Каббалы израильского философа и историка Гершома Шолема, «в своей совокупности числа и буквы представляют собой таинственные силы, посредством которых Бог сотворил все сущее. Бог начертал их, вытесал их, поменял местами и посредством их создал всё творение и всё, чему быть сотворенному»5.
Для десятков последующих поколений «Сефер Ецира» послужила источником лингвистического мистицизма, известного под названием практическая Каббала. Согласно ей, переставляя и меняя буквы в Торе, человек интерпретирует священную книгу, находит в ней новые смыслы и – как следствие – понимает Тору все больше и все больше приближается к Богу. Однако даже в «Сефер Ецира» главная роль отводится все же не лингвистическим перестановкам, а моральному образу жизни (на иврите тиккун, что значит восстановление, цель которого собрать в себе все кусочки потерянного Божьего света). В позднейшей еврейской Каббале мотив тиккун становится центральным. В еврейской философской среде Каббала рассматривается как моральная и этическая философия, цель которой – упрочение связи между Богом, человеком и миром6.
В эпоху позднего средневековья и ренессанса, когда интерес к астрологии, магии и алхимии достигает наибольшей высоты, Каббала мало-помалу становится необычайно популярной в христианском мире. Учение о создании реальности через язык, безусловно, не могло не заинтересовать европейских алхимиков и вызывателей духов. В конце XV столетия граф Пико делла Мирандола написал книгу «Conclussions Cabbalisticae», где впервые обратил внимание на каббалистические учения. Пико был католиком, однако имел хороших друзей-евреев и, как утверждают ученые, неплохо знал иврит. Однако из оригинальной Каббалы Пико и вслед за ним маги и алхимики Возрождения взяли лишь те места, где говорилось о создании мира через язык. В своей версии Каббалы они поставили эту малую часть в центр учения и развили в теорию, которая утверждала, что, манипулируя еврейскими буквами, можно в конце концов найти именно то слово, посредством которого Бог создал некий предмет, и тем самым этот предмет создать. Роль букв как орудия мистического создания реальности – вот что больше всего привлекало в Каббале мыслителей ренессанса. Подобное отношение ясно видно в цитате из книги ученика Пико Иоганна Рейхлина: «Ради той надобности от ангелов посланы нам буквы, для нас, смертных, изумительные и невиданные, ничто на привычно употребляемом нами языке не значащие, однако, в глубинах нашего разума пробуждающие таинство великое и высочайший восторг»7.
Так как этот тип Каббалы использовался для магических целей, в позднейшей исторической критике он получил название «фантастическая Каббала». В фантастической версии Каббалы абстрактные концепции сфирот и клиппот были заменены на практических ангелов и демонов. Имя Бога (на иврите шемхамефораш), по каббалистической философии состоящее из семидесяти двух букв и позволяющее достичь мистических высот, превратилось в семьдесят два имени ангелов и демонов. Вот как описывает их Рейхлин: «Злых и добрых духов бесконечное число: настоящие их имена знает только Бог. Много таких имен мы встречаем в Священном Писании, другие имена названы у древних еврейских мудрецов. Все способы открыть имена злых и добрых духов названы нам каббалистами посредством магического вычисления. Вычисление исходит от имени Божьего, имеющего особую силу. Если нужно найти имя ангела, то подыскивают его буквы в графе «добрые» и берут их из рубрики, соотносящейся с планетой этого ангела; если же нужен демон, надо обратиться к графе «злые». В конце же надо прибавить каждому духу имя Бога – эль – что значит «сила», а если отнять его от имени, дух свою силу потеряет: Каждой букве в имени соответствует число. Так Ахмиель – очень могучий дух, потому что его число есть семь, умноженное на священную семерку, итого сорок девять»8.
Маги и алхимики называли Каббалу «великим тайным учением». Однако это «тайное» учение широко пропагандировалось в десятках книг и рукописей, самой известной из которых можно считать произведение XVI века «Ключики Соломона». Книгу эту приписывают царю Соломону, который, согласно распространенным в среде оккультистов верованиям, обладал великими магическими знаниями. К сожалению, ни один древний еврейский текст магических способностей Соломона не подтверждает. Иосиф Флавий упоминает некое «Завещание Соломона», с помощью которого его друг Елизар изгнал бесов в присутствии императора Веспасиана, но не датирует эту книгу. А если учесть, что эпоху, в которую жил Флавий ( I – II вв. н.э.), с полным правом можно назвать эпохой зарождения еврейского гностицизма и первых идей Каббалы, возможно, что книга появилась именно в это время. Более того, текст Флавия в целом столь насыщен неверной информацией, что доверять ему довольно трудно.
Частое упоминание о тайных способностях Соломона появится гораздо позже – и не в еврейской, а в арабской литературе, в первую очередь в «1001 ночи». В эпоху раннего Возрождения этот свод сказок был чрезвычайно популярен в Европе – и особенно в Италии, у которой были наиболее тесные связи с Востоком. Примечательно, что «Ключики Соломона» появились именно в этот период – то есть где-то в конце XV века. Перевод этой книги с иврита на латынь приписывается некоему раввину Абогназару, однако оригинал древнееврейского текста утерян и непонятно, существовал ли когда-либо. Главным аргументом за то, что никакого оригинала на иврите не было вообще, выступает сам текст книги. Поздние исследователи предполагают, что имя Абогназар суть извращенная форма еврейского имени Абен Езра. Однако совершенно очевидно, что сам Абогназар должен был неплохо знать древнееврейский. Текст же «Ключиков» утверждает прямо противоположное. Большинство «заклинаний» в книге, хоть и написаны еврейскими буквами, являются бессмыслицей, абракадаброй, соединяющей в себе алхимические символы, астрологические знаки, имена демонов и несуществующие псевдоивритские слова. Идея «Ключиков» состоит в том, чтобы научить всех желающих с помощью всего вышеперечисленного делать магические амулеты и пентакли. Один из приводимых книге пентаклей, например, позволяет обрести потерянную привязанность любимой особы. Служит путеводителем к потерянным или украденным предметам, охраняет при длительном морском путешествии и излечивает от водянки9.
Такое, мягко скажем, «легкомысленное» обращение с ивритом наводит на мысль, что автор текста скорее всего не был раввином и неизвестно, был ли евреем. Более того, само имя Абогназар ближе вовсе не к еврейскому Абен Езра, а, скорее, к гностическим или магическим именам демонов, например, к гностическому имени демона Аббаказар.
«Ключики Соломона» и подобная им литература успешно сделали свое дело – к концу XVI века Каббала уже стойко ассоциировалась с черной магией, но никак не с этической философией.
В Россию первые знания о Каббале пришли скорее всего через масонство, и первое, с чем познакомились здесь русские масоны, – именно магическая сторона учения. А. Пыпин, один из крупнейших дореволюционных исследователей русского масонства XVIII в., в своих книгах упоминает немецкого пастора Розу, который в 1760‑х годах посетил Россию и, выступая в ложе «Счастливого Согласия», утверждал, что знает «магическое Hominum factio, алхимическое приготовление золота и тайные каббалистические формулы». Русский масон середины XVIII в. И. Елагин, в свою очередь, говорит о некоем Станиславе Ели, от которого получил книгу Германа Фиклада «Cabala Mysticae Naturae», откуда узнал, что Каббала суть естественная философия, посвященная познанию души, астралов, небесных духов, стихий, а более всего познанию света Божьего. Великое учение в Каббале составляют буквы и слоги, ибо в буквах живут духи и в каждой букве – начало духа10.
Однако уже в 80‑е годы XVIII в. русское масонство проявляет все меньший интерес к фантастической Каббале. В это время русские масоны знакомятся с трудами богемского мистика Якова Бёме. Г. Шолем говорит о Бёме нижеследующее: «…нам остается только гадать, каким образом бедный сапожник из богемского городка Герлиц смог угадать или понять так точно основные идеи каббалистического мистицизма»11.
В мистических произведениях Бёме образы Адама Кадмона и воссоздания целостности духа являются центральными, в то время как магической практике Каббалы автор почти не придает значения. Под влиянием Бёме образ Адама Кадмона становится центральным и в русской масонской символике 80‑х годов XVIII в. Масонские идеи моральной Каббалы (особенно идея создания мира через свет и аллегорическая история падения Адама) широко пропагандировались в масонских речах и публикациях того времени, например, в речах видных масонов С. Гамалеи и И. Шварца. В речи, произнесенной на открытии ложи Девкалиона, С. Гамалея говорит, что «человек должен быть жилищем, наполненным светом Божьим» и что главное несчастье человека состоит в том, что он «отдалился от Бога, от источника света и пошел за ложными огнями. Ум в таком человеке подобен искре, погребенной в пепле»12. Издававшийся московским масонским просветителем Н. Новиковым журнал «Утренний свет» описывает, как произошло «постепенное отдаление человека от света духа Божьего, который создал вселенную и был концом и началом»13.
Однако, несмотря на просветительскую деятельность новиковского масонства, в широком людском сознании Каббала продолжала ассоциироваться в первую очередь с числовой и буквенной магией. Еще больше усилила эту тенденцию эпоха романтизма, известная своим интересом ко всему магическому и волшебному. Так, Владимир Одоевский в «Русских ночах» говорит о каббалистических знаниях в первую очередь как о знаниях магических, а один из героев пушкинской «Пиковой дамы» спрашивает своего знакомого: «Как! У тебя есть бабушка, которая угадывает три карты сряду, а ты до сих пор не перенял у нее ее кабалистики?». И в эту эпоху, как и в начале XVIII в. столетия, все свои знания о Каббале европейские и русские романтики черпали из пересказов все тех же магических книг XVI и XVII вв., откуда получали каббалистические знания алхимики ренессанса.
Эра модернизма заново возродила интерес ко всему мистическому и оккультному, затихший было в середине XIX столетия. Французский символизм принес, используя слова американского филолога Бернис Розенталь, «Возрождение и популяризацию магии, алхимии и Каббалы»14. Возрождение Каббалы в Европе во многом обязано католическому священнику, взявшему еврейский псевдоним Елифас Леви. Леви не только перевел на французский подлинные книги Агриппы и Рейхлина по магической Каббале, но и написал несколько десятков собственных книг по этой же теме – более «научных» и «современных» по сравнению с «устаревшими» книгами XVI века. Французский интерес к «научной» Каббале быстро перенесся в Россию, где, как говорит Розенталь, «оккультизм был интегральной частью предреволюционной культуры, которой заинтересовались и художники, и писатели и политические деятели».
Модернисты и особенно символисты вернулись к идее о магической созидательной власти слова. А. Рембо в своем знаменитом сонете о власти звуков одним из первых модернистов выдвинул идею, что звуки имеют цвета и могут определять человеческие эмоции. Р. Тименчик подметил, что идеи Рембо откликаются в стихотворении Н. Гумилева «На Венере, ах на Венере», где, согласно поэту, нету слов обидных и властных, так как все говорят языком из одних только гласных15. Можно даже утверждать, что Гумилев, который был членом масонской ложи и интересовался каббалистической символикой, использовал идею о том, что мир Бога – это мир звуков, а не слов и что именно этот мир потеряли люди после падения Адама: ао и уо – о древнем рае золотое воспоминанье. С Гумилевым перекликается Ф. Сологуб, который говорит в одном из стихотворений: «Родился бы я на Мадагаскаре, / Говорил бы наречием, где много а, / слагал бы стихи о любовном пожаре, / о нагих красавицах на острове Самоа»16. Очевидно, что остров, где в языке много гласных, для Соллогуба – аллегория утраченного рая.
За символистами последовали футуристы, которые провозгласили, что искусство не описывает, но создает. Можно вспомнить слова А. Крученыха«художник волен выражаться собственным языком, ибо творец индивидуален»17. В 1919 году Шкловский прямо сравнивает заумный язык с заклинанием, «которое кажется нам, непосвященным, бессмысленным набором звуков, а на самом деле несет магическую созидательную силу»18. Интерес ко всему магическому принес и интерес ко всему забытому, старому и таинственному. Литературно-артистический журнал «Весы» в 1905 году печатает эссе Г. Мейринка, где автор утверждает, «что странные, непонятного происхождения вещи, пергаменты, испещренные таинственными знаками, растрепанные рукописи, редчайшие инкунабулы, мрачные толстые гримуары в переплетах из слоновой кожи – они как магнитом притягивают взгляд, устанавливая тайную связь с неведомыми человеку глубинами его собственного Я»19.
О распространении интереса к оккультным наукам в России уже много говорилось, в том числе и об интересе к Леви. В начале века на русский язык были переведены практически все книги Леви. Этот автор упоминается и В. Брюсовым и Вяч. Ивановым. Ахматова вспоминает, что Гумилев, приезжая гостить в ее имение, часто привозил книги Леви с собой. Л. Гортунг утверждает, что «Гумилев много читал Елифаса Леви и даже пытался испробовать на себе его каббалистические рекомендации»20. Говоря о Леви, критики доказывают, что идеи своих книг он черпал из собственных переводов авторов фантастической Каббалы XVI – XVII вв. Однако мало кто задерживал внимание на том факте, что идеи о магической символической власти языка далеко не так сильны и развиты в магической литературе XVI века, как в работах Леви. В «Ключиках Соломона» речь идет не столько об аллегорической власти языка, сколько о власти магических имен: демонов, ангелов и Бога. Идея языкового магического символизма получает полное развитие именно в книгах Леви. Такое ощущение, что все названное у Леви древним тайным знанием на самом деле создано им самим. Это предположение подтверждается и тем фактом, что Леви довольно близко знал французских поэтов-символистов и даже дружил с Бодлером. Более того, в конце жизни Леви написал стихотворение «Correspondances», идеи которого очень тесно переплетаются с идеями одноименного стихотворения Бодлера, написанного несколько позже и ставшего программным для литературной теории символизма. Очевидно, можно утверждать, что идеи Леви развивались параллельно идеям французского символизма, вырастали из теории символизма и, в свою очередь, подпитывали ее. Леви действительно переводил старинные книги Каббалы, но его переводы – увы – мало соответствуют подлиннику, уже и так порядком отошедшему от оригинальной философско-мистической Каббалы. Леви изменял эти книги соответственно своей литературно-философской идеологии, параллельной философии символистов; и, следовательно, можно утверждать, что к началу серебряного века не только оккультизм повлиял на символистскую литературу, как уже давно было замечено критиками, но и сама эта литература повлияла на оккультизм.
Именно эта созвучность символизма и теории Леви привела к редкой популярности последнего в России начала ХХ века. Для русского серебряного века Каббала связывалась в первую очередь с магией. Интерес к магической силе Каббалы и особенно к каббалистическому вызыванию духов отразился в десятках произведений того времени. Яркий пример подобной связи виден в «Огненном ангеле» Брюсова: «Все демоны могут вступить в общение с людьми: для вызывания демона необходимо знать его имя, характер и заклинание. Многие демоны, беседуя с людьми, сообщали свои имена, например, Асмодель, Амбриель, Муриель, Зуриель, Ганаель. Но, по мнению исследователей, их можно вычислить и искусственно: из букв еврейских, соответствующих числам небесных знаков: Знак образуется из шести корней и пишется древнееврейскими буквами. Заклинания, которые суть главный элемент в вызывании, составлены магами по взаимному соглашению с демонами, все же это подкреплено властью божественных имен, а сила заклинания состоит в магическом значении букв и чисел»21.
Подобную каббалистическую осведомленность мы можем заметить и у других поэтов того времени. О. Деллавос-Кордовская рассказывает в своих воспоминаниях, что Гумилев, бывший большим поклонником Леви и лично знавший его ученика мага Папюса, «…однажды очень серьезно рассказывал о своей попытке вызвать дьявола. Для этого надо было читать каббалистические книги, ничего не есть, а потом выпить какой-то напиток. Все товарищи скоро бросили эту затею, один Н.С. проделал все до конца и действительно видел в полутемной комнате какую-то смутную фигуру»22.
Интерес Гумилева к книгам Леви и Папюса подробно проанализирован в работе Н.Богомолова «Гумилев и оккультизм». Однако Богомолов не акцентирует ту роль, которую знакомство с псевдо-каббалистическими изысканиями Леви и его учеников могло сыграть в литературном творчестве самого Гумилева. Как пример влияния на творчество поэта оккультных теорий символизма и особенно теософии Блаватской Богомолов приводит стихотворение «Слово» – акмеистический манифест Гумилева. Можно спорить, однако, что связь слова и числа, равно как и их противопоставление как высшего и низшего уровней магического символизма, приведенные ниже, отражают основные идеи каббалистической теории Леви о магическом символизме языка.
И орел не взмахивал крылами,
Звезды жались в ужасе к луне,
Если, точно розовое пламя,
Слово проплывало в вышине.
А для низкой жизни были числа,
Как домашний, подъяремный скот,
Потому что все оттенки смысла
Умное число передает.
В связи с этим необходимо привести и упоминаемую Богомоловым параллель между образом орла у Гумилева и орлом как символом евангелиста Иоанна, так как именно Евангелие от Иоанна вводит в христианскую символику образ Слова-Логоса, центральный для интерпретации христианской фантастической Каббалы.
Однако, несмотря на ту роль, которую сыграл Леви в становлении каббалистической символики русского серебряного века, прямое влияние на русскую богему начала столетия оказал не Леви, умерший в конце XIX в., а его ученики: некий Филипп и особенно Жерар Енкосс, известный под псевдонимом Папюс.
В этой работе мы уже упоминали Папюса, однако личность этого человека и его роль в истории русского оккультизма заслуживают особого анализа. Папюс был врачом, занимался животным магнетизмом, учился у Леви, а в 1888 году стал основателем Каббалистического ордена Розы и Креста. В 1907 году по совету Филиппа, который был в то время близок к царице, Папюс приехал в Россию с лекциями. Интерес русского общества к мистике ввел его в очень высокие круги, и как друг Филиппа он был принят при дворе.
Папюс дважды посещал Россию, оба раза выступал с лекциями в Москве и Петербурге и был главным вдохновителем организации в столице Мистического Ордена Мартинистов, который в отличие от Ордена Мартинистов Н.Новикова, созданного на сто с лишним лет раньше, был не масонским, а оккультным. История этого ордена подробно описана в недавно вышедшей книге А.Серкова «История русского масонства: 1845–1945». За десятилетие с 1907 по 1917 практически все книги Папюса были переведены на русский язык, и каждый новый перевод встречал хвалебные рецензии в литературных журналах. Например, «Весы» ответили на перевод «Каббалы» рецензией, автор которой назвал книгу Папюса «необходимой для любого вступившего на запутанную тропу древних тайных учений»24. Однако критические нотки прорывались даже в самых хвалебных отзывах. К примеру, в тех же «Весах» автор рецензии на перевод «Первоначальных сведений по оккультизму» заметил, что «книга грешит поверхностным отношением к предмету, даже каким-то французским легкомыслием», хотя критик тут же добавил, что «для истинного искателя не так важно, что Папюс спутал одну масонскую ложу с другой».
Однако ни рецензенты, ни широкая публика не подозревали, что Папюс грешит не только мелкой путаницей с ложами, он просто-напросто единолично придумал свое «тайное древнее учение», причем в полном соответствии с новейшими философскими теориями. Яркой иллюстрацией к этому утверждению служит теория Белой Расы, упоминающаяся Папюсом практически во всех его книгах по магии и Каббале. Согласно Папюсу, в мировой истории сменилось четыре основных периода цивилизации и существовало четыре расы – и Белой Расе как наивысшей стало доступно великое каббалистическое знание. Ведь именно Белая Раса несет в себе свет истинной мудрости, которая позволит ей владеть миром. По теории Папюса, среди тех, кто был у истоков Белой Расы, стоят Зороастр, Моисей и Будда. Очевидно, что подобного утверждения нет и быть не могло в оригинальной еврейской Каббале. Зороастр наряду с Орфеем и Гермесом Трисмегистом часто упоминается как носитель тайного магического учения – как в фантастической Каббале, так и в общих герметических теориях эпохи Возрождения. Однако даже в христианской фантастической Каббале ни Гермес, ни Зороастр, ни Орфей не названы представителями «особой» Белой Расы. Подобные мысли скорее видны в популярнейших в начале ХХ века философских теориях Фридриха Ницше.
Папюс, как уже говорилось выше, широко выступал с лекциями. Но главным проповедником его идей в России стал не он сам, а рижанин Григорий Оттонович Мёбес, писавший под псевдонимом ГОМ и бывший одним из самых активных деятелей мартинистской ложи, основанной Папюсом в Петербурге. В 1911–1912 годах Мёбес прочел в Петербурге лекционный «Курс энциклопедии оккультизма», который практически во всем следует теории Папюса. Лекции эти пользовались очень большой популярностью, о чем свидетельствуют десятки воспоминаний и отзывов, многие из которых засвидетельствованы в уже упомянутой книге Серкова, а также в работах Н.Богомолова по истории русского оккультизма начала века.
В своем курсе Мёбес соединяет в единое целое Каббалу и карты Таро и строит лекции в соответствии с магическими каббалистическими «малыми арканами Таро». Каждой лекции соответствует один «аркан», которому, в свою очередь, согласно Папюсу и Мёбесу, соответствуют магическая каббалистическая сфира, определенная характеристика человека и астрологический знак. Увы – из лекций очевидно, что ни одного из подлинников Каббалы Мёбес скорей всего не читал и его представление об оригинальном каббалистическом учении более чем поверхностно. Например, описывая историю Каббалы, Мёбес составляет «Каббалистический Кодекс западной школы», в который входят у него следующие книги. Уже рассмотренная выше «Сефер Ецира», которую Мёбес приписывает Аврааму, хотя уже существовавшая в начале ХХ века датировка доказывает, что текст появился никак не раньше III в. н.э. Описание этой книги у Мёбеса дается следующим весьма туманным образом: ««Сефер Ецира» – книга, содержащая взаимоотношения трех первичных причинностей, семи вторичных причинностей и зодиакального мира внешней реальности, спаенные унитарным миросозерцанием»25.
Дальше в списке стоит «Зохар». Мёбес «омолаживает» его на триста лет и утверждает, что книга появилась в 1559 году. Эта ошибка объясняется довольно легко: именно в середине ХVI века выходят основные книги фантастической Каббалы ренессанса, и, очевидно, Мёбес в своем понимании Каббалы как магии объединяет философскую и магическую Каббалу в одно целое. Подтверждение этому можно найти и в том, что Мёбес доказывает, что «Зохар» был создан в Италии, а не в Испании. Причина такого переноса очевидна. Во-первых, именно Италия – колыбель культуры ренессанса – стала и колыбелью алхимических и магических штудий. Во-вторых, если исходить из даты 1559 г., то написать подобный труд мог кто угодно, только не еврей: дело в том, что к этому времени евреев в Испании практически не осталось, так как более чем за полвека до этого они были высланы по приказу короля. Более того, в начале ХХ века существовала теория, приписывающая авторство «Зохара» итальянскому каббалисту Аврааму Абулафии. То была одна из немногих известных фигур в еврейской Каббале, кого интересовала именно буквенная и числовая сторона учения. Абулафия имел друзей среди нееврейских философов, и, возможно, именно он повлиял на каббалистические взгляды Пико делла Мирандолы. Не исключено, что именно эта теория привлекла Мёбеса. Однако при внимательном прочтении философской доктрины «Зохара» очевидно, что взгляды и теории Абулафии имеют к этой книге минимальное отношение. Возможная вера Мёбеса в авторство Абулафии и в связь создателя «Зохара» с такими авторами фантастической Каббалы, как Пико делла Мирандола, только подчеркивает поверхностность взглядов Мёбеса на «Зохар» или даже открытое незнакомство с этим текстом.
Дальше в приводимом Мёбесом списке каббалистических книг стоит Библия, описываемая почему-то как «свод основных тезисов Теогонии, Андрогонии и магической Космогонии и часть Истории Цепной передачи Предания Белой Расы», а также Талмуд (здесь очевидно влияние «Протоколов Сионских мудрецов» и антисемитской литературы начала века, называющей Талмуд «книгой еврейской философии, задача которой – изменение мирового порядка»).
Завершают список «Ключики Соломона». Мёбес называет эту книгу «практическим продолжением теории «Зохара»». Согласно Мёбесу, все книги, приведенные выше, «позволяют адепту скреплять свои волевые импульсы формулами, связывающими его с Великой цепью Носителей и Хранителей Каббалы Белой Расы»26. Можно поспорить, что именно эти и им подобные утверждения и привели в конце концов к теории, популярной среди современных нам «патриотических движений» России, – теории, утверждающей, что сионисты считают себя Белой Расой и хотят завоевать мир. Однако интересно, что Мёбес совсем не склонен «принимать» в члены Белой Расы евреев. У него носителями каббалистического учения являются Зороастр, Кришна, Орфей и Гермес. И хотя ГОМ и говорит, что Каббала идет от Авраама и Моисея, он тут же сообщает, что сами евреи тайным знанием не обладают, так как Моисей был вынужден скрывать тайны магии от своего народа, ибо «типичные, как мы знаем, отрицательные особенности еврейского народа вынудили Моисея к крайней строгости и ограниченной деятельности пентаграмматической воли каждой личности»27.
Очевидно, что большинство знаний Мёбес почерпнул из Мартинистских связей ордена Папюса. Формулировки, используемые Мёбесом, зачастую носят не мистический, но псевдо-масонский характер. Таково, например, определение Бога как Великого Архитектона Природы. Большинство древнееврейских слов в лекциях извращено, и ошибки повторяют ошибки Папюса: например, слово нефеш (на иврите душа), т.е. человеческие страсти, которые противостоят в еврейской мистике мистическому духу человека (на иврите нашама), у обоих – и Папюса, и Мёбеса – переводится как «разум». Но не только каббалистические или языковые, но даже и просто оккультные или масонские знания Мёбеса практически всегда поверхностны. Фразы его длинны и запутанны. Автор использует десятки псевдонаучных терминов. Однако масонские определения часто перепутаны и порой не имеют с масонством ничего общего, в то время как напрямую повторяют подобные ошибки в книгах Папюса. Очевидно, что каббалистическая теория Белой Расы, как и вся идея каббалистических арканов Таро, – поверхностная подделка, рассчитанная на публику, которая за туманом псевдонаучных фраз не разглядит отсутствия сути.
С той поры, как в России начал возрождаться интерес к оккультизму, прошло всего лишь сто лет, но сегодня мы стали свидетелями нового широкого интереса к оккультизму, магии и Каббале. И снова, как сто лет назад, большинство заинтересованных получают знания о философии Каббалы из трудов Папюса и подобных ему. Увы, именно книги и лекции Папюса и Мёбеса сформировали тот образ Каббалы, который признавался петербургской богемой столетней давности и который доминирует в умах русских критиков и поныне. Каббала Папюса и Леви – не более чем дешевая подделка, но эта подделка создала образ, без которого невозможно понимание литературы и культурной жизни начала прошлого столетия и которая для большинства умов оказалась столь привлекательной, что вытеснила оригинал.
Среди хасидских преданий есть история о трех студентах, решивших изучать Каббалу. Один из них стал великим мудрецом, философом и мистиком, известным честным и порядочным образом жизни. Другой сошел с ума. А третий – ничего не понял. К сожалению, моя статья – это история о том, как именно тот, кто ничего не понял, доказал другим, что ему-то и открыта правда.
Думается, наступило время вспомнить старую хасидскую историю и вернуться к оригиналу или обратиться к тем, кто действительно понял простую мораль еврейского мистицизма.
Примечания:
1. Эко, У. «Маятник Фуко». СПб., Симпозиум, 1999, с. 623.
2. Там же, с. 640–641.
3. Острецов В. «Масонство, культура и русская история». М., Штрихтон, 1999, с. 201.
4. Лопухин И. «Масонские труды». М., Алетейа, 1997.
5. Sholem, Gersshom. «Kabbalah», N‑Y., 1969, p. 167 (перевод цитат в данной работе принадлежит автору статьи, за исключением случаев, отмеченных звездочкой).
6. Там же, с. 211
7. Reichlin, Johathanes. «De Arte Cabbalistica», London, 1957, p. 96.
8. Там же, с. 74.
9. «The Little Keys of Solomon the King», Boston/London, 1994, p. 37.
10. Цитата взята из неопубликованного рукописного источника. Частный архив Бориса Кердимуна, Нью-Йорк.
11. Шолем Г. «Основные течения в еврейской мистике». Библиотека Алия, Иерусалим.
12. Лекции С.Гамалеи в ложе «Девкалион». Цитата взята из неопубликованного рукописного источника. Частный архив Бориса Кардимуна. Нью-Йорк.
13. Пыпин А.Н. «Масонство в России». М., Век, 1997, с. 59.
14. Rosenthal B. «The Occult in Russian and Soviet culture». Cornell University Press, Ithaca, 1997, p. 2.
15. Цитата взята из лекции Р.Тименчика на кафедре сравнительной литературы в Иерусалимском университете в 1994–95 гг.
16. Shimid U. «A Simbolist Under Soviet Rule: Sologub’s Late Poetry», Slavic and East European Journal, 43, part 4, p. 636–639.
17. Крученых А. «Пощечина общественному вкусу». В «Утопии», М., 1999.
18. Шкловский В. «Гамбургский счет», 1991. С. 179.
19. Весы, 1905, вып. 4, с. 41.
20. Гортунг, Л. «Неизвестный портрет Гумилева: из воспоминаний». М., 1996, с. 59.
21. Брюсов В. «Огненный Ангел». М., 1995, с. 317.
22. Богомолов Н. В кн.: «Русская литература начала ХХ века и оккультизм». М., НЛО, 1999, с. 125.
23. Палеолог, Морис. «Воспоминания». Париж, 1925, с. 103.
24. Весы, 1907, вып. 3, с. 41.
25. Г.О.М. «Курс Энциклопедии Оккультизма». СПб., 1912, с. 117.
26. Там же., с. 118.
27. Там же., с. 158.
Евреи – один из самых поразительных и загадочных народов в мире. Мало того, что они внесли огромнейший вклад в науку и культуру, а их вероучение дало основу для двух мировых религий. Так они ещё и создали каббалу, – таинственное учение о структуре Вселенной и связи Бога с человеком. Как и каждая эзотерическая традиции, учение каббалы имеет два аспекта: теоретический и практический. Первый является метафизическим объяснением сложной каббалистической системы мироздания. Второй включает в себя методы воздействия на это самое мироздание и именуется магией каббалы.
Теория магии каббалы
В центре магии каббалы стоит понятие об именах всего сущего. Имена эти, соответственно, должны быть произносимы на иврите, иначе они не дадут никакого результата. Суть этих имен в магии каббалы – получение власти над живой и не живой природой, поскольку всё в ней имеет свои собственные тайные названия. Например, если каббалист сможет узнать сокровенное имя определённого человека, то он получит огромную власть над этим человеком. То же самое можно совершить со стихиями или природными явлениями. Чтобы узнать эти имена, нужно сначала овладеть истинным значением древнееврейского алфавита. А это вовсе не так просто, поскольку магию каббалы невозможно досконально изучить только по книгам. Представители ортодоксального учения каббалы утверждают, что для его познания необходимо быть евреем и иметь хорошего наставника, который сможет открыть тайны букв и чисел. Вот тут возникает основное противоречие между магией каббалы и каббалой как метафизическим знанием: пророки и учителя каббалы строго настрого запрещали ученикам использовать каббалу в магических целях, для них каббала – это только способ познать Всевышнего и она должна быть использована лишь в качестве теории. Практическое использование скрытых значений еврейского букв или магия каббалы – занятие очень греховное и ни один ортодоксальный учитель каббалы его не поддерживал. Но это вовсе не помешало менее принципиальным учителям ввести в обиход магию каббалы.
Практика магии каббалы
В чисто практическом плане магия каббалы предполагает использование словесных магических формул, которые слагаются с помощью сложных вычислений скрытого значения того или иного слова, а также с помощью составления аббревиатур из молитвенных фраз на иврите. Самый популярный метод в магии каббалы – это создание так называемых камей. Камеи – это амулеты, которые можно сделать из любого символического материала. Магической силой такой амулет наделяется только при условии прочтения над ним магического слова или формулы. Созданные таким образом талисманы могут обладать огромной силой и наделять своего владельца любыми желанными качествами.