Какая рама хвз лучше старт шоссе или спорт
Форум на Бироте
Отличия между рамами *-Шоссе
Отличия между рамами *-Шоссе
Сообщение Velomax » 30 май 2007, 20:06
Сообщение Димыч » 30 май 2007, 20:55
Сообщение Proteus » 30 май 2007, 22:02
Сообщение Velomax » 31 май 2007, 00:35
Сообщение Proteus » 31 май 2007, 01:00
Очень просто- что касается выпусков от 80 и дальше(и раньше тоже, но не знаю точно, с какого года)-
Знаменитый ЧИМПАК- Чемпион/ Чемпион-шоссе- в продажу не шел, только на спорт-клубы. Заказной, типа. Кастом. Элита.
У него стойки задних перьев в месте припоя около подседельного узла были скошены, как игла шприца, только без дырочки.
А у Старт-шоссе они были более-менее аккуратно/неаккуратно скруглены, под пулю.
Это главное.
Есть еще разница в форме узорчатых узлов на стакане и в короне вилки- у Чемпиона они скупее, у Старта- завитушек много. У Старта плечи вилки прямые, у Чемпиона- скошенные вниз. Слегка.
Разная резьба в каретках- не помню нюансы.
Остальное- типа Туриста, Спутника- не заслуживает внимания. Дерьмо по всем критериям. Основное отличие- задние дропауты, со всеми дырками собраны на простой пластине, без выпуклостей в месте крепления колеса.
Сообщение Velomax » 31 май 2007, 12:23
Сообщение умелец » 31 май 2007, 21:46
Сообщение elzaii » 01 июн 2007, 11:21
Сообщение Velomax » 03 июн 2007, 01:50
Сообщение умелец » 03 июн 2007, 18:31
Сообщение Velomax » 03 июн 2007, 20:18
Сообщение Dark Elf » 26 июн 2007, 15:21
Сообщение Velomax » 26 июн 2007, 18:57
А еще старые дядьки рассказывали, что рамы советских велов умельцы перепаивали до трудно узнаваемого состояния, особенно любили вживлять в раму от Старта кареточный узел от заграничного шоссейника (с итальянской резьбою).
Сообщение Dark Elf » 26 июн 2007, 19:59
Стартуху можно легко отличить еще и по тому как подседельная труба рамы входит в подседельный узел
в месте стыка труба как будто меняет диаметр и уходит внутрь узла так, что за ее край можно зацепиться ногтем. А спецзаказа в этом месте труба диаметра не меняет.
к сожалению сходу иллюстрацию спецзаказа в инете не нашел.
Сообщение Dr.GONZO » 30 июн 2007, 00:53
Сообщение Олег » 30 июн 2007, 03:59
Сообщение Proteus » 01 июл 2007, 14:17
Сообщение Dr.GONZO » 01 июл 2007, 18:05
Сообщение Олег » 01 июл 2007, 22:12
Сообщение vvr » 04 июл 2007, 16:46
Сообщение Proteus » 04 июл 2007, 18:41
Сообщение Олег » 04 июл 2007, 19:36
Сообщение vvr » 04 июл 2007, 21:29
техническая документация выпускалась на все (кроме седла) детали велосипеда и первоначально их изготавливали сами. ближе к концу решили кооперироваться, чтоб не тратить время.
что до педали, то на нее есть авторское свидетельство, которое держит за ним и соавторами, хотя бы, приоритет по дате, т.е. если бы шимано имело патент авторское не выдали бы.
Олегу : он не изобретатель, он конструктор.
что до припоя: рамы и вилка паялись как припоем серебрянным (медь + серебро), так и латунным (медь + олово).
кстати, кольнаго рамы паяет латунным припоем (медь + цинк).
про трубы: на начальной стадии рамы, вилки изготавливались из труб Ишивата (вроде в последствии поглащенной фирмой Tange);
затем, после проведения Союзмотовелопромом (структурная единица министерства автомобильной промышленности СССР) семинара в харькове с участием итальянских фирм (ТТТ, Альпина, Колумбус, Бьянки, Ofmega) были проведены 2 закупки труб у Колумбус. купили трубы разной номенклатуры: SL, SLX, SP, KL, Record.
на этом семинаре представитель Колумбуса предложил покупать трубы.
попутно с самого первого дня существования этой темы закупались фирменные седла, с середины 80-х оборудование кампаньолы.
«Спецзаказ»? «Чемпион»? «Шоссе»? ЦКТБ? «Спорт»? В-552? И? ХВЗ? (Страница 1 из 3)
Кроковод → Раскопки. Музей. → «Спецзаказ»? «Чемпион»? «Шоссе»? ЦКТБ? «Спорт»? В-552? И? ХВЗ?
Чтобы отправить ответ, вы должны войти или зарегистрироваться
Сообщений с 1 по 15 из 35
#1 Тема от kisa 19-02-2019 20:42:18
Тема: «Спецзаказ»? «Чемпион»? «Шоссе»? ЦКТБ? «Спорт»? В-552? И? ХВЗ?
Когда мы сталкиваемся с велосипедами, о которых эти слова , у многих из нас в голове возникает примерно такая каша, как в названии этой темы. И примерно в таком же «порядке»
. Каких только диких извращённых вымыслов про эти слова, и их толкований не услышишь в Сети
Причиной этого прискорбного явления есть тот факт, что любое из этих слов можно отнести минимум к двум разным моделям
Давайте разберёмся в т. н. шоссейных «спецзаказах» ХВЗ и велосипедах, которые с ними путают то по виду, то по названию, то по номеру модели. Попутно приплетая велосипеды другой «фирмы».
ХВЗ и ЦКТБ — разные фирмы!
Во-первых, следует различать две разные конторы, обе из которых находились в г. Харькове.
1. ХВЗ — Харьковский Велосипедный Завод имени Г. Петровского. Ведёт свою историю с 1920-х гг. Имел собственное КБ (конструкторское бюро) и огромные производственные мощности. Завод проектировал и выпускал множество моделей велосипедов, с которыми можно ознакомиться в соседней теме.
Ближе к концу первого поста по ссылке представлены гоночные модели, о некоторых из которых мы и поговорим здесь подробнее.
2. ЦКТБ Велостроения. В Википедии некий анонимный гений авторитетно перепутал его с вышеупомянутым КБ велозавода. На самом деле, это совсем другая организация всесоюзного масштаба. В отличие от ХВЗ, представлявшем собой огромные производственные мощности с заводским КБ при нём, работавшем в интересах именно этого производства, ЦКТБ — это именно Конструкторское Бюро, с небольшим опытным производством при нём. Это бюро разрабатывало продукцию, детали, технологии для ВСЕХ велозаводов СССР от Львовского до Атигского, и ТУ для изделий смежников — от цепей и краски до шин и других резинок. Вершиной их творчества стали легендарные гоночные велосипеды, хотя и небезызвестная «Прима», которую выпускал ПВЗ — это разработка именно ЦКТБ.
«Спецзаказы» они выпускали свои — независимо от ХВЗ. На своём собственом небольшом производстве. Названия этих моделей поднимают пульс любого ценителя велосипедов без всяких тренировок: «Москва-80», «Тахион» и др. Все они несут эмблему ЦКТБ.
Велосипедам ЦКТБ посвящена другая соседняя тема.
Здесь они упомянуты только ради того, чтобы не путали их с продукцией ХВЗ. К ХВЗ они не имеют отношения!
ХВЗ — большой завод со своим внутренним небольшим КБ.
ЦКТБ — большое КБ, работавшее на ВСЕ велозаводы, со своим небольшим опытным производством.
Оба — в Харькове.
Таким образом, слово «ЦКТБ» из названия темы мы отработали и отбросили.
#2 Ответ от kisa 19-02-2019 20:48:24
Re: «Спецзаказ»? «Чемпион»? «Шоссе»? ЦКТБ? «Спорт»? В-552? И? ХВЗ?
Разберёмся с «ХВЗ» и остальными словами. Проще и понятнее просто посмотреть на соответствующие велосипеды, несущие эмблему ХВЗ. Смотрим фото, запоминаем название и номер модели.
Массовая модель ХВЗ В-551 «Чемпион»
Итак, ХВЗ В-551 «Чемпион». Первый действительно массовый шоссейный гоночный велосипед. Того же класса и уровня, что более поздний «Старт-Шоссе».
Подчёркиваю: велосипед шоссейный, но слова «Шоссе» в его названии и близко нет! Он просто «Чемпион»! И на раме, и в документах.
На фото — редкий предсерийный «выставочный» экземпляр с нашего форума, отличающийся от первых серийных только более нарядной отделкой.
#3 Ответ от kisa 19-02-2019 20:53:39
Re: «Спецзаказ»? «Чемпион»? «Шоссе»? ЦКТБ? «Спорт»? В-552? И? ХВЗ?
Массовая модель ХВЗ В-552 «Харьков»
На смену «Чемпиону» В-551 пришла следующая модель — ХВЗ В-552 «Харьков». Это тоже массовый, относительно недорогой шоссейный велосипед того же класса и уровня, просто более новый, и тоже предок «Старт-Шоссе». Обратите внимание: В обозначении модели нет никакой буквы «И», а в названии — слова «Шоссе»!
На фото (кроме первого) — велосипед из коллекции Влада Карганова.
Дальнейшее развитие массовые шоссейные велосипеды ХВЗ получили в виде модели, следующей по номеру — В-553. Ранние из них назывались ещё «Харьков», а в дальнейшем эта модель первой получила имя «Старт-Шоссе». Но это уже не является темой данного разговора.
Запомним лишь, что массовые шоссейные ХВЗ назывались когда-то В-551 «Чемпион» и В-552 «Харьков». Без всякого «Шоссе» в названии и буквы «И» в обозначении оба! Позже эти модели эволюционировали до известных всем «Стартонов».
#4 Ответ от kisa 20-02-2019 11:50:54
Re: «Спецзаказ»? «Чемпион»? «Шоссе»? ЦКТБ? «Спорт»? В-552? И? ХВЗ?
«Спецзаказ» ХВЗ В-552И «Чемпион-Шоссе»
То есть, выше мы уже видели слова и «Чемпион» и «В-552». Отдельно, без «Шоссе» и буквы «И». Видели и соответствующие им машины, причём это разные машины, причём никаким таким «спецзаказом» там и не пахнет.
А теперь посмотрим на ещё один велосипед — ХВЗ В-552И «Чемпион-Шоссе». Это велосипед уже другого, более высокого уровня — тот самый «спецзаказ», СЗ.
Видимо, в начале 1960-х, с развитием массового спорта, отдельные спортсмены стали вырастать из «Чемпиона» и «Харькова», понадобились велосипеды более высокого класса.
Производство этих машин, естественно, шло не на конвейере с Украинами и Стартонами, а в особом цехе.
Название «Харьков» от актуальной массовой модели, наверное, сочли недостаточно спортивным. Куда более боевым звучало имя предыдущей массовой модели — «Чемпион». Приписав к этому имени ещё специализацию велосипеда, и получили солидное и боевое, с претензией — В-552И «Чемпион-Шоссе». Звучит же!
Это всего лишь предположения автора о происхождении наименования модели, но правдоподобное
На фото (с http://veloretro.ru ) — тренировочный велосипед чемпиона Олимпиады-80 А. Яркина, 1976 года выпуска. Обратите внимание на вычурный рисунок узлов рулевой колонки, на вилку. Вилка представляет собой, фактически, стартоновскую, но с усилителями на внутренней стороне ног. Эти мелочи в таком виде характерны для ранних СЗ. Ну как ранних — первых 15 лет их выпуска
Также любопытно исследовать обвес. Судя по всему, была некая стандартная комплектация, и возможность заказать (или принести своё, добытое в загранкомандировках) оборудование. Если надо — нужную резьбу в раме сделают, бонки припаяют, как попросят.
Вот что пишется в книге «Справочник велосипедиста» того же 1976 года про эту модель:
«Спецзаказы» под маркой В-552И выпускались (на минуточку!) 30 лет! Интересно наблюдать, как стандартные детали от параллельной массовой модели постепенно заменяли специальными. Например, на представленной машине тормоза аналогичны таковым на В-555 или В-542, а система и втулки — специальные, «спецзаказовские». Позже (увидим ниже) появились специальные «спецзаказовские» тормоза, рули, и другие элементы.
А в начале 90-х СЗ отдавали долг массовым моделям. На самых последних «Старт-Шоссе» (которые уже именовались «Спортами») появились, например, втулки и тормоза, изготовленные по подобию поздних СЗ. Правда, изготовлены более неряшливо и по другим, упрощённым технологиям. А ширину руля и короткую раму «Старт-Шоссе» позаимствовали у «спецзаказов» ещё в 1979 году.
#5 Ответ от kisa 20-02-2019 17:36:14
Re: «Спецзаказ»? «Чемпион»? «Шоссе»? ЦКТБ? «Спорт»? В-552? И? ХВЗ?
«Спецзаказ» ХВЗ В-552И «Спорт-Шоссе»*
* Приставка «Шоссе» отчасти условная. Это слово присутствует на раме, а также упоминается в книге. В обиходе имя этой модели тоже нередко звучит именно так. В то время, как, например, в заводском проспекте эта модель называется просто «Спорт», и похоже, это официально.
В 1984-1985 году «спецзаказ» ощутимо обновили. Номер модели оставили прежним — В-552И, а название изменили на «Спорт-Шоссе». С этим названием моделей ХВЗ возникает ещё больше путаницы, чем с «Чемпионами». Имя «Спорт» присваивали любым спортивным велосипедам от турингов до трековых «спецзаказов». Сказать «ХВЗ Спорт» — это не сказать ни о чём, так мог называться какой угодно велосипед ХВЗ, кроме дорожного. Разбирается ситуация (с примерами) здесь: https://krokovod.org/forum/viewtopic.php?id=83
Так вот теперь кличку «Спорт» прицепили ещё и к В-552И.
Велосипед в стоке получил полностью свой, «спецзаказовский» обвес — тормоза, новые втулки, переключатели, даже рулевая «Спорт-Шоссе» не такие, как на параллельно выпускавшемся «Старт-Шоссе». Только манетки остались «старорежимные».
Декор рамы стал скромнее — обратите внимание на оформление узлов рулевой колонки, которые перестали быть витиеватыми. Кроме того, В-552И по кличке «Спорт-Шоссе» получил свою вилку, взамен слегка усиленной стартоновской на В-552И «Чемпион-шоссе». Она легко узнаётся по более современной короне с покатыми плечами.
Стоковый экземпляр 1988 г. с нашего форума:
Велосипед из Галереи http://veloretro.ru того же, 1988 г:
Заметим, в 1988 году «спецзаказы» уже украшены поздней эмблемой ХВЗ — «иероглифом», в то время, как «гражданские» модели ещё несли привычную эмблему. Кроме того, на этих велосипедах заметны детали, которые впоследствии перекочевали, или были с упрощением скопированы на поздние «Старт-Шоссе»: перекидки, тормоза, втулки. Стартоны с такими деталями выпускались уже после развала СССР, несли деколи «Спорт» и эмблему «иероглиф».
#6 Ответ от kisa 20-02-2019 18:57:45
Re: «Спецзаказ»? «Чемпион»? «Шоссе»? ЦКТБ? «Спорт»? В-552? И? ХВЗ?
«Спецзаказ» В-552И «VELOSUPER»
Авторский велосипед на раме «VELOSUPER» 1994 г. с нашего форума быстр и очень приятен на ходу:
«VELOSUPER» 54 роста из бокса Киевского велотрека:
#7 Ответ от kisa 21-02-2019 22:00:50
Re: «Спецзаказ»? «Чемпион»? «Шоссе»? ЦКТБ? «Спорт»? В-552? И? ХВЗ?
Бывают ли «стоковые спецзаказы»?
Вообще, исторически сложилось так, что «спецзаказами» у нас называют всё, что выше уровня массовых шоссейных «Старт-Шоссе» для шоссе и «Рекордов» для трека. Так прижилось, и спорить либо бороться с этим бессмысленно. Такое название рисует в воображении картину измерения антропометрии спортсмена, выбор комплектующих…
Но что там мерять? Рамы выпускались во множестве ростовок. Причём низшая из них ещё и имела несколько другие углы из компоновочных соображений. Кому нельзя выбрать раму из стандартно предлагаемых, и не подогнать посадку тем же выносом? Так что именно ростовку, да, наверное и заказывали. И выпускали велосипеды разного роста не как в торговлю по среднему спросу, а согдасно заявкам на определённые ростовки.
Разные звёзды полагались в комплекте. А что ещё выбирать?
Между чем и чем выбирать комплектуху? Между стартоновской, спецзаказовской и импортной? Импортную взять негде, стартоновская таких спортсменов уже не устраивала.
В итоге, заказным, специально уникально сделанным именно под данного спортсмена, там может быть и… ничего, кроме того, что такую машину просто так в частное пользование не купишь, и её заказывают спортивные секции прямо на заводе, а не покупают по безналу в торговой организации, как стартоны. Многие из этих тачек — просто мелкосерийные велосипеды высокого уровня с более широким рядом ростовок. Одинаково обвешанные и покрашенные. Стоковые.
Это подтверждается тем, что многие известные «спецзаказы» друг от друга отличаются не больше, чем конвейерные «Старт-Шоссе» — т.е. никак.
Т. е. Отрицать несколько нелепое с виду выражение «серийный, стоковый спецзаказ» автор не склонен. Более того, похоже, большинство из них именно такими и были.
Достаточно посмотреть на два разных «Спорт-Шоссе» 1988 года выше, и на рекламный проспект примерно того же времени:
Или на два разных «Чемпиона-Шоссе» 1976 г, и на описание в книге, о которой поговорим чуть позже.
Следует понимать, что вышеизложенные соображения всё-таки относятся к средней температуре по больнице. Равно как и показанные выше образцы В-552И разных лет под разными названиями. Естественно, были и какие-то отдельные экземпляры, которые делались прямо конкретно под какого-то спортсмена. Скорее всего, в начале выпуска, первые В-552И ещё делали более-менее индивидуально. Но к середине 70-х гг производство разогналось, и их начали буквально клепать. В это же время, в рамках подготовки к Олимпиаде-80, для действительно серьёзных спортсменов рассматривались Кольнаго и Москва-80. Какие ХВЗшные «спецзаказы», которые давно поступают в секции чуть ли не ПТУ?
Получается: в сборной СССР это велосипедом явно не считалось. Разве что тренировочным. Они там перебирали между Кольнаго, Россинами и Москвой-80, а позже —
Тахионами. Сборные республик — примерно то же.
А изгаляться так для менее именитых спортсменов — много чести. Т.е. уровень этих велосипедов — ведущие команды спортивных обществ, лучшие спортсмены секций.
Так что особая «спецзаказность» могла быть объяснена лишь блатом, знакомствами (по тому же миру спорта), рекомендациями свыше. Скорее всего, именно благодаря этому и появлялись уникальные «спецзаказы» под импортную комплектуху. Если спортсмен не дотягивает до «выездного», где он ту комплектуху возьмёт? Федерация ему купит? Разбежалась. А если «выездной» — зачем ему «спецзаказ»? Выезжали-то с другими велосипедами, которые федерация и покупала. Уже в комплектухе.
Какое то небольшое количество уникальных СЗ может быть связано ещё с соревнованиями среди стран соцлагеря, и выездами наших гонщиков в эти страны, где кое-что добыть было возможно.В любом случае, уникальных СЗ много не набирается. Остальные, которых довольно много — это те самые «стоковые спецзаказы».
Представлен там также «Чемпион-Шоссе» из 70-х гг в камповском обвесе:
Все фотографии: http://veloretro.ru/pic.php?id=78&indx=0
Посмотрите на этот обвес — с миру по нитке. Рама «Чемпиона-Шоссе» обвешана буквально чем попало, лишь бы иностранным. Часть железа — родное, СЗ. Слабо верится, что таким этот «спецзаказ» вышел с завода. Скорее всего, это позднейшие наслоения на заслуженную хорошую раму. Особенно — тормоза .
Оглянемся в поисках других заводских, но уникальных, не стоковых СЗ… Ау!
Что-то особо не видать.
#8 Ответ от kisa 22-02-2019 16:50:39
Re: «Спецзаказ»? «Чемпион»? «Шоссе»? ЦКТБ? «Спорт»? В-552? И? ХВЗ?
В литературе.
К сожалению, внятной литературы по «спецзаказам» ещё меньше, чем по обычным велосипедам. Помимо приведенной выше вырезки из «Справочника велосипедиста» 1976 г, автору известен только один достойный упоминания источник. Это книга «Гоночные велосипеды» 1988 г издания. Книга есть у нас в Библиотеке:
https://drive.google.com/open?id=1ITqfZ … tXJbaKmsxu
В раздеде по устройству гоночного велосипеда, в качестве примера рассматривается именно В-552И. Показан велосипед очень тщательно, вплоть до подробных чертежей, обозначения допусков, и марок используемых материалов. Этот материал можно горячо рекомендовать к изучению.
Не обошлось без ляпов.
Главный — это велоспед назван «Спорт-Шоссе». Ведь на всех рисунках и в описании узлов чётко видно, что речь о более старой версии В-552И — «Чемпион-Шоссе». Достаточно обратить внимание на витиеватые узлы рулевой колонки, вилку стартоновского типа с усилителями, стальную рулевую, стартоновские тормоза с центральной тягой…
Так что, изучая велосипед по этому материалу, имеем ввиду — мы изучаем более ранний, начала 1980-х годов, вариант — «Чемпион-Шоссе», а не «Спорт-Шоссе», как там в начале описания сказано.
Кроме того, в имени «Спорт-Шоссе» (как там сказано), приставка «Шоссе» вызывает неприятие знатоков. Дело в том, что как выше говорилось, в доступных бумагах заводского происхождения (рекламных проспектах) модель называется просто «Спорт».
Книга вышла в 1988 году. Очевидно, готовилась она за несколько лет до этого, как раз во время смены поколений «спецзаказов». Возможно, тогда планировалось официально применить приставку «Шоссе», что и отражено в книге. В конце концов, на живых велосипедах она присутствует в виде надписи на раме. А чертежи, доступные авторам книги, относились ещё к старой модели. Возможно, поэтому так и получилось.
Кроме того, там есть пару технических моментов, которые, скажем так, выдают желаемое за действительное. О них упомянем ниже.
Для затравки приведу несколько вырезок из книги:
За остальным материалом — добро пожаловать в Библиотеку. Описание начинается на стр 52 книги.
Обращает на себя внимание примечание к таблице размеров — про «одну из модификаций». Действительно, здесь ни слова ещё не сказано про геометрию. Однако, немногочисленные «спецзаказы», с которыми автору посчастливилось познакомиться «живьём», имеют ощутимо разную геометрию. Самым плотным и бодрым оказался «VELOSUPER» 1994 г.
Кроме того, примечание к таблице может означать, что разная геометрия применялась внутри одной модификации — например, для разных видов гонок.
Вобщем, дело тёмное, давайте посвятим геометрии несколько слов в обсуждении — кто чего знает.
Раз речь зашла о литературе, приведу ещё картинку из проспекта без комментария. В-552ИМУД:
В этой теме, естественно, приветствуется пополнение библиотечных материалов (инструкций, проспектов, статей) о шоссейных «спецзаказах»
#9 Ответ от kisa 22-02-2019 20:25:07
Re: «Спецзаказ»? «Чемпион»? «Шоссе»? ЦКТБ? «Спорт»? В-552? И? ХВЗ?
Дополнительная информация.
Свидетельства, опыт, слухи. Опровержения.
***
Личное наблюдение. Очень часто в наше время «спецзаказы» приходят со следами ремонта.
Или трескаются вскоре после приобретения, особенно — при попытках дать им настоящую спортивную нагрузку. Происходит это с ними гораздо чаще, чем с массовыми «Старт-Шоссе» или древними «Чемпионами» В-551. Несмотря на массовый уровень и почтенный возраст, сравнительно недорогие шоссеры доживают до наших дней в добром здравии. А дорогие (как тогда, так и сейчас на рынке б/у) и вдвое-втрое младшие «спецзаказы» трескаются. Любой коллега, более-менее давно занимающийся нашим делом, без труда припомнит несколько случаев треснутых, или уже ремонтированных «спецзаказов». И наврядли легко вспомнит подобные дефекты у дешёвых «Старт-Шоссе». Подчёркиваю: речь не о последствиях ударов и других аварий, или косяков в эксплуатации и хранении. Речь об усталостных поломках, когда нет никаких вмятин, искривлений и других последствий ударов и т.п. Просто трещины на ровном месте идеально выглядящей рамы.
Основная причина видится в том, что практически все такие велосипеды всю свою предыдущую активную жизнь провели под спортсменами непоследнего разбора. Эти машины постоянно «вязали узлами» на пределе их возможностей. А это (а не годы, как полагают далёкие от техники люди) как раз и провоцирует усталость металла.
«Старт-шоссе» же, во-первых, поступали в розничную торговлю (а значит — многие из них приходят к нам после частных владельцев), во-вторых, даже в секциях ходили под менее сильными спортсменами. Часто — под детьми и подростками. В таких условиях скорее возможны характерные последствия аварий, но никак не усталости металла.
На встрече Р.И Воронцов (я ещё буду сылаться на материалы той встречи, в конце есть несколько урезанное видео) упоминал о нередко невыдержанных тепловых режимах — перегреве — при пайке рам СЗ. Это провоцирует трещины труб около узлов. Также говорилось об излишне тонких стенках кареточного узла. Кроме того, «крутая» резьба итальянского стандарта — М36 (в случае её применения под итальянскую каретку)— делает стенки кареточной трубы, рассчитанной на М35, ещё более тонкими (кстати, при создании «Тахиона» этот момент учтён и исправлен).
Автору попадались «спецзаказы» с трещинами рулевых стаканов, обычно — по кромке узла (на фото выше сравнительно молодая машина 1994 г), корпуса каретки (обычно — где-то в районе между подседельной трубой и задними перьями), подседельной трубы у входа в каретку, верха задних стоек — прямо поперёк овальной накладки оформления их законцовок типа «игла шприца».
***
Получается, выбирая себе В-552И, нужно стремиться найти как можно более новую машину, точнее — как можно меньше ездившую. Ориентиром может служить относительно свежий вид, и заводская окраска без следов долгой активной жизни.
Коллега Serg-999, много лет серьёзно занимавшийся велоспортом, начиная со второй половины 1970-х годов, в личном разговоре подтвердил версию усталостных трещин из-за продолжительной эксплуатации сильными спортсменами. При покупке он рекомендовал отдавать предпочтение «тренерским» машинам. Дело в том, что тренеры, которые уже толком не выступали и всерьёз не тренировались сами, всё-таки стремились заполучить себе именно «Спецзаказы». На которых они степенно разъезжали вдоль колонны молодых.
***
Несколько слов о желаемом и действительном в книгах, о чём говорилось выше, а также о материалах по другим источникам.
В книгах сазано, что на В-552И положены редуцированные («тянутые», «баттированные») спицы. Что-то не попадались.
По слухам, под заказ могли попадаться колёса с меньшим количеством спиц. Реально живьём приходилось видеть новенькие, явно ХВЗшные обода на 28 спиц, и б/у втулки СЗ на 32 спицы в Интернете.
В книге «Справочник велосипедиста» 1976 г честно сказано, что рама изготовлена из легированных труб. Без уточнений. А вот в «Гоночных велосипедах» 1988 г указывается сталь 30ХМА — т. е. хроммолибденовая, «хромоль».
Также ходят слухи о трубах «Рейнольдс», которые якобы могут попадаться на «спецзаказах».
Снова обратимся к упомянутой встрече с Реджинальдом Ивановичем. Оказалось, что СЗ в его бытность работы в КБ ХВЗ (до ЦКТБ — это конец 1970-х годов) изготавливали из труб той же стали, что и «Старт-Шоссе» — 30ХГСА, «хромансиль». Это не очень плохо, но вот так… Ваш покорный слуга подумал, что Р.И. оговорися, и громко переспросил из зала:
— Может быть 30ХМА?
— Нет, именно 30ХГСА, «хромансиль» шла на «спецзаказы».
Кстати, вопреки распространённому «мнению» эти трубы были не никопольскими, а днепропетровскими — известно из того же источника.
Кроме того, тогда был упомянут некий запас труб «Рейнольдс», державшийся в Харькове на особые случаи, остатки которого вырабатывали и ХВЗ на «спецзаказы» и опытное производство ЦКТБ на какие-то свои машины. Этот момент вошёл в видео о встрече. Там же вскользь упоминается о том, что наши рамы паялись именно серебром — это же подтверждает и опыт автора при ремонте рам и СЗ и даже «Старт-Шоссе».
***
Из полунадёжных источников (Виталики с Куренёвки — совсем отбрасывать нельзя) есть версия, что «настоящие», заказные «спецзаказы» были крашены чуть ли не веником, а более ширпотребные, которые здесь названы «стоковыми» — красились красиво и облепливались деколями. Также Виталикам в молодости попадались новые рамы СЗ очень высокого качества, но покрытые только грунтовкой. Грунтовка эта (хитрая какая-то) с трудом снималась при ремонте, но на тех трубах другая грунтовка нормально не держалась. Т.е. их можно было надёжно покрасить только по той хитрой грунтовке.
[Закрыто] Определитель спортивных рам ХВЗ
Кроковод → Раскопки. Музей. → Определитель спортивных рам ХВЗ
Чтобы отправить ответ, вы должны войти или зарегистрироваться
Сообщений 11
#1 Тема от kisa 26-02-2019 13:03:17
Тема: Определитель спортивных рам ХВЗ
Важно!
Эта тема закрыта для комментариев и вопросов. Не смогли установить модель? Требуется уточнение? Спросите в соседней теме (регистрация не нужна): https://krokovod.org/forum/viewtopic.php?id=97
Материал охватывает спортивные модели ХВЗ примерно с 1960 года. Не забывайте сверяться с ещё одной соседней темой: https://krokovod.org/forum/viewtopic.php?id=26
«Старт-Шоссе» 1977-1978 годов выпуска посвящён отдельный пост: https://krokovod.org/forum/viewtopic.ph … 24#p124924
Трековые рамы в этой статье не рассматриваются.
«Спортом» может называться ЛЮБОЙ спортивный велосипед ХВЗ — от туринга до «спецзаказа»: https://krokovod.org/forum/viewtopic.php?id=83
«Туристом» в Сообществе принято часто называть любой туринг ХВЗ, независимо от надписи на раме «Спорт», «Турист», или «Спутник».
Модель ХВЗ В-541 «Спорт» условно рассматривается только последней серии, которая попадается чаще других. Вариациям этой интереснейшей модели посвящена отдельная тема https://krokovod.org/forum/viewtopic.php?id=794
Москва-80 — это уникальный велосипед, которых построено чуть больше полусотни, все они наперечёт известны, и стоят многие тысячи долларов. И он не имеет отношения к ХВЗ. А «Старт-Шоссе» с деколями в честь Олимпиады клепали почти три года в обычном темпе завода. Соответственно — выпущено десятки тысяч штук. Во избежание конфузов, следует называть их «Старт-Шоссе» олимпийской серии, «олимпийка».
Также следует знать, что шоссейные рамы ХВЗ можно разделить по геометрии на длинные (до 76 г — В-551,552,553,555), короткие (с 79г) и т.н. «мутные» (77-78 г). Разница между длинными и короткими описана здесь: https://krokovod.org/forum/viewtopic.php?pid=1837#p1837
«Мутные» имеют заниженную каретку и больший наклон рулевой по сравнению и с ранними, и с поздними выпусками. В случае 58 роста, горизонтальная труба «мутных» рам длиннее, чем на всех остальных шоссейниках ХВЗ (у которых горизонтальная труба одинакова, независимо от роста и года выпуска). https://krokovod.org/forum/viewtopic.ph … 24#p124924
Признаки спортивной рамы.
Прямые нижние задние перья с проштамповками для шины и системы (на дорожных рамах перья чаще всего, изогнуты в виде лиры):
Наличие бонок для прокладки тросиков к заднему тормозу и переключателю (переключателям) передач. Может отсутствовать в полном объёме на «спецзаказе», где проводка организована навесными элементами на хомутах. Тем не менее, хотябы бонка у заднего переключателя припаяна к раме СЗ. На более простых моделях установлен весь комплект бонок.
Наличие «петуха» для крепления заднего переключателя передач. На очень древних турингах, например, на В-33, отсутствует!
Отверстие в верхнем заднем мостике, приспособленное для установки клещевого тормоза — т. е. по касательной к колесу (на дорожниках отверстие предназначено только для крыла, и просверлено по радиусу колеса)
Спортивные рамы делятся на следующие категории:
1. Туринги (жаргонное — «туристы») под марками «Турист», «Спутник», «Спорт».
2. Массовые шоссейные велосипеды под марками «Чемпион», «Харьков», «Старт-Шоссе», «Спорт».
3. Шоссейные велосипеды более высокого уровня (жаргонное — «спецзаказы») под марками «Чемпион-Шоссе», «Спорт», «VELOSUPER».
Во избежание путаницы, на эти названия следует обращать внимание в последнюю очередь. Особенно — на надпись «Спорт».
Год выпуска рассматриваемых моделей, как правило, выбит на дропе:
На очень старых, начала 1960-х гг, рамах турингов он может оказаться также на подседельном узле сверху, вот здесь:
Серийный номер рамы, можно сказать, для нас ничего не значит. Они не расшифрованы, у массовой «олимпийки» они двух- (иногда трёх ) значные, при этом часто дублируются.
Рама может оказаться странной. Не всегда модель рамы «по железу» соответствует своей окраске и комплектации. Попадаются переходные экземпляры, или экземпляры велосипедов, на изготовление которых пошли рамы из задела для другой модели.
Бонки, деколи «Спорт» В-542 (без 01), 76 г:
Бонки, деколи «Турист», 79 г:
Бонки, деколи «Спутник», 80 г:
А по железу рама во всех этих случаях — от модели В-542-01 «Спорт» с манетками на выносе.
***
Попадается и смешение моделей на одной раме по железу. Велосипед 1982 года. Рама от обычного постолимпийского «Старт-Шоссе» по деколям и организации тросиков около каретки:
А вот её рулевая колонка — от «олимпийки»:
***
А вот рама, странная по деколям. По железу — типичный В-541. Это написано и на деколи подседельной трубы. Но на наклонной трубе гордо сияет имя. «Старт-Шоссе» — деколь от В-553. Хотя В-541 именовался «Спортом». Это не шоссейная рама, а типичный туринг — «турист», как мы говорим. Собственно, принципиальных различий с ХВЗ «Туристом» и нет, а написано.
***
Экземпляр в окрасе ещё «мутного», но рама уже «олимпийки» https://krokovod.org/forum/viewtopic.ph … 49#p180949
Кроме того, не оскудевают земли наши умельцами. Для понимания, что можно сделать с рамой, имея всего лишь газосварочный пост:
https://krokovod.org/forum/viewtopic.ph … 470#p80470
https://krokovod.org/forum/viewtopic.ph … 91#p102191
Методика определения предлагается такая:
В каждом посте находим одну свою картинку, и читаем, к каким моделям она относится. По мере последовательного сравнения Вашей рамы с фотографиями из разных постов, лишнее будет отсеиваться, модель уточняться.
Например, по первому посту мы отделим шоссейные рамы от туристических, а в случае туристической — поймём примерное десятилетие её выпуска. Причём сможем сравнить с годом на дропе, или уточнить его при неразборчивом оттиске.
#2 Ответ от kisa 26-02-2019 13:15:04
Re: Определитель спортивных рам ХВЗ
«Хохлома» (рисунок узлов рулевой)
С начала 1960-х годов рулевая колонка всех спортивных ХВЗ оформлялась похоже. Такое оформление на «Туристах» сохранялось до середины 1970-х гг, а на «Старт-Шоссе» — до конца (исключая олимпийскую серию 79-81 гг). Но есть и различия, позволяющие уточнить назначение рамы. На турингах («Турист», «Спутник», «Спорт») вот эти большие отверстия имеют меньший диаметр, а их окантовка — широкая:
На шоссейных моделях («Чемпион», «Харьков», «Старт-Шоссе», «Спорт») отверстия широкие, окантовка тонкая:
Рядом «туринговая» и «шоссейная» (со стрелочками) «хохлома». Разницу на фото лучше видно по нижним узлам:
На «Старт-Шоссе» олимпийской серии (1979-1981 гг) применялся упрощённый рисунок:
«Спецзаказ» («Чемпион-Шоссе») примерно до 1985 г:
Обратите внимание: даже на этих двух велосипедах одного года узлы несколько различаются.
«Спецзаказ» («Спорт», «VELOSUPER») примерно с 1985 г. Как видим, узел рулевой неотличим от «олимпийской» серии «Старт-Шоссе»:
Туринги («Спорт», начиная с В-542-01, «Турист», «Спутник») примерно после 1976 г имеют упрощённую штампованную рулевую с имитацией узла.
После примерно 1988 года с упрощённой рулевой «Туриста» исчез даже штампованный рисунок:
Как видно на фото, примерно в это же время заводская эмблема в виде накладного металлического шильда отошла в прошлое, уступив место деколи. То же произошло со «Старт-Шоссе»:
На поздних рамах Вы не найдёте ни шильдика, ни отверстий от его установки.
На ранних «Старт-Шоссе» маленьких ростовок, шильд не помещался между декорацией узлов, поэтому на заводе его крепили так:
#3 Ответ от kisa 26-02-2019 22:21:00
Re: Определитель спортивных рам ХВЗ
Подседельный узел.
Подседельный узел всех турингов ХВЗ можно считать одинаковым. Обратите внимание на характерную конфигурацию фиттинга горизонтальной трубы, её можно считать характерной для всех турингов ХВЗ, более, чем за 30 лет:
А у массовых шоссейных моделей есть некоторые отличия по годам. Узел «Чемпиона» В-551, «Харькова» В-552, «Старт-Шоссе» В-553, 555 и первых 155-411 до 1978 года, имел срез седловатой формы и декоративный «язычок»:
Подседельные узлы «спецзаказов» попадаются разные.
Вот несколько экземпляров «старых» (до 85 г) В-552И — «Чемпион-Шоссе». Один из узлов похож на стартоновский, два — оригинальных, с «язычком» на подседельной трубе:
На поздних, с 1985 г «спецзаказах» («Спорт»,«VELOSUPER»), подседельные узлы, в основном, с «язычком» на подседельной:
#4 Ответ от kisa 27-02-2019 17:10:02
Re: Определитель спортивных рам ХВЗ
Задние стойки и перья.
В первую очередь (многие в курсе), по оформлению верхних концов стоек, можно отличить «спецзаказы» от остальных спортивных моделей ХВЗ. Мы уже видели это выше на фотографиях подседельных узлов, взглянем ещё раз не на узел, а именно на законцовки стоек.
Верхняя часть стоек «спецзаказов» оформлена в виде «иглы шприца» — трубка срезана под углом и закрыта элиптической заглушкой:
На разных экземплярах трубка может быть срезана под несколько разными углами, соотвественно — элипс может быть больше или меньше. Кроме того, обычно заглушка имеет небольшой выступ, хотя он бывает очень слабо выражен:
Иногда законцовки СЗ могут оказаться и такими:
В интернете известен также велосипед, определённый как СЗ, с таким верхом стоек:
Остерегайтесь подделок «иглы шприца», точнее поделок умельцев. Наврядли это делалось для непорядочной продажи, скорее — для удовольствия, но при перепродаже в десятые руки рассказать могут всякое. Часто исполнены такие законцовки кустарно на вид, но бывают и очень качественные. Ничего технически плохого в этом нет, кроме дезинформации насчёт модели. Если Вы рассматриваете раму с «иглой шприца», как «спецзаказ», обязательно обращайте внимание на остальные признаки — в первую очередь, на узлы. Ведь «иглу» сделать настолько просто, что этим балуются просто для красоты собственного велосипеда: https://krokovod.org/forum/viewtopic.ph … 907#p82907
У массовых шоссейных и туристических моделей конец трубки оформлен в виде «пули»:
Больше для справки, чем для определения:
Сами стойки изначально на всех спортивных ХВЗ имели сложную, «тянутую» форму. В районе мостика — цилиндр, а к верхнему и к нижнему концу они сужаются в виде конусов. На шоссейных рамах это более ярко выражено, на туринговых — не так заметно, но есть. На «спецзаказах» конической выполнена только нижняя часть — от мостика к дропу, а верхняя — цилиндр.
На «спецзаказы» такие перья устанавливались всё время их выпуска.
На массовых шоссейных моделях — до конца 80-х годов. После, последние версии «Старт-Шоссе» (в том числе и самые поздние, которые назывались «Спорт»), получили такие стойки, как на «спецзаказе» — с конусом только в нижней части, и цилиндрическим верхом.
На турингах попытки сэкономить на этой детали наблюдались уже в 1980-м году. Например, на этой раме «Спутиник» задние стойки — просто цилиндрическая на всём протяжении трубка, ещё и меньшего диаметра, чем обычно:
К концу 80 — х простые цилиндрические трубки без оттяжки на конус устанавливались уже на все «туристы» подряд.
Немного о перьях, точнее — их толщины у каретки:
Рекорды бывают ранние и поздние, «ранние» заканчиваются приблизительно в 1968 году. У «ранних» перья как у коротких стартонов 20мм, у «шестизначных» дрокеров у всех только 22мм.
Спецзаказы В552И из хромансиля тоже до Олимпиады только с перьями 20, после — только с перьями 22. В 1981-83 переходные были, сделанные как получится.
Что интересно, у В-551 перья 20, но толщина больше на всей длине и перо тяжелее и жёстче, чем у стартонов.
#5 Ответ от kisa 27-02-2019 21:34:39
Re: Определитель спортивных рам ХВЗ
Мостики.
«Спецзаказы» В-552И, которые ещё «Чемпион-Шоссе», украшены трубчатыми мостиками с оформлением-усилением ромбиками. Иногда такие мостики попадаются на рамах более позднего выпуска. Часто также отверстие для тормоза усилено толстой шайбой, а то и специальной втулочкой:
Примерно после середины 80-х В-552И под маркой уже «Спорт», а потом и «VELOSUPER» оснащались мостиками в виде простой прямой трубки без излишеств, даже без развальцовки:
ВСЕ массовые шоссейные модели от «Чемпиона» В-551 до «Старт-Шоссе», который после развала обозвали «Спортом», имеют абсолютно одинаковые мостики — в виде трубки с развальцовкой по краям:
Иногда она бывает сплющена от кривых рук неудачного обслуживания:
Гораздо большим разнообразием радуют мостики «Туристов» (помним, что из-за принципиальной одинаковости обычно так называют все туринги ХВЗ, независимо от надписи на раме — «Турист», «Спутник», или «Спорт»).
В-33, В-34 и В-541, как правило, имели такой же мостик, как на шоссейных моделях — развальцованную трубочку.
На В-37 попробовали применить объёмный штампованный мостик:
Известны также В-34 1964 и В-39 1969 года с таким мостиком. Т.е. «переходных» годов, когда эти модели выпускались параллельно с В-37 — о подобной практике говорится под спойлером в первом посте.
С конца 1969 года на модели В-39 (уже в процессе её выпуска!) мостик соптимизировали в пользу штампованного вот такой конфигурации:
В конце 80-х гг, вместе с другими упрощениями (например — гладкой, «плоской», даже без узоров, штампованной рулевой) на «Турист» пришёл плоский жестяной мостик:
Справедливости ради, стоит заметить, что несмотря на страшненький внешний вид, со своей функцией он справляется лучше предыдущего, и в отличие от него, не отрывается.
#6 Ответ от kisa 28-02-2019 18:09:11
Re: Определитель спортивных рам ХВЗ
Дропы
Рамы массовых шоссейников с 1962 по 1976 год (модели В-552, В-553 и В-555 «Харьков» и «Старт-Шоссе») как по геометрии, так и по всем мелким признакам, описанным выше и ниже, полностью одинаковы. На первый взгляд. Однако, есть одно мелкое, почти неуловимое отличие.
Взгляните на их задние дропы. Дроп имеет облегчающее отверстие в виде треугольника.
Вот отверстия как раз и разные на этих моделях.
На В-552 «Харьков» самые крупные, «размашистые» треугольники среди всех рассматриваемых моделей. Окантовка самая изящная:
На В-553 «Харьков»/«Старт-Шоссе» передний край треугольника сдвинут назад, из-за чего треугольник стал немного меньше, а «мяса» дропа в этом месте стало больше:
На В-555 «Старт-Шоссе» треугольник уменьшили со всех сторон, тело дропа стало ещё массивнее:
На этой картинке также видна интересная деталь — ограничитель. Он задает оптимальное положение оси — на пересечении линий стоек и нижних перьев. После модели В-555 такие ограничители не попадаются.
Прокрутите перемоткой эти картинки, чтобы разница бросилась в глаза. Конечно, помним про переходные рамы тех лет, когда с одной модели переходили на другую (см первый пост). Попробуйте определить модель рамы на самом верхнем фото
«ǝɔɔоm-ɯdɐɯɔ» 555-ʚ
Дропы, подобные показанным выше В-555, устанавливались и на все последующие модели «Старт-Шоссе» до конца 80-х годов.
В конце 80-х гг дропы стали более резкими по форме, с более чёткими углами. И появился вот такой объёмный элемент:
Такие детали продолжили устанавливать и на последней, уже постсоветской редакции «Старт-Шоссе» по имени «Спорт».
Не совсем характерный дроп предсерийного выставочного В-551:
Дропы «спецзаказов» В-552И попадаются, конечно, разные. Но подавляющее большинство из них по форме повторяет таковые у «Старт-Шоссе», только с более чёткими гранями:
Дропы турингов ХВЗ вырублены из листа одним куском, из-за чего не имеют никакого рельефа. Между прочим, такой способ изготовления делает их гораздо более живучими, чем на тех же «Старт-Шоссе».
Дроп модели В-33 «Турист» изящен, и не имеет уха — «петуха» для переключателя передач. Переключатель этой модели устанавливался прямо на ось при помощи специального кронштейна:
«Спутники» и «Спорты» моделей В-34, В-37, В-39 и некоторой части В-541 имели похожий изящный дроп, только с «петухом» для переключателя:
Начиная с последней серии В-541, и до конца выпуска всевозможных вариаций «Туристов», то есть, все туринги ХВЗ с начала 70-х гг до 90-х гг имели вырубленный из листа усиленный дроп — с широким в задней части телом:
На некоторых моделях облегчающее отверстие имет другую форму. Например, на В-541 с 1967 г — полукруг.
Помимо самих дропов, на этих снимках видны и заделки перьев в них. Как видно, на «спецзаказах» они несколько отличаются по виду от массовых как шоссейных велосипедов, так и турингов. На «СЗ» такая форма наконечников получена простой обрезкой заготовок и запаиванием. А на массовых моделях концы перьев перед запайкой формировались в виде «пули».
Для общего развития можно посмотреть, как это делается в кустарных условиях (и представить производственные ) https://krokovod.org/forum/viewtopic.ph … 735#p82735
#7 Ответ от kisa 28-02-2019 21:10:50
Re: Определитель спортивных рам ХВЗ
Каретки.
Каретки всех «туристов» — турингов ХВЗ — одинаковы. Фиттинги для наклонной и подседельных труб обрезаны по прямой, без излишеств, а для перьев — имеют по два небольших декоративных выреза:
Каретки всех шоссейных ХВЗ также между собой одинаковы, включая, как правило, и «спецзаказ».
Вот каретка «Старт-Шоссе» для примера, на фото видим фигурно обрезанные фиттинги наклонной и подседельной труб:
Отличия некоторых моделей заключаются лишь в способе проводки тросиков передач у этого узла. Иногда на корпусе каретки, или рядом, есть для этого приспособления, иногда — нет. На подавляющем большинстве массовых шоссейных моделей от «Чемпиона» 1960-х до «Спорта» 1990-х, на узле каретки ничего нет, тросики проходят мимо, их оболочки упираются в бонки, имеющиеся на трубах рядом. Это мы и видим на фото выше.
Однако на «Старт-Шоссе» олимпийской серии 1979—1981 гг. тросики в районе каретки не имеют оболочки, и скользят по специальным направляющим, закреплённым на каретке:
На ранних «спецзаказах» В-552И «Чемпион-Шоссе» на каретке обычно также нет дополнительных деталей. Но нет и оболочек, тросики проходят по направляющим. Однако эти направляющие — отдельные самостоятельные детали, к раме не относящиеся:
На поздних В-552И («Спорт», «VELOSUPER») тросики проходят под кареткой, скользя по её корпусу. Для них припаяны направляющие — обрезки тонких трубочек:
Толщина нижних перьев у каретки на «спецзаказах» 22 мм (?), на массовых шоссейных моделях — 20 мм.
#8 Ответ от kisa 01-03-2019 22:07:54
Re: Определитель спортивных рам ХВЗ
Бонки и другие мелочи.
Бонки для тросиков.
На велосипеде В-551 «Чемпион», бонки в виде «пеньков» с направляющими кольцами, являются её изюминкой и визитной карточкой. Ни на одной другой модели таких нет (мы уже говорили то же самое о дропах этой модели). Если видим их на раме (убедившись, что это не самоделка) — это однозначно «Чемпион»:
После, на всех массовых шоссейниках ХВЗ, начиная с В-552 «Харьков» и до последних, уже несоветских наследников «Старт-Шоссе» под именем «Спорт», все бонки имели одинаковый вид — цилиндр вдоль «своей» трубы рамы:
Никаких отличий в бонках массовых шоссейников между моделями нет.
«Спецзаказы» очень часто бонками оснащены весьма негусто. Может оказаться, что на раме установлена всего одна или две бонки — для заднего переключателя на нижнем пере. В этом случае, трос заднего тормоза проложен в цельной рубашке, закреплённой хомутами:
А варианты организации тросиков переключателей СЗ около каретки показаны выше. На поздних «спецзаказах» чаще попадается полный комплект бонок. Сами детальки — такие же, как на «Старт-Шоссе».
Бонки турингов В-33, В-34, В-37, В-39, В-541 имеют говорящую кличку «пенёк»:
(В принципе, на «Чемпионе» тоже установлены те же «пеньки», только с направляющими кольцами.)
С модели В-542, бонки стали похожими на «шоссейные», показанные выше. Есть два микроскопических отличия: сами бонки имеют не цилиндрическую, а более изящную бочкообразную форму. И они крепятся на раме не пайкой, а контактной сваркой:
Такие бонки устанавливались на все туринги ХВЗ с начала 1970-х годов до конца выпуска.
С модели В-542-01 «Спорт» предусматривались манетки на выносе. Соответственно, на раме появились дополнительные бонки.
Что-то пошло не так, и на большинстве «туристов» манетки продолжили устанавливать на раму, оставляя эти бонки незанятыми. При том, что такая рама использовалась на разных моделях в соответствующей окраске. Это показано под спойлером в первом посте. Примерно после 1980 г эти бонки с рам исчезли.
Небольшой курьёз. В коллекции veloretro.ru есть 542-01 с манетками на выносе, которому не хватило такой рамы с дополнительными бонками, и оболочки тросиков вынужденно протянули через весь велосипед: http://veloretro.ru/pic.php?id=16&indx=6
Такое исполнение попадается и в объявлениях о продаже.
Крепление и фиксация манеток.
Раз речь зашла о «такелаже» — проводке тросиков, обратим внимание ещё на несколько мелочей в районе манеток.
По слухам, на «спецзаказах» мощных спортсменов не выдерживала и получала усталостные трещины наклонная труба у хомута манеток. Это неудивительно — труба эта прилично нагружена, а сильно затянутый хомут создаёт концентрацию напряжений. Поэтому, на поздних СЗ, по образцу иностранных велосипедов, хомут упразднили, и манетки стали устанавливать прямо на специальные оси, запаянные в раму:
Чтобы нарамные манетки не сползали, на всех шоссейных ХВЗ — как массовых, так и ранних «спецзаказах» (с манетками на хомуте) устанавливали упор хомута манеток:
Эта деталь характерна для всех рассматриваемых шоссейных ХВЗ, кроме В-551 «Чемпион», (у которого манетки на руле) и тех СЗ, где ось манеток впаяна в раму.
На большинстве турингов ХВЗ такая деталь отсутствует. Однако на некоторых В-39 «Спутник» и В-541 «Спорт» всё-таки попадается деталь аналогичного назначения, только выполнена она в виде низкого «пенька»:
С модели В-542 и В-301 в том месте установлен верхний кронштейн насоса, и хомут манеток упирается в него.
Кронштейны насоса.
На «спецзаказах» паяные кронштейны насоса не устанавливались. Иногда на фотографиях попадаются кронштейны на хомутах, совмещённые с креплением манеток и органайзерами тросиков:
На всех рассматриваемых массовых шоссейных ХВЗ, от «Чемпиона» до постсоветского СШ — «Спорта», кронштейны насоса одинаковы, и держат насос под горизонтальной трубой. В отличие от дорожных и туринговых, задний кронштейн представляет собой вилочку. Дело в том, что стандартный насос ХВЗ шёл в комплекте и гоночных велосипедов, но для накачки шин-однотрубок с ниппелем «преста», имел специальный вкручиваемый наконечник-переходник вместо шланга. Вот для удержания насоса за этот наконечник и предназначена вилочка:
На моделях В-33, В-34, В-37, В-39 и части В-541 паяных в раму кроншейнов насоса не наблюдается. В то время на турингах и дорожниках применялись кронштейны на хомутах, и хозяева самостоятельно могли установить насос на подседельную, или на наклонную трубу рамы.
Однако на поздних В-541 «Спорт» появился один паяный кронштейн на фиттинге наклонной трубы у рулевой:
Второй кронштейн устанавливался на хомуте.
С начала 1970-х гг, с модели В-542 «Спорт» и В-301 «Спутник» и до конца выпуска, на все туринги ХВЗ устанавливались на пайку два кронштейна насоса на наклонную трубу:
Кронштейны щитка цепи.
На некоторых экземплярах В-542 «Спорт» и В-301 «Спутник» (не на всех, и только примерно в 1974—1976 гг.) на раме имеются кронштейны для крепления щитка цепи:
Очевидно, предназначены они именно для «Спутника» с одной звездой спереди, но «по совместительству» попали и на некоторые В-542. На других моделях таких кронштейнов не замечено.
Старт-Шоссе. Часть 1. Новая жизнь старого велосипеда.
Занимался брат у себя в гараже наведением порядка и рассказал, что достался ему по случаю советский велосипед Харьковского велозавода (ХВЗ) под названием «Старт-Шоссе» 85 года выпуска.
Немного предыстории. Еще в детстве у моего отца был ХВЗ «Спутник» с переключением скоростей на раме и рулем баранкой. Я на нем много поездил и было желание купить шоссейник. Но когда речь зашла о новом велике, меня унесло в сторону какого-то китайского двухподвеса, от которого потом быстро избавились. Затем был уже более осознанный выбор. Опять же хотелось, что-то наподобие «Спутника», то есть посадка более менее шоссейная и руль обязательно баранкой, но колеса, подходящие под наши дороги. Так у меня появился Author Reflex 2010— гибридный велосипед с переделанным рулем на баранку и шоссейным манетками. Так шоссеный велосипед снова отошел на второй план до настоящего времени…
После того как узнал о наличии такого велосипеда в недрах гаража, сразу захотелось восстановить его. Причин на это было 2, историческая привязанность к данному велозаводу по отцовскому «Спутнику», а также давняя мечта получить полноценный шоссер. Ну и провел некую параллель. У отца был Москвич 412, брат купил себе такой же экземпляр и восстановил его. Я же ездил на отцовском велосипеде и мне попался отличный вариант сделать аналогичные манипуляции, только с велосипедом.
Полез в интернет и выяснил, что данная рама является самой лучшей для таких манипуляций в отличии от того же Спутника или Туриста. Даже целые форумы есть, посвященные теме восстановление велосипедов ХВЗ. Кто-то делает музейные экспонаты, кто-то делает небольшие изменения под современные компоненты и тут уже кто на сколько «болен» вкладывают в этот вел деньги и силы. Даже появился термин на эту тему «Крокодиловодство».
В общем в первую очередь нужно было понять, что хочется получить в итоге. Для себя выбрал путь создания недорогого шоссейника с элементами раритета.
В первую очередь было решено сразу заменить колеса, потому как трубки, даже если они и держат давление, могут в любой момент просто лопнуть в связи со сроком давности.
И сразу первая проблема. Старые рамы имеют ширину между задними перьями 120 (у некоторых 125 мм), а современные втулки имеют стандарт 135мм, всего 10 мм, но тем не менее просто так их не получить.То есть вопрос в первую очередь был расширять ли перья или же ставить задние втулки с трещоткам с 5-6 звездами. Такие запчасти оказалось очень сложно найти на просторах интернета. Поэтому решил все таки ставить современную втулку. Тем более, что в случае поломки рамы никаких трат на данный момент еще не понес и будет не так жалко. Почитал, что народ разгибает или деревяшкой перья выгибая их или используют шпильку, вставляю её между дропаутами и постепенно раздвигая в разные стороны. Выбрал второй путь. Купил 8мм шпильку на 1м и пару гаек с шайбами. И начал раздвигать, не забываю проверять геометрию подручным средствами (ниткой, штангенциркулем и линейкой). В итоге во время 3 попыток раздвигал раму на 165, 175 и 180мм, в итоге получил желаемые 135мм между дропами.
После этого можно было начинать закупаться запчастями, а в частности колесами (информация по комплектующим и ценам в конце). В наличии готовых вилсетов конечно не было, да и от текущего велосипеда у меня остались втулки после перехода с V-break-ов на дисковые тормоза. Решил немного сэкономить на этом и собрать на них новые колеса. В одном крупном и известном магазине Екатеринбурга нашел в наличии обода, и покрышки с камерами для шоссе. Даже за пару часов были готовы собрать их.
После первой попытки вставить заднее колесо столкнулся с проблемой, мешался передник переключатель. Временно его сдвинул вверх, поставил колесо на место. Скорей всего придется просто немного уменьшить дропы, чтобы переключатель не пришлось потом двигать.
Нынче хотел на гибриде менять систему в сборе: кассетку, цепь, звезды. В мае закупился. Но запчасти так и лежали, потому как нужно было докупить бонки для крепления передних звезд к шатуну, а также ждал замок цепи. Кассета была куплена 9 скоростная шоссейная, когда манетки стоят на 8 (это я уже потом понял, что немного ошибся). Но в итоге я решил ставить эти запчасти на старо-новый шоссейник. Кассету и цепь поставил, проверил работоспособность ничто нигде не мешает. Будем оставлять. Для замены передних звезд нужно покупать картридж и возможно перенарезать резьбу в каретке с метрической на дюймовую.
Запчасти:
Перед. Втулка Quando 32
Зад. Втулка Quando 32 (8 звезд)
Спицы Sapim Leader 2.00*284 32шт, 2.00*280 32шт, нипели Sapim Brass Polyax 14mm
Кассета Shimano Sora HG50 9ск 11-12-14-16-18-20-23-26-30T
Покрышки Schwalbe 28×1.00 Lugano K-Guard HS471 B/B-SK SiC
Камеры 700″ VEE 700×18/25c Велонипель 48мм
Обода Rainbow R300
Затраты
Спицы + нипеля 1487
Покрышки 2046
Камеры 464
Ободная лента 223
Обода 1360
Тросики, рубашки, наконечник рубашки 1052
Сборка колес 1800
Шпилька для раздвижения рамы 45,4
Зажим для подседельного штыря 134,44
Кассета 1675,49
Цепь 747,99
Замок цепи 265,9
Итого на данный момент 11301,22
Далее закупка переключателей, манеток на руль, процесс не быстрый и требует финансовых возлияний. По мере возможности будем закупаться.
Велосипеды ХВЗ
Свою работу Харьковский велосипедный завод начал в 20-х годах прошлого столетия. За всю историю завод выпустил более миллиона велосипедов различной категории, среди которых были и дорожные, и спортивные, и туристические. Важным моментом в истории фирмы является Олимпиада 1980 года. Тогда завод получил заказ на изготовление специальных моделей велосипедов для трека и шоссе «Рекорд» и «Чемпион шоссе» соответственно. После этого велосипеды ХВЗ стали пользоваться еще большей популярностью.
Сегодня же штат Харьковского велосипедного завода составляет 500 человек. На нем изготавливается продукция под брендом «Водан». В 2012 году Украинская почта сделала заказ на производство велосипедов специально для развоза писем и посылок.
Линейки велосипедов ХВЗ
За все время работы на ХВЗ было разработано более 30 моделей велосипедов для различных категорий людей. На нем изготавливались и детские, и профессиональные велосипеды. Некоторые модели обретали большую популярность в широком кругу людей, а другие выпускались в количестве пары экземпляров. Самыми многочисленными линейками велосипедов являются:
Особенности моделей великов от ХВЗ
Спутник
Спутник насчитывает 6 моделей. Данная линейка предназначалась для взрослых, так как детям было бы элементарно неудобно управляться с такой большой рамой. Особой популярностью «Спутники» пользовались у туристов. Они, и правда, были хорошими спутниками любого путешественника, потому что обладали хорошими техническими характеристиками, небольшим весом и неприхотливостью. Модель В-34 выпускалась в 60-е годы ХХ века. Она была оборудована ручными тормозами и тремя передачами. В дальнейшем данный велик только совершенствовался. Была и облегченная модель для занятия спортом ХВЗ 153-424 «Спутник».
Турист
Нетрудно догадаться, что данный велик был ориентирован именно для путешествий и преодоления больших расстояний. «Туристы» были оборудованы двумя багажниками на заднем и переднем крыле. Это позволяло без лишних усилий загружать велосипед рюкзаками и другим необходимым грузом. 4-хскоростная трансмиссия и узкие дорожные покрышки позволяли легче проезжать большие расстояния по дорогам.
Украина
Первая модель, которую начал производить Харьковский завод. Она же и пользовалась бОльшей популярностью. На этом велике можно было проехать практически по любой дороге с любым покрытием. Не зависимо от того, была это грунтовая или асфальтовая дорога, «Украина» проявлял себя всегда хорошо. Рама изготавливалась из стали, а колеса были размером в 26 дюймов. В комплекте шли крылья и багажник.
Старт-Шоссе
Старт-Шоссе – это олицетворение скорости в продукции ХВЗ. Данная модель велика была ориентирована в основном на спортсменов, причем не обязательно на профессиональных. Ее вес составлял чуть более двух килограммов, а технические характеристики ничем не уступали зарубежным конкурентам. Данный велосипед был оборудован 7-ю скоростями и клещевыми тормозами для шоссейников.
Спутники не растеряли популярность и в наше время
В последнее время реставрация и модернизация велосипедов становится все более распространенной. В основном реставраторы понимают, что купить новый байк даже с идентичными характеристиками намного проще. Тем не менее некоторые не упускают той возможности, что где-то в сарае нашелся старый «Спутник». Сегодня можно увидеть «рабочие «Спутники» не только у пожилых людей, но и у молодежи. Причем выглядеть эти велосипеды будут как новые.
Коллекционеры – еще одни люди, которые могут заинтересоваться старинной продукцией ХВЗ. Особое внимание они обращают именно на Спутники и Украину. Именно они являются приметой эпохи советской велокультуры. Это ни в коем случае не значит, что, например, спортивные модели чем-то хуже Туриста и Спутника. Просто вторые были сильнее распространены и популярны в советском велосообществе.
Заключение
Велосипеды ХВЗ – важная веха в истории советского велоспорта. На велосипедах этой фирмы можно было легко отправиться в лес за грибами и поучаствовать в соревнованиях. Данные велосипеды пользовались большой популярностью среди любителей и профессионалов. Они были помощниками туристу и забавой для ребятни.
Сегодня ХВЗ уже растерял былую популярность и оборот продукции не такой, как был в 60-80-е годы ХХ века. Тем не менее даже старинные модели, такие как Спутник, не остаются без внимания и по сей день.