Как написать чертовски хороший отзыв пример
ДЖОН КАРЛТОН: Как написать чертовски хороший отзыв?
Здравствуйте, друзья!
Сегодня мы с вами продолжаем знакомиться со статьями известных на весь мир копирайтеров.
На этот раз я вам предлагаю увлекательную статью Джона Карлтона «Как написать чертовски хороший отзыв?»
Вначале, несколько слов о Джоне. Это – мастер копирайтинга, который просто нарасхват в Интернете. И это я абсолютно не утрирую.
Мастерство мистера Карлтона признано ведущими «игроками» мира маркетинга и копирайтинга.
Начинал он как фрилансер-копирайтер, которого использовали многие ведущие рекламные агентства Лос-Анджелеса в качестве своего «секретного оружия».
Позже, он плотно сотрудничал с такими «гигантами» маркетинга и копирайтинга как Джей Абрахам и Гэри Хелберт.
Он был на передовой зародившегося онлайн-маркетинга – пионер блогинга, онлайн-конференций, подкастов и виртуальных семинаров.
Желающих посетить семинары Джона Карлтона больше, чем он готов сам принять.
Пожалуй, к мнению такого специалиста следует прислушиваться. Что я и предлагаю нам сейчас с вами сделать вместе.
«Как написать чертовски хороший отзыв?»
Наверняка, вы уже знаете, что искренние отзывы способны укрепить ваш авторитет и повысить показатели продаж.
Содержательные, цепляющие, интересные и подробные отзывы работают, словно сумасшедшие, чтобы осветить все перспективы предстоящей покупки.
При этом… Скучные отзывы читателей просто уложат спать. И убьют отклик.
Помните “4 S’s” отличных отзывов: целевые, короткие, последовательные и подписанные (Specific, Short, Sizzling, Signed).
Избегайте “4 L’s”: длинные, скучные, выдавленные и несущественные (Long, Lame, Lazy-written, Lacking a point).
Меня всегда поражает, когда копирайтеры заполняют свои тексты пассивно настроенными отзывами. Как будто сам факт, что кто-то сказал что-то хорошее, несёт таинственную силу продаж.
Когда вы полностью контролируете свои тексты, вы должны поступать аналогично и в отношении отзывов. То есть – если вы контактируете с людьми, готовыми составить положительную рекомендацию – вы просто помогаете их отформатировать и придать форму в виде полноценного отзыва.
Не стесняйтесь этого.
Восторженные клиенты готовы оставить вам убедительные отзывы.
Многие из них просто не могут привести мысли в порядок, и вам нужно будет им в этом помочь.
Вы сами это поймёте, когда видите, что ваши покупатели удовлетворили свои потребности с помощью вашего продукта. Это вполне этично, помочь им высказать свои мысли.
В том числе, упомянуть о личных результатах благодаря вашему продукту. Когда вы полностью управляете этим процессом, вы всё делаете во благо – помогаете читателю оформить своё персональное мнение.
Итак, что следует запрашивать для составления «контролируемого» отзыва? Всё просто. Составьте список преимуществ вашего УТП (уникального торгового предложения). И попросите подготовить отзывы таким образом, что каждая рекомендация освещала отдельную выгоду.
Допустим, основные преимущества вашего УТП: быстро, просто, легко и дёшево.
Тогда будет здорово, если в вашем тексте вы используете 4 отзыва по каждому преимуществу УТП.
Второй вариант – «Это было настолько просто, что даже мой 4-летний сын смог разобраться».
Третий вариант – «Я не могу поверить, насколько это оказалось легко познать секреты. Я бы сам никогда не смог это обнаружить, продолжая считать, как большинство, что это трудно. Ну, а это оказалось не так».
Четвёртый вариант – «Мало того, что цена оказалась супер-доступной… но, чёрт возьми, он смог окупить себя уже в первую неделю. Не обманите себя ещё раз – это замечательное предложение».
Естественно, все отзывы должны быть подписаны реальными людьми с приложенными фотографиями.
Видите, какая здесь скрывается сила? Самый плохой отзыв, который вы будете использовать – неличный, скучный и вообще не отражает преимуществ. Не нагружайте своих читателей такой чушью.
Это настолько же плохо, как провозглашать «ура ура» с помощью фразы «Джон – классный. Мне он очень понравился». Никаких убедительных доводов, никакого воздействия и никаких продаж.
Зато, когда отзывы отражают преимущества вашего УТП – вы будете «на коне».
С помощью таких отзывов вы автоматически побуждаете к покупке.
Вы не следуете пути бахвальства и не играете на энтузиазме «третьей стороны», получая одобрение реального человека… Ведь вы используете конкретные преимущества УТП.
Если вы предоставите вашим клиентам написать отзывы самостоятельно – вы рискуете получить рекомендации, лишённые конкретной составляющей. Они будут напоминать бормотание в прямом смысле.
Вот почему вы должны принимать активное участие во всём этом процессе. Обязательно узнавайте у читателей, что они имели в виду, когда говорили «Спасибо, мне очень понравился ваш продукт».
Возможно, потребуется совершить полноценный телефонный разговор, осуществить небольшое расследование, чтобы понять – ваш продукт помог удвоить доходы покупателей.
Ведь они не часто составляют такие целенаправленные отзывы.
Они не писатели, и они не маркетологи. Большинство людей думают, что вы просто их просите одобрительно похлопать вас по спине.
Лучше всего работают такие форматы: мини-истории искупления, неожиданного успеха и существенных перемен в жизни.
Всё может сводиться лишь к одному-двум предложениям.
Великий копирайтер должен знать, как расплывчатые отзывы превратить в мощный инструмент продаж.
P.S. С оригиналом статьи вы можете ознакомиться по этой ссылке.
Как правильно написать отзыв: советы, рекомендации и примеры
Отзывы и комментарии − это мощные маркетинговые инструменты, способные влиять на потребителей не хуже рекламы и продающих текстов, увеличивающие рейтинг компании или отдельного товара. Прежде чем что-то купить, заказать или воспользоваться определенными услугами, люди хотят знать мнение и опыт предшественников. По статистике, до 70 % потенциальных покупателей читают отзывы непосредственно перед покупкой.
Но реальность такова, что не более 20 % клиентов оставляют отзывы на сайтах, на которых совершали покупку, причем большинство из оставленных – негативные (об отрицательном опыте люди почему-то пишут с большим энтузиазмом). Владельцам компаний приходится либо писать их своими силами от лица других людей, либо прибегать к услугам копирайтеров. Но и такое решение без грамотного подхода может сыграть злую шутку: одни отзывы окажутся бесполезными, а другие – излишне преувеличенными, не соответствующими действительности.
Источник изображения https://pixabay.com/.
Откроем главные секреты, как создать хорошую репутацию в Интернете, всего лишь грамотно написав отзывы.
Итак, какой он, хороший отзыв?
Честный.
Обманывать потенциальных клиентов и сильно преувеличивать плюсы своего товара – заведомо плохая идея. Не нужно выдумывать несуществующие преимущества, писать о качестве, к которому невозможно придраться, сроке службы «на века» и самых низких в мире ценах. Убедительные доводы и плюсы компании должны иметь место, но их обязательно подкрепить фактами, например: вместо «отличные консультанты» − «помогли выбрать товар, уделили полчаса времени, объяснили, как пользоваться».
Хороший пример:
Плохой пример:
Полезный.
Интернет кишит одинаковыми отзывами примерно следующего содержания: «Все супер, очень понравилось, буду заказывать еще». Потенциальному покупателю, который держит курсор над кнопкой «Купить», важен опыт использования и конкретные факты.
Хороший пример:
Плохой пример:
Понятный.
Разговорный стиль очень приветствуется в отзывах: это как раз тот случай, когда не нужно продумывать каждую фразу, а писать то, что идет от сердца (исключение – официальный отзыв от лица компании). Отталкивают комментарии, перенасыщенные капсом, смайлами, восклицательными знаками, сленгом, эпитетами, канцеляризмами, техническими данными, а текст, скопированный из описания преимуществ товара на сайте, воспринимается как спам.
Иллюстрированный.
Отзывам с фото доверяют больше. Это факт, и с ним не поспоришь. Но фотография фотографии рознь: профессиональные снимки и картинки с сайта интернет-магазина не годятся. На сайтах отзывов (irecommend.ru, otzovik.com и другие) наличие фотографий и видеообзоров на товары является обязательным: это главное подтверждение того, что комментарий не заказной и написан реальным пользователем.
Естественный.
Реальные отзывы покупателей далеки даже от школьных сочинений: предложения могут начинаться со строчных букв, встречаются орфографические и пунктуационные ошибки, опечатки. Сам текст может быть написан эмоционально, с юмором. К таким комментариям доверие выше.
Уместный.
Если речь о сторонних площадках, форумах, блогах, группах социальных сетей, они должны соответствовать тематике вашей продукции. Важно, чтобы тема была актуальная и «живая»: писать комментарии к посту или статье, которая не обсуждается уже несколько месяцев, а то и лет, бессмысленно.
Превалирующее большинство покупателей читают комментарии перед принятием решения. Отзывы улучшают коммерческую отдачу сайта за счет роста трафика целевой аудитории, повышения продаж и улучшения позиций в поисковой выдаче. Это еще раз подтверждает, что отзывы нужны! Побуждайте своих клиентов писать об их опыте, поощряйте за оставленные комментарии и активность. А если вы ищете, где заказать хорошие отзывы – цепляющие, естественные, прокладывающие прямой путь к покупкам, − обращайтесь в ProText!
Татьяна САБУК.
Примеры работ
Приглашаем в познавательную поездку по Беларуси!
Описание товара для компании «Норвег»
CRM-система: этапы внедрения, типы и преимущества
Описание парфюмерных ароматов
Спасибо, что заполнили форму. Мы ответим Вам в течение одного рабочего дня.
Во время отправки письма произошла ошибка!
Попробуйте повторить еще раз
Подберем нужные слова.
220006 г. Минск,
ул. Маяковского, 16А
Этот сайт использует файлы cookie. Это необходимо для изучения ваших предпочтений, а также для сбора аналитических данных о посещениях сайта. Продолжая использовать наш сайт, вы даете согласие на обработку файлов cookie, в соответствии с Соглашением.
СОГЛАШЕНИЕ ОБ ИСПОЛЬЗОВАНИИ ФАЙЛОВ COOKIE
Сайт protext.by использует файлы cookie и схожие технологии, чтобы предоставлять услуги, отвечающие интересам и потребностям пользователей, а также собирать статистическую и маркетинговую информацию для анализа и совершенствования наших услуг. При использовании данного сайта, Вы подтверждаете свое согласие на использование файлов cookie. Если Вы не согласны с тем, чтобы мы использовали данный тип файлов, то Вы должны соответствующим образом установить настройки браузера или не использовать данный сайт.
Обращаем Ваше внимание на то, что при блокировании или удалении файлов cookie, мы не можем гарантировать корректную работу нашего сайта в Вашем браузере. Файлы cookie, которые сохраняются через сайт, не содержат сведений, на основании которых можно Вас идентифицировать.
ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
Во время просмотра любой страницы сайта на ваш компьютер загружается сама страница, а также может загружаться небольшой текстовый файл под названием cookie, позволяющий определить, был ли конкретный компьютер и/или Пользователь на этом сайте ранее.
Некоторые посещаемые Вами страницы могут также собирать информацию, используя пиксельные тэги и веб-маяки, представляющие собой электронные изображения, называемые одно-пиксельными (1×1) или пустыми GIF-изображениями.
Файлы cookie могут размещаться на Вашем устройстве администрацией сайта (такие файлы называются «собственными»). Некоторые файлы cookie могут размещаться на Вашем устройстве другими операторами. Такие файлы cookie называются файлами «третьих лиц».
Мы используем два вида файлов cookie на сайте: «cookie сессии» и «постоянные cookie». Cookie сессии — это временные файлы, которые остаются на устройстве пока Вы не покинете сайт. Постоянные cookie остаются на устройстве в течение длительного времени или пока Вы вручную не удалите их (как долго cookie останется на вашем устройстве будет зависеть от продолжительности или «времени жизни» конкретного файла и настройки Вашего браузера).
ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ ФАЙЛЫ COOKIE
Необходимые. Эти файлы нужны для обеспечения правильной работы сайта, использования его функций. Отключение использования таких файлов приведет к падению производительности сайта, невозможности использовать его компоненты и сервисы.
Файлы cookie, относящиеся к производительности, эффективности и аналитике. Данные файлы позволяют анализировать взаимодействие посетителей с сайтом, оптимизировать содержание сайта, измерять эффективность рекламных кампаний, предоставляя информацию о количестве посетителей сайта, времени его использования, возникающих ошибках.
Функциональные файлы cookie запоминают пользователей, которые уже заходили на наш сайт, их индивидуальные параметры (такие как язык и регион, например) и предпочтения, и помогают индивидуализировать содержание сайта.
Рекламные файлы cookie определяют, какие сайты Вы посещали и как часто, какие ссылки Вы выбирали, что позволяет показывать Вам рекламные объявления, которые заинтересуют именно Вас.
Сторонние веб-сервисы. Иногда на данном сайте мы используем сторонние веб-сервисы. Например, для отображения тех или иных элементов (изображения, видео, презентации и т. п.), организации опросов и т.п.
УПРАВЛЕНИЕ ФАЙЛАМИ COOKIE
Большинство браузеров изначально настроены автоматически принимать файлы cookie. Пользователь может изменить настройки таким образом, чтобы браузер блокировал файлы cookie или предупреждал, когда файлы данного типа будут отправлены на устройство. Есть несколько способов управления файлами cookie. Пожалуйста, обратитесь к инструкции браузера для того, чтобы узнать больше о том, как скорректировать или изменить настройки браузера.
Если Вы настроили свой компьютер на полный запрет приема cookie файлов, Вы по-прежнему можете анонимно посещать сайт до тех пор, пока Вы не пожелаете воспользоваться одной из услуг сайта. При этом необходимо учитывать, что при полном отключении файлов cookie некоторые персональные услуги не могут быть предоставлены Пользователю, а также что Пользователь, выбравший такие настройки, не сможет получить полный доступ ко всем разделам сайта.
ВНЕСЕНИЕ ИЗМЕНЕНИЙ В СОГЛАШЕНИЕ ОБ ИСПОЛЬЗОВАНИИ ФАЙЛОВ COOKIE
Мы можем обновлять настоящее Соглашение об использовании файлов cookie по мере необходимости, например, для отображения в ней изменений, касающихся используемых файлов cookie.
Мы рекомендуем регулярно просматривать положения настоящего Соглашение об использовании файлов cookie, чтобы получать актуальную информацию об используемых файлах cookie и связанных с ними технологий.
Если у Вас возникнут вопросы об использовании файлов cookie или других технологий, Вы можете связаться с нами, используя контакты, размещенные на нашем сайте.
Полезное: пишем интересный отзыв
Казалось бы, написать отзыв – что может быть проще? Только. вроде и мысли есть, и желание их написать, но… О чем сказать? Что понравилось? Этого мало. Смутные ощущения «почему» не оформляются в слова. А если оформляются – закрадываются подозрения: а надо ли говорить?
Отзыв представляет собой анализ, суждение, а также оценку какого-либо произведения.
Опишите свое впечатление по поводу прочитанного, оправдались ли ваши ожидания при прочтении, понравилась ли вам концовка. Но при этом не следует расписывать подробности сюжета, у будущего читателя должна быть заинтересованность в прочтении книги. Поэтому не раскрывайте всех секретов и интриг, описывайте только ваше отношение по ходу чтения книги.
Можно кратко описать место действия и главных героев. Но опять же, напишите о них с вашей точки зрения, ведь суть отзыва в вашем личном восприятии прочитанной книги и в вашем личном отношении к происходящему.
Можно написать про язык и стиль текста, актуальность темы, замысел автора.
После этого необходимо указать ваше мнение в целом. Расскажите, понравилась или не понравилась вам книга, что вы думаете о ней, совпадает ли ваше мнение с мнением автора, как прочтение книги повлияло на вас, оставило ли след в вашей душе. Укажите, рекомендуете или нет вы книгу читателям, дайте оценку произведению. А также напишите, хотели бы вы прочесть ее ещё раз.
Кроме того, постарайтесь оценить, в какой ситуации и с каким настроением лучше читать данное произведение.
Рассмотрим несколько важных моментов написания отзывов.
1. Говорите в первую очередь о книге.
Обсуждайте сюжет, характеры героев, стиль и т.д. Если книга вас зацепила, то всегда можно найти слова, чтобы сказать об этом. Расскажите, что вы чувствовали, когда читали об одном или другом, как относитесь к главному герою, кто еще вам нравится или не нравится в книге и почему.
2. Говорите по существу, а категорическую оценку высказывайте только о том, в чем разбираетесь профессионально.
О своем отношении к рассказанной автором истории вы можете сказать всегда. Главное, помните, что это именно ваше мнение, которое может не совпадать ни с мнением автора, ни с мнением других читателей. О книге не может быть единственно верного мнения. Все-таки это не теорема, где есть только одно доказательство.
К вопросу о категоричности: допустим, вы физик и о сюжете или стиле представление имеете слабое, зато понимаете, что физические законы мироздания в книге хромают на обе ноги. Думается, вам будет легче говорить об известном, а не искать черную кошку в темной комнате. И не забывайте, иногда категоричность выглядит очень глупо, когда к обсуждению подключаются те, кто в теме разбирается действительно профессионально.
3. «Обоснуй!» Весьма редкое в отзывах явление. Но – весьма ценное. «Книга – фигня, потому что фигня, не читайте, потому что мне не понравилось!» — самый распространенный нынче отзыв. Не понравилось? Обоснуйте. Понравилось? Обоснуйте.
4. Будьте людьми – воспитанными и цивилизованными.
Скажите о недостатках произведения мягко. Где-то мир не прописан. Где-то – образы героев недостоверны. Где-то – логика хромает. Автор ищет понимания и возможности развития, а не ушата помоев.
Ваше «не понравилось» — это не вина автора. Вы выбрали произведение добровольно и добровольно же его прочитали. Взрослые и воспитанные люди за свой выбор отвечают перед собой, не обвиняя весь мир в своих неудачах и не срываясь на окружающих.
Алгоритм написания отзыва
Если вы считаете, что текст поняли и оценили правильно и все еще хотите своими мыслями поделиться с окружающими, тогда используйте следующий алгоритм:
— В первых строках своего отзыва напишите о том, какие общие эмоции у вас вызвал этот текст вообще и почему.
— Далее обязательно напишите о сильных сторонах текста, что вам понравилось, что вы хотели бы отметить особенно, возможно, приведите примеры из текста.
— Если у вас есть любимые моменты, то обязательно расскажите о них; объясните, почему вы заострили на этом внимание (только не пересказывайте весь текст!).
— Очень корректно напишите автору, в чем видите недостатки его текста, какие поступки героев кажутся вам нелогичными, какие-то недоработки и откровенные косяки в сценах вы заметили, укажите на ошибки; если есть возможность, то приведите примеры.
— Сделайте краткое резюме и еще раз отметьте положительные моменты, поблагодарите автора за проделанную работу.
В этом случае ваш отзыв (пусть и с критическими замечаниями) будет оценен автором очень высоко. Он или ответит вам на вопросы, или исправит недостатки по тексту.
Негатив & критика
А что делать, если текст не понравился? Прежде чем написать гадость, подумайте о том, хотели бы вы получить аналогичную гадость от неизвестного вам человека? Если же вы все-таки горите желанием выразить автору свое негодование, открыть ему глаза на какие-то сцены и поступки героев, то сначала подумайте, чем именно зацепил вас этот текст и не понравились сцены, возможно смысл от вас ускользнул или вы просто невнимательно читали?
Если вы читаете текст по диагонали, то не имеет смысла вообще писать отзыв, поскольку другим читателям он не особо нужен из-за неинформативности, да и вас он выставляет далеко не в лучшем свете. Скорее всего, или автор вас макнет носом в цитаты из текста в самые «недоработанные моменты», которые вы проглядели, когда листали странички, или читатели объяснят, что вы не правы. И вы снова будете выглядеть некрасиво. Зачем вам это?
Пример плохого отрицательного отзыва:
*********
У вас какая-то фантазия немного того, странная! Если бы Колобок мог сбежать из дома, то почему он не сделал этого раньше? Ведь понятно же, что вы специально выставили его в таком ужасном свете! Вы сами-то можете себе представить, чтоб булки бегали, даже если ему настолько плохо от того, что его нашли Бабушка и Дедушка? И что значит он встретил Зайца и Медведя? Где вы видели в наших краях медведей? А Лиса?! Это же полное безобразие! Бред, бред, бред! Дай бог, чтоб вас покинуло вдохновение, писать такую мерзость и ахинею.
*********
Пример отзыва-пересказа сцены:
*********
Ну, это нечто, когда Колобок рассказал Зайцу, что ушел от Бабушки и Дедушки, я думала, что он ему не поверит. Но Заяц был коварный и он решил съесть Колобка. А Колобок давай ему песню петь, что от Бабушки ушел и от Дедушки ушел. Хитрый он, зубы Зайцу заговаривал. И тоже самое он Медведю напел. Странный такой, хоть бы текст изменил. Молодец, автор, пиши исчо!
*********
Пример отрицательного положительного отзыва:
*********
Сказка, конечно, рассчитана на малолеток, я такое не читаю, все примитивно, просто, и никакой интриги нет, я сразу все понял. Но песня в конце ничего, мне понравилось. Автор, конечно, не талант, но пусть пишет.
*********
Отзыв-снисхождение
К автору приходит королева и начинает с высоты своего птичьего полета рассказывать, как надо писать, строить сюжет, выводить сюжетные линии и прорисовывать героя. Так и хочется предложить ей написать что-то самой, чтобы, так сказать, показать нам, неучам, высокое мастерство. Но королева не писатель, королева читатель, поэтому у автора такой отзыв обычно вызывает только неприятие.
Отзыв-оскорбление автора
Если вы решили публично самоутвердиться за счет автора и потешить себя любимого, унижая автора своим опытом, знаниями и взглядом на жизнь, то пять раз подумайте, прежде чем это сделать. Вероятность того, что автор попадется с зубами и сам вас раскатает будь здоров, очень велика. Готовы ли вы сами получить прилюдный пендаль? Если же автор нежен и раним, то самоутверждаться за счет таких еще хуже.
Пример оскорбительного отзыва:
*********
Мрак вообще! Автор, ты где видел, чтобы булки по полю катались? Ты белены что ли объелся? А кто так пишет? Ты вообще алфавит знаешь или ты в голову только ешь? Пойди и убейся, дурень соломенный. В твоей голове только опилки!
*********
Особый смысл текста
Есть такие читатели, которые в отзыве вывернут все наизнанку, переврут все события в тексте, перекрутят все характеры героев так, что автору остается только судорожно сверяться с названием собственного текста и проверять туда ли человек запостил свой отзыв, может он ошибся, потому что автор ничего подобного не писал. Вот прежде чем сделать подобный «анализ» текста и перекрутить характеры героев, подумайте, уверены ли вы, что хотите получить ответ автора, в котором вам, скорее всего объяснят, что ваше виденье не совсем корректно.
Пример странного отзыва:
*********
Это самый жгливый текст, который я когда-либо читал! Колобок вышел таким терминатором! Крушит все вокруг, послал родителей к чертям и покатился по дорожке! А Заяц каков крутышка! Напал на нашего Колобана и давай его мутузить, но Колобан тоже неровного десятка, навалял Зайцу и отчалил радостно дальше. Личность Колобана не слишком понятна тут. Че он хочет и че ему надо? Вроде как крутой и все дела, а младших обижает. Вообще не понятно ничего.
*********
Отзыв пишется уже на стадии прочтения. Нужно записывать свои мысли, отношение к прочитанному, выделять самые яркие и понравившиеся вам моменты, замеченные логические нестыковки, и все, что приходит вам в голову.
Благодаря отзывам потенциальные читатели заранее могут получить первое впечатление, составить предварительное мнение о книге. Поэтому отзывы можно назвать и одним из рекламных инструментов писателя.
Разберем по отдельности чем важны отзывы для читателей, а чем – для авторов.
Важность отзывов для читателей
1. Отзыв на книгу – это ориентир для завсегдатаев онлайн-библиотек или книжных форумов. Популярных жанров не так много, а книг в каждом – море. И отзывы в онлайн-библиотеках как раз помогают сделать выбор в пользу той или иной книги. Предположить, понравится она или нет.
2. Появилось много новых авторов. Отзывы на творчество автора в целом помогают остановить выбор на его книгах.
3. Самому читателю отзыв поможет разобраться в собственных эмоциях, выплеснуть их на бумагу, если книга зацепила.
4. Отзывы помогают найти единомышленников – на форумах, в авторских разделах или в онлайн-библиотеках. Бывает, что хочется обсудить любимую книгу или творчество автора, а не с кем – вокруг никто «ваше» не читает. И через ваш отзыв найдут вас, а через чужие отзывы вы найдете тех, с кем можно поговорить.
5. Отзыв поможет установить обратную связь с писателем. И если последний отзовется – обсудить планы на будущее, узнать о новых книгах и о творческом процессе в целом. Да и просто познакомиться. Как правило, вслед за творчеством многие читатели начинают интересоваться и личностью автора.
Важность отзывов для писателей
1. Писателю крайне важно видеть, что его читают, что он востребован. А «видеть» – это не только анализ книжных продаж, если писатель публикуется, но и отзывы. Если же книги автора представлены только «электронками», важность отзывов и понимание востребованности возрастает. Это мощный стимул для работы. Писать в пустоту, для неизвестного «кого-то» – очень тяжело.
2. С помощью отзывов писатель может понять, что в его книге понравилось, а что – нет, чего стоит избегать, а что получается очень хорошо. И в последующих книгах он «подтянет» слабое и сделает акцент на сильной стороне. В итоге выиграют все – и читатели, которые не будут покупать кота в мешке и разочаровываться в творчестве автора, и сам автор.
Отзывы читателей помогают писателю профессионально расти и развиваться. Садясь за писательство, он держит в голове весь сюжет целиком: через что придется пройти героям, как будут развиваться события, все интриги, диалоги, антураж и др. Автору необходимо видеть книгу глазами читателей, чтобы преподнести моменты истории интересно, а в этом могут помочь только отзывы. Особенно – если книга выкладывается онлайн.
3. Отзывы, как и их обсуждение, формируют читательскую аудиторию. И чем больше положительных отзывов, тем больше людей заинтересуется книгами, чем активнее обсуждение – тем больше читателей подтянется. Особенно это важно для сетевых авторов.
4. Отзывы – это не только стимул для развития, но и отличный заряд позитива. Писателям приходится сложно – и работать нужно, и бытовые проблемы возникают, и писать надо. И сконцентрироваться на творческой работе, когда жизнь полна проблем, порой сложно. И отзывы помогают погрузиться в мир своей книги вместе с читателями, настроиться на позитивную работу.
5. Обратная связь. Для писателей это обмен мнениями, возможность поговорить о собственном творчестве с неравнодушными людьми, обсудить любимый жанр.
Таким образом, важность отзывов – и для читателей, и для писателей – сложно переоценить. И не нужно стесняться их писать, выражать свое мнение.
Как автору получить качественную обратную связь
Если вы даете книги на прочтение друзьями или знакомым, расспросите их после прочтения:
Что понравилось и не понравилось?
Какие герои вызывают сочувствие, неприятие, симпатию и пр.?
Были ли какие-то страницы, на которых стало скучно и захотелось пролистать побыстрее? Где именно?
Угадывается концовка заранее или нет?
Где возникли сомнения и знаменитое «не верю!» Станиславского? Были такие места? Какие конкретно и почему?
И так далее.
Чем больше вопросов вы зададите, тем больше узнаете о том, как видит вашу историю читатель. А у него может быть очень интересная точка зрения.
Хорошо, если вы найдете несколько таких внимательных и отзывчивых читателей. Тогда у вас будет более объективная информация о том, насколько качественно написан ваш текст, что в нем удачно, а что нужно дорабатывать.
Как написать хороший отзыв
На нашем первом мастер-классе мы решили рассмотреть способы написания отзывов на литературные произведения. Почему именно с этого мы хотим начать, спросите вы? Давайте вспомним, на что вы обращаете внимание в первую очередь, когда хотите прочитать книгу, сходить на спектакль или посмотреть фильм? Правильно, на отзывы! Мы рекомендуем книги или фильмы своим друзьям, даем оценку, советуем, а потом вместе спорим и обсуждаем увиденное или прочитанное. Мы ориентируемся на отзывы и решаем для себя, хотим посмотреть этот фильм или прочитать книгу или лучше не тратить на эту бесполезную бездарность свое драгоценное время.
Что такое отзыв и с чем его едят
Вы, наверное, слышали, что есть такое понятие, как рецензия, которую пишут умные дяди и тети со специальным филологическим образованием, гордо именуемые рецензентами. Таким образом,
Рецензия — это своего рода расширенный «отзыв» на прочитанный текст с анализом и оценкой содержимого текста.
Обязательно обратите внимание на ключевое слово — анализ. Именно анализом и отличается рецензия от отзыва, потому что
Отзыв — это краткое впечатление от прочитанного произведения, мнение читателя о произведении, его мысли и эмоции по поводу прочитанного.
И здесь у нас какое ключевое слово? Правильно, здесь у нас ключевое слово эмоция. Чувствуете разницу? Эмоция vs. анализ. Вообще, написать рецензию — дело достаточно сложное и в реальности требует гораздо больше знаний, чем нам могут потребоваться для написания отзыва, поэтому 90% отзывов в сети — это именно отзывы, а не рецензии в чистом виде.
Думаю, что особо останавливаться на рецензировании мы не будем, кто хочет изучить предмет самостоятельно — гугль вам в помощь. Я лишь скажу, что в любой рецензии делается сравнительный анализ с другими аналогичными произведениями, расширенный анализ самого текста, рассматриваются стиль написания, структура сюжета, язык текста и мотивация героев. Здесь нам нужны отличные знания по литературе разных направлений и жанров, не менее отличные знания по истории литературы и тенденциям ее развития за последние десятилетия, владение всякими литературоведческими терминами и прочая, и прочая. Всё это требует глобальной работы и вдумчивости.
Безусловно, даже плохо написанная рецензия гораздо лучше самого замечательного отзыва, но у нас с вами совершенно другие задачи. Сегодня мы попытаемся понять, как написать хороший отзыв к тексту, да так, чтобы ваши подруги и друзья захотели прочитать произведение и подискутировать по этой теме. Ну и, конечно же, я постараюсь научить вас писать такие отзывы, чтобы их опубликовали на нашем сайте. Ведь каждый опубликованный отзыв повышает рейтинг на сайте aniyou.com, и чем больше звездочек соберет ваш отзыв, тем больше рейтинга у вас будет.
В качестве «подопытного кролика» давайте возьмем сказку «Колобок». Если кто-то забыл, о чем она, то кратко рассказываю — Бабушка с Дедушкой испекли Колобок, тот от них удрал в лес, обманул Зайца, Медведя, а Лиса его самого обманула и слопала. Мораль — нечего ходить по злачным местам и говорить с непонятными личностями. Приступим?
Итак, отзыв — это эмоция читателя на текст. Вы прочитали главу или книгу целиком и решили написать окружающим о своих впечатлениях, поспорить, что-то объяснить и доказать. С чего начать?
Как правило, текст вызывает у нас определенные эмоции, поэтому для начала определимся, понравилось вам произведение или нет.
Если текст вам понравился, то напишите о своих чувствах и ощущениях. Расскажите о своих мыслях. Если вам нравится герой, напишите, почему он вам нравится, какие черты в нем затронули тонкие струны вашей души, какие ассоциации он у вас вызывает, почему, чем цепляет. Расскажите, какие сцены произвели на вас особое впечатление и почему. Возможно, вам даже захочется рассказать о том, что с вами когда-то произошло то же самое и о том, как вы вышли из этого положения.
Не бойтесь говорить много, не бойтесь показаться глупым, не стесняйтесь того, что ваш отзыв вышел маленьким и корявым — вы не писатель и не обязаны писать идеально, но любой отзыв, идущий из глубины души, отзыв, на который вы потратите какое-то время, напишете интересно и развернуто, совершенно любой интересный отзыв будет обязательно оценен окружающими и замечен автором (а за это на aniyou.com есть отдельная звездочка!). Поэтому не стесняйтесь и смело высказывайтесь!
Пример положительного отзыва:
*********
Сегодня прочитала вашу сказку про Колобка. Хотела сказать вам спасибо за все! За все ваши работы, которые я зачитала уже до дыр, и буду перечитывать еще много раз, спасибо вам! Вы делаете что-то невозможное. Дело и в таланте, и в том, что нужно много в жизни пережить и почувствовать, чтобы такое написать. Все герои идеально раскрыты. Особенно Колобок и Заяц. Такое чувство, будто вы общались или общаетесь с ними, и тут выкладываете всю их сущность. Именно так я себе их представляла: Колобок — сущий эгоист, человек действия, которые использует других ради своих целей. А Заяц — спокойный, умеренный, чувствительный и заботливый. Вы вдохновляете меня и многих людей. Спасибо!
*********
Негатив vs. критика
А что делать, если текст не понравился? Прежде чем написать гадость, подумайте о том, хотели бы вы получить аналогичную гадость от неизвестного вам человека? Если же вы все-таки горите желанием выразить автору свое негодование, открыть ему глаза на какие-то сцены и поступки героев, то сначала подумайте, чем именно зацепил вас этот текст и не понравились сцены, возможно смысл от вас ускользнул или вы просто невнимательно читали?
Не так давно на один из своих текстов я получила совершенно фееричный отзыв. Девушка, заканчивая каждое предложение кучей восклицательных знаков, плевала в меня ядом о том, что я «изуродовала» героя, превратила его не понятно во что и вообще, мне было велено пойти и застрелиться, чтобы больше не писать. И, наверное, я бы так и сделала, если бы все то, о чем написала девушка, имело хоть какое-то отношение к тексту. Девушка не читала текст. Девушка его просто просмотрела по диагонали, зацепилась за отдельные диалоги и сцены, и на основании этого выдала мне свой отзыв, выставив себя перед остальными читателями полной неумной особой.
Если вы также читаете текст, то есть смысл вообще не писать отзыв, ибо автора он однозначно травмирует агрессивностью, а окружающим он не особо нужен из-за неинформативности, да и вас он выставляет далеко не в лучшем свете. Скорее всего, или автор вас макнет носом в цитаты из текста в самые «недоработанные моменты», которые вы проглядели, когда листали странички, или читатели объяснят, что вы не правы. И вы снова будете выглядеть некрасиво. Зачем вам это?
Пример плохого отрицательного отзыва:
*********
У вас какая-то фантазия немного того, странная! Если бы Колобок мог сбежать из дома, то почему он не сделал этого раньше? Ведь понятно же, что вы специально выставили его в таком ужасном свете! Вы сами-то можете себе представить, чтоб булки бегали, даже если ему настолько плохо от того, что его нашли Бабушка и Дедушка? И что значит он встретил Зайца и Медведя? Где вы видели в наших краях медведей? А Лиса?! Это же полное безобразие! Бред, бред, бред! Дай бог, чтоб вас покинуло вдохновение, писать такую мерзость и ахинею.
*********
Кроме того, прежде чем писать негативный отзыв, задайте себе вопрос — насколько адекватно вы можете оценить смысл, вложенный в текст, и насколько вашего жизненного опыта хватает на то, чтобы оценить поступки героев?
Опять-таки приведу пример из личного опыта. Прочитав один мой рассказ о том, как мужчина бросил женщину и ушел к другой, прекрасная барышня тринадцати лет долго и с чувством доказывала мне, что я ничего не понимаю в мужчинах, потому что они не способны на такое, что писать надо по другому, что сюжет надо поворачивать вот так, а то, как это изобразила я, — это неправильно и так не бывает. Это был самый абсурднейший абсурдный отзыв, который я когда-либо читала. И, честно говоря, в тот момент очень хотелось, чтобы прекрасный ребенок как можно дольше остался прекрасным ребенком с таким волшебно незамутненным сознанием.
К чему я это — окружающие нас люди иногда выкидывают такие фортели, и, если об этом написать книгу, то никто и никогда не поверит, что такое могло произойти на самом деле. Таким образом, если в вашей жизни не было подобного опыта, то это не означает, что такого не может быть в принципе. Поэтому прежде, чем вы кинете в автора тухлым помидором, хорошенько подумайте, достаточно ли вашего опыта и знаний на то, чтобы это сделать.
Тут я сразу же сделаю одну очень важную оговорку. Если вы владеете какой-то темой на профессиональном, так сказать, уровне или являетесь специалистом в какой-либо области и видите, что в данной сцене автор явно фантазирует «не в кассу» (ну, например, по тексту герой говорит, что на самолете 14 тонн груза, а на деле обозначенный самолет сам весит 9 тонн и поднять больше 5 тонн не в состоянии чисто физически, или средневековый герой за три часа верхом на лошади преодолевает путь из Парижа в Лондон, предварительно вымывшись и отобедав, используя вилку), то тогда есть смысл сообщить автору о том, что он не владеет матчастью, допускает грубые фактические ошибки и не знает элементарных вещей. В этом месте вам необходимо объяснить автору, в чем заключается проблема, и посоветовать ознакомиться с технической стороной вопроса. Тогда ваш отзыв будет не столько отрицательным, сколько полезным для автора и его обязательно опубликуют на aniyou.com.
Пример хорошего критического отзыва:
*********
Автор, добрый день! Совершенно случайно наткнулся на ваш текст, прочитал его и у меня осталось двойственное впечатление. С одной стороны вы подняли очень важную тему, о которой, безусловно, надо говорить. А с другой стороны вы не смогли ее до конца раскрыть. Мне остался неясен мотив побега Колобка. У него хорошие Бабушка и Дедушка, конфликта между ними не было, а он взял и сбежал. Почему? Что послужило причиной этого побега? В чем была недоработка Бабушки и Дедушки? Тема раскрыта не до конца и потому осталась непонятной. И конец вы скомкали — что значит ам и съела? Как будто вам надоело писать, и вы решили закругляться. В общем, я бы еще поработал над началом и концом этого произведения. А в остальном все очень хорошо. Прекрасно раскрыты образы Зайца и Медведя.
*********
Алгоритм написания отзыва
Если вы считаете, что текст поняли и оценили правильно и все еще хотите своими мыслями поделиться с окружающими, тогда используйте следующий алгоритм:
— В первых строках своего отзыва напишите о том, какие общие эмоции у вас вызвал этот текст вообще и почему.
— Далее обязательно напишите о сильных сторонах текста, что вам понравилось, что вы хотели бы отметить особенно, возможно, приведите примеры из текста.
— Если у вас есть любимые моменты, то обязательно расскажите о них; объясните, почему вы заострили на этом внимание (только не пересказывайте весь текст!).
— Очень корректно напишите автору, в чем видите недостатки его текста, какие поступки героев кажутся вам нелогичными, какие-то недоработки и откровенные косяки в сценах вы заметили, укажите на ошибки; если есть возможность, то приведите примеры.
— Сделайте краткое резюме и еще раз отметьте положительные моменты, поблагодарите автора за проделанную работу.
В этом случае ваш отзыв (пусть и с критическими замечаниями) будет оценен автором очень высоко. Он или ответит вам на вопросы, или исправит недостатки по тексту. В любом случае это будет очень полезный отзыв.
Пример хорошего отзыва с элементами критики:
*********
Очень интересная сказка. Интересная и поучительная. Если посмотреть на героев со стороны, то можно провести параллели с современным миром. Например, Колобок — поздний ребенок у стариков. Ребенок горячо любимый, долгожданный и потому очень балованный. Что происходит с этим ребенком? Он начинает бунтовать и уходит из дома, где его подстерегает куча опасностей. Я сама была такой и хорошо его понимаю — хочется вырваться из-под опеки, вот только куда? Хорошо раскрыт персонаж Зайца. Он выступает добродушным другом, который, вроде бы не обидит, а на самом деле готов предать в любой момент. Медведь — вот его роль мне не совсем понятна. Мне кажется, что этот персонаж недоработан, потому что не понятна его смысловая нагрузка — он ведет себя как Заяц, но если Заяц привлекает к себе интересным характером, то в чем роль Медведя? Ну и Лиса, как и положено быть Лисе — лживое существо, заманившее глупого Колобка в ловушку. Очень печально, что среди нас живут такие лисы… Большое спасибо автору за это произведение. Очень поучительно.
*********
Какие отзывы писать не надо и почему
Помните рекламу со знаменитой фразой — «Лучше жевать, чем говорить»? Вот некоторые отзывы лучше не писать совсем. Почему? Всё достаточно просто. Я постараюсь описать самые популярные «лажовые» отзывы и объяснить, почему они таковыми являются.
Очень короткий отзыв
Вроде бы все очень круто — ты высказал свои мысли и должен теперь получить поцелуй от автора и рукоплескания подружек и друзей. А автор что-то остался недоволен и подружки-друзья мимо пробежали, не заметив ваших светлых мыслей. А вы-то старались, отзыв писали. Но так ли вы на самом деле старались? Представьте себе, автор на протяжении нескольких недель или месяцев пишет текст, старается, изучает фактуру, шерстит интернет, пытаясь найти информацию для своего текста, консультируется со специалистами для детальной прорисовки тех или иных сцен, а в качестве отзыва получает от читателя смайлик или одинокое «спасибо». Лично мне было бы даже как-то неловко оценивать произведение смайликами. Подобный отзыв напоминает собачью метку на столбе — «здесь был пес Вася». Это очень неприятно для автора, то есть он тратил время на то, чтобы написать для вас текст, а вы не соизволили даже включить голову, чтобы написать ему несколько предложений отзыва, выделив пять минут своего драгоценного времени? Получается какое-то моральное воровство что ли… В общем, таким отзывам незачет.
Вы много раз, наверное, видели подобные комментарии: «О, классно, прикольно, жду дальше!» или «Ни о чем, бред, ерунда». На этом всё. Конечно, от «собачьей метки» предыдущего варианта эти комментарии отличает наличие хоть какого-то смысла, но, как вы видите, на этом эти различия и заканчиваются. Найдите немного времени на то, чтобы сделать более развернутый комментарий. Вашим друзьям очень интересно узнать, что именно вас порадовало в произведении и почему, что не понравилось и почему, какие мысли у вас появились в процессе чтения. Проявите немного уважения и к автору, ведь он именно для вас старается.
Авторы очень не любят, когда текст пересказывают в отзывах, потому что в любом тексте есть определенная интрига и таким образом читатель выдает новым читателям всю эту интригу с ног до головы. Ну, это, представьте, как если бы вы хотели прочитать детектив, а в комментариях кто-то написал, что главная героиня расследует дело, она поехала к одному чуваку, потом к другому, потом к третьему, а четвертый оказался убийцей. И вы уже все знаете и вам совершенно не интересно читать дальше. Не оказывайте медвежьей услуги, не пересказывайте текст, не сдавайте всю интригу автора и не лишайте своих друзей удовольствия самим догадаться, кто есть кто.
Пример отзыва-пересказа:
*********
Ой, это совершенно прекрасный рассказ! Я так рада, что прочитала его. Сначала я переживала, когда Колобок ушел от Бабушки и Дедушки, а когда он добрался до Зайца, то я вся такая трепетная стала. А потом был Медведь — ну это ващееее крутецкая сцена была. Ну и Лиса, конечно, не подвела, все-таки слопала Колобка. Очень крутой рассказ! Мне понравился.
*********
В отличие от предыдущего варианта, здесь текст не пересказывается, а пересказываются отдельные сцены или диалоги, например: «герой сказал то-то героине, а героиня ему ответила и как даст пощечину, а герой обиделся и как ушел. И тут я подпрыгнула, потому что не ожидала, что он уйдет. И вот ходит герой по улице и думает о том, о сем. Это так круто, пиши дальше!» Вроде бы и отзыв есть, а как его прокомментировать — не понятно. Создается ощущение от подобного отзыва, что комментирующий пытается объяснить автору поступки и реплики его же героя. Зачем? Не понятно… Старайтесь написать такой отзыв, чтобы другие читатели вступили с вами в диалог, а может и автор еще присоединится к вашей душевной беседе. Не комментируйте каждое предложение текста. Выбирайте только очень яркие и особенно понравившиеся вам моменты.
Пример отзыва-пересказа сцены:
*********
Ну, это нечто, когда Колобок рассказал Зайцу, что ушел от Бабушки и Дедушки, я думала, что он ему не поверит. Но Заяц был коварный и он решил съесть Колобка. А Колобок давай ему песню петь, что от Бабушки ушел и от Дедушки ушел… Хитрый он, зубы Зайцу заговаривал. И тоже самое он Медведю напел. Странный такой, хоть бы текст изменил. Молодец, автор, пиши исчо!
*********
Якобы положительный отзыв
«Странно, ты такая толстая, рожа кривая, губы уродские, глаза косят, нос картохой, а стрижка ничего получилась, смотрится» — когда автор подобного высказывания получает яркий негатив в виде реакции на свой комплимент, он искренне недоумевает: «А что я такого сказал, я же похвалил!» Никогда не пишите такие отзывы.
Если вы хотите указать на недостатки текста, то сделайте это нормально и с примерами, а не пишите общие слова вроде — текст отстой, но читается на одном дыхании. Если вы говорите, что текст ничего, но чего-то не хватает, вяло и ни о чем, то укажите места, которые, по вашему мнению, не доработаны. Так автору будет проще ориентироваться в вашем отзыве, а не негативить на него.
Пример отрицательного положительного отзыва:
*********
Сказка, конечно, рассчитана на малолеток, я такое не читаю, все примитивно, просто, доступно и никакой интриги нет, я сразу все понял. Но песня в конце ничего, мне понравилось. Автор, конечно, не талант, но пусть пишет.
*********
Обожаю такие отзывы! Когда к тебе приходит королева и начинает с высоты своего птичьего полета рассказывать, как надо писать, строить сюжет, выводить сюжетные линии и прорисовывать героя, хочется предложить ей написать что-то самой, чтобы, так сказать, показать нам, неучам, высокое мастерство. Но королева не писатель, королева читатель, поэтому у автора такой отзыв обычно вызывает улыбку, а у читателей желание потроллить королеву. Что они иногда и делают.
Пример снисходительного отзыва:
*********
Что-то я даже не знаю… Сюжет однозначно подкачал. Надо было делать Колобка настоящим мужиком, чтобы он справился со всеми одной левой и вышел героем. А что тут написано? Колобок-то не герой, а так… Съели главного героя. Да и песни… Ну что это за «я от Бабушки ушел, я от Дедушки ушел»? Надо было добавить патриотичности – «вихри враждебные веют над нами!» Ну, хоть так. А эта Лиса? Почему именно Лиса? Никакой оригинальности! Во всех сказках есть Лиса. Штамп на штампе. Ващее не понимаю, как я дочитала до конца этот бред. Фигня полная, я зря потратила на вас свое время.
*********
Однозначно не надо писать подобные отзывы! Если вы решили публично самоутвердиться за счет автора и потешить себя любимого, унижая автора своим опытом, знаниями и взглядом на жизнь, то пять раз подумайте, прежде чем это сделать. Вероятность того, что автор попадется с зубами и сам вас раскатает будь здоров, очень велика. Готовы ли вы сами получить прилюдный пендаль от автора? Если же автор нежен и раним, то самоутверждаться и унижать слабых могут только сами знаете какие товарищи. А они нам совсем не товарищи. Таким товарищам даже руки порядочный человек не подаст, побрезгует. Зато у такого нежного автора есть куча знакомых друзей, которая с радостью наваляет вам за ваши оскорбления.
Пример оскорбительного отзыва:
*********
Мрак вообще! Автор, ты где видел, чтобы булки по полю катались? Ты белены что ли объелся? А кто так пишет? Ты вообще алфавит знаешь или ты в голову только ешь? Пойди и убейся, дурень соломенный. В твоей голове только опилки!
*********
Особый смысл текста
Есть такие читатели, которые в отзыве вывернут все наизнанку, переврут все события в тексте, перекрутят все характеры героев так, что автору остается только судорожно сверяться с названием собственного текста и проверять туда ли человек запостил свой отзыв, может он ошибся, потому что автор ничего подобного не писал. Вот прежде чем сделать подобный «анализ» текста и перекрутить характеры героев, подумайте, уверены ли вы, что хотите получить ответ автора, в котором вам, скорее всего объяснят, что ваше виденье не совсем корректно.
Пример странного отзыва:
*********
Это самый жгливый текст, который я когда-либо читал! Колобок вышел таким терминатором! Крушит все вокруг, послал родителей к чертям и покатился по дорожке! А Заяц каков крутышка! Напал на нашего Колобана и давай его мутузить, но Колобан тоже неровного десятка, навалял Зайцу и отчалил радостно дальше. Личность Колобана не слишком понятна тут. Че он хочет и че ему надо? Вроде как крутой и все дела, а младших обижает. Вообще не понятно ничего.
*********
Итак, вы видите, что написать отзыв совсем нетрудно — вон сколько мы с вами придумали отзывов на такую простую сказку про Колобка. Каких хочешь, самых разных, смешных, интересных и просто абсурдных. Написать отзыв на самом деле очень легко. Прислушайтесь к своему сердцу, сосредоточьтесь на своих эмоциях и внутренних ощущениях, и разрешите вашим пальцам писать. У вас обязательно получится самый лучший отзыв. И помните: нет отзыва — нет проды.
Мастер-класс написан автором специально для сайта AniYou.
Все права на мастер-класс принадлежат сайту AniYou.
При копировании ссылка на сайт AniYou обязательна.
Как писать продающие отзывы
Максим Ильяхов рассказывает, из чего состоит отзыв, который поможет увеличить продажи, и как получить такой от клиента.
Максим Ильяхов
Покупатели изучают отзывы перед дорогой или сложной покупкой. Поэтому хорошо, если у компании есть обратная связь от клиентов, которая поможет новым покупателям решиться на оплату.
Копирайтер Максим Ильяхов рассказывает, из чего состоит продающий отзыв и как его получить от клиента.
Что имеют в виду, когда говорят о продающем отзыве
Продающие отзывы помогают клиентам принять решение о покупке: в них раскрываются острые вопросы о товаре или услуге, есть сценарии использования. И в целом они правдиво рассказывают о товаре или услуге.
Отзывы чаще всего нужны там, где люди принимают решение о дорогом товаре или услуге и где сами покупатели могут не разбираться в деталях — например, при выборе мастеров, гостиниц, при покупке дорогой бытовой техники или выборе организатора на свадьбу.
Отзывы не нужны там, где продукт выбирают глазами или на ощупь или где для покупателя нет большого риска.
Отзывы, скорее всего, не нужны кофейням или буханке хлеба; отзыв не нужен на недорогие футболки или службу доставки еды. Но, например, портному или банкетному залу отзывы помогут.
Отвечают на частые и болезненные вопросы аудитории. К примеру, человек покупает стиральную машину. Он хочет поставить ее на кухне, но там мало места и стандартная машинка не влезает. Поэтому ищет варианты с вертикальной загрузкой, но тут много вопросов:
Отзыв, который закроет эти сомнения, — продающий: он поможет определиться, стоит ли покупать конкретную модель или нет.
Формируют ожидания. Редко бывает, что товар или услуга одинаково хорошо подходят всем клиентам без исключения. Если пишет: «Мне все понравилось», мы примеряем это все на себя с учетом своих пожеланий и ценностей. А когда реальность не совпадает с ожиданиями, конечно, раздражаемся. И негатив переносим на компанию: кажется, что она обманула.
Например, мы ожидали, что фотограф на свадьбе будет невидимым. Мы прочитали отзыв: «Отличный фотограф, суперпрофессионал». На деле фотограф оказался страшно назойливым, лез чуть ли не под юбку невесте. Похоже, что для другого клиента это признак профессионализма — но не для нас.
Принцип такой: хорошо, если из отзыва понятно, что именно покупал клиент, для чего, какие особенности заказа и что получилось в результате. В таком случае новый клиент сможет примерить историю из отзыва на себя и определиться, чего ждать от покупки.
Без фальши. Такие отзывы могут заказать: например, заплатить студенту, чтобы он на разных площадках написал десяток сообщений. Но бывает иначе: отзыв написал реальный клиент, но в него все равно не верится. Обычно ощущение фальши возникает обилия неподкрепленных эмоций и абстрактных фраз.
Если компания сама о себе напишет отзыв и там будет сплошная ложь, покупатели быстро такое поймут, и такой отзыв только повредит.
👉 Важно понимать, что сегодня клиенты относятся к отзывам настороженно. Если там сказано «хорошо», «понравилось» или «замечательно», это для человека пустые слова. Что именно хорошо? Расскажите детали! Чем больше в отзыве фактов, примеров и ситуаций, тем он убедительнее. А фальшивые фразы вроде «Великолепное качество на самый взыскательный вкус» — это не то чтобы плохо, это просто никак.
Привлекли 60% клиентов, кто отказывался от покупки
Из чего состоит хороший отзыв
Универсального правила для отзывов нет — ориентируйтесь на свою аудиторию и продукт. Возможно, в вашем случае сработает только упоминание цены, а для другого бизнеса — рассказ о сервисе. Чтобы было от чего оттолкнуться, расскажу, на что обратить внимание.
Конкретика и подробности. Принцип простой: чем больше подробностей, тем больше шансов, что отзыв продаст.
Если весь отзыв — это восклицание «Чудо-фен!» или «У вас лучший сервис», от него мало толку. Здесь не за что зацепиться и примерить на себя. Может, покупателю нравится фен, потому что тот компактный и его удобно брать с собой в бассейн. Если он напишет об этом, другой покупатель, который ищет фен для тренировок, обратит внимание на подробность и скорее купит его.
Особенности и недостатки. Хвалебные отзывы вызывают подозрения. Они создают впечатление идеальности, но ничего идеального не бывает, и все об этом знают. Даже если продукт очень качественный и компания действительно надежная, хотя бы один клиент из двадцати будет недоволен.
Недостатки — это необязательно ужасное. Вспомним пример с феном. Допустим, он отлично сушит короткие и негустые волосы, а с длинными и густыми справляется дольше. Если в отзыве так и сказать, к нему будет больше доверия и клиент точнее представит, в какой ситуации фен лучше подойдет. Например, его можно купить, если покупатель не планирует сушить волосы за две минуты до выхода на работу.
Иллюстрации — это все, что помогает показать, как выглядит сама покупка или результат. Допустим, фотография фена, комнаты до клининга и после, растения в комнате. Если нет фотографии — не проблема. Хорошей иллюстрацией может стать рассказ, как компания помогла справиться с трудностью во время проекта.
Как получить продающие отзывы от клиентов
Чтобы опубликовать на сайте продающий отзыв, поговорите с клиентом о совместной работе или вашем продукте. Для такого разговора лучше всего заранее составить вопросы и прямо попросить клиента об отзыве
Составить вопросы. Писать с нуля не всем нравится или попросту не хватает времени. Поэтому облегчите процесс для клиента и задайте ему конкретные вопросы. В зависимости от отношений с клиентом можно спросить в «Вотсапе», скинуть ссылку на опрос в «Гугл-форме», попросить ответить голосом: вариантов много, выбирайте тот, что удобнее для вас и клиента.
Хорошо, если вопросы будут максимально конкретными и не в целом о компании, а об опыте сотрудничества на примере конкретного заказа. Вопросы могут быть с таким смыслом:
Конкретные формулировки адаптируйте под свой бизнес. Например, если компания делает ремонт в квартирах, можно спросить точнее.
Расскажите, для какой квартиры заказывали ремонт и что это за ремонт:
Если публикуете отзывы на своей площадке, ответы на вопросы соберите в связный текст, покажите клиенту и опубликуйте от его имени. Если клиент сам оставляет отзыв, например, на «Яндекс-картах» или в других сервисах, собирать в текст необязательно. Вопросы в любом случае помогут рассказать подробно и с деталями.
Просить клиентов об отзыве. Если клиент недоволен, он сам напишет отзыв, и не один раз. А если компания выполнила обещания, может и промолчать. Кажется, ну что такого: я свою часть работы сделал — заплатил, компания сделала свою, о чем тут говорить.
Чтобы не оставаться без хороших отзывов, просите клиентов рассказать об опыте работы с вами. Как это сделать, тоже зависит от бизнеса. Если клиент отучился на онлайн-курсе, оставьте просьбу к последнему уроку или напишите письмо. Если принял квартиру после ремонта, скиньте ссылку на сайты-отзовики и попросите написать там.
На что обратить внимание в готовом отзыве
Если вы получили отзыв, лучше не менять его, даже если вам кажется, что отзыв написан не в том стиле. Иначе будет заметно, что его писал от компании, а не реальный клиент. По опыту, в готовых отзывах чаще всего смущают ошибки и стиль подачи.
Грамотность не главное в отзыве, но любой текст выглядит приятнее без ошибок. Если клиент оставил отзыв и у вас есть возможность исправить орфографические и пунктуационные ошибки — исправьте. Так автор не будет выглядеть глупо после публикации.
Естественность. Клиенты могут давать неофициальные отзывы, с просторечиями или сленгом. В этом нет ничего плохого — такие отзывы получаются естественными. Кажется, что их написал настоящий клиент, поэтому им доверяют:
«Пацаны меня спасли — сделали обалденный ремонт спальни за две недели, пока мы с женой были в отпуске. Меня не дергали — всякие мелочи докупали сами, все чеки сохранили и показали мне».
В этом отзыве есть сленг, но он выглядит естественно и реалистично, поэтому можно оставить и не вычищать до идеального идеала.