Какая память является самой сильной и преобладающей
Тест с ответами: “Память и её виды”
I вариант.
1. Способность к воспроизведению прошлого опыта:
а) память +
б) воображение
в) запоминаемость
2. По продолжительности память бывает:
а) оперативная +
б) кратковременная
в) длительная
3. Какая память наиболее точно удерживает информацию:
а) оперативная
б) долговременная
в) мгновенная +
4. Какая память является самой сильной и преобладающей:
а) зрительная +
б) осязательная
в) слуховая
5. Осмысленное запоминание достигается:
а) сравнением
б) сохранением
в) все варианты верны +
6. По характеру психической активности память может быть:
а) внутренняя
б) образная +
в) абстрактная
7. Что относится к виду запоминания:
а) объем памяти
б) воспроизведение
в) осмысление +
8. Информация, которая хранится в генотипе:
а) внутренняя память +
б) моторная память
в) образная память
9. Запоминание может быть:
а) непреднамеренное +
б) многократное
в) случайное
10. Факторы, влияющие на воспроизведение:
а) настроение
б) общее состояние +
в) забывчивость
11. К видам памяти относятся:
а) произвольная и непроизвольная +
б) распределенная и устойчивая
в) преактивная и ретроактивная
12. Зрительная память относится к следующему типу:
а) логическая память
б) образная память +
в) кратковременная память
13. Сколько в среднем слов за раз может запомнить человек:
а) 5 – 9 +
б) 3 – 4
в) 17 – 20
14. Что такое мнемотехнические приемы:
а) перевод информации в образы, картинки
б) длительное сохранение информации
в) специальные приемы для облегчения запоминания +
15. Отсутствием памяти называется:
а) Амнезия +
б) Традукция
в) Апперцепция
16. Формы воспроизведения:
а) реминисценция
б) узнавание
в) все варианты верны +
17. К какому виду памяти человек в естественных условиях не имеет доступа:
а) к долговременной +
б) к кратковременной
в) к оперативной
18. “Метод зацепок” – это:
а) выявление арифметической зависимости между группами цифр в числе
б) замена цифр образами +
в) выделение знакомых чисел
19. Отсроченное воспроизведение ранее воспринятого, казавшегося забытым:
а) индукция
б) эйдетизм
в) реминисценция +
20. Первым в истории европейской культуры произведением по психологии памяти был:
а) трактат Сократа
б) трактат Аристотеля +
в) трактат Платона
II вариант.
1. Блоковая модель переработки информации разрабатывалась в рамках:
а) когнитивной психологии +
б) гештальт-психологии
в) ассоциативной психологии
2. Направление в психологии, которое в качестве первичных факторов памяти выдвигает некоторые целостные психологические структуры, несводимые к сумме составляющих ее частей, известно как:
а) ассоциативная теория памяти +
б) деятельностная теория памяти
в) психоаналитическая теория памяти
3. Репрезентация информации в сенсорном регистре – это:
а) в основном логическая память
б) в основном семантическая память +
в) акустическая или артикуляционная, возможно, зрительная и семантическая, память
4. Память о своей памяти называется:
а) оперативной памятью
б) автобиографической памятью
в) метапамятью +
5. Основанием разделения памяти на двигательную, эмоциональную, образную и вербальную является:
а) ведущий анализатор
б) активность субъекта
в) предмет отражения +
6. Опосредованная и непосредственная память различаются:
а) по ведущему анализатору
б) по использованию вспомогательных средств в процессе запоминания +
в) по видам деятельности
7. Генетически первичной считается память:
а) двигательная +
б) вербальная
в) образная
8. Вид памяти, основанный на установлении в запоминаемом материале смысловых связей, называется памятью:
а) эмоциональной
б) механической
в) логической +
9. Вид памяти, при котором особенно хорошо человек запоминает наглядные образы, цвет, лица и т.п., – это память:
а) наглядно – образная+
б) феноменальная
в) эмоциональная
10. В течение четверти секунды функционирует память:
а) кратковременная
б) сенсорная +
в) долговременная
11. Под способностью к воспроизведению прошлого опыта, и выражающиеся способностью длительно хранить информацию и многократно вводить ее в сферу сознания и поведения понимают:
а) память+
б) мышление
в) внимание
г) самосознание;
12. К видам памяти относятся:
а) преактивная и ретроактивная
б) распределенная и устойчивая
в) произвольная и непроизвольная+
г) все варианты верны;
13. Отметьте, к какому типу относится зрительная память?
а) механическая память
б) образная память+
в) логическая память
г) кратковременная память;
15. Мнемотехнические приемы это:
а) специальные приемы для облегчения запоминания+
б) перевод информации в образы, картинки
в) длительное сохранение информации
г) сохранение информации в течение нескольких часов;
16. Как называется отсутствием памяти?
а) Апперцепция
б) Традукция
в) Амнезия+
г) все варианты неверны;
17. Какие существуют формы воспроизведения?
а) узнавание
б) реминисценция
в) воспоминание
г) все варианты верны;+
18. Определите, к какому виду памяти человек в естественных условиях не имеет доступа:
а) к промежуточной
б) к долговременной+
в) к оперативной
г) к кратковременной;
19. Что такое «метод зацепок»?
а) выявление арифметической зависимости между группами цифр в числе
б) выделение знакомых чисел
в) замена цифр образами+
г) все варианты верны;
20. Что понимается под отсроченным воспроизведением ранее воспринятого, казавшегося забытым?
а) реминисценция+
б) эйдетизм
в) индукция
г) дедукция.
Виды памяти
Человеческая память является, по сути, взаимосвязанным процессом, состоящим из трёх компонентов: ввод информации (запоминание), её удержание (сохранение) и, наконец, воспроизведение. Их взаимосвязь выражена в том, что от того, как организовано запоминание, зависит сохранение информации, а от него – и качество воспроизведения. Это обстоятельство следует учитывать решая для себя задачу как улучшить паять взрослому.
По характеру психической активности различают образную, словесно-логическую, двигательную и эмоциональную память.
Образная память
Образная память – это хранилище звуков, запахов, зрительных представлений. Наглядно-образная память сохраняет материал в форме зрительных, слуховых и других образов. Поэтому выделяют несколько отдельных видов образной памяти, таких как слуховая (попробуйте вспомнить мурчание котёнка или потрескивание хвороста в костре), зрительная образная память (лицо близкого человека или любимая ваза – помните?), обонятельная (запах знакомого парфюма или просто свежесрезанной травы), тактильная (прикосновение тёплой руки или боль от укола), вкусовая (кислота ломтика лимона или сладость банана). Наглядно-образная память особенно важна в творческой деятельности.
Наш мозг предпочитает воспринимать мир, обрабатывая информацию обоими полушариями: правое воспринимает образ, а левое подбирает для него слова. Развивая образную память, мы восполняем пробел, вызванный дефицитом образов: в современном мире много информации, но основной её массив не задействует в работу правое полушарие, возникает дисбаланс, в результате которого нам все труднее запоминать, удерживать внимание, концентрироваться. Развитие образной памяти помогает включить в работу правое полушарие, задействуя воображение. Воображая, мы легко запоминаем. Поняв материал, мы создаём образ, закрепляющий понимание, и получаем знание.
Различают зрительную, слуховую, моторно-слуховую память, зрительно-моторно-слуховую память. Это виды так называемой сенсорной памяти, которая играет наиболее важную роль в обучении. Зная, какой тип памяти преобладает у ученика, можно дифференцированно подходить к процессу его обучения, достигая лучших результатов запоминания. Преподаватель должен позаботиться о том, чтобы в процессе усвоения материала принимало участие как можно больше органов чувств. В своё время на это обращал внимание известный педагог К.Д. Ушинский.
Зрительная память
Зрительная память связана с хранением и воспроизведением зрительных образов. Зрительная образная память предполагает использование зрительного анализатора для обработки информации. У многих людей зрительная образная память представляет основной тип запоминания.
Особенно актуально развитие зрительной памяти для художников, но широко используем её мы все. Развивая воображение, мы также помогаем развитию зрительной памяти, ведь то, что мы представляем, нам легче запомнить и воспроизвести.
Слуховая память
Слуховой памятью называют способность к запоминанию и точному воспроизведению звуков, будь то музыка, речь или какие-то другие звуки. Особенно она важна для музыкантов, но активно её задействуем все мы. Слуховую память легко выявить у ребёнка: если ему легко даётся материал, рассказанный учителем (и дома параграф уже можно не читать, так как он и так все помнит), значит, ребёнок – аудиал.
Двигательная память
Моторная память удерживает все, что связано с двигательной активностью. Руки и ноги словно сами «помнят», что им делать.
Двигательная память помогает нам запоминать движения и затем воспроизводить их. Благодаря ей мы разучиваем танцы, работаем с инструментами, ездим на велосипеде и т.д.
Развитие двигательной памяти способствует не только отточенность движений, меткости, ловкости. Без неё просто невозможно достичь успехов в любом деле, за какое бы мы ни взялись. Она лежит в основе навыков ходьбы, езды, письма, всех трудовых и практических навыков. Если бы мы не имели этой памяти, то вынуждены были бы учиться повторять то или иное действие. Чем более знакомы условия, тем точнее и вывереннее движения, тем лучше результат.
Обычно преобладает какой-то один тип памяти, но встречаются и смешанные, комбинированные. Так, моторно-слуховая память и зрительно-моторно-слуховая память относятся к комбинированным видам памяти.
Словесно-логическая память
Словесно-логический вид памяти хранит информацию в виде словесных понятий и чисел. Он отвечает за смысл, логику, взаимодействие между элементами словесной информации. В процессе обучения широко задействуются и образная, и словесно-логическая память. Образная память неразрывно связана с воображением и востребована во многих областях человеческой жизни.
Словесно-логический вид памяти мы используем постоянно. Когда мы изучаем новый материал, работает преимущественно именно она. От развития словесно-логической памяти зависит и развитие всех других видов памяти у человека: она опирается на них и играет ведущую роль в усвоении новых знаний.
Очень важно развивать словесно-логическую память младших школьников, ведь, как показывает практика, если ребёнок не овладеет приемами мыслительной деятельности и не научится учиться (простите за тавтологию) в младших классах, то он будет неуспевающим в средних и старших, отставая в обучении.
Развитие словесно-логической памяти способствует улучшению эрудиции, повышению образованности. Особенность словесно-логической памяти заключается в том, что мысли не существуют без участия языка, без слов, и их воспроизведение – тоже. Мы всегда работаем с мыслями, выраженными в словах, отсюда и название – словесно-логическая память.
Эмоциональная память
Эмоциональная память содержит все воспоминания о пережитых эмоциях и чувствах. Особенностью эмоциональной памяти является её яркость даже по прошествии многих лет после полученного эмоционального всплеска. Обычно она, подкреплённая эмоциональным импульсом, долго и прочно хранит информацию. Возможно, это связано с тем, что под влиянием сильных эмоций в механизм запоминания включаются гормоны надпочечников, не задействующиеся при обычном запоминании.
Иногда первичные эмоции замещаются вторичными, иногда противоположными, и тогда мы переоцениваем отношение к происходившим когда-то событиям.
Развитие эмоционального типа памяти способствует повышению интеллектуального потенциала человека. От развития эмоциональной памяти зависит и успех, и комфортность эмоционального состояния в семье и обществе. Произведения искусства, живая природа, художественная литература стимулируют развитие образного мышления, что способствует и развитию эмоциональной памяти.
Функции эмоциональной памяти:
Через память на эмоциональные состояния мы принимаем решения о своих последующих шагах, имеем возможность учиться на своих ошибках и повторять успешный опыт. Функции эмоциональной памяти делают её вклад в формирование личности очень весомым.
Благодаря эмоциональному типу памяти мы умеем страдать, радоваться, сочувствовать. Однажды пережитые чувства от чего-то нас удерживают, к чему-то побуждают. Эмоции задействованы в том механизме, который побуждает нас к действию. Не мышление, а эмоции заряжают нас энергией.
Долговременная, кратковременная и оперативная память
По времени сохранения информации различают мгновенную, кратковременную, оперативную и долговременную память. Кратковременная память способна хранить информацию совсем недолго, около 40 секунд, и объём её невелик, он составляет 7 плюс-минус 2 единицы информации. Этот объём можно увеличить путём объединения информации в блоки.
Большая часть информации из кратковременной памяти затем стирается, а меньшая переходит в так называемую оперативную память. Этому способствуют некоторые факторы, такие как эмоциональность подачи, яркость, неожиданность, необычность материала, многократность повторения, важность для конкретного человека. В оперативной памяти информация сохраняется до суток (максимум), затем менее важная её часть стирается, а более важная переходит в долговременную память. Здесь информация сберегается в течение всей жизни, и для этого организмом задействуются специальные нуклеиновые кислоты и белки памяти.
Интересно, что в фазе медленного сна происходит логическая обработка информации, а в фазе быстрого – перевод отобранной информации в долговременную память. Более подробно об этих процессах и о развитии долговременной памяти, а также о развитии кратковременной памяти Вы можете прочитать в нашем блоге.
Непроизвольная память и произвольная память
По степени волевой регуляции различают произвольную и непроизвольную память.
Непроизвольная память – это процесс, происходящий без усилий, «сам по себе», непроизвольно. Но, как правило, запечатление в этом случае связано с сильными эмоциями, вызывая, например, удивление, интерес. Материал, усвоенный с использованием непроизвольной памяти, запечатлевается лучше, чем с использованием произвольной, ведь непроизвольно мы запоминаем то, что находится в центре внимания, что интересно, что точно пригодится, и особенно – если с этим был связан умственный труд. А ведь именно такую информацию мозг и предпочитает отправлять в хранилище долговременной памяти.
Развитие непроизвольной памяти у дошкольников связано с вовлечением их в активное взаимодействие с предметами, с обучением пониманию их важности и умению разделять их на группы. Расширение интересов ребёнка также способствует развитию непроизвольной памяти.
Произвольная память – это процесс, при котором человек прилагает волевые усилия для достижения запоминания. В этом случае, когда «не хочется, а надо», мы используем «хитрости»: мнемотехнику, концентрацию внимания, мотивацию; стимулируем и награждаем себя за усилия и успехи.
Развитие произвольной памяти играет огромную роль в обучении, позволяя усваивать программу занятий младшим школьникам и способствуя общему интеллектуальному развитию, в том числе навыку мыслить логически и делать выводы, так необходимому старшеклассникам. Об упражнениях для развития произвольной памяти можно прочитать здесь:
По способу заучивания разделяют два вида произвольной памяти: механическую и смысловую.
Но, каким из видов произвольной памяти мы бы ни воспользовались, результат запоминания зависит от того, сумеем ли мы обеспечить прочное, длительное внимание к предмету запоминания.
Можно говорить о том, что произвольная память имеет особенности, отражающие её специфику.
Особенности произвольной памяти:
Память – одна из важнейших когнитивных функций мозга, необходимая для полноценной жизни и развития человека, и её можно и нужно тренировать.
Виды памяти у человека: обзор 3 основных классификаций
В зависимости от функций и индивидуальных особенностей в психологии выделяют различные виды памяти у человека. Каждый отличается сферой применения, активностью, целеполаганием и вовлечением прочих когнитивных процессов. Развитие одних происходит естественным путём, во время взросления. Формирование других особенно интенсивно протекает на каком-то определённом участке жизненного пути. Но большинство всё-таки требует постоянных тренировок. Поэтому важно знать характерные признаки каждого из них.
Общая классификация
Существует большое количество классификаций памяти в отечественной и зарубежной психологии. Если нужно изучить этот материал в подробностях, следует посмотреть работы П. П. Блонского, Р. С. Немова, Ф. Н. Шемякина, Д. О. Хебба и других специалистов.
Есть брать только основные виды, психология выделяет следующие:
На самом же деле, помимо основных видов памяти, в работах психологов можно встретить описание и других. Например, в классификации по характеру психической активности иногда также значатся:
Классификация по продолжительности расширена таким видом, как ультракратковременная память (другое название — сенсорный регистр) — удержание информации в течение нескольких секунд. Включает иконическую (для фиксации зрительного материала, длится менее секунды) и эхоическую (для акустического, длится 2 секунды).
Некоторые психологи в отдельную группу выделяют виды памяти по типу организации запоминания:
Внутри каждой типологии выделяют ещё несколько видов. Их классификацией психологи активно занимаются и по сей день, постоянно расширяя и усовершенствуя её.
По характеру психической активности
В зависимости от того, какая психическая активность преобладает в деятельности человека во время фиксации и воспроизведения информации, существуют следующие типы памяти.
Двигательная
Другие названия: моторная.
Определение в психологии: фиксация, удержание и воспроизведение двигательных алгоритмов, их амплитуды, длительности, скорости, направления. Формируется в отделе головного мозга, который носит название ретикулярной активирующей системы.
Зачем нужна: способствует выработке целого ряда навыков (бытовых, спортивных, трудовых), а также обучению письму.
У кого особенно хорошо развита: спортсменов, секретарей, танцоров, ювелиров, часовщиков, хирургов, работников конвейерного производства.
Эмоциональная
Определение в психологии: фиксация, удержание и воспроизведение пережитых человеком чувств, а также эмоционально окрашенных событий. Они могут быть позитивными и негативными. Формируются участком височной части мозга, которая называется миндалиной. Откладываются в коре головного мозга. Благодаря пластичности ЦНС, при каждом последующем воспроизведении одной и той же ситуации её яркость сглаживается.
Зачем нужна: пережитые и зафиксированные эмоциональным видом памяти чувства становятся для человека своеобразной сигнальной системой. Она либо побуждает его к действию (если опыт был положительный), либо удерживает от него (при отрицательном опыте). Формирует разностороннюю личность, развивает эмоциональный интеллект, способствует социальной адаптации, стимулирует творческое начало.
У кого особенно хорошо развита: актёров (знаменитая система К. С. Станиславского основана именно на ней), педагогов, психологов, представителей социальных профессий.
Это интересно. Психологи утверждают, что лучше всего человек запоминает 3 чувства — страх, страдание, удивление.
Смысловая
Другие названия: словесная, логическая, словесно-логическая.
Определение в психологии: фиксация, удержание и воспроизведение человеком услышанных, увиденных, произнесённых слов.
Зачем нужна: позволяет фиксировать и воспроизводить информацию на основе обобщённых ассоциаций, отражающих её наиболее важные стороны. Использует крупные структурные единицы для запоминания, которые называются мнемическими опорами. Спустя время именно они помогают человеку вспомнить материал.
У кого особенно хорошо развита: у артистов, певцов, учеников, студентов.
Образная
Другие названия: наглядно-образная.
Определение в психологии: фиксация, удержание и воспроизведение зрительных и звуковых образов, а также запахов.
Зачем нужна: чтобы контролировать баланс функционирования обоих полушарий мозга.
У кого особенно хорошо развита: у музыкантов, художников, писателей.
Данная классификация считается базовой в психологии. Особенно много внимания уделяется образному типу.
По характеру целей запоминания
В зависимости от наличия или отсутствия целеполагания в процессе запоминания и воспроизведения информации бывают следующие типы памяти.
Непроизвольная
Другие названия: неопосредованная.
Определение в психологии: когда при фиксации, удержании и воспроизведения любых образов у человека отсутствует какая-либо конкретная цель.
Зачем нужна: усиливает мотивацию.
С помощью игровой деятельности можно быстро и легко развить у ребёнка все остальные виды памяти.
Можно забыть адрес магазина, в который человек ходил несколько раз, только потому, что его там плохо обслуживали. А можно помнить, где находится кафе, сходив туда лишь однажды, если в нём вы сидели в приятной компании.
Методы развития: формируется естественным путём.
Произвольная
Другие названия: опосредованная.
Определение в психологии: вид памяти, когда при фиксации, удержании и воспроизведении образов человек руководствуется какой-то конкретной целью (например, выучить стихотворение наизусть).
Зачем нужна: для приобретения человеком профессиональных и других специальных знаний и навыков.
Подходят любые методы развития с постановкой конкретной цели. Например, выучить стихотворение, запомнить 20 из 50 слов, пересказать текст и т. д.
По продолжительности сохранения
Объём сохраняемой информации всегда важен для человека любого возраста. Почему кто-то помнит факты из самых отдалённых уголков детства, а другие не могут выучить собственный номер телефона? Оказывается, дело не только в способностях, но ещё и в том, какой именно вид памяти развит у человека. Ведь она различается ещё и по времени удержания материала.
В зависимости от продолжительности сохранения информации в психологии выделяют три вида памяти.
Оперативная
Другие названия: рабочая, промежуточная.
Определение в психологии: когда человеку необходимо из мгновенного восприятия вычленить только самые актуальные образы и действия.
Зачем нужна: исключительно для совершения конкретных действий, необходимых лишь в данный момент. Как только цель будет достигнута, информация тут же забывается.
Примеры: чтение и списывание.
Методы развития: выполнять упражнения на тренировку внимания.
Спорный момент. Психологи спорят, выделять ли оперативную память в отдельный вид. Ряд специалистов считает, что это один из подтипов кратковременной. Другие называют её промежуточным звеном между кратковременной и долгосрочной.
Кратковременная
Другие названия: краткосрочная, КВП.
Определение в психологии: короткое сохранение информации после однократного непродолжительного восприятия, когда требуется немедленное воспроизведение.
Зачем нужна: позволяет полноценно функционировать механизмам накопления опыта. От неё зависит объём и точность долговременного вида памяти. Если информация было плохо зафиксирована в КВП, в ДВП она перейдёт деформированной.
Пример — повседневная, рутинная работа (мытьё посуды в определённой последовательности, выполнение ежедневных дел по графику), которую надо сделать здесь и сейчас.
Долговременная
Другие названия: долгосрочная, ДВП.
Определение в психологии: длительное сохранение информации после многократного повторения и воспроизведения.
Зачем нужна: позволяет полноценно функционировать механизмам накопления профессиональных знаний.
В рамках эксплицитной ДВП выделяются ещё 2 подтипа: эпизодическую (воспоминания из личного опыта) и семантическую / историческую (запоминание общих формул, дат, правил).
Если брать более расширенную классификацию, то разобранные выше 3 вида человеческой памяти дополнены ещё ультракратковременной. Однако её изучение и описание подлежит ещё более детальной проработке.
Видов памяти достаточно много. Детальные классификации нужны прежде всего специалистам в этой сфере — психологам. Зная мельчайшие нюансы, они смогут более точно определить нарушения и подобрать максимально эффективные методики развития под каждый отдельный случай. Обычному же человеку достаточно знать самые основные типы, чтобы самостоятельно выявлять проблемы и уметь решать их, если они не требуют более глубокой и профессиональной коррекции.
Какие проблемы с памятью возникают в разном возрасте и как остановить её ухудшение? Об этом можно прочитать в нашей отдельной статье.
Виды памяти у человека: полная классификация + примеры
Здравствуйте, дорогие читатели! С вами Людмила Редькина – практикующий психолог. Недавно одна знакомая мне рассказала, что помнит себя чуть ли не в младенческом возрасте, когда лежала в коляске, а над ней склонялась бабушка и пела колыбельные… Такое бывает? Оказывается, у некоторых людей бывает. И это наш замечательный, до конца не изученный мозг. Вообще, интересные процессы в нем происходят: мы не всегда помним, что было вчера, но четко можем воспроизвести события праздника десятилетней давности. В этой статье поговорим о том, с помощью чего мозг это делает. Рассмотрим с вами виды памяти у человека и как они проявляются в жизни.
Что такое память и ее значение для человека
Конечно же, не обойдемся без моей любимой науки – психологии. Давайте посмотрим, о чем мы говорим, когда произносим такие фразы, как “у тебя куриная память” или “у меня фотографическая память – я помню, как выглядел вор”.
Память – это важнейший психический процесс, который помогает запоминать, сохранять и потом воспроизводить информацию, полученный человеком опыт.
В этом определении уже мы встречаем 3 главных свойства когнитивного процесса:
Без этих свойств и разных видов памяти нам никак нельзя прожить. Для функционирования памяти мозг задействует несколько своих отделов. Главный – это гиппокамп. Именно здесь сохраняется множество воспоминаний, которые оставляет нам бурная молодость.
Память состоит из процессов. И она действительно очень сложно устроена. Чтобы запомнить и воспроизвести самую малость, например, что мы вчера надевали, нужно задействовать все процессы памяти:
Без памяти вообще печалька. Даже свое имя не сможем назвать без этого процесса. Водители не смогут запомнить дорогу, а студенты не получат диплом – кто ж их пустит во взрослую жизнь без специальных знаний? Поэтому, дорогие читатели, память нужно развивать. Для этого я подобрала лучшие курсы по развитию памяти, но об этом уже в другой статье. А здесь продолжаем говорить о ее видах, основные – в таблице 👇.
Виды памяти
На сегодня существует много классификаций этого когнитивного процесса. Память делится на виды в зависимости от цели, длительности и способа запоминания. Рассмотрим кратко каждый из видов.
По длительности воспроизведения
Мы уже говорили, что человек может запомнить ситуацию многолетней давности, но не помнить, что кушал утром. Почему так? Потому что работают разные виды временной памяти. Какие они бывают, смотрите ниже.
Мгновенная
Помогает сохранить информацию на мгновение или очень маленький промежуток времени. Ее еще называют сенсорной, так как она работает через органы чувств: зрение, слух, нюх, осязание, вкус. Именно сенсорная память помогает в полноте запомнить тот или иной предмет.
Замечали ли вы за собой такое явление: где-то увидели слово, например, “шаурма”, и оглядываетесь – где эта вывеска. Глаза ее считали без вашего осознанного ведома, мозг закрепил, а сознание только догоняет. Вот это и есть работа мгновенного запоминания.
Оперативная
Вполне ограниченный временными рамками вид. Такая память нам нужна для выполнения определенного вида деятельности. В повседневности мы сохраняем какие-то данные для использования их в скором времени. Вот тут то и нужен этот вид.
Элементарный пример: второклассник решает пример: 9+4*5-16. Оперативная память работает, когда он запоминает промежуточные значения 20 и 29, чтобы потом отнять 16. Сразу после окончательного ответа все промежуточные цифры уже не нужны, поэтому забудутся. То есть этот вид нужен только для каких-то операций в уме.
Кратковременная
Недолгое хранение информации. Это данные по работе, общению и та информация, что сохраняется для беспрепятственного использования. Но если долго ее не использовать, она или забывается окончательно, или переходит “в подчинение” долговременной памяти.
Например, номер телефона близкого человека мы можем помнить наизусть долгое время. А вот номер, который нам продиктовали для какого-то важного звонка, мы помним, повторяем до того момента, когда он будет уже не нужен. Потом нам уже сложно воспроизвести последовательность чисел в нужном порядке.
Долговременная
Информация, которая тут сохраняется, может извлекаться при необходимости, потом опять туда погружаться. Этот вид – часть подсознания. Иногда оно хранит что-то всю жизнь. Например, первое свидание, последний звонок, свадьбу, предательство и т. д. Долговременная память намного больше информации может вместить, чем предыдущие виды. У нее почти нет ограничений.
По характеру психической активности
Эта классификация получила и другое название – распределение видов по содержанию информации. То есть здесь учитывается ее качество и канал поступления.
Образная
Человек начинает мыслить образами еще в раннем детстве, а творческие люди воспринимают окружающую среду только образами. Поэтому этот вид очень эффективный. С его помощью намного легче что-то запомнить. Вы это можете встречать в повседневной жизни: “Помнишь женщину, с которой я вчера разговаривал?”, “А, это у которой был слишком тяжелый запах и ярко-красные губы?”
Что это? Это сработал образ: запах и картинка губ женщины. Образная память разделяется в зависимости от того, через какие органы чувств попадает информация.
С помощью разных анализаторов феноменально запоминали известные личности, например, Пушкин или Моцарт.
Примеры феноменальной образной памяти
Зрительная
Запоминаем с помощью глаз. Через этот орган чувств поступает до 80% всей информации в наш мозг. Поэтому этот вид очень важен в жизни.
Слуховая
Запоминаем то, что услышали. Этот вид работает, когда мы передаем услышанные новости, сплетни, полученные знания.
Вкусовая
Запоминаем вкус чего-то. Кстати, некоторые слишком чувствительные люди могут выделять вкус несъедобных предметов и присваивать им свой цвет.
Тактильная
Запоминаем с помощью прикосновений. Например, прикасаемся к гречневой крупе и по ощущениям уже можем ее отличить от других вид круп.
Обонятельная
Вспоминаем то, что нюхали. Помню, в детстве мне нравилось проходить мимо одного дома – от него всегда пахло жареными пирожками или котлетами. Вот вам работа обонятельной памяти.
Моторная
Эта память больше изучается и используется спортивными психологами, профессиональными спортсменами, спортивными врачами. Она работает, когда человек запоминает движение рук и корпуса во время плавания, катания на лыжах, коньках, роликах, при разных спортивных играх. Без нее невозможно выполнить повседневные движения, она – основа трудовых навыков.
Эмоциональная
Мы помним, какие ощущения переживали. Этот вид сохраняет в нашем бессознательном все переживания, чувства, ощущения, которые возникали при определенной ситуации.
При стрессовой ситуации этот вид работает на ура, так как не всегда вспомнятся причинно-следственные связи, но всегда всплывут, а может, даже и повторятся испытанные чувства.
Логическая
Ее часто называют словесно-логической, так как мышление и речь неразрывно связаны. Это память на мысли и слова. Условно ее делят по способу запоминания на логическую и механическую. Такое деление происходит из-за разных функций: логическая ищет связи между объектами и процессами, а механическая помогает запомнить с помощью многократного повторения.
Этот вид во всех своих проявлениях виден в обучении. Когда ученик зазубривает стих или же ищет связь между строчками, чтобы хорошо запомнить сначала смысл, а потом уже расположение слов в стихе. Подробнее разберем на примере ниже.
Эйдетическая
Простыми словами это фотографическая память. Человек как будто фотографирует все, с чем сталкивается. От его зоркого взгляда не ускользнет деталь одежды, расположение стульев, мимика при разговоре. Он запоминает все до мельчайших деталей.
Психологи говорят, что такой вид – врожденная способность человека, которая с возрастом может утрачиваться. Поэтому фотографическую память нужно тренировать, эффективно развивать свой мозг комплексно, чтобы быть способным все “фотографировать” в памяти.
Социальная
Это накопленная информация человеком, живущем в определенном обществе, который взаимодействует в определенной группе. Ее еще называют в широком представлении коллективной памятью. Например, на постсоветском пространстве 9 мая пожизненно будет праздником Победы. Тогда как в какой-нибудь африканской стране это обычный день.
От уровня социальной памяти человека зависит его поведение и стиль жизни, в конце концов, характер. Не буду углубляться в этническую психологию – это вообще отдельный раздел науки, просто социальная память очень с ней пересекается.
Пространственная
Этот вид изучается биологией и нейронауками. Это одна из форм памяти. Она отвечает за запись информации в головной мозг о своей пространственной ориентации там, где человек находится. Без нее человеку сложно ориентироваться на улицах знакомого города.
Особенно важна пространственная форма для слепых людей. Они с помощью нее перемещаются: ощупывают стены, дорогу, запоминают повороты в доме и расположение мебели в комнатах.
По цели
Здесь выделяются виды в зависимости от цели деятельности человека. Если просто сказать: оно мне надо или нет? От этого и зависит память человека в данном случае: стоит ли прилагать усилия для запоминания чего-то или нет.
Непроизвольная
Здесь у человека вообще нет надобности что-то запоминать. Он просто вспоминает, какие блюда подавали в Египте, на каком самолете он туда летел, какие картины видел из иллюминатора. То есть тут ведущим является интерес – так и происходит запоминание, как бы невзначай.
Произвольная
Здесь человек целенаправленно тратит свои ресурсы для запоминания чего-либо. Часто она используется для достижения результата. Поэтому ведущей в этом процессе является воля или внутренняя мотивация: что я в итоге получу? Когда у вас есть ответ на этот вопрос, тогда включается и развивается произвольная память.
По организации запоминания
Здесь речь про то, как в нашем мозге организовывается процесс запоминания. В ход идут и другие виды, которые я перечисляла выше.
Эпизодическая
Вид, который характеризует запоминание конкретных событий, которые мы лично пережили. Эти события мы можем выстроить по хронологии в своей биографии. Здесь речь идет как о крупных датах и ситуациях, так и о мелочах: что мы сегодня ели на завтрак и какой шарфик надевали. Этот вид тесно связан с эмоциями, поэтому 100-процентного воспроизведения воспоминаний не будет.
Семантическая
С помощью этой формы запоминания мы храним в головном мозге все словесные данные: имена, разные названия, буквы, знаки, языки, общую информацию какого-то абстрактного характера. Здесь нет воспроизведения дня, времени или обстоятельств, как в предыдущем виде. Семантическая память работает, когда нам нужно вспомнить, что столица России – Москва, а Франции – Париж.
Процедурная
У этого вида памяти несколько названий: процедурная, имплицитная, процессуальная. О чем здесь речь? Человек запоминает непроизвольно все, что делает, каким двигательным навыкам учится.
По наличию мнемотехнических средств
Как вы запоминаете? Повторили фразу и все? Или нужно отвлечься, связать ее с каким-то предметом в комнате? Эта классификация разделяет память на два вида, в зависимости от использования мнемотехнических средств.
Опосредованная
Для запоминания человеку нужно использовать разные виды мнемотехник, приемов, средств. Это помогает эффективно запомнить, сохранить, а потом узнать и воспроизвести информацию.
Приемы мнемотехники
Непосредственная
Здесь подключаются уже описанные виды памяти, например, процедурная или образная. Запоминание, узнавание или воспроизведение материала напрямую зависит от воздействия на органы чувств человека.
Примеры некоторых видов памяти
Мы видим, что видов памяти существует очень много, они все перекликаются друг с другом, дополняют. Ниже на примерах вы поймете, как работает этот психический процесс. Опишу несколько ситуаций, где задействованы разные виды.
Как работает словесно-логическая память? Вам нужно запомнить стих:
Я пришел к тебе с приветом,
Рассказать, что солнце встало,
Что оно горячим светом
По листам затрепетало…
Как сработает словесный вид: повторяем сначала первую строчку, потом первые две, потом три и затем четыре. После этого пару раз повторим весь куплет и переходим ко второму. Это работает, но ненадолго. Называется “зубрежка”.
Логический вид будет действовать по-другому. Ищем причинно-следственные связи. Он пришел как вежливый, поздоровался: “Я пришел к тебе с приветом”. Шел рано утром: “Рассказать, что солнце встало”. И увидел красоту природы: “Что оно горячим светом по листам затрепетало”.
Опосредованная память: возьмем тот же стих. Для его легкого запоминания можно не только логику подключать, но и мнемотехники. Например, делаем зарисовки стиха: на “Я пришел к тебе с приветом” рисуем человека с большим ртом (привет такой). На “Рассказать, что солнце встало” рисуем солнце над облаком. На “Что оно горячим светом по листам затрепетало” – лист, внизу стрелки в 2 стороны и огонь над ним.
Пример эмоциональной памяти. В жизни она довольно часто проявляется. Особенно у чувствительных людей. Ребенок не помнит, что именно сказал папа, но помнит на всю жизнь, как почувствовал себя неудачником, помнит стыд и чувство вины и т. д.
Или, наоборот, помнит, как важна была поддержка родителей, когда он не выиграл на соревнованиях. И на всю жизнь усвоил, что все могут ошибаться. Но одни уже не стараются после ошибок, а другие исправляют их и достигают большего. Это работа запомненных и сохраненных эмоций.
Заключение
Память – очень сложный когнитивный процесс. Она иногда нас подводит, иногда от чего-то уводит, а к чему-то приводит. Все зависит, какой вид мы используем и насколько развиваем. Память можно развивать и тренировать. Сделать это можно, например, с помощью онлайн-тренажеров.
Чтобы узнать, на каком уровне она у вас работает, посетите подборку тестов на память. Результаты покажут, что нужно подтянуть.
А пока вы будете проходить тесты, у меня для вас уже есть инструменты для улучшения памяти и работы мозга.
Курс Мнемотехники состоит из 15 уроков, 7 уникальных онлайн-тренажеров, набора ключевых методик запоминания, программы развития памяти и 2 тестов: вводного и финального.
Программа очень полезна для всех людей, ведь эффективная работа мозга – это наш успех в жизни. Стоимость курса – 990 руб.
И еще хочу посоветовать вам курс 100 имен за 30 минут от Викиум. Здесь всего 9 уроков, но каждый из них – это настоящий клад ценной информации по запоминанию. Вы ведь ловили себя на мысли, что забываете имена и лица или, вот досада, перепутали имя мамы парня/девушки?! Этот курс поможет избавиться от такой забывчивости.
После курса вы легко сможете:
Помимо курсов, советую также читать специальные книги для развития памяти.
Желаю вам успехов в прокачке полезного процесса, а также в профессиональной и личной сфере! До встречи!
С Уважением, Людмила Редькина
Привет! Я профессиональный психолог и в каждую статью вкладываю душу и частичку своего опыта. Все советы, написанные мной для этого блога, помогут вам стать чуточку лучше. Очень рада делиться с вами своими идеями, верю, что вместе мы изменим этот мир в лучшую сторону! Подробнее обо мне вы можете прочитать в разделе «Об авторах».
Виды памяти у человека
4 мин
Просмотрено: 7225 раз(а)
Автор: Марк
Память – это способность мозга запоминать разные виды информации. От нее зависит многое – обучаемость, способность работать в режиме многозадачности. Потому чем лучше вы запоминаете, тем выше работоспособность, эффективность обучения.
В зависимости от различных внешних факторов память может улучшаться или ухудшаться. Ее также можно тренировать, чтобы постоянно поддерживать мозг в тонусе.
В этом материале рассмотрим, какие виды памяти есть у человека. Также ответим на вопрос о том, что нужно делать для улучшения способности к запоминанию.
Основная классификация видов памяти у человека
Мозг построен таким образом, чтобы постоянно оптимизировать свою работу, эффективно расходовать энергию. Часто можно услышать о том, что есть всего два вида памяти у человека. Ученые выделяют больше и для этого создана специальная классификация:
Так можно описать виды памяти у человека кратко. Каждый требуется в разных ситуациях. Одни позволяют нам получать навыки для выполнения работы, различных видов деятельности. Другие используются как защитные механизмы, которые не позволяют нам нанести вред своему здоровью или повторить одну и ту же ошибку много раз.
Далее мы более подробно ответим на вопрос о том, какие виды памяти имеются у человека и чем они отличаются.
Долговременная память
Нужна нам чтобы хранить информацию на протяжении длительного времени. Именно такая способность к запоминанию помогает взрослым помнить факты из своего прошлого.
Мозг хранит память о многих событиях в нашей жизни. Но именно из-за такого объема данных иногда возникают проблемы с оперативным вспоминанием чего-либо конкретного.
Кратковременная память
Вся информация, которая поступает к нам, изначально попадает именно в кратковременную память. Длительность ее хранения зависит от индивидуальных особенностей человека и обычно составляет от пяти до семи минут.
После того, как время первоначальной обработки прошло, мы либо забываем информацию, либо организм отправляет ее на хранение в долговременную память.
Оперативная память
Многие ошибочно говорят о том, что это наименее продолжительное по времени запоминание информации. На самом деле, оперативная память создана чтобы обслуживать определенные виды действий. Данные могут оставаться в мозге человека на протяжении нескольких дней, если того требует ситуация.
При многократном повторении, действия, зафиксированные в оперативной памяти, также переходят в долговременную.
Двигательная память
При помощи такого механизма человек может запомнить, сохранить и воспроизвести различные движения. Именно так мы учимся ходить в детстве или выполнять различные действия руками.
Образная память
Направлена на то, чтобы сохранять яркие картины, запахи, вкусы и звуки, которые встречаются нам в жизни. При образном запоминании используется несколько видов памяти:
Именно так человек не только формирует картину мира вокруг себя, но и может связать несколько образов. К примеру, глядя на розу мы сразу представляем ее аромат. Это результат того, что несколько форм запоминания работают в связке и создают четкий ассоциативный ряд.
Эмоциональная память
Позволяет нам запоминать наши чувства и эмоции. Это важный механизм, который служит катализатором или тормозом при повторении определенных действий. С раннего возраста человек учится повторять то, что приносит ему удовольствие и остерегаться действий с негативной эмоциональной окраской.
Словесно-логическая память
Содержит мысли человека, существующие с привязкой к нашему языку. Это позволяет разговаривать, формулировать предложения на том языке, который вы выбираете для общения с собеседником.
Произвольная и непроизвольная формы запоминания
С этой классификацией все просто. Произвольно человек запоминает что-то, потому что у него есть цель сделать это. Но мозг может закрепить какую-то информацию и непроизвольно. Именно по этой причине иногда мы весь день не можем отделаться от случайно услышанной где-то песни, хотя могли и не обратить на нее особого внимания.
Что влияет на память
На способность человека запоминать влияет множество внешних факторов. К ним относится наследственность, характер деятельности, состояние здоровья и многое другое.
Ученые активно проводят эксперименты, которые призваны показать, что влияет на возможность кратковременного или долговременного закрепления информации. Исследования помогают нормализовать свою жизнь. К примеру, мы хуже запоминаем факты, если не высыпаемся или сильно устаем, употребляем в пищу недостаточное количество различных витаминов и микроэлементов.
Как улучшить способность запоминать
Многие виды памяти у человека можно улучшить, если выполнять правильные действия. К ним относятся такие, как:
Также не стоит забывать о наборе методов мнемоники, которые позволяют увеличить объем как кратковременной, так и долговременной памяти.